Основная мысль рассказа телефон носова

59 рассказов англичанин павля родители мальчика дениски в последний августовский день купили сладкий ароматный арбуз, чтобы вместе с сыном отметить

59 рассказов

Англичанин Павля

Англичанин Павля Родители мальчика Дениски в последний августовский день купили сладкий ароматный арбуз, чтобы вместе с сыном отметить начало нового учебного года. Только семейство уселось за стол, явился Павлик – приятель Дениса. Во время летних каникул ребята не виделись, и Дениска очень обрадовался встрече. Слопав три огромных ломтя арбуза, Павля…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 3 мин.)

Друг детства

Друг детства читать Денискины рассказы Драгунского Денису Кораблеву уже шесть лет, а он никак не может решить, кем же станет в будущем. Еще бы, ведь на свете так много интересных профессий! Однажды Дениска посмотрел по «телеку» соревнования боксеров и загорелся новой идеей. Он станет, конечно же, боксером – самым сильным и успешным. Но для осуществления мечты ему срочно нужна боксерская груша…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 5 мин.)

Арбузный переулок

Основная мысль рассказа телефон носова Дениска отказался есть молочную лапшу, которую ненавидел из-за пенок. Тогда отец усадил его напротив и рассказал историю из своего голодного военного детства. Как-то раз, мечтая о корке хлеба, папа забрел в один из московских переулков и вдруг увидел целую машину арбузов. Как завороженный, смотрел он на эту картину. Неожиданно один арбуз…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 7 мин.)

Главные реки

Главные реки денискины рассказы читатьПервоклассник Денис Кораблев не выучил заданное на дом стихотворение Некрасова и начал рассказывать стих Пушкина. Учительница в недоумении остановила Дениску. Тогда верный друг Мишка с помощью мимики и жестов начал подсказывать, что читать следует стихотворение «Мужичок с ноготок». В конце концов Дениска, расслышавший лишь фразу «мужичонка с…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 5 мин.)

Девочка на шаре

Девочка на шаре читать Денискины рассказы Драгунского Однажды Денискин класс отправился на представление вместе в цирк. Один из номеров поразил Дениса в самое сердце. Это была маленькая эквилибристка – девочка на шаре. Юная циркачка, не сходя с шара, танцевала и ловко играла звенящими обручами. Платьице ее переливалось, оркестр играл прекрасную мелодию. С тех пор чудесное видение не оставляло Дениса…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 11 мин.)

Заколдованная буква

Заколдованная буква читать Денискины рассказы Драгунского Дошкольники Дениска, Мишка и Аленка увидели, как в их двор грузовик привез елку. Естественно, такое необыкновенное событие взволновало ребят. Рассматривая колючие ветки, Аленка заметила чудесную «сыску». Дениска с Мишкой посмеялись над подружкой и заметили, что для взрослой пятилетней девочки такое даже неприлично. Бурное веселье мальчишек чуть…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 2 мин.)

Тайное становится явным

Тайное становится явным читать Денискины рассказы Драгунского Дениска заинтересовался смыслом выражения «Тайное становится явным». Мама объяснила ему, что обман со временем всегда раскрывается. И вскоре Денис убедился в правоте маминых слов. Мальчик наотрез отказался есть на завтрак манную кашу, и тогда мама поставила условие: он съедает тарелку каши, и они идут на прогулку в Кремль. Чтобы сделать кашу…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 4 мин.)

Бы

Бы читать Денискины рассказы Драгунского Маленький мальчик за обедом размечтался о том чудесном времени, когда все будет «наоборот». Вот было бы замечательно, если б взрослые начали слушаться детей! Герой рассказа мгновенно представил себя «командиром» над мамой и папой. Например, мама кушает суп без хлеба, а он строгим голосом приказывает взять кусок: «Ешь сейчас же, тебе говорю!» И…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 3 мин.)

Где это видано, где это слыхано…

Где это видано, где это слыхано Денискины рассказы Друзей Дениску и Мишку попросили выступить на школьном мероприятии: спеть юмористические куплеты про некоего Васю, за которого папа все время решает задачки по математике, и других нерадивых учеников. От волнения приятели позабыли некоторые фразы. В итоге Дениска громко-прегромко пропевал первую фразу, Мишка тихонько тянул вторую, и на этом месте…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 9 мин.)

Он живой и светится

Он живой и светится читать Денискины рассказы Драгунского Маленький Дениска сидел в песочнице с игрушечным самосвалом. Вскоре к нему присоединился приятель Мишка. Мишке так нравится самосвал, что он попросил одолжить его на денек. Но Денису совсем не хотелось расставаться с любимой машинкой. Тогда Мишка предложил меняться, но Денис от всего отказался. Мишка решил использовать последнее…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 4 мин.)

Двадцать лет под кроватью

Двадцать лет под кроватью читать Денискины рассказы Однажды Деника отправился в гости к Мишке. В коммунальной квартире, где жил Мишка с родителями, собралась детвора, всем было очень весело. Ребятишки затеяли игру в прятки, но прятаться в единственной комнате неинтересно. Тогда ребята переместились в длинный коридор. Дениска придумал хитрость: забежал в комнату соседей и заполз под большую…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 8 мин.)

Что любит Мишка

Что любит Мишка читать Денискины рассказы Драгунского Однажды Дениска и его лучший друг слушали красивую мелодию, которую учитель пения играл на рояле. Денис восхитился «песней». Но учитель объяснил, что это вовсе не песня, а гениальное произведение Шопена, музыку которого он очень любит. Затем Борис Сергеевич поинтересовался: а что любит Дениска? Выяснилось, что ему нравится все необычное и…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 4 мин.)

Белые амадины

Белые амадины читать Денискины рассказы Драгунского Третьеклассник Денис Кораблев. Осмотрев множество клеток, Дениска добрался наконец до чудесных белых амадинов, возле которых уже собралась толпа любопытных. Тут незнакомый дедушка в валенках позвал мальчика в соседний павильон, где проходил конкурс канареек. Кенар Лимончик, принадлежавший ветерану войны Семенову, никак не желал начинать свой…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 9 мин.)

Гусиное горло

Гусиное горло Денискины рассказы Мишке исполнялось девять лет, и Денис приготовил для него подарок. Увидев сюрприз, мама пришла в ужас: Дениска достал где -то горло гуся, а теперь собирался высушить его на батарее, свернуть колечком, заполнить горошинами и преподнести приятелю. По его мнению, Мишка будет счастлив. Папа с улыбкой протянул сыну более подходящий, на его взгляд…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 7 мин.)

Кот в сапогах

Кот в сапогах читать Денискины рассказы Драгунского В школе проводился карнавал, а автору самого интересного и необычного костюма был обещан приз. Денискин друг Мишка решил, что нарядится гномом – у него есть новый плащ с капюшоном. Незадолго до карнавала мама Дениса уехала в санаторий, и мальчик так сильно скучал по ней, что даже позабыл о костюме. Вспомнил только в день праздника и вместе с…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 5 мин.)

Дымка и Антон

Дымка и Антон читать Денискины рассказы Драгунского У дяди Дениски была собачка Дымка – существо доброе и абсолютно безобидное. Даже вредный кот Мурзик постоянно дразнит Дымку и издевается над ней. Вот и теперь, когда мама дала Дымке большую вкусную косточку, Мурзик заставил собаку отвлечься. Пока эта парочка гоняла по двору, косточку своровал соседский пес Антон. Дениска, наблюдавший эту сцену с…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 3 мин.)

Куриный бульон

Куриный бульон читать Денискины рассказы Драгунского Как-то раз мама дала Дениске с папой задание сварить курицу и ушла по делам. Птица была покрыта волосинками от перьев, и Дениска попытался их состричь ножницами. Тут папа хлопнул себя по лбу и заявил, что курицу нужно не стричь, а опалить над газовой горелкой. Эта операция закончилась тем, что тушка прокоптилась и вся почернела. Попытки оттереть…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 6 мин.)

На Садовой большое движение

На Садовой большое движение читать Денискины рассказы ДрагунскогоДениска и его приятель Ванька сами отремонтировали сломанный велосипед и поехали на прогулку по городу. Накатавшись, ребята остановились отдохнуть в незнакомом дворе. Откуда ни возьмись прибежала маленькая собачка, а за ней явился странный взрослый парень. Он тут же начал восхищаться велосипедом. А дальше случилось вот что. Парень вдруг…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 10 мин.)

Надо иметь чувство юмора

Надо иметь чувство юмора читать Денискины рассказы Драгунского Однажды первоклассники Дениска и Мишка готовили вместе домашние задания. Когда дело дошло до математики, вернулся домой Денискин папа и задал пацанам интересную задачку: как разделить два яблока на троих? Денис проявил чувство юмора, сказав, что лучший выход – сварить компот. А еще папа рассказал задачку про лентяя, который с трудом просыпался…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 4 мин.)

Что я люблю и чего не люблю!

Что я люблю и чего не люблю! читать Денискины рассказы Драгунского Как много всего, оказывается, любит Дениска! Ему нравится висеть на папином колене, будто белье на заборе. А с мамой Денис любит просто сидеть, дыша ей в ушко. Нравится Дениске играть в настольные игры, но чтобы непременно выигрывать! Он обожает сказки про Канчиля – умную маленькую лань. Ну и, конечно, шпроты – как их не любить?! Еще он не прочь…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 4 мин.)

Сверху вниз, наискосок!

Сверху вниз, наискосок читать Денискины рассказы Драгунского В Денискином дворе шел ремонт. Однажды бригада девушек-маляров ушла на обед, оставив без присмотра насос со шлангом и краску. Мишке не терпелось проверить на собственном опыте, как все это работает. И ребята принялись за дело: Денис схватил шланг, а Мишка начал качать насос. Все получилось: краска побежала! Вскоре кусок стены, недокрашенный…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 5 мин.)

Рыцари

Рыцари читать Денискины рассказы ДрагунскогоКогда репетиция хора мальчиков окончилась, учитель пения Борис Сергеевич сказал: Однажды учитель Борис Сергеевич объяснил ребятам, что значит поступать по-рыцарски. Мальчишки тут же заявили, что все они, конечно же рыцари. После уроков Мишка купил своей маме конфет. Денису тоже очень хотелось сделать маме подарок, но у него не было денег. Ребята…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 6 мин.)

Похититель собак

Похититель собак читать Денискины рассказы Драгунского Однажды сосед по даче попросил Дениску присмотреть за его собачкой Чапкой, а сам ушел. Денис и Чапка так весело играли, что собачка даже не заметила отсутствия хозяина. Но пришел Ваня с ведром и удочкой в руках и позвал Дениску на рыбалку. Денис надел на Чапку ошейник, завел ее дом и побежал за приятелем. Но, оглянувшись, мальчик обнаружил…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 8 мин.)

Здоровая мысль

Однажды первоклассники Дениска и Мишка возвращались из школы домой. Мишка пожаловался, что всегда путает свой подъезд с другими, поэтому не сразу попадает домой. Оказалось, у Дениски та же самая проблема. Все подъезды похожи друг на друга как близнецы, и Денис узнает свой благодаря маме, которая выходит на балкон. Но в этот раз ни на одном балконе…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 1 мин.)

Ровно 25 кило

Ровно 25 кило читать Денискины рассказы Драгунского Однажды Дениска и Мишка пошли в клуб на детский праздник. Там было много разных аттракционов, а еще разыгрывалась годовая подписка на журнал «Мурзилка». А победителем станет тот, кто весит ровно 25 кило. Друзья поспешили взвеситься, но, увы, Денису недоставало пятиста граммов, Мишка же, наоборот, был на полкило тяжелее, чем нужно. Он принялся…

Автор: Драгунский В. Ю. Денискины рассказы

(Время чтения: 7 мин.)

Во многом ребенок познает мир с помощью сказок, и отличным выбором для прочтения на ночь или в свободное у родителей время станут истории В. Драгунского. Веселый и добрый мальчик Денис Кораблев на страницах рассказов сталкивается с различными проблемами и ситуациями, находит друзей и развивается, и вместе с ним это будет делать ваш сын или дочка. При желании можно устроить посиделки для детей и их друзей, по очереди читая о событиях в мире дошкольника, а затем ученика младших классов. Увлекательные приключения, придуманные популярным советским автором, понравятся даже современным детям, а взрослым дадут ощущение ностальгии о прошлых годах. Кстати, немногие знают, что прототипом для придуманных историй стал сын писателя, который стал знаменитым драматургом.

Читайте Денискины рассказы онлайн

Есть разные способы приобщить малыша к чтению и внести в его жизнь новые яркие эмоции, которые дает погружение в сказочный мир. Можно отправиться в книжный магазин и попытаться найти произведения сейчас не слишком модного автора, либо стать читателем в одной из местных библиотек, хотя нет гарантии, что там будут интересующие рассказы именно тогда, когда их захочется прочитать. Наконец, вы можете использовать наш специализированный сайт, где есть все без исключения творения Виктора Драгунского, которые можно открыть на компьютере, планшете либо телефоне. В режиме 24/7 наш сайт дает доступ к книгам, которые наверняка окажутся увлекательными для дошкольников и младших школьников, а от родителей требуется только изучить содержание и выбрать, что читать сегодня, а еще лучше – спросить о выборе произведения у ребенка!

Все тексты полностью бесплатны

Виртуальные тексты есть на разных порталах, но неприятной неожиданностью для многих мам и пап становится необходимость тратить денежные средства на доступ к полному тексту. Наш сайт абсолютно бесплатный и понятный для взрослых и детей, так что подросшие мальчики и девочки могут сами с легкостью находить тот рассказ о Денисе Кораблеве, который хотят услышать – это может быть как совершенно новая история, так и знакомое произведение, которые по каким-то причинам понравилось больше остальных. Читателем нашей бесплатной онлайн библиотеки стать очень просто – достаточно просмотреть список литературы и кликнуть на нужное произведение В. Драгунского.

Популярные рассказы Драгунского:

  1. Англичанин Павля
  2. Главные реки
  3. Девочка на шаре
  4. Друг детства
  5. Тайное становится явным

10173&4&0

Порекомендовать к прочтению:

FavoriteLoading Поставить книжку к себе на полку

Страницы: 1 2

00

У меня под окном палисадник с невысокой чугунной оградой.

01

Зимой дворник убирает улицу и сгребает за ограду снег, а я бросаю в форточку кусочки хлеба для воробьев.

03

Как только эти пичуги увидят на снегу угощение, так сейчас же слетаются с разных сторон и рассаживаются на ветках дерева, которое растёт перед окном. Они долго сидят, беспокойно поглядывают по сторонам, но спуститься вниз не решаются. Должно быть, их пугают проходящие по улице люди.

Но вот один воробей набрался храбрости, слетел с ветки и, усевшись на снегу, принялся клевать хлеб. Другой воробей увидел это и тоже спорхнул вниз. За ним спорхнул третий, четвёртый…

04

И скоро вся воробьиная стая уже сидит на снегу и клюёт хлеб. Никто и внимания на прохожих не обращает.

05

По своей натуре воробьи — ребята дружные, компанейские. Они очень любят обедать, как говорится, за общим столом. Вот один из них пристроился к кусочку хлеба и подщипывает его снизу.

07Другой задрал голову, выпятил грудь, словно гордый конь, и долбит этот же кусок сверху. Неожиданно он замечает, что мешает своему товарищу, и сейчас же переходит к другому куску, который лежит неподалёку, рядышком. «Кусков много, хватит на всех! — говорит он всем своим видом. — Ссориться совершенно не из-за чего».

Однако не у всех воробьев такой компанейский характер. Некоторые схватят кусочек хлеба, оттащат его в сторонку, а там уж и клюют, чтоб никто не мешал.

На этих воробьиных единоличников вообще невозможно смотреть без смеха. Вот один из них выковырял из-под снега увесистый кусок хлеба, оттащил его подальше от остальных воробьев и уже приготовился хорошенько подзакусить, как откуда-то сбоку налетел другой воробей, схватил без всякого предупреждения хлеб и полетел с ним кверху.

Стоило посмотреть на беднягу, который остался, как говорится, с носом. У него был такой растерянный вид! Он даже клюв разинул от удивления.06

А этого нахального воробья, который таскает чужие куски, я давно заприметил и даже придумал ему имя — Афонька, а по фамилии Вредный. Этот Афонька Вредный никогда не ест в общей компании, а прилетит, когда его вовсе не ждут, схватит у кого-нибудь из-под носа самый большой кусок и летит с ним куда-то к себе в застреху. Иной раз в клюв Афоньке попадётся такой огромный кусище, что оттягивает его голову книзу, и ему приходится лететь, перевернувшись в воздухе кверху хвостом. Крыльями он молотит по воздуху с такой страшной силой, что шум доносится ко мне в комнату сквозь стекло.

Мне кажется, что Афонька Вредный когда-нибудь всё-таки свалится под непосильной тяжестью вниз и как следует стукнется. Я нарочно бросаю ему куски покрупней, чтоб посмотреть, до чего его в конце концов доведёт жадность.

Есть там ещё один вздорный, драчливый воробей-задира. Этот Задира налетит коршуном на какого-нибудь миролюбивого воробья, оттеснит его в сторону, клюнет разок от его куска, тут же налетит на другого воробья, клюнет от его куска, тут же бросится к третьему… То ли его зависть мучит, то ли чужие куски кажутся слаще — но он только и делает, что на других бросается! В конце концов ему попадётся такой же, как он, забияка или же просто неуступчивый воробей, который сам чужого не хочет, но и своего не отдаст.

08

Тут-то они и начнут наскакивать друг на друга, сталкиваться грудью и взлетать кверху, словно два петуха. Задира так и норовит побольней ковырнуть своего соперника носом. Но и соперник не уступает. Так они в драке и про хлеб-то забудут. Словом, смех, да и только!

Когда воробьи съедят весь хлеб, они взлетают кверху и рассаживаются на дереве. Отдыхают. Чистят носы о ветки. Вид у них сытый, довольный.

09 109 2Однажды я решил сделать для них сюрприз, то есть неожиданный подарок. Думаю: «Что им, беднягам, толочься по снегу, морозить лапы! Пусть угощаются, не сходя с дерева».

Надел шапку, пальто, вышел в палисадник и принялся натыкать на сучья дерева кусочки хлебного мякиша.

«Вот, — думаю, — воробьи обрадуются!»

Вернулся домой и жду. Целый час, должно быть, в окошко пялился — и хоть бы один воробей!

«Что ж это? — думаю. — Неужели не видят?»

Вдруг откуда-то сверху слетает какой-то странный растрёпанный воробьишка и садится на ветку рядом с торчащим на суку мякишем. Хвост у этого воробьишки коротенький, будто ощипанный, загривок взъерошенный, на спине одно перышко сломано и торчит кверху.

11 111 2«Что это, — думаю, — за Стёпка-растрёпка прилетел к нам? Я такого ещё не видел. Наверно, удрал от кошки, которая хотела его поймать, или подрался с кем-нибудь».

А Стёпка-растрёпка между тем сидит на ветке и даже внимания не обращает на хлебный мякиш. Потом случайно взглянул на него искоса, заморгал испуганно глазками, нижняя челюсть у него отвисла, лапы разжались сами собой, и Стёпка свалился вниз, словно подстреленный из ружья. Не долетев полпути до земли, он неожиданно встрепенулся, замахал крылышками и полетел, постепенно набирая высоту, куда-то по косой линии через улицу.

Страницы: 1 2

FavoriteLoading Поставить книжку к себе на полку
Распечатать сказку Распечатать сказку

Читайте также сказки:


Гдз Литературное чтение 3 класс. Творческая тетрадь. КотиОсновная мысль рассказа телефон носоваЭто довольно бестолковая на взгляд многих учителей начальной школы творческая тетрадь, и потому большинство даже не закупают их к учебникам. Абсолютно тот же материал и почти те же вопросы есть в учебнике, а потому мы тоже пробежимся по этой творческой тетради кратенько, без остановок и особых разъяснений. Уточним, что творческая тетрадь эта к учебнику по литературному чтению за 3 класс по программе Перспектива, автор Т.Ю.Коти, которая половину заданий и стишков, видимо, сочинила тут же на ходу. Ну что же, она насочиняла, а мы все задания выполнили. Вам остается только списать ответы в нашем решебнике с готовыми домашними заданиями.

Стр. 4-6

Страница 4-6. Книги — мои друзья

Вспомните, как называется книга, которую прочитал летом Ваня.

«Приключения Бибигона», автор  К.И.Чуковский

Произведения Чуковского: «Айболит»; «Бармалей»; «Краденое солнце»; «Мойдодыр»; «Путаница»; «Телефон»; «Федорино горе»; «Тараканище».

Книги, прочитанные за лето: перечислите книги, которые прочитали. 

Прочитайте пословицы русского народа. Объясните, как вы их понимаете.

Сперва аз да буки, а там и науки. —  Сначала человек учится грамоте, а с ее помощью постигает науки.
Азбука — наука, а ребятам — бука. Изучение грамоты может даваться нелегко.
За аз да буки, так и указку в руки. — Если научился грамоте, можешь многое сделать с ее помощью.

Пословицы, поговорки и загадки о книге

Выберите несколько понравившихся из списка ниже.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Кто больше знает, тому и книги в руки.
Книга — лучший товарищ.
Не красна книга письмом, красна умом.
Испокон веков книга растит человека.
Не на пользу книги читать, когда только вершки в них хватать.
Всем хорошим во мне я обязан книгам (М. Горький).
Любите книгу — источник знания (М. Горький).
Книга книгой, но и своим умом двигай.
Книга хороша, да начетчики плохи.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги читай, а дела не забывай.
Книги читать — не в ладушки играть.
Будешь книги читать — будешь все знать.
Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.
Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Одна хорошая книга лучше всякого сокровища.
Хорошая книга — искренний друг.
Хорошая книга ярче звездочки светит.
Книга — пища ума.
Книга — твой друг, без нее как без рук.
Книга в два листа, а середка пуста.
Книга книге — рознь: одна учит, другая мучит.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
Книга не шапка, а выбирай по голове.
В книге ищи не буквы, а мысли.
За книгой — умом двигай.
Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает.
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.
Иной глазами по книге водит, а разум у него стороной ходит.
Кому книга — развлечение, а кому — учение.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги.
Одна книга тысячи людей учит.
С книгами знаться — ума набраться.
С книгой жить — век не тужить.
С книгой поведешься — ума наберешься.
Ум без книги, что птица без крыльев.
Умнее книги не скажешь.
Иное от книг, иное от ендовы.
В доме ни одной книжки — плохи у хозяина детишки.
Загадки о книгах

Русские загадки о книге:

Сама мала,
а ума придала.

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом.

Кто говорит молча?

Запишите отгадку.

КНИГА. Отгадка может стать заголовком стихотворения Т.Коти.

Стр. 6

Разгадайте головоломку.

1. Иван Фёдоров
2. Иван Грозный
3. Друкарь
4. Азбука

7-21

Страница 7-21. Жизнь дана на добрые дела

Добрый друг
Т. Коти

Как вы думаете, почему автор выбрал именно эти слова для названия стихотворения? Может ли совесть быть добрым другом? Почему? Случались ли в вашей жизни такие ситуации, когда вы слышали голос совести? Прислушивались ли вы к её советам? Предложите свои варианты заголовков стихотворения. Запишите их.

Совесть — это добрый друг человека, и об этом стихотворение.
Совесть может быть добрым другом, она подсказывает человеку правильные решения.
У меня были такие ситуации. Мне приходилось прислушиваться к советам совести.

Предложите свои варианты заголовков стихотворения. Запишите их.

«Совесть»,«Жизнь дана на добрые дела», «Голос совести».

Прочитайте, что говорил о родном русском языке Владимир Иванович Даль в «Напутном слове». Не кажется ли вам, что его
слова, сказанные почти 150 лет назад, звучат сегодня очень современно?

В. Даль
Взгляните на Державина, на Карамзина, Крылова, на Жуковского, Пушкина… не ясно ли, что они избегали чужеречий; что старались, каждый по-своему, писать чистым русским языком? А как Пушкин ценил народную речь нашу, с каким жаром и усладою он к ней прислушивался… Говоря просто, русской речи предстоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо, образумясь, своротить на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы.

Слова В.Даля звучат современно даже сейчас. В русскую речь стало входить много иностранных слов, многие каверкают слова, потому что плохо учат русский язык.

Объясните, как вы поняли слова чужеречие, испошлеть, образумясь. Посмотрите значения этих слов в толковом словаре. Как вы думаете, о каких запасах, покинутых второпях, ведёт речь В.Даль? Почему мы их должны беречь? Обсудите с другом, как вы сами относитесь к родному языку, бережёте ли, не засоряете ли свою речь ненужными некрасивыми словами.

Чужеречие – пришедшее из иностранного языка слово.
Испошлеть – ухудшиться.
Образумясь – одумавшись.

Даль ведет разговор о русских словах. Нужно беречь их, не искажать, иначе вскоре люди перестанут понимать друг друга.

Я стараюсь говорить правильно и не использовать некрасивые слова.

Страница 9

…запишите их, распределив в две колонки по значению.

Добро — имущество, достаток 
Кто живет в добре, тот ходит в серебре.
Много желать — добра не видать.
На чужое добро и глаза разгораются.

Добро — благо
Худо тому, кто добра не делает никому.
Час в добре пробудешь, всё горе забудешь.
Лихо помнится, а добро век не забудется.

Страница 10

Как вы думаете, какое богатство для человека важнее? Почему?

Для человека важнее богатство внутреннего мира. Деньги и драгоценности можно потерять, а духовное богатство остается на всю жизнь и делает ее лучше.

Подумайте и дайте выражению богатый человек два характеристики…

1. Человек, у которого много денег и дорогих вещей.
2. Человек, богатый духовно — умный, начитанный, добрый, интеллигентный.

Творческое задание

Страница 11

Попробуйте написать небольшой рассказ на тему «Доброе дело». Придумайте заголовок. Вам помогут слова и выражения из «Словарной коробочки».
Сказать правду      На обмане далеко не уедешь       Пойти на обман        Честное слово   Чистая совесть      Сделать доброе дело      Взаимопомощь      Попросить прощения       Легко на душе        Правда всего дороже)

Пишем рассказ

                        Чистая совесть
         Однажды Вася пришёл со школы весь в грязи. Мама стала ругать его, спрашивать, где он так замарался. Вася хотел ответить, что по дороге на него напала собака, но подумал, что мама испугается за него. Он сказал маме, что специально бегал по лужам, потому что это весело. Это была правда.

Страница 12

…Выпишите из рассказа слова, которые Минька запомнил на всю жизнь.

«Люди, которые идут на вранье и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их вранье всегда обнаружится. И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным»

…как решение говрить правду помогло мальчику в дальнейшей жизни.

Решение говорить только правду помогло мальчику в дальнейшем чувствовать, что у него на сердце весело и спокойно.

Соберите пословицы.

За худые слова слетит и голова.
Меньше врётся — спокойнее живётся.
За правое дело стой смело.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Блюди хлеб до обеда, а слово до ответа.

Мастерская писателя

Страница 13-14

             Отзыв о прочитанном произведении

Автор произведения — Леонид Давидович Каминский.

Название произведения «Сочинение»

Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказка) — рассказ.

Основная тема произведения (о чем?) — рассказ о девочке Лене, которая все наврала в сочинении.

Какое впечатление произвело на вас прочитанное произведение? С одной стороны хочется сказать девочке, что она поступает плохо. С другой — смешно за ней наблюдать.

Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему? Подруга Лены — Оля. Она действительно помогает своей маме.

Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку. Когда мама мыла полы, она попросила Лену поднять ноги, а Лена на неё заворчала. Лена показала такие качества характера как капризность, неблагодарность.

Есть ли среди героев произведения кто-то похожий на вас или ваших друзей? Я всегда помогаю маме по дому. Думаю, Оля похожа на меня.

Знаком ли вам автор произведения? Какие его книги вы знаете?

Я впервые читаю произведение этого автора.

Наш театр

Вы уже прочитали рассказ Н. Носова «Трудная задача». Представьте двух друзей — Федю и Юру. О чём они могли бы разговаривать, когда решали задачу? Придумайте диалог и запишите его. Попробуйте разыграть диалог с соседом по парте.

— Привет, Юра! Ты уже решил задачу?
— Привет, Федя! Конечно, задача, то была пустяковая.
— А мне кажется, что задача трудная. В голове моей, прям какая-то каша получается.
— Заходи, я тебе всё объясню.
Юра с Федей вместе прочитали условия задачи, нарисовали схему и Федя понял, как решить задачу.
— Спасибо, Юра! Оказывается задача и совсем нетрудная.
— Пожалуйста.

Страница 18

Найдите в тексте слова автора, которые:
• передают настроение героя рассказа;

«Ай да Андрюшка, здорово прохватил!», «Опять здорово. Нам очень понравилось!»

• описывают его действия, мимику, жесты.

«И мы еле досидели до конца уроков, а потом побежали в малый зал на репетицию»
«И отвернулись, чтобы он не задавался»
«Мы с Мишкой так и прыснули»
«мы даже захлопали в ладоши»
«я очень громко орал»
«Но я пел только громко, не хотел петь потише»

Представьте, что вы — режиссёр спектакля. Посоветуйте актёрам, как лучше изобразить героя, каким голосом можно выразить его настроение. Разыграйте с друзьями сценку, в которой рассказывается, как проходило выступление. 

Актер, который будет играть Дениса, должен быть уверенным в себе, громко выкрикивать стихи под музыку. Миша должен быть более тихим.

Творческое задание

Страница 19

Готовимся к пересказу

Вспомните, что надо делать, если вам необходимо пересказать не весь рассказ, а какое-то одно событие. Как называется такой пересказ? Выберите правильное название: • подробный пересказ; • детальный пересказ: • выборочный пересказ; • краткий пересказ. Запишите план подготовки к такому пересказу.

Выборочный пересказ

1. Прочитать весь рассказ.
2. Определить границы пересказа.
3. Выделить событие, относящееся к теме выборочного пересказа.
4. Составить план.

Прочитайте рассказ Т. Коти «Поломойка». Выберите один из вариантов пересказа. Составьте план пересказа. Запишите его. Перескажите текст по плану.

Подробный пересказ рассказа Т. Коти «Поломойка».
План:
1. Подготовка Мишей шпаргалки для контрольной.
2. Спрятанная под парту шпаргалка.
3. Первое погружение под парту.
4. Второе погружение под парту.
5. Третье погружение под парту.
6. Оправдания Весёлкина перед учительницей.
7. Смех класса и вмешательство в разговор старосты.
8. Весёлкина о тправили мыть руки.
9. Учительница нашла шпаргалку.
10. Прозвище.

22-28

Ответы к странице 22-28. Волшебная сказка

ОБЪЯВЛЯЕМ КОНКУРС «Кто лучше всех знает волшебные сказки?»

1. Вспомните сказки, которые вы прочитали в 1 и во 2 классах. Вспомните их содержание и особенности.

1. «Лисичка-сестричка и волк»
2. «Лиса и журавль»
3. «Гуси-лебеди»
4. «Зимовье зверей»
5. «Петушок и бобовое зёрнышко»
6. «Как мужик гусей делил»
7. «Каша из топора»
8. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Подумайте и скажите, какие это сказки: бытовые, волшебные или сказки о животных? Заполните схемы, поставив номер.

Бытовые сказки
           6 7
Сказки о животных
         1 2 4 5
Волшебные сказки
           3 8

2. … Найдите и запишите начало и конец сказки.

Начало: «Жил был царь Берендей…»
Конец: «А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной…»

Найдите в сказке троекратные повторы. Запишите их.

Попытки сыновей царя Берендея выследить вора. Три раза Ивану с волком приходится самим похищать добро.

Найдите в сказке устойчивые выражения…

«Глаз не смыкал» (не спал), «сон и прочь с глаз» (расхотелось спать), «устал до смерточки» (сильно устал), «откуда ни возьмись» (вдруг), «служить верой-правдой» (честно), «синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает» (бежит быстро), «пущу нехорошую славу» (расскажу всем), «сослужишь мне службу» (сделаешь для меня что-то), «ещё пуще пригорюнился» (огорчился), «простился с ним навечно» (попрощался навсегда).

3. Ответьте на вопрос» «Почему мне нравится картина В Васнецова «Иван-царевич на сером волке?»…

Картина хорошо отражает волшебный мир сказки. В центре картины Иван-царевич и его верный друг — серый волк. Они везут Елену Прекрасную сквозь тёмный, угрюмый лес. Но вдали голубеют просветы синего неба. Справа — цветущие кусты. У героев еще есть надежда на спасение.

4. В учебнике вы познакомились со сказкой «Морозко». Найдите в ней слова и выражения, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку и старика. Запишите выбранные слова. 

Падчерица – «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету», «Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит…», «Ой, тепло, голубчик Морозушко!», «Идёт падчерица в злате-серебре, так и сияет».

Мачеха – «Ничем старухе не угодишь…», «Старая баба расходится – не скоро уймется», «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить», «…чтобы мои глаза её не видали!», «Старуха блины ей кидала и била её, собачка всё своё…», «Запрягай, старый хрыч, другую лошадь!…».

Мачехина дочка – «А родная дочь что ни сделает – за всё гладят по головке: умница», «Сгинь, пропади, проклятый Морозко!».

Старик – «Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь», «Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой».

Наш театр

Страница 26-28

Запишите слова и выражения, которыми принято начинать и заканчивать сказки.

«Жил-был…», «Жили-были…», «В тридевятом царстве в тридесятом государстве…».
«Стали жить-поживать…», «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец…», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Выберите призказки из предложений на с.94 учебника. Запишите их.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет, песню заводит, вниз идет, сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.

Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

29-38

Страница 29-38. Люби все живое

 Представьте, что у вашего друга нет нужной книги и он не может прочитать заданный рассказ. Вы могли бы помочь ему, кратко пересказав текст по телефону. Попробуйте передать содержание рассказа К. Паустовского «Барсучий нос». Вам помогут вопросы.

С чего начинается рассказ?
Когда и где происходит действие? 
Кто главный герой рассказа?
Кто первым услышал фырканье зверя?
Куда неожиданно прыгнул барсук?
Как барсук лечил свой нос?
Чем закончилась история?»

Рассказ начинается с описания ночёвки у костра.
Действие происходит осенью в лесу.
Главный герой рассказа – барсук, подобравшийся к костру. Его привлек запах жареной  картошки.
Первым фырканье зверя услышал мальчик.
Барсук неожиданно прыгнул к сковороде с картошкой, сунул туда нос и обжегся. 
Барсук лечил свой нос, засунув его в центр трухлявого пня.
История закончилась тем, что через год рассказчик встретил у озера барсука со шрамом на носу. Он узнал проказника.

Сравните текст художественного рассказа К. Паустовского «Барсучий нос» с текстом «Барсук» из энциклопедии. В чём особенность каждого из них? Чем тексты отличаются друг от друга? Что в них общего?

Различие
Рассказ написан в художественном стиле, а текст «Барсук» в публицистическом.
В рассказе выражено отношение автора к происходящему.

Сходство
Оба текста про барсука.
Оба содержат описание барсука.

Страница 30

Читаем и наблюдаем

Видели ли вы когда-нибудь, как умывается кошка? А как она умывает своих котят? Выберите фразы из стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок», которые совпадают с вашими наблюдениями. Добавьте ваши предложения. Запишите их.

Кошки моются и умывают котят своим языком. Когда кошки вылизывают котят, они мурлычат. Когда котята подрастают, он учатся умываться самостоятельно.

Мастерская писателя

Страница 31

Вспомните рассказ В. Бианки «Приключения Муравьишки». Безусловно, писатель не смог бы рассказать историю маленького Муравьишки, если бы не был наблюдательным и любознательным человеком. Автор знал и любил русскую природу, лес и его обитателей. Рассказывая о приключениях Муравьишки, он познакомил читателей с разными насекомыми и их жизнью. Попробуйте и вы написать свой рассказ, продолжив приключения Муравьишки в лесу. Вы много раз встречали в своей жизни бабочек, наблюдали за ними, рассматривали, восхищались их красотой. Вспомните, что вы знаете о бабочках. Подумайте, где можно найти научно-познавательный текст о бабочках.

Выберите правильный ответ: Энциклопедия Книга В. Бианки Сборник сказок о животных

Представьте, что Муравьишка повстречал на своём пути красавицу-Бабочку. Подумайте, как Бабочка могла бы помочь Муравьишке добраться до дома. Что она могла ему сказать, что для него сделать? Составьте план своего рассказа. Запишите рассказ в тетрадь. Справиться с заданием вам поможет «Словарная коробочка».

План рассказа «Муравьишка и Бабочка».
1. Встреча Муравьишки и Бабочки.
4. Полет домой.
5. Возвращение

                                                    Муравьишка и бабочка
         Полз Муравьишка домой, да не успевал к сроку. Солнышко все жарче припекает. Устал Муравьишка, пить захотел, а воды нет нигде. Сел он под цветочек, пригорюнился. Вдруг красавица-Бабочка прилетела и села на цветок. Муравей попросил ее отвезти его домой. Бабочка посадила его себе на спинку и полетела. Вот и цветочный луг кончился, впереди знакомый лес ветками машет. Вот уже виден дом. Муравьишка поблагодарил Бабочку за помощь.

Наш театр

Страница 33-35

Перечитайте рассказ М. Горького «Воробьишко». Подготовьтесь к его инсценированию. Для этого: «распределите роли, назначьте режиссёра; • обсудите особенности характера и поведения каждого персонажа; • нарисуйте словесный портрет каждого персонажа (обратите внимание на его речь, движения, поступки); • прочитайте произведение в лицах. Для того чтобы разыграть спектакль, необходимо создать сценарий и составить список действующих лиц с их характеристиками. Попробуйте создать по образцу список действующих лиц и исполнителей к спектаклю по рассказу М. Горького «Воробьишко»: запишите имена всех действующих лиц, дайте им краткую характеристику, укажите исполнителей.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Пудик — желторотый воробьишко.
Воробьиха — мама Пудика.
Воробей – папа Пудика.
Рыжая кошка – охотница за воробьями.

ИСПОЛНИТЕЛИ
Одноклассники

Нарисуйте словесный портрет каждого персонажа.

Пудик – непослушный желторотый воробьишка, еще не умеет летать, а только чирикает. Сочинил стихотворение «Эх, бескрылый человек…».
Воробьиха – мама Пудика. Она воспитывала воробьишку, учила уму-разуму. 
Воробей – добытчик. Кормил семью.
Рыжая кошка – охотница, желающая полакомиться воробышком.

Страница 36-37

Пишем сценарий

Разделите текст М. Горького «Воробьишко» на части. Определите основную мысль каждой части. Выберите самые интересные моменты рассказа. Опираясь на них, попробуйте создать сценарий. Начало его дано как образец. Напротив имени каждого героя запишите его слова так, чтобы получился связный диалог. Для этого выберите из рассказа самые интересные фразы (реплики) героев. Не забудьте указывать ремарки автора. Распределите роли, сделайте костюмы и придумайте декорации. Разыграйте спектакль по созданному сценарию.

           Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, и жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать – что такое божий мир и годится ли он для него?
  Воробьиха. Что, что?
  Пудик (потряхивая крыльями и глядя на землю, чирикает). Чересчур черна, чересчур! Прилетел папаша, принёс букашек Пудику.
  Воробей (хвастается). Чив ли я?
  Воробьиха (одобрительно). Чив, чив!
  Пудик (про себя). Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо! Пудик всё высовывается из гнезда, всё разглядывает.
  Воробьиха (обеспокоенно). Чадо, чадо, смотри – чебурахнешься!
  Пудик. Чем, чем?
  Воробей (объясняет, улетая на охоту). Да не чем, а упадёшь на землю, кошка – чик! И слопает!

Подул ветер.
Воробьиха (строго). Осторожно, ветер сдует тебя и бросит на землю – кошке!
Пудик (возмущенно). А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет. А это кто там идёт? Кошка ему крылья откусила?
Воробьиха (спокойно). Это человек, у людей нет крыльев. Будь у них крылья, они бы переловили нас, как мы с папой мошек.
Пудик (весело). Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел он так и вывалился из гнезда. Откуда ни возьмись — кошка.
Кошка (сладко): полакомлюсь сейчас.
Воробьих слетела вниз.
Воробьиха (грозно). Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно.
И Пудик улетелел. А кошка осталась ни с чем.

Страница 38

Вы уже познакомились с рассказом Д.Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Выберите понравившуюся вам часть рассказа. Озаглавьте её. 
Напишите свой вариант плана этой части.

1 глава.  «Судьба».

План:
1. Первые холода
2. Птичья философия
6. Серая Шейка не может летать
8. Трудное решение

4 глава.  «Спасение Серой Шейки».

План:
1. Охота на зайцев
2. Зайцы разбежались
3. Лиса
4. Промах
5. Появление Серой шейки
6. Новый дом уточки

39-42

Ответы на вопросы страницы 39-42. Картины русской природы

Внимательно рассмотрите в учебнике репродукцию картины И. Шишкина «Зимой в лесу». Опишите картину, опираясь на следующие вопросы: • Каков жанр произведения (портрет, пейзаж, натюрморт)? • Какое время года изображено на картине? • Что изображено на картине? • Какими красками воспользовался художник, чтобы передать образ зимы? • Какие краски преобладают на картине? Почему? • О чём хотел рассказать нам художник? • Какие чувства вызывает у вас эта картина?

        На картине  И. Шишкина «Зимой в лесу» изображен пейзаж. Мы видим зимний лес, укрытый снегом. На переднем плане картины нарисованы тёмные, шершавые стволы деревьев, запорошенные снежком. На их ветвях  лежит пушистый иней. Земля и сухие травы укрыты белым снежным ковром, от этого становится очень светло. Чувствуется, что погода спокойная, безветренная. Для изображения леса в правой части полотна художник использовал более тёмные краски, чтобы показать, что лес густой. Слева лесок более редкий, там растут тоненькие молодые деревца. В середине картины лес будто расступается. За ним заснеженный луг или поле. Вдали и над лесом взгляду открывается ярко-голубое небо.
      По картине понятно, что художник знает и любит красоту русской зимы. Глядя на картину, я тоже ощущаю любовь к русской природе и желание оказаться в этом сказочно красивом лесу.

Разные варианты сочинения можете посмотреть по ссылке >>

Мастерская писателя

Страница 40-42

Читаем и размышляем Т. Коти Метель

Ах, какая снежная, белая метель.
Крутится, вертится, словно карусель.
Заметает улицу, как лиса хвостом.
Не найти прохожим даже нужный дом.
В кружевные сети ловит нас зима.
Заметает ветер целые дома.
Не боюсь метели, санки подхвачу
И с высокой горки с вихрем покачу.
Пусть снежинки колкие пляшут и звенят.
Снова жду на горке я школьников-ребят.
Вместе будем весело в саночках летать.
Под метель задорные песни распевать!
Прочитайте стихотворение. Найдите в стихотворении средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты, которые помогли автору описать русскую зиму. Запишите их.

Сравнения: «крутится, вертится, словно карусель»; «заметает улицу, как лиса хвостом».
Олицетворения: «в кружевные сети ловит нас зима»; «пусть снежинки колкие пляшут и звенят»; «будем весело в саночках летать».
Эпитеты: «снежная метель»; «белая метель»; «с вихрем покачу».

Представьте, что вы — художник и вам нужно проиллюстрировать это стихотворение. Опишите, какой вы видите будущую иллюстрацию, что и как вы нарисуете, краски какого цвета вам потребуются. Придумайте название иллюстрации. Запишите свои размышления. В этом вам поможет «Словарная коробочка» и «Словарик юного художника».

                     Матушка Зима
Я нарисую портрет Зимы и попытаюсь живописно изобразить образ Метели. Потребуются краски белого и синего цвета, чтобы передать белизну снега и мороз. Я назову иллюстрацию «Матушка Зима».

43-51

Страница 43-51. Великие русские писатели

Ваня: Аня, назови мне слово, состоящее из 11 букв, начинающееся на букву «И».
Аня: Такое длинное слово трудно отгадать.
Ваня: Тогда слушай подсказку: это слово означает картину, поясняющую текст книги.
Аня: Так бы сразу и сказал! Я знаю это слово! Пусть ребята попробуют отгадать.

Иллюстрация.

А как называют художника, оформляющего книги?

Иллюстратор.

Рассмотрите иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…» А. Пушкина. Прочитайте под ними подписи. Вспомните основные события сказки. Все ли иллюстрации подписаны? (Нет) Дайте названия оставшимся иллюстрациям. На основе подписей к иллюстрациям составьте план сказки. Запишите его. План

1. Царь Салтан уходит в поход
2. Нападение коршуна
3. Комар впился тётке в глаз
4. Корабль
5. Гости
6. 33 богатыря
7. Заморские гости
8. Шмель кусает бабушку
9. Шмель улетает
10. Князь Гвидон встречает царевну Лебедь
11. Ткачиха, повориха и Бабариха не хотят пустить царя
12. Царь Салтан разгневан

План сказки:

1. Обман царя Салтана
2. Чудесное спасение Гвидона
3. Златоглавый город князя Гвидона
4. Первое превращение князя Гвидона
5. Первое чудо
6. Второе превращение князя Гвидона
7. Второе чудо
8. Третье превращение
9. Третье чудо
10. Счастливый конец

Вспомните творчество художника-иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина. Какие иллюстрации вам больше всего понравились? Почему? Попробуйте доказать своё мнение. Составьте небольшое высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации И. Билибина». В этом вам поможет «Словарная коробочка». Начните так: С замечательными иллюстрациями И.Билибина я познакомился при чтении

… сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». В них царит атмосфера старины. На иллюстрациях показан русский быт. Рисунки Билибина похожи на расписные узоры. Они переносят нас в сказку. Интересно рассматривать иллюстрации и сравнивать их с тем, что написано в сказке.

Ваня: Аня, помоги мне заполнить таблицу. Видишь, слева записаны крылатые фразы из басен Йвана Андреевича Крылова, а справа нужно написать, из каких басен они взяты. Несколько басен я вспомнил. Аня: Конечно! Давай попробуем вспомнить вместе басни И. Крылова. И ребята пусть нам помогут.

ВЫРАЖЕНИЯ                                                           БАСНИ
1. «А Васька слушает да ест» —                        «Кот и Повар»
2. «А бы, друзья, как ни садитесь;  
    всё в музыканты не годитесь!» —                   «Квартет»
3. «А ларчик просто открывался» —                  «Ларчик»

4. «Уж сколько раз твердили миру,
что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
и в сердце льстец всегда отыщет уголок» — «Ворона и Лисица»
5. «Ты сер, а я, приятель, сед,
и волчью вашу я давно натуру знаю»   — «Волк на псарне»
6. ,«Чем кумушек считать трудиться,
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» — «Зеркало и Обезьяна»
7. «Хоть видит око, да зуб неймёт» — «Лисица и Виноград»

Перечитайте басню И. Крылова «Чиж и Голубь». Определите основную мысль произведения. Запишите её.

Не смейся над другими, чтобы не посмеялись над тобой.

Наблюдаем и размышляем

Страница 46

Попробуйте разобраться в своём характере. Подумайте, какие у вас есть достоинства и недостатки. Какие недостатки вы хотели бы исправить? Обсудите с другом. Запишите ваши пожелания по схеме.
Достоинства — недостатки — хочу исправиться
Ум — хвастовство — не буду хвастаться
Смелость — ложь — не буду лгать

Доброта — непунктуальность — буду пунктуальным
Хорошая фантазия — раздражительность — не буду раздражаться по пустякам

Составьте план рассказа Л. Толстого «Лебеди». Для этого: » разделите текст на смысловые части; • определите основную мысль каждой части; • озаглавьте каждую часть.

План

1. Стая лебедей
2. Молодой лебедь
3. Ночёвка на воде
4. В дорогу

Читаем и исправляем

Страница 49

Помогите Ане и Ване. Подумайте, как следует изменить некоторые фразы, чтобы они звучали не только смешно, но и правильно. Запишите получившийся текст.

                                    Поход
    Летом мы с ребятами ходили в поход. Поход был ну очень интересный. Мой рюкзак был самый большой. Но мне было легко. Я сам его тащил. До речки. А речка была малюсенькая. Целый ручей. Мы решили идти вброд. Но я поскользнулся и упал в воду. И вся еда в рюкзаке измокла. На ужин мы ели мокрые макаронины и печенины. Но зато нам было намного веселей и смешней.

                                               Поход
     Летом мы с ребятами ходили в поход. В походе было очень интересно. Мой рюкзак был самым большим, но мне было не тяжело. До речки я его донёс сам. Речка была маленькая. Она походила на ручей. Мы решили идти вброд. Я поскользнулся и упал в воду. Вся еда у меня в рюкзаке вымокла, поэтому на ужин мы ели вымокшие макароны и печнье. От этого нам было очень весело и смешно.

Есть ли согласие между вами и вашими друзьями? Обсудите с другом ваши суждения на эту тему. Закончите предложение: Я
считаю, что слово согласие означает…..

…понимание друг друга и стремление действовать сообща.

52-54

Ответы на вопросы стр. 52-54. Литературная сказка

ВИКТОРИНА

1. в учебнике вы прочитали сказку Дж. Родари «Волшебный барабан». Чем удивительна и необычна эта сказка? Придумайте своё окончание сказки. Запишите его. 

Сказка Дж. Родари удивительна и необычна тем, что в ней сразу три разных концовки.

                         Моё окончание сказки Дж.Родари «Волшебный барабан»
             Шёл барабанщик дальше и встретил маленького мальчика. Мальчик сидел на лавочке, прислонившись к забору. Все ребята играли, веселились, а он сидел грусный. Солдат спросил, почему мальчик грустит. Ребёнок ответил, что с рождения не может ходить. Барабанщик захотел развеселить его музыкой и заиграл на барабане. Но мальчик все равно грустил. Барабанщик бил в барабан все сильнее и сильнее и вдруг мальчик встал и заплясал. Бараба лопнул, а мальчик продолжал плясать. Теперь он мог ходить. На доброе дело и барабана не жаль.

2. Найдите в «Лунной сказке» Т. Собакина средства художественной выразительности. Запишите их. Заяц (какой?) Волк (какой?) Город (какой?)_____ Звезда (какая?) _ Метла (какая?)

Заяц (какой?)       лунный        
Волк (какой?)       лунный         
Город (какой?)     сонный        
Звезда (какая?)    шоколадная
Метла (какая?)     ветренная    

3. Найдите в «Сказке о серебряном соколе» Ю. Коваля предложения, в которых дано описание главного героя. Как вы думаете, какие черты характера присущи солдату? Запишите их, продолжив ряд слов.

Доброта, чуткость, отзывчивость,

смелость, бескорыстие, простодушие, мудрость.

4. Отметьте, как поступал солдат в каждой ситуации:

служил по душе;
служил за деньги;
служил по совести;
служил — не тужил;
поступал, как сердце прикажет;
поступал, как приказывали;
старался всем помочь;
думал только о своей выгоде.

Пользуясь выбранными выражениями, устно опишите главного героя сказки — солдата.

НАШ ТЕАТР

Страница 54

Перечитайте, сказку С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Подготовьтесь разыграть спектакль. Представьте, что вы — режиссёр. Дайте свои рекомендации актёрам. Посоветуйте, как нужно произносить реплики, каким голосом и с какой интонацией. По предложенному образцу запишите действующих лиц спектакля, а рядом дайте свои пояснения. Образец: Кряква — говорит доброжелательно.

Козлёнок – с мамой говорит смело и упрямо, с другими жалобно.
Коза – говорит тревожно.
Свинья – говорит самоуверенно.
Кряква – говорит доброжелательно.
Старый Волк – говорит со злостью.
Волчица – говорит нетерпеливо.
Зайцы – говорят тихо хором.
Журавли – говорят громко хором.
Цапля – говорит громко.
Аист – говорит заинтересованно.
Бобры – говорят громко и смело.
Воробей – говорит жалобно.
Синичка –  говорит громко, быстро.
Три волка-разбойника – говорят самоуверенно.
Козёл – говорит вежливо.

55-63

Страница 55-63. Картины родной природы

В учебнике вы познакомились с произведением И. Соколова-Микитова «Март в лесу». Перечитайте особенно понравившиеся строки этой необычной пейзажной зарисовки. Придумайте с друзьями небольшой текст-зарисовку на тему «Мелодии весеннего леса», используйте слова и выражения, которые даны в «Словарной коробочке». Озаглавьте получившийся текст.
СЛОВАРНАЯ КОРОБОЧКА
Сказочное настроение Трель соловья Постукивание дятла Гулкое уханье совы Журчание ручейка Шелест листвы Звонкая капель Радостные перепевы птиц Весенние лучики солнца

                                Зарисовка на тему «Мелодии весеннего леса»                                          

                               Звучание весны
   Весенний лес создает сказочное настроение. Издали слышна трель соловья. То и дело раздается с разных сторон постукивание дятла. По ночам можно услышать глухое уханье совы. Эти звуки дополняет журчание ручейка, шелест листвы и звонкая капель. Отовсюду раздаются радостные перепевы птиц. Весенние лучики солнца согревают землю.

Страница 56

Наблюдали ли вы интересные изменения природы весной? Составьте рассказ, озаглавьте его и запишите.

                                 Подснежники
        Ранней весной, когда начинает пригревать солнышко, на проталинках появляются подснежники. Снег еще не стаял, а эти отважные цветочки уже проклюнулись сквозь холодную землю. Они радуют глаз и говорят о том, что скоро вся природа оживёт и покроется зеленью.

Страница 57

В учебнике вы познакомились с произведением Саши Чёрного «Летом». Найдите в тексте средства художественной выразительности.
Запишите их.

Эпитеты: студёный пруд, толстуха-мать, облака плывут.
Сравнения: пруд синеет круглой кашкой, тени вьются, словно дым.
Олицетворения: ветер-самолёт, рябинка вечно с ветром не в ладу, бежит тропинка, солнце брызнуло полоской.

Рассмотрите репродукцию картины А.Рылова «Зелёный шум». Сопоставьте её со стихотворением Саши Чёрного «Летом». Составьте рассказа по картине, озаглавьте его и запишите.

                                 Ветренный день
          На картине А.Рылова «Зелёный шум» изображен ветренный день. Гнутся деревья, ветер срывает с них зелёную листву и кружит её в небе. Быстро бегут по небу облака. С возвышенности открывается чудесный вид на необъятные просторы. Перед нами синеет река с белыми парусами лодок. Ветер подгоняет их в своем беге. Художнику отлично удалось передать ощущение восторга от веселого шума берез, от широкого простора реки.

Страница 58

В учебнике вы познакомились с произведением Ф. Тютчева «В небе тают облака…». Перечитайте понравившиеся строки стихотворения. Какие средства художественной выразительности есть в этом стихотворении? Как они называются? Запишите их.

Эпитеты: лучистая река; зеркало стальное; к немым дубравам; с белеющих полей.
Сравнения: словно зеркало стальное.
Олицетворения: тают облака, катится река, поля дышат. 

Посмотрите репродукцию картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки». О чём хотел рассказать художник? Выразите своё отношение к картине в небольшом рассказе. Запишите его. Озаглавьте получившийся текст.

                              Спокойствие природы
На картине А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки» мы видим тихий летний день. У реки пасется стадо коров, видимо неподалёку есть деревенька или село. Погода спокойная и безветренная. Небо отражается в водной глади. Солнца не видно, а значит не слишком жарко. Сосны величаво возвышаются над гладью реки. Художник хотел показать покой и умиротворение, которое может царить в природе в летний день.

Мастерская писателя

Страница 60

Т. Коти
В родном краю
Мне на тебя не наглядеться,
Пока дышу, пока живу.
Любовь к земле родится в сердце.
Как тонкий стебель на ветру.
Мне всё в краю родимом мило.
Мне всё здесь душу веселит:
Вьюнок запутался игриво
И речка песенку журчит.
Вот белокрылая ромашка
Открыла солнечный глазок
И видит лес, луга и пашни
И цвета неба василёк.
Вот одуванчик распушился
И разлетелся от лица.
Дубок при встрече поклонился
И машет веткой до крыльца.
Мне на тебя не наглядеться.
Заветный с детства уголок.
Любовь к земле родится в сердце
И расцветает как цветок!
Прочитайте стихотворение. Найдите в стихотворении средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты, которые помогли автору описать природу родного края. Запишите их.

Сравнения: как тонкий стебель на ветру, и расцветает как цветок.
Олицетворения: речка песенку журчит, ромашка открыла солнечный глазок, дубок при встрече поклонился и машет веткой.
Эпитеты: в краю родимом, запутался игриво, белокрылая ромашка, солнечный глазок, цвета неба василёк, заветный с детства уголок.

Выпишите из стихотворения слова и выражения, которыми автор описывает своё отношение к родному краю.

«Мне на тебя не наглядеться, пока дышу, пока живу.»
«Любовь к земле родится в сердце…»
«Мне всё в краю родимом мило, мне всё здесь душу веселит…»
«…заветный с детства уголок…»

Какое время года описывается в стихотворении? Определите основную мысль стихотворения. Найдите строки, её выражающие. Запишите их.

Лето. Главная мысль: любовь к родному краю.
«Мне всё в краю родимом мило».

Как вы думаете, можно ли эти стихи положить на музыку? Докажите своё мнение. 

Можно. Если прочитать эти строки нараспев, рождается мелодия.

Страница 62

Какие чувства вы испытывали, читая эти стихи? Какие места описывает автор? Знакомы ли они вам? Видели ли вы подобные места в своём краю? Запишите свои мысли.

В родном краю всё мило душе. В России широкие просторы, поля леса, луга, многие картины природы повторяются. Это описание напомнило мне мой родной край. У нас тоже растут на лугах ромашки, васильки и одуванчики. Я испытываю чувство городости за свою родину, читая эти строки.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение. Как и какими красками вы бы рисовали? Опишите устно получившуюся картину.

Для этой картины хорошо подошла бы акварель, чтобы передать нежность цветов и зелени. Нужно нарисовать луг и речку. На лугу вьнки, ромашки, одуваничик. На берегу стоит молодой дубок.

Страница 63

Творческое задание

Пишем рассказ

                                       В родном краю 
              В моем родном краю природа прекрасна. У нас много лесов, лугов, рек и озёр. Белоствольные березы опускают свои ветви к самой земле. Сосны величаво тянутся в высь. В глади озер и рек отражается лазурное небо. Осинки шуршат своими узорчатыми листиками. На лугах пестрят разноцветные цветы — ромашки, колокольчики, дикая гвоздика, вьюнок. Я люблю свой родной край.

Всё, конец тетради!

                              Тема: Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Цель: Доведение до понимания дошкольников основной мысли произведения Н. Носова «Живая шляпа».

Образовательная: Учить слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать монологическую и диалогическую связную детей.

Развивающая: Развивать представления о юмористической ситуации, на примере поведения героев рассказа.  

Воспитательная: Воспитывать культуру поведения и восприятия художественных произведений.

Словарная работа: Активизация словаря:  кабинет, шляпа.
Обогащение словаря:  комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, клюшка.
Планируемый результат: Понимание основной мысли произведения.

Предварительная работа: Чтение книг Н. Носова «Огурцы», «Заплатка»,

«Мишкина каша». Рассматривание иллюстраций к данным произведениям. Беседа о писателе Н. Носове, внесение в речевой уголок его портрета.

Этапы

Задачи этапов

Деятельность педагога

Методы,

формы,

приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат каждого этапа

1.

Организационно-мотивационный

Вызвать интерес к новому произведению.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком писателе идет речь? Герои книг его весёлые, смешные. Вот Мишка варит кашу и пыхтит, а каша из кастрюли убегает, наверное,  на улицу спешит!

А какие еще произведения Н. Носова вы знаете?

Худ. слово.

Это «Мишкина каша», Николай Носов написал.

Дети называют.

Вызвать положительные эмоции от воспоминания произведения знакомого писателя.

2.

Основной этап.

2.1

Этап постановки проблемы.

Подготовка к восприятию рассказа.

А хотели бы вы познакомиться с новыми рассказами этого

замечательного писателя? Тогда я спешу вас порадовать.

Сегодня мы будем читать рассказ Н. Носова, который называется «Живая шляпа». Эта увлекательная история, которая произошла с двумя мальчиками и одним маленьким котенком. Только при чем здесь шляпа, да еще живая!?

Вопросный

Аннотация.

Конечно, хотели бы.

Приготовиться к слушанию.

2.2

Этап ознакомления с новым материалом.

Познакомить с содержанием рассказа.

Итак, Н. Носов «Живая шляпа».

Чтение педагога.

Вам понравился рассказ? Почему?

Кто вас так насмешил?

А им было смешно?

А чего они испугались?

А шляпа может быть живой?

Теперь понятно, почему рассказ называется «Живая шляпа»?

Давайте поиграем, ребята.

Кошка прятаться любила,

Кошка спрятаться решила.

Мы её везде искали,

Мы её повсюду звали:

« Кис-кис-кис, кис-кис- выходи к нам, покажись!

В дом тебя мы унесем,

И напоим молоком.

Словесный

Вопросно-ответный

Игровой

Да. Он смешной.

Дети, ребята. Как они картошкой бросались, клюшкой, кочергой.

Нет, им было страшно.

Живой шляпы.

 Нет, под ней котенок сидел, он двигал шляпу.

Конечно, понятно. Очень смешной рассказ.

Приседают.

Ходьба.

Повороты головы.

Наклоны туловища.

Гладят воображаемую кошку на плече.

Слушание рассказа, понимание авторского замысла.

Чередование вида деятельности.

2.3

Этап практического решения проблемы.

Закрепление материала.

Ребята, посмотрите, у меня три иллюстрации к рассказу. Одна иллюстрация- это начало рассказа, вторая- середина- главные события, ну, а третья часть завершение рассказа. Внимательно посмотрите, и скажите, где начало истории?

Итак, первая иллюстрация.

Что делали мальчики?
— А как их звали? 
— Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
— Расскажите, как мальчики испугались.
— Покажите, как они испугались!

Какое бы название вы дали первой части рассказа?

Вы, ребята, верно подметили, что главное событие произошло в первой части рассказа. А можем мы назвать «Необъяснимое явление»?

Итак, вторая иллюстрация.

 
— Какие средства мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
— Кому пришла в голову идея бросаться картошкой?

— Как узнали мальчики секрет шляпы?

Как бы вы озаглавили эту часть рассказа?

Замечательное название.

А теперь последняя иллюстрация.

— Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.

Как можно назвать эту часть рассказа?

Давайте так и озаглавим.


Ребята, а  как бы вы поступили на месте мальчиков?
Подумайте, потом мне расскажете.

Словесный,

Наглядный.

Дети выставляют в соответствии с событиями рассказа.

Рисовали.

Володя и Владик.

Она поползла.

Пересказывают.

Показывают.

Шляпа оживилась, Шляпа поползла.

Да-да. Можем.

Дети перечисляют.

Вовке.

Швыряли картошкой и шляпа подскочила  к верху.

« Сражение»

«Милый котенок».

Пересказ текста, придумывание названий к каждой части рассказа.

3.

Заключительный этап.

Подведение итога

Вот и познакомились с еще одним произведением (кого?)

Все было в этом рассказе и страх, и удивление, и грусть и смех.

Хотели бы вы еще послушать рассказы этого писателя?

Мы обязательно это сделаем. А пока книга Н. Носова «Живая шляпа» займет достойное место в нашем книжном уголке.

Обобщение.

Похвала.

Н. Носова «Живая шляпа».

Делятся впечатлениями, относят книгу  в уголок, рассматривают иллюстрации.

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 79-84.

1. Выбери из рассказа «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?

Работа любит не молодца, а незалёжливого. 

Чтобы сделать работу человеку не нужно быть красавцем, он должен быть не ленивым и трудолюбивым.

Глаза страшатся, руки делают.

Иногда страшно приступать к работе, потому что её очень много, но начав, можно быстро закончить даже самую долгую работу.

Основная мысль рассказа: Работай неспешно, но качественно.

Пословицы говорят о трудолюбии. Они помогают понять, что если не лениться, то можно сделать всё.

Я согласна, что писатель хотел выразить любовь к народной культуре. Он пишет о народном умельце и использует народные пословицы. Это всё составные части народной культуры.

2. Обсудите с другом выражение «Комар носа не подточит». Объясните его смысл. Запиши беседу.

Беседа о выражении «Комар носа не подточит» для 3 класса

— Как ты думаешь, что означает это выражение?

— Я считаю, что оно используется, когда хотят сказать о чём-то идеальном, совершенном.

— То есть о работе, к которой не может быть претензий?

— Ну да. Если всё сделано на совесть, то и комар носа не подточит. Нет в работе никаких изъянов.

— Да, я тоже так думаю.

3. Почему Афоне стало скучно жить на свете? Запиши свои мысли.

Мальчик заскучал, потому что остался один. Отец воевал, мать работала, а старенький дед постоянно спал. 

Афоня скучал потому, что ему не с кем было поговорить, поиграть, нечем было заняться.

4. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?

Примеры вопросов по содержанию рассказа «Цветок на земле» и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа «Ещё мама», чтобы ты ответил?

Основная мысль рассказа «Ещё мама»: Учительница — вторая мама для каждого ребёнка, она заботится о нём и любит так же, как родная мать.

6. Найди в библиотеке сборник рассказов Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составь список.

Список рассказов Н. Носова из сборника «Мишкина каша», «Эксмо», 2014 год.

  1. «Мишкина каша»
  2. «Дружок»
  3. «Телефон»
  4. «Бенгальские огни»
  5. «Тук-тук-тук»
  6. «Огородники»
  7. «Клякса»
  8. «Федина задача»
  9. «Находчивость»
  10. «Наш каток»
  11. «Замазка»
  12. «Фантазёры»

7. Как ты общаешься с друзьями по телефону? О чём вы говорите? Придумайте диалог.

Мы очень хорошо общаемся по телефону с друзьями. Мы созваниваемся каждый вечер, но чаще используем мессенджеры. Мы обсуждаем новости, уроки, увлечения, планируем, что будем делать.

Пример диалога «Разговор по телефону» для инсценировки в лицах можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни. Сочини рассказ о своём друге детства. Запиши план.

Мне пригодятся в дальнейшей жизни следующие мысли:

— Работать нужно не спеша, но качественно.

— Найди себе дело и не будет скуки.

— Учиться нужно всегда.

— Относись к людям хорошо, и люди будут хорошо относиться к тебе.

— Начиная какое-либо дело, нужно всё взвесить и распланировать.

— Нельзя делать несколько дел сразу

План рассказа о друге детства для 3 класса

  1. Моя подруга детства.
  2. Что мы делали вместе.
  3. Что любила Ира.
  4. Обиды и ссоры.
  5. Примирение.
  6. Мы до сих пор друзья.

Рассказ о друге детства для 3 класса

В детстве у меня была подруга и звали её Ира.

Она была весёлой девочкой, но часто обижалась по пустякам.

Мы вместе играли, ходили в садик, рисовали и читали книжки.

Ира любила забирать себе самые интересные книжки и самые яркие карандаши. Но я не обижалась, потому что у меня всё равно оставалось, что почитать и чем порисовать.

А вот Ира часто обижалась, если я что-то ей не давала.

Но даже если мы ссорились, на следующий день мы мирились. И даже придумали свой ритуал для примирения.

Мы брали друг друга за мизинцы, трясли их, и повторяли: «Мирись, мирись, больше не дерись».

А потом смеялись и бегали друг за другом.

Я и сейчас дружу с Ирой, хотя её родители переехали, и она живёт теперь в другом районе.

9. Какие из прочитанных рассказов можно назвать весёлыми, юмористическими? Почему? Выбери выражения. Что ещё объединяет эти произведения? Запиши.

Отметим плюсом следующие выражения:

+ Герои произведения изображены в смешном виде.

+ Нелепое поведение героя, поступки вызывают улыбку.

+ Весёлая концовка произведения.

Юмористическими можно назвать рассказы «Золотые слова», «Великие путешественники», «Федина задача», «Телефон». 

Эти произведения ещё объединяет то, что все они про детей.

10. Ты прочитал очень смешной рассказ Носова и решил поделиться своими впечатлениями с приятелем. Оказалось, что он тоже читал этот рассказ. Запиши вашу беседу.

Беседа с приятелем о рассказе Носова «Мишкина каша»

— А ты знаешь, я вчера прочитала классную книжку. Она называется «Мишкина каша». О мальчиках, которые остались на даче и пытались сварить себе кашу, а потом пожарить рыбу.

— Да ты что? А я тоже её читала, но в прошлом месяце.

— И как тебе, понравилось?

— Весёлая книжка! Так столько смешного!

— Я тоже смеялась, чуть со стула не упала!

— А что тебя насмешило больше всего?

— Мне понравился эпизод, когда каша полезла из кастрюли.

— А мне — как они пытались набрать воду в колодце.

— А ты помнишь имена главных героев?

— Конечно, Миша и Я.

— Ты?

— Да нет, это просто рассказ от первого лица написан. И один мальчик всё время себя Я называет. А имя не говорит.

— Ага, точно. Надо ещё что-нибудь из рассказов писателя Носова почитать.

11. Что у тебя хорошо получается? Выбери правильный ответ.

Выбираем ответы:

+ Задавать вопросы по тексту.

+ Находить эпизоды, позволяющие отстоять свою точку зрения.

+ Составлять список книг для выставки.

12. Что у тебя вызывает трудности?

+ Если у меня что-то плохо получается, я не знаю, как это исправить.

1

  • Основная мысль рассказа танька
  • Основная мысль рассказа тайное становится явным драгунский
  • Основная мысль рассказа судьба человека шолохов
  • Основная мысль рассказа старуха изергиль
  • Основная мысль рассказа станционный смотритель 7 класс