Основная мысль рассказа музыкант бианки

30 лицей конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме в.в. бианки музыкант тема. в.бианки. музыкант. цели: учить

30 лицей

Конспект  
урока

литературного
чтения

во
2 классе

по
теме

«
В.В. Бианки «Музыкант»»

Тема. В.Бианки. «Музыкант».

Цели: Учить
работать с художественным, текстом ( формировать осмысленное, быстрое,
выразительное чтение), формировать читательскую компетентность.

Задачи урока:

Образовательные:

— познакомить детей с биографией и
творчеством В. Бианки;

— познакомить детей с рассказом
«Музыкант», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

— формировать умение логично и
аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие:

— развивать устную речь учащихся;

— развивать образное и логическое
мышление;

— расширять кругозор детей;

— развивать умение анализировать,
обобщать, сопоставлять.

Воспитательные:

— воспитание интереса к миру детской
художественной литературы и жизни талантливых людей;

— воспитание интереса к изучению природы
через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

— воспитание критического мышления.

Тип урока. Урок открытия новых знаний. Комбинированный

Методы
работы
: объяснительно –
иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,
книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для
парной работы.

Планируемые результаты :

регулятивные УУД:

1) учащиеся формулируют тему и цели урока;

2) принимают
и удерживают учебную задачу.

3) оценивают свою работу, деятельность;

4) осуществляют навык контроля и
самоконтроля при чтении .

познавательные УУД:

1.     ориентируются в учебнике, в книгах, в тексте;
анализируют предлагаемую литературу;

2.     используют логические приёмы мышления; анализируют текст для выявления мотивации,
причинно-следственных связей 
.

коммуникативные УУД:

1.     слушают, вступают в диалог, отвечают на вопросы,
рассуждают; выражают свою точку зрения, аргументируют своё мнение;

2.     формируют навыки учебного сотрудничества.

личностные УУД :

1.     осознают условия для формирования положительной
мотивации к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;

2.     воспитывают любовь и бережное отношение к животным.

Ход  урока:

I.  Самоопределение
к деятельности. Психологический настрой на урок.

-Здравствуйте, уважаемые 
гости!      Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок литературного чтения

Прозвенел уже
звонок

Начинается урок

Девиз нашей
работы:

Мы пришли сюда
учиться,

Не лениться, а
трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем
внимательно.

— Ребята,
сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

— Давайте улыбнемся друг другу. Я рада
вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость
общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. 

А у вас какое
сегодня настроение? Покажите  своё настроение: Солнышко-всё у меня будет
хорошо; солнышко и тучка — немного волнуюсь; тучка – у меня ничего не
получится.

Вижу,
что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение,
потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране
«О братьях наших меньших»

II  Актуализация знаний. Проверка
домашнего задания.

Ребята, кого называют «братьями
меньшими»?

— А какие
писатели рассказали нам о них?

— Какое домашнее задание вам было задано?

— Проверим домашнее задание.

 — Прочитайте выразительно рассказ Бориса
Житкова «Храбрый утёнок».

— Скажите, кто вам из ребят понравился
больше?

— Почему.

— Молодцы вы справились с домашней работой
хорошо! Оцените своих одноклассников.

III . Речевая разминка.

1.      Взяли листочки со слоговыми таблицами. Работаем по ним.

2.      Прочитайте скороговорку, записанную на доске:

МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ, МАЛО МЁДА МНОГО
ПЧЁЛ. СЛАЙД 1

— Прочитаем её хором медленно, быстрее,
ещё быстрее.

— Прочитаем её тихо, громко, ещё громче.

— Прочитайте её с удивлением, с радостью,
с сожалением, спокойно.

— Повторите её быстро (3 ученика называют
в быстром темпе).

IV. Мотивация к учебной деятельности.

(У доски выставка книг)  СЛАЙД 2

-Ребята, посмотрите на выставку книг, что
вы заметили? (книги одного автора В. Бианки)

— А можно догадаться, о чём писал Виталий
Валентинович Бианки? (о животных, на обложках книг нарисованы животные)

По выставке книг и по страничке учебника определите тему
нашего урока

1.     -Сегодня познакомимся с произведением Виталия
Бианки «Музыкант». (Учебник страница 142)

Биография автора:  СЛАЙД 3

 Виталий Валентинович Бианки вырос в семье учёного.
Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу,
Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их
герои –звери, птицы, растения. Он написал около трёхсот произведений. Бианки
мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о
живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить её. И мы с вами
постараемся об этом помнить всегда.

2.      Как вы думаете, о ком или о чём будет говориться в этом рассказе?

— Как называется произведение?

— Скажите
значение слова “музыкант”. (Выслушиваются ответы детей)

Музыкант
— артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся
музыкой. (словарь Ожегова)

РАБОТА СО СЛОВАРЁМ

3.     Физкультминутка 
— Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши. 
Игра «Определи музыкальный
инструмент»
(Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара,
баян, ель, труба, осина). 

V.

 Постановка учебной задачи:

— Зная тему, поставьте цель урока. 
— Цель урока: познакомиться  с творчеством В.В. Бианки; 
познакомиться с его произведением «Музыкант»; 
учиться правильно, выразительно его читать и анализировать. 

VI. Работа по теме урока.  Работа с текстом во время чтения  

а) словарная работа     СЛАЙД 4

Медвежатник –
охотник на медведя;

Завалинка –
невысокая земляная   насыпь возле избы;

Колхозник –
человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка  —
 тонкая пластинка, отколотая от дерева.

б) первичное
чтение.

Учитель — Я буду читать рассказ, а ваша задача – слушать внимательно,
после прочтения я задам вам несколько вопросов.

в) проверка
общего понимания содержания.

Учитель — Вы прослушали внимательно начало рассказа, а теперь
ответьте на вопросы:

1.     О чём я прочитала? (ответы детей).

2.     — Ответьте на вопросы усложнённого теста по
прослушанному произведению .
Тест 
1) Что делал старик, когда встретил колхозника? 
а) ловил рыбу; 
б) играл на скрипке; 
в) играл на баяне; 
2) Что сообщил колхозник старику? 
а) что он видел в лесу медведя; 
б) что он собрал много грибов; 
в) что в лесу много ягод;

3.    
3) Как поступил старик? 
а) остался сидеть на завалинке; 
б) пошёл поговорить с соседом; 
в) пошёл в лес; 
4) Какой звук услышал старик? 
а) красивый тонкий звук; 
б) как рубят деревья; 
в) пронзительный комариный писк;

4.    
5) Кого он увидел в лесу? 
а) зайца; 
б) лису; 
в) медведя.

Парная
проверка

2) — Пойдёт
старик на охоту или нет? (ответы детей). РАБОТА СО СЛОВАРЁМ (ЛЕС)
СЛАЙД 5

Лес – это природное сообщество, в котором уживаются
вместе деревья, кустарники, травы, насекомые, птицы, звери.

Стихотворение
о лесе, сообщение о медведе. (  СТЕПАН, ДАША)

а) Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои! 

б) СЛАЙД 6   Бурые медведи
живут и на равнинах, и в горах, в глухих лесах. Они отличные охотники, но часто
питаются лесными ягодами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу.
Медведь — большой любитель мёда: даже укусов пчёл не боится, лишь бы
полакомиться.

Осенью зверь заботится о берлоге, где
можно поспать до весны.

Говорят, что зимой медведь лапу сосёт. Да
и не сосёт он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах,
они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

Следы бурых медведей можно иногда спутать
с человеческими следами. За развалистую походку прозвали медведя косолапым.
Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь.

3.     Чтение 4 части

а) Отработка
техники чтения- чтение  в пол голоса (СТР 144, 1 абзац)

б) Чтение про
себя(СТР 144, ДИАЛОГ)

 в) Чтение
вместе с учителем ( БУКСИР)

б) Беседа по части 

Что услыхал старик в лесу? (звук «Дзенн»).

-С чем сравнивает автор этот звук? (Он
сравнивает его со струной
.)

-Как об этом пишет автор? (Как струна
пропела.)

-Как вы понимаете словосочетание «красивый
звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.)

-Что увидел старик на опушке леса? Ответ
найдите в тексте и прочитайте. (Старик и видит: на опушке разбитое грозой
дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…)

-Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул
щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук.)

 -Как поступит старик с медведем?

VII Физкультминутка

Топай, мишка ,хлопай ,мишка,

Покружись со мной, братишка,

Руки вверх ,вперёд и вниз

Улыбнись и садись.

 VIII. 
Продолжение работы по теме урока

1). Составление плана рассказа.          Слайд 7. Слайд 8

-Дети, давайте составим план рассказа
«Музыкант». На слайде выберите подходящие названия для каждой части рассказа.

План рассказа
«Музыкант».

1 часть. Старый
медвежатник любил музыку.

2 часть. Старик
пошёл охотиться на медведя.

3 часть.
Медведь – музыкант.

4 часть.
Охотник пожалел медведя.

2)
 Чтение рассказа учащимися вслух  по частям и пересказ по опорным
словам.

Слайды 9 –
12.

1 часть:
медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь.

2 часть: лес,
 не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзенн!», удивился, пошёл, опушка.

3 часть:
подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает.

4 часть:
вечером,  мимо, опять, одну струну, не убил,  музыкант, рассказал.

3) Дополнительное
задание  к рассказу «Музыкант». Слайды
13, 14, 15

а) работа в
парах, в группах

— Перед вами
листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить
подходящие предлоги.

Старый
медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал
ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

Старик отложил
скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть
… пенёк. Вдруг слышит —  … глубины леса доносится красивый звук.
 Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит
медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка
задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже
заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл
… леса домой.  Разве можно … такого музыканта стрелять!

IX Закрепление нового
материала.

1)
Выборочное чтение.

— Найдите в
рассказе и докажите, что старик любил музыку.(с. 142, 1 абзац).

— Как старик
услышал звуки доносившееся из леса? (с. 142 последний абзац).

— Как медведь
играл на щепках? (с.143.)

— Как медведь
слушал музыку? (с. 143).

— Как оценил
старик игру музыканта? (с.143).

 2)
Анализ произведения

 
 
— Определите жанр произведения.

 
 
— Это рассказ. Это небольшое по
объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае
из жизни старика.

 
 
— Кого автор называет музыкантом?

 
 
— Автор называет музыкантом
старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.

 
 
— Кто же является главным действующим лицом из этих двух
музыкантов?

 
 
— Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все
события рассказа.

 
 
— И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

 
   
(Слушаются ответы учащихся).

 
 
— Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес.
Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать

так,
чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости
сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

 
  
— Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой
приём художественной изобразительности текста.

 
  
— Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

 
  
— «Дзенн»- это звукоподражание.

X  Рефлексия. (да + или нет — )

1. Старик медвежатник играл на балалайке?
(-) НА СКРИПКЕ

2. Знакомый колхозник видел в лесу волка?
(-) МЕДВЕДЯ.

3. Старик присел отдохнуть на пенёк?
(+).                                                           

4. Звук, который услышал старик слышался с
опушки? (+)

5. Медведь сидел на дереве? (-) ПОД
ДЕРЕВОМ.

6. Старик убил медведя? (-)

— Поменяйтесь заданиями  и проверяем. (Я
читаю, дети по одному отвечают).

— Оцените себя с помощью смайликов

— Встаньте те , у кого всё верно! МОЛОДЦЫ!

— Что нового и
интересного для себя вы сегодня узнали?

XI. Домашнее задание: чтение и пересказ рассказа
«Музыкант»

Итог:

— Что
поучительное вы взяли для себя из этого рассказа? (быть наблюдательным, любить
природу, беречь её, находить и замечать в природе необычное)

— Если урок
научил вас быть чуточку добрее, значит, вместе с рассказами об»братьях
наших меньших» мы прониклись в мир милосердия, сострадания

— Довольны ли
вы своей работой на уроке? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

— Нарисуйте
выражения ваших лиц на солнышках (Грустное или веселое)

В природе столько красоты 
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.


Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи
,
Поют перепела…

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь 
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В.
Чижов)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30

ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А. АМАТУНИ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по литературному чтению

2-В
класс

В.В. Бианки «Сова».
Главная мысль произведения.
Составление рассказа по рисункам.

image001

Учитель:

Ловыгина
Юлия Валентиновна                         (специалист)

г. Симферополь, 2019год

Класс
– 2-В

Предмет
– Литературное чтение

Дата
– 13.12.2019г.


52 Тема –
В.В. Бианки «Сова». Главная мысль
произведения. Составление рассказа по рисункам.
Тип: изучение новых знаний

Цели: продолжить
знакомство с творчеством В.В. Бианки; определять жанр произведения; составлять
план текста; составлять рассказ по рисункам;
развивать навыки выразительного, беглого
чтения; обогащать
словарный
запас; развивать умения анализировать поступки
героев.

Планируемые результаты: 

Предметные: знать
произведения о животных; определять жанр произведения; подробно пересказывать
текст по плану и рисункам; уметь находить в тексте слова и выражения; уметь
находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы.

Метапредметные: анализировать
художественное произведение в объеме полученных знаний; участвовать в работе
пары, группы; востанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения.

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений о животных; осознавать, что
необходимо проявлять заботу о животных.

Оборудование:  учебник,
карточки с деформированным текстом, иллюстрации к сказке.

Ход урока

I.                 
Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
начинаем разговор.

П. Речевая разминка.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях —

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

·                    
Прочитайте стихотворение
медленно.

·                    
Начните читать медленно и
постепенно ускоряйте темп.

·                    
Начните читать быстро и
постепенно замедляйте темп.

·                    
Прочитайте с раздражением
(еще: весело, с удивлением, сожалением, восхищением).

·                    
Прочитайте выразительно.

III. Актуализация знаний.

Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что
вы можете о нем рассказать? 

·                    
Виталий Валентинович
Бианки 
вырос в семье известного
ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге,
Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе,
героями которых являются звери, птицы, растения.

·                    
  (Когда В.В.
Бианки был такого же возраста как и мы, он часто гулял по лесу вместе с отцом,
который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери
и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.)

·                    
А какие произведения Бианки вы
уже читали? («Музыкант»)

·                    
— Что объединяет все
произведения В.В. Бианки?

Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны.
Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу,
чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет
права нарушать это равновесие.

ΙV. Сообщение темы и цели урока.

— Эту взаимосвязь природы и человека В.В. Бианки показал в
следующем своем произведении.

— Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

Всю ночь летает — мышей добывает,

а станет светло — спать летит в дупло.

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

·                    
Тема нашего урока «В.В. Бианки
«Сова».

Какая нам предстоит работа?

Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

На доске:

Узнаем…….

Научимся….

V. Подготовка к восприятию нового материала.

Чтение слов (запись на доске):

·                    
от-ча-ян-ная – отчаянная;

·                    
хо-ро-нишь-ся – хоронишься
(прячешься, таишься);

·                    
сто-ро-нишь-ся – сторонишься;

·                    
рас-сер-ди-лась –
рассердилась;

·                    
пе-ре-кли-ка-ют-ся –
перекликаются;

·                    
за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;

·                    
стар – старик – стариковом.

VI. Первичное знакомство с текстом.

— Предлагаю вам
посмотреть маленькую инсценировку.

1 часть: автор – учитель,
старик – Адаменко Рома, сова – Рыбалко Катя

— Хотите узнать
продолжение этой истории? Откройте учебник на странице 146 и найдите последний
абзац. Приготовьте простой карандаш. (Будем делать пометку, где заканчивается
часть.) Начинаем читать со 2 — ой части.

(2-4 части чтение
подготовленными детьми или хорошо читающими)

2 часть – Пехтерев Артем,
3 часть – Добровичан Ангелина 4 часть – Голышева Ксения

5 часть — читает учитель

 Проверка первичного
восприятия.

— Какое произведение В.
В. Бианки мы прочитали? («Сова»)

— Какие герои нам встретились? (Сова,
Старик, шмели, мыши, корова)

— К какому жанру вы бы
отнесли это произведение: рассказ, сказка, быль? (сказка)

(Прикрепляю на доску
карточку «сказка».)

— А почему вы так решили?

— Обыкновенная это сказка
или она содержит в себе что-то познавательное, научное?

— О чем вы узнали из этой
сказки? (О повадках животных, явлениях природы)

-Такой материал, из
которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется
познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной
сказки – познавательную сказку.

VII.   Физкультминутка

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

VIII. Закрепление
нового материала

1.                
Обсуждение рассказа

·                    
Почему сова рассердилась на
старика? Найдите и прочитайте в тексте.

·                    
Что же произошло, когда сова
перестала летать на луг?

·                    
Что стали делать мыши?

·                    
Почему шмели нужны лугу?

·                    
Что произошло с клевером на
лугу?

·                    
Кому был необходим клевер?

·                    
Что произошло с коровой?

— Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.

1 ряд — стр. 147, 2 ряд — стр.148 начало, 3 ряд – стр.148
середина.

1.                
Гляди, как бы худа не вышло:
мыши-то, говорят, на охоту пошли.

2.                
Гляди, как бы хуже не вышло:
все шмели твои разлетелись.

3.                
Гляди, как бы хуже не вышло:
не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

— Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай
идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях.)

— Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай
белить.)
 Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)

— Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было
питаться.)

      2. Работа
в группах.
 Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

·                    
Рассердилась сова, никуда из
дупла не летит.

·                    
Сидит Старик, чай пьет.

·                    
Стала Корова тощать, стала
молока сбавлять.

·                    
Шмели гудят, с луга прочь
летят.

·                    
Простила Сова Старика и
полетела на луг мышей ловить.

·                    
Мыши по лугу рыщут, шмелиные
гнёзда ищут.

·                    
Пошел Старик Сове кланяться.

Расположение картин на доске в правильной последовательности

ΙX. Рефлексия.

Закончите предложения:

·                    
Сегодня я узнал ….

·                    
Было интересно ….

X.    Итог урока

— Над каким произведением работали?

— Какого жанра? Чему нас учит произведение В. Бианки?

    
Научила сова чему-нибудь
старика?

    
Какой вывод можно сделать из
прочитанного рассказа? (Животные
помогают человеку, а человек должен помо­
гать животным.)

Домашнее задание

Выразительно
читать сказку.

Подготовиться
к чтению по ролям.

Проект урока.

Автор: Муталлапова А.С..

УМК «Школа России».

Учебник: Л.Ф. Климанова. В.Г. Горецкий,
М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.

Урок во 2 классе

Тема. В.Бианки. «Музыкант».

Место данного урока : изучается
в разделе о братьях наших меньших за курс литературного чтения  2 класса

Ценность данного урока: развивать речь, формировать интерес к изучению
природы; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Цели: познакомить
учащихся с произведением  В.В.  Бианки«Музыкант»,  развитие речи, мышления,
интереса к изучению природы;  воспитание любви и бережное отношение к
животным;  понять глубину содержания этого произведения.

Задачи:

-учить учащихся плавному чтению целыми словами;

-формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, при
выразительном чтении передавать эмоциональный настрой персонажа, находить
отрывки в тексте по заданию учителя;

-развивать творческое мышление, обогащать словарный запас;

-составление плана рассказа

-воспитывать любовь к природе, учить видеть ее красоту;

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Регулятивные УУД:

-учащиеся формулируют тему урока;

-формировать умение составлять план прочитанного произведения.

-оценивают свою работу, деятельность;

— осуществляют навык контроля и самоконтроля при чтении .

Познавательные УУД

Действие со
знаково-символическими средствами

Построение логической
цепи

Личностные УУД:

-Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать
сущность поведения героя, самостоятельно делать выводы.

Метапредметные УУД:

 -Учить учащихся высказывать свое предположение (версию) на основе
работы с художественным текстом;

-Формировать умение коллективно составлять план для пересказа
литературного произведения.

Коммуникативные УУД:

-Формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и
уступать;

-Формировать умение договариваться, находить общее решение;

-Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к
другу во время работы
.

Познавательные УУД

Действие со
знаково-символическими средствами

Построение логической
цепи.

Тип урока. Урок
открытия новых знаний.

Методы работы:
объяснительно – иллюстративные, словесные, фронтальные.

Технологии: 

-технология
личностно-ориентированного обучения.
(формировать
и развивать интеллект и речь учеников, развивать  творческое мышление)

Оборудование: компьютер,
проектор, экран, колонки, раздаточный материал


Структура урока усвоения новых знаний:

-Организационный этап.

-Актуализация знаний.

-Определение темы . постановка цели.

-Первичное
знакомство с тестом.

-Составление графической модели плана текста.

-Проведение итогов

-Рефлексия

Ход  урока:

Организационный этап

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости,
давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте, уважаемые гости!

-Добро пожаловать на урок литературного чтения!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Я рада вас видеть ребята, и думаю , что урок принесет нам всем
радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

 
Актуализация знаний

Вижу, что вы готовы к работе. И мы продолжаем сегодня с вами изучать
раздел «О братьях наших меньших». Какие произведения каких авторов
вы  прочитали? (Михаил Пришвин «Ребята и утята», Евгений Чарушин «Страшный
рассказ», Борис Житков «Храбрый утёнок»).

-Сегодня мы с вами познакомимся с произведением еще одного автора,
который писал о животных.

Это Виталий Бианки.

Определение темы . Постановка цели.

(Показываю
фото на СЛАЙДЕ 1)


этом году исполнилось 125 лет со дня рождения  писателя.


Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто
ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за
животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи
пригодились ему, когда он стал  писателем.

-Автор
нашего произведения Витали Бианки.


Как будет называться узнаем чуть позже.

-Сейчас
давайте послушаем музыку.

(ВКЛЮЧАЮ
МУЗЫКУ)


Какой музыкальный инструмент звучал наиболее ярче?

-Какие
еще знаете музыкальные инструменты?  (Ответы учащихся)

-Дети,
кто играет на этих музыкальных  инструментах? (Музыкант)  (после ответа
ПОВЕСИТЬ НА ДОСКЕ)

— А в словаре Ожегова  так и говориться:

Музыкант
— артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся
музыкой.

-Ребята
как будет называться наше произведение?  (Музыкант)

-Тема
нашего сегодняшнего урока произведение В. Бианки «Музыкант». (На доске)

-Исходя 
из темы давайте определим цель.

-Какая
у нас будет цель?
(Ответы учащихся)

-Что
бы вы хотели узнать?
 (Ответы учащихся)

-Как 
вы думаете о чем  пойдет речь в этом произведении? Вам, наверное, интересно, о
чем?
(Ответы учащихся)

-Как вы думаете животные могут быть музыкантами?  (Ответы
учащихся)

 -Поднимите руки те, кто думает, что они могут быть музыкантами? 

-А теперь поднимают руки те, кто думает, что они не могут быть
музыкантами?

-Наши мнения разделились. Это вопрос нашего урока. И в конце мы
узнаем ответ на него.

Первичное
знакомство с тестом


Сейчас познакомимся с произведением  В. Бианки «Музыкант». Откройте цчебник,
стр. 142. Найдите рассказ.

Я
вам включу аудиозапись. Вы будете слушать и следить.

(Когда
будем слушать прерываю и задаю вопросы)

-Вот
мы познакомились  с произведением.

-Ребята,
в произведении нам встретились незнакомые слова. Давайте мы их разберем.

Словарная работа  (СЛАЙД 2)

Медвежатник – охотник на медведя;

Завалинка – невысокая земляная   насыпь возле избы;

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка  —  тонкая пластинка, отколотая от дерева.

Физминутка.

Сейчас
встанем и сделаем физкульминутку.

Топай, мишка (топаем
ногами)

Хлопай, мишка (хлопаем в
ладоши)

Приседай со мной,
братишка(приседаем)

Лапы вверх, вперед и вниз
(движения руками)

Улыбайся и садись.

Составление графической модели плана текста.

-У каждого из вас есть
листочки, там мы с вами будем составлять план и рисовать его графическую модель.

Давайте мы сейчас
возьмем карандаши и в середине нарисуем старика. Это наш главный герой.

-Наш текст мы разделим на 4 части

-Давайте разберем 1 часть.

Вопросы по 1 части:

— Любил ли старик музыку?
(Найдите мне строчки доказывающие ваш ответ)

— На чем играл старый
медвежатник?

— Что сказал ему
колхозник?

-Как мы можем назвать эту
часть произведения?

1 часть. Итог. Старый медвежатник любил музыку (СЛАЙД 3)  (Рисуем скрипку)

-Как мы можем графически это изобразить?

Вопросы по 2 части:

— Зачем медвежатник пошел
в лес?

— Что услышал охотник в
лесу?

— И на что был похож этот
звук?

— Найди в тексте
описание, прочитайте (дети ищут и находят)

2 часть. Итог. «Старик
пошёл охотиться на медведя»
(СЛАЙД 3)  (Рисуем ружье)

Вопросы по 3 части:

— Что же увидел охотник
на опушке?

— Рассмотрите иллюстрацию
на стр  144 (дети рассматривают)

— Кого вы видите? Что он
делает?

— Найдите в тексте
отрывок, который соответствует этой картинке.

— Как оценил охотник
пение щепки? (хорошо поет щепка)

3 часть. Итог.  «Медведь —
музыкант»
(СЛАЙД 3)  (медведь, ноты)

Чтение
4 части по ролям.

— Какие
действующие лица в 4 части? (автор, колхозник, старик-охотник,.)

-Кто за автора? За
Колхозника? За старика?

Вопросы после прочтения:

— Почему охотник
не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Любовь к
прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю –медведю)


Верно дети, человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен
совершить плохой поступок.

4
часть. Итог. Охотник пожалел медведя (любовь к музыке не позволила ему убить
медведя)
(СЛАЙД 3) 

-Как  можем
графически это изобразить?  (сердце)

-Посмотрите на
нашу графическую модель и скажите: Как она может вам пригодиться? (при
подготовке к пересказу)

Подведение итогов урока.

На доске пословица Красив
тот, кто красиво поступает.  

— К какому герою рассказа
может подойти эта пословица?

—Как вы относитесь к
поступку охотника?

– Как вы думаете, почему автор назвал свой
рассказ «Музыкант»? ( Хотя ни тот, ни другой не умели играть, но любили
музыку.  Медведь играл на щепке, это необычное явление в природе).

– Какой же был авторский замысел? (Он
хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя
убивать.)

— А что бы вы взяли для
себя из этого рассказа?

1.животных будем беречь

2.относиться к природе
бережно

-И  главная мысль нашего рассказа
он учит быть наблюдательными, любить и беречь природу, охранять и помогать
животным, т.к. они братья наши меньшие.

-Кого автор назвал музыкантом? (и Старика и медведя, хотя они не умели
играть, но любили музыку).

-Давайте вернёмся к вопросу нашего урока?  Могут ли
животные  быть музыкантами?)

-Мы нашли на него ответ?  (Да, животные могут
быть музыкантами)

Рефлексия

-Что вы для себя узнали?

-Что больше всего понравилось?

-Как вы оцениваете свою работу на нашем уроке? (Смайлики)

— Вы очень старались и вы большие молодцы.

-Мне особенно хотелось отметить ____________ и оценивать их работы на
отлично.

— Всем большое спасибо!

Тема:В.Бианки. «Музыкант».

Цели: Учить
работать с художественным, текстом ( формировать осмысленное, быстрое,
выразительное чтение), формировать читательскую компетентность.

Задачи урока:

Образовательные:

— познакомить детей с биографией и
творчеством В. Бианки;

— познакомить детей с рассказом
«Музыкант», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

— формировать умение логично и
аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие:

— развивать устную речь учащихся;

— развивать образное и логическое
мышление;

— расширять кругозор детей;

— развивать умение анализировать,
обобщать, сопоставлять.

Воспитательные:

— воспитание интереса к миру детской
художественной литературы и жизни талантливых людей;

— воспитание интереса к изучению природы
через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

— воспитание критического мышления.

Тип урока. Урок открытия новых знаний. Комбинированный

Методы
работы
: объяснительно –
иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,
книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для
парной работы.

Планируемые результаты :

регулятивные УУД:

1) учащиеся формулируют тему и цели урока;

2) принимают
и удерживают учебную задачу.

3) оценивают свою работу, деятельность;

4) осуществляют навык контроля и
самоконтроля при чтении .

познавательные УУД:

1.     ориентируются в учебнике, в книгах, в тексте;
анализируют предлагаемую литературу;

2.     используют логические приёмы мышления; анализируют текст для выявления мотивации,
причинно-следственных связей 
.

коммуникативные УУД:

1.     слушают, вступают в диалог, отвечают на вопросы,
рассуждают; выражают свою точку зрения, аргументируют своё мнение;

2.     формируют навыки учебного сотрудничества.

личностные УУД :

1.     осознают условия для формирования положительной
мотивации к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;

2.     воспитывают любовь и бережное отношение к животным

Ход  урока:

I.  Самоопределение
к деятельности. Психологический настрой на урок.

-Здравствуйте, уважаемые 
гости!      Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок литературного чтения

Прозвенел уже
звонок

Начинается урок

Девиз нашей
работы:

Мы пришли сюда
учиться,

Не лениться, а
трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем
внимательно.

— Ребята,
сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

— Давайте улыбнемся друг другу. Я рада
вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость
общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. 

А у вас какое
сегодня настроение? Покажите  своё настроение: Солнышко-всё у меня будет
хорошо; солнышко и тучка — немного волнуюсь; тучка – у меня ничего не
получится.

Вижу,
что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение,
потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране
«О братьях наших меньших»

II  Актуализация знаний. Проверка
домашнего задания.

Ребята, кого называют «братьями
меньшими»?

— А какие
писатели рассказали нам о них?

— Какое домашнее задание вам было задано?

— Проверим домашнее задание.

 — Прочитайте выразительно рассказ Бориса
Житкова «Храбрый утёнок».

— Скажите, кто вам из ребят понравился
больше?

— Почему.

— Молодцы вы справились с домашней работой
хорошо! Оцените своих одноклассников.

III . Речевая разминка.

1.      Взяли листочки со слоговыми таблицами. Работаем по ним.

2.      Прочитайте скороговорку, записанную на доске:

МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ, МАЛО МЁДА МНОГО
ПЧЁЛ. СЛАЙД 1

— Прочитаем её хором медленно, быстрее,
ещё быстрее.

— Прочитаем её тихо, громко, ещё громче.

— Прочитайте её с удивлением, с радостью,
с сожалением, спокойно.

— Повторите её быстро (3 ученика называют
в быстром темпе).

IV. Мотивация к учебной
деятельности.

(У доски выставка книг)  СЛАЙД 2

-Ребята, посмотрите на выставку книг, что
вы заметили? (книги одного автора В. Бианки)

— А можно догадаться, о чём писал Виталий
Валентинович Бианки? (о животных, на обложках книг нарисованы животные)

По выставке книг и по страничке учебника определите тему
нашего урока

1.     -Сегодня познакомимся с произведением Виталия
Бианки «Музыкант». (Учебник страница 142)

Биография автора:  СЛАЙД 3

 Виталий Валентинович Бианки вырос в семье учёного.
Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу,
Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их
герои –звери, птицы, растения. Он написал около трёхсот произведений. Бианки
мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о
живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить её. И мы с вами
постараемся об этом помнить всегда.

2.      Как вы думаете, о ком или о чём будет говориться в этом рассказе?

— Как называется произведение?

— Скажите
значение слова “музыкант”. (Выслушиваются ответы детей)

Музыкант
— артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся
музыкой. (словарь Ожегова)

РАБОТА СО СЛОВАРЁМ

3.     Физкультминутка 
— Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши. 
Игра «Определи музыкальный
инструмент»
(Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара,
баян, ель, труба, осина). 

V.

 Постановка учебной задачи:

— Зная тему, поставьте цель урока. 
— Цель урока: познакомиться  с творчеством В.В. Бианки; 
познакомиться с его произведением «Музыкант»; 
учиться правильно, выразительно его читать и анализировать. 

VI. Работа по теме урока.  Работа с текстом во время чтения  

а) словарная работа     СЛАЙД 4

Медвежатник –
охотник на медведя;

Завалинка –
невысокая земляная   насыпь возле избы;

Колхозник –
человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка  —
 тонкая пластинка, отколотая от дерева.

б) первичное
чтение.

Учитель — Я буду читать рассказ, а ваша задача – слушать внимательно,
после прочтения я задам вам несколько вопросов.

в) проверка
общего понимания содержания.

Учитель — Вы прослушали внимательно начало рассказа, а теперь
ответьте на вопросы:

1.     О чём я прочитала? (ответы детей).

2.     — Ответьте на вопросы усложнённого теста по прослушанному
произведению .
Тест 
1) Что делал старик, когда встретил колхозника? 
а) ловил рыбу; 
б) играл на скрипке; 
в) играл на баяне; 
2) Что сообщил колхозник старику? 
а) что он видел в лесу медведя; 
б) что он собрал много грибов; 
в) что в лесу много ягод;

3.    
3) Как поступил старик? 
а) остался сидеть на завалинке; 
б) пошёл поговорить с соседом; 
в) пошёл в лес; 
4) Какой звук услышал старик? 
а) красивый тонкий звук; 
б) как рубят деревья; 
в) пронзительный комариный писк;

4.    
5) Кого он увидел в лесу? 
а) зайца; 
б) лису; 
в) медведя.

Парная
проверка

2) — Пойдёт
старик на охоту или нет? (ответы детей). РАБОТА СО СЛОВАРЁМ (ЛЕС)
СЛАЙД 5

Лес – это природное сообщество, в котором уживаются
вместе деревья, кустарники, травы, насекомые, птицы, звери.

Стихотворение
о лесе, сообщение о медведе. (  СТЕПАН, ДАША)

а) Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои! 

б) СЛАЙД 6   Бурые медведи
живут и на равнинах, и в горах, в глухих лесах. Они отличные охотники, но часто
питаются лесными ягодами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу.
Медведь — большой любитель мёда: даже укусов пчёл не боится, лишь бы
полакомиться.

Осенью зверь заботится о берлоге, где
можно поспать до весны.

Говорят, что зимой медведь лапу сосёт. Да
и не сосёт он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах,
они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

Следы бурых медведей можно иногда спутать
с человеческими следами. За развалистую походку прозвали медведя косолапым.
Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь.

3.     Чтение 4 части

а) Отработка
техники чтения- чтение  в пол голоса (СТР 144, 1 абзац)

б) Чтение про
себя(СТР 144, ДИАЛОГ)

 в) Чтение
вместе с учителем ( БУКСИР)

б) Беседа по части 

Что услыхал старик в лесу? (звук «Дзенн»).

-С чем сравнивает автор этот звук? (Он
сравнивает его со струной
.)

-Как об этом пишет автор? (Как струна
пропела.)

-Как вы понимаете словосочетание «красивый
звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.)

-Что увидел старик на опушке леса? Ответ
найдите в тексте и прочитайте. (Старик и видит: на опушке разбитое грозой
дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…)

-Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул
щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук.)

 -Как поступит старик с медведем?

VII Физкультминутка

Топай, мишка ,хлопай ,мишка,

Покружись со мной, братишка,

Руки вверх ,вперёд и вниз

Улыбнись и садись.

 VIII. 
Продолжение работы по теме урока

1). Составление плана рассказа.          Слайд 7. Слайд 8

-Дети, давайте составим план рассказа
«Музыкант». На слайде выберите подходящие названия для каждой части рассказа.

План рассказа
«Музыкант».

1 часть. Старый
медвежатник любил музыку.

2 часть. Старик
пошёл охотиться на медведя.

3 часть.
Медведь – музыкант.

4 часть.
Охотник пожалел медведя.

2)
 Чтение рассказа учащимися вслух  по частям и пересказ по опорным
словам.

Слайды 9 –
12.

1 часть:
медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь.

2 часть: лес,
 не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзенн!», удивился, пошёл,
опушка.

3 часть:
подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает.

4 часть:
вечером,  мимо, опять, одну струну, не убил,  музыкант, рассказал.

3) Дополнительное
задание  к рассказу «Музыкант». Слайды
13, 14, 15

а) работа в
парах, в группах

— Перед вами
листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить
подходящие предлоги.

Старый
медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал
ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

Старик отложил
скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть
… пенёк. Вдруг слышит —  … глубины леса доносится красивый звук.
 Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит
медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка
задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже
заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл
… леса домой.  Разве можно … такого музыканта стрелять!

IX Закрепление нового
материала.

1)
Выборочное чтение.

— Найдите в
рассказе и докажите, что старик любил музыку.(с. 142, 1 абзац).

— Как старик
услышал звуки доносившееся из леса? (с. 142 последний абзац).

— Как медведь
играл на щепках? (с.143.)

— Как медведь
слушал музыку? (с. 143).

— Как оценил
старик игру музыканта? (с.143).

 2)
Анализ произведения

 
 
— Определите жанр произведения.

 
 
— Это рассказ. Это небольшое по
объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае
из жизни старика.

 
 
— Кого автор называет музыкантом?

 
 
— Автор называет музыкантом
старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.

 
 
— Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

 
 
— Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все
события рассказа.

 
 
— И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

 
   
(Слушаются ответы учащихся).

 
 
— Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес.
Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать

так,
чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости
сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

 
  
— Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой
приём художественной изобразительности текста.

 
  
— Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

 
  
— «Дзенн»- это звукоподражание.

X  Рефлексия. (да + или нет — )

1. Старик медвежатник играл на балалайке?
(-) НА СКРИПКЕ

2. Знакомый колхозник видел в лесу волка?
(-) МЕДВЕДЯ.

3. Старик присел отдохнуть на пенёк?
(+).                                                           

4. Звук, который услышал старик слышался с
опушки? (+)

5. Медведь сидел на дереве? (-) ПОД
ДЕРЕВОМ.

6. Старик убил медведя? (-)

— Поменяйтесь заданиями  и проверяем. (Я
читаю, дети по одному отвечают).

— Оцените себя с помощью смайликов

— Встаньте те , у кого всё верно! МОЛОДЦЫ!

— Что нового и
интересного для себя вы сегодня узнали?

XI. Домашнее задание: чтение и пересказ рассказа
«Музыкант»

Итог:

— Что
поучительное вы взяли для себя из этого рассказа? (быть наблюдательным, любить
природу, беречь её, находить и замечать в природе необычное)

— Если урок
научил вас быть чуточку добрее, значит, вместе с рассказами об»братьях
наших меньших» мы прониклись в мир милосердия, сострадания

— Довольны ли
вы своей работой на уроке? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

— Нарисуйте
выражения ваших лиц на солнышках (Грустное или веселое)

В природе столько красоты 
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.


Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи
,
Поют перепела…

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь 
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В.
Чижов)

Бианки «Сова» главная мысль. Чему учит?

polyarnaya sova belayaПолезное

Главная мысль сказки «Сова» Бианки:

Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи! Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Чему учит рассказ «Сова» Бианки?

Этот рассказ учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.
Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.

Жанр — сказка
Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Главные герои «Сова» Бианки:

  • Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  • Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

«Сова» для читательского дневника

Дед пил чай с молоком и обидел сову, сказав, что не хочет с ней дружить
Сова обиделась на старика и улетела. А мыши увидели, что их никто не ловит и вышли на разбой, гнезда шмелей начали разорять. Мыши разорили все гнезда шмелей. Шмели улетели с поля и перестали клевер опылять. Не стало клевера у деда, а у коровы пропало молоко.
Пошел старик на поклон к сове, прощение просить.
Сова простила дела и отправилась на охоту, мыши разбежались, шмели вернулись, клевер уродился. У коровы молоко снова появилось. Старику снова мог пить чай с молоком и с Совой дружить. Жили они рядом в мире и согласии, не обижая друг дргуа.

Сочинения по произведению «Сова» Бианки

Через сказку «Сова» В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Сочинения по произведению «Сова» Бианки

Анализ сказки «Сова»

Главные герои познавательной сказки Виталия Валентиновича Бианки «Сова» старик и сова. Однажды сидит старик и пьет чай с молоком. Около его окна пролетает сова, здоровается со стариком и называет его другом.

Однако старик отвергает дружбу птицы, он говорит ей, что они не товарищи. Обиделась сова. Она не стала летать над полем старика. Этому обрадовались мыши. Так как сова перестала быть их угрозой, она начали разорять шмелиные гнезда. Насекомые улетели на другое поле.

После того как шмели покинули луг старика, клевер остался без опылителей и перестал расти. Корова старика, которая питалась кл6евером, без него стала худеть. Ее молоко сделалось жидким и невкусным.

Тогда понял старик, что зря обидел сову. Пошел к ней просить прощение. Простила его птица и полетела на поле пугать мышей. Мыши попрятались в свои норы. Тогда вернулись шмели в свои норы на стариковом поле и снова стали носить пыльцу с цветка на цветок. Молоко у коровы сделалось вкусным и полезным. Пьет старик чай с молоком и сову в гости к себе зовет.

Сказка Бианки «Сова» несет в себе поучительный смысл. Старик отвергает дружбу птицы, не понимая того, что сова помогает ему.

Как и многие сказки, произведение Бианки несет в себе сказочные приемы: повторы, присказки, звери разговаривают. Наряду с этим, в сказке «Сова» содержится много достоверного и правдивого. Из произведения Бианки читатель узнает о взаимосвязях в природе.

Если разрушить хотя бы одну такую связь, окружающая действительность сразу же начинает меняться, нарушается существующее равновесие. Изменения в сказке показываются на примере отказа совы пугать мышей. После того, как сова перестала летать на поле старика, молоко у коровы испортилось.

На первый взгляд эти два явления никак не могут быть связаны между собой. Однако автор проводить четкую связь между ними, позволяя читателю также понять механизмы, действующие в природе. Сказка Бианки содержит много поучительной и интересной информации о поведении животных, о круговороте явлений, которые происходят в природе.

О чем сказка Бианки – сюжет

Один старик пил чай. Да не просто на воде, а с молоком. Мимо пролетала сова. Она поздоровалась со стариком и назвала его другом. Старик обиделся, ведь сова от солнца и людей прячется, поэтому и другом ему не может быть.

Сова тоже рассердилась и пригрозила, что больше не будет по ночам к старику на луг летать и мышей истреблять.

Настала ночь. Мыши на лугу радуются, что совы не видать. Старик же не переживает, ведь мыши корову не утащат, вреда не сотворят.

А мыши тем временем шмелей ловят, гнезда их разрушают. Шмели разлетелись. Некому клевер опылять. Коровы мычат, хотят клеверу поесть, но нет его.

Стали коровы худеть, и молоко плохим стало. Пригорюнился старик, не с чем ему чай пить. На соседних полях шмели гудят, а поле старика словно позабыли.

Понял старик, что пока сова всех мышей не истребит, не вернутся шмели, не зацветет клевер, не будут коровы молоко давать. Обратился он к сове за помощью. Сова полетела на поле, мыши тут же спрятались. Вернулись шмели, стали клевер опылять.

Коровы начали клевер есть, у них появилось молоко. А старик опять начал чай с молоком пить, хвалить сову и зазывать ее к себе в гости.

Идея сказки выражена в следующей пословице: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”.

Сочинение о сказке Бианки

Сказочный рассказ «Сова» Бианки учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе.

Произведение также учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым. Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.

Жанр — сказка. Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы.

Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Главные герои «Сова» Бианки:

  • Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  • Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи!

Мне понравился этот рассказ, потому что в нем дано описание взаимосвязей в природном сообществе луга. Оказывается, от совы зависит, уродится ли клевер на лугу, хотя она только мышей ест. Мне очень понравилась умная сова, которая знала, что старику в любом случае без нее не обойтись.

Читайте также: Скалозуб – характеристика героя комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Рассказ учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.

Бианки Виталий сказка «Сова»

Читательский дневник по сказке «Сова» Виталия Бианки

Автор: Бианки, Виталий Валентинович

Название произведения: «Сова»

Число страниц: 3

Жанр: сказка о животных.

Главные герои: старик, сова.

Второстепенные герои: мыши, шмели, корова.

Характеристика главных героев:

Сова — мудрая и умная птица.

Не раз предупреждала старика о беде, но он её не слушал.

Старик — глупый и наивный.

Не захотел дружить с совой и не слушал её советов.

Из-за своей гордости и пострадал.

Характеристика второстепенных героев:

Мыши, корова, шмели — зависят друг от друга.

Краткое содержание сказки «Сова»

Любил один старик побелить чай молоком.

Но повздорил он как-то с соседкой Совой.

Рассердилась Сова и перестала летать по ночам на поле старика и ловить там мышей.

А мыши стали ночами бегать по полю, гнёзда шмелей разорять.

Улетели шмели с поля.

Не уродился без шмелей клевер.

Нечего стало есть корове.

Исчезло у неё молоко.

Пришлось старику просить прощения у совы.

Стала сова мышей ловить, вернулись шмели, расцвёл клевер.

Дала корова молоко, и стал старик чай белить.

План рассказа:

  1. Ссора старика и совы.
  2. Наглые мыши.
  3. Улетевшие шмели.
  4. Исчезновение клевера.
  5. Отсутствие молока.
  6. Прощение.
  7. Всё становится как прежде.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по сказке «Сова» Виталия Бианки

Основная мысль рассказа «Сова»

Главная мысль рассказа в том, что всё в природе взаимосвязано.

Основная идея рассказа в том, что нельзя нарушать природные связи.

Чему учит рассказ

Сказка учит бережно относиться к природе, не нарушать устоявшихся связей.

Учит уважать своих соседей.

Учит уметь прощать.

Краткий отзыв о рассказе «Сова» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что экологическое равновесие в природе вещь очень хрупкая, но важная.

Если нарушить хоть одну связь, может рухнуть вся система.

Это очень интересная, познавательная и увлекательная сказка.

Автору удалось написать произведение на тему экологии.

Он в простой форме показал, как меняется природа, если в ней что-то изменить, нарушить.

Мне понравилась умная сова, которая понимала к чему может привести упрямство и гордость старика.

Она сама пострадала, ведь мыши исчезли, а это её основная пища.

Но вытерпела и дождалась извинений.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что любой наш поступок может оказать совершенно неожиданное воздействие на природу.

А потому нужно быть очень бережными и аккуратными обращаясь с животными, птицами и растениями.

Пословицы к произведению:

  • Один за всех и все за одного.
  • Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
  • Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
  • Из-за тебя и я не в почёте.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов

  • Белить чай — наливать в него молоко.
  • Хорониться — прятаться.
  • Утекай — убегай.
  • Цветень — пыльца.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

  • Основная мысль сказки медведь половинщик
  • Почему некоторые люди не могут найти свое место в жизни сочинение рассуждение
  • Почему некоторые люди не могут найти свое место в жизни сочинение гроза
  • Почему некоторые люди не могут найти свое место в жизни сочинение примеры из литературы
  • Почему нельзя держать диких животных дома сочинение