Викторина по рассказам
Николая Носова

img1
img2

Биографическая справка

Н. Н. Носов — детский писатель-юморист, кинорежиссёр.

Родился 23 ноября в Киеве в семье актёра. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. В 1932 г. окончил Московский государственный институт кинематографии и работал кинорежиссёром, постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

img3

Первый рассказ «Затейники» опубликовал в 1938 г. в журнале «Мурзилка», первую книжку — «Тук-тук-тук» — в 1945 г. Затем появились сборники: «Весёлые рассказы» (1947), «Дневник Коли Синицына» (1951), «Витя Малеев в школе и дома» (1951), «На горке» (1953), «Весёлая семейка» (1955), «Прятки» (1956), «Фантазёры» (1957), «Весёлые рассказы и повести» (1958). Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1959), «Незнайка на Луне» (1965).

Н. Н. Носов создал киносценарии по мотивам своих произведений, и на экранах страны появились художественные фильмы «Два друга», «Дружок», «Фантазёры», «Приключения Толи Клюквина

img4
img5
img6
img7
img8
img9

Все буквы перепутались. Восстановите названия рассказов.

Ж р о у к д а з к а з м а к к и а с р а

img10

Правильный ответ

ж р о у к д дружок

а з к а з м а замазка

к к и а с р а карасик

img11

Несколько изобретений и открытий, сделанных героями Н. Носова.

7. Что нужно было сделать, чтобы забраться на горку, не поскользнувшись?

8. Это вполне может заменить почтовый ящик на калитке.

9.Из чего можно сделать электрический звонок?.

10. С каким оружием не страшна даже живая шляпа?

img12

11. «По целым дням он толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу». Что пытался сделать Мишка?

12. А этот предмет кладут под подушку самые отважные и бесстрашные.

13. Из нее можно слепить зверей (если получится), змею или ливерную колбасу.

14. Чтобы получить самый большой урожай на огороде и знамя «Лучшему огороднику» нужно…

img13

«Доскажи словечко…»

«Живая …»

«Мишкина …»

«Три …»

«Федина …»

«Шурик у …»

«Про …»

img14
img15
img16
img17

Полная кастрюля крупы, воды налить доверху. По мере разбухания крупы, выкладывать лишнее на тарелки и доливать в кастрюлю холодной воды. А вам приходилось самим варить кашу? Рецепт от …….

Варить кашу хлопотно, а чем можно полакомиться, если «не шалить и ничего не трогать»?

Насытились? Поговорим о поэзии, хотя надо бы наоборот. «Что ты рано в гости, Осень к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла!» Кто и по какому поводу читает эти стихи?

img18

То они стихи читают, песни поют, то письма пишут: «Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть, Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Шофер не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно». Виноват шофер или нет? К чему они прицепились?

А иногда герои Носова пытаются даже колдовать: «Колдуй, баба, колдуй дед, Колдуй, серенький медведь!» Что они должны наколдовать? Кто произносит это заклинание?

А где встречается еще одно, можно так сказать, заклинание: «Никого убивать не надо. Животных надо любить».

Герои Н. Носова, как и все дети, любят играть. Во что? «Прихожу в комнату …. Батюшки! Все разворочено. Шкафы открыты, из комода ящики вытащены, белье на полу кучей, сундук вверх дном!»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

НИКОЛАЙ НОСОВ Николай Носов –русский советский прозаик, драматург, все произведения для детей. Николай Носов — придумал Незнайку и поселил вместе с другими коротышками в Цветочном городе.

Отец был актером эстрады и кинематографа, мать-рукодельница и певунья. Родился Николай Носов в Киеве

Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством.

Был газетным торговцем, землекопом, косарем, в 1927–1929 учился в Киевском художественном институте, откуда перевелся в Московский институт кинематографии.

В 1932–1951 – режиссер-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных (в т.ч. для Красной Армии, заслужив этим в 1943 орден Красной Звезды) фильмов.

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

Первый рассказ «Затейники» был издан в 1938 году в журнале «Мурзилка».

Носов ввел в детскую литературу нового героя – наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

Заслуженную славу принесла писателю повесть-сказка «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Экранизация произведений Н.Носова

Николай Носов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению «Составление плана по рассказу Н.Носова «Живая шляпа»». 2 класс

Данный урок — второй по рассказу Н. Носова «Живая шляпа». Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация…

Описание презентации по отдельным слайдам:

1
слайд

Описание слайда:

БИОГРАФИЯ Николая Николаевича Носова Подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Печёнкина Тамара Павловна

2
слайд

Описание слайда:

Николай Николаевич Носов 10.11.1908 – 26.07.1976 советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист

3
слайд

Описание слайда:

Николай Николаевич Носов родился 10 ноября 1908 года в городе Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

4
слайд

Описание слайда:

Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

5
слайд

Описание слайда:

Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, потерявшую стабильный заработок из-за Великой Октябрьской революции, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим. В возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов.

6
слайд

Описание слайда:

С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945. Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова — «Ступеньки».

7
слайд

Описание слайда:

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно – сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…» Н.Н.Носов с сыном Петром 1932г. Николай Николаевич интересовался психологией детей, считал, что «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением», наверное, поэтому его книги находили и находят такой большой отклик у детской аудитории.

8
слайд

Описание слайда:

В 1947 году вышел сборник рассказов — «Весёлые рассказы». Широкую популярность завоевали и его повести для подростков «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома». В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга». В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке», в 1956 году — «Прятки», в 1958 году — «Весёлые рассказы и повести».

9
слайд

10
слайд

Описание слайда:

Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В 1969 году выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», которые затрагивали вопросы современной литературы («Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русский алфавит («А, Б, В…»), отношения учителя и ученика («Второй раз в первый класс»), социальные темы — мещанство («Ещё об одном, всем надоевшем вопросе»), взаимоотношение родителей и их детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах») и т. д.

1 слайд

Урок литературного чтения в 3 классе Разработка учителя начального класса филиала МОУ СОШ с.Скорняково в селе Скорняково

img1

2 слайд

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Сегодня ему было бы … лет. Жизнь и творчество Николая Носова

img2

3 слайд

Н.Н. Носов почти сорок лет отдал благороднейшему делу воспитания девчонок и мальчишек. Его неустанный труд отмечен высокими правительственными наградами: Государственная премия РСФСР им. Н.К. Крупской, Государственная премия СССР (за «Витю Малеева…»). В 1976 году Н.Носов умер. Он доверил нам свою самую главную тайну – веселые и умные книги. Он владел «золотым ключиком» к сердцам девчонок и мальчишек. Счастье – не в золоте, найденном на дне старого колодца. Тайна в человеке. В умении добывать и ценить знания, а главное, думать, жить честно, трудиться, ценить каждый день своей жизни, не растрачивая себя по пустякам. Читайте книги Н. Носова, постигайте мудрость героев, познавайте тайну Н.Носова.

img3

4 слайд

Н. Носов испытал в жизни не одну профессию. Но свой выбор остановил на детской литературе. Писать начал в 1938 году. Первый его рассказ был напечатан в детском журнале «Мурзилка» и назывался «Затейники». Именно с коротких рассказов для детей началась творческая дорога Н.Носова. Это удивительные рассказы – маленькие шедевры – в 2-3 странички, и каждый из них блестит, как яркая жемчужина. Потом появились повести: «Дневник Коли Синицына», «Веселая семейка», «Витя Малеев в школе и дома». Рассказы и повести писателя – книги для детей и про детей. Герои Н.Носова – не просто мальчики, а маленькие граждане своей страны. Его мальчишки принципиальны, изобретательны, умны. В письмах ребят – читателей к Н.Носову содержится обида: Почему все герои – мальчишки? Писатель отвечал, что, вероятно, лучше знает мальчишек, поэтому и пишет про них.

img4

5 слайд

Самый первый рассказ Николая Носова – «Затейники» — был опубликован в 1938 году. В последующие годы он стал писать для всесоюзных детских изданий, таких как «Костер», «Мурзилка», «Пионерская правда». Именно там впервые был напечатаны любимые всеми «Веселая семейка» — о том, как закадычные друзья Мишка и Коля задумали смастерить инкубатор и вывести цыплят.

img5

6 слайд

«Мишкина каша» — в котором те же два друга пытаются сварить себе на ужин кашу, а та, пакость такая, лезет и лезет из кастрюли; «Телефон» — где Мишка и Коля покупают себе практически настоящие телефонные аппараты, а потом портят и ломают их, причем, исключительно из исследовательских целей – уж очень хотелось посмотреть, как они устроены; «Дневник Коли Синицына» — о школьниках, ставших пчеловодами.

img6

7 слайд

Повесть «Витя Малеев в школе и дома» называют одной из самых удачных в творчестве Носова: несмотря на достаточно обычный исходный материал – пионерские сборы, школьные уроки, разговоры учителей с учениками – в ней необычайно реалистично описана повседневная жизнь мальчишек, причем сделано это настолько интересно и естественно, что любой читатель узнает в них себя. И это неудивительно – ведь очень многие сюжеты Николай Носов не выдумывал, а брал из жизни, общаясь с сыном и его приятелями, подсматривая и находя повсюду: на улице, в гостях, в школах, куда его приглашали на творческие встречи…

img7

8 слайд

Одна из его книг называется «Фантазеры». Иногда это слово употребляют как обидное, укоряющее: «Эх ты, фантазер!». Кто такой фантазер? Это мечтатель, сердце которого наполнено смелыми и неожиданными замыслами.

img8

9 слайд

Николай Носов сам был редкостным фантазером. Как раз его фантазия и подарила всем нам Незнайку и других коротышек – маленьких человечков ростом с огурец — с их увлекательнейшими путешествиями в Цветочном городе и даже на Луне.

img9

10 слайд

Сказочная трилогия о Незнайке – второй этап творчества. Если в повестях и рассказах мы узнали, как сварить кашу, построить инкубатор, научиться арифметике, то в трилогии Н.Носов выводит нас далеко за рамки житейского опыта. Автор наполняет свою трилогию массой научных сведений: от технических до космических.

img10

11 слайд

В «Приключениях Незнайки» Носов подробно рассказывает о таких машинах, приборах, инструментах, которым только еще предстояло появиться. Первое издание «Незнайки в солнечном городе» вышло в свет в 1958 году — тогда подробно описываемая в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. Современные читатели знают, что такая система существует на самом деле. Значит, умел писатель заглянуть в будущее… Это очень веселая сказка, герои которой подозрительно похожи на своих маленьких читателей. Особенно, Незнайка. Ну, точь-в-точь мальчишка-сорванец, из-за своего неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории. Поэтому и полюбился он больше всех. И не только нашим (тогда — советским) ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже — по-японски!

img11

12 слайд

Третий этап – автобиографические повести: «Тайна на дне колодца» – так называется повесть, которую он написал о себе самом, своем детстве и взрослении, о тайне, которую многие годы хранил колодец, из которого семья Носовых брала воду. «Повесть о моем друге Игоре» так назвал писатель произведение, посвященное своему внуку. Но книга могла быть названа «О друге Ване /Пете или Сереже», ибо каждый мальчишка и каждая девчонка узнают на ее страницах черты своего характера, встретятся со своими радостями и бедами, мечтами и надеждами.

img12

13 слайд

«Повесть о моем друге Игоре» (1970) еще называют продолжением традиции Корнея Чуковского (имеется в виду его повесть «От двух до пяти»). Игорь – это родной внук Николая Носова, за которым он наблюдал с двухлетнего возраста и записывал все интересные и смешные поступки, фразочки и размышления растущего пацаненка. Чрезвычайно увлекательное повествование! Это, по сути, художественный дневник дедушки Носова, каждая запись в котором – проявление любви к внуку и безграничного удивления… «Я увидел в ребенке то, чего не замечал раньше и чего, как мне казалось, не замечали другие!» — писал он.

img13

14 слайд

И еще один, очень важный момент. Все книги Носова наполнены юмором — веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывай любую страницу — без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно. Проведите опыт: спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из «Незнайки» или «Вити Малеева», «Веселой семейки» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса»… Рассказы стали у ребят самыми любимыми, они издавались огромными тиражами, стоили гроши, потому что выходили в основном в тонких обложках.

,

Конкурс «Презентация к уроку»

Класс:

2

Презентация к уроку



Назад
Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема:
Произведения Н.Н.Носова для
детей.

Урок обобщения и повторения пройденного.

Цели урока:

  • Помочь детям повторить и обобщить пройденный
    материал.
  • Развивать память, внимание, логическое и
    образное мышление;
  • Воспитывать интерес к чтению и расширять их
    кругозор.

Ход урока

1. Организационный момент. Вхождение в урок:

Красиво стали, подравнялись.
Спинки ровные, головки приподняли.
Пятки вместе, носки врозь.
На меня все посмотрели, улыбнулись:
Для здоровьесбереженья
Выполним упражненья:
Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись:
То присядем, то нагнулись:
Ровно стали, улыбнулись:
Здравствуйте, ребята!
Очень тихо сели.

2. Постановка цели перед учащимися.

Ребята! Сегодня мы проводим обобщающий урок по
произведениям Н.Н.Носова, которые мы изучили на
предыдущих уроках литературы и с которыми вы уже
были знакомы ранее.

3. Обобщение знаний учащихся:

Кто такой Н.Н.Носов?

  • писатель
  • баснописец
  • сказочник

Давайте определим круг друзей
Н.Н.Носова./читают лучшие учащиеся/

  • Корней Иванович Чуковский
  • Агния Львовна Барто
  • Самуил Яковлевич Маршак
  • Сергей Владимирович Михалков

Чем увлекался Носов в детстве?/ Дети хором
читают слова и поясняют, как они понимают смысл
этих слов./

  • музыкой
  • пением
  • театром
  • химией
  • шахматами
  • радиолюбительством
  • электротехникой
  • фотографией
  • сочинительством

Сразу ли Носов стал писателем? /Дети
«цепочкой» читают слова и объясняют как они их
понимают?/

  • Продавец газет
  • Чернорабочий
  • Землекоп
  • Косарь
  • Возчик бревен
  • Постановщик учебных и научно-популярных
    фильмов
  • Писатель

Какие же произведения Н.Н.Носова вы читали на
уроках литературы?

/дети отвечают: «Затейники», «Живая шляпа»,
«На горке» /

Узнайте по иллюстрациям:

Кто они и откуда?

  • Слайд 6. («Затейники»)
  • Слайд 7. («Огурцы»)
  • Слайд 8. («Телефон»)
  • Слайд 9. («Мишкина каша»)
  • Слайд 10. («Фантазеры»)
  • Слайд 11. («Живая шляпа»)
  • Слайд 12. («Бобик в гостях у Барбоса»)

4. Беседа по прочитанному произведению.

Как звали героев его самого первого рассказа
«Затейники»?

(Валя и Петя)

Почему так назвали рассказ?

В какую игру они хотели поиграть?

Почему игра прервалась? Что им помешало
закончить игру?

Расскажите, чем же заканчивается рассказ?/Дети
пересказывают концовку рассказа/

5. Словарная работа.

Дети, обратите внимание на экран. Откуда эти
слова, из какого произведения?

  • к.мната
  • к.ртофель
  • к.мод
  • к.рзина
  • к.черга
  • кр.вать
  • к.тенок

Какие из этих слов являются словарными? Какие
безударные гласные вы вставите?

А что такое комод?

Что такое кочерга?

Вспомните содержание этого рассказа. Кто
герои этого рассказа?

Какими себя показали мальчики в момент
встречи с «Живой шляпой»?

Слайд 13. (2 столбик)

Выбрать нужное:

  • смелыми
  • трусливыми
  • шутливыми
  • находчивыми
  • догадливыми
  • добрыми
  • любопытными

6. Работа над предложением.

Обратите внимание на предложения. Какие буквы
надо вставить в слова?

К.тенок Васька с.дел на п.лу возле к.мода и л.вил
мух. А на к.моде, на самом кр.ю л.жала шляпа:

7. Выборочное чтение.

Кто же первый раскрыл секрет «живой шляпы»
Володя или Вадик?

Давайте проверим: внимательные ли вы читатели?

Докажите словами рассказа стр.58

А сейчас давайте вспомним рассказ «На
горке».По этому рассказу вы составляли план и
пересказывали его содержание.

8. Работа над планом рассказа.

Правильно ли расположены части рассказа?

Какую пословицу можно подобрать к пятому
пункту плана:

  • Делаешь наспех — сделаешь на смех.
  • Семь раз отмерь — один отрежь.
  • Поспешишь -людей насмешишь.

План рассказа.

1. Котька трудится.

2. Строительство горки.

3. Работа пришлась по нраву.

4. Хитрый Котька.

Нужна ли пятая часть рассказа? В чем главная
мысль рассказа?

Теперь расставим пункты плана правильно на
свои места:

1. Строительство горки.

2. Хитрый Котька.

3. Делаешь наспех- сделаешь на смех.

4. Котька трудится.

5. Работа пришлась по нраву.

9. Работа с незнакомым текстом.

/Детям раздаются листочки с незнакомым текстом
«Незнайка и жук»./

Жужжащее чтение незнакомого текста. Беседа по
прочитанному.

Расскажите, о чем прочитали?

10.Чтение по ролям отрывка из произведения
Носова «Телефон».

11 . Викторина — путаница по произведениям
Носова:

Носова зовут Николай Павлович? (Николаевич)

— «Тараканище», «Мойдодыр» , «Приключения
Незнайки»- это сказки Чуковского?(Не все.
«Приключения Незнайки» — это рассказ Носова)

Детей из рассказа «Затейники» звали Петя и
Валя? (Да!)

Котенка из рассказа «Живая шляпа» звали
Пушок? (Нет! Васька)

Картошка, корзина, шляпа- это предметы из
произведения «Фантазеры»?(Нет!»Живая шляпа»

Совок, лопата, ведро — это предметы из рассказа
«На горке»? (Да!)

Машина каких героев, какого произведения
заправлялась сахарным сиропом? (Винтика и
Шпунтика)

12. Подведение итогов урока.

Что же можно сказать о всех героях Носова, какие
они?

(Веселые, добрые, непоседливые, очень наивны,
хорошие, искренние, трудолюбивые, они честно
ошибаются и хитрят бесхитростно)

Чему учат рассказы Носова?

«Вряд ли стоит комментировать рассказы
знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще
раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои
Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и
даже проделки учат читателей добру и
благородству».

(Сергей Михалков)