Основная мысль рассказа шинель

Сочинения /литература /гогольпротивостояние добра и зла является основной темой в произведение николая васильевича гоголя шинель. автор развивает волнующую многих тему
  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Гоголь

Противостояние добра и зла является основной темой в произведение Николая Васильевича Гоголя «Шинель». Автор развивает волнующую многих тему незащищённости человека в окружающем его ложном и жестоком мире.

Основная мысль — «маленький» человек, напрасно загубленный и искалеченный обществом, который так и не смог найти справедливости.

Главным добродетелем в этой истории выступает Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий титулярным советником, где основной его работой является переписывание разного рода бумаг. Главный герой не способен к совершению низких, с моральной точки зрения, поступков. Не сделав за всю жизнь ничего плохого, он вынужден терпеть издевки и насмешки от своих коллег по службе, которые как раз и символизируют, тот бездушный и жестокий людской род, оказывающий тлетворное влияние на общество. Они ценят лишь социальное и материальное положение окружающих и Башмачкина замечают только тогда, когда он появляется в свет в новой дорогой шинели, купленной на последние гроши.

Несмотря на все тяготы своей жизни, Аркадий с любовью выполняет свою работу. Каждый его день наполнен мыслями о том, как бы скорее закончить переписывание бумаг, чтобы лечь спать ,а с наступлением нового дня, собравшись с силами приступить к следующим.

Когда с Башмачкиным произошла неприятная история, с кражей шинели, то никто из его окружения даже не выразил сочувствия, а министерства и вовсе не стали связываться с её поиском. Люди отвернулись от чужой проблемы, буквально оставив его обреченным на печальный исход жизни.

Акакий Акакиевич так и не смог добиться справедливости. Чужое равнодушие лишили всего, что являлось смыслом его жизни, шинели, ради которой бедняге приходилось во многом себе отказывать. Он умер без всякой надежды сделать этот мир чище и гуманнее.

Постоянно копившиеся глубоко в душе страдания, после смерти озлобили Акакия и превратила в мстительного призрака, который начал отплачивать своим обидчикам их же монетой. По вечерам прохожие встречали тёмный силуэт с усами, который яростно удерживал с них шинель.

Николай Васильевич Гоголь попытался донести до читателей, что за каждое исходящее от нас зло, в конечном итоге придётся отвечать.

Каждый человек должен уважать окружающих его людей, уметь проявлять сочувствие, быть искренним. Ведь, как говорил один из философов: «лишь встретившись со злом, начинаешь ценить добро».

Сочинение 2

Произведение «Шинель» входит в сборник работ Н. В. Гоголя «Петербургские повести». Писатель продолжает тему маленького человека, показывая существование обездоленных и забитых людей, жизнь которых заканчивается трагически.

Сюжет данной повести исходит из анекдота об одном чиновнике, который потерял ружье, заработанное тягостными трудами. Гоголь ярко показал насколько беспощадно действует произвол чиновников в царской России. Писатель правдиво отобразил жертву такого бесчинства- Акакия Акакиевича. Мы видим, как в повести Николай Васильевич проявляет сочувствие к нашему персонажу и в то же время, замечая его умственную ограниченность, подсмеивается над ним. Пока Акакий Акакиевич работает в департаменте, он совсем не продвинулся по службе. И герой существует в полном убожестве. Жилье у него было мрачное и бедное, ужин скудный, да и одеждой он похвалиться не мог.

Писатель здесь смеется не над самим персонажем, а над обществом, в котором тот жил. На жизнь он тоже смотрел с приниженной точки зрения. Однако в Акакии Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и его постоянно оскорбляли. Но наш герой ничего не мог ответить даже. Только один молодой человек пожалел его. Для Акакия Акакиевича приобретение шинели является символом новой жизни. Приход в новой шинели на вечеринку к градоначальнику считается для него наивысшим результатом существования. И на этой вышине благополучия его настигает полная трагедия. Грабители снимают с него его шинель. Отчаявшись, он показывает свой протест, но герой бессилен перед лицом бюрократической машины. Акакий Акакиевич погибает так же незаметно, как и жил. Но впоследствии в городке стали происходить странные вещи: призрак персонажа появляется в самых неожиданных местах и срывает с чиновников шинели.

Гоголь в финале показывает, что такие незаметные люди, бросившие протест обществу, могут жить только после кончины. И писатель выражает свое сочувствие персонажу, призывая нас быть внимательными друг к другу, и предупреждая, что придется в будущем нести ответ нанесенные оскорбления ближнему.

Сочинение Равнодушие и отзывчивость

Равнодушие и отзывчивость – противоположные понятия. Отзывчивость – качество человека, легко откликающегося на чужие нужды, готового прийти на помощь. Это способность человека понимать и чувствовать, принимать человека без критического взгляда на его сущность. Таким образом, отзывчивость является важнейшей социальной характеристикой человека.

Равнодушие – это безучастность к человеку, пассивное отношение к окружающему миру. На мой взгляд, равнодушие – это бич современного общества. Мы часто видим по новостям, а иногда и становимся воочию свидетелями равнодушного отношения к людям, животным, природе.

Важнейший вопрос – как же воспитать отзывчивость в людях? Если в молодом поколении воспитание отзывчивости возможно посредством обучения в образовательных учреждениях (введение уроков мужества, специальных программ и т.д.), то воспитание отзывчивости во взрослых состоявшихся людях представляется проблемным.

Многие писатели искали (и продолжают искать) решение проблемы равнодушия. На фоне уродства и последствий равнодушия, особенно прекрасны проявления отзывчивости.

Вспоминается эпизод из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, когда Пётр Гринёв, столкнувшись на постоялом дворе с Емельяном Пугачевым, отдает ему свой заячий тулуп. Пугачев не забывает подарка Гринева, и, в благодарность он помогает ему. Этот эпизод служит примером взаимопомощи и отзывчивости людей вне зависимости от обстоятельств.

Пример равнодушия показал А. П. Чехов в произведении «Тоска». У извозчика погиб сын. Он возит множество людей, и жалуется каждому, хочет получить поддержку. Но боль Потапова никому не нужна. Сострадание и отзывчивость он получает только у одной женщины.

Хочется верить, что отзывчивости в мире всё-таки больше равнодушия!

Сочинение по произведению 3

Гоголь в своем произведении под названием «Шинель» продолжает рассказывать и глубже раскрывать начатую ранее тему «маленького человека». Начало положил Александр Сергеевич Пушкин, который описывает данный вопрос в «Станционном смотрителе». Гоголь поднимает вопрос в рамках города Петербурга, он приближается к жителям города фактически вплотную, чтобы раскрыть их чувства и потаенные мотивы.

В центре событий Акакий Акакиевич Башмачкин, который является скромным титулярным советником, занимавшим должность в небольшом департаменте Петербурга. Главный герой является достаточно непримечательной личностью, которая мало чем отличается от других персонажей, работающих с ним по соседству. Он всегда жил тихой и спокойной жизнью, при этом фактически не обращал внимание на насмешки окружающих людей, которые часто использовали саркастически насмешки в его адрес.

Мужчина живет достаточно бедно, он еле сводит концы с концами. То же самое можно сказать и о духовном мире человека, он достаточно скуден. Его мир ограничивается работой, которую он выполняет с особым усердием. Он не может общаться с другими людьми, у него фактически нет друзей и близких знакомых.

Автор подчеркивает бессмысленность его жизни, которую можно назвать больше существованием, чем настоящей жизнью. И вот в его жизни происходят изменения, он мечтает накопить на новую шинель, поэтому он не доедает, откладывает каждую копеечку, чтобы достичь желаемой цели. Он ходит снимать мерки к портному, который относится к нему с должным уважением и даже проявляет к главному герою особое внимание, к которому Акакий Акакиевич не привык.

И вот цель была достигнута, а главный герой идет по улице в новой, специально сшитой для него шинели. Но вечером грабители срывают с него шинель в темном переулке, с этого момента он впадает в уныние и депрессию, с которой не может бороться и жить счастливо.

Он не собирается сдаваться, но когда встречается со значительным лицом, которое обладает определенными полномочиями, то фактически сдается.

Он не может бороться с происходящем в жестоком мире. Маленький человек не может выступить против общества, не может бороться против установленных правил. Ему трудно идти и бороться с чиновниками и поставленными над народом лицами.

Все это приводит к глубоким переживаниям, поэтому маленький человек умирает. Ему трудно бороться с установленными правилами.

Сочинение Мечта и реальность в повести Шинель (7 класс)

«Шинель» — повесть Николая Васильевича Гоголя, в которой показано столкновение мечты главного героя с жестокой реальностью мира.

Акакий Акакиевич Башмачкин на протяжении многих лет занимает одну должность – он является мелким чиновником, работа которого заключается в переписывании бумаг. Башмакин любит свою роботу – она является важной частью его жизни. Акакий Акакиевич живет небогато, он отказывает себе в развлечениях, предпочитая им размеренный, упорядоченный образ жизни. Сослуживцы не уважают героя, часто обижают его. Но Акакий Акакиевич не обращает внимания на их издевательства, все его мысли заняты ровными строчками, красивыми буквами, бумагами, которые ему нравится переписывать, иногда просто для себя.

И так бы продолжалась размеренная, лишенная волнений и тревог жизнь уже немолодого чиновника, если бы не холод. Шинель Акакия Акакиевича давно износилась. Герой принес ее портному Петровичу, но тот отказался перешивать или чинить старенькую, много раз бывшую починке одежду. Тогда Башмачкин решается на покупку новой шинели. Годовое жалование Акакия Акакиевича составляло 400 рублей, тогда как на пошив новой шинели требуется 150. Чтобы скопить нужную сумму, чиновник экономить на всем: он перестает пить чай по вечерам, старается не жечь свечей, чтобы не износить подметок, ступал по улицам легко и осторожно. Мечта о новой шинели преобразила Башмачкина, она стала занимать все его мысли, можно даже сказать, что она сделалась смыслом его жизни. Спустя полгода Акакий Акакиевич смог скопить нужную сумму, вместе с портным он купил материал. Еще через некоторое время шинель была пошита Петровичем, и чиновник смог примерить долгожданную обновку. Мечта героя осуществилась, а точнее он сам ее осуществил, что раскрывает чиновника с новой стороны, как человека целеустремленного, деятельного.

Однако счастье главного героя длится недолго, автор показывает жестокую, безжалостную реальность, в которой у Башмачина отнимают его мечту. Когда Акакий Акакиевич возвращается домой, его избивают и крадут шинель. Чиновник ищет помощи у «значительного лица», но последний не только отказывает в ней, но и грозит испуганному чиновнику. Отчаянье Акакия Акакиевича, его разочарование социумом приводят к болезни, из-за которой герой умирает. Похищенная мечта, неспособность вернуть шинель приводят к смерти Башмачкина. В отчаянье герой не может найти в себе новые силы, которые спасли бы его. Таким образом, в повести Н.В.Гоголя поднята тема столкновения жестокой реальности и мечты.

7, 8, 9 класс

Другие темы: ← Характеристика Тараса Бульбы↑ ГогольТарас Бульба — народный герой →

`

Человечность и равнодушие

С самого рождения своих детей родители стараются воспитать в них лучшие качества, чтобы выпустить в свет достойными людьми, способными преодолевать препятствия на жизненном пути и приносить радость другим людям.

Чтобы к нам относились так, как мы этого желаем, необходимо научиться сострадать окружающим людям, которые нуждаются в помощи. Именно так проявляется человечность.

Если человек способен оказаться мысленно на месте того, кто страдает, прочувствовать его состояние, понять переживания, то это первый шаг на пути к пониманию чужих проблем. Второй шаг – это оказание помощи даже совершенно незнакомому человеку, который оказался в трудной ситуации.

Стремление оказать помощь нуждающемуся человеку, отреагировать на его просьбы, беспомощность – показатель неравнодушной русской души. Об этом неоднократно упоминают в своих произведениях писатели русской литературы. Жалость, неравнодушное отношение к животным, людям.

Так, героиня рассказа Куприна «Куст сирени» готова оказывать помощь своему супругу всегда, не щадя своих сил. Благодаря своей смекалке, уму, она способствует тому, что он успешно защищает свой долгожданный план. Девушка не просто сопереживает его неудачам, но и отзывается, бескорыстно спасая его в трудные минуты.

Люди, которые проявляют человечность, как правило, преданны, добры и отзывчивые в жизни. Им не знакомы понятия жестокость, злоба и обман. Нередко родители задумываются о причинах равнодушного отношения к тем, кто остро нуждается в помощи. Недостаток в воспитании является пробелом, который приводит к отсутствию человечности в людях.

Восполнить его можно с помощью чтения литературных произведений, в которых есть примеры героических, добрых поступков или подвигов. Со стороны родителей это могут быть убедительные беседы о жалости, доброте к окружающим людям или животным.

К сожалению, в современном мире многие люди не способны сострадать, проявлять милосердие. Нельзя сказать, что они бесчеловечны, но иногда могут проявлять равнодушие, вместо того, чтобы спасти кого-то от беды.

Так человечность обходит их стороной, будто прячась за маской. Распространенным примером может послужить действие человека, обратившего внимание на сломанную ветку дерева, но прошедшего стороной, вместо того, чтобы перетянуть ее.

Таким образом, счастлив тот, у кого большое сердце, в котором есть место для добрых поступков, сострадания и человечности.

Популярные сочинения

  • Описание Герасима из рассказа Муму Тургенева 5 класс
    Герасим является одним из основных персонажей произведения и представляется автором в образе крепостного крестьянина, средних лет, принадлежавшего старой капризной барыне, проживающей постоянно в столице.
  • Сочинение на тему Учитель
    Учитель это очень важная, благородная и ответственная профессия. Если честно я восхищаюсь теми людьми, которые выбрали педагогический путь, ведь это огромный труд
  • Сочинение Герои повести Ася (характеристика)
    Повесть «Ася» была написана И.С. Тургеневым в 1857 году. В повести молодой богатый дворянин Н.Н, путешествуя по Европе, знакомится с девушкой – Асей. Вскоре он незаметно для себя влюбляется в нее

ТЕМА: Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести». Анализ повести
«Шинель».

ЦЕЛЬ: показать исторический и
символический смысл названия рассказа; на примере жизни героя показать, в чем
видит писатель их необычность, непохожесть на традиционных героев русской
литературы;

  развивать навыки самостоятельной
работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и
родины.        

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала на основе
комментированного чтения повести.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа
над отдельными отрывками из повести.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, произведения писателя,
карточки-информаторы

МПС: История России. Россия первой половины XIX века.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: интеллигент, личность, русский национальный
характер. Значение слова «маленький человек».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА

Урок  литературы по
теме: Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести». Анализ повести
«Шинель» 
— урок знакомства с произведением писателя, ставшим
«лебединой песней» всего его творчества.

        Данная
повесть является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы
одинокой личности, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

        Подготовка
к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и
тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов
рассказов. Поэтому учителем используется методика аналитического исследования и
активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с
текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем, задания
творческого характера, фронтальные, групповые, индивидуальные, разноуровневые,
с учетом дифференцированного подхода в обучении. Задача учителя состоит в том,
чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к
пониманию трагедии русского человека первой половины  XIX века.

Содержание
урока

I. Оргмомент.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного
кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Беседа по
вопросам.

1. На примере жизни Гоголя
расскажите, как происходит формирование интеллигентного человека.

2. Проследите за становлением
личности писателя. Какие факты являются непреложным доказательством, что Гоголь
пришел в литературу, чтобы запечатлеть самые важные страницы из жизни человека?

3. Как вы поняли смысл
названия комедии «Ревизор»?

Вывод:

Призыв Гоголя к гражданской активности, который звучит в
«подтексте», — основная мысль комедии.

III. Сообщение новых знаний и умений. Изучение нового материала.

А.
План раскрытия темы урока.

1. Вступительное слово
преподавателя.

        Гоголь
работал над «петербургскими повестями» с 1835 по 1842 год. «Петербургские
повести» — третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным
замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.

Первая
повесть «НОС» была напечатана в ж. «Современник» в 1836 году, сюжетом которой
служит необыкновенное происшествие – пропажа носа у майора Ковалева.

Главный
прием, который использует автор, — гротеск, то есть изображение чего-нибудь в фантастическом,
уродливо-комическом виде, основанное на преувеличениях.

2. Повесть «Шинель» является
последней повестью в цикле «Петербургских повестей», резко отличающаяся от
«Невского проспекта», «Носа» и «Записок сумасшедшего».

        Главная
проблема,
 согласно трактовке В. Белинского, — гуманное сострадание
писателя к положению и судьбе «маленького» человека, мелкого чиновника,
раздавленного бедностью, нищетой, общественной несправедливостью.

В
«Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь поместил написанные в 1843
году, сразу же после завершения работы над «Шинелью», «Четыре письма к разным
лицам по поводу «Мертвых душ».

3. Главный герой
повести Акакий Акакиевич символизирует
 систему отношений между людьми.
Он – олицетворение борьбы за человека в ситуации, когда отстоять свое
человеческое достоинство практически невозможно, олицетворение стихии мятежа.

4. Образ стихии –
разгулявшейся и разыгравшейся
 – становится все более угрожающим:

1) земные разбойники срывают с
него шинель в центре Российской империи;

2) издевательства сослуживцев
над бедным Акакием Акакиевичем, которые сыпали ему на голову бумажки, называя
это снегом.

5. 1) для героя шинель – не
только одежда, но живая одушевленная вещь, шинель – это защита, это теплая
заступница от стихии «мира холодного»;

    2) шинель –
символ обожествленной им и защищающей его государственности.

Новая
шинель дает герою надежду на покровительство, неспроста он одержим идеей «вечной
шинели».

Вывод:

В
финале повести священной становится не божественная природа власти, а
человеческая ее ипостась, земная ее вещественность, внешняя ее форма. Человек,
наделенный чином, «очеловечил» эту власть до того, что от ее божественного
происхождения остались одни бездушные мундиры – шинели. В мире российской
государственности непомерно разрастается значимость «человеческого фактора» за
счет погашения божественной харизмы носителей власти, погружающих российскую
государственность в стихию полного хаоса и раздора, превращающих власть в
пленницу земных человеческих несовершенств.

IV. Комментированное чтение отдельных глав.

V. Заключительный этап урока.

  1. Домашнее
    задание

Прочитать повесть «Шинель».

  1. Выставление
    оценок.
  2. Подведение
    итогов урока.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 101-102. 

УКМ «Перспектива»

1. Что больше всего вас удивило в рассказе? Перечитайте самый интересный эпизод.

Меня удивило, как барсук лечил обожжённый нос в трухлявом пне. При этом он плакал, как человек. Это и был самый интересный эпизод рассказа.

2. Какие чувства к барсуку у вас появились? Сочувствовали ли вы ему, переживали за него, хотели помочь?

Мне было жаль неосторожного барсука, который сильно обжёг нос. Я бы хотела помочь ему, но это невозможно. Я порадовалась, что нос у барсука зажил, а сам зверь научился осторожно относиться к человеку.

3. Найдите и перечитайте описание барсука? Почему он попал в беду? Как он лечился?

Барсук был маленьким и любопытным, с круглыми глазами и шершавым языком. У него был большой нос, который он сунул в горячую картошку и обжёг.

Барсук пострадал из-за любопытства и неосторожности.

Он лечил свой нос, засовывая его в большой трухлявый пень.

4. Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, всё замечал и умел рассказать об увиденном.

Мальчику было 9 лет и он многое замечал. Он видел, как переправлялись муравьи, он первым услышал шуршание барсука, он увидел, как барсук лечит нос и показал взрослым.

5. Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует, художественно описывает, создает картины увиденного и пережитого.

Писатель художественно описывает события, рисует живые картины пережитого. Он использует средства художественной выразительности, передает своё отношение, наделяет героев характерами.

6. Обсудите с другом, как автор относится к своему герою.

Я думаю, что писатель относится к барсуку с жалостью и любовью. Он заставляет читателя сопереживать животному, рассказывая о том, как барсук плакал. Иначе он не стал бы это описывать.

7. Попробуйте пересказать рассказ Паустовского «Барсучий нос» другу по телефону.

Пример пересказа рассказа «Барсучий нос» другу по телефону для 3 класса

Привет, Андрей!

Я сейчас прочитала классный рассказ, он называется «Барсучий нос».

Его герои, взрослые люди, отдыхали и рыбачили на природе. Они соорудили шалаш, а вечерами жарили картошку на сковороде.

С ними был мальчик, очень внимательный и наблюдательный. Он заметил, что в кустах шевелится какой-то зверь и рассказал взрослым. Те стали наблюдать за кустами и увидели мордочку барсука.

А барсука привлёк запах картошки. Он выскочил из кустов, бросился к сковороде и сунул нос в картошку. И обжёгся! Он закричал и бросился прочь.

На следующее утро мальчик увидел, как барсук лечит нос, и показал это взрослым. Барсук расковырял трухлявый пень и засунул в него нос. Труха была мокрой и холодила нос. А рядом крутился второй барсук, переживая за товарища.

И барсуку было так больно, что он плакал, как человек.

Через год автор, Константин Паустовский, снова увидел барсука. Его нос зажил, но остался шрам. Барсук сердито чихнул на человека и убежал.

8. Определите основную мысль произведения.

Главная мысль рассказа в том, что нужно быть осторожным с незнакомыми предметами и не совать свой нос куда не просят.

9. Вы заметили, что текст разделён на три части? Подберите к ним заглавия.

Дадим названия частям рассказа: «Осень на озере», «Барсук и картошка», «Лечение носа».

10. Передайте кратко содержание понравившейся части.

Краткое содержание части «Лечение носа» для 3 класса

Утром мальчик рассказал автору, что видел, как барсук лечит нос. Автор не поверил ему и не хотел вставать. Но мальчик был настойчив. Он за руку потянул автора и увёл его в чащу.

Там автор увидел большой пень. Возле пня стоял барсук. Он расковырял пень и засунул нос во влажную труху. Рядом с барсуком вился второй зверь. Он волновался и толкал барсука в живот.

А барсук сел и заплакал. Он облизывал нос и смотрел на людей, словно прося помочь ему. Но люди ничем не могли помочь барсуку.

Через год автор вновь встретил этого барсука. На месте ожога образовался шрам. Барсук сердито чихнул на автора и убежал.

11. Подумайте, можно ли было как-то иначе разделить текст. Обоснуйте своё мнение.

Мне кажется, иначе разделить текст было нельзя. Первая часть знакомит нас с местом действия, героями и временем года. Вторая часть рассказывает о несчастном случае с барсуком. А третья говорит о лечении носа и о том, что было дальше.

12. Составьте и запишите план всего произведения.

План рассказа Паустовского «Барсук» для 3 класса

  1. Осень на озере.
  2. Наблюдательный мальчик.
  3. Как барсук обжёг ночь.
  4. Мальчик зовёт автора.
  5. Лечение носа.
  6. Конец истории.

13. Сравните текст художественного произведения «Барсучий нос» и текста из энциклопедии «Барсук». В чём особенность каждого из них?

Особенности художественного рассказа:

  1. Описан реальный случай с конкретным животным.
  2. Использованы средства художественной выразительности.
  3. Описаны чувства и эмоции героев.

Особенности текста энциклопедии:

  1. Сообщаются общие факты о барсуках.
  2. Нет героев.
  3. Не используются средства художественной выразительности.

14. Всё ли вам понятно в научно-популярном тексте? Какие вопросы можно задать к тексту для того чтобы уточнить и конкретизировать информацию?

Дополнительные вопросы к тексту «Барсуки» для 3 класса

  1. В каких местах живут барсуки?
  2. Живут они в одиночку или стаей?
  3. Чем конкретно питаются барсуки?
  4. Это животное хищное, травоядное или всеядное?
  5. Какого размера барсук?
  6. Сколько он живёт?
  7. Какого цвета его шерсть?

15. Приходилось ли вам наблюдать за поведением животных в лесу? Расскажите.

Рассказ о наблюдении за белочкой в лесу для 3 класса

Однажды зимой я шла по тропинке парка. На многих деревьях висели кормушки, у которых собирались разные птицы, в основном воробьи и синицы.

Но вдруг на одной кормушке я увидела белочку. Она ловко прошмыгнула мимо птичек, схватила несколько семечек и убежала вверх по дереву.

Там она съела семечки и вновь вернулась в кормушку. Птицы не обращали внимания на белку, еды хватало на всех.

А белка ещё много раз бегала вверх-вниз по стволу, набирала семечек и обедала. Зимой и птицам, и зверям очень нужна любая помощь от человека.

AVvXsEjaowKHfBrpGbk679y9M1Ebz cGOhnM1lQBSBujGhNe6eHxltxwa0IeYo7RujwsGBHt O3j

Сочинение — Анализ повести Шинель. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Произведение является составной частью прозаического сборника писателя под названием «Петербургские повести». Создание повести осуществляется автором после услышанного анекдота о бедном чиновнике, увлекающим охотой и мечтающего приобрести самое лучшее ружье.

Жанровая направленность произведения представляет собой реалистическую повесть с элементами фантастики и мистики.

Композиционная структура повести является линейной с ярким обозначением вступления и эпилога. Вступление представляет собой своеобразное писательское рассуждение городе. В экспозиции представляется описание обстановки и положения главного персонажа. В завязке изображается принятие героем решения о приобретении новой шинели, которая затем теряется, соответственно, во второй части повествуется о поиске шинели и разоблачению руководства. Эпилог является закольцованным.

Сюжетная линия повести разворачивается в момент приобретения главным героем долгожданной шинели, ради которой он экономит буквально на всем, отказывая себе в пище, бережно относясь к обуви. Однако только что обретенная покупка становится добычей воров. Герой пытается добиться справедливости на всех уровнях государственных органов, однако никто не оказывает ему помощь и поддержку. В результате персонаж заболевает и умирает.

Главным персонажем повести является Башмачкин Акакий Акакиевич, представленный в образе титулярного советника, неудачника, маленького человека, отличающегося противоречивым характером.

Для раскрытия образа главного героя автор включается в повествование образы второстепенных персонажей в качестве шинели, иллюстрирующей отношение героя к жизненным событиям, а также Петербурга, изображенного в виде жесткого города, подавляющего человека.

Основной темой повести является изображение существования маленького человека, который погибает из-за манипуляций и игнорирования чиновников высокого ранга.

Сквозной тематикой произведения представляется изображение безнравственности и социальных пороков, иллюстрирующихся автором с помощью яркой сатиры и описания абсурдности ситуации. Кроме того, многогранность образа главного героя позволяет продемонстрировать противопоставление фантастического и реального.

Главной проблемой повести является отсутствие гуманизма в человеческом мире, проявляющемся в общественном равнодушии, социальном неравенстве, бедности.

Ключевой идеей произведения представляются авторские размышления по поводу острых социальных проблем, изображение безысходности ситуации, в которую попадает маленький человек, оказывающийся слабым перед сильными мира сего.

Смысловая нагрузка повести заключается в поиске справедливости. Критика доброжелательно воспринимает вышедшую повесть, считая ее достойным творением писателя, представляющим натуральную литературную школу, характеризующуюся методом сатирического изображения реальной действительности.

2 вариант

«Шинель» Гоголя совершила целую революцию в отечественной литературе. Повесть была очень популярна у современников писателя и вызывала немало споров у критиков.

Произведение рассказывает о жизни «маленького человека» — ничем не примечательного Акакия Акакиевича Башмачкина.

Композиция повести

1) «Шинель» начинается рассуждением автора о городе. Стоит отметить, что это было неотъемлемой частью гоголевских «Петербургских повестей». Далее начинается описание жизни главного героя – Башмачкина.

2) Описание обстановки вокруг героя и его положения в обществе – это экспозиция.

3) Момент, когда Акакий Акакиевич решает приобрести шинель является завязкой. Далее это желание двигает сюжет до кульминации – момента, когда Башмачки получает заветную шинель.

4) Далее идёт вторая смысловая часть – в ней герой ищет шинель и разоблачает чиновников.

5)  Эпилог с привидением превращает вторую часть в кольцо: воры – Акакий Акакиевич, а затем полицейский – приведение.

Социальные проблемы, затрагиваемые Гоголем в «Шинели»

Одна из основных проблем произведения – отсутствие гуманизма. Герои забыли об альтруизме и сопереживании, они малодушны и не стремятся к духовному развитию. Даже Башмачкин. Он целыми днями переписывает строки и не интересуется ни музыкой, ни литературой. Все его действия завязаны на получение тех жалких материальных благ.

Ещё одна проблема, актуальная и в наше время – равнодушие. Люди не замечают проблем окружающих, не протягивают руку помощи. Значительное лицо всячески открещивался от собственной человечности, а сослуживцы Акакия Акакиевича не обращали внимания на его беду.

В современных реалиях, как и в повести «Шинель», существует проблема бедности. Главный герой усердно трудился и выполнял свои обязанности, но не мог купить себе новую одежду. А подхалимы и льстецы быстро продвигаются по карьерной лестнице и хорошо живут.

Основная мысль произведения

Создавая повесть «Шинель», Николай Васильевич Гоголь показывал волнующие его социальные проблемы России в 19 веке. Фэнтэзийный, сверхъестественный элемент показывает, что проблема неразрешима – маленький человек беспомощен пред людьми, наделёнными властью. Они никогда не помогут ему в беде.

Идея произведения – в поиске справедливости, но у ситуации нет выхода, потому что правосудие возможно лишь с помощью чего-то магического.

Анализ 3

В рассказе Николая Гоголя «Шинель» поднимается проблема «маленького» человека.

Главный герой рассказа — Акакий Акакиевич Башмачкин. Он работает переписчиком в небольшом департаменте и очень любит выводить буквы. Он живет очень скромно, экономит на свечках, бумаге, чернилах.

На работе коллеги издеваются над бедным Акакием Акакиевичем. Начальство дает ему самую грязную и плохую работу. Однажды по пути в департамент переписчик замечает, что его старая шинель совсем прохудилась. С тех пор в Башмачкине начала расти и развиваться мечта о новой шинели, когда он узнал, что старую починить никак нельзя.

Пошив нового изделия стоил дорого, поэтому Башмачкин стал экономить сильнее. Он снимал комнату у какой-то старушки. Башмачкин был одиноким, скрытным, ни с кем не общался. Ему постоянно казалось, что его кто-то обижает, кто-то непременно хочет насмехнуться над ним. Вполне вероятно, что окружающие его люди не преследовали таких целей.

Совсем скоро Башмачкин смог накопить на новую шинель. На работе это сразу заметили, поэтому Башмачкина пригласили на праздник. На этом мероприятии Акакий Акакиевич вдруг становиться свидетелем ужасного события, которое его  очень задело. Его новенькая шинель оказалась затоптанной на полу.

Таким образом, через состояние вещи Николай Васильевич передает состояние его обладателя. Башмачкин чувствовал себя таким же подавленным, как его шинель. Этот эпизод еще больше подчеркивает равнодушие, одиночество, боль, грусть, утрату, печаль.

Шинель стала смыслом жизни для ее обладателя. Но вскоре произошла трагедия. Внезапно у Акакия Акакиевича выкрыли шинель. Но украли не просто вещь. У человека украли мечту, без которой он не смог жить. Акакий Акакиевич заболел. Чиновнику никто не помогал в лечении, никто не заботился о нем. В момент страдания он максимально почувствовал свое одиночество, свою боль, обиду, угнетенность.

Болезнь вскоре принесла ему смерть.

После своей гибели дух Акакия Акакиевича решил восстановить справедливость и вернуть мечту, которую отняли. Призрак умершего настиг помещика, укравшего шинель. Здесь есть и еще такой подтекст. Высшие чиновничьи классы, дворянство, угнетало низшие классы, забирало их свободу, счастье, радость. Таким образом, в этом эпизоде выражено то, что рано или поздно злые силы будут наказаны, а пострадавшем вернуться все блага, которые они потеряли.

Все сочинения

Слайд 1

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)«Шинель»«Петербургские повести»(1839 – 1841)

Текст слайда:

Николай Васильевич
Гоголь
(1809 – 1852)

«Шинель»

«Петербургские повести»

(1839 – 1841)


Слайд 2

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф.М.Достоевский

Текст слайда:

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

Ф.М.Достоевский


Слайд 3

Назовите главного героя повестиКукрыниксыАкакий Акаиевич Башмачкин(«вечный титулярный советник»)

Текст слайда:

Назовите главного героя повести

Кукрыниксы

Акакий
Акаиевич
Башмачкин

(«вечный титулярный советник»)


Слайд 4

Интересы Акакия АкакиевичаКукрыниксы Несколько десятилетий подряд он служит переписчиком в одном из административных учреждений Санкт-Петербурга.

Текст слайда:

Интересы Акакия Акакиевича

Кукрыниксы

Несколько десятилетий подряд он служит переписчиком в одном из административных учреждений Санкт-Петербурга. Практически вся вселенная для него умещается за рабочим столом. Он не осознает значения дела, которым занимается. Все чувства и стремления его убоги, искажены в соответствии с его однообразной бездумной работой. Он с нежностью относится только к своим любимым буквам.


Слайд 5

Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновникуА.В.Ванециан«В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только

Текст слайда:

Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику

А.В.Ванециан

«В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха.
Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически.
Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним… сыпали на голову ему бумажки…»


Слайд 6

Табель о рангах

Текст слайда:

Табель о рангах


Слайд 7

Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновникуАкакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему

Текст слайда:

Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику

Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему к с самому рту кулак величиною с чиновничью голову, промолвив:»А вот только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал, как с него сняли шинель…

«Нет , лучше и не глядеть»,- подумал и шел, закрыв глаза. И когда открыл их…, увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами. …
«А ведь шинель-то моя!»- сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник.


Слайд 8

Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновникуА.А.Башмачкин у значительного лица (Кукрыниксы)«- Что вы, милостивый сударь,- продолжал

Текст слайда:

Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику

А.А.Башмачкин у значительного лица
(Кукрыниксы)

«- Что вы, милостивый сударь,- продолжал он отрывисто,- не знаете порядка? Куда вы зашли? Не знаете как водятся дела?…
— Откуда вы набрались такого духу? Откуда вы мыслей таких набрались?…
-Знаете ли кому говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами…?

…Он не слышал ни рук, ни ног. В жизнь свою он не был еще так сильно распечен генералом, да еще и чужим


Слайд 9

Тема беззащитности человека в окружающем несправедливом и жестоком мире.Какова тема повести?Какова основная мысль произведения?Мысль о «маленьком человеке»,

Текст слайда:

Тема беззащитности человека в окружающем несправедливом и жестоком мире.

Какова тема повести?

Какова основная мысль произведения?

Мысль о «маленьком человеке», искалеченном и обворованном государством.

Страшное душевное потрясение от человеческой несправедливости и жестокости приводит к тому, что герой заболевает и умирает: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное»


Слайд 10

Заветная мечта А.А.Башмачкина- Полтораста рублей за шинель!- вскрикнул бедный Акакий Акакиевич, вскрикнул, может быть, в первый раз

Текст слайда:

Заветная мечта А.А.Башмачкина

— Полтораста рублей за шинель!- вскрикнул бедный Акакий Акакиевич, вскрикнул, может быть, в первый раз отроду, ибо отличался всегда тихостью голоса.

Тут-то увидел Акакий Акакиевич , что без новой шинели нельзя обойтись, и поник совершено духом.

С этих пор…как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу,- и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу.


Слайд 11

Тема. Проблематика. КонфликтВ «Шинели» поднимается тема «маленького человека» — одна из постоянных в русской литературе. Первым затрагивает

Текст слайда:

Тема. Проблематика. Конфликт

В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» — одна из постоянных в русской литературе. Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его маленькие люди — это Самсон Вырин («Станционный смотритель»). Евгений («Медный всадник»). Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала.


Слайд 12

Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет

Текст слайда:

Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние.
Станционный смотритель теряет дочь.
Евгений — возлюбленную.
Акакий Акакиевич — шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.


Слайд 13

«Изгнать употребление чаю по вечерам»;«не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату

Текст слайда:

«Изгнать употребление чаю по вечерам»;
«не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при её свечке»;
«ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее,.. чтобы таким образом не истереть скоровременно подмёток»;
«как можно реже отдавать прачке мыть бельё, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате».

Способы экономии денег Башмачкина


Слайд 14

1. Как портрет раскрывает характер героя ? Что означает его имя ?2.Что представляет собой речь Акакия Акакиевича?3.Как

Текст слайда:

1. Как портрет раскрывает характер героя ? Что означает его имя ?
2.Что представляет собой речь Акакия Акакиевича?
3.Как относились к Башмачкину сослуживцы ?
4. Где жил Акакий Акакиевич и чем занимался в свободное время ? Каков его внутренний мир?
5. Что происходило с главным героем на улицах Петербурга?
6. Как относились к старой шинели окружающие ? Что она показывала в своём хозяине ?


Слайд 15

1. Как воспринял Акакий Акакиевич необходимость приобрести новую шинель ? Сразу ли согласился ?2.Как проходил «процесс создания»

Текст слайда:

1. Как воспринял Акакий Акакиевич необходимость приобрести новую шинель ? Сразу ли согласился ?
2.Как проходил «процесс создания» новой шинели?
3.Чем становится шинель для героя повести ?
4. Что изменилось в облике героя , когда он надел
Новую шинель ?
5. Как отнеслись сослуживцы к обновке Башмачкина ?
6.Что изменилось в жизни Акакия Акакиевича с появлением новой шинели ? Чем становится новая шинель для героя повести ?


Слайд 16

1. Как автор изображает место , где ограбили Акакия Акакиевича ?2. Как Гоголь описывает главного героя в

Текст слайда:

1. Как автор изображает место , где ограбили Акакия Акакиевича ?
2. Как Гоголь описывает главного героя в момент ограбления ? Только ли шинель украли у Акакия Акакиевича грабители ?
3. Каково поведение будочника ?
4. Как относится к несчастью Башмачкина частный пристав ?
5. Как ведёт себя «значительное лицо» ? Почему автор именно такой фразой обозначил этот персонаж ?
6. Что чувствует и видит Акакий Акакиевич , когда лежит смертельно больной ? Что автор говорит о городе в тот момент , когда умер Башмачкин?


Слайд 17

1. Кем становится Акакий Акакиевич после смерти ? Почему ?2. Как автор объясняет , почему его герой

Текст слайда:

1. Кем становится Акакий Акакиевич после смерти ? Почему ?
2. Как автор объясняет , почему его герой становится призраком ?
3. Что происходит со «значительным лицом» , когда в городе появляется призрак ?
4. Как автор опровергает существование призрака?
5.Что подчёркивает автор с помощью фантастики ?


Слайд 18

Бытовой Социальный Комический ТрагическийГуманистический МетонимическийРелигиозно-философский (шинель становится для Башмачкина искушением)Шинель в повести Гоголя становится полноправным персонажем .

Текст слайда:

Бытовой
Социальный
Комический
Трагический
Гуманистический
Метонимический
Религиозно-философский (шинель становится для Башмачкина искушением)

Шинель в повести Гоголя становится полноправным персонажем . Какой смысл несёт этот образ ?


Слайд 19

Коллизия – столкновение каких-либо противоположных сил , стремлений , интересов .Коллизия в повести Гоголя «Шинель» :Мечта

Текст слайда:

Коллизия – столкновение каких-либо противоположных сил , стремлений , интересов .

Коллизия в повести Гоголя «Шинель» :
Мечта и ?
Человек и ?
Личность и ?
Право на счастье и ?

Действительность
Вещь
Раб
Бесправие


Слайд 20

- лестницаХудожественная деталь «Увидевши в чем дело, Акакий Акакиевич решил, что шинель нужно

Текст слайда:

— лестница

Художественная деталь

«Увидевши в чем дело, Акакий Акакиевич решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу, портному, жившему где-то в четвертом этаже по черной лестнице..»

«Взбираясь по лестнице, которая, надобно отдать справедливость, была вся умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза…»

«Помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь, квартира была на втором этаже.»

«Впрочем, он старался усилить значимость многими другими средствами, именно: завел, чтобы низшие чиновники встречали его еще на лестнице, когда он приходил в должность.»

«Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич»

« Итак, значительное лицо сошел с лестницы, сел в сани и сказал кучеру…,а сам, закутавшись в теплую шинель, оставался в приятном расположении…»


Слайд 21

«Лестница» символизирует служебный табель о рангах и жизненную дорогу Акакий Акакиевич, поднимаясь, по черной лестнице

Текст слайда:

«Лестница» символизирует служебный табель о рангах и жизненную дорогу

Акакий Акакиевич, поднимаясь, по черной лестнице к портному, сам того не ведая, вступает на «лестницу» видимого мира петербургской светской жизни, а когда впервые надевает шитую Петровичем шинель, из человека – невидимки с очертаниями копировальной машины и мусорной урны превращается , пусть в мелкого, но видимого человека

А без шинели он снова очутился вне «лестницы» и стал таким же, как был, невидимым и ненужным


Слайд 22

1 ряд – Нарисовать словесный портрет Акакия Акакиевича в момент получения шинели.2 ряд – Найти и отметить

Текст слайда:

1 ряд – Нарисовать словесный портрет Акакия Акакиевича в момент получения шинели.
2 ряд – Найти и отметить в тексте упоминание о лестнице.

Домашнее задание:

К содержанию


  • Основная мысль рассказа чехова мальчики для читательского дневника
  • Основная мысль рассказа чехова ванька
  • Основная мысль рассказа честное слово пантелеева
  • Основная мысль рассказа черная курица или подземные жители
  • Основная мысль рассказа человек на часах