Основная мысль рассказа человек на часах

Рассказ николая лескова человек на часах был написан и опубликован в 1887 году. описание книги для читательского дневника автор: лесков

Рассказ Николая Лескова «Человек на часах» был написан и опубликован в 1887 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Лесков Николай Семенович
Название произведения: «Человек на часах»
Жанр: рассказ
Год написания: 1887
Издательство: АСТ
Год издания: 2006

Главные герои и их краткая характеристика

Постников – рядовой Измайловского полка, караульный, добрый, жалостливый, порядочный, человек долга.
Миллер Николай Иванович – капитан Измайловского полка, молодой, образованный офицер, гуманист.
Свиньин – подполковник Измайловского полка, добрый и справедливый человек, для которого служба была превыше всего.
Кокошкин – генерал, обер-полицеймейстер, которому удалось исправить сложную ситуацию.
Офицер – дворцовый офицер, подлый, лживый, лицемерный, честолюбивый.

Время и место действия

Действие рассказа происходит в Петербурге в 1839 году, незадолго до Крещения. По признанию самого автора, данная история, основанная на реальных фактах, является отражением нравов 30-х годов XIX столетия в России.

Краткое содержание и сюжет

Зима 1839 года выдалась на удивление теплой, а в канун Крещения приключилась сильная оттепель. Караул в Зимнем дворце занимала рота Измайловского полка под командованием прекрасно образованного молодого офицера Николая Ивановича Миллера.

Стемнело, дворец погрузился в сон, но неожиданно ночью была поднята тревога – часовой, солдат Постников, покинул свой пост, чтобы спасти утопающего в полынье человека. Постников давал присягу, и ни под каким предлогом не мог покинуть свою службу на посту. Но крики о помощи настолько истерзали его сердце, что он кинулся на помощь утопающему. Протянув ружье мужчине, он вытащил его на берег, а затем, совершенно мокрый, вновь встал на караул.

В этом самое время, как на беду, проехал дворцовый офицер, который стал свидетелем отлучки Постникова. Он забрал с собой спасенного человека, привез его в дом Адмиралтейской части и сообщил, что своими руками спас его от верной смерти.

Постников чистосердечно во всем признался Миллеру, описав все подробности, в том числе и поездку офицера вместе со спасенным мужчиной в Адмиралтейскую часть. Николай Иванович понимал, что не в состоянии загладить это дело, и под неминуемую раздачу попадет все начальство. Он написал записку с просьбой о помощи своему батальонному командиру подполковнику Свиньину – человеку не злому, но исключительно строгому и требовательному. Услышав историю Постникова, он тут же отправил его под арест в казарменный карцер. Единственный выход из сложившегося положения он видел в разговоре с обер-полицеймейстером Кокошкиным, который каждое утро докладывал государю о происшедших событиях.

Кокошкин вызвал к себе инвалидного офицера и спасенного. Чтобы спасти Постникова и Миллера от страшной расправы, он закрыл глаза на явное вранье инвалидного офицера, и пообещал ему награду за спасение человека. Постников в качестве наказания получил две сотни ударов розгами, но он был очень доволен, что так легко отделался – по тем временам по приговору военного суда виновные сносили куда более страшные наказания. Свиньин лично навестил Постникова, и угостил его сахаром и чаем.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Находясь на часах Постников услышал со стороны Невы крики о помощи. Он бросился на помощь и спас тонущего человека. Проезжавший мимо офицер присвоил себе славу спасителя утопающего. Миллер и Свиньин постарались замять дело и им это удалось. Офицер получил медаль за спасение утопающих, а постников был высечен. Постников был рад, что наказание было столь незначительным.

План пересказа

  • Знакомство с Миллером
  • Страшное несчастие
  • Часовой Постников
  • Тонущий человек
  • Страх Миллера
  • Знакомство со свиньиным
  • Тревожная записка
  • Кокошкин
  • Действия кокошкина
  • Разбирательства
  • Награда или наказание?
  • Решение государя
  • «Под розгами»
  • Слухи
  • Правда опровергает ложь
  • Подвиг или долг?

Основная мысль

Добрые поступки нужно совершать бескорыстно во имя добра, а не ради награды и славы.

Чему учит

Рассказ учит нас жить по совести, совершать бескорыстное добро и стремиться сделать окружающий мир немного лучше.

Отзыв и что понравилось

В произведении затронуто много важных тем: человеческая доброта, милосердие, несправедливость, подлость. Поступок генерала Кокошкина на первый взгляд может показаться несправедливым и даже подлым, однако именно благодаря его такту и хитрости удалось избежать наказания многим невиновным людям. Постников же мог быть казнен за свой поступок. Он это прекрасно понимал, и был очень счастлив, что отделался телесным наказанием. В то же время он был настолько добрым, милосердным человеком, что не считал свой поступок подвигом. Он спас человека только потому, что так велела ему совесть.

Вывод и мое мнение

Жизнь человека — высшая ценность. Правильные поступки совершать нужно не ради наград и почестей.

Понравившиеся цитаты из текста

«…он знает, что он часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…»
«…Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему помощи…»
«…Неполная истина не есть ложь. Но о сем наименьше…»

Словарь новых и неизвестных слов

Придворный – связанный со двором, с пребыванием или службой при дворе.
Взморье – часть поверхности моря, прилегающая к берегу.
Шпицрутен – длинный, гибкий и толстый прут из лозняка.
Сходни – переносная доска со специальными планками для предотвращения скольжения обуви.
Фельдшер – специалист со средним специальным медицинским образованием.
Полынья – пространство чистой воды в ледяном покрове реки.
Гуманист – тот, кто признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье.
Караул – вооруженное подразделение, выполняющее боевую задачу по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов.
Часовой – вооруженный караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.

«Человек на часах» читательский дневник

«Человек на часах» – история о простом солдате, караульном, который на свой страх и риск покинул пост и поспешил на помощь утопающему человеку.

chelovek na chasah chitatelskiy dnevnik 69536

Краткое содержание «Человек на часах» для читательского дневника

Название: Человек на часах

Число страниц: 12. Лесков Н. С. «Человек на часах». Издательство «ИГ Лениздат». 2014 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1887 год

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в Петербурге в 1839 году, незадолго до Крещения. По признанию самого автора, данная история, основанная на реальных фактах, является отражением нравов 30-х годов XIX столетия в России.

Главные герои

Постников – рядовой Измайловского полка, караульный, добрый, жалостливый, порядочный, человек долга.

Миллер Николай Иванович – капитан Измайловского полка, молодой, образованный офицер, гуманист.

Свиньин – подполковник Измайловского полка, добрый и справедливый человек, для которого служба была превыше всего.

Кокошкин – генерал, обер-полицеймейстер, которому удалось исправить сложную ситуацию.

Офицер – дворцовый офицер, подлый, лживый, лицемерный, честолюбивый.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Зима 1839 года выдалась на удивление теплой, а в канун Крещения приключилась сильная оттепель. Караул в Зимнем дворце занимала рота Измайловского полка под командованием прекрасно образованного молодого офицера Николая Ивановича Миллера.

Стемнело, дворец погрузился в сон, но неожиданно ночью была поднята тревога – часовой, солдат Постников, покинул свой пост, чтобы спасти утопающего в полынье человека. Постников давал присягу, и ни под каким предлогом не мог покинуть свою службу на посту. Но крики о помощи настолько истерзали его сердце, что он кинулся на помощь утопающему. Протянув ружье мужчине, он вытащил его на берег, а затем, совершенно мокрый, вновь встал на караул.

В этом самое время, как на беду, проехал дворцовый офицер, который стал свидетелем отлучки Постникова. Он забрал с собой спасенного человека, привез его в дом Адмиралтейской части и сообщил, что своими руками спас его от верной смерти.

Постников чистосердечно во всем признался Миллеру, описав все подробности, в том числе и поездку офицера вместе со спасенным мужчиной в Адмиралтейскую часть. Николай Иванович понимал, что не в состоянии загладить это дело, и под неминуемую раздачу попадет все начальство. Он написал записку с просьбой о помощи своему батальонному командиру подполковнику Свиньину – человеку не злому, но исключительно строгому и требовательному. Услышав историю Постникова, он тут же отправил его под арест в казарменный карцер. Единственный выход из сложившегося положения он видел в разговоре с обер-полицеймейстером Кокошкиным, который каждое утро докладывал государю о происшедших событиях.

Кокошкин вызвал к себе инвалидного офицера и спасенного. Чтобы спасти Постникова и Миллера от страшной расправы, он закрыл глаза на явное вранье инвалидного офицера, и пообещал ему награду за спасение человека. Постников в качестве наказания получил две сотни ударов розгами, но он был очень доволен, что так легко отделался – по тем временам по приговору военного суда виновные сносили куда более страшные наказания. Свиньин лично навестил Постникова, и угостил его сахаром и чаем.

Вывод и свое мнение

В произведении затронуто много важных тем: человеческая доброта, милосердие, несправедливость, подлость. Поступок генерала Кокошкина на первый взгляд может показаться несправедливым и даже подлым, однако именно благодаря его такту и хитрости удалось избежать наказания многим невиновным людям. Постников же мог быть казнен за свой поступок. Он это прекрасно понимал, и был очень счастлив, что отделался телесным наказанием. В то же время он был настолько добрым, милосердным человеком, что не считал свой поступок подвигом. Он спас человека только потому, что так велела ему совесть.

Главная мысль

Добрые поступки нужно совершать бескорыстно во имя добра, а не ради награды и славы.

Авторские афоризмы

«…он знает, что он часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…»

«…Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему помощи…»

«…Неполная истина не есть ложь. Но о сем наименьше…»

Толкование непонятных слов

Придворный – связанный со двором, с пребыванием или службой при дворе.

Взморье – часть поверхности моря, прилегающая к берегу.

Шпицрутен – длинный, гибкий и толстый прут из лозняка.

Сходни – переносная доска со специальными планками для предотвращения скольжения обуви.

Фельдшер – специалист со средним специальным медицинским образованием.

Новые слова

Полынья – пространство чистой воды в ледяном покрове реки.

Гуманист – тот, кто признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье.

Караул – вооруженное подразделение, выполняющее боевую задачу по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов.

Часовой – вооруженный караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.

Смысл рассказа Лескова — «Человек на часах»

«Человек на часах» — произведение, которое обнажает грани человеческой души. Что такое честь и достоинство? На что готов пойти военнослужащий при четком соблюдении устава? Н.С. Лесков в рассказе «Человек на часах» постарался показать сложность выбора героя, когда на кону стоит человеческая жизнь. В чем же истинный смысл произведения?

Смысл названия книги «Человек на часах» Н.С. Лескова

Сильный трогательный рассказ «Человек на часах» не оставит равнодушным ни одного читателя. В этом произведении рядовой находится перед сложным выбором. Человек на часах — военный, который стоит на посту. Он охраняет объект, на его плечах лежит огромная ответственность. Если он нарушит устав, то совершит преступление. Однако на кону стоит человеческая жизнь. Где та грань, переступать которую нельзя ни при каких обстоятельствах? Можно ли оставаться равнодушным, когда ты слышишь стоны утопающего?

Смысл названия книги «Человек на часах» Н.С. Лескова в том, чтобы показать, что все действия рядового строго регламентируются. Он должен ориентироваться исключительно на устав. Но внезапная ситуация заставила простого рядового отступить от строгого документа. Часы олицетворяют пост военнослужащего. Но в названии произведения нет слов, указывающих на принадлежность человека к определённой службе. Н.С. Лесков своим заглавием хотел показать, что так должен поступать любой. Независимо от должности и статуса. Ничего нет важнее человеческой жизни. Автор в своём произведении раскрыл положительные и отрицательные качества собирательных образов героев. Н.С. Лесков объяснил понятие «личность» с помощью простого военнослужащего Постникова.

Смысл произведения «Человек на часах» Н.С. Лескова

Рождаясь, человек совсем не понимает своего предназначения. Это долгая осмысленная дорога к своему счастью. Нередко у человека уходит вся жизнь на поиск смысла своего существования. Мы ищем, анализируем, сомневаемся, выбираем. От некоторых наших шагов зависит не только наша жизнь, но и окружающих.

Н.С. Лесков в своём рассказе «Человек на часах» постарался создать собирательные образы героев, чтобы показать, какими разными бывают люди. В произведении затронуто несколько тем.

Тема сострадания к ближнему

Военнослужащий поступил так, как велела его совесть. Да, он оставил свой пост. Однако от его выбора, действий зависела человеческая жизнь. Мог ли он поступить иначе? Стал ли он героем в глазах окружающих? Постников спас человека, но тем самым подписал себе приговор. Герой не стал равнодушно слушать стоны попавшего в беду. Оставив свой пост, он побежал на помощь. Сложная ситуация. С одной стороны, военный устав. С другой — жизнь человека. Выбор очевиден для тех, кто обладает большим искренним сердцем.

Смысл произведения «Человек на часах» в том, чтобы показать великодушие и самопожертвование простого военнослужащего. Постников не мог слушать крики о помощи, ничего не предпринимая. Он не думал о своей дальнейшей участи. Герой внезапно осознал, что человеческая жизнь бесценна.

Тема произвола и несправедливости

Высшие военные чины боялись за свою дальнейшую карьеру. Геройский поступок Постникова служаки старались замять. Их абсолютно не интересовала жизнь человека. Персонажи думали только о себе. Они готовы были обвинить кого угодно, но самим остаться безнаказанными. Крайними при таком подходе к руководству всегда становились рядовые. Вся ответственность за содеянное падала на плечи простых военнослужащих.

Тема безразличия

Оценил ли поступок Постникова спасённый утопающий, ведь персонаж даже не сказал военнослужащему слов благодарности? Он просто был рад, что его отпустили. Ради этого персонажа Постников поставил крест на своей дальнейшей карьере. Однако если бы герой знал о таком исходе, он бы все равно не поменял своего решения.

Тема нравственности

Эта тема проходит через весь рассказ. Постников не гонится за славой. Ему не нужно, чтобы о его героическом поступке говорили все вокруг. Герой поступил по совести, он не мог по-другому. Он не считает содеянное чем-то благородным. Для Постникова очевидно, что любой честный и порядочный человек поступил бы так же. В душе героя спокойствие и умиротворение, ведь он спас жизнь утопающему.

Смысл финала произведения «Человек на часах» Н.С. Лескова

Военная служба. Ответственное и сложное дело. Военный устав необходимо соблюдать неукоснительно. Можно ли осудить офицера, наказавшего рядового? Кто посмеет «бросить камень» в Постникова, который спас утопающего. Смысл финала произведения «Человек на часах» в том, чтобы дать читателю возможность выбрать, на чьей он стороне. За рамками точного строгого устава находится человеческая жизнь. Уважение к личности, достоинство, честь должны стоять на первом месте.

Добро всегда побеждает зло. Несмотря на несправедливость, наказание и утрату доверия, Постников не разочаровался в своём поступке. Герой уверен, что поступил правильно. Он сотворил добро не ради благодарности, наград. Он просто не мог поступить иначе. Постников — сильный духом, надёжный, совестливый человек, который всегда протянет руку нуждающимся.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.6 / 5. Количество оценок: 33

Краткое содержание Лесков Человек на часах кратко и по главам для читательского дневника

Содержание

  1. Текст для читательского дневника
  2. Главная мысль рассказа
  3. Краткое содержание
  4. Краткое содержание по главам

Очень кратко

Год: 1887 Жанр: рассказ

Главные герои: солдат Постников, начальник батальона Свиньин и утопающий

Солдат Постников стоял часовым, когда услышал зов о помощи. Он все думал и размышлял, стоит ли ему оставить пост и посмотреть кто в беде или же во всяком случае нужно оставаться на службе? Постников спасает утопающего в реке человека и сразу возвращается. Пострадавшего увозит инвалидный офицер. Постников был наказан за отсутствие во время службы. Его отправляют в карцер.

Очень много высокопоставленных чиновников были замешаны в истории, чтобы она не стала известна государю. Полицмейстер, после допроса инвалидного офицера и спасенного, решает наградить офицера. Тот получает за доброе дело медаль. Совершенно иная судьба ждет бедного солдата. Его из карцера вытащили, на он удостоился двумстам ударам плетью. Для солдата это наказание было не очень ужасным, поскольку тот ждал худшего решения. Священник узнает о всей правде. Он заключает, что наказание плетью стало лучшим решением для солдата, чем его вознесение и восхваление.

Главная мысль. Человеческий нравственный долг всегда превыше всего, даже если из-за правильного поступка человек может пострадать сам.

Краткое содержание Лесков Человек на часах

Действия начинается с описания теплой погоды посреди зимы. Во времена Крещения в 1839 году погода выдалась странно теплой. Так тепло было, что на Неве лед начинал таять. Один солдат, который в этот день был часовым в Измайловском полку, услышал странные человеческие крики и вопли. Кто-то звал на помощь. Солдата звали Постниковым. Он не знал как поступить, поскольку не мог оставить свое место караула, а человек все звал на помощь. Он все же решил бегом пойти посмотреть в чем дело. Голос шел из реки. Постников спас утопающего, вытащив его ружьем. Жизнь бедного человека все же была в опасности, поскольку он очень сильно замерз и был совершенно слабым. В этот момент солдат увидел офицера в коляске. Он сразу же вернулся на караул. Утопающего подобрал офицер и, возомнив себя спасителем, отвез его в съезжий дом.

Несколько минут отсутствия Постникова не осталось тайным. Его отсутствие заметили и отправили сразу же к офицеру Миллеру. Постникова посадили в карцер. Из-за страха, что обо всем может узнать государь, командир был вынужден обратиться за помощью к офицеру Свиньину. Дело дошло до того, что очень много людей были замешены. После обращения к Свиньину было принято решение попросить совета у обер-полицмейстера Кокошкина. Последний решил пойти на решительный шаг.

Он прежде всего посчитал необходимым встретиться с самим инвалидным офицером и с человеком, чье спасение вызвало такой переполох среди многочисленных высокопоставленных лиц. Инвалидный офицер и утопающий были как следует допрошены. В результате этого допроса полицмейстеру стало известно, что кроме часового никто иной не имеет представления о произошедшем и тот является единственным свидетелем всей истории со спасением. Инвалидный офицер опять выступил в роли спасителя. На этот раз его подвиг был оценен как следует. Его наградили медалью, предназначенной для похожих историй, когда один спасает жизнь другого человека.

Настоящий спаситель все это время находился в карцере. Он в своих мыслях уже успел передумать и попробовать предугадать любой ход событий. Его наградой за спасение бедного погибающего человека стало наказание, а именно, получить двести ударов розгой. После своего наказания солдат все же был очень доволен решением Свиньина, поскольку в мысль ему приходили гораздо тяжкие награды, чем полученные удары розгой. Об этой истории стало известно священнику. Тот подумал о произошедшем и заключил, что лучше наказать солдата за подобный подвиг, чем вознести его. Так пользы будет больше.

Краткое содержание Человек на часах по главам (Лесков)

chelovek na chasah 1Глава 1

В первой главе автор оповещает читателей о том, что событие, о котором пойдет речь в рассказе, происходило на самом деле.

Глава 2

Эта трогательная история случилась зимой в Петербурге. На карауле во дворце стояла рота, которой командовал офицер Николай Миллер. Он был очень надежным и гуманным человеком.

Глава 3

Ночь была тихая и спокойная, офицер Миллер коротал время за чтением книги. Внезапно ему докладывают, что случилась беда.

Глава 4

Оказалось, что часовой Постников, который был на карауле, услышал крик о помощи тонущего человека. Будучи человеком очень чувствительным он покинул свой пост и отправился на помощь утопающему.

Глава 5

Солдат Постников бросился на лед и вытащил человека из воды. В этот момент к ним подъехали сани. В них сидел легкомысленный и наглый офицер. Он забрал спасенного человека и отвез в полицию. В участке, желая получить награду, он сказал, что спас тонущего человека.

Глава 6

Солдат Постников докладывает Миллеру о случившемся. Миллер понимает, что всем начальствующим лицам грозят неприятности, а солдату не избежать серьезного наказания. Он отправляет записку о происшествии своему командиру Свиньину.

Глава 7

Подполковник Свиньин очень дорожил своим местом на службе. Он не терпел нарушения службы и был в этом плане строгим и неумолимым человеком.

Глава 8

Как только подполковник прочитал записку от Миллера, он тут же отправился допрашивать солдата Постникова. После допроса, пребывая в состоянии гнева и отчаяния он послал солдата под арест в карцер. Затем Свиньин принялся раздумывать о том, как скрыть случившееся от царя.

Глава 9

Подполковник Свиньин решается ехать к генералу Кокошкину. Он знает, что этот человек поможет вывернуться из любой сложившейся ситуации так, чтобы не разгневать царя.

Глава 10

Кокошкин выслушивает рассказ Свиньина и вызывает пристава, который принимал ночью спасенного, и офицера, якобы спасшего человека.

Глава 11

Они приезжают к Кокошкину вместе со спасенным человеком. Кокошкин проводит со спасенным разговор. Он понимает, что тот не помнит лица человека, спасшего его. Кокошкин уверяет спасенного, что офицер, который привез его в участок и есть его спаситель.

Глава 12

Кокошкин обещает вручить награду офицеру, который якобы спас человека. Таким образом он хочет выйти из сложившейся неприятной ситуации. Он понимает, что теперь никто не узнает о том, что солдат покинул пост и спас человека.

Глава 13

Кокошкин вручает медаль лгуну. Свиньин чувствует облегчение, он приказывает Миллеру выпустить солдата Постникова и наказать его перед солдатами розгами.

Глава 14

Миллер просит пощадить солдата, однако подполковник требует выполнить приказ. Постникова выпускают, высекают розгами и отправляют на лечение.

Глава 15

Свиньин навещает солдата в лазарете и приказывает дать ему сахара и чая. Солдат благодарит его за угощения. Он остался доволен таким исходом событий, так как рассчитывал на худшее наказание.

Глава 16

По столице начинают расползаться слухи и выдуманные небылицы о подвиге солдата Постникова. Петербургский владыка, до которого также дошли эти истории, желает выяснить как же все было на самом деле.

Глава 17

Как-то, владыка встречается со Свиньиным и узнает всю правду о случившемся инциденте. Свиньин жалуется, что его мучает совесть за то, что награду получил другой человек, а солдата наказали розгами. Владыка заверяет его, что он все сделал правильно.

Глава 18

В конце рассказа автор восхищается поступком доброго солдата. Он ценит людей, которые совершают добрые и хорошие поступки, не надеясь за это получить награду.

Читать краткое содержание Человек на часах. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лесков. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Человек на часах

chelovek na chasah

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

К Бильбо приходит Гэндальф с гномами. Они берут Хоббита с собой в путешествие. Им нужно забрать сокровища у дракона Смауга.

Николай Васильевич сам говорил, что его лучшие произведения получались такими благодаря тому, что писал он их, зная тачные данные, необходимые для хорошего творчества. И уже в раннем возрасте он мечтал послужить народу чем-то полезным

10-летнему мальчику Лужину родители сообщили, что он сможет посетить школу сразу после возвращения из деревни в Петербург. В страхе перед неизведанным, маленький Лужин сбегает прямо с вокзала

Мальчик Вася был полным, неуклюжим и постоянно все у него ломалось и падало. Друзья часто подшучивали над ним и думали, что он такой толстый, потому что много ест. Говорили, что на такого упитанного никакие доспехи не налезут

Краткое содержание Человек на часах Лескова

Зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге была сильная оттепель, лед на реке таял и был покрыть полыньями. Часовой Постников занимал свой пост, и был часовым в карауле, как вдруг услышал крики, взывающие о помощи, какой-то человек тонул, попав в полынью по неосторожности. Постников некоторое время не решался оставить караульного поста, так как это было прямым нарушением устава, и могло повлечь за собой страшнейшее наказание – военный суд за дезертирство. Но сострадание одержало над ним верх, и он покинул свой пост. И при помощи своего ружья вытащил человека из смертельной опасности.

В то время, пока Постников раздумывал над тем, куда же теперь деть промокшего человека, на дороге показались сани офицера придворной инвалидной команды, он, не задавая вопросов, забрал замерзающего человека с собой и отвез его в штаб, сказав там, что спасителем является именно он. А спасенный был слишком ослаблен и обессилен, для него не имело значения кто и что говорит, он хотел согреться, и был очень рад тому, что остался жив.

Спустя некоторое время, вышестоящие лица узнали о том, что Постников покидал свой пост во время караула. И ему не оставалось ничего другого, кроме как обратиться за помощью к батальонному командиру Свиньину, который был добрым и совестливым человеком, так как свидетелей данного происшествия не нашлось, и никто не мог подтвердить, что Постников оставил караул, для того, чтобы спасти жизнь утопающему человеку. Тот постарался ему помочь, но должен был обязательно доложить о случившемся происшествии обер-полицмейстеру Кокошкину, вследствие чего дело приняло широкую огласку.

Но так сложилось, что награда, все равно, была присуждена офицеру, который выдал себя за спасителя. А Постниковы выписали двести ударов розгами, после чего поместили в карцер на 3 дня.

После того, как заключение в карцере подошло к концу, Свиньин принес солдату фут сахара и чая, так как очень переживал, что не смог оградить его от наказания. Но Постников был рад и этому, так как ожидал наиболее худшего поворота событий, после проведенных в карцере трех дней. Он думал, что военный суд вынесет ему смертный приговор, так данное нарушение устава неприемлемо.

Услышав эту историю, владыка обратился к Свиньину, чтобы узнать правду, после чего священник сделал следующее заключение: наказание за благое дело может принести гораздо больше пользы, чем поощрение и награда, превознесённые законом.

Главная мысль рассказа Человек на часах

Данный рассказ учит тому, что человек всегда должен оставаться человеком, сострадать, сопереживать и помогать ближним, даже если последствия могут быть нежелательными или даже страшными.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лесков. Все произведения

Человек на часах. Картинка к рассказу

chelovek na chasah kratko

Сейчас читают

В произведении «Невыносимая лёгкость бытия», созданном современным французским писателем – прозаиком Миланом Кундерой, повествуется не только об отношениях между любовниками, но и о событиях, которые происходили в Праге в середине прошлого века

Главный герой произведения «Дневник Фокса Микки», написанного русским писателем Сашей Чёрным, — маленький пёс, который рассказывает людям сам про себя. Он очень умный, способен писать и читать

Волею судьбы по дороге из Тифлиса встречаются рассказчик и Максим Максимович. Штабс–капитан вёз казенные вещи. Подъезжали к Койшарской долине. Максим Максимович был опытным путешественником

Смерть близкого человека всегда как-то сказывается на нас, ведь это потеря кого-то очень близкого и любимого заставляет терять смысл жизни в общем. Так произошло и с девочкой, которой было только семнадцать лет, и звали ее Мария.

Алеша и Аглая пришли на берег реки, чтобы полюбоваться ледоходом. Наблюдая за плывущими льдинами, ребята обсуждали статью из газеты, в которой рассказывалось о шестикласснике, спасшем из воды девочку

«Человек на часах», анализ рассказа Лескова

Рассказ Николая Семеновича Лескова «Человек на часах» был написан в 1887 году и опубликован в журнале «Русская мысль». В первой части автор, описывая событие, положенное в основу произведения, называет его одновременно трогательным и ужасным для главного героя. Отчасти его можно считать историческим анекдотом, а вымысла «нет нисколько».

Название рассказа появилось не сразу: в письме редактору Лесков именовал свое произведение «Погибавший» или «Спасение погибавшего». Окончательный вариант придал более широкий смысл произведению. Автор не просто описывает заурядный случай из жизни большого города, упоминая исторические имена. Рассказ «Человек на часах» — постановка и своеобразное разрешение философской проблемы понимания человеком его долга.

Доблесть и воинские подвиги всегда были в чести на Руси. Многие сразу вспомнят имена русских богатырей или великих полководцев. Однако Николай Семенович Лесков переносит действие своего рассказа о подвиге русского солдата в мирное время. Возможно, поэтому так долго он описывает тишину и необычайное спокойствие, которые царили на улицах Петербурга в тот момент, когда солдат Постников в первый раз услышал крики о помощи, доносившиеся из иорданской полыньи.

Часовой испытывает внутренний конфликт: броситься на помощь пострадавшему, но для этого оставить пост, или остаться на посту, твердо зная, что человек погибнет в ледяной купели. Уйти часовому с поста означало не просто нарушить присягу. За такой проступок солдата ждало суровое наказание: трибунал, каторга, а то и расстрел. Такие жесткие правила были введены в армии во времена правления Николая I.

Постников очень долго не решается помочь тонущему: его сдерживают долг службы и страх за свою собственную жизнь. И хотя, как пишет Лесков, «караул в тогдашнее время и не представлял ничего опасного», потому что ничего особого не требовалось, кроме «точного стояния на постах», а государь Николай Павлович уже вернулся с прогулки и давно видел третьи сны, в любой момент мог появиться проверяющий, и тогда часовому было несдобровать.

Однако человечность берет верх, потому герой совсем «истерзался сердцем», и молодой солдат оставляет свой пост, чтобы не дать сгинуть человеку в ледяном безмолвии Петербурга. Солдат сбежал вниз, к иорданской проруби, протянул утопающему приклад ружья и за штык вытащил его на твердый лед. Несчастный был мокрым и обессиленным, и Постников не бросил уставшего и замерзшего человека, а вывел на набережную, чтобы передать кому-нибудь, проезжавшему мимо.

На беду, таким проезжавшим оказывается офицер придворной инвалидной команды. Постников объяснил, что этот человек тонул, офицер его посадил в свои сани и увез, а часовой, как и положено, опять стал в будку. Офицер же сказал приставу, что это он спас тонущего, чем вызывал легкое недоумение (как он мог выйти сухим из воды), поэтому стали наводить справки.

А вот Постникова ждало много неприятностей. Все уже знали, что он оставил пост ради спасения. Его непосредственный начальник Н. И. Миллер стал советоваться с более опытным — подполковником Свиньиным. Тот не был бессердечным человеком, но был «службистом», то есть ставил во главу угла дисциплину и за всякое нарушение требовал наказания. Поэтому он распорядился посадить в карцер рядового Постникова, а потом решил безотлагательно доложить обо всем обер-полицмейстеру Кокошкину, в лице которого многие военные находили себе «могущественного и усердного защитника».

Генерал отреагировал по-деловому: он отдал распоряжение встретиться со всеми участниками истории, опросил потерпевшего (но тот в беспамятстве не смог узнать своего истинного спасителя), прочитал протокол, встретился с инвалидным офицером, пообещав ему награду за спасение утопавшего. Возможно, потому что перед этим долго не спал, возможно, потому что не было необходимости «усердно защищать» обычного рядового, но Кокошкин не придал значения словам пристава о том, что не мог спаситель быть сухим, а о первоначальной информации Свиньина совсем забыл, отправив его «спокойно почивать».

На следующий день он действительно вручил медаль инвалидному офицеру, и о деле часового можно было бы наконец забыть, но Свиньин «чувствовал в нем какую-то незаконченность» и, вспомнив через три дня о томившемся в карцере бедолаге Постникове, все-таки приказал высечь его перед строем «двумястами розог».

Изумленный Миллер призвал пощадить и простить бедного солдата, но услышал упрек в «не идущей военному человеку мягкости» и получил приказ присутствовать при экзекуции лично, обещав и самому приехать. Так и получил свою «награду» несчастный часовой: был высечен «при усердном содействии новоприбывших из армии молодых товарищей». Уже лежа в полковом лазарете, Постников абсолютно искренне поблагодарил военных начальников за «отческую милость», потому что, сидя трое суток в карцере, рассчитывал, по меньшей мере, на каторгу, а то и расстрел.

Унижение человеческого достоинства и торжество произвола усиливает присутствие владыки, в образе которого современники Лескова увидели портрет митрополита Филарета Дроздова. «Владыко» уверяет Свиньина, что «неполная истина не есть ложь». Более того, он «тихо журчащей речью» заверил полковника, что наказание для Постникова было гораздо лучше награды, ведь «воину претерпеть за свой подвиг унижение и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком».

Позиция автора ясно выражена в последней главе: с иронией пишет он, что если бы ему была дана возможность проницать тайны бытия, то он мог бы знать, доволен ли бог «поведением созданной им смирной души Постникова». Но, причисляя себя к смертным, автор с уверенностью может утверждать только одно: всегда будут добрые люди, не ждущие награды за свои поступки. Именно у таких людей и нужно учиться человечности, милосердию, состраданию. И одна человеческая жизнь подчас дороже присяги, дороже любых наград и чинов.

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

kopilka

Отзыв о рассказе Н.С.Лескова «Человек на часах»

otzyv chelovek na chasahГлавные герои рассказа «Человек на часах» — простой солдат по фамилии Постников и батальонный командир, подполковник Свиньин. Действие рассказа происходит зимой 1839 года в Петербурге. В тот год случилась сильная оттепель и на Неве образовались обширные полыньи. Стоящий на ночном посту у Зимнего дворца солдат Постников услышал крики тонущего человека. Покидать свой пост солдат не имел права, а позвать еще кого-нибудь на помощь тонущему человеку не было никакой возможности.

Отличаясь душевной чувствительностью, Постников не смог равнодушно слушать крики о помощи и принял решение покинуть свой пост. Он спустился на лед и вытащил тонущего из воды. Мимо проезжали сани, в которых сидел офицер инвалидной команды, которому солдат и передал спасенного. После чего солдат вернулся на свой пост.

Позже он честно доложил своему командиру о нарушении. А командир доложил о происшествии подполковнику Свиньину. Свиньин по натуре был службистом и всегда требовал от подчиненных неуклонного выполнения обязанностей. За любые нарушения он спрашивал очень строго с провинившихся. В сложившейся ситуации главный вопрос, который беспокоил подполковника, состоял в том, что поступок Постникова, оставившего свой пост, может бросить тень на безупречную репутацию Свиньина.

Свиньин решил действовать и отправился к обер-полицмейстеру Кокошкину, в ведении которого находились все городские происшествия, в том числе и спасение утопающих. Кокошкин вызвал к себе дежурного пристава, вместе с которым приехали офицер инвалидной команды и спасенный из Невы человек. И тут выяснилось, что офицер инвалидной команды решил присвоить себе лавры спасителя, в расчете на медаль за спасение утопающего. Хотя Кокошкин и Свиньин знали, что офицер говорит неправду, они решили не изобличать офицера во лжи, чтобы репутация Свиньина не пострадала.

Несмотря на благополучное для него разрешение проблемы, Свиньин по прибытии в часть распорядился наказать солдата Постникова за оставление поста. Постников получил двести ударов розгами и был отправлен в лазарет на излечение. Свиньин лично посетил его в лазарете и вручил наказанному солдату фунт сахару и четверть фунта чаю на поправку.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Человек на часах» состоит в том, что в жизни случаются такие ситуации, когда приходится выбирать между исполнением служебного долга и велением совести. Солдат Постников поступил по совести, спасая человека, но при этом нарушил воинский устав, покинув свой пост. Прав ли он был, идя на это нарушение? С точки зрения общечеловеческой морали, Постников, безусловно, прав. Но у армейской жизни свои суровые законы, которые категорически запрещают делать то, что совершил Постников. И солдат с покорностью принял наказание, наложенное батальонным командиром, зная, что по армейским меркам подобное наказание в те времена считалось довольно мягким. Подполковник Свиньин не мог поступить по-другому, в офицерской среде его бы просто не поняли. Свиньин лишь максимально смягчил наказание и после него проявил определенную заботу о простом солдате.

Рассказ «Человек на часах» учит поступать по совести, невзирая ни на какие обстоятельства, даже на необходимость понести суровое наказание за нарушение своих служебных обязанностей.

В рассказе «Человек на часах» мне понравился простой солдат Постников, который не остался равнодушным к тонущему человеку, хотя имел право не оказывать ему помощь, будучи при исполнении обязанностей часового. Постников прекрасно знал, что ему грозит не только телесное наказание, но и суд, и отправка на каторгу. Тем не менее, он все-таки спас жизнь совершенно незнакомому человеку.

Какие пословицы подходят к рассказу «Человек на часах»?

Хороша та помощь, что оказана вовремя.
Долг блюсти — отлично службу нести.
Лучше хорошо поступить, чем говорить.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

метки: Человек, Лесков, Сочинение, Армия, Кокошкин, Поступить, Иначе, Миллер

История создания

Первая дата публикации рассказа – апрель 1887 года. Он был напечатан в журнале «Русская мысль» под названием «Спасение погибавшего», позже измененное Лесковым на «Человек на часах».

Произведение основано на реальных событиях. Некоторые персонажи были срисованы автором с живущих в то историческое время людей: Н. И. Миллера, Н. П. Свиньина и С. А. Кокошкина, в годы правления императора Николая Павловича действительно состоявших на государственной службе и имевших прямое отношение к описываемым в книге событиям.

Суть

Как же непроста и драматична дорога к обретению земного предназначения. Солдат Постников, оставляя свой пост, помогает незнакомцу выбраться из полыньи. Неужели человеческая жизнь этого не стоит? К сожалению, так считают единицы. А подполковник Свиньин и обер-полицмейстер Кокошкин делают все возможное, чтобы об этом проступке молодого солдата не узнал государь, иначе «шапки полетят у всех».

В итоге сложившуюся ситуацию доводят до абсурда, героизм же Постникова остается в тайне. Часовому назначают двести розог; вместо медали за спасение он получает фунт сахару и четверть фунта чаю.

Сочинение «Человек на часах»

Программа по русской литературе 8 класса предусматривает изучение творчества Николая Лескова. По итогам раздела ученики обычно готовят письменные работы. Вниманию читателя предлагается сочинение «Человек на часах» по одноименному рассказу Лескова.

На уроках литературы мы проходили рассказ Николая Лескова «Человек на часах». Я не могу сказать, что произведение мне очень понравилось – ведь в нем автор показывает плохие вещи.

Большинство героев – мелкие, трусливые, лицемерные люди. Но рассказ заставил меня о многом задуматься. В том числе, и о своем поведении, и о поведении своих знакомых, друзей и родных.

Главный герой произведения Лескова – часовой Постников. Он несет службу в дворцовом карауле. Его обязанность – стоять на часах, и ни при каких обстоятельствах не покидать свою будку. В этом он клялся самому царю! А за нарушение клятвы в те времена могли и в Сибирь отправить на каторгу, и даже расстрелять.

18 стр., 8995 слов

Николай лесковчеловек на часах. Сочинения по рассказу Лескова «Человек на часах

… над бездушностью государственных законов и правил. Сочинение «Человек на часах» по рассказу Н. Лескова Когда я читал произведение Николая Лескова «Человек на часах», то размышлял о правилах. Правила ведь … ним внимательным и чутким. Русский народный характер в рассказе Лескова «Человек на часах» Произведения Николая Семеновича Лескова посвящены народу. Он писал о судьбе талантливых инеобычных …

И вот солдат Постников оказывается перед очень трудным выбором. На его глазах в полынье тонет человек, и спасти его можно, но для этого придется покинуть будку… И нарушить клятву. Что делать в такой ситуации? Как быть? Спасти другого и рисковать своей жизнью? Или позволить человеку утонуть, но уберечь себя от неприятностей? Караульный все-таки выбирает первое. Он бросается на помощь утопающему и благополучно вытаскивает его на сушу. Но что же происходит дальше?

О поступке Постникова узнает его командир – подполковник Свиньин. И этот случай начальство называет «бедой» и «караулом». Причем, не то, что чуть не утонул человек, а то, что часовой покинул будку… Все очень боятся, что о нарушении узнает царь и другие главные начальники. Пытаются скрыть случай, и назначают Постникову двести ударов розгами, а потом тихонько запихивают его в лазарет. Вот такую награду получает главный герой за свою смелость и человечность! Да еще и рад, что отделался так легко. А медаль за спасение получает совсем другой персонаж, присвоивший себе заслугу.

Я считаю Постникова хоть и отзывчивым человеком, но все-таки глупым и ограниченным. Он, конечно, поступил правильно, но так и не понял, в какой ужасной системе он живет. Часовой радуется розгам… Это же каким запуганным нужно быть?

А вся система царской армии насквозь пропитана ложью, фальшью и лицемерием. Тупые офицеры не видят дальше своего носа и не ценят ничего выше, чем приказ. Это не люди, а марионетки, не способные на обычные человеческие чувства и переживания.

Автор высмеивает эту систему, а я не вижу в этом ничего смешного. И считаю, что в наше время тоже есть такие люди, как Свиньин и его сослуживцы. Для них самое главное – работа, долг, обязанности. А все остальное – не важно. Конечно, у каждого есть какие-то обязанности, и их нужно выполнять, потому что иначе начнется бардак. Но если речь идет о человеческой жизни, то правила можно и нарушить. Это мое мнение, и я надеюсь, что все люди когда-нибудь это поймут. Наверное, для того Лесков и писал свое произведение «Человек на часах»!

Сочинение «Человек на часах»

Оцените пожалуйста этот пост

Сохрани к себе на стену!

Главные герои и их характеристика

  1. Постников — солдат Измайловского полка. Очень чувствительный, нервный и живущий по закону совести человек. Исполнительный и умный боец, руководствующийся не только уставом, но и сердцем. У Постникова светлая душа и незаурядное чувство благодарности к ближнему. Даже когда его приговорили к двумстам розгам, он был безмерно счастлив, что ему удалось избежать военного суда.
  2. Капитан Николай Иванович Миллер – гуманист, надежный офицер. Любит читать, все свободное время коротает за книгами. Заступается за своих подчиненных, так как чувствует ответственность за них. В его груди бьётся мягкое и жалостливое сердце, что является предметом осуждения со стороны вышестоящих командиров. Миллер — педант, все исполняет с максимальной аккуратностью.
  3. Подполковник Свиньин – «службист», считающий, что обсуждать побуждения, какими руководствуются провинившиеся солдаты, неуместно. Как говорится, коли виновен, то и отвечай по всей строгости закона. Пытаться разжалобить его – тратить время впустую. Он тщательно оберегает свою репутацию и служебную карьеру, «пылинки с нее сдувает», лишь бы занять почетное место в портретной галерее исторических лиц Российского государства.

    10 стр., 4851 слов

    Читать онлайн Бедные люди. Толстой Лев Николаевич

    … умрёт от чахотки. Подробнее о содержании романа «Бедные люди» Многомудрый Литрекон написал в пересказе по письмам. «Сочинение по роману Достоевского «Бедные люди»» Редко кто из русских писателей так блестяще начинал … поспешили тут же сообщить ему о своих впечатлениях – в 4 часа утра. Так, дебют «Бедных людей» сделал Достоевского известным, но материал к роману был набран им ещё в …

    Свиньина нельзя назвать бездушным, однако строгость характера и любовь к чрезмерной дисциплине не вызывают симпатии к данному персонажу.

  4. Обер-полицеймейстер Кокошкин обладает удивительным тактом. Может так вывернуть ситуацию, что не только «муха обернется слоном, но и слон превратится в муху». Окружающие видят в нем строгого и требовательного руководителя, который, при желании, может быть могущественным и усердным защитником. Кокошкин все свое время посвящает работе, даже в ущерб собственному здоровью. Он многое умеет, и если в нем проснется страстное желание деятельности, то он точно достигнет своей цели.

Анализ рассказа Лескова Человек на часах 6 класс

по жанровой направленности

Основной темой, Главным героем, Сюжетная линия, Композиционная структура

средств художественной выразительности

Второстепенными персонажами, Авторский замысел

Анализ 2

Рассказ иллюстрирует прядки в России времен правления Николая I, когда дисциплина и «порядок ради порядка» могли в любой момент сломать жизнь любого, а также методы, благодаря которым подданным империи удавалось ослабить ее давление на себя.

Солдат Постников, стоящий на посту у Зимнего дворца, представляет собой образ живого начал, еще не раздавленного имперскими порядками и не адаптировавшегося к ним. Видя тонущего человека, он чувствует, что надо броситься и спасти его. Его гуманность не была раздавлена и подчинена тупым исполнительством и равнодушием, которое насаждалось тогда в государстве и, особенно, в армии достаточно жесткими методами. Солдат прекрасно понимал, что за оставление поста его ждет смертная казнь, но рискнул жизнью ради спасения абсолютно незнакомого ему человека.

Капитан Миллер и его вышестоящий командир подполковник Свиньин в душе были на стороне солдат. Однако не доложить наверх для них означало самим подвергнуться жестоким карам. Свиньин был человеком более искушенным и обратился к умному человеку, способному решить проблему полицмейстеру Кокошкину. Тот позволил офицеру, забравшему тонувшего человека, приписать спасение утопающего себе, что показало возможность легко миновать железные тиски порядка и дисциплины, установленные императором. Кокошин совершил, таким образом, несправедливость, но она оказалась гораздо меньшим злом. Этим Лесков показал пагубность и бесполезность попыток убить дисциплиной живое в человеке.

Темы

  • Основная тема — любовь и сострадание к ближнему . Услышав изможденные, полные отчаяния крики, часовой старается пересилить свое бешено бьющееся сердце. Он понимает, что не имеет права покинуть свой пост. Но как же страшно слышать стоны погибающего и при этом оставаться равнодушным! Зов о помощи преодолевает боязнь за себя. Постников мчится к полынье и спасает утопающего, тем самым подписывая себе приговор.
  • Через весь рассказ красной нитью проходит тема российского произвола и беззакония николаевского режима. Служаки, боясь за свою карьеру, суетятся: лишь бы об их промахах не узнал император. И Свиньин, и Кокошкин готовы довести дело до абсурда, изловчиться, «выйти сухими из воды». При таком подходе крайними оказываются рядовые. И здесь уж надо уповать на удачу: либо человека спокойно отпускают, либо награждают двумястами розгами, либо расстреливают.
  • Тема праведности звучит на протяжении всего повествования. Солдат Постников не заботится о том, чтобы его благородство было как-то отмечено. Часовой не гонится за славой, в отличие от офицера инвалидного полка. Он незримо совершает подвиг человеколюбия ради добра и спокойствия души.

    8 стр., 3841 слов

    На что готов человек ради любви. «На что способна любовь

    … человека, а ее любовь способна на любые жертвы. Сочинение «На что человек способен ради любви?» Любовь — одно из самых сильных чувств, которые способен испытать человек. Подобно вихрю, оно врывается в жизнь, … не опускает руки, а борется за свою любовь. Ради спасения Мастера, его романа и ради того, чтобы быть со … от сытой, обеспеченной жизни, и от самой жизни, чтобы быть рядом с тем, кто завоевал ее …

  • Тема духовного безразличия занимает немаловажное место. Спасенному все равно, кто его вытащил из полыньи. Возможно, он был в состоянии аффекта и никого не запомнил. Позже этот «братец» даже не сказал ни единого слова благодарности своему спасителю. Он просто «выкатился» от обер-полицмейстера, безмерно довольный, что его отпустили. И ради этого субъекта солдат Постников рисковал жизнью?

Смысл произведения «Человек на часах» Н.С. Лескова

Рождаясь, человек совсем не понимает своего предназначения. Это долгая осмысленная дорога к своему счастью. Нередко у человека уходит вся жизнь на поиск смысла своего существования. Мы ищем, анализируем, сомневаемся, выбираем. От некоторых наших шагов зависит не только наша жизнь, но и окружающих.

Н.С. Лесков в своём рассказе «Человек на часах» постарался создать собирательные образы героев, чтобы показать, какими разными бывают люди. В произведении затронуто несколько тем.

Тема сострадания к ближнему

Военнослужащий поступил так, как велела его совесть. Да, он оставил свой пост. Однако от его выбора, действий зависела человеческая жизнь. Мог ли он поступить иначе? Стал ли он героем в глазах окружающих? Постников спас человека, но тем самым подписал себе приговор. Герой не стал равнодушно слушать стоны попавшего в беду. Оставив свой пост, он побежал на помощь. Сложная ситуация. С одной стороны, военный устав. С другой — жизнь человека. Выбор очевиден для тех, кто обладает большим искренним сердцем.

Смысл произведения «Человек на часах» в том, чтобы показать великодушие и самопожертвование простого военнослужащего. Постников не мог слушать крики о помощи, ничего не предпринимая. Он не думал о своей дальнейшей участи. Герой внезапно осознал, что человеческая жизнь бесценна.

Тема произвола и несправедливости

Высшие военные чины боялись за свою дальнейшую карьеру. Геройский поступок Постникова служаки старались замять. Их абсолютно не интересовала жизнь человека. Персонажи думали только о себе. Они готовы были обвинить кого угодно, но самим остаться безнаказанными. Крайними при таком подходе к руководству всегда становились рядовые. Вся ответственность за содеянное падала на плечи простых военнослужащих.

Тема безразличия

Оценил ли поступок Постникова спасённый утопающий, ведь персонаж даже не сказал военнослужащему слов благодарности? Он просто был рад, что его отпустили. Ради этого персонажа Постников поставил крест на своей дальнейшей карьере. Однако если бы герой знал о таком исходе, он бы все равно не поменял своего решения.

2 стр., 546 слов

Рассуждение Влияние детства на последующие годы жизни человека

… детских воспоминаний лишь боль и унижения, это всё нарастёт как снежный ком, и станет идеальной почвой для развития в человеке … так много страшных впечатлений должно остаться у ребёнка. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и … всю жизнь был обыкновенный суп. Он возымел такое влияние на неё потому, что в детстве девочка страшно голодала, и …

Тема нравственности

Эта тема проходит через весь рассказ. Постников не гонится за славой. Ему не нужно, чтобы о его героическом поступке говорили все вокруг. Герой поступил по совести, он не мог по-другому. Он не считает содеянное чем-то благородным. Для Постникова очевидно, что любой честный и порядочный человек поступил бы так же. В душе героя спокойствие и умиротворение, ведь он спас жизнь утопающему.

Проблематика

  • Основная проблема — гуманизм и долг как составляющие воинской службы, конфликт этих двух начал . Рано или поздно перед военным человеком возникает нравственная дилемма: слушать внутренний голос или же безропотно следовать уставу. На этот вопрос сложно найти ответ, и Н. С. Лесков показывает, насколько труден и драматичен этот выбор.
  • Еще одна проблема — взаимоотношения солдат и офицеров . Многие военнослужащие рассматривают нижние чины в роли слепых исполнителей распоряжений. Но встречаются исключения, как капитан Миллер, «болеющий» душой за своих подчиненных. Такие командиры становятся для солдат справедливыми наставниками. Приказы в армии не обсуждаются, но рядовому составу необходимо взаимопонимание и поддержка со стороны «старших» товарищей.
  • Проблема подлости на пути к цели . На что можно пойти ради медали и общественного признания? Малодушно ведет себя офицер инвалидного полка. Он присваивает себе подвиг часового и заявляет во всеуслышание, что спасение утопающего — его заслуга. Обер-полицмейстер скрывает проступок Постникова, следствием чего является получение медали обманщиком.
  • Проблема лжи и неполной истины. Свиньин беседует с владыкой и вынужден признаться, что в истории с Постниковым было допущено множество недосказанности и обмана.
  • Проблема влияния алкоголя на сознание человека . Лесков упоминает о том, что утопающий был «выпимши» и хотел сократить путь, перейдя через лёд, однако сбился и попал в воду. Если бы рассудок был чист, не затуманен, то и проблемы бы не возникло.

Смысл

Военная служба – дело непростое. Сложно осуждать командира, который наказывает нарушившего устав солдата. Всегда надо помнить о том, что за рамками документа должно лежать уважение к личности. Жизнь на земле невозможна без людей с искренним сердцем, иначе мир погрязнет во лжи, лицемерии, приспособленчестве и корысти. Основная мысль произведения состоит в том, что человек должен ставить соблюдение формальностей выше жизни и здоровья других людей.

Кроме того, главная идея произведения заключается в осознании того, что добро необходимо творить во имя самого добра, не дожидаясь при этом каких-то наград. Так поступают надежные и совестливые люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ рассказа «Человек на часах». Основные события и сюжет в сокращении — удобный способ быстро ознакомиться с произведением, или подобрать из него аргументы для экзаменационного сочинения и других работ. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с отзывом на это произведение, описывающим главную мысль и общий смысл произведения. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(497 слов) В первой главе автор пишет, что всё, что описано в этом рассказе, это «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот, недурно характеризующий нравы». Все изложенное далее не содержит выдумки. 1839 год, в Петербурге сильная оттепель. У Зимнего дворца стоял караул Измайловского полка под командованием офицера Николая Ивановича Миллера. Их служба не предвещала никаких бед. Государь Николай Павлович, наездившись и нагулявшись, лег спать во дворце. Миллер читал книгу, пока бледный унтер-офицер не сообщил ему о несчастье. Оказалось, что часовой Постников во время службы услышал в Неве крики тонущего человека, которые то продолжались, то снова умолкали. Как часовой, Постников не мог покинуть службу, но как человек он был нервным и чувствительным, отчего он никак не мог спокойно слушать крики о помощи. Не выдержав мук сердца и забыв об серьезной ответственности за этот проступок, Постников убегает из будки, не увидев вокруг свидетелей. Он спасает утопающего и выводит его на набережную, где их встречает проезжавший мимо офицер. Расспросив их о случившимся, офицер уезжает вместе с утопающим и делает заявление, что самолично спас утопающего с угрозой для собственной жизни (ради ордена). Спасенный впал в беспамятство и не мог различить спасителя, а офицер подал заявление, из-за которого во дворце образовались «уже другие, быстрые течения». В караульне знали о действии Постникова и понимали, чем это им всем грозит. Но никто не знал о намерении офицера получить выгоду с подвига, которого он не совершал. Постников чистосердечно рассказал все Миллеру, который, понимая опасность ситуации, просит помощи у подполковника Свиньина. Свиньин был «службист», а значит, со всей строгостью относился ко всему, связанному со служебным уставом. Он чтил свою карьеру, а такая выходка от человека из подконтрольного ему батальона могла оставить на ней отпечаток. Получив записку, он сразу выезжает на место, где допрашивает Постникова. Провинившегося солдата отправляют в карцер. Свиньин решает скрыть проступок подчиненного от государя, а потому решает отправиться к генералу Кокошкину, внушающему всем страх, чтобы объясниться и уладить дело. Кокошкин знал о том, что офицер, якобы спасший утопленника на самом деле лжет. Он вызывает офицера, пристава и утопленника, чтобы вместе со Свиньиным во всем разобраться.  

По прибытии участников событий, Кокошкин начинает их расспрашивать. Он отпускает спасенного человека и пристава с офицером, обещая последнему награду в скором времени. Последним вышел Свиньин. На следующий день Кокошкин лично вручает награду офицеру-лжецу. Свиньин и Миллер рады такому исходу событий, ведь они не получили никаких взысканий. Остался только Постников, сидящий в карцере. Его решают прогнать через розги, несмотря на прошения Миллера. Приговор приводят в действии при Миллере и под контролем Свиньина. Свиньин поручает дать Постникову сахара и чая, за что тот благодарен, ведь рассчитывал на более суровое наказание. 

В городе начинают ходить сплетни об этом случае, люди говорят, что офицер спас некого пловца, которого ранил выстрелом один из часовых. Свиньин не понимает природы этих слухов. Однажды в беседе с государем, Свиньин отвечает на расспросы правителя «о выстреле», от чего вынужден рассказать подлинную историю. Лесков пишет об их разговоре: «Очевидно, и владыко был доволен». В конце рассказа мы видим рассуждения Лескова о людях, делающих добро ради добра, а не ради наград.

Отзыв

(293 слова) «Человек на часах» оставляет после прочтения двойственные чувства. С одной стороны, мы видим самоотверженный поступок простого человека, который подкреплялся лишь желанием помочь нуждающемуся. С другой стороны, мы видим иерархичное строение власти, пропитанное подлостью, чинопочитанием и несправедливостью. Этим Лесков высмеивает пошатнувшуюся систему людских ценностей. Такой правдивый контраст оставляет истину висеть в воздухе. 

О чем заставляет задуматься рассказ «Человек на часах»? В чем его мораль? Лесков поднимает темы человечности, чести и долга, несовершенства и предвзятости аппарата власти, чинопочитания. Именно поэтому никто не обращает внимания на сам факт спасения человека небезразличным к чужой беде солдатом. Все либо боятся ответственности за проступок, отчего пытаются ее избежать, либо пытаются получить личную выгоду из случившегося, либо проявляют безразличие к происходящему, пытаясь «замять» дело на корню. Даже люди с гуманистическими взглядами не могут помочь Постникову и придерживаются плана решения проблемы, придуманного их начальством. В этой прогнившей системе чинов и орденов не находится места для простого человеческого сострадания и взаимопомощи — таково мое мнение о содержании книги. Но главное, что, несмотря на то, что поступок Постникова вышел боком только ему самому, а иным принес и большую выгоду, солдат доволен своим решением. Постников даже доволен собственным наказанием и подачками Свиньина в виде чая и сахара, ведь за свой по-настоящему человеческий поступок он ожидал куда более суровой расправы. Это показывает в герое истинную добродетель, которую каждый из людей должен воспитывать к себе. Мое впечатление от прочтения тягостное, ведь данные явления наблюдаются в нашей жизни до сих пор.

Основная мысль рассказа «Человек на часах» заключается в том, что каждый должен стараться делать добро ради добра, так как именно на таких людях стоит мир. Лесков учит быть стойким и не изменять собственным принципам человечности даже при таких суровых обстоятельствах, ведь человеческая жизнь не может стоять по значимости ниже, чем служба, долг и любые другие обстоятельства. 

Автор: Илья Шляпников

Цели и задачи урока:

  • рассмотреть нравственную проблематику рассказа через его анализ на разных уровнях (сюжет, композиция, система образов, жанр, язык);
  • выявить в ходе анализа антиномии и парадоксы повествования;
  • определить актуальность произведения для современного читателя-школьника.

Творчество Н.С.Лескова в школьных программах по литературе занимает более чем скромное место. К моменту окончания средней школы немногие из учащихся вспоминают «Левшу» и, с не самыми приятными чувствами, отрывки из «Очарованного странника». А ведь есть у этого писателя 19 века столь потрясающие, притягательные по своей художественной силе тексты, с захватывающими «диковинными» сюжетами, обращение к которым не только знакомит школьников с творческой манерой писателя, но и расширяет их культурно-исторический кругозор («Неразменный рубль», «Зверь», «Грабеж», «Старый гений»…). Писатель Лесков, ставя невероятно сложные нравственно-философские проблемы в своих произведениях, делает это своим особым языком, который не только доступен, но даже и интересен школьникам, несмотря на обилие устаревших слов. Это не только знаменитый лесковский сказ, но и в целом интересные и несложные синтаксические конструкции предложений, «закручивание» необычных, но вполне бытовых сюжетов, драматизм событий, ироничность авторских интонаций, парадоксальность на разных уровнях повествования. Цель данной статьи — наметить те направления анализа текста, которые помогут учащимся выйти на постижение глубинных общечеловеческих смыслов произведения. Этот анализ может проводиться в сочетании парной, групповой, индивидуальной работы учащихся; изучение текста и авторских замыслов может быть дискуссионным, проблемным и творческим одновременно. Важно показать школьнику писателя Лескова, обнажавшего различные нравственные проблемы человека и человечества не просто в обличительно-дидактической манере, а через отражение парадоксальности окружавшей его действительности. Поиск этих парадоксов, антиномий может увлечь учащихся, способствовать более внимательному и вдумчивому прочтению текста, побудить ребят к рассуждениям. В данной работе нравственно-философская проблематика заявленного произведения раскрывается через художественные особенности рассказа «Человек на часах», который изучается, как правило, на уроках литературы в 8 классе.

Рассказ этот небольшой, с динамичным сюжетом, с вполне доступной для осмысления школьниками нравственной проблематикой (что и создает впоследствии необходимую «копилочку» смыслов, необходимых при написании сочинений формата ОГЭ, ЕГЭ, итогового сочинения).

В качестве домашнего задания, предваряющего урок анализа этого произведения, можно предложить школьникам составить фабульный план рассказа с выпиской ключевых предложений на каждом этапе развития событий произведения.

Выстраивая урок изучения рассказа «Человек на часах», как впрочем и любого лесковского текста, учителю следует принять во внимание проведение словарной работы, обращая тем самым внимание на особенности языка автора. Эта работа может сопровождаться выпиской слов на доске, объяснением их значений, записью слов в словарики (если таковые ведутся школьниками). К таким словам мы отнесли «анекдот», «полынья», «Зимний дворец», «инвалиды», «сходни», «ложе» (ружья) и т.д.

Кроме того, очень важно учесть и уровень литературной подготовки учащихся: рассказы Лескова, скорее всего, изучались ими в других классах, и тогда обращаясь к читательскому опыту учащихся, изучая данный рассказ в 8 классе, можно начать разговор об особенностях сюжетов Лескова, об их «диковинности» и реалистичности одновременно. С разговора о сюжете мы и предлагаем начать этот урок.

В чем особенность сюжета «Человека на часах»?(Обращение к домашнему заданию). Динамика сюжета, его реалистичность. Причем реалистичность эту автор многократно подчеркивает разными деталями ( датой, именами, географическими отсылками и пр.). Зачем так точно, подробно рассказывается о случившемся? (Необычность происшедшего так велика, что автору приходится убеждать читателя, что, дескать, да, так и было. Обратимся к самой первой главе, какие два слова использует Лесков, характеризуя заранее свое повествование? («трогательное и ужасное»). Тем самым, Лесков будто бы задаёт нам некую тональность, необходимую для восприятия всего произведения: в нем действительно будет переплетено и трогательное, и ужасное (это контекстуальные антонимы).

Прочитайте отрывок, показывающий, что происходит с героем рассказа, когда он слышит крики утопающего. Далее предлагаем работу в парах:

Как бы вы назвали этот фрагмент текста? Какие глаголы считаете ключевыми для передачи состояния часового (запишите в тетрадь, прочтите своему соседу по парте. Совпадают ли ваши глаголы?).

Если схематично изобразить событие, описанное в рассказе, с точки зрения рядового Постникова, то мы увидим, что очень условно это будет выглядеть так: слышу-борюсь-спасаю. И то, что там, на берегу Невы, происходит безусловно страшно, трогательно, вызывает немало переживаний у читателя: мы будто боремся, терзаемся вместе с часовым, что-то ему подсказываем и, наконец, вот оно: верное решение — человек спасён. Почему так непросто было Постникову принять это решение? Прочитайте вслух наиболее яркие предложения, отражающие его внутреннюю борьбу.

Однако Лесков нам указал, что в рассказе будет и «ужасное», в какой же момент оно начинается? Что же ужасного происходит далее? (обращение к фабульному плану домашнего задания). Попробуем схематично назвать эти события, но уже с другого ракурса, не с точки зрения героя рассказа, а с позиции внешнего мира, окружения, общественности, власти: Покинул пост и за это он должен понести наказание. Таков закон и порядок службы, такова и точка зрения чиновников. И это официальный взгляд на событие. — Расскажите о реакции чиновников на произошедшее ночью на Неве. Каковы мотивы каждого чиновника, как они влияют на решение вопроса об участи часового, покинувшего свой пост? Вот она смысловая «нестыковка» на уровне сюжета: человек спасает человека и его за это и наказывают. Ситуация, мнение, противоречащее здравому смыслу, является парадоксальной. Но далее парадоксальность лишь нарастает. Докажите это. Действительно, человек, который обманом называет себя спасителем погибавшего, награждён медалью. Причем даже сам службист Свиньин осознает нелепость ситуации, называя инвалидного офицера хвастливым «пройдохой», «которого по правде стоило бы за его наглость не медалью награждать, а на обе корки выдрать на конюшне…». Даже понимая абсурдность происходящего, Свиньин все равно находит тому оправдание: лгуном-офицером нужно было «воспользоваться для спасения многих». Опять звучит мысль о спасении, только мотивы здесь разные. Спасать можно себя, свою должность, карьеру, попирая законы человеколюбия и милосердия, находить себе оправдания и участвовать в «театре абсурда». А что же двигало Постниковым, когда спасал он? (обмен мнениями в парах). Здесь мы должны подвести учащихся к формулировке таких понятий как любовь к ближнему, отзывчивость, сострадание. Что в поступке Постникова увидели все чиновники? (Угрозу своему служебному положению). Впрочем, все поведение чиновников, парадоксальность сложившейся ситуации «выпукло», наглядно показывает особенности «государства российского» в эпоху Николая 1 (Палкина): атмосферу всеобщего страха, бесправие простого человека, торжество формализма.

Далее, обращаясь к системе образов рассказа, подведем школьников к пониманию того, что ведущий принцип ее построения — антитеза: Постников и прочие персонажи противопоставлены друг другу. На сколько групп можно разделить персонажей рассказа и по какому принципу они противопоставлены друг другу? Изобразите схематично систему образов произведения (Обменяйтесь схемами с вашими соседями). Но противопоставление это не только на уровне их характеров и поступков, но даже и на уровне фамилий. Рассматривая эти фамилии делаем вывод об авторском отношении к происходящему. Школьникам уже знаком прием говорящих имён и фамилий. Здесь следует обратить внимание на то, что все фамилии чиновников имеют реальные прототипы, почти не изменены автором, что ещё больше придает реалистичности излагаемому. — О чем говорят эти фамилии Свиньин, Кокошкин, Миллер? (Ответы учащихся).

Немного сложнее с фамилией главного героя… Постников.

От какого слова образована эта фамилия? (пост). Слово многозначное. Здесь школьники рассуждают о значениях слова «пост» и отражении этих значений в характере героя. В ходе рассуждений приходим к выводу, что уже в наименовании героя заложена некая антиномия: земное-небесное, материальное-духовное. Пост? Некое место службы. Отвественность. Долг. С другой стороны — пост — духовный акт, сопровождающийся часто воздержанием от пищи, во имя духовного укрепления, освящения человека. «Расшифровка» фамилии проливает свет на то, что думает автор о происходящем. За всяким материально выраженным действием, иначе говоря, за всяким поступком стоит и его духовный смысл, причем двуплановость эта совершается не зависимо от воли и желаний человека, а напротив ими диктуется. Ведь Постников не рассуждает о духовных вещах, о нравственном выборе, о важности сострадания. Но фактически именно это он и делает, посредством борьбы между долгом и чувством.

Двуплановость смысла мы увидим, обращаясь и к смыслу названия рассказа. «Человек на часах». С одной стороны, все предельно ясно: так называли часовых. Но почему же рассказ не назван «Часовой»? «Солдат»? Была и еще одна версия названия: «Спасение погибавшего?» (именно под таким заголовком и вышел рассказ в журнале «Русская мысль»). Предлагаем работу в группах из 4-х человек для поиска ответа на вопрос:

В чем принципиальная разница вышеназванных заглавий?

Обобщая ученические ответы, заметим, что в этом названии два образа: Человек и Часы. В словаре символов Джека Трессидера указывается, что часы — символ сдержанности, спокойствия, равновесия. Выходит, что в названии заложена идея своеобразного баланса, в данном контексте, баланса между долгом и чувством. Возможно. Но ведь часы — это ещё и нечто механическое, точное, четкое, бесчувственное, лишённое способности думать, переживать. И тогда выстраивается ещё одна антиномия: человек — часы, живое — механистическое, чувство — долг: человек не механизм, он может действовать не только по инструкции (механизму), но и по велению сердца и души. И тогда мы понимаем, что главное слово в названии — «человек».

Что хотел подчеркнуть автор, называя рассказ именно «Человек на часах»? (В карауле стоял именно человек, и потому поступок его человеческий, не служебный).

Далее ребятам, в группах из 4-х человек, руководствуясь логикой наших рассуждений, предстоит выбрать из каждой пары антиномий то слово, которое более соответствует происходящему в рассказе и его идее (по ходу ответов учащихся учитель стирает с доски « неподходящие» слова):

  • слышать или не слышать
  • спасение-гибель
  • сомнение — уверенность
  • сострадание-равнодушие
  • ум-сердце
  • награда-наказание
  • победа-поражение
  • долг-чувство

*Данные слова можно впоследствии использовать как опорные для письменных ответов учащихся.

Итак, финальная антиномия: долг-чувство. Что победило в Постникове? Обычно школьники говорят о победе чувства. И каков же результат? Размышляем о решении наказать Постникова. В чем парадоксальность такого финала? Не хочет ли Лесков сказать нам: за добрые поступки будь готов пострадать? Быть может, Постникову лучше было бы и не помогать утопающему? А ведь бывает такое в жизни, что для совершения доброго поступка, нужно преодолеть в себе что-то или после совершения его оказаться осмеянным, непонятым… Это ли не суд, своего рода «наказание»? не стоял ли этот вопрос перед людьми, которые прятали в разные непростые времена «врагов народа», составляли свои «списки Шиндлера»?

Как же в данном рассказе разрешается это противоречие долг — чувство?

Обратимся к предпоследней главе. О чем она повествует? (диалог Свиньина и Владыки. Владыка тоже реальный исторический образ, прототипом его был митрополит Филарет Дроздов). Здесь можно увидеть, как автор стилистически точно, живо передает «тихоструйную» речь духовного лица (назовите особенности этой речи, зачитайте примеры).

Итак, если финал — одно из самых сильных мест всякого произведения, то вчитаемся внимательно в то, как отвечает духовное лицо на душевные терзания (!) Свиньина.

При внимательном прочтении 17 глава полна парадоксов. Восьмиклассникам предлагаем их отыскать, работая в парах. Парадоксально, что человек с фамилией Свиньин в большей степени понимает несправедливость свершившегося с Постниковым, чем духовное лицо — Владыка… парадоксально, что, не оправдывая солдата, Владыка… оправдывает его, произнося слова о долге, о высшем долге каждого человека. — Прочитайте все предложения, где есть слово «долг». Таких предложений здесь четыре. Владыка, вполне поддерживая правоту действий в адрес Постникова, возможно, сам того не понимая, произнося в некоторой степени заученные шаблонные фразы, «снимает» то противоречие, на котором и держится все повествование: «Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг (паче — устар. «сверх ожидания, более») Кто спас, тот исполнил свой долг». Запишем эти слова.

Не есть ли это ответ на наш вопрос?

Таким образом, нарушая долг службы, Постников исполняет долг высший, а значит нет уже противостояния долга и чувства. Есть долг у каждого человека и он в том, чтобы почувствовать боль другого человека, чтобы услышать, чтобы сострадать, чтобы помогать. И спасать… В самом широком смысле этого слова. Лишь одно удивляет и восхищает автора (уже финальной главе): как может человек смиренно принимать эти наказания, не ожидая наград, не возмущаясь. Ещё один парадокс: Постников наказан, и он этим….доволен! Здесь звучит и горечь от бесправия простого человека, его униженности, но и понимание того, что оказывается можно «любить добро, просто для самого добра и не ожидать никаких наград за него». Это ли не праведник, которых замечали зорким писательским взглядом Лесков и выводил в своих удивительных, порой захватывающих рассказах? И на фоне грустных мыслей о российской действительности времён описанных событий (1839 г.), времени создания рассказа (1887 г.), возникает мысль и о сегодняшнем времени.

Можно ли считать, что рассказ, написанный в конце 19 века, более 100 лет назад, устарел? Мы видим, как конкретное здесь переплетается с вечным (что здесь кокнкретно историческое, а что вечное?). Как бы ни менялась твоя среда обитания, политический строй, независимо от того, что сегодня в моде, в тренде, важно помнить, что у каждого человека есть высший долг, должны быть нравственные точки опоры, которые в непростой момент жизни (да, впрочем, в любой) помогут сделать тебе правильный человечный выбор, и остаться Человеком на любом посту, в любой непростой ситуации. В конце концов, каждый из нас — это человек на посту, человек на часах, и пост этот разный в разное время нашей жизни, а вот долг остается все тем же… Каков долг? (Каждый записывает свой ответ в тетрадь. Выборочное чтение ответов).

Становится очевидным, что Постников — не нарушитель, а исполнитель долга, но какого долга? Высшего, духовного, суперчеловеского, если можно так сказать. Вот, сострадание, милосердие — это и есть долг каждого человека, первый и главный, и потому Постников, слушая сердце свое, думая при этом о долге солдата, нарушая его формально, исполняет долг высший. И делает это не ради наград, а вопреки страху быть наказанным. А это ещё более усиливает значимость его подвига.

Что такое подвиг? В каком случае Постников не оказался бы героем? (Приглашаем ребят к сотворчеству, домысливанию сюжета в группах из 4-х человек или парах)). — Вернёмся к 1 главе произведения: какие жанры литературы названы в ней?(рассказ, пьеса-драма, исторический анекдот). Каждой группе дается свой «жанр»: докажите «присутствие» этого жанра в рассказе. Конечно, такое жанровое переплетение придает тексту необычность, делает невероятно выразительным и занимательным для читателя. Приступая к рассказу «Человек на часах», Лесков замечает: «Это составляет отчасти придворный, отчасти исторический анекдот ». Каковы основные признаки анекдота как литературного жанра? (запишем: смешное, краткость. Истори́ческий анекдо́т — короткая поучительная история из жизни). Итак, под анекдотом Лесков подразумевает «краткую повесть», в которой, как пишет один из исследователей его творчества, «основные качества новеллиста — умение поразить и захватить читателя — представлены с максимальной краткостью и высшей выразительностью» (Гроссман Л. Собрание сочинений в пяти томах. Т. IV. Мастера слова. — М., 1928).

И удивительно, что Лесков намеки на некую нелогичность повествования, наличие смешного и одновременно ужасного, делает сразу, в начале повествования, давая ключ к тому, как надо читать и воспринимать текст, в котором нелогичность, парадоксальность повествования диктуются самой жизнью. Да, в мире этом человек нравственный, исполняющий высший закон, может оказаться непонятым, осужденным. И для мира абсурда — это норма. Однако и в таком мире важно сохранить в себе Человека. — Обратимся к финальной главе рассказа. Что можно сказать об общей тональности речи рассказчика, завершающего свое повествование?(торжественная и грустная). Чего он не понимает и о чем он размышляет? (прочитайте ключевое, на ваш взгляд, предложение). Как вы понимаете слова рассказчика: «…любить добро просто ради самого добра…»?

В финале урока побуждаем учеников резюмировать: для чего автор использует парадоксы и противопоставления? (обсуждение в группах).

В качестве домашнего задания считаем необходимым предложить школьникам написать эссе произвольного объема, обязательно с опорой на проанализированный на уроке текст, выбрав одну из тем: «Я прочитал рассказ Лескова «Человек на часах»…, «Что такое подвиг в повседневной жизни?», « Сострадание — это…».

Выстраивая анализ рассказа предложенным образом, рассуждая со школьниками о сострадании, человечности, мы преследуем ещё одну цель, о которой сказано в начале данной работы: обратить внимание учащихся на своеобразие творческой манеры писателя Лескова. А для этого мы показали, как виртуозно автор использует прием парадокса, как играет смыслами на разных уровнях повествования, как выстраивает противоречия и снимает их в финале.

Таким образом, нравственную проблематику произведения можно рассмотреть на весьма интересном и оригинальном материале, ее постижение становится следствием интересного, увлекающего учащихся анализа текста. И писатель, со дня рождения которого исполняется 190 лет, уже не выглядит скучным и неинтересным автором, мимо творчества которого можно пройти.

Список использованной литературы

  1. Гроссман Л. Н.С.Лесков. Жизнь — творчество — поэтика. — М., 1945.
  2. Старыгина Н.Н. Лесков в школе. — М., 2000.
  3. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. — М., 1974.

  • Основная мысль рассказа хирургия
  • Основная мысль рассказа хамелеон чехов
  • Основная мысль рассказа фотография на которой меня нет астафьев
  • Основная мысль рассказа фантазеры носова для читательского дневника
  • Основная мысль рассказа уроки французского распутин