Основная мысль рассказа телеграмма паустовского

Автор на чтение 14 мин. просмотров 8 опубликовано 05.05.2021 в нашей библиотеке 23 521 материалов. сочинения биографии анализ характеристики краткие

На чтение 14 мин. Просмотров 8 Опубликовано

logo.png В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

icnHouse.png

   Сочинения   /   Паустовский К.Г.   /   Телеграмма

Смотрите также по произведению “Телеграмма”

Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему—взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа – Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом – известным художником». Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», – решает она.Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая – ее дочери Насте, в третьей – история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: «Раз мать пишет – значит, жива». А когда вспоминает «о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке. Когда ее хвалят за организацию выставки, «за заботу о человеке», Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К.Г. Паустовский выбрал такое название.

Просмотров: 67165

Константин Паустовский написал очень трогательный рассказ «Телеграмма». Он о том, как часто люди не замечают самого важного, не дорожат родными людьми. В центре событий – судьба одинокой пожилой женщины, которая живет в постоянном ожидании дочери. Ее лучшие дни позади, и сейчас ее окружают только чужие люди, а родная дочь уехала далеко в Ленинград. Анализируя произведения, стоит в первую очередь понять смысл названия. В нем часто зашифрован важный посыл всего произведения. Так есть и в этом случае. Что такое телеграмма? Это срочное уведомление. В нем не пишут ничего лишнего, главная цель – быстрота сообщения. Телеграммы обычно дают тогда, когда время ограничено, когда надо сообщить что-то очень важное. Поэтому телеграммы получать всегда тревожно. Именно чувством тревоги переполнен и рассказ «Телеграмма». Читатель уже предчувствует, каким будет конец истории. Если обратиться к сюжету, то здесь речь идет о двух телеграммах. Первую посылает сторож Тихон Насте с уведомлением того, что ее матери очень плохо, и поэтому она должна срочно приехать. Девушка была слишком занята работой и редко писала письма домой. Когда Катерина Петровна отправила ей последнее свое письмо, она даже не сразу его прочла. На работе она достигла определенных успехов, ей даже аплодировали на мероприятии, но девушка уже начала осознавать, что совершила непростительную ошибку по отношению к родному человеку.

Вторую телеграмму пишет тот же Тихон. Он увидел, что Катерине хуже и она не дождется телеграммы от дочери, и поэтому подделывает уведомление. Мужчина был малообразован и его подлог был очевиден, но Катерина Петровна поблагодарила его за доброту. И это было действительно проявлением нестоящего милосердия. Простой малообразованный мужик преподал многим урок человечности. Рассказ «Телеграмма» – это рассказ одновременно о равнодушии и о человечности. Главная героиня живут одна в селе Заборье. Единственная дочь уехала в Ленинград и даже не хочет ей писать. А не хочет потому, что боится ее слез и укоров. Катерина тоже пишет не часто, чтобы не надоедать Насте. Очень страшно, когда родные люди так отдаляются, когда родная дочь проявляет равнодушие к матери. Можно понять Настю, почему она уехала с глухого села – там не было для нее перспектив. Почему она не забрала с собой мать? Автор дает нам ответ. Катерина не могла бросить дом, который построил еще ее отец, ведь она хорошая дочь. В этой ситуации сложно кого-то винить. Настя имела право уехать, но не имела права забывать о родном человеке. Ведь Катерина Петровна не ждала многого – хотя бы иногда ее видеть дома, читать от нее письма. Но Настя забывала даже об этом. Как ни странно, больше участия в жизни главной героини принимают чужие люди – соседская девчонка и сосед Тихон. Они показывают пример того, каким должен быть настоящий человек.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Анализ рассказа Паустовского «Телеграмма»</li>Взаимоотношения матери и дочери в рассказе Паустовского «Телеграмма»</li>Проблематика рассказа Паустовского «Телеграмма»</li>Мои мысли после прочтения рассказа Паустовского «Телеграмма»</li>

Константин Паустовский — один из величайших писателей советского времени. Его рассказ «Телеграмма» является известнейшим произведением автора. Он затрагивает такую важную тему, как взаимоотношения отцов и детей, ведь всего лишь одна телеграмма способна изменить жизнь героя до неузнаваемости.

Содержание

Смысл названия рассказа «Телеграмма»

Из одного единственного слова уже понятно, о чем идет речь в рассказе. Главная героиня — старушка, которая соскучилась по дочери. Та в свою очередь живет и работает в городе, редко вспоминая о ней. Телеграммы, которые она получает, откладываются в долгий ящик, просто потому, что времени прочитать их нет. Но разве так сложно прочесть строки, написанные самым родным человеком? Ведь не так много времени займет написать ответ хотя бы в пару строк. Пожилой женщине будет приятно прочесть хотя бы их. Но девушка все оттягивает этот момент, пока не становится слишком поздно.

Приходит новая телеграмма, в которой старый сторож оповещает девушку о смерти матери. Приехать она не успела — застала только свежую могилку. Теперь груз вины перед матерью будет лежать на девушке долгие годы. А ведь прочитав телеграмму от матери, в которой она наверняка жаловалась на здоровье, она смогла бы приехать, позаботиться о женщине и проводить ее в последний путь, попросив прощения. Рассказ действительно заставляет задуматься о людях, которые вырастили нас. Почему же они готовы были потратить столько времени и сил на то, чтобы мы стали людьми, а мы в итоге мы совершенно забываем о них?

Смысл произведения «Телеграмма»

В этом рассказе Паустовский поднимает не только проблему отцов и детей, но и многие другие, среди которых: равнодушие, одиночество. Хотя сама история о матери, которая скучает по единственному ребенку, очень проста, зато эмоции, которые вызывает чтение действительно искренние.

В начале нам показывают, как живет старушка Екатерина Петровна. Дом стар, построен еще ее отцом, за ней ухаживает соседская девочка и сторож. Потом мы узнаем о дочери героини Насте, которая переехала в город и теперь занимается важной работой. А в конце мы получаем довольно печальную развязку.

Также мы видим обилие природы в рассказе — все происходит осенью, когда природа печальна и готовится к своему увяданию. Такое же настроение прослеживается и у героев рассказа.

Есть ощущение, что старушка живет прошлым, вспоминая каждый раз дочь. Живя в этом месте, она постоянно мыслями уходит в прошедшие года, в которых нет места одиночеству. Вместе с закатами угасает и Екатерина Петровна. Она как лист на ветке, который вот-вот отделится от дерева и погибнет.

С Настей же более подробно. Мы знакомимся с ней во второй половине рассказа. Она является полной противоположностью матери — живет в большом городе, работает в союзе художников. Она редко вспоминает мать, ссылаясь на недостаток времени. Работа заставляет ее забыть о телеграммах, которые шлет мать. Она заботится о своем подопечном скульпторе больше, чем о собственной матери. Но автор не осуждает ее.

Ее ценности меняются, когда под гром аплодисментов в ее честь Настя с ужасом узнает о том, что мать умирает. В этот момент она забывает о работе, понимая, что вот-вот потеряет самого родного человека. Она тут же подрывается с места и спешит к маме, отправляя телеграмму о скором приезде. Но мать не смогла дождаться ее, хотя и обрадовалась, что дочь наконец-то будет здесь. У Насти получилось приехать только на второй день после похорон. В родной деревушке она встретила только могилу матери, и, осознавая, что опоздала, она проплакала почти целую ночь.

Смысл финала рассказа

Смысл финала довольно прост — делайте все вовремя. Настя очень жалела, что не смогла попрощаться с матерью по-человечески, а главное — попросить прощение. Работа никуда не денется, если навещать маму хотя бы раз в пару месяцев или писать хоть иногда о том, что все хорошо. Ведь любая весточка успокаивает сердце любящего родителя.

Это понял еще один персонаж — молодая учительница. Она стала свидетельницей похорон Екатерины Петровны, и тут же вспомнила о своей пожилой матери. Наверняка после всех событий она напишет ей или даже навестит старушку. Паустовский добивается такой же реакции и у своего читателя.

Рассказ К. Г. Паустовского “Телеграмма”, написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа – Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век “в старом доме, построенном ее отцом – известным художником”. Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала.

Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. “Лучше не мешать”, – решает она. Ей одиноко в пустом холодном доме, где “застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам”, ощущать полную ненужность и свою, и своего “мемориального” дома, находящегося под охраной областного музея. Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность. Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая – ее дочери Насте, в третьей – история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения. Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, “жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго”. Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле.

Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут.

Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: “Ненаглядная моя, зиму эту не переживу.

Когда ее хвалят за организацию выставки, “за заботу о человеке”, Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: “Катя помирает. Тихон”. Раскаяние наступает слишком поздно: “Мама!

Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила”.

Смысл названия рассказа К. Г. Паустовского “Телеграмма”« “К Чаадаеву” анализ стихотворения ПушкинаЧто такое настоящее мужество »Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Почему произведение “Телеграмма” назван именно так? …» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Искать другие ответыНовые вопросы по литературеНайти и выписать средства выразительности (Эпитеты, метафоры и т. д) Разразился ливень с оглушительными громовыми ударами и ослепительно быстрыми, огненными змеями молний, когда мы под вечер подъезжали к Суходолу.Ответы (1)сочинени “Как в образе Самсона Вырина проявились черты “маленького человека”?Ответы (1)Назовите сказки, в которых герои рождались чудесным образом (например: дюймовочка)Ответы (2)Надо составить шумелкуОтветы (1)Составить рассказ по плану про любого из 5 мальчиков. Произведение “Бежин луг” 1. Его роль среди товарищей 2. История которую он рассказывает 3. Поведение мальчика 4. Характер героя 5. Отношение автора к мальчику 7. Ваше отношение к герою.Ответы (1)Используемые источники:

  • https://lit-helper.com/p_smisl_nazvaniya_rasskaza_k_g__paustovskogo_telegramma
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/smysl-nazvaniya-rasskaza-paustovskogo-telegramma.html
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-telegramma-paustovskogo/
  • https://lit.ukrtvory.ru/smysl-nazvaniya-rasskaza-k-g-paustovskogo-telegramma/
  • https://urokam.net/literatura/5045355.html

План-конспект урока
внеклассного чтения по русской литературе в 7а классе

Тема
раздела: «
Внеклассное
чтение»

Тема
урока: 
«За добро
плати добром, не будь пустельгой» (по рассказу
К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Тип
урока: 
Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока: Урок внеклассного чтения

Цель
урока:
анализ
рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма, выявление проблемы, поднятой автором,
пути их решения;

Задачи урока:

1.обучающие:

Формировать:

1.навыки
самостоятельного анализа текста;

2.умение
высказывать свое отношение к прочитанному;

3.умение
выделять наиболее важные качества в человеке;

4.способности
раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев;
 

5.
раскрыть авторский замысел,

6.
определить основную идею рассказа;

2.развивающие: развивать
навыки аналитического чтения, ассоциативного мышления, устной монологической
речи, навыки чтения текста с извлечением конкретной
информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память;

3.воспитательные:

 1.Учить заботиться о тех, кто дорог;

2.Формировать
способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми;

Методы:

проблемный,

эвристический (постижение нового материала путем
ответов учеников на вопросы),

объяснительно
– иллюстративный,

диалог,

творческое
чтение (постановка на уроках проблемы)

самоконтроль,

самооценка,

синквейн,

фишбоун

Формы работы учащихся: фронтальная,
групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор

Познавательные УУД: знакомство с творчеством К.Г. Паустовского и анализ
рассказа «Телеграмма»;
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели; развитие образного и ассоциативного мышления; умение осуществлять информационный поиск, поиск и выделение необходимой
информации, решение проблемных задач;
построение речевого высказывания в
устной и письменной форме;

Регулятивные УУД: умение планировать собственную деятельность
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на
основании оценки и учета характера ошибок;

Личностные
УУД
:
умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую, формирование понятия о незыблемости вечных
нравственных ценностей: доброты, милосердия, уважения к человеку; любви к
родителям, формирование потребности в саморазвитии и самообразовании,
направленном на чтение дополнительной литературы, чтение произведений, не
включенных в программу ;

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с педагогом и
сверстниками при решении учебных проблем, умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и
диалогической формами речи;

Основные
термины и понятия

Тема,
идея, проблема, художественная деталь

Планируемые
образовательные результаты:

Научатся: работать с
текстом; находить проблемы,
поднятые К.Г Паустовским в рассказе «Телеграмма»,
и решать их;

Получат возможность:
совершенствовать

собственную речь;
активно сотрудничать на уроке, проводить самоконтроль
и самооценку достигнутых результатов, вступить
в диалог с автором
текста; извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать
информацию из одной формы в другую (составлять синквейн, фишбоун);
высказывать
и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать
других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать
свою точку зрения;

Ход
урока:

I.
1.Организационный момент.

— Добрый день, дорогие
ребята! Садитесь.

2.Психологический
настрой к уроку.

     
Ребята, у вас на партах лежат сердечки. Положите, пожалуйста, сердечко на левую
ладонь и представьте, что оно начинает биться.  Чувствуете, как тепло
разливается по всему телу.  Пусть в сердце каждого из вас поселится лучик
солнца и пусть каждый из вас подарит частичку своего тепла вашим друзьям. А
сейчас просто
улыбнитесь и подарите друг другу улыбку.

Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, урок внеклассного чтения
по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма». У нас в гостях К.Г.Паустовский,
замечательный русский писатель 20 века.

Слайд 1

 (Ученик сидит за письменным столом. Ученик в
роли писателя).
На встречу с
писателем пришли журналисты из разных газет и журналов. 

Интервью с писателем.

-Здравствуйте, Константин Георгиевич. Жарков
Павел, журналист газеты «Волжская правда». Скажите, пожалуйста, легко ли быть
писателем?

-Здравствуйте, дорогие ребята! Легко ли быть
писателем? Вы знаете, писательство – это не ремесло и не занятие, а призвание. 
Писателем может быть только тот, у кого есть, что сказать людям, тот, кто видит
многое, чего остальные не замечают.
В молодости я сменил
множество профессий: был водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом,
но всегда знал, что жизнь свою посвящу литературе.

-Спасибо.

Добрый день, Константин Георгиевич. Баландин Максим, журналист журнала
«Вокруг  света». Я слышал, что вы любите путешествовать. Это так?

Да, я люблю путешествовать, поэтому изъездил всю европейскую часть России, был в
Средней Азии, в Сибири. Я безмерно люблю   просторы родной земли, но больше
всего её людей, скромных, незаметных,
людей с высокими нравственными ценностями.

-Спасибо.

Уважаемый Константин Георгиевич. Васильева Ксения, журналистка газеты
«Аргументы и факты». Расскажите нам, пожалуйста. об истории создания рассказа
«Телеграмма».

Слайд 2

-Рассказ «Телеграмма» автобиографичен. В 1946 году я
действительно поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе
известного в свое время гравера Пожалостина, где одиноко доживала свой век
дряхлая ласковая старушка — дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная
ее дочь Настя жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери — она только раз в
два месяца присылала Катерине Ивановне деньги. Именно эта история и легла в
основу рассказа «Телеграмма».

-Спасибо.

-Спасибо
всем. До новых встреч на страницах моих книг.

Учитель: Спасибо, Константин Георгиевич.

Слайд 3

Ребята, я хочу вам прочитать статью из
Российской газеты от 25 мая 2007 года.

Марлен Дитрих — «голубой ангел» западного
кино, 35 лет назад, во время выступления в Москве  попросила о встрече с
Константином Паустовским. А когда писатель — в то время уже очень больной —
вышел на сцену, упала перед ним на колени, а потом, схватив его руку, начала
целовать и долго прижимала к своему лицу, залитому слезами. Справившись с эмоциями,
Дитрих поведала, что когда-то прочитала рассказ «Телеграмма», и с тех
пор «чувствовала как бы некий долг — поцеловать руку писателя, который это
написал». «И вот — сбылось! Я счастлива, что я успела это
сделать», — заявила актриса

2.Подготовка учащихся к работе на основном
этапе урока. Постановка цели и задачи урока. Мотивация к учебной деятельности.

— Ребята, вы самостоятельно познакомились с
содержанием рассказа К. Паустовского «Телеграмма». Я думаю, что этот рассказ не
оставил и вас равнодушным?  А за что вы можете сказать спасибо Константину
Георгиевичу?

Слайд 4

Ребята, на слайде даны пословицы. Прочитайте,
пожалуйста. Как вы думаете, о чём они? (О материнской любви, заботе и ласке).
Какая пословица, по вашему отличается   от всех остальных? Почему?

Сердце матери лучше солнца греет.

 Материнское сердце в детях, а детское — в
камне.

Материнская забота в огне не горит и в воде не
тонет.

Материнская ласка конца не знает.

Материнская молитва со дня моря вынимает.

Лишнее – материнское сердце в детях, а детское — в камне. Как вы понимаете эту
пословицу? (матери о нас думают, а мы забываем…..). О чём эта пословица? (Эта
пословица говорит об отношении детей к родителям).

Значит сегодня  мы будем  говорить? ( О
взаимоотношении детей и родителей, об отношении детей к родителям…)

Открываем тетради и записываем тему урока

 «За добро плати добром, не будь пустельгой» (по
рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»).

Материнское сердце в детях, а детское — в
камне.

Пословица.

За добро плати добром, не будь пустельгой. Кто
произносит эту фразу? Кому она посвящается?
Тихон Манюшке. Чтобы до конца понять это выражение,
нам надо понять, что обозначает слово пустельга. Давайте подумаем, от какого
слова могло образоваться слово пустельга? (Пустой, значит, если перифразировать
тему, то она звучит так……не будь пустым человеком)

Посмотрим какое значение имеет это слово?

Слайд 5

Пустельга –  1. Хищная птица из семейства соколиных.

                       2. Легкомысленный, пустой
человек (разг. неодобр.).

 подумайте, почему я выбрала именно этот эпиграф, как
вы думаете? (Главная героиня забыла о своей матери)

А как вы думаете, о чём болит душа писателя?

(Почему дети забывают про своих родителей?)
Почему мы забываем о тех, кто любит нас всем сердцем?

Вот на эти вопросы мы сегодня и постараемся
ответить.

Сегодня мы с вами должны понять и осмыслить поведение
Насти, ее отношение к матери. А для этого мы должны

1.Проанализировать рассказ писателя,

2. Дать характеристику героям,

3. Сравнить поступки героев,

4.Выявить проблемы, поднятые К.Г.Паустовским в
рассказе «Телеграмма» и найти пути их решения;

Чтобы понять, какой урок нравственности преподносит
нам Паустовский, я предлагаю вам проанализировать систему образов произведения,
работая в группах. Каждая из 4-х групп получит свой образ и задание.

Ребята,
назовите, пожалуйста, героев рассказа. (Катерина Петровна, Настя, Тихон, Манюшка)

Класс делится
на 4 группы, каждая группа получает карточку с вопросами.

1 группа:

Аналитическая беседа по образу Катерины
Петровны. Группа 1.

1
задание


«Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется?
Ребята что задело, тронуло вас в судьбе
этой женщины?  Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

Катерина
Петровна живет в селе Заборье. Отец ее — известный художник, дом
«мемориальный», она «последняя обитательница» его. У нее
нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о
петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора
Гюго — французского писателя. Добрая — страдает от одиночества, но не упрекает дочь;
молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в
ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее
бессонница, не знает, как дожить до утра, одинока, разочарована, душевная боль,
на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).

Аналитическая
беседа по образу Насти. Группа
2.

Задание
1

-Что
мы узнаем о жизни и занятии Насти? Почему Настя не приезжает к матери? -Настя
получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? -Во время выставки
получила телеграмму. Как ведет себя? -Кто словно пробуждает ее сознание? Пробудилась
ли совесть Насти?  Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Настя
– единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем
в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах
одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже
письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200
рублей; последний раз приезжала три года назад..

-Настя
получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в
сумочку; раз пишет – значит жива).

 —Настя
беззаботна, равнодушна, бессердечна.

-Как
вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву?
Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к
человеку
, незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком
обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).


-Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда
там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А  в  это  время  в 
Заборье  умирала  мать.

-Во
время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?

 -Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала
адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”,
ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.

-Кто
словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала;
Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх,
ты!”).

-Я понимаю: она совершила предательство, и оценку ее
поступкам дает Гоголь. Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее
за тщеславие и эгоизм.

-Почувствовала
ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику
пробуждения.

(Быстро
встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” —
заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми
старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть;
билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер
Настя уехала
).

 Настя 
прозрела, поняла, что  неправильно  относилась  к  матери, в  ней  проснулась 
совесть, понимание  того, что  она  никогда  уже  не  увидит  мать.

—?
(пятую)

Не
уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие
рядом оказались. Кто это?

Аналитическая
беседа по образу Тихона. Группа 3.

Кто такой
Тихон? На какой обман он решился? Поверила ли Катерина Петровна? Можно ли
отнести Тихона к тем скромным, незаметным людям  с высокими нравственными
ценностями?

Тихон
в отличие от Насти проявил настоящую человечность,    чуткость, заботу и
преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати
добром.»
«. Что значит «пустельгой?
Сторож
Тихон   помогает старой женщине :рубит, пилит, колет старые деревья на дрова.
Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму
Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине
мнимую телеграмму от дочери.
-Почему он решился на
обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и
последние мгновения жизни).

Аналитическая
беседа по образу Манюшки. Группа 4.

Кто такая
Манюшка? Почему Катерина Петровна привязалась к ней?

 После
выполнения задания прикрепляют под словами имена героев. (
На партах лежат имена героев)

Вместе
с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала
то место, которое должна занимать дочь Настя.-Манюшка — дочь колхозного
сапожника — прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы,
поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь,
спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая
девочка, но понимает, что человек в беде — надо помогать. Девочка окружает
одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у
маленькой девочки в большей степени ,чем у дочери. .Очень жаль  девочке эту
старую одинокую женщину, Она напугана смертью, трясется, но на похоронах несет
крышку гроба,

На доске даны
слова. Как вы думаете, по какому принципу они поделены на 2 группы. (это
положительные и отрицательные) качества нравственные и безнравственные. Какие
качества, написанные на доске характеризуют Катерину Петровну, Манюшку, Настю,
Тихона?

1 группа слов

  (Доброта, чуткость, милосердие, сострадание,
совесть, отзывчивость, честность, справедливость).

(Черствость,
равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие — (это
стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих)
, фальшивость.)

Вопрос для
всех групп.


для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?


Я думаю, что этот образ противопоставлен образу Насти. В жизни бывает так, что
чужие люди бывают ближе. Мимо проходящий человек оказался ближе, чем родная дочь.

  
К. Г. Паустовского считают мастером детали. Эти детали показаны на доске. Для
чего автор ввёл эти детали? (Чтобы показать одиночество Катерины Петровны)

Какую роль играет пейзаж в рассказе?

Пейзаж – это действующее лицо рассказа. Помогает
понять настроение героини.
Осенью все отмирает. Все доцветал и
не мог доцвести и осыпаться один только маленький подсолнечник. Катерина
Петровна доживала свой век. Обратите внимания не жила, а именно доживала.

Как вы думаете, какие проблемы поднимает
автор в своём рассказе? Выберите из списка. А всё-таки какая же основная
проблема? На что автор акцентирует внимание? Мы остановимся на проблеме
одинокой старости. (Почему же всё-таки дети оставляют своих родителей?)  Составление
фишбоуна

Как вы думаете, какие проблемы поднимает
автор рассказа?

 А мы остановимся на проблеме одинокой
старости. Почему же всё-таки дети забывают про родителей. Составляем фишбоун.

Проблема:

Проблема одинокой старости (Почему
Катерина Петровна одинока?)

Причины

Факты

Расстояние

Живёт в
Ленинграде

Работа

Секретарь
в союзе художников

Нет
времени

Устраивает
выставку

Равнодушие

Карьера
превыше всего, на 1 месте работа.

Вывод:

Нет никого родней матери, не будь
пустельгой, не забывай родителей, не будь равнодушной, нет никого роднее и
ближе матери.

А теперь, ребята, подумаем, почему
всё-таки рассказ называется телеграмма? В каких случаях посылают телеграмму? (в
исключительных случаях, срочно о чём-то сообщить, чтобы не было поздно),
сколько было телеграмм? Кто отправил?

Давайте посмотрим пошире, кому вообще телеграмма?

(Телеграмма всем нам: детям,
взрослым, всему обществу. Писатель призывает уделить внимание родителям, чтобы
не было поздно.)
? Телеграмма — это
предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые
нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.

К
какому выводу нас приводит автор? обратимся к теме урока.

«За
добро плати добром, не будь пустельгой».
К
кому на самом деле обращается автор?

 (
К Насте).
Такой «пустельгой» оказалась
Настя. 
Помните! Никого нет ближе и роднее матери.
Раскаялась ли Настя?

 (Настя   раскаялась и все поняла: никто в
мире ее не будет так любить, как эта маленькая, седая старушка. Но было уже
слишком поздно).
Ученик читает наизусть стихотворение Ирины Самариной «Не забывай о
матери своей».
 

Не забывай о матери своей…

Нет ничего важней её здоровья…

И одари бесценною любовью,

Ведь нет и нас без наших матерей.

Не нужно о работе и делах

Поспешно ей твердить по телефону…

Она одна из сотен миллионов

Заметит грусти тень в твоих глазах…

Она в окошко смотрит каждый день, Слайд
№ 17.

С улыбкой грустной снова вспоминает,

Как ночью тихо песню напевает,

Качая осторожно колыбель…

Она молила Бога о тебе,

Под сердцем девять месяцев носила.

Она тебя ни разу не винила,

Что ей минутки нет в твоей судьбе…

Остановись, задумайся, пойми,

Что мама будет жить, увы, не вечно…

И не звонить, не ехать – бессердечно…

Ведь нас учили мамы быть людьми…

И чтоб потом над каменной плитой Слайд
№ 18.

Рыдая, не вымаливать прощенья,

Ты встреться с мамой в это воскресенье,

Его не жаль для матери родной…

У глаз её морщинки всё видней,

Но от улыбки так на сердце сладко…

Ей знать бы, что с тобою всё в порядке…

Не забывай о матери своей…

Рефлексия О чём помог задуматься урок?

— Урок помог задуматься…

                ( о том, как страшно
потерять маму;

                 об одиночестве, доброте
и милосердии

                 о человечности, об
отношении к маме

                 о моих родных

     о том, какой ценой Настя
расплатилась за свой эгоизм

    почему Настя не поняла, что не
деньги были нужны её маме.)

Оценки за урок. Пришло время оценить вашу
работу. Поднимите руку те, кто оценивает свою работу на 5,4,3.

Ребята, подошёл к концу наш урок.
осталось записать домашнее задание.

Домашнее задание

Дорогие ребята, подошел к концу наш
урок. Осталось записать домашнее задание –

1.      Написать
письмо Насте.

2.      Составить
синквейн

Заключительное слово учителя.

          Мне очень хочется, чтобы вы
чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте сделать это уже сегодня.
В завершении урока я прошу вас написать на сердечках вашим
родителям то, что бы вы хотели сказать.

Подарив им сегодня кусочек своей любви в
виде этого символического сердечка, вы увидите, как засветятся от счастья и
признательности их глаза.

Песня Витаса.

Спасибо за работу,
любите и уважайте своих родителей! 

«ПОКА НЕ СТАЛО ПОЗДНО…»

ПО РАССКАЗУ К.Г.ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»

VIII КЛАСС

Аннотация. Анализируя рассказ «Телеграмма»,
учитель помогает учащим- ся на основе исследования текста понять, какой урок
нравственности пре- подносит нам К.Г.Паустовский, что такое настоящая доброта,
осознать ценность семейных отношений и по-новому взглянуть на родных и близких.
Ключевые слова: благодарность, проблема одинокой старости, нрав- ственные
ценности, настоящая доброта, пейзажная зарисовка, связь чело- века и природы,
осознание вины, чувство дома, нравственный урок.

К счастью, за 45 лет педагогической дея-
тельности мне не приходилось сетовать на то, что «дети не читают». И вот
сейчас, к сожа- лению, соглашаюсь: книга уходит из жизни современного
школьника. Правда, по-преж- нему на мой вопрос: «Стоило читать это про-
изведение?», улыбаясь, отвечают: «Стоило!» Но я вижу: искорки в глазах
появляются только после изучения. А чтение по своему жела- нию — это уже редкое
явление. Новому поко- лению «не хватает времени». Поневоле начи- наешь
задумываться, как сделать так, чтобы чтение не стало принудительным заданием.

Готовясь к предстоящему учебному году, обычно
летом пересматриваю конспекты, произведения. Некоторые перечитываю с большим
волнением, по-другому восприни- мая. Так я заново прочитала рассказ К.Г.Па-
устовского «Телеграмма». Важно каждое сло- во этого замечательного писателя!
Захоте- лось, чтобы быстрее наступил учебный год: моим восьмиклассникам уже
нужно знать это произведение!

Рассказ — не назидание, в нём нет призы- ва:
«Любите родителей, пишите им письма, не забывайте». Слово автора о большем.
Великий мастер приглашает нас на конкретном приме- ре из жизни поразмышлять о
настоящей доб- роте, о подлинном милосердии. Рассказ пе- чальный, но красивый
по своей сути, потому что осветляет душу, просто, ненавязчиво при-

34 Литература в школе. 2017. № 1.

зывает к человечности. Нельзя, прочитав его,
сделать что-то плохое. Поэтому главная цель уроков, посвящённых Паустовскому, —
научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, помочь
детям сформировать собственную жизненную позицию.

Познакомившись с методическим разра- ботками
уроков замечательных учителей, взяв на вооружение понравившиеся мысли, я на-
писала свой конспект урока и решила пред- ложить его вашему вниманию.

Тип: урок-исследование.

Методы: проблемный (беседа) с исполь- зованием
ИКТ и применением технологии критического мышления.

Цель: определить идейное звучание рас- сказа
К.Г.Паустовского «Телеграмма», автор- скую позицию, активизировать творческие
силы учащихся, их интеллектуальный и эмо- ционально-эстетический потенциал для
фор- мулирования своего читательского мнения о поднятой писателем проблеме и
помочь пе- ресмотреть (если в этом есть необходимость) своё отношение к родным
и близким.

Оборудование: портрет К.Г.Паустовского;
репродукции картин Рафаэля «Сикстинская Мадонна», А.Шилова «Зацвёл багульник»,
«Моя бабушка»; презентация Microsoft PowerPoint.

Записи на доске: Сольвейг (в переводе с
норвежского языка — солнечный путь) — оли- цетворение поэтичности, красоты.

Пустельга — 1. Хищная птица семейства
соколиных. 2. Пустой, легкомысленный че- ловек.

Эпиграфы:

Спешите делать добрые дела.

А.Я.Яшин Есть на свете прекраснейшее существо,
у которого мы все в долгу, — это Мать.

М.Горький

За добро плати добром.

К.Г.Паустовский

Предварительное домашнее задание:

При чтении сделать пометки на полях для более
эффективного размышления над текс- том: «–» — думал иначе; «+» — интересно и
неожиданно; «?» — есть вопросы.

Начинаю урок с эмоционального настроя.
Рассказываю об удивительном случае из био- графии К.Г.Паустовского (по
воспоминаниям известного киносценариста, публициста, писа- теля Олега
Осетинского). Это и будет (на стадии вызова) мотивацией к дальнейшей работе.

Слайд 1. Портрет К.Г.Паустовского.

Слайд 2. На слайде две фотографии: портрет
Марлен Дитрих и «Дитрих у ног Па- устовского».

— Перед вами портрет К.Г.Паустовского и
портрет Марлен Дитрих, известной немец- кой и американской актрисы, певицы.
Часто

её называли эталоном моды и красоты, не-
досягаемой звездой. Как-то в конце одного из концертов вышел с поздравлениями и
комплиментами крупный представитель вла- сти и любезно спросил Дитрих: «Что бы
вы хотели ещё увидеть в Москве? Кремль, Боль- шой театр, Мавзолей?» И эта
недоступная богиня в миллионном колье вдруг тихо так ему сказала: «Я бы хотела
увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!»
Сказать, что присутствую- щие были ошарашены, — значит не сказать ничего.
Мировая звезда — и Паустовский?! Все зашептались: что-то тут не то! Приняли это
за причуды звезды! И к вечеру этого са- мого Паустовского, уже умирающего в
боль- нице, разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но врачи запретили. Тогда
компе- тентный товарищ попросил самого писателя. Но и он отказался.
Потребовали! Не вышло. Пришлось умолять. Умолили…

И вот при громадном скоплении народа вечером
на сцену Центрального дома лите- раторов поднялся, чуть пошатываясь, худой
старик. А через секунду на сцену вышла ле- гендарная звезда… и вдруг, не сказав
ни

единого слова, встала перед ним на колени. А
потом, схватив его руку, начала её целовать и прижимать к своему лицу, залитому
абсо- лютно не киношными слезами. И весь боль- шой зал беззвучно… замер. И
только потом вдруг — медленно, неуверенно… начал вста- вать. Встали все. Зал
прорвало просто беше- ным водопадом рукоплесканий! А потом, ко- гда замершего
от страха Паустовского уса- дили в старое кресло, а блестящий от слёз зал,
отбив ладони, затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг немало,
но самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ советского
писателя Константина Паустовского «Теле- грамма», который она случайно
прочитала в переводе на немецкий в каком-то сборнике, рекомендованном немецкому
юношеству. И, быстро утерев последнюю слезу, Марлен очень просто сказала: «С
тех пор я чувствова- ла как бы некий долг — поцеловать руку пи- сателя, который
это написал. И вот — сбы- лось! Я счастлива, что успела это сделать. Спасибо
вам всем — и спасибо России!»

Вот так неожиданно в недоступной звезде
открылось трепетно бьющееся сердце. Жен-

щина, купавшаяся в роскоши и славе, считает
себя счастливой, потому что успела, как она говорит, выразить благодарность
русскому писателю К.Г.Паустовскому, ведь это он ска- зал: главное — успеть,
«пока не стало поздно».

—        Если вы согласны, я предлагаю эти
слова сделать темой урока: «Пока не стало поздно…» (Слайд 3). На доске написано
не- сколько эпиграфов. К концу урока выберем один, который бы раскрывал
основную мысль рассказа и наших размышлений.

Беседа по рассказу.

— Вы тоже прочитали рассказ «Телеграм- ма».
Какое впечатление он произвёл на вас? (Смысл ответов сводится к одному: «Очень

жаль главную героиню, от этого грустно».)

— Как вы думаете, почему Марлен Дитрих встала
перед писателем на колени, за что она его благодарила? (Наверное, за то, что
К.Г.Паустовский с необыкновенной любовью пишет о простых людях, трепетно
говорит о матери.)

Да, народ всегда чтил мать. Её облик во всей
мировой культуре наделён самыми свет- лыми чертами: она и подательница жизни, и
кормилица, и защитница детей, и хранитель- ница семейного очага. А сколько
поэтических строк посвящено Матери!

Удивительный образ Матери создал итальянский
художник Рафаэль. Вглядитесь внимательно в картину «Сикстинская Мадон- на»
(слайд 4). Что на ней изображено? (Пре- красная молодая женщина с ребёнком на
ру- ках легко ступает по облакам навстречу тра- гической судьбе. Чтобы люди
были счастливы, Мария должна отдать своего Сына — Иисуса Христа — на страдание
и муку. Мы видим, она нежно прижимает своего Сына к себе. Глаза её печальны.
Мария готова отдать и жизнь ради спасения Сына. Но пред- назначение у Него
другое. И Мария готова к жертве ради людей. Так Рафаэль славит ве- личие
женщины-матери.)

Итак, сегодня мы будем говорить о писа- теле,
произведения которого заставляют ду- мать, волнуют сердце. В рассказе «Теле-
грамма» нет восторженных слов, назиданий: поступай так, а не так… К.Паустовский
про- сто, даже обыденно просит остановиться, оглянуться, увидеть старого,
больного чело- века и прочесть письмо, от которого стано- вится тревожно на
душе.

Рассказывает заранее подготовленная ученица
или учитель (обязательно наизусть!):

«Ненаглядная моя. Зиму эту я не пережи- ву.
Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я
стала и слаба до того, что тяжело мне не то что хо- дить, а даже сидеть и
лежать, — смерть за- была ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уже не тот, — да я
его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была
такая длинная, как эта осень».

—        Кому адресовано это трогательное
письмо? (Катерина Петровна пишет дочери.)

—        Что-то тронуло, взволновало вас в
судь- бе этой женщины? (Катерина Петровна совер- шенно одинока. Она напрасно
ожидает приезда

К.С.Петров-Водкин. Портрет А.П.Петровой,
матери художника. 1909

дочери, которая уже три года не была в Заборье

35

и редко когда напоминает о себе письмом или
переводом с одними и теми же словами: «Дел столько, что и написать некогда».)

Ребята чувствуют осуждение автора и вместе с
ним возмущаются поступком Насти. Но Паустовский пишет не только об этом. Ему
хочется поговорить со своими читателя- ми о вечных ценностях. Чтобы увидеть
это, нужно внимательнее вглядеться в текст, в каждое слово, рассмотреть других
героев, поэтому предлагаю провести исследователь- скую работу над рассказом.

—        Как вы можете определить общую про-
блему рассказа? (Взаимоотношения детей и родителей.)

Правильно, К.Г.Паустовский затрагивает один из
важнейших жизненных вопросов — взаимоотношения детей и родителей. Если они
нарушаются, возникает проблема одино- кой старости. Всегда ли дети спешат на
помощь родителям, живущим где-то далеко, не забы- вают ли писать письма,
достаточно ли про- являют внимания, умеют ли позаботиться? Вот вопросы, о
которых подумаем и поговорим.

—        Обратимся к началу рассказа. С чего
начинается произведение? (С небольшой пейзажной зарисовки.)

Слайд 5. Читаем от слов: «Октябрь был на
редкость холодный, ненастный…»

—        «Спутанная трава», дождь «назойливо
сыпался», тучи «тащились». О чём заставляет задуматься такое начало? (Мрачная
картина осени предвещает нерадостные события.)

—        Какую роль играет деталь — «один ма-
ленький подсолнечник»? (Этот образ несёт символический смысл. Деталью
подчёркива- ется одиночество героини. Она тоже, как и подсолнечник, одинока.
Печален человек, пе- чальна природа.).

—        Обратимся к деталям интерьера. На-

А.Шилов. Не пишут. 1988

зовите их. А какова их роль? (Грустную кар-
тину пейзажа дополняют детали интерьера. Горький запах нетопленых печей,
потускнев- шие картины, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе,
давно не чи- щенный самовар — всё говорит о том, что жизнь уходит из старого
дома.)

—        Каково душевное состояние Катерины
Петровны? (Она одинока, ей не с кем погово- рить.)

—        О каких моментах жизни героини вы
читали с особенным волнением?

Ребята могут зачитать помеченное на по- лях
или пересказать. Их трогает внешний вид героини: маленькая, сгорбленная,
молчали- вая, беспомощная. Невозможно спокойно чи- тать о том, как почтарь
Василий приносил пе- ревод на 200 рублей и как «Катерина Петров- на сидела
растерянная, с деньгами в руках, осторожно перебирала пухлые бумажки. От
старости она забывала, что деньги вовсе не те, какие были в руках у Насти. А ей
казалось, что от денег пахнет духами».

—        Почему она плакала? (От душевной
боли, разочарования. Она ждала, надеялась, что дочь приедет, а дочь никак не
ехала.)

Обращаемся к репродукциям картин Александра
Шилова: «Моя бабушка», «Зацвёл багульник». (Слайды 6, 7.)

36 Литература в школе. 2017. № 1.

—        Обратите внимание на портреты
Александра Шилова. Есть ли что-то общее между Катериной Петровной и этими ба-
бушками? (Все героини «старенькие, род- ные, близкие, все в ожидании чего-то,
их хочется защитить».)

Действительно, наш взгляд цепляется за детали,
от которых щемит сердце. Здесь нет ярких красок, но трогают душу эти портреты.

—        Почему Катерина Петровна очень ред-
ко писала своей дочери? («Катерина Петров- на знала, что Насте теперь не до
неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы. Лучше не
мешать». Поэтому Кате- рина Петровна очень редко писала, но «ду- мала о ней все
дни, сидя на краешке продав- ленного дивана».)

—        Боялась помешать… Как странно зву-
чит! Ведь это мать! Разве мать может поме- шать письмом? Что вы об этом
думаете?..

—        Почему же всё-таки однажды она ре-
шилась написать? После чего? (Ей показа- лось, что кто-то долго стучал в
калитку, кото- рая была заколочена несколько лет, и Кате- рина Петровна
подумала, что дочь не могла знать об этом и стучала.)

Прочитаем этот эпизод от слов: «Поза- бытые
звёзды пронзительно смотрели на небо…» — до слов: «…пожалела клён, потро-

гала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же
ночь написала Насте письмо» (слайд 8).

—        Как вы думаете, а этот пейзаж играет
какую-то роль? (В судьбе клёна тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему
некуда было уйти от этой бесприютной ветреной ночи». Не случайно Катерина
Петровна пожа- лела клён.) А какое слово находит автор для звёзд?
(«Позабытые».) Как называется это изобразительное средство? (Эпитет.) Что вы
можете сказать о его роли? (Эпитет «поза- бытые» подчёркивает одиночество
Катерины Петровны, ведь и её тоже позабыли. Описа- ние клёна помогает понять
настроение ге- роини, её переживания.)

—        Итак, страдает человек, и природа у
Паустовского сочувствует ему. И вот после этой встречи Катерина Петровна
решается напомнить дочери о себе. Почему? (Она по- няла, что жить ей осталось
совсем мало, и осмелилась попросить дочку приехать хоть на один день, чтобы
попрощаться с ней.)

—        Вас что-нибудь удивляет в этом пись-
ме? (Несмотря ни на что, она любит свою дочь, называя её «ненаглядная моя».
Очень просто пишет о приближении смерти.)

—        Посмотрите, героиня ни на что не жа-
луется. Обычно пишут о родственниках, о себе, а она о природе. Почему? (Именно
при-

рода помогает ей жить. И сад, и клён она жа-
леет, так как посадила его давно, ещё девуш- кой-хохотушкой. Это всё близкий ей
мир.)

Образ Насти.

—        Перенесёмся в Ленинград. Что же На-
стя? Чем занимается этот единственный для Катерины Петровны родной человек?
(Рабо- тает секретарём в Союзе художников.)

—        Автор рассказывает о том, как Настя
помогла художнику Тимофееву. Как вы ду- маете, почему она это сделала? (В её
обя- занности входило помогать молодым худож- никам, устраивать выставки,
конкурсы.) По- лучается, помогла Тимофееву организовать выставку только по
обязанности?

—        Давайте посмотрим, как она проявила
себя в организации этой выставки. (Проявила настойчивость, решительность,
упорство, го- рячую заинтересованность, внимание к судь- бе художника. «Прошла
к председателю, дол- го говорила с ним, доказывала и всё-таки убедила».)

—        О чём это говорит? (Была действитель-
но заинтересованной, всё делала от души.)

—        А художник был талантливым? (Да.)

—        Какой факт говорит об этом? (Настя
посмотрела на Гоголя и вздрогнула, увидев,

«как на виске бьётся тонкая жилка». Гоголь был
как настоящий. Именно эта деталь гово- рит о большом таланте, о настоящем
искус- стве.)

—        Зная об участии Насти в судьбе худож-
ника, можно ли сказать, что это очень чёрст- вый человек? (Нет. Не чёрствый и
не бездуш- ный, а внимательный человек Настя. В Союзе художников её ценят
именно за чуткость и внимание.)

Способность ставить вопросы к тексту и искать
смыслы в прочитанном говорит о раз- витом критическом мышлении учащихся, ко-
торое нередко понимают как выискивание недостатков, что неверно. Надо развивать
такое мышление.

—        Представьте, что вы встретились с На-
стей. Что бы вы у неё спросили? Какой вопрос хотели бы задать? (Все сошлись в
едином мнении, хотелось бы спросить: «Почему же ты, думая о чужом человеке,
помогая ему, за- была о самом родном и близком?»)

—        А вы как думаете, почему в отношении
к матери Настя другая? Ведь получает она письмо именно в то время, когда
помогает чужому человеку. Вам нравится её поведение при получении письма?

Идёт поиск ответов. Кому-то не нравится, что
Настя получила письмо и спрятала в су- мочку, не читая: «Не видела мать три
года, а письмо не стала читать, только дома прочла». Кто-то пытается её
оправдать: «На работе не всегда есть возможность прочитать письмо».

Направляю к тексту.

—        А как дочь отнеслась к просьбе матери
приехать? Что она подумала в этот момент?

Читаем: «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда
вырвешься!»

Пытаемся осмыслить эту фразу. Насте некогда, у
неё работа, важное дело. Но не звучит ли это простым оправданием? Вполне
возможно — для успокоения совести. Ведь

главная причина была другая: она тут же по-
думала о переполненных поездах, о тряской телеге, о материнских слезах и скуке
сель- ских дней и положила письмо в ящик пись- менного стола, решив, что, раз
письмо при- шло, значит, мать жива.

—        Прямой авторской оценки поступков
Насти нет. Но вы её чувствуете?.. В какой-то момент совесть понемногу начинает
просы- паться. Вы заметили этот момент? (Совесть пробудил Гоголь: «А письмо-то
в сумочке не- распечатанное, — казалось, говорили свер- лящие гоголевские
глаза. — Эх ты, сорока!»)

Самостоятельный поиск ответа на вопрос с
опорой на текст радует. Нашли в рассказе ещё один момент косвенного выражения
оценки героини: «Все смотрели на Першина, но чей-то взгляд, тяжёлый и
пронзительный, Настя всё время чувствовала на себе и боя- лась поднять голову.
“Кто бы это мог быть? — подумала она. — Неужели кто-нибудь дога- дался? Как
глупо”».

Догадался о чём? Понятно: где-то в глу- бине
души Настя осознаёт, что она просто не хочет ехать, не желая обременять себя
не- удобствами и хлопотами. «Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их:
Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показа- лось, что Гоголь тихо сказал
сквозь стиснутые зубы: “Эх ты!”» Догадываемся, что Гоголь усмехается, «глядя»
на Настю, потому что её совесть мучает.

—        Художники прозвали Настю Сольвейг.
Как вы думаете, заслуживает она этого?

Слайд 9. Сольвейг (героиня пьесы Ген- рика
Ибсена «Пер Гюнт») в переводе означает

«солнечный путь». Она умела вызвать в душах
людей светлый праздник, отличалась добро- той, отзывчивостью, верностью.

Осознаём, что сравнение с Сольвейг ока- залось
ошибочным. Это подтверждает очень образный эпитет: «Художники звали её Соль-
вейг за русые волосы и большие холодные глаза».

—        Посмотрите, какой разоблачающий
эпитет! К какому выводу он нас подводит? (Л.Н.Толстой назвал глаза зеркалом
души. Холодные глаза говорят о равнодушии. Оче- видно, и сердце такое же.
М.Горький сказал:

«Есть на земле прекраснейшее существо, у
которого мы все в долгу, — это мать». Об этом долге Настя и забыла.)

—        Рассказ Паустовского предполагает
неспешные раздумья над поступками чело- века. Какая же она, Настя? Попытаемся
об- общить всё сказанное о Насте и сделать вы- вод. Появляются две колонки на
доске и в тетрадях: равнодушная — сочувствующая. Ребята постепенно выполняют
задание: при- водят примеры поступков Насти как дочери и как секретаря, характеризуя
её отрицатель- ные и положительные стороны:

не ехала к матери — приезжала три года назад;

не писала писем — посылала деньги; спрятала
письмо, не читая, — работы было много;

оберегает себя от неудобств — чувство
облегчения: мать жива;

скомкала телеграмму — решение помочь
Тимофееву;

солгала, сказав: «От знакомой», — на-
стойчивая, требовательная;

любовалась собой, думала о себе — укор Гоголя
— укол — чувство совести;

нет чувства благодарности — получает
благодарность художника;

слушала похвалу — осознала вину. Обсуждение
записей помогает система-

тизировать всё сказанное о Насте, установить
причинно-следственные связи и избежать ка- тегоричности в утверждениях. Настя —
живой человек. Есть в ней и хорошее, и плохое. Мать — это самое святое.
Понимает ли это На- стя? Мать дала Насте жизнь. Дочь получила об- разование,
престижную работу. Всё у неё в жизни устроилось хорошо. Но почему в её раз-
меренную жизнь не входит забота о матери? Получается, что доброта Насти
показная, не- настоящая. Чувствуется какая-то фальшь. Вот седой художник
подходит к Насте со словами благодарности: «Прекрасно сделали. А то у нас,
знаете ли, много болтающих о внимании… о заботе и чуткости, а как дойдёт до
дела, так натыкаешься на пустые глаза». Не о ней ли эти слова? И дальше Насте
приходится снова лгать. Держа в руках скомканную телеграмму, на во- прос:
«Ничего неприятного?», она отвечает:

«Нет. Это так… От одной знакомой…»

Осмысление названия рассказа

—        Рассказ называется «Телеграмма».
Сколько их было? Кто их адресаты и адре- санты? (Две телеграммы. Первая
отправле- на Тихоном Насте в Ленинград, вторая — матери.)

—        Подумайте, какую телеграмму имел в
виду автор? (Вторую.) Почему? (Обе теле- граммы были отправлены Тихоном. Но
вторая написана тогда, когда все уже поняли: Кате- рина Петровна доживает
последние дни. Только надежда увидеть дочь поддерживала в ней жизнь.) Зачем
Тихон отправил теле- грамму от имени Насти? (Чтобы облегчить страдания
Катерины, Тихон решает послать телеграмму от имени дочери.)

—        Ребята, а вы поняли, почему Катерина
Петровна тихо сказала: «Не надо, Тиша! Не надо, милый! Бог с тобой!»? (Она
поняла, что телеграмма написана не Настей.)

—        В чём важность этой телеграммы, по-
ступка Тихона? (Поступок Тихона — искрен- ний поступок добра и милосердия. Он
ока- зался по-настоящему отзывчивым, действи- тельно переживал за свою соседку,
его порыв — свидетельство сострадания, вели- кодушия.)

Приходим к выводу: это нравственный урок всем
нам. Простой, скромный человек проявил настоящую человеческую доброту. Искренняя
доброта свойственна и Манюшке. Она, ничего не требуя взамен, каждый день
согревает Катерину Петровну своей душев- ной теплотой: принесёт воды из
колодца, подметёт пол, поставит самовар, а последние шесть суток вообще не
отходила от Катерины

37

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Петровны. Эти скромные, простые люди, ко-
торых любил К.Г.Паустовский, незаметны, не умеют красиво говорить, но никогда
не прой- дут мимо чужого горя.

Очень интересный приём — показать на- стоящую
доброту не через осуждение плохого в Насте, а через изображение хорошего в лю-
дях. Именно Тихону доверяет писатель очень важные слова, обращённые к Манюшке:
«За добро плати добром, не будь пустельгой» (слайд 10). Выясняем значение слова
пу- стельга (пустой, легкомысленный человек). Но ведь эти слова Паустовского
обращены и к нам (Манюшка-то как раз относится к миру добрых людей), ко всем
читателям. Наша рус- ская литература всегда даёт нам нравствен- ный ориентир,
чтобы мы отличали добро и зло, милосердие и жестокость, правду и ложь.

Анализ эпилога

—        Нужна ли в композиции рассказа эта
маленькая часть? (Здесь самое важное — осознание вины.) Настя проплакала всю
ночь. А это слёзы раскаяния. И это уже хорошо. Только теперь она поняла, что
никто так не любил её, как мать. Совесть (наконец-то!) проснулась. Но автор
предупреждает: всё надо делать вовремя, пока не стало поздно. Осознание ошибки
пришло слишком позд- но — живой Настя мать не застала. Вот и при- шлось уезжать
из Заборья «крадучись, ста- раясь, чтобы никто не увидел».

В эпилог введён ещё один образ — учи-
тельницы. Мы уже убедились: у такого писа- теля, как Паустовский, ничего не
может быть

случайным, так? (Так. Это последний упрёк
Насте. Учительница молодая, «совсем ещё девочка», застенчивая, но пришла на
похоро- ны отдать последний поклон и поцеловать руку старого человека. Её
душевная чуткость противопоставлена Настиной глухоте. У неё тоже старенькая
мать, оставшаяся в городе. И мы уверены, что учительница окажется добрее к
своей матери, чем Настя.)

Рефлексия

—        Скажите, какое средство связи ис-
пользуется у нас сейчас чаще всего? (Сото- вая, мобильная, через Интернет.) А
письма пишут сейчас? (Очень редко, может быть, старые люди.)

Подхватываю сказанное и задаю прово- цирующий
вопрос:

—        Да, письма сейчас пишут редко. Но, с
другой стороны, получается, что в наше вре- мя родные не оставят близкого
человека в одиночестве: позвонил в любое время, и всё! И тогда рассказ
Паустовского о прошлом сейчас не актуален? Может, и читать его нет
необходимости?

Надеюсь услышать от своих питомцев несогласие
с таким мнением. И ребята отве- чают, возвращаясь к письму, которое мы чи- тали
в начале урока: дело не только в письмах, мать хочет «поглядеть на дочь,
подержать руки», голос дочери услышать, почувствовать заботу, просто побыть рядом
с ней. Она име- ет на это право.

—        Какой из эпиграфов, на ваш взгляд,
раскрывает идейный смысл рассказа? (Каж-

дый из них раскрывает по-своему его основ- ную
мысль.)

—        Я рада тому, что вас тронул рассказ
Паустовского. Очень хочется, чтобы в мыслях вы возвращались к нему, спрашивая
себя: «А я-то не пустельга?» Без чувства дома мы как дерево без корней.
Согласны?..

Слайд 11. Домашнее задание (на выбор):
напишите эссе на одну из тем: «Мои мыс-

ли после прочитанного», «Какой(ая) я сын
(дочь)?»;

составьте синквейн на одну из тем: «На- стя»,
«Тихон».

ЛИТЕРАТУРА

1.         ЗОЛОТАРЁВА И.В., КРЫСОВА Т.А.
Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М: ВАКО, 2006.

2.         Инфоурок. Сайт учителя. Иванова
В.И. Разработка урока по рассказу К.Г.Паустов- ского «Телеграмма».

3.         ЛЕВАШОВА Т.Т. Пока не стало позд-
но // Литература в школе. — 1996. — № 6.

4.         К.Г.Паустовский в школе //
Литература в школе. — 1996. — № 6.

5.         Репродукции картин А.Шилова. Серия

«Женские образы Александра Шилова». Kar-
tin.net.index.php?q=painters/shilov-aleksandr

6.         Социальная сеть работников
образова- ния — nsportal.ru. Ушанфа О.Т. Урок лите- ратуры в 8 классе по
рассказу К.Г.Паустов- ского «Телеграмма».

7.         Социальная сеть работников
образова- ния — nsportal.ru. Шалагинова Н.А. Разра- ботка урока по литературе.
Анализ рассказа Паустовского «Телеграмма».

Сочинение — Основная главная мысль рассказа Телеграмма. Русский язык

Главная задача в произведении Паустовского — показать, что нельзя быть бессердечным человеком и стараться навещать родных и близких людей. Не забывать, что мать дала жизнь и оберегала, поднимала на ноги с детства.

Мне трудно было читать это произведение. Единственная дочь Екатерины Павловны не бедствует, проживает в городе. У неё есть все условия для жизни. Но она не может навестить старого человека в деревне, где надо самому носить воду, зажигать печь и колоть дрова. Даже магазин находится в нескольких километрах от жилого дома. Её мать живёт одна. Скончался отец матери, с которым было сподручнее жить, он был знаменитым среди художников. О муже Екатерины Павловны ничего не сказано.

Самое страшное, что мать решается признаться в том, что её дни сочтены. Она чувствует, что скоро умрёт. А дочь даже не нашла времени, чтобы прочитать письмо. Ей помогают чужие люди дочь сапожника приносит ей воды из колодца, убирает в доме. Её зовут Маня. Она не понимает ценность вещей, которые ей отдаёт пожилая женщина. Старый сторож Тихон (из жалости) помогает на земельном участке ветки и пилит. И постоянно спрашивает: «А дочь Настя пишет?». И в ответ получает молчание. И говорит, что уходит. Екатерина Петровна вежливая, скромная женщина. У неё много времени, чтобы вспомнить об отце, рассмотреть картины. Здоровье её ухудшилось, зрение снизилось. Прошло три года после того, как дочь навещала родную мать. Мать отправляла редко письма дочери, боясь побеспокоить и ранить любимого ребёнка. Раз в несколько месяцев почтальон доставлял двести рублей. Прикладывал руку старушки в нужном месте, чтобы правильно поставить подпись. Ей казалось, что от денег исходит аромат духов Насти. То есть она уже не осознавала, что это другие купюры, а не те, что отсылала дочь. Ей казалось, что кто -то стучит. Она пробовала открыть калитку и видела пустоту. Последнее письмо было очень грустным. Мать хотела повидаться с любимой дочерью, приложить свои руки к её рукам.

Дочь была интересным человеком, много работала. И самое интересное — это взгляд скульптуры Гоголя. Он как бы говорил даже не открыла письмо.

Идея рассказа состоит в том, что нужно быть добрее, внимательнее к родным, особенно матери. Не забывать: писать, навещать, привозить продукты, ухаживать за любимым человеком. Помнить о них и стараться читать вести своевременно. И только после смерти дочь поняла всю любовь матери. Очень жаль, что она не выполнила последней просьбы матери и не приехала.

Вариант 2

Одинокая старушка Катерина Петровна доживает свой век в глухой деревушке, в надежде увидеть единственную дочь – Анастасию. Но Настя не находит времени для матери, считая, что рабочие хлопоты гораздо важнее. Сторож Тихон часто спрашивает Катерину Петровну о дочери, но старушке нечего ему ответить. Такие вопросы приносят ей невыносимую боль, она чувствует себя забытой, заброшенной. Что может быть ужаснее, чем умирать в окружении чужих людей при живых детях? Девушка по имени Манюшка, которая помогала Катерине Петровне, проводила больше времени с ней, чем собственная дочь. Старушка сетовала – с деревенской девчонкой Манюшкой нельзя поговорить о Париже или об искусстве. А ведь Катерина Петровна могла бы разговаривать об этом с Настей. Ведь Настя получила образование и работала в Ленинградском союзе художников. Вся забота Насти о матери – это регулярно высылаемые двести рублей и пара сухих строк о том, что времени совсем нет.

Получив очередное письмо из деревни с вопиющим содержанием, говорящее о том, что мать не переживет зиму, Настя не спешила повидаться с ней. Предпочтение она почему-то отдает скульптору Тимофееву, считая, что именно ему нужно помочь в первую очередь. Сколько еще скульпторов и художников встретятся на пути Насти? И только мама будет одна на всю жизнь.

В письме мать просит Настю приехать, и, не дождавшись, умирает. Молодая учительница отдает дань усопшей – целует ее руку. А ведь на ее месте должна была находиться Анастасия.

Мысль автора ясна, он подчеркивает важность семейных ценностей. При этом не пытаясь читать мораль или укорять нерадивую дочь. Паустовский всего лишь описывает произошедшие события в хронологическом порядке, и от этого становится горько. Работа, обстоятельства жизни, все может много раз меняться, как декорации в театре. Но есть вещи, важность которых невозможно отрицать. Побыть рядом с родными, сказать им главные слова, мы можем и не успеть.

Прибывшая через пару дней после похорон Настя, остается плакать в пустом доме, чувствуя вину перед мамой. Последние строки рассказа все-таки дают понять читателю – Настя еще не окончательно зачерствела. Ее настолько мучит совесть, что уезжает из деревни она тихо и незаметно, стараясь спрятать глаза от всех.

Паустовский наталкивает читателя на мысли о том, сколько на самом деле времени человек уделяет своим родителям. Тем самым людям, которые дали нам жизнь. Мысли о долге детей перед родителями пронизывают рассказ. Читатель все время напряженно ждет, когда же Настя бросит все дела и поедет к матери.

Грустный рассказ Константина Паустовского заставляет задуматься об истинных ценностях.

Все сочинения

Уважаемые читатели! Предлагаем прочитать краткое содержание рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма», в котором поднимаются нравственные проблемы взаимоотношений отцов и детей.

Главные герои

Екатерина Петровна – престарелая одинокая женщина.

Настя – ее дочь, живущая в Ленинграде.

Тихон – сосед Екатерины Петровны.

Краткое содержание

Рассказ начинается с описания безрадостного пейзажа. Октябрь выдался очень холодным. Трава уже пожухла, лишь невысокий подсолнечник сопротивлялся погоде и пытался доцвести. Деревья облетели, по небу ползли тучи, моросил бесконечный дождь. Дороги раскисли, по ним нельзя было проехать. Даже пастухи перестали выгонять стадо на выпас.

Катерина Петровна тяжело поднималась по утрам, с каждым днем ей это давалось все труднее. Она смотрела на нечищеный самовар, пожелтевшие чашки. Старушка жила в доме, построенном когда-то отцом Катерины Петровны, знаменитым художником. В помещении пахло нетопленой печью.

Иногда по-соседски заглядывал навестить ее Тихон, работавший сторожем. Они были знакомы с давних лет. Тихон помнил те дни, когда строился дом. Мужчина помогал Катерине Петровне по хозяйству и, уходя, интересовался, не было ли известий от дочери Насти из Ленинграда.  Старушка не отвечала. Она сидела на старом диване, маленькая, сгорбленная, и рассматривала какие-то бумажки в старой кожаной сумочке. Тихон еще какое-то время сморкался, мялся, стоя у дверей. Потом он говорил:

— Я пойду, Катерина Петровна.

— Иди, Тиша, — негромко отвечала она.

Оставшись одна, старушка плакала. На улице посвистывал ветер, срывая последние листья с деревьев. Ночник, казавшийся единственным одушевленным предметом в доме, подрагивал на столе. Без него старушка, казалось бы, не смогла дожить до рассвета.

Дочь Настя жила в Ленинграде и уже три года не приезжала в Заборье. Мать оправдывала ее: у молодежи свои заботы, интересы, им не до стариков. Старушка старалась пореже писать дочери, чтобы не отвлекать ее от дел. Думала же она о ней постоянно, сидя на диване в пустом доме.

Настя же и вовсе писем матери не присылала. Она ограничивалась тем, что несколько раз в год отправляла ей перевод.  Почтарь Василий доставлял деньги и уходил. Катерина Петровна в растерянности сидела, держа в руках цветные бумажки. Через некоторое время, надев очки, она перечитывала скупые строчки, которые черканула Настя на бланке перевода. Писала дочь всегда одно и те же: много дел, а времени в обрез, приехать не может.

Старушка перебирала деньги, ей чудилось, что от них исходит запах Настиных духов. Она забывала, что это не те бумажки, что дочь держала в руках.

В эту осень Катерина Петровна написала Насте, что очень ослабла, ей стало сложно даже сидеть и лежать, что эту зиму не переживет и просила приехать. Старушка хотела попрощаться с дочерью, подержать ее за руку. Соседская дочь Манюшка, каждый день забегавшая помочь Катерине Петровне, отправила письмо.

Настя трудилась секретарем в Союзе художников. Она должна была проводить выставки, конкурсы, хлопот у нее, действительно, было немало.

Письмо она получила, когда была на работе. Девушка положила его в сумочку, даже не прочитав. Эти письма вызывали у нее вздох облегчения, они говорили о том, что мать жива. В то же врем, в каждом письме она чувствовала упрек за то, что не приезжает.

В тот день Настя сходила к скульптору Тимофееву, чтобы узнать, как он живет. Побывав у мастера, она пришла на работу и горячо убеждала председателя Союза художников, что просто необходимо устроить скульптору выставку. Председатель долго о чем-то размышлял, прикидывал и, наконец, согласился.

Настя прочитала письмо только вечером, когда пришла домой. «Как ехать, разве отсюда вырвешься!» — думала она. Ей вспомнились переполненные поезда, материнские слезы, деревенская скука. С этими мыслями она положила письмо в ящик стола.

Две недели Настя устраивала выставку скульптора. На открытие пришло много людей. Во время обсуждения было высказано много лестных оценок творчества скульптора. Курьер Даша подозвала Настю и вручила ей телеграмму. Настя тайком прочитала послание, содержащее всего три слова: «Катя помирает. Тихон». В первое мгновение она не поняла, что это за Катя и Тихон, и решила, что Даша ошиблась адресатом. Прочитав адрес, Настя убедилась, что телеграмма послана ей. Она, скомкав листок, нахмурилась.

В это время Першин вдохновенно произносил речь, отмечая, что забота о человеке стала реальностью. Он похвалил Анастасию Семеновну за проявленную заботу о молодом таланте, все зааплодировали. Настя смутилась. Сидящий рядом художник поинтересовался: «Ничего приятного?» Настя запнулась и ответила, что это от одной, знакомой.

Она поднялась и выскочила из зала. На улице шел снег, небо низко нависло над городом. Насте вспомнились строки из материнского письма. Она присела на скамью и неожиданно зарыдала. Она вдруг осознала, что никто ее не любит так, как эта забытая ей старушка. Она поняла, что больше никогда ее не увидит, с удивлением для себя отметила, что за последний год первый раз произнесла слово «мама».

Настя не понимала, как такое могло произойти. У нее никого ближе матери нет, и не будет. «Лишь бы успеть, только бы она простила меня», — стучало в голове у Насти.

В тот же день девушка отправилась в  Заборье. Она опоздала и приехала, когда мать уже похоронили. Она сходила на могилу, пришла в пустой дом и проплакала всю ночь.  Ранним утром Настя уехала. Она ни с кем не хотела встречаться. Ей казалось, что ничто не может снять с нее непоправимую вину, тяжесть с души.

  • Основная мысль рассказа танька
  • Основная мысль рассказа тайное становится явным драгунский
  • Основная мысль рассказа судьба человека шолохов
  • Основная мысль рассказа старуха изергиль
  • Основная мысль рассказа станционный смотритель 7 класс