Основная мысль рассказа толстого акула

Открытый урок литературного чтения в 3 классе по умк школа россии тема урока: л.н.толстой акула. цели: продолжить ознакомление детей с

Открытый урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России»

Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула».

Цели: продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н. Толстого, обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомятся с произведением Л.Н.Толстого «Акула». Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

Познавательные: Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.

Регулятивные: Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование

Коммуникативные: Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.

Личностные: Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.

Оборудование: учебник, мультимедиа проектор, колонки, презентация, звукозапись, разрезные картинки, картинки с изображением кораблика.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день ребята !

Я приветствую вас на уроке литературного чтения

Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи своим одноклассникам

2) Мотивационно-целевой этап.

— Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке.

ЬТАТИЧ – читать

ЬТАДЮЛБАН – наблюдать

ЬТАНИМОПСВ – вспоминать

ЬТАМУД – думать

— Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе. (слова на доске).

2. Актуализация знаний.

1) Развитие оперативной памяти. Упражнение «Фотоглаз»

— Постарайтесь быстро прочитать и запомнить.

Граф, Ясная поляна, 90 томов, Муравейное братство, Школа для детей. (Доска )

-Какие ассоциации возникли у вас с этими словами? (Л,.Н.Толстой)

— Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку? (продолжим изучать творчество Л.Н.Толстого)

Что можете рассказать о жизни этого писателя? (ответы детей)

2) Фронтальный опрос домашнего задания.

  1. Где родился и провел свое детство Л,Н,Толстой? (в деревне Ясная поляна)

  2. Сколько детей было в семье Толстого? (5)

  3. Кто был заводилой в играх? (Николай)

  4. Как появились муравьиные братья? (из-за тайны)

  5. В чем состояла тайна? (была написана на зеленой палочке, которая зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа)

  6. Как относились дети ко всем этим тайнам? (верили, с важностью)

3. Постановка темы и цели урока.

— Мы сегодня будем работать с  новым произведением Л.Н.Толстого. А  для того  чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь! (Акула)

Какова же тема сегодняшнего урока? (Л.Н.Толстой «Акула»)

— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите задачи урока

Совершенствовать знания о ____________Л.Н. _________. (совершенствовать знания о творчестве Л.Н.Толстого)

Учиться п_________, в________ _______ ________ «______» и а________ его. (учиться правильно, выразительно читать произведение «Акула» и анализировать его).

— Что интересного вы знаете об акулах? (рассказ ученика об акулах). Рисунок акулы.

Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.

— Для выполнения поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, а отправимся мы на паруснике. (Слайд с материком Африка).

— А что вы можете сказать об Африке? (рассказ ученика)

Африка, второй по величине после Евразии материк. Это самый жаркий, самый загадочный материк планеты. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Это теплый материк, температура летом +20-25 градусов, а зимой 10-16 градусов. Больше половины территории Африки занимают саванны и пустыни, степи и тропические леса, в которых обитают разные животные: жирафы, зебры, львы, слоны, бегемоты, обезьяны, много ящериц и змей.

— Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь отправляемся в морское путешествие и посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”

Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

— Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?

— Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?

Настрой

Для перехода к следующему этапу необходима Специальная подготовка

— Я прошу вас включить в работу Слуховые анализаторы:

Помассируйте ушки, приговаривая про себя: « Ушки, ушки, слушайте и запоминайте внимательно!

Зрительные анализаторы:

— Закройте глазки – и ласково погладьте их проговаривая про себя : «Глазки, глазки, смотрите и наблюдайте внимательно!

— Включили ? (ДА)

— Только теперь , когда вы готовы, даю вам Установку: внимательно Слушать и понять, кто главный герой и какой поступок он совершил?

4. Работа по теме урока.

1) Словарная работа.

Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в тексте (Слайд)

Артиллерист — военнослужащий огнестрельного орудии.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

Ропот неясные негромкие звуки;

Палуба — горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.

Полотно белая льняная ткань.

Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки

Застлал – закрыл туманом, пеленой

Сорвался с места — побежал что было сил;

понатужься — собери силы;

подле пушки — около пушки;

2) Первичное знакомство с текстом.

Откройте учебник на с .152, возьмите карандаши. (Прослушивание записи, по ходу дети отмечают непонятные слова в тексте). Пауза для эмоционального восприятия.

— Признаюсь ребята, слушая рассказ, я очень волновалась!

— А вы, какие эмоции ощущения испытали во время прослушивания?

( тревога, беспокойство, волнение, отчаяние, радость, мужество, опытность, находчивость, смелость, мудрость).

— Название рассказа уже вызывает беспокойство, становится страшно, когда раздаётся крик «Акула»!

— Было ли вам страшно? Когда? (когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик

— За кого вы переживали?

— Назовите героев этого рассказа. (артиллерист, мальчики, матросы)

5. Физкультминутка. (мелодия Море)

К морю быстро мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Вот так славно освежились! (стряхнуть руками)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брас. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой, это – кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем, как дельфин, (прыжки на месте)

Плыли вдоль и поперек (шаги на месте)

И вернулись на урок

6. Продолжение работы по теме урока.

1) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

Давайте проведем анализ о прочитанном тексте

— Где происходило событие, о котором говорится в произведении?

Ответ: Событие происходило у берегов Африки.

— Зачем матросы устроили купальню? Прочитайте.

Ответ: …к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

— Кто находился на корабле?

Ответ: Два мальчика.

Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

Ответ:Мальчики первые прыгнули в воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

— Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его това­рища? Найдите и зачитайте.

Ответ: Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палу­бе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

— Как понимаете выражение «Не выдавай! Поднатужься!»?

Ответ: Это значит не поддаваться, поста­раться победить, обогнать.

Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 153.

— Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?

Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.

Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

— Когда отца хватил страх?

Ответ: когда на палубе закричали «Акула!».

Найдите и прочитайте, как автор описывает его состояние. (с. 152. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей)

— С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)

— Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына)

— Действительно, когда человеку очень страшно, впервые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.

— Когда он стал действовать? Зачитайте это эпизод. (с. 154. …но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил артиллериста…).

— Что он сделал? (Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль).

— Объясните выражение «сорвался с места». (Внезапно, стремглав без предупреждения отправиться куда-либо.

Найдите и зачитайте момент рассказа изображенный на иллюстрации.

(Он упал подле пушки и закрыл лицо руками).

— Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела).

— Кто главный герой произведения? (Артиллерист).

— Что можно сказать об этом человеке, какой он? (сильный, храбрый, смелый, мужественный, находчивый, решительный.)

2) Работа над сюжетом произведения. Работа в парах.

-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (на столах карточки)

-Что было сначала? Что потом? Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей). Давайте восстановим.

— Чья пара уже готова?

  1. Появление акулы. (1. Остановка корабля)

  2. Купание в море. (2. Купание в море)

  3. Спасение маьчиков (3. Появление акулы)

  4. Остановка корабля. (4. Стрельба из пушки)

  5. Стрельба из пушки. (5. Спасение мальчиков) (Проверка с доской)

7.Творческая работа в группах.

-Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.

-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.

-А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в группах. Вспомните, как нужно работать в группе. Повернитесь друг к другу.

Вам нужно собрать иллюстрацию по рассказу.

-Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.

8. Итоговая беседа.

-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживание отца, его любовь к сыну, показать опасности, подстерегающие детей).

— Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа).

— Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

— Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по- геройски.)

(– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.)

— В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

9. Домашнее задание. (Слайд)

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

• придумать продолжение рассказа

• нарисовать иллюстрацию

• сочинить стихотворение об акуле

10.Рефлексия

Оцените свою работу. У каждого на парте кораблик с зеленым, синим, красным парусом.

Поднимите кораблик с зелёным цветом, если вы работали на 5;

Синим – 4; Красным – 3.

Ваши оценки поставлю в дневник и журнал.

(Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)

На доске слайд: девочка со свечой.

-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. (Зажигаю свечу)

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.

-А я желаю вам:

Любить свою Родину,

Стать лучшими среди замечательных людей.

-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок!

  1. Работа в парах.

Охарактеризуйте письменно, какие качества старого артиллериста и мальчиков проявились в данном рассказе? Для этого возьмите листок портретов. Можно использовать словарик настроений (который у вас на столах), можно использовать свои слова. Запишите слова в столбиках. Приём “Черты характера”.)

phpYEYU5O Akula 1phpYEYU5O Akula 2

Артиллерист: Мальчики:

1.________________________ 1._______________________

2._________________________ 2._______________________

3.__________________________ 3._______________________

4.__________________________ 4._______________________

5.__________________________ 5._______________________

Словарик настроений, чувств и характеров:

Артиллерист: Мальчики:

Героизм Активные

Страх Беззаботные

Мужество Весёлые

Находчивость Беззащитные

Оцепенение Испуганные

Радостный Ловкие

Решительность Озорные

Смелость Подвижные

Отвагу Радостные

Ответ: Смелость, отвагу, героизм, мужество, решительность, находчивость.

Ответ: Весёлые, озорные, радостные, испуганные, беззащитные.

Зачитайте свои варианты ответов.

Основная мысль рассказа толстого акула


2

Толстой «Акула»: главная мысль и главные герои, что писать в читательский дневник?

10 ответов:

Основная мысль рассказа толстого акула



12



0

Рассказ повествует о небольшом инциденте, произошедшем в открытом море. Два мальчика, весело плескавшиеся в волнах, не заметили, как к ним подплыла акула. Бросившиеся на помощь матросы, по всей видимости, не успевали доплыть до мальчиков. Тогда отец одного из ребят не растерялся — он быстро зарядил пушку и выстрелил в акулу, чем спас обоих мальчиков. Главная мысль рассказа заключается в том, что в минуты опасности не стоит поддаваться панике, именно умение сохранять самообладание может спасти чью-то жизнь.

**

Главные герои:

  • команда моряков;
  • двое ребят;
  • артиллерист, отец одного из мальчиков;
  • акула.

Основная мысль рассказа толстого акула



6



0

В рассказе Льва Толстого «Акула» идет речь о случае, произошедшем на корабле в море. Капитан отдал команду купаться, и двое мальчишек, забыв об осторожности, весело поплыли наперегонки в открытое море.

Неожиданно кто-то из экипажа заметил акулу, приближающуюся к мальчуганам. Матросы стали звать мальчиков назад, но те, увлеченные веселой игрой, ничего не слышали. Отец одного из мальчиков, артиллерист в возрасте, решился на беспрецедентный поступок: он выстрелил из пушки в морское чудовище. К счастью, выстрел оказался точным, и через несколько минут спасательная лодка с матросами подобрала испуганных ребятишек.

<hr />

Главных героев в рассказе «Акула» несколько:

  • это два мальчика-озорника, уплывшие далеко в море;
  • экипаж судна;
  • артиллерист, поразивший акулу из пушки.

<hr />

Главная мысль рассказа «Акула» заключается в том, что не стоит даже на отдыхе забывать о собственной безопасности. Кроме того, писатель хотел показать, что иногда в опасных ситуациях, где счет идет буквально на минуты, нужно не медлить и предпринимать решительные действия.

Основная мысль рассказа толстого акула

Основная мысль рассказа толстого акула



5



0

Рассказ «Акула» ведётся от лица рассказчика, который был свидетелей случая, произошедшего в конце девятнадцатого века на военном корабле Русского флота. Из-за стоящей жары, капитаном было дано разрешение команде и ещё двоим мальчикам, которые присутствовали там, купаться. Для купания использовали парус как защитное средство от акул. Мальчики стали активно соревноваться между собой и покинули зону, огороженную парусом. На корабле кто-то, стоящий на верхней палубе, увидел акулу и его крик не был услышан мальчиками — они продолжали всё так же плыть.

Спешно спущенная на воду лодка с моряками, не успевала к ним на помощь. В этот момент решение принял старый артиллерист, который, как оказалось, был отцом одного мальчика — он выстрелил из пушки и попал прямо в акулу — этот выстрел был спасательным для мальчиков.

Как мы видим, в рассказе главных героев не так много и, в первую очередь, это два мальчика, которые поплыли без страховки в открытом море. Так же ещё можно назвать другого главного героя — это артиллерист, который метким выстрелом смог убить опасную акулу. И сама акула тоже может быть отнесена к главным героям. Второстепенными героями можно назвать капитана и матросов, которые плыли в лодке спасать мальчиков.

Главная мысль этого рассказа, как мне видится, — это то, что в море всегда нужно исполнять приказ капитана, а мальчики его нарушили и выбрались за парусное ограждение, если бы они соблюдали правила поведения на корабле, то ничего подобного бы не случилось.

Толстой "Акула": главная мысль и главные герои

Основная мысль рассказа толстого акула



5



0

В рассказе Л. Н. Толстого «Акула» главные герои — это два мальчика и отец одного из мальчиков, по профессии артиллерист.

Л.Н.Толстой описывает неординарный случай, произошедший в открытом море. Корабль стоит у берегов Африки. Вся команда занимается своим делом, а двое мальчиков решают искупаться в море. Незаметно, дети, заигравшись, оказались довольно далеко от берега в открытом море. И тут показалась акула. Старый артиллерист, отец одного из мальчиков, понимает, что помочь им ничем не может, счет идет буквально на секунды. И тогда он предпринимает отчаянный шаг для спасения мальчиков. Он прицеливается и стреляет в акулу из артиллерийского орудия.

Мальчики спасены.

Главная мысль рассказа «Акула» Л. Н. Толстого состоит в том, что нужно быть бдительным и никогда не забывать об опасности. Мужество и быстрота решения спасает жизнь человека.

Основная мысль рассказа толстого акула



3



0

В рассказе Льва Толстого «Акула» несколько героев, которых можно назвать главными.

Прежде всего это два мальчика, которые плавали в море и, играясь, забыли об осторожности. Также главным героем следует считать старого артиллериста, отца одного из мальчиков, потому что от его решения зависела судьба детей.

Несомненно важным действующим лицом рассказа является акула, но ее сложно назвать героем.

<hr />

Главная мысль рассказа «Акула» по моему мнению заключается в том, что никогда нельзя забывать об осторожности, ведь даже самая безобидная ситуация может обернуться страшной трагедией.

Вспомним, что рассказ адресован маленьким читателям, которые часто за своими играми забывают всякую осторожность. Не делать этого и призывает рассказ.

Основная мысль рассказа толстого акула



3



0

Рассказ Льва Толстого «Акула» — это описание неординарного случая, произошедшего в открытом море с двумя мальчиками. Двое ребят весело плескались в море, а в это время к ним приближалась акула. Никто из членов команды корабля не могли помочь ребятам, и только офицер-артиллерист верно оценил грозящую опасность и принял единственно правильное решение.

Главный герой повествования — опытный артиллерист, отец одного из мальчиков, человек рисковый и решительный. Он понял, что жизнь ребят можно спасти только выстрелом из пушки, ведь только так можно было остановить акулу. Конечно, действовать было очень рискованно, могли погибнуть мальчишки. Но речь шла о жизни и смерти, поэтому главный герой нашел выход, который давал хоть какой-то шанс ребятам выжить. Он рискнул, и его выстрел убил акулу, а ребята были спасены.

Главными героями рассказа можно считать и мальчишек, легкомысленным и беспечных. Они не оценили возможную опасность, да и вовсе о существовании акул не думали.

Второстепенными героями рассказа являются члены команды и акула, вознамерившаяся напасть на ребят.

Главная мысль рассказа состоит в том, что в некоторых случаях риск может быть оправдан. Артиллерист увидел, что другим способом мальчикам помочь невозможно, поэтому и совершил выстрел из пушки. Рассказ учит нас в любых ситуациях не паниковать, а проявлять находчивость и сообразительность. Решение обязательно будет найдено, а дальше нужно только воплотить свой план в жизнь.

Основная мысль рассказа толстого акула

Основная мысль рассказа толстого акула



3



0

О хищнице морей и океанов Лев Николаевич Толстой поведал в рассказе «Акула» и необычном случае в открытом пространстве водоёма.

В истории мы встречаемся с двумя подростками, опытным военнослужащим, отец одного из парнишек хищница и команда корабля.

У африканских берегов корабль останавливается в порту. Двое ребят решаются выплыть в открытое море. Вся команда оставалась при своих обязанностях, только артиллерист не упускает из вида подопечных. В это время, он замечает стремительное приближение плавника акулы к ребятам. И принимает решение спугнуть властительницу морей пушечным выстрелом. Отец рисковал жизнью сына и его друга. Но в тот момент, дети вовремя почувствовали опасность и поплыли в разные стороны. Опытный артиллерист метко попал ядром в акулу, а испуганных детей подобрала команда.

Главная мысль в рассказе заключается- не забывать об опасностях. Она не только встречается на воде. Неожиданно, с хищниками человек встречается в лесу, поле, пустынях. И в любых ситуациях не забывать о бдительности.

Основная мысль рассказа толстого акула

Основная мысль рассказа толстого акула



3



0

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Акула» очень поучителен.

Главные действующие лица:

акула,

двое мальчишек,

старый артиллерист ( отец одного из мальчиков ).

Корабль русского флота стоит у берегов Африки. На его борту двое непоседливых беззаботных мальчишек. Они плавают в открытом море, забыв об опасностях, которые подстерегают в морских водах.

Старый артиллерист, отец одного из мальчиков» видит с палубы корабля, что к детям приближается акула. Он принимает решение и стреляет в опасную хищницу из корабельной пушки. К счастью, пушечное ядро попадает прямо в цель, мальчики остаются целыми и невредимыми.

Главная мысль рассказа: никогда не стоит забывать о бдительности, ведь опасности подстерегают человека, особенно если он находится во власти стихии. Если бы отец мальчика не заметил акулу, дети погибли бы страшной смертью.

Нужно уметь принимать быстрые и верные решения, брать ответственность на себя, особенно в критических ситуациях. Иногда от быстроты и правильности принятого решения, сделанного выбора зависит человеческая жизнь.

Основная мысль рассказа толстого акула

Основная мысль рассказа толстого акула



2



0

В рассказе Толстого «Акула» можно выделить всего трех главных героев.

Первый герой это капитан, который из пушки попал по акуле, чем спас двух мальчиков купающихся в открытом море.

Второй и третий герои это два мальчика, которые плавали в открытом море и заигрались. Таким образом они не услышали предупреждений капитана о приблежающейся акуле. Благо меткость и опыт капитана асе еще при нем.

Главная мысль я думаю в том, что надо быть внимательным и осторожным. Природа непредсказуема. Тем более когда ты находишься не у себя «дома». Нельзя терять бдительность и держать свои эмоции, когда находишься в хищной и опасной стихии.

Основная мысль рассказа толстого акула



2



0

Главные герои рассказа Л.Толстого «Акула»: два мальчика, уплывших в море от корабля, отец одного из мальчиков — старый артиллерист, остальные герои — капитан и команда корабля.

Главная мысль рассказа-были Льва Толстого «Акула» может быть выражена пословицей: Не зная броду, не лезь в воду. Мальчики хорохорились друг перед другом, соревнуясь в быстроте, не задумывались об опасностях, подстерегающих их в океане у берегов Африки. Вторая мысль, на которой концентрирует автор наше внимание — насколько важно в критическую минуту не терять самообладание и принимать неординарные решения, брать на себя ответственность: выстрел из пушки в акулу был опасным, но единственно правильным в данной ситуации решением старого артиллериста.

Основная мысль рассказа толстого акула

Читайте также

Основная мысль рассказа толстого акула

«Война и мир» Л. Толстого — роман-эпопея, следовательно, несет в себе историко-философские идеи. Прежде всего, писатель утверждает в романе собственно видение хода истории: двигатели истории — народные массы, а не выдающиеся личности. Заслуга Кутузов, по Толстому, в том, что он сумел уловить настроение русского народа, последовать его предначертанию. Наполеон, несмотря на выдающийся полководческий дар, не смог определить ход истории, так как не прислушивался к велению народа: французскому народу Отечественная война не была нужна.

Также в романе звучит мысль о детерминизме всех исторических событий: одно становится причиной другого. Не случайно Толстой, задумавший роман о декабристах, обращается в подготовке черновиков сначала к событиям Отечественной войны, а затем вынужден углубиться еще и в 1805 год в поисках причин победы в 1812 году.

Отдельно звучит «мысль семейная»: счастливы те семьи, которые строятся вокруг «полюса мира», как семьи Ростовых, Болконских.

Основная мысль рассказа толстого акула

У Льва Николаевича Толстого была единственная сестра, Мария Николаевна. Ее в 16 лет выдали замуж за дальнего родственника, старше ее. Она с ним жила, пока не узнала о многих его изменах.

Одно время Мария Николаевна имела знакомство и дружбу с соседом Иваном Сергеевичем Тургеневым.

В ту пору ей было 24 года. В один из приездов Тургенева в Спасское-Лутовиново, Мария Николаевна с мужем по соседски приехали к нему. Она была привлекательна, умна, остроумна. Тургенев был восхищен Марией. Ему в то время было 36 лет. Толстая поверила в его чувства, и ушла от мужа. Он же не решился изменить свою жизнь.

Надо отметить, что Лев Николаевич предостерегал сестру от сильного увлечения Тургеневым, но чувства не могут ждать.

Основная мысль рассказа толстого акула

Основная мысль рассказа толстого акула

Основная мысль рассказа толстого акула

Основная мысль рассказа толстого акула

Лев Николаевич вообще любил покушать, а сладкое было его слабостью. К вечернему чаю всегда подавали несколько видов варенья, которое варили здесь же в Ясной Поляне из крыжовника, абрикосов, вишни, слив, персиков, яблок с лимоном и ванилью. Экзотические для Тульской губернии фрукты выращивали в усадебной оранжерее. Толстой так описывал пожар 1867 года: «Я слышал, как трещали рамы, лопались стекла, на это было жутко больно смотреть. Но еще больнее было от того, что я слышал запах персикового варенья». В поваренной книге Софьи Андреевны, которая заведовала всем хозяйством и кухней в имении, было много рецептов варенья. Да и сам Лев Николаевич, далекий от хозяйства, весьма подробно описал процесс варки варенья в «Анне Карениной». Еще был рецепт фирменного яснополянского варенья, по сути ассорти из фруктов и ягод, так как в его состав входили дыня, вишня, яблоки, персики, сливы, крыжовник и абрикосы. Писатель был неравнодушен к померанцевому варенью по рецепту Софьи Андреевны, но по свидетельству современников, не пренебрегал никаким.

Основная мысль рассказа толстого акула

Основная мысль рассказа толстого акула

В произведении «После бала» Толстого повествование ведет И.В («всеми уважаемый человек»). Он будучи молодым влюбился и уже разочаровался в людях, а именно в отце Вареньки.

Накануне утра, изменившего его жизнь, был бал. На балу все было светло, прекрасно и воздушно. Музыка была волшебной, окружающие люди-очаровательны. Танцы с Варенькой приносили ему огромное счастье.

hWnBE9V1pPcxdSzxGOuYoJOElj7YqP5E.png

На балу И.В. заводит знакомство с полковником. Отец Вареньки поразил И.В. своей статностью и манерами. Однако его ждало поразительное зрелище на следующее утро. Он увидел наказание молодого татарина. А полковник бил одного из солдат. И.В. испытывал отвратительные чувства.

a3f7kjXh6cjby9z9yLuo62l3lHt6tV9H.png

После этого зрелища И.В. уже не мог больше думать о службе, о которой мечтал раньше. Да и любовь к Вареньки, конечно, начала угасать ввиду жестокости ее отца.

Разительная перемена, произошедшая в одно лишь утро

3WdwR5jx1JFCvBtVvmgcuIjxdTLPY62.png

Основная мысль рассказа толстого акула

Гений во взрослой литературе, Толстой был совершенно невыносим во всем другой, за что бы он ни брался: начиная с шитья сапог и пахоты и заканчивая педагогикой и медициной. Аналогичный случай — Мандельштам, который писал замечательные стихи, но его переводы, детская лирика хуже, чем у школьника-двоечника. Толстой, создатель гениальной психологической прозы, вместо детских рассказов пишет какие-то чудовищные гротески, какой-то абсурд в стиле Хармса или же ужастики про сливовую косточку, как все вокруг засмеялись и только один Ваня заплакал. Может быть, с ребенком у Толстого нет контакта потому, что вопросы, которые его волнуют, слишком серьезны.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?

Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.

Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».

В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».

В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».

Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.

2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.

Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса

В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.

Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.

Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».

Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.

О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.

Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.

А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.

Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.

3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?

Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».

Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.

По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.

В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».

4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?

Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.

5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?

В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.

Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.

Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».

Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.

6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.

Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.

Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.

7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.

Я читала много рассказов Толстого о детях. 

Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.

Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.

Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.

Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.

1

Организация: МБОУ СОШ№3 им. В.А. Ермолаева

Населенный пункт: Краснодарский край, Мостовского района, с. Шедок

Цель урока: научить учащихся осмыслению и анализу художественного произведения на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Задачи урока:

— научить учащихся выделять основную мысль и основные проблемы, поднятые автором в произведении;

— развивать первоначальные навыки анализа художественного произведения, логическое мышление учащихся;

— прививать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

— развивать навыки говорения, расширить словарный запас учащихся;

— воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать ближнему.

Ход урока

1.Организационные моменты.

2. Мотивация учебной деятельности.

Портрет Л.Н. Толстого и краткие биографические сведения.

История создания рассказа «Кавказский пленник»: (Слайды 1,2,3,4)

Слово учителя: «В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году».

3. Устная работа по вопросам. (Слайды 5,6,7)

— Тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

— Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Композиционные составляющие рассказа (дать основные понятия по структуре построения прозаического произведения малого жанра)

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. (ввести новый термин «антитез», дать его определение: «противопоставление образов героев, картин, слов, идей, понятий».

Вопросы к классу: (Слайды 8,9,10)

1)- Какие герои, картины противопоставляются в рассказе?

-С какой целью Л.Н. Толстой противопоставляет образы главных героев рассказа Жилина и Костылина?

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

План:

1.Военное звание.

2.Внешняя характеристика:

3.Плен:

а) место жительства в плену;

б) питание пленных;

в) занятия;

г) подготовка к побегу;

4.Первый побег.

5. Второй побег.

Фронтальный опрос учащихся: (Слайд 11,12,13)

— Что общее у героев и что их различает?

— Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?

(Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

— А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

(Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама)

— Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)

Жилин: ходит по аулу, всматривается, выпытывает информацию, считает дни,

рукодельничает

Костылин: скучает, спит, полагается только на внешнюю помощь

(Слайды 14,15,16,17)

Введение термина «антитеза». Антитеза- (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, героев-антагонистов.

  • глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин — ждет помощи.

— Как завоевывает Жилин симпатию горцев?

(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

— Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;

— однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

— Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?

(Он все равно был для них чужой, человек иной веры. Для них он – враг

— Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?

— Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.

— А Костылин?

(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

— Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

ФИЗМИНУТКА: (5 мин.) упражнения из рекомендованного комплекса.

2) Обсуждение второй сквозной темы рассказы: милосердие и сострадание к ближнему (Слайды 18,19,20)

а) В чем проявляется сострадание татарской девочки Дины к пленникам?

б) В чём проявляется благородство и сострадание к ближнему со стороны Жилина? (привести пример из эпизода первого побега пленников, отношения Жилина и Костылина к своим близким, оставшимся на родине)

-Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

Работа с текстом произведения:

Проанализируйте текст произведения и определите какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

— Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

— В чём смысл названия рассказа?

(Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

6. Итог урока.

1. Чему учит рассказ?

2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

— Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

7. Домашнее задание.

Написать домашнее сочинение на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы».

8.Рефлексия: (Слайд 21)

1. Что вызвало наибольший интерес при чтении рассказа?

2. Какой герой понравился и почему?

3. Что в рассказе вызвало неприятие или непонимание?

4. Какие мысли возникли после прочтения рассказа, о чем он заставил задуматься?

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

учащиеся умеют пересказывать содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»;

— у учащихся сформировано умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении

Личностные УУД:

— у учащихся сформирован навык анализа художественного произведения, логическое мышление;

— учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

— у детей сформировано умение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— сформировано умение определить учебные задачи, составлять план и последовательность действий, контроль знаний;

— сформировано нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа;

учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию.

.Познавательные УУД:

— учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

— сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты.

Мы знакомились с несколькими рассказами Толстого о детях и можем отметить общие черты героев этих рассказов, то что всех их объединяет вне зависимости от возраста и развития сюжета.

Прежде всего герои Толстого очень храбрые и решительные мальчики, которые рано начали проявлять свою самостоятельность, но которым не терпится начать взрослую жизнь. Таковы герои рассказов “Акула”, “Филипок”, “Прыжок”.

Несколько особняком здесь стоит Николенька из рассказ “Детство”, который показан как очень тихий и спокойный мальчик, который настолько сильно любит родителей, что молится по вечерам об их благополучии и любуется их лицами.

Но в остальном герои Толстого способны совершать самостоятельные поступки, у них есть цель, они пытаются этой цели добиться, и иногда из-за этого попадают в очень опасные ситуации.

Вот например рассказ “Прыжок”, который мне особенно запомнился. Составим план этого рассказа:

  1. Обезьяна срывает шляпу с головы мальчика
  2. Мальчик лезет на мачту за обезьяной
  3. Матросы смеются снизу
  4. Обезьяна поднимается все выше.
  5. Мальчик выпускает вервеку и вступает на тонкую перекладину
  6. Внизу все испугались, а мальчик зашатался
  7. Появляется капитан, отце мальчика и угрожая ружьем приказывает мальчику прыгать
  8. Мальчик прыгает в воду, он спасен.

Все рассказы Толстого носят поучительный характер. Его герои могут быть совсем маленькими как мальчик Филипок или детьми постарше, но при этом они уже начинают проявлять самостоятельность, учатся совершать взрослые поступки, учатся ответственности за свои действия.

Им приходится покидать семью отправляясь учиться в город, они плывут на корабле вокруг Африки, они самостоятельно идут в школу мимо страшной собаки.

Герои Толстого очень храбрые мальчики и автор учит читателя быть разумно храбрым, различать какая храбрость оправдана, а какая нет.

Составим план пересказа рассказа “Акула”:

  1. Жаркий день у берегов Африки
  2. Капитан разрешает купаться в парусе
  3. Мальчики устраивают соревнование
  4. Отец мальчика подгоняет его криками
  5. Появляется акула
  6. Шлюпка с матросами не успевает
  7. Бледный артиллерист стреляет из пушки
  8. Мальчики спасены, всеобщая радость.

Сказка “Жаба и роза” Гаршина мне кажется печальной, потому что в ней речь идет о трагических по своей сути событиях. Но обратим внимание на то, что и смерть мальчика была легкой, он умер с желанным цветком в руках, он был счастлив в последние минуты своей жизни. И смерть розы оказалась наполненной смысла – она спаслась от ужасной жабы, и умерла делая доброе дело.

Образы мальчика и розы во многом похожи. Они оба романтичные и мечтательные натуры, их манит к себе красота этого мира и им уготована очень короткая жизнь.Это печально, но такова правда жизни.

Отдельно истории эти смотрелись бы совсем иначе, потому что так получилось, что мальчик сумел помочь розе, а роза помогла мальчику.

Стихотворение Тютчева “Как неожиданно и ярко” проникнуто радостью и восхищением от взгляда на красивую радугу. Поэт словно призывает читателя не отводить глаз от радуги и любоваться этим чудом, потому что эта красота дана на мгновенье и очень быстро проходит. Вначале цвета радуги яркие, но очень быстро они начинают бледнеть, а потом и совсем исчезают.

Стихотворение “Как неожиданно и ярко” Федора Тютчева имеет довольно неожиданный финал. В нем автор, который только что любовался радугой вдруг с грустью напоминает нам, что наша жизнь в чем-то подобна этой радуге. Она может быть прекрасной, но такой короткой, что оглянуться не успеешь и вот уже:

Сочинение: Сравнение двух произведений: повести «Детство» Л.Н. Толстого и рассказа «Мальчики» А.П. Чехова

Именно поэтому автор просит читателя научиться ценить каждое отпущенное нам мгновение, не тратить его попусту, а посвятить любованию красотой, в данном случае красотой мимолетной радуги. Он призывает читателя ловить это волшебное мгновение, после которого может быть останутся приятные воспоминания и небольшая грусть от того, что все так быстро закончилось.

В самом начале своей сказки “О жабе и розе” писатель Гаршин дает два последовательных описания – сперва розы,а потом жабы. Тем самым он противопоставляет эти два образа, дает нам почувствовать красоту одного героя и уродство второго.

Розу автор описывает с любовью и нежностью. Он пишет про тонкие лепестки, про ее тонкий и свежий запах, про слезы, которые оставили на розе росинки.

  • Делая это описание Гаршин использует олицетворение – роза живая, метафору – роса сравнивается со слезой.
  • Жаба в описании писателя жирная и старая, она питается страшными и неприятными червяками, бока у нее бородавчатые и липкие, вся она безобразная и читая это описание невозможно испытывать к жабе какие-то теплые чувства.
  • Роза в этой сказке – идеал чистоты и красоты,жаба – идеал безобразия.

В стихотворении “Бабочка” Фет использует своеобразный рваный ритм стихотворения, с укороченной второй строкой. Этот необычный ритм стихотворения преследует в моем понимании две цели. Прежде всего показать легкомысленность бабочки, которая не задумывается куда и зачем ей лететь, зачем она дышит, долго ли ей дышать, она не думает ни о чем.

Вторая цель рваного ритма сымитировать полет бабочки, ее порхание, когда бабочка то легко взлетает на несколько сантиметров, то опускается, то прянет вправо, то повернет в обратную сторону. И ведь действительно часто создается впечатление, что бабочка кружит совершенно бесцельно.

Мир детства в произведениях А.П. Чехова

Чехов как создатель образа детского мира в прозрачности и лирической насыщенности письма следует за Л. Н. Толстым, С. Т. Аксаковым, В. Г. Короленко. В то же время преимущественное внимание к боли, беде, одиночеству сближает его с Ф. М. Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. И. Успенским, В. М. Гаршиным.

Не выделяя для себя отдельно детской темы, А. П. Чехов ввел ребенка в круг своих персонажей.

Наиболее интенсивно он писал рассказы о детях во второй половине восьмидесятых годов: «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома», «Гриша», «Мальчики», «Спать хочется», «Житейская мелочь», «На страстной неделе» и другие.

В 1889 году вышел сборник под названием «Детвора», куда вошли рассказы «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», а также повесть «Степь». Эти рассказы неоднородны, в них действуют дети разного возраста и социального положения, создается разный эмоциональный тон.

Некоторые представляют собой небольшой психологический этюд. В «Грише» в центре внимания – ничем не примечательная прогулка трехлетнего мальчика, в «Детворе» – несколько разновозрастных детей играют вечером в лото, а потом нечаянно засыпают на маминой кровати. Такие рассказы просто передают детское мировосприятие, обаяние детства, не поднимая серьезных проблем.

Другим произведениям свойственен драматизм положения ребенка во взрослом мире, часто они изображают жестокость этого мира по отношению к детям. Это в первую очередь «Ванька» и «Спать хочется», где детям – сиротам приходится тяжело работать в чужом доме.

В целом же в центре внимания чеховского рассказа о детях – противопоставление двух равных по значимости миров, детского и взрослого. Поэтому персонаж-ребенок в пределах чеховской прозы 80-х гг.

не находится в изоляции от других персонажей, а действует наравне с ними в сложном и многосоставном мире.

Чехов предстает как знаток детской психологии и поведения. Поражают его наблюдательность, фантазия, дар перевоплощения, умение смотреть на мир глазами героев. Писатель передает свежесть детского взгляда, острую способность видеть красоту (ведь даже тусклые краски в детском восприятии всегда остаются яркими).

Каждый ребенок в представлении Чехова – это личность со своими вполне определенными чертами, интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче.

Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, часто им непонятен, чужд и страшен.

Изображенные Чеховым дети – часто существа страждущие или же угнетенные и подневольные. Чехов писал о том, что хорошо знал, наблюдал, выстрадал. Он сопереживал, сочувствовал детям, остро ощущая их несчастье, чеховские дети – герои вызывают в читателе не просто грусть, но боль и тоску.

Для Чехова мир ребенка – это особый мир, дети у него – особые люди. Чехова не привлекала литература собственно детская, но его крайне волновала сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, еще не испорченный влиянием общественной среды.

Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят.

Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений – обычные дети.

Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реалистичностью характера ребёнка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а, следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы.

Одна из главных идей рассказов Чехова о детях в том, что уже в раннем возрасте ребенок обладает вполне определенными чертами характера, более того, во многом это уже сформировавшаяся личность.

Но при этом дети еще далеки от жизни взрослых, у них нет опыта, нет затянувшихся душевных ран, неизбежно возникающих с возрастом, пока человек «обтесывается» об острые углы жизни.

Они живут в своем наивном мире, полном добра, любви, иллюзий, доверия.

Детская душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще ребенку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого.

Но когда гармонию детского мира с его бесхитростными помыслами нарушают равнодушие и хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться.

Пошлость и жестокость взрослых постепенно гасят искру Божью в душе маленького человека.

Возникает еще одна и не менее значимая тема. Трудности человеческого общения, прежде всего общения между отцами и детьми, людьми разных поколений, начинаются не вдруг, не в зрелом возрасте; истоки этого процесса коренятся именно в детстве.

И возникают эти трудности от нежелания, а нередко от невозможности взрослых воспринять мир ребенка, от их невнимания к детской душе. «В мире каждого писателя всегда есть свое особое зло, от которого страдают его герои. У одного писателя это бедность, у другого – несправедливость, у третьего – жестокость.

У Чехова… существенным злом является одиночество. Писатель показывает людей, одиноких буквально… и людей, одиноких среди близких…

Неблагополучие в семейной жизни в произведениях Чехова чаще всего выражается не в притеснении, издевательстве или в других подобных формах зла, которые могут принести люди своим близким, а в отчуждении, равнодушии и взаимном непонимании» [10, с.87].

Чехов прибегает к простым и лаконичным средствам, сразу вводит читателя в суть происходящего. Хорошо сказал об этом качестве его поэтики В. Набоков: «Чехов входит в рассказ… без стука. Он не мешкает…» [8, с. 330].

В рассказах Чехова о детях с большой горечью говорится о невоспитанности взрослого мира, который истребляет в человеке самые человечные качества, обучает его порокам. Отсюда и неправильное восприятие взрослыми детского мира, полного доброты, любви, сочувствия, искренности, правды. Взрослым непонятна детская душа, но часто они и не желают ее понять.

Порой своими словами и поступками взрослые неосознанно травмируют душу ребенка, обрекая его на одиночество («Событие», «Житейская мелочь», «Отец семейства»). В то же время часто взрослые бессильны, даже когда стремятся к этому, разобраться в детской душе: попытка понять детскую натуру, простую и одновременно сложную, кончается ничем («Дома»).

Однако не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых, которые усваивают черты детскости, учатся у детей быть радостными, добрыми, живыми. Ведь душа детей всегда жаждет любви, заботы, ласки, справедливости, понимания. И только там, где это есть, гармоничны отношения между взрослыми и детьми («Беглец», «День за городом»).[9, с.

289]

Произведения Чехова о детях – пример столкновения простодушного мира детей с миром взрослых, который во многом им чужд и непонятен.

Мастерски перевоплощаясь в своих маленьких героев, писатель умеет смотреть на окружающий мир широко раскрытыми глазами детей, но замечает, конечно, гораздо больше того, что способна вместить и понять бесхитростная детская душа.

«Писатели-художники часто хорошо помнят многое такое из детства, что нами, обыкновенными людьми, забывается. Это надо сказать и о Чехове, который вдобавок к этому глубоко понимает детскую натуру и любит детей», – писал В. А. Гольцев. [10, с. 169]

События, которые рисует Чехов в рассказах о детях, – обыкновенные житейские истории, знакомые читателю.

Но, преломляясь через призму детского сознания, эти «истории» открывают перед нами своеобразие детского восприятия окружающих и окружающего, непосредственность реакции, идущей больше от чувства, чем от разума, особую внимательность, интерес к тем «пустякам», которые совершенно не волнуют взрослых. Есть тут, конечно, некий элемент писательской мечты и утопии.

Повсюду в повествование вкраплена по-детски наивная образность, с ее помощью автор достигает иллюзии детского взгляда на события.

С помощью характерных «чеховских» художественных средств он мастерски передает детское восприятие мира, тонко подмечая его особенные черты: «…

Примелькавшиеся вещи и поступки соотнесены с неожиданной шкалой мерок и ценностей; мир как бы увиден заново, то, что привычно и узаконено во взрослом мире, обнаруживает свою относительность…» [1, с.47].

Детские рассказы Чехова – одна из форм выражения идеала писателя, художественная конструкция взаимосвязей между людьми вообще. Своими рассказами о «недетской» жизни детей писатель взволнованно говорил о том, что дети вправе быть собой, что детство должно быть действительно детством.

Размышляя о детях, писатель думал о взрослых проблемах, ставших для него больными вопросами. Детская тема у Чехова связана с коренными его размышлениями о нескладной жизни, о корысти и расчете, отравляющих жизнь людей.

И в то же время – это круг его раздумий о человеческой и природной красоте, о вольных и счастливых людях, о самом счастье.

Детство Чехова. Анализ рассказа «Певчие» и повести «Степь» – Чехов А.П. Литература 19 века

В прозе Чехова большое место занимает тема детства. Всем нам памятны такие рассказы, как «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Детвора», «Мальчики», повесть «Степь» и многие другие произведения, в которых писатель рисует мир глазами ребенка.

Часто картины детства в них далеки от идиллических воспоминаний, которыми обычно сознание человека наделяет свое далекое прошлое. Но в других удивительный мир детства, наоборот, кажется прекрасной страной, куда писателю так хотелось бы вернуться.

И как бы ни рисовал Чехов эти картины, нас всегда поражает то, как точно он передает взгляд ребенка, его чувства и мысли: веселые и грустные, серьезные и шутливые, в которых ощущается радость открытия мира или же боль от столкновения с его жестокостью и лишениями.

Конечно, в этом чувствуется влияние давней традиции русской литературы, которая всегда очень тонко и глубоко исследовала внутренний мир ребенка, стараясь увидеть окружающую жизнь его чистым и непредвзятым взглядом. Среди таких произведений в первую очередь вспоминаются автобиографические произведения Л.Н.

Толстого, Н.Е. Гарина-Михайловского, С.Т. Аксакова. Мы знаем также об особом отношении Ф.М. Достоевского к детям как самой чистой и в то же время уязвимой части человеческого сообщества. Но, вероятно, тема детства в творчестве Чехова появляется не только как дань литературной традиции.

По-видимому, определенную роль должны были сыграть и те впечатления, которые Чехов получил в детстве, сохранив их в своих воспоминаниях.

Чем же была наполнена жизнь будущего писателя в то время, когда он сам был еще ребенком, в каких условиях проходило его формирование и что из воспоминаний тех лет он отразил в своем творчестве?

Детство Чехова

Известно, что детство Чехова прошло на юге России в небольшом провинциальном городе Таганроге, который находился вдали от основных культурно-политических центров страны. Но тем не менее здесь достаточно интенсивно развивалась не только торговля, но и культурная жизнь.

Поразительно, что в таком небольшом городе была итальянская опера, очень неплохой драматический театр, хорошая гимназия. Даже на улицах слышны были звуки фортепьяно, скрипки, виолончели, соло и дуэты из «Травиаты» и «Трубадура», которые доносились из окон домов, особенно тех, где жили состоятельные люди.

Можно сказать, что увлечение музыкой в Таганроге было всеобщим.

Особым событием в жизни города были гастроли весной 1879 года русской оперной труппы, которая привезла такие оперы, как «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Русалку» А.С. Даргомыжского, «Фауста» Гуно и многие другие знаменитые произведения. С концертами из произведений П.И. Чайковского здесь выступали знаменитые певцы-гастролеры.

Но был ли Чехов в детские и юношеские годы приобщен к этой культурной жизни родного города? Имеются свидетельства о том, что он бывал в опере, часто присутствовал на спектаклях в драматическом театре, посещал симфонические концерты, которые устраивались в городском саду, на музыкальных вечерах, которые нередко бывали в домах его друзей по гимназии.

Так, в марте 1876 года в письме к брату Александру шестнадцатилетний Антон пишет: «Я был вчера в доме Алфераки на концерте… Билет на концерт профессора Ауэра дал мне директор гимназии». Известно, что это был концерт знаменитого скрипача, профессора Петербургской консерватории Леопольда Ауэра, которому П.И.

Чайковский посвятил свою «Меланхолическую серенаду». Вместе с ним тогда в Таганроге выступал и молодой пианист и композитор Сергей Иванович Танеев. И все же остается не совсем ясным, откуда у мальчика, родившегося в семье простого лавочника, появились столь широкие и серьезные культурно-музыкальные интересы.

Было ли это только влиянием общей культурной атмосферы города или же определенную роль сыграла в этом семья?

Семья Чехова

Семья купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова, отца писателя, была большая, детям с раннего детства приходилось помогать отцу в делах торговли, работая в его лавке. Часто им надо было очень рано вставать, чтобы успеть потом в школу, а спать ложились поздно.

Об этой ранней трудовой жизни Чехов потом напишет во многих своих произведениях, например в повести «Моя жизнь».

И многие его маленькие герои, как Ванька Жуков, Пашка из рассказа «Беглец» или героиня рассказа «Спать хочется», тоже вынуждены рано познать тяжелые испытания, которые так не вяжутся в нашем сознании с картинами беззаботного детства.

Но все же в прозе Чехова о детях и детстве много и светлых моментов, которые мы также можем связать с какими-то эпизодами из детства писателя.

Особенно поражает то, что сам он вырос высококультурным, прекрасно образованным человеком, наделенным особым чувством прекрасного и поразительной музыкальностью, которая проявляется даже в стиле его произведений.

И определенная заслуга в этом также связана с его семьей, в которой действительно было что-то не совсем обычное для той среды — речь идет прежде всего о разнообразных культурных интересах, характерных для семьи, казалось бы, вполне обычного таганрогского лавочника.

На самом деле, отец Чехова мало уделял внимания торговле — не случайно он потом полностью разорился, из-за чего семье пришлось срочно уехать из города. Павел Егорович увлекался пением, рисовал, играл на скрипке.

И детям в этой семье родители старались не только дать хорошее образование (почти все они затем окончили высшие учебные заведения), но привить художественный вкус, интерес к творчеству.

Не зря потом один из братьев Чеховых — Николай Павлович — стал художником, а Антон Павлович прославил свою фамилию на литературном поприще. Как говорил писатель: «Талант у нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».

Особое внимание в семье Чеховых уделялось музыкальному воспитанию детей: все они брали уроки у местного музыканта-любителя.

Особенно хорошие способности к музыке обнаружились у Николая, который стал учиться не только игре на фортепьяно, но и на скрипке, причем уроки ему давал итальянский скрипач Рокко. Один из товарищей Чехова по гимназии П.А.

Сергиенко вспоминал, что и Антон начинал учиться играть на скрипке. Но больше он любил слушать музыку. Она звучала часто в доме Чеховых.

Известно, что Чехов вместе с братьями пел в церковном хоре, руководителем которого был отец писателя.

Нельзя сказать, что Антоша был сильно увлечен этим занятием: часто нужно было идти в церковь очень рано, в любую погоду, стоять там во время долгой службы.

Да еще отец был очень строгим и требовательным, мог наказать детей за шалости и несерьезное отношение к занятиям в хоре. Об этом вспоминает брат писателя Александр Павлович.

Очевидно, эта часть детства писателя, по-видимому, очень ярко запечатлелась в его памяти. Не раз в его произведениях описывается церковная служба с пением, рассказывается о жизни хористов. Одним из первых таких рассказов был появившийся в 1884 году рассказ «Певчие».

Анализ рассказа “Певчие” Чехова

В нем хорошо заметна автобиографическая основа, и в то же время здесь мир детства как бы «очищен» от всего наносного, показан так, как он мог бы быть увиден именно глазами ребенка, которому, с одной стороны, не очень хочется проводить время на репетиции в хоре, а с другой — очень нравится то, что он делает. Красота музыки захватывает маленьких исполнителей и их слушателей.

В этом небольшом рассказе сходятся две контрастные образно-стилистические струи. Он написан в ранний «осколочный» период творчества Чехова и имеет форму юморески, а потому здесь много ярких комических эпизодов. Сатирически изображен приехавший в провинциальный город петербургский «либерал».

Он якобы стремится к просвещению народа, заботится о его нуждах, но на деле оказывается, что это сухой и бесчувственный человек, которого не волнует ничего, кроме его собственных интересов.

Это проявляется в его отношении хору, состоящему из учеников городской гимназии, которые старательно готовились к встрече столичного гостя.

Кульминация рассказа — описание репетиции хора под руководством «маленького, седенького попика в лиловой ряске» отца Кузьмы. Он нарисован с добрым юмором, но в изображении участников хора, их пения чувствуется глубоко сочувственное отношение автора.

После пропетого «для проформы» начала литургии хор всерьез готовится к исполнению «Херувимской» — в музыкальном отношении очень важном и сложном разделе церковной службы.

«Херувимская» поется по-настоящему хорошо, настолько, что даже школьники, не участвующие в хоре, «оставляют свое чистописание и начинают следить за движениями Алексея Алексеевича» (регента).

Даже под окнами школы, где происходит репетиция, останавливается народ, а сторож Василий входит в класс «в фартуке, со столовым ножом в руке, и заслушивается». И только столичный гость оказывается равнодушен к этому замечательному самодеятельному хору, в котором не видит настоящих исполнителей.

Анализ повести “Степь” Чехова

В детстве Чехов соприкоснулся и со стихией народной песни, тесно связанной с природой.

Летом вся большая семья отправлялась в дальние поездки по приазовской степи — они ехали в гости к бабушке и дедушке, который был управляющим в имении богатого помещика. По пути останавливались на ночлег в селах и деревнях.

Здесь и в усадьбе Княжой, где жил дед, слушали пение крестьян. Прекрасные мелодии народных песен — русских и украинских — сливались в сознании будущего писателя с поэтическим образом вечерней степи.

Много лет спустя — в 1888 году — он напишет свою знаменитую повесть «Степь», в которой мир открывается через взгляд на него маленького героя — Егорушки, который впервые отправляется из дому через степь, чтобы в городе поступить в гимназию. Его дорожные впечатления, порой наивные, а иногда очень точные и наблюдательные, составляют основу повести.

Особенно поэтично увидена глазами ребенка степь, бескрайняя, как море, и наделенная, как ему кажется мыслями и чувствами. Иногда она пугает ребенка, особенно во время грозы, которая представляется ему как страшная игра великанов.

Сказочной кажется мальчику и та дорога, по которой он едет: «Можно, в самом деле, подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья-Разбойника…». Вот так по-новому зазвучали гоголевские темы у Чехова — ведь для ребенка мир открыт, и все невозможное кажется в нем возможным. А порой Егорушка как будто даже слышит голоса степи.

Кто знает, может, именно так и думал маленький Антоша, когда он тоже ехал через степь в дальнюю поездку, а жизнь еще была вся впереди — неизвестная, огромная, пугающая и манящая к себе, как и его маленького героя.

Вот так в произведениях писателя преображались детские впечатления, которые помогли автору не только показать мир детства, но и то глубинное, что составляет основу детской души, близкой и понятной ему.

Читая эта повести и рассказы, еще раз поражаешься удивительному мастерству писателя, способному проникать в человеческую душу с помощью таких скупых художественных средств, благодаря которым детские впечатления «переплавлялись» в творчестве Чехова в совершенную художественную форму.

Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. – М.: “Экзамен”, 2009

  • Основная мысль рассказа русский лес соколов микитов
  • Основная мысль сказки белка и волк
  • Пол алфавита как пишется правильно
  • Пол азии как пишется
  • Пол абзаца как пишется