Основная мысль рассказа юшка

А. платонов. на заре туманной юностиа. платонов. на заре туманной юности.агапитова саша. 9 аандрей платонов родился 20 августа 1 сентября

А. Платонов. «На заре туманной юности»

А. Платонов. «На заре туманной юности».

Агапитова Саша. 9 А

Андрей Платонов родился 20 августа (1 сентября) 1899г. в пригороде Воронежа, Ямской слободе. Рассказ «На заре туманной юности» впервые был напечатан под названием «Ольга» в «Новом мире» №7 в 1938 году. В этом рассказе повествуется о девочке-сироте.

Родители Ольги умерли от тифа в гражданскую войну, когда ей было 14 лет. Некоторое время она пожила дома, а потом решила ехать к своей тёте, как велела ей при жизни мать. Когда девушка пришла на станцию, то встретила помощника машиниста, который накормил сироту печёной картошкой. Вечером пришёл красноармейский поезд, солдаты дали девочке хлеба и супа и положили спать, укрыв её двумя шинелями. Утром красноармейцы разбудили Ольгу и дали в дорогу хлеба и сала. Только к вечеру этого дня девочка нашла свою тётю. Но женщина не обрадовалась ей, даже не пустила в дом, сославшись на только что вымытые полы, и сказала, чтобы она не сидела на траве её двора. Только поздно вечером её наконец-то впустили в дом. Татьяна Васильевна (тётя Ольги) попрекнула несчастную сироту едой и положила спать на твёрдый сундук, не дав ни одеяла, ни подушки, ни даже простыни. Утром Ольга ушла из дома тёти и решила поступить в университет. Её взяли на подготовительный курс. Так девочка обрела крышу над головой и пищу. Кормили её хорошо, давали стипендию, а Ольга, в свою очередь, усердно училась и благодарила Советскую власть и Ленина. Пережив смерть родителей и посещение родственников, сирота не понимала, за что её кормят и позволяют жить в тепле, и боялась, что её прогонят. Однажды им перестали давать продукты и задержали стипендию, в этом были повинны белые офицеры. Тогда Ольга пошла работать нянькой к одному вдовцу. Также она посетила свою тётю, у которой случилось горе, её муж стал ей изменять. Вскоре курсантам выдали задолжности, и необходимость в работе отпала, но Ольга всё равно ходила к своему бывшему воспитаннику Юшке и посоветовала его отцу отдать ребёнка в ясли. По окончании курсов девочку отправили проходить практику на железнодорожную линию. Однажды Ольга проснулась ночью от гудков красноармейского паровоза, у которого был оборван состав. Поезду грозило сойти с рельсов, тогда бы погибли люди. Девушка ценой своего здоровья спасла состав, долго болела, но выздоровела.

Как вы уже, наверное, поняли, что главная тема этого произведения — выход в счастье, состоявшейся человеческой жизни. Главный герой один – девушка-сирота, которая стала выражением того, что человек может быть счастливым ни смотря ни на что. Кроме Ольги в рассказе присутствуют ещё несколько второстепенных героев. К таковым относятся Татьяна Васильевна – воплощение жадного, озлобленного, но в то же время несчастного человека. Лиза – подруга Ольги. С ней сирота делила счастье и горе студенческой жизни. Юшка – воспитанник Ольги. Мне было очень жаль Ольгу, когда её не пускала к себе её тётя. Я искренне сопереживала девушки, когда она спасала поезд с красноармейцами. На мой взгляд, это произведение вечное, потому что как раньше, так и теперь люди оказывались в положении Ольги. Этот рассказ учит нас не жалеть себя, если это требует жизнь и сложившаяся ситуация.

Язык произведения простой. Автор не использует лирических отступлений, жизнь и людей показывает через их поступки. Иногда встречаются коротенькие описания интерьера и изредка природы. Например, «в кухне и горнице у тётки было чисто, прибрано и покойно, и пахло хорошо, как у богатых». «На улице было утро, с неба светило тёплое солнце; скоро будет уже осень, но она ещё не наступила, только листья на деревьях стали старыми».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://referat.ru

Информация о работе «А. Платонов. «На заре туманной юности»»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 3684 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова 40-х годов

52730

… от третьего лица и формы живой народной речи позволили писателю передать в адекватных формах сам ход и строй народной мысли, раскрывая содержание народного общественного идеала. Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова проявляется и в способе построения образа героя и в организации повествовательного действия в них. Во многих рассказах А. Платонова кон­фликт основал на противопоставлении …

“Детские” рассказы А.Платонова в контексте прочтения повести «Котлован»

11561

… поможет старшеклассникам более глубоко осмыслить повесть «Котлован», восприняв её как проявление неповторимого художественного мира Платонова. Обозначим возможные ассоциативные связи между “детскими” рассказами, прочитанными школьниками “на заре туманной юности”, и повестью «Котлован». Пространственно-временная организация повести символична: от котлована для общепролетарского дома – к могиле, …

Соловьев Владимир Сергеевич

14694

… человеке мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом в сознании как чистой форме всеединства». Человек становится посредником между Богом и миром, устроителем и организатором Вселенной. Соловьев преподает в Петербургском университете. После защиты докторской он имеет право на профессуру, но его по-прежнему держат в приват-доцентах. Вскоре он отказывается от академической деятельности …

Традиции Гоголя в творчестве Булгакова

239033

1

… творчества и даже личности самого Н.В.Гоголя. В качестве примера можно назвать имена следующих исследователей: В.Г.Боборыкин, З.Г.Галинская, М.Чудакова. Мы же решили раскрыть проблему традиций Н.В.Гоголя в творчестве М.А.Булгакова в новом ключе, точнее через психологическую гипотезу подражания. Гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, подразумевает …

Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова сочинение

В одной из журнальных статей, посвященной творчеству А. Платонова, мое внимание привлекло следующее замечание критика: «Платонов – удивительно однообразный писатель». Но, как ни странно, это высказывание прозвучало не для того, чтобы обидеть автора, а, напротив, чтобы похвалить. Ведь на протяжении своего творчества А. Платонов «настойчиво воспроизводил» всего несколько главных образов, но которые, по убеждению писателя, из художественного воплощения должны обязательно стать реально существующими персонажами жизни, и, возможно, тогда мир преобразится.

Одно из первых произведений, подарившее писателю известность и читательскую любовь, был рассказ «Сокровенный человек». Его главным героем стал обыкновенный машинист паровоза – Фома Пухов. У Фомы умерла жена, и теперь он остался один в целом мире: не стало человека, который разделил бы с ним скучную и однообразную жизнь. Но на этом личном несчастье жизнь Фомы Пухова не останавливается, не такой он человек. Пухов решил, что теперь всю свою энергию будет отдавать работе – поезду, к которому он относится как к живому организму, и обществу, где кипит «яростная и прекрасная» жизнь, еще не познанная героем. Автор так описывает внутренние состояние и мировосприятие Фомы: «Пухов принимал во внимание силу мировых законов вещества и даже в смерти жены увидел их справедливость и искренность. Его вполне радовала такая слаженность и гордая откровенность природы и доставляла сознанию большое удивление».

Таким образом, главный герой предстает перед читателями как природный мыслитель, не случайно сам Пухов называет себя «природным дураком». Ведь для него крайне важно самому понять «смысл своего и общего существования». Поэтому Фома Пухов не берет на веру то, что ему внушает общество, а стремится сделать собственные выводы, пусть даже еще неточные и не совсем грамотные. Фома Пухов неразлучен с природной красотой, он способен ее чувствовать и наблюдать даже в суровой действительности. Вот один из ярких примеров: «Он закурил и уставился в пустую позднюю природу. Там ликовал прохладный свет низкого солнца и беззащитно трепетали придорожные кусты. Но дали на резком горизонте были чисты, прозрачны и привлекательны. Пухов удовлетворился своим созерцанием и крепко выразился обо всем: „Гуманно“.

Так же сознательно и ответственно пытается относиться к жизни главная героиня другого рассказа Платонова – «На заре туманной юности» – Ольга. Этой девушке только предстояло начать свой жизненный путь.

На Ольгу обрушились серьезные и тяжелые испытания: она осталась сиротой. Первые дни после трагедии Ольга вела себя, как обычно: продолжала выполнять домашнюю работу и каждое утро вставала, повторяя для себя, как заклинание, единственные запомнившиеся слова матери: «Опять надо жить». Скоро Ольга решила, что нельзя оставаться «одной на свете», в стороне от жизни. По дороге к тетке она встречает красноармейцев и, чувствуя свою беспомощность в жизни, задает им вопрос: «А вы сказали, мне хорошо будет, а когда?» Ответ задумчивого красноармейца – «потерпи» – немного успокоил девочку.

С того момента, как Ольга начала учиться в университете, жизнь ее преобразилась: «Грусть и тревога перед жизнью, вызванные в Ольге смертью родителей, ночлегом у тетки и сознанием, что люди обходятся без нее и она никому не нужна – теперь в ней прекратились». Теперь, когда Ольга получала знания, стипендию и общежитие от государства, она почувствовала ответственность за свою жизнь перед обществом. Быть полезной своей стране и народу – стало сокровенным желанием героини. Заметим, что этого гуманного качества не хватает человечеству во все времена.

Герои А. Платонова стремятся найти смысл человеческого существования в бескорыстном и созидательном труде человека – «сокровенного человека», который творчески и бесстрашно проявляет свою свободную волю, неотступно следует заветным мечтам и идеям, тем самым, одухотворяя вокруг себя жизнь ради красоты и смысла «отдельного и общего существования» людей.

Татьяна Васильевна

Краткое содержание «На заре туманной юности» можно изложить следующим образом: история девочки, верившей в добро, но не разочаровавшейся в людях, даже несмотря на их злость и бессердечие. Ольга верила в то, что сестра матери – Татьяна Васильевна – будет рада ее приезду. Ведь во всем мире эта женщина была единственной родной душой. В детских воспоминаниях Оля хранила образ доброй веселой тетки. Но реальность оказало совсем другой. Ольга увидела женщину жадную, озлобленную, не способную видеть ничего, кроме собственного несчастья. Муж у Татьяны Васильевны тяжело трудился (как и все главные и второстепенные герои рассказа), был черствым, холодным человеком.

Популярные сегодня пересказы

  • В стране вечных каникул — краткое содержание повести Алексина
    В произведении «В стране вечных каникул» идет речь о маленьком ленивце, который ничего не делал и был еще тем лентяем. Рассказ начинается с того, что Петя дождался зимних каникул и решил хорошенько отдохнуть.
  • Кассиль
    Лев Кассиль родился 10 июня 1905 года в Покровской слободе. Когда вырос, он стал детским писателем. Мама была преподавателем музыки, папа – врачом. Они с детства прививали сыну любовь к творчеству и литературе.
  • Краткое содержание повести В недрах земли Куприн
    В недрах земли» — замечательный рассказ А.И. Куприна, в котором главным героем является мальчик Ванька.
  • Розенкранц и Гильденстерн мертвы — краткое содержание пьесы Стоппарда
    Двое друзей Розенкранц и Гильденстерн находят себя в лесу, не зная, как там оказались. Они настолько увлеклись игрой в орлянку, что позабыли обо всем. Поскольку монета всегда падала орлом

Сюжет произведения

В рассказе «На заре туманной юности» (краткое содержание есть в этой статье) главный герой произведения — юная девочка по имени Ольга. События разворачиваются во время Гражданской войны. Родители ее недавно погибли. Теперь она не может себе представить, как жить дальше. Ольга остается одна в совершенно пустом доме. Поутру она вымывает весь дом и стирает белье. В точности как и ее мать. Так она проводит несколько последующих дней, после чего начинает сильно тосковать. Тогда Ольга решает ехать в соседний город к своей тетке, которая, по словам матери, обязательно должна ее приютить.

На железнодорожной станции взять Ольгу с собой соглашаются красноармейцы, которые едут в эшелоне. Они кормят ее и помогают согреться. Когда она добирается до тетки, которую зовут Татьяна Васильевна, выясняется, что пускать девушку домой никто не собирается. Соседи, которые указывают ей дорогу до дома тетки, рассказывают, что у женщины нет детей из-за того, что они просто не желают у нее рождаться.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

 Урок по рассказу А.П.Платонова  «На заре туманной юности» в 11классе

Цели
урока
: охарактеризовать героев рассказа; дать оценку их поступкам;
определить тему и основную мысль рассказа; объяснить смысл названия рассказа;
воспитывать учащихся в духе любви к семейным ценностям и Родине.

Оборудование:
портрет писателя, иллюстрации к рассказу.

Ход
урока

I.
Организационный момент.

II.Работа
по теме.

1.Слово
учителя.

А.П.Платонов
родился в 1899 году, а умер в 1951г. Самые трудные годы России прошли у него на
глазах. Во всём написанном – реальная судьба страны, нашего народа, самого
писателя.

Читать
Платонова – большая духовная работа. Каждое произведение писателя имеет
глубокий философский смысл. Платонов требует от читателя ответной работы, роста
души.

2.Сообщение
ученика о писателе.

Климентов
Андрей Платонович родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Семья
была многодетная, бедная. Незадолго до революции умерла мать А.Платонова. Он
остался старшим среди десяти сестёр и братьев, поэтому в 14 лет был вынужден
поступить на работу. Это и определило будущее отношение его к людям: «Надо
относиться к людям по-отцовски». Он рано стал кормильцем, возложил на себя
заботу о семье.

Работал
Платонов «во многих местах, у многих хозяев». Был разнорабочим, подручным
слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтёром. Вот
тогда и определилась его любовь к машине, к паровозам. Многие герои его
рассказов связаны с железной дорогой или работают на паровозах.

Платонов
прошёл настоящую школу труда, на своей спине испытал, «почём фунт лиха», и всё
это укрепило его веру в людей, закалило характер, научило многое в жизни
понимать, сделало сердце чутким и отзывчивым.

Учитель:
Мы сегодня поговорим о рассказе Платонова «На заре туманной юности». Вспомним
краткое содержание рассказа.

3.
Сообщение ученика о содержании рассказа.

Главная
героиня рассказа «На заре туманной юности» — 14-летняя девочка Ольга, осиротевшая
в одну ночь. Родители умерли от тифа. Через несколько дней она уезжает в другой
город к своей тёте по матери, ожидая от неё поддержки и любви. Но тётя
равнодушна к ней и недовольна её приездом. Ольга уходит от неё. К счастью,
Ольга увидела объявление о приёме слушателей на курсы подготовки младших
железнодорожных агентов. Ольгу приняли, выдали стипендию, одежду, обувь,
выделили место в общежитии, каждый день кормили. Ольга была счастлива. Когда
возникли материальные трудности, Ольга не растерялась, нашла выход, нашла
работу и продолжала учёбу. В её жизни появился мальчик Юшка. Она была его
нянькой. Ольга всем сердцем полюбила этого доброго мальчика, который очень
привязался к ней и называл её мамой.

Прошло
три года. Ольга с Лизой была практике. Там она, рискуя своей жизнью, остановила
отцепленные вагоны, мчащиеся на большой скорости. Поезд мог сойти с рельсов, и
тогда погибли бы люди. Она была тяжело ранена, долго болела, но выздоровела.

4.Ответы
на вопросы
.

Учитель:


Ольга осталась одна в 14 лет. Её родители умерли. Что значит для ребёнка потеря
самых близких людей?

(Страшная
непоправимая потеря, беда, полная растерянность и одиночество).

-Что
делает Ольга все те дни, что прожила дома одна?

(Прибралась,
вымыла полы, посуду, постирала, всё сделала и думала как её мама, спала на
койке родителей).

-Почему Ольга не торопится уехать? Почему тянет с отъездом?

(Всеми своими действиями, мыслями Ольга как бы пыталась на
краткий миг задержать родителей в своей жизни. Думая и поступая как мать, ей
было легче жить одной. Она постепенно привыкала к одиночеству).

-Кто-нибудь вспомнил об Ольге?              

(Старушка-соседка, принёсшая ей кулеш).

-Почему в последующие дни никто не пришёл к Ольге? Какие это
были годы для страны?

(У каждого была своя боль и своя забота. Это были трудные для
страны годы, годы гражданской войны, голода, разрухи).

-Ольга едет к своей тёте. Взяла ли она с собой что-нибудь?

(Ольге нечего взять: она бедна. Ольга едет в чём попало, и
платье ей коротко, едва ли доходит до колен).

-Хочет ли тётя кормить Ольгу, заботиться о ней?

(Нет).

-Как ведёт себя Татьяна Васильевна по отношению к Ольге на
следующий день?

(Она высказывает своё недовольство по поводу приезда Ольги,
по поводу того, что её нужно кормить. Она не доверяет ей, боится оставить её
дома одну).

-Как отнеслась Татьяна Васильевна к словам Ольги, что она не
останется у неё.

(Обрадовалась).

-Как чувствовала себя Ольга после такого приёма у тёти?

(Очень огорчена, «чувствовала сейчас горе от своей тётки»)

-Кто помог Ольге в устройстве новой жизни?

( Служащие канцелярии университета приняли её на курсы
подготовки младших железнодорожных агентов. Выделили комнату в общежитии,
выдали стипендию, одежду, обувь. Обеспечили бесплатное питание).

-Какова роль родной тётки и чужих людей в судьбе Ольги?

( Ольге помогали совершенно чужие люди, кормили её,
заботились о ней. Они давали ей надежду на хорошую жизнь, как сказали
красноармейцы: «в твоё время хорошо будет жить». Родная тётя не только не
позаботилась о племяннице, но и не накормила её толком).

-Охарактеризуйте Татьяну Васильевну.

(Бессердечная, чёрствая).

-Татьяна Васильевна ещё и несчастная женщина. Она бездетна.
«У них не любят дети рождаться»,- так сказала Ольге одна горожанка. Да ещё и
муж стал ей изменять. Только потом, попав в беду, тётя стала лучше относиться к
ней.

Тётя не подумала о том, что Ольга ещё ребёнок, что у неё,
кроме неё никого нет, что ей нужна любовь и забота. А вместо этого полное
равнодушие и недовольство. Ольга одна в большом, чужом городе, ей не к кому
пойти.

-Как относится Ольга к своей новой жизни?

(Не понимает, за что её кормят, позволяют жить в общежитии,
разрешают учиться, читать книги, отдыхать. Она боялась, что её прогонят из
школы, из общежития, потому что её не за что любить, кормить, тратить на неё
деньги. Она не хочет потерять эту жизнь).

-Как вы понимаете значение этих строк: «ей уже не хотелось
жить, как прежде со спрятанным тихим сердцем»?

(В новой жизни Ольга поняла, на что она способна. Она хотела
познать все радости жизни, всё почувствовать, жить по-другому, не так, как
раньше, тихо и однообразно).

-В столовой Ольга перестала брать добавок. Почему?

(Ольга думает о других. Она хочет, чтобы побольше еды
досталось тем, кто нужнее, на её взгляд, чем она. Она не сделала ещё ничего
такого, чтобы о ней так заботиться и любить ).

-Как повела себя Ольга, когда на курсах задержали стипендию и
возникли проблемы с продовольствием?

(Устроилась на работу. Кормила себя и Лизу без отрыва от
учёбы).

-Ольга и сама не пропала и подругу выручила. Как
характеризует Ольгу этот поступок?

(Она научилась принимать решения и действовать
самостоятельно. Она научилась не ждать помощи со стороны).

-В каком эпизоде ещё проявляется эта черта характера Ольги?

(Когда Ольга спасала вагоны, отцепившиеся от паровоза и
мчавшиеся на страшной скорости. Когда взрослые люди стояли в растерянности, не
зная, что делать, Ольга приняла решение, что ей делать и как).

-Почему Ольга совершает этот поступок?

(Она хочет спасти людей. Она всегда думает о других. Она
поняла, что нужно действовать самой, чтобы выжить, а заодно помочь и другим.
Чувствуя заботу государства о себе, она старалась помочь другим. Ольга хотела
оправдать доверие тех, кто заботился о ней).

-Кого захотела увидеть Ольга, когда пришла в себя после
столкновения? Почему?

(Ольга хотела видеть Юшку, мальчика, нянькой которого она
была некоторое время. Она очень любила его. Это был единственный человек на
свете, который бескорыстно, всем сердцем любил её. Даже называл мамой).

-Нуждалась ли Ольга в любви? Почему?

(Ольга рано лишилась родителей. Она тосковала по любви. Всю
свою любовь она отдала ребёнку и от него получала её. Она хотела, чтобы её
любили и другие. Обучаясь на курсах и живя на всём готовом она часто
задумывалась над тем, что её не за что ещё любить).

-В чём, на ваш взгляд, заключено счастье ребёнка?

(Рядом должны быть любящие родители, заботящиеся о ребёнке).

-Ольга и Лиза. Чем похожи подруги и чем отличаются друг от друга?

(Обе сироты, ученицы курсов, одногодки. Ольга — сильная,
выносливая,терпеливая,целеустремлённая,самоотверженная,ответственная. Лиза —
слабая, сразу падает духом при трудностях).

-Какая черта характера Ольги является главной?

(Самоотверженность, забота о других).

-Какова тема и основная мысль рассказа?

(Судьба человека. Человек-кузнец своего счастья. Судьба
человека зависит от самого себя, от того, как он будет строить свою жизнь).

-Объясните смысл названия рассказа «На заре туманной юности».
Как вы понимаете значение выражения «туманная юность»?

(Туман-это плотная, непроглядная завеса, природное явление.
Ольга стоит в начале своего жизненного пути. Это заря её жизни. Что её ждёт в
будущем, она не знает. Будущее закрыто туманом неизвестности. Но Ольга надеется
на лучшее будущее).

-А.Платонов сначала назвал рассказ «Ольга», но потом поменял
название. Как вы думаете, почему? Только об Ольге рассказ?

(Этот рассказ о судьбе целого поколения. Это миллионы людей).

-Ольга жила в молодой Советской России. Что ждёт страну тоже
неизвестно, страна тоже находится «на заре туманной юности». Но все надеются на
хорошую жизнь.

Маленькая девочка Ольга заслужила право на взрослую,
настоящую жизнь. Какой будет эта жизнь неизвестно, но ясно одно — её путь во
взрослость достоин подражания. Сила маленькой Ольги – в её любви к людям и
миру. Пример Ольги в рассказе Платонова-это как укор «большим людям», не
умеющим жить.

-А.Платонов писал: «Надо относиться к людям по-отцовски». Что
хотел сказать писатель этими словами?

(Нужно заботиться о людях, помогать им).

-Можно ли отнести данное высказывание к рассказу «На заре
туманной юности»?

(Да. Почти все герои рассказа нуждаются в заботе, и сами
заботятся друг о друге).

III.Домашнее задание. Сочинение-рассуждение на тему «Надо
относиться к людям по-отцовски».

А. П. Платонов "Юшка": анализ

История написания

О создании произведения исследователям творчества Андрея Платонова практически ничего не известно. Сочинение впервые появилось в черновиках автора в 1935 году. В это время писатель уже сформировал свой стиль, успел поработать в редакциях. Однако в годы правления Сталина на их печать был наложен запрет, поскольку содержимое считалось опасным для режима.

Первая публикация «Юшки» состоялась в 1966 году в сборнике «Избранное». Критики положительно оценили произведение, отметили оригинальный авторский стиль, который не имеет аналогов в русской и советской литературе. Его назвали «самодельным» и «первобытным».

Использование непопулярных литературных приемов помогало автору писать легко и образно. Как и большинство его рассказов, «Юшка» читается на одном дыхании. В 2017 году по произведению был поставлен художественный фильм. Его режиссером стала Юлия Горбачевская.

А. П. Платонов "Юшка": анализ

Главные герои

На нескольких страницах рассказа «Юшка» раскрыты образ мышления и менталитет жителей небольшого городка. Есть в нем и сходство с притчей, если рассматривать концовку как мораль, показывающую истинное милосердие.

Юшка. Сорокалетний мужчина, который рано состарился из-за болезни и тяжелого труда. Добрый и бескорыстный человек всю жизнь работал за гроши и отказывал себе во всем, чтобы послать деньги приемной дочери, которая училась в городе на врача. Местные жители не воспринимали его серьезно, издевались, глумились. Последний толчок прохожего стал для ослабленного героя смертельным.

Девушка-сирота. Главный герой встретился с ней, когда она была маленькой девочкой, и с тех пор опекал, помогал расти. В благодарность она поступила учиться на врача, чтобы вылечить больного чахоткой Ефима Дмитриевича. Однако девушка опоздала. Когда она вернулась в город, Юшка уже умер. Обладая таким же добрым сердцем, как и приемный отец, молодой доктор остается в городе, чтобы помогать смертельно больным людям.

Кузнец. Человек, у которого Юшка работал основным помощником.

Жители города. Простые обыватели не желали видеть рядом с собой тех, кто чем-то отличался, был сильнее или слабее. Всю жизнь, пока Юшка жил в городе, они относились к нему с пренебрежением, обижали. Лишь смерть главного героя книги открыла перед ними всю глубину их духовной пустоты и безнравственности.

А. П. Платонов "Юшка": анализ

Сюжет

Ефим Дмитриевич по прозвищу Юшка трудился помощником кузнеца. Он был худым, изможденным и ослабленным, плохо видел. В 40 лет внешне он походил на старика, а причиной этому была чахотка. В работе мужчина был аккуратен, исполнителен и точен. Соседи сверяли по нему часы. Видя, что Юшка идет на работу, они будили детей. Когда вечером главный герой возвращался с работы, звали семью к столу.

Юшка не пользовался уважением у взрослых соседей. Дети подражали манере родителей и относились к нему с пренебрежением, кидали вслед камни. На это он никогда не обижался, поскольку не умел держать зла и считал, что таким образом люди проявляют к нему «слепую любовь».

Юшка зарабатывал достаточно, чтобы сводить концы с концами. Однако на себя практически ничего не тратил. Вещи носил годами, а вместо чая пил воду. Каждое лето помощник кузнеца куда-то уезжал. Никто не знал причину этих поездок, поскольку в разговоре мужчина называл разные места. Люди решили, что он ездил к дочери, которая никому, кроме него, не была нужна.

А. П. Платонов "Юшка": анализ

Здоровье Юшки с каждым месяцем ухудшалось. Чахотка выматывала его, забирала все силы. Однажды по дороге с работы ему встретился особенно злой и жестокий человек. Он стал глумиться над немощным. Всегда молчаливый и покорный, на этот раз Юшка не смолчал и привел свои аргументы. Он сказал, что если уж и родился и живет, значит, нужен на этом свете. Ответ не понравился обидчику, который толкнул свою жертву в больную грудь. Упав на землю, мужчина умер.

Проводить Юшку в последний путь пришли все соседи с улицы. Среди них было много тех, кто постоянно его обижал словом и делом. С гибелью безответного соседа им больше не на ком было вымещать злость, они стали больше ругаться друг с другом. Вскоре городок посетила молодая незнакомка, которая искала Ефима Дмитриевича. Выяснилось, что она сирота, и Юшка много лет принимал участие в ее судьбе.

Поначалу девочка росла в московском семействе, потом стала ученицей пансиона для девиц. Именно к ней он уезжал каждый год и отдавал деньги. Чтоб вылечить своего благодетеля, она выучилась на врача. Разыскивать Ефима подопечная решила, поскольку он не приехал к ней, как делал это обычно раз в год. Испытывая душевную боль, что не успела спасти Юшку, врач осталась в городе и долгие годы бескорыстно лечила людей. Она состарилась, однако соседи по-прежнему звали ее Юшкиной дочерью.

А. П. Платонов "Юшка": анализ

Тема, жанр, композиция

Разбор проблематики и анализ «Юшки» Платонова школьники проводят в седьмом классе, после знакомства с содержанием и главными героями произведения. Основные темы, затронутые автором в рассказе — доброта и жестокость. Для их раскрытия автором создана система образов, центральным из которых был сорокалетний мужчина Ефим, состарившийся раньше времени из-за болезни. Он никому не желал зла и верил людям.

Внутренний мир главного персонажа демонстрирует диалог между ним и Дашей, которая ухаживала за Юшкой после того, как его однажды побили. Девушка говорила, что чем так жить, как он, лучше уж сразу умереть. И получила такой ответ: «…меня, Даша, народ любит». На обиды со стороны односельчан помощник кузнеца реагировал со свойственным ему простодушием: «…сердце в людях бывает слепое…».

Смысл прозвища, которое автор дал герою (оно же стало названием произведения) можно толковать по-разному. Слово «юшка» концентрирует внимание на персонаже с добрым сердцем и в просторечии означает «кровь». Юшку не раз «добрые» люди избивали до крови. По другому предположению, прозвище дано от слова «юродивый». Это люди, которые намеренно казались глупыми и безумными, отказывались от всех благ. Народ так и называл героя — «божье чучело», «негодный», «юрод», «блаженный».

Идея произведения заключается в воспевании главных моральных качеств человека. Платонов подчеркивает, что без таких людей, как Ефим, мир стал бы еще более жестоким. С гибелью Юшки горожане стали озлобленными, срывались на близких людях. Основная мысль автора заключается в том, что внешность человека обманчива. В немощном теле может находиться бескорыстная душа, которая не держит зла.

А. П. Платонов "Юшка": анализ

Организация рассказа «Юшка» простая. Развитие его сюжета происходит последовательно. Условно его можно поделить на части:

1. Описание внешности главного героя, его взаимоотношения с соседями.

2. Разговор Юшки и Даши.

3. Тайна ежегодных поездок Ефима.

4. Гибель главного героя.

5. Приезд приемной дочери в город.

В каждой последующей части автор все больше погружает читателей в главные проблемы. Важную роль в понимании сути произведения играют образы Юшки, соседей и его подопечной.

Краткий анализ

  • История создания. Произведение написано в 1935 году. Впервые оно было опубликовано только в 1966 в сборнике «Избранное».
  • Тема. Автором затронуты вопросы доброты, милосердия, которым противопоставлена жестокость человеческого сердца.
  • Жанр «Юшки» — рассказ.
  • Направление — реализм.
  • Композиция. Сюжет развивается последовательно. При раскрытии основной темы большое значение принимают портреты главного персонажа и его подопечной. События развиваются стремительно и охватывают значительный отрезок времени.
  • Афоризмы автора. «…Сердце в людях бывает слепое…», «…он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить…», «…девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его…».

А. П. Платонов "Юшка": анализ

Выводы о прочитанном

После знакомства с произведением читателей долго не оставляет вопрос людской жестокости. Многие пересматривают свои взгляды на жизнь, учатся быть терпимее, мягче относиться к близким и незнакомым людям.

Один из последователей творчества Платонова утверждал, что Юшка — это воплощение добра, потеря которого для людей так же губительна, как утрата крови. Прожив недолгую и бедную жизнь, мужчина сделал много добрых дел. В том числе — выучил девушку, которая осталась в маленьком, богом забытом городке, чтобы лечить людей. Будучи больным и немощным, он старался выиграть у смерти как можно больше времени, поскольку знал, что живет ради людей.

Горожанам Юшка был нужен больше, чем они ему.

Главный герой хорошо чувствовал себя наедине с природой. Он любил уходить в лес и чувствовать его жизнь, звуки и запахи, стараясь не нарушить окружающей гармонии. Он чувствовал боль от смерти жука или букашки. Природа давала ему силы жить, исцеляла душу.

Несмотря на любовь к лесу, Юшка жил среди людей, в сердцах которых была «лютая ярость», «злое горе и обида». Автор противопоставляет кротость главного персонажа озлобленности окружающих, которые считали Юшку виновником своих бед. После его смерти окружающим становится понятно, насколько он был нужен и любим. Нашедший его труп столяр сразу попросил прощения: Забраковали тебя люди».

На похороны мужчины пришел весь городок, однако о нем постепенно забыли, как забывают всех. Если бы не возвращение его подопечной, которую стали называть дочерью Юшки. Чистые, бескорыстные и безобидные люди — редкость для любой эпохи. Только после их смерти становится понятно, насколько они важны. Боль не утихает, но ничего нельзя исправить.

Каждый имеет право на жизнь, и произведение Платонова учит быть терпимее к чужим недостаткам. Если человек непохож на других, это не значит, что он хуже. Не стоит требовать, чтобы он стал таким, как все.

С этим читают — А. П. Платонов «Котлован»: характеристика героев, краткое содержание

А. П. Платонов "Юшка": анализ

Источник

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

Произведения А. Платонова учат читателей быть добрыми друг к другу, милосердными. Автор осуждает человеческую жестокость и черствость, помогая сделать правильные выводы. Ярким образцом этого пласта его творчества является рассказ «Юшка». Сюжет и герои его незамысловаты, но благодаря вечным мотивам доброты, сострадания произведение заняло почетное место в литературном наследии русских авторов. Школьники изучают «Юшку» в 7 классе. В статье представлен анализ рассказа, который поможет быстро и качественно подготовиться к уроку и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1935.
История создания – Произведение было создано в первой половине ХХ века, а опубликовали его лишь в 1966 г. в сборнике «Избранное».

Тема – В произведении А. Платонов затронул темы доброты и милосердия, а также человеческой жестокости.

Композиция – Организация рассказа несложная. Сюжет развивается последовательно. Важную роль в раскрытии заявленных тем играют портреты Юшки и его приемной дочери. Произведение охватывает достаточно большой промежуток времени, благодаря стремительному развитию событий.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

Тема, жанр, композиция

Разбор проблематики и анализ «Юшки» Платонова школьники проводят в седьмом классе, после знакомства с содержанием и главными героями произведения. Основные темы, затронутые автором в рассказе — доброта и жестокость. Для их раскрытия автором создана система образов, центральным из которых был сорокалетний мужчина Ефим, состарившийся раньше времени из-за болезни. Он никому не желал зла и верил людям.

Внутренний мир главного персонажа демонстрирует диалог между ним и Дашей, которая ухаживала за Юшкой после того, как его однажды побили. Девушка говорила, что чем так жить, как он, лучше уж сразу умереть. И получила такой ответ: «…меня, Даша, народ любит». На обиды со стороны односельчан помощник кузнеца реагировал со свойственным ему простодушием: «…сердце в людях бывает слепое…».

Смысл прозвища, которое автор дал герою (оно же стало названием произведения) можно толковать по-разному. Слово «юшка» концентрирует внимание на персонаже с добрым сердцем и в просторечии означает «кровь». Юшку не раз «добрые» люди избивали до крови. По другому предположению, прозвище дано от слова «юродивый». Это люди, которые намеренно казались глупыми и безумными, отказывались от всех благ. Народ так и называл героя — «божье чучело», «негодный», «юрод», «блаженный».

Идея произведения заключается в воспевании главных моральных качеств человека. Платонов подчеркивает, что без таких людей, как Ефим, мир стал бы еще более жестоким. С гибелью Юшки горожане стали озлобленными, срывались на близких людях. Основная мысль автора заключается в том, что внешность человека обманчива. В немощном теле может находиться бескорыстная душа, которая не держит зла.

Организация рассказа «Юшка» простая. Развитие его сюжета происходит последовательно. Условно его можно поделить на части:

  1. Описание внешности главного героя, его взаимоотношения с соседями.
  2. Разговор Юшки и Даши.
  3. Тайна ежегодных поездок Ефима.
  4. Гибель главного героя.
  5. Приезд приемной дочери в город.

В каждой последующей части автор все больше погружает читателей в главные проблемы. Важную роль в понимании сути произведения играют образы Юшки, соседей и его подопечной.

История создания

История создания произведения практически не исследована. Но определенные выводы можно сделать, если учесть биографию писателя. Год написания «Юшки» – 1935. К этому времени А. Платонов уже сформировался как писатель, успел поработать в редакциях. Но Сталин запретил их публиковать, считая, что они опасными для режима. В тот период А. Платонов практически не печатался.

Рассказ «Юшка» увидел мир в 1966 г. в сборнике «Избранное». Критика положительно отзывалась о произведении.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Юшка»
  • для самых компанейских — Главные герои «Юшка»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Юшка»

Содержание произведения

Ефим Дмитриевич по прозвищу Юшка трудился помощником кузнеца. Он был худым, изможденным и ослабленным, плохо видел. В 40 лет внешне он походил на старика, а причиной этому была чахотка. В работе мужчина был аккуратен, исполнителен и точен. Соседи сверяли по нему часы. Видя, что Юшка идет на работу, они будили детей. Когда вечером главный герой возвращался с работы, звали семью к столу.

Юшка не пользовался уважением у взрослых соседей. Дети подражали манере родителей и относились к нему с пренебрежением, кидали вслед камни. На это он никогда не обижался, поскольку не умел держать зла и считал, что таким образом люди проявляют к нему «слепую любовь».

Юшка зарабатывал достаточно, чтобы сводить концы с концами. Однако на себя практически ничего не тратил. Вещи носил годами, а вместо чая пил воду. Каждое лето помощник кузнеца куда-то уезжал. Никто не знал причину этих поездок, поскольку в разговоре мужчина называл разные места. Люди решили, что он ездил к дочери, которая никому, кроме него, не была нужна.

Здоровье Юшки с каждым месяцем ухудшалось. Чахотка выматывала его, забирала все силы. Однажды по дороге с работы ему встретился особенно злой и жестокий человек. Он стал глумиться над немощным. Всегда молчаливый и покорный, на этот раз Юшка не смолчал и привел свои аргументы. Он сказал, что если уж и родился и живет, значит, нужен на этом свете. Ответ не понравился обидчику, который толкнул свою жертву в больную грудь. Упав на землю, мужчина умер.

Проводить Юшку в последний путь пришли все соседи с улицы. Среди них было много тех, кто постоянно его обижал словом и делом. С гибелью безответного соседа им больше не на ком было вымещать злость, они стали больше ругаться друг с другом. Вскоре городок посетила молодая незнакомка, которая искала Ефима Дмитриевича. Выяснилось, что она сирота, и Юшка много лет принимал участие в ее судьбе.

Поначалу девочка росла в московском семействе, потом стала ученицей пансиона для девиц. Именно к ней он уезжал каждый год и отдавал деньги. Чтоб вылечить своего благодетеля, она выучилась на врача. Разыскивать Ефима подопечная решила, поскольку он не приехал к ней, как делал это обычно раз в год. Испытывая душевную боль, что не успела спасти Юшку, врач осталась в городе и долгие годы бескорыстно лечила людей. Она состарилась, однако соседи по-прежнему звали ее Юшкиной дочерью.

Тема

В рассказе «Юшка» анализ следует начинать с характеристики тем и образов.

В русской литературе первой половины ХХ века активно развивались мотивы революций, войны, однако, некоторые писатели даже в таких условиях отдавали предпочтение моральной проблематике. Не исключение и А. Платонов.

Основные темы «Юшки» – милосердие и доброта, а также жестокость. Для их реализации автор создал оригинальную систему образов. В центре произведения Ефим, которому деревенские жители дали прозвище Юшка. С ним мы знакомимся в начале. А. Платонов создает детальный портрет мужчины. Ему сорок лет, но выглядит он, как старик. Организм Юшки изнурен чахоткой и тяжелой работой.

Ефим был помощником кузнеца. К работе относился очень ответственно. В начале произведения автор держит интригу: читателю интересно, зачем Ефим копил деньги. Далее оказывается, весь свой заработок мужчина отдавал приемной дочери, жившей в городе.

В деревне мужчину недолюбливали. Односельчане сгоняли на беззащитном мужчине злость, хоть он ничего худого им не делал, наоборот, всегда готов был прийти на помощь. Как-то Юшку побили. За ним ухаживала хозяйская дочь. Диалог между этими героями как нельзя лучше демонстрирует внутренний мир Юшки.

Девушка приговаривала, что лучше бы Ефим умер. Она не понимала, зачем так жить. Ответ работника удивил ее: «Меня, Даша, народ любит!». Поступки односельчан мужчина оправдывал со свойственным ему простодушием: «Сердце в людях бывает слепое».

Судьба Юшки сложилась трагически. Мужчину убил односельчанин. В деревню приехала его приемная дочь. Оказалось, девушка училась на врача и очень хотела вылечить отца. Кажется, ей передалась доброта Юшки. Девушка осталась в деревне, чтобы бескорыстно помогать людям.

Смысл названия можно толковать по-разному. При помощи него автор концентрирует внимание на главном герое. Кроме того, просторечное значение слова «юшка» – кровь, а мы знаем, что героя не раз избивали до крови.

Идея произведения – воспевание лучших моральных качеств человека. Автор показывает, что без таких людей, как Юшка, мир стал бы жестоким.

Основная мысль: нужно учиться видеть в людях хорошее, даже если прекрасные качества скрыты под непривлекательной внешностью. Это то, чему учит читателя А. Платонов.

Анализ рассказа А.П. Платонова «Юшка»

1) Особенности жанра.

Произведение А. Платонова «Юшка» относится к жанру рассказа.
2) Тематика и проблематика рассказа.
Основная тема рассказа А. Платонова «Юшка» — тема милосердия, сострадания. Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

3) Основная идея рассказа.

Основная идея художественного произведения — это выражение авторского отношения к изображаемому, его соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и человека. Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый ещё из детских сказок: невозможного нет, всё возможно. Сам автор говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может .быть, а не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души…» К сожалению, не всегда добро ’побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.
4) Характеристика героев рассказа.
Образ Юшки.

Главный герой рассказа — Юшка. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и даже перестает чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдае т от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит её больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Достоевский писал: «Человек есть тайна». Юшка же в своей «нагой» простоте кажется людям откровенно понятным. Но его непохожесть на всех раздражает не только взрослых, но и детей, а также влечёт к нему человека «со слепым сердцем». Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращенную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» — говорит он хозяйской дочери. Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он — подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузницу и (последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня. Но в глазах взрослых, отцов и матерей Юшка — человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка. Кроме того, каждый год Юпжа куда-то уходит на’ месяц и потом возвращается. Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков — живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку весёлым и счастливым. И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он всё же был прав в своих убеждениях: он действительно был нужен людям.

Образ приёмной дочери Юшки.

Став врачом, девушка приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего приёмного отца, девушка всё же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажжённые в её душе несчастным юродивым, — своё сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолят! страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» вышел из печати в 1901 году осенью в «Журнале для всех». Потом произведение Андреева было напечатано в сборнике «Книга рассказов и стихотворений», выпущенном московским частным магазином книг. Средства, полученные от реализации экземпляров сборника, были переданы комитету почтовых и телеграфных работников, для их поддержки. После выхода из печати своего рассказа автор написал Чуковскому о важности показа в нем сильных чувств, которые может проявить любое живое существо. Независимо от того, человек это будет или животное. Андреев считал, что у всего живого одинаковая душа.

Меня заинтересовал этот рассказ, и понравилась позиция писателя. Произведение, действительно, вызывает много различных чувств и эмоций, имеет большой поучительный смысл. Тематика и проблемы рассказа мне очень близки, потому что мне небезразлично положение «братьев наших меньших» и отношение к ним человека. Многие люди любят животных, считают их друзьями, помогают им обрести хозяев. Но есть и равнодушные и, что еще страшнее, злые люди, которые могут причинить животному боль, изувечить и даже лишить жизни. Я не могу смириться с людской жестокостью и безразличием, стараюсь брошенному животному помочь, накормить, приютить или найти ему дом и доброго хозяина.

Главная героиня произведения Андреева – бездомная собака, простая, беспородная дворняга. Она давно потеряла все добрые чувства к людям, одичала и уже никому не доверяла. Но ее жизнь изменила встреча с одной доброй и сострадательной девочкой-гимназисткой Лелей. Участливое отношение Лели и других добродушных дачников способствовало приручению и одомашниванию собаки, которую Леля назвала Кусакой, за то, что та ей порвала подол платья.

Собака поверила людям. Кусака стала доверять им, и в ее жизни настала самая счастливая пора – она нашла хозяев, которые в ней нуждались. Для нее было огромной радостью служить им, охранять их покой и благополучие. Так поменялось мнение и отношение животного к людям. Но Леля не смогла упросить родителей взять собаку с собой в город. И после отъезда хозяев дачи Кусака, оставшись одна на опустевшей даче, очень тосковала по ним.

Девочка Леля своей добротой перевоспитала собаку, животное познало лучшую сторону жизни – заботу, ласку, внимание людей. И разлука с ними стала невыносима для Кусаки – оставшись одна, она завыла. Так собака почувствовала настоящее одиночество. И, если раньше она не ощущала тоски по человеческому отсутствию, то теперь, расставшись с хозяевами, она тосковала. В чем смысл произведения Андреева? Что хочет сказать автор? Чему учит? А суть и основная мысль рассказа «Кусака» состоят в том, что человек обязан нести ответственность за прирученное им животное.

Мы не имеем права выкидывать или бросать живое существо, которое без нас не сможет существовать – оно может погибнуть или стать опасным для окружающих. Взрослые – родители Лели – подали ей и другим детям отрицательный пример.

Главная тема, раскрываемая в «Кусаке» — отношения людей к окружающему миру. Животные, как и человек, понимают доброту, ласку, сострадание, и терпеливое доброжелательное к ним отношение – самое важное условие для нахождения с ним контакта. А грубость, гнев, жестокость только разрушают взаимопонимание.

Также Андреев поднимает тему сострадания и милосердия к животным. Ведь многие горожане даже не задумывались, о своем неправильном поведении с собакой, делая своими гонениями и презрением ее еще больше озлобленной, недоверчивой. А еще писатель обращает внимание своих читателей на то, что привязанность человека к животному и наоборот приводит к мучениям и тоске, как хозяина, так и прирученного друга, что и происходит в финале произведения. Почему Андреев делает его концовку такой?

Я считаю, что автор хочет сказать этим, что так не должно быть, что доброта людей должна проявляться всегда и при всех жизненных обстоятельствах. Приютив Кусаку, родители Лели должны были позаботиться о ее дальнейшей судьбе – все-таки либо взять с собой в город, либо найти ей новых заботливых хозяев.

К произведению Леонида Андреева я отношусь положительно, оно многому учить читателя, например, думать о своем поведении, о том, какими будут последствия его поступков, действий, а это основное в правильной созидательной деятельности любого из нас.

Зачастую так бывает, что многие не задумываются, к чему может привести сказанное второпях слово, поступок или, наоборот, равнодушие и бездействие. Все возвращается бумерангом. По этому поводу у русского народа даже есть поговорки – «Что посеешь, то и пожнешь», или «Как аукнется, так и откликнется». Злоба и презрение вызывают такие же ответные чувства, также как и добро, сострадание, участливое, терпеливое отношение находят отклик в озлобившейся душе, преображая ее, изменяя в положительную сторону.

Меня очень тронул рассказ Леонида Андреева. В нем заключен глубокий смысл, он учит нас быть добрее, думать о своих поступках и нести за них ответственность, оказывать посильную помощь всем, нуждающимся в этом.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Основная мысль рассказа шинель
  • Основная мысль рассказа шемякин суд
  • Основная мысль рассказа чучело железников
  • Основная мысль рассказа чук и гек
  • Основная мысль рассказа чужая кровь