Основная мысль рассказа приемыш

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 30 имени героя советского союза а.а. аматуни муниципального образования городской округ симферополь

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30

ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А. АМАТУНИ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по литературному чтению

2-В
класс

В.В. Бианки «Сова».
Главная мысль произведения.
Составление рассказа по рисункам.

image001

Учитель:

Ловыгина
Юлия Валентиновна                         (специалист)

г. Симферополь, 2019год

Класс
– 2-В

Предмет
– Литературное чтение

Дата
– 13.12.2019г.


52 Тема –
В.В. Бианки «Сова». Главная мысль
произведения. Составление рассказа по рисункам.
Тип: изучение новых знаний

Цели: продолжить
знакомство с творчеством В.В. Бианки; определять жанр произведения; составлять
план текста; составлять рассказ по рисункам;
развивать навыки выразительного, беглого
чтения; обогащать
словарный
запас; развивать умения анализировать поступки
героев.

Планируемые результаты: 

Предметные: знать
произведения о животных; определять жанр произведения; подробно пересказывать
текст по плану и рисункам; уметь находить в тексте слова и выражения; уметь
находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы.

Метапредметные: анализировать
художественное произведение в объеме полученных знаний; участвовать в работе
пары, группы; востанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения.

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений о животных; осознавать, что
необходимо проявлять заботу о животных.

Оборудование:  учебник,
карточки с деформированным текстом, иллюстрации к сказке.

Ход урока

I.                 
Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
начинаем разговор.

П. Речевая разминка.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях —

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

·                    
Прочитайте стихотворение
медленно.

·                    
Начните читать медленно и
постепенно ускоряйте темп.

·                    
Начните читать быстро и
постепенно замедляйте темп.

·                    
Прочитайте с раздражением
(еще: весело, с удивлением, сожалением, восхищением).

·                    
Прочитайте выразительно.

III. Актуализация знаний.

Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что
вы можете о нем рассказать? 

·                    
Виталий Валентинович
Бианки 
вырос в семье известного
ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге,
Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе,
героями которых являются звери, птицы, растения.

·                    
  (Когда В.В.
Бианки был такого же возраста как и мы, он часто гулял по лесу вместе с отцом,
который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери
и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.)

·                    
А какие произведения Бианки вы
уже читали? («Музыкант»)

·                    
— Что объединяет все
произведения В.В. Бианки?

Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны.
Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу,
чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет
права нарушать это равновесие.

ΙV. Сообщение темы и цели урока.

— Эту взаимосвязь природы и человека В.В. Бианки показал в
следующем своем произведении.

— Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

Всю ночь летает — мышей добывает,

а станет светло — спать летит в дупло.

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

·                    
Тема нашего урока «В.В. Бианки
«Сова».

Какая нам предстоит работа?

Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

На доске:

Узнаем…….

Научимся….

V. Подготовка к восприятию нового материала.

Чтение слов (запись на доске):

·                    
от-ча-ян-ная – отчаянная;

·                    
хо-ро-нишь-ся – хоронишься
(прячешься, таишься);

·                    
сто-ро-нишь-ся – сторонишься;

·                    
рас-сер-ди-лась –
рассердилась;

·                    
пе-ре-кли-ка-ют-ся –
перекликаются;

·                    
за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;

·                    
стар – старик – стариковом.

VI. Первичное знакомство с текстом.

— Предлагаю вам
посмотреть маленькую инсценировку.

1 часть: автор – учитель,
старик – Адаменко Рома, сова – Рыбалко Катя

— Хотите узнать
продолжение этой истории? Откройте учебник на странице 146 и найдите последний
абзац. Приготовьте простой карандаш. (Будем делать пометку, где заканчивается
часть.) Начинаем читать со 2 — ой части.

(2-4 части чтение
подготовленными детьми или хорошо читающими)

2 часть – Пехтерев Артем,
3 часть – Добровичан Ангелина 4 часть – Голышева Ксения

5 часть — читает учитель

 Проверка первичного
восприятия.

— Какое произведение В.
В. Бианки мы прочитали? («Сова»)

— Какие герои нам встретились? (Сова,
Старик, шмели, мыши, корова)

— К какому жанру вы бы
отнесли это произведение: рассказ, сказка, быль? (сказка)

(Прикрепляю на доску
карточку «сказка».)

— А почему вы так решили?

— Обыкновенная это сказка
или она содержит в себе что-то познавательное, научное?

— О чем вы узнали из этой
сказки? (О повадках животных, явлениях природы)

-Такой материал, из
которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется
познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной
сказки – познавательную сказку.

VII.   Физкультминутка

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

VIII. Закрепление
нового материала

1.                
Обсуждение рассказа

·                    
Почему сова рассердилась на
старика? Найдите и прочитайте в тексте.

·                    
Что же произошло, когда сова
перестала летать на луг?

·                    
Что стали делать мыши?

·                    
Почему шмели нужны лугу?

·                    
Что произошло с клевером на
лугу?

·                    
Кому был необходим клевер?

·                    
Что произошло с коровой?

— Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.

1 ряд — стр. 147, 2 ряд — стр.148 начало, 3 ряд – стр.148
середина.

1.                
Гляди, как бы худа не вышло:
мыши-то, говорят, на охоту пошли.

2.                
Гляди, как бы хуже не вышло:
все шмели твои разлетелись.

3.                
Гляди, как бы хуже не вышло:
не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

— Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай
идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях.)

— Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай
белить.)
 Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)

— Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было
питаться.)

      2. Работа
в группах.
 Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

·                    
Рассердилась сова, никуда из
дупла не летит.

·                    
Сидит Старик, чай пьет.

·                    
Стала Корова тощать, стала
молока сбавлять.

·                    
Шмели гудят, с луга прочь
летят.

·                    
Простила Сова Старика и
полетела на луг мышей ловить.

·                    
Мыши по лугу рыщут, шмелиные
гнёзда ищут.

·                    
Пошел Старик Сове кланяться.

Расположение картин на доске в правильной последовательности

ΙX. Рефлексия.

Закончите предложения:

·                    
Сегодня я узнал ….

·                    
Было интересно ….

X.    Итог урока

— Над каким произведением работали?

— Какого жанра? Чему нас учит произведение В. Бианки?

    
Научила сова чему-нибудь
старика?

    
Какой вывод можно сделать из
прочитанного рассказа? (Животные
помогают человеку, а человек должен помо­
гать животным.)

Домашнее задание

Выразительно
читать сказку.

Подготовиться
к чтению по ролям.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 101-102. 

УКМ «Перспектива»

1. Что больше всего вас удивило в рассказе? Перечитайте самый интересный эпизод.

Меня удивило, как барсук лечил обожжённый нос в трухлявом пне. При этом он плакал, как человек. Это и был самый интересный эпизод рассказа.

2. Какие чувства к барсуку у вас появились? Сочувствовали ли вы ему, переживали за него, хотели помочь?

Мне было жаль неосторожного барсука, который сильно обжёг нос. Я бы хотела помочь ему, но это невозможно. Я порадовалась, что нос у барсука зажил, а сам зверь научился осторожно относиться к человеку.

3. Найдите и перечитайте описание барсука? Почему он попал в беду? Как он лечился?

Барсук был маленьким и любопытным, с круглыми глазами и шершавым языком. У него был большой нос, который он сунул в горячую картошку и обжёг.

Барсук пострадал из-за любопытства и неосторожности.

Он лечил свой нос, засовывая его в большой трухлявый пень.

4. Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, всё замечал и умел рассказать об увиденном.

Мальчику было 9 лет и он многое замечал. Он видел, как переправлялись муравьи, он первым услышал шуршание барсука, он увидел, как барсук лечит нос и показал взрослым.

5. Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует, художественно описывает, создает картины увиденного и пережитого.

Писатель художественно описывает события, рисует живые картины пережитого. Он использует средства художественной выразительности, передает своё отношение, наделяет героев характерами.

6. Обсудите с другом, как автор относится к своему герою.

Я думаю, что писатель относится к барсуку с жалостью и любовью. Он заставляет читателя сопереживать животному, рассказывая о том, как барсук плакал. Иначе он не стал бы это описывать.

7. Попробуйте пересказать рассказ Паустовского «Барсучий нос» другу по телефону.

Пример пересказа рассказа «Барсучий нос» другу по телефону для 3 класса

Привет, Андрей!

Я сейчас прочитала классный рассказ, он называется «Барсучий нос».

Его герои, взрослые люди, отдыхали и рыбачили на природе. Они соорудили шалаш, а вечерами жарили картошку на сковороде.

С ними был мальчик, очень внимательный и наблюдательный. Он заметил, что в кустах шевелится какой-то зверь и рассказал взрослым. Те стали наблюдать за кустами и увидели мордочку барсука.

А барсука привлёк запах картошки. Он выскочил из кустов, бросился к сковороде и сунул нос в картошку. И обжёгся! Он закричал и бросился прочь.

На следующее утро мальчик увидел, как барсук лечит нос, и показал это взрослым. Барсук расковырял трухлявый пень и засунул в него нос. Труха была мокрой и холодила нос. А рядом крутился второй барсук, переживая за товарища.

И барсуку было так больно, что он плакал, как человек.

Через год автор, Константин Паустовский, снова увидел барсука. Его нос зажил, но остался шрам. Барсук сердито чихнул на человека и убежал.

8. Определите основную мысль произведения.

Главная мысль рассказа в том, что нужно быть осторожным с незнакомыми предметами и не совать свой нос куда не просят.

9. Вы заметили, что текст разделён на три части? Подберите к ним заглавия.

Дадим названия частям рассказа: «Осень на озере», «Барсук и картошка», «Лечение носа».

10. Передайте кратко содержание понравившейся части.

Краткое содержание части «Лечение носа» для 3 класса

Утром мальчик рассказал автору, что видел, как барсук лечит нос. Автор не поверил ему и не хотел вставать. Но мальчик был настойчив. Он за руку потянул автора и увёл его в чащу.

Там автор увидел большой пень. Возле пня стоял барсук. Он расковырял пень и засунул нос во влажную труху. Рядом с барсуком вился второй зверь. Он волновался и толкал барсука в живот.

А барсук сел и заплакал. Он облизывал нос и смотрел на людей, словно прося помочь ему. Но люди ничем не могли помочь барсуку.

Через год автор вновь встретил этого барсука. На месте ожога образовался шрам. Барсук сердито чихнул на автора и убежал.

11. Подумайте, можно ли было как-то иначе разделить текст. Обоснуйте своё мнение.

Мне кажется, иначе разделить текст было нельзя. Первая часть знакомит нас с местом действия, героями и временем года. Вторая часть рассказывает о несчастном случае с барсуком. А третья говорит о лечении носа и о том, что было дальше.

12. Составьте и запишите план всего произведения.

План рассказа Паустовского «Барсук» для 3 класса

  1. Осень на озере.
  2. Наблюдательный мальчик.
  3. Как барсук обжёг ночь.
  4. Мальчик зовёт автора.
  5. Лечение носа.
  6. Конец истории.

13. Сравните текст художественного произведения «Барсучий нос» и текста из энциклопедии «Барсук». В чём особенность каждого из них?

Особенности художественного рассказа:

  1. Описан реальный случай с конкретным животным.
  2. Использованы средства художественной выразительности.
  3. Описаны чувства и эмоции героев.

Особенности текста энциклопедии:

  1. Сообщаются общие факты о барсуках.
  2. Нет героев.
  3. Не используются средства художественной выразительности.

14. Всё ли вам понятно в научно-популярном тексте? Какие вопросы можно задать к тексту для того чтобы уточнить и конкретизировать информацию?

Дополнительные вопросы к тексту «Барсуки» для 3 класса

  1. В каких местах живут барсуки?
  2. Живут они в одиночку или стаей?
  3. Чем конкретно питаются барсуки?
  4. Это животное хищное, травоядное или всеядное?
  5. Какого размера барсук?
  6. Сколько он живёт?
  7. Какого цвета его шерсть?

15. Приходилось ли вам наблюдать за поведением животных в лесу? Расскажите.

Рассказ о наблюдении за белочкой в лесу для 3 класса

Однажды зимой я шла по тропинке парка. На многих деревьях висели кормушки, у которых собирались разные птицы, в основном воробьи и синицы.

Но вдруг на одной кормушке я увидела белочку. Она ловко прошмыгнула мимо птичек, схватила несколько семечек и убежала вверх по дереву.

Там она съела семечки и вновь вернулась в кормушку. Птицы не обращали внимания на белку, еды хватало на всех.

А белка ещё много раз бегала вверх-вниз по стволу, набирала семечек и обедала. Зимой и птицам, и зверям очень нужна любая помощь от человека.

AVvXsEjaowKHfBrpGbk679y9M1Ebz cGOhnM1lQBSBujGhNe6eHxltxwa0IeYo7RujwsGBHt O3j

Анализ произведения Заколдованное место пригодится учащимся 5 классов. Благодаря анализу рассказа Гоголя удастся понять, какую мысль хотел донести автор и в чем особенность данной повести. Эта информация непременно пригодится при изучении произведения и написании сочинений по нему. Поэтому стоит внимательно изучить ее при подготовке к уроку.

Заколдованное место анализ произведения

Анализ рассказа Заколдованное место стоит начать с того, что оно входит в цикл, который называется «Вечера на хуторе близ Диканьки». В нем, как и в других произведениях, входящих в данный цикл, присутствует определенная мистика. В основе же сюжета лежат народные легенды и поверья, касающиеся зачарованных мест.

В повести дьячок рассказывает о необычном происшествии, случившемся с его дедушкой. Он оказался в заколдованном месте и нашел богатство. Правда, потом оно стало мусором. Соответственно, дары нечисти попросту не могут обладать ценностью. К такому выводу в итоге приходит и главный герой, поддавшийся соблазну при виде спрятанного клада.

Заколдованное место история создания
Анализ произведения Гоголя Заколдованное место подразумевает изучение истории его создания. Черновики данной повести, к сожалению, не были сохранены. По этой причине точно установить, когда она была написана, не представляется возможным. Существуют лишь предположения, что работу над этим произведением Гоголь завершил в начале тридцатых годов 19 века. Оно вошло во вторую часть сборника.

Жанр, тема и композиция

При анализе произведения Заколдованное место особого внимания заслуживает композиция. Сюжет в данном случае является закрытым, автор придерживается строгой хронологической последовательности. Все события при этом разворачиваются вокруг основного персонажа. Действие же полностью является исчерпанным.

В произведении присутствует описание природы. Она соответствует тому действию, которое происходит в текущий момент. Например, дождь, препятствующий поискам клада, страшный пейзаж в момент поднятия котла, наполненного сокровищами.

Анализ Заколдованное место Гоголя будет неполным, если не рассказать о фольклорных особенностях, делающих произведение поистине уникальным. Писатель использовал народные легенды. В его рассказе присутствует нечисть. Правда, с мистикой у нее общего нет ничего. Фантастическая составляющая поражает своими бытовыми особенностями, некоторой наивностью и непосредственностью. Автору удалось создать невероятно яркие образы, наполненные характерным украинским юмором.

Краткий анализ героев

Главным персонажем данного произведения является дед Максима. Это довольно активный, веселый старик. Он любит общение и веселье, всевозможные проказы, но при этом отличается явной добротой. Дед с огромной любовью и нежностью относится к собственным внукам. Вполне естественно, что те отвечают ему взаимностью.

Дедушка очень любит потанцевать, является настоящим балагуром и весельчаком. В какой-то момент, отправившись в пляс, он находит заколдованное место и понимает, что тут может находиться клад. Ему даже удается его найти, пережить немалый страх, но в итоге вместо сокровищ он видит мусор. Тогда дед и приходит к выводу, что обогатиться можно только в том случае, если трудиться. Легких денег не бывает.

Немалый интерес вызывает само заколдованное место. Оно стало для главного героя настоящим искушением. Его также можно назвать одним из действующих персонажей. Ведь данное место живет собственной жизнью, у него есть уникальные способности. Автор его описывает, как несколько игривое, задорное существо, любящее посмеяться и подшутить над людьми. В данной ситуации своеобразной «жертвой» этого шутника становится дедушка. Назвать место жестоким и злым, конечно же, нельзя. Вреда оно никому не приносит. Напротив, дает понять, что надеяться на удачу, счастливый случай не стоит. Следует действовать самостоятельно и таким образом добиваться того, о чем мечтаешь.

Среди второстепенных персонажей можно выделить чумаков. Это бывалые люди, промышляющие торговлей. Они общительные и веселые, нередко вспоминают о прошлом и балагурят. Большинство их них является знакомыми главного героя. При встрече с ним они вспоминают былое, рассказывают какие-то новости. Встреча радостна как для чумаков, так и для деда. Он угощает их дынями, которые растут на его огороде, а также полдником. Те же рассказывают ему интересные истории.

К второстепенным героям также можно отнести внуков деда. Он искренне любит этих мальчишек, да и они относятся к нему с особой нежностью. Внуки хорошо знают слабости старика, снисходительны к нему, как к ребенку. Он является для них дорогим человеком. Они уважают своего деда. Они ценят старика за добродушие, простоту и бесхитростность, открытость и дружелюбность. Дед для мальчишек является примером.

Основная мысль и смысл рассказа

После прочтения данного произведения не составит труда понять основную его мысль. Автор говорит о том, что впрок может пойти только то богатство, которое получено честно, собственным трудом. Если же оно добыто нечестно, то является призрачным и никакой пользы принести не может. Узнав историю, произошедшую с дедом, невольно начинаешь верить в светлое и доброе, сторониться всего нечистого, злого. В этом и заключается смысл произведения.

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа произведения А.П.Чехова «Ионыч» Используйте эти примеры для выполнения школьного задания по литературе.

Вариант 1

Главный герой рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, но это вначале, впоследствии же он просто Ионыч. В сюжете рассказа нет ничего необычного, он повествует о том, как человек с хорошими задатками, мечтами и желаниями постепенно превращается в серого обывателя, серого и невзрачного города полного таких же обывателей.

На первом этапе своей жизни в городе С. Дмитрий Ионович Старцев представляется нам молодым врачом. Он энергичен, полностью поглощен своей работой, можно даже сказать трудоголик. Он все свое время посвящает пациентам, даже в праздники. Почти ни с кем не общается и никуда не ходит.

Жители города С. в большинстве своем мало образованы, да и сам город не образец культуры, здесь даже библиотека существует лишь за счет молодых девушек. Самыми образованными и культурными жители считают семью Туркиных, потому что Иван Петрович, глава семейства, очень остроумно шутит, потому что его жена, Вера Иосифовна, пишет романы, а дочь, Екатерина Ивановна, играет на фортепьяно. Но вот если взять во внимание нюансы, то выясняется, что шутки однообразны, что романы скучны и неправдоподобны, а этюды исполняемые Екатериной, сложны и неприятны для слуха. Но семья все-таки гордится своими достижениями и постоянно этим хвастается.

В течение рассказа Дмитрий Ионович влюбляется в Катю, но сделав ей предложения руки и сердца, получил резкий отказ. Естественно он был шокирован, Дмитрий никогда бы не подумал, что ему могут отказать.

Через четыре года у Дмитрия Ионовича уже была большая медицинская практика, он пополнел. Старцев бывал в разных домах, но ни с кем очень близко не общался, в принципе он вообще почти не общался. Ему было не интересно разговаривать с людьми, которые говорили об одном и том же, и не высказывали, ни интересных, ни новых мыслей.

Отношение Старцева к Кате тоже изменилось, он уже не испытывал тех нежных чувств как прежде. Он уже не видел в ней легкую, воздушную девушку, она превратилась в разочарованную жизнью женщину. Дмитрий Ионович решил что все-таки сделал тогда хорошо что не женился.

Через несколько лет Ионыч ожирел, стал скупым, грубым, некультурным, почти ни с кем не общался. Забыл напрочь Туркиных и Катю. Его новым идеалом стали деньги и дома, он их покупал, не церемонясь, и расхаживая как хозяин, не обращая внимания на нынешних жильцов.

Постепенно Дмитрий Ионович Старцев превратился просто в Ионыча. Стал таким же скучным обывателем, как и все в городе С. Он уже ничего не хотел кроме богатства и комфорта, он не занимался ни своим образованием, ни своей душой.

На первых порах деградация Старцева вызывает жалость и сочувствие, потом отвращение. Ответить однозначно, почему Ионыч деградировал, очень сложно. Безусловно, в чем-то виноват он сам, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, но самая большая доля вины припадает на окружающее Старцева общество. Именно из-за недостатка образования в обществе Старцев не мог поддерживать свою культуру и духовную глубину.

Вариант 2

Предлагаем вам прочесть краткий и полный анализ рассказа Чехова «Ионыч», что поможет глубже прочувствовать и осмыслить данное произведение. В 1966 году этот рассказ был экранизирован на студии «Ленфильм».

Год написания и публикации — 1898 год.
История создания — По мнению литературоведов, первоначальная тема, которую хотел отразить Чехов, была другой. Автор собирался описать обывательскую жизнь только семьи Филимоновых. В процессе работы над рассказом Чехов добавляет Старцева. Главный герой, впоследствии, пополняет ряды обывателей, которых в молодости глубоко осуждал.
Жанр — Рассказ.
Направление — Реализм.

Основная идея — Внешние условия могут влиять на человека как позитивно, так и негативно. Если изменения, происходящие в человеке, носят негативный характер, то нужно обратить внимание на окружение. Если необходимо, то поменять людей, среду, город, а не пускать ситуацию на самотек.

Тема — Жизнь и интересы обывателей, живущих в городке С.

Проблема — Деградация личности под воздействием неблагоприятной среды.

Композиция — Сюжет развивается линейно и последовательно.

Человек попал в среду, где люди для него неинтересны и скучны. Он не может поговорить с ними на серьезные темы, а ему хочется познавать новое, развиваться дальше. Так произошло со Старцевым. Он — чувствующий и способный человек, о чем говорит его удачная карьера врача. Попав в «болото», он «вязнет» в этой среде. Старцев ничего не делает для того, чтобы выбраться из «трясины» своей жизни, которая в итоге поглощает и его самого.

Из всех персонажей «Ионыча» только Котик пытается вырваться из обывательской среды. Она – ищущая девушка, стремящаяся к достижениям. У нее есть цель – реализовать себя в музыке, в актерском мастерстве. Обывательская среда не подходит ей. Она угнетающе действует на ее здоровье, о чем мы читаем в конце рассказа. Девушке не хватает сил утвердиться в другом месте, более подходящем ей. И Екатерина Ивановна возвращается домой.

Солженицын охарактеризовал главного героя, как «человека с духовным ожирением», а в Котике он увидел «самоуверенную провинциальную девицу». Я вижу Котика по-другому. У меня есть сочувствие к этой девушке, выросшей в посредственной среде. Все вокруг восхищались ее игрой, что она принимала за чистую монету. Это лицемерие окружающих и привело к переоценке собственных способностей, но она поняла, что ошибалась. Жаль только, что вновь вернулась в эту же среду.

В подобных ситуациях важно не складывать руки, а активно действовать, менять ситуацию к лучшему. Если что-то в жизни не устраивает человека, а он не предпринимает никаких шагов, то проблемы будут нарастать. В один момент накрутится снежный ком, который сметет личность человека, оставив то, что мы видим в образе Ионыча в конце рассказа.

Чехов мастерски создает атмосферу своего произведения при помощи деталей. Описывая малозначительные, на первый взгляд, подробности, автор передает свое отношение к происходящему, но не отзывается о своих персонажах плохо, не навязывает собственного видения. Читатель волен выбирать свое отношения к главным героям.

Деградацию личности главного героя Чехов показывает, описывая его портрет. В начале рассказа молодой земский врач ходит пешком, не торопясь, напевает песню. Ожидая любимую девушку на кладбище, главный герой чувствителен, поэтичен, охвачен сильным чувством.

Впоследствии его уже называют Ионычем. Он сильно полнеет, ему трудно дышать. Он «пухлый, красный», ходит с головой, откинутой назад. И вообще двигается он мало, а ездит на тройке с бубенчиками. Его воспринимают, как «надутого поляка», как мрачного и противного сноба. Основной конфликт я вижу в противоречии между человеком и его окружением. Протест Старцева не приводит к решительным действиям. Главный герой не разрешает этот конфликт. Он подчиняется обстоятельствам себе во вред.

Вариант 3

В рассказе «Ионыч» Чехов со свойственным ему мастерством говорит о деградации личности, о пошлости обыденной жизни. Особо остро автор ставит вопрос о влиянии общества на отдельно взятого человека. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.

Год написания – 1898 г.

История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальный замысел произведения претерпел значительные изменения, прежде чем автор создал окончательный вариант.

Тема – Деградация личности, жизнь городских обывателей, сила и слабость любви.

Композиция – Рассказ выстроен как лестница, ведущая вниз, и подчиняется общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя. Сначала знакомство молодого амбициозного доктора с семьёй Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной и быстрый финал неудавшегося любовного романа, далее – новая встреча с Катей и невозможность героя полюбить, а затем мы видим холодного и расчётливого героя, неспособного на проявление душевных порывов.

Жанр – рассказ.

Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

История создания

В записках писателя сохранились данные о том, что замысел рассказа постепенно менялся. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель даёт оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности главного героя.
После выхода в свет этого произведения критика была неоднозначной, отзывы были как положительные, так и отрицательные. Была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под влиянием этого общества.

Тема

Чтобы определить тему рассказа «Ионыч», необходимо раскрыть суть названия рассказа. Сначала создаётся впечатление, что речь пойдёт о семействе Туркиных. Позже приходит понимание того, что главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. На протяжении повествования показана деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек, хороший врач, постепенно погряз в пошлости и превратился в стяжателя. Это даёт право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставить его в один ряд с собой, серыми и безликими обывателями.

Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.
Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.

Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа рассказа «Родинка (М. Шолохов)». Используйте эти примеры для выполнения школьного задания по литературе (10-11 класс)

Вариант 1

В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.

Шолохов стремился показать страшный характер Гражданской войны, разрушающей даже родственные связи, с этой целью главными героями рассказа он сделал командира красного эскадрона молодого Николку и старого казачьего атамана, принявшего сторону белых.

Старый казак убивает в бою молодого, но по большой родинке узнает в нем своего сына. Показав такую развязку, писатель стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну.

Показательно, что и отец, узнав, что он убил своего сына, тут же кончает с собой. Автор не стремился демонизировать белых, его целью было показать психологическое состояние героев. Николка устал от войны, он хочет учиться, то есть развиваться и строить свою жизнь.

Атаман также, хотя и продолжает вести борьбу, понимая ее безнадежный характер, и огрубел душой, все же чувствует всю ненормальность положения, в котором он оказался. Он не был садистом, получившим возможность убивать, а, скорее, жертвой обстоятельств, приведший его в отряд, который теперь превратился в банду. Автор подчеркивает это самоубийством старого казака, который все же остался человеком и не смог продолжать жить после этого.

Шолохов вводит в свое произведение ностальгические воспоминания молодого красного казака о мирной жизни, показывает в них и его отца неплохим человеком. Именно он научил будущего молодого командира эскадрона Красной Армии любви к лошадям, смелости и выносливости. Это должно продемонстрировать неестественность ситуации, в которой оказались герои, показать, что виновен не старый атаман, а в гораздо большей степени, смута, охватившая страну.

Конечно, Шолохов, стоявший на стороне красных, показывает их в лучшем свете. Намеком на это служит молодость Николки, хотя автор и подчеркивает, что постоянное участие в боевых действиях сделало его человеком, уставшим от жизни. Его отец принадлежит к старому миру, который неизбежно должен уйти в небытие. Однако политические симпатии писателя не умаляют художественные достоинства произведения.

Рассказ учит тому, что Гражданская война – это страшное испытание для людей, заставляющая их проявлять жестокость, к которой они, в принципе, не склонны, она противна человеческой природе.

Вариант 2

Произведение М.А.Шолохова «Родинка» было напечатано в газете «Молодой ленивец» в 1924 году. Оно вошло в цикл произведений, называемый «Донские рассказы».

Основными персонажами данного рассказа являются командир красных Николка Кошевой и старый атаман. В рассказе описывается их жизненная история, все, что происходило с ними в прошлом и настоящем. Описание главных персонажей начинается с ознакомления бытовой обстановки, окружающей героев. Действие рассказа происходит в военные будни, период запустения.

Молодой командир в детстве был обычным ребенком, но он рано повзрослел, столкнувшись с горем. Его мать умерла, а отец бесследно пропал. Командир сражается уже на протяжении 3 лет, и война порядком надоела ему. Все, что напоминает Николке о прошлом – это родинка, знак родства. Точно такая же родинка находилась на левой ноге у его отца — крупная с голубиное яйцо.

Второй главный герой – атаман. Шолохов рассказывает о его тяжелой военной судьбе. Его душа зачерствела, поэтому он много пьет.

Особая роль отводится образам животных, с которыми автор сравнивает этого героя. Атамана он сопоставляет сначала с волком – одиноким, злым и несчастным. Затем автор приводит и другое сравнение атаману — с коршуном – сильной, волевой птицей. Но впоследствии он называет эту птицу стервятником. В данном случае она олицетворяет душевное состояние атамана, метание в мире, разрушенном войной.

Оба этих героя устали от войны. Первый желает начать учиться, а второй скучает по родной земле, на которой не бывал много лет.

Кульминацией произведения является кровавая битва, а самым острым моментом – противостояние друг другу главных героев. При этом ни один из них не подозревает, с кем каждый из них ведет бой. Николка отважно кидается в схватку с атаманом и падает от удара его шашки. Трагически заканчивается жестокий бой красных и белых: сын погибает от рук отца. Священные семейные узы разрушены. И тут происходит озарение. Атаман видит такую же родинку, как и у него на ноге мертвого Николки. Страшные крики от понимания содеянного вырываются у атамана. Он осознает, что убил своего сына, свою кровиночку. Затем атаман, подавленный горечью утраты убивает сам себя.

В рассказе «Родинка» писатель показывает, что самое святое в нашей жизни — это любовь родителей и детей. Шолохов дает понять, что никакая война не способна уничтожить эти сильнейшие человеческие чувства.

Вариант 3

Рассказ Шолохова «Родинка» о казачестве. О тех лихих временах, когда воевали против красных, когда земля особо не радовала урожаем. Действие происходит близ реки Дон.

Автор описывает главного героя почти как старика. Много повидал командир эскадрона Кошевой Николай. Николка широкоплечий парень, молодой, но его глаза в морщинах и спина сутулая. Командиру эскадрона всего лишь восемнадцать лет. Многие в эскадроне подсмеиваются над ним. Мол парнишка еще, молодой, зеленый. Но с Николаем все готов идти в бой, так, как только он может без потерь уничтожить две банды и водить эскадрон в битвы и сражения, как профессионал.

Кошевой Николай стыдится своего возраста. Но что поделаешь? Отец Кошевого казак. Он попал в германскую войну, да и пропал. Ни слуху, ни духу родного отца. Мама Николая умерла. Так и стал Николка не учиться, а зарабатывать себе на пропитание, на существование. Была одна особенность у Кошевого в виде родинки на левой ноге, выше щиколотки. Размером та родинка была примерно с голубиное яйцо.

Однажды на двор, где жил Николай приехал гонец и сказал, что из Сальского округа свора казаков пришла. Захватила Грушинский совхоз. Просят Николая прибыть с эскадроном на помощь против недруга. Кошевой не отказывается и берется помогать.

В произведении «Родинка» автор очень тщательно описывает атаманов и казацкую жизнь. Шолохов рассказывает о природе так, что читая его рассказ, как будто оказываешься там и чувствуешь полную свободу. По этим самым просторам и скакал атаман. Он был очень сильно пьян. С тех пор, как попал в германский плен, потом Врангель, потом в Константинополь, так и пьет по-черному. Но сердце атамана почувствовало, что на родной земле. Доскакал он вместе с остальными казаками до совхоза. Местного деда разбудил и заставил ему в верности поклясться, при этом, чтобы дед землю ел.

Тогда Лукич решил просить помощи у Николая Кошевого. Добрался до него через лес. Николка не отказал. Решил помочь простому мужику.

Как только рассвело, сразу эскадрон Николая пошел в атаку. Но казаки ловко отбивали атаки эскадрона Кошевого. Тогда лицом к лицу столкнулись в битве атаман и Николка. Обстреливались атаман и Николай. Атаману было интересно с Николкой, так как юноша был достойным противником. Но все-таки опыт и года взяли свое. Атаману удалось убить Николая.

После этого вожак решил снять сапоги с мертвого тела. Как только он поднял штанину на левой ноге вверх, то увидел родинку. И тут все стало на свои места. Атаман осознал, что убил родного сына. Обнял мужчина тело, начал трясти его. Но Николай так и не ответил отцу. Тогда атаман поцеловал руки сына и застрелился сам.

Рассказ Михаила Александровича Шолохова – это наглядный пример того, что человек не может предугадать все повороты судьбы. Произведение о том, что судьба порой бывает жестока к нам и нашим близким, а порой одаривает счастьем. Атаман не знал, что случилось с его сыном. Он пробыл в плену очень много лет, скитался по городам, участвовал в непонятных боях. Также и Николай. После того, как матери не стало, а отец исчез, учился жить и добывался себе на еду деньги любыми способами. И так случилось, что отец и сын встретились на поле боя. Причем столкнулись в схватке лицом к лицу, не зная, что пытаются убить родного человека.

Вариант 4

Шолохов написал огромное количество разных произведений и «Родинка» как и многие другие произведения, входит в цикл «Донских рассказов». И именно здесь и рассказывается вся история и биография автора. Кроме этого здесь затрагиваются самые трудные и опасные моменты, которые происходят во времена гражданской войны. Наверное, ни для кого не секрет, что из-за войны страдают люди, а может быть даже и страна. Здесь воевал брат против брата, а ведь раньше они дружили и заступались друг за друга. Кроме этого отец поднимал автомат против своего сына, и в глазах не было ни капельки жалости. Все события происходят не только на Доне, но еще и в Кубани.

Многим критикам совсем не нравились произведения автора, а все потому что он слишком жестоко и открыто описывал все события, которые происходили здесь. А ведь все это можно немного приукрасить или частично скрыть. Кроме этого он ни одному из героев не давал ни положительных ни отрицательных черт, и этим предоставлял каждому читателю самому выбрать какую сторону он примет.

Главными героями здесь становятся совершенно разные люди. Один герой Николай. Он является красным командиром. И хотя ему всего лишь восемнадцать лет, но он уже имеет небольшой опыт и ему удалось разбить две страшные и опасные банды. Бойцы готовы пойти за ним куда угодно и всегда помочь, если вдруг у него случится беда. Кроме этого за глаза они его называют Николкой. Он очень рано потерял сначала отца, который отправился на войну и не вернулся. А немного погодя мать очень сильно заболела и через несколько дней умерла. До того как он решил отправиться на войну, он пытался устроиться на работу, ему приходилось работать и официально и не официально. Порой не хватало денег на еду. Теперь он живет лишь одной мыслью отомстить немцам. Также ему хочется, чтобы все поскорее закончилось, и началась спокойная жизнь для всех людей. А Николай сможет пойти учиться и устроиться на нормальную работу.

А вторым героем является казачий атаман. Как только началась война, то он сразу же отправился на войну и с тех пор ни разу не видел своей семьи. Кроме этого он даже не знает, что с ней происходит, и как они живут без него. Он частенько вспоминает о том, как работал до наступления войны. А ведь раньше ему нравилась его работа, он вспахивал поля и косил траву. Руки все еще помнят плуг и косу. Сначала рассказывается история каждого из героев. Начинается история с их прошлого и заканчивается настоящим. Дальше идет описания там, где они находятся и в каких условиях проживают, а потом переходит к описанию пейзажа, окружающий героев.

И вот однажды Николаю удалось поймать самую знаменитую и опасную банду, за которой они уже давно гоняются. Ему удалось разобраться со всей бандой, остался только один атаман. И только они схватились, как вдруг атаман видит родимое пятно, которое было на ноге у его сына. Оказывается, его сын жив, а ведь он думал, что убил его тогда. Больше всего на свете атаман рад, что так все произошло. Он обнимает своего сына и говорит ему очень много разных хороших и ласковых слов.

  • Основная мысль рассказа попрыгунья чехова
  • Основная мысль рассказа пичугин мост
  • Основная мысль рассказа пересолил а п чехов
  • Основная мысль рассказа он живой и светится драгунский
  • Основная мысль рассказа один день ивана денисовича