Основная мысль рассказа никита

Сегодня он популярен, даже в учебной программе по литературе изучается андрей платонов. никита - краткий рассказ этого писателя, который рекомендуется

Сегодня он популярен, даже в учебной программе по литературе изучается Андрей Платонов. «Никита» — краткий рассказ этого писателя, который рекомендуется для младшего школьного возраста.

краткое содержание никита платонова

Канули в Лету времена, когда на этого человека, ныне признанного классика, была объявлена травля, ведомая верноподданными деятелями литературы. Когда человек, создающий настоящие национальные духовные ценности, вынужден был жить на зарплату жены. Когда его сына, чтобы доставить побольше страданий отцу, под надуманным предлогом посадили в тюрьму. Когда отец забрал своего сына, больного туберкулезом, умирать домой, заразился и умер сам. Не потому ли так трогательно и по-отцовски пишет свой рассказ Платонов? Он не идет путем булгаковской сатиры. Но в неправильных с точки зрения построения фраз строках Платонова чувствуется драматизм настоящей художественной силы.

Кто, как не писатель, в силах соединить вымысел и реальность дивным кружевом своей фантазии? Как ни странно, но в XX железном веке среди вала заказной советской литературы были настоящие творцы, подобные Андрею Платонову, страдающие, но идущие против течения, несущие терновый венец продолжателей дела Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

Бытовые сказки — что это?

Сколько фантазии и любви к людям должен иметь волшебник слова, пишущий бытовые сказки! Все это в полной мере отражает даже краткое содержание. «Никита» Платонова Андрея Платоновича (предмет изложения данной статьи) позволяет ощутить глубину и силу таланта автора. Писатель много работал над своим уникальным авторским изложением, «самодельным», «нескладным», но удивительно трогательным. В его сказках-рассказах нет волшебников и фей, там нет супергероев. Они заселены обычными людьми, вовсе не идеальными. Однако прочитавшие их все-таки признают, что произведения Платонова волшебны по-своему, особой магией добра, которая намного сильней, чем самое «навороченное» колдовство.

Платоновский стиль

никита платонов отзыв

Своеобразный платоновский язык изложения, перевитый лексическим, грамматическим нестандартом, присущим детской речи, как-то поразительно целостно создает картину единого мира, окружающего человека. Вы прочувствуете это, прочитав краткое содержание. «Никита» Платонова оставлает впечатление, будто мир рассказа — цельный, живой, причем в нем «все связано со всем».

За кажущейся простотой изложения и примитивностью сюжета просматривается глубина и мудрость Андрея Платонова, воспринимающего мир через призму так же многослойно и многогранно, как классики золотого периода русской литературы конца XIX века.

Художественные особенности повествования

Главный герой платоновского рассказа — пятилетний мальчишка Никита. Его отец призван на войну, а мать с утра и до позднего вечера зарабатывает трудодни, чтобы прокормить себя и ребенка. Яркие впечатления необделенного фантазией ребенка составляют для этого рассказа краткое содержание. «Никита» Платонова приводит читателя к осознанию драматического контраста между нарисованным фантазией ребенка одушевленным миром и миром фактическим: серым, нищенским, убогим. За кружевом авторской фантазии, создающим целостность повествования, трогающего чувства читателя, проглядывает и суровый реализм, и страдания простых людей от необустроенности их жизни.

Главный герой

С чего начать излагать краткое содержание? Никита Платонова щедро делится с читателями своим образным видением окружающего мира. В нем смешались вымысел и реальность. Однако имеются также и штрихи реализма в восприятии мира ребенком.

Мать, работая в поле с утра до вечера, не может даже накормить его завтраком и полноценным обедом. Никита настолько самостоятелен, насколько может быть таковым пятилетний парнишка. Он твердо знает и выполняет свои ежедневные «дела»: не сжечь дом, собрать куриные яйца, защитить «своего» петуха от соседнего петуха-драчуна, не забыть пообедать молоком с хлебом… Горячую пищу Никита получает раз в день лишь вечером, когда мама приходит с работы. Впрочем, повествование автора настолько увлекает, что нищета оказывается завуалированной ширмами детских фантазий. Именно их богатство в первую очередь и показывает в своем рассказе «Никита» Платонов. Отзывы читателей о произведении писателя отображают усиление интереса к его творчеству, что он актуален и востребован.

Созерцание вместо воспитания

рассказ платонова никита

С одной стороны, ребенок растет, как стебелек в поле, практически без воспитания, но с другой, в мальчике уже заложено главное в жизни. Он любит свою маму, чувствует ответственность за «наше хозяйство», помнит своего покойного дедушку, трогательно, по-детски ассоциируя его с ласковым солнышком.

Никита вспоминает, как ранее он довольствовался созерцанием мух, воробьев, пауков. Поскольку некому из взрослых уделить ему внимание, то ребенок изучает предмет, одушевляя его. При этом он переносит на него все, что он знает о мире взрослых. Например, бочку, стоящую в сарае, он считает местом, где днем скрывался мужичок маленького роста, причем непременно с бородой. Не иначе, чтобы бороду эту подстричь, он намедни стянул у матушки мальчика ножницы. Вообще говоря, он недалекий. Спит днем, в то время как следует полоть просо. Ведь иначе колхозный счетовод не зачтет ему трудодень, и хлебушка, соответственно, у мужичка не будет. Явно вписал намек на колхозный уклад жизни села в рассказ «Никита» Платонов. Отзывы властей на такую смелость этой творческой личности были однозначны – «кулацкий прихвостень», а Иосиф Сталин был еще лаконичней – «сволочь».

Ожившие предметы вокруг дома

Вернемся к сюжету рассказа… Итак, от бочки малыш убежал. Достаточно было вдали раздаться «уханью». К слову, почему-то человечки, которыми фантазия мальчика населяла различные объекты, например колодец, почти всегда вредные. «Колодязные», например, жители, естественно, нафантазированные мальцом, — толстенькие, ростиком с воробья, мокрые и агрессивные, такие вполне могут выпить глаза у спящих ребят. Почему же фантазия ребенка обретает пугающие формы? Причина психологична: только неблагоприятный для комфортной жизни людей климат в стране мог пробудить в сознании детей подобные ассоциации.

платонов рассказ никита

Рассказ Платонова «Никита» повествует, что куда бы малыш ни пошел, преследуют его какие-то придуманные им сущности. Возможно, они змееподобные, живущие в норах. Они посреди ночи могут и приползти в их избушку и подло ужалят его или маму во сне. Рассказ Платонова «Никита» дальше выводит паренька в огород, где торчит пень, напоминающий голову, выглядывающую из земли. От этой головы также идет угроза, но другого рода. Пень-голова вполне может съесть всю капусту в огороде, оставив паренька и его маму без щей в холодную и голодную зиму. Заброшенная банька, в которой когда-то «по-черному» парился покойный дедушка, напоминает злую изогнутую старуху.

Мальчик испугался не на шутку. К грани нервного потрясения подводит его Платонов. Рассказ «Никита» далее доводит страхи мальчишки до их апогея. Когда после встречи с пнем-головой он прилег на землю и прижался ухом к ней, то услышал там какие-то голоса. «Да они – вездесущи!» — подумал паренек о людях, обитающих под землей. Теперь даже родная изба показалась ему враждебно ворчащей. Даже она не любила и его и маму за то, что ущерб от них, ведь сколько хлеба пшеничного тратится на них!

Сердце ребенка интуитивно ощущает враждебность окружающего мира.

Отец вернулся

Однако есть кто-то, кто спасает малыша от этой вездесущей враждебности, считает Платонов. Рассказ «Никита» погружает мальчишку в спасательные лучи дедушки-солнца. Возможно, так душа покойного деда оберегает своего внука. Малыш, обласканный лучами солнышка, успокаивается и идет домой, к маме, ждущей его с ужином. Он открывает входную дверь и видит, что мама дома не одна, с ней какой-то старый солдат. Это вернувшийся с войны отец. Короткими, но меткими штрихами, показывающими исстрадавшуюся душу любящего отца («пора о тебе с матерью думать», «век буду с тобой вековать»), создает его цельный и глубокий образ Платонов («Никита»). Главные герои — сын, мать, отец – снова вместе.

Отец — есть отец…

платонов никита главные герои

Как мальчик воспринял отца, которого, в принципе, и не помнил? Его папа уходил на фронт, когда тот был еще грудным ребеночком. Он поверил этому «старому дядьке». Душа паренька вошла в родственный резонанс с душой отца. Он поверил ему и доверился, как верит сын отцу, он почувствовал, что их семья, наконец, стала полной. Как показывает все это писатель? Не многочисленными сентиментальными словоизлияниями, а опять одним коротким, точным штрихом художника. Мальчик вышел на улицу и сказал всем, что теперь с ними будет жить отец. Как просто и талантливо пишет рассказ Платонов! «Никита», главные герои которого цельные, глубокие, созданы лаконично и исчерпывающе, словом, мастерски, стал «визитной карточкой» автора.

Отцовское воспитание

Теперь по-другому почувствовал себя главный герой рассказа. Конечно, растущему мальчишке не хватало отца. Ведь в воспитании будущего мужчины должна принимать участие не только мать. Если любовь матери всегда безотчетна, запрограммирована самой природой, любовь отца всегда предметна, социально-ориентирована. Мы приближаемся к ответу на вопрос о том, чему учит рассказ Платонова «Никита». Первым делом, вернувшись домой, папа мальчика осмотрел различные инструменты. Однако вскоре мы убеждаемся, что он не только хозяин, но и воспитатель. Мальчик, под руководством отца вбивший первый свой гвоздь, замечает, что тот напоминает доброго человечка. Паренек обрадован и удивлен – наконец, существо доброе!

Созданное трудом доброе и вечное

платонов никита главная мысль

Отец способствует формированию у сына оценок себя и мира вокруг. Именно об этом пишет Платонов («Никита»). Главная мысль, которую доносит он, вернувшийся с фронта, своему ребенку, заключается в том, что все, созданное трудом, доброе. Поэтому труд важен. А увиденное и дофантазированное непрочно, поэтому часто ассоциируется со злом. Вот так, немудреными простыми словами он очерчивает для сына приоритеты в дальнейшей жизни.

Не зря образ отца доносит писатель до читателя через отношение к работе. Это неслучайно. Отец самого Андрея Платоновича, машинист паровоза Климентов Платон Фирсович, воспитавший из него настоящего труженика, не просто уважал труд. Ему дважды присваивали звание Героя Труда. Возможно, словами своего отца украсил рассказ Платонов («Никита»). Главная мысль рассказа касается важности установления своеобразной границы между вымыслом и результатами труда. Созданное руками человека прочно, надежно, служит ему во благо.

Доброе сердце

Добрый гвоздь-человечек стал тем краеугольным камнем, который поменял сознание Никиты. Вместе с тем отец предупреждает своим пояснением возможный вопрос сына: «Хорош или плох созданный им мир фантазии?» Причина – в отзывчивости и милосердии мальчика, щедро наполняющего жизнью окружающие предметы и природу. Отец одобряет это свойство его натуры, считая, что, сохранив его, сын сбережет и свою доброту на долгие годы дальнейшей жизни. Эти отцовские суждения глубоко гуманны и мудры по своей сути, ведь человек сухой, лишенный фантазии, как правило, также лишен и человечности.

Анализ рассказа Платонова «Никита» также ценен с позиции формирования в сознании пятилетнего мальчика понятий мужской субкультуры, направленности его интересов, понимания главного направления своего развития через труд.

Это произведение, как и все творческое наследие писателя, стало доступным для широкой читательской аудитории лишь в середине 80-х годов.

анализ рассказа платонова никита

Вывод

Читатели данного произведения, конечно же, чувствуют, насколько глубоко сживается со своими персонажами автор. Даже краткое содержание рассказа Платонова «Никита» дает понять, каким глубоким писателем, настоящим инженером человеческих душ был Платонов. Принципиально отказавшись от партийной идейности, он в основу каждого своего произведения ставил личность человека.

Андрей Платонович мечтал, чтобы все были богатыми и счастливыми. В революции же он видел обнищание и оболванивание людей, а в войне — их ожесточение.

К тому же он не умел лгать, не желал писать пафосно. Его лучшие произведения не печатались советскими издательствами, он их «писал в стол». Однако у него, несомненно, был свой неповторимый стиль.

История создания

Рассказ «Никита» был написан в 1945 г. и опубликован в журнале «Мурзилка» (№№ 4,7) и в журнале «Новый мир» № 7. Всю войну Платонов работал корреспондентом в газете «Красная звезда». Он видел жизнь и подвиги русских солдат, но больше всего его ранили судьбы детей на войне. Никита не был свидетелем боевых действий, но они повлияли на его детскую душу: мальчик боится, что чужие займут его двор и дом. Война – виновница Никитиных страхов.

Тема и проблематика

Тема рассказа – взросление ребёнка, который преодолевает страх перед окружающим миром и учится преобразовывать его.

Основная мысль: человек – творец окружающего его мира, только от него зависит, каким он будет – добрым или злым.

В рассказе поднимается проблема разлуки детей с родителями, в которой виновата война; проблема уязвимости детского мира, не защищённого родительской мудростью; проблема преображающего мир человеческого труда.

Сюжет и композиция

Рассказ описывает два дня из жизни маленького Никиты, который остаётся дома один. Он боится и очеловечивает всё вокруг себя. Страх Никиты усиливается, пока он не убегает со двора в поле к матери. По дороге Никита от душевного напряжения внезапно засыпает на околице у овина и просыпается под вечер.

Дома Никита нашёл, кроме матери, вернувшегося с войны отца, который пообещал никогда больше не оставлять сына. А утром Никита перестал бояться, потому что с ним был отец-солдат. Отец трудится во дворе и в доме, приобщая к труду и Никиту. Никита улавливает связь между трудом и доброй жизнью.

Финал рассказа открывает перспективу на всю будущую жизнь Никиты, который, по мнению отца, «останется добрым на весь свой долгий век».

Герои и образы

Главный герой рассказа – маленький Никита, который остался «хозяином», потому что отец его на войне, а мать уходит на целый день работать. Никита – творец мифов, населяющий свой мир удивительными существами. Маленький человечек живёт в пустой бочке в тёмном сарае. В старом колодце обитают водяные люди, а умерший дедушка живёт на солнце.

Никиту окружают враждебные сущности. Тот, кто живёт в бочке, отобрал у матери Никиты ножницы. А вредные колодезные жители вовсе хотели выпить у Никиты глаза, пока он спал. Никита пытается противостоять придуманным существам, пугает их, но сам боится. Под стеной сарая живут змеи, и Никита пытается их задобрить кусками хлеба или пугает возвращением отца. Но образ отца не пугает существ. Может быть, потому, что отец оставил Никиту младенцем, образ отца не может защитить мальчика.

Никита рассуждает как язычник. Солнце для него доброе, на нём живёт умерший дедушка. Мальчик объясняет обычные для взрослых события волшебством. Чавкнувшая в колодце пасть – это не какая-нибудь лягушка, а великан и его дети.

Все предметы и явления в сознании Никиты антропоморфны. Стол – это человек на четырёх ногах. Банька – бабушка, у которой труба – это голова. Больше всего мальчика пугает пень. Он напоминает ему голову торчащего из земли человека. Его лицо сумрачное и нелюдимое, с немигающими глазами. Никита уверен, что под землёй у пня есть пузо и ноги.

Никита изобретает собственную веру в перерождение душ, по которой окружающие – это умершие близкие. Петух похож на утонувшего весной пастуха. Никита приходит к важному выводу: умершие не хотят быть мёртвыми, поэтому предметы – это тайные люди. Умершие люди карабкаются из земли, чтобы вылезти на свет солнца. И некоторым, как пню, это удаётся. Они недружелюбны к Никите. Его не любят ни колья плетня, ни лопухи.

Мир враждебен Никите не изначально. Мальчик совершает плохой поступок, именно поэтому он начинает бояться и баньки, и кольев, и пня. Ведь он убил одного из «тайных людей» — цветок. Никита сорвал цветок из чистого любопытства, желая посмотреть, есть ли у него внутри кишки.

Увидев в сломанном стебле (теле цветка) молоко, Никита уверился, что цветок был маленьким и сосал свою мать. Психология ребёнка не только позволяет увидеть в цветке круглое личико с человеческим выражением, «маленькие глаза, нос и открытый влажный рот», но и уничтожить «живое дыхание» просто из любопытства.

Никита, задающий о каждом предмете вопрос «кто ты есть?», чувствует свою вину, поэтому и принимает осуждение от баньки-бабушки, кольев, избы и пня в огороде. Даже дедушка-солнце закрывается от внука тучкой, правда, откликается на зов мальчика.

Вернувшийся отец сразу замечает, что Никита разговаривает с предметами. Солдат сразу же побеждает ветхий пень, исколов его на дрова. Именно отец формирует представления ребёнка о мире, объясняя, что он всех выдумал. Отец объясняет разницу между фантазией и деятельностью.

Для отца-солдата главная работа – война, но это не значит, что отец забыл о сыне. Он его «умирал и помнил». Никита замечает в облике отца лицо, руки, медаль на груди и ясные пуговицы на рубашке. Всего за один день Никита усвоил жизнеутверждающую философию отца: «Всё трудом работать, и все живые будут».

Художественное своеобразие

Те художественные образы в рассказе, которые читатель и отец Никиты воспринимают как олицетворение, для Никиты – метаморфоза, настоящее превращение.

В рассказе важны антитезы жизни и смерти, добра и зла, мирного труда и военного.

Мир рассказа читатель видит глазами 5-летнего мальчика. Поэтому такое пристальное внимание уделяется маленьким объектам – мухам и паукам, воробью и зёрнышкам. Мальчик будто не умеет видеть по-взрослому, с точки зрения пользы и целесообразности. Он приобретает такое умение, наблюдая за трудом отца.

  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова

  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова

  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова

  • «Котлован», анализ повести Платонова

  • «Песчаная учительница», анализ рассказа Платонова

  • «Чевенгур», анализ романа Платонова

  • «Фро», анализ рассказа Платонова

  • «Юшка», анализ рассказа Платонова

  • «Корова», анализ рассказа Платонова

  • «Неизвестный цветок», анализ произведения Платонова

  • «На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова

  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова

  • «Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова

  • «Чевенгур», краткое содержание по главам романа Платонова

  • «Маленький солдат», анализ рассказа Платонова

По произведению: «Никита»

По писателю: Платонов Андрей Платонович

Конспект урока с использованием приёма  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)

Тема урока: «Давай все трудом работать, и все живые будут»./Тема детского одиночества,  страхов и фантазии в рассказе А. П. Платонова « Никита»/. 

Цели урока: 

 1.Развитие духовного здоровья учащихся, создание благоприятных условий для общения.

2.Развитие творческих способностей учащихся

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 Используемая технология: ТРКМ (прием- чтение с остановками)

Везде есть люди, только кажутся они не людьми.

Ход урока

  1. Стадия вызова.

Вступительное слово учителя

Бывало ли, что вам приходилось оставаться дома в одиночестве?

Сегодня мы познакомимся с рассказом Андрея Платоновича  Платонова «Никита»

— Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?

 О чем узнаем, прочитав название?

Какие ассоциации возникают при чтении имени Никита

(Текст разделенный на части у каждого ребенка).

2. Стадия осмысление

Чтение начала рассказа первой части.

 Рано утром мать уходила со двора в поле на работу. А отца в семействе не было; отец давно ушел на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда. Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его все не было и нет.

В избе и на всем дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет от роду. Уходя, мать ему наказывала, чтобы Никита не сжег двора, чтобы он собрал яйца от кур, которые они снесли по закутам и под плетнями, чтобы чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха и чтобы он ел в обед молоко с хлебом на столе, а к вечеру мать вернется и тогда покормит его горячим ужином.

— Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, — говорила мать. — Ты умный теперь, а тут все добро наше — в избе и во дворе.

— Я умный, тут добро наше, а отца нету, — говорил Никита. — А ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь.

— Чего ты боишься-то? На небе солнце светит, кругом в полях людно, ты не бойся, ты живи смирно один…

— Да, а солнце ведь далече, — отвечал Никита, — и его облако закроет.

Первая остановка

Вопросы для обсуждения:

1. Что мы узнаём о Никите в начале рассказа? (мальчик пяти лет от роду)

2. Почему Никита остался один? (мама уходила рано утором работать в поле, она должна была получить «трудодень», а отец был на войне)

3. Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его научила? Подберите цитатный материал для аргументации ответа.

4. Верны ли наши предположения о названии?

5. Каким вы представляете себе Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа.

6.Как, по-вашему, пройдет день Никиты в одиночестве без мамы?

Лексическая работаКак понимаете значение слов закут ,плетень,? Подберите к ним синонимы.

Чтение второй части. ( Никита “живёт” один.)

Оставшись один, Никита обошел всю тихую избу — горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди паутины, воробей пришел пеший через порог и искал себе зернышко в жилой земле избы.

Всех их знал Никита: и воробьев, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому Никита пошел далее во двор и пришел в сарай, где стояла в темноте пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек; днем он спал, а ночью выходил наружу и ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.

— Я тебя знаю, ты там живешь, — приподнявшись на ногах, сказал Никита сверху в темную гулкую бочку, а потом вдобавок постучал по ней кулаком. — Вставай, не спи, лодырь! Чего зимой есть будешь? Иди просо полоть, тебе трудодень дадут!

Никита прислушался. В бочке было тихо. «Помер он, что ль?» — подумал Никита. Но в бочке скрипнула ее деревянная снасть, и Никита отошел от греха. Он понял, что, значит, тамошний житель повернулся на бок либо хотел встать и погнаться за Никитой.

Но какой он был — тот, кто жил в бочке? Никита сразу представил его в уме. Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки.

У матери недавно пропали ножницы. Это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду.

— Отдай ножницы! — тихо попросил Никита. — Отец придет с войны — все одно отымет, он тебя не боится. Отдай!

Бочка молчала. В лесу, далеко за деревней, кто-то ухнул, и в бочке тоже ответил ему черным страшным голосом маленький житель:

— Я тут!

Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солнце, облака не застили его сейчас, и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его.

— Там житель в бочке живет! — сказал Никита, смотря на небо.

Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

— Дедушка, ты где, ты там живешь? — спросил Никита. — Живи там, а я тут буду, я с мамой.

За огородом, в зарослях лопухов и крапивы, находился колодец. Из него уже давно не брали воду, потому что в колхозе вырыли другой колодец с хорошей водой.

В глубине того глухого колодца, в его подземной тьме, была видна светлая вода с чистым небом и облаками, идущими под солнцем. Никита наклонился через сруб колодца и спросил:

— Вы чего там?

Он думал, что там живут на дне маленькие водяные люди. Он знал, какие они были, он их видел во сне и, проснувшись, хотел их поймать, но они убежали от него по траве в колодец, в свой дом. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные; они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал.

— Я вам дам! — сказал в колодец Никита. — Вы зачем тут живете?

Вода в колодце вдруг замутилась, и оттуда кто-то чавкнул пастью. Никита открыл рот, чтобы вскрикнуть, но голос его вслух не прозвучал, он занемел от страха; у него только дрогнуло и приостановилось сердце.

«Здесь еще великан живет и его дети!» — понял Никита.

— Дедушка! — поглядев на солнце, крикнул он вслух. — Дедушка, ты там? — И Никита побежал назад к дому.

У сарая он опомнился. Под плетневую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? — Может быть, змеи! — Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет.

Никита побежал скорее домой, взял там два куска хлеба со стола и принес их. Он положил у каждой норы хлеб и сказал змеям:

— Змеи, ешьте хлеб, а к нам ночью не ходите.

Никита оглянулся. На огороде стоял старый пень. Посмотрев на него, Никита увидел, что это голова человека. У пня были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался Никите.

— Ты тоже тут живешь? — спросил мальчик. — Вылезай к нам в деревню, будешь землю пахать.

Пень крякнул в ответ, и лицо его стало сердитое.

— Не вылезай, не надо, живи лучше там! — сказал Никита, испугавшись.

Во всей деревне было тихо сейчас, никого не слыхать. Мать в поле далеко, до нее добежать не успеешь. Никита ушел от сердитого пня в сени избы. Там было не страшно, там мать недавно дома была. В избе стало теперь жарко. Никита хотел испить молока, что оставила ему мать, но, посмотрев на стол, он заметил, что стол — это тоже человек, только на четырех ногах, а рук у него нету.

Никита вышел в сени на крыльцо. Вдалеке за огородом и колодцем стояла старая баня. Она топилась по-черному, и мать говорила, что в ней дедушка любил купаться, когда еще живым был.

Банька была старая и омшелая вся, скучная избушка.

«Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала! — в страхе подумал Никита о дедушкиной бане. — Ишь, живет себе, вон у ней голова есть — это не труба, а голова — и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек! Я вижу!»

Чужой петух вошел во двор с улицы. Он был похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке, когда хотел переплыть ее в половодье, чтобы идти гулять на свадьбу в чужую деревню.

Никита порешил, что пастух не захотел быть мертвым и стал петухом; значит, петух этот — тоже человек, только тайный. Везде есть люди, только кажутся они не людьми.

Никита наклонился к желтому цветку. Кто он был? Вглядевшись в цветок, Никита увидел, как постепенно в круглом его личике являлось человеческое выражение, и вот уже стали видны маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

— А я думал, ты правда — цвет! — сказал Никита. — А дай я посмотрю — что у тебя внутри, есть у тебя кишки?

Никита сломал стебель — тело цветка — и увидел в нем молоко.

— Ты маленький ребенок был, ты мать свою сосал! — удивился Никита.

Он пошел к старой бане.

— Бабушка! — тихо сказал ей Никита.

Но щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чужого.

«Ты не бабушка, ты другая!» — подумал Никита.

Колья из плетня смотрели на Никиту, как лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

— Вы зачем тут живете? — сказал Никита. — Это наш двор!

Но незнакомые, злобные лица людей отовсюду неподвижно и зорко смотрели на Никиту. Он глянул на лопухи — они должны быть добрыми. Однако и лопухи сейчас угрюмо покачивали большими головами и не любили его.

Никита лег на землю и прильнул к ней лицом. Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца. Никита поднялся в страхе, что везде кто-то живет и отовсюду глядят на него чужие глаза, а кто не видит его, тот хочет выйти к нему из-под земли, из норы, из черной застрехи сарая. Он обернулся к избе. Изба смотрела на него, как прохожая старая тетка из дальней деревни, и шептала ему: «У-у, непутевые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать».

— Мама, иди домой! — попросил Никита далекую мать. — Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их!

Мать не услышала сына. Никита пошел за сарай, он хотел поглядеть, не вылезает ли пень-голова из земли; у пня рот большой, он всю капусту на огороде поест, из чего тогда мать будет щи варить зимой?

Никита издали робко посмотрел на пень в огороде. Сумрачное, нелюдимое лицо, обросшее морщинистой корой, неморгающими глазами глянуло на Никиту.

И далеко кто-то, из леса за деревней, громко крикнул:

— Максим, ты где?

— В земле! — глухо отозвался пень-голова.

Никита обернулся, чтобы бежать к матери в поле, но упал. Он занемог от страха; ноги его стали теперь, как чужие люди, и не слушались его. Тогда он пополз на животе, словно был еще маленький и не мог ходить.

— Дедушка! — прошептал Никита и посмотрел на доброе солнце на небе.

Облако зазастило свет, и солнца теперь не было видно.

— Дедушка, иди опять к нам жить!

Дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле. Дед теперь смотрел на него; Никита подумал, что дед видит его, поднялся на ноги и побежал к матери.

Он бежал долго. Он пробежал по пыльной пустой дороге всю деревенскую улицу, потом уморился и сел в тени овина на околице.

Никита сел ненадолго. Но он нечаянно опустил голову к земле, уснул и очнулся лишь навечер. Новый пастух гнал колхозное стадо. Никита пошел было далее, в поле к матери, однако пастух сказал ему, что уже время позднее и мать Никиты давно ушла с поля ко двору. 

Вторая остановка

Вопросы для обсуждения:

1. Верны ли наши предположения?

2.Что происходит с мальчиком после ухода мамы? При помощи какой части речи автор описывает происходящие события, действия Никиты? Назовите эту часть речи и приведите примеры из текста произведения.

(Это глаголы: вышел, хотел узнать, пошел, постучал, прислушался, подумал, представил, попросил, выбежал, сказал, прошептал, попросил.)

3. Как характеризуют эти глаголы главного героя?

(Никита – человек ищущий, он хочет узнать новое, стремится понять окружающий его мир. Главный герой – обладатель хорошо развитой фантазии.)

4. Что необычное увидел Никита в доме и во дворе?

 а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)  
б) «Обитатель бочки»

в) «Доброе солнце»

г) «Колодезные жители»

д) Старый пень

е) Стол

ж) Банька

з) Жёлтый цветок
и) Голоса внутри земли

к) «Незнакомые, злобные лица»

5.Как этот живой мир относится к Никите.

 (Никита – маленький мальчик, он остаётся дома один, а мир огромный и непонятный, он пугает Никиту, но не делает ему зла).

6.Давайте подробнее посмотрим, какие фантазии возникают у Никиты при виде определенных предметов

7.Всё ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?

Словарная работа

Фантазия – слово многозначное.. В каком значении мы используем слово на уроке? 8.Можем ли мы назвать героя рассказа Платонова – Никиту —  фантазёром?  9.Исследовательская работа с текстом.  Найдите описания предметов, которые «оживляет» Никита.

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

10. Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

11. Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Везде есть люди, только кажутся они не людьми. 

12. А как вы думаете, что произойдет дальше? Почему? Чем закончится вся эта история?

Чтение третьей части.( Возвращение отца).

 Дома Никита увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко.

Солдат поглядел на Никиту, потом поднялся с лавки и взял его к себе на руки. От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей. Никита оробел и молчал.

— Здравствуй, Никита, — сказал солдат. — Ты уж давно позабыл меня, ты грудной еще был, когда я поцеловал тебя и ушел на войну. А я-то помню тебя, умирал и помнил.

— Это твой отец домой пришел, Никитушка, — сказала мать и утерла передником слезы с лица.

Никита осмотрел отца — лицо его, руки, медаль на груди — и потрогал ясные пуговицы на его рубашке.

— А ты опять не уйдешь от нас?

— Нет, — произнес отец. — Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать…

Наутро, Никита вышел во двор и сказал вслух всем, кто жил во дворе, — и лопухам, и сараю, и кольям в плетне, и пню-голове в огороде, и дедушкиной бане:

— К нам отец пришел. Он век будет с нами вековать.

Во дворе все молчали; видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не корябался оттуда наружу, на свет.

— Иди ко мне, Никита. Ты с кем там разговариваешь?

Отец был в сарае. Он осматривал и пробовал руками топоры, лопаты, пилу, рубанок, тиски, верстак и разные железки, что были в хозяйстве.

Отделавшись, отец взял Никиту за руку и пошел с ним по двору, оглядывая — где, что и как стояло, что было цело, а что погнило, что было нужно и что нет.

Никита так же, как вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но ныне он ни в одном не увидел тайного человека; ни в ком не было ни глаз, ни носа, ни рта, ни злой жизни. Колья в плетнях были иссохшими толстыми палками, слепыми и мертвыми, а дедушкина баня была сопревшим домиком, уходящим от старости лет в землю. Никита даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и больше ее не будет.

Отец сходил в сарай за топором и стал колоть на дрова ветхий пень на огороде. Пень сразу начал разваливаться, он сотлел насквозь, и его сухой прах дымом поднялся из-под отцовского топора.

Когда пня-головы не стало, Никита сказал отцу:

— А тебя не было, он слова говорил, он был живой. Под землей у него пузо и ноги есть.

Отец повел сына домой в избу.

— Нет, он давно умер, — сказал отец. — Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет.

— А на солнце дедушка! — сказал Никита.

Днем отец стругал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в избе, а Никите он тоже дал работу — выпрямлять молотком кривые гвоздики.

Никита с охотой, как большой, начал работать молотком. Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки. Он показал его отцу и сказал ему:

— А отчего другие злые были — и лопух был злой, и пень-голова, и водяные люди, а этот добрый человечек?

Отец погладил светлые волосы сына и ответил ему:

— Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый.

Никита задумался.

— Давай все трудом работать, и все живые будут.

— Давай, сынок, — согласился отец. — Давай, добрый Кит.

Отец, вспоминая Никиту на войне, всегда называл его про себя «добрый Кит». Отец знал, что Никита родился у него добрым и останется добрым на весь свой долгий век.

Третья остановка

Вопросы для обсуждения:

1.Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?

 2.Верны ли были наши предположения о том, как будут развиваться события, действия в дальнейшем?

3. Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос. («Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце»).

4. Как отец объяснил, почему Никита всех хочет «сделать живыми»?

(«…Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет»).

5. Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя?

(Восприятие окружающей действительности изменилось. Теперь предметы не будут враждебны к Никите. Да и гвоздь он «сработал» сам, только доброе и отзывчивое сердце способно наполнить жизнью окружающих людей, предметы. И если по жизни человек сохранит эту уникальную способность, то он останется добрым на всю жизнь).

6. Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя?

(Восприятие окружающей действительности изменилось. Теперь предметы не будут враждебны к Никите. Да и гвоздь он «сработал» сам, только доброе и отзывчивое сердце способно наполнить жизнью окружающих людей, предметы. И если по жизни человек сохранит эту уникальную способность, то он останется добрым на всю жизнь).

7. Каково значение слов Никиты: «Давай все трудом работать, и все живые будут».

(Наивные слова маленького человека содержат большую житейскую мудрость: для человека очень важно жить в мире с самим собой и окружающими, важно трудиться, видеть плоды своего труда.)

8.Какие перемены произошли с нашим героем?

(Никита видит в отце сильного человека, который врага-неприятеля погубил «на главной работе-войне», чувствует его силу, ощущает мужское начало: всё умеет отец, со всем справится. Но Никите всё ещё мир кажется живым, ему немножко страшно: «Никита даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и больше её не будет»)

9. Тайна исчезла. Человек стал хозяином в доме и во дворе. Хорошо ли это?

(Кто-то из детей говорит, что хорошо: Никита бояться перестал; кто-то считает, что плохо: двор поблёк, и всё вокруг стало неживое, словно умерло. Да, произвол в отношении природы неприемлем, более того – он опустошителен. Но у Платонова пустота заполняется. В мир приходят вещи, сделанные с любовью, «сработанные руками». Они, по мнению автора, меняют качество мира…).

10. Как же быть с окружающим миром: не рубить старый пень на дрова? Не топить печь? Не строить дом?..

(Дети говорят , что человек пользуется всем, что только может дать природа, но, к сожалению, человек часто берёт у природы больше, чем ему нужно… Это грустно.).

11. Подумайте: человек должен быть хозяином природы или её благодарным сыном?

Подведение итогов урока.

— В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А.Платонова?

(«Давайте все трудом работать, и все живые будут»).

 — Почему рассказ назван «Никита»? 

Значение имени Никита – победитель (греч.). Какую победу одержал Никита в рассказе А.Платонова?

(Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А.Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым)

Выводы

Андрей Платонов мастерски показал окружающий мир таким, каким его видит пятилетний ребенок. Это особенное мировосприятие: это особенный мир, в котором каждый предмет является живым существом. Иногда это враждебный мир, который пугает главного героя, потому что, оказавшись дома один, Никита не находит никого, кто бы защитил его. Некоторые предметы напоминают ему о близких, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если он одинок. Вместе с добрым и мудрым взрослым в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Все зависит от того, насколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую душу ребенка, избавить маленького человека от “сиротства”.

3. Рефлексия 

Я начинаю предложение, а вы продолжаете:

Сегодня я убедился…

Сегодня я узнал…

Сегодня я учился…

Я задумался о том…

Домашнее задание

 Написать письмо (по вариантам): А.Платонову, Никите, пятикласснику 22 века.

Спасибо за урок!

Сказание о простом сыне ратника, который смог победить страшного печенежского воина, входит в состав «Повести временных лет». В нем речь идет о молодом юноше, который сумел победить печенежского силача. В сказании богатырь доказывает свою силу тем, что одерживает победу над страшным врагом, однако есть и другие варианты сюжета, описанного в «Повести».

Завязка

Время действия «Сказания о Кожемяке» – 992 год. Князь Владимир возвращается после победы над хазарами, однако внезапно с другой стороны реки Днепр объявляется войско ненавистных ему печенегов. Прежде чем вступить в бой, было решено провести схватку один на один. Если победит русский воин, то сражение будет отменено. Однако если победу одержит представитель печенежского войска, то противостояние будет длиться три года. По обоим берегам реки Трубеж встали противники.

Все ждали, когда же состоится этот решающий поединок, однако в войске князя Владимира не было ни одного подходящего молодца, который мог бы дать решительный отпор неприятелю. Князь начал глубоко горевать, однако к нему подошел ратник и сказал, что у них дома остался один младший сын, и он до такой степени силен и могуч, что как-то раз от ярости разорвал кожу, которую в тот момент мял.

Необычный сын ратника

«Сказание о Кожемяке» продолжается испытанием доброго молодца. Чтобы проверить его силы, устраивается бой удальца с яростным быком. Молодца доставляют в полк, и напускают на него животное, которого предварительно разъярили раскаленным железом. Сын ратника решил подпустить быка немного поближе к себе и разорвал его кожу по бокам вместе с кусками мяса. И вот начинается бой молодца с воином из войска печенегов. Русский молодец на вид серьезно проигрывал печенегу.

Но в тот момент, когда началась схватка, юноша удавил противника насмерть. Враги очень перепугались и разбежались в разные стороны. На том месте, где произошел главный поединок «Сказания о Кожемяке», князь Владимир решил основать город под названием Переяславль – именно так упоминается в бессмертной «Повести временных лет». И с той самой поры основным персонажем многих сказаний становится Никита Кожемяка, который, доказывая свою мощь и богатырскую удаль, разрывает одновременно несколько бычьих кож, сложенных в одну стопку.

Никита Кожемяка

Никита Кожемяка — герой народной сказки, записанной в нескольких вариантах в разных губерниях Великой, Малой и Белой России на сюжет змееборства; специальная черта сказки та, что Кожемяка (иначе — Кирилл, Илья Швец) до убиения змея и освобождения царевны, в доказательство богатырской силы разрывает несколько сложенных вместе бычьих кож. В наиболее полных вариантах (белорусского и малорусского) дочь киевского князя, унесенная змеем, узнает, что он боится одного Никиты Кожемяки; просит отца отыскать богатыря, которого посланные князя застают за работой; он от неожиданности разрывает 12 кож. Сначала отказывается, но, тронутый просьбами и плачем детей, присланных князем, обматывается пенькой, обмазывается смолой и после боя со змеем освобождает княжну.

В память победы урочище близ Киева с тех пор зовется Кожемяками.

В великорусском пересказе иное окончание.

Змей, опрокинутый Никитой Кожемякой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну.

Никита сковал соху в 300 пудов, запряг в нее змея и провел борозду от Киева до моря; затем, деля море, он убил змея и утопил его труп. «Змеевые» валы до сих пор указываются в некоторых местах Украины [Варианты сказки о Никите см. в «Народных русских сказках» Афанасьева (кн. I, стр. 405, и кн. IV, стр. 143 — 146); также Шейн «Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края» (т. II, ¦ 82); «Труды этнографическо-статистической экспедиции в западнорусский край. Юго-западный отдел. Материалы и исследования», собранные П. Чубинским (III, ¦ 45); Романов «Белорусский сборник» (IV, ¦ 32); Драгоманов «Малорусские народные предания и рассказы» (стр. 248 — 249); Кулиш «Записки о Южной Руси» (т. II, стр. 27 — 30); Nowosielski «Lud ukrainski» (т. I, 278 — 284)]. Древность сказки на русской почве засвидетельствована начальной летописью — рассказом о юном богатыре, поборовшем при Владимире Святом печенежского богатыря, в память чего князем был построен город Переяславль («зане Переяслав отроко-т»).

Никоновский летописный свод называет юношу Яном Усмошвецом.

Чудесную силу его обнаруживает отец, рассказавший, как юноша, раздраженный его бранью, перервал кожи. Владимир испытывает силу богатыря, выпустив на него разъяренного быка; юноша рукой вырывает у быка кусок мяса с кожей и успешно борется затем с печенежским богатырем (см. Лавров, летописи).

Возможно, что здесь — ранняя книжная передача былины, так называемого Киевского цикла. С забвением исторического события изменилось и имя героя, и его противник Печенег заменен сказочным змеем — похитителем девиц. Подобные переработки исторического предания в сказку имеются в бессарабском сказании о Стефане Воде, победившем дракона; в основе лежит предание о битве князя Стефана с турками в 1474 г. Подвиг осетинского героя (Кантемура) впоследствии также отлился в форму борьбы со змеем (см. Вс. Миллер «Экскурсы в область русского народного эпоса»).

Раньше, при господстве мифологической эксегезы народных сказаний, сказки о Кожемяке объяснялись как борьба бога громовника с тучей (печенежским великаном), ибо облака издревле уподоблялись быкам, коровам и снятым с них кожам. — См. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу» (т. II, стр. 590); Ф. Буслаев «Исторические очерки народной словесности и искусства» (т. II, стр. 107); П. Владимиров «Введение в историю русской словесности» (1896, стр. 143); «Этнографическое Обозрение» (V, стр. 254); «Журнал Министерства Народного Просвещения» (1864, ¦ 3); Худяков «Народные исторические сказки»; Костомаров «Исторические монографии» (XIII, 205); Халанский «Южнославянские сказания о кралевиче Марке» (стр. 276).

версия для печати

Биография Никита Кожемяка — Великие люди России

На правах рекламы:

Никита Кожемяка упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях. Попробуйте воспользоваться поиском

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

  • Ломоносов Михаил Васильевич
  • Пушкин Александр Сергеевич
  • Родзаевский Дементий Александрович
  • Путин Владимир Владимирович
  • Грановский Тимофей Николаевич
  • Петр I Алексеевич Великий
  • Рюрик (имя русских князей)
  • Богатыри
  • Кирилл и Мефодий
  • Хмельницкий Богдан

Смотрите также:

Мамай Абрамович Роман Аркадьевич Юнкер Вильгельм (Василий Васильевич) Мороховец Лев Захарович Менделеев Дмитрий Иванович

Еще один вариант сказания

Со временем «Сказание о Кожемяке» было мифологизировано, и появился еще один его вариант – теперь уже с участием страшного Змея. Недалеко от Киева поселилось злое чудище. Оно перетаскало немало простого народу в свою берлогу, чтобы затем съесть. Оно также утащило и царевну, но поедать ее Змей не стал, а запер в своей берлоге. За царевной увязалась ее собачка. Когда Змей улетал, то пленница привязывала к ней маленькую записочку к отцу и матери. Собачка относила это послание и приносила на него ответ. Как-то раз родители написали царевне, чтобы она узнала у Змея, кто превосходит его по силе. Пленница стала допытываться у него, кто же сумеет его победить. Змей раскрыл тайну – это Никита Кожемяка. Сказание продолжается тем, что царевна привязывает к собачке записку с этой информацией и просит мать с отцом прислать богатыря на выручку.

Царь с царицей и богатырь

На поиски добра молодца царь с царицей отправились сами. Когда они его нашли, тот как раз мял 12 воловьих кож. Когда он увидел правителей, то испугался, и руки у него задрожали. От страха богатырь разорвал разом эти кожи. После этого Никита осерчал на то, что царь с царицей наделали ему столько убытку, и ни в какую не захотел идти спасать царевну. Тогда правители собрали 5 тысяч маленьких сирот, родители которых были съедены страшным змеем, и послали их умолять Кожемяку спасти народ. Тот сжалился и согласился.

Анализ произведения

На примере главного героя показано, что сила в человеке хоть важное качество, но не главное. Должны быть еще ум, сообразительность и находчивость. Но даже имея такие качества, нельзя зазнаваться.

Краткое содержание

С давних пор на прекрасный город Киев совершает налеты страшный Змей. Он загубил много людей, а недавно схватил царскую дочь. Есть ее не стал, а оставил в своем убежище. Девушке повезло, к ней привязалась маленькая собачка, которая в дальнейшем сыграла добрую службу для царевны.

Когда Змей покинул берлогу, девица написала записку своим родителям, привязала ее к собаке. Та отнесла в царские покои весточку и вернулась с ответом. Отец дал наказ дочери, чтобы та узнала у своего похитителя, кто сильнее его на всем белом свете. Девушка хитростью получила информацию. Оказалось, что только Никите Кожемяке под силу справиться со Змеем.

В следующую отлучку похитителя царевна вновь отправила послание с собачкой. Она молила отца найти в городе Никиту Кожемяку, чтобы он вытащил ее из змеиного логова.

Родители лично отправились на поиски силача. Они его застали, когда тот мял одновременно 12 воловьих кож. Никита растерялся при виде царских особ настолько, что порвал разом все изделия. Это рассердило богатыря, он отказался идти к Змею.

Царь решил отправить всех осиротевших деток к Кожемяке с просьбой убить чудовище. Ребята остались без родителей из-за Змея, поэтому Никита не смог им отказать. Он пришел к берлоге врага, вызвал его на честный бой. Кожемяка схватил недруга и стал душить.

Змей молил о пощаде, предложил богатырю разделить пополам всю землю. Никита решил схитрить. Он согласился, а сам тем временем утопил врага в море и спас царевну.

План пересказа

По краткому содержанию можно составить кратко план пересказа. Он включает в себя следующие пункты:

  1. Змей одолевает Киев.
  2. Похищение царской дочки.
  3. Собачка и записки.
  4. Кто сильнее Змея.
  5. Родители царевны отправились за Кожемякой.
  6. Отказ.
  7. Осиротевшие дети уговорили богатыря.
  8. Победа над Змеем.

Основная мысль и характеристика героев

В сказке представлены основные и второстепенные персонажи. К ним относятся следующие герои:

  1. Никита Кожемяка — добродушный, ответственный, справедливый, отзывчивый и храбрый богатырь.
  2. Змей — чудовище, которое загубило много душ, враг главного героя.
  3. Царевна — прекрасная девушка, оказавшаяся в плену.

Главная мысль «Никиты Кожемяки» в том, что добро всегда побеждает зло.

На примере героя видно, что настоящий богатырь славится не только своей физической силой, но и умом.

Ему не страшны никакие препятствия, он делает свое дело и сможет справиться с любым заданием.

Произведение учит:

  • смелости;
  • смекалке;
  • помогать людям, не отказывать им в помощи;
  • быть справедливым и находчивым человеком;
  • уметь постоять за себя;
  • верить в добро.

К этой сказке прекрасно подходят пословицы «Не родом славен богатырь, а подвигом» и «Славна богатырями земля русская».

Концовка

Этот вариант повести «Сказание о Кожемяке» продолжается тем, что Змей выходит на поединок с богатырем, однако, когда тот его почти что удушил, начинает просить пощады. Никита жалеет чудище, но сначала решает проложить границу: одной половиной будет владеть богатырь, а другой – Змей. Молодец мастерит соху, в которую запрягает Змея, и тот пропахивает гигантскую борозду. После того, как была разделена земля, решили делить и морские просторы. Никита загоняет Змея в глубокое Черное море, да там его и топит.

Текст «Сказания о Кожемяке» завершается тем, что богатырь возвращается, но ничего не просит у царя и царицы в качестве награды. Дочь возвращается к своим родителям. Говорят, что до сих пор та борозда, которую прокопал Змей, стоит валом огромной высоты. Вокруг нее пашут крестьяне, однако ее саму не трогают в память о богатырском подвиге.

Биография

В основе сказок о Никите Кожемяке лежит распространенный сюжет о герое-змееборце. Типичный подвиг такого героя — убийство змея и следующее за ним освобождение царевны. В случае Никиты герой перед этим еще и доказывает собственную богатырскую силу — разрывает сложенные вместе шкуры и вырывает из быка кусок мяса.


Никита Кожемяка

Описание подвига в наиболее полном варианте таково. Змей влюбляется в дочь князя Киевского, похищает девицу и держит ту в заточении. Хитрая девица вызнает у змея, что тот боится единственного в мире человека, и это – богатырь Никита Кожемяка. Княжна шлет отцу письмо с голубкой, а в письме том просит разыскать этого богатыря, чтобы Никита сразился со змеем и вызволил ее.

Князь отправляет к Кожемяке посланцев. Тот как раз занят тем, что мнет кожи. Когда посланцы князя заходят в избу, герой от неожиданности разрывает дюжину шкур сразу, что говорит о силе Кожемяки. /p>


Никита Кожемяка и Змей Горыныч

Когда княжеские посланцы просят героя отправиться на битву со змеем, тот отказывается. Затем князь присылает старцев умолять Никиту, но и это не помогает. Герой соглашается помочь князю только тогда, когда тот подсылает к нему плачущих детей.

Чтобы сделать себя неуязвимым, Никита обматывается пенькой и обмазывается смолой. В такой «экипировке» герой сражается со змеем, побеждает того и освобождает похищенную княжну.


«Змиевы валы» у села Иванковичи в Киевской области

Легенда о борьбе Никиты со змеем объясняет и появление «Змиевых» валов. Это древние оборонительные валы по берегам притоков Днепра, расположенные южнее Киева. Считается, что побежденный Никитой змей запросил пощады и предложил герою поровну разделить землю. Никита запряг змея в богатырскую соху и провел борозду от Киева до Черного моря. В море змей и утонул, когда попытался разделить воду. Или, как вариант, лопнул, напившись морской воды. «Змиевы» валы — это остатки борозды, которую вспахал Никита Кожемяка.

Герои «Сказания о Кожемяке»: Змей и Никита

Нужно отметить, что даже мифологизированный вариант этого сказания отражает реальную жизнь славян того времени. Ведь набеги хазар с захватом пленников (а также дальнейшей перепродажей их в качестве рабов) были достаточно частым явлением. И поэтому Змей, хотя и является фантастическим существом, в то же время представляет собой собирательный образ врага. Он напоминает о реальных неприятелях. Разделение земли и воды, которое происходило между богатырем и Змеем является символом границы того времени, пролегавшей через Каспийское море. Исторически войны с хазарами закончились победой славян, поэтому сказание и имеет счастливый конец.

Богатыри стали упоминаться в летописях после того, как князь Владимир начал привлекать молодых воинов для охраны северных границ государства. Поначалу их насчитывалось порядка 2-3 тыс. чел. Но воспевать мощь богатырскую стали позднее, во времена монголо-татарского ига. Никита Кожемяка – это герой не только летописей, но и многих народных сказок. В «Сказании о Кожемяке» дается его описание. Он обладает невероятной силой. У доброго молодца мужественный характер, он способен постоять за свою родину, защитить слабых и спасти пленников. Только у него есть возможность справиться со страшным врагом, дать ему достойный отпор. Богатырь одет в белую рубаху с красной вышивкой. За плечами у него висят куски воловьих кож.

Популярные сегодня пересказы

  • Пелагея — краткое содержание рассказа Абрамова
    Главная героиня – Пелагея Амосова, жительница одной из Сибирских деревень. Работает она в хлебопекарне поваром. Ее муж Павел – больной человек, добрый и спокойный по характеру
  • Сказка о попе и его работнике Балде — краткое содержание сказки Пушкина
    «Сказка о попе и работнике его Балде» была написана в 1830 году таким известным автором и поэтом России, как Александром Сергеевичем Пушкиным. Основой послужила русская народная сказка, записанная автором от своей няни, Арины Родионовны.
  • Омон Ра — краткое содержание романа Пелевина
    Омон Ра является одним из первых романов Виктора Пелевина и представляет собой историю про мальчика по имени Омон Кривомазов и его постепенном взрослении. Как говорит большинство литературоведов
  • Княгиня Трубецкая — краткое содержание поэмы Некрасовой
    1826 год. Отец княгини Трубецкой, граф Лаваль, провожает в дальний путь горячо любимую дочь. Она едет в Иркутск, куда с партией других ссыльных был отправлен ее муж, декабрист С.П. Трубецкой

Отличия между былинами и летописями

В истории было немало переработок «Сказания о Кожемяке», краткое содержание которого было рассмотрено. Например, в бессарабском варианте также встречается силач Стефан Водэ, который вступает в поединок со злым и страшным Змеем. Однако между былиной и летописью существуют важные различия:

  • Герой былины – это обученный воин, а основной персонаж летописи – ремесленник из простого народа. Он одерживает победу над врагом лишь благодаря своим рукам, натруженным в течение долгих часов работы. Вспомним, что Никита Кожемяка был сыном простого ратника.
  • Летопись всегда привязывает разворачивающиеся события к определенному историческому событию (в данном случае, к конфликту славян с печенегами). В былинах такое не встречается. В летописи всегда указаны реалистичные факты, былина же наполнена волшебством.

Литература

5 класс

Урок № 38

А. П. Платонов. «Никита»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Рассказ о биографии и творчестве А. П. Платонова;
  2. Умение разграничивать быль и фантастику в рассказе «Никита»;
  3. Рассмотрение душевного мира главного героя и его отношение с природой.

Тезаурус

Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Фантастика – это одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором чудесном мире, на изображении странного и неправдоподобного.

Буду век вековать – жить всю жизнь.

Ощериться – значит проявлять раздражение, злость.

Просо – это хлебный злак, из которого получают пшено.

Трудодень – это единица учёта труда колхозников.

Сени – это нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах).

Передник – это одежда, защищающая перед платья от загрязнения.

Горница – это чистая половина крестьянской избы.

Олицетворение – троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

Эпитет – это художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Список литературы

Обязательная литература:

1. В. Я. Коровина. Литература. 5 класс. В 2-х частях. Ч.2// Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2016. – с. 292.

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя. – М. Просвещение, 2007.

2. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.

Электронные ресурсы:

1. Из писем Андрея Платонова: https://imwerden.de/pdf/platonov_iz_pisem.pdf (дата обращения: 24.06.2019)

2. Русские писатели. XX век: Андрей Платонович Платонов. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы: https://a4format.ru/pdf_files_bio/46405a84.pdf (дата обращения: 24.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже. Уже десять лет тому назад Ямская чуть отличалась от деревни. Деревню же я до слёз любил, не видя её до 12 лет…» — вспоминал в автобиографии писатель Андрей Платонов.

Вот и главный герой его рассказа мальчик Никита тоже живет в деревне, что не мешает ему мечтать, фантазировать и «оживлять» предметы.

Итак, произведение Андрея Платонова – это рассказ.

То есть это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

События в произведении происходят в период Великой Отечественной войны. Отец прошёл всю войну, воевал четыре года: когда он ушёл на фронт, Никита был ещё маленьким.

Главный герой рассказа – добрый, общительный и любознательный мальчик Никита.

Его мама уходит на работу, и он каждый день остается один.

«Рано утром мать уходила со двора в поле на работу. А отца в семействе не было; отец давно ушёл на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда. Каждый день мать ожидала, что отец вернётся, а его всё не было и нет.

В избе и на всём дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет от роду…»

Повествование в рассказе ведётся от лица автора, но в то же время кажется, будто передаются мысли и переживания самого Никиты. Тем самым достигается непосредственность восприятия текста. Читатель словно сам становится маленьким, переживает вместе с героем.

Как Никита воспринимает окружающий его мир: старый пень, баню, чужого петуха, цветок, земляные горы, колья плетня, лопухи?

Герой желает понять окружающий мир. Именно реальность, быль, окружающая обстановка становятся отправной точкой его сказочных образов. Эта черта как раз и является особенной в мировосприятии ребёнка: дети в своём воображении создают особенный мир, в котором каждый предмет является живым существом.

Во фрагменте «Никита и бочка» автор с помощью глаголов описывает действия и поступки Никиты.

С помощью глаголов действия и глаголов мысли: хотел узнать, пошёл, пришёл, постучал, прислушался, подумал, отошёл, представил, попросил, сказал, прошептал.

Андрей Платонов подчёркивает в характере мальчика пытливость, любознательность, творческое начало, богатую для пятилетнего ребёнка внутреннюю жизнь.

Обыденные предметы в воображении мальчика становятся фантастическими, волшебными.

Фантастика – это одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором чудесном мире, на изображении странного и неправдоподобного.

Рассмотрим основы сказочных образов, которые создаёт воображение Никиты.

Какие предметы «оживляет» с помощью своего воображения Никита? Какие чувства вызывают у мальчика эти объекты действительности?

Отдельные объекты Никите казались чужими и враждебными, но были и те, которые показывали спокойствие и доброту.

К доброму миру относились: солнце и гвоздь; а к злому миру: лопух, бочка, колодец, пень, баня, колья из плетня.

И вот происходит важное событие – домой с фронта возвращается отец.

«Дома Никита увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Солдат поглядел на Никиту, потом поднялся с лавки и взял его к себе на руки. От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землёй. Никита оробел и молчал».

Что изменилось, когда отец Никиты вернулся?

Мир перестал казаться Никите враждебным, мальчик обрёл покой, уверенность.

Обратите внимание, как Платонов характеризует образ отца.

Портрет отца отсутствует, потому что внешность здесь не имеет значения. Писатель выделяет лишь эпитет старый, который говорит не только о том, что ему пришлось пережить на войне. Отца характеризует запах, в котором Никита уловил главное: «от солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землёй». Образ хлеба повторяется, но значение его связывается прежде всего с трудом на земле.

Об отце мы судим и по его действиям. Вернувшись с войны, он взялся за мирный труд, за своё хозяйство: стал колоть дрова, стругать доски, приучать сына к труду, к мужской работе.

Как вы думаете, почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя?

По словам отца, всех героев он выдумал, поэтому они непрочные, оттого и злые. «А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».

Никита, герой рассказа Андрея Платоновича Платонова, совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.

Теоретический материал для углублённого изучения

Рассказ А. П. Платонова «Никита» был написан в 1945 году и опубликован в журнале «Мурзилка» (№ 4, № 7) и в журнале «Новый мир» № 7. Всю войну Платонов работал корреспондентом в газете «Красная звезда». Он видел жизнь и подвиги русских солдат, но больше всего его ранили судьбы детей на войне. Никита не был свидетелем боевых действий, но они повлияли на его детскую душу: мальчик боится, что чужие займут его двор и дом.

Тема рассказа – взросление ребёнка, который преодолевает страх перед окружающим миром и учится преобразовывать его.

Основная мысль: человек – творец окружающего его мира, только от него зависит, каким он будет – добрым или злым.

В рассказе поднимаются:

• проблема разлуки детей с родителями, в которой виновата война;

• проблема уязвимости детского мира, не защищённого родительской мудростью;

• проблема преображающего мир человеческого труда.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Укажите названия произведений А. П. Платонова.

«Ещё мама»

«Сухой хлеб»

«Хирургия»

«Толстый и тонкий»

«Никита»

Обучающийся должен вспомнить изученный материал и из представленных фраз выбрать несколько, в данном случае три произведения, которые написал А. П. Платонов. Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Правильные ответы: «Ещё мама», «Сухой хлеб», «Никита».

Выделение цветом

В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А. Платонова?

«Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».

«Давайте всё трудом работать, и все живые будут».

«Никита так же, как вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но нынче он ни в одном не увидел тайного человека».

«Везде есть люди, только кажутся они не людьми».

В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал на уроке и дать правильный ответ на вопрос. После прочтения списка, ученик вспоминает, что главная мысль раскрывается во втором пункте: «Давайте все трудом работать, и все живые будут». Правильный ответ нужно выделить цветом.

  • Основная мысль рассказа медный всадник
  • Сочинение по русскому языку 5 класс
  • Сочинение по русскому языку 4 класс
  • Топ 10 книг о бизнесе
  • Топ классических романов