Основная мысль рассказа серебряное копытце

Здесь даны основные сведения о сказе п. п. бажова серебряное копытце, представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ.

Здесь даны основные сведения о сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого сказа.

Краткие сведения о произведении

Сказ «Серебряное копытце» Бажова впервые был опубликован в 1938 году. Это сказ о доброте и ожидании чуда.

Главные герои сказа

  • Кокованя — добрый и заботливый старик, приютивший осиротевшую девочку.
  • Дарёнка — смышлёная, любознательная маленькая девочка.

Другие персонажи

  • Серебряное копытце — лесной козлик с серебряным копытцем на правой ноге. Он одаривает самоцветными камнями хороших людей.
  • Мурёнка — бурая кошка, которую приютила Дарёнка.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Старик Кокованя взял на воспитание сироту — девочку Дарёнку. Стали они жить втроём — дед, Дарёнка и кошка Мурёнка. Кокованя рассказал девочке о козлике с серебряным копытцем, живущем в лесу. Хотела Дарёнка посмотреть на него и попросила Кокованю взять её с собой в лес на охоту. Пришли они в балаганчик, который построил дед около покосных ложков. С ними туда прибежала и Мурёнка.

Когда Кокованя ушёл по делу в посёлок, к балаганчику прибежал козлик и вскочил на крышу. Стал он бить передней ножкой с серебряным копытцем. Из-под ноги посыпались разноцветные блестящие камешки.

Вернулся Кокованя и увидел, что весь балаганчик сверкает от камней. Набрал он немного самоцветов в шапку.

К утру выпал снег и укрыл камни. Разгребал Кокованя снег, но камешков не нашёл. Мурёнку и Серебряное копытце они больше не видели.

Через несколько лет старик заболел и не смог ходить на охоту. Камешки они продали. Дарёнка не знала, где взять деньги на еду, когда продадут последний камешек. И только подумала об этом, послышалось ей, будто кошка фыркнула. А в сундучке, где хранились камешки, послышалось шуршание. Посмотрели — а он полон самоцветными камнями.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Жил в заводском посёлке старик Кокованя. Жил он один, и решил усыновить сиротку. Хотел взять мальчика, чтобы потом обучить его своему делу. Но соседи посоветовали взять осиротевшую маленькую девочку. Кокованя раньше знал её родителей, были они ловкие и весёлые. Подумал старик, что если девочка на них похожа, с ней будет не тоскливо.

Девочку звали Дарёнкой. Спросил Кокованя у неё, пойдёт ли она к нему жить. Девочка спросила, кто он. Старик сказал, что он летом золото добывает, а зимой по лесу за козлом бегает — хочет посмотреть, в каком месте он топнет правой ножкой. Дарёнка спросила, для чего это ему нужно. Кокованя ответил, что расскажет ей, если она пойдёт к нему жить. Девочке интересно стало, она и согласилась, только попросила взять с собой кошку Мурёнку.

Стали они дружно жить вместе. Дед утром уходил на работу, девочка прибирала в избе и варила обед, а кошка мышей ловила.

Часто просила Дарёнка деда рассказать про козла. Узнала она, что у него рожки «на пять веточек», а на правой передней ноге серебряное копытце. Где топнет он этим копытцем, там появляются самоцветные камешки.

Зимой собрался старик на охоту за лесными козлами. В лесу у него был зимний балаган с очагом и окошечком. Дарёнка уговорила деда взять её с собой — очень хотела она поглядеть на Серебряное копытце.

Кошке девочка сказала дома сидеть, мышей ловить. Но Мурёнка побежала за Кокованей и Дарёнкой в сторонке. Так и добралась до балаганчика. Кокованя охотился на лесных козлов, много насолил козлиного мяса. Дарёнка посоветовала ему сходить в посёлок за лошадью, чтобы солонину перевезти домой. Сказала девочка, что не забоится остаться в лесу, ведь балаган крепкий, волки не доберутся.

Ушёл дедушка. Вечером увидела Дарёнка, что из леса бежит к покосным ложкам козёл с рожками «по пяти веточек». Выбежала девочка посмотреть — никого нет. Подумала она, что это ей показалось.

Второй день прошёл, не вернулся Кокованя. Хотела Дарёнка спать ложиться да вдруг услышала топоток по стенам, а потом и сверху. Как будто кто-то лёгонький быстро ходит. Девочка подумала, что это козёл прибежал, которого она вчера видела.

Открыла Дарёнка дверцу и увидела совсем близко козла с пятью ответвлениями на рожках. Стоит он и правую ножку с серебряным копытцем поднял. Девочка позвала его, как домашнего козла: «Ме-ка!» А козлик рассмеялся и побежал по покосу.

Вернулась Дарёнка в балаган и рассказала Мурёнке, что видела Серебряное копытце.

Третий день прошёл, Коковани всё нет. Девочка запечалилась. Хотела поговорить с Мурёнкой, а её нет. Выбежала девочка из балагана кошку искать.

Месяц ярко светил, и Дарёнка увидела, что на покосном ложке сидит Мурёнка, а перед ней козлик с поднятой ножкой с серебряным копытцем. Оба головами покачивают, будто разговаривают. Потом стали бегать по покосным ложкам. Убежали далеко, потом вернулись к балагану. Козлик вспрыгнул на крышу и стал по ней бить копытцем. Из-под ножки посыпались сверкающие разноцветные камешки.

Вернулся Кокованя и не узнал своего балагана — весь он был засыпан блестящими камнями. Наверху стоял козлик и бил серебряным копытцем, а камешки сыпались да сыпались.

Вдруг Мурёнка заскочила на крышу, мяукнула, и она, и козлик исчезли.

Кокованя нагрёб полшапки камешков, а Дарёнка попросила, чтобы больше не брал, чтобы ещё завтра полюбоваться на гору самоцветов.

Ночью был снегопад, все камни оказались под снегом. Утром дед и Дарёнка искали камни, но не нашли. Да им хватило и тех, что Кокованя в шапку набрал.

Серебряное копытце и Мурёнку они больше видели и очень скучали по кошке.

Через несколько лет Кокованя заболел, и Дарёнке пришлось трудно. Камешки они продавали, и девушка загоревала. Что делать, когда деньги за последний камешек закончатся? Только подумала об этом, как услышала, будто кошка фыркнула.

Когда Дарёнка рассказала деду о своей печали, он сказал, что есть поговорка: «Лениться да унывать не будешь — завсегда хлеба добудешь».

И услышали они, как в сундучке, где лежали камешки, что-то зашуршало. Посмотрела Дарёнка — а он полнёхонек. И новые камешки появились, каких ещё не видела. Кокованя объяснил, что эти дорогие камни гранильщики называют кошачьим глазком.

А по покосным ложкам, где козлик скакал, люди стали находить камешки. Больше было зелёных, которые называются хризолитами.

Заключение к краткому пересказу

В сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце» раскрыты темы:

  • добрые дела;
  • милосердие;
  • вера в чудеса.

Основная мысль (идея) сказа «Серебряное копытце»: доброта, милосердие, вера в чудеса помогают людям стать счастливыми.

Краткое содержание сказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

УМК Школа России.

УМК Школа России.

Тип урока: урок обобщения знаний и их систематизации.

Цель: создать условия для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки».

Предметные УУД: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.

Регулятивные УУД: умение понимать роль в учебном сотрудничестве, осуществлять самоконтроль, умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, работать по плану, соотносить то, что уже известно, и то, что ещё не известно, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные УУД: умение добывать информацию из иллюстраций, текста; умение извлекать фактическую информацию; умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, формировать презентационные умения;

Личностные УУД : умение работать в группе, вести учебный диалог, умение оценивать свою работу и работу группы.

Планируемые результаты: называют правильно произведение; соотносят произведение и героев (называют героя, рассказывают о герое);работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения.

Урок плановый. Разработан в соответствии с требованиями
ФГОС. Направлен на формирование ключевых компетенций учащихся.

Этап урока

Время

Содержание

Работа учителя/ученика

УУД

ЦОР

Организационный

(Эмоциональный настрой учащихся.)

Артикуляционная разминка.

1-2 мин

Орг. момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок,

Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

— Настроение, каково?

Погулять язык собрался: (открыть рот)

Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – “облизнуться”)

Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз — и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)

Личностные (самоопределение)

Коммуникативные: -планирование речевых высказываний

Слайд№1

Актуализ ация знаний и фиксация затрудне ний

15мин

— Как называется наш раздел? (Литературные сказки)

 — Как вы понимаете смысл раздела?

— Какие произведения мы уже прочитали?

Вспомним, что такое фольклор? Какие жанры устного народного творчества вам известны? С каким сказом познакомились на прошлом уроке?

-Что вы узнали о Бажове?

Рассказ учителя о П.П. Бажове

-Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая серая борода — на фотографиях П.П.Бажов выглядит старым, мудрым сказочником…

Мы держим с тобою, приятель, в руках «Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость, и горе.

Озера и реки здесь – как зеркала,

Нам песню споет пожилая ветла

 И много расскажет нам басен

Уральский лес чуден, прекрасен.

А горы до неба почти достают,

Красива природа – покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят

Тест

Взаимопроверка и оценка работы с тестом. Чтение по ролям.

Работа над содержанием произведения.

 -Назовите положительных, отрицательных и нейтральных героев сказки.

 — Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка, Серебряное Копытце)

— Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

-Зачем кошка Мурёнка введена в сюжет сказки? (Нужна для подтверждения доброго отношения Дарёнки и Коковани к другим живым существам).

 -Как кошка выражала свое отношение к словам героев? (Правильно придумал)

-К какому жанру относится произведение «Серебряное копытце»? Литературная сказка. Бажов называл свои произведения уральскими сказами.

Как вы объясните слово «сказ»?

Сказ – рассказ – сказка.

 — Назовите еще слова с таким же корнем. (сказочник, рассказывать, присказка, подсказка). -Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.

Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа. «Серебряное копытце» — это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.

 Мы определили жанр произведения «Серебряное копытце».

Ответы дете

Сообщения учащихся о П.П. Бажове Рассказ учителя о П.Бажове.

Совместная беседа

Чтение сказа по ролям.

Размышления детей

Учащиеся затрудняются

Личностные: Мотивация к работе на результат Регулятивные действия: Целеполагание, постановка учебной задачи; определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить;

Регулятивные — прогнозирование Коммуникативные: -планирование речевых высказываний; — учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, — осуществление совместной деятельности

Слайд №2

Слайд№3

Постановка учебной задачи

Физ.минутка

Построение проекта выхода из затруднения

Первичное закрепление во внешней речи

Разминка для глаз. 

15мин

1-2мин

Что нового мы должны узнать на уроке? 1.Определить жанр произведения.

2.Дать характеристику героев.

3.Составить план.

«Энергическая зевота».

На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть

мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

Что поможет нам выполнить все задания? (Работа с учебником, помощь друг другу)

Работа в группах:

1 группа: Характеристика Даренки (Внешность; семья; чем занимается; характер.) 2 группа: Внешность(Семья Коковани; Чем занимается; характер.) 3 группа: Составить рассказ о Серебряном Копытце (выборочный пересказ). 4 группа: Составить рассказ о кошке Мурёнке.

Проверка работы групп, выступления учащихся.

Самооценка работы в группе.

Самооценка и взаимооценка(Учащиеся оценивают свою работу на уроке на оценочных листах).

«Веселая неделька, корригирующая гимнастика»

Обобщающая беседа 

Вопрос из учебника №4

-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть Серебряное копытце?

 — каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;

 — герои были бедными ,надеялись продать драгоценные камни,. и зажить богато?

Вопрос №5

-Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.

 -За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)

-Назовите основную мысль произведения?

Учащиеся догадываются по опорным словам

Размышления детей

Работа в группах

Презентация каждой группы результатов своей работы. Дополнение одноклассников.

Рефлексия деятельности. Самооценка и взаимооценка(Учащиеся оценивают свою работу на уроке на оценочных листах).

Ответы детей

Ответы на вопросы учебника

Личностные: — учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Личностные (интерес к учебному материалу, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные:

— планирование;

 — составление плана и последовательности действий; — принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

 — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные общеучебные:

 Формирование логических универсальных действий:

— анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения, классификации объектов,

-построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление целого из частей;

 — построение сообщения в устной и письменной форме; — установление аналогии.

Коммуникативные – формулирование и аргументирование собственной позиции, принятие позиции партнёра, сотрудничество; умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Слайд№4

Слайд№5

Слайд№6

Самостоя тельная работа с самопров еркой по эталону

Рефлекс ия деятель ности.

5 мин

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 -Возьмите карточки и ответьте на вопросы. Проверим ваши ответы.

Рефлексия и самооценка

-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

-А какой урок извлекли вы?

— А вы верите в чудеса?

Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?

 — Украсим нашу выставку рисунков, которую оформили на предыдущем уроке драгоценными камнями.

У вас есть «волшебный камешек», а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами.

Напишите те добрые дела, которые вы уже совершили или которое хотите совершить сегодня.

Посмотрите, как много добрых дел мы можем совершить сами. И мы не променяем их ни на какие сокровища.

Учащиеся работают с вопросами на карточках, проверяют по образцу и подсчитывают количество баллов в своих табличках.

Дети работают с «драгоценными камнями» и прикрепляют их на выставку рисунков.

Личностные: — способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; — эстетические чувства Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; адекватно оценивать свои достижения; Коммуникативные: -планирование речевых высказываний

Слайд №7

Включение в систему знаний и повторение

(Практическая значимость приобретенных знаний на уроке

).

Итог урока

5 мин.

Итог урока

Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

Добрый волшебник с Урала,

 Павел Петрович Бажов,

 Чтоб нам грустно не стало,

 Сказочный отпер засов.

Только засов отворился,

В сказку открылась дверь:

 Запах лесов заструился,

— В мир ты волшебный поверь.

Чтоб Огневушка смешная

К кладам открыла нам путь,

Или змея голубая,

— Книги прочесть не забудь.

Рекомендую прочитать:

•“Огневушка – Поскакушка”

•“Голубая змейка”

•“Малахитовая шкатулка”

•“Хозяйка медной горы”

•“Каменный цветок”

•“Горный мастер”

•“Хрупкая веточка”

•“Синюшкин колодец”

-Ваши впечатления от урока?

 -Что нового узнали на уроке?

Дом. задание

Выберите, какое бы домашнее задание вы хотели получить:

— нарисовать любого героя;

—  сочинить сказку;

—  написать любому герою письмо.

Совместная беседа

Выставка книг П.Бажова

Подведение итога урока, ответы детей.

Объяснение дом. задания.

Завершение урока

Личностные: — проявление интереса к родному языку, литературе, к родной природе.

— чувство прекрасного и эстетические чувства на основе видения прекрасного.

Познавательные: смысловое восприятие художественных текстов

Коммуникативные-планирование речевых высказываний

Регулятивные – саморегуляция

Слайд №7

Слайд№8

I.                 
Организационный
момент.

 — Сегодня у нас на уроке присутствуют  гости, давайте их
поприветствуем.

   С добрым утром, начат день,

   Первым делом гоним лень,

   На уроке не зевать,

   А слушать, слышать, рассуждать,

   Работать дружно, отвечать!

 —  А сейчас глубоко вздохнули, сделали выдох. Тихо сели, начинаем
урок.

     II.  Актуализация знаний.

 1. Проверка домашнего задания

 — С каким произведением мы работали на прошлых уроках? (Всеволод
Михайлович Гаршин «Сказка о жабе и розе»)

 — Назовите главных героев сказки  (Роза, жаба, мальчик Вася и
сестра Маша)

 — Дайте характеристику Маше (Добрая, заботливая, ухаживает за
братом, читает ему)

 — Мальчику Васе (Любознательный, открытый и умный. Он ослабел
после болезни.)

 — Розе
( Красивая, беззащитная. Любила окружающий мир, радовалась его красоте.
Поняла, что срезали и спасли ее не зря)

 — Жабе (Мерзкая, гадкая и настойчивая. Злая, безобразная,
одержимая голодом. Не знала. как выразить свои чувства. Хотела съесть цветок.
Получила ценный урок)

  — Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью,
весельем или печалью, светлой грустью?

 — Какова основная мысль произведения?  (Главная мысль сказки «О
жабе и розе» заключается в том, что каждая, даже самая короткая,  жизнь не
должна быть прожита бессмысленно. Короткая жизнь розы подарила счастье
умирающему мальчику и вызвала у него улыбку. В этом и был смысл существования
прекрасного цветка.)

 — Чему учит произведение? (Произведение учит тому,
что каждая жизнь, даже самая короткая, должна быть прожита со смыслом)

 
Недолгая жизнь розы подарила краткое, но такое важное счастье умирающему
мальчику. Его последняя улыбка, вызванная красотой и ароматом майской розы,
принесла радость сестре угасающего малыша. В этом был смысл жизни прекрасного
цветка, его счастье.

 — Приноси добро и радость другим и о тебе будут помнить. Этой
пословицей мы закончим работу над произведением.

     III.          Сообщение темы и постановка целей
урока

1.    
Формулирование темы
урока:

— Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством интересного
писателя, писателя – сказочника. Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если мы
с вами разгадаем его правильно, то сумеем прочитать фамилию того, кому
посвящен этот урок.

 1. Имя существительное, название благородного металла, который идет
на изготовление украшений, изготовление медалей. Слайд 1.

 2. Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши. Часто спит, а после
сна умывается она.

 3. Вырост (парный или непарный) из костного вещества на черепе у
некоторых животных. Маленькие…

 4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба
родителя.

 5. Синоним слова «наблюдать», «приглядывать», «смотреть».

1.

с

е

р

е

б

р

о

2.

к

о

ш

к

а

3.

р

о

ж

к

и

4.

с

и

р

о

т

а

5.

в

ы

с

л

е

ж

и

в

а

т

ь

 — Прочитайте ключевое слово. (Бажов)

 — Из какого произведения взяты слова — отгадки? («Серебряное
копытце»)

 — Сформулируйте тему урока: (Творчество П. П. Бажова «Серебряное
копытце»)  Слайд 2.

 — Цель нашего урока? (Изучить творчество П. П. Бажова,
познакомиться с произведением, узнать, что хотел донести до нас автор)  Слайд
3.

     IV. Работа по теме урока

 1. Знакомство с жизнью и творчеством П. П. Бажова Слайд 4.

 —  Насупленные брови,  добрые,  живые, веселые глаза, большая седая
борода — на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым
сказочником. Он и был сказочником. И когда он ходил по родному городу, его
сразу узнавали — это наш Бажов! Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя.
Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”

  «Колдун уральский бородатый», — сказал о Павле Петровиче Бажове
Демьян Бедный.  А без бороды — что за колдун? В самом деле, даже фамилия
Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. У
Бажова и прозвище мальчишечье уличное было — Колдунков. Он, что,
действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это
волшебство писателя. Только герои его сказок жили, казалось, в самых
неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума –
словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный
писатель и человек.

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на
Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной
кружевницей.

Осенью 1889 года десятилетнего мальчика Павла Бажова
увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу,
говорил ему старый дед: “Гляди, учись порядком, слушай, что учителя говорят.
Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью
собираются. Ты это помни!”

— Как вы поняли выражение “ с потовая копейка”?

 Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище,
и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была
самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в
Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать
священником, но решил отказаться от духовной карьеры и в 20 лет Бажов начал
работать учителем.  Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо
женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Он много путешествовал
по Уралу. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и
рассказы, позже ему пришлось работать журналистом.

 В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были». А
за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка» и многие другие
уральские сказы. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.

—  Какие сказы Бажова вы читали?

• “Огневушка – Поскакушка”

• “Малахитовая шкатулка”

• “Хозяйка медной горы”

• “Серебряное копытце”

• “Каменный цветок”

• “Горный мастер”

• “Хрупкая веточка”

• “Голубая змейка”

• “Синюшкин колодец” и т. д. Слайд 5.

 —  Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу.  Сегодня на уроке мы
приоткроем знаменитую “Малахитовую шкатулку”.

     V.  Физкультминутка Слайд 6.

   Мы работали отлично,

   Отдохнуть не прочь сейчас.

   И зарядка к нам привычно,

   На урок приходит в класс.

   Все ребята дружно встали

   И на месте зашагали.

   На носочках потянулись

   И друг другу повернулись.

   Как пружинки мы присели,

   А потом тихонько сели.

     VI. Продолжение работы по теме урока

   1. Работа с жанром «сказ» Слайд 7.

 — Не сказка, а сказ. Почему? Давайте разберемся. Слайд 8.

 — Сказка – это фольклорное или литературное произведение с
элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.
Добро побеждает зло.

 —  Рассказ – это прозаическое произведение, в основном
повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один
эпизод, в котором происходят реальные события. Слайд 9.

 — Сказ — основан на реальных событиях, опирается на народные
предания и легенды

 — Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником
которых был сам рассказчик.

 — Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа.

 «Серебряное копытце» — это сказ, так как в нем умело переплетаются
фантастика, элементы вымысла и реальность.

 2. Работа над сказкой «Серебряное копытце»

  — Проведем словарную работу. В тексте нам встретится много
незнакомых слов.  Слайд 10.

БАРСКАЯ РУКОДЕЛЬНЯ — ручной труд (преимущественно вышивание, вязание,
шитье).

ВЗЪЕСТЬСЯ — невзлюбив, рассердившись или раздражив¬шись, начать упрекать,
обвинять, бранить.

ГОЛБЧИК — приступка для всхода на печь.

ПОЖИТКИ — мелкое имущество, домашние вещи.

ПОХЛЁБКА — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

НЕСПОДРУЧНО — неудобно, неловко.

ПОСОБНИК — помощник в делах.

ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ — широкие, пологие овраги, покрытые травой.

СТАТОЧНОЕ ЛИ ДЕЛО — (устар.) хорошее ли дело.

 3.
Первичное знакомство с текстом

 — Сейчас мы начнем с вами читать сказ «Серебряное копытце». Откройте
учебник с 180 или 128

(Читают учитель и дети. Просмотр фрагмента мультфильма)

Физминутка зрительная Слайд 11 — 13.

 4. Вопросы по прочитанному.

 — Понравился ли вам сказ?

 — Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в
дом? (Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был
счастлив, одиночество его угнетало.)

 — А почему девочка согласилась идти жить к Коковане? (После
смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в
приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала,
и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в
любви, заботе, внимании.)

 — Как зажили втроём Кокованя,  Дарёнка и Мурёнка? Как они относились
друг к другу?

(Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу
с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

 — Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил
Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого
человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть
счастлив без семьи, без детей, без друзей.)

 — Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце? Выберите
один из вариантов ответа и обоснуйте свой выбор

  •        каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;

  •        герои были бедными, надеялись продать
камни и зажить богато.

  Слайд 14.

 5. Работа в парах Слайд 15 — 17.

 — Перед вами листы, вам нужно дать характеристику главным героям. 
Выберите и подчеркните слова, которые подходят для характеристики персонажа –
Кокованя синим цветом, а слова, которые подходят для характеристики персонажа
– Дарёнка красным цветом.

1

Внешность

Большой
и бородатый.

Махонькая,
носишко пуговкой.

2

Чем
занимается

Мастер
сказки сказывать.

В
избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник.  
Кукле платье шила.

Любила
сказки слушать.

С
утра на работу уходил.

Летом
пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.

3

Характер
(для характеристики девочки нужно изменить окончания слов)

Любит
природу, любознательный, упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый,
добрый, ласковый, смелый, вежливый, терпеливый, отзывчивый, злой, умный,
сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, алчный, мудрый,
корыстный, бескорыстный, ценит красоту

4

Ваше
отношение к герою

Сочувствую,
можно доверять, не доверяю, достоин быть счастливым, восхищаюсь, осуждаю,
отношусь равнодушно

 6. Тест по произведению читает учитель, дети ставят только ответы.

1.Сколько лет было Дарёнке?

а) 8;                        б) 6;                 в) 7.

2. Из скольких веточек были рога у козлика?

а) 5;                         
б) 2;                              в) 6.

3. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

а) левая передняя;          б) правая передняя;              
в) обе передние ноги.

4. Какое полное имя было у Дарёнки?

а) Дарья Григорьевна;             б) Дарёнка Григорьевна;            в)
Даша Георгиевна.

5. Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?

а) 5;                           б) 3;                             
в) 2.

6. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?

а) зелёные;                       б)
фиолетовые;                        в) голубые.

7. Как Мурёнка пробиралась за Дарёнкой с Кокованей в лес?

а) стороной;                    б) серединой улицы;                
в) огородами.

8. Где жили в лесу Кокованя и Дарёнка?

а) балагане;             б) избушке;                    в)
шалаше.

7. Напишите свое имя и сдайте мне тесты. Я проверю
вашу работу и выставлю оценки.

  VII. Подведение итогов урока

—  Почему всё-таки “чудо” произошло именно с
Дарёнкой и Кокованей? (Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за
душевность и ласку.)

— Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были
бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были
награждены за те качества, которыми обладали.

— Что же хотел донести до нас автор?

 — Мудрый сказочник Бажов  писал свои книги, чтобы, прочитав их,
каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее
друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы
живем.

     VIII.        Рефлексия  Слайд 18.

  Быстро пролетел
урок
   Подведём его итог!

 — Перед вами три камушка-хризолита, вам нужно выбрать тот, который
соответствует вашему сегодняшнему ощущению после урока

Мне было интересно на уроке и задания не вызывали трудности -№ 1  30

Некоторые задания вызывали сложности, но мне было интересно —  № 225

Мне было сложно на уроке, все задания вызывали трудности — № 3 12-1

    IX. Домашнее задание  Слайд 19.

 Стр. 180-186, 128-137 кошка лукаво посматривает а
сама мурлычет

 — Подготовиться к чтению сказа по ролям

 — Пересказать сказ.

 — А завершить урок мне хочется словами русских пословиц:  Слайд 20.

Жизнь дана на добрые дела.          Желаешь себе добра – делай добро
другим.

 — Урок окончен. Спасибо.

Настрой на урок. Мотивация
к учебной деятельности

Дети отвечают на
поставленные вопросы.

Самостоятельно
формулируют тему и цели урока.

На основе своих
знаний отгадывают кроссворд

Слушают рассказ учителя
о П. Бажове.

Выполняют
физминутку

Слушают учителя

Слушают учителя,
одноклассников.

Работа с текстом.

Самостоятельно
отвечают на вопросы по прочитанному.

Работают в парах — 
составляют таблицу

Самостоятельно
отвечают на вопросы по прочитанному

Самостоятельно
формулируют и доказывают.

итог урока

Личностные: Мотивация к работе на результат

Регулятивные действия:

Целеполагание, постановка

учебной задачи;

определение и осознание того, что уже
известно и что нужно усвоить;

Регулятивные —
прогнозирование

Коммуникативные:

-планирование
речевых высказываний;


учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, — осуществление
совместной деятельности

Личностные: — учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Личностные (интерес к учебному материалу,
смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные:

 — планирование;

— принимать и
сохранять учебную задачу;

учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

— планировать свои действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе
во внутреннем плане;

Познавательные – общеучебные:

Формирование логических универсальных действий:

— анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения,
классификации объектов,

-построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление
целого из частей;

— построение сообщения в устной и письменной форме;

— установление  аналогии.

Коммуникативные – формулирование и аргументирование
собственной позиции, принятие позиции партнёра, сотрудничество; умение
слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов

Личностные: — способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной деятельности;

На чтение 24 мин. Просмотров 108 Опубликовано

Андерсен — Снежная королева

Андерсен — Соловей

Астафьев — Стрижонок Скрип

Бажов — Малахитовая шкатулка

Баум — Волшебник из Страны Оз

Булычёв — Миллион приключений

Булычёв — Путешествие Алисы или Девочка с Земли

Буссенар — Капитан Сорви-голова

Велтистов — Приключения Электроника

Гайдар — Судьба барабанщика

Гарин-Михайловский — Детство Тёмы

Гофман — Щелкунчик и мышиный король

Зощенко — Елка

Коваль — Приключения Васи Куролесова

Куприн — Барбос и Жулька

Куприн — Скворцы

Кэрролл — Алиса в стране чудес

Лагерлёф —  Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

Линдгрен — Расмус-бродяга

Миф Дедал и Икар

Носов — Витя Малеев в школе и дома

Носов — Огородники

Носов — Ступеньки

Осеева — Динка

Пантелеев — Республика Шкид

Паустовский — Кот-ворюга

Паустовский — Корзина с еловыми шишками

Пушкин — Песнь о вещем Олеге

Рыбаков — Кортик

Свифт — Путешествие Гулливера

Сетон-Томпсон — Виннипегский волк

Сладков — Лесные тайнички

Сказка Марья Моревна

Толкиен — Хоббит, или Туда и обратно

Толстой — Детство Никиты

Трэверс — Мэри Поппинс

Чехов — Беглец

Шварц — Сказка о потерянном времени

Янссон — Шляпа волшебника

Читательский дневник «Солдат и царица»

  • Читательский дневник «Черная курица, или Подземные жители»
  • Читательский дневник «Путешествие Алисы»
  • Читательский дневник «Веселая семейка»
  • Читательский дневник «Стрижонок Скрип»
  • Читательский дневник «Кавказский пленник»
  • Читательский дневник «Калиф-аист»
  • Читательский дневник «Королевство кривых зеркал»
  • Читательский дневник «Мафин печет пирог»
  • Читательский дневник «Мальчики»
  • Читательский дневник «Маугли»
  • Читательский дневник «Мэри Поппинс»
  • Читательский дневник «Четвертая высота»
  • Читательский дневник «Ванька»
  • Читательский дневник «Что любит Мишка»
  • Читательский дневник «Три товарища»
  • Читательский дневник «Приключения Электроника»
  • Читательский дневник «Корзина с еловыми шишками»
  • Читательский дневник «Нюрка»
  • Читательский дневник «Путешествие Гулливера»
  • Читательский дневник «Гуттаперчевый мальчик»
  • Читательский дневник «Как я ловил человечков»
  • Читательский дневник «Маленький Мук»
  • Читательский дневник «Робинзон Крузо»
  • Читательский дневник «Приемыш»
  • Читательский дневник «Сказка о потерянном времени»
  • Читательский дневник «Сын полка»
  • Читательский дневник «Садко»
  • Читательский дневник «Конек-Горбунок»
  • Читательский дневник «Три толстяка»
  • Читательский дневник «Вересковый мед»
  • Читательский дневник «Русалочка»
  • Читательский дневник «Путешествие Нильса»
  • Читательский дневник «Детство Темы»
  • Читательский дневник «Дудочка и кувшинчик»
  • Читательский дневник «Городок в табакерке»
  • Читательский дневник «Ашик-Кериб»
  • Читательский дневник «Алиса в Стране чудес»
  • Читательский дневник «Аленький цветочек»
  • В 4 классе ученик может вести читательский дневник самостоятельно. На первой странице помещается список рекомендованной для чтения литературы. Необязательно соблюдать предложенную последовательность. Лучше начинать с текста, который заинтересовал по названию, затем переходить к тем, которые пугали объемом. Образец оформления «Читательского дневника» 4 класс: автор, название книги, жанр, основная мысль. В дневник выписывают главных и второстепенных героев, их поступки. Не всегда ученик 4 класса может сам разделить персонажей на группы, поэтому ему нужно разрешать описывать в дневнике всех, кто запомнился. Читательский дневник нужен для развития памяти, формирования навыков анализа и формулирования собственного мнения. Характеристика героев в 4 классе – это пересказ сюжета, поступков персонажа и его внешности. Краткое содержание произведений для «Читательского дневника» поможет написать отзыв, чем понравилось произведение. Рассказы передают запомнившиеся события. Ученик делает первые шаги в написании сочинений, изложений. В «Читательском дневнике» можно найти новые слова и их значения. Готовый образец предлагает завершать работу по тексту рисунком. Картинка сконцентрирует ребенка на деталях. С 4 класса можно начинать создавать по тексту кроссворды. Создание вопросов и ответы на них – первый шаг к работе по тестам, самостоятельная подготовка к ВПР.

    4 класс окончен, а значит пройден первый учебный этап под названием «Начальная школа».

    Впереди не менее важный и ответственный период.

    Начало средней школы – самое сложное.

    Школьникам приходится быстро адаптироваться к кардинально новому учебному процессу, новым предметам и новым учителям.

    Чтобы этот период не стал стрессовым, к нему нужно тщательно подготовиться, выполняя все рекомендации учителей на время летних каникул.

    Одним из требований школ России является наличие и заполнение читательского дневника 4 класс.

    По сложности он несколько отличается от дневников предыдущих годов – книги для читательского дневника 4 класс гораздо объемнее, а соответственно на их чтение и анализ уходит намного больше времени.

    К тому же, требования к тому, как вести читательский дневник 4 класс – строже, а сами произведения – сложнее.

    На помощь приходят ГДЗ Читательский дневник 4 класс – ответы на все вопросы по произведениям для читательского дневника 4 класс.

    То есть, это готовый читательский дневник 4 класс, в котором можно посмотреть правильное оформление читательского дневника в 4 классе и то, как заполнить читательский дневник 4 класс.

    В разных школах требования к оформлению и ведению читательского дневника могут различаться.

    К тому же, кроме стандартного варианта, есть специальные печатные издания таких тетрадей.

    Для того, чтоб охватить все возможные вопросы, мы предоставляем два максимально расширенных ГДЗ по читательскому дневнику 4 класс (ответы по произведениям для читательского дневника 4 класс):

    1. Стандартный пример читательского дневника 4 класс.

    Такой готовый читательский дневник содержит основную информацию по рассказам и сказкам для читательского дневника 4 класс (название, автор, жанр, количество страниц, главные герои), краткое содержание произведений для читательского дневника 4 класс, синквейн, отзыв для дневника чтения, пословицы к произведениям, чему они учат, главную мысль, план для дневника чтения.

    Помимо этого, все произведения мы иллюстрируем яркими детскими рисунками. Так, дети задействуют еще и зрительную память.

    2. Дневник Читателя Клюхина ответы 4 класс

    Это печатное издание 2017 года.

    Список литературы для 4 класса в данном примере дневника чтения по большей части отличается от предыдущего варианта.

    Здесь акцентируется внимание на знание лексики, орфографии и словообразования.

    В Дневнике Читателя Клюхиной И.В. также присутствуют творческие задания, в которых детям нужно сделать иллюстрации.

    ГДЗ Читательский дневник 4 класс (готовый читательский дневник от «ГДЗ Грамота») полностью соответствует требованиям школьной программы 4 класса.

    Он не содержит смысловых и пунктуационных ошибок. Школьник с легкостью может переписать готовый читательский дневник 4 класс (краткое содержание произведений, главную мысль, план и т.д.) и быть уверенным в правильности ответов.

    Ведение дневника чтения в 4 классе – необходимость.

    Ведь в 5 классе придется уделять много внимания точным наукам.

    При этом не всегда будет оставаться время на чтение объемных произведений по литературе.

    Здесь поможет готовый читательский дневник 4 класс.

    Достаточно перечитать в нем записи, чтоб восстановить в памяти весь сюжет сказки или рассказа для читательского дневника 4 класс.

    Готовый читательский дневник 4 класс – верный друг и помощник школьников!

    Содержание

    Аксаков Сергей сказка «Аленький цветочек»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Дикие лебеди»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Новое платье короля»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Пятеро из одного стручка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Чайник»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Штопальная игла»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Гадкий утенок»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Русалочка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Снежная Королева»</li>Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»</li>Арабская народная сказка «Али-Баба и сорок разбойников»</li>Арабская народная сказка «Волшебная лампа Аладдина»</li>Астафьев Виктор рассказ «Стрижонок Скрип»</li>Бажов Павел «Голубая змейка»</li>Бажов Павел «Горный мастер»</li>Бажов Павел «Две ящерки»</li>Бажов Павел «Каменный цветок»</li>Бажов Павел «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел «Медной горы хозяйка»</li>Бажов Павел «Синюшкин колодец»</li>Бажов Павел «Хрупкая веточка»</li>Бажов Павел сборник Уральские сказы «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел сказка «Серебряное копытце»</li>Бажов Павел “Огневушка-Поскакушка”</li>Бажов Павел “Таюткино зеркальце”</li>Барри Джеймс Мэттью сказка «Питер Пен»</li>Баум Лайнел Фрэнк сказка «Волшебник из страны Оз»</li>Братья Гримм сказка «Золотой гусь»</li>Братья Гримм сказка «Белоснежка и семь гномов»</li>Братья Гримм сказка «Бременские музыканты»</li>Булычев Кир повесть «Путешествие Алисы»</li>Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»</li>Былина «Вольга Всеславьевич»</li>Былина «Садко»</li>Былина «Святогор-богатырь»</li>Былина «Ильины три поездочки»</li>Былина «Три поездки Ильи Муромца»</li>Былина “Микула Селянинович”</li>Былина “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”</li>Былина “Про прекрасную Василису Микулишну”</li>Былины сборник «Русские богатыри и героические сказки»</li>Велтистов Евгений повесть «Приключение Электроника»</li>Верн Жюль роман «Дети капитана Гранта»</li>Волков Александр сказка «Волшебник Изумрудного города»</li>Гайдар Аркадий повесть «Тимур и его команда»</li>Галявкин Виктор «Никакой горчицы я не ел»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Детство Темы»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Тема и жучка»</li>Гаршин Всеволод «Сказка о жабе и розе»</li>Гауф Вильгельм «Карлик Нос»</li>Гауф Вильгельм «Маленький Мук»</li>Гауф Вильгельм «Холодное сердце»</li>Гераскина Лия сказка «В стране невыученных уроков»</li>Гофман Эрнст сказка «Щелкунчик»</li>Григорович Дмитрий рассказ «Гуттаперчевый мальчик»</li>Гюго Виктор рассказ «Гаврош»</li>Дефо Даниэль роман «Робинзон Крузо»</li>Драгунский Виктор «Англичанин Павля»</li>Драгунский Виктор рассказ «Главные реки»</li>Драгунский Виктор рассказ «Что любит Мишка»</li>Драгунский Виктор сказка «Бы»</li>Ершов Петр сказка «Конек — Горбунок»</li>Житков Борис рассказ «Как я ловил человечков»</li>Жуковский Василий «Сказка о царе Берендее и…»</li>Зальтен Феликс сказка «Бэмби»</li>Зощенко Михаил рассказ «Глупая история»</li>Зощенко Михаил рассказ «Елка»</li>Зощенко Михаил рассказ «Самое главное»</li>Коллоди Карло сказка «Приключение Пиноккио»</li>Кончаловская Наталья стихотворение «Слово о побоище Ледовом»</li>Крылов Иван басня «Волк на псарне»</li>Крылов Иван басня «Ларчик»</li>Крылов Иван басня «Листы и Корни»</li>Крылов Иван басня «Осел и Соловей»</li>Крылов иван басня «Свинья под дубом»</li>Куприн Александр рассказ «Барбос и Жулька»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «В Назарете»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «Святая ночь»</li>Лагерлеф Сельма сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»</li>Лагин Лазарь сказка «Старик Хоттабыч»</li>Лермонтов Михаил баллада «Бородино»</li>Лермонтов Михаил поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»</li>Лермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб»</li>Летопись «Житие Сергия Радонежского»</li>Летопись «И вспомнил Олег коня своего»</li>Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»</li>Лондон Джек рассказ «Белый клык»</li>Лондон Джек рассказ «Сказание о Кише»</li>Мамин — Сибиряк Дмитрий рассказ «Приемыш»</li>Маршак Самуил пьеса «Двенадцать месяцев»</li>Маршак Самуил сказка «Двенадцать месяцев»</li>Метерлинк Морис сказка «Синяя птица»</li>Некрасов Николай поэма «Мороз Красный нос»</li>Немецкая народная сказка «Три бабочки»</li>Носов Евгений рассказ «Кукла»</li>Носов Николай повесть «Витя Малеев в школе и дома»</li>Носов Николай повесть «Дневник Коли Синицына»</li>Носов Николай рассказ «Метро»</li>О.Генри рассказ «Вождь краснокожих»</li>Одоевский Владимир сказка «Городок в табакерке»</li>Олеша Юрий сказка «Три толстяка»</li>Паустовский Константин рассказ «Заячьи лапы»</li>Паустовский Константин рассказ «Корзина с еловыми шишками»</li>Перро Шарль сказка «Мальчик-с-пальчик»</li>Перро Шарль сказка «Ослиная шкура»</li>Перро Шарль сказка «Синяя борода»</li>Перро Шарль сказка «Спящая красавица»</li>Перро Шарль сказка «Красавица и Чудовище»</li>Пивоварова Ирина рассказ «Смеялись мы — хи-хи»</li>Погорельский Антоний сказка «Черная курица, или Подземные жители»</li>Пришвин Михаил рассказ «Выскочка»</li>Пушкин Александр «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»</li>Пушкин Александр баллада «Песнь о Вещем Олеге»</li>Пушкин Александр поэма «Руслан и Людмила»</li>Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»</li>Русская народная сказка «Солдатская шинель»</li>Русская народная сказка «Царевна-лягушка»</li>Свифт Джонатан роман «Путешествие Гулливера»</li>Семяновский Феликс повесть «Фронтовое детство»</li>Сотник Юрий рассказ «Как я был самостоятельным»</li>Сотник Юрий рассказ «Маска»</li>Сочинение по картине «Наводнение» А. Комаров</li>Сочинение по картине «Сирень в корзине» П. Кончаловского</li>Сочинение по картине «Февраль. Подмосковье» Г. Нисский</li>Стивенсон Роберт Льюис баллада «Вересковый мед»</li>Стивенсон Роберт Льюис роман «Остров сокровищ»</li>Тайская народная сказка «Болтливая птичка»</li>Твен Марк повесть «Приключения Тома Сойера»</li>Токмакова Ирина «Сказочка о счастье»</li>Толстой Алексей былина «Илья Муромец»</li>Толстой Алексей повесть «Детство Никиты»</li>Толстой Лев быль «Как мужик камень убрал»</li>Толстой Лев повесть «Детство»</li>Троепольский Гавриил «Белый Бим Черное Ухо»</li>Хогарт Энн сказка «Мафин печет пирог»</li>Чарушин Евгений рассказ «Кабан»</li>Черный Саша рассказ «Игорь Робинзон»</li>Черный Саша рассказ «Кавказский пленник»</li>Чехов Антон рассказ «Каштанка»</li>Чехов Антон рассказ «Мальчики»</li>Шварц Евгений «Сказка о потерянном времени»</li>Шварц Евгений сказка «Два брата»</li></ul>-dnevnik-4-klass.jpg

    Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.

    Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.

    Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.

    Зачем вести читательский дневник?

    Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.

    Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.

    01-19.jpg

    Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:

    • Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
    • При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
    • У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
    • Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
    • Он развивает читательские навыки и культуру читателя.

    Образец оформления

    Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

    В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

    Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:

    Раздел Описание
    Титульный лист
    Содержание В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
    Разворот дневника В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
    Дополнительные разделы Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

    Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

    Ниже имеются образцы оформления:

    Пример правильного заполнения

    Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

    Рассмотрим:

    • Название произведения.
    • Ф.И.О. автора.
    • Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
    • Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
    • Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
    • Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.

    Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

    Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

    Готовый читательский дневник

    Просьба книги — научись меня читать:

    • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
    • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
    • Предположи, о чём я тебе расскажу.
    • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
    • Подумай, почему у меня такое название.
    • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

    06-1.jpg

    Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
    С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
    Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
    Б.Заходер «Птичья школа»
    А.Барто «Катя»
    Братья Гримм «Три брата»
    М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
    Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
    С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
    К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
    А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
    В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
    М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
    Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

    Пример оформления колонок читательского дневника:

    Дата ФИО автора Название произведения Главные герои Основная мысль произведения

    Краткое содержание произведений

    При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

    Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

    Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
    «Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
    «Алые паруса», Александр Грин
    «Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк
    «Белый пудель», А. И. Куприн
    «Уроки французского», В.Распутин
    «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин
    «Малахитовая шкатулка» П.Бажов
    «Чудесный доктор», А. И. Куприн
    «Дети подземелья», В. Короленко
    «Робинзон Крузо», Д.Дефо
    «Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
    «Три толстяка», Ю. Олеша
    «Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

    Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

    Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

    «Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

    Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

    Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

    В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

    Полезное видео

    Списки кратких содержаний по другим классам.

    5 класс6 класс7 класс8 класс9-11 классы

    Начальная школа – это тот отрезок обучения, когда дети только учатся читать.

    Поэтому и книжки им задают для чтения небольшого объёма, больше со сказками и разными интересными историями.

    Младшие школьники должны заполнять свои читательские дневники точно так же, как и старшие ученики.

    Но иногда после прочтения книжки из памяти улетучивается всё самое важное.

    Поэтому в читательский дневник дети записывают основные мысли, чтобы можно было быстро восстановить в памяти то, о чём они прочитали.

    Эта страничка создана специально для таких учеников, которым необходимо освежить свои знания по чтению.

    Здесь составлен список литературы, которую изучают в начальной школе

    Используемые источники:

    • http://chitatelskij-dnevnik.ru/klass/4
    • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/4-klass
    • https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass
    • https://ladyvapm.com/book/chitatelskij-dnevnik-oformlenije-soderzhanie.html
    • https://logoprav.ru/literatura/nachalo-dnevnik

    Цели:

    • Продолжить работу над изучением сказа П.Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом; учить составлению портретной характеристики героев;
    • Развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение; развивать навыки самопроверки и самоконтроля через использование технологической карты и работы с ПК;
    • Воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.

    Планируемые результаты:

    • Предметные: умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про
    • себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном
    • чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.
    • Метапредметные:
      • Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
      • Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных(ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги:
      • Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение
      • договариваться о совместных действиях);
    • Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества П.П.Бажова.

    Оборудование: презентация.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали — это….. (наш Бажов)!

    Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.

    «Колдун уральский бородатый», — сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было — Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. (Слайд №2)

    2. Проверка домашнего задания

    — Понравилась ли вам сказка? Чем?

    Кто главные герои этой сказки? Слайд №3

    А. Работа по содержанию сказки (с выборочным чтением).

    — Почему Кокованя решил взять себе сиротку? (Он был одиноким.)

    — Кого посоветовали ему взять соседи? (Девчонку шести лет из семьи Григория Потопаева.)

    — Кто такой приказчик? (Приказчик – это небольшой начальник на заводе.)

    — Как жилось девочке в чужой семье? Прочитайте.

    — Что значит «взъедалась на девочку»? (т.е. ругала ее, попрекала куском хлеба.)

    — Прочитайте, как Кокованя впервые увидел девочку.

    — Как назвал старик девочку, почему? (Он назвал её Подарёнкой, потому что девочку как бы подарили чужим людям, т.е. отдали.)

    — Как на самом деле зовут девчоночку? (Дарёнкой.)

    — Чем занимался Кокованя? (Он добывал летом золото, а зимой бегал по лесам за козлом.)

    — Как жили Кокованя, Дарёнка и кошка «Мурёнка»? Прочитайте.

    — О ком любил рассказывать старик? (Об особенном козле с серебряным копытцем на правой передней ноге.)

    — Почему Дарёнка заинтересовалась козлом?

    — О чём она расспрашивала? (Она спрашивала и как он выглядит, и чем питается, и как пахнет. Ей все было интересно.)

    — Почему Кокованя не хотел брать с собой девочку в лес? Прочитайте.

    — Где собирался ночевать старик зимой в лесу? Прочитайте.

    — Почему старик решил взять-таки с собой Дарёнку? Прочитайте.

    — Что взяли с собой в лес Кокованя и Дарёнка? Прочитайте.

    — Почему Дарёнка хотела оставить кошку дома? (Чтобы она дома ловила мышей.)

    — Что случилось по дороге в лес? (Собаки лай да визг подняли, увидев Мурёнку, которая в лес бежала за ними.)

    — Чем занимался Кокованя в лесу? (Он охотился на козлов.)

    — Почему же он всё-таки ушёл в завод? (Дарёнка уговорила.)

    — Что увидела в окошко Дарёнка? Прочитайте.

    — Каким увидела Дарёнка козла в первый раз? Прочитайте.

    — Какую картину увидела Дарёнка около избушки? Прочитайте.

    — Что случилось, когда вернулся Кокованя? (В это время весь балаган был уже засыпан драгоценными камнями.)

    — Что произошло с Серебряным копытцем и с Мурёнкой. (Они исчезли.)

    — Сколько камней успел собрать Кокованя? (Он нагрёб полшапки камней.)

    — Почему же он не собрал их побольше? (Дарёнка попросила оставить эту красоту до утра, чтобы на неё полюбоваться.)

    — Вернулась ли домой кошка? (Нет.)

    — Как вы думаете, почему она не вернулась? (Она осталась, наверное, с Серебряным копытцем, потому что кошка тоже была необыкновенной.)

    — Что стали находить люди по тем покосным ложкам? (Хризолиты.)

    Б. Работа с текстом и иллюстрациями. (иллюстрации на слайдах) (Слайд №4)

     Посмотрите на слайд. Что на ней изображено?

    А теперь расположите картинки по порядку. Это план сказки. Как озаглавим?

    Слайд №5

    1. Дарёнка.

    2. Серебряное копытце.

    3. Жизнь в лесу.

    4. Чудо Серебряного копытца.

    3. Физминутка

    4. Мотивы народных сказок в авторском тексте

    — К какому жанру относится это произведение? (Это не сказка, а сказ.)

    — Как вы объясните слово «Сказ»?

    — Обратимся к словарю Ожегова. (Слайд №6)

    (Сказ — это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведётся повествование)

    — Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.  В сказках всегда есть назидательный смысл.) Слайд 6

    — Что такое рассказ? (Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод. Где происходят реальные события.) (Слайд №6)

    Сказ — это авторский текст.

    Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа.

    — Что сказочного в произведении? Чем схожа с народными сказками (Есть волшебные герои. Это Серебряное копытце, которое может выбивать драгоценные камни, и кошка Мурёнка.)

    — А есть ли обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)

    Легенда о козлике

    Слайд №7

    Серый лесной уральский «козлик» — это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

    Слайд № 8-11

    Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях — подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.

    — Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа. Слайд № 12

    Отличительные черты сказа:

    • Герои – люди обыкновенные.
    • Фольклорная первооснова.
    • Присутствие рассказчика – человека из народа.

    «Серебряное копытце» — это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. И рассказ ведется от лица Деда …. Слышко

    — Кто такой Дед Слышко?

    На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

    Сказ закончился чудом.

    — А вы верите в чудеса?

    — Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.

    — Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями.

    — Так что же важнее для человека ДОБРО — ИМУЩЕСТВО или ДОБРО — ХОРОШЕЕ НА БЛАГО ДРУГИХ?

    Работа в парах

    — Соберите пословицы, которые подходят содержанию сказа? Слайд №13

    • Добра себе желаешь — делай добро.
    • Доброму слову добрая память.
    • С добрым словом жить в радости.
    • От доброго дерева — добрый плод.
    • Доброе дело два века живет.
    • Доброе слово дарит доброе тепло. (Приложение 1)

    — Чему нас учат герои Павла Бажова?

    (Пары прочитывают пословицы)

    — Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

    Слайд 14

    5.Рефлексия учебной деятельности

    Закончите урок фразой:

    • Я понял…
    • Я узнал….
    • Я хочу узнать…
    • Я похвалил бы себя за…..
    • После урока мне захотелось….

    6. Итог урока

    – Что понравилось на уроке?

    7. Домашнее задание

    Пересказ описания козлика, выписать в тетрадь по чтению слова и выражения, характеризующие Дарёнку и Кокованю.

  • Основная мысль рассказа рождественская ночь станюкович
  • Основная мысль рассказа родинка шолохов
  • Основная мысль рассказа ревизор
  • Основная мысль рассказа пушкина метель
  • Основная мысль рассказа прозрение