Ошибки при написании итогового сочинения по литературе 11 класс

Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений изложений при проверке сочинения изложения учитываются следующие виды ошибок: несоответствие содержания сочинения

Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений (изложений)

При проверке сочинения (изложения) учитываются следующие виды ошибок:

  1. несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;
  2. фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текстов художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий;
  3. логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;
  4. речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;
  5. грамматические ошибки;
  6. орфографические и пунктуационные ошибки;
  7. несоблюдение требуемого объема.

на сайте

Предлагаемый ниже материал не носит исчерпывающего характера, но может помочь учителю квалифицировать наиболее типичные ошибки, допускаемые выпускниками в сочинениях (изложениях).
Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпу
фильмы онлайнскника
Фактические ошибки
Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
Выделяются две категории фактических ошибок.

1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.

2. Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом.
Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Логические ошибки

Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
7) нарушение причинно-следственных связей;
8) нарушение логико-композиционной структуры текста.
Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционную структуру: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна. При написании сочинения необходимо логично и аргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения.

Примеры логических ошибок в разных частях текста

Неудачный зачин
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, например: С особенной силой этот эпизод описан в романе… Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.
Ошибки в средней части
1. В одном предложении сближаются относительно далекие мысли, например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
2. Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности, например: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
3. Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла, например: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
4. Экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения, например: Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.
Неудачная концовка
Вывод продублирован: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических,
орфографических и пунктуационных норм

При проверке и оценке итогового сочинения (изложения) учитывается грамотность выпускника. Приведенный ниже материал поможет при квалификации разных типов ошибок.

Речевые ошибки

Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений;
3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);9) необоснованный пропуск слова;
10) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетамиРечевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см. далее).
Проведенная апробация выявила следующие речевые ошибки: нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:
1. Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов; В конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому; В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в).
2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены).
3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака).
4. Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень дешевые цены; Леонид вперед меня выполнил задание; Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс);
– без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
– заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).
Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);
2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут);
6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: … всего две проблемы);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Орфографические ошибки

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».
Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки:
1. В переносе слов.
2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.
В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:
1) тире в неполном предложении;
2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
5) в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки
1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

[1] Подробнее о квалификации ошибок см. в «Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по русскому языку». Данный материал размещен на сайте ФИПИ  (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf).

Стало известно, что Рособрнадзор опубликовал официальные данные по поводу написания итогового сочинения на будущий учебный год. Для выполнения работы предоставляется несколько дней, основным днем является 1 декабря 2021 года. Дополнительно выделяется 2 февраля 2022 и 4 мая 2022 года. Какая тематика будет предоставлена для написания итогового сочинения, и как подготовиться к экзамену, узнаете здесь.

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

До итогового сочинения осталось меньше 1 месяца! А подготовка к нему включает в себя общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата, особенно в такие сжатые сроки. Вам нужна четкая система: сегодня вы разбираете речевые ошибки, завтра — орфографические, а послезавтра подбираете интересные аргументы.

Итоговое сочинение для 11 классов - 1 декабря 2021: прием заявлений, темы, правила написания, подготовка к изложению

На курсе подготовки к итоговому сочинению в MAXIMUM Education вас ждет именно такая система: за оставшийся месяц вы научитесь писать логичные и интересные тексты без грамматических и орфографических ошибок. А главное — вы поймете формат итогового сочинения и самостоятельно напишете 2 пробника, которые наши преподаватели проанализируют с вами индивидуально. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к итоговому сочинению системно.

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Какие темы предоставлены для написания сочинения в 2021 году

Как правило, тематика для написания итогового сочинения предоставляется ученикам на выбор. Известен список литературы, который поможет подготовиться к сочинению на любую из выбранной темы. Предлагаются на выбор такие тематики:

  • цивилизация и технологии;
  • преступление и наказание;
  • кому на Руси жить хорошо;
  • книга – про меня;
  • дорога в жизни человека.

Каждая из тем рассматривается с точки зрения ученика, раскрывается основная проблематика сочинения, или посвящается любимому произведению. Также это тесно связано с российской литературой, в частности, произведениям писателя Достоевского. Рассматривается положительное или отрицательное влияние технологических достижений на человечество и описание своего мировоззрения, опираясь на персонажей из литературы.

В зависимости от интересов, каждый ученик сможет выбрать для себя подходящую тему, заранее подготовиться, прочитать литературу и отлично сдать экзамен.

Как подготовиться к написанию сочинения

В первую очередь необходимо определиться с темой. Не стоит выбирать несколько, лучше определиться с одной, и узнать рекомендуемый объем написания. Как правило, на выполнение данного задания даётся не более 3 часов, оно не должно превышать более чем 350 слов. Но и сочинение, где будет написано меньше 250 слов, не будет рассматриваться.

Ученикам стоит обратить внимание на свою чёткую позицию в плане литературы, рассмотрения персонажей и своего мировоззрения. Как правило, можно опираться на цитаты из литературы, на мнение персонажей, всё же комиссия будет рассматривать именно точку зрения и раскрытие проблематики со стороны ученика. Не стоит забывать, что все сочинения тщательно проверяются на антиплагиат, поэтому полностью цитировать абзацы из любимого произведения не стоит.

Наверняка каждый понимает, что и орфография, исправления и любые помарки также недопустимы, заранее стоит поработать над почерком, чтобы у комиссии не возникало вопросов. Не нужно откладывать в долгий ящик подготовку: если начать сейчас, то к моменту написания сочинения гарантированно получится справиться с любой выбранной темой.

Завершается прием заявлений на участие в итоговом сочинении

-Подать заявление необходимо до 17 ноября. Это можно сделать в своей школе.

-Итоговое сочинение писать обязательно, оно является допуском к ГИА.

-Темы сочинений будут известны выпускникам за 15 минут до начала.

-Дополнительные даты проведения – 2 февраля и 4 мая 2022 года.

Читать еще…

источник

Участники онлайн-проекта по поддержке детского литературного таланта «Талант: Литература» по нашей просьбе пишут сочинения по заданным направлениям итоговых сочинений 2021 года. Профессиональные репетиторы комментируют работы, чтобы на их примерах помочь школьникам получить высший балл. Сочинение — дело непростое, и потому комментарии порой получаются критическими и даже строгими. Но мы призываем ребят и всех, кто будет учиться на их примере, не вешать нос: ведь это неизбежная часть обучения, которая в конечном итоге поможет написать по-настоящему классное сочинение.

Кроме того, предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества — за что мы благодарим их отдельно.

Ошибки при написании итогового сочинения по литературе 11 класс

Ксения Акшинская (Самара)

Ксения Акшинская (Самара)

Направление: «Преступление и наказание»

____________________________________________________________________

Где пролегает грань между моралью и законом?

Мораль и закон часто сливаются воедино, кажутся почти неотличимыми понятиями. И всё же они имеют разные смысловые оттенки, а если вглядеться внимательнее, то можно понять, что разница между ними велика. Что же такое мораль и что такое закон? Где пролегает граница между ними? На эти темы я и порассуждаю в своём сочинении.

Ошибки при написании итогового сочинения по литературе 11 класс

Ответ на вопрос о разнице между законом и моралью можно увидеть в самих определениях. Мораль — это правила нравственности, а также сама нравственность, закон же — общеобязательные правила. Т. е. мы видим, что мораль затрагивает духовную сторону человека, а закон является системой норм, необходимой для поддержания порядка в обществе. Мораль — более глубокое, нежели закон, понятие. Правила морали непоколебимы, они всегда основаны на добре и любви. Наше чистое сердце, открытый всему светлому взор и совесть — вот что может продиктовать нам эти правила. Закон старается основываться на морали, но даже если он ей подчиняется, то касается лишь формальной части, не затрагивая тонкостей человеческих взаимоотношений, поэтому иногда внешне законопослушные люди являются аморальными и жестокими. Именно в этом проявляется чёткая грань между моралью и законом.

Чтобы доказать данные утверждения, приведу примеры из классической литературы. В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» есть герой — Афанасий Иванович Тоцкий, человек знатный, состоятельный, обладающий влиянием. Он совершает омерзительный и жуткий поступок- развращает совсем ещё юную девочку, тем самым навсегда сломав ей жизнь. На нём лежит тяжкое преступление, которое, однако, было поставлено так, что с точки зрения закона доказать его не представлялось никакой возможности. Но моральной ответственности это с него не снимало. Глядя на этот пример, мы убеждаемся, что закон судит поверхностно, и в этом его главное отличие от морали.

Ещё одно доказательство мы можем увидеть в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Элен Курагина (в замужестве Безухова), красивая, имеющая влияние и успех в обществе женщина, была совершенно безупречна перед законом. Однако она переступила множество моральных принципов, была развращена, не хранила верности мужу, совершая подлые поступки. Например, она помогла своему брату обольстить невинную девушку, которая совершенно не подозревала о том, что её жестоко обманывают. Здесь мы хорошо видим, что исполнять закон — это не значит быть человеком нравственным, т. к. нарушены правила духовные.

Таким образом, приведённые примеры прекрасно иллюстрируют разницу между этими понятиями. Очень важно видеть эту грань, следить за своим внутренним состоянием и помнить, что, даже если ты не преступаешь закон, это не делает тебя автоматически хорошим человеком, способным на любовь и сострадание.

Ошибки при написании итогового сочинения по литературе 11 класс


Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

Аргументы подобраны хорошо, композиция и логика сочинения не нарушены. Но К4 (качество речи) будет снижен:

  • уж слишком многословный тезис, хотя сама его формулировка содержится в последних двух предложениях второго абзаца — это приводит к слишком большому количеству необоснованных повторов; да и основная мысль растекается по древу, ведя за собой массу неточностей в формулировках;
  • в тексте есть речевые ошибки (например, доказать преступление нельзя, можно доказать вину; преступление же можно раскрыть; «правила духовные» — это какие?)

Ошибки при написании итогового сочинения по литературе 11 класс

Комментарий Ивана Родионова (учитель и репетитор с большим стажем, литературный критик, автор видеоуроков по русскому языку в проекте «Год ЕГЭратуры»)

По первым трём критериям (в том числе и двум основным) и пятому — всё отлично. Пишущий не уходит от темы, на ставящийся вопрос отвечает по делу и доказательно. Примеры из литературы приведены удачно, к ним даны надлежащие комментарии. Композиция сочинения в целом адекватна, структура текста выдержана и логична. Тезис несколько затянут (на два абзаца), однако это не критично. Орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок нет.

С четвёртым критерием всё несколько хуже. Конечно, «незачёта» по нему не случилось бы, но на качество речи нужно обратить внимание.

Примеры:

  • «Мораль и закон часто сливаются воедино» (почему? для кого?).
  • «Мораль затрагивает духовную сторону человека» (духовную сторону жизни человека).
  • «На нём лежит тяжкое преступление» (на его совести/сердце лежит преступление).
  • «Преступление… было поставлено» (обставлено).
  • «Была безупречна перед законом» (перед лицом закона/с точки зрения закона).
  • Доказать можно вину/факт преступления. Нужно уточнить.
  • «Исполнять закон» (исполнять требования закона).
  • «Духовные правила» — это как?

Кроме того, много повторов/однокоренных слов, в том числе и очевидно необоснованных.


Ошибки итогового сочинения и способы их преодоления Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 р.п. Хор Литвиненко С.Ю.

  • Ошибки итогового сочинения и способы их преодоления

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 р.п. Хор Литвиненко С.Ю.


1. Направления итогового сочинения 2018-2019 года и комментарий к ним http:// www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie 2. Вебинар Нарушевича А.Г. «Итоговое сочинение 2018-2019 года https:// www.youtube.com/watch?v=G7wwmwL2SLo 3. Презентация «Итоговое сочинение: анализ типичных ошибок и способы их преодоления» Бузиной Е.В. https :// www.Vk.com/pishuna100 Рекомендации для изучения

1. Направления итогового сочинения 2018-2019 года и комментарий к ним

http:// www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

2. Вебинар Нарушевича А.Г.

«Итоговое сочинение 2018-2019 года

https:// www.youtube.com/watch?v=G7wwmwL2SLo

3. Презентация «Итоговое сочинение: анализ типичных ошибок и способы их преодоления» Бузиной Е.В.

https :// www.Vk.com/pishuna100

  • Рекомендации для изучения


Качество сочинений

  • Качество сочинений


Ошибки в сочинениях

  • Ошибки в сочинениях


«Раскрыть тему»

  • «Раскрыть тему»


Зачёт?...

  • Зачёт?…


Ролик к 180-летию дуэли А.С.Пушкина и Ж.Ш.Дантеса https://www.youtube.com/watch?v=bHnvRutbCqM Задание: выделите основные шаги, раскрывающие тему Как погода повлияла на итог поединка?

Ролик к 180-летию дуэли А.С.Пушкина и Ж.Ш.Дантеса

https://www.youtube.com/watch?v=bHnvRutbCqM

Задание: выделите основные шаги, раскрывающие тему

  • Как погода повлияла на итог поединка?


«Раскрыть тему»

  • «Раскрыть тему»


«Раскрыть тему»

  • «Раскрыть тему»


«Раскрыть тему»

  • «Раскрыть тему»


«Раскрыть тему»

  • «Раскрыть тему»


«Раскрыть тему»

  • «Раскрыть тему»


«Раскрыть тему»

  • «Раскрыть тему»


Что такое доброта? Какими качествами обладает добрый человек? Доброта – это душевное  расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро. Например, доброта и сострадание – это основа характера многих россиян, которые стремятся прийти на помощь даже неизвестному человеку. Это заботливое отношение не только к людям, но и нежное отношение к животным. Я убеждён в том, что доброта — это всегда проявление силы человеческого духа и цельности личности. Ведь добрые дела часто требуют от нас самоограничения, готовности в ущерб своим интересам делать что-либо ради других, помогать материально или поддерживать духовно. Всё это требует времени, выдержки и наших жизненных сил, которыми мы готовы щедро поделиться с окружающими. Негибкость в использовании «домашних» заготовок

Что такое доброта?

Какими качествами обладает добрый человек?

Доброта – это душевное 

расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро. Например, доброта и сострадание – это основа характера многих россиян, которые стремятся прийти на помощь даже неизвестному человеку. Это заботливое отношение не только к людям, но и нежное отношение к животным.

Я убеждён в том, что доброта — это всегда проявление силы человеческого духа и цельности личности. Ведь добрые дела часто требуют от нас самоограничения, готовности в ущерб своим интересам делать что-либо ради других, помогать материально или поддерживать духовно. Всё это требует времени, выдержки и наших жизненных сил, которыми мы готовы щедро поделиться с окружающими.

  • Негибкость в использовании «домашних» заготовок


Цель: раскрыть идейное содержание художественного текста, постичь законы произведения, овладеть языком искусства, формировать эмоциональную культуру обучающегося 1.Привлечение других видов искусства: музыки, живописи, театра, кино 2. Подбор текстов со сходной темой, проблемой Дополнительные материалы

  • Цель: раскрыть идейное содержание художественного текста, постичь законы произведения, овладеть языком искусства, формировать эмоциональную культуру обучающегося
  • 1.Привлечение других видов искусства: музыки, живописи, театра, кино
  • 2. Подбор текстов со сходной темой, проблемой
  • Дополнительные материалы


Мультфильм Натальи Мирзоян «Чинти». 2012 Просмотреть мультфильм сначала до финала, а потом до конца, ответить на одни и те же вопросы. О чем мультфильм? Кого напоминает из литературных героев? Какие обоснования можно предположить? Дополнительные материалы

Мультфильм Натальи Мирзоян «Чинти». 2012

Просмотреть мультфильм сначала до финала, а потом до конца, ответить на одни и те же вопросы.

О чем мультфильм?

Кого напоминает из литературных героев?

Какие обоснования можно предположить?

  • Дополнительные материалы


Дополнительные материалы

  • Дополнительные материалы


Дополнительные материалы

  • Дополнительные материалы


Дополнительные материалы

  • Дополнительные материалы


М.А.Горький «Старуха Изергиль» - И. Зверев «Этот бедняга Ряша» Бунин «Господин из Сан-Франциско» – Д.А.Глуховский «Случай в зоопарке» Л.Н.Толстой «Война и мир» - Д.Мартин «Песнь Льда и Пламени» Рекомендации Артема Новиченкова - писателя, литературоведа, преподавателя НИУ ВШЭ, методиста в проекте

  • М.А.Горький «Старуха Изергиль» — И. Зверев «Этот бедняга Ряша»
  • Бунин «Господин из Сан-Франциско» – Д.А.Глуховский «Случай в зоопарке»
  • Л.Н.Толстой «Война и мир» — Д.Мартин «Песнь Льда и Пламени»
  • Рекомендации Артема Новиченкова — писателя, литературоведа, преподавателя НИУ ВШЭ, методиста в проекте «Учитель для России»

Ты можешь в этой жизни сделать всё, или прожить так,

что ты исчезнешь…

«И вижу я, не живут люди, а

Всё примеряются…»

  • Дополнительные материалы


Как написать на «зачёт» итоговое сочинение

  • Как написать на «зачёт» итоговое сочинение


1 . А. Что такое великодушие ? Великодушие – одно понятие, вокруг которого нужно выстроить рассуждение: вступление-основная часть-заключение. 2 . А и Б. В чём противоречие между мечтой и реальностью ? Такой формат ключевых слов требует «равного» отношения к А и Б. Нужно 1)дать комментарий к А и Б во вступлении, 2)сформулировать тезис так, чтобы в основной части сохранялась логика «…А и Б…; …если А, то Б…;…но Б, в отличие от А…», 3) в выводе – «…таким образом… А и Б…» 3. А или Б. Умение прощать – это сила или слабость ? Такой формат ключевых слов требует обоснованного выбора одной из позиций. Задача вступления – обоснование выбора одной из позиций и далее точное формулирование тезиса. Ключевые слова в формулировках тем

1 . А. Что такое великодушие ? Великодушие – одно понятие, вокруг

которого нужно выстроить рассуждение: вступление-основная часть-заключение.

2 . А и Б. В чём противоречие между мечтой и реальностью ?

Такой формат ключевых слов требует «равного» отношения к А и Б. Нужно 1)дать комментарий к А и Б во вступлении, 2)сформулировать тезис так, чтобы в основной части сохранялась логика «…А и Б…; …если А, то Б…;…но Б, в отличие от А…», 3) в выводе – «…таким образом… А и Б…»

3. А или Б. Умение прощать – это сила или слабость ? Такой формат

ключевых слов требует обоснованного выбора одной из позиций. Задача

вступления – обоснование выбора одной из позиций и далее точное

формулирование тезиса.

  • Ключевые слова в формулировках тем


Не нарушать структуру рассуждения

  • Не нарушать структуру рассуждения


Вступление Структура рассуждения

Вступление

  • Структура рассуждения


Основная часть Структура рассуждения

Основная часть

  • Структура рассуждения


Основная часть Структура рассуждения

Основная часть

  • Структура рассуждения


Вывод Структура рассуждения

Вывод

  • Структура рассуждения


Список для чтения от гильдии словесников https ://slovesnik.org/k-ekzamenu/k-sochineniyu / spiski-vozmozhnykh-tekstov-dlya-podgotovki-k-itogovomu-sochineniyu-2018.html Минимум прочитанных текстов превратить в максимум

Список для чтения от гильдии словесников https ://slovesnik.org/k-ekzamenu/k-sochineniyu /

spiski-vozmozhnykh-tekstov-dlya-podgotovki-k-itogovomu-sochineniyu-2018.html

  • Минимум прочитанных текстов превратить в максимум

Произведение

Мечта и реальность

Герои: Андрей Гуськов

Доброта и жестокость

Герои: Настёна

Месть и великодушие

Эпизоды: «История измены» — «Показательный расстрел» (гл.4,стр.29,31), «История дяди, служившего у Колчака» (гл.12,стр.134).

Отцы и дети

Герои: Настёна

Герои: Настёна

Эпизоды: «Забота о детях подруги Надьки» (гл.9, стр.73, гл.14, стр.160), «Рассказ Лизы о лесозаготовках и помощи Настёны» (гл.9, стр.81).

Герои: Михеич, отец Гуськова, Степановна, мать Гуськова – Андрей Гуськов

Герои: Андрей Гуськов

Эпизоды: «Мечтала дождаться мужа с войны» (гл.2, стр.17), «Мечта о ребёнке» (гл.10,стр. 100),«Мечта о счастье» (гл.11,стр.109),– «муж-оборотень» (гл.3, стр.22)

Эпизоды: «Не помнит зла»(гл.11,стр.117)

«Берёт вину мужа на себя»

Эпизоды: «Убийство телка»(гл.15, стр.177)

Эпизоды: «Настёна о родителях мужа»(гл.7, стр.57,58)

«Дурная слава на всю жизнь» (гл.21, стр.234), «Смерть Настёны» (гл.22, стр.242)

«Вина за сына» (гл.9, 69-70)

«Скажешь кому – убью»

(гл.11,стр.114,115)

(гл.3, стр.19, гл.19, стр.218)

«Вместе на плаху» (гл.17, стр.192)

«Отношения отца и сына»(Гл.12, стр.133-138)

Герои: Семёновна

«Страх за сына, обида» (Гл.22, стр.239-140)

Эпизоды: «Свекровь выгоняет беременную Настёну из дома»(гл.20, стр.223)

«Чувства Андрея после встречи с отцом» (Гл.13, стр.139-140).

«Позор» (Гл.18, стр.211, гл.21, стр.234)


Список слов, «запрещенных» употреблению в школьных сочинениях по литературе (Создан в сообществе «Методическая копилка» учителями и экспертами, проверяющими сочинения в школах и вузах, с надеждой быть услышанными… Не имитировать чужие чувства, не использовать «общие» слова

Список слов, «запрещенных» употреблению в школьных сочинениях по литературе

(Создан в сообществе «Методическая копилка» учителями и экспертами,

проверяющими сочинения в школах и вузах, с надеждой быть услышанными…

  • Не имитировать чужие чувства, не использовать «общие» слова


Не имитировать чужие чувства, не использовать «общие» слова

  • Не имитировать чужие чувства, не использовать «общие» слова


1. Задание 8 (демоверсия 2019)… 2. Максим Ильяхов «Простые правила сильного текста» https://www.youtube.com/watch?v=W5oOWEwyiiE Улучшать качество написанного текста (учится редактировать текст)

1. Задание 8 (демоверсия 2019)…

2. Максим Ильяхов «Простые правила сильного текста»

https://www.youtube.com/watch?v=W5oOWEwyiiE

  • Улучшать качество написанного текста (учится редактировать текст)


Пример для анализа, редактирования (Все примеры приведены в авторской редакции)

  • Пример для анализа, редактирования (Все примеры приведены в авторской редакции)

Типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях, и пути их преодоления

Анализ итоговых сочинений 2014—2017 гг. позволяет выявить проблемы, возникшие у школьников на экзамене в новом формате, и типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях. Поэтому в старшей школе для повышения качества экзаменационных работ нужно наметить пути предупреждения содержательно-структурных, логико-композиционных, фактических и речевых ошибок.

Соотнесем типичные ошибки выпускников в итоговых сочинениях с критериями их оценки (см. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения).

Ошибки по критерию 1 – «Соответствие теме»

  1. непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (в сочинениях 2014–2017 гг. школьники часто расширяли содержание работы до уровня тематического направления, размышляли о войне, времени, доме, любви, чести и бесчестии, опыте и ошибках и т.п. без учета конкретного аспекта рассуждений, заявленного в теме);

  2. неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения;

  3. нечеткое понимание терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке избранной темы.

Работу над итоговым сочинением следует начинать с выбора темы. Чтобы не пришлось менять тему сочинения во время экзамена, выпускник должен обдумать все пять предложенных тем и выбрать одну, где ему интересна поставленная проблема и знакомо литературное произведение, которое можно привлечь для аргументации своих мыслей. Обдумывание темы связано с пониманием значения каждого слова в ее формулировке. Важно уяснить, какой краткий ответ на вопрос темы можно дать изначально, чтобы в сочинении этот ответ развернуто обосновать.

Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя от обозначенной в формулировке проблемы, потому что несоответствие теме ведет к выставлению «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.

Чтобы определить нужный ракурс темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова, которые позволят, не уходя от тематического направления, сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения.

Мы выделили ключевые слова в отдельных темах 2016/2017 уч. года:

  • Почему важно уметь контролировать свои эмоции?

  • Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?

  • Когда поражение ценнее победы?

  • Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

  • Может ли быть неравенство в дружбе?

Первые из выделенных слов «вопросительные», которые указывают, например, на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).

Второе выделенное слово в каждой теме «смысловое», то есть указывающее на тот ракурс ответа, которого должен придерживаться выпускник в своем рассуждении.

Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем (судьба, память, принцип, поражение, личность, время, дом, отечество, опыт, счастье, честь, выбор, ответственность, самолюбие, благородство, познание, путь, любовь, душевная работа, актуальность, классика и др.) в процессе подготовки к сочинению следует обращаться к философскому и психологическому словарям.

Ошибки по критерию 2 – «Аргументация. Привлечение литературного материала»:

  1. неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания;

  2. неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, его неумелое включение в работу;

  3. искажение литературных текстов и фактические ошибки.

Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет созданный выпускником текст. Многолетний опыт обучения сочинению ориентирует школьников на то, что главной мыслью работы должна стать формулировка заголовка ее основной части.

Ниже приведены возможные формулировки главных мыслей сочинений на примере некоторых тем 2016/17 учебного года:

Тема сочинения

Варианты формулировок главной мысли

«Разум и чувство»:

Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

Конфликт между разумом и чувством возникает, если человек не умеет управлять своими желаниями.

Личные предпочтения в ущерб общественной необходимости ведут к конфликту разума и чувств.

«Честь и бесчестие»:

Какой поступок можно назвать бесчестным?

Бесчестные поступки совершают безнравственные люди.

Бесчестные поступки противоречат нравственным и общественным нормам.

«Победа и поражение»:

Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?

Умение проигрывать закаляет характер человека и стимулирует стремление к победе.

Нужно не учиться проигрывать, а учиться побеждать.

«Опыт и ошибки»:

Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

Признание своих ошибок указывает на силу характера человека.

В признании своих ошибок проявляется и сила, и слабость человека.

«Дружба и вражда»:

Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

Если люди не сходятся во взглядах, они не могут быть друзьями.

Настоящие друзья умеют убеждать друг друга в своей правоте, не разрушая дружбу.

В подготовительный период можно предложить школьникам не только самостоятельно сформулировать главную мысль сочинения на определенную тему, но и оценить готовые формулировки главных мыслей высказывания, выбирая из них наиболее удачные, а также обосновать свою формулировку или свой выбор.

Четкое формулирование главной мысли сочинения поможет в выборе литературного материала, на котором она может быть доказана. Обширный литературный контекст, привлеченный поверхностно, на уровне перечисления авторов и названий книг, совершенно не нужен и может увести от темы. Значительно уместнее провести аспектный анализ созвучных теме проблем в одном литературном произведении.

Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, обучающийся должен научиться использовать его рационально: не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров. Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не следует перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту, системе образов, сопоставлению героев и событий разных произведений и т. д.

Наиболее уместными способами привлечения литературного материала в итоговое сочинение являются:

  1. комментированный пересказ содержания литературного произведения (использование пересказа будет удачным, если выпускник перескажет только те ключевые эпизоды, которые необходимы для раскрытия темы, и не введет в работу пересказ фрагментов, к теме не относящихся; будет сочетать в сочинении краткий и подробный пересказ, подтверждая свои мысли не только передачей сюжета, но и включением необходимых для раскрытия темы описаний – портретов, пейзажей и др., актуализируя важные смысловые детали; прокомментирует сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения);

  2. актуализация проблематики литературного произведения (литературный материал должен быть привлечен в формате размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы; для этого важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме; вначале нужно сформулировать главную проблему, то есть выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);

  3. аспектная характеристика литературного героя (если выпускник хочет построить свое высказывание на основе аспектной характеристики какого-либо литературного героя, то нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);

  4. обращение к системе образов произведения (из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых, школьник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения; пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);

  5. сопоставление фрагментов и героев разных произведений (в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но если выпускники хотят сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений, то не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы; нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутые тезисы; размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления).

В подготовительный период следует сориентировать школьников на выполнение различных тренировочных упражнений, предупреждающих неудачный выбор литературного материала и его неумелое включение в сочинение, например:

  • включить в пересказ фрагмента из произведения комментирование и оценку поступков героев;

  • сформулировать несколько аргументов для доказательства своих мыслей, подкрепив их примерами из текста;

  • исключить из сочинения литературные примеры, не относящиеся к теме;

  • заменить перечисление произведений и авторов литературными примерами, обратившись к системе персонажей, проблематике произведения и т. д.;

  • определить, соответствуют ли литературные примеры выдвинутым тезисам и аргументам;

  • аргументировать тезис примерами, используя характеристику литературного героя;

  • доказать свою мысль, сопоставив героев и события разных произведений;

  • исправить фактические ошибки (найти неточности в названиях книг, в указании имен, фамилий, инициалов писателей и литературных героев; проверить правильность указания дат, места действия, географических названий; восстановить последовательность событий; выявить ошибки в пересказе содержания и передаче авторской позиции, в указании жанра и литературоведческих терминов; найти неточности в цитировании и постановке знаков препинания в цитатах).

Для предупреждения фактических ошибок следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.

Важно ориентировать школьников на формат итогового сочинения и на уроках литературы, в процессе изучения художественных текстов, акцентируя внимание на философских и нравственно-психологических проблемах произведений школьного курса и самостоятельно прочитанных книг.

Ошибки по критерию 3 – «Композиция и логика рассуждения»:

  1. непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;

  2. отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.

После выбора и обдумывания темы, определения ключевых слов и главной мысли сочинения, подбора примерного литературного материала следует приступить к созданию и выстраиванию текста высказывания. Нельзя начинать писать текст, не обдумав его структуру. Для этого в черновике нужно составить примерный план сочинения или перечислить смысловые фрагменты рассуждения, которые потом следует расположить в соответствии со своим замыслом. Неумение редактировать собственный текст, продумывая его структуру, ведет к погрешностям в композиции сочинения.

Поэтому необходимо продумать структуру работы, содержание ее смысловых частей и проблемы, которые нужно сформулировать во вступлении, определить, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут решены проблемы, поставленные во вступлении, а также какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью. Неумение выделить содержание смысловых частей сочинения, как правило, ведет к структурным, композиционным и логическим ошибкам.

Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключении следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения.

Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между ними является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

Школьник должен следить за соразмерностью частей сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать не более трети всего объема работы, а основная часть – примерно две трети. Не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение очень кратким, что часто наблюдается в работах выпускников.

Для предупреждения логико-композиционных ошибок в подготовительный период целесообразно выполнять следующие типы тренировочных упражнений:

  • сформулировать главный вопрос темы (озаглавить основную часть сочинения);

  • определить 1—2 главные проблемы, которые будут доказаны в основной части;

  • записать тезисы основной части и к каждому из них подобрать несколько аргументов и примеров с учетом проблем, поставленных во вступлении;

  • сформулировать логические «мостики» между смысловыми фрагментами основной части; найти и исправить в ней логические ошибки;

  • сопоставить вступление и заключение и определить их смысловые связи; исправить заключение так, чтобы оно соответствовало вступлению;

  • дать оценку вступлениям и заключениям к двум сочинениям на общую тему;

  • оценить соразмерность частей сочинения и исправить его так, чтобы части были соразмерными.

Ошибки по критерию 4 – «Качество письменной речи»:

  1. низкое качество речи и речевые ошибки;

  2. ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения.

В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.

Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

  1. употребление слова в несвойственном ему значении;

  2. употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;

  3. неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;

  4. немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

  5. смешение лексики разных исторических эпох;

  6. нарушение лексической сочетаемости;

  7. употребление лишнего слова (плеоназм);

  8. речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

  9. необоснованный пропуск слова;

  10. порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Для профилактики речевых ошибок полезно предлагать школьникам следующие виды тренировочных упражнений:

  1. найти и заменить слова, употребленные в несвойственном значении, речевые штампы, канцеляризмы;

  2. обнаружить и устранить неоправданные речевые повторы, нарушения лексической сочетаемости;

  3. указать и исправить необоснованные пропуски слов, удалить лишние слова (плеоназм);

  4. исправить порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию фразы.

После того как черновик сочинения в основном написан, следует его отредактировать:

  • выделить все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные смысловые повторы одних и тех же мыслей;

  • обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями высказывания;

  • исключить все сомнительные случаи, ведущие к фактическим ошибкам;

  • заметить и устранить речевые ошибки и недочеты.

Ошибки по критерию 5 – «Грамотность» – подсчитываются по нормам оценок для работ по русскому языку. При этом важно:

  • обратить внимание на сомнительные орфограммы и проверить их, либо обратиться к орфографическому словарю;

  • определить места возможных пунктуационных ошибок, которые легко обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.

При переписывании сочинения следует помнить, что оно должно быть написано разборчивым почерком. Переписывая работу начисто, выпускнику нужно следить за временем, так как экспертами проверяется только текст, переписанный в выданный бланк, а черновик не учитывается.

Подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически:

  1. Для мониторинга умений написания итогового сочинения следует провести не менее трех контрольных сочинений в течение года.

  2. На уроках следует выполнять задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения.

  3. Работу над ошибками сочинений следует проводить с опорой на критерии оценки: цитировать фрагменты удачных работ; определять направления доработки текстов (находить упущенные или неудачные повороты мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и др.)

  4. Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с учащимися по конкретным замечаниям к их работам.

Для повышения профессионализма учителей в обучении школьников итоговому сочинению необходимо актуализировать следующие аспекты методической работы:

  • изучение современной методической литературы и ресурсов Интернета по проблемам подготовки к итоговому сочинению (см. Приложения);

  • анализ формулировок тем, выявление ключевых слов и способов сужения темы;

  • осмысление проблематики сочинения, формулировка его главной мысли;

  • способы включения литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал, способы аргументации;

  • формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – примеры – выводы);

  • продумывание композиции сочинения, его вступления и заключения, логические связи между его частями;

  • речевое оформление текста и оптимальные формы работы с черновиком.

Перед экзаменом выпускники должны быть знакомы с критериями оценивания и инструкцией для участника итогового сочинения.

8

  • Очень простая сказка абрамцева
  • Охота или ахота как пишется
  • Охарактеризуйте сказки как вид народной прозы
  • Отъехала как пишется правильно
  • Официальный сад детский сад сказка симферополь официальный сайт