Основная мысль рассказа сигнал гаршин

Предмет: литературное чтение.умк: начальная школа xxi века.тема: в.м. гаршин лягушка-путешественница.тип урока: урок открытия новых знаний.цель: формирование позитивного отношения к слушанию

Предмет: Литературное
чтение.

УМК: «Начальная
школа XXI века
».

Тема: В.М. Гаршин
«Лягушка-путешественница».

Тип урока: урок «открытия»
новых знаний.

Цель: формирование
позитивного отношения к слушанию и чтению книг.

       
подвести учащихся к пониманию основной мысли
произведения посредством анализа содержания сказки.

       
воспитывать любовь к сказкам, интерес к
творчеству В.М. Гаршина.

Оборудование: Литературное
чтение. 4 класс, часть 1. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, портрет В.М.
Гаршина.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД:

1.Организационный
момент.


Прозвенел и смолк звонок,

  
Начинаем мы урок.

  
Улыбнулись, потянулись,

  
Друг на друга посмотрели

  
И спокойно, тихо сели.


Настроение у всех хорошее?

Хорошо.

Давайте
проверим готовность к уроку. На парте должен лежать учебник по литературному
чтению.

Вспомним,
как мы должны сидеть за партой: держите спину ровно, локти положите на стол,
ноги поставьте вместе на пол.

Я
надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем  урок с пользой для нас всех.

Приветствуют
учителя. Настраиваются на учебную деятельность.

Да!

Проверяют
готовность к уроку.

Личностные:

отношение
к учению.

Регулятивные:

настрой
на организацию учебной деятельности.

Коммуникативные:

проявлять
эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

2.Актуализация
знаний. Целеполагание.

Посмотрите,
пожалуйста, на доску.

На
доске:

На лугу
по кочкам

 
Прыгают листочки!

 
Выпуклые глазки

 
И кривые лапки.

 
Только где же ушки?!

 
У зеленой …

Ребята,
давайте с вами прочтём загадку медленно. Я чуть громче, а вы чуть тише.

На лугу
по кочкам

 
Прыгают листочки!

 
Выпуклые глазки

 
И кривые лапки.

 
Только где же ушки?!

 
У зеленой …

Эту же
загадку прочитайте с интонацией удивления.

А теперь
с интонацией страха.

Ребята,
а что вы знаете о лягушках?

Лягу́шки распространены почти повсеместно. Они пользуются
в фольклоре разных народов большой популярностью. Их боятся убивать, так как
считают, что они каким-то образом связаны с загадочным миром. В давние
времена жаба и лягушка были важнейшими помощниками ведьм и колдунов: они
использовались в лечебной и вредоносной магии, но в то же время у всех
народов считалось, что вместе с лягушкой в дом входит удача.

Вы,
наверное, догадались, что мы сегодня будем работать с произведением, в
котором говорится о… (О ком?)

А чтобы
точно определить название произведения я подготовила интересное задание.

На
доске:

image001

image002

Пользуясь
схемой, определите название произведения.

Это
произведение написал В.М. Гаршин.

Ребята,
кто может сформулировать тему нашего урока?

Ребята,
а кто такие путешественники?

Любите
ли вы путешествовать?

А на чём
можно путешествовать?

Как вы
думаете, произведение «Лягушка-путешественница» к какому жанру относится?

А какие
виды сказок вы знаете?

Приведите
пример авторской сказки.

А теперь
народной.

Как вы
думаете, эта сказка, к какому виду относится?

Какие
бывают типы сказок?

Давайте
с вами попробуем определить, к какому типу относится эта сказка.

Ребята,
наверное, вам интересно узнать сказку.

Какие
цели мы с вами поставим на уроке?

С чем мы
должны познакомиться?

Чему мы
должны учиться?

На лугу
по кочкам

 
Прыгают листочки!

 
Выпуклые глазки

 
И кривые лапки.

 
Только где же ушки?!

 
У зеленой … Лягушки

О
лягушке.

«Лягушка-путешественница».

В.М.
Гаршин «Лягушка-путешественница».

Это
люди, которые путешествуют по разным местам, городам.

Да.

Путешествовать
можно на машине, велосипеде, автобусе и т.д.

Произведение
«Лягушка-путешественница» относится к сказке.

Сказки
бывают народными и авторскими.

Е.С.Чарушин
«Теремок».

Русско-народная
сказка «Теремок».

Сказка
относится к авторским, потому что у неё есть автор.

Сказки
могут быть: волшебные, о животных, бытовые.

Будет
говориться, о лягушке. Лягушка-животное. Сказка о животных.

Да.

Познакомиться
с биографией В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница».

Учиться
правильно и выразительно читать.

Регулятивные:

планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

уметь
ориентироваться в своей системе знаний;

отличать
новое от уже известного с помощью учителя;

добывать
новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на  уроке;

выявление
отличий авторской и народной сказки.

Коммуникативные:

уметь
с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли;

слушать
и понимать речь других;

формулировать 
собственное мнение и позицию.

3.Первичное
восприятие.

На
доску вывешивается портрет В.М. Гаршина.

Ребята,
рассмотрите портрет автора.

https://libmir.com/i/40/232740/i_001.jpg

Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье
военного. С раннего детства ему пришлось много путешествовать, побывать в
разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение
всех книг, какие ему попадались под руки.

Когда ему исполнилось девять лет, он был привезен матерью
в Петербург и определен в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил
приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях.

Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне
возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.

Эти наблюдения за животными помогли Гаршину в написании сказки
– «Лягушка-путешественница» в 1878 году.

В каком году родился Всеволод Михайлович Гаршин?

Каким было его любимое занятие?

Физкультминутка.

Перед тем, как мы начнём знакомиться со сказкой,
предлагаю немного отдохнуть. Ребята встаньте, пожалуйста, чуть отойдите от
парт, чтобы вам было удобно.

На болоте две подружки,
  Две зелёные лягушки,
  Утром рано умывались,
  Полотенцем растирались.
  Ножками топали, ручками хлопали.
  Вправо, влево наклонялись
  И обратно возвращались.
  Видим, скачут по опушке
  Две весёлые лягушки,
  Прыг- скок, прыг-скок,
  Прыгай с пятки на носок.
  Вот здоровья в чём секрет.
  Всем друзьям физкульт привет!

Молодцы, ребята. Отдохнули хорошо. Садитесь.

В сказке нам встретятся слова, значения которых мы не
знаем.

(На доске слова с лексическим значением)

ПАЯЦ — клоун
в цирке, балаганный шут (устар.)

СКИРДА – (в
тексте) сложенные по особому способу снопы хлеба для хранения под открытым
небом.

ЦЕП
ручное

орудие для молотьбы.

Слушают
учителя.

Всеволод
Михайлович Гаршин родился в 1885 году.

Его
любимым занятием было – возиться с ящерицами, жуками, лягушками, изучать их
жизнь и наблюдать за ними.

Повторяют
движения за учителем.

Регулятивные:

принимают
и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:

уметь
ориентироваться в своей системе знаний;

отличать
новое от уже известного с помощью учителя;

добывать
новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на  уроке.

4.Вторичное
восприятие.

Ребята,
откройте учебник на странице 89. Давайте прочтём первую часть сказки.

(Чтение
учителем).

О каком
времени года идет речь?

Из чего это видно?

Нравится ли лягушке погода?

Почему вы так думаете? Подтвердите свой ответ
словами из текста.

Как автор относился к героине?

Вывод: автору лягушка
нравится.

Давайте прочитаем 2 часть.

Чтение учащимися
по абзацам до слов: «….все утки стали крякать в знак одобрения»
.

Ребята, что за свистящий
звук раздался в воздухе?

Куда они летели?

Почему утки решили приземлиться на болоте?

Напугали ли утки лягушку своим прилетом? Из
каких строчек это видно.

Отчего же она высунула свою лупоглазую голову
из воды?

Ребята, сделайте
предположение, как себя должна вести лягушка?

А теперь следующий отрывок прочитаем и
посмотрим, в чем совпали и в чем не совпали наши предположения?

Чтение третьего
отрывка по ролям до слов: «… на какое только способна лягушка».

Как вы думаете, понравился ли лягушке рассказ о
юге?

Что узнала лягушка о юге из рассказа уток?

Что ей захотелось сделать?

И что же она придумала?

Какие чувства испытывала лягушка во время
полета?

Какая черта ее характера начнет проявляться в
дальнейшем?

Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг?

Действительно ли у лягушки от высоты кружилась
голова? Для чего она тогда пригласила уток лететь пониже?

Какой, по вашему мнению, самый волнительный
момент в сказке? 

Как же случилось, что лягушка сорвалась и
оказалась на земле? 

Что помешало сбыться ее мечте? 

Вот так и
закончилось путешествие главной героини сказки. Как вы думаете, какая поговорка
может быть уроком для неё?

Об
осени.

«Шел
теплый , мелкий дождичек», « к счастью вспомнила, что была уже осень».

Да,
нравится.

Это
следует из слов автора, который говорит, что она «наслаждалась дождичком», из
слов самой лягушки « Ах, какая сегодня прекрасная погода!»

Он ее
любит; она ему нравиться; он ею восхищается.

Это
летели дикие утки.

На юг.


Покушать и отдохнуть.

Утки
напугали лягушку, это видно из строчек «она нырнула».

Ей стало
интересно.

Дальше
лягушка начнет выяснять, куда же летят утки: либо будет подслушивать, либо
вступит с ними в прямой разговор.

Да.

На юге
очень жарко; много мошек и комаров; червяков.


Полететь с ними.

Ответы
детей.

Страх,
любопытство, благодарность уткам, гордость за себя.

Хвастливость.

«Чтобы
лучше видеть, что делается на пути, прицепилась спинкой и головой вперед, а
брюшком назад».

Ей мало было признательности уток, ей
захотелось показать себя, а главное послушать, что о ней говорят.

Падение лягушки.

Она открыла рот.

Хвастовство, зазнайство.

Хвастовство само
себя наказывает.

Познавательные:
находить информацию в тексте;

Коммуникативные:

чётко, правильно высказывать своё мнение,
обосновывать его.

уметь
с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли;

формулировать 
собственное мнение и позицию;

учиться
работать в паре и в группе.

Регулятивные: 

уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с
ответами одноклассников.

5.Итог
урока.

Ребята,
с какой же  сказкой мы работали на уроке?

Кто
автор?

Вам
понравилась сказка?

Назовите
героев сказки.

Почему
лягушка названа путешественницей?

Скажите,
какая главная мысль сказки?

Как вы
думаете, чему учит эта сказка?

Какие
цели мы ставили на уроке?

Достигли
ли мы наших целей?

На уроке
мы работали со сказкой «Лягушка-путешественница».

Её автор
Всеволод Михайлович Гаршин.

Ответы
детей.

Лягушка
и утки.

Ответы
детей.

Хвастовство
– не самое лучшее качество, оно никогда не доводит до добра.

Сказка
учит скромности, выдержке и умению находить выход в любой ситуации,
настойчиво идти к своей цели.

Познакомиться
с биографией В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница».

Учиться
правильно и выразительно читать.

Да.

Регулятивные:

принимают
и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:

уметь
ориентироваться в своей системе знаний.

6.Рефлексия.

Ребята,
скажите, что на уроке у вас получалось хорошо?

Что вам
больше всего понравилось на уроке?

Вы все
молодцы! Хорошо поработали.

Ребята
выберите своего смайлика, кому на уроке было интересно и весело, хочется
продолжить изучать это произведение пусть подойдет к смайлику справа, а кому
было скучно, не интересно и не хочется больше изучать это произведение к
левому.
https://fhd..ru/1/1/0/110d983756ab40b7d1b463cb2f175cf07094d1d2/phpyQKCJj_Otkrytyj-urok-4-klass_0_1.jpeghttps://fhd..ru/1/1/0/110d983756ab40b7d1b463cb2f175cf07094d1d2/phpyQKCJj_Otkrytyj-urok-4-klass_0_2.png

Урок окончен, спасибо за работу!

Читать,
отвечать на вопросы и т.д.

Ответы
детей.

Оценивают
деятельность на уроке.

Регулятивные:
осуществление самоконтроля по результату деятельности.

                                         Пояснительная
записка

Рабочая программа курса «Родная (русская)
литература» для 7 Б класса составлена в соответствии с основными положения­ми
Федерального государственного образовательно­го стандарта основного общего
образования второго поколения, на основе основной общеобразовательной программы
МБОУ «Хохряковская СОШ»

Место предмета в   учебном плане

   Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родной (русской)
литературы, которые определены стандартом.  Данная рабочая программа
предусматривает обязательное изучение родной (русской) литературы в 7 классе – 17
часов
(1 час во  2 полугодии)

Срок
реализации  программы

Программа
рассчитана на 2020- 2021 учебный год. В течение учебного года в данном
тематическом планировании возможны изменения в порядке тем или в количестве
уроков по объективным причинам. 

Цель программы: воспитание
уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей
духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:  

·        
формирование способности понимать и
эстетически воспринимать произведения родной литературы;

·        
обогащение духовного мира учащихся путем
приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной
литературы, к отдельным ее произведениям;

·        
приобщение к литературному наследию своего
народа;

·        
формирование причастности к свершениям и
традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений,
своей ответственности за сохранение культуры народа;

·        
формирование умения актуализировать в
художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и
проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественного литературного
произведения;

·        
обогащение активного и потенциального
словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во
всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе
литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной
специфике.

Постижение произведения происходит в процессе
системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и
самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про
себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного,
сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма,
последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Содержание программы каждого класса включает в себя
произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие
школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и
нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для
изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность,
позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и
возрастным особенностям, культурно-исторические традиции. 

Планируемые
результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»

 Личностные
результаты
освоения
основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:

1) воспитание российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;

4) формирование осознанного,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового
и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической
культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания
через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.

 Метапредметные
результаты
освоения
основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:

1) умение самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;

2) умение самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия
с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;

6) умение определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой
активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

(в ред. ПриказаМинобрнауки России от 29.12.2014 N
1644)

12) формирование и развитие
экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные
результаты:

1) осознание значимости чтения и
изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как
одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни;

3) обеспечение культурной
самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,
российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного
читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных
жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое
чтение;

5) развитие способности понимать
литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;

6) овладение процедурами смыслового
и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий
литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и
т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Содержание
тем учебного курса

Введение.

Книга
как духовное завещание одного поколения другому. Знакомство с целями и задачами
курса «Родная (русская) литература ».

О
тех, кто не участвует.

·        
Всеволод Гаршин. Рассказ «Сигнал».

Главные
герои рассказа и их поступки. Исследование поступков героев.

·        
Валентин Катаев. Рассказ «На даче».

Военная
тематика рассказа. Работа над эпизодами.

Эхо
войны.

·        
Борис Екимов. Рассказ «Ночь исцеления».

Тема
произведения. Проблемы, поднятые в рассказе. Лексическая работа. Творческая
работа «Связь названия раздела с проблематикой рассказа».

·        
Виктор Конецкий. Рассказ «Тамара»

Тема
рассказа – жизнь и смерть. Работа над ролью монолога в художественном
произведении. Мирное население в ситуации вооруженного конфликта.

Самые
уязвимые.

·        
Михаил Шолохов «Судьба человека» (фрагмент
рассказа)

Дети
и взрослые на дорогах войны и в послевоенное время. Маленький герой на большой
войне. Роль образа Ванюшки в рассказе.

Под
знаком Красного Креста.

·        
Михаил Булгаков. Рассказ «Стальное горло».

Образ
рассказчика. Смысл названия рассказа. Историческая основа рассказа.

·        
Иван Тургенев. Миниатюра «Памяти
Ю.П.Вревской».
 Ю.П.Вревская — сестра милосердия.
Жизненный выбор Юлии Вревской – спасение жизни, облегчение страданий раненых.

·        
Сергей Сергеев-Ценский. Рассказ «Первая
русская сестра».

Главная
героиня рассказа – первая русская сестра милосердия.

По
принципу гуманности.

·        
Михаил Пришвин. Рассказ «Голубая стрела».

Рассказчик
и война. Организация помощи раненым.

Смысл
названия рассказа.

Василий
Быков. Рассказ «Крутой берег реки».

Портретная
характеристика героя. Изменение этой характеристики в ходе развития действия
рассказа. Роль диалога в раскрытии проблематики рассказа.

·        
Евгений Носов. Рассказ «Белый Гусь».

Образ
рассказчика. Главный герой рассказа – Белый Гусь. Спасение жизни других ценой
собственной жизни —  главная идея рассказа.

Тематическое
планирование

Тема

Элементы
содержания

Домашнее
задание

1
Введение.

Введение.

Знакомство с
целями и задачами курса «Родная (русская) литература »

Прочитать
рассказ Всеволода Гаршина. «Сигнал».

2- 3 О
тех, кто не участвует. 

Всеволод
Гаршин. Рассказ «Сигнал».

Исследование
поступков героев.

Прочитать
рассказ Валентина Катаева «На даче».

Поступки героев
рассказа и их оценка.

4 — 5

Валентин
Катаев. Рассказ «На даче».

Работа над
эпизодами. Изучение военной лексики

Валентин
Катаев. Рассказ «На даче».

6 Эхо войны

Борис
Екимов. Рассказ «Ночь исцеления».

Лексическая
работа. Творческая работа «Связь названия раздела с проблематикой рассказа».

Написать сочинение на материале рассказа «Ночь
исцеления» на тему: «…Не бывает совсем не пострадавших от войны…» инд   Ист
справка о блокаде Ленинграда

7 -8

Виктор
Конецкий. Рассказ «Тамара»

Работа над ролью
монолога в художественном произведении. Мирное население в ситуации
вооруженного конфликта.
Просмотр
видеоролика о блокаде Ленинграда (Песня «Ленинградки» в исполнении Нины
Ургант) 

Виктор
Конецкий. Рассказ «Тамара»

9 Самые
уязвимые.

Михаил
Шолохов «Судьба человека» (фрагмент рассказа)

Словарная работа
с разговорной и диалектной лексикой.

Составить
словесный портрет героя.

10 — 11

Михаил
Булгаков. Рассказ «Стальное горло».

Лексическая
работа с медицинской терминологией, коллективная работа с эпиграфом,
составление кластера,

Инд (рассказ о жизни и судьбе Вревской) Сочинение – миниатюра.
Что нового я узнал о профессии врача

Михаил
Булгаков. Рассказ «Стальное горло».

12

Иван
Тургенев. Миниатюра «Памяти Ю.П.Вревской»

Беседа по сюжету
рассказа, составление плана, словарная работа

Инд.
Крымская война 1853 – 1856г. Прочитать Сергей Сергеев-Ценский. Рассказ
«Первая русская сестра».

13

Сергей
Сергеев-Ценский. Рассказ «Первая русская сестра».

Поступки героев
рассказа и их оценка.

Прочитать
Михаил Пришвин. Рассказ «Голубая стрела. Инд . задание (история создания),
составить цит. План

14 По
принципу гуманности.

Михаил Пришвин.
Рассказ «Голубая стрела

Художественный
анализ эпизода.

Выразительное
чтение эпизода

15

Василий
Быков. Рассказ «Крутой берег реки».

Песня «На
мамаевом кургане».  Характеристика героев рассказа.

Найти
высказывания выдающихся людей о правде и лжи. Написать сочинение «Что лучше:
горькая правда или сладкая ложь?»

16 — 17

Евгений
Носов. Рассказ «Белый Гусь».

Художественное
описание главного героя (Белого Гуся) рассказа и грозы. Изобразительные
средства.

Евгений
Носов. Рассказ «Белый Гусь».

Список использованной литературы                    

1)     «Вокруг
тебя —  мир». Книга для ученика 7 класса/Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова
и др.– М.:ООО «Гендальф», 2000. – 96 с.

2)     Методические
рекомендации для преподавания курса дополнительного чтения «Вокруг тебя — 
мир». Книга для учителя. 7 класс/Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, М.:ООО «Гендальф»,
2000.

3)     Толковый
словарь С. Ожегова (любой год издания)

·        
Цель урока:
направить
обучающихся к пониманию основной мысли произведения посредством анализа
содержания сказки, освоению позиции читателя-исследователя; исследованию
внутреннего мира героя и автора произведения;

·        
способствовать
развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к
слову, развитие словарного запаса  у детей, умений работать с текстом,
формированию системы читательских умений;

·        
способствовать
воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.

Предметные:  Учащиеся познакомятся со сказкой
В.М.Гаршина; научатся называть жанр литературной сказки; выделять главную мысль
произведения; давать характеристику герою на основе его поведения.

Регулятивные:
Составлять план
работы урока по решению учебной задачи урока в группе или паре, предлагать с
группой (парой) план изучения темы; назначение позитивных установок на успешную
работу.

Познавательные:
Определить
основную мысль произведения, выявлять отношение автора к событиям и героям
произведения.

Коммуникативные:
Осознавать цель
своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.

Оборудования
учителя:

Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, портрет писателя
В.М.Гаршина, презентация к уроку, учебник «Литературное чтение», Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, ч.1, 3 класс, технологическая карта, физминутка для глаз, рисунки
( для выставки), аудио-сказка « Лягушка – путешественница» ( отрывок).

Оборудования
учащихся:
учебник
 «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, ч.1, 3 класс, толковый
словарь С.И.Ожегова,  дополнительный  материал о лягушках, пословицы, шаблоны
лягушек для рефлексии.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность
ученика

Планируемые
результаты

предметные

УУД

1.Самоопределение
к деятельности.

Здравствуйте,
ребята!

Проверка
готовности к уроку.

«Азбука
хороших слов».

Слайд 2.

Составляем
«Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В»
(вежливый, великодушный, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный,
вкусный, всезнающий и др.).

-Какие вы
молодцы!

-А сейчас, мы
выполним упражнение, благодаря которому головка будет работать еще лучше.

Выполняем
упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (улучшает мыслительную
деятельность, чтение).

Для расслабления
мышц шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед.
Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи
дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на
груди по мере расслабления шеи. После этого голос звучит более уверенно.

Приветствуют учителя.

Работают по методике.

Внутренняя
позиция школьника. Положительное отношение к процессу познания.

2.Актуализация знаний

Организует повторение
изученного материала.

— Давайте проверим и
оценим ваши знания по предыдущему материалу

 ( Приложение 3)

-Чему научило вас это
произведение?

Выполняют тест

Отвечают на вопросы

Знать произведение

Мотивационная
основа учебной деятельности;

описание
содержания рассказа;

формулирование
и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

3.Постановка учебной
задачи

— Отгадайте загадку.

Не зверь, и не птица,

Всего боится.

Наловит мух

— И в воду – плюх!

( Лягушка) Слайд
3.

— Прочитайте  загадку
медленно, быстро, тихо.

— Попробуйте, ребята,
предположить о ком будет произведение?

— Правильно, о
лягушке.

— Назовите жанр произведения?
( Сказка)

Отгадывают загадку и
формулируют тему уроку. Определяют жанр произведения.

Уметь правильно
формулировать тему урока

Делиться
предположениями.

4.Изучение нового
материала

— У вас на столе
лежат картинки с дополнительным материалом.  Прочитайте, пожалуйста. Слайд
4.

( Приложение 4)

 Сегодня мы
познакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», которую написал Всеволод
Михайлович Гаршин. 

Работа
с биографией автора (Приложение 1) Слайд 5.


Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 (14) февраля 1855 г. в имении
Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье дворян,
ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец Гаршина был
офицером, участвовал в Крымской войне 1853—1856 гг. Мать, дочь морского
офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х гг.
Учился в гимназии. Наиболее известным стал с произведением «Лягушка-
путешественница» Слайд 6.

Работают с
дополнительным материалом.

Проявление интереса к
чтению, пробудить желание узнать что-то новое.

Сравнивать,
анализировать и классифицировать объекты.

Умения находить дополнительную информацию по теме урока. 

Использовать информацию из различных источников. 

Знать фамилию, имя, отчество автора.

Физминутка

Физминутка «СОВА»

В лесу темно,

Все спят давно.

(Дети изображают спящих.)

Все птицы спят…

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

(Дети делают взмахи руками.)

Совушка — сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит.

(Изобразить большой круг руками.
Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на
месте.)

Учащиеся выполняют
упражнения

Словарная работа

Слайд 7.

— Давайте сейчас
поработаете вы в парах.

Слайд 8.

— Для этого вам нужен
будет словарь Ожегова.

— Запишите эти слова
в словарик.

Слова
(путешественник, путешествие)Слайд 9.

— А вы любите
путешествовать?

Работают со словарем

Развитие речи

Работа в паре

Умение находить
нужную информацию, используя справочную литературу.

5.Первичное
знакомство с произведением.

— Итак, предлагаю вам
прослушать отрывок сказки.

— Какие чувства у вас
вызвала лягушка?

— Какое время года
описывается в произведении? ( Найдите в тексте и прочитайте)

— Найдите в тексте
как главная героиня относится к погоде?

— Как автор относится
к героине?

Выборочное чтение

Где жила лягушка?

— Куда летели утки? (
Подтвердите текстом с учебника)

— Какой характер у
лягушки?

— Она нашла выход,
как долететь до юга?

— Попробуйте
подобрать вопрос ,который утки могли бы задать лягушке? Задайте этот вопрос
соседу.

Чтение « по
цепочке»

Читаем без ошибок.

— Умницы!

Что 
испытывала лягушка, услышав удивление и похвалу уток?

— Какие
чувства испытывала лягушка во время полета?

— Как
же случилось, что лягушка сорвалась и оказалась на земле?


Героиня боялась высоты?


Что мешало сбыться ее мечте?


Вот так грустно закончилось путешествие главной героини.

Слушают
отрывок

аудиозаписи.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на поставленный вопрос, ориентируясь по книге.

Воспитывать
культуру слушания.

Учить достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Учиться  читать выборочно.

Учиться самим задавать вопросы.

Учиться  читать «по цепочке».

Обучение выразительному чтению.

Анализировать
и характеризировать эмоциональное состояние и чувства окружающих.

Находить информацию, необходимую для ответа на вопрос.

Умение  участвовать в диалоге.

Умение отстаивать свою точку зрения.

Умение читать вслух

Умение делать выводы в результате совместной работы.

Гимнастика для глаз

( Приложение № 5)

Проводит гимнастику для глаз

Слайд 10.

Выполняют упражнения

6. Закрепление нового материала

Напоминает правила работы в группах. Слайд 11.

— Сейчас мы закрепим материал и поработаем с пословицами.

— Вам необходимо выбрать пословицы, наиболее соответствующую,
главной мысли произведения. Свой ответ докажите.

(Приложение  6)

— Молодцы!

Работают в группах.

Определяют, какие пословицы подходят к теме произведения.

Извлечение необходимой информации.

Прививать этические качества личности.

Анализировать содержание рассказа. 

Умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать
мнения других.

7.Итог
урока

Кто
автор сказки?

— Что нового узнали на уроке?

— Что запомнилось?

— Какую черту характера лягушки описывает автор?

— Какие виды чтения мы использовали?

Слайд 12.

Делают вывод.

Развивать логику, сравнение, обобщение.

Анализировать текст, логику своего изложения.

8. Рефлексия

— На ваших партах лежать лица лягушек. Оцените свое настроение.

Домашнее задание записывает на доске. Учащиеся выбирают.

( Рисунок по теме, составить кроссворд, план) Слайд 13.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

Учащиеся делают выбор.

Эмоциональная оценка.

Самоконтроль

Способность выбирать, излагать информацию.

Произведения В.М. Гаршина отличаются глубоким анализом чувств героев и вниманием к причинам их поступков. Как писал В.Г. Короленко, «живoe тpeпeтaниe чyткoй coвecти и мыcли дeлaлo paccкaзы Гapшинa тaкими близкими eгo пoкoлeнию». Многомудрый Литрекон предлагает Вам прочитать краткий пересказ основных событий рассказа «Сигнал». Ознакомление с сюжетом произведения в сокращении поможет подготовиться к занятию и подобрать аргументацию для сочинений.

Краткий пересказ

(429 слов) Рассказ «Сигнал» начинается с описания жизни Семёна Иванова. Девять лет назад он побывал на войне и испытал на себе все её тяготы. После возвращения жизнь не задалась: умер его отец, затем и сын. Семён с женой решили уехать из родной деревни. Но и тогда жилось им трудно: жена пошла в прислуги, а Семён находился в бесконечных поисках заработка.
Однажды он повстречал офицера из своего полка, и тот, узнав о проблемах сослуживца, обещал помочь. Так и случилось: Семёна устроили сторожем на железнодорожной станции, выделили жильё с небольшим огородом. Мужчина выполнял свои обязанности исправно, жена хлопотала по хозяйству.

Семён познакомился с соседями — один был уже совсем старым, и работу за него зачастую выполняла жена, другой, Василий, был молчаливым и серьезным. С ним то Семён и продолжил общение. Собирались они, курили и рассказывали о своих жизнях. Так Семён узнал, что Василий видит причину всех бед в злости людей, в их жестокости. Сосед рассказал и о том, что часть денег из заработка сторожей уходит в карман начальникам. Василий хотел уйти от такой жизни, но Семён убеждал его в том, что и малого для жизни достаточно.

Василий рассказал Семёну, что он однажды высадил в своём огороде капусту, за что получил выговор и штраф от пьяного дорожного мастера. Это возмутило сторожа, поэтому он планировал пожаловаться на несправедливость начальнику при встрече.

И вот однажды начальник проезжал, осматривая пути. Сторожи хорошо подготовились к его приезду. Однако когда Василий решил пожаловаться начальнику на несправедливость поступка дорожного мастера, его ждало разочарование: начальник не только не воспринял негодование сторожа всерьёз, он ещё и ударил его в ответ на грубое слово. Семён узнал об этом, когда встретил сторожа, направляющегося в правление в Москву, чтобы оставить жалобу. Василия не было много дней. Жена его, заплаканная, лишь отмахивалась, когда Семён спрашивал её о муже.
В один из вечеров сторож пошёл лес, чтобы нарезать палок для изготовления дудок. И там, рядом с путями, он увидел человека. Подумав, что очередной хулиган ворует гайки, Семён бросился туда. Но он увидел Василия, который ломом поддел рельс, отодвинул его и ушёл.

Семёна охватила паника, ведь скоро тут должен был проехать пассажирский поезд, а поломка рельса привела бы к катастрофе. Понимая, что флагов нет, рельс не подвинуть, до будки не добежать, сторож решается на отчаянный поступок. Семён берёт бумажный платок и бьёт себя ножом в левую руку, чтобы окрасить флаг кровью. Но и этого машинист не увидит. Сторож отчаянно машет палкой с флагом, но ему становится плохо, он представляет, что упадёт, что поезд проедет по нему. Но в этот момент его руку перехватили, машинист увидел флаг и затормозил.
Пассажиры вышли из вагонов. Василий признал свою вину, призывая повязать его.

Отзыв

(389 слов) Моё впечатление от рассказа «Сигнал» сложилось не сразу. Сначала мне показалось, что произведение расскажет о том, как люди находят своё место в жизни, несмотря на все трудности. И лишь после эпизода знакомства Семёна с Василием я поняла, что замысел автора заключается совсем в другом.

Мое мнение о героях рассказа «Сигнал» менялось на протяжении всего рассказа. Семёну достаточно того, что ему уже дано жизнью: тёплый дом, огород, работа, жена. Его устраивает всё то, что с ним происходит. Василий же недоволен своим положением, он недоволен людьми. Василий видит злость, жестокость и несправедливость. Образы двух сторожей противопоставлены друг другу. Однако ни один из них не является абсолютно положительным или абсолютно отрицательным героем. Семён живёт честно, работает, довольствуется тем, что есть, и в финале совершает самоотверженный поступок, достойный внимания. Но у него нет стремлений, нет целей; он не размышляет о будущем и том, как и где ему могло бы быть лучше. Василий тоже исправно выполняет свои обязанности. Однако он думает о неравенстве, о несправедливости и возможности лучшей жизни. Когда Василий идёт жаловаться, он надеется, что его послушают, что ему помогут. Но он в очередной раз сталкивается с равнодушием, что и приводит его в отчаяние. Он совершает преступление, обрекая людей на смерть. Но Василий в последний момент и спасает этих людей, а затем и признаёт свою вину. Таким образом, автор хотел показать, что эти два героя имеют как достоинства, так и недостатки.

О чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал»? Автор обращает особое внимание на причину поступка Василия. К безысходности его привела человеческая природа — жестокая, безнравственная, почти что звериная. Автор учит читателя видеть это, бороться с человеческой злостью и предотвращать её трагическое влияние. Мораль рассказа «Сигнал» заключается в осознании Василием его неправоты. Несмотря на то, как с ним обходится жизнь, как несправедлива судьба, он не может причинять боль невинным людям. Главная мысль рассказа «Сигнал» заключается в правильной расстановке приоритетов: как бы ни было нам трудно, каким бы мир ни казался плохим, мы не имеем морального права лишать жизни невинных людей. Человечность должна стоять выше справедливости.

Рассказ «Сигнал» — это произведение, которое вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, это рассказ о героическом поступке Семёна. С другой стороны, это история Василия, которого нестерпимая боль, жгучее чувство несправедливости и отчаяние привели к совершению преступления. Гаршин мастерски передаёт чувства героев через их действия. Это произведение ославляет неизгладимое впечатление, заставляя задуматься над вечными вопросами. Таково моё отношение к рассказу «Сигнал».

Автор: Татьяна Булычева

Рассказ «Сигнал» Всеволода Гаршина был написан писателем в 1887 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Гаршин Всеволод Михайлович
Название произведения: «Сигнал»
Жанр: рассказ
Год написания: 1887
Издательство: Просвещение
Год издания: 1989

Главные герои и их краткая характеристика

Семен Иванов — старый ветеран, ответственный, трудолюбивый, добрый.
Василий Степанович — старик-сторож. Озлобленный, совестливый.
Арина — жена Семена.
Начальник — грубиян и хам.

Краткое содержание и сюжет

Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. Это был старый и больной человек. Когда-то он служил в армии, денщиком у офицера, и много раз бегал под пулями, доставляя офицеру горячий чай.

Вернулся с войны Семен больным. У него умер отец, потом четырехлетний сынишка. Семен с женой долго скитались по разным местам и нигде не могли найти покоя. Но потом Семен встретил знакомого офицера, и тот предложил Семену место сторожа на железной дороге. Семен с женой поселились в небольшой будочке, к которой прилагался огород, и стал думать о том, как обзаведется хозяйством.

Семен быстро освоился с новыми обязанностями, делал обход путей, подкручивал гайки, и даже стал скучать. Потом познакомился с соседями, стариком-сторожем Василием и его женой. Стал беседовать с Василием на разные темы, о судьбе человеческой, да о Боге. Раз Василий рассказал Семену про дорожного мастера, который велел выкопать посаженную капусту и обещал искать правду у начальства. И пожаловался.

А потом приехал начальник, осмотрел хозяйство Степана, похвалил, поехал к Василию. Забеспокоился Степан, пошел в обход, видит навстречу Василий идет с узелком. Рассказал Василий, что в Москву идет, в правление жаловаться. Начальник-то его в лицо ударил и обругал за жалобы непотребные. Вот и решил Василий до конца за правду стоять. Ушел, будку на жену оставил.

Четыре дня прошло, встретил Семен жену Василия, спросил про мужа, а та только рукой махнула. Через некоторое время пошел Семен в лес, к болоту, веток для дудок нарезать. Обратно идет, слышит звон. Кинулся он к рельсам, а там человек ломом рельс поддевает и в сторону отводит. Узнал Семен Василия, стал кричать тому, умолять вернуться, а тот с ломом в лес убежал.

Не знает Семен, что делать. Поезд должен пройти пассажирский, а рельс голыми руками на место не поставишь. Заметался Семен, то к будке бросился, то обратно к рельсам. Схватил палку свою, побежал навстречу поезду. Привязал к палке платок, перекрестился и ножом руку разрезал около локтя. Намочил платок кровью и стал красным флагом размахивать.

Идет поезд, не видит Семена машинист, а тот уже слабеет, сознание терять начинает. Знатно руку разрезал. И вот падает Семен, но не упал флаг. Подхватил его кто-то рукой, удержал. Заметил машинист сигнал, остановил поезд. Бегут люди по рельсам, видят два человека, один без памяти в крови лежит, второй с красным флагом стоит. Опустил Василий флаг, протягивает руки — вяжите, я рельс открутил.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Семен вернулся с войны разбитым и больным, он устроился сторожем на железную дорогу. Семен познакомился с Василием и тот рассказал о капусте, которую велел вырвать мастер. Василий жаловался начальству, а потом пошел жаловаться в Москву. Семен увидел человека, который отворачивал рельс и узнал Василия. Он намочил в крови тряпку и стал останавливать поезд. Когда Семен потерял сознание, тряпку подхватил Василий и остановил поезд.

План пересказа

  • Семен в денщиках.
  • Семен в сторожах
  • Знакомство с Василием.
  • Обида из-за капусты
  • Поиски правды.
  • Ветки для дудок
  • Отвороченный рельс
  • Окровавленная тряпка
  • Признание Василия.

Основная мысль

Человек всегда должен оставаться человеком, даже если его окружает несправедливость.

Чему учит

Рассказ учит ответственности, отзывчивости, смелости и решительности. Учит готовности пожертвовать собой ради спасения других людей. Учит отвечать за свои ошибки. Учит добиваться правды. Учит не впадать в отчаяние, не поддаваться жажде мести.

Отзыв и что понравилось

Это очень тяжелый рассказ. С одной стороны жаль Василия, старика, которому запретили выращивать капусту. Но с другой стороны, из-за поступка Василия могли погибнуть люди. Никакая капуста не стоит человеческих жизней. И хорошо, что Василий вернулся и не допустил катастрофы. Нельзя мстить невиновным за несправедливость, которую допустили к тебе.

Вывод и мое мнение

Глубокая, сильная история, надолго оставляющая след в памяти читателя. Каким бы тяжелым не было твое существование, нельзя переступать границы морали. Также Гаршин показал, как самоотверженность человека может вызвать положительное в любом из людей.

Пословицы

  • С волками жить по волчьи выть.
  • Кто в деле, тот и в ответе.
  • Кто заварил, тот и расхлебывает.
  • В жизни всегда есть место подвигу.
  • Каков грех, такова и расплата.

( 3 оценки, среднее 3.33 из 5 )

  • Основная мысль рассказа серебряное копытце
  • Основная мысль рассказа серая шейка
  • Основная мысль рассказа сапоги чехова
  • Основная мысль рассказа рыцарь вася
  • Основная мысль рассказа русский характер