Основная мысль рассказа один день ивана денисовича

Сочинения по литературе другие анализ рассказа один день ивана денисовича солженицына задумка о написании рассказа один день ивана денисовича появилась
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

Задумка о написании рассказа «Один день Ивана Денисовича» появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении. Изначально рассказ планировался под названием — «лагерный номер писателя».

Главный персонаж Иван Денисович был создан, как собирательный образ. В целом его поведение имеет схожесть с солдатом Шуховым, который во время Великой Отечественной войны воевал в одной батарее с Солженицыным. В герое также воплотились разные черты других заключённых, с которыми приходилось общаться автору.

Сам автор свое произведение отнес к жанру рассказа, но во время издания в «Новом мире» оно было представлено как повесть. Ориентируясь на объем, произведение можно отнести к повести, но время, в которое ведётся действие и количество представленных героев, повести не соответствует.

Направление, к которому относится данное произведение, реализм. Исходя из названия можно догадаться, что читателю показан один день жизни человека, находящегося под стражей. Образ вобрал в себя не только повадки заключённого, но и человека не имеющего свободы при советском режиме.

Выход рассказа совершил открытие для советского человека темы, которая была под запретом — жизнь тех, кто оказался в лагере.

Рассказ поднимает целый ряд проблем связанных со свободой и человеческой личностью, справедливостью наказания и взаимоотношением людей.

Автор затрагивает проблему маленького человека. Цель лагерей в советском союзе была сделать человека винтиком в крупном механизме. Идёт обобщение всей страны в образе большого лагерного барака.

Писатель показывает полный день проведенный обычным заключённым. Посредством рассуждения и воспоминаний главного героя читателю удается узнать все о жизни зэка. День, который в понимании Ивана Денисовича считается счастливым даёт возможность читателю догадываться, каким же тогда будет несчастный день.

В произведении сняты все языковые ограничения. Жаргон заключённых представлен в полном виде (шмон, зэк, шерстить).

Повествование ведётся от третьего лица. Читателю предоставляется возможность наблюдать со стороны, как проходит день зэка.

Автор убедительно показывает на сколько может быть ужасен человек, который имеет власть над другим. Но никто из них не задумывается над тем, что от свободы до заключения при тоталитарном режиме — один шаг.

Анализ 2

Солженицын, который в своей жизни испытал много горя очень был заинтересован темой несчастья людей, именно эта тема была освящена во многих его произведениях. Знаменитое произведение «Один день Ивана Денисовича» было в проекте еще за 9 лет до его выхода, в 1950 году. Работу над рассказом Солженицын закончил, а 1959 году. Но, вот вышел в свет через три года, этому поспособствовал указ Хрущева, который явно выступал против таких вещей как лагеря и репрессии, которые были во времена талина. По сути данный рассказ представляет собой некий путеводитель по «архипелагу», который назывался ГУЛАГ.

Прототипом для центрального персонажа стал товарищ, сослуживец автора Щукин, который был солдатом. Главный герой в рассказе упоминается как «ЗК Щ854». Но, дело в том, что солдат Щукин никогда не отбывал срок заключения в подобных местах. Все же характер и основные черты главный герой приобрел именно от него. Остальные способности к главному герою перешли непосредственно от Солженицына. Находясь в лагере, автор был каменщиком.

Углубляясь в рассказ, становится ясно, что для людей, которые находятся в таких условиях, важны совсем другие блага, нежели для вольных людей. Героям нужно лишь получить лишнюю порцию баланды, как не замерзнуть при шмоне на морозе, в общем волнует только то, что поможет остаться в живых в этом аду. А в конце дня заключенные радуются своим маленьким успехам. Например, раздобыл табака или еще каких ни будь благ. Люди в заключении потеряли все человеческое, а именно быт, потребности, имена, индивидуальность. Теперь они отзываются на номера. Заключённый находится во власти администрации, повара и даже старшего по бараку, хотя тот является таким же ЗК. Заключенного могут с легкостью расстрелять или посадить в карцер, где он непременно подхватит туберкулез, который будет до конца дней. Но, сквозь все лишения и тяготы, люди все равно пытаются выжить и сохранять в себе человеческие качества если таковы остались. Например, если взять Ивана Денисовича, то он пытается быть отзывчивым человеком, который поможет в трудную минуту.

Выходит, так, что суровые условия лагеря никак не могут лишить человека высоких нравственных качеств. Если они присущие человеку изначально, то никакой лагерь их из него не искоренит. Тяжелая жизнь и все испытания, которые ЗК проходят в лагере лишь помогаю этим качествам крепчать и развиваться.

Главный герой произведения «Один день Ивана Денисовича» по-мужски смог стерпеть все беды и испытания, и такая жизнь не смогла разрушить его душу. Герой смог выстоять перед всеми жестокостями, которые случались на его пути и это способствовало тому, что герой не потерял чувства, которые очень важны в жизни каждого человека. Люди, которые живут без проблем и горе не могут ценить жизнь полностью, ведь они знакомы только с одной ее стороной, хорошей стороной. А тяжелые испытания и горе наталкивают человека на переосмысление ценностей, человек начинает ценить даже мелочи, на которые обычный человек не обращает внимание.

Анализ произведения 3

«Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набегало…»

Так заканчивается рассказ А. И. Солженицына об одном из дней одного из многих, отбывающих неизвестно за что наказание, в одном из лагерей огромной страны ГУЛАГ.

Рассказ, повествующий о жизни заключенных в страшных условиях физических и нравственных страданий, не оставляет тягостного впечатления. Потому что жестокости противостоит твердость характера, злобе — доброта, оскорблениям — бесхитростный юмор.

Иван Денисович Шухов — обычный мужик из деревни. Но внимательно наблюдая, он понимает, как вести себя в непростых ситуациях, из которых состоит каждодневная жизнь заключенного с раннего утра и до позднего вечера.

Шухову ясны мотивы, движущие окружающими людьми. Он чутко улавливает, что от него требуется, с кем надо общаться, за кого надо держаться, а кого сторониться.

За восемь лет лагерей он не растерял своих природных качеств. Шухов легко обучается тому, что даст возможность выжить, в нем ценят мастерство и азарт в работе. В то же время он знает, чем можно заработать на табак, как утаить для бригады лишнюю миску еды в столовой и много других вещей, совершенно ненужных в другом мире. От этого мира Иван Денисович отделен колючей проволокой и надежной охраной. Он получает оттуда два письма в год, не может понять той жизни, стремится туда и боится вернуться.

Иван Денисович не бунтует, но и не заискивает. Поэтому его уважают за отзывчивость и порядочность, доброжелательность и бескорыстие, живой ум, спокойный нрав и мудрое отношение к обстоятельствам жизни.

Рассказ написан простым языком, присущим главному герою. Здесь есть место юмору (Шухов «… выплеснул воду на дорожку, где ходило начальство») и даже поэзии: «Старый месяц Бог на звезды крошит. Звезды те от времени падают, пополнять нужно».

После прочтения произведения чувствуешь восхищение силой духа человека, его умением оставаться самим собой в тяжелых жизненных условиях. Еще долгое время остаешься под впечатлением от прочитанного и ощущаешь прилив собственных физических и душевных сил.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

Популярные сегодня темы

  • Система образов в Слове о полку Игореве 9 класс

    Главным и основным героем «Слово о полку Игореве» является князь по имени Игорь. Игорь очень смелый и отважный, думает о защите своей родного Отечества. Он также был горяч своим характером

  • Сочинение по повести Олеся Куприна

    Много лет назад было написано произведение Олеся, которое очень любил автор. Как тот раз он приехал в гости к своему другу, который рассказал ему случай произошедший с ним. Для автора эта история не имела большого значения

  • Сочинение Женские образы в романе Герой нашего времени Лермонтова 9 класс

    Каждая героиня произведения Михаила Юрьевича Лермонтова Герой нашего времени имеет тонкую связь с главным героем — Печориным. Они зависимы от него по-своему. Также сам мужчина неравнодушен к ним. Женщины

  • Анализ сказки Бедный волк Салтыкова-Щедрина

    Салтыков-Щедрин в сказке «Бедный волк» продолжает идею произведения «Самоотверженный заяц» о том, что все поступки и поведение человека в обществе так или иначе влияет на других людей, их поступки.

  • Сочинение Безделье мать всех пороков по пословице 7 класс

    Каждый человек в своей жизни неоднократно сталкивался с мыслью или ситуацией, в которой имело место равнодушие, отсутствие желание заниматься делом. Именно так проявляется безделье

Основная мысль рассказа один день ивана денисовича

Текст: Сусанна Альперина

Мировая премьера картины состоялась в августе на 74-м Международном кинофестивале в Локарно. Специальный показ (в международной версии лента называется — 100 minutes) прошел на площади Piazza Grande. Фильм представили автор сценария фильма и режиссер Глеб Панфилов, актриса Инна Чурикова, а также исполнитель главной роли Филипп Янковский. Для Глеба Панфилова это второе участие в фестивале в Локарно: в 1969 году он стал победителем этого киносмотра со своим дебютным фильмом «В огне брода нет». Однако руководство СССР тогда не разрешило молодому режиссеру поехать в Швейцарию и получить награду лично. Приз был отправлен в СССР почтой и по сей день хранится в музее «Ленфильма».

По итогам фестиваля в Локарно Филипп Янковский получил приз международных независимых кинокритиков Boccalino d’Oro 2021. «Это огромное счастье работать с таким великолепным режиссером, как Глеб Панфилов. Моя задача была прожить жизнь человеческого духа. Мы сразу договорились: когда Шухов сидит в лагере, я при всей боли играю самый счастливый день его жизни. Глеб Анатольевич очень четко поставил мне задачу сыграть улыбку через боль. Я хочу посвятить эту роль моей матери», — поделился Филипп Янковский на пресс-конференции на фестивале.

Немного об истории создания фильма, за которым стоит и крупнейший российский холдинг ВГТРК, в частности, канал «Россия 1», известный своими экранизациями. Опубликованная в 1962 году повесть «Один день Ивана Денисовича» стала главной литературной сенсацией в СССР. Книга принесла мировую славу Александру Солженицыну и открыла в русской литературе тему лагерей и репрессий. Глеб Панфилов — один из самых титулованных российских режиссеров в России и за рубежом, обладатель «Золотого медведя» Берлинского международного кинофестиваля, «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля, специального приза жюри Каннского кинофестиваля, высших наград кинофестиваля в Локарно, Московского кинофестиваля, фестиваля в Карловых Варах — давно хотел экранизировать этот текст.

В 2006 году вместе с Солженицыным Панфилов работал над сериалом «В круге первом» для телеканала «Россия». Многосерийный фильм получил национальные кинематографические премии «Ника» и «Золотой орел», стал обладателем премии ТЭФИ-2006 в номинациях «Лучший фильм», «Лучший оператор», «Лучший художник» и «Лучший сценарий», получил главный приз на международном фестивале в Биаррице. После этой картины Солженицын хотел доверить «Ивана Денисовича» только Панфилову. Но судьба распорядилась иначе: от рождения и до воплощения задумки прошло больше десяти лет. Наталия Дмитриевна Солженицына — вдова писателя и президент Фонда Солженицына — поддержала Глеба Панфилова в его идее дописать историю героя, чтобы сделать ее более кинематографичной. Панфилов расширил сюжет. Режиссер обратил большее внимание на подробности жизни солдата Ивана Шухова до того, как он оказался в лагере, рассказал о том, как он воевал, как попал в плен, как вместе с другом сбежал из плена по минному полю.

В фильме также снимались Владимир Еремин, Артур Бесчастный, Александр Коротков, Михаил Хмуров, Сергей Карякин и другие.

Текст от автора читает Леонид Ярмольник.

О чем фильм?

Иван Шухов, рядовой солдат, по законам военного времени после немецкого плена оказывается в родной стране заключенным Щ-854. Среди снегов вместе с другими зеками Шухов строит будущий завод-гигант космической промышленности. Несмотря на несправедливость, голод, унижение и страх, даже в каторжном лагере Иван Денисович сохраняет удивительные свойства русского характера. Работящий и предельно честный, открытый миру, но научившийся выживать даже на краю гибели, он соединяет в себе народную мудрость и беспредельную веру в чудо. Иван Денисович отбывает последние дни из 10 лет заключения. Выйдет ли он на свободу, сбудутся ли его мечты о встрече с дочерьми и сможет ли он остаться самим собой среди остальных политзаключенных, так по-разному проходящих испытание за колючей проволокой…

Прямая речь

Глеб Панфилов, автор сценария и режиссер:

«Сто минут из жизни Ивана Денисовича» — это рассказ о тысячах советских солдат, которые сражались на войне и чье единственное «преступление» заключалось в том, что они были пойманы нацистами и стали военнопленными. По возвращении из плена ждал быстрый суд и десять лет в сибирских лагерях. В чем же тогда причина, по которой такие заключенные, как Иван Денисович, остаются в живых? Что побуждало их просыпаться каждое утро, чтобы встретить еще один день ада? Наш фильм — попытка ответить на эти вопросы».

Филипп Янковский, исполнитель роли Ивана Денисовича:

«Эта история о несломленном характере, о жажде жизни, о любви и преданности, и мне хочется верить, что, когда картина будет выходить на экраны, найдется немало людей, которые захотят потратить время не на очередную мишуру спецэффектов, а на большую картину большого мастера».

Источник: rg.ru

Иван Денисович (2021) Смотреть онлайн фильм

Жанры: Драма

Год создания: 2021

Режиссёр: Глеб Панфилов

Мировая премьера: 13 августа 2021

Дата выхода в РФ: 23 сентября 2021

Страна: Россия

Продолжительность: 120 мин.

Актеры: Филипп Янковский, Артур Бесчастный, Инна Чурикова, Леонид Ярмольник, Александр Караваев, Степан Абрамов, Игорь Савочкин и др.

«Один день Ивана Денисовича» – полнометражный российский фильм по мотивам рассказа Александра Солженицына о жизни политзаключенного Ивана Шухова. Главные роли в фильме «Один день Ивана Денисовича» режиссера Глеба Панфилова («В круге первом», «Романовы. Венценосная семья», «Начало», «В огне брода нет», ««Васса») сыграли Филипп Янковский и Инна Чурикова. Актеры представят картину 13 августа на 74-м международном кинофестивале в Локарно, где состоится мировая премьера фильма.

Сюжет фильма «Иван Денисович» (2021)

В центре сюжета ленты по мотивам бестселлера Александра Солженицына – жизнь советского заключенного, русского крестьянина и рядового солдата Ивана Денисовича Шухова (Филипп Янковский).

Режиссер Глеб Панфилов подробно освещает историю пленного, который вместе с другими политзаключенными строит завод космической промышленности. Холод, голод, нищета и бесконечные 10 лет каторги не мешают простому русскому мужику верить в чудо и каждый день заново учиться выживать с надеждой еще раз увидеть свою семью и не потерять себя.

По словам Филиппа Янковского, исполневшего главную роль, история Ивана Денисовича — это история несломленного человека, который любит свою семью и ради этой любви ежедневно преодолевает испытания и даже находит в происходящем положительное.

«Эта история о несломленном характере, о жажде жизни, о любви и преданности и мне хочется верить, что когда картина будет выходить на экраны, найдется немало людей, которые захотят потратить время не на очередную мишуру спецэффектов, а на большую картину большого мастера», — поделился актер.

Один из самых маститых современных режиссеров Глеб Панфилов признается, что снять картину по повести Солженицына его вдохновило точное описание русского человека, который просто хочет выжить и сохранить достоинство.

«Эта картина о русском характере. О богом хранимом человеке, который выживает там, где выжить нельзя. В самых нечеловеческих, несовместимых с жизнью ситуациях, он остается живым и несломленным. Где-то героический, где-то незаметный, где-то твердый, где-то осторожный, он знает, что ему надо выжить ради важной цели. Выжить, не потеряв своего достоинства», — рассказал режиссер.

Производство

Съемки картины начались в начале зимы 2018 года. Первыми были сняты сцены боевых действий в подмосковном Ступино, где во время Великой Отечественной войны шли реальные сражения за Москву. Начало съемок картины совпало с наступлением сильнейших морозов в Московской области, что фактически погрузило съемочную группу в реальную атмосферу ноября 1941 года, где по сценарию Глеба Панфилова разворачиваются события первых эпизодов фильма.

Из-за сильных морозов во время съемок ленты историческую технику времен войны – танки, бронетранспортеры, машины приходилось отогревать по ночам в армейских палатках с тепловыми пушками. В некоторые особенно снежные дни съемочную группу и технику приходилось вытаскивать экскаваторами, которые постоянно дежурили на площадке.

«То, что мы делаем – это не экранизация рассказа, это фильм по мотивам рассказа об Иване Денисовиче. История в нашем варианте не противоречит тому, что написано у Александра Солженицына, а органично связывается с тем, что написал автор… Мне важно сделать живую картину. О человеке в экстремальных обстоятельствах — война, плен, лагерь. О человеке, который выживает, преодолевая сложности, превратности жизни, оставаясь человеком. Оставаясь достойным человеком», — отметил в одном из интервью режиссер ленты Глеб Панфилов.

Съемки военного блока фильма «Один день Ивана Денисовича» завершились в 2018 году. Через год, в феврале 2019-го, кинематографисты приступили к работе на натуре, которая велась в декорации «Лагерь», выстроенной в Подмосковье. При создании декорации лагеря для заключенных кинематографистов консультировали сотрудники Музея ГУЛАГА и общества «Мемориал». Художники-постановщики подняли для изучения большой объем архивных документов, фотоснимков, а также изучали воспоминания тех, кто сидел в сталинских лагерях.

«Лагеря и поселения были все разные, — рассказывает художник-постановщик картины Сергей Овчинников. — Было дерево – строили из дерева, был камень – строили из камня. Были маленькие лагеря, были огромные поселения. Некоторые из них сохранились до сих пор. За основу декорации лагеря взята картина «Лагпункт Верхний Дебин. Колыма» художника-сидельца Николая Гетмана. На ней изображен лагерь круглой формы, где художник работал на добыче золота».

Второй блок картины «Один день Ивана Денисовича» снимал оператор-поставщик Михаил Агранович («В круге первом», «Романовы: Венценосная семья», «Мать»), уже неоднократно сотрудничавший с режиссером Глебом Панфиловым. Заключенных и надзирателей сыграли около двухсот актеров массовых сцен.

Исполнитель главной роли в фильме Филипп Янковский «Один день Ивана Денисовича»:

«Я испытываю огромную радость и гордость от работы с таким большим режиссером, как Глеб Панфилов. Тем более, над таким серьезным драматическим материалом. Конечно, работа очень тяжелая, само произведение очень тяжелое, условия съемок непростые, но тем не менее каждую минуту я испытываю ощущение радости за то, что мы работаем над этим материалом».

Съемки фильма были закончены в мае 2019 года, накануне юбилея режиссера проекта Глеба Панфилова. Последний съемочный день прошел в музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово». В помещении старой сельской школы был снят допрос Ивана Денисовича, попавшего в немецкий плен.

Степанов Евгений Сергеевич

Основная мысль рассказа один день ивана денисовича

Читайте также


Год: 2021, РоссияЖанр: драмаРежиссер: Глеб ПанфиловПродюсер: Максим Панфилов, Антон Златопольский,…


23.09.2021, 12:32

542

просмотрa

Подробнее


кино Иван Денисович (2021)драмаРежиссер: Глеб ПанфиловВ ролях: Филипп Янковский, Инна Чурикова,…


29.09.2021, 16:46

524

просмотрa

Подробнее


Фильм «Иван Денисович», это драматическое повествование, поднимающее воистину …


15.11.2021, 15:03

237

просмотров

Подробнее


Обратил я внимание на зловещую тишину, вдруг охватившую российские СМИ и купленную с потрохами блогосферу:…


11.09.2021, 16:48

69

просмотров

Подробнее


Год производства: 2021Страна: РоссияЖанр: драмаРежиссер: Глеб ПанфиловСценарий: Глеб Панфилов,…


29.09.2021, 12:36

103

просмотрa

Подробнее


Год: 2021, РоссияЖанр: мелодрамаРежиссер: Наталья ХлопецкаяПродюсер: Максим Королев, Ольга ЖуравлёваВремя:…


27.11.2021, 11:25

10 581

просмотр

Подробнее


Год производства: 2021Страна: РоссияЖанр: драмаВ главных ролях: Филипп Янковский, Артур Бесчастный,…


15.11.2021, 21:57

24

просмотрa

Подробнее


Вечные (2021) кинопремьера смотреть фильм онлайн HD 1080 Фильм Вечные (2021) от Marvel рассказывает …


26.11.2021, 21:21

935

просмотров

Подробнее


О фильмеВ начале «Ивана Денисовича» есть сумасшедшей красоты кадр: глубокая ночь, ели, снег,…


29.09.2021, 07:09

23

просмотрa

Подробнее


В субботу, 27 ноября, поклонников мелодраматических историй ждет очередная теленовинка на канале «Россия 1».


27.11.2021, 09:37

3 102

просмотрa

Подробнее


Год производства: 2021 (1 сезон)Страна: РоссияЖанр: мелодрама, исторический фильм, приключенияРежиссер:…


18.11.2021, 11:46

450

просмотров

Подробнее


О сериалеГод производства: 2021 (1 сезон)Страна: РоссияЖанр: драма, историяРежиссер: Сергей ГинзбургСценарий:…


25.11.2021, 12:11

97

просмотров

Подробнее


Год: 2021, РоссияЖанр: КомедииСтудии/Телеканалы: ТНТКоличество серий: 4 серииВ ролях: Вдовиченков Владимир,…


23.11.2021, 18:18

19 808

просмотров

Подробнее


Год: 2021Страна производства: РоссияЖанр: триллер, драма, детективРежиссер: Нурбек ЭгенПродюсер:…


19.11.2021, 09:35

64

просмотрa

Подробнее

Паспорт
занятия

Предмет:
Литература, 1 курс

Тема: «Творчество
Александра Исаевича Солженицына»

Цели:

·       
образовательная:
изучить жизненный и творческий путь А.И. Солженицына
, помочь
обучающимся сформировать собственный взгляд на творчество автора и его
художественный мир.

·       
развивающая:
создать атмосферу погружения в творчество А.И. Солженицына, заинтересовать
обучающихся его личностью и творчеством.

·       
воспитательная:
способствовать желанию демонстрировать приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа России через изучение
художественного произведения.

·       
методическая:
апробация технологии проблемного изложения материала в процессе изучения творчества
А.И. Солженицына.

Задачи:
познакомить обучающихся с основными вехами жизни А.И. Солженицына,
проиллюстрировать главные события его биографии; определить основные черты
личности писателя; осуществить знакомство с прозой А.И. Солженицына,
проанализировать характеры героев произведения, обозначить основную мысль
произведения «Один день Ивана Денисовича».

Освоение
содержания темы занятия обеспечивает достижение обучающимися следующих
результатов:


личностных:


сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;


совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
уважительного отношения к русской литературе;


использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации;


метапредметных:


умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать
выводы;


умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;


умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности;

·       
предметных:


сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

  владение
умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации.

Тип
занятия:

изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма
занятия:

информационная лекция с элементами беседы, показом видеоматериала и иллюстраций.

Технологии
обучения:

информационная, технология проблемного изложения материала.

Оборудование:
телевизор, учебник, портрет писателя, презентация, иллюстрации к произведению,
аудиозаписи.

Литература:

·       
Учебник
Литература: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч.
Ч.2/[Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова,          Е.В Мацыяка,              К.В.
Савченко] ; под ред. Г.А. Обернихиной . – 2-е изд.., стер. – М. :
Издательский   центр «Академия»,  2019. –  448 с. : ил

·       
Агеносов
В.В. «Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учебных
дисциплин в 2-х частях». М.: «Дрофа», 2000 год.

Технологическая
карта занятия

Ход
занятия

1.
Организационный момент.

Педагог:
Тема нашего сегодняшнего занятия «Творчество Александра Исаевича Солженицына».
Каких целей мы должны достичь в течение занятия?   

План:

·       
Изучение
биографии Александра Исаевича Солженицына

·       
Изучение
произведения «Один день Ивана Денисовича»

·       
Обсуждение
идеи и основной мысли произведения.

Мотивация.

Педагог: Наше занятие мы посвящаем Александру
Солженицыну — выдающемуся русскому писателю, публицисту историку, поэту и
общественному деятелю. Получил широкую известность, помимо литературных
произведений, как правило, затрагивающих острые общественно-политические темы,
также историко-публицистическими произведениями об истории России XIX-XX веков.
Бывший диссидент, в течение нескольких десятилетий (шестидесятые, семидесятые и
восьмидесятые годы XX века) активно боровшийся против коммунистического режима
в России. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала следующую цитату: «Против
многого в мире может выстоять ложь — но только не против искусства».

Словарная
работа.
Диссидент — это лицо,
отколовшееся от господствующего вероисповедания, вероотступник. Человек, не
согласный с господствующей идеологией, инакомыслящий.

Актуализация
опорных знаний обучающихся.

2.
Опрос по пройденному материалу (Теоретическая минутка):

·       
Назовите
дату начала и окончания ВОВ?

·       
Что
обозначает понятие «шестидесятники», «семидесятники» и «восьмидесятники»?

·       
Какое
знаковое историческое событие произошло на XX съезде КПСС?

Изучение
нового материала.

3.Изучение
биографии писателя

Перед обучающимися лежат карточки, которые
они должны заполнять в ходе занятия. Каточка №1 «Хронологическая таблица»

Александр Солженицын родился в
Кисловодске 11 декабря 1918 года. Его отца к тому времени уже не было в живых:
за несколько месяцев до рождения сына он погиб на охоте. Вскоре после рождения
Александра Солженицына в село пришли большевики, установилась советская власть
— и у семьи отобрали все имущество. Таисия Солженицына с ребенком переехала в
Ростов-на-Дону и устроилась стенографисткой. В 1926 году Александр Солженицын
пошел в школу. Он рано начал читать Льва Толстого: уже в 10 лет он познакомился
с «Войной и миром». Мальчик мечтал стать писателем, сочинял приключенческие
рассказы и даже составил из своих произведений две рукописные газеты.

В 1936 году Александр Солженицын
окончил школу с золотой медалью, и его приняли в Ростовский государственный
университет без вступительных испытаний. Он подал документы на
физико-математический факультет. Чтобы заработать, студент Солженицын разгружал
вагоны, а на старших курсах занимался репетиторством. Во время учебы в
университете он не перестал заниматься литературой: стал редактором
факультетской газеты, вступил в литкружок, создал свои первые произведения —
«Ласточка», «Девятнадцать», «Эварист Галуа». В это же время молодой литератор
задумал эпопею о революции и событиях Первой мировой войны. В 1937 году он
изучил архивы и создал набросок романа «Август Четырнадцатого».

Летом 1939 года Солженицын подал
документы на заочное искусствоведческое отделение в Московский институт
философии, литературы и истории (МИФЛИ). Вскоре он перевелся на факультет
русской литературы, продолжая учиться и в РГУ. В университете Александр
Солженицын познакомился со своей будущей женой — Натальей Решетовской. Они
поженились на четвертом курсе, втайне от родных. В июне 1941 года Солженицын с
отличием окончил РГУ и, досрочно сдав последний экзамен, уехал в Москву на
сессию второго курса МИФЛИ.

Александр Солженицын приехал в
Москву 22 июня 1941 года и тогда же услышал речь министра иностранных дел
Вячеслава Молотова: началась война. 18 октября 1941 года его мобилизовали и
зачислили рядовым в гужевой транспортный батальон. Подразделение находилось в
тылу, там Солженицын ухаживал за лошадьми. В марте 1942 года его отправили на
Артиллерийские курсы усовершенствования командного состава, позже он закончил
офицерскую школу в Костроме и получил звание лейтенанта. В декабре 1942 года
Солженицына назначили командиром двух батарей звуковой разведки в Саранске: ему
нужно было отслеживать выстрелы противника, а потом передавать точные
координаты артиллерии. За первый час битвы советские войска подавили 17 батарей
противника, пять из них — благодаря координатам, которые засек Солженицын. За
это его наградили орденом Отечественной войны II степени.

В 1943 году Александр Солженицын
встретился на фронте со своим другом Николаем Виткевичем. Они начали
переписываться и обсуждать проблемы, с которыми сталкивались на службе. Цензуры
они не опасались — считали, что карается только разглашение военной тайны.
Постепенно друзья стали критиковать власть, писали, что Сталин «извращает» идеи
Ленина. В январе 1944 года Солженицын и Виткевич снова встретились и составили
«Резолюцию №1», в которой писали о послевоенном терроре и призывали
сопротивляться режиму. За этот документ 9 февраля 1945 года Солженицына
арестовали и лишили звания. Его обвинили в антисоветской пропаганде и контрреволюционной
деятельности. В июле 1945 года его приговорили к восьми годам
исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке после освобождения. Срок
заключения писателя кончился 9 февраля 1953 года.

20 августа 1956 года он уехал в
поселок Мезиновский Владимирской области, где нашел работу в школе. Солженицын
поселился в соседней от школы деревне, в избе Матрены Захаровой. Ей он посвятил
рассказ «Матренин двор».

В 1970 году Александру Солженицыну
присудили Нобелевскую премию «за нравственную силу, с которой он продолжил
традицию русской литературы». В феврале 1974 года писателя лишили гражданства
«за действия, порочащие звание гражданина СССР» и выслали из страны. Сначала он
жил в ФРГ, потом перебрался в Швейцарию, а вскоре решил переехать в
американский штат Вермонт. Там писатель занялся публицистикой, основал «Русский
общественный фонд помощи заключенным и их семьям». Осенью 1993 года Солженицын
и его жена совершили «прощальную поездку» по Европе, а затем вернулись в
Россию.

В 2007 году Солженицыну присудили
государственную премию «За выдающиеся достижения в области гуманитарной
деятельности». 3 августа 2008 года писатель скончался, не дожив нескольких
месяцев до своего 90-летия.

Проверка домашнего задания. На дом вам было задано найти интересные
факты о жизни и творчестве писателя. Назовите их.

4. Анализ произведения «Один день Ивана Денисовича»

В Казахстане, где он работал
каменщиком в лагере для политзаключенных, у писателя появилась идея — в
подробностях описать, как проходит день осужденного, «тот самый день, из
которого складываются годы». В мае 1959 года Александр Солженицын начал
работу над произведением «Один день Ивана Денисовича». Он написал повесть всего
за 40 дней, однако публиковать произведение долго не решался. В 1961 году автор
передал в редакцию журнала «Новый мир» рукопись «Одного дня Ивана Денисовича». Произведение
сразу стало популярным не только в Советском Союзе, но и за его пределами.
Солженицына читали в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Его приняли в Союз писателей и
выдвинули на Ленинскую премию.

Давайте посмотрим видеофильм о
советских лагерях, чтобы понимать, в каких условиях оказались главные герои. ДЕМОНСТРАЦИЯ
ФРАГМЕНТОВ ФИЛЬМА.

Обратитесь к Каточке №2 «Характеристика героев». Заполните
первую колонку.

Имя
героя

Краткая
характеристика

В анализируемом произведении раскрывается тема
жизни политических заключенных в ссылке. Основные герои рассказа – заключенные
и надзиратели. А. Солженицын описывает всего один день из жизни сосланного в
северные края героя.

Как
вы считаете, в чем смысл названия произведения?

Обратитесь к Каточке №2 «Характеристика героев». Заполните
вторую колонку. По цепочке озвучьте таблицу (каждый называет по одному герою).

Какие эмоции вызывают у вас герои повести? Почему?

Обратим
внимание на композицию произведения. Строение рассказа продиктовано его
содержанием и временными рамками описываемых событий. Сначала А. Солженицын
рассказывает о подъёме в пять часов утра. Это и есть экспозиция, которая
переносит читателя в лагерный барак и знакомит его с главным героем. Развитие
событий – все передряги, в которые Иван Денисович попадает за день. Сначала его
застают лежащим после «подъёма», потом отправляют мыть полы в надзирательской.
Разговоры с Алексеем баптистом и сговор с заключённым, получившим богатую
посылку, тоже относятся к развитию событий. Кульминаций в произведении минимум
две – эпизод, когда надзиратель ведёт Шухова отбывать наказание и сцена, где
Цезарь прячет еду от надзирателей. Развязка – отбой: Шухов засыпает. Как прошел
этот день для главного героя? Почему?

Театрализованная
игра-постановка. Обучающиеся обыгрывают финал произведения.

Педагог: Люди давно разошлись по домам…
А Колька  сидит,  тихонько  играет.

Окно на третьем этаже открывается.

Валя: Ты долго там будешь пилить? Насмешил
людей, а  теперь  спать  им  не

даешь. Кретин! Тебя же счас во всех
квартирах обсуждают!

     — Слышишь, что ли? Нинка не спит!..
Клоун чертов.

Коля: Закрой поддувало. И окно закрой —
она будет спать.

Валя: Кретин!

Коля: Падла!

Педагог: Окно закрывается. Но через минуту
снова распахивается.

Валя:  Я  вот расскажу кому-нибудь, как ты
мечтал на выставке: «Мне бы вот такой маленький трактор,  маленький 
комбайник  и  десять  гектаров  земли». Кулачье  недобитое.  Почему  домой-то 
не  поехал? В колхоз неохота идти? Об единоличной жизни мечтаете с мамашей
своей… Не нравится вам в  колхозе-то?

Педагог: Самое  чудовищное, что жена Валя
знала: отец Кольки, и дед первыми вошли в колхоз, Колька ей рассказывал.

Коля:(сам себе) Хватит!  Эта добровольная 
каторга  сделает меня идиотом и пьяницей. Какой-то конец должен быть!

Педагог: Обратитесь к тексту. Чем заканчивается произведение? Почему Колька решился на самоубийство?  Мог ли быть другой финал?
Шукшин нередко прибегает к форме, которую сам он обозначил как «рассказ-судьба». Житийный рассказ позволяет писателю показать истоки душевного склада героя. Главная коллизия обусловлена реакцией живой души героя на угнетающие ее условия, социальные обстоятельства. Жизнь Кольки давно уже не требует от него ни душевности, ни творчества: «Руки отвыкают от работы, душа высыхает — бесплодно тратится на мелкие, мстительные, едкие чувства». А то, что он именно творческий и душевный человек, подчеркивается в авторском рассказе о Колькиной «Цыганочке». В чем-то более крупном Колька проявить себя не может и «с остервенением» «разворачивается» в танце. В другой ситуации это могло быть отдыхом для души, сейчас осталось единственным ее взлетом. Автору важно, чтобы читатель понял — не о социально-бытовой драме идет речь, а о социально-философской трагедии.     

5. Заключение: сформулируйте тему, идею и основную мысль повести.

7. Рефлексия. Понравилось ли вам произведение? Какая информация
была для вас полезной? Как вы считаете, кто из героев положительный, а кто
отрицательный?

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Доказать, что повесть «Один день Ивана Денисовича»
относится к направлению реализм.

МИНИСТЕРСТВО
СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Государственное училище (колледж) олимпийского резерва  г.
Иркутска»

image001

План-конспект

открытого
урока

по
дисциплине «Литература»

на
тему: «А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

Дата проведения: 21.05.2018

Место проведения: аудитория № 104

Время проведения: 09.40-11.05

Группа 1Д, преподаватель Подорожкина И.В.

Оборудование: мультимедийное оборудование,
текст произведения.

Цели урока:
познакомить обучающихся с творчеством А. Солженицына; проанализировать повесть
«Один день Ивана Денисовича».

Задачи урока:

Образовательная:
 подвести обучающихся к пониманию политической ситуации в стране в 30-50-е годы
ХХ века, а также роли писателя в раскрытии «лагерной темы» в русской литературе
на основе анализа фактов из его биографии и творчества.

Развивающие: 1)
развивать критическое мышление обучающихся;

2) совершенствовать умение анализировать
прозаическое произведение;

3) развивать навыки устной речи.

Воспитательные: 1)
воспитывать у обучающихся уважение к личности и чувство ответственности за
судьбу своей страны;

2) воспитывать культуру коллективного
труда и общения.

Тип урока:
комбинированный

Вид занятия:
урок-расследование с использованием частично-поискового метода.

Формы работы обучающихся:
коллективная, индивидуальная, в подгруппах.

Методы:
свободная беседа, дискуссия, ролевая игра.

ПЛАН
УРОКА:

Части

Ход
урока

Время

(мин)

I.
Вводная

1. Организационный момент.

2.
Постановка проблемы

3.
Знакомство с биографией А. Солженицына

4.
Знакомство с историей создания произведения

1

5

5

4

II.
Основная

5.
Анализ повести «Один день Ивана Денисовича»:

5.1.
Условия жизни в каторжном лагере Особого назначения;

5.2.
Законы выживания в лагере;

5.3.
Результаты исследования и их обсуждение

5.4.
Что помогает героям повести оставаться людьми в лагере?

5.5.
Образ И. Шухова

5.6.
Отражение «лагерной» темы в других произведениях русской литературы

10

10

7

10

8

10

III.
Заключительная

6.
Выводы. Рефлексия обучающихся. Выставление оценок. Домашнее задание.

10

Итого:

80
мин

I.Введение
в тему

1. Организационный момент

 Приветствие. Активизация внимания обучающихся к
уроку, создание благоприятного микроклимата.

2. Постановка проблемы

Слово преподавателя: Более 30 лет тому назад, в 1974 году, А.
И. Солженицын написал статью с выразительным заглавием «Жить не по лжи!». Эти
слова стали жизненным девизом самого писателя. А насколько актуальны они в
наше время? Можно ли жить по законам правды и справедливости в несправедливом
мире? Что помогает человеку оставаться человеком в самых непростых жизненных
ситуациях?
Я предлагаю вам принять участие в расследовании, помогать в котором
нам будут
Биограф, Литературовед, Свидетели,
Социологи, Журналисты, Секретарь, оперативная группа.

Расследование будет основано на фактах, полученных при
рассмотрении сложного исторического периода – времени сталинских репрессий. Для
получения достоверного результата необходимо обратиться к рассказу очевидца,
который заслуживает доверия. Таким человеком является А. И. Солженицын, который
первым открыл «лагерную» тему в русской литературе, напечатав рассказ «Один
день Ивана Денисовича».

2.  Знакомство с биографией А.И. Солженицына
– выступление Биографа (Приложение 1)

Слово преподавателя:
Судьба писателя часто находит отражение в его произведениях и А. Солженицын –
не исключение. Повесть «Один день Ивана Денисовича» во многом автобиографическая.

3. История создания повести «Один
день Ивана Денисовича» — выступление Литературоведа (Приложение 2)

II. Основная
часть

1.     Условия
жизни в каторжном лагере Особого назначения

Неоднократно мы с вами говорили о том, что формирует
человека семья,  условия жизни, образование, культурные традиции, государство.
В каких же условиях приходится жить главному герою рассказа Ивану Денисовичу?

Задание (индивидуальное):
запишите на карточках (Приложение 3) три наиболее впечатливших Вас
детали, касающихся жизни в лагере, и ответьте на вопросы для внимательных.

Вывод:
Автор хотел обратить внимание современников и читателей-потомков на проблему
существования антигуманной системы лагерей, на бесчеловечность и жестокость
существующего режима.

2.     Законы
выживания в лагере

Задание (в парах): Внимательно
изучите записанные на карточках примеры  лагерной философии, определите, каких из
этих правил придерживается главный герой произведения? (Приложение 4)

Обратите внимание на вторую часть карточки, где
записаны мысли Ивана  Денисовича. Что лежит в основе его жизненных принципов?

Вывод:
невозможно остаться человеком, слепо подчиняясь законам выживания; необходимо
иметь внутренний стержень, нравственную основу, которая не позволит умереть
духовно.

3.     Результаты
социологического исследования: «
Из перечисленных законов
лагерной жизни выбрать те, которые актуальны и сегодня
»
— выступление социологов.

4.                
Что помогает другим героям повести
оставаться людьми в лагере?

Задание (в группах по  3-4 человека): Дайте
характеристику заключенным, входящих в бригаду Тюрина (бригадир А.П. Тюрин,
Цезарь Маркович, кавторанг Буйновский, баптист Алешка, латыш Кильдигс, два
эстонца, Сенька Клевшин, Гопчик, Фетюков, Пантелеев), заполнив таблицу
(Приложение 5):

Имя

Жизнь до лагеря

За что осужден?

Личностные качества

Отношение к герою

5.     Образ
И.Д. Шухова – характеристика по плану (фронтальная работа).

6.     Отражение
исторической трагедии в произведениях других авторов – чтение стихотворений А.
Ахматовой и А. Твардовского – Найдите общие идеи в произведениях этих
авторов и А. Солженицына.

III.
Подведение итогов

1.     Впечатления
обучающихся о прочитанном произведении

2.     Чтение
протокола-заключения по расследованию – выступление Журналистов

3.     Выставление
оценок – комментарии Секретаря

4.     Домашнее
задание: прочитать рассказ А. Солженицына «Матренин двор» и ответить на
вопросы:

1)    У кого из
русских писателей 19 века главная героиня носила такое же имя?

2)    На каких
деталях портрета героини сосредотачивает внимание писатель?

3)    Какие
художественные детали создают картину быта Матрёны?

4)    Расскажите
историю жизни Матрены? Как воспринимает она свою судьбу?

5)    Как
показаны в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрены?

6)    Какие
приметы предвещают гибель героини?

7)    Что общего
в судьбе рассказчика и Матрены?

8)     Каков
символический смысл рассказа «Матренин двор»

Приложение
1.

Жизнь и
творчество А. И. Солженицына

Александр
Исаевич Солженицын родился в декабре 1918 года в городе Кисловодске. Отец
происходил из крестьян, был офицером царской армии, погиб за несколько месяцев
до рождения сына. Мать — дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным
хуторянином. Она получила образование в Петербурге, знала несколько европейских
языков, многое сделала для духовного становления сына. После обучения в средней
школе Солженицын оканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет
университета (1941 г.), в 1939 г. поступает заочником в Московский
историко-философский литературный институт.

Не
окончив последних двух курсов, уходит на войну. С 1942 по 1945-й годы командует
на фронте батареей, награжден орденом Красного Знамени и медалями. В феврале
1945 в звании капитана арестован из-за критики Сталина в переписке с другом и
осужден на восемь лет, из которых почти год провел на следствии и в пересылке,
три — в тюремном НИИ и четыре самых трудных — на общих работах в политическом
особлаге. Был болен раком, перенес две операции и чудом победил болезнь.

Затем
А. И. Солженицын жил в Казахстане в ссылке «навечно», однако с февраля 1957 г.
последовала реабилитация. Работал школьным учителем сначала во Владимирской
области, затем в Рязани. После издания в 1962 г. произведения «Один день Ивана
Денисовича» был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынужден отдавать
в «Самиздат» или печатать за рубежом.

 После 1965 года произведения Александра Исаевича не печатали, он
подвергался резким нападкам в прессе. В 1969 Солженицын был исключен из Союза
писателей, а в 1970 удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 году в
связи с выходом первого тома романа «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Исаевич был
арестован, обвинен в измене родине и выслан за границу. Его посадили в самолет
и переправили в Германию. До 1976 г. Солженицын жил в Цюрихе, затем перебрался
в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.

В преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание
сочинений, к 1988 г. вышли в свет уже 18 томов. Сам писатель утверждает, что
наиболее привлекательная в литературе форма – «полифоническая, с точными
приметами времени и места действия». Наиболее известные произведения А. И.
Солженицына —  роман «В круге первом» (в течение 13 лет писатель работал над
ним), «Архипелаг ГУЛАГ» (согласно подзаголовку — это «опыт художественного
исследования»), историческая эпопея «Красное колесо» («повествование в
отмеренных сроках»), «Раковый корпус»  (по авторской воле повесть), рассказы
«Один день Ивана Денисовича» (А. Т. Твардовский назвал его повестью) и
«Матренин двор».

В
1994 году А. И. Солженицын с семьей вернулся в Россию. Умер писатель в 2008
году.

Приложение
2.

История создания рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Рассказ был задуман в Экибастузском особом лагере зимой 1950/51.
Написан в 1959 в Рязани, где А. И. Солженицын был тогда учителем физики и
астрономии в школе. В 1961 послан в журнал «Новый мир». Решение о публикации
было принято на Политбюро в октябре 1962 под личным давлением Хрущёва.
Напечатан в «Новом мире» 1962, № 11; затем вышел отдельными книжками в
«Советском писате­ле» и в «Роман-газете». Но с 1971 года все три издания
рассказа изымались из библиотек и уничтожались по тайной инструкции ЦК партии.
С 1990 года рассказ снова издаётся на родине.

Образ Ивана Денисовича сложился из облика и повадок солдата
Шухова, воевавшего в батарее А. И. Солженицына в со­ветско-германскую войну (но
никогда не сидевшего), из общего опыта послевоенного потока «пленников» и
личного опыта авто­ра в Особом лагере каменщиком. Остальные герои рассказа 
взяты из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

Приложение
3.

КАРТОЧКА
№ 1

Запишите 3 самых ярких, по вашему мнению,
детали, которые характеризуют жизнь в Особом лагере:

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

Задания для внимательных:

Вспомните номер Ивана Денисовича.

Вот этой минуты горше нет… Какой?

………… не менялась ото дня ко дню. О
чем речь?

В каких случаях заключенные не выходят на
работу?

И в ………… отлёжу нет. Где?

Человек дороже золота. В чем
парадоксальность этих слов?

Дума арестантская – и та несвободная. Почему?

Какие правила, унижающие человеческое
достоинство, существуют в каторжном лагере?

Приложение
4

КАРТОЧКА
№ 2

Лагерная
философия

1. Законы спасения от смерти:

§    
В
лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к
куму ходит стучать.

§    
Кто
быстро бегает, тому сроку в лагере не дожить – упарится, свалится.

2. Законы о работе:

§    
Работа
– она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для
начальника делаешь – дай показуху.

§    
Пока
начальство разберется – приткнись, где потеплей, сядь, сиди, еще наломаешь
спину.

§    
Волочи
день до вечера, а ночь наша.

3. Законы
бригады:

§    
Бригадир
хоть сам посылок не получает – без сала не сидит. Кто из бригады получит – 
сейчас ему дар несет. А иначе не проживешь.

§    
Или
всем дополнительное, или все подыхайте.

§    
Смирный
– в бригаде клад.

4. Законы
самосохранения:

§    
Никогда
зевать нельзя.

§    
Кряхти
да гнись. А упрешься – переломишься.

§    
Не
выкусишь – не выпросишь.

§    
Кто
кого сможет, тот того и гложет.

§    
Быстрая
вошка всегда первая на гребешок попадает.

image002 

Дополнения
Шухова (народная философия):

Ø   
Всякую
вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули.

Ø   
Кто
работу крепко тянет, тот над соседями тоже вроде бригадира становится.

Ø   
Кто
два дела руками знает, тот еще и десять подхватит.

Ø   
Легкие
деньги – они и не весят ничего… За что не доплатишь, того не доносишь.

Ø   
Что
упало, что кануло – тому отзыва нет.

Ø   
Запасливый
лучше богатого.

Ø   
Если
человек просит – отчего не пособить?

Ø   
Переживем
все, даст Бог кончится!

Приложение 
5

ХАРАКТЕРИСТИКА
ГЕРОЕВ

Имя

Жизнь до лагеря

За что осужден?

Личностные качества

Отношение к герою

Тюрин
А.П.

Цезарь

Буйновский

Алешка

Кильдигс

Два
эстонца

Сенька
Клевшин

Гопчик

Фетюков

Пантелеев

Приложение
6.

Отрывки из
поэм «Реквием» А. Ахматовой

и «По
праву памяти» А. Твардовского

1.     Перед этим
горем гнутся горы,                                      

Не течет великая
река.

Но крепки тюремные
затворы,

А за ними
«каторжные норы»

И смертельная
тоска.

Для кого-то веет
ветер свежий,

Для кого-то
нежится закат —

Мы не знаем, мы
повсюду те же,

Слышим
лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые
солдат.

2.     Это было,
когда улыбался

Только мертвый,
спокойствию рад.

И ненужным
привеском болтался

Возле тюрем своих
Ленинград.

И когда, обезумев
от муки,

Уже шли осужденных
полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели
гудки,

Звезды смерти
стояли над нами,

И безвинная
корчилась Русь

Под кровавыми
сапогами

И под шинами
черных «марусь».

3.     Опять
поминальный приблизился час.

          Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

          И ту, что едва до окна довели,

          И ту, что родимой не топчет
земли,

          И ту, что, красивой тряхнув
головой,

          Сказала: «Сюда прихожу, как
домой».

          Хотелось бы всех поименно
назвать,

          Да отняли список, и негде
узнать.

          Для них соткала я широкий покров

  Из бедных, у них же подслушанных слов.

          О них вспоминаю всегда и везде,

          О них не забуду и в новой беде,

          И если зажмут мой измученный
рот,

          Которым кричит стомильонный
народ,

          Пусть так же они поминают меня

          В канун моего погребального дня.

4.     Нет, ты
вовеки не гадала

В судьбе своей,
отчизна-мать,

Собрать под небом
Магадана

Своих сынов такую
рать.

Не знала, где
всему начало,

Когда успела
воспитать

Всех, что за проволокой
держала,

За зоной той,
родная мать…

5.     Забудь,
откуда вышел родом,

И осознай, не
прекословь:

В ущерб любви к
отцу народов –

Любая прочая
любовь.

Ясна задача, дело
свято, —

С тем – к высшей
цели – прямиком.

Предай в пути
родного брата

И друга лучшего
тайком.

И душу чувствами
людскими

Не отягчай, себя
щадя.

И
лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем
вождя…

Рукоплещи всем
приговорам,

Каких постигнуть
не дано.

Оклевещи народ, с
которым

В изгнанье брошен
заодно.

И в душном скопище
исходов –

Нет, не
библейских, наших дней –

Превозноси отца
народов:

Он сверх всего.
Ему видней.

6.     И кто
сказал, что взрослым людям

Страниц иных
нельзя прочесть?

Иль нашей доблести
убудет

И на миру
померкнет честь?

Иль, о минувшем
вслух поведав,

Мы лишь порадуем
врага,

Что за свои
платить победы

Случалось нам
втридорога?…

Тогда совсем уже –
не диво,

Что голос памяти
правдивой

Вещал бы нам и
впредь беду:

Кто прячет прошлое
ревниво,

Тот вряд ли с
будущим в ладу…

Приложение
7.

Оценочный
лист

Ф.И.
студента

Задание
для внимат-х

Макс.-
7

Активность
на уроке

Макс.-5

Работа
в парах

Макс-5

Работа
в группах

Макс-5

Индивид.

Подготовка

Макс.-3

Итого
баллов

Оценка

Перевод
баллов в оценку:
21-25 б. – «5», 16-20 б. – «4», 11-15 б. – «3»

В
расследовании приняло участие ___человек.

Индивидуальную
подготовку к уроку выполняли
(фамилии):_________________________________________________________

Таким
образом, оценку «5» получили__________________________;

Оценку
«4»_________________________________________________;

Оценку
«3»______________________________________________.

Секретарь____________________________

  • Основная мысль рассказа огурцы носова
  • Основная мысль рассказа о любви
  • Основная мысль рассказа о генри дары волхвов
  • Основная мысль рассказа носова прятки
  • Основная мысль рассказа никита