Основная мысль рассказа теплый хлеб паустовского

Сочинения по литературе паустовский почему рассказ паустовского назван тплый хлеб? выбирая название своему произведению, автор старается вызвать в сознании читателя
  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • Почему рассказ Паустовского назван Тёплый хлеб?

Выбирая название своему произведению, автор старается вызвать в сознании читателя определенные образы, ассоциации, чувства.

В сказке Паустовского «Теплый хлеб» описывается крестьянская жизнь в Бережках во время войны. Людям жилось трудно, они голодали. Однако война не смогла зачернить добрые сердца крестьян: старый мельник приютил покалеченную лошадь, но самому было не прокормить хромую кобылу. Односельчане не прогнали коня, помогали мельнику. Но был в деревне злой мальчишка Филька, который, разозлившись, ударил коня по губам, а хлеб швырнул на землю.

Поступок мальчика осуждали многие. Ведь даже малыши в деревне знают, каким трудом дается хлеб к обеду! В народе существует множество поговорок, которые подчеркивают значимость хлеба. В каждой крестьянской семье детей приучали бережно обращаться с хлебом, не брать лишнего куска. Работающие в поле крестьяне не только стараются обеспечить пищей себя и свою семью, но и выражают своим трудом уважение к земле, которая их кормит. Считалось, что человек, который разбрасывает хлеб, не умеет ценить чужой труд и не способен к благородным чувствам.

Против жестокости Фильки взбунтовалась сама природа: ударили страшные морозы, которые предвещали людям в деревне смерть от голода. Филька понял свою вину. Он раскаялся. По морозу мальчишка пошел к мельнику, чтобы просить прощения у лошади и исправить свою ошибку. Видя, что в мальчике проснулась совесть и человечность, люди дали ему шанс, помогли помириться с лошадью.

Когда Фильке с ладошки кормит коня хлебом, этот хлеб теплый не потому, что его только что испекли, а потому, что мальчик вложил в этот ломоть хлеба свою душу. Так мальчик искупил свою вину перед лошадью. Его поступок изменил судьбу крестьян: получилось, что мальчик не просто покормил лошадь, а накормил всю деревню.

В произведении К. Паустовского «Теплый хлеб» смысл названия раскрывается не только через традиционный образ свежего хлеба, но и через сюжетную линию. Можно предположить, что прилагательное «теплый» в названии сказки приравнивается по значению к слову «добрый». К. Паустовскому хотелось подчеркнуть, что хлеб сделан с любовью, что он согрет теплом оттаявшего сердца мальчика Фильки.

2 вариант (Почему сказка Паустовского названа Тёплый хлеб)

Главный герой сказки – Филька. Он обладает прозвищем «ну тебя», что говорит о его самолюбии, лени и угрюмости. В произведении говорится о том, как добрые поступки помогают растопить сердце и избавиться от человеческой злобы. Из жадного и скупого человека он превратился в отзывчивого и чуткого. Сказка наглядно показывает, как обычная доброта может полностью поменять ход событий.

В деревне жил конь, который был ранен на фронте. Он служил бедному, но очень трудолюбивому мельнику Панкрату. Конь ходил от дома к дому и каждый житель давал, что мог. Когда очередь дошла до Фильки, вместо того, чтобы поделиться куском хлеба с голодным животным, он поиздевался и над ним: втоптал хлеб в снег, ударил животное по губам и накричал на него. Из-за такого поступка пострадал не только он, но и вся деревня. Сама природа будто взбунтовалась после такой грубости с животным. Мороз сковал всю деревню, реки позамерзали, а зерно начало иссякать. Бабушка рассказала Фильке историю, как давным-давно один человек дал плесневелую корку одноногому солдату, и случилось тоже самое. Конечно, Филька не признался, что поверил в легенду, а сам всю ночь не спал. Мальчик не на шутку испугался и на следующий день побежал к мельнику Панкрату, чьего коня он обидел. Мельник сказал Фильке, чтобы думал, как просить у коня прощения и остановить морозы. Филька созвал ребят, и они начали прорубать лёд. Довольно долго у них ничего не получалось, но спустя время начала показываться вода. Поток заставил крутиться мельницу, и подул тёплый ветер.  Мальчик принёс коню тёплого, свежеиспечённого хлеба, но конь сначала испугался его. Тут вмешался Панкрат: «Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись». После этого конь взял у Фильки один кусок, затем второй и  положил голову ему на плечо.

Сказка названа «Тёплый хлеб» не только потому, что хлеб был действительно тёплым, а потому что он был согрет добротой мальчика, который осознал и исправил свою ошибку. Его душа перестала быть такой холодной и пустой. Надо помогать окружающим, ведь нам это ничего не стоит. Добрые люди делают мир лучше и красивее, в отличие от злых, которые просто вымораживают всё вокруг.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему рассказ Паустовского назван Тёплый хлеб?

Почему рассказ Паустовского назван Тёплый хлеб?

Популярные сегодня темы

  • Социальные и философские истоки бунта Раскольникова сочинение

    Родион Романович Раскольников — это главный герой произведения Федора Михайловича Достоевского Преступление и наказание. Мне сложно назвать этого человека положительным

  • Тема Лишнего человека в русской литературе 19 века

    Русская литература наделила мировое словесное искусство разноплановыми подходами к пониманию художественного образа, одним из которых является понятие «лишнего человека».

  • Сочинение Образ Шарля Гранде в романе Евгения Гранде Бальзака

    Одним из ведущих персонажей романа О. де Бальзака «Евгения Гранде» выступает молодой парижанин Шарль Гранде. Впервые читатель знакомится с молодым денди, когда он приезжает по просьбе отца

  • Профессии

    Сочинения про Профессии

  • Сочинение Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова анализ эпизода

    Эпизод дуэли между двумя главными героям Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым является ключевым моментом в романе «Отцы и дети»

Мы подготовили для Вас несколько сочинений о том, чему учит сказка Теплый хлеб. Берите наши примеры для написания своего рассуждения по литературе!

Сочинение №1

Константин Паустовский написал сказку под названием “Теплый хлеб”. Название радует ухо, передает читателям любовь, нежность, доброту, тепло. Данное произведение сообщает, что можно победить злость, характерную людям, растопить охлажденное сердце. Для этого стоит лишь делать добро.

В сказке главным героем является Филька. Он не доверяет людям и не особо много общается. Прозвище у него интересное – Ну Тебя. Оно уже намекает на грубость, неласкавость, эгоизм, лень героя. Данные черты характера были ярко представлены во время сцены с конем. Он обидел коня, который был ранен. А именно ударил его по губам. С этого момента в деревне что-то изменилось. Наступил голод, и стало очень холодно. За поступок Фильки пришлось отвечать всем жителям деревни.

Поступок Фильки, его влияние

Природе не понравилось поведение мальчика и его обращение с конем. Она взбунтовалась. Здесь происходят события из области фантастики. Когда хвост коня шевельнулся, по улицам просвистел ветер, который пронизывает любого, начал подниматься снег. Паустовский еще изобразил в произведении сороку, которая пролетала мимо. Она поведала, что сумела разбудить теплый ветер, чем и помогла жителям, проживающим в пределах деревни.

Осознание ошибки и ее решение

Однако ни одна сорока поспособствовала возвращению тепла. Автор подчеркивает, что главный герой осознал все случившееся, свой неправильный поступок. Он захотел исправить ситуацию. Когда на улице был большой мороз, он пошел к мельнику Панкрату, чтобы тот ему помог. Филька проявляет в данной ситуации собственную смекалку и волю. Он нашел в себе силы и сумел найти выход. В помощь Фильке восстала вся деревня, они помогали ему помириться с конем. Паустовский писал о людях, которые выпекали хлеб. Они это делали с особым упорством. А хлеб тот был долгожданным. Автор упоминает об этом моменте с особым теплом.

Когда сказка подходит к концу, Панкрат говорит, что Филька не является злым человеком. Эти слова предназначались коню, который в итоге все же простил мальчика. Паустовский изобразил момент раскаяния главного героя в своем поступке. Последний сумел искупить собственную вину, изменить ситуацию.

Значение образов в сказке

Произведение начиналось с теплой зимы, которая позже сменилась лютыми морозами. Но в конце уже почувствовался запах весны. Погода менялась и одновременно с этим менялась душа Фильки. Мальчик давал коню хлеб. И он был теплым, поскольку душа Фильки наполнила этот хлеб своей теплотой.

Паустовский показал нравственный путь главного героя, каким он был изначально и как он исправлялся на протяжении рассказа. Автор хочет донести до читателей, чтобы те не совершали плохих поступков, а также исправляли злодейство, которое совершили.

Сочинение №2

Недавно мне удалось прочитать рассказ Паустовского Теплый хлеб. Как оказалось — это прекрасное произведение советского писателя-гуманиста, который предпочитал писать о простых людях. Его произведения перекладывались на многие языки. Все его герои похожи на таких же мальчишек и девчонок как и мы, поэтому его рассказы, такие как сказка Паустовского Теплый хлеб для читательского дневника, очень близки и понятны всем.

Рассказ переносит читателя в военное время в простую деревушку, где проходил солдат с раненым конем. Животное тот оставил, и о нем заботился Панкрат — местный мельник. А после и все жители старались накормить коня, что захаживал в каждый двор и являлся общественным.

Однажды лошадь пришла и во двор, где жил агрессивный Филька Ну тебя. В тот момент мальчик ел хлеб и тем самым привлек к себе голодного коня. Однако не поделился он с лошадью, и вместо этого, выбросил хлеб, а лошадь ударил. Своим бездушием Филька чуть было не совершил катастрофу, ведь на деревню опустилась суровая зима с лютыми морозами. Вся вода замерзла, а мельница стала. Бабушка рассказала внуку, что такое уже было много лет назад, когда обидели старого раненого солдата. Видимо и сейчас в деревне завелся злой человек, ведь такое происходит от людской злобы.

Понял свою ошибку Филька, пошел к мельнику и приложил все свои усилия, чтобы все исправить, в том числе и помирился с конем, угостив его свежим теплым хлебом.

Центральным персонажем сказки Паустовского оказался мальчик из деревни, что проживал с бабушкой. Это был злобный, черствый и недоверчивый мальчишка, постоянно отказывающий в помощи своим знакомым и друзьям. В его сердце не было тепла и любви к живым существам, поэтому он с легкостью обидел коня, не понимая, насколько жестоко поступает с лошадью. Только после разговора с бабушкой, Филька понимает свою ошибку и все быстро исправляет.

И здесь мы видим другие черты, что раскрылись к концу сказки Паустовского Теплый хлеб. Мы увидели Фильку трудолюбивым, сообразительным, обладающего организаторскими способностями. Увидели героя, который сумел увидеть и признать ошибку, сумел заслужить доверие и прощение у лошади. Еще один из героев, которого хочется выделить, это Панкрат. Он был мельником и приютил раненое животное. Это рассудительный герой, с жизненным опытом за плечами, мудрый и отзывчивый.

Он не отказывает мальчику в возможности все исправить и дает возможность показать, что даже в таких хулиганах имеется что-то человеческое и хорошее. Главная мысль В произведении Теплый хлеб главной мыслью автора является желание показать читателям, насколько важно быть отзывчивым, щедрым и добрым. Ведь доброта — это ценнейшее человеческое качество, а все хорошие поступки отзовутся добротой других людей. А вот черствость и равнодушие приводит к беде. При этом писатель говорит о том, что каждый из нас может быть злобным Филькой, но главное вовремя осознать ошибку и раскаяться, став милосерднее, отзывчивее и добрее.

Сочинение №3 (кратко)

Сказка Констатина Паустовского «Тёплый хлеб» рассказывает о добре и зле, жадности и щедрости. Она, как и все сказки учит нас проявлять только хорошие качества души. События сказки происходят во времена войны, людям приходится нелегко.  Кавалерийский конь, остаётся в деревне у мирных жителей, только потому, что был ранен в ногу. За ним начинает ухаживать мельник Панкрат и все жители деревни. Но когда конь попросил хлеба у мальчика Фильки, тот обидел коня. И природа наказала мальчика и жителей этой деревни. Но Филька сумел понять в чем его ошибка и исправить ее.

После чтения сказки стоит задуматься, не делаем ли мы поступки, которые заставляют страдать близких для нас людей, животных. Ведь не только люди, но и животные,  обижаются, поэтому мы должны их защищать, кормить. Эта сказка учит тому, что человек должен делать добрые дела, чтобы его любили, уважали. Если мы совершаем плохие поступки, должны уметь исправить их, должны быть честными, добрыми, дружелюбными.

Заключение

Сказка «Теплый хлеб» учит нас бороться со злом внутри себя,не совершать плохих поступков, быть внимательнее к окружающим и не бояться просить прощения за причиненное другим зло.

История написания

Рассказ «Теплый хлеб»был написан Г.К. Паустовским в 1954 году. Он больше обращен к детской аудитории. Хотя война была окончена почти 10 лет назад, но военная тематика ярко просматривается в произведении. Впервые, данная литературная сказка была опубликована в журнале «Мурзилка» и очень понравилась юным читателям. Через 20 лет был создан мультипликационный фильм с аналогичным названием.

Жанр произведения

Сложно с уверенностью отнести это произведение к какому-то определенному литературному жанру. С одной стороны – это рассказ, ведь Паустовский частично описывает реальные события, с другой стороны – это сказка, речь идёт о фантастических событиях, которые не могли произойти в реальности, ну а с третьей стороны «Теплый хлеб» — это притча. Так можно назвать произведение за наполненность глубоким смыслом.

Значение названия

Константин Георгиевич назвал свой рассказ «Теплый хлеб». Конечно, здесь используется непрямое значение слова. Добрый человек несёт в себе тепло, радость, счастье, любовь, заботу. Таким образом, хлеб является как бы символом, это сердце человека, которое не должно быть холодным и черствым. Испечённый свежий хлеб символизировал перемены в сердце Фильки. Его желание помириться с конем.

Композиция

Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.

  • Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
  • Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
  • Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
  • По сути, этот же момент является и развязкой произведения.

Суть

Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.

Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.

Характеристики главных героев

  • Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
  • Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
  • Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
  • Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.

Тема

Как и во всех рассказах Паустовского, природа здесь предстоит одним из героев. Ведь именно сила природы заставляет Фильку увидеть свою ошибку и исправить ее. Основной является тема нравственности, всепрощения, человеческие отношения и развития личности, обуздания своей гордыни.

Проблемы

Произведение Паустовского затрагивает множество важных проблем. Проблему взаимопомощи в трудное время. В то же время проблема равнодушия и жестокости раскрывается через образ Фильки. Проблема прощения, мальчик не испугался тяжелой работы, чтобы искупить свою вину перед всеми жителями деревни и конем.

Чему учит

Сказка учит читателей тому, что человек всегда должен находить в себе силы для совершения добрых и хороших дел. Не оставаться равнодушным, если кто-то попал в тяжёлую ситуацию. А если совершил ошибку, нужно ее суметь признать и как можно скорее исправить.

Художественные образы

Паустовский является мастером описания природы. Он использует красочные эпитеты, благодаря которым создается ощущение, что видишь это «багровое, в тяжёлом дыму» солнце своими глазами. Животным в произведении присущи человеческие черты. Конь плачет, обижается, а сорока разносит по деревне сплетни. Но главным является образ хлеба. Он символизирует человеческое сердце, душу наполненную теплом, добротой и заботой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Опубликовано: 25.12.2021

Главные герои

Какие в сказке главные действующие лица, можно понять, прочитав книгу полностью. Автор дает подробное описание каждому персонажу:

  1. Филька — главный герой «Теплого хлеба». Это мальчик со злым, жадным и угрюмым характером, осторожен со сверстниками и не доверяет им, поэтому в его окружении нет товарищей. Он груб и заносчив не только с ровесниками, но и с людьми пожилого возраста. Постоянно ругается с бабушкой, которая занималась его воспитанием. Он стал причиной появления метели из-за того, что ударил коня, а затем бросил ему хлеб в снег. Но после рассказа старушки о людской злости, понял свою ошибку, попросил прощения у лошади.
  2. Старый конь — животное выступает в роли мерила человеческих качеств, помогает выявлять людские пороки и положительные черты. Боевого скакуна после ранения оставили в деревне, местные жители подкармливали скотину. Только Филька отнесся к животному жестоко, он ударил его. На злобу и жадность подростка конь взмахнул хвостом, после этого началась сильнейшая метель, в результате которой замерзла река, встала мельница. Но в конце конь все-таки прощает раскаявшегося мальчугана.
  3. Панкрат — старый мельник, который взял коня себе, он прожил жизнь, поэтому мудр и опытен. С любовью и уважением относится к боевой лошади, раненной на войне. Он не спешит давать совет прибежавшему к нему Фильке, дает ему время самостоятельно понять ошибку и исправить ее. Мальчик собирает вокруг себя сверстников, и товарищи совместными усилиями раздолбили лед. Мельник поддерживает решение и приводит на помощь взрослых жителей деревни.

Это главные герои «Теплого хлеба» Паустовского. У каждого из них свой характер, свои взгляды на жизнь.

Второстепенные персонажи

Есть и герои второго плана в произведении, они также сыграли немаловажную роль. Этим персонажам можно дать следующую характеристику:

  1. Бабушка — мудрая и добрая старушка, она переживает, что внук растет злым и угрюмым мальчиком, ругает его, пытается направить на правильный путь. После того как началась буря, она рассказывает внуку историю, что метель наступает, когда появляется злой и жестокий человек, который абсолютно равнодушен к чужому горю. Его злость и вызывает пургу, которая уничтожает все живое на земле. Она объясняет мальчику, почему так важно исправить ошибку, что нужно сделать, чтобы искоренить зло.
  2. Сорока — сказочный персонаж, который олицетворяет человеческие недостатки. Птица показывает, что нельзя делать, а что, наоборот, нужно, чтобы к тебе стали относиться доверительно и уважительно.

Также в сочинение присутствуют местные жители: старики и мальчишки. Они простили Фильку, и вышли ему на помощь. Люди стали жечь костры, работать ломами, их совместный труд влияет на погоду, метель постепенно утихает.

Вода стала поступать на мельницу, и она заработала, тем самым жители поселка смогли получить свой теплый хлеб.

Основная мысль и анализ

«Теплый хлеб» Паустовский написал в жанре рассказ. При создании произведения автор хотел показать, что самыми важными человеческими качествами являются:

  • доброта;
  • милосердие;
  • неравнодушие.

Образ Фильки в начале рассказа сложно назвать положительным, но он смог взять себя в руки и измениться.

После этого люди потянулись к нему, оказали помощь. С помощью хороших поступков можно изменить любую ситуацию, добро находит отклик в людских сердцах. А вот противоположные чувства в виде равнодушия и черствости могут привести к печальным последствиям.

Если относиться к людям с заботой и любовью, корить себя впоследствии за жестокость и бесчеловечность не придется, именно этому учит сказка.

У Паустовского есть и другие поучительные повести, увлекательные романы. Для маленьких читателей можно взять книги с иллюстрациями, красивыми картинками, интересными рисунками. Они, без сомнения, понравятся детям.

Литература 5 класс Обведи букву под которой дан верный ответ.

Какой масти был конь, оставшийся в деревне?

а) пегий; б) вороной; в) каурый.

Масть лошади -это не просто окрас ее тела, это сочетание окраса корпуса, хвоста и гривы. Потому что если например цвет корпуса лошади один и тот же, но цвет гривы у лошадей различается, то это уже разная масть.

Впрочем обычно такие тонкости имеют значение для людей тесно связанных с лошадьми — заводчиков, конюхов, жокеев. Для обычного человека нет особой разницы между гнедой и рыжей мастью.

Поэтому просто обратимся к тексту рассказа Паустовского, и посмотрим, какой мастью обладает раненый конь, которого обидел Филька:

Вороная масть — масть цвета ворона, то есть конь в рассказе был совершенно черным.

Обводим букву Б: вороной.

В рассказе «Теплый хлеб» раненный немецким снарядом конь является таким же главным героем произведения, как мальчик Филька или мельник Панкрат. Это необычайно умное животное, которое все понимало и обладало великодушием, способностью прощать.

Масть коня в рассказе была самая колдовская, волшебная — вороная, черная.

Обвести следует букву Б.

Конь был вороной. Прочесть полный текст можно здесь http://e-libra.ru/read/121459-teplyj-xleb.html

Паустовский не стал называть время, когда действительно происходили описанные в рассказе «Теплый хлеб» события, но по косвенным приметам мы можем сделать вывод, что события рассказа скорее всего происходили во времена Гражданской войны,

Прежде всего в начале рассказа читаем о снаряде, который ранил коня. Он был немецкий. С немцами мы воевали и во время Великой отечественной войны и во время Гражданской войны.

Но по деревне проходили кавалеристы. Кавалерия принимала участие в боевых действиях и в Гражданскую и во Вторую мировую Войну, но тогда после отступления кавалерии в деревню должны были войти немцы.

Еще один момент. Мельник Панкрат обращается к Фильке гражданин, а это обращение было популярно после Февральской революции.

В рассказе — сказке Константина Георгиевича Паустовского » Теплый хлеб » жители деревни Бережки относились к раненному коню, которого кавалеристы оставили на попечение деревни, очень хорошо и по-доброму. Можно сказать жители деревни любили коня и жалели его. Каждый житель старался не обижать коня и покормить чем — нибудь — то ли свекольной ботвой, то ли краюшкой черного хлеба или сладкой морковкой. Все жалели раненного коня, который пострадал от врага и каждый житель деревни считал своей обязанностью покормить коня.

6UXG8EfcZ6uMIAKoL0zAIikkGb2ye9J5

После того как немецкий снаряд разорвался на краю села, через которое проходили кавалеристы, осколком снаряда был ранен конь. Раненного коня кавалеристы оставили в селе, а сами ушли дальше. Раненного коня взял к себе мельник Панкрат, который вылечил и выходил коня.

Правильным ответом на этот вопрос будет вариант А.

После того как Филька пришел к мельнику Панкрату и признался ему в том, что натворил и как коня обидел, и как мороз лютый на деревню навлек, и спросил совета, что же ему Фильке делать сейчас и как исправить эту ситуацию, как исправить свое злодейство и спастись от погибели, мельник Панкрат сказал, что нужно изобрести спасение от стужи.

Вот такой совет дал мельник Панкрат Фильке и времени для придумывания и обдумывания дал ему час с четвертью, поэтому правильным ответом на этот вопрос будет вариант В.

Для того, чтобы помириться с конем и попросить у него прощения Филька на следующий день принес коню буханку теплого свежего хлеба и солонку крупной соли.

Вариант правильного ответа на вопрос, что Филька принес коню, чтоб помириться с ним, будет вариант В.

wjLOhXM78Wd5zJuJhRmKZ9eXh3nDuD

Трагическая история, описанная Паустовским в рассказе «Теплый хлеб» началась в один теплый зимний день, когда Филька один сидел дома и ел вкусный хлеб. В это время к дому подошел раненый конь, живущий у мельника Панкрата и попросил хлеба. Филька разозлился на коня и грубо на него закричал, закинув хлеб глубоко в рыхлый снег. Именно этот крик автор называет в следующем предложении «Злорадным окриком».

Что же означает это выражение?

Прежде всего окрик — это крик, а злобным он был потому, что кричал Филька со злости. Он грубо назвал коня Дьяволом и Христорадником, то есть попрошайкой, он посоветовал коню копать мордой снег, чтобы добраться до снега и тем самым жестко обидел коня.

Характеристика главных героев сказки

Характеристика

«Тёплый хлеб» — сказка, написанная Константином Георгиевичем Паустовским. В ней на примере мальчика Федьки автор показывает юным читателям, как важно творить добро и не обижать тех, кто нуждается в нашей помощи.

Сюжет произведения следующий. В деревне Бережки командир отряда кавалеристов оставил коня, которого ранило снарядом. Заботу об этом коне, получившем имя Мальчик, взял на себя мельник Панкрат. Окрепнув, конь начал помогать старику с перевозкой грузов, и тот смог починить давно вышедшую из строя мельницу. Но мельнику не мог самостоятельно прокормить коня, и Мальчика подкармливали всей деревней. Когда конь попросил еды у Фильки, ребёнок ударил лошадь и бросил кусок хлеба в сугроб. Тогда поднялся в селе страшный ветер, ударил мороз. Бабушка рассказала мальчику, что такое бывает, когда кто-то сделает что-то дурное, и мальчик пошёл к Панкрату и рассказал, как было дело. Пока жители деревни рубили лёд, сорока, слышавшая рассказ мальчика, слетала на юг и упросила летний ветер прогнать мороз. На следующее утро Филька с ребятами пришёл покормить Мальчика свежим хлебом, тем самым попросив у него прощения. Сначала конь не доверял ему, но потом съел хлеб и положил голову на плечо Фильке.

  1. Характеристика главных героев сказки «Теплый хлеб» Паустовского
  2. Филька
  3. Панкрат
  4. Бабка Фильки
  5. Конь Мальчик
  6. Сорока

Характеристика главных героев сказки «Теплый хлеб» Паустовского

Филька

В начале повествования Филька предстаёт перед нами как мальчик грубый, невоспитанный, нелюдимый: «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»». Он не дружил с деревенскими ребятами, был неприветлив даже с бабушкой, с которой жил. Когда к нему подошёл конь, чтобы попросить еды, мальчик сильно разозлился: «На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега».

Осознав, какой ужасный поступок совершил, Филька раскаивается в содеянном и идёт просить совета у Панкрата. Их разговор показывает, что мальчик решителен и сообразителен: «Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу!». Он действительно хочет исправиться и заслужить прощение.

После того, как мороз отступил, Филька идёт к мельнику, чтобы искупить свою вину перед Мальчиком. Мы видим, что у ребёнка, несмотря на проступок, доброе сердце, и теперь он не озлоблен на мир: «Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал».

Панкрат

Панкрат — человек пожилой, строгий. Когда Филька пришёл к нему за помощью, он не стал жалеть мальчика, а потребовал от него принятия решений и доказательств того, что он действительно хочет измениться («Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!», «Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит»).

Несмотря на некоторую суровость, Панкрат — добрый старик. Он ухаживает за раненым конём, честно трудится во благо других. Видя, что Филька поменял своё отношение к окружающему миру, Панкрат больше не поучает его. Даже коню он говорит не бояться Фильку: «Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!»

Бабка Фильки

Бабушка мальчика — женщина довольно пессимистичная, пугливая. Она одна заботится о внуке и переживает за него: «Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится», — говорит она Фильке, когда он собирается к Панкрату».

Конь Мальчик

В сказках образы животных, как правило, играют значительную роль, и сказка Паустовского не стала исключением. Конь — доброе и умное животное, он прощает плохое обращение с ним Фильки: «…когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

Сорока

Сорока помогает жителям деревни справиться с нагрянувшими морозами. Это гордая птица, которой обидно, что никто из людей не сможет узнать о её подвиге: «Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт».

теплый хлеб краткий пересказ
Характеристика героев

Какая кличка коня в рассказе «Теплый хлеб» Паустовского Вы вспомните в этой статье.

«Теплый хлеб» какая кличка была у коня?

Кличка коня в сказке Паустовского «Теплый хлеб» Мальчик.

«Теплый хлеб» характеристика коня

Конь воевал на фронте, был ранен, и кавалеристы, проезжавшие через деревню, оставили его в Бережках. Мельник Панкрат взял коня к себе, вылечил его, но не мог прокормить, поэтому конь ходил по деревне и побирался. Каждый житель считал своим долгом покормить его, потому что он был ранен, пострадал на войне.

«В один из таких теплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки дома не было, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. “Да ну тебя! Дьявол!” — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

— На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого не было».

«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно и протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: “Да ну тебя!” — и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь ее рев Филька слышал тонкий и короткий свист,— так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам.

Метель начала стихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах, и они трещали и лопались. Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замерзли колодцы и теперь их ждет неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница теперь работать не сможет, потому что река застыла до самого дна».

Бабка рассказала Фильке о событиях, произошедших в Бережках сто лет назад:

«— Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз,— говорила бабка.— Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни.

— Отчего же стрясся тот мороз? — спросил Филька.

— От злобы людской,— ответила бабка.— Шел через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только черствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: “Вот тебе! Жуй!” — “Мне хлеб с полу поднять невозможно,— говорит солдат.— У меня вместо ноги деревяшка”.— “А ногу куда девал?” — спрашивает мужик. “Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии”,— отвечает солдат. “Ничего. Раз дюже голодный — подымешь,— засмеялся мужик.— Тут тебе камердинеров нету”. Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит — это не хлеб, а одна зеленая плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул — и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер».

Филька заинтересовался рассказом бабки. Ведь эта история очень похожа на его собственную: он пожадничал, обидел боевого коня. Мальчик волнуется, боится, что из-за своего жесткого поступка может пострадать сам и подвести жителей деревни. Но Филька получил умный совет:

«Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек, веселый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит».

«На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной желтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:

— Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

— Да нет! — закричали ребята.— Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

— Ну что ж,— сказал Панкрат. — Не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

— Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

Филька искренне раскаивался в совершенном поступке и хотел искупить свою вину. Он старательно трудился, отбивая лед у мельницы, а потом пришел просить прощения у коня. Но без подсказки старших и помощи ребят Филька бы не обошелся. Именно они своим неравнодушием помогли герою побороть «холод сердца» и навсегда запомнить, что б лагополучие всех зависит от каждого: ошибся один — расплачиваются все.

Разделы: Литература

Цель урока:

  • Помочь учащимся осознать значимость произведения К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”; понять нравственные уроки сказки; показать неразрывное единство человека и природы; уяснить роль пейзажа в произведении.
  • Обучать анализу художественного произведения в единстве формы и содержания; выразительному чтению; анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности.
  • Развивать художественное восприятие через работу с текстом, выразительное чтение, монологическую речь, инсценировку, иллюстрирование.
  • Воспитывать доброту, милосердие, чувства коллективизма и взаимовыручки, любовь к труду.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации учащихся к сказке, презентация

1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока. (Слайд 2)

Ребята, мы с вами познакомились на прошлом уроке со сказкой К.Г. Паустовского “Теплый хлеб”. Вспомним кратко ее сюжет.

— Кто желает рассказать?

Действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Мальчик Филька по прозвищу “Ну, тебя” обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку.

— Хорошо. Давайте мы на этом уроке попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы.

Нравственность — (Слайд 3)

2. Стадия осмысления

Итак, сказка “Тёплый хлеб”. Она написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.

— Как вы понимаете значение слова “хлеб”? (Это житейская необходимость, потребность).

— Но рассказ называется ТЕПЛЫЙ хлеб”. Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ? (Слайд 4)

Теплый от старославянского – жар, огонь. Таким образом, теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, которое рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.

— Где происходят события? (В деревне Бережки)

— Что вы можете сказать о названии деревни? (Образовано от слов “беречь”, оберегать”). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.

— Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит .

Кластер

  • мир
  • Хор. поступки
  • свет
  • мама
  • солнце

Добро

  • радость
  • счастье
  • любовь

Он (Паустовский) не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра. В.Шкловский.

— Какое словосочетание показалось странным? Неужели творить добро трудно?

На это вопрос мы попробуем сегодня найти ответ.

Определим круг героев.

Кто главный герой, вокруг которого происходит действие? (Слайд 6)

  • сорока
  • бабка
  • мельник
  • ФИЛЬКА
  • Конь
  • ребята
  • ветер
  • старики

2. Знакомство с характеристиками героев сказки.

Давайте охарактеризуем героев: (Слайд 7)

Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.

Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, “Ну, тебя”.

Панкрат: мельник, мучная пыль навек вьелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.

— Итак, Фильку звали “Ну, тебя”.

Как характеризует его это прозвище? Почему его так звали?

— Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему “наплевать”.

— Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках.

3. Выразительное чтение отрывка (от “Зима в этот год стояла. ”).

4. Анализ эпизода. Составление схемы.

— Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?

— Конь помешал ему есть хлеб.

— Проследим за последовательностью действий Фильки. (Слайд 8)

— Как поступил Филька?

— Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом.

Как отразился поступок Фильки, на ком?

Последствия Филькиного поступка (Слайд 9)

Слеза скатилась у коня из глаз.

В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.

На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.

— В чем же заключается вина Фильки? (Ударил коня, бросил хлеб на снег, говорил грубые слова.)

— Кто помог осознать Фильке его поступок? (бабушка)

— Какую историю она рассказала? Истории чем-то похожи?

(Пересказ – рассказ бабки о событиях столетней давности)

— Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, когда слушал этот рассказ?

(страх, вину, боялся, что умрет)

— Почему, по-вашему, он, несмотря на сомнения, решил пойти за советом к Панкрату? (решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)

— Инсценировка эпизода. Сначала вы получите задание. (Слайд 10)

1 группа – Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный).

2 группа – Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок).

3 группа – Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев?

(Показывается инсценировка разговора Фильки и Панкрата).

Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует?

— Что советует Панкрат герою ? Панкрат – всесильный). Панкрат предлагает раскаяться. Что это значит? (отречься о дурной прежней жизни, сознательно начав новую)

-Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (живущим по совести, чистым, веселым).

— Изменился ли Филька в конце сказки?

— Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока)

— Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик.

Сравнительная характеристика эпизодов: (Слайд 11)

Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов “Зима в этом году стояла теплая. ”),

Описание метели (от слов: “Слеза скатилась у коня из глаз. ”)

  • 1-й эпизод: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и даст людям жизнь – хлеб.
  • 2-й – ревела, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал автор? Олицетворение.

— В какой момент началась метель?

Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек — часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.

Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в произведении. Давайте найдем это в тексте.

Групповая работа. (Слайд 12)

1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

(Отрывки: 1) “Слеза скатилась. они трещали, лопались”

2) “В морозные дни. с темной водой”.

— Каким предстаёт перед ним ночной пейзаж? Какую картину он (Филька) видит? (Слайд 13)

— Как скрипит снег? /Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. /

— Каким был воздух? / Воздух замёрз, и между землёй и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная. Чёрные ивы поседели от стужи. Ветки их поблескивают, как стеклянные. Воздух колет Фильке грудь.

Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она “мстит” по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

— Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Текст: в воздухе запахло весной. — Тепло. Ласка, любовь, добро.

— Чему посвящены последние строки рассказа? (Покаянию Фильки. Примирению с конем).

Чтение эпизода “Филька мирится с конём”

Это очень трогательный момент: момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку “Да ну тебя”.

Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.

— Почему же сказка о Фильке и о коне называется «Тёплый хлеб»? (Хлеб примирил Фильку и коня).

— В каком значении употреблено слово «тёплый» в названии сказки? Является ли оно эпитетом? (Слово «тёплый» употреблено в значении «согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой»).

— Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).

Беседа о рисунках учащихся. Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.

Заключительное слово учителя. (Слайд 15)

Евгений Евтушенко писал:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

— Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?

Звучит песня “Дорогою добра”. Одновременно идёт показ слайдов с изображением природы.

1. Ребята, вам понравился урок?

2. Как вам работалось на уроке?

3. Комфортно ли вы себя чувствовали?

Домашнее задание: выписать из текста сказочные и реальные мотивы или эпитеты

Война, раненый конь, голод, злоба

Ответить на вопрос: Чему учит сказка “Теплый хлеб”?

Читайте также:

      

  • Как называются лошади тяжеловозы
  •   

  • Почему девушки любят кататься на лошадях
  •   

  • Во сколько лет обучают лошадей верхом
  •   

  • Как понять что лошадь устала
  •   

  • Как делают коня в тюрьме

image 2
Чему учит сказка К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”? Эпиграфы: Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица). Всегда следует cтремиться к прекрасному. К. Паустовский

image 3
ЦЕЛЬ УРОКА: Показать неразрывное единство природы и человека. Проследить путь главного героя от зла к добру. Дать характеристику героям и оценку их поступкам. Проанализировать содержание сказки.

image 4

image 5
По словарю С. И. Ожегова ДОБРОТА — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. ДОБРО – все положительное, хорошее, полезное. .

image 6
Сказка состоит из 3 -х частей Зачин Развитие действия концовка Реалистический (что, где и когда) Сказочные и реальные Сказочная и реалисчтическая

image 7
Персонажи сказки «Теплый хлеб» ята реб жители деревни а бк а б Филька ник мель т а Панкр сор ока Ма кон ль ь чи к те пл ве ый мо тер, ме роз те, ль

image 8

image 9
Самый близкий человек для Фильки – бабушка. ? Злоба людская Охлаждение сердца. т ле 0. 10 зад…. на

image 10

image 11

image 12
Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло… …

image 13
Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба.

image 14

image 15
Эпиграфы: Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, а значит – он приблизился к прекрасному. Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица). Всегда следует cтремиться к прекрасному. К. Паустовский

image 16

image 17
Реальные мотивы: 1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный мальчик. 2. Инвалид, просящий подаяние. 3. Решение Фильки идти за помощью к людям. 4. Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.

image 18
Сказочные мотивы: 1. Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека. 2. Рассказ бабки (легенда). 3. Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.

image 19
«ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ» . ПЕЙЗАЖ. К. Г. Паустовскиймастер пейзажа. Картины природы, которые создаёт писатель, помогают живо и ярко представить себе место действия, душевное состояние героя, заглянуть в будущее.

image 20
Пейзаж 1. 2. 3. «В чистом небе стояла луна, убранная, как невеста… Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков… Казалось, воздух замерз и между землёй луной осталась одна пустота… Чёрные ивы …поседели от стужи» . Зима в этот год стояла теплая. Снег выпадал и тотчас таял…вода не замерзала, а стояла тихая, и в ней кружились 4. «В морозные дни солнце восходит льдинки» . «…тотчас завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло…так уж мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни…» багровое, в тяжёлом дыму… Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки» .

image 21
Что хотел сказать автор своим произведением? «Дарить тепло другим – согреваться самому» «Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому сострадание»

Часто люди поступают жестоко, и от их поступков страдают окружающие. В рассказе «Теплый хлеб» писатель преподносит урок, когда действия одного мальчишки Фильки едва не привели к беде. Этот рассказ похож на сказку, потому как здесь есть элементы мистики. Но желание исправить свои ошибки могут помочь исправить все. А доброта исправит даже самый плохой поступок.

Главным героем этого произведения, с помощью которого нам показывает свои мысли Паустовский, является мальчик Филька.

Характеристика героя

Filka 1

Филька предстает в начале рассказа нелюдимым и злобным. Если соседские ребята просили у него помощи, он отказывался им помогать, отвечал грубо, резко. Его фраза, произносимая при этом, стала прозвищем мальчика: «Да ну тебя!»

Образ Фильки в начале повествования хорошо показан в его поведении с конем.

Как-то в деревню приковыляла раненая на фронте лошадь, которую приютил на своем дворе мельник Панкрат. Благодаря заботе мельника конь выздоровел и стал усердно помогать своему доброму спасителю. Но тот из-за бедности не мог хорошо кормить четвероногого помощника. Потому конь каждый день ходил по деревне, выпрашивая или разыскивая еду.

Filka 2

Однажды он забрел во двор к Фильке, надеясь, что мальчик даст ему поесть. Филька же поступил с конем жестоко. Сначала поманив животное хлебом, мальчик ударил животное по губам. А хлеб, который держал в своих руках, втоптал в снег. Конь обиженно заржал. В этот момент, даже сама природа, наверное, обиделась на Филькину выходку вместе с лошадью. Налетел тут холодный, сильный ветер, принесший с собой лютый холод. От сильной стужи замерзла речка, перестала работать деревенская мельница. Жителям деревни грозила голодная смерть без хлеба. У них не было не только муки теперь, воды тоже, потому что колодцы замерзли. Такова была расплата за бессердечие одного человека.

Filka 3

Бабушка рассказала, как когда-то давно от жестокости и грубости солдата тоже случилась такая стужа. И тогда погибло много людей. Виновник происшедшего испугался. Всеми силами мальчик попытался с помощью других деревенских мальчишек изменить ситуацию. Сначала он пришел к мельнику с вопросом, как спасти людей. Тот посоветовал Фильке самому искать пути исправления поступка. Тогда ребенок побежал в деревню и стал звать всех прорубать лед в пруду возле мельницы, чтобы запустить мельницу и можно было смолоть зерно для хлеба. Когда люди прорубили лед, и мельница заработала, стужа тоже отступила.

Филька понял свою ошибку и исправил ее. Он еще побежал домой, дождался, пока испекут хлеб и принес теплого хлеба коню, извинившись перед ним. Конь простил мальчика, потому как взял из его рук лакомство.

Образ персонажа

Filka 4

Мальчик в начале повествования предстает жестоким, злым, резким. А потом, после того, как с ним побеседовала бабушка и рассказала, что такая беда была уже в деревне из-за жестокости одного человека, мальчик осознал свою ошибку. Эта его способность помогла мальчику изменить Это говорит об умении мальчика мыслить и анализировать свое поведение и понять, что только доброта помогает спасти мир.

Сцена, когда мальчик попросил прощения у лошади, говорит о присутствии в характере Фильки силы воли, умения преодолевать себя, признавать свои ошибки. А его работа у мельницы, показывает о трудолюбии и организаторских способностях мальчика.

Этот рассказ учит людей добру и умению любить людей, животных, природу.

Люди часто совершают необдуманные грубые поступки, а потом, видя последствия, пытаются загладить вину. Такой случай описан в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб».

Главный герой произведения — Филька. Это деревенский мальчуган, который жил с бабушкой. Писатель не указывает его возраст, но его поведение подсказывает, что перед нами подросток.

К. Паустовский не описывает внешность героя, зато акцентирует внимания на его характере. Нескольких слов хватает, чтобы читатель мог составить представление о мальчике: «был молчаливый, недоверчивый». Филька очень любил фразу: «Да ну тебя». Так он отвечал и сверстникам, и детям. Из-за этой привычки он получил прозвище: «Ну тебя»

Мальчуган был грубым, но злым его назовешь. Бабка ругала внука за неласковость, а тот только отмахивался: «Да ну тебя! Надоела!». Возможно, его нелюдимость связана с тем, что у него не было родителей. Но точно это утверждать нельзя, ведь автор не рассказывает, почему Филька жил с бабушкой.

Как-то зимним днем мальчик остался один дома. Когда он жевал хлеб с солью, услышал, что в калитку кто-то постучал. Выйдя на улицу, герой увидел коня. Вся деревня знала животное, которое жило у мельника Панкрата. Конь был ранен немцами, а мельник его подобрал, но прокормить не мог. Жители деревни очень любили его и по очереди подкармливали.

Что же Филька? На улицу он вышел с куском хлеба. Но не угостил «гостя». Он крикнул на коня любимой фразой, добавив резкое: «Дьявол!» и выбросил хлеб в снег. Так мальчик не только обидел невинное животное, но и надругался над хлебом.

Из-за поступка Фильки пострадала вся деревня. Зима сковала ее невиданной стужей. Филькина бабка знала, что это наказание за плохой поступок кого-то из жителей. Такая же стужа уже спускалась на землю сто лет назад. Об этом старушка рассказала внуку, не скрывая, что теперь людей ждет «неминучая смерть». Мальчик не на шутку испугался и заплакал.

Филька догадался, в чем дело и решил все исправить. Это говорит об умении героя признавать свою вину и нести ответственность за поступки. Бабке он не признался, что виноват в большой беде, не сказал и о том, что отправляется к мельнику. Видимо, он не хотел волновать старушку, да и стыдно ему было за свой глупый поступок.

Когда мальчик узнал, что исправит ошибку, если пробьет лед и запустит мельницу, сразу же приступил к делу. Герой собрал людей и вместе они смогли справиться. Здесь следует вспомнить, что Филька был нелюдимым, значит, чтобы созвать крестьян он сумел переступить через себя.

Образ героя динамичный, ведь его характер меняется к концу сказки. Замкнутый, неласковый Филька превращается в отзывчивого мальчугана, который с радостью помогает людям.

Филька из сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» предстает пред читателем в двух обликах и у каждого из них есть чему поучиться. Прочитав произведение, понимаешь, что грубость и неприветливость могут сыграть с человеком очень злую шутку. Изменившийся Филька доказывает, что все можно исправить, стоит только прислушаться к своей совести.

Паустовский Константин Георгиевич — Чему учит сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

Чему учит сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

chemu-uchit-skazka-teplyj-hlebчему учит сказка к. г. паустовского «теплый хлеб»?

К. Г. Паустовский больше всего любил писать о простых людях, о деревенских детях. Его сказки очень похожи на обычную жизнь, а герои — на самих читателей, мальчишек и девчонок.

Мальчик Филька, по прозвищу Ну Тебя, тоже ничем особенным среди сверстников не выделялся и мало походил на героя. Но то, что с ним произошло, заставляет о многом задуматься. Сказка учит бороться со злом в самом себе. Плохие качества есть в характере любого человека. Но если мы дадим волю злобе, дурным мыслям и грубым словам, они могут обернуться бедой. Так случилось с Филькой. Из-за его грубости, недоверия чуть было не вымерла от холода и голода целая деревня. Но Филька исправил свою ошибку. Трудно ему было сознаться и повиниться перед людьми. Непросто было вернуть доверие людей и обиженного коня. Но он сумел победить в себе угрюмого мальчика Ну Тебя, которому раньше ни до кого не было дела. Писатель показал, что в каждом человеке есть что-то хорошее. И к людям, к животным, к природе следует повернуться лучшей своей стороной. Иначе не миновать беды. «От охлаждения сердца», «от злобы людской» творятся на земле злые дела. Так учит Фильку его бабушка. А сказка Паустовского помогает нам понять это и не умножать зла на земле ни словом, ни поступком.

  • Основная мысль рассказа телефон носова
  • Основная мысль рассказа телеграмма паустовского
  • Основная мысль рассказа тапер
  • Основная мысль рассказа танька
  • Основная мысль рассказа тайное становится явным драгунский