Основная мысль рассказа уроки французского распутин

Скачать обзор: валентин распутин выдающийся мастер реалистической прозы. он писал простым, но живым и образным языком, поднимая на страницах

Скачать обзор:

Валентин Распутин — выдающийся мастер реалистической прозы. Он писал простым, но живым и образным языком, поднимая на страницах произведений понятные, но в то же время глубокие проблемы. Рассказывая о своём времени и советской действительности, автор ставит в своих произведениях вечные вопросы.

Рассказ «Уроки французского» — небольшое по объему произведение, образец «детской» прозы в творчестве Распутина, изучается в школьном курсе литературы за 6 класс.

Место и время действия

События, описанные в рассказе, происходят через три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году, в Советском Союзе, на территории Иркутской области. Названий конкретных населенных пунктов не упоминается. Основной сюжет разворачивается в райцентре, который в тексте именуется «поселком», также описываются некоторые события, происходившие в деревне, откуда родом главный герой.

Поселок. Эскиз к рассказу

Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.

О чем рассказ?

Эта история о молодой учительнице французского языка, которая пытается помочь своему ученику из бедной семьи пережить тяжелое время.

Главный герой приезжает из деревни в райцентр, чтобы учиться в школе. Он успевает по всем предметам. В поисках пропитания парень связался с сомнительной компанией и начал играть на деньги. Когда он стал выигрывать, его избили.

Увидев побои на лице мальчика, учительница французского вызвала его на разговор. Он обещал ей перестать играть, но нужда вынудила снова начать. Узнав об этом, учительница Лидия Михайловна предлагает парню дополнительные занятия французским.

Под видом индивидуальных уроков она приглашает его к себе домой, пытается накормить ужином, предпринимает попытку анонимно отправить ему посылку с едой, но напрямую герой подачки не принимает. Тогда педагог идет на хитрость и предлагает ему сыграть с ней в игру, ведь честно выигранные деньги парень возьмет.

Однажды за игрой их застукал директор школы. Для учительницы это обернулось увольнением, она уехала на родину. Через некоторое время ученику от неё пришла посылка с провизией.

Характеристика героев рассказа

Рассказчик

Рассказчик — главный герой рассказа

Рассказчик —  мальчик одиннадцати лет, от лица которого ведется повествование. Вырос в деревне в бедной многодетной семье, без отца. Способный, смышленый, но скромный и «диковатый», очень худой из-за недоедания, стесняется своего положения. В деревне его уважали, обращались к нему за помощью, а в райцентре он одинок, ни с кем из сверстников не сдружился.

Лидия Михайловна

Лидия Михайловна — учитель французского

Лидия Михайловна — учительница французского языка и классный руководитель главного героя-рассказчика, красивая молодая женщина примерно 25 лет, брюнетка с короткой стрижкой. Представляется герою утонченной и загадочной, под стать предмету, который преподает.

«Голос ее был «каким-то мелким и легким». … К тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому».

По словам героини, в детстве она была непослушным ребенком. Не похожа на «типичного учителя» того времени. Живет, по меркам эпохи, обеспеченно, имеет квартиру в «учительском доме». Добрая и сочувствующая, понимающая женщина.

Талантливый педагог и порядочный человек, уважает ученика, не смотрит на него свысока, относится по-человечески и стремится помочь, не унизив его и не демонстрируя своё превосходство, материальное, статусное и возрастное. Ради этого поступает «не педагогично», осознает свою вину, но человечность для неё оказывается важнее карьеры.

Василий Андреевич

Василий Андреевич — директор школы

Василий Андреевич — строгий директор школы, как педагог является противоположностью Лидии Михайловны.Он из тех учителей, кто добивается уважения через страх. Персонаж говорит громко, часто отчитывает учащихся. Любимое выражение «Что побудило тебя заниматься этим грязным делом?» – с этой фразой он обращается к провинившимся школьником. Вызов к нему «на ковер» напоминает допрос и часто заканчивается слезами учеников. По мнению героя, директор будто бы специально этого добивается.

Второстепенные герои

Эпизодические и фоновые персонажи — это учащиеся школы, жители деревни и райцентра, Распутин высвечивает типажи, создает ёмкие и яркие образы.

Мать рассказчика — деревенская женщина, одна воспитывает троих детей, волевая и достаточно умная, хотя образования не имеет и грамотой не владеет. Хорошая мать, отправляет сына в райцентр для его же блага, переживает за него, старается помочь, чем может, присылая продукты, а иногда и деньги.

Вадик — старший в компании игроков в «чику», признанный авторитет, семиклассник, рослый и крепкий, носит рыжую челку. При игре хитрит, это все понимают, но уличить не решаются. Отличается грубостью и жестокостью.

Птаха — одноклассник героя-рассказчика, пришел к ним в класс в начале третьей четверти. Ранее герой его не встречал. Оказалось, что Птаху оставили на второй год, но до января он школу не посещал. Описывается как «большеголовый, коренастый, стриженый под машинку». Дружит с Вадиком и потакает ему, не имеет собственного мнения, жесток и драчлив. «Птаха» — прозвище персонажа, личное имя в тексте не упоминается.

Тишкин — одноклассник героя, суетливый, робкий. Постоянно рвался отвечать, тянул руку, а когда вызывали, часто терялся у доски и молчал.

Тетя Надя — знакомая семьи главного героя, хозяйка квартиры, в которой он поселился, приехав в райцентр. «Крикливая и замотанная женщина», мать троих детей.

Федя — младший сын тети Нади, приводит героя в компанию игроков в «чику».

Дядя Илья — деревенский житель, пожилой мужчина, сосед семьи главного героя, прослыл прижимистым, скупым стариком, но когда герой помогает ему по таблице узнать о его выигрыше 400 рубелей по облигации, он отблагодарил его ведром картошки.

Дядя Ваня — деревенский житель, водитель, ездит на «полуторке», привозит мальчику продукты, которые передает мать.

 Полуторкой называли грузовичок, способный перевозить до 1,5 тонны

Подробный пересказ содержания по главам

Как таковых глав в рассказе «Урока французского» нет, авторский текст разделен на 6 разных по объему частей, разграниченных «звездочками» (знак ***)

Посвящение: Анастасии Прокопьевне Копыловой

Анастасия Копылова — мать известного драматурга Александра Вампилова, с которым Распутин находился в близких дружеских отношениях. Много лет женщина проработала обычным учителем в сельской школе.

Начинается рассказ с короткого размышления о том, что с годами человек чувствует свою вину перед учителями, «не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после».

Знакомство с героем

Рассказчик обращается к тому времени, когда он пошел учиться в пятый класс. Герой родом из деревни, где была только начальная школа, чтобы продолжить образование ему нужно было уехать из дома за 50 километров — в районный центр. Мать договорилась, что жить он будет у знакомой по имени тетя Надя.

В районе у тёти Нади

Главный герой — старший ребенок в семье. Всего у матери трое детей, она воспитывала их без отца, который, очевидно, не вернулся с войны. Жила семья в нужде, время было голодное.

В деревенской школе у мальчика была хорошая успеваемость, среди местных он прослыл «грамотеем», он помогал старикам и старухам читать письма, подбирал книги, к нему часто обращались с облигациями. За войну у людей их скопилось много.

Паренек помогал местным по таблицам в газетах узнавать, кто и сколько выиграл. На облигациях герой заслужил среди односельчан особый авторитет. Его даже подкармливали. А скуповатый старик дядя Илья, выиграв 400 рублей, даже нагреб мальчишке ведро картошки.

Облигации государственного займа — долговые ценные бумаги, выпускаемые правительством. Облигации распространялись среди населения в советский период. Деньги, вырученные у народа, помогали поднимать экономику, вести войну и восстанавливать хозяйство. Облигации были процентные и выигрышные. Срок погашения — 10, 20 лет.

Приехав в район, парень продолжал хорошо учиться. Единственный предмет, который ему не давался — французский язык. Ученику не давалось произношение, он говорил по-французски на деревенский манер. Учительница Лидия Михайловна, слыша, как он коверкает язык, «морщилась и закатывала глаза».

Герой описывает тоску по дому. Однажды мать, приехав в гости, чуть было не забрала его назад в деревню. Парень голодал, продуктов, которые мать передавала с шофером дядей Ваней, не хватало. Рассказчик отмечает, что голод в деревне и в райцентре — это разные вещи. В деревне, живя на подсобном хозяйстве, всегда можно было что-то перехватить, порыбачить или поохотиться, а здесь кругом были только чужие огороды и маленькая речушка, рыбалка в которой совсем не та и от улова «не раздобреешь».

Чика

Сын хозяйки тети Нади приглашает героя поиграть в «чику» на деньги. Он знакомится с Вадиком — главным авторитетом в компании игроков. У героя нет денег, поэтому он наблюдает за игрой. Вадик умеет хорошо играть, к тому же хитрит и всё время выигрывает. Правила игры предполагают меткость, нужно было попасть и «перевернуть» монетку. Кому это удается — забирает денежки себе. Суть очень похожа на игру в «бабки», в неё герой играл в деревне и вообще отличался хорошей меткостью, а потому подумал, что у него бы неплохо получилось играть.

Мальчик заинтересовался игрой

Мальчик вспоминает свою деревню и безденежье. В посылки со скудной едой мать клала ему пять рублей денег, которые он тратил на молоко. Свою корову семья не держала, а молоко ему нужно было пить «от малокровья».

Однажды он взял очередную пятерку и пошел не за молоком, а на свалку, где играли в чику. Первый раз спустил 50 копеек, потом 90. Постепенно приноровился и стал выигрывать. Рассказчик заканчивал игру, как только его выигрыш насчитывал рубль — столько нужно было на молоко. Вадику и однокласснику Птахе не понравилось, что парень, выиграв, быстро заканчивает игру.

Ребята избивают главного героя

Героя подставили и стали угрожать. Он пытался избежать драки, но сделать этого не удалось, его избили. Свидетелем этого был один из одноклассников по фамилии Тишкин.

Разговор с учительницей

Утро следующего дня. Рассказчик смотрит на себя в зеркало и стесняется побоев. Если нос может быть кривым от природы, то ссадину и синяк не спрячешь, «сразу видно, что они красуются здесь не по моей доброй воле». Однако, занятия пропускать нельзя.

Мальчик вынужден идти в школу с синяками

Первым уроком в расписании стоял французский язык. Ведет его классный руководитель, молодая учительница по имени Лидия Михайловна. Она обращает внимание на побои. Спрашивает, что случилось. Герой говорит, что упал, но Тишкин выдает его, рассказывая как было дело.

Лидия Михайловна попросила ученика остаться после урока. Тот боится, что его поведут к строгому директору, который своими вопросами и напором доводил некоторых школьников до слез, но учительница не стала сообщать директору. Она поговорила с мальчиком один на один. Спросила, почему он играет и на что тратит выигранные деньги. Герой ответил, что выигрывает только рубль, чтобы купить молоко. Это удивило и тронуло педагога. Она просит мальчика больше не играть.

Лидия Михайловна провела разговор с мальчиком

Поначалу он держит обещание, не желая подвести педагога. Однако еды из дома почти не присылают, год выдался плохой, голод побуждает героя снова идти на свалку.  Птаха, который в прошлый раз стал зачинщиком драки, не рад его появлению: «Чего при­шел? Давно не били? … Кто тебе сказал, что с тобой тут будут играть?», — говорил он герою.

Ребята разрешают герою рассказа играть с ними

Однако Вадик разрешает ему присоединиться к игре. Герой ведет себя максимально осторожно, учитывая прошлый опыт, старается не зариться на кассу. На четвертый день, когда, выиграв рубль, он хотел удалиться, дело опять закончилось побоями. Ему разбили губу.

Следы драки были замечены Лидией Михайловной, и, чтобы отвадить ученика от игры, она назначает ему дополнительные занятия французским.

Уроки французского

«Начались мучительные и неловкие дни». Каждый день герой со страхом ждал того момента, когда придется остаться. Поначалу учительница занимается с ним в школе, работает над произношением. Потом она решила, что в школе, после второй смены, у них остается мало времени на занятия, и  приглашает ученика продолжить индивидуальные уроки у неё дома.

Учительница приглашает мальчика на дополнительные занятия к себе домой

В квартире преподавательницы он чувствовал себя неловко. «Забившись в угол ждал, пока меня отпустят». Учительница  жалела школьника, хотела его подкормить, после занятий приглашала на ужин. Парень отнекивался и, смущаясь, спешил покинуть квартиру.

«Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет!»

Однажды герою пришла посылка. Она была непривычно упакована в  ящик, а не в мешок, в котором мать обычно присылала продукты. Мальчик засомневался, ему ли эта посылка, он сверил адрес, сомнений не осталось. Любопытство терзало его и, взяв топор, он вскрыл посылку, всё ещё думая, что её прислала мать.

Герой догадался кто прислал посылку

Внутри были макароны и гематоген. Не сдержавшись, герой начинает есть сухие макароны. С чего мать вдруг так «разорилась» ради него, думает парень, или это посылка не от неё? И он догадался, что коробка с «непривычными» для него продуктами — дело рук Лидии Михайловны.

Он идет в учительскую, чтобы поговорить с педагогом и вернуть посылку, но ее на месте нет. Мальчик отправляется к ней домой. Встретив ученика, Лидия Михайловна сначала делает вид, что не понимает, о чем идет речь и зачем он принес эту посылку, но в разговоре учительница себя выдает. Женщина не учла, что в деревне не бывает макарон и гематогена. Лидия Михайловна — человек городской. Она рассказывает ученику, что сама родом с Кубани, где очень много яблок.

«Кто знал, что можно попасться на макаронах?» — сокрушается женщина. Она пытаеся уговорить ученика принять посылку, обещает, что больше не будет ничего присылать, но тот ни в какую не соглашается брать у своей учительницы еду.

Игра в «пристенок»

Герой продолжает заниматься французским с Лидией Михайловной. Учительница чувствовала его «диковатость» и стремилась расположить к себе и к предмету, что ей удалось: ученик стал вести себя смелее на занятиях, задавал вопросы учителю и даже спорил с ней.

Мальчик делал успехи в языке, стал неплохо говорить по-французски  и даже подумал, что занятия вскоре можно будет прекратить, но Лидия Михайловна «не считала программу выполненной». Постепенно парень вошел во вкус, проникся языком и «наказание превратилось в удовольствие».

Прошло две недели после истории с посылкой, после занятий Лидия Михайловна спросила своего ученика, в какую игру он играл на деньги со сверстниками. Того удивило, что учительница этим интересуется, но рассказал.

В ответ Лидия Михайловна поведала ему, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Игра называется «пристенок» или «замеряшки». По правилам нужно ударить монету об стену так, чтобы она упала как можно ближе к монете соперника, не далее чем на расстоянии двух вытянутых пальцев одной руки.

Лидия Михайловна показала, как это делается и предложила парню попробовать сыграть. Герою стало неловко.

Учительница предложила играть в "престенок"

«Вы же учительница», — сказал он.

«Ну и что? Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца», — отвечала Лидия Михайловна.  Она просит не выдавать её директору.

Сначала они играли не на деньги, «понарошку», но Лидия Михайловна заявила, что так не интересно и предложила сыграть всерьёз. Мальчик почувствовал неловкость, но всё же согласился.

Лидия Михайловна играла азартно и шумно, герой увидел её совсем другими глазами. Он несколько раз пытался уличить учительницу в том, что она ему поддаётся, но Лидия Михайловна убеждала в обратном. Парень стал выигрывать, у него появились деньги, на которые он покупал молоко и мороженное. Брать деньги у своей учительницы, конечно, неудобно, но успокаивало, что это честный выигрыш.

Однажды, в процессе игры, заспорив о счете, учительница и ученик не заметили, как в квартиру Лидии Михайловны вошел директор. Он жил по соседству в том же доме, который называли «учительским». Лидию Михайловну возмутило, что директор вошел без стука. Директор сказал, что стучал, но не дождался ответа. На вопрос: «Что здесь происходит?», Лидия Михайловна спокойно ответила: «Играем в пристенок». Василий Андреевич возмутился тому, что учительница может играть на деньги с учеником.

«Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»

Последний привет

Спустя три дня Лидия Михайловна уехала. Она отправилась домой, на Кубань. Перед отъездом сказала мальчику, чтобы он не переживал по поводу этой истории, она сама во всем виновата. Больше герой с ней не виделся.

Посылка от Лидии Михайловны

Зимой, на январских каникулах ему пришла посылка, в которой были макароны и три яблока. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

История создания

Рассказ не случайно написан от первого лица, это не просто художественный приём. Валентин Григорьевич Распутин признавался, что в основу были положены его собственные, личные воспоминания из детства.

Валентин Григорьевич 1937 года рождения, действие рассказа происходит в 1948, в тот год автору как раз было 11 лет, как и главному герою книги.

Сюжет рассказа взят из биографии писателя. Автор провел детские годы в деревне. Подростком Валя Распутин переехал учиться в райцентр, бедствовал и голодал. Лидия Михайловна Молокова — преподаватель сельской школы в райцентре, где учился будущий литератор. Учительница оказывала ему поддержку, помогала пережить тяжелое время. Принявшись за рассказ, Распутин не стал менять имя героини.

Лидия Михайловна Молокова — прообраз учительницы из рассказа

Воспоминания детства воплотились в художественное произведение в 1973 году. Первая публикация состоялась в газете «Советская молодежь», в г. Иркутске.

Рассказ Распутина прочитала учительница, ставшая прототипом главной героини, и решила связаться со своим бывшим учеником, добившимся успехов на литературном поприще. Валентин Григорьевич с теплом вспоминал свою встречу с Лидией Михайловной — встречу взрослого состоявшегося человека с учительницей, согревавшей его трудное детство.

Жанр

Произведение «Уроки французского» невелико по объему, оно имеет одну сюжетную линию, в основе которой — эпизод из жизни главных героев. Что было до и после описанных событий, читатель отчасти узнает из ретроспективных вставок, контекста, а отчасти — ему остается только догадываться. Эти особенности произведения позволяют определить его жанр как «рассказ».

Направление

Рассказ «Уроки французского» посвящен реальным событиям, действительность в нём представлена, «как она есть», что является характерной чертой литературного направления реализм.

Валентина Распутина причисляют к так называемым писателям-«деревенщикам». Так называли группу советских авторов, в чьем творчестве основное внимание уделялось проблемам села.

Деревенскую прозу литературоведы выделяют как отдельное направление в рамках советской реалистической литературы. Для него характерно обращение писателей к проблеме экологии, вопросу сохранения русских традиций, нравственным ценностям в изображении деревни.

«Уроки французского», как и остальное творчество В. Г. Распутина, — пример деревенской прозы. В рассказе раскрываются проблемы послевоенной деревни, особенности быта, чувствуется любовь к родной деревне, поэтизация ее.

Языковые и стилистические особенности

Образцы советской деревенской прозы, и в частности, творчества В. Г. Распутина, отличаются простым, но в то же время выразительным языком. В тексте присутствуют лаконичные, но яркие пейзажные и портретные описания,. В рассказе «Уроки французского» одной из особенностей является использование фразеологизмов, например: «продать с потрохами» или «как снег на голову».

Особый колорит произведению придают устаревшие слова, просторечные выражения и образцы местной лексики (диалектизмы, т.е. слова, распространенные в отдельных регионах страны).

Примеры слов, отражающих реальность описанного времени

 Квартировать   — то есть жить у кого-то в чужой квартире или снимать комнату.  Чайная  — заведение, где можно было напиться чаю и поесть. Первые чайные появились еще во времена российской империи, в царствование Александра II. Исчезли в первой половине XX в.

Пример диалектизма

 Хлюзда  — плут, обманщик.

Примеры просторечных выражений

 Тюкать  — толкать.  Вякать  — говорить.  Притайка  — заначка.

Композиция

Построение рассказа «Уроки французского» соответствует принципам традиционной композиции. Каждый из выделенных в тексте фрагментов соотносится с элементом композиционной структуры.

  • Экспозиция — знакомство с героем, его семьей, реалиями жизни и обучения в школе в райцентре.
  • Завязка — знакомство героя с компанией игроков в «чику».
  • Развитие действия: конфликт с Вадиком, избиение; учительница французского языка обращает внимание на следы побоев , разговор, занятия французским языком, попытка учительницы помочь голодному ученику, гордый отказ героя; учительница предлагает ученику играть в азартную игру, так она находит неординарный способ помочь ему деньгами.
  • Кульминация — директор застает учителя за азартной игрой с учеником.
  • Развязка — увольнение педагога.
  • Эпилог — «последний привет» от любимой учительницы.

Тема

В рассказе поднимается тема — значение неравнодушного и самоотверженного учителя в жизни ученика. Она звучит с первых строк произведения:

«…почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

В рассказе «Уроки французского» повествуется об учительнице, которая не могла остаться безучастной к одинокому голодному мальчишке. А тот, когда вырос, чувствовал ответственность перед ней за то, каким он стал, потому что она вкладывала в него свою душу.

Идея

Главная мысль (идея произведения): уроки доброты, полученные учеником, влияют на становление его личности.

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». (В. Г. Распутин)

Уроки французского стали для героя уроками жизни, в которой нельзя быть равнодушным. Он был одинок, голоден, и никому вокруг не было дела до его страданий. Лидия Михайловна пренебрегла условностями, чтобы помочь голодающему мальчишке. Он помнил это всю жизнь.

Проблематика

В рассказе автор поднимает проблемы нравственного и социального плана.

Нравственный выбор

Проблема нравственного выбора — одна из вечных в мировой литературе. В рассказе «Уроки французского» перед ним оказывается Лидия Михайловна. В её случае это выбор между ее учительской репутацией и помощью нуждающемуся ученику. Учительница, не раздумывая, выбирает помощь ученику, даже если при этом она лишится работы, а её поступки не будут соответствовать званию учителя в привычном представлении. Лидия Михайловна не могла поступить иначе, и она ни о чем не пожалела.

Послевоенное детство

В рассказе на примере одного эпизода показано становление личности на фоне непростого для страны и советского народа времени, когда уже с раннего детства приходилось голодать, искать способы к существованию. В этих условиях люди учились, общались, формировались.

Прообразом главного героя рассказа является сам автор.

Автор пишет о том, что ему самому довелось пережить, что было близко и понятно, он создает яркие характерные образы, через красочные описания передает явления эпохи, говоря с читателями на языке своего времени. Облигации, игры в «пристенок» и «чику» — отражение времени.

Современным детям, которые уже не играют с монетами, а сидят в гаджетах, имеют неограниченный доступ к информации и развлечениям, не все в рассказе может быть понятно. Послевоенная действительность, окружение, формирующее ребенка, и ценности, которые он впитывает из окружающей жизни — это главные положения рассказа.

Во второстепенных героях воплощены образы простого люда, шпаны, учеников и педагогов. Но разве это не универсальные образы? Разве в современных школах нет своих Вадиков, Птах и Василиев Андреевичей? Нет теть Надь и матерей, поднимающих в одиночку нескольких детей? Все они живут в нашем мире, уже совсем в другой реальности, но сущность остается прежней.

Валентин Распутин подчеркивал, что считает детство самым важным периодом в жизни человека. Именно из детства произрастают наши таланты, наши представления о мире, в том числе и чувство стыда перед родителями и учителями, с размышления о котором начинается рассказ, как и чувство благодарности, уважения — это мотивирующее воспоминание, отражение детства в нашей взрослой реальности.

Образование

В глубинке, в сельской местности, образование менее доступно, чем в больших городах. Так было в 1948 году, так оно отчасти оставалось и в последующие эпохи, вплоть до наших дней. И, тем не менее, люди, рожденные в селе, также талантливы и также могут тянуться к знаниям, готовы терпеть лишения и проходить через трудности ради образования, что ярко показано в рассказе «Уроки французского».

Заставляет автор задуматься и о сущности образования. Получить образование  — не значит вызубрить все предметы или выучить французский язык, образование — это не аттестат, не формальные «уроки» по 45 минут, это нечто большее, это прежде всего ценности и опыт, передаваемые нам учителями.

Взаимопонимание

Герой в совсем юном возрасте оказывается в чуждой для себя среде, которая функционирует по определенным гласным и негласным законам. Он сталкивается с непониманием со стороны окружающих, так ни с кем и не сходится, ведет себя «диковато». Кто-то обращается к нему с позиции агрессии и силы, другие, как например, тетя Надя и Федя — просто нейтрально, не отталкивая, но и не принимая.  Через образы и отношения героя автор ставит проблему взаимопонимания и способности почувствовать и принять другого человека, что особенно важно в детском возрасте.

Образ учителя и его роль в жизни ученика

В советской системе образования учитель воспринимался как непререкаемый авторитет, который в присутствии ученика всегда на работе и обязан держать определенную дистанцию, выстраивать образовательный процесс и стратегию поведения в соответствии с программой и с принятыми в обществе принципами и нормами, соответствующими статусу учителя. Панибратство с учеником считалось недопустимым.

К учителю относились, как к наставнику, который находится «над учеником», смотрит на него с высота своего опыта и профессии.

«А что, учительница, —  другой человек», — вопрошает главная героиня, пытаясь установить контакт с учеником.

Молодая преподавательница нашла подход к ученику, поставив на кон собственную репутацию. Учитывая особенности его характера и жизненные обстоятельства, она не только помогла ему освоить французский язык, но и дала важный жизненный урок. Педагог вышла за пределы «учительских полномочий» и поплатилась за это. Но в то же время такой поступок характеризует Лидию Михайловну как истинного, талантливого учителя, который радеет и болеет за своих учеников.

Важен тот след, который останется в душе и в сердце ребенка. Не только хорошие знания, но и нравственные представления, полученные от педагога и формирующие личность, — в этом заключается роль учителя. Порой для выполнения своей высокой миссии приходится прибегать к рискованным, и даже не вполне этичным, на первый взгляд, методам, как это сделала героиня рассказа.

Уважение к ученику

По ходу сюжета героиня сама раскрывается как личность и демонстрирует уважение к маленькому ученику как к самостоятельной личности. Антипод Лидии Михайловны — директор Василий Андреевич, который не видел в учениках личностей, старался их подавить.

Экранизация

Одноименный художественный фильм по мотивам рассказа «Уроки французского» был снят в 1978 году режиссером Евгением Ташковым. Кинематографический жанр определяется как драма и «киноповесть». Главного героя в фильме зовут Володей. Его роль исполнил малоизвестный актер Михаил Егоров. Актрисе Татьяне Ташковой (в девичестве Васильевой), роль учительницы Лидии Михайловны принесла всесоюзную славу. В роли квартирной хозяйки тети Нади снялась звезда советского кино, народная артистка РСФСР Валентина Талызина.

Используемые материалы

Иллюстрации Валентина Леонидовича Гальдяева и Копытцевой Анастасии.

Скачать обзор:

Валентин Григорьевич Распутин. Рассказ «Уроки французского»

Русская литература6 класс

Материалы к уроку

  • 37. Валентин Григорьевич Распутин. Рассказ «Уроки французского».doc44.5 KBСкачать
  • 37. Валентин Григорьевич Распутин. Рассказ «Уроки французского».ppt5.32 MBСкачать

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Аталанка Иркутской области. 
Читать и считать он научился рано, поэтому тяга к учёбе была большая. Он закончил местную начальную школу. Чтобы продолжать обучение, Валентин уехал в районный центр, который находился за 50 километров от дома. Тяжёлые послевоенные годы переживали трудно, но с надеждой. Валентину Григорьевичу пришлось рано научиться терпеть голод, разлуку с семьёй. Но желание получить образование было так велико, что он не хотел думать о трудностях.  Школу закончил с одними пятёрками и поступил в Иркутский университет на историко-филологический факультет. Ещё в студенческие годы он активно сотрудничал с редакциями: писал статьи, очерки.
Его произведение «Уроки французского» является автобиографическим:
«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека».
Начало действия относится к 1948 году. Прототипом учительницы французского языка была учительница самого писателя, Анастасия Прокопьевна Копылова, которой он остался благодарен за доброту и хорошее отношение. 
Распутин пишет: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».
Автор пишет о памяти и духовном опыте человека, которые направляют в жизни. В первые послевоенные годы неустроенности, голода людям приходилось рано взрослеть, принимать на себя обязанности.
Главный герой рассказа живёт у тёти Нади, которая сама еле может прокормить трёх ребятишек. Мальчик старается учиться хорошо.
Герой признаётся, что не решился бы пойти в школу, если бы не выучил хоть один урок. Не давались ему уроки французского языка. Он видел, как болезненно морщится Лидия Михайловна, слушая его несмелые ответы. Отчаяние не один раз наваливалось так, что хотелось в ту же минуту бежать домой. Одним из тяжёлых испытаний был голод, мальчик испытывал его постоянно. Мама, ущемляя младших ребятишек, везла ему хлеб и картошку, поэтому тяжело было осознавать, что кто-то ворует его продукты. В колхозе денег не выдавали, люди работали за «трудодни», получая заработанное продуктами. 
Однажды герой рассказа узнал об игре в «чику», которая давала возможность выиграть деньги, бросая в монеты шайбой. Получив навыки в нехитрой игре, он начал выигрывать. Сначала мальчик не понял нечестного характера игры, на первом плане было только стремление проявить зоркость. Это была возможность покупать кружку молока в день. Но игра на деньги изначально не может быть честной. Честных она не принимает. 
Вскоре героя жестоко избили: «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй». Мальчишки, которые избивали, были старше и сильнее его. Герой знает, что заступиться за него некому, а ещё и в школе надо было как-то объяснить, почему разбито лицо. Очень важный эпизод в рассказе – разговор Лидии Михайловны и героя после уроков. Учительница предлагает ему заниматься дополнительно французским языком. Таким образом она решает спасти его от игры на деньги, от избиений и издевательств. Мальчик этого не знал. Рассказчик, взрослый уже человек, вспоминая события детства, осознаёт, что учительница спасала его.
Лидия Михайловна видит, что мальчик голодает. Посылка, которую он вдруг получает, является для него настоящим подарком, спасением. Хрумкая длинные трубочки-макароны, он думал, как их спрятать от прожорливых мышей, но тут же понимает: матери негде было взять макароны, их никогда не привозили в деревню. Герой догадался, что Лидия Михайловна хотела ему помочь, но принять этого не смог. И это проявление не только упрямства, но и чувства собственного достоинства. Дальше события развиваются совершенно неожиданно: учительница предлагает ему игру в «замеряшки». Хитростью она даёт возможность герою получать свою кружку молока. Развязка этой истории стала неожиданностью. Директор, не разобравшись в происходящем, просит Лидию Михайловну написать заявление об уходе. Он обвиняет её в самых страшных грехах. Бездушное отношение директора противопоставляется доверительному и уважительному отношению к детям учительницы французского языка. 
Она и не объясняла ничего директору. Почему? Он ничего не понял бы – не такой он человек. В рассказе большУю роль играет послесловие: открывает новые черты Лидии Михайловны. Она ничем не выдала своего душевного состояния, поддержала героя: — Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь. — А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись. 
Женщина помогла герою поверить в людей и научила доверять им, прощать обиды. С далёкой Кубани мальчик получил посылку. Это были красные яблоки, которые он увидел впервые в жизни. Они, аккуратно завёрнутые в ватную обёртку, лежали под толстым слоем макарон. «Уроки французского» оказываются «уроками доброты» — так назвал автор свою статью, в которой пишет, что смог отыскать свою учительницу благодаря этому рассказу. Истинное добро не требует награды, не ищет выгоды. Добро имеет право распространяться от одного человека к другому – это главная мысль рассказа Валентина Григорьевича Распутина. 
Он, являясь продолжателем традиций русской классической литературы, пишет о нравственных проблемах общества, останавливает внимание на жизненных эпизодах, которые открывают в человеке богатые духовные качества. 

Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!

  • Подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ

    Подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам

  • Подготовиться к поступлению ВУЗ

    Подготовиться к поступлению в любой ВУЗ страны

  • Повысить успеваемость

    Повысить успеваемость по предметам

Рассказ «Уроки французского» писателя Валентина Распутина впервые был опубликован в 1973 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Распутин Валентин Григорьевич
Название произведения: Уроки французского
Жанр: рассказ
Год написания: 1973
Издательство: Астрель
Год издания: 2010

Главные герои и их краткая характеристика

Главный герой, рассказчик – одиннадцатилетний мальчик их бедной крестьянской семьи, честный, порядочный, решительный, очень смышленый.
Лидия Михайловна – учительница французского языка, молодая женщина, добрая, отзывчивая, чуткая.
Василий Андреевич – директор школы, важный, строгий и требовательный.
Вадик – семиклассник, жестокий, несправедливый, лидер среди сверстников и ребят помладше.
Мама – простая работящая женщина, добрая, жалостливая.

Время и место сюжета

Действие рассказа разворачивается в 1948 году – тяжелое послевоенное время, когда вся страна испытывала лишения и голод. Место действия – один из районных центров Иркутской области. Произведение автобиографично, и события в рассказе имели место в реальной жизни писателя, который был благодарен учительнице, преподавшей ему «урок доброты».

Краткое содержание и сюжет

В 1948 году главный герой должен был пойти в пятый класс. В своей деревне он имел славу грамотея, и школьная программа ему давалась легко. Односельчане посоветовали матери отдать толкового сына в школу в райцентре, который находился в пятидесяти километрах от деревни. Мать согласилась, и отправила сына квартировать к своей знакомой.

В новом классе герой быстро освоился, начал хорошо учиться. Проблемы были лишь с французским языком, особенно, с произношением.

Вскоре мальчик попал в сомнительную компанию, где ребята на деньги играли в «чику». Мать присылала герою 50 копеек, чтобы он пил молоко. Однако этого было мало, и герой стал на эти деньги играть и часто выигрывать. Заметив это, Вадик – самый главный в компании – принялся жульничать. Герой уличил его во лжи, за что был сильно избит.

Увидев синяки на лице мальчика, Лидия Михайловна оставила его после уроков, и расспросила о жизни. Так она узнала, что он родом из бедной крестьянской семьи, и из-за постоянно чувства голода был вынужден играть на деньги. Мальчик очень боялся, что учительница обо всем расскажет Василию Андреевичу, и его исключат из школы, однако все обернулось иначе. Лидия Михайловна велела приходить к ней домой после уроков, чтобы дополнительно заниматься французским.

Спустя время герой получил посылку с гематогеном, сахаром и макаронами. Он сразу понял, чьих это рук дело, и вернул продукты Лидии Михайловне. Учительница всем сердцем жалела мальчика, однако он бы слишком гордым для того, чтобы принимать помощь.

Тогда Лидия Михайловна предложила своему ученику сыграть в «замеряшки» – игру с монетками, которые нужно было особым образом кидать об стену. Мальчик счел это честным соревнованием, в то время как учительница всячески старалась жульничать в его пользу. Однажды во время игры они стали так громко спорить, что на их голоса пришел Василий Андреевич, живший по соседству. Узнав, что учительницы играет с учеником на деньги, он тут же уволил ее.

Лидия Михайловна уехала к себе на Кубань, а спустя время мальчик получил посылку с макаронами и красными

Очень краткое содержание для читательского дневника

Мальчик приехал в райцентр, чтобы ходить в пятый класс. Время было голодное и мальчик стал играть на деньги в чику. Мальчика побили за то, что он постоянно выигрывал. Учительница решила заниматься с мальчиком дома. Она предложила мальчику сыграть с ней в пристенок на деньги. Игроков застал директор и учительница уехала.

План пересказа

  • В райцентр на учебу
  • Трудности с французским
  • Воровство продуктов
  • Голодное время
  • Игра в чику
  • Успехи мальчика
  • Мальчика бьют
  • Ябедничество Тишкина
  • Рубль на молоко
  • Снова в игре
  • Снова побит
  • Домашние уроки
  • Посылка с макаронами
  • Игра в пристенок
  • Появление директора
  • Посылка с яблоками

Основная мысль

Доброта, человечность и сострадание – самые ценные качества в человеке.

Чему учит

Рассказ учит быть честным, добрым, отзывчивым. Учит помогать другим людям и не стесняться принимать такую помощь. Учит быть настоящим человеком, учит сохранять в душе лучшие качества, несмотря на все трудности. Учит проявлять сочувствие. Учит преодолевать трудности, учит упорно трудиться и учиться. Учит тому, что успех всегда является результатом кропотливого труда.

Отзыв и что понравилось

Мне очень понравился этот рассказ и особенно учительница Лидия Михайловна, которая проявила большую доброту и как могла старалась помочь и поддержать голодного мальчика. Она была умной и находчивой, и несмотря на то, что мальчик отказывался от помощи, смогла сделать по-своему. Очень жаль, что директор оказался таким черствым, что не понял, что именно делала Лидия Михайловна для своих учеников.

Вывод и мое мнение

Олицетворением всех добродетелей в произведении стала молоденькая учительница, которая без тени сомнения пренебрегла всеми правилами приличия, и помогла одинокому голодающему мальчику. Ее благородный поступок оставил глубокий след в душе ребенка, который, без сомнения, вырастет порядочным человеком.

Пословицы

  • Доброе дело само себя хвалит.
  • Сделав добро, не кайся.
  • Свет не без добрых людей.
  • Доброго держись, а от худого удались.
  • С голоду хлебная корка слаще пирога.

Цитаты из текста

«…Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после…»
«…Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком…»
«…Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство от противного…»
«…Когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…»
«…Игру на деньги ничем другим подменить нельзя. Этим она хороша и плоха одновременно…»

Словарь новых и незнакомых слов

Квартировать — снимать квартиру.
Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Гольный кипяточек — чистый, без примесей.
Вякать — болтать, говорить.
Притайка — то, что спрятано.
Грамотей – грамотный человек.
Бредни – небольшая рыболовная сеть, которую люди, идущие бродом по мелководью, тянут за собой.
Колхоз – предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений о том, чему учит рассказ — «Уроки французского». Берите наши примеры для написания своего рассуждения на эту тему (для школьников 6 класса)

Сочинение 1 (кратко)

В произведении “Уроки французского” автор повествует нам историю жизни мальчика подростка, который несмотря на все свои усилия не может достичь успехов в изучении французского языка. Валентин Распутин рассказывает о том, что подросток играл на деньги в “чику”, но делал это не искушаясь азартом этой игры, а для того, чтобы заработать денег на покупку продуктов. Мальчик постоянно голодал, и при этом болел малокровием. Из-за того, что мальчик выигрывал, приятели по игре избили его. Тогда за него вступилась учительница французского языка Лидия Михайловна, но сделала это так, чтобы никто об этом не узнал.

Лидия Михайловна позвала мальчика к себе домой заниматься французским, при этом играла с ним ним и проигрывала ему рубль, чтобы он смог купить себе молока. Однако, вскоре об этом у знал директор школы и уволил Лидию Михайловну. С одной стороны, побуждения директора школы понятны: нельзя играть в азартные игры даже из благих побуждений. Учительнице следовало бы придумать другой способ помощи своему ученику.

Но с другой стороны в поступке учительницы есть огромное благо для мальчика. Как помочь голодному мальчику с таким тяжелым заболеванием, если больше помочь ему некому, а помощь в виде посылок он не брал? Я думаю, что автор пооизведения хочет покзать нам как важно быть отзывчивым и милосердным к окружающим нас людям. Люди должны помогать друг другу, только в этом случае мир изменится к лучшему.

Сочинение 2

Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского», как и главная героиня учительница Лидия Михайловна, преподает различные жизненные уроки.

Главная мысль всего произведения связана с добротой и милосердием. Не зря «Уроки французского» многие называют «Уроками доброты». Школьный преподаватель показал, что к окружающим людям нужно относиться ласково и дружелюбно. Рассказ заставляет задуматься о том, что совершать добро нужно независимо от того, кто перед тобой и кем являешься ты сам. Добро – это категория, которая не зависит от половой принадлежности, от возраста или профессиональных навыков. Это то, что должно присутствовать в каждом человеке.

Еще одним уроком является следующая истина: в любой ситуации нужно оставаться человеком. Лидия Михайловна, услышав о том, что рассказчик играет на денежные средства, могла сразу же обратиться к директору. Однако учительница понимала, что за это повествователя могли выгнать из школы. Лидия Михайловна поняла истинные причины того, по какой причине мальчик пошел на такой шаг. Учительница помогла ему, рискуя своей педагогической деятельностью. И когда школьный директор узнал о содеянном, Лидия Михайловна не стала оправдываться и искать виновных в сложившейся ситуации. Она повела себя достойно, показав школьнику пример для подражания.

Распутинский рассказ учит неравнодушию и внимательному отношению к окружающим людям. Прочитанное произведение заставляет задуматься о том, что человек – это часть общества, что каждый человек должен задумываться не только о себе и своем существовании, но и о судьбах других людей, о тех проблемах, с которыми они могут сталкиваться. Чтобы обрести в нужный момент поддержку, нужно оказывать эту поддержку другим людям. Не обязательно совершать какие-то жертвенные действия, достаточно способности сострадать окружающим людям, ведь благодаря сочувствию и сопереживанию каждому человеку на душе становится легче. Только в том случае, когда каждый человек будет совершать поступки в соответствии с добротой, милосердием, состраданием и сочувствием, в мире будут преобладать добрые, а не злые начала.

Рассказ учит тому, что нельзя судить о ситуации по обложке. Василий Андреевич даже не захотел разобраться в том, что предстало перед его взглядом. Директор сразу же назвать поступок Лидии Михайловны преступлением и уволил ее. Василий Андреевич не пожелал найти истину, понять причины поступка Лидии Михайловны. И в нашей жизни бывает так, что ситуация оценивается только поверхностно, хотя в жизни много нюансов и недоразумений.

«Уроки французского» многому учат не только детей, но и взрослых. Уделяя особенное внимание образу учителя, В.Г. Распутин показывает, каким должен быть учитель: неравнодушным и искренним, стремящимся помочь детям, обучить их и воспитать. Помимо этого, автор демонстрирует и то, каким педагогом не нужно быть: бесчувственным и равнодушным к детским проблемам, таким, как Василий Андреевич – директор школы.

Сочинение 3

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» – это, в первую очередь рассказ о человеческой доброте. В нем автор рассказывает о своих нелегких школьных годах, проведенных вдали от дома и об учительнице французского языка, которая навсегда осталась в его памяти как символ доброты. Рассказ ведется от лица одиннадцатилетнего мальчика, который вынужден уехать из родной деревни в районный центр, чтобы получить образование. Действие происходило в послевоенные годы, когда многие семьи жили на хлебе и воде. Так жила и их семья, с трудом превозмогая голод и питаясь одними съедобными корешками из земли и глазками проросшей картошки. Будучи старшим ребенком в семье, он старался во всем помогать матери. Однако с его отъездом в город пришлось экономить еду настолько, чтобы оставалось немного и на посылку.

Вскоре он стал замечать, что посылки доходят до него полупустыми. Он догадывался, что еду воровала крикливая соседка тетя Надя, чтобы прокормить своих троих детей, но молчал. Чтобы как-то заработать на стакан молока, мальчик стал играть в «чику» на деньги со старшеклассниками. После нескольких проигрышей он начал выигрывать, что было для него большой помощью. Главарь компании, семиклассник Вадик, часто жульничал, чтобы прикарманить большую часть денег. Когда мальчик попытался уличить его в этом, то был избит. Это заметила Лидия Михайловна, учительница французского и классный руководитель. Узнав причину синяков мальчика, она предложила ему приходить на дополнительные уроки французского языка, тем более этот предмет ему плохо давался. Так она хотя бы могла время от времени кормить мальчика ужином. Более того, она прислала ему посылку с едой якобы от матери, но он быстро догадался, в чем дело и отказывался от любой помощи.

Тогда Лидия Михайловна, не задумываясь о последствиях, предложила ему играть на деньги в «пристенку». Она незаметно поддавалась в этой игре, чтобы выигрыш доставался ему. Однажды, когда он заметил, что она жульничает не в свою пользу, то стал возмущаться, после чего она стала ещё более хитрить, чтобы он выиграл деньги. Однажды, в разгар игры, они не заметили, как вошел проживающий за стеной директор школы. Лидию Михайловну уволили, и она была вынуждена уехать в свой родной край, на Кубань. Оттуда она прислала мальчику еще одну посылку с макаронами и яблоками на дне. Яблокам мальчик несказанно обрадовался, так как никогда их не пробовал, а лишь видел на картинке. На мой взгляд, рассказ «Уроки французского» демонстрирует истинный пример людской бескорыстности и самоотверженности. А такие учителя, как Лидия Михайловна, запоминаются на всю жизнь.

Сочинение 4

Валентин Распутин известный писатель. Он написал множеств поучительных произведений. Одним из них является наполненное добротой произведения «Уроки французского».

Распутин написал рассказ о бедно живущем мальчике и доброй учительнице, готовой помочь. В произведении автор заключил несколько уроков доброты, примеры нравственности и просто хороших людей.

Бедного пятиклассника так называемые друзья предали сразу же, после его несколько побед в детской игре. Он получил пару ударов от старшего мальчика в компании. На следующий день, придя с синяками на лице, он боялся что учительница французского все узнает и отругает его. Она и правда все узнала, что мальчику не хватает денег на еду, и что он вынужден играть на деньги. Но, мальчик получил только понимание и поддержу от учителя в свою сторону.Это и было первым уроком доброты.

Лидия Михайловна старалась помогать ученику всеми способами. Она отправляла посылки с едой, приглашала к себе в дом и угощала ужином, но мальчик не принял её помощи. Будучи довольно скромным, мальчишка не считал правильным принимать «подачки». Следующим уроком доброты является то, что нужно уметь принимать помощь, если ты сильно в этом нуждаешься. Но какими бы способами учитель не пыталась накормить ученика, тот не соглашался и возвращал все обратно.

Пойдя на риск, Лидия Михайловна предложила пятикласснику игру на деньги. Она поддавалась ему, чтобы он смогу выиграть деньги и купить молока. Однажды директор застукал их в кабинете за очередной игрой и учительница спокойно призналась во всем. Вскоре она вернулась в родной город, но о мальчике не забыла, как и он о ней. Женщина отправила мальчику огромную посылку, в ней лежали макаронны и яблоки, которые ребенок видел только на картинах.

Мальчик же, запомнил свою учительницу французского и классную руководительницу на всю жизнь. Проявления доброты Лидии Михайловны в его сторону стали бесценными для мальчика. Учитель стал воплощением гуманного человека. Произведение » Уроки французского» доказывает доброту некоторых людей, дает надежду, что гуманные люди ещё существуют. Главная мысль рассказа:нужно помогать другим, когда они в этом нуждаются и верить в то, что тебе помогут и не оставят одного в трудную минуту.

  
Открытый урок литературы в 6 классе «Уроки французского» – уроки доброты (по
рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)

         
Подготовила учитель русского    языка и       литературы Деренко  
И.И.

Цели
урока: 

 образовательные:

1) познакомить с биографической
основой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

2) проанализировать проблематику рассказа
и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные
законы, по которым живут герои

В. Распутина.

развивающие:

1) продолжить формирование умения
анализировать текст художественного произведения

2) развивать умение сжато излагать
повествовательный текст

3) развивать коммуникативные навыки и
сценические умения учащихся, их творческие способности.

4) продолжить работу по развитию
культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

воспитательные:

1)подвести учащихся к более глубокому
пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

2)продолжить воспитывать у учащихся данные
качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Оборудование: интерактивная
доска, компьютеры, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» (В.Я.
Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин – М., «Просвещение», 2010) – отрывок из
рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», электронная презентация, портрет
писателя, «Дерево знаний», выставка рисунков «Моё представление о
рассказе».

Формы и методы:

1.                
Фронтальный опрос

2.                
Индивидуальный опрос

3.                
Индивидуальные задания

4.                
Составление синквейна

5.                
Работа со словарем

6.                
Эвристическая беседа

7.                
Работа со словарем

8.                
Работа парная и групповая

9.                
 

Оформление доски:

1.                
Запись темы урока В.Г. Распутин «Уроки французского – уроки
доброты».

2.                
Эпиграф.

3.                
Эпиграфы к уроку:

Чем человек умнее и добрее, тем больше он
замечает добра в людях.

   Л.Н.Толстой

Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы
одолеет дух добра.

   Б.Пастернак

Словарная работа:

Доброта —

Духовные ценности —

Духовная память –

Милосердие –

Сострадание —

1.                
Организационный момент

2.                
Методика «Настроение»

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Приветствие детей:

Здравия мы всем желаем

И учиться обещаем на «4» и на «5»,

Чтоб отличниками стать!

Будем прилагать старанья

Для выполнения заданья!

Подарите улыбку друг другу! Если вы
научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с
радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало!

Желаю всем нам успехов!

Начало урока — Состояние моей
души (3 жеста) а сейчас покажите жестами состояние вашей души.

Запишите число, классная
работа…

Целеполагание и мотивация
Учитель:

 Перед вами обычные весы. Если я положу на
одну сторону больше камешков, то эта сторона перевесит. Так же происходит и с
человеком. Если на одну чашу весов положить все хорошие человеческие качества,
то они, несомненно, перевесят все его недостатки. Вопрос только в одном — что
перевесит: плохое или хорошее? Доброе или злое?

1.                
Вступительное слово учителя (знакомство с Притчей о добром Самарянине)
или просмотр Притчи о добре).

Однажды Иисуса Христа спросили: какая
самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу
и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали
непростой вопрос: «А кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы
никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть
мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил
притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники,
избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый
из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень
торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий
человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился.
Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро
подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий
нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в
избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись
к нему как к своему ближнему.

Ребята, а кто же на самом деле ближний?

Притча Христа означает: ближний –
тот, кто не оставит тебя в беде.
 И еще ближний — это тот, кто
нуждается в твоей помощи
. Попробуем сформулировать тему нашего урока, глядя
на доску ИКУРО

правильно-УРОКИ…Какой иностранный язык из
наиболее распространённых, вы не изучаете в школе-ФРАНЦУЗСКИЙ.А если связать
всё с притчей о добре, то получится…. Запишите число, классная работа…

1 с. ТЕМА УРОКА

2) Размышления учащихся.

— Как же связана эта притча с
рассказом В. Распутина «Уроки французского»?
 (в произведении мы
видим истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия
Михайловна делала добро герою этого рассказа).

Слова, которые станут эпиграфом к
нашему уроку, я предлагаю вам выбрать самостоятельно.

2 с.

  Чем человек умнее и добрее, тем больше
он замечает добра в людях.

 Л.Н.
Толстой

Верю
я, придёт пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.  Б. Пастернак

Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова
более полно раскрывают тему нашего урока

— Почему вы не выбрали строки Б.
Пастернака? (Потому что во все времена добро находилось рядом с человеком, были
те, кто дарил его людям)

Запишите выбранный вами эпиграф в тетрадь.

-Ребята, что же такое эпиграф? Что в нем
заключается?

3 с.

 Эпиграф – помогает правильно понять и
выразить основную мысль текста. В переводе с греческого это слово обозначает
«надпись» (от греч. ер
i
над, на, сверх, при, после +
qraphe
– пишу).

 Эпиграф – это цитата, помещаемая автором
после заглавия перед произведением или его частью и поясняющая его основную
идею, мысль.

— Какова цель нашего урока?? -Что
попытаемся понять? (Как доброта помогает жить человеку? Что может
совершить человек, если он добрый)

Сегодня на уроке попытаемся раскрыть
духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина в
рассказе «Уроки французского»; доказать, что «Уроки французского» — это уроки
доброты.

 -Как вы понимаете слово «доброта»? Какие
ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»? Подберите
синонимы
.

(Щедрость Милосердие Бескорыстие Отзывчивость
Сострадание Расположение к людям).

На основе этого делаем вывод.

4 с.

 Доброта – это качество характера
человека, проявляющаяся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к
людям.

Рассказ
«Уроки французского» — одно из лучших произведений Валентина Распутина. Это
автобиографическое произведение, события которого происходят в первые
послевоенные годы.

5
с.

 Автобиография
автобиография, автобиографии, жен. (от греч. autos — сам
и слова биография). Сочинение, в котором автор излагает историю своей
собственной жизни.
  Словарь Ушакова

 И разобраться нам во всём этом поможет
мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ
«Уроки французского».

2. Интервью с писателем (Веремеев
Матвей).

6 с.

Портрет писателя.

 (Входит ученик в образе писателя с
книгой в руках и кратко рассказывает фрагменты своей биографии. Дети задают
вопросы)

1.Что помогло вам получить образование и
выйти в люди? (Стремление к учебе)

2.. Какие произведения были написаны
вами? («Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Последний поклон», «Деньги для
Марии»)

3.Что
заставило вас написать рассказ «Уроки французского»? (Вы уже поняли, наверное,
что  рассказ в какой-то степени автобиографический, т.е. такой, где автор
воссоздает события из своей жизни.

 Мне
хотелось поделиться своими воспоминаниями, с событиями, произошедшими со
мной, пятиклассником из глухой сибирской деревни. Я записал этот рассказ в
надежде, что преподанные мне в свое время уроки доброты лягут на душу как
маленького, так и взрослого человека…

А
сейчас я приглашаю человека, образ которого послужил мне прототипом учительницы
французского в рассказе. Кто назовет мне ее? ( Лидия Михайловна Молокова)

7 с. Портрет учительницы.

 3.Знакомство с героиней
(Скороходова Дарья)

(Выходит ученица с книгой в руках в
образе учительницы).

-Эту книгу, я купила и узнала в
авторе своего ученика, а в учительнице –себя и написала Валентину
Григорьевичу…Впервые рассказ был напечатан в 1973 году в комсомольской
газете «Советская молодежь» и посвящен памяти матери Александра
Вампилова-также учительнице-Анастасии Прокопьевне Копыловой. В 1951 году
тогда еще молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, я
приехала в далекую Усть-Уду. Класс достался отчаянный. И прогуливали, и
хулиганили – всё было. Я организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре
преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе,
но его уважали за справедливость и смелость. Плохо тогда жилось, как и повсюду
в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые
шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах. Валя Распутин был одним из
многих моих учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» я
с ними не играла.

 И истории с макаронами я не помню.

4.Диалог писателя с героем

Ученик в образе писателя я
это прекрасно помню и ошибаться не могу — было. Меня долго поражало, как же так
–не помнить такого поступка. Но поразмыслив, я понял, что удивительного
ничего тут нет: истинное добро, со стороны того, кто творит его, имеет меньшую
память, чем со стороны того, кто его принимает…Так и должно быть. На то оно и
добро, чтобы не искать прямой отдачи, а быть бескорыстным и уверенным в своей
чудодейственной силе. Лидия Михайловна всегда вызывала во мне и удивление, и
благоговение… Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том,
что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой
разумелись, становились для нас самыми важными уроками — Уроками доброты.

6. Жеребьёвка
координаторов (по одному представителю от команды
выбирают яблоко с
номером, определяющим его команду).

 Сегодня выбудете
работать в 3-х группах, состав которых уже известен, выбраны и координаторы
групп, осталось только провести жеребьёвку и определиться с названиями команд. Координаторы
по ходу работы, советуясь со всеми участниками группы, оценивая все этапы
работы по 5-ти бальной системе, заполняют листы оценивания. Дети разделяются на
3 группы (красные, жёлтые, зеленые), создание коллаборативной среды .

7.Письмо по кругу. В ходе нашей работы
мы напишем письмо одному из героев.
(передают лист бумаги, на котором по
очереди дописывают по с/с или слову, чтобы в итоге получился связный текст)

5.Работа с текстом

Учитель. Предлагаю
с помощью «Дерева знаний» вспомнить действующих лиц рассказа. На доске
на «Дереве знаний» прикреплены листочки с цитатами-опорами из текста, вы должны
определить, о ком идет речь.

 (По одному из представителей
команд по 3 раза выходят к доске, снимают листки, узнают героя).
Координаторы заполняют таблицу оценивания
.

«суетливый» — Тишкин

 «я 20 лет работаю» — Василий
Андреевич

«следовал как тень» — Птаха.

 Крикливая,
замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками? (тетя Надя)

 «Наперекор всем
несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не
учился» (Мать)

 «… выгрузил
меня на Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с
постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил» (дядя Ваня)

 «Он шел к
валуну после всех, когда полная картина очередности была у него перед глазами и
он видел, куда бросать, чтобы выйти вперед. Деньги доставались первым, до
последних они доходили редко» (Вадик)

«Однажды (…), в общем
– то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне
ведро картошки – под весну это было немалое богатство». (дядя Илья)

Он расхаживал перед линейкой, закинув
руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось,
будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается
самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)

  «Она сидела передо мной
аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской
молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее,
который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не
арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от
которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому,
как, например, мне.» (Лидия Михайловна)

«… перед ней крючился
на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и
одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору
был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских
галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней
драки.» (герой)

Учитель. Обращаю
внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил
рядом, в соседних абзацах. Для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти
образы он использовал художественный приём, служащий для усиления
выразительности речи путём противопоставления понятий, мыслей.

Как он называется? (Антитеза).

8 с.

 Антитеза –
стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и
образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов: Я царь — я раб, я
червь — я бог!

Словарь литературоведческих терминов

6. Игра в парах.

9 с.

«Ступеньки». Ответьте на вопросы.

 Координаторы заполняют таблицу
оценивания.

1. Название игры, в которую играли
ученик и учительница.

2.Какое чувство постоянно испытывал
мальчик?

3.Что покупал герой на выигранные
деньги?

4.Что прислала мальчику учительница?

5.Что прислала учительница в обеих
посылках?

10 с.

Ч

И

К

А

 Г

О

Л

О

Д

М

О

Л

О

К

О

П

О

С

Ы

Л

К

А

М

А

К

А

Р

О

Н

Ы

7. 11 с.

 «Праздничный стол».

Накроем стол блюдами, названия которых упоминаются в рассказе.
Команды по очереди по одному называют продукты

12
с.

 Глазки
проросшей картошки

Зерна
овса и ржи

Хлеб

Картошка

Творог

Молоко

Пескарики

Макароны

Гематоген

Яблоки 
Как видим, стол получился далеко не праздничный, по нашим меркам, но для героев
рассказа это было …, так как действие происходило в ……время.

 Координаторы заполняют таблицу оценивания.

8. 1 3с.

 «Кубик добра» (кубик Блума). Каждой
команде предлагается ответить на 2 вопроса.

1.                 
 Предложи
свой вариант названия рассказа.

2.                 
Назови
основных героев.

3.                 
Придумай
другой ход событий.

4.                 
Почему
главный герой (героиня) поступил так?

5.                 
Оправдываешь
или осуждаешь ты поступок героя?

6.                 
Объясни,
почему такой конец рассказа?

7.                 
Поделись
своими мыслями и переживаниями о прочитанном?

Координаторы заполняют таблицу
оценивания.

8. 14 с.

 Задания для 1 группы. Команды выполняют
задания, выбирая из ситуаций уроки. (Все записывают выводы в тетради).

Координаторы заполняют таблицу оценивания.

 1)Какие
испытания легли на спину мальчика по приезду в райцентр? Почему наш герой не
жалуется взрослым? (Не ладилось с французским, тоска по дому. Не
только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью,
но и острое переживание несправедливости, горечь обмана испытывал герой.)

2)Всякий ли ребенок может выдержать такое?

 (чтение на стр.189 со слов «Я сильно
похудел: мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня» до слов «Я
опомнился и убежал»).

3)Легко ли было матери учить сына в
райцентре? Сын был благодарен матери?

(Жизнь преподносит герою жестокие уроки и
ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить
мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя
рано повзрослеть).

15с.

 Первый урок:Настоящая
мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за
это.

16 с.

 4)Как
характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

5)Почему наш герой не уехал домой?

6)Как учился мальчик? Почему он всегда
готовился к урокам?

7)Что привлекает вас в мальчике, в его
характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство,
самоотверженность, упорство в достижении цели).

1 с17.

 Второй урок: Будь
самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.

9.18с.

 Задания для 2 группы

1)Почему мальчик ввязался в игру на
деньги?

(Нужда заставила героя играть в азартные
игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей — то милости или
подачки он не стал). 

2.                
Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).

3)Какая это была игра? Почему нашему герою
пришлось «смириться»?

4)(«актеры»: чтение на стр. 97 со слов «Не
в склад! – объявил Вадик» до слов «Настаивать на своем было бессмысленно: если
начнется драка, никто, ни одна душа не заступится, даже Тишкин, который
вертелся тут же).

19 с.

 Третий урок: Не
горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь.

20 с.

 5)Почему
Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?

6)(Прочитаем отрывок на стр. 98 со слов:
«Первым, опять сзади, меня ударил Птаха»
 до
слов на стр. 133 «Переверну – у – ул!»).

21 с.

 Четвертый урок:
Будь принципиальным. Не пресмыкайся.

10.22 с.

 Задания для 3 группы

1.Почему мальчик доверил учительнице свою
тайну? Любому ли учителю можно довериться?

(чтение отрывков на стр. 103 со
слов «Она сидела передо мной» до слов «Да и зачем, в конце концов, мне было
обманывать?»).

2) Какой
была Лидия Михайловна? Какой впервые увидел её герой? Найдите и прочитайте
портрет Лидии Михайловны. Стр.139-140 – внешность, стр.133
– голос, стр.148 – в детстве.

3)Лидия Михайловна решила заниматься с
мальчиком французским языком у себя дома? Почему? (Она хочет оградить мальчика
от игры с ребятами).

Вывод: Слова из воспоминаний
самого Распутина: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во
мне и удивление, и благоговение… Совсем еще молодая, недавняя студентка, она
не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для
нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками
доброты».

4) Так каким же должен быть учитель?
Почему Лидия Михайловна говорит: «Иногда надоедает быть учительницей, учить и
учить без конца… Иной раз полезно забыть, что ты учительница… Для учителя,
может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может
научить совсем немногому»?

5)Почему Лидия Михайловна избрала такой
способ помощи мальчику, ведь она знала, что за игру на деньги выгоняли из
школы?

Лидия Михайловна знала, что никакой помощи
просто так мальчик не примет, он возьмёт только то, что сам заработал.

6)Но понимает ли герой, что игру на деньги
учительница избрала специально?

У него вначале были сомнения: «Я по себе
знал, что, когда что-то не выходит, всё делаешь для того, чтобы вышло, так
просто не отступишься… Мне казалось, что Лидия Михайловна всё время ожидающе
присматривается ко мне…» (стр.144)

Сомнения оставались, когда учительница
пыталась ему подыграть, но… затем она начала мошенничать.

Зачем? С какой целью? Вероятно, она
решила его раззадорить, чтобы мальчик не думал, что игра идёт ради него.

23с.

 Пятый урок:
Будь добрым и отзывчивым, люби людей.

12.Инсценировка. Эпизод с директором.

12.

24с.

 Синквейн « Нравственные качества героя».

 25 с.

 Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это
творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из
пяти нерифмованных строк.

Синквейн –
это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим
правилам:

1 строка – одно существительное,
выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных,
выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие
действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный
смысл.

5 строка – заключение в форме
существительного (ассоциация с первым словом).

1 группа- мальчик

1.Ученик.

2. тощий, диковатый, одинокий, скромный,
терпеливый, добрый, целеустремленный.

3. тосковал, переживал, голодал, обомлел
(посылка)

4. Не было человека несчастнее меня.

5. Человек.

2 группа- Лидия Михайловна

1.Учитель.

2.Спокойная, добрая, мудрая.

3.Понимает, сочувствует, шутит.

4. Хотела помочь мальчику.

5.Друг.

13. «Солнышко» (черты характера
учительницы и ассоциативный ряд героя).

Учитель.

— Почему рассказ называется «Уроки
французского»?

(Потому что именно учительница
французского языка открыла мальчику новый мир, показала «другую» жизнь, где
люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе,
избавлять от одиночества).

— Можно было бы назвать этот рассказ
«Уроки доброты»?

(Да)

— Ребята, что герой нашел в посылке,
присланной Лидией Михайловной с Кубани?

( Яблоки)

— А что еще? Загляните в этот посылочный
ящик.????????

Учитель предлагает взять из посылочного
ящика взять яблоки. На каждом написаны слова:

любовь, доброта, доверие, поддержка, отзывчивость,
чуткость, уважение, душевная щедрость.

Ребята берут яблоки, читают слова, угощают
гостей, оставляют себе или выкладывают яблоки на доску.

 (Под видеоролик «Доброта»)

— Ребята, как вы думаете, пригодились эти
уроки герою?

( Да, ведь он стал хорошим человеком,
известным русским человеком)

— А ведь рядом с мальчиком не могло
оказаться такого учителя, как Лидия Михайловна. И тогда неизвестно, как бы
сложилась жизнь у героя.

Невольно вспоминаются строки из
стихотворения:

Какая трудная работа –

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти,

А самому потом тихонечко уйти.

(на доске).

14.Рефлексия

-Я уверена в том, что, уйдя с сегодняшнего
урока, Вы обязательно расскажите о нём своим родителям, друзьям. А вот
ЧТО? Блиц — опрос!

26 с.

ЗАКОНЧИТЕ фразу.

1.Сегодняшний урок научил меня…(1-я
группа)

2.Я понял на уроке… (2-я группа)

3. Меня заставило задуматься во время
урока…(3-я группа)

 27 с.

 «ФРАЗЕОЛОГИЗМ»

Выберите фразеологизм, который
характеризует вашу работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выставление оценок.

А сейчас снова покажите
жестами состояние вашей души…

28
с. 15. Домашнее задание: (записывают д/з под видеоролик).

1.Написать
мини – сочинение на тему: Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти
ученика?

2.Написать
свою развязку сюжета рассказа «Уроки французского» (на задней доске).

  • Основная мысль рассказа толстый и тонкий чехова
  • Основная мысль рассказа толстого котенок
  • Основная мысль рассказа тихое утро
  • Основная мысль рассказа тимур и его команда для читательского дневника
  • Основная мысль рассказа теплый хлеб паустовского