Основная мысль сказки березовая роща

Промежуточная аттестация по родной русской литературе за курс 6 класса1 вариантработа состоит из 19 заданий. в каждом варианте 1 верный

Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе за курс 6 класса

1 вариант

Работа состоит из 19 заданий. В каждом варианте 1 верный ответ.

1.Соотнесите автора и произведение:

1) Л.А.Чарская           а) «Рыцарь Вася»  

2)   Н.Г.Гарин-Михайловский    б) «Золотая рыбка»

3)  А.И.Приставкин      в)  «Книжка счастья»

4)  Ю.А. Яковлев          г) «Тайна»

2.Соотнесите писателя, название его произведения и героя этого произведения

1). Н.Г. Гарин-Михайловский

1 «Золотая рыбка»

а. Мальчик, который хотел всех сделать счастливыми

2). А.И. Приставкин

2. «Книжка счастья»

б. Мальчик, привыкший к судьбе неудачника

3). Ю.Я. Яковлев

3. «Рыцарь Вася»

в. Маленькая Люсенька

3.Олицетворение – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

4.Эпитет – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

5.Метафора – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

6. Кто написал басню «Нищий и собака»?

1)И.И.Дмитриев            2). И.А.Крылов    3). Эзоп    4). М.Д.Ломоносов

7. Отрывком из какого произведения Дмитриева И.И. являются строчки: «Не знаю я, кому они принадлежали, А знаю, что один был в блестках, нов, красив;

Другой изломан весь и очень тем хвастлив»?

1)«Нищий и собака»  2)«Два Веера»  3) «Отец с сыном» 4) «Бык и корова»

8.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»

1) повесть 2) рассказ 3) сказка

9.Что происходило с людьми, которым в руки попадала книжка счастья в произведении Гарина – Михайловского Н.Г. «Книжка счастья»?

1)Становились равнодушными  2)Становились злыми

3)Становились добрыми   4) Ничего не изменялось

10. Репейник, Крапива, Жаба, Гадюка — герои сказки:

1) «Что значит досуг?»   2)»Березовая роща»  3)»Книжка счастья»

11.Какова тема рассказа «Тайна» Л.Чарской?

1) О жизни в пансионе.  2) Об отношении между учителями и гимназистками.

3) Равнодушия и непонимания.

12. Какое чувство испытывает Неточка на уроке русского языка от слов учителя?

1)Радость, восторг 2)Гордость от первого опыта опыта сочинительства

3)Разочарование, глубокая грусть

13. Главные герои рассказа «Золотая рыбка»?

1)Девочки из детского дома  2)Рыбки  3)Воспитатель из детского дома

14.Чему учит рассказ А.И. Приставкина «Золотая рыбка»?

1) равнодушию и безответственности   2) милосердию и состраданию

3) не обращать внимание на других, а жить только для себя.

15. Что сделала Таня, когда узнала о гибели отряда (К.Д. Воробьев «Гуси-лебеди»)?

1)ушла одна на поиски отряда  2)покинула отряд с группой солдат   3)смирилась с потерей

16. Какой позывной был у Тани?

1)звезда   2)лебедь   3) ромашка

17 Какое прозвище дали Васе его одноклассники?

1) тюфяк 2) рыцарь 3) толстяк

18. Как Васю наградили в школе за совершенный подвиг? 

1)вручили грамоту 2) Объявили благодарность 3) выдали денежную премию 4)никак не наградили

19. Главная мысль рассказа «Рыцарь Вася»  Ю.Я Яковлева  в том, что

1)надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.

2)надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.

3) главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.

Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе за курс 6 класса

2 вариант

Работа состоит из 19 заданий. В каждом варианте 1 верный ответ.

1. Соотнесите автора и произведения

1) И.И. Дмитриев    а) «Гуси-лебеди»

2)К.Д. Воробьев      б) «Березовая роща»

3) Е.А. Пермяк         в)  «Тайна»

4)Л. А. Чарская        г)  «Два веера»

2.Соотнесите писателя, название его произведения и героя этого произведения

1).Л.А Чарская

1. «Золотая рыбка»

а. Мальчик, который хотел всех сделать счастливыми

2)А.И. Приставкин

2. «Тайна»

б. Маленькая Люсенька, укравшая рыбок

3). Н.Г. Гарин-Михайловский

3. «Книжка счастья»

в. Девочка, написавшая первое стихотворение

3.Эпитет – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

4.Метафора – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

5.Олицетворение – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

6.Кто написал басню «Два Веера»?

1).И.И.Дмитриев            2). И.А.Крылов            3). Эзоп      4). М.Д.Ломоносов

7. Кто в басне И.И.Дмитриева «Отец с сыном» произносит слова: «Дороги лучшей нет, Как телом и умом трудиться, Служа отечеству, согражданам своим?

1) крестьянин      2).отец        3).сын        4). автор

8.«Книжка счастья»  Н.Г. Гарина-Михайловского  — это:

1) рассказ; 2) повесть; 3) сказка. 4) роман

9. Какая волшебная сила таилась в маленькой потёртой книжке?

1)она делала людей богатыми   2) она приносила в дом счастье  3) она делала людей человечными

10. Сказку «Березовая роща» написал

1)А.С. Пушкин   2)Е.А. Пермяк   3)В.И. Даль

11. Чем хочется поделиться героине рассказа «Тайна» со своими подругами в классе?

1)Рассказать о том, что она получила письмо от родных

2) Она сочинила первое свое стихотворение 3) получила подарок

12. Какие дальнейшие действия должен был совершить учитель русского языка, увидев, что перед ним первый  поэтический опыт девочки?

1)Вернуть стихи.  2) Поддержать, подбодрить, не заметить орфографических ошибок в стихах

3) Прямо в классе постараться указать автору на положительные моменты в стихотворении

13. Где происходит действие рассказа А.Приставкина «Золотая рыбка»?

1) в школе  2) в детском доме  3) в пионерском лагере

14. Главная мысль рассказа «Золотая рыбка» А. И. Приставкина?

1) дети должны помогать друг другу  2) дети решили поймать вора

3) дети никогда не должны голодать

15. Кто является главным героем рассказа «Гуси-лебеди»?

1)Сергей Марьянов и Лебедева Таня  2)Андрей Марьянов  3) Сергей Марьянов

16. Каким  творческим талантом обладал Сергей?

1)рисовал  2)играл на гармошке  3)писал стихи

17. Какое качество портило Васе его жизнь? 

а) медлительность б) неповоротливость  в) неловкость  г) все ответы верны

18. Какой подвиг совершил Вася? 

а) спас котенка б) предотвратил пожар в) помог милиции задержать вора г) спас утопающего мальчика

19. Главная мысль рассказа «Рыцарь Вася Ю.Я Яковлева»  в том, что

1)надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.

2)надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.

3)главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.

Ключи:

1 вариант

  1.  1г  2в  3б   4а
  2. 1) 2а  2) 1в  3)  3б
  3. 3
  4. 2
  5. 1
  6. 1
  7. 2
  8. 3
  9. 3
  10. 2
  11. 3
  12. 3
  13. 1
  14. 2
  15. 1
  16. 2
  17. 1
  18. 4
  19. 3

2 вариант

  1. 1г  2а  3б  4в
  2. 1) 2в  2) 1б 3) 3а
  3. 2
  4. 1
  5. 3
  6. 1
  7. 2
  8. 3
  9. 3
  10. 2
  11. 2
  12. 2
  13. 2
  14. 3
  15. 1
  16. 3
  17. 4
  18. 4
  19. 3

Критерии

«5» — 22-24

«4» — 21-16

«3» — 15-10

«2» — 9-0

  • Сочинения
  • /

  • По картинам
  • /

  • Левитан

В Третьяковской галерее можно увидеть множество прекрасных и талантливых картин. У каждой своя история создания, передвижения и присутствия в самой крупной русской художественной галерее. Одной из таких загадочных, но не менее прекрасных картин является произведение Исаака Ильича Левитана. «Осенний день. Сокольники.». Пройти мимо нее, не заметив, вам не удастся, как не удалось и самому коллекционеру Третьякову.

В картине Левитана преобладают желтые и зелёные тона. Они не отличаются своей яркостью и броскостью, напротив являются тусклыми и темными. Этот факт и задаёт настроение всей картине.

На переднем плане художник изобразил дорожку в парке, устремившуюся вдаль вместе с зелёными елями. Дорога расположена среди зелёной и, кажется, мокрой травы, которая отдает свой последний сок. Вдоль дороги с размыва и свою жёлтую листву небольшие деревья, похожие на дуб или клён. Навстречу зрителю двигается фигура женского пола. Она одета в черный наряд, а лицо ее печально смотрит под ноги.

На заднем плане изображено серое и массивное небо, которое лишь в редких местах имеет голубые проблески. Оно плавно переходит в за оперативность из тёмно- зелёных елей, среди которых виднеются пожелтевшие деревья.

Картина наполнена грустью, тоской и одиночеством, которое отражается в осенних красках, дождливой погоде и одинокой фигуре, кроме которой нет никого в парке Сокольники. Изображение человеческих фигур не свойственно И.И. Левитана, он любил изображать лишь пейзажи, где свое настроение отражал в природе, так и в этой картине фигуру женщины изобразил его друг, брат знаменитого писателя Антона Павловича Чехова, который был не менее талантлив в изобразительном искусстве.

Смотря на данное изображение, человек может испытывать грусть, но в тоже время умиротворение, которое, по всей видимости, испытывает женщина, прогуливающиеся по парку. Когда я впервые увидел «Осенний день», мне вспомнился наш осенний парк, который очень похож на изображение Исаака Левитана. Именно по этим причинам Павел Третьяков не смог пройти мимо этого прекрасного творения, и выкупил ее для своей галереи. Этот случай подарил возможность еврею Исааку Левитана продолжать жить и творить в Москве, а также славу на долгие века. «Осенний день. Сокольники.» — это настоящее достояние русского изобразительного искусства, которое наше поколение должно ценить и беречь.

Описание картины 2

Русский живописец Исаак Ильич Левитан родился в еврейской семье. Его отец хотел дать детям хорошее образование, поэтому они всей семьей переезжают в Москву. Исаак Левитан поступает в Московское училище живописи. Его родители умерли рано. Братья и сестры испытывали крайнюю нужду. Друг учителя заметил труды Левитана и взял его к себе в пейзажный класс.

Работу над картиной «Осенний день. Сокольники» художник начал в свой самый сложный период жизни. После покушения на царя, вышел указ о запрете нахождения евреев в Москве. Девятнадцатилетний Левитан был выселен в подмосковный район — Салтыковку. По ностальгическим воспоминаниям он пишет печальный пейзаж. Название картины передает настроение мастера и место события. Небольшой холст написан маслом, датируется 1879 годом.

Композиция картины завязана на пустынной осенней аллее. Сюжет картины выражает правдивость. Перед нами дорожка, уходящая в даль. Справа и слева ровным рядом посажены небольшие клены. Их тонкие стволы выглядят беззащитными. Листва на кленах желтая, еще не вся опала. За ними темнеются величественные сосны. Затянутое, хмурое небо давит своей массой.

Дорожку дворник расчистил метлой, оставив следы. Лежащие по краям листья, шуршат от ветра. Трава зеленая, по-осеннему пожухлая. Быстрым шагом к нам приближается стройная девушка в черном длинном платье. Одной рукой она держит подол, чтобы легче идти. Другой рукой придерживает волосы, развевающиеся на ветру.

Справа от девушки деревянная лавка, слегка наклонившаяся от времени. Аллея пустынна. Ветер играет макушками деревьев. Девушка идет уверенно. Создается впечатление, что она скорей хочет пройти это место, спрятаться от серой тоски.

Картина выглядит как взаимосвязанное целое. Наблюдатель стоит на аллее слева, как бы пропуская девушку. Известно, что девушка в картине появилась позже. Ее дорисовал друг Левитана.

Холст заполнен равновесно, симметрично. Высокие сосны противопоставлены маленькой фигурке девушки. Произведение передает динамику, движение. Низкий горизонт делает сосны более могучими. Небо, дорожка и сосны соединяются в одной точке. Изящная женщина дополняет картину, придавая ей нотку радости.

Пожухлыми красками, темными пятнами деревьев художник выразил свое настроение. От картины веет тоской и унынием. Колорит природы подобен минору в музыке.

Картина производит сильное эмоциональное воздействие. Не зря Левитана называют мастером пейзажного настроения.

Сочинение по картине Левитана Осенний день. Сокольники описание для 5, 8 класса

Пейзаж “Осенний день. Сокольники” написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1879 году во время ссылки. В то время молодой художник был вынужден уехать из Москвы. Грусть и ностальгия обволакивают картину, посвящённую любимому парку Сокольники.

На переднем плане изображена фигура женщины, прогуливающейся по осеннему парку в пасмурный день. Создаётся впечатление, что она движется к нам навстречу. Тропинка, по которой женщина идёт, убегает вдаль. Длинное тёмное платье стройной прогуливающей женщины развевается на ветру в пустынном парке.

Она идёт из глубины аллеи, усыпанной жёлтыми листьями. Эти осенние листочки, сметённые ветром к краям тропинки, кажутся шуршащими. Вдоль дорожки изображены молодые невысокие и пожелтевшие деревья. Они создают контраст старым высоким и могучим зелёным соснам парка. Их тёмно-зелёный цвет создаёт ощущение мрачности во время приближения дождя.

По серому небу плывут белые хмурые облака.

Бесконечное пространство неба и высокие могучие сосны противопоставляются маленькой одинокой фигурке. Изображённая фигурка женщины выступает центральным элементом. Она не вытесняет красоту осенней природы, а гармонично её дополняет.

Когда смотришь на картину, то ощущается движение в каждом мазке художника. Верхушки сосен слегка наклонены. Они как будто качаются на фоне серого неба. Плывущие облака спешат куда-то перед дождём.

Трава изображена ещё зелёной, но неяркий цвет подчёркивает, что природа постепенно переходит к золотому осеннему периоду. Размытые краски на полотне придают воздушность пейзажу. Создаётся ощущение, что можно услышать порывистые движения ветра и шорох осенних листьев.

Холодные цвета доминируют над тёплыми, поэтому картина вызывает грусть. Контраст между маленькой фигуркой и неспокойной, тревожной, а также величавой природой также способствует возникновению этого чувства.

Описание для 8 класса

Внимательно посмотрев на картину Левитана, можно заметить стройную женщину, идущую вдоль парковой тропинки.

Справа и слева растут молодые клёны, их стволы тонко прогнулись, а хрупкие ветки украшены золотистыми листочками. За ними возвышаются огромные, старые деревья – могучие, задумчивые, неподвижные сосны. Сильного ветра нет.

И заметно, что на ней запечатлена середина октября. Мы видим аллею парка, но он не украшен клумбами.

Дорожка убегает вдаль, разделяя картину на две части. Справа стоит небольшая скамейка. По краю дорожки лежит опавшая жёлтая листва. Небо серого, хмурого оттенка. Создаёт унылое настроение.

Нет лучей, играющего золотистого солнца. Деревья не на главном фоне тоже в тёмных тонах. Кажется, собирается дождь или недавно намочил всё вокруг.

Чувствуется сырой воздух, но всё же, это лучшее время, по – сравнению с пустой, холодной зимой.

Походка таинственной женщины быстрая, возможно, она спешит, чтобы не промокнуть под дождём. Женская фигура как бы приближается к нам. Одинокая дама, почему-то в чёрном наряде? Может быть, это модное платье или траурный наряд?

Одной рукой она придерживает подол платья, чтобы не испачкать. А другую белую руку, прислонила к своему лицу. Наверно, что – то тревожит её. Но, всё же она прекрасна, как сама природа.

Художник хотел подчеркнуть, что в каждом времени года есть своя неповторимая красота. И запечатлеть на полотне ещё не совсем облетевшие листья и красоту золотой осенней поры.

В сочетании красок заметно тревожность в чувствах художника, вынужденного покинуть Москву. Краски тёмные и серые, а тропинка уходит вдаль, в неизвестность. Оттенки неба серовато – голубые. Как бы продолжая вопрос, а что будет дальше? Настроение сравнивается с данным осенним днём, когда лежат спокойно листья, а деревья роняют, постепенно, свой драгоценный наряд.

Задумчивость незнакомки сопоставлена озадаченности природы – красавицы, тоже в тёмном, мрачном, холодном наряде. Она задумалась и молчит. Давая повод, задуматься и нам о предстоящем наступлении холодов, после прекрасного, яркого, знойного, тёплого лета.

Левитан – художник, любящий передавать красоту русской природы, поразил всех красотой данной работы, создав её ещё в студенческие годы!

Вариант 3

На самом деле изначально картина Осенний день. Сокольники не включала в себя фигуру женщины, хотя, когда смотришь на эту картину, именно фигура женщины кажется центральной. Тем не менее, сам Левитан не изображал людей, а предпочитал пейзажи, но людей мог дорисовать другой художник и тут, например, этим занялся брат писателя Чехова, который и изобразил женщину.

Таким образом, условно говоря, перед нами как бы две картины: одна – изначально левитановская, которая включает в себя только пейзаж, вторая – картина с женщиной, которая прогуливается в Сокольниках.

Конечно, мысли относительно каждого сюжета появляются совершенно разные. Если брать чистый пейзаж, то там центром композиции, пожалуй, является один из низких кустов, который стоит у дороги и как-то особенным образом высветляется художником.

Центральную часть композиции занимает дорога – фундаментальный символ для всего русского искусства, да и человечества в целом. Сочетание дороги и осеннего дня дает символику размышления о прожитых днях, о жизненном пути и том, куда этот путь ведет. Осень – период своеобразной тоски и подведения итогов, сам этот период навевает определенный склад мыслей.

Если мы смотрим на картину в своем полном варианте, то есть с женщиной, то видим фигуру человека, который идет по этой символической дороге жизни и идет в одиночестве. Этот факт имеет также довольно существенное значение, ведь в конечном итоге каждый идет в одиночестве и порой только осенью эта мысль становится понятной.

Одинокая женщина гуляет по Сокольникам, о чем она размышляет и каким мечтам предается? Картина, безусловно, навевает атмосферу задумчивости и обращает в созерцание.

Подобно тому как дорога идет между двумя стенами хвойного леса из столетних деревьев, так устремляется и сознание зрителя, в какую-то далекую и сконцентрированную мысль.

Зритель смотрит вперед и уходит этой мыслью как бы в дорогу, которая длится и длится и уходит в далекую перспективу.

Левитан умеет писать с виду простые пейзажи, которые, тем не менее, становятся чем-то большим.

Изображаются довольно понятные и простые феномены природы, но за ними кроется какая-то глубина и разнообразный смысл, который начинаешь постигать, только если сосредоточенно смотришь на картину.

В этом и заключается величие и мастерство настоящих творцов, которые умеют использовать простые и понятные символы, распространенные феномены, которые становятся чем-то большим, рассказывают о чем-то большем и бесконечно значительном.

5, 8 класс

Описание настроения картины Осенний день. Сокольники

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Брюллова АвтопортретС картины на зрителя смотрит мужчина лет 48. Смотрит пронзительно, как будто тебе в душу заглядывает, видит тебя насквозь. В глазах его стоит печаль, белки глаз немного красноваты, а их роговица блестит тусклым светом
  • Сочинение по картине Мартовский снег Грабаря 3 классОдно название картины «Мартовский снег» дает понять зрителю, что речь пойдет о первом непредсказуемом месяце весны – марте. Этот месяц как – будто бы вселяет в человека надежду на скорое потепление
  • Сочинение описание по картине Неаполитанский залив в лунном свете АйвазовскогоКартина появилась на свет в 1843 году, Иван Айвазовский написал ее в солнечной Италии. Неаполитанский залив – часть Тирренского моря, что располагается на западе страны.
  • Сочинение по картине Попкова Осенние дожди. Пушкин 8 классПопков был приверженцем «сурового стиля». Так картина под названием «Осенние дожди. Пушкин» написана именно в данном стиле.
  • Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 классЭто такая яркая и красивая картина (иллюстрация)! Передний план цветочно-красный, а даль желто-голубая. Ближе к нам сам Гвидон и, получается, царица. Их не сразу отличишь от цветочного фона. Особенно царицу.

Популярные сочинения

  • Как я однажды ходил за грибами сочинение 5 класс
    В своем сочинении я вам расскажу о своей первой прогулке по лесу в поисках грибов. Это приключение запомнится мне на всю жизнь, и я с радостью опишу, как все происходило.
  • Сочинение К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
    Представители всех сфер деятельности должны быть ответственными за свои поступки и изобретения. Порой, научные открытия оборачиваются для человека бедой. Это основная причина того, что ученные должны быть внимательны и осторожны.
  • Сочинение-описание по картине Айвазовского Море. Коктебельская бухта
    Любимая тема Айвазовского – море. Он рисовал его постоянно. На картине действие происходит в Коктебельской бухте. На море разыгрался шторм. Двухмачтовый парусный корабль большая волна упорно гонит к берегу

Описание картины “Осенний день. Сокольники” Левитана: материалы для сочинения

“Осенний день. Сокольники”.И. Левитан

Исаак Левитан является выдающимся русским художником-пейзажистом. В этой статье представлено описание картины “Осенний день. Сокольники” Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения. Смотрите: Описание других известных картин

Картина “Осенний день.

Сокольники” была написана Левитаном в 1879 году. Картина размером 63,5 х 50 см выполнена маслом на холсте. История создания картины “Осенний день. Сокольники”:

“Как-то зашел Николай Чехов [брат писателя]… Левитан хотел показать ему новую картину. Он поставил на стул небольшую, еще не совсем просохшую картину. …Осень. Тихий, печальный день.

Серое небо. Далеко-далеко в сосновый бор уходит дорога. Вдоль дороги молодые кленовые деревца; они уже засыпали землю желтыми, золотыми, коричневыми листьями… …картина Чехову в общем нравилась; он сказал только, что она выиграет, если по дороге пойдет красивая женщина.

Чехов уговорил Левитана, и через несколько дней по осенней дороге уже шла молодая женщина в черном платье – ее вписал в картину Чехов. Стала ли картина лучше? Саврасов считал, что картина испорчена. И, возможно, где-то в глубине души Левитан был согласен с ним.

Ведь его «Осенний день» должен сам по себе передать зрителю поэтическое, грустное настроение осеннего дня, захватить его тем чувством, с каким он, художник, писал картину. А если этого нет, значит, он не справился с работой. Но переделывать было некогда, да и друга обижать не хотелось. Так и осталась на картине Левитана молодая женщина, написанная Николаем Чеховым.

25 декабря 1879 года открылась вторая ученическая выставка. К концу дня приехал Павел Михайлович Третьяков. Вот он подошел к картине «Осенний день. Сокольники». Долго стоял перед ней. Ему понравилась эта русская осень, написанная так задушевно. Он захотел познакомиться с молодым художником. А молодому художнику в первое мгновение захотелось убежать, спрятаться.

Потом он стоял перед Третьяковым, растерянный, застенчивый и очень счастливый, и не знал, что говорить. Третьяков сказал, что картину он купит для галереи и может заплатить за нее сто рублей. Так в Третьяковскую галерею попала первая картина Левитана. Она и до сих пор висит в левитановском зале.” (из книги Н. С. Шер “Исаак Левитан”)Описание картины “Осенний день.

Сокольники” из книги В. Петрова “Исаак Левитан”: “В 1879 году житейские тяготы Левитана усугубились… Но несмотря ни на что, он вдохновенно работал, сумев показать на ученической выставке 1880 года картину “Осенний день. Сокольники” (1879 г.).

Эта проникновенная работа стала свидетельством усвоения Левитаном поэтических традиций и достижений русского и европейского пейзажа и своеобразия его лирического дара. …работа отличается органичностью.

В ней чисто и совершенно звучат уже специфически левитаноские интонации и достигнута, пожалуй, небывалая для отечественной живописи мера единства этюдной непосредственности и “картинной” поэтической содержательности пейзажа.

Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой тихо идет изящная молодая женщина в черном (ее Левитану помог написать товарищ по училищу Николай Чехов, брат писателя), художник наполнил картину элегически-печальными чувствами осенного увядания и человеческого одиночества.

Картина вызывает ассоциации с лирикой осени в русской поэзии, которую знал и любил Левитан и в которой в подобных состояних природы виделись то “грустный взгляд” (Иван Тургенев), то “та кротная улыбка уваданья…” (Федор Тютчев). Плавно изгибающаяся аллея, обрамляющие ее тонкие пожелтевшие клены и темпные высокие хвойные деревья, влажная дымка воздуха – все в картине “участвует” в создаии проникновенного и целостного “музыкального” образного строя.

Замечательно написаны плывущие по пасмурному небу серые облака (отныне “лирика неба”… стала одним из неповторимых достоинств левитановской живописи). “Прочитывается” в “Осеннем дне” влияние и Василия Поленова, и французского живописца барбизонской школы Камиля Коро, одного из любимейших художников Левитана…

Сохранился и совсем маленький, но драгоценный по живописи этюд к этой картине – “Осенние листья”. Картина “Осенний день.

Сокольники” была замечена зрителями и получила, пожалуй, высшую из возможных в то время оценку – была приобретена Павлом Третьяковым, чутким любителем пейзажной живописи, выше всего ставившим в ней не “красоту”, но душу, единство поэзии и правды. Успех картины “Осенний день.

Сокольники” придал Левитану уверенность в силах и на некоторое время облегчил его материальное положение. Но условия его жизни еще долго оставались тяжелыми.”

(из книги В. Петрова “Исаак Левитан”, изд-во “Белый город”, 2000 г.)

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Масло жожоба: свойства и применение для волос и кожи

Описание картины “Осенний день. Сокольники” на сайте Третьяковской Галереи:

“В небольшой, почти этюдной по живописной манере картине ощущается глубина и всеохватность пространства. Словно входишь в величественный храм природы, где соразмерны земной и небесный пути.

Торжественно тянутся ввысь стволы сосен, пылает, освещая сумрачную аллею, будто пламенем костра, желтая листва кленов. Художник отходит от строгой реалистической манеры, нанося краску разнообразными дробными мазками, благодаря чему живописная поверхность приобретает повышенную эмоциональную выразительность,

Хрупкая женская фигурка кажется случайной, затерявшейся в пустынных аллеях безлюдного парка. Эта одинокая душа погружена в себя и не замечает строгой торжественности окружающего мира, его задумчивой грусти. Левитан уловил характерный для его времени разлад души человека и вечного мира природы.

(сайт Третьяковской Галереи, страница о картине “Осенний день. Сокольники”)

Это было описание картины “Осенний день. Сокольники” Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

Смотрите: Описание других картин

Сочинение по картине И.И. Левитана «Осенний день.Сокольники»

Картина «Осенний день. Сокольники» написана Левитаном в 1879 году. Одна из первых работ, которая принесла ему известность. В настоящее время выставлена в Государственной Третьяковской галерее.

Картину «Осенний день. Сокольники» Исаак Левитан написал, когда учился в московском художественном училище, ему было всего восемнадцать лет.

На картине фигуру девушки дописал его сокурсник и друг Николай Чехов, брат знаменитого писателя. Работу молодого художника отметил положительным отзывом его учитель Алексей Саврасов.

Другие экзаменаторы не оценили полотно и поставили неудовлетворительные оценки.

Левитан, окончив училище, не получил звания художник. Но его творчество было замечено публикой на ученической выставке, и картину малоизвестного художника купил владелец галереи Павел Третьяков.

На картине изображен знаменитый московский парк в пасмурный осенний день. Вдоль дороги стоят еще в золотистой листве молоденькие клены, а в глубине парка высокие темные ели. Голубое небо затягивает тучами. По пустынной аллее идет одинокая девушка в черном платье, складки которого развевает встречный ветер.

Девушка левой рукой придерживает платье, правую поднесла к лицу. Хочет прикрыть лицо от ветра или утереть слезу? Почему она в трауре и одна? Городской парк – это людное место отдыха и увеселений. Но в этот день никого нет, не прогуливаются гуляки, не играют дети, на скамейке не сидят отдыхающие. А она идет сюда в ненастную осеннюю погоду, ища уединения.

Скорее всего, ее сюда привели воспоминания.

Настроение картины передает состояние самого художника в то время. Он тоже остро чувствовал свое одиночество.

Оставшись полным сиротой, без денег, стыдясь своих обносков, он ночевал в холодных учебных классах только благодаря покровительству Саврасова. Голодая, он продолжать творить.

Вера в свой талант и любовь к русской природе принесли ему всемирную известность. Никто так до него не мог показать красоту родного края, который прежде считали неживописным и скучным.

Сочинение для 6 класса: «Осенний день.»

Кто эта прекрасная девушка, идущая по дороге ускользающей вдаль? Деревья с желтыми листьями украшают ее путь. Одиночеству здесь нет места. Тревога исчезает и наступает чарующее время года — зима. А осень, какая она? Видел ли ее хотя бы один человек по-настоящему.

Возможно, ее увидел Исаак Левитан, художник который совместил в одной картине столь сильные эмоции удивительного времени года.

Девушка в черном платье, золотые деревья – осень или одиночество человеческого сердца. Нет, это единство природы и человека. Девушка, как и осень загадочна и прекрасна. Дорога – путь человека навстречу новому дню.

Увидел ли художник осень по-настоящему? Исаак Левитан ее почувствовал. Незнакомка, на его картине случайно зашедшая в гости в его осенний пейзаж дополнила картину.

Ведь сам художник не рисовал людей, его работы посвящены прекрасной русской природе.

Образ девушки на картине, работа Николая Чехова. Два талантливых художника увидели осень, приоткрыв завесу и другим поклонника чарующей русской осени.

Человек и природа в единой гармоничной композиции увлекают в удивительное путешествие. Картина И.Левитана «Осенний день. Сокольники» навевает разные мысли. Осень и прекрасна и загадочна. Осенью можно быть и счастливым и грустным. Все переменчиво, как и времена года.

Сочинение для 5 класса: «Осенний день. Сокольники»

Великий живописец использовал самые подходящие образы, чтобы создать образ осеннего дня и того настроения, что этот день создает. Небо наполнено серостью. Кажется, что огромный ветер вот-вот принесет настоящий ливень. Он начнется неожиданно и смоет все яркие краски, что оставила золотая осень. Теперь на смену золоту приходит ветер и дожди. Они приносят серость и унылость.

В такие дни хочется грустить. Сесть рядом с окном, за которым бушует непогода. Налить себе ароматный горячий чай и грустить. Но что вывело эту женщину на улицу в такую непогоду? Почему автор решил написать эту тонкую фигурку, над которой ветер вот-вот возьмет верх. Ветер и сейчас несет девушку, не давая ей насладиться тихой прогулкой. Он ускоряет ее шаг, заставляет торопиться.

Нет ни одного радостного момента в картине Левитана. Краски тщательно подобраны. Они серые, сизые, черные, темно-зеленые, грязно-желтые. Нет ничего яркого, что откликнется радостью и теплом. От картины веет стужей. Все, что происходит на полотне, говорит о предстоящих долгих месяцев холодов.

Интересно, что все нарисованное, не статично. Все изображено так, словно оно в движении. Тучи – мчатся, гонимые ветром. Ветер играет и с верхушками деревьев. Он гонит опавшую листву. И снова ветер подгоняет женщину. И только одинокая скамейка стоит и ее заметает листва. Скамейка от этого выглядит особенно печально и заброшенно.

Совсем не хочется на нее присесть.

Мне нравится, что художник придал такое огромное значение композиции. Здесь нет лишних деталей, которые отвлекали бы от общего настроения картины. Даже девушка одета в черное. У нее горе, или это ее выбор под стать погоды? Не имеет значение. Главное, что парк сейчас олицетворил характер осени. Осени, что является предвестником холодов.

Вопросы по картине Остроухова “Золотая осень”

  1. Почему художник так назвал картину? Какой период осени он изобразил? (раннюю осень, золотую, когда листья пожелтели, но еще не облетели с деревьев)
  2. Что изображено на картине? (осень, лес, старые клены, молодые клены, листья на земле, тропинка, сороки, сплетенные деревья, небо)
  3. Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины? (желтые, золотистые, коричневые, яркие и теплые тона)
  4. В каком лесу художник запечатлел миг осени? (лиственный лес)
  5. Благоприятствует ли погода для времяпрепровождения на улице? (теплый, светлый, осенний день)
  6. Какой цвет является основным на картине? (желтый, очень похожий на золотой)
  7. Много ли красной и коричневой листвы, которая предвещает холода? (почти еще нет)
  8. Ветрено или спокойно на картине? (ветки не гнутся, листья не срывает, на картине спокойно — штиль)
  9. Какое небо виднеется сквозь листву деревьев? (небо пасмурное, предвещающее осенние дожди, но на картине сухо)
  10. Можно ли на картине увидеть других представителей живой природы, которые радуются теплым денькам? (да, птицы спустились за семенами к земле, а может быть купаются в песке)
  11. Насколько тепло, вы думаете, на картине? (уже нет летней жары, но еще не наступили холода)
  12. Что, как вам кажется, можно найти в траве под деревьями? (трава сырая и в ней, вполне возможно, растут грибы)
  13. Каким вам кажется воздух в лесу? (хрустально чистым и бодрящим. Им хочется дышать во всю грудь, ощущая не только его прохладу, но и запах леса)
  14. Какие в целом ощущения вызывает картина? (пойман удивительный, самый красивый момент золотой осени).

Мы подготовили для Вас несколько сочинений по картине Левитана — «Березовая роща». Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на урок литературы в школе.

Сочинение 1

Картину «Березовая Роща» Исаак Левитан писал четыре года. Главными героями картины являются белоствольные березы. Долгая работа над картиной неслучайна. Автор прекрасно знал с какой нежностью к березе относится русский народ. Наши предки это дерево использовали для многочисленных обрядов. Березу воспевали и поэты.

Картина «Березовая роща» залита ярким светом. Свет такой реалистичный, что от него не только светло, но и тепло. Так и хочется упасть на солнечные проталины в траве. Прорисованы мельчайшие детали рощи. Это помогает мысленно перенестись в нее и ощутить запахи травы, шелест берез, погреться в лучах солнца, насладиться жужжанием насекомых. Роща полна жизни. В ней нет мрачных красок.

Березы Левитана, как живые. Вот-вот задвигаются и заговорят. Они тоже наслаждаются солнечным светом. Они гуляют и общаются между собой. Если прислушаться, то можно подслушать их разговор. Березки не находятся в застывшем состоянии. Двигаются не только их листья, но и как будто сам ствол вот-вот сдвинется с места. Хотя некоторые березы стоят по одной, они не одиноки. Они ищут себе собеседника или пару для прогулки.

На картине нарисована не только ближняя перспектива, но и дальняя. По роще хочется продвигаться все дальше и дальше. По мере продвижения ты замечаешь, что березки все очень разные. Вот березка игривая, другая серьезная, третья задумчивая. А вот две болтушки громко хихикают. Чуть дальше видно как одна березка утешает другую. Сколько в ней искренности. Березки очень похожи на нас людей. Нет ни одной одинаковой.

Картина захватывает дух. Хочется бежать по роще с раскрытыми объятьями и обнять каждую березку. Хочется прижаться к каждой и вдохнуть запах березовой коры. Хочется нагнуться и насладиться запахами лесных цветов. В березовой роще хочется ощущать полноту жизни каждой клеточкой своего тела, хочется пропитаться запахами и впечатлениями, дышать всей грудью и сохранить эти впечатления осенью и зимой, чтобы они согревали своим теплом, ароматом цветов, листьев.

Картина «Березовая роща» проникнута русским духом. Левитан пробуждает в своем произведении такие знакомые чувства русского народа. Эта картина побуждает любить и ценить русскую природу. Она заряжает оптимизмом и энергией.

Сочинение 2

Лето — это самая любимая пора года для многих людей. В эту теплую пору года все наслаждаются беззаботностью, первозданной чистотой. Лучше всего можно ощутить всю прелесть лета в лесу. Под сенью деревьев можно собирать ягоды, можно играть в прятки с солнцем.

Наверное, из-за этого Левитан решил нас перенести в солнечную березовую рощу. Береза выбрана не случайно, ибо именно это милое дерево считается национальным символом. И вот эта березовая роща просто утопает в солнечных лучах. Кажется, что от самой картины исходит какой-то таинственный свет. От этого на душе становится легко, хорошо. Достаточно просто взглянуть на картину Левитана «Березовая роща» — и все плохое уходит на второй план.

Художник настолько реалистично передал картину солнечного дня в березовой роще, что она кажется настоящей. Кажется, стоит только протянуть руку — и края картины разойдутся. И потом вы окажетесь в этой удивительной роще — и сможете насладиться ароматами теплого, веселого леса. Чтобы передать красоту березовой рощи, художник выбрал самые простые цвета. Он взял белые краски, разные оттенки зеленого и немного желтоватого. И это смешение простых цветов дало потрясающий эффект живой картины. После просмотра картины Левитана «Березовая роща» хочется приблизить лето — и наяву отправиться в лес. Только в таком единении с природой можно ощутить истинную ценность жизни.

Сочинение 3

На картине изображена берёзовая роща в солнечный летний день. Солнце пробивается сквозь листву деревьев и ложится на траву мозаичным ковром. Где лучи попадают на траву, там она светло-зелёного цвета. А где нет, там – насыщенного зелёного цвета.

Берёзы как будто уходят вдаль, ими заполнена вся картина. Создаётся ощущение, что стоишь посредине берёзовой рощи. Деревья окружают тебя и права, и слева. Берёза – символ России.

Картина явно написана с натуры. На переднем плане прорисована шероховатость коры. Чётко видны тёмные вкрапления на белом фоне стволов. И трава как настоящая, картину так и хочется погладить руками. Чтобы ощутить мягкость травы и шероховатость стволов деревьев. Кажется, что дует лёгкий тёплый летний ветерок. И деревья трепещут зелёными листочками, шепчутся друг с другом. Хочется хоть на минутку попасть туда. Лечь в траву, широко раскинуть руки, закрыть глаза и наслаждаться покоем. Или сквозь листву смотреть на далёкое синее небо.

Можно лечь на живот и разглядывать каждую травинку, цветочки. Наверняка, в траве живут своей жизнью муравьи, стрекочут кузнечики. Я думаю, что в кронах деревьев и птички есть. И они оглашают рощу радостными трелями.

Видны даже мелкие беленькие цветочки в траве между берёз. Вот самое лучшее место для отдыха! Наверняка где-то рядом есть журчащий ручеёк. Он просто не попал в картину.

Картина написана на уровне человеческого взора. Что художник видел перед собой, то и рисовал. Мы не видим небо и солнце. Они закрыты пышной листвой. Но мы знаем, что день солнечный. Об этом говорят солнечные блики на траве.

Некоторые берёзки нарисованы парами. Как будто деревья танцуют какой-то русский танец. Скорее всего – хоровод. Вот они стоят напротив друг друга, словно наклоняются вправо-влево. Среди этих берёз можно играть в прятки или пятнашки. Картина показывает, как используя всего четырьмя цвета – зелёный, белый, жёлтый, чёрный, можно создать шедевр. Зелёный цвет превалирует в картине. Какое богатство оттенков и тонов! От нежно-зёленого до тёмно-зелёного оттенка. Картина написана с любовью к своему родному краю, к России. Есенин назвал её «страной бёрезового ситца». А Левитан изобразил эту страну красками на холсте.

В этой картине каждый русский человек может узнать свою берёзовую рощу, свою любимую берёзку. Зелёный цвет картины благотворно действует на человеческий глаз. Зелёный – цвет жизни на земле. Такую картину можно повесить в любом доме. Она будет дарить позитивное настроение людям.

C:UsersAdmin!DesktopТитульные листы12.jpeg

Оглавление.

1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты

6

3

Содержание учебного предмета

8

4

Календарно-тематическое планирование

11

Раздел 1. Пояснительная записка                          

                                 Нормативные документы

Рабочая программа по Родной русской литературе для  5 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Закон РО № 26-3С «Об образовании в РО»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.01.2013г. N-HT-41-08 «О перечне «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации»

5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицей №5.

6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5;

7.Учебный план МБОУ лицей №5 на 2020-2021 учебный год.

8.Письмо СанПиН 2.4.2821-10 от 16.03.2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

            Целями изучения курса «Родная русская литература» являются:

—         воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

—         приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;

—         формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

—         развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Задачи курса:

– формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

– формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

– формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

– воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

– воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

– осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

– формирование у обучающегося  стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс обязательных предметных областей «Родная русская литература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Донского края (тексты донских писателей и поэтов).

Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа учебного предмета «Родная русская  литература» разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Согласно учебному плану МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год на изучение Родной русской литературы в 5 классе отводится 17, 5 часов (0,5 часа в неделю, 35 учебных недель).Согласно Календарному графику МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год в 5р1 классе  16, 5 часов, при этом содержание программы выполняется полностью. Уплотнение происходит в теме » Творчество писателей и поэтов Дона » на 1 час.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Курс родной русской литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма. традиций и новаторства,  осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий  теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

              Учебный предмет «Литература» — одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь литературы с русским языком очевидна т.к. освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося.  Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

      Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой. историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.

      Одна из составляющих литературного образования  — литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере  формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

      В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. овладение которыми является необходимым условием развития и социализации

Раздел 2. Планируемые результаты   освоения учебного предмета «Родная русская литература»

 Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказы-вать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– анализировать художественное произведение;

– сравнивать произведения разных жанров и авторов;

– давать характеристику героев;

— осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

— воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

— определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

— сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

 — вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Раздел 3. Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»

Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.

Славянская мифология (1ч)

Из литературы XIX века (4)

Русские басни.

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.  

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

 Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.

Сочинение «Зло и добро в сказке».

Из литературы XX века (8)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

 В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Сочинение » Мир глазами ребёнка».

 А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.  

В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.

 Родная природа в произведениях поэтов XX века (1)

 В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.

 М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.

Творчество писателей и поэтов Дона (1, 5)  По выбору учителя.  

Тематическое планирование 

Раздел

Кол-во часов

Контрольные работы

Введение. Славянская мифология

2

Из русской литературы XIX века

4

1

Из  русской литературы XX века  

8

1

Родная природа в произведениях поэтов XX века

1

1

Творчество писателей и поэтов Дона

1, 5

1

Итого

16, 6

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование ( 33 урока по 0,5)

№ урока

Раздел учебного курса. Тема урока

Дата

Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.

5.09

Славянская мифология. Образы богов, их своеобразие

19.09

Славянские мифы

26.09

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе.  Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Нравственная проблематика басен, злободневность.

3.10

Мораль басни Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»

10.10

В.И. Даль. Сказка Сведения о писателе. «Что значит досуг?» Тема труда в сказке.

17.10

Идейно-художественный смысл сказки В.И.Даля «Что значит досуг?»

24.10

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет сказки.

7.11

Н.Г. Гарин-Михайловский. Социально-нравственная проблематика сказки «Книжка счастья» Отношение писателя к событиям и героям Мир глазами ребёнка.

14.11

Сочинение «Зло и добро в сказке».

21.11

Анализ сочинений

28.11

П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка».  Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

5.12

П.П.Бажов. Стремление к совершенному мастерству в сказе «Медной горы хозяйка»

12.12

Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе.. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов.

19.12

Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки в произведении Е.Пермяка «Березовая роща» Аллегорический язык сказки.

26.12

В.А. Сухомлинский. Краткие сведения о писателе «Легенда о материнской любви».. Материнская любовь. Сыновняя благодарность.

16.01

В.А.Сухомлинский о сыновьей благодарности в «Легенде о материнской любви»

23.01

Ю.Я. Яковлев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире.

30.01

Образы главных героев, своеобразие языка рассказа Ю.Я.Яковлева «Цветок хлеба»

6.02

Сочинение « Мир глазами ребёнка».

13.02

Анализ сочинений

20.02

А.И. Приставкин. Краткие сведения о писателе.

Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов.

27.02

А.И.Приставкин. Тема тяжелого детства в рассказе «Золотая рыбка» Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном

6.03

В.Я. Ерошенко. Краткие сведения о писателе. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации

13.03

Второй смысловой план в сказке В.Я.Ерошенко «Умирание ивы». Особенности языка писателя

20.03

Родная природа в произведениях поэтов XX века В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения.

3.04

М. А. Волошин. Краткие сведения о поэте Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту

10.04

Единство человека и природы в стихотворении М.А.Волошина

17.04

Конкурс выразительного чтения

24.04

Творчество писателей Дона.

П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона». «Доброе сердце дороже красоты».«Игнатка». Характеристика героя

8.05

П.В.Лебеденко «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице». Герои сказки в оценке народа.

15.05

Ю.А.Дьяконов. Краткие сведения о писателе. «Восемь волшебных жёлудей». Смысл названия сказки

22.05

Итоговое сочинение «Моя любимая книга»

29.05

Актуальность экологических проблем в настоящее время вызвана необходимостью организации работы по формированию культуры природопользования и экологического сознания в обществе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.

Если мы не научим детей любить и беречь природу, во что может превратиться наш город, наша страна, наша планета. Осознание ценности растений (в данном случае дерева берёзы) для людей, для братьев наших меньших, для других растений, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.

Красавицей русских лесов называют березку, нет другого дерева в России, которому бы так повезло в фольклоре, музыке, живописи, стихах.

Поэтому и возникла мысль создать проект с детьми младшей группы именно о березе, потому что это самое первое дерево, кроме ели, о котором узнают дети в младшем возрасте. Березу можно увидеть повсюду и в том числе на участке детского сада, что позволяет малышам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года.

Проблема: недостаточность знаний у дошкольников о березе, о ее эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека.

Постановка проблемы:

— Что мы знаем о берёзе?

 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

 Воспитывать чувство уважения и любви к родной природе, формировать эмоциональные восприятие образа РУССКОЙ БЕРЁЗКИ  средствами разных видов искусства.

 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.Познакомить детей с березой, ее особенностями.

2. Расширить представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

4.Развивать диалогическую и монологическую речь.  Расширять и пополнять словарный запас детей.

Тип проекта- познавательно- исследовательский.

Вид проекта – групповой.

Срок реализации — 1 месяц.

Участники – дети 3-4 лет, воспитатели, родители.

Предварительная работа:подготовка наглядного материала с изображением деревьев, подготовка музыкального сопровождения, подборка произведений художественной литературы о берёзе, загадки, народные приметы.

Форма проведения: НОД, беседы, экскурсии,  наблюдения, дидактические игры, подвижные игры, хороводные игры, чтение художественной литературы, слушание аудиозаписи,заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций.

Этапы выполнения проекта:

 1. этап – Подготовительный – выявление проблемы, разработка цели и задач ,подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта,  привлечение родителей в участии проекта.

2. этап – Основной – творческий. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Реализация проекта:

Вид деятельности:

Экскурсия к березе на участке детского сада.

Задачи: познакомить с деревом, ставшим символом России, учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Наблюдение за берёзой весной:

Задачи: познакомить детей с изменениями, происходящими с деревом весной, с явлением сокодвижения. Активизировать в речи понятия, связанные со строением дерева. Развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

Игровая ситуация «В гости к березке» с хороводной игрой «Березонька» Задачи: пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре, и игровому общению со сверстниками.

Игровая ситуация «Полечим зайке лапку»

Задачи: рассказать детям о  целебных свойствах березовых листьев.

НОД

Рисование с аппликацией « Берёзка в гости к нам пришла»

Задачи: учить передавать в рисунке характерные особенности изображения берёзы. Развивать сюжетно- игровой замысел. Обучать способам обрывной аппликации( рвать бумагу на ровные и длинные полоски). Воспитывать умение работать согласованно, конструируя коллективную композицию.

Рисование «Береза»

Задачи: учить  закрашивать  поролоновыми тампонами кроны дерева.

Лепка « Берёзовая роща».

Задачи: воспитывать у детей доброжелательное отношение к природе, вызывать эмоциональный отклик, интерес к созданию игровой ситуации в сотворчестве с воспитателем. Использовать полученные ранее способы лепки: раскатывать комочки пластилина прямыми и круговыми движениями рук.

Познание окружающего мира « Люблю берёзку русскую».

Задачи: уточнить и углубить знания детей о берёзе, формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней.

Рассказывание народной сказки «Береза на Руси».

Задачи: познакомить с содержанием народной сказки, учить оценивать поступки героев, развивать музыкальный слух, познакомить детей с русским фольклором, воспитать любовь к родине.

Заучивание стихотворения: С. Есенин «Белая берёза».

Задачи: учить детей выразительно декламировать стихотворение, передавать его настроение. Способствовать формированию интереса к поэзии, развивать память детей.

Чтение художественной литературы: А. Прокофьев « Люблю берёзу русскую», Г. Рахимов « Три берёзки под окном», К. Паустовский « Подарок»Брандис С. « Здравствуй, берёзка!» и т. д.

Задачи: учить  внимательно  слушать и понимать произведения. Следить за развитием сюжета,  высказывать  своё эмоциональное  отношение.

Слушание: «Ах ты, берёза» Раухвергера.

Задачи: учить детей внимательно слушать произведение, предложить детям охарактеризовать мелодию, отвечая на вопросы воспитателя.

Разучивание песни без сопровождения «Во поле берёза стояла».

Задачи: учить детей чётко пропевать слова песни ,регулировать громкость голоса. Развивать динамический слух, интерес к музыке. Учить петь дружно, не отставая и не опережая друг друга, вместе начинать и заканчивать песню.

Рассматривание иллюстраций «Берёза в разные времена года».

Задачи: систематизировать знания детей о берёзе в разное время года, формировать умение отражать полученные сведения и впечатления в речи.

Беседы с детьми на тему: «Что я знаю о берёзе», «Берёза строить и жить помогает».

Задачи: побуждать детей строить короткие тексты-описания, развивать мышление, воображение, память.

Дидактические игры « Найди листок берёзы», « Найди пару», « Закончи фразу», «Скажи какая «Найди по описанию», «Волшебная палочка», «Придумай предложение»

Задачи: закреплять знания о березе, развивать речевую активность, быстроту мышления, обогатить словарный запас детей, активизировать прилагательные.

Подвижная игра « К дереву беги!».

Задачи: способствовать совершенствованию выполнения детьми основного вида движения- бега. Развивать выразительность и красоту движений.

Хороводная игра «У березки, у ворот водят детки хоровод»

Задачи: учить  выполнять движения под музыку.

Работа с родителями:

Рисование родителями рисунков березы для оформления альбома «Березы». Сбор стихов и рассказов о березе в папку «Все о березе».

Участие в конкурсе берёз, выполненных в нетрадиционных техниках.

3. этап – Заключительный – презентация. Обобщение материалов проекта.

Выставка детских работ: по рисованию и аппликации.

Развлечение «Во поле береза стояла».

Предполагаемые результаты:

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей:

Воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как к живому объекту природы; умения видеть красоту дерева.

 Кроме того, предполагается развитие словаря детей, любознательности, наблюдательности, интереса к исследовательской деятельности.

Список использованной литературы:

1. Лесная энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. Г. И. Воробьев. Ред. кол. : Н. А. Анучин, В. Г. Атрохин, В. Н. Виноградов и др — М. : Сов. энциклопедия, 1985.-Т. 1

 2. Пономарёв Н. А. Берёзы СССР — М. :Гослестехиздат, 1932. — 247 с.

3. Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья» — Страна фантазий, 2003.

4. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» — Махаон, 2001.

 5. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа» — ООО Фламинго, 2007.

6. Степанов В. Учебник для малышей «Уроки чтения» — ООО Фламинго, 2008.

 7. Сутеев В. Весна – ООО Астраль, 2001.

 8. Прогулка в лесу (кроссворд-раскраска) – ООО Хатбер. М., 2005.

 9. Популярное пособие для родителей и педагогов. 100 загадок – Я. :Академия холдинг, 2004.

10. Ерофеева И. Времена года – ООО Линг-книга, 2008.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

  • Основная мысль сказки ашик кериб для читательского дневника
  • Основная мысль сказки ашик кериб 4 класс по литературе
  • Основная мысль сказки андерсена волшебный холм
  • Основная мысль сказки аленький цветочек для читательского дневника
  • Основная мысль сказки аладдин