Основная мысль сказки что такое досуг

Тема: богатство и выразительность языка сказок в.и. даля. сказка что значит досуг? подготовка к pisa цель урока: изучение особенностей сказок

Тема: Богатство и
выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка «Что значит досуг?» Подготовка к
PISA

Цель
урока:
изучение особенностей сказок В. Даля.

Ход урока

1.
Организационный момент

2.
Вступительное слово

После
53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего
литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это
был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское
географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

История
создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в
блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот
факт тоже имеет свою историю.

Последние
же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира Ивановича. Всего
словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные,
просторечные, диалектные и профессиональные термины.

Под
псевдонимом «Казак Луганский» Далем была написана и опубликована первая книга.
Книга под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту
гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками
ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» увидела мир
в 1832 году. После того, как ее изъяли из продажи, рукописный вариант
произведения был подарен Далем Александру Пушкину, чему последний был
несказанно рад. Свои пять «Русских сказок», представлявших вольную обработку
народно-сказочных сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под псевдонимом
Казака Луганского. Сборник сказок вышел под названием «Русские сказки, из
предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту
житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком
Владимиром Луганским».

3.
Работа по теме урока

А.С.Пушкин
так отзывался о сказках Даля:

“…Нам
ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского,
это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и
обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих –
бездна поэзии!”


Что значит записывать сказку?


Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?

(Обработка
сказки — это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).


Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

Учащиеся
записывают в тетрадях цепочку появления сказки.

(Народ
сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).


В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет моральное чувство,
будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство.
Рассмотрим это на примере сказки «Что значит досуг».


Чтение учащимися сказки по ролям.

Комментарии
для учителя

Сказка
начинается с того, что Георгий Храбрый дает задания лесным и домашним жителям
на день — медведю, волку, лисице, журавлю, кошке, гусю, дятлу, тетерке,
воробью, бабе-птице, корове, козлу, пчеле.

А
когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную
работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова
жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не
собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими
делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.

И
лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась
только одна.

Эта
сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его
делать. А отдыхать хорошо после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В
этом и есть главная идея сказки.


О чем эта сказка?


Какова главная мысль?

Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными
средствами. И среди них — использование описательной речи автора и речи
действующих лиц.

4. Анализ сказки «Что значит досуг?»

Работа
с таблицей. Учащиеся находят и подчеркивают ключевые слова, характеризующие
героя. Заполняют колонку «Характеристика героя»

Михайло
Потапыч, медведь

«..
работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в
работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще
было и лапу себе отдавил…»

Серый
волк

«местах
в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка
зарытого…, да опять на новое место перейдет»

Лисичка-сестричка

«…надушила
кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца
добиралась»

Кошечка

«…и
принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке,
… покою не дают…»

Козел

«…бритвы
не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»

«-
Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

Коровушка

«…жвачку
жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

Журавль

«…пять
десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

Гусь

«…принялся
было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»

«-
Так, — говорит, — и не стало делового часу»

Пчела

«Одна
пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не
жаловалась, не плакалась на недосуг»

Вывод:


Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

В
описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть
отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.


С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему
герою?


Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему
создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной
оценки:

а)
уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка,
коровушка);

б)
пренебрежительными (кошурка).

Для
описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (кошка-домоседка,
козел-бородач
).


Что делает язык сказки выразительным?

(Использование
эпитетов (шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным.
Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (сложить
срубом, серники, макитра и др.
) создает живые картины, где действуют
фольклорные персонажи.)

5.
Итог урока

Творчество
В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью
к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по
отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.

image001

image002

image003

6.
Рефлексия

7.
Домашнее задание.
Текст стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег».

В.И. ДАЛЬ. СКАЗКА
«ЧТО ЗНАЧИТ ДОСУГ?»

Георгий Храбрый, который, как
ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и
рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на
каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до
вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. —
Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху
нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не
затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал
ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток
да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал,
велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку
заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей
наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а
пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий
Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал
до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе
его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и
на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу
себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а
срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал
землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни
жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да
утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она,
вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле
слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за
урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех,
покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми,
шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять
выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли:
беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу
попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать,
поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные
спицы. — Ред.) растаскала.

Козел бритвы не успел выправить;
на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород,
ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё
приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще
вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к
судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да
вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще
пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было:
ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так
тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за
каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало
делового часу.

А тетерев всё время и мял и
топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что
глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток,
правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела
стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и
ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на
ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да
только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой
гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась
давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила,
ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась,
не плакалась на недосуг.

Этим вечером, 23 ноября, депутат Кнессета Амихай Шикли («Ямина») был гостем в студии 7 канала, где объяснил, что «нынешнее правительство построено на огромной слабости некоторых ключевых игроков, которые в данный момент не заинтересованы в уходе. Если Мансур Аббас покинет правительство без каких-либо достижений после вступления в партнерство с еврейскими партиями, он войдет в историю в арабском секторе».

«Если Гидеон Саар и Нафтали Беннет сейчас будут баллотироваться, они с абсолютной уверенностью финишируют ниже электорального барьера. Поэтому им очень выгодно всеми силами держать правительство [на плаву]. Лапиду придётся ждать, пока он займет пост премьер-министра, потому что ему было бы стыдно отказаться от этого», — утверждает он в интервью главному редактору 7 канала Узи Баруху.

По его словам, единственный человек, который может быть заинтересован в выходе из правительства, – это Бени Ганц, однако, Шикли не разделяет таких определений, как «разрушение» в контексте нынешнего правительства, но находит много недостатков в его поведении.

«Я согласен с тем, что использование таких терминов, как «разрушение дома» или «злонамеренное правительство» – преувеличено и не имеет ничего общего с реальностью. Однако определение «политической измены» по отношению к Беннету, которое я использовал, имеет, на мой взгляд, самое прямое отношение к реальности», — указал депутат партии «Ямина».

«Я не припомню ни одной парламентской конференции, на которую бы приглашались члены крайне-левых комиссий. Вчера мы слышали, что Хаим Шадми говорит о взятии в руки оружия и борьбе с поселенцами. Мы впервые видим в нашей стране коалицию, которая не является сионистской. В правительстве есть критическая масса явно не сионистских сил, таких как «Мерец», частично «Аводы» и РААМ, что, к сожалению, опасно», — добавляет Шикли.

Далее он отмечает РААМ не только как серьезную проблему в настоящее время, но и как проблему, которая может стать еще сильнее в будущем: «Тот факт, что РААМ получила относительный контроль над примерно 30 миллиардами шекелей, выделенными арабскому обществу, придаст им огромный импульс, и в будущем они станут доминирующей силой в арабском обществе…».

«Мансур Аббас – очень умный и искушенный человек. Он не тот человек, который может прийти и сказать: давайте ломать кости евреям. Но идеологически он – с «Братьями-мусульманами». Например, на этой неделе был с шокирующим варварством убит еврей. Так неужели он [Аббас] не может сказать ни одного слова, в котором было бы сочувствие или сострадание? Я ошибался насчет RAAM, и нет шансов на коалиционное партнерство с RAAM в будущем. Это – полноценные «Братья-мусульмане». В этом списке нет ничего умеренного», — заявил Шикли.

Хотя он голосует вместе с оппозицией, но говорит, что его критика в адрес Биньямина Нетаньяху не утихла: «Я не отрекаюсь ни от одного слова. Вся моя критика [в адрес] Нетаньяху не изменилась. Ситуация в Негеве или захвата палестинцами земель в Иудеи и Самарии в последние месяцы не возникли на пустом месте. Кстати, я всегда ценил его как национального лидера, умевшего добиваться успехов на дипломатическом и экономическом поприще. Сейчас мы вместе находимся в одном лагере».

Отвечая на вопрос о том, почему, не соглашаясь с «Яминой», он не уходит из нее? – Шикли сказал: «В ходе первого же разговора между мной и Беннетом, я понял, что он хочет, чтобы я ушел в отставку, если между нами возникнут тактические разногласия. Депутат Кнессета представляет мандат и электорат, который ставит правильную отметку [его деятельности]. Если бы у меня были разногласия по поводу конкретного шага, который он сделал, вы были бы правы. Но вы не можете требовать, чтобы я был соучастником государственного мошенничества».

«Общественность ни за что не простит Нафтали Беннета», — продолжил он, добавив: — «С точки зрения ценностей он представляет собой недостойный поступок в самом глубоком смысле этого слова. Мы поклялись, что такое правительство не будет сформировано ни на каком этапе. Идеологические основные обещания грубо нарушаются, и от них не остаётся ни следа, ни пыли. Мы сказали, что бросаем вызов «Ликуду», который ничего не сделал в Негеве, – но значит дли это, что решением является закон об электричестве? И в любом случае, мы бы обусловили это соглашением, но это тоже не сделано».

По оценке Шикли, Яир Лапид не будет баллотироваться в премьер-министры: «Он – добрый и приятный человек, но не годится для этой должности».

Наконец, он сказал, что пока не имеет четких планов на своё политическое будущее: «Я постараюсь собрать как можно больше власти, чтобы склонить чашу весов в пользу национального лагеря, выиграть ничью на политической арене и стать партнером в победе сторонников Израиля и сионизма. Это может быть либо «Ха-Ционут ха-Датит», либо «Ликуд», либо какая-то новая партия…».

Даль «Что значит досуг», как заполнить читательский дневник?

Владимир Даль «Что значит досуг» читательский дневник

Где найти примеры заполненного читательского дневника?

answer avatar

В читательский дневник можно записать так:

Виктор Драгунский «Сестра моя Ксения», из серии «Денискины рассказы».

Главные герои: Дениска, его папа и мама, новорожденная сестренка Ксюша.

Краткое содержание.

Дениска сильно скучал, поскольку мамы не было дома уже 10 дней. Тут прибежал взволнованный папа, размахивал телеграммой и объявил, что через час мама будет дома. Папа отправился ее встречать, а Дениска прибирался в квартире.

Мама пришла с каким-то свертком, это был подарок для мальчика. Там оказалась его сестренка. Дениска сначала растерялся, а потом весь вечер поглядывал на нее. Когда же стали купать Ксению, он подал малышке свой палец, чтоб не боялась. Та изо всех сил ухватилась за брата.В этот момент Дениска понял, что любит ее.

Отзыв: рассказ очень добрый и милый. Он описывает типичную ситуацию, когда в семье появляется второй ребенок и нужно дать время, чтобы привыкнуть к новому члену семьи.

answer avatar

В результате всех измерений выяснилось, что в удаве ровно тридцать восемь попугаев. А также длину удава можно измерять мартышка и и слонятами.

Главные герои произведения: удав, попугай, слонёнок и мартышка.

Мне кажется, что сказка учит не унывать и находить выход из любого положения, быть находчивым и весёлым.

Книжка поднимает настроение, замечательно подходит для дошколят и ребят младшего школьного возраста.

4KXGQ5vZ2i4407Kngqr1v6TgV49fMM4

answer avatar

Чтобы отпугнуть компанию дворовых ребят, которые периодически его «подавляют», он рисует себе синяк, приклеивает пластырь и берет у знакомого боксерские перчатки, а мальчишкам говорит, что тренер по боксу запретил ему драться, ведь он чемпион по боксу. Но ему, естественно, никто не верит.

Он объявляет себя великим гроссмейстером, но, по его словам, для победы над соперником из параллельного класса ему требуется фосфор. Весь 5 «А» начинает закармливать Диму фосфоросодержащими продуктами и не только ими, его водят в кафе, приглашают на семейные торжества, словом, создают все условия. Дима уже светиться начинает, но проигрывает два боя сопернику. Выясняется, что про шахматы он придумал, а про фосфор для мозгов прочитал в статье.

Капитан Соври-голова побивает троюродного брата сварить и съесть его новые кожаные ботинки и Димины старые кеды, ведь это часть подготовки к тому, чтобы стать великими путешественниками.

Главный герой произведения, безусловно, сам Дима. Это его неистощимая фантазия не дает покоя ему самому и его друзьям и близким. Несмотря на то, что от этого мальчишки много беспокойства и он постоянно что-то выдумывает, его оптимизм и жажда жизни вызывают огромную симпатию.

Особенно мне понравился непередаваемый юмор, с которым автор преподносит деяния главного героя и их последствия.

Основная мысль сказки что такое досуг

answer avatar

Сегодня существует несколько школьных программ, по которым в начальных классах дети знакомятся с литературой, но сказку Ершова «Конек-Горбунок» изучают во всех этих программах, хотя в разное время.

И следовательно, по какой бы программе не учился ребенок, ему все равно потребуется заполнять читательский дневник на эту сказку.

Есть разные формы читательских дневников, некоторые более полные, другие подразумевают совсем краткие ответы.

Самый простой читательский дневник должен содержать название и автора произведения, его жанр, главных героев и главную мысль, а также что-то вроде отзыва. В отзыве мы пишем свои мысли о прочитанном, свое отношение к любимому и не любимому герою.

Так же часто требуют сделать рисунок-иллюстрацию к произведению.

Всю информацию, которая может потребоваться ученику для читательского дневника можно найти на этом сайте. Кстати там же ученик может прочитать довольно полное, но все-таки краткое содержание сказки «Конек-Горбунок» достаточное для того, чтобы хорошо представить последовательность событий и главных героев.

JtojMsGXG2Ouu2kVRAyDHb3AAe1G3y8t

answer avatar

Читательский дневник можно заполнить следующим образом: кто автор; год написания; какой жанр произведения; кто главные герои; какое краткое содержание; какая главная мысль; чему учит; небольшой вывод.

Кто автор: Эдуард Успенский.

Год написания: 1974.

Кто главные герои: Дядя Фёдор, мальчик; Матроскин, кот; Шарик, пёс; Печкин, почтальон; Мама и Папа Фёдора.

В рассказе нам повествуется о мальчике Фёдоре, который ушёл из дома в деревню под названием Простоквашино.

Мысль повести заключается в том, что в жизни немалую роль играет крепкая дружба между людьми, которая помогает им всем вместе преодолевать любые трудности.

Учит тому, что нужно жить дружно, и решать любые проблемы мирным и дружеским путём.

Умейте ценить такие вещи как, доброта, преданность, настоящая дружба, доверие, и уважение.

Источник

Даль «Что значит досуг», как написать отзыв к сказке?

Владимир Даль «Что значит досуг» отзыв

Какой отзыв составить к сказке?

Где смотреть примеры отзывов к сказке «Что значит досуг»?

answer avatar

Я прочитала авторскую сказку известного писателя и собирателя русского фольклора Владимира Ивановича Даля «Что значит досуг». Сказка эта небольшая по объему, но весьма поучительная.

Начальник над всем животным миром Георгий Храбрый раздает всем зверям поручения, которые они должны выполнить к вечеру.

У каждого из животных своя задача, вполне посильная, если заниматься делом.

Вечером Георгий Храбрый отправляется на проверку, и выясняется, что все его подопечные весь день были заняты выполнением наказа Георгия, но результатов нет.

Кто-то не видел в этом своей выгоды, кто-то заигрался. В свое оправдание звери говорили, что трудились, но не досуг им было.

Лишь одна пчела к вечеру все дела успела переделать, так как без дела не сидела, а трудилась. Не искала поводы и причины, а работала и со всем справилась. Все потому, что не жаловалась на недосуг.

Сказка мне очень понравилась. Для себя я сделала вывод, что если есть задание, дело, работа, нужно его выполнять, а не отвлекаться и жаловаться. Дело закончишь, тогда и отдохнуть можно с чистой совестью и чувством удовлетворения от проделанной работы.

answer avatar

Словом, никто из зверей без дела не остался.

Когда вечером Георгий отправился проверять, что выполнено, оказалось, что толком никто ничего не сделал. Вроде бы все и делом занимались, а результата нет. И каждый в свое оправдание сказал, что ему было не досуг, у каждого зверя нашлась своя помеха для работы.

Вот, например, волк начинал рыть землянку, а как чуял, что нет в земли никакой добычи, так дело незаконченным и бросал.

Лишь одна трудолюбивая пчелка все за день успела переделать, да не жаловалась на недосуг, просто делала, что нужно, а не плакалась.

answer avatar

Это произведение Владимира Ивановича Даля, можно отнести к жанру авторской сказки.

Ведь сказка полностью придумана автором и им-же распределены роли.

Сюжет сказки строится на том, что Георгий Храбрый даёт с утра задания всем лесным жителям задания на предстоящий день, а в конце дня подводит итоги их выполнения.

И хотя с заданием справилась одна лишь пчёлка, становится ясно, что делу нужно посвящать всё своё время, а не делать его урывками. А время досуга наступает только после выполнения работы.

phgm5MlA4UXiteZLbEfCCDCRp8qesUt7

answer avatar

В авторской сказке Владимира Даля «Что такое досуг» начальник над всеми животными Георгий Храбрый раздает всем своим подчинённым задания, которые они должны выполнить за день.

В конце дня он проверяет, что сделали звери. Все, кто получил задания, с ними не справились и нашли этому оправдания. Как оказалось, недосуг им было.

Лишь одна пчёлка все, что нужно было выполнила, потрудилась и все успела.

Главные действующие лица этой поучительной сказки о лени и трудолюбии:

answer avatar

Авторские сказки всегда оригинальны, и сказка Владимира Даля тоже такая. В ней много слов, которые современному ребенку (да и многим взрослым) уже не знакомы, их значение придется поискать по сноскам или в словаре.

А когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.

И лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась только одна.

Эта сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его делать. А свои удовольствия получать на досуге, после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В этом и есть главная идея сказки.

К этой сказке подойдут пословицы:

Основная мысль сказки что такое досуг

answer avatar

Полезную сказку написал Владимир Иванович Даль. Но в этой сказке очень трудные незнакомые современным детям слова. Давайте составим план к этой сказке, чтобы легче было пересказывать ее на уроке.

1). Георгий Храбрый дал задания животным:

2). Никто из животных с заданиями не справился: медведь сруб не сложил, волк землянку не вырыл, лиса пух не нащипала, кошка за мышами бегала и чулки не связала, баба-птица рыбу в свой зоб сложила, воробей с соседом дрался, корова всё жевала, дятел дров не принес, тетерка глины не намесила, в общем никто не справился с работой.

Источник

Все лучшее детям

Что значит досуг — сказка Владимира Даля

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. — Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные спицы. — Ред.) растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Источник

Владимир Даль: Что значит досуг

Здесь есть возможность читать онлайн «Владимир Даль: Что значит досуг» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Русская классическая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

nocover

Что значит досуг: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Что значит досуг»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Владимир Даль: другие книги автора

Кто написал Что значит досуг? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

nocover

nocover

vladimir dal skazka o ivane molodom serzhante udaloj golove bez rodu bez plemeni sprost

vladimir dal skazka o ivane molodom serzhante udaloj golove bez rodu bez plemeni sprost

nocover

nocover

nocover

nocover

vladimir dal skazka o ivane molodom serzhante

vladimir dal skazka o ivane molodom serzhante

vladimir dal poslovicy i pogovorki russkogo naroda

vladimir dal poslovicy i pogovorki russkogo naroda

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

nocover

nocover

nocover

nocover

nocover

nocover

nocover

nocover

nocover

nocover

nocover

nocover

Что значит досуг — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Что значит досуг», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Даль Владимир Иванович

Владимир Иванович Даль

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Похожие книги на «Что значит досуг»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Что значит досуг» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

Источник

Библиотека для детей

Сказка Владимира Даля

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. — Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные спицы. — Ред.) растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Источник

  • Основная мысль сказки цветик семицветик для читательского дневника
  • Основная мысль сказки царевна несмеяна
  • Основная мысль сказки царевна лягушка для читательского дневника 2 класс
  • Основная мысль сказки хозяйка медной горы
  • Основная мысль сказки хитрая наука