Основная мысль рассказа чужая кровь

Сочинения по литературе шолохов анализ рассказа чужая кровь это произведение выступает заключительной частью, сборника шолохова донские рассказы. он вложил в
  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Анализ рассказа Чужая кровь

Это произведение выступает заключительной частью, сборника Шолохова «Донские рассказы». Он вложил в этот рассказ все свои последние силы, и смог блестяще закрыть свой сборник. Этот рассказ получил хорошую огласку, которую запустили восхищенные читатели и поклонники Шолохова.

Главным героем Шолохов назначил пожилого казака. Друзья и близкие называли его дед Гаврил. Он со своей женой проводил своего сына Петра на фронт, чтобы ток отстаивал честь страны. Когда Петр уехал на фронт, хозяйства в доме пошло на спад, так как старик сам уже почти нечего не мог делать. Они не переставали его ждать, и думали, когда он вернется домой, все снова вернется на свои места. Но ему вернуться было не суждено. Он погиб, как и погибли многие за честь своей страны и честь своей родной земли.

Когда проходит время войны добирается до места жительства деда Гаврила. И в скором времени, там появляются целые колонны Большевиков. У них есть задание, узнать как можно больше информации о данной местности. Но казаки были другого склада жизни и не любили чужих на своей территории. И казаки начинают противостоять красной армии и разгораются полномасштабные военные действия. Однажды утром дед Гаврил находит раненого война, который находится при смерти. Дед принимает решение помочь солдату. Может быть, его подтолкнула на эти действия, что раненый боец был похож на его погибшего сына.

Этот человек в скором времени поправился. Он был окружен заботой. Его очень любили и называли его сыном. Хоть он был и приемным, который смог успокоить боль в душе о потерянном сыне. Но выздоровев, он принял решение вернуться домой.

Шолохов этим рассказом хотел показать, что любая кровь может стать родной. Также что нужно помнить свою землю, за которую ты воевал. Он доказывает, что любыми возможными способами нужно делать все, чтобы оставить след в истории для своих потомков. В рассказе показывается доброта и душевное понимание казак. Это качество есть далеко не у всех людей, но у деда Гаврила оно было. Писатель смог в этом произведение идеально сопоставить героев на одной сюжетной линии. Он хорошо описал происходящие вокруг и создающуюся обстановку во время войны. Рассказ основан не на гражданской войне, а на родительской любви и заботе. Также стоит отметить словесное наполнение рассказа. Автор много раз применяет разные художественные образы для выделения особых черт характера. Автор использовал новаторский прием для рассказов. Он ввел в содержание прием, который был популярен в устном народном творчестве. Это прием, который делал акцент на внимания на войну и все что с ней связано…

Вариант 2

Это очень психологичный, жизненный рассказ. Конечно, нужно учесть, что дело происходит практически во время гражданской войны, что начинается продразверстка, когда отнимают у «зажиточных» зерно в пользу бедных… В стране новые порядки насаждают, люди ещё не оправились от трагедий, например, от потери близких.

Вот и главный герой – дед Гаврила – не любит большевиков. Его сын Пётр на стороне белых воюет. Вот только нет от него давно уж вестей… А тем временем большевики захватывают деревню, всё перестраивают по своему. Первая часть произведения показывает перемены в жизни. Образ деда обозначен таким самовольным, даже ершистым. Он не особенно подчиняется новым «хозяевам», шапку перед ними не снимает. В его душе теплится надежда, что вернётся сын – с победой, что выгонит красных. Но пока Петра нет, хозяйство приходит в упадок, так как Гаврила уже староват для работы по дому, в саду, в огороде… Он живёт ожиданием сына-героя. Старуха его потихоньку теряет надежду, плачет. Однажды, увидев её в слезах, дед её даже побил! После этого у несчастной начал глаз дергаться. Всё это показывает нрав деда, его неспокойное состояние. Он сам уже, на самом деле, теряет веру, но боится этого, поэтому все вокруг должны подтверждать его мысли.

Во второй части появляется вестник – сослуживец Петра. Приехал он из Турции, где воевал с красными. Сам бы он и не хотел приносить это известие, надеялся, что семья Петра уже знает о его судьбе. Но дед пришел к нему сам! И пришлось сослуживцу рассказать, что Петра «зарубили». Это огромная трагедия для Гаврилы. А тут ещё так некстати пришли требовать зерна, а ещё банда налетела… Стала изба Гаврилы полем сражения! Дед со старухой убежали, но через несколько дней вернулись к трупам. И вот Гаврила видит того продкомиссара, которым всех пугали. А он-то почти мальчик – чуть усы пробивались. И автор называет юношу зацелованным смертью сыном чужим. Гаврила тут же вспоминает своего Петра, также зарубленного где-то на чужой земле. Уже жалость в его сердце!

И вот новая часть, ведь все вдруг меняется – Гаврила уловил сердцебиение юноши. А мог бы брезгливо не обратить внимания, не расслышать слабый стук. Показано, как трогательно старики выхаживают раненого. Он, конечно, очень плох, но постепенно, благодаря их усилиям, начинает оживать. У стариков, которые ещё толком не расстались с образом сына, он перекладывается на раненого. Они даже стали называть его Петей, хотя оказывается, что он Николай. Они и ревнуют юношу друг к другу: кто больше с ним просидел, кто сколько раз подушки поправил. Это даже кажется детским чем-то, но это проявление их любви. С их стороны признанием Николая сыном стало то, что они отдали ему одежду Петра, которую бережно хранили. И ещё Гаврила попросил юношу, кстати, сироту, у которого никак не срастается рука, остаться с ними, не возвращаться на свой завод. А с завода родного приходит письмо, что ждут Колю обратно…

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Чужая кровь

Анализ рассказа Чужая кровь

Популярные сегодня темы

  • Отзыв о сказке Щелкунчик и мышиный король (для читательского дневника)

    Прекрасная сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» принадлежит к разряду произведений с рождественской тематикой. Была написана автором в период тесного общения с дочерью и сыном Ю. Гитцига.

  • Сочинение на тему Письмо учителю

    Дорогая, Ирина Алефтиновна! Мы с вами провели самые лучшие школьные времена. Эти 4 года в начальной школе были невероятно запоминающими

  • Сочинение Чебоксары город будущего

    О городе впервые говорится в XIII веке, но до русских переселенцев здесь жили болгаро-чувашские племена. В 1992 году город становится столицей республики. Город считается благоустроенным городом.

  • Анализ произведения Карамзина Наталья, боярская дочь

    Произведение по жанровой направленности относится к исторической оде и в качестве основной тематики рассматривает человеческие взаимоотношения, связанные с вопросами любви, чести и патриотизма.

  • План рассказа Бунина Подснежник

    Саша учится в гимназии и живет в мещанском доме в чужой семье. Тетя Варя заменила ему мать. Женщина часто сравнивала мальчика с подснежником за открытость миру, доверчивый взгляд, чистоту души

Обзор “Донских рассказов” М.А.Шолохова“Все наши, все мы люди, все крещены, в...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Обзор “Донских рассказов” М.А.Шолохова“Все наши, все мы люди, все крещены, в

    Описание слайда:

    Обзор “Донских рассказов”
    М.А.Шолохова
    “Все наши, все мы люди, все крещены, все русские.
    И что деремся — Бог весть. Выдумали каких-то красных да белых и дерутся.” (В. Зазубрин “Два мира”)

  • 2 слайд

    Основная мысль рассказа чужая кровь

  • 3 слайд

    Основная мысль рассказа чужая кровь

  • 4 слайд

    Основная мысль рассказа чужая кровь

  • 5 слайд

    Основная мысль рассказа чужая кровь

  • 6 слайд

    Основная мысль рассказа чужая кровь

  • 7 слайд

    Основная мысль рассказа чужая кровь

  • 8 слайд

    Главный герой рассказа “Бахчевник” Анисим Петрович чётко определил для себя,

    Описание слайда:

    Главный герой рассказа “Бахчевник” Анисим Петрович чётко определил для себя, кто ему друг, а кто ему враг. Его избирают комендантом военно – полевого суда станицы, он от души радуется этому. Он «блюдёт казачью честь», избивает старшего сына за то, что Фёдор общается с большевиками, тот вынужден уйти к красным.
    Этот отец убивает свою жену за то, что та носила продукты пленным.
    Отец «отказывается» от младшего Митьки, бросив его на произвол судьбы. Чётко служа казачеству, он отправляет на расстрел старшего сына Фёдора, попавшего в плен, а потом тщательно разыскивает его после побега.

  • 9 слайд

    Гл.1 « Ты что же, сволочь, голову опустил? Не рад отцовской радости…» Семейна

    Описание слайда:

    Гл.1 « Ты что же, сволочь, голову опустил? Не рад отцовской радости…»
    Семейная драма
    Гл 1. Протянул Митька руку к подушке, а у самого сердце, не останавливаясь…
    Отчаянный поступок, страх быть застигнутым отцом
    Гл.5. Упал на колени Митька, руки материны целовал, глаза, залитые чёрной кровью…
    Горе Митьки, увидевшего забитую до смерти мать
    Гл.7. Качаясь, прыгнул Митька, цепко ухватил стоящий у стенки топор …»
    Страшная картина убийства отца
    Отец, оставшись в живых, убил бы обоих сыновей, и рука бы у него не дрогнула.
    Но в то же время М. Шолохов умело и ёмко сумел передать в рассказе горе человеческого сердца, разрывающегося на части от жалости и любви.

  • 10 слайд

    В «Донских рассказах» нет романических красок, нет героизма. Рассказы натурал

    Описание слайда:

    В «Донских рассказах» нет романических красок, нет героизма. Рассказы натуралистичны: люди привыкли к зоологическим нормам взаимоотношений, самоуничтожению, варварству. Ни в одном рассказе М. Шолохов не воспел гражданскую войну, она для него – преступление. Сцены братоубийства, сыноубийства, кровопролития на почве классовой борьбы буквально переполняют страницы «Донских рассказов». В этом преступность гражданской войны, её губительные последствия не только для казачества, но и для всей России в целом, её бессмысленность и греховность. В этой войне не правы обе стороны. «Война, несущая страшное зло в человеческий мир, калечит души, лишает людей духовного смысла жизни», – считал М. Шолохов.

  • 11 слайд

    Рассказы Шолохова направлены против любого насилия над человеком. Писатель по

    Описание слайда:

    Рассказы Шолохова направлены против любого насилия над человеком. Писатель показывает выход из кровавого месива человеческой жестокости. Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, то есть попытаться вернуться к жизни по заповедям Христа, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего пострадают те, кто сделал первый шаг, но этот шаг важен, иначе процесс расчеловечивания общества будет уже необратим. Такова основная мысль рассказов “Родинка”, “Алешкино сердце”, “Чужая кровь” и др. Писатель учит нас открывать свое сердце друг другу и таким образом приходить к согласию.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

Тема:
«Донские рассказы» (1920) и «Лазоревая степь» (1920) как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон» (1928—1940)

Похожие материалы

  • Литературная гостиная «Юмор и сатира в творчестве русских писателей»

  • Конспект занятия по развитию речи

  • Рецензия по творчеству Тансылу Карамышевой

  • Рабочая программа по литературе

  • Презентация «Литературное краеведение» (8-9 классы)

  • Проверочная работа по сказкам Дмитрия Дмитриевича Нагишкина «Как звери ногами менялись», «Как медведь и бурундук дружить перестали», «Кукушкино богатство»

  • Презентация по литературе на тему «М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Проблематика романа.» (9 класс)

  • Урок «Героические будни Робинзона Крузо»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435058 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Рассказ великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник» входит в его выдающуюся книгу любовных новелл «Темные аллеи». Как и все произведения этого сборника, это рассказ о любви, несчастной и трагичной. Предлагаем литературоведческий анализ произведения Бунина. Материал может быть использован для подготовки к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Чистый понедельник.
Год написания – 1944 г.

История создания – Исследователи творчества Бунина считают, что поводом для написания «Чистого понедельника», для автора стала его первая любовь.

Тема – В «Чистом понедельнике» ясно прослеживается основная мысль рассказа – это тема отсутствия смысла жизни, одиночество в обществе.

Композиция – Композиция делится на три части, в первой из них происходит знакомство с героями, вторая часть посвящена событиям православных праздников, и самая короткая третья – развязка сюжета.

Жанр – «Чистый понедельник» относится к жанру «новелла».

Направление – Неореализм.

История создания

Писатель эмигрировал во Францию, это отвлекло его от неприятных моментов в жизни, и он плодотворно работает над своим сборником «Темные аллеи». По мнению исследователей, в рассказе Бунин описывает свою первую любовь, где прототипом главного героя является сам автор, а прототипом героини – В. Пащенко.

Сам Иван Алексеевич считал рассказ «Чистый понедельник» одним из лучших своих творений, и своем дневнике вознес хвалу Богу, за то, что он помог ему создать это великолепное произведение.

Такова краткая история создания рассказа, год написания – 1944, первая публикация новеллы была в «Новом журнале» в городе Нью – Йорке.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Чистый понедельник»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Чистый понедельник»
  • для самых компанейских — Главные герои «Чистый понедельник»
  • для самых крутых — Читать «Чистый понедельник» полностью

Тема

В рассказе «Чистый понедельник» анализ произведения выявляет большую проблематику любовной темы и идеи новеллы. Произведение посвящено теме подлинной любви, настоящей и всепоглощающей, но в которой присутствует проблема непонимания героями друг друга.

Двое молодых людей полюбили друг друга: это прекрасно, так как любовь толкает человека на благородные поступки, благодаря этому чувству, человек находит смысл жизни. В новелле Бунина любовь трагична, главные герои не понимают друг друга, и в этом их драма. Героиня нашла для себя божественное откровение, она очистилась духовно, найдя свое призвание в служении Богу, и ушла в монастырь. В ее понимании любовь к божественному оказалась сильнее физиологической любви к своему избраннику. Она вовремя поняла, что, соединив свою жизнь брачными узами с героем, она не получит полного счастья. Ее духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности, у героини более высокие нравственные цели. Сделав свой выбор, она ушла от мирской суеты, отдавшись служению Богу.

Герой любит свою избранницу, любит искренне, но он не в силах понять метаний ее души. Он не может найти объяснения ее безрассудным и взбалмошным поступкам. В рассказе Бунина, героиня выглядит более живым человеком, она хоть как – то, методом проб и ошибок, ищет свой смысл жизни. Она мечется, кидается из крайности в крайность, но, в конце концов, находит свой путь.

Главный герой же, на протяжении всех этих отношений, просто остается сторонним наблюдателем. У него, фактически, нет никаких стремлений, ему удобно и комфортно все, когда героиня рядом. Он не может понять ее мыслей, скорее всего, он и не делает попыток, чтобы понять. Он просто принимает все то, что делает его избранница, и ему этого достаточно. Отсюда следует вывод, что каждый человек имеет право выбора, какой бы он ни был. Главное для человека – определиться, что ты, кто, и к чему идешь, и не стоит оглядываться по сторонам, боясь, что кто – то осудит твое решение. Уверенность в себе, и в своих собственных силах, помогут найти верное решение, и сделать правильный выбор.

Краткое содержание

В рассказе, написанном от первого лица, каждый вечер герой посещает одну квартиру, которая расположен напротив храма. В этом месте живет девушка в которую он влюблён до безумия.
Он много где с ней гуляет, водит по различным кабакам и театрам, закидывает ее различными подарками, однако он до последнего не может понять, чем это все кончится. Девушка молчит о будущем и о своих намерениях.

И хотя у главных героев нет интимной близости, юноша и без того по-настоящему счастлив рядом со своей возлюбленной.

Девушка учится на курсах истории, живет она одна, отец ее купец в разъездах. Подарки она принимает от героя, благодарит его, но кажется, что ей это совсем безразлично.

Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом.

У нее, как и у каждой девушки есть любимые цветы, она любит сладости. Однако настоящая ее страсть заключается в шикарной одежде. По произведению сам герой и его девушка молоды и прекрасны. Он похож чем-то на итальянца, а она на персидскую принцессу. По характеру герой болтлив и весельчак, а она совершенно наоборот, молчалива и весьма тактична.

Главный герой часто вспоминает как он познакомился с возлюбленной. Произошло это на лекции, когда преподаватель бегал по аудитории и пел песни. Тогда это так развеселило парня, что он безудержно хохотал, и девушку это очень привлекло. С первых встреч юноша чувствовал очарование и был счастлив, хотя желание быть с девушкой ещё ближе не покидало его.

Происходит все это в одном тоне на протяжении нескольких месяцев. Прошла Масленица и девушка просит героя приди к ней раньше, чем это обычно было. После они вместе идут в монастырь, где по пути она рассказала про обряд захоронения архиепископа. Тогда герой очень удивился. Он понял, что плохо знает ее раз не замечал такое сильное увлечение религией.

Возле монастыря они посещают кладбище, где долго ходят среди могил. Герой смотрит на нее так влюбленно, что девушка понимает — это не простое увлечение, вероятно, это любовь. Когда набродившись, они попадают в трактир, героиня продолжила рассказывать про монастыри и высказала желание с радостью уйти служить богу. Однако рассказчик так любуется ею, что не замечает, что она говорит и не принимает ее слова всерьез.

Через день она просит героя привезти ее к театру на капустник. Весь вечер она употребляла шампанское и танцевала. После герой отвез ее домой, и она попросила его подняться к ней. Позже они занялись любовью, а наутро она сказала, что уезжает навсегда в Тверь и просит не искать ее, она сама напишет. В письме говорилось так:

В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг… Пусть Бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку…

Герой был в отчаянии, начал много пить, полностью потерял веру и в себя, и в жизнь. Через два года он опять вспомнил о любимой и повторил путь, который однажды проделал с ней в Прощеное воскресенье. Внутри шла служба для княгини и князя, герой, сунув деньжат дворнику, прошел туда. Здесь происходит крестный ход. Первой идет княгиня, за ней идут сестры со свечами. Одна из них подняла глаза и посмотрела прямо на героя, однако он повернулся и ушел.

Композиция

Творчество Ивана Алексеевича Бунина включает в себя не только прозу, но и стихи. Сам Бунин считал себя поэтом, что особенно чувствуется в его прозаическом рассказе «Чистый понедельник». Его выразительные художественные средства, необычные эпитеты и сравнения, разнообразные метафоры, его особый поэтический стиль повествования, придают этому произведению легкость и чувственность.

Большой смысл произведению придает само название рассказа. Понятие «чистый», говорит об очищении души, а понедельник – это начало нового. Символично то, что кульминация событий происходит в этот день.

Композиционная структура рассказа состоит из трех частей. В первой части представляются герои, их взаимоотношения. Мастерское использование выразительных средств придает глубокую эмоциональную окраску образу героев, их времяпровождению.

Вторая часть композиции больше построена на диалогах. В этой части рассказа, автор подводит читателя к самой идее рассказа. Писатель говорит здесь о выборе героини, об ее мечтах о божественном. Героиня высказывает свое потаенное желание оставить роскошную светскую жизнь, и удалиться в сень монастырских стен.

Кульминационным моментом является ночь после чистого понедельника, когда героиня решительно настроена стать послушницей, и происходит неизбежная разлука героев.

Третья часть приходит к развязке сюжета. Героиня нашла свою цель жизни, она служит в монастыре. Герой, после разлуки с любимой, два года вел беспутную жизнь, погрязая в пьянстве и разгуле. Со временем он приходит в себя, и ведет тихую, спокойную жизнь, в полном равнодушии и безразличие ко всему. Однажды судьба дает ему шанс, он видит свою возлюбленную среди послушниц божьего храма. Встретившись с ней взглядом, он разворачивается и уходит. Кто знает, может, он понял всю бессмысленность своего существования, и отправился к новой жизни.

Сочинение Смысл рассказа Чистый понедельник Бунина

Рассказ поражает своей двоякостью. Уже в названии автор показал двусмысленность своего произведения. С одной стороны, название «Чистый понедельник» несет в себе конкретный смысл: действие происходит в понедельник первой недели Великого поста. Другая сторона названия имеет обобщенный характер: понедельник символизирует начало чего-то нового, а чистый, в данном случае, означает очищение души. Символично, что произведение обрело кульминацию именно в этот день.

Во время прочтения можно увидеть диссонанс в поведении героини. Она, понимая, что духовная жизнь для нее важнее, продолжает отношения с рассказчиком. Исходя из этого читатель уже понимает, что новелла «Чистый понедельник» повествует о несчастной любви.

Да, может и вправду новелла о несчастной любви, ведь рассказчик так пылко влюблен в героиню, что просто игнорирует ее тягу к религии. В то же время, можно предположить, что произведение описывает мучительный выбор каждого из нас. Ведь каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно выбирать между что же ближе, к чему больше тянется душа.

С самых первых строк видно, что героиня долго размышляла над тем, что же ей ближе, какой выбор сделает ее счастливей. Когда герой заговорил о свадьбе, она сказала, что быть женой это не для нее. Почему-то кажется, что именно в тот момент она осознала, чего больше жаждет ее душа.

Для героини «греховная Масленица» и «Прощеное Воскресенье» закончились, а с ними и ее прошлая жизнь. С понедельника она была уже совсем другим человеком. Подарив герою мгновение плотской любви, героиня попросила его о том, чтобы он ее не искал, ведь она больше не вернется.

Скитавшись два года по кабакам, герою выпадает шанс увидеть возлюбленную в Марфо-Мариинской обители, в Прощеное Воскресенье, но встретившись с ней взглядом, он спокойно уходит. Кто знает, что дальше будет в его жизни. Вполне возможно, что он осознал всю бессмысленность своей жизни и увидел для себя путь, по которому пойдет дальше, или же окончательно смирился с тем, что его любимая ушла в монастырь безвозвратно.

Почему-то кажется, что смысл произведения таит в себе и несчастную любовь, и мучительный выбор, и, помимо этого, призывает к тому, чтобы все были до конца откровенными с возлюбленными, а также считались с выбором любимых, каким бы этот выбор ни был.

Вариант 2

Рассказ Ивана Бунина «Чистый понедельник» входит в сборник «Темные аллеи», который посвящен теме любви между мужчиной и женщиной.

Название каждого рассказа всегда заключает в себе важный смысл, стремление. В данном случае словосочетание «Чистый понедельник» заключает в себе точку отсчета перемены в отношениях героя и его возлюбленной. Именно в этот день между ними впервые завязался разговор о вере и религии.

Возлюбленная главного героя — весьма своеобразная девушка. Она не любит думать о будущем отношений, что очень не нравится рассказчику. Героиня любит весело проводить время, гулять, обедать, ходить на концерты. Девушка учится, но сама не знает зачем и почему.

Несмотря на это рассказчик проводит с ней каждый вечер, но после каждого дня его посещают сомнения и смешанные чувства.

Спустя некоторое время девушка признается, что хочет уйти в монастырь. Это немного не нравится рассказчику. Потом возлюбленная совершает более, чем смелый поступок — она решается на постриг, о чем сообщает в своем письме главному герою.

Что побудило девушку так поступить? Она поняла, что ее жизнь бесполезна и вредна. Девушке пришлось встать перед сложным нравственным выбором: мирская жизнь или монашество. Возлюбленная главного героя выбрала второе.

Нельзя отрицать, что девушка поступила эгоистично и жестоко по отношению к любимому человеку. Я могу предположить, что она и вовсе его никогда не любила, а использовала для того, чтобы «убить» время в период своего нравственного поиска. Да, она умна, утончена, образована, но жестокая и эгоистичная. Ее не волнуют чувства других людей.

Главный герой был убит поступком любимой женщины. Он не смог наладить личную жизнь. Молодой человек замкнулся в себе, стал стеснительным и скрытным. Нельзя отрицать и его вины в этом. Он прекрасно видел, какой склад характера у этой девушки, но любовь закрыла ему глаза и уши, поэтому он так обжегся.

Смысл рассказа «Чистый понедельник» состоит в том, что в отношениях очень важно прислушиваться к партнеру, знать его цели, интересы, чувства. Нужно поддерживать монолог. Разрыв между героями рассказа произошел от того, что они не могли понять друг друга, прислушаться, поступиться некоторыми своими интересами ради любви.

Рассказ учит тому, что необходимо идти на уступки тому, кто дорог, чтобы поддерживать связь и укрепить отношения, лучше узнать партнера и его чувства.

Смысл произведения Чистый понедельник

Несколько интересных сочинений

Орест Кипренский за свою жизнь заслужил звание знаменитого русского художника, благодаря своим чудесным портретам. Его работы занимали особое место в разделе романтизма, он помог развитию этого стиля.

Город Ленинград, где произошла революция 1917 года, всегда являлся особенным для советской страны, и главной задачей вермахта было стереть его с лица земли, полностью истребив мирных жителей.

Американский писатель по имени Рэй Дуглас Брэдбери является автором большого количества рассказов. Основная тема его творчества – это научный прогресс и какое влияние он оказывает на человечество

Русский писатель Аксаков написал волшебную сказку «Аленький цветочек», это переделанная на русский манер сказка «Красавица и чудовище». Персонажи этой сказки стоят перед выбором, определившим их судьбу

Нужно описать картины весны. Вообще-то, мне лично было бы легче нарисовать красками, чем словами! Но постараюсь, ведь весна – мое любимое время года. Сначала ждёшь весну эту, ждёшь.

«Донские рассказы»: анализ произведения Шолохова М.А.

Кратко:

Первым печатным произведением Михаила Александровича Шолохова (1905 — 1984) стал рассказ «Родинка» (1924). Когда в 1925 году появились «Донские рассказы», и читатели, и критики единодушно решили, что в литературу пришел новый талантливый писатель.

Страшные события гражданской войны и коллективизации становятся главным сюжетом «Донских рассказов», а ведущей темой — судьба человека, попавшего под «жернова» истории. С беспощадной правдой показал двадцатилетний писатель в своих первых произведениях суровые реалии этих лет: разъединение людей на «своих» и «врагов», классовую ненависть к «врагу», которым может стать член собственной семьи — отец, сын, брат; бессмысленную, ничем не оправданную жестокость, всплеск самых темных, мрачных эмоций, хранящихся в глубинах народного сознания. Революция разрушила сами основы народной жизни, народной нравственности. Гибнет изначальная ячейка «крестьянского мира» — семья.

В рассказе «Червоточина» от младшего сына кулака Якова Алексеевича, комсомольца Степки, отвернулась вся семья, а когда Степка разоблачает отца на собрании (тот скрыл истинную цифру площади засеваемой им земли), Яков Алексеевич совместно со старшим сыном, Максимом, убивают его зверски. Жестокое время раскрепостило в человеке звериные инстинкты, и больше всего страдают от несправедливости мира самые беззащитные — дети.

У пухнущего с голоду четырнадцатилетнего Алешки, героя рассказа «Алешкино сердце», умерли голодной смертью мать и сестренка. Богатая соседка Макарчиха убивает утюгом другую сестру — Польку — за то, что та влезла к ней в хату и стала есть остывшие в печи щи. Сам Алешка, чудом оставшийся в живых, в финале рассказа спасает четырехлетнюю девочку: не позволило ему его маленькое щедрое сердце стать свидетелем убийства.

Смертельной ненавистью пронизаны отношения между людьми: атаман Кошевой, «ликвидирующий коммунистов», заставляет старика-мельника, пытающегося спасти от бандитов зерно, есть землю, но судьба настигает и его: собственной рукой убивает атаман неузнанного им единственного сына — красного эскадронного командира Николку Кошевого («Родинка»). Убивает за измену врагу свою невенчанную жену Дарью пулеметчик Яшка Шибалок, не разрешив ей даже вскормить новорожденного младенца. Ощущение катастрофичности бытия определяет расстановку акцентов в «Донских рассказах»: герои Шолохова либо погибают в бою, либо, застигнутые врасплох, подвергаются мучениям и пыткам, либо вынуждены убивать своих близких. Но вера автора в конечное торжество жизни неистребима: несмотря на все ужасы настоящего, станет хорошим человеком Алешка, вырастет в детском доме «шибалкино семя», спасется трогательный маленький жеребенок.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Крестьянско-казацкий мир в «Донских рассказах» предстает в состоянии социального и семейного раскола — отсюда пафос непримиримой классовой борьбы. Сюжетно-композиционным лейтмотивом многих рассказов становится противоборство между «отцами» и «детьми», красными и белыми, казаками и иногородними. Читатель погружается в мир казацко-крестьянской жизни между революцией и коллективизацией: отголоски Гражданской войны, драматический пересмотр внутрисемейных отношений, смена поколений, заботы и треволнения казачьего куреня, картины донской природы, трудно пробивавшиеся ростки нови. Человек и история в «Донских рассказах» изображены через призму семейно-бытовых отношений.

Разрыв кровно-родственных связей в обстановке Гражданской войны порождал небывалые по остроте и накалу социальные конфликты. Абсолютная нетерпимость выливалась только в насилие. «Русская Смута, — писал в своих мемуарах А. И. Деникин, — наряду с примерами высокого самопожертвования, всколыхнула еще в большей степени всю грязную накипь, все низменные стороны, таившиеся в глубине человеческой души…»

Шолохов показывает своих героев в кризисных ситуациях, на таком трагическом изломе истории, когда происходит разрыв самого прочного (субстанции жизни), на чем держался патриархальный казацко-крестьянский мир, — кровно-родственных связей. В результате этого разлома происходило внутреннее самоопределение героев. Суть его — в стремлении к единству природного и социального начал, парадоксально сопрягающихся в едином повествовательном движении. К этому единству идет Анна из рассказа «Двухмужняя», дед Гаврила из «Чужой крови», стремление к утверждению единства этих начал заставляет Трофима спасти тонущего жеребенка («Жеребенок»).

«Донские рассказы» открывали новый угол зрения, новый уровень нравственной прозорливости художника.

Авторской позицией Шолохова стал народный взгляд на мир. Эта позиция, сознательно избранная художником, открывала возможность народно-эпического воссоздания жизни даже в частных ее проявлениях. Рассказы включают в себя такие элементы, которые переводят повествование в область философскую. Во многих из них речь идет о жизни и смерти, о том, что такое человек по отношению к окружающему миру природы и миру социальному, расколотому революцией, требующей от всех и каждого ответа на вопрос: с кем быть? (Над этим вопросом будет мучительно биться главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов.) Герои Шолохова всегда поставлены жестокими жизненными обстоятельствами в нравственную коллизию выбора.

Какие только судьбы и характеры не вписаны Шолоховым в донскую панораму: неуемный в своей жестокости Бахчевник и чуткий к чужому горю Митька («Бахчевник»), неуемный в своих благородных порывах Яков Шибалок («Шибалково семя»), милосердный Трофим («Жеребенок»), непреклонный в своей жизнестойкости Аникей («Лазоревая степь»), самоуверенный Микишара («Семейный человек»). В цикле возникает эпический образ народа, стоящего на историческом перепутье.

Создавая атмосферу безыскусственной правды в рассказах, Шолохов стремился показать связь «всего со всем». Интерес к подробности чувства заменяет у него интерес к самим событиям. Шолохов берет исповедь личности как условие безвестной правды, условие доверия читателя к тому, что рассказывает автор. Он ищет в психологии и состоянии человека такие кульминационные моменты, которые в индивидуальном сознании открывают нечто общее для казачества и вместе с тем то, что было привнесено революцией. Убеждение писателя в возможности духовного озарения человека в кризисные моменты, в минуты страшных потрясений, в периоды нравственных катаклизмов — исходное условие для шолоховского эпоса, открывающее тайны личности и бытия. «Я, — говорил Шолохов, — интересуюсь людьми, захваченными этими социальными и национальными катаклизмами. Мне кажется, что в эти моменты их характеры кристаллизуются».

В «Донских рассказах» Шолохов сумел найти свой ракурс видения жизни, открыл то, что не сразу было замечено современниками (и может быть, им самим). Этим открытием был «гуманизм непривычного масштаба» (П. В. Палиевский), выступающий в рассказах некоей «философской доминантой», определяющей все: и сюжетно-композиционный строй рассказов, и принципы изображения характеров, и систему изобразительных средств, и тональность повествования (А. И. Хватов). За «гуманизм непривычного масштаба» Шолохов подвергался всяческим нападкам критики, особенно вульгарно-социологической, в конце 20-х — начале 30-х годов. В чем только не упрекали писателя: в нагнетании физиологических подробностей смерти, биологизме, абстрактном гуманизме и т. п. Шолохову отказывали в праве называться пролетарским (то есть истинно народным) писателем. То, что в лучших рассказах донского цикла начало классовое подчинено общечеловеческому, или игнорировалось, или подавалось критиками как негативное явление. Шолохов отказывался от сведения богатства проявлений душевного мира человека к социальным побуждениям. Выражая характер целостного крестьянского миропонимания, он становился подлинно народным писателем.

«Донские рассказы» явились начальной стадией формирования художественной философии Шолохова — писателя с трагическим мировидением. Жизнь у Шолохова совершает страшный эксперимент над людьми. Тут проверяется не только отдельный индивид, но и целый народ, его человеческая природа. В «Донских рассказах» писатель испытывает эпос драмой, обретая те глубинные эпические устои, на почве которых позднее вырос роман-эпопея «Тихий Дон».

Лаконизм «рубленой прозы», инверсия, манера народного сказа и другие творческие поиски молодого Шолохова в «Донских рассказах» перекликались с литературными экспериментами в литературе 20-х годов. Новеллы писателя выделялись в литературном потоке многообразием жанровых оттенков, идейной выразительностью композиции и зрелым искусством художественного образа.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. — СПб.: «Нева», 1998

Донские рассказы М.А. Шолохова методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Справочные материалы

1.Характеристика казачества, как особого служилого сословия

Этимология слова “казак”: Много версий. Одна из них: слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.

Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.

С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.

После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

3. Биографическая справка

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 (?)г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.

Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.

В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”. Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет.

В 1924 г. М.А. Шолохов возвращается в Вешенскую, где и живет постоянно.

Различные трактовки авторской позиции в «Донских рассказах» М.А. Шолохова

• Литературовед В.А. Чалмаев в учебнике литературы для 11-го класса определил шолоховскую позицию в «Донских рассказах» как “совесть молчащую, благословляющую кровопролитие”. Противопоставив «Донские рассказы» «Тихому Дону», он назвал исключением лишь рассказ «Шибалково семя», где герой после собственноручного расстрела матери умоляет спасти жизнь его ребёнку.

• Американский исследователь Э.Симмонс в работе о Шолохове «Он избрал свой путь» отмечал, что “внимание к лучшим сторонам человеческой натуры в момент жестокой братоубийственной схватки” придаёт многим рассказам “гуманистическое звучание”.

• Филолог Л.Г. Сатарова в статье «Брат на брата, сын на отца…» определила особенности «Донских рассказов» так: “У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны. Главную тему «Донских рассказов» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса — вочеловечивания Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей”.

• Авторы книги «История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд» Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут о книге М.А. Шолохова: “В «Донских рассказах» нет откровенной поэтизации подвига, нет романтических красок… Контрасты в его рассказах воссоздают реальные жизненные конфликты, через которые познаётся социальный разлом в среде донского казачества. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. Шолоховские сюжеты непосредственно посвящены фронту, который проходил почти через каждую семью независимо от её действительных убеждений а дальше вступала в силу логика борьбы, иногда не на жизнь, а на смерть. Показать объективным развитием действия кошмар братоубийственной борьбы — уже было проявлением гуманизма. Однако с середины 20-х годов и до сегодняшнего дня гуманистическое содержание этих произведений недооценивается.

В наши дни самым массовым изданием, приобщающим читателя к «Донским рассказам», является очерк Виктора Чалмаева. Как обвинение автору «Донских рассказов» предъявлены «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды».

• Исследователь В.В. Гура, автор книги «Как создавался “Тихий Дон”», считает, что “автор «Донских рассказов» полемизирует с упрощённым представлением о путях народа в революции и Гражданской войне. Он несёт в литературу жизненно трагические ситуации и человеческие судьбы, рассказывает о кровавых схватках минувшего времени, о трудных и противоречивых путях народа к новой жизни. Протест против ложноромантического изображения революционной схватки социально полярных миров заставлял Шолохова заострять конфликты своих рассказов, наполнять их запахами крови и пороха, драматическими столкновениями, захватившими глубины народной жизни”.

Прочитайте отрывки из диктовок М.А. Шолохова младшему сыну, приведённые в книге В.О. Осипова «Серый поток», и размышления о шолоховской позиции в романе американского слависта Э.Симмонса.

“Перед кончиной [Шолохов] многое доверил своему младшему сыну, даже такое по тем временам запретное:

«Гражданская война, она, брат, помимо всего прочего тем пакостна, что ни победы, ни победителя в ней не бывает… У тётки моей, у твоей бабки двоюродной, Ольги Михайловны, — четыре сына: Иван, Валентин, Александр и Владимир. Трое — бойцы Добровольческой армии, а Валентин — красный… Выбьют красные белых с хутора, Валентин заскакивает домой, воды попил, не раздеваясь: “Ничего, мать, не горюй! Сейчас всыплем этой контре, заживём по-новому!” На коня — и ходу! А мать в слёзы — волосы на себе рвёт… А через день таким же макаром Иван влетает. “Был Валька, подлюка? Ну, попадётся он мне! Ничего, погоди, мать, немного, выбьем вот сволоту эту с нашего Дона, заживём по-старому!” А мать уже об печь головой бьётся… И так ведь не раз, не два. Когда там по вашим учебникам гражданская закончилась? В 20-м? Нет, милый мой, она и сейчас ещё идёт. Средства только иные. Потому что у нас до сих пор что ни мероприятие — то по команде, что ни команда, то для людей, мягко сказать, обиды…. Это если мягко сказать. Паршивые, бездарные ученики мы у истории — вот что плохо. А у неё одно, весёленькое такое, правило есть. Всё, что для предков правым было, для потомков чаще всего неправым оказывается. И далеко ходить не надо. Всё, что нашим отцам-дедам дорого было, мы на штыки подняли. Но и всё, чем мы сейчас восторгаемся, и всех, кто восторгается, скорее всего уже наши внуки проклянут. А мы всё продолжаем думать, что нас минет чаша сия…”».

“Поведение и красных, и белых с их жестокостью, безобразием, обманом, а иногда и благородством описано честно… Шолохов был слишком большим художником, чтобы пожертвовать действительностью ради идеологических соображений”.

  1. Анализ рассказа “Родинка”.

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.
Подберите однокоренные слова к слову «родинка». Что объединяет эти понятия
Авторская оценка героев
В чём состоит самый важный конфликт?

Оценки:

3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.
Подберите родственные слова к слову «кровь»
Авторская оценка героев
Будущее Алешки

Оценки:

  1. Анализ рассказа “Шибалково семя”.

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.
Подберите родственные слова слову «семя».
Авторская оценка героев
Какова судьба ребенка?

Оценки:

4) Анализ рассказа «Чужая кровь».

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.
Подберите родственные слова слову «кровь».
Авторская оценка героев
Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?

Оценки:

Впишите в овалы названия проанализированных рассказов М.Шолохова. Подумайте, как они должны располагаться. Обозначьте местоположение автора, ориентируясь его позицией по отношению к изображаемому. Руководствуйтесь при этом тем, как разрешается конфликт.

«Трагедия народа в «Донских рассказов» М. Шолохова»

Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой его произведений. Это и понятно. Ведь судьбы героев, пробле мы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов — не только писатель. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в 16-летнем возрасте Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно; в 37-м не раз спасал своих друзей от репрессий. Его обвиняли в плагиате, в симпатиях белому движению. Много испытаний выпало на долю этого писателя. На он не уподобился траве, которая «растет, покорно клонясь под гибельным дыханием житейских бурь». Несмотря ни на что, Шолохов остался прямолинейным, честным, правдивым человеком. Правдивы и его «Донские рассказы». В них Шолохов выразил свое отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.

В «Донских рассказах» меня привлекли реалистичность, антиромантичность изложения суровых военных условий; та правда войны, что не щадит никого, даже детей. Шолохов говорил, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди «седых ковылей», приписывать погибающим состояния, когда они «умирали, захлебываясь красивыми словами». Ну а как же красота изложения? У Шолохова она в простоте, народности языка. Сама суть рассказов заставляет задумываться о жизни. По моему мнению, смысл их в том, что люди, дабы доказать свою преданность идеалам, переступают через жизнь и судьбу самых родных, близких людей. Брат должен убить брата, сын — отца.

В рассказе «Продкомиссар» казак Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж. Классовая ненависть выше родственных чувств. В новелле «Бахчевик» казак спасает раненого брата и расправляется с отцом-белогвардейцем. Еще мрачнее рассказ «Семейный человек»: в нем отец убивает сразу двух сыновей-красногвардейцев, дрогнув перед угрозами белоказаков.

Герои у Шолохова не рассуждают, а действуют, не задумываясь: по первому зову сердца бросаются в реку спасать жеребенка или отбивают детей у бандитов. Но так же, не задумываясь, убивают сыновей, отнимают последнее у крестьян. Они заставляют то злиться, то плакать. Читаешь, и «грусть-тоска» заполняет твое сердце.

Почему же Шолохов не мог добавить счастья в свои произведения? Он, как мне кажется, хотел хоть немного приблизить нас, читателей, к реальностям войны, когда нет ни единого счастливого человека.

Что же дает мне Шолохов? Пусть за меня скажет один критик: «Он пробуждает скрытый в наших душах огонь, приобщая к великой доброте, великому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чье искусство помогает каждому стать более человечным». Таков мой Шолохов. Писатель, преподавший мне уроки мужества, порядочности и честности. Я читаю и перечитываю Шолохова, каждый раз поражаясь его умением заглянуть в глубокие тайники человеческой души. Я верю своему писателю, поэтому у меня никогда не возникнут сомнения в его правдивости.

Незадолго до смерти М.А.Шолохов говорил с сыном о вечных ценностях человеческой жизни: «Веры у людей никто и никогда отнять не сможет. Без веры человек — не человек. Отними у него веру в Бога, он станет верить в царя, в законы, в вождя… Высокой только должна эта вера быть. Возвышенной. Плохо, страшно, когда предмет веры мельчится. Мелкая вера — мелкий человечек. А высшие духовные ценности можно и в культ возвести. По мне, так и нужно. Должно».

Самой высокой духовной ценностью для Шолохова было чувство любви к родине и ее народу, имеющему полное право на счастье. Но Шолохов не мог принять тех жестоких путей, которые были навязаны народу в борьбе за его счастье. Он не принимал стремление «выпрыгнуть» из истории, форсировать естественное течение исторического времени по принципу «цель оправдывает средства».

Надо окунуться в то время, чтобы понять, насколько серьезными были те условия, когда революция свершилась и коммунисты учились управлять государством, когда разворачивалась политика ликвидации кулачества как класса.

Примечателен в этом плане образ Григория Мелехова. Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность противоборствующих идей. Он остро осознает, что «неправильный у жизни ход», но изменить его не в состоянии. Григорий понимает, что наивно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, тащить все в дом, пользуясь всеобщей разрухой, как это делает его отец. Но в то же время он не может согласиться и с точкой зречия пролетария, который предлагает ему бросить все и бежать к красным, ибо у него ничего нет, а значит, и терять ему нечего. Григорий не может так просто покинуть то, что заработано тяжелым трудом, но и не хочет, отгородившись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, которые взялись управлять жизнью. Его цепкий, наблюдательный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и реальными делами: хромовые сапоги красного командира и обмотки рядового «Ванька». Если всего через год в глаза бросается имущественное расслоение Красной Армии, то после того, как советская власть укоренится, равенство окончательно исчезнет. Эти иронические рассуждения Мелехова поражают точностью предвидения, когда из советских чиновников сформировался новый господствующий класс — партийная номенклатура. С другой стороны, Мелехову во время службы в белой армии больно и унизительно слышать презрительные слова полковника о народе.

Таким образом, путь Григория Мелехова — это бегство здоровой, нормальной, честной натуры от всего одномерного, узкого, догматичного. Скитания и мучения шолоховского героя, его «хождения по мукам» подводят нас к мысли о том, что справедливые, гуманные призывы коммунистов к борьбе за счастье всего народа в конечном итоге свелись к истреблению этого самого народа, к борьбе за власть и установлению диктатуры.

Наоборот, многие хорошо известные сцены и эпизоды «Поднятой целины» получают сегодня иное осмысление и оценку, ибо рассматриваются с точки зрения не классовой, а общечеловеческой морали. Например, когда Шолохов описывает сцену раздачи бедноте вещей раскулаченных, то она вызывает не чувство торжествующей радости, как утверждали советские критики, а боль и жалость к плачущим детям и их матерям, у которых отбирают заработанное тяжким трудом добро.

Именно так воспринимает это событие Андрей Разметнов, которого принято было ругать за мягкотелость, отсутствие коммунистической принципиальности и беспощадной ненависти к классовому врагу.

О том, что коллективизация здесь началась относительно рано и происходила в острейшей обстановке, свидетельствует письмо Шолохова из Вешенской в 1929 году: «А вы бы поглядели, что творится у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае. Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает, имущество, вплоть до самоваров и полстей, продают в Хоперском округе у самого истого середняка, зачастую даже маломощного. Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится». Суть того, что происходило на донской земле в «год великого перелома», ясна и без комментариев. Но спустя некоторое время, в 1931 году, Шолохов публикует ряд очерков по вопросам коллективизации. Например, в «Правде» весьма оптимистически описывается весенний сев на Дону: «Ты, товарищ, не сумневайся, — говорит автору казак-колхозник. — Мы все насквозь понимаем, как хлеб нужен государству. Ну, может, чуток припозднимся, а посеем все до зерна». В этих бодрых интонациях уже угадываются голоса будущих героев «Поднятой целины». Напрашивается вывод о том, что автор, прекрасно знающий изображаемую жизнь, намеренно смягчал краски, чтобы его трактовка событий совпадала с политическим курсом партии.

Народ действительно стал другим после революции. Коммунистическая политика разделила его на четко выраженные группы, враждующие между собой. И если для деда Щукаря и других оборванцев изменения были положительными, то хозяйственные, умелые, трудолюбивые люди оказались вне закона.

Казаки словно утратили свое веками сложившееся вольнолюбие, характер, широкие, раздольные песни, гордую, смелую натуру. Интенсивное давление партийных деятелей приводило деревню в состояние предельной напряженности. «Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием», — писал Шолохов в «Поднятой целине».

Гражданская война, которая принесла людям столько горя и бед, не кончилась, по мысли писателя, и в 1920 году. После «замирения» «прибрели потом к своим разбитым куреням да порушенным селеньям все, кто уцелел. И победители, и побежденные…» И началась мирная жизнь: «Из ворот в ворота живут, из одного колодца воду пьют, поскольку раз на день глаза друг другу мозолят… каково? Хватает воображения? Тут, по-моему, и самого небогатого хватит, чтобы мороз по коже продрал…» Этот раскол, который принесла война, продолжался долгие годы, питая взаимную ненависть и подозрительность: «Час от часу подозреньице растет; подозрение растет — страх все сильнее; страх подрос, а подозренье, глядь, уже и в уверенность выросло. Остается лишь в «дело» оформить эту подозрительную уверенность, которую тебе нашептала твоя «революционная бдительность», на собственном страхе да на ненависти замешенная. И пошло-поехало… И так — каждый хутор. Все города и веси».

Творчество М. А. Шолохова возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознавать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.

Чужая кровь — краткое содержание рассказа Шолохова

В станице Филипповка осенней ночью подолгу не спится деду Гавриле. Он просыпается, кашляет и всё ходит по двору, около дома. Он думает о пропавшем без вести во время войны сыне Петре. Это единственный их сын, и оттого потеря еще тяжелее. Дед Гаврила вспоминает, как покупал сыну на службу обмундирование, коня, как гордился им, какие наставления давал, провожая его в армию.

Через месяц после его ухода в село пришли красные. Поскольку сын его воевал в Белой армии и даже за хорошую службу получил звание урядника, дед Гаврила не желает подчиняться новой власти: демонстративно носит свои награды, полученные в прежнее время при царской власти. Председатель Совета станицы говорит, чтобы дед их снял, что теперь они никому не нужны. Гаврила спорит, но медали все же больше не носит, хотя в душе осталась обида. Лошадей у деда забрали красные, потом совсем никудышних взяли махновцы. Все, что было нажито за жизнь, пошло прахом, оказалось разворовано. И все же по старой привычке весной дед Гаврила так же выходил пахать и сеять. Он знал, как тоскует мать по пропавшему сыну, слышал, как она плачет ночами.

И все-таки хотят верить старики, что сын живой, что он еще вернется. Отказывая во многом себе, они отдают овчины скорняку, чтобы сшили на сына полушубок, режут ягненка, чтобы сшить ему папаху, готовят сапоги. Повесили это всё в доме – и кажется, что сын где-то здесь, лишь ненадолго вышел. Гаврила застает жену, когда она баюкает, как ребенка, новую папаху, сшитую для Петра.

Однажды соседский парень рассказал старикам, что из Турции вернулся Прохор Лиховидов, который служил в одном полку с их сыном. Гаврила торопливо идет к нему, но не застает дома. Затем Прохор приходит сам в их дом. Старики замечают, как он постарел, как не по-казацки одет. Он рассказывает, что сам видел, как назначенный в разъезд Петр погиб в стычке с красными под Новороссийском. Мать кричит и воет от горя. Гаврила вдруг говорит, что не верит, не хочет верить этим сообщениям. Выйдя ночью из дома он в темноту зовет Петра.

В станице говорят о продразверстке. Однажды в воскресенье председатель и с ним еще трое начальников с винтовками приходят во двор к Гавриле и требуют отдать излишки хлеба. Дед Гаврила пытается воспротивиться, кричит, что его грабят, однако власть говорит, что может забрать хлеб и силой и грозит деду оружием.

В этот момент за забором показался всадник, который начал стрелять в продотрядников. Затем подъезжают еще несколько человек. В результате короткой перестрелки те, кто пришли изымать хлеб, убиты. Конные требуют у старика овес для коней, но он не успевает им что-либо ответить, как раздается команда, и они спешно покидают станицу.

Вечером, выйдя на двор, Гаврила видит лежащие трупы, но, случайно прикоснувшись к одному из них рукой, ощущает живое тепло и притаскивает совсем молодого человека в дом. Они с женой обмывают его от крови, укладывают на постель. Затем в течение нескольких месяцев его выхаживают: поят отварами трав, заботятся о нем. Постепенно он всё больше и больше оживает. К весне сумел уже встать с постели и выйти на улицу. Старики отдали ему вещи, приготовленные для сына.

Когда он смог разговаривать, они узнали, что зовут его Николай, что он с Урала. У Николая совсем нет родных: отец погиб, мать где-то бродит. Он работал там на чугунолитейном заводе, потом партия послала его на продразверстку. Старики говорят, что называть его будут Петром, как погибшего сына. Николаю не удалось полностью восстановиться после ранения: плохо действовала правая рука. Тем не менее весной и летом он помогал Гавриле в поле, они вместе выполняли всю работу.

Николай получает письмо от рабочих со своего завода, они зовут его вернуться. Да и сам он тоскует и хочет на Урал. Гаврила его уговаривает остаться, быть для них сыном, но Николаю очень дорог завод и его товарищи. В один из дней осенью он уезжает. Гаврила провожает его, рассказывает о станице и окрестностях.

Также читают:

Рассказ Чужая кровь (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Наступило время великого поста. В это время заболела одна женщина, которая проживала на определенном расстоянии от города. Доктору стоило больших усилий добраться до места назначения

С первых страниц произведения перед нами предстает Неточка, которой недавно исполнилось 8 лет. Девочка живет в довольно таки стесненных условиях. Ее мать старается обеспечить семью

Этот роман увидел свет в 1980 году в одном из выпусков журнала «Новый мир». Позже Чингиз Айтматов выпускал повести к роману, которые по итогу вошли в его состав.

Поэма начинается со слов мельника, который ругает свою дочь за то, что она имела глупость встречаться с князем, да еще и не требуя от него дорогих подарков. В это время входит князь, которого она так усердно защищала

Чужая кровь — краткое содержание рассказа М. Шолохова

Чужая кровь — краткое содержание рассказа М. Шолохова

Река Дон. Станица Филипповка. Живет в ней старик, зовут Гаврила, со своею старухою. Раньше все мужчины семьи служили отважно царю. Когда пришли времена гражданской смуты, Гаврила отправил своего сына служить на стороне царской армии, также как поступали все в его роду. Купил хорошего коня, подарил сыну памятную уздечку с дедовским седлом, а через месяц пришли солдаты красной армии и большевики, законы в станице поменялись. Дед ходил озлобленный, специально надевал царские медали и демонстративно ходил по селению. Делал он так, пока сам председатель приказал больше так не делать.

Хозяйство в доме расстраивалось, от сына Петра не было никаких известий. Гавриле ничего не хотелось делать по дому. Другие солдаты возвращались, а о Петре ничего не знают. Лошадей всех увели, обе армии поочередно, даже плохую лошаденку забрали. Весной Гаврила пахал на быках и сеял пшеницу. Из Турции пришел соседский солдат, который служил вместе с Петром, он и поведал старикам, что Петра убили красные. А старики ждали сына до последнего, одежду новую ему приготовили и папаху. Мать как-то начала было плакать над этой одеждой, но Гаврила ударил ее так, что у нее нервный тик остался на лице. Теперь эта одежда была никому не нужна.

К Гавриле пришли трое продотрядников, их молодой белокурый начальник и сам председатель, чтобы забрать излишки зерна. Старику нечего было делать, как подчиниться. Не успел он отдать зерно, как на дом напала банда кубанцев, была перестрелка, продотрядники погибли, молодой начальник был смертельно ранен. Старики решили оставить его у себя и выхаживать. Заботились о нем, как о родном сыне, даже начали называть Петром, потому что тот долгое время находился без сознания. Когда парень очнулся, назвался Николаем. Оказался сиротой, выросшим на Урале, на чугунолитейном заводе. Был большевиком.

Больше Гаврила не испытывал ненависти к большевикам, полюбили они со старухой Николая и предложили оставаться у них. Лето Николай помогал Гавриле поднимать хозяйство, а затем пришло письмо, что его вызывают обратно на завод. Николай хоть и колебался, но уехал, а старики остались одни. Так, Гаврила сидел подолгу у дома, курил и думал о родном и неродном своем сыне.

Природа человека в том, чтобы кого-то любить, отдавать кому-то свое сердце, заботу, внимание, и когда судьба отняла у стариков родного сына, у них появилось естественное желание заботиться о человеке, пусть чуждых убеждений, но слабом и нуждающемся в помощи и заботе. Этим и отличаются добрые люди, — они не могут никого не любить. И эти качества проявляются в такие тяжелые времена, как война и другие бедствия.

Чужая кровь — кратчайшее содержание рассказа Михаила Шолохова

Автор затрагивает непростую тему потерь близких, жизни и смерти. После смерти сына, дед с бабкой находят в раненом молодом человеке схожесть со своим. Название «чужая кровь» — это намёк этим старикам, что как бы они не привязались к парню, остаётся он им чужим. В сознательном уже возрасте их забота не способна привязать его к ним.

Рассказ повествует о кровавых временах гражданской войны. Начинается с обнаружения дедом Гавриилом у себя в гумне на первый взгляд трупа, а, как оказывается потом, ещё теплящегося жизнью тела красноармейца. Старик помещает бойца у себя в доме, пытается вместе с супругой его вылечить. Поначалу воин бредит, произносит ругательства и команды. Проходят недели и месяцы, парнишка постепенно поправляется, раны заживают. Пожилая пара чрезмерно привязывается к парню, и привязанность постепенно затмевает грусть о своём погибшем сыне. Это обстоятельство сильно заставляет их чувствовать вину.

Когда Петя, так назвали парня дед с бабкой в честь своего умершего сына, приходит в себя, то называет Гавриила отцом. Начинает рассказывать о себе, что он командир и коммунист. Революционные власти в курсе происходящего, и поручают семье хорошо заботиться о парне.

Через некоторое время Петру приходит письмо с Урала, откуда он родом. Товарищ с завода зовёт его восстанавливать предприятие. Пётр больше за то, чтобы согласиться, рассказывает деду, как защищали завод от Колчака, как восьмерых потеряли, что нужны верные общему делу люди.

Парень и хочет остаться, но сильна тяга на завод. Понял Гавриил, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную черную землю. По кирпичику разметал бы Гаврила ненавистный завод». Дед увещевает: «только старухе скажи, что возвернёшься, чтобы не затосковала. А может в самом деле возвернёшься, неужто не пожалеешь нашу старость? Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас».
———————————————

Краткое содержание Чужая кровь Шолохов

Дон. Станица Филипповка. Живет в ней старик, зовут Гаврила, со своею старухою. Раньше все мужчины семьи служили отважно царю. Когда пришли времена гражданской смуты, Гаврила отправил своего сына служить на стороне царской армии, также как поступали все в его роду. Купил хорошего коня, подарил сыну памятную уздечку с дедовским седлом, а через месяц пришли солдаты красной армии и большевики, законы в станице поменялись. Дед ходил озлобленный, специально надевал царские медали и демонстративно ходил по селению. Делал он так, пока сам председатель приказал больше так не делать.

Хозяйство в доме расстраивалось, от сына Петра не было никаких известий. Гавриле ничего не хотелось делать по дому. Другие солдаты возвращались, а о Петре ничего не знают. Лошадей всех увели, обе армии поочередно, даже плохую лошаденку забрали. Весной Гаврила пахал на быках и сеял пшеницу. Из Турции пришел соседский солдат, который служил вместе с Петром, он и поведал старикам, что Петра убили красные. А старики ждали сына до последнего, одежду новую ему приготовили и папаху. Мать как-то начала было плакать над этой одеждой, но Гаврила ударил ее так, что у нее нервный тик остался на лице. Теперь эта одежда была никому не нужна.

К Гавриле пришли трое продотрядников, их молодой белокурый начальник и сам председатель, чтобы забрать излишки зерна. Старику нечего было делать, как подчиниться. Не успел он отдать зерно, как на дом напала банда кубанцев, была перестрелка, продотрядники погибли, молодой начальник был смертельно ранен. Старики решили оставить его у себя и выхаживать. Заботились о нем, как о родном сыне, даже начали называть Петром, потому что тот долгое время находился без сознания. Когда парень очнулся, назвался Николаем. Оказался сиротой, выросшим на Урале, на чугунолитейном заводе. Был большевиком.

Больше Гаврила не испытывал ненависти к большевикам, полюбили они со старухой Николая и предложили оставаться у них. Лето Николай помогал Гавриле поднимать хозяйство, а затем пришло письмо, что его вызывают обратно на завод. Николай хоть и колебался, но уехал, а старики остались одни. Так, Гаврила сидел подолгу у дома, курил и думал о родном и неродном своем сыне.

Природа человека в том, чтобы кого-то любить, отдавать кому-то свое сердце, заботу, внимание, и когда судьба отняла у стариков родного сына, у них появилось естественное желание заботиться о человеке, пусть чуждых убеждений, но слабом и нуждающемся в помощи и заботе. Этим и отличаются добрые люди, — они не могут никого не любить. И эти качества проявляются в такие тяжелые времена, как война и другие бедствия.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шолохов. Все произведения

Чужая кровь. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Героя рассказа Фазиля Искандера «Петух» никогда не любили петухи. Так начинается рассказ. Мальчик летом жил у родственников в деревне, находящейся в Абхазии. Когда все уходили на работу

Произведение «Хождение по мукам» Алексея Николаевича Толстого состоит из трех книг. В трилогии описываются события первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны.

В первой части стихотворения «Крокодил» одноименный персонаж идет по улице Петрограда. За ним бегут взрослые и детишки, дразнят и обзываются. А невоспитанный барбос кусает крокодила за нос, рассерженный

Пьеса Виктора Розова «Вечно живые» — это драматическая история об истории одной семьи во время Второй Мировой Войны. Главные герои — это семья молодого мужчины Бориса, который сам вызвался идти на фронт

По мнению философа и политолога Фукуямы в конце XX века тоталитарные и авторитарные режимы полностью дискредитировали себя. Большинство стран и народов всецело поддерживает принципы либеральной демократии

  • Основная мысль рассказа чехова мальчики для читательского дневника
  • Основная мысль рассказа чехова ванька
  • Основная мысль рассказа честное слово пантелеева
  • Основная мысль рассказа черная курица или подземные жители
  • Основная мысль рассказа человек на часах