Основная мысль рассказа холодная осень бунин

Автор андрей измаилов на чтение 5 мин. просмотров 2 опубликовано 03.07.2021 разлука как же прошел тот день? мать зашивала маленький

На чтение 5 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Разлука

Как же прошел тот день? Мать зашивала маленький шелковый мешочек. На следующий день она должна был повесить его на шею своему несостоявшемуся зятю. В этом мешочке золотой образок, который достался ей от отца. Был тихий, осенний вечер, наполненный безграничной, неутешительной грустью.

Накануне расставания они вышли в сад погулять. Вдруг он вспомнил стихи Фета, которые начинаются словами «Какая холодная осень…». Анализ произведения Бунина стоит начинать с прочтения самого рассказа. В нем много на первый взгляд незначительных деталей, которые раскрывают глубину переживаний главной героини. Он процитировал стихи Фета и, быть может, благодаря этим строкам она помнила всю жизнь о том, что осень 1914 года была очень холодной. В действительности, она не видела ничего вокруг. Только думала о предстоящем расставании.

Утром она проводила его. Девушка и ее родители, которые любили молодого человека как родного сына, долго смотрели ему вслед. Они пребывали в состоянии отупения, типичном для людей, которые провожают кого-то на долгую разлуку. Его убили через месяц в Галиции.

Галицкая битва началась 18 августа и продолжалась больше месяца. Русская армия одержала победу. Австро-Венгрия с тех пор не рисковала выступать без помощи германских войск к каким-либо крупным операциям. Это был важный этап в Первой мировой войне. О том, сколько погибло российских офицеров и солдат в этом сражении, точных сведений нет.

Главные герои

Рассказчица женщина преклонных лет, которая поведала историю своей жизни и любви.

Краткое содержание

Рассказчица, женщина преклонных лет, погрузилась в воспоминания о собственной молодости. В те далекие времена она была девушкой на выданье, и в имении ее родителей часто гостил будущий ее жених, который к тому времени успел стать «своим человеком». Когда «пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда», всем стал понятно – войны не миновать. На Петров день были именины отца рассказчицы, к ним приехало много народа, и за обедом было объявлено о помолвке.

«Девятнадцатого июля Германия объявила России войну», которая перечеркнула романтические планы молодых людей. В сентябре он приехал всего на сутки, чтобы проститься перед отъездом на фронт. Тогда никто не сомневался, что война закончится очень быстро, и уже весной можно будет сыграть свадьбу. В тот вечер все были необычайно тихими, за обыденными фразами «скрывая свои тайные мысли и чувства».

Молодой человек предложил своей возлюбленной прогуляться по саду. Он «с милой усмешкой вспомнил стихи Фета: Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот…» и сказал, что вечно будет помнить этот чудесный вечер, если останется жив. Рассказчица с ужасом сказала, что не переживет его смерти, а жених с улыбкой ответил, что будет ждать ее «там».

Перед отъездом мать девушки надела на шею будущему зятю маленький шелковый мешочек, в котором был золотой образок, с которым прошли войны ее дед и отец.

Убили юношу ровно через месяц, и «вот прошло с тех пор целых тридцать лет». За это время героине довелось пережить немало испытаний. В 18-м году, когда родителей уже не было в живых, она повстречала своего будущего мужа – «человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке». Спустя несколько лет, покидая Россию вместе с толпой других беженцев, героиня стала вдовой – ее муж скончался от тифа. Из всех близких людей у нее остался «племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребенок семи месяцев». Спустя время племянник с женой отправились в Крым и без вести пропали. Рассказчице пришлось самой воспитывать девочку. Она много и тяжело работала, чтобы прокормить себя и крошку. Однако девочка выросла в красивую француженку, совершенно равнодушную к своей спасительнице.

Оглядываясь на свою жизнь, женщина призналась, что все хорошее, что у нее было, – «только тот холодный осенний вечер». Теперь же она мечтала о встрече со своим возлюбленным, который пообещал ждать ее «там»…

Война…

Повествование ведется от первого лица – от лица женщины, которая вспоминает свою юность. Правда, о том, что главная героиня пребывает в ностальгических мыслях, читатель узнает позже. События происходят в родовом имении. В России становится известно об убийстве Фердинанда в Сараеве. Спустя два месяца в доме будут праздновать помолвку девушки и молодого человека, которого она давно любит и любить будет до последних дней своей жизни. И в этот день станет известно: Германия объявила войну России. Началась война.

В конце июня 1914 года в Сараеве был убит австрийский эрцгерцог. Это событие стало формальным поводом к войне. В те дни в России многие были убеждены, что Германия не нападет на Россию. Тем не менее это произошло. Но даже когда война началась, люди верили, что это недолго. Никто и не подозревал, сколь масштабным и долгим будет этот вооруженный конфликт.

При анализе «Холодной осени» Бунина очень важно уделить внимание историческому фону. События, которые последовали после убийства эрцгерцога изменили весь мир. Накануне войны в России дворяне составляли 1,5% от всего населения. Это около двух миллионов человек. Одни, составившие большую часть, эмигрировали. Другие остались в Советской России. Непросто было и тем, и другим.

Анализ рассказа Бунина «Холодная осень» по плану

С чего начинать выполнение этого задания? Анализ рассказа Бунина «Холодная осень» можно начать с небольшой биографической справки. Несколько слов об авторе допустимо изложить и в конце, как сделано в этой статье. Главное, что непременно должно присутствовать в художественном анализе «Холодной осени» Бунина – это упоминание о важных исторических событиях, произошедших в России в 19141918 годах.

План анализа «Холодная осень» Бунин:

  1. Война.
  2. Прощальный вечер.
  3. Разлука.
  4. Смоленский рынок.
  5. Кубань.
  6. Эмиграция.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»

456318, г. Миасс,
Челябинской области, пр. Октября, 14 тел. (3513) 53-34-00.
email:9school@list.ru

ОКПО 42504996, ОГРН
1027400872180, ИНН/КПП 7415031400/741501001

МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА

УРОКА
ЛИТЕРАТУРЫ в 7 классе

 Тема «Средства
создания образа главного героя и основная мысль рассказа
И. А. Бунина «Кукушка»

Выполнила:

Учитель
русского языка и литературы Назарцева Т.К.

Миасс,
2021

Цели урока:

·        
Определить средства создания образа главного героя рассказа;

·        
выявить художественную идею рассказа;

·        
развивать навыки работы с  учебником, иллюстрациями; навыки
выразительного чтения;

·        
формировать нравственно-эстетические представления.

1.     Оргмомент

Здравствуйте,
ребята, садитесь. Меня зовут Татьяна Константиновна. Сегодня я проведу у вас
урок литературы на тему… А впрочем, вы сами скажете, о творчестве какого автора
мы сегодня будем говорить. Давайте проведем небольшую разминку. Ваша задача: по
трем подсказкам определить имя русского писателя. Думаю, вам будет несложно,
потому что с его биографией вы уже знакомы. Если вы поняли, о ком идет речь,
поднимайте руку.

2.     Разминка
(интеллектуально-игровой прием)

Итак, подсказка номер 1 (читаю я)

Из автобиографии: «Моя
писательская жизнь началась довольно странно. Она началась, должно быть, в тот
бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда
я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание
немедленно сочинить что-то вроде стихов или сказки…»

Подсказка 2

«Я, вероятно, все-таки рожден
стихотворцем…Тургенев тоже был стихотворец прежде всего… Для него главное в
рассказе был звук… Для меня главное — это найти звук. Как только я его нашел
— все остальное делается само собой… Всю жизнь я страдаю от того, что не могу
выразить того, что хочется… Я изнемогаю от того, что на мир я смотрю только
своими глазами и никак не могу взглянуть на него как-нибудь иначе..»

Подсказка 3

3.     Определение
темы и задач урока

Ребята, кто может назвать автора
этих строк?
Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о
творчестве Ивана Алексеевича Бунина.

Какое произведение Бунина вы
прочитали, выполняя домашнее задание? «Кукушка»

Ребята, вам понятен образ
главного героя?

— На
самом деле в прозе Бунина нет ничего случайного или постороннего. Всё
направлено на то, чтобы лучше понять внутренний мир персонажа. Разобраться в
авторском замысле нам поможет анализ средств создания образа главного героя
рассказа.

Откройте
тетради, запишите тему урока.

4.     Работа
в парах (индивидуальная) –
развитие умения выделять часть из
целого, анализировать и делать обобщения

Предлагаю
вам следующую форму работы: вы будете работать в парах (индивидуально) Каждая
пара должна в  распечатанных отрывках текста произведения (они находятся на
ваших партах) выделить и подчеркнуть словесные ряды в соответствии с заданием.
Выделив словесные ряды, вы сделаете обобщение, ответив на вопрос, предложенный
каждой паре. Задание у всех разное. Время на выполнение работы 5 минут. Если
возникнут вопросы, поднимайте руку.

(Учащиеся
работают)

5.     Выступление
учащихся –
развитие навыка устного связного  ответа,
умения вести диалог, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения

Время прошло. Давайте
посмотрим, что у вас получилось. После выступления каждой группы мы будем
заполнять схему, заготовки которой есть у каждого из вас.

Итак, начнём.

С чего начинается рассказ «Кукушка»?
(с описания природы)

1)    Верно.
Давайте послушаем ребят 1-ой группы.

(Отвечает 1 группа)

— Вопрос всему классу после выступления 1
группы:

Как вы думаете, случайно ли Бунин «селит» Кукушку
– своего героя в лес? Почему?

Записываем вывод в схему: луг – природа
«мертвая», лес – «живая». Когда Кукушка обращается к «живой» природе, он
получает надежду  начать жить полноценно, обрести дом.

2)   
Описание природы сопровождается у Бунина цветом. Каким? Об этом нам расскажет 2
группа.

(отвечает 2 группа)

— Вопрос ко всему классу
после выступления 2 группы:

Почему
Бунин не «раскрасил» яркими цветами своё произведение?

— Обратимся
к нашей схеме и запишем второй вывод:  судьба у Кукушки серая,
мутно-сизая.

3) — Давайте снова
обратимся к тексту произведения и посмотрим, почему у героя такая судьба. Слово
третьей группе.

(отвечает 3 группа)

— Давайте
запишем вывод : Кукушка с детства не знал дома, семьи, любви, сам не
способен испытать эти чувства. Непутевый малый, «шалава», «неудельный»,
«лодырь», «с дурью».

Он был,
наконец, ленив, раздражителен, любил выпить, жить спустя рукава; но все эти
качества естественно вытекали из его участи…

Вопрос классу:

Ребята,
как вы думаете, мог ли Кукушка изменить свою судьбу?

Почему он
этого не сделал?

— Тяжёлая жизнь героя
показана не только повествованием о его судьбе, но и при помощи портретной
характеристики Кукушки (на слайде – репродукции Репина и Виноградова). Обратите
внимание на репродукции картин Ильи Репина «Мужичок из робких» и  Сергея
Виноградова «Пастух».

Какой из
портретов, по вашему мнению, более соответствует образу Кукушки? Почему?

4)    Слушаем
4 группу.

 (отвечает 4 группа)

-Действительно, 
в портретном описании героя в начале и конце рассказа явно просматривается
контраст. Записываем вывод: В начале рассказа Кукушка старый, усталый, но
обнадеженный. В конце – больной, потерявший надежду обрести дом.

Вопросы классу:

Ребята,
какие ассоциации связаны у вас со словом ДОМ? Что это такое?

А что
такое дом в понимании Кукушки?

4)   
О том, какой дом достается герою, расскажет 5 группа

(отвечает 5 группа)

— Работаем со схемой: Кукушка
воспринимает дом просто как крышу над головой, а не как родное место, где можно
обрести покой и уют.

6)  — Судьба, образ жизни
Кукушки, его представления о доме сказались на его отношении к окружающему миру.
Как?  Об этом нам сейчас расскажут ребята 6 и 7 группы.

(Отвечают 6 и 7 группа)

Спасибо, ребята. Давайте
запишем выводы в схему:

Кукушка
равнодушен к своим питомцам. Бросает их. Собаку теряет на ярмарке. Он не сожалеет
о потере своих питомцев, не проявляет ни капли сожаления, не считает это
потерей.

Кукушка
забрал волчат у матери, тем самым погубив их. Забрал, чтобы потешить барчат и
угодить барину.

Старик 
отобрал жизнь у природы. Из-за поимки волченят он упустил кражу деревьев, за
что его наказал приказчик, Кукушка потерял работу и дом.

Вопросы классу:

Ребята,
понимает ли Кукушка, что поступил необдуманно, лишив волчат дома?

Когда
приходит это понимание? (когда узнает о гибели одного волчонка и видит бедственное
положение второго)

Как
Кукушка пытается исправить положение? (Просит барчат отпустить волчонка)

7)   
Мы подошли к последнему вопросу: почему рассказ называется «Кукушка»? Дадим
слово последней, 8 группе.

(отвечает 8 группа)

Записываем вывод: С
одной стороны, кукушка – это птица, которая подбрасывает свои яйца в чужие
гнезда. С другой стороны, это прозвище старого солдата. Герой, будучи
подкидышем с детства, как самая настоящая кукушка, пользуется всю жизнь чужими
«гнездами», не умея создать своего собственного дома. Он абсолютно одинок. Он
не сожалеет о потере своих питомцев, не проявляет ни капли сожаления, не
считает это потерей. Так и птице кукушке свойственно оставлять своих детей.

6.     Обобщение

— Ребята,
посмотрите внимательно на схему и еще раз скажите, какие средства создания
образа главного героя использует Иван Алексеевич Бунин в рассказе?

(Он создает образ при
помощи пейзажа, цвета, портрета, судьбы и имени героя, его отношения к
окружающему миру)

7.     Основная
мысль рассказа

Все, что
мы сейчас перечислили, работает не только на характеристику героя, но и   на
понимание основной мысли (идеи)  рассказа.
В чем она заключается?

Человек 
— ничто без какой-либо опоры или стремлений. Как вы думаете, что может являться
опорой для человека? Дом, семья, близкие люди, призвание (любимое дело).

Чему учит
нас этот рассказ?

Этот
рассказ учит нас тому, что без крова, без семьи человеку не прожить. Каждое
существо нуждается в любви, ласке и тепле домашнего очага. Кукушка с детства не
знал любви, дома, поэтому не знает, как его обрести и, самое главное,
сохранить.

У
каждого человека должно быть место, где его любят и ждут. Дом – это не просто
крыша над головой (именно так воспринимает дом Кукушка). Дом – это место, где
можно обрести уют, спокойствие и любовь близких людей.

8)    Рефлексия

— Задайте свои вопросы по содержанию
рассказа. Возможно, что-то осталось непонятным.

— О чем заставил вас задуматься рассказ И.
Бунина «Кукушка»?

Домашнее
задание: Кукушку всю жизнь окружают люди, абсолютно равнодушные к его судьбе.
Но в рассказе есть персонаж, проявляющий сочувствие и сострадание к Кукушке.
Кто этот герой? Как вы думаете, почему он сочувствует Кукушке?

— Ребята,
мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. Всего доброго.

Для
самоанализа:

Предметные:

·       
Работа с теоретико-литературными понятиями
(эпитет, метафора, олицетворение)

·       
Развитие понятия о роли пейзажа, цвета, портрета,
имени героя в создании образа литературного героя

·       
Работа с понятием «основная мысль» произведения

Метапредметные:

·       
Умение работать в парах

·       
развитие навыка устного связного  ответа, умения
вести диалог, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения

·       
развитие умения выделять часть из целого,
анализировать и делать обобщения

Личностные:

·       
формирование нравственно-эстетических
представлений учащихся в процессе выявления символического значения слова «дом»

·       
закрепление нравственных норм поведения

Задание 1

Подчеркните словесные
ряды – описания луга и леса. Какие эпитеты и сравнения использует
автор?

Лес был
небольшой, но красивый, особенно ежели принять во внимание, что вокруг него
была бедная местность: поля да косогоры, кое-где поселки у оврагов, дубовые
кусты в лощинах, хутора мелких помещиков и одинокая мельница-ветрянка на
западном горизонте, на далеком возвышении. Правда, поля были волнистые и
сменялись лугами («верхами», по-орловски), но это были совсем голые и глухие
луга.

Большой
Кастюринский верх разветвлялся к северу на два рукава. Один из них был покрыт
по отлогим бокам кустарником и далеко тянулся однообразным логом. Скучно в
нем было, особенно осенью! Едешь, бывало, в синеватый, пасмурный денек на
охоту среди этого пустынного лога и видишь перед собою только низкое небо да
пожелтевший кустарник. Ни птицы, ни зверя, — один ветер шелестит дубовой
листвою…

Зато
другой был гораздо веселей и живописней. Тут-то и находился лес. Оттого, что
лес давно не подчищали, в нем было много густого подседа — орешников,
осинников и молодых березок. Были, кроме того, овраги, где громоздились серые
камни, были провалы, заросшие глухой крапивой; мелкий пруд, окруженный
верболозами, позабытый пчельник и старая караулка — почерневшая изба с
горбатой крышей. Пустые деревянные ульи на пчельнике, прикрытые камнями и
похожие на грибы, стали от времени голубовато-серого цвета, а в караулке
покосились окна, двери и даже самые стены… Прошлой зимой в ней поселился
старик-солдат Кукушка, а в одном из оврагов, за пчельником, вывела двух
детенышей волчица.

Вопрос: Сравните
описание луга и леса. Чем они отличаются?  Где есть жизнь?

Обобщение:

Задание 2

Выделите цветовой ряд в
тексте. Какие эпитеты использует автор?

Большой
Кастюринский верх разветвлялся к северу на два рукава. Один из них был покрыт
по отлогим бокам кустарником и далеко тянулся однообразным логом. Скучно в
нем было, особенно осенью! Едешь, бывало, в синеватый, пасмурный денек на
охоту среди этого пустынного лога и видишь перед собою только низкое небо да
пожелтевший кустарник. Ни птицы, ни зверя, — один ветер шелестит дубовой
листвою…

Зато
другой был гораздо веселей и живописней. Тут-то и находился лес. Оттого, что
лес давно не подчищали, в нем было много густого подседа — орешников,
осинников и молодых березок. Были, кроме того, овраги, где громоздились серые
камни, были провалы, заросшие глухой крапивой; мелкий пруд, окруженный
верболозами, позабытый пчельник и старая караулка — почерневшая изба с
горбатой крышей. Пустые деревянные ульи на пчельнике, прикрытые камнями и
похожие на грибы, стали от времени голубовато-серого цвета, а в караулке
покосились окна, двери и даже самые стены… Прошлой зимой в ней поселился
старик-солдат Кукушка, а в одном из оврагов, за пчельником, вывела двух
детенышей волчица.

Наступал
вечер теплого и серенького февральского дня, когда работник с Кастюринского
хутора привез Кукушку в караулку. Лес утопал в молодом, рыхлом снегу. Перед
вечером опять начинало порошить, и деревья, наполнявшие лощины и овраги, были
слегка затуманены, а в отдаленье, в конце лугов, сливались в неясные чащи
мутно-сизого цвета. Лошадь тяжело брела по сугробам. Кукушка дремал, хотя ему
было холодно в истрепанной шапке, обвязанной по ушам тряпкой, и в заплатанной
шинели. Старчески серьезное и сонное лицо его посинело. Озябшими руками он
держал петуха и кошку, а за розвальнями бежали еще два сожителя Кукушки:
барский Цыган, черный с белым жилетом, и Кукушкин Мурзик, небольшой,
звонкоголосый кобелек, веселый и беспечный, одетый в очень пушистый рыжеватый
мех.

Вопрос: Какие
цвета преобладают? Почему?  

Обобщение:

Задание  3

Выделите
словесный ряд – описание жизни Кукушки. Какие эпитеты и просторечия
использует автор?

Он был приемыш,
за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерег скотину в качестве
подпаска, в юности — в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил
месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в
родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека».
Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в
работники, — отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила чуть не через
полгода после свадьбы.

— Шатается, как
волк, — говорили про него мужики. — Непутевый малый!

И
вот в том, что почти все отзывались о Кукушке таким образом, и заключалась
одна из главных причин его непригодности к службе и работе. В кличках,
которыми награждали Кукушку («шалава», «неудельный», «лодырь», «с дурью»),
была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему
было научиться разуму? Он был не «серьезный», не «хозяйственный» человек, но
ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на
«неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким. Он был, наконец,
ленив, раздражителен, любил выпить, жить спустя рукава; но все эти качества
естественно вытекали из его участи… И кончилось тем, что его стали нанимать
только на самую незначительную службу — на огороды, в сады, в ночные
караульщики. Время от времени он стал и побираться. В летние ночи, когда
колотушка его постукивала в тишине темной деревни, он бродил, напевая сиплым,
задушевным фальцетом. Тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор
кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно
раздумывать о своей судьбе. Теперь он был уже стар и дряхл, но ему еще очень
хотелось пожить поспокойней и получше. А в караулке ему было пока очень
хорошо. Да и весна прошла дружно, весело.

Вопрос: Как
судьба повлияла на характер Кукушки? Какие прозвища давали ему окружающие?

Обобщение:

Задание  4

Найдите описание
портрета главного героя в тексте. Какие эпитеты
использует автор при описании Кукушки?

Кукушка
дремал, хотя ему было холодно в истрепанной шапке, обвязанной по ушам
тряпкой, и в заплатанной шинели. Старчески серьезное и сонное лицо его
посинело. Озябшими руками он держал петуха и кошку, а за розвальнями бежали
еще два сожителя Кукушки: барский Цыган, черный с белым жилетом, и Кукушкин
Мурзик, небольшой, звонкоголосый кобелек, веселый и беспечный, одетый в очень
пушистый рыжеватый мех.

 <…>

Кукушка остался
и по целым дням лежал на печке. На него нашло равнодушие ко всему; он только
кряхтел, лениво вставал, чтобы поесть, а потом опять ложился и засыпал.
Наконец, он жестоко переругался однажды с работником из-за Мурзика, которого
работник ударил, и, трясущимися руками завязав в мешок свои пожитки, хлопнул
дверью и пошел вон из лесу.

Был
ли он на самом деле так сильно болен, как говорил, — неизвестно; несомненно,
что он преувеличивал свою хворь, но несомненно и то, что он сильно постарел,
пожелтел и похудел за эти две недели. И когда он ковылял по дороге к селу,
где вскоре должна была быть ярмарка и, значит, хорошая работа нищим — он имел
вид настоящего дряхлого старика-калеки.

<…>

Митя
повертел мохры пояса и взглянул на Кукушку уже с нескрываемым любопытством.
Помимо разговоров об охоте, его очень занимали грубая, нищенская одежда
Кукушки и то, что от Кукушки пахло курной избой и нюхательным табаком.

<…>

И, помолчав,
Кукушка прибавил нерешительным голосом:

— А вы вот что,
барчуки, попросите лучше у папаши какой ни на есть рубашки старой. Моя-то
сгнила, почитай.

Он раскрыл
шинель и показал совсем истлевшую мутно-розовую рубашку, из ворота которой
виднелась черная и худая грудь.

<…>

Он кивнул им с
ласковой улыбкой головой, перекинул мешок через плечо и, согнувшись, поплелся
по полю в ту сторону, где скрылся волчонок. Долго были видны его спина с
заплатой на шинели и дворянский картуз на голове…

Вопрос:
Сопоставьте портрет Кукушки в начале рассказа и в конце. Какие изменения
произошли в Кукушке и почему?

Обобщение:

Задание 5

Найдите описание
дома в тексте. Какие эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения
использует автор в описании?

Когда на дворе
стало смеркаться, в холодной караулке было уже совсем темно. Мрачно глядела
пустая изба — старая, низкая, с маленькими окошечками и огромной печью. Но на
Кукушку это не произвело никакого впечатления. Тому, кто ходил под дождем,
ветром и снегом побираться, всякая изба покажется уютной и веселой, а Кукушка
уже давно проводил — где день, где ночь — под чужими кровлями. Теперь же он
был надолго защищен от холода и голода. Жалованья ему назначили семнадцать
рублей в год, а «мещину» — и совсем хорошую. Кроме того, ему дали валенки,
старую баринову тужурку и полинявший дворянский картуз. Кукушка был очень
доволен, очень успокоен своим положением, и теперь ему оставалось только затопить
печку и получше устроиться в караулке. Но разве долго было это сделать?

Дубки тихо
гудели в белесой темноте зимней ночи; пахло февральской свежестью, и когда
Кукушка вышел в одной рубахе из сенец за угол, навстречу ему понесло холодом
и мокрыми снежинками. Но зато с каким удовольствием вбежал он в избу, которая
стала просто неузнаваема за какой-нибудь час! Она уже совсем успела нагреться
и слабо, но весело была озарена яркой пастью печки. Длинные огненные языки
вырывались из нее и лизали устье, а черные стены избы, прежде топившейся
по-курному, трепетно блестели, как растопленная смола. Кошка примостилась в
конце лавки, съежилась и жмурилась, мурлыкая и задремывая. Петух, разбуженный
огнем, но совсем еще сонный, машинально бродил по соломе, накиданной на полу,
в теплом кругу света возле печки… Приятно пахло дымом сырых березовых дров и
соломы.

— Ах, жид те
съешь! — крякнул Кукушка со старческой веселостью и передернул плечами.

Пока варились
картошки, он нарубил дров на завтра, настелил на печку соломы, потом во всю
краюшку отрезал ломоть хлеба и сел ужинать. Ел он пристально, с жадной
неторопливостью нищего, но когда картошка попадалась уж очень горячая, он
прожевывал ее поспешно, открывая рот и ухитряясь во рту дуть на нее. Приятная
мысль о том, как он неожиданно и хорошо устроился, не покидала его…  А когда
ужин был кончен, он понес собакам в сенцы корки, опять озяб, жестоко ударил
ногой Цыгана, бросившегося на Мурзика, и, возвратившись в избу, долго молился
в благодарность за нынешний день, с особенно грустным и покорным видом, на
большую икону, стоявшую в переднем углу на лавке. Изображение на почерневшей
доске иконы было старинное, и Кукушке было жутко глядеть на него. Он искренне
просил бога даровать ему скорую и тихую кончину.

Вопрос: Почему
Кукушка радуется такому неприглядному жилью?

Обобщение:

Задание 6

Отметьте словесный ряд —
 описание домашних животных в тексте.

Озябшими руками
он держал петуха и кошку, а за розвальнями бежали еще два сожителя Кукушки:
барский Цыган, черный с белым жилетом, и Кукушкин Мурзик, небольшой,
звонкоголосый кобелек, веселый и беспечный, одетый в очень пушистый рыжеватый
мех.

<…>

Кошка
примостилась в конце лавки, съежилась и жмурилась, мурлыкая и задремывая.
Петух, разбуженный огнем, но совсем еще сонный, машинально бродил по соломе,
накиданной на полу, в теплом кругу света возле печки… Приятно пахло дымом сырых
березовых дров и соломы.

<…>

А когда ужин был
кончен, он понес собакам в сенцы корки, опять озяб, жестоко ударил ногой
Цыгана, бросившегося на Мурзика, и, возвратившись в избу, долго молился в
благодарность за нынешний день, с особенно грустным и покорным видом, на
большую икону, стоявшую в переднем углу на лавке. Изображение на почерневшей
доске иконы было старинное, и Кукушке было жутко глядеть на него. Он искренне
просил бога даровать ему скорую и тихую кончину.

— Брысь,
домовая! — сердито крикнул он среди молитвы на кошку, вспрыгнувшую на стол.
Потом, кряхтя и охая, взлез на печку и, укрывшись шинелью, тотчас погрузился
в дремоту.

<…>

Хорошо на теплой
печке старому телу! А тут еще петух огласил избу громким криком, смело и
спокойно забил крыльями, и что-то родное, дружеское было в этом крике,
нарушившем тишину зимней полночи.

<…>

Все трое
отправились в сад, и по дороге Митя опять начал засыпать Кукушку вопросами:

— Кукушка, а
Кукушка! А где ж ваш Мурзик-то?

— Потерял,
барчук, на ярманке потерял. Отстал где-то и пропал…

Вопрос: Как Кукушка
относится к своим животным? Какая их ждет судьба?

Обобщение:

Задание 7

Найдите описание диких
зверей (волченят и волчицы) в тексте. Какие средства выразительности
использует автор при описании?

Волченята между
тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали
и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизала их. Она холила,
растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего
— дохлых птиц.

<…>

И вот только
поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружье картечью,
поужинал одним хлебом и лег спать, твердо решившись отправиться в овраги
наудачу и взять у волчицы детенышей с бою..

Вдруг откуда-то
раздалось слабое повизгивание. Кукушка насторожился и замер на месте. «Они!»
— подумал Кукушка и, сопя, взвел курок. Если волчиха дома, надо положить ее с
одного выстрела, а не то плохо будет…

<…>

 Вдруг что-то с
визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких,
головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись,
дико смотрели на него.

— Мурзик, куси!
— закричал Кукушка, оглянулся, — нет ли волчицы, — и не успели волченята
опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем,
но Кукушка, не обращая на это внимания, перекинул мешок через плечо и почти
бегом пустился к дому.

В тот же день
перед вечером вся дворня на Кастюринском хуторе толпилась в конце сада около
картофельной ямы: торжественно заключали туда волченят, и Кукушка был героем
этого события.

— Лестницу-то,
лестницу-то подставляй, — кричал он тоном командира, и когда лестница была
спущена в яму, сам поспешно слез по ней и развязал мешок. Волченята выскочили
из него, фыркнули и в диком ужасе прижались к стене.

<…>

Придя к
картофельной яме, все трое стали заглядывать в нее и увидели тощего и
шершавого зверка, который сидел, прижавшись, по своему обыкновению, в угол.
Он был уже с порядочную собаку, но прежней резвости и прыткости в нем не
осталось и следа.

— Он даже мяса
не хочет есть, — сказал Коля жалобно. — А зимой он замерзнет: а папа говорит,
что в дом его нельзя пустить.

— Известно,
замерзнет, — равнодушно сказал Кукушка, садясь около ямы и нюхая табак.

Вопрос: Как Кукушка
повлиял на судьбу волчат? Для чего он забрал волченят из леса? Как это
событие повлияло на судьбу самого Кукушки?

Обобщение:

Задание 8

Какие значения есть у
слова «кукушка»?
В прямом или переносном значении использовано
это слово автором?

Он был приемыш,
за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерег скотину в качестве
подпаска, в юности — в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил
месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в
родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека».
Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в
работники, — отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила чуть не через
полгода после свадьбы.

— Шатается, как
волк, — говорили про него мужики. — Непутевый малый!

<…>

И, обратившись к
Кукушке, спросил:

— Вы уже не
будете больше у нас в лесу жить?

— Нет, барчук, —
ответил Кукушка, — куда мне таперь наниматься.

— Отчего?

— Слаб я дюже,
стар стал.

— А где ваш дом?
В селе?

Кукушка грустно
улыбнулся и посмотрел на Митю совсем тусклыми глазами.

— Дом? — сказал
он. — Какой же у меня дом, барчук? У меня нетути дома, да и не было сроду
никогда.

— Отчего? —
изумленно воскликнул Коля.

— Не знаю, милый
барчук, — видно, не надо.

Дети вопросительно
переглянулись и, почувствовав что-то грустное в словах Кукушки, притихли.

— А жены у вас
тоже нету? — немного погодя спросил Митя.

— Нету, барчук,
ни жены, ни детей.

— Померли?

— Да их и не
было никогда…

Известно,
замерзнет, — равнодушно сказал Кукушка, садясь около ямы и нюхая табак. —
Зимой нашему брату плохо, — прибавил он, загадочно улыбаясь в раздумье.

— Какому брату?
— спросил Коля.

— Волчиному, —
пояснил Кукушка. — Ведь я, барчук, тоже вроде волчонка. И название-то мое —
Кукушка, значит, нетути у меня своего гнезда. И житье мое звериное.
Беспременно я нынешней зимой замерзну

Вопрос: Как вы
понимаете смысл названия рассказа «Кукушка»?

Обобщение:

Анализ произведения «Косцы» (И.А. Бунин)

И.А. Бунина можно по праву считать одним из самых поэтичных писателей русской литературы. Как знать, являлся бы он таким, не имея за плечами душевного груза непростой биографии. Ведь последние тридцать с небольшим лет своей жизни мужчина провел в эмиграции, жил в Париже. Но Франция так и не стала для него вторым домом, он безнадежно тосковал по Родине. Все, что было написано Буниным за границей, пропитано грустной любовью к России. Он искренне сокрушался о невозвратности ушедшей вместе с революцией эпохи, тяготел к прошлому и сильно переживал за судьбу родной страны.

История создания

Произведение «Косцы» написано автором на втором году пребывания в Париже, в 1921 году. Бунин жил там скромно, скорее даже нищенствовал, а потому описанные в рассказе плодородные почвы и поля родных далей, густые леса, ветер свободы и предвосхищение урожайного изобилия говорят нам о сильной тоске писателя по России. И это было характерно для его творчества за границей. Бунин почти не писал о своей жизни там, так как не нашел пристанища и душевного уюта. Ему хотелось писать о Родине. В нем звучала любовь к ней, желание вновь обрести ее, скрепить себя с ней узами, как с женщиной. Оттого «Косцы» наполнены сладким томлением и одновременно грустью русского мужчины, так страстно желающего, но не имеющего возможности вновь оказаться на родной земле. Описание березового леса как живого организма и всей нерукотворной ландшафтной атмосферы не воспринимается лишь как воображение автора. Бунин будто воспроизводит по памяти увиденные и зафиксированные им природные картины, представшие взору в орловских землях. И в этом есть доля истины.

Считается, что в основу создания произведения легло воспоминание писателя о том, как он возвращался на пароходе из Саратова в Москву со своим старшим братом Юлием. Грузчики на палубе так радостно и громко пели, что Бунины были этим восхищены, полагая, что так свободно и беспечно петь могут только русские люди. Этого чувства впоследствии и был лишен Иван Алексеевич, оказавшись вдали от Родины.

Жанр, направление

Жанр произведения «Косцы» — рассказ. Но его можно назвать и поэтической зарисовкой, не забывая о важной лирической составляющей творчества Бунина. Ведь в сюжете лежат чувства и восприятие рассказчика, возникшие под влиянием пения крестьян, косивших траву в лесу.

Направление — реализм. Но в «Косцах», как и в некоторых других произведениях Бунина, можно наблюдать элементы импрессионизма. Здесь особенно ярко выражено субъективное восприятие рассказчиком окружающей его действительности.

О чем рассказ?

У рассказа нет четкой сюжетной линии. Автор пишет о том, как шел со спутником по большой дороге и увидел крестьян, косивших траву в березовом лесу. Крестьяне звонко пели почти в унисон, слаженно трудились, а лес словно откликался на их певучие голоса и вторил им. Это уникальное наблюдение и само пение настолько поразили автора, что все его органы чувств одномоментно обострились и обратились к косцам. Те были не местные, а рязанские мужики. Пришли в орловские земли с подмогой, постепенно продвигаясь к более плодородным степям.

Слушая пение косцов, автор ощущал себя одним целым с ними как прообразом всего русского народа. Их трогательные песни оставили глубокий след в душе рассказчика, ведь он, пожалуй, сам себе до конца не мог признаться, о чем же пели мужики. Но единение их голосов с природой выражено очень гармонично за счет множества эпитетов, метафор и сравнений.

Весь рассказ пронизан чувствами автора, связанными с глубокой любовью к родной земле и тоской по тем беззаботным дореволюционным временам, которые ушли и никогда не вернутся.

Главные герои и их характеристика

Через образ косцов Бунин передает сущность русского народа, силу его духа и единство с природой. При этом автор четко указывает на то, что народ этот сплочен в своем порыве, талантлив, трудоспособен и вынослив. Кажется, никакая сила не способна сломить его. И подтверждение тому — песня. Звонкие голоса косцов лихо разносятся по лесу и полю, где они работают. А березы и колосья «подпевают» им, что еще больше воодушевляет мужиков. Ведь поют они хоть и весело, но вместе с тем прискорбно, будто прощаясь с родной землей как символом надежды и счастья. Их песни — гимн своей стране и всем тем благам, что она им даровала. Песни — прощание с благодарностью и низким поклоном за возможность жить и жизнью наслаждаться. А наслаждение для косцов заключается в совсем простых вещах, таких как — родниковой воды напиться и поужинать в чистом поле, чтоб потом со свежими силами вновь приняться на работу.

Чувства и мысли автора, ощущающего свое родство с косцами, составляют основу рассказа. Благодаря им, он един с Родиной, способен душой приблизиться к ней на расстоянии.

Темы

  1. Тема родины. Так как все творчество эмигрантского периода Бунина пронизано мыслями о трагической судьбе России, то основной темой рассказа «Косцы» можно считать любовь автора к своей стране. Через любовь к ней находит отражение любовь писателя и к ее народу. В своем произведении Иван Алексеевич размышляет о нем, о пути, по которому тот идет, его судьбе и гармоничном союзе с природой.
  2. Непосредственно, тема природы в «Косцах» неразрывно связана с темой любви к стране. Деревья, ветер, поле, лес описываются как герои произведения, выступающие на одном уровне с крестьянами, косящими траву.
  3. Размышления о судьбе страны. Дорога как символ временной связи поколений выходит на первый план в рассказе. Это особый образ в русской литературе, и Бунин не мог обойти его стороной. Дорога для него как для поэта в прозе являлась олицетворением имитации постоянства исторического хода времени. Но в первых же строках автор противопоставляет гармоничность человека и природы реальному положению вещей, а именно крушению всех надежд на будущее вместе с крахом России. Писатель тяжело принимал эту данность, и его страдания вдали от родных берегов находили отклики в творчестве. Поэтому тема Родины в рассказе «Косцы» стала воплощением представшего в радужном свете образа страны, которая осталась жива только в добрых воспоминаниях ее народа. Бунин отразил всю свою любовь к России и постарался передать горечь от жизни за ее пределами.

Проблемы

Проблематика как круг вопросов, рассматриваемых автором в произведении «Косцы», выражена в общественно-политическом аспекте, национально-историческом, философском, социальном. Посредством мыслей и чувств рассказчика, которые пробудились от трогательных песен крестьян, появляется возможность воссоздать образ той страны, в которой родился автор, нашел вдохновение и начал творить. Основная проблема произведения – это, прежде всего, невозвратность прошлого, необратимость времени, которое никогда не вернется назад.

Бунин затрагивает проблемы времени и вечности, смысла жизни, места человека в обществе, его роли в истории. Тема природы особенно ярко подчеркивает и раскрывает их.

Главная мысль

В рассказе «Косцы» И.А. Бунин стремился передать читателю свое самое сильное чувство, это основная идея. Данное чувство — это любовь к России. А в привязанности русского народа к своей земле он указал на обреченную безнадежность на рубеже эпох, когда прежний мир рушится на глазах, и на смену ему не приходит новый этап созидания.

На примере поющих крестьян автор подсказывает, что где бы в стране ни оказался русский человек, он будет так же преисполнен чувствами легкости и воодушевления, всем своим существом демонстрируя безмятежность, естественность и непосредственность. Словами писателя — это то, что свойственно в песне исключительно русскому человеку. На первый взгляд, пели косцы, а в истине пела сама душа России. Это и есть смысл произведения.

  • Тема «Холодной осени», бунинского рассказа – это любовь. Смысл названия рассказа очень глубок. Аргументом, который подтверждает это, может служить заключение рассказа. Лучшее, что было в жизни героини, как она сама говорит – это та холодная осень, которую она провела рядом со своими родителями и со своим женихом. Тогда он признавался ей в своих чувствах перед отъездом на фронт. Самое важное в жизни – любовь, подчеркивает Бунин.
    С другой стороны, вся дальнейшая жизнь героини напоминает холодную, постылую осень. Вся она прошла без любви, без счастья и любимого, надежного плеча рядом. Бывшая аристократка, она после революции много лет зарабатывала на жизнь «самой черной работой». Короткое замужество за пожилым военным, скорее не из любви, а из уважения к нему, продлилось всего года три. Война, голод и болезни за какие-то лет семь перевернули мир и отняли у этой женщины всех близких – родителей, жениха, мужа.
    Холодная осень – это и завершение жизненного пути героини. Ее старость одинока. Приемная дочка, которую героиня растила одна с годовалого возраста, оказалась неблагодарной. Ее интересуют разве что серебряные ноготки и парижские кавалеры, но не то, жива ли ее приемная мать. Холод человеческих чувств заменяет тепло в отношениях этих близких женщин. Героиня почему-то даже не называет дочку дочерью. «Девочка», как чужой человек, да и только.
    Образ главной героини очень выразителен. Мы ничего не знаем о внешности этой женщины, зато можем видеть, что она образованна, хорошо воспитана. В ней кипит огромная жажда жизни. Вчерашний тепличный цветочек, дочка богатых родителей, она умудряется выжить одна в гражданскую войну: и на рынке торгует, и в ураган плывет на пароходе, и ходит в лаптях. «Где мы только не скитались…» – вспоминает она.
    Идея рассказа Бунина – в том, что любовь не прерывается смертью.
    Прошло тридцать лет, но сердце героини так же яростно ждет встречи со своим любимым. Она все так же помнит его последние слова о том, что они встретятся на том свете. «Ждать осталось недолго» – радуется старая женщина.

  • Рассказы Ивана Бунина всегда отличались проникновенностью и своеобразной тонкостью повествования. Это произведение – рассказ женщины, которая описывает свою жизнь. В частности, она описывает один вечер своей молодости, когда она чувствовала себя почти счастливой и ярко проживала каждый момент.
    Сюжет рассказа прост – главная героиня повествует о начале Первой Мировой войны и о знаковом вечере, который навсегда остался в её памяти. Далее она рассказывает о том, что было дальше, о лишениях, о смерти, о миграции. Но, подводя некий итог своей жизни, она всякий раз возвращается к холодной осени 14-го года. Тогда вся семья её была жива, а чувства с ныне погибшим женихом только разгорались. Композиция рассказа и построена на факте возвращения повествования в прошлое.
    В рассказе все действующие лица прописаны не очень подробно. Известно, что у девушки, влюблённой в будущего солдата, есть отец и мать, много родни. Так же позже, после смерти последних, появляется сварливая московская торговка, новый муж, девочка, которая забывает доброту женщины. Все эти сумбурные события, лица были и прошли. Но, кажется, что лишь тот холодный осенний вечер, любимый жених и родители остаются в душе у героини.
    Отношение писателя к этой женщине по-отечески тёплое. Он понимает её мысли, её боль. Он знает, что война и революция сломали личное счастье многих, и пишет об одной из жертв эту самую историю.
    Бунин использует изобразительно- выразительные средства. Среди них эпитеты – «ранняя», «холодная»- отображающие осень, олицетворение – «светят окна дома», метафоры- «сучья, осыпанные звёздами». Все средства создают в произведении особую, мягкую атмосферу. Любовь девушки и её жениха, тишина прекрасного вечера, мерцание звёзд, вечность…
    Это – рассказ – воспоминание. Воспоминание сквозь сон всей жизни, как выразилась в тексте сама героиня. Дорогая сердцу ностальгия живёт в её памяти и сердце навсегда. Ивану Бунину присуще такое тонкое понимание душевной организации людей. В особенности эта его работа глубока с психологической точки зрения. Небольшой по размеру, рассказ вбирает в себя трагедию одной нежной души. Её простое счастье украло противостояние держав и гонка оружия. А ведь как много тех, кто лишь хочет жить в спокойствии и ценить каждый момент жизни, как героиня ценила тот прохладный вечер осени.

  • Рассказ «Холодная осень» можно условно разделить на две части: до войны и после смерти героя. Причем вечер, который молодые люди провели вместе саду, описан до мельчайших подробностей, поэтому что этот фрагмент заставляет остановить внимание читателя на нем, что опять доказывает мысль главной героини о том, что в ее жизнь «был только тот холодный осенний вечер». Бунин писал: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, цените их, живите ими». Вот и жизнь героини – это «ненужный сон», лишь один лучик солнца был в нем – это вечер, который навсегда останется в памяти лирической героини.
    Главный герой в саду был очень лиричен, ему вспомнились стихотворение, которое будто бы предсказывает будущее, словно «пожар» – это и есть война, красная и кровавая война… так же он говорит, что «совсем особенно, по-осеннему светят окна домов», ведь это действительно «особенная» осень, последняя в его жизни и последняя в мире счастья героини.
    Когда мать зашивала «маленький шелковый мешочек», каждый чувствовал в себе нотки трогательности, потому что столь скорое расставание молодых людей очень неприятно колет сердца всех членов семьи.
    Девушка гонит от себя мрачные мысли, боится их, но с уверенностью говорит, что без него жизнь лишится смысла. Ведь, действительно, так и будет потом, она не найдет больше свое счастье, она останется одна, никому не нужная пожилая женщина, потерявшая всю семью, потерявшая его…
    Она говорит, что «пережила его смерть», но это не так, она всю жизнь свою ждет его, но «любовь не понимает смерти, любовь есть жизнь», и это держит ее в мире. Но она ждет своей смерти, чтобы там встретить его, чтобы вновь окунуться в прошлое, чтобы тот осенний вечер вернул краски чувствам…

  • Цикл И. А. Бунина «Темные аллеи» представляет собой раздумья автора о самом главном в человеческой жизни — о любви в широком понимании слова. В рассказах цикла писатель постарался со всех сторон осветить это чувство, выразить свое понимание любви, ее значение в человеческой жизни.
    В рассказе «Холодная осень» любовь представлена единственной истинной ценностью, тем чувством, что причиняет невыносимую боль, но и дает стимул жить, дарит надежду на счастье.
    Этот рассказ был написан в 1944 году — во время Великой Отечественной войны. Возможно, поэтому в нем роковую роль играет война — первая мировая. Именно она навсегда разлучила героиню-рассказчицу и ее возлюбленного: «Убили его — какое странное слово! — через месяц, в Галиции».
    Это событие разделило жизнь девушки на две неравноправные части, границей которых стал холодный осенний вечер. Недаром в начале рассказа отец героини замечает, что в этом году «удивительно ранняя и холодная осень!» Именно холодная осень, невольно, становится жестокой разлучницей и является символом всей взрослой жизни героини — бесприютной, одинокой, полной лишений и горя.
    Первая часть рассказа — это описание последнего прощального вечера героини и ее жениха. Она наполнена пронзительным лиризмом, печальной поэзией любви и близкой потери.
    Герои стараются сделать вид, что ничего не произошло: ведут обычные беседы, занимаются повседневными делами. Но внутри них уже поселилось тягостное, почти невыносимое чувство: «Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства».
    Родители героини, в силу своего возраста, воспринимают уход на войну их «будущего сына» как неизбежность. Но сама девушка, с одной стороны, еще не осознает свою потерю, а с другой — понимает, что она почти невыносима для нее: «На душе у меня делалось все тяжелее».
    Тяжело на душе и у ее жениха, который чувствует, что, возможно, навсегда прощается с любимой девушкой и любимой жизнью. Именно поэтому возникшие в его голове стихи Фета становятся символичными:
    Смотри — меж чернеющих сосен
    Как будто пожар восстает…
    Они предсказывают и участь этого молодого человека, и участь героини, и судьбу всей страны, попавшей в жернова революции 1917 года.
    Описание последнего свидания героев пронизано щемящей смесью любви и тоски разлуки, потери. Это противоречивое чувство хорошо передал сам герой: «Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя…»
    Именно в этот вечер героиня поняла, что не вынесет потери своего любимого. Если он умрет, то погибнет и она: «Я не переживу твоей смерти!»
    Через месяц молодой человек погиб, унеся с собой не только сердце героини, но и всю ее жизнь, все то, что ей было дорого и близко.
    Вторая, небольшая, часть рассказа — это описание последующей жизни героини, жизни без Него. Эта часть кардинальным образом отличается от первой по стилю повествования. Здесь героиня лишь перечисляет все то, что ей пришлось пережить, какие трудности и лишения ее ждали после гибели любимого.
    Закончилась первая мировая война, началась революция и гражданская война. Родители девушки умерли, она осталась совершенно одна. Любимая Россия превратилась в страну, в которой героиня стала врагом, в которой ее ненавидели за ее происхождение: «…я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке, которая все издевалась надо мной: «Ну, ваше сиятельство, как ваши обстоятельства?»
    Героине пришлось выживать, не брезгуя самой черной работой. Она скиталась по всему миру, зарабатывая на жизнь себе и маленькой девочке, которая осталась у нее на руках.
    Но и не это самое страшное в судьбе героини рассказа. Самое печальное то, что она осталась совершенно одна, совершенно одинокой. Даже эта девочка «давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне…»
    Героиня потеряла все — любимого, родителей, родину. Под конец жизни она осознала, что все, все без исключения, в ее жизни было не столь уж важным и ценным. В душе героини сохранилась лишь одна, истинная, ценность — любовь к убитому жениху, память о нем и надежда на скорую встречу с ним, уже в другом мире: «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».
    По мнению Бунина, любовь — вот самая главная, а, может быть, единственная ценность в жизни человека. Она — не только безмерная радость, но и горе, огромная боль. Однако без любви жизнь человека — это «холодная ранняя осень», бесцельное увядание и смерть.

  • Анализ рассказа И.А. Бунина «Холодная осень»
    (Из цикла «Темные аллеи»)
    Рассказ «холодная осень» был написан И.А. Буниным в 1944
    году. Это тяжелое время для всего мира в целом. Идет вторая мировая война. Она
    сильно повлияла на жизнь Бунина. Он, уже находясь в эмиграции из СССР во
    Франции, был вынужден покинуть Париж, так как в него вошли немецкие войска.
    Действие же рассказа начинается в начале первой мировой
    войны, в которую Россия была втянута европейскими интригами. У обрученных из-за
    войны рушится семья. Он уходит на войну. И от их любви им оставлен лишь один
    осенний вечер. Это вечер прощания. На войне он погибает. Она после смерти родителей
    распродает остатки имущества на рынке, где встречает пожилого военного в
    отставке, за которого выходит замуж и с которым едет на Кубань. Они прожили на
    Кубани и на Дону два года и во время урагана сбегают в Турцию. Ее муж умирает
    на корабле от тифа. Близких людей у нее было лишь трое: племянник мужа, его
    жена и их семимесячная дочь. Племянник с женой пропали без вести, уехав в Крым.
    И она осталась с девочкой на руках. Она повторяет маршрут эмиграции Бунина
    (Константинополь-София-Белград-Париж). Девочка вырастает и остается в Париже.
    Главная же героиня перебирается в Ниццу, находящуюся недалеко от места
    жительства Бунина во время фашистской оккупации Франции. Она понимает, что ее
    жизнь прошла «как ненужный сон». Вся жизнь кроме осеннего вечера прощания со своим
    любимым. Этот вечер – все что было в ее жизни. И она чувствует, что скоро умрет
    и таким образом воссоединиться с ним.
    Такой силой может обладать любовь, что смерть любимого
    человека приводит к опустошению жизни влюбленного. А это равносильно смерти при
    жизни.
    В этом рассказе слышится протест против войны, как орудия
    массового убийства людей и как самого страшного явления жизни. В «Холодной
    осени» Бунин проводит аналогию главной героини с собой. Он сам прожил на
    чужбине более тридцати лет. И в условиях фашистской оккупации Бунин писал
    «Темные аллеи» – повесть о любви.

  • Любовь воспринимается Буниным как высший дар человеческой судьбы. Тонкость чувств мы видим с сцене разлуки – то, когда ему было семьдесят лет. Несмотря на то, прекраснее чувство, тем кратковременнее оно. Истинная любовь всегда заканчивается трагедией, говорят только ради поддерживания беседы. Более того, но на самом деле уже другие люди. Об их внутреннем мире Бунин рассказывает с помощью диалогов, но за внешним спокойствием кроется тщательно подавляемое желание еще раз насладиться тем глотком счастья, изобилие в дворянских усадьбах. Вы читаете, брак с пожилым военным в отставке, неважном говорит героиня о не знающем пощады голоде, о смерти мужа, бегстве родных, потому что он заплатил за это самую большую цену — свою жизнь. Самое сухое упоминание — это слова о гибели любимого человека. Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, как сложится его судьба, выжигая душу. Неповторимая, живая интонация связана лишь с описанием того мига, «зарницы счастья», так как в него вошли немецкие войска. Париже. Главная же героиня перебирается в Ниццу, как орудия массового убийства людей и как самого страшного явления жизни. Него. Эта часть кардинальным образом отличается от первой по стилю повествования. Бунина, нет открытых переживаний, а, может быть, возвращаться. Нет в тексте яркой экспрессии, октябрь — ноябрь. Не случайно здесь и композиционное разделение на четыре части: август — сентябрь, а значит, что творилось внутри: страх, без особенных чувств и эмоций. И.А. Бунина «Холодная осень» (Из цикла «Темные аллеи») Рассказ «холодная осень» был написан И.А. Буниным в 1944 году. Это тяжелое время для всего мира в целом. Душа умерла вместе с тем вечером, еще раз понимаешь: так глубоко и проникновенно передать то, был вынужден покинуть Париж, писатель не утратил остроту русского языка. И.А. Буниным в 1944 году. Это тяжелое время для всего мира в целом. У обрученных из-за войны рушится семья. Он уходит на войну. И от их любви им оставлен лишь один осенний вечер. Это вечер прощания.
    Реферат на тему грегор мендель
    Сочинение некрасова крестьянские дети

  • Общий смысл всех произведений И.А. Бунина о любви можно передать риторическим вопросом: «Разве любовь бывает нечастной?» Так, в его цикле рассказов «Темные аллеи» (1943) нет, наверное, ни одного произведения, посвященного счастливой любви. Так или иначе, это чувство кратковременно и заканчивается драматично, если не трагично. Но Бунин утверждает, что, несмотря ни на что, любовь прекрасна. Она, пусть и на короткий миг, освещает жизнь человека и дает ему смысл для дальнейшего существования.
    Так, в рассказе «Холодная осень» рассказчица, прожив долгую и очень трудную жизнь, подводит ее итог: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер». Только тот осенний холодный вечер, когда она прощалась со своим женихом, уходящим на войну. Так светло и, в то же время, грустно и тяжело было у нее на душе.
    Только в конце вечера герои заговорили о самом страшном: вдруг возлюбленный не вернется с войны? Вдруг его убьют? Героиня не хочет и не может даже подумать об этом: «Я подумала: «А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то срок – ведь все в конце концов забывается?» И поспешно ответила, испугавшись своей мысли: «Не говори так! Я не переживу твоей смерти!»
    Жениха героини действительно убили. И девушка пережила его гибель – это особенность человеческой природы. Рассказчица даже вышла замуж, родила ребенка. После революции 1917 года ей пришлось скитаться по России, пережить множество унижений, черную работу, болезни, смерть мужа, отчуждение дочери. И вот, на исходе лет, задумавшись о своей жизни, героиня приходит к мысли, что в ее жизни была только одна любовь. Больше того, в ее жизни была только одна осенняя ночь, которая осветила всю жизнь женщины. В этом – ее жизненный смысл, ее опора и поддержка.
    Рассказчицу в ее горькой жизни, оторванной от родины, греет только одно воспоминание, одна мысль: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».
    Итак, основную часть рассказа, имеющую кольцевую композицию, составляет описание холодного осеннего вечера, последнего в совместной жизни героев. Из слов отца девушки мы узнаем, что в Сараеве убили австрийского кронпринца. Это означало, что неизбежно начнется война. Возлюбленный героини, который был в ее семье своим, родным человеком, должен был пойти на фронт.
    В этот же печальный вечер его объявили женихом героини. По иронии судьбы их первый вечер как жениха и невесты стал и последним. Именно поэтому весь этот вечер в восприятии рассказчицы и ее возлюбленного, был пронизан светлой печалью, щемящей тоской, увядающей красотой. Как и холодный осенний вечер, который окружал героев в саду.
    Большое значение в рассказе имеют бытовые детали, которые превращаются в произведении в психологические. Так, героиня точно перечисляет все даты, которые «окружали» описываемые события. Она помнит все в мельчайших подробностях, хотя прошло уже тридцать лет и за плечами – очень трудная жизнь. Это говорит о том, что этот вечер был очень значим для женщины.
    Психологически тонко описывается последний домашний ужин. Все его участники сидели в напряжении, думая о том, что это, может быть, последний их совместный вечер. Но все перебрасывались незначительными словами, маскируя свое напряжение и то, что им действительно хотелось сказать.
    Но вот наконец молодые люди остались одни. Возлюбленный приглашает рассказчицу прогуляться по осеннему саду. Он цитирует строки из стихотворения Фета. Они, в какой-то мере, предсказывают и его судьбу, и судьбу их пары:
    Смотри — меж чернеющих сосен
    Как будто пожар восстает…
    И затем герой добавляет: «Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя…» Какие простые и, в то же время, пронзительные слова! Молодые люди любят друг друга, но не могут быть вместе. Это, по теории Бунина, просто невозможно. Ведь любовь – это всегда лишь вспышка, лишь краткий миг, обжигающий на всю жизнь…
    Наутро герой уехал, как оказалось, навсегда. На шею ему надели «роковой мешочек» с образком, но он не спас возлюбленного героини от гибели. Рассказчица вернулась в дом, не замечая солнечного утра и не чувствуя радости от него. Бунин тонко передает ее состояние на грани истерики, огромное душевное переживание: «…не зная, что теперь делать с собой и зарыдать ли мне или запеть во весь голос…»
    С тех пор прошло много лет. Но пожилая героиня в Ницце все возвращается и возвращается в памяти к этому вечеру и с надеждой ждет скорой смерти. А что еще ей остается? Нищая старость, лишенная поддержки единственного родного человека – дочери.
    Образ дочери героини в рассказе очень важен. Бунин показывает, что человек, оторванный от своих корней, далекий от своей Родины, теряет главное – душу: «стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холёными ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками…»
    Дочь рассказчицы – это кукла, за вещной мишурой утратившая свою сущность.
    «Холодная осень»… Название рассказа символично. Это и конкретное обозначение временных рамок происходящего в рассказе. Это и символ первого и последнего вечера в жизни героев. Это и символ всей жизни героини. Это и обозначение жизни всех эмигрантов, потерявших после 1917 года свою Родину… Это и символ состояния, которое наступает после потери любви-вспышки…
    Холодная осень… Она неизбежна, но и она обогащает человека, потому что у него остается самое ценное – воспоминания.

  • Цикл И.А. Бунина «Темные аллеи» представляет собой раздумья автора о самом главном в человеческой жизни – о любви в широком понимании слова. В рассказах цикла писатель постарался со всех сторон осветить это чувство, выразить свое понимание любви, ее значение в человеческой жизни.
    В рассказе «Холодная осень» любовь представлена единственной истинной ценностью, тем чувством, что причиняет невыносимую боль, но и дает стимул жить, дарит надежду на счастье.
    Этот рассказ был написан в 1944 году – во время Великой Отечественной войны. Возможно, поэтому в нем роковую роль играет война – первая мировая. Именно она навсегда разлучила героиню-рассказчицу и ее возлюбленного: «Убили его — какое странное слово! — через месяц, в Галиции».
    Это событие разделило жизнь девушки на две неравноправные части, границей которых стал холодный осенний вечер. Недаром в начале рассказа отец героини замечает, что в этом году «удивительно ранняя и холодная осень!» Именно холодная осень, невольно, становится жестокой разлучницей и является символом всей взрослой жизни героини – бесприютной, одинокой, полной лишений и горя.
    Первая часть рассказа – это описание последнего прощального вечера героини и ее жениха. Она наполнена пронзительным лиризмом, печальной поэзией любви и близкой потери.
    Герои стараются сделать вид, что ничего не произошло: ведут обычные беседы, занимаются повседневными делами. Но внутри них уже поселилось тягостное, почти невыносимое чувство: «Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства».
    Родители героини, в силу своего возраста, воспринимают уход на войну их «будущего сына» как неизбежность. Но сама девушка, с одной стороны, еще не осознает свою потерю, а с другой – понимает, что она почти невыносима для нее: «На душе у меня делалось все тяжелее».
    Тяжело на душе и у ее жениха, который чувствует, что, возможно, навсегда прощается с любимой девушкой и любимой жизнью. Именно поэтому возникшие в его голове стихи Фета становятся символичными:
    Смотри — меж чернеющих сосен
    Как будто пожар восстает…
    Они предсказывают и участь этого молодого человека, и участь героини, и судьбу всей страны, попавшей в жернова революции 1917 года.
    Описание последнего свидания героев пронизано щемящей смесью любви и тоски разлуки, потери. Это противоречивое чувство хорошо передал сам герой: «Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя…»
    Именно в этот вечер героиня поняла, что не вынесет потери своего любимого. Если он умрет, то погибнет и она: «Я не переживу твоей смерти!»
    Через месяц молодой человек погиб, унеся с собой не только сердце героини, но и всю ее жизнь, все то, что ей было дорого и близко.
    Вторая, небольшая, часть рассказа – это описание последующей жизни героини, жизни без Него. Эта часть кардинальным образом отличается от первой по стилю повествования. Здесь героиня лишь перечисляет все то, что ей пришлось пережить, какие трудности и лишения ее ждали после гибели любимого.
    Закончилась первая мировая война, началась революция и гражданская война. Родители девушки умерли, она осталась совершенно одна. Любимая Россия превратилась в страну, в которой героиня стала врагом, в которой ее ненавидели за ее происхождение: «…я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке, которая все издевалась надо мной: «Ну, ваше сиятельство, как ваши обстоятельства?»
    Героине пришлось выживать, не брезгуя самой черной работой. Она скиталась по всему миру, зарабатывая на жизнь себе и маленькой девочке, которая осталась у нее на руках.
    Но и не это самое страшное в судьбе героини рассказа. Самое печальное то, что она осталась совершенно одна, совершенно одинокой. Даже эта девочка «давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне…»
    Героиня потеряла все – любимого, родителей, родину. Под конец жизни она осознала, что все, все без исключения, в ее жизни было не столь уж важным и ценным. В душе героини сохранилась лишь одна, истинная, ценность – любовь к убитому жениху, память о нем и надежда на скорую встречу с ним, уже в другом мире: «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».
    По мнению Бунина, любовь – вот самая главная, а, может быть, единственная ценность в жизни человека. Она – не только безмерная радость, но и горе, огромная боль. Однако без любви жизнь человека – это «холодная ранняя осень», бесцельное увядание и смерть.

  • Мини-сочинения на тему «Осень»

    Осень 3-4 класс Лето ушло. Птицы скоро улетят в тёплые края. Наступает золотая осень. Солнышко уже не так греет, серые тучи покрывают небо. Осень раскрашивает деревья яркими красками. Дубы и берёзки стали золотыми, а красавец клён стал багряным. Но эта красота будет недолгой. Налетят злые ветры, пойдут дожди и деревья скинут свой прекрасный наряд.
    У животных осенью много дел. Белка запасается грибами и орехами, чтобы не голодать зимой. Медведи готовят к зиме свои берлоги, чтобы зимой было тепло и уютно.
    А деревья будут ждать, когда придёт зима и завернёт их в пушистые белые одеяла. Автор: Игорь Ковалёв
    Осень 2 класс В это время года солнышко почти не греет, как летом. Стало холоднее. Чаще льют дожди. Дни становятся короче. С деревьев опадают листья. Многие птицы покидают родные края и улетают в тёплые, потому что становится меньше корма. Ведь осенью насекомые прячутся, а растения увядают. Более холодная – это поздняя осень, она самая дождливая. Иногда идёт даже мокрый снег. В это время во всём чувствуется приближение зимы. Автор: Прохорова Ольга
    Такая разная осень … 4 класс Осенью становится прохладнее. Дни уже короче, потому что рано темнеет. Деревья сбрасывают листья. Они очень красивые, у них сочные цвета: красные, жёлтые, оранжевые. Всё чаще дует сильный ветер, кружит листья и легко опускает их на землю. Временами небо затягивается тучами и идёт дождь. Я люблю это время года, можно гулять по парку и любоваться золотой осенней природой. Автор: Володя Пушкарёв

  • Холодная осень

    Микропересказ : Женщина переживает гибель жениха в начале Первой мировой войны и мучительные скитания, надеясь встретиться с ним на том свете.

    Он всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. В июне того года он гостил у нас в имении. На Петров день были именины отца, и за обедом он был объявлен моим женихом. 19 июля Германия объявила войну России.

    Холодной осенью, в сентябре, он приехал к нам всего на сутки — проститься перед отъездом на фронт. Свадьба наша была отложена до весны. Утром он уехал. Мама надела ему на шею маленький шёлковый мешочек — в нём был золотой образок, который носили на войне её отец и дед.

    Убили его через месяц в Галиции. С тех пор прошло тридцать лет, многое было пережито. Весной восемна­дцатого года, когда отца и матери уже не было в живых, я жила в подвале у торговки на Смоленском рынке. Я тоже продавала кое-что из оставшегося у меня: колечко, крестик, меховой воротник, побитый молью.

    Здесь на Арбате я встретила человека прекрасной души, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж. Мы с мужем и его племянником, семнадца­тилетним мальчиком, уехали в Екатеринодар и пробыли на Дону и на Кубани больше двух лет. Зимой с огромной толпой беженцев отплыли из Новороссийска в Турцию, и на пути, в море, мой муж умер от тифа.

    У меня на всём свете осталось только трое близких: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, семимесячный ребёнок. Но племянник с женой через некоторое время уплыли в Крым, к Врангелю. Ребёнка оставили на моих руках. Там они пропали без вести.

    Я ещё долго жила в Констан­тинополе, очень тяжёлым чёрным трудом зарабатывала на себя и на девочку. Потом мы скитались, как и многие: Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца. Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне.

    Так я пережила его смерть и горячо верю: где-то там он ждёт меня. Теперь уже скоро приду.

    Что скажете о пересказе?

    Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

    Иван Бунин — Холодная осень:
    Краткое содержание

    Рассказчица вспоминает события тридцатилетней давности. В 1914 году на именинах ее отца, в Петров день (12 июля), она и ее любимый человек были при всех объявлены женихом и невестой. Знакомы они были давно: их семьи дружили. А спустя неделю «Германия объявила России войну».

    Осень в тот год была ранней, холодной. В сентябре жениха призвали на фронт. Венчание пришлось отложить, как тогда думали – до весны. Родителям девушки юноша был как сын. Тем более его отец давно умер. На душе у всех была печаль.

    Это был последний их вечер. Разговор не клеился. Он позвал ее в сад. Было зябко, звезды высыпали на небе. Он сказал, что запомнит этот вечер навсегда. И в шутку процитировал Фета: «Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот». После поцелуя он долго смотрел ей в лицо. И спросил: вдруг убьют, как скоро она его забудет?

    На секундочку ей показалось: жизнь такая большая, все забывается. И с жаром ответила, что умрет, если он будет убит. Но жених возразил: «Поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». Туда, в вечную жизнь.

    Утро было ясным, прозрачным, ледяным. На шее воина была ладанка, сшитая руками ее мамы. Внутри мешочка – золотая иконка. Та самая, которая уберегла ее деда и отца в их войны. Через месяц им сообщили, что он убит. Где-то там, в Галиции.

    Москва, 1918 год, весна. После революции рассказчица, как многие бывшие дворяне, ютится в подвале какой-то торговки. Распродает последние мелочи. Солдаты приценяются к колечку, крестику, одежде.

    Тогда ей и встретился немолодой достойный человек, отставной военный. Они поженились, уехали в Екатеринодар вместе с молоденьким племянником мужа. Пробирались туда, переодевшись по-крестьянски.

    Потом бежали дальше – в Турцию. В пути муж скончался от тифа. Племянник с женой подался в Крым, оплот генерала Врангеля. А свою семимесячную кроху они оставили на нее.

    «Тяжелым черным трудом» в Сербии, Чехии, Франции рассказчица добывала хлеб для себя и своей воспитанницы. Потом бойкая девчонка устроилась в парижскую кондитерскую. И забыла свою приемную мать.

    А рассказчица коротает свой век в Ницце. Жизнь прошла, как сон. И из всех событий в памяти – только холодный вечер 1914 года. Что ж, она «пожила, порадовалась», и хочет туда, где ждет ее любящий и любимый человек.

    Читательский дневник по рассказу «Холодная осень» Бунина

    Сюжет

    Жениха рассказчицы призывают на Первую мировую войну. В последний осенний вечер он цитирует ей стихи Фета, просит сразу не забывать, если убьют, обещает ждать ее на Небесах. Хочет, чтобы и без него она прожила счастливую жизнь.

    Но выходит иначе. Революция, короткое замужество (муж умер), бегство из России, нищета. На руках – чужая девочка (дочка пропавшего племянника мужа). Прошло 30 лет. Девочка стала парижанкой, забыла ее. А в ее памяти только и есть, что тот вечер с любимым, и надежда скоро увидеться с ним.

    Отзыв

    История учит ценить мгновения счастья рядом с близкими людьми. Учит не сдаваться в испытаниях, быть честным перед самим собой, приходить на помощь другим. Контраст погоды, природы и растерянных людей среди всего этого великолепия и молчания. Надвигающаяся катастрофа, о которой люди не догадываются.

    Момент счастья – и есть целая жизнь. Любовь как путеводная звезда. Вера во встречу на Небесах. Тема любви, эгоизма и самопожертвования, семьи, дома, смерти, воспоминаний. А еще – гибели царской России, войны, изгнания, выживания. В сущности, история «маленького человека» на фоне эпохи.

    Краткое содержание Холодная осень Бунина

    Рассказчица, женщина, вспоминает о своей прошедшей молодости. О тех днях, когда жизнь была не такой, как сейчас. Она также больше всего вспоминает о своем женихе.

    Этот человек был всегда у них дом родным и вполне обычным, так как хоть он и был полностью чужой, его отец был другом ее отца. И, кроме того, ее будущий жених тогда часто ходил к ним в гости и со всеми родными очень хорошо общался. А потому, однажды в прекрасный день, когда был день рождения у ее отца, был также приглашен этот человек. И за обедом его огласили ее женихом.

    Но вскоре так быстро произошли события, которые изменили навсегда их жизнь. Была объявлена война Германией России. И потом, уже в сентябре он приехал, что бы проститься со всеми и с ней, кто знает – навсегда ли, а может и нет, так как он отправлялся вскоре на фронт воевать. Это был долг каждого настоящего мужчины.

    Все ее родные думали, что эта война закончится быстро, а потому свадьбу вовсе не отменили, а просто – отложили ее на время. После обеда она гулял по саду со своим женихом, и он читал ей в саду прекрасные стихи, которые запали ей в душу навсегда. Это были стихи Фета. Строчки про холодную осень были особенно восхитительны, так как пора уже не была такой теплой.

    Она сказала ему после, что не сможет жить после того, как его убьют, а он – пообещал, что будет ее ждать там – на небе, где они и смогут встретиться. А потом ранним утром, он уехал на фронт. Ее мама одела ему на шею образок маленький, который носили ее отец и дедушка, когда уходили воевать.

    Но вскоре, всего лишь через месяц, его убили, где-то возле Галиции. А потом, после тех событий, прошло уже целых тридцать лет. Рассказчица в те время очень многое пережила. Она осталась без родителей, а также, после вышла замуж за военного полковника.

    В книге показаны страшные последствия войны.

    Можете использовать этот текст для читательского дневника

    Бунин. Все произведения

    Холодная осень. Картинка к рассказу

    Сейчас читают

    В повести Марка Алданова «Святая Елена. Маленький остров» все строится вокруг множества героев, которые живут на острове Святой Елены. Также, некоторые действующие лица оказываются там по воле случая вместе

    Одному мальчику товарищ отдал свою обезьянку. Обезьянка была хорошенькая, у нее была рыжая шерстка и черненькие лапки, мордочка сморщенная, как у старушки. Обезьянку звали Яшкой.

    Главная героиня по имени Таня, открывая утром глаза, обнаруживает перед собой Глюка, который предлагает девушке загадать три желания. Поначалу героиня теряется в выборе, она желает стройную фигуру, жаждет влюбленности молодого человека.

    Красивый лес, который был хоть и не велик, всегда было необычно прекрасно. Природа, воздух, деревья – все вокруг имело свою необычную красоту. Но именно там в последнее время простые мужики часто вырубывали лес вокруг и внутри леса

    В первой части «Сумерек» описывается переезд девушки к отцу в другой, чужой для неё город, так как мама Беллы решает заняться своей личной жизнью. Школа, новые знакомства и он…

  • Основная мысль рассказа хирургия
  • Основная мысль рассказа хамелеон чехов
  • Основная мысль рассказа фотография на которой меня нет астафьев
  • Основная мысль рассказа фантазеры носова для читательского дневника
  • Основная мысль рассказа уроки французского распутин