Основная часть сказки гуси лебеди

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение мбдоу детский сад 210конспект занятия по развитию речи в старшей группе путешествие по русской народной

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение             МБДОУ «Детский сад № 210»

Конспект занятия по развитию речи  в старшей группе  «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

 (старшая группа)

Воспитатель: Кундина Л.В.

                                      Н. Новгород, 2020

Конспект занятия по развитию речи  в старшей группе  «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

C:UsersAdminPicturesгуси-лебеди.jpg

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,познание, коммуникация, здоровье.

Задачи:

 Обучающие: Учить детей понимать образное содержание сказки.

Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси – лебеди», используя иллюстрации к этой сказке. Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки — это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая — страшная, молодая – старая, добрая – злая). Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

 Развивающие: Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной). Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька). Развиватькоммуникативные навыки общения

 Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг — друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: Ноутбук,мультимедийный проектор, корзинка с муляжами яблок, аудиозапись песни ,,Приходите в гости к нам”, костюмы Иванушки и Машеньки.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси – лебеди», беседа по сказке «Гуси — лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки «Гуси – лебеди», игры с загадками: «Узнай по описанию»«Сказочный сундучок».

Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.

Ход образовательной деятельности

Орг.момент.

(Дети встают в круг.)

Воспитатель предлагает детям поздороваемся друг с другом.

«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)

Здравствуй весь наш общий круг»

Воспитатель: А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку.Если хотите узнать в какую,отгадайте загадки:

1.Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси) 

 2.Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко );

 3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);

 4.Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река);

 5. Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж);

 6.Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).

Воспитатель: Из какой это сказки эти герои? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси-лебеди»).Слайд 1.

Основная часть

Воспитатель:Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди»?

Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором«Нет, нет, нет». Если ошибок нет, то говорят хором«Да, да, да».

• Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).

Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет). Почему нет? (Объяснения детей: Гуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).

• Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).

• Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет)(Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла).

• Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).

• Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).

• Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка — печёт, а речка –течёт).

• Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга.(Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка).

• Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).

Из-за ширмы появляется  девочка в костюме Машеньки и горько плачет.

Воспитатель: Смотрите,ведь это Машенька.Давайте спросим у неё,почему она плачет.

Дети: Машенька,почему ты плачешь,что с тобой произошло?

Маша: Здравствуйте.дети! (Тяжело вздыхает).Должна вам признаться,не уследила я за братцем Ванечкой.Гуси-лебеди его унесли.

Воспитатель:(обращается к Машеньке) Не печалься,мы,чем сможем,тебе,Машенька поможем. Ребята,поможем?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Машенька,пойдём с нами!

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с яблоней. Слайд 2.

C:UsersAdminPicturesяблонька.jpg

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением яблони).

Воспитатель:Ребята,поздоровайтесь с яблонькой!

Дети: Здравствуй,яблонька!

Ребёнок 1: Яблонька,матушка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня:(голос в микрофоне).

Здравствуйте,дети!Сосчитайте пожалуйста мои яблоки в корзинке!(дети считают яблоки)

Воспитатель:Вот здесь в корзинке лежат яблоки,возьмите их. В сказке яблочки называют румяными,да наливными,как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные,сочные,сладкие,спелые)

Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает,куда улетели гуси-лебеди.

Дети:Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с печкой. Слайд 3.

C:UsersAdminPicturesпечка.jpg

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением печки).

Воспитатель: А это что,дети?

Дети: Это печка!

Печка(говорит голос в микрофоне)

Мимо,путник,не пройди-

Пирожок мой прихвати!

Ребёнок 2: Печка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?

Печка:Конечно! Только покажите,как пекут пирожки.

Пальчиковая гимнастика ,,Печём пирожки”

Тесто мнём,мнём,мнём!

(Давят кулаками вображаемое тесто)

Тесто жмём,жмём,жмём!

(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно,потом поочерёдно)

Пирожки мы испечём!

(Лепят воображаемый пирог,перекладывая его из одной ладони в другую)

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой).

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками,  

Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает,куда полетели гуси-лебеди.

Воспитатель:Как вы думаете,ребята, что мы ещё увидим?

Дети:Молочную речку с кисельными берегами.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с речкой. Слайд 4.

C:UsersAdminPicturesречка.jpg

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением речки).

Воспитатель:Почему речку назвали молочной? (Она из молока).Что значит кисельные берега?(Берега из киселя).Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова ,,кисель” и ,,молоко”.Будьте внимательны и запоминайте,кому какое слово достанется.Потом вам это пригодится.(По окончании считалки дети делятся на две команды.)

Воспитатель:Одна команда будет готовить блюда из молочных продуктов,а другая варить кисель из ягод.(Воспитатель подводит детей к двум столам: на одном разложенны картинки с изображением ягод и фруктов.Дети одной команды выбирают картинки с изображением молочных продуктов,дети другой команды-картинки с изображением ягод.Затем показывают картинки и рассказывают,что приготовили из молока и из чего сварили кисель.Воспитатель задаёт вопросы: ,,Как называются продукты из молока? Как можно сказать по-другому ,,кисель из черники”, ,,кисель из клюквы”?

Воспитатель: Я услышала,как речка прошептала,что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота.Я знаю,что за болотом стоит избушка на курьих ножках.Там и живёт баба-яга.Подойдём поближе может,что-нибудь услышим о братце Маши.

Дорога к Бабе-Яге.

Воспитатель:Дорога к избушке не простая-то узкая,то широкая.то каменистая.Густой туман стелется под ногами.Но я вам помогу,буду указывать путь при помощи знаков-картинок.(Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой,широкой и каменистой дорожек.Дети идут по кругу,имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.)

У избушки на курьих ножках.Слайд 5.

C:UsersAdminPicturesизбушка.jpg

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги).

Воспитатель:Ну-ка послушаем,что тут творится!

Баба-Яга:(голос в микрофоне).Улетаю по делам!Оставляю стражниками гусей-лебедей.Ты,Ванюша,не вздумай уходить.Сиди тут и смотри в окошко.

Воспитатель:Ребята,Баба-Яга в сказке добрая? (Нет,Баба-Яга в сказке злая)

Воспитатель:Она молодая? (Нет,старая)

Воспитатель: Она красивая? (Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).

(На экране появляется Ваня)Слайд 6.

C:UsersAdminPictures73b9d076c997c5e1d416e94f90bd0553.jpg

Дети:Ваня!Ванюша!

Воспитатель:Ванечка,мы тебя спасём.Бежим отсюда!Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться?(молочная речка-кисельные берега).Изобразим речку с помощью рук.(Дети руками изображают волны).

Воспитатель:Кто ещё поможет?(Печка)Изобразим печку с помощью рук.(Дети рисуют в воздухе печку).

Воспитатель:А вот и яблонька,она укроет нас своими ветками.(Дети изображают качающиеся ветки яблони.)

Возвращение Вани.

Выходит мальчик в костюме Иванушки.

Маша:Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем.)Вот моё угощение.А нам с братцем пора-скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся.До свидания!Слайд 7.

C:UsersAdminPicturesgusi-lebedi-1.jpg

Дети:До свидания!

Воспитатель:  Дети,вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей).Теперь нам пора в группу возвращаться.

Звучит аудиозапись песни ,,Приходите в гости к нам”.

Читательский дневник по русской народной сказке «Царевна-лягушка»

Автор: народ.

Название произведения: «Царевна-лягушка».

Число страниц: 36.

Жанр произведения: народная волшебная сказка.

Главные герои: Иван-царевич, Лягушка — она же Василиса Премудрая.

Второстепенные герои: Царь, братья, невестки, Баба-Яга

Характеристика главных героев:

Иван-царевич — добрый, доверчивый.

Считал, что ему не повезло, но не бросал свою лягушку.

Василиса — мудрая, находчивая и верная жена.

Была лягушкой, превратилась в прекрасную царевну.

Характеристика второстепенных героев:

Старшие братья и невестки — завистливые и гордые.

Царь — хитрый, мудрый, хотел счастья сыновьям.

Баба-яга — мудрая женщина, волшебница.

Краткое содержание сказки «Царевна-лягушка»

Решил царь женить сыновей и велел пустить им стрелы наугад.

Старшим братьям достались невесты купеческие да боярские, а младшему попалась лягушка.

Решил царь проверить невесток. Приказал хлеб испечь.

Жёны старших братьев невкусный хлеб испекли.

А лягушка превратилась в Василису Премудрую, и шикарный каравай приготовила.

Велел царь невесткам ковры выткать.

У жён старших братьев ничего не получилось, а Василиса отличный ковёр выткала, на котором всё царство показала.

Позвал царь невесток на пир.

Превратилась лягушка в красавицу, всех на пиру затмила своей красотой, и мудростью.

Да только Иван поспешил домой и сжёг её шкурку лягушачью.

Обернулась Василиса голубкой и улетела.

Отправился Иван её искать.

Встретил по дороге различных животных, но пощадил их.

И звери ему помочь обещали.

Добрался Иван до Бабы-яги и подсказала старушка, где смерть Кощея спрятана.

Помогли Ивану медведь, заяц и щука добыть яйцо со смертью Кощея.

Достал Иван иголку и сломал.

Умер Кощей, а Василиса к Ивану вернулась.

Стали они жить счастливо и в любви.

План сказки:

  1. Три стрелы.
  2. Неожиданная невеста.
  3. Хлеб для царя.
  4. Ковёр для царя.
  5. На пиру.
  6. Сожжённая шкурка.
  7. Иван в поисках.
  8. Три зверя лесных.
  9. У Бабы-яги.
  10. Смерть Кощея.

Основная мысль сказки «Царевна-лягушка»

Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит человека по его внешности.

Основная идея сказки в том, что свою ошибку нужно уметь исправить.

Ещё одной главной мыслью можно назвать то, что ради любви человек способен преодолеть любые препятствия и трудности.

Чему учит сказка

Сказка учит не судить человека по внешности, а смотреть на его поступки и внутреннюю красоту.

Учит не требовать от человека то, чего он не может выполнить.

Учит ценить своих близких и быть готовым на всё ради них.

Учит бороться за своё счастье и не бояться трудностей.

Учит быть смелыми, отважными, рассудительными и добрыми.

Учит отвечать за свои поступки и думать перед тем, как что-то делать.

Краткий отзыв о сказке «Царевна-лягушка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была восхищена смелостью и настойчивостью Ивана, и красотой, и мудростью Василисы.

Эти герои были созданы друг для друга.

Никакие препятствия не могли помешать их счастью.

Сказка очень интересная.

В ней много приключений, волшебных превращений.

В сказке присутствует народный юмор, что делает её ещё более привлекательной.

Главный герой преодолел все трудности и сумел исправить последствия своей поспешности.

Мне понравился Иван.

Царевич был удивлён, когда его стрелу поймала лягушка, но сдержал слово и женился на ней.

И это принесло ему счастье.

Но когда он подумал, что знает секрет жены, то поспешил и всё испортил.

И пришлось ему искать смерть Кощея по глубоким лесам.

Мне понравилась Василиса, дочь Кощея.

Она была такой умной, что завистливый отец превратил её в лягушку.

Но Василиса и тут сумела найти выход и вышла замуж за царевича.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что у каждого человека есть свои секреты, которые нужно уметь уважать.

Ведь попытки влезть в чужую душу могут привести к неприятным последствиям.

Пословицы к произведению:

  • Не по виду суди, а по делам гляди.
  • Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
  • Было бы счастье, да несчастье помогло.
  • Всяк своего счастья кузнец.
  • Семь бед — один ответ.

Словарь неизвестных слов:

  • Стряпать — приготовить.
  • Задворенка — пожилая одинокая женщина.
  • Квашня — тесто на дрожжах.
  • Ширинка — тканевая сумка.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золочёная карета, тройкой гнедых коней запряжена.

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Летучий корабль»
  • «Гуси-лебеди»
  • «По щучьему велению»
  • «Семь Симеонов»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Финист Ясный Сокол»
  • «Баба-яга»
  • «Кощей Бессмертный»
  • «Царевна Несмеяна»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

                                             Тема занятия

    » Рассказывание  сказки «Гуси-лебеди в средней группе».

Цели: развитие связной речи детей  среднего дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники

Задачи:        

  1.Развивать связную речь детей, умения последовательно передавать содержание сказки с опорой на мнемотаблицу.

  2.Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, мышление, тактильную память, творческое воображение.

  3. Воспитывать у детей любовь к сказкам.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: Мнемотаблица, тактильные дощечки, поднос с фруктами для вкусовых ощущений, мелкие предметы для игры-упражнения «Чего не стало», иллюстрация избушки Бабы- Яги, карандаши, бумага.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1.Рассматривание иллюстраций, книг по сказкам.

2.Загадывание загадок о героях любимых сказках.

2.Коллективная работа ,по изготовлению книжки-малютки «Моя любимая сказка»

                                                     Вводная часть:

   Дети садятся в круг на стульчики.

   Воспитатель: «Ребята , а вы любите сказки? А у вас есть самые любимые? Давайте вспомним и расскажем про них? (Дети вспоминают  и рассказывают о своих любимых сказках. Ответы детей.)

                                                      Основная часть:

   Воспитатель: сегодня  я вам расскажу  очень интересную сказку ,«Гуси-лебеди»

 -В одной деревне, жили  были мужик да баба. И были у них  дочка Алёнушка да сынок Ванюша.

— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

   Отец с матерью ушли, а Алёнушка позабыла, что ей наказывали родители: посадила Ванюшу на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

     Вдруг налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глянула— Ванюши нет! Кликала, кликала, кинулась туда-сюда — нету!

Алёнушка слезами заливалась, причитывала, что худо будет ей от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Воспитатель: «Ребята, давайте мы поможем Алёнушке  найти своего братца Ванечку. Пойдём вместе с девочкой в лес догонять гусей-лебедей.

                                                Физкультминутка:

    Дети выполняют  физические упражнения :

1.«Идут по траве» — поднимают высоко колени;

2«Идут через болото» — прыгают с одной ноги на другую;

3.»Идут через кочки»-идут на носочках

Воспитатель: «Вот и пришли мы с вами на полянку. А на полянке печка стоит. Давайте спросим у печки ,куда гуси-лебеди полетели?

Печка нам отвечает:

— Съешьте моего ржаного пирожка ,тогда скажу. (дети помогают Настеньке съесть пирожки)

 — Поможем Алёнушке выполнить первое задание?

Ответы детей.

1 задание: упражнение на развитие слуховой памяти, цепочка слов: дорога, лес, избушка, гуси, старуха, братец).

Воспитатель: «Нашли?! Молодцы! А теперь дальше побежали»

Добежали мы до поляны, а там яблонька растет.

— Яблонька, не пролетали ли здесь гуси-лебеди с маленьким мальчиком.

-А яблонька нам отвечает : » Вы сначала попробуйте  мои яблочки и угадайте какие они?

2 задание: «Угадай на вкус»

-Дети, пробуют кусочки-ломтики различных фруктов, не видя их и угадывают на вкус яблоки, не видя их.

Воспитатель: «Мыс вами подкрепились!»

-Дети, смотрите сундучок!

3 задание: Игра «Чего не стало»?

 — Дети выполняют упражнение на внимание; (предметы: кубик, ключ, гайка, карандаш…8-10 шт.) дети играют 2-3 раза, последний раз исчезает ключ

Воспитатель: «Дети, дальше на нашем пути течёт речка-кисельные берега. «Давайте спросим речку, не видела ли она гусей-лебедей с Ванечкой?»

Речка: Если сумеете перейти на другой бережок, тогда подскажу вам:

4 задание:

— дети строят мост из дощечек (Упражнение на тактильную память: каждому ребенку дается по 1-й дощечке из 1-го набора, 2-й набор разложен на столе, дети находят вторую дощечку с закрытыми глазами)

Воспитатель:. Алёнушка перешла по мостику и увидела избушку, а в ней Ванечку. Схватила она братца и побежала домой.  

Воспитатель: «Молодцы ребята, помогли сестрице найти. братца!».

                                                  Физкультминутка.

Воспитатель: Дети, давайте мы с вами пофантазируем и превратимся  в деревья : подул ветерок, веточки закачались,  листочки зашуршали (дыхание произвольное).

-Вот поляна, а вокруг (широким жестом развести руки в стороны)

-Деревья выстроились в круг.

-Деревья кронами шумят (руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону)

-Ветры в их листве гудят

-Вниз верхушки пригибают

-И качают, их качают (наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны, в сторону).

Заключительная часть:

Воспитатель: Долго мы с вами  пробирались через дремучий лес, но посмотрите, что вы видите ? (воспитатель с детьми подходят  к мольберту, на котором закреплена иллюстрация и сказочной избушки Бабы- Яги ).

                                         Упражнение «Скажи наоборот».

Воспитатель: Ребята посмотрите какой сказочный персонаж вы видите? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а какая  Баба- Яга в сказке , добрая? (ответы детей)

Воспитатель: Она красивая? (ответы детей)

Воспитатель: Она молодая? (ответы детей)

Воспитатель: Дети, если мы обратимся к Бабе Яге по доброму,  назовем её ласковыми словами. она обязательно станет доброй. Какими словами можно назвать Бабу- Ягу ласково? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Баба-Яга нас услышала , и стала доброй ,ласковой после ваших  слов.

Воспитатель: «Сейчас я покажу вам таблицу, в которой спряталась наша сказка .Мы ещё раз вспомним нашу сказку и  вы нарисуете ее в своих табличках.  Ваши сказки мы отправим сестрице Алёнушке (таблица, карандаш, бумага; задание: дети смотрят две-три минуты на таблицу, запоминают ее и воспроизводят самостоятельно, рассказывают по таблице сказку).

На чтение 8 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Гуси-лебеди. Читательский дневник

Исследование сказки о волшебных гусях

В русском народном предании виной всем бедам стала безответственность сестрицы. Если бы она старательно выполняла поручения старших, то ничего страшного не произошло. За халатностью последовало наказание, с которым девочка героический справилась.

Разбор структуры народной легенды:

  1. Завязка — мальчишку забирают к Бабе Яге волшебные птицы.
  2. Кульминация — сестричка добирается до избушки на курьих ножках, где спрятан её брат.
  3. Развязка — прибытие детей в родной дом.

Характеристика героев

Семья — главная и вечная ценность. Это центральная тема литературного произведения. В сюжете основных действующих лиц не так много, присутствует чёткое разграничение героев на положительных и отрицательных.

Персонажи сказки:

personazhi_skazki_gusi-lebedi.jpg

  1. Баба Яга.
  2. Гуси-Лебеди.
  3. Братец.
  4. Сестра.
  5. Волшебные помощники Речка, Печка, Яблоня.

Текст старинного русского предания очень подвижен, есть множество глаголов, привносящих динамику. К примеру, волшебные гуси подлетают, внезапно хватают, несут и тут же пропадают из вида. В ритме словооборотов ощущается весь накал происшествия.

Описание сестрицы:

  • Смелая — выбегает в открытое поле, видит, как волшебные птицы скрылись за тёмными деревьями сказочного леса. Эти пернатые давным-давно себе худую славу прижили, часто безобразничали и малышей воровали.
  • Умеет быть ответственной за свои промахи — сама проглядела, сама исправилась.

В народном творчестве часто применяется приём, когда олицетворяются неодушевлённые предметы, то есть наделяются свойствами и признаками живых существ. Например, в легенде о чудесных птицах печь умеет говорить, яблоня скрывает своими ветками от опасностей, река делится с героями необходимой информацией. Сакральное и символичное для русской культуры — это цифра три, например, трое чудесных помощников (печка, яблонька, речка).

Описание сюжета

Сказка «Гуси-Лебеди» в кратком содержании представляет собой историю о бессовестном отношении к своим обязанностям. Отец и мать оставили маленького сына под присмотром старшей сестры. Она пренебрежительно отнеслась к возложенной на неё ответственности, недоглядела, мальчишку похитили чудесные Гуси-Лебеди. Таким образом мальчик оказался в избушке Бабы Яги.

otec_mat_ostavili_malenkogo.jpg

Сестрице сразу стало известно обо всём случившемся. Она поспешила возвращать пропажу. По дороге встречаются трое волшебных помощника. Во владениях Бабы Яги находится Мышка. Она надоумила девушку немедленно устроить побег. Вслед за братиком и сестричкой тут же отправились Гуси-Лебеди, чтобы вернуть их обратно. Но девочка с братом благополучно добираются до родного дома.

Зло — это Баба Яга и её волшебные птицы. Добро — маленькая сестричка, которая представляет собой русский народ. Наделена острым умом, храбростью, твёрдостью в принятии решений. Чудесные помощники предлагают своё гостеприимство и вкусные сладости (пирожки, яблоки и кисель). Им нельзя отказывать, потому что следует быть вежливыми по отношению к чужой доброте. Необходимо не бояться сложностей, так как для любых проблем есть решение. Нужно лишь посмотреть под другим углом. Любовь сестры к младшему братику спасла жизнь мальчишке.

План по сказке:

  1. Волшебные птицы крадут мальчика.
  2. Сестра отправляется на помощь.
  3. Встреча с чудесными помощниками.
  4. В избушке на курьих ножках.
  5. Прибытие домой.

Поучительная мораль произведения

Ребята возвращаются в отчий дом до прихода с работы матери и отца. Примечательно, что родителей не заставляют переживать и горевать. Они даже не узнают о случившемся. Это необходимо отметить, ведь очень важна забота и почитание старших.

Основная идея народного предания

Финал сказки благополучный, что заставляет верить в идею победы добра над злом, во всемогущество любви, в нерушимость родственных кровных уз. История об умении благодарить, она воспитывает в подрастающем поколении доброжелательность, уважение к родителям, ответственность за собственные действия.

final_skazki_gusi-lebedi.jpg

Сюжетная линия во всех версиях сказки «Гуси-лебеди» одинакова, а детали пересказа могут быть различны в зависимости от региона. Это произведение относится к классу фольклора. Здесь присутствуют типичные мистические злодеи и другие основные персонажи из мира магии.

В народной сказке «Гуси-Лебеди» главная мысль в том, что доброта и храбрость всегда вознаграждаются. Ребёнок после ознакомления со сказочной историей о волшебных птицах понимает, что запреты папы и мамы необходимо исполнять, иначе быть беде, где спасаться придётся самостоятельно.

При анализе сказки конфликтов в художественном произведении два: внутренний и внешний. Внутренний: необходимость девочки меняться и расти над собой, что поможет преодолеть испытания. Внешний: противостояние добрых сил и сил зла, любящая семья и злая Баба Яга. Сказка — трансформация народной легенды. В этих произведениях фантастические герои находятся в невероятных ситуациях.

Главная функция народного творчества — воспитательная и развлекательная. Показываются нравственность и глубокая мудрость русских людей.

Народные предания сочинялись нашими мудрыми предками, длительно передавались устно из уст в уста от старшего поколения младшему, потому что письменность была составлена значительно позднее.

Нравственные уроки

Родительское наставление следить за младшим братом было нарушено, что повлекло вслед за собой драматические события для провинившейся. Если упростить «Гуси-Лебеди» до краткого пересказа, то это художественное произведение представляет традиционную народную страшилку, которая повествует о том, что при ослушании родителей злодей может унести к себе в логово. Звать на помощь некого, придётся спасаться самостоятельно.

sestrica_poela_plodov_yabloni.jpg

Также наесться плодов яблони и утолить жажду у берегов реки — это необходимые действия для выживания во власти природы на большом расстоянии от других людей. Так можно спастись от голодной смерти. Печка, возможно, является символом огня, в котором крайне нуждается человек для того, чтобы оградить себя от хищников и в тёмное время суток оставаться в тепле.

Сказки появились более двух тысяч лет тому назад. Приятно окунуться в чтение литературных рассказов, где предстаёт перед читателем удивительный фантастический мир с его тайнами и загадками. Они формируют моральные качества, учат добру и справедливости. Сколько на страницах сказок мудрости и рассудительности!

И в современном мире необходимо быть осмотрительным и ответственным, чтобы неприятности и невезение не похитили что-то ценное и значимое.


Глава 3

До войны Марьянов писал стихи. Два его стихотворения даже опубликовали в журнале, при этом сильно раскритиковав. После войны он начал писать повесть об их с Таней любви, но за год так и не закончил её.

Марьянову не давалась концовка — он понимал, что Таня погибла, но не мог «убить» её на страницах своей повести.

Непреложность факта её гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.

Было несколько вариантов финала, и во всех Таня оставалась в живых. Повесть осталась незаконченной.

Продолжение после рекламы:

Развязка произведения

1489651.jpg

«Гуси-лебеди», сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

«Гуси лебеди» анализ сказки

Тема

: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея

: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
  • Баба Яга .
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:

  • Начало сказкитрадиционное : Зачин(Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная

, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться :«Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.

(О.О. «Речевое развитие»)

О.О. «Речевое развитие»

— Развивать умение слушать сказку, пересказывать, соблюдая структуру, включая в повествование описание, диалоги, характеристику героев.

— Упражнять в умении составлять предложения разных синтаксических конструкций, упражнять употребление в речи прилагательных.

— Развивать интонационную выразительность речи.

О.О. «Познавательное развитие»

—      Формировать умение принимать общую цель, сотрудничество.

— Развивать личностные качества ребенка: любознательность, самостоятельность, активность.

О.О. «Социально коммуникативное развитие»

—  Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками.

— Побуждать включаться в совместную со взрослым и сверстниками деятельность.

О.О. «Физическое  развитие»

Способствовать развитию мелкой моторики рук.

— Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Практические:  д/и «Закончи предложение», д/и «Собери последовательность персонажей из частей»

Наглядные: фигурки персонажей сказки – девочка, братец, гуси-лебеди, отец с матерью, Баба-яга, мышка.

Слайды персонажей: печка, яблонька, речка, мышка, гуси-лебеди.

Словесные: художественное слово, вопросы, пояснение.

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

I. Вводная часть

1.

Организационный момент:

-Ребята, а вы любите сказки? Какие вам сказки больше нравятся: о людях или о животных? Страшные или смешные? Без кого не бывает волшебных сказок?

Отгадайте-ка загадку:

Сижу на печи, грызу кирпичи,

Кто ко мне придёт – прямо в печку попадёт.

Зажарю гостей всегда,

Ведь я ….(Баба яга)

Дети слушают

и отвечают на вопросы: мы любим сказки… (за,  потому  что  и  т.д.)

Формируется

эмоциональный интерес к загадке.

Развивается умение детей думать, рассуждать, объяснять свой выбор.

II. Основная часть

2.

-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по сказке, где тоже будет страшная Баба — яга. На занятии мы прочитаем и перескажем все вместе известную русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Готовы?

Дети внимательно слушают воспитателя.

Внимательность детей.

3.

Чтение сказки «Гуси-лебеди».

Дети стараются внимательно слушать воспитателя.

Развивается у детей слуховое и зрительное внимание.

4.

— Вот и прослушали вы волшебную сказку.

-Как вы думаете, почему наша сказка называется «Гуси-лебеди»?

-Какие были в сказке гуси-лебеди: злые или добрые? Расскажите…

Показ слайда (3)

-Посмотрите на картинку и скажите, как выглядят гуси-лебеди? Какие у них крылья? Шея какая? Клюв? Большие птицы или маленькие?

-Что они сделали?

-Правильно. Забрали братца.

Показ слайда (4)

Ответы детей.

-Гуси – лебеди помогали Бабе яге забирать детей из дома, поэтому они злые, крадут детей…

Дети в речи используют прилагательные: большие, длинная, страшные…

Обогащение словаря детей

Умение детей отвечать на поставленные вопросы, используя слова-прилагательные.

5.

-Ребята, теперь давайте вспомним, девочка стала искать братца и забрела в дремучий лес, где нашла …

Просмотр слайда «Избушка Бабы Яги» (5)

-Какая Баба-Яга ?

-Испугалась девочка бабы Яги?

Просмотр слайда (6)

Ответы детей:

-Избушку Бабы-Яги.

-Избушка на курьих ножках.

-Страшная, ужасная…

-Да, но она спасала братца…

Умение предлагать варианты решения задания, общение друг с другом.

6.

-Расскажите, ребята, что произошло в избушке у Бабы яги? Кого она встретила?

Просмотр слайда (7)

-Как Машеньке помогла мышка? Почему она ей стала помогать? Какая мышка?

-Что девочка сделала? Правильно, убежала…

Ответы детей:

-В избушке Девочка встретила мышку, которую пожалела и покормила, поэтому она ей помогла…

Мышка маленькая и серенькая и хитрая…

Умение детей отвечать на поставленные вопросы, используя слова-прилагательные.

7.

-Вот и вспомнили мы с вами половину нашей сказки. Скажите, а кого Баба яга послала вслед за братом и сестрой?

-Правильно, гусей-лебедей.

-Почему они хотели догнать детей?

-Дети убежали от гусей-лебедей?

-Кто им помог убежать?

Ответы детей:

— Гуси-лебеди. Они хотели принести детей обратно в дом к Бабе яге, потому что её боялись сами…

Умение использовать в речи предложения – рассуждения.

8.

Сначала дети встретили…

-Почему речка им помогла? Что она сделала?

Просмотр слайда с изображением речки (8)

Ответы детей.

Дети развивают память и логику, используют в речи глаголы и прилагательные.

9.

-Кого потом встретили дети?

-Правильно, яблоню. Какая яблонька? Что у неё есть, как она помогла детям, почему?

Просмотр слайда с изображением яблони (9)

Ответы детей:

-Яблоньку. У неё красивые наливные яблочки, которые поели дети и она их спрятала среди своих листочков.

Умение использовать в речи предложения – рассуждения.

10.

-Дети стали убегать дальше и встретили…

-Правильно, печку. Какая печка? Что она делает? Какие пирожки?

Помогла детям печка? Как?

Просмотр слайда с изображением  печки (10)

Ответы детей.

Развивается память и логика, используют в речи глаголы и прилагательные.

11.

Д/игра «Закончи предложение»

-Дети добрались до дома и спаслись от Бабы — яги, потому что…

-Печка помогла Девочке, потому что…

-Яблонька помогла детям, так как….

-Речка спрятала детей, потому что…

-Молодцы, ребята!

Вы всё хорошо запомнили…

Ответы детей:

Дети по цепочке отвечают на вопросы и заканчивают предложение, начатое воспитателем.

Умение использовать в речи предложения – рассуждения.

12.

Проводим с детьми физминутку.

-Давайте, встанем и полетаем как гуси-лебеди, как кричат гуси: «га-га-га..»

Дети выполняют упражнения

Снятие эмоциональное и физическое напряжение

 III. Заключительная часть

13.

Подведение итогов.

-Ребята, кто главный герой в этой сказке?

-Кого бы вы назвали хорошим героем сказки и почему?

-Кто в сказке злые герои? Почему?

Ответы детей.

Развитие логического мышления

13.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие в сказку? Сможете рассказать сказку дома родителям?

-Вы все молодцы! Спасибо за работу!

Ответы детей.

Развитие положительных эмоции у детей.

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

  • Основная часть горе от ума сочинение
  • Основная тональность рассказов в м шукшина
  • Основная тема сказки спящая царевна жуковского
  • Основная тема сказки соседи салтыкова щедрина
  • Основная тема сказки самоотверженный заяц о чем