Основная мысль сказки богатырь салтыков щедрин

Мы подготовили для вас несколько вариантов анализа сказки коняга салтыков щедрин. используйте наши примеры для написания своего сочинения на

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа сказки — Коняга (Салтыков Щедрин). Используйте наши примеры для написания своего сочинения на урок литературы.

Сочинение 1

Часто, за главными героями и даже животными, писатель скрывает реальные личности. В сказке описана вся боль и переживание автора за свое Отечество. Описание всей страны и народа, который попал под несправедливый политический режим и унижение, подвергающегося эксплуатации – это и есть образ Коняги. Автор описывает в сказке беспомощное положение крестьянства в России. Он не жалеет художественных деталей, для показа образа замученной, жалкой, уродливой лошади с разбитыми ногами и очень худыми ребрами.

Труд, который не дает возможности отдохнуть. Автор описывает природу как – «мать», для всех других; и как – «испытание» и «мучение» для Коняги.

Так как пишет и характеризует эти просторные поля Щедрин, никто не писал до него прежде. Бескрайние просторы полей были для мужика тюрьмой, своеобразной каторгой, которая длилась из года в год. Эти поля кормили чиновников и купцов, но лишали мужика всякой надежды на светлое будущее. Нет конца работе, мучениям, усталости. Конягу ждет лишь изнурительный труд. Он рожден, лишь ради того, чтобы трудиться. А в день, когда он перестанет трудиться, он помрет.

Неравенство в социальном мире описано в сказке с помощью сравнений Коняги и его брата, который живет в отличии от него — в тепле и более лучших условиях. Пустоплясу повезло, для него предпочли теплое стойло и овес, вместо голода и изнурительного труда.

Пустоплясы, в сказке Щедрина, не просто существовали за счет труда и работы Коняги, они позволяли себе вести умные разговоры о нем. В этих беседах не было ничего полезного и важного. Пустоплясы поражались силе воли Коняги. Его бьют, а он продолжает жить; его кормят одной лишь соломой, а он не сдается, продолжает жить.

Подобные пустоплясы, со временем, начали надоедать ему ценными советами. Мнения всех пустоплясов пусты и не имеют никакого значения, как их собственные жизни. Автор сказки говорит, что в пустых беседах, не рождается истина, а исчезает здравый смысл.

Народ – это огромная сила, но возможно ли ему предоставить свободу? Вот о чем размышляет писатель. Его народные сказки наполнены поучительными выводами, юмором и даже сатирой, которые направлены на сочувствие по отношению к обычному человеку, низшему социальному слою.

Сочинение 2

В данном произведении автор изображает весь русский народ, завуалировав этот образ в главного героя коня. Конь постоянно трудиться на поле, он худой, истощенный и слабый, это и есть состояние русского народа.

Главные герои произведения мужик и конь, пашут с утра до ночи, при этом их работе не видно ни конца, ни края. Вот так и простой народ, все крестьяне работают, не видя белого света. Тут есть известные представители знати и начинают хвалить мужика и коня, сами они физически не работают, а только придумывают различные законы и красиво выражают свои мысли.

Пока эти деятели размышляли о работе коня и мужика, те спокойно продолжали свою работу. В этой работе и огромном поле, автор сделал акцент на том, что скоро работа закончиться и мужик с конем будут свободны. Именно этим высказыванием автор и предсказал будущее всего русского народа.

Но пока это будущее очень далеко, поле оно огромное и бескрайнее, мужику и коню работать приходиться ежедневно и с самого утра до ночи. Ни мужик ни конь не видят в полях ничего связанного с красотой и поэзией, для них это постоянный каторжный труд.

У мужика и коня, торчат ребра, плечи и спина сгорблены, ноги побиты и изрезаны, вот результат работы на полях. И самое обидное после того как будет собран урожай ни конь ни мужик не получат достойного питания, одежды или отдыха. Дальше опять будет работа, постоянная усталость и нищета.

Вот почему автор в произведении намекает на то, что нужно менять данный уклад жизни. Ведь постоянно работая на благо своей страны, простые люди не имеют для себя даже элементарных продуктов питания и приличной одежды. А в образе пустоплясов, перед нами стали все высшие слои населения, которые не работают физически, а все блага получают благодаря народу.

Они просто осуществляют управление, но работать это им и не нужно. Ведь и так имеют все, что необходимо для комфортной и приятной жизни. Поэтому автор высмеивает положение народа, хотя одновременно ему и сочувствует. В итоге уже тогда автор видел, что грядут перемены и скоро измениться весь уклад жизни в России.

Ведь народ не должен постоянно работать из последних сил, ради того чтобы барину и всем знатным слоям населения жилось хорошо. Все люди должны быть равны иметь свои права и обязанности. Поэтому автор и предсказал скорые перемены, которые не принесли никакой радости для богачей.

Поэтому читая данную сказку нужно понимать все послания, которые автор отослал для читателя, какие мысли и боль народа хотел донести до каждого жителя нашей страны.

Сочинение 3

У дороги лежит и тяжело дремлет Коняга — забитая измученная кляча. После трудной работы хозяин выпряг его и отпустил покормиться, но ему не до корма: у него нет сил, ему лучше отдохнуть. Каждый день он трудится: летом пашет, зимой — «произведения» на базар возит. И если летом он ещё может пощипать сочную мягкую траву, зимой ему дают только прелую солому. Весной его на ноги жердями поднимают, настолько он обессилевший.

Ещё хорошо, что хозяин ему попался добрый: не обижает его, не бьёт, сам всеми силами помогает во время пахоты. Это обычный крестьянин, такой же несчастный, как и его конь. На большие расстояния раскинулась громада полей, будто внутри неё заключена сказочная сила, и только двум существам под силу её освободить — мужику да Коняге. Они исходили поле вдоль и поперёк, а всё равно нет ему конца и края. Другие могут увидеть в нём красоту природы, раздолье и простор, но для коня и его хозяина поле — кабала. Они чувствуют только боль, усталость, злосчастье, истязание. Никогда не закончится их каторжный труд.

Никому нет дела, что Коняге плохо и тяжело, что на его теле появляются новые раны. Даже корма ему отмеривается столько, чтобы он был в состоянии выполнить свою работу. У него нет ни жизни, ни смерти, а только бесконечное существование.

В полусне кажется Коняге, что мимо него идут пустоплясы. Согласно старому преданию, у старого коня было 2 сына — Пустопляс, который был услужливый и вежливый, и Коняга — неотёсанный и грубый. Отец долго относился к ним одинаково, но, наконец, постановил: отныне в этой жизни Пустоплясу — овёс, Коняге — солома. С тех пор так и повелось: Пустопляса поставили в тёплое стойло, постелили мягкую соломку, напоили и накормили пшеном, а Конягу отправили в хлев, бросили прелую солому, даже пить ему надлежало из лужи.

Однажды решил Пустопляс навестить брата, да удивился, что тот бессмертный. Его бьют, изматывают, голодом морят, а он всё живой. Ходят вокруг него сородичи-пустоплясы, ведут пустые и бессмысленные разговоры, почему он бессмертен. Может быть, потому, что настоящий труд даёт ему душевное равновесие, а может, потому что он к своей доле уже привык. Но тут просыпается мужичок, снова велит Коняге работать. Пустоплясы наблюдают за тем, как ладно у него дело спорится. Но они только и могут, что языками чесать, а Коняга продолжает свой непосильный труд.

Главные герои

В сказке 3 главных героя. Их описание и характеристика:

Коняга — обыкновенный рабочий конь, замученный и побитый, узкогрудый, с торчащими рёбрами и обожжёнными плечами, разбитыми ногами. У него понуро опущенная голова, свалявшаяся на шее грива, из глаз и ноздрей идёт слизь, отвисшая верхняя губа похожа на блин. На такой лошади много не наработаешь, но трудиться всё равно надо. Вокруг него летают оводы и мухи, забиваются в уши и ноздри, кусают в побитые места, но он только ушами ведёт от этих уколов. Он трудолюбивый, стойкий, смирившийся со своей судьбой, но грубый и неотёсанный. Каждый день он просто делает свою работу, не видит красоты природы, ведь поле, ветер и солнце приносят ему только мучение.
Хозяин коня — бедный крестьянин, добрый мужичок, который даром коня не калечит, не бьёт, старается помогать во время работы, руками упираясь в соху. После каждой борозды им с конём едва ли не смерть приходит, но всё-таки они продолжают работать.

Пустопляс — родной брат Коняги, который с детства был чувствительным и вежливым, поэтому ему выпала иная доля: он живёт в тёплом стойле с подстеленной мягкой соломой, ест овёс и пшено, горя не знает. Подобные пустоплясы начинают ходить вокруг Коняги, рассуждая о том, почему он бессмертный и как ему в работе помогают здравый смысл, жизнь духа и привычка трудиться. Они пустомели, ленивые, высокомерные, живущие сытой жизнью и даже не догадывающиеся, как на самом деле тяжело живётся работягам.

Жанр и направление

Жанр произведения — сатирическая сказка хотя сказочный элемент здесь мастерски вплетён в реализм, а в сатирическом ключе автор описывает только пустоплясов и их бессмысленные диалоги.

Салтыков-Щедрин ярко и живо рисует такие картины природы и тяжёлой русской жизни, какие редко можно встретить в русской литературе. После Некрасова ни у кого в творчестве не наблюдалось таких же стонов душевного голоса, возникающих из-за зрелища непосильного труда над нескончаемой задачей.

Основная мысль и идея

Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина — отклик на ситуацию, царящую в России второй половины XIX века. В произведении «Коняга» воплощена вся боль писателя за судьбу русского народа — бесправного, бессильного, угнетаемого несправедливым политическим режимом. Образы животных в его творчестве всегда являются аллегорией на вполне реальных людей или целый социальный слой.

Через образ Коняги автор показывает обычного крестьянина, простой народ, измученный каждодневной работой в попытках добыть себе кусок хлеба, но и его иной раз он не получает. Для кого угодно зелёные поля — это красота и раздолье, но крестьянин-трудяга находится здесь, как в тюрьме. У него нет перспектив, надежд на будущее, какой-либо радости в жизни и счастья. Читая это произведение, можно ощутить всю боль и безысходность, которую испытывает несчастный конь.

Предание о Коняге и Пустоплясе, приведённое в тексте произведения, кратко рассказывает, что невежественного, неотёсанного и норовистого Конягу сразу определили на трудовые работы, тогда как красивых коней с покладистым характером выбирали, чтобы впрягать в повозки помещиков. Они находились на хорошем счету, получали достойный уход и много корма. Кони вроде Пустопляса лишь издали наблюдали за тем, как изо дня в день пашут рабочие лошади. С первого взгляда и не сказать, что Коняга и Пустопляс — одного отца дети. Этим автор хочет сказать, что и крестьяне, и богачи — люди совершенно одинаковые, но социальное неравенство делает одних рабами, а других — хозяевами жизни.

Через образ четырёх пустоплясов автор высмеивает либералов, славянофилов, народников и буржуазию. Каждый из них, вне зависимости от своих идеологических взглядов, приходит в восторг от вида непосильного труда рабочего народа, понукает его и проводит время в бессмысленных спорах. Все они пытаются различными способами и теориями оправдать бедственное и угнетённое положение русского крестьянства. Но их споры глупы и абсурдны: в них не только не рождается истина, но ещё и пропадает последний здравый смысл, растворяется адекватный взгляд на проблему социального неравенства.

Анализ сказки богатырь салтыков щедрин

Краткое содержание сказки

В литературной работе присутствуют гиперболы — рост богатыря с версту; гротески — страшный храп, который всех пугает, длительный сон без пробуждения; острая ирония — Баба-Яга — мать для витязя.

Богатырь и народ

Главные персонажи представлены русским народом и Богатырём. Могучий атлет был рождён для защиты Родины от неприятеля, но не оправдал надежд перед своими людьми. Российское племя долготерпеливо и верит, что в наиболее трудные времена ему поможет богатырь.

Второстепенные персонажи — матерь силача Баба-Яга, Иван-Дурак, который понял подлинное положение могучего молодца, а также враги русской страны.

Анализ сказки богатырь салтыков щедрин по плану

Сказочный силач появился на свет для защиты родного края. Непродолжительное время вершил великие дела: несколько вырванных с корнями дубов, беспробудные сновидения, устрашающий храп.

Богатырь наводил страх на всех вокруг, он обычно погружался в сон и так накапливал силу.

Характеристика русского народа:

  • способен превозмочь все невзгоды;
  • трудолюбив и безропотен;
  • покорён правительству;
  • героичен.

Враги остереглись нападать на Российское государство, где население боится уснувшего исполина. Русская сторона и её народ постоянно надеются. Когда звали на помощь, успели передраться между собой, многие беды перенесли, но продолжали веровать в Спасителя.

Нападение врагов-супостатов

Российский народ безмолвно переносит лишения, терпит все невзгоды. Разумеется, необходимо быть смелыми и уметь бороться против несправедливости.

Так прошла тысяча лет. Все это время силач беспрерывно спал. В ту сложную пору случилось, что совершили набег на родную землю жестокие враги. Русские люди возопили, но от Богатыря не было слышно даже храпа в ответ.

 анализ сказки богатырь

Отправились искать силача-защитника. Затем Иван-дурак разворошил дупло, в котором спал атлет, и явился перед народом этот исполин, но он до самой шеи был изъеден змеями.

Главная мысль произведения «Богатырь» Салтыкова-Щедрина — насущная необходимость свергнуть самодержавие в Российском государстве. Спящий витязь представляет собой плеяду самодержцев. Они крайне далеки от населения, их заботит лишь собственное спокойствие и личные заслуги прошлых лет. Русскому племени, конечно же, не нравится такое положение вещей, в обществе начинают появляться революционные волнения.

Баба-Яга — неоднозначная героиня в Салтыковской сказке. Она совершает как злые, так и добрые поступки, это зависит от её настроения.

В давнюю пору мудрые правители объединили Русь, сделав её Великой, отстояли и расширили границы своей земли. Помня о былых войнах, о подвигах русских воинов, о героизме и мужестве народа, враги длительное время не осмеливались нападать, но, прознав о долгом сне императора, обрушились на Российскую страну. Но прошла тысяча лет, европейские соседи перестали принимать спящую Русь. Русский народ оставался жив только благодаря одной вере и почитанию минувших подвигов.

Сказка была напечатана для широкого круга читателей гораздо позже её создания — лишь в советский период в 1922 году. Когда литературный труд был завершён, о нём стало известно только избранному кругу в самодержавной России.

Основная идея

Провокационная и изобличающая сказка порицает существующую власть в стране. Автор отмечает, что правительство полностью оторвано от своего народа, оно сознательно закрывает глаза на людские горечи и страдания.

Вопросы самодержавия

Писатель в свойственной ему манере остроумно и едко высмеивает пороки современного ему общества. Салтыков-Щедрин родом из знатных дворянских кровей. Жил и создавал свои литературные работы в России XIX века. Сатирическое сказание о сне исполина невелико объёмами, но сложно своим идейным содержанием.

 анализ сказки салтыкова щедрина богатырь

При прочтении сказки складывается мнение, что она о силаче, который проспал собственную жизнь в дупле дерева, когда ему по плану следовало бы оберегать родную землю и русский народ от набегов жестоких врагов.

При более внимательном рассмотрении становится ясно, что в храпящем Богатыре рассматривается самодержавное правительство Российского государства. Оно не оправдывает потребности и ожидания своего населения.

В тексте сказочной истории легко различимы старорусский слог, русский дух, народные традиции. Также без затруднений угадываются российские люди, которые боятся всего вокруг, в том числе грозного храпа из дупла, и уповают на спасителя, что обязательно когда-нибудь придёт.

Самодержавие у Салтыкова-Щедрина имеет следующие характеристики:

  • жестокость;
  • равнодушие к людским судьбам;
  • забота только о личных выгодах.

В волшебной стране племя русичей самостоятельно себя изводило, да так, как враг никогда не сможет. Когда вражьи полчища напали на русскую землю, оказалось, что спящий силач давно умер в дупле. Автор иносказательно доносит мораль, что нельзя полагаться на пустые обещания правящего класса и обманывать самих себя.

Народ бесконечно терпит непомерные пошлины и поборы, напрасно ожидая защиты от тяжёлых бедствий.

Значение литературного произведения

Салтыков-Щедрин художественным сочинением «Богатырь» высказывает протест против немого подчинения перед деспотичной российской действительностью. Автор возмущён и призывает разбудить давно спящего русского богатыря, чтобы прекратить народные страдания.

Богатырь салтыков щедрин

Разумеется, такие сложные процессы — дело не одного дня. Чтобы преобразовать общество и уклад страны, потребуются сотни лет. Но если не стремиться к улучшениям, они никогда не наступят. Следует избавиться от привычки замалчивать своё мнение, держаться в стороне от общественных и политических процессов в государстве, не высказывать собственное несогласие в ситуациях, когда это жизненного необходимо.

Главный смысл сказки — требуются изменения, народу нужно усвоить урок и перестать быть Иванушкой-дурачком, который осознаёт недостатки, но бездействует. В «Богатыре» есть призыв противостояния против самодержавия.

В своих литературных трудах писатель особенно уделяет внимание теме крепостного права и изжившего себя самодержавия. Есть в произведении Салтыкова-Щедрина анализ ошибок, совершённых Российским правительством. Витязь испокон веков является символом надёжности и сохранности, это обозначение русской силы и символ справедливого властвования. Но он, к сожалению, растерял себя по причине собственной лени.

Жанр сказки позволяет аллегорично продемонстрировать отношения в обществе через образы животных и волшебных персонажей воплощены социальные типажи. В произведениях Салтыкова-Щедрина рассматривается конфликт самодержавия и народных масс, столкновение господ и работников. Здесь отражены различные направления общественной мысли, описывается обывательский подход, рассматриваются вопросы морали и нравственности.

Михаилом Салтыковым-Щедриным написано огромное количество повестей, рассказов, сказок, главные вопросы, рассматриваемые в его литературных произведениях — тема власти и счастья русского народа.

Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Богатырь» — смысл, идея и тема произведения

Конспект
урока на тему: Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.

«Хотя
животные, а все-таки цари…»

Корбова Марина
Александровна,

преподаватель русского языка и литературы

Бюджетное учреждение

профессионального образования

«Нижневартовский политехнический колледж»,

г.Нижневартовск

Эти слова с успехом
можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл
сказками «для детей изрядного возраста». На уроке необходимо выделить несколько
главных положений:

  1. «Сказки» — это
    своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они
    создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 28
    созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.
  2. Изучение »
    Сказок » предполагается в контексте соотнесения социального и
    общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах
    писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою
    жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек
    способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно
    потерять себя. (Таков герой сказки «Премудрый пискарь» — от слова «писк» ,
    т.к. рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк).
  3. Сказки
    Салтыкова-Щедрина — это не речь народа-сказителя. Это
    философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал
    писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить
    сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них
    общие и отличительные черты.

Сказки
Салтыкова-Щедрина

Сказки
русского народа

Общие черты

Зачин

сказочный сюжет

фольклорные выражения

народная лексика

сказочные персонажи

концовка

Отличительные черты

Сатира

Сарказм

смешение категорий
добра и зла

нет положительного
героя

уподобление человека
животному

Юмор

гипербола

победа добра над злом

положительный герой

очеловечивание
животных

  1. О чем же учил
    думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного
    возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты
    сатиры Салтыкова-Щедрина?
  • правительственные
    круги и господствующее сословие;
  • обывательски
    настроенная (либеральная) интеллигенция;
  • бесправное
    положение народа в России, его пассивность и покорность;
  • бездуховность.
  1.  
  2. Сатирические
    приемы, используемые в сказках писателем:

а) Разные способы смеха:

    • ирония  —
      осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое
      высказывание, а противоположное;
    • сарказм  —
      едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для
      человека и общества;
    • гротеск  —
      предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического,
      нарушение границ правдоподобия.

б) Иносказание, аллегория  — иной смысл,
скрытый за внешней формой. «Эзопов язык»- художественная речь, основанная на
вынужденном иносказании.

в) Гипербола — чрезмерное преувеличение.

На примере сказки «Дикий
помещик» учащиеся под руководством учителя находят приемы сатирического
изображения действительности Салтыковым-Щедриным.

В заключение урока
учитель сообщает учащимся основную проблематику сказок Салтыкова-Щедрина и
особенности сатирического изображения действительности в «Сказках» . Эти
сведения школьники могут записать в виде таблицы:

Сказки М. Е.
Салтыкова-Щедрина

Проблематика

Художественные
особенности

самодержавие и
угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

отношения мужика и
барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»)

положение народа
(«Коняга», «Кисель»)

подлость буржуазии
(«Либерал», «Карась-идеалист»)

трусость обывателя («Премудрый
пискарь»)

правдоискательство («Дурак»,
«Христова ночь»)

фольклорные мотивы
(сказочный сюжет, народная лексика)

гротеск (переплетение
фантастики и реальности)

«эзопов язык»
(иносказание и метафоричность)

социальная сатира
(сарказм и реальная фантазия)

обличение через
отрицание (показ дикости и бездуховности)

гиперболизация

Дома
можно предложить учащимся прочитать одну-две сказки Салтыкова-Щедрина и
попытаться проанализиров
ать ее, используя материалы урока.

На втором уроке главное
внимание следует уделить развитию речи и предложить учащимся на выбор следующие
задания:

  1. Анализ сказки,
    прочитанной дома.
  2. Пересказ народной
    сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.
  3. Написание собственной
    сказки в духе Салтыкова-Щедрина.

Примерный план анализа сказки:

  1. Основная тема
    сказки (о чем?).
  2. Главная мысль
    сказки (зачем?).
  3. Особенности
    сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  4. Особенности
    образов сказки:

а) образы-символы;

б) своеобразие животных;

в) близость к народным сказкам.

  1. Сатирические
    приемы, использованные автором.
  2. Особенности
    композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
  3. Соединение
    фольклорного, фантастического и реального.

В слабом классе можно
организовать коллективный разбор сказки » Медведь на воеводстве » ,
т. к. она является переходным мостиком к изучению » Истории одного города
«.

Параллели сказки »
Медведь на воеводстве » (1884 г.) и романа » История одного города
«:

  • лесная
    трущоба  — город Глупов.
  • Топтыгин, Осел,
    Лев  — градоначальники.
  • лесные
    мужики  — глуповцы.

Справка из словаря С. И.
Ожегова:

Трущоба  а)
труднопроходимое место (лес, бурелом);

б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно
застроенная часть города, обычно на окраинах, где живет беднота.

Особенности
субъективно-авторского значения слова » трущоба » у
Салтыкова-Щедрина:

Трущоба  — это
слово-образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое
значение шире за счет подтекста, т.к. это эзопова речь. В центре сказки жизнь в
лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы
традиционны: Медведь, Орел, Лев,  — но они приобретают дополнительные
нюансы. Лев  — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен,
неграмотен. Резолюцию » нацарапал «.

Таким образом,
Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.

Почему же сказка была
под запретом до 1906 года? (Предполагают, что в образах сказки современники
угадывали черты правительства:

  • Лев —
    Александр III,
  • Осел  —
    1-й советник Победоносцев,
  • Топтыгин I и
    Топтыгин II  — граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев
    )

Урок по теме: «Мрак времен».
Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина

«История одного города». Замысел,
история создания, жанр и композиция романа.

В
первой части урока учитель сообщает о замысле, истории создания, особенностях
композиции романа. Затем идет работа над главой «Опись
градоначальникам».

Вопросы на выявление
восприятия:

  • Что обозначает
    слово «Опись?
  • Почему автор
    назвал главу «Опись градоначальникам»?
  • Это оговорка
    писателя или нет?

Нет, не оговорка. Автор
использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать
читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки,
действующие по заданной программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос
о жанре романа.

Что же такое
«История одного города» в жанровом отношении?

Сатира на самодержавие,
величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман
о парадоксах человеческого существования?

Вопрос остается
открытым, т. к. каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу. Может
быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о
которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.

Уроки
87 — 88. «Ужаснитесь, устыдитесь, задумайтесь!» Сатирические
приемы изображения градоначальников в романе.

В центре урока —
размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу
уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить
таблицу-характеристику правителей города по следующему плану:

  1. Фамилия, имя,
    отчество градоначальника. Обратить внимание на говорящие фамилии,
    фамилии-клички.
  2. Внешность и черты
    характера.
  3. Методы
    управления.
  4. Жизнь народа в
    период правления каждого градоначальника.
  5. Исторические
    аналогии.
  6. Сатирические
    приемы, использованные автором для создания образа.
  7. Авторская
    позиция.

Первая группа работает над главой
«Органчик» и отбирает материал о Дементии Варламовиче Брудастом.

Вторая группа — о Семене Константиновиче
Двоекурове.

Третья группа — о Петре Петровиче Фердыщенко.

Четвертая группа — о Василии Семеновиче
Бородавкине.

Пятая группа — об Иване Пантелеиче Прыще.

Шестая группа — об Эрасте Андреевиче
Грустилове.

Седьмая группа — об Угрюм-Бурчееве.

В ходе ученических исследований школьники
заметят приемы сатирического изображения героев, использованные
Салтыковым-Щедриным в романе:

  1. Приемы типизации
    сатирического образа-персонажа.
  2. Гротеск в
    изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения.
  3. Пародирование
    законодательных документов.
  4. Стилизация
    повествования под слог летописцев-архивариусов.
  5. «Эзопов»
    язык.

Таким образом, перед
глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких
управителей города (а значит — страны), т. к. границы города Глупова
расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и
губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение
негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный
террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный
город», «Соломенный город»).

Заключительную часть
урока можно посвятить обучению сопоставительному анализу эпизодов из романа и
выявления их роли в повествовании. В работе с классом следует также обратить
внимание на проблемы развития речи и умения «вчитываться в текст»,
находя в нем детали, помогающие более глубокому его пониманию.

Для сопоставления
возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах
«Органчик» и «Подтверждение покаяния». Это поломка головы
Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым. На предыдущих уроках школьники уже
изучали образ Брудастого и выявляли обобщающий смысл щедринского гротеска 
— органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две
«мелодии», которых вполне достаточно для победного управления
глуповским народом.

При знакомстве с образом
Угрюм-Бурчеева учащиеся также уже определили смысл его идеи уравниловки всех
глуповцев. Поэтому на уроке учитель вначале сосредоточит внимание учащихся на
самом факте поломки органчика.

  • Действительно, а
    есть ли причина аварии этой государственной машинки? (Для ответа на
    этот вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был прекрасный
    весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно
    взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки,
    теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали
    страшного судьбища. Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел, и на лице
    его впервые увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они
    тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по
    крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами
    видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошел всех
    обывателей и хотя молча, но благосклонно принял от них все, что следует.
    Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот… И
    вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это
    таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его
    глаза. «П…п… плю!»  — наконец вырвалось у него из уст;
    с этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в
    открытую дверь своей квартиры».
    ) Обратим внимание учащихся на
    необычные детали: «прекрасный весенний день», «приветливая
    улыбка»; ведь у Салтыкова-Щедрина даже пейзаж в его произведениях
    сатирический. В чем же здесь дело? А просто начальник
    «улыбнулся»! Машина государственности вдруг заработала в не
    свойственном для нее режиме — режиме естественности, человечности. И
    сломалась.

Вот эта-то несовместимость идеи
государственности и идеи человечности, неестественности и «естества»
доводится Угрюм-Бурчеевым до предела. Результат  — катастрофа, начало
которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку  —
нет. «Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил
полюбоваться на произведение своего гения, но приблизившись к реке, встал как
вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной
плотины в беспорядке уплывали вниз по течению, а река журчала и двигалась в своих
берегах, точь-в-точь как за день тому назад».

  • Почему план
    Угрюм-Бурчеева сорвался? Что хотел покорить он? (Природу,
    «естество». Но природа не покорилась, отказалась повиноваться
    мертвящей воле «мрачного идиота». «По-прежнему она текла,
    дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой
    представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее
    время водой». Главное в описании реки не детальное изображение
    конкретных примет природы. Река здесь как символ. Символ жизни.
    «Вода» в понимании писателя — это начало вечное, живительное,
    щедрое к человеку. «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала
    наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и
    глубже прокладывала себе ложе»
    ).

Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в
проявлении Оно и «прекращении истории». Взбунтовавшееся
«естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный
бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что
единственные цели, которые преследует идиот, — погасить солнце, провертеть в
земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть
их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север
потемнел… История прекратила течение свое».

  • О какой истории
    идет речь? Угрюм-Бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории
    человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и
    не задумывается о будущем?

Таким образом, финал
произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные
трактовки в литературоведении:

а) Появление
«Оно» означает предсказание народной революции.

б) «Оно»
знаменует начало еще более жестокой реакции.

А, может, это пришло
спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях
города Глупова, т. е. о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у
него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело
смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей как ходок Евсеич, который
посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта, и народ
непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив
есмь!»

Может быть, вслед за
Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с
детства знал и научился прекрасно понимать Библию, в особенности Евангелие,
сыгравшие уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает
впечатление от соприкосновения с «книгой книг»: «Таким
животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный
жизненный переворот… Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия,
заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой
совести
«. Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных
и оскорбленных», борцом против духовного рабства, поэтому он
восклицает: «Я не дам в обиду мужика!», свято верит в его силы, в его
живую душу.

В сатирической сказке «Премудрый пескарь» (1883 год) Михаил Салтыков-Щедрин отразил современное ему общественное явление, распространенное среди интеллигенции, которая была озабочена только собственным выживанием. Несмотря на то, что произведение было написано более ста лет назад, оно не теряет своей актуальности и сегодня.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Название произведения:«Премудрый пескарь» («Премудрый пискарь»)
Жанр: сатирическая сказка
Год написания: 1883
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2007

Главные герои и их краткая характеристика

Премудрый пескарь — глупый, робкий, бесполезный. Никому не желал добра, никто про него и не вспомнил.
Родители пескаря — умные, осторожные, наученные горьким опытом.
Прочая рыба — щуки, раки.

Краткое содержание и сюжет

Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные. Умирая, старый пискарь учил сына глядеть в оба. Понял премудрый пискарь, что вокруг его подстерегают опасности: крупная рыба может проглотить, рак клешней перерезать, водяная блоха замучить. Особенно боялся пискарь людей: еще его отец однажды чуть в уху не угодил.

Поэтому пискарь выдолбил для себя нору, в которую мог попасть только он. Ночью, когда все спят, выходил прогуляться, а днем – «в норе сидел и дрожал». Он недосыпал, недоедал, но избегал опасностей.

Как-то пискарю приснилось, что он двести тысяч выиграл, но, проснувшись, обнаружил, что у него из норы полголовы высунулось. Почти каждый день у норы его поджидали опасности и, избежав очередной, он облегченно восклицал: Слава тебе, господи, жив!.

Боясь всего на свете, пискарь не женился и детей не имел. Он считал, что раньше и щуки были добрее и окуни на нас, мелюзгу, не зарились», поэтому его отец еще мог позволить себе семью, а ему как бы только самому прожить.

Прожил премудрый пискарь таким образом больше ста лет. Не было у него ни друзей, ни родных. «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». Уже и щуки начали хвалить его, надеясь, что пискарь их послушает и из норы выберется.

Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать. Размышляя над собственной жизнью, пискарь понимает, что он бесполезный и если бы все так жили, то весь пискарий род давно перевелся бы. Решил он вылезти из норы и гоголем по всей реке поплыть, но снова испугался и задрожал.

Мимо его норы проплывали рыбы, но никому не было интересно, как он до ста лет прожил. Да и премудрым его никто не называл – только «остолопом», дураком и срамцом.

Пискарь впадает в забытье и тут снова привиделся ему давний сон, как он двести тысяч выиграл, да еще и «вырос на целых поларшина и сам щук глотает. Во сне пискарь случайно выпал из норы и вдруг исчез. Возможно, его щука заглотила, но скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Отец и мать учили пескаря быть осторожным. Отец приводил пример с ухой, в которую он чуть не попал. Решил пескарь выдолбить норку и покидать ее лишь по ночам и в обед. Ни рак, ни щука не поймали пескаря и прожил он более ста лет. Стал пескарь жалеть, что никто его не уважает, и не любит. Приснился ему приятный сон, высунулся он из норы и умер.

План пересказа

  • Советы отца
  • Как отец в сеть попал.
  • Как отец ухи избежал
  • Новая нора и план жизни
  • Пескарь следует плану
  • Сон про двести тысяч
  • Рак и щука
  • Столетний юбилей
  • Рассуждения о роде
  • Кто его вспомнит?
  • Приятные забытье
  • Смерть пескаря

Основная мысль

Жить нужно делая добро и принося пользу, чтобы людям было что вспомнить о тебе.

Чему учит

Сказка учит не боятся трудностей и опасностей. Учит жить смело и уверенно. Учит делать людям добро. Учит приносить пользу. Учит продолжать свой род. Учит тому, что долгая жизнь не залог полезной жизни. Учит рисковать, вести активный образ жизни, получать от жизни удовольствие.

Отзыв и что понравилось

Это очень назидательная история. Пескарь думал лишь о том, чтобы его никто не съел, он всю жизнь дрожал, боялся. И получилось так, что хоть и прожил он более ста лет, да только настоящей жизни не видал. Нечего ему вспомнить перед смертью, только свои собственные страхи. Не жаль его нисколько.

Вывод и мое мнение

В образе премудрого пискаря автор изображает человека, который никому не принес радости, не сделал ничего хорошего для общества и для людей. Он боялся только за свою совершенно бесполезную жизнь, которая и ему-то самому никакого удовольствия не доставляла. Пескарь прожил до ста лет, но кому от этого стало лучше или хуже?

Пословицы

  • Волков бояться, в лес не ходить.
  • Боязливому и своя тень страшна.
  • Двух смертей не видать, а одной не миновать.
  • Живут один раз, не потом, а сейчас.
  • Кто людей любит, того жизнь голубит.

Словарь новых и незнакомых слов

Аридов век — долгие годы, большой промежуток времени
Хайло — глотка.
Шваркнуть — бросить во что-то.

Цитаты из текста

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаил Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Впервые опубликована сказка была в этом же году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Название произведения: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Жанр: сатирическая сказка
Год написания: 1869
Издательство: Азбука-Классика
Год издания: 2017

Главные герои и их краткая характеристика

Два генерала – глупые, недалекие, жадные и совершенно бесполезные для общества господа.
Мужик – толковый, сноровистый, трудолюбивый, но рабски покорный мужик, не осознающий своей истинной силы.

Краткое содержание и сюжет

Жили в одной регистратуре два генерала. Там родились, выросли и состарились. И ничего делать не умели, даже слов нормальных не знали.

Но вот закрыли регистратуру и выпустили генералов на волю. Жили они в Петербурге, получали пенсию, а однажды очутились под одним одеялом на необитаемом острове.

Вскочили генералы, испугались. Перед ними море, позади клочок суши и никого вокруг. Стали думать генералы, что делать. Хотели было пойти на один на восток, другой на запад, но где восток, а где запад не знали. Пришлось просто разойтись один налево, другой направо.

И вот идет один генерал, видит яблони с яблоками. А яблоки высоко растут, не достать. Идет дальше, видит ручей полный рыбы. Дальше идет — лес полный дичи. Еды вокруг много, а в руки не дается.

Вернулся генерал, а второй генерал за это время только номер «Московских ведомостей» нашел. Хотели генералы спать лечь, да сон на голодный желудок не идет. Только глаза закроют — еда кажется. Удивляются, генералы, что в естественном виде еда на деревьях растет, да по лесам бегает.

И вот остервенились генералы, да друг на друга набросились. Клочья так и полетели. Но вид крови образумил генералов. Перекрестились они и развлечься хоть как-то решили. Стали о солнце думать, почему оно сперва восходит, а потом заходит. Потом один генерал вспомнил, что можно своими соками питаться, но для этого сперва перекусить нужно.
Стали генералы «Московские ведомости» читать, да что ни статья, то про обед, про осетров или про налимов.

И вот одного генерала вдруг осенило. Понял он, что надо найти мужика. Пошли они по острову бродить и под деревом увидели огромного мужика. Заругались генералы, потребовали, чтобы мужик их накормил.

Мужик в голове почесал, видит генералы строгие и за работу принялся. Яблок нарвал, рябчиков поймал, костер разжег, еды столько приготовил, что генералы даже подумали не дать ли и мужику маленький кусочек. Стал мужик отдохнуть проситься. Генералы заставили его сперва веревку свить, да той веревкой мужика к дереву привязали.

Прошел день. Мужик уже наловчился в пригоршне суп варить. Живут генералы сытые и веселые, о потопе рассуждают, да столицу вспоминают. И вот стало генералом скучно. Потребовали генералы от мужика доставить их на Подъяченскую. Думал, мужик, думал и корабль построил. Настелил в лодку лебяжьего пуха, сели генералы и поплыли. Страху по дороге натерпелись, на мужика ругались, мужик их селедкой кормил и к Неве наконец доставил.

Удивились кухарки, какие генералы толстые, да белые приехали. А генералы в Казначейство пошли, денег загребли и про мужика не забыли, выслали ему рюмку водки, да серебра пятак — веселись мужик.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Два бестолковых генерала проснулись однажды на необитаемом острове. Вокруг было много еды, но генералы сидели голодные. Они мучились от голода и даже чуть друг друга не съели. Генералы нашли мужика и заставили его накормить их. Генералы заставили мужика построить им лодку и отправились в Петербург. Генералы получили много денег и дали пятак мужику.

План пересказа

  • Генералы на пенсии
  • Генералы просыпаются
  • Генералы исследуют остров
  • Муки голода
  • Чтение газеты
  • Гениальная мысль
  • Мужик под деревом
  • Сытая жизнь генералов
  • Ностальгия о столице
  • Лодка
  • Снова в Петербурге.

Основная мысль

В сатирической сказке Салтыков-Щедрин наглядно показал, как «генералы», презирающие «мужиков», абсолютно беспомощны без них и сами по себе не представляют никакой ценности.

Чему учит

Сказка учит, что каждый должен получать по заслугам, учит самому уметь добывать себе пищу. Учит работать, учит быть находчивым. Учит не лениться и освоить какую-нибудь нужную профессию. Учит не сидеть у другого на шее.

Отзыв и что понравилось

Мне понравилась эта сказка, написанная в жанре острой социальной сатиры. В аллегорической форме Салтыков-Щедрин описал угнетение простого народа правящими классами. Показал, что без народа не может существовать никакое государство, что именно на простом народе зиждется благосостояние нации. И показал, что без нахлебников легко можно обойтись. Мне очень понравилась гениальная мысль, отправить всех «генералов» на необитаемый остров.

Вывод и мое мнение

Как весело, привольно, сытно, счастливо мог бы жить мужик, если бы не необходимость обслуживать генералов, под которыми сатирик разумеет эксплуататорские классы в широком смысле этого слова.

Пословицы

  • Один с сошкой, а семеро с ложкой.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Что потрудился, то и поел.
  • Без труда меду не едят.
  • Ест руками, а работает брюхом.

  • Основная мысль сказки березовая роща
  • Основная мысль сказки белый пудель
  • Основная мысль сказки белоснежка и семь гномов
  • Основная мысль сказки белая уточка 3 класс
  • Основная мысль сказки бабушка метелица братья гримм