Михаил стоял около свежей могилы и не мог заставить себя уйти. Рядом его ожидала машина, в ней тихо сидела продрогшая и выплакавшая глаза жена Полина.
Но не себя или ее сейчас жалел мужчина. Из жизни ушел самый дорогой и любимый человек. Позавчера привезли труп младшего сына пары – Егора, только этой осенью уехавшего учиться в столицу.
Все трое суток они с Павлом, старшим сыном, размышляли, как могло такое случиться? Почему молодой, умный, имевший успех у девушек парень окончил жизнь самоубийством? Что случилось с ним такого, из-за чего было принято решение переступить подоконник окна 8 этажа? Егор понимал, что не выживет. Сам сделал шаг навстречу забвению. Из любви, жизни в достатке к темноте и пустоте могилы.
* * *
Опросы друзей, знакомых, однокурсников ничего не дали. Все в один голос утверждали: в последнее время его поведение не изменилось. Как и полгода назад, парень был веселым, общительным. Встречался с Кристиной, своей одногруппницей.
Крупных ссор или даже незначительных размолвок между ними не было. Учеба давалась медалисту поселковой школы легко, недостатка в деньгах не ощущалось.
Подружка Егора смогла вспомнить лишь один тревожный случай. Как-то парень проснулся весь в поту и слезах. Говорил, что видел женщину в траурных одеяниях, ведшую за руку мальчика. Когда пара приблизилась к нему вплотную, женщина передала руку ребенка ему. Прикоснувшись к маленькой ладошке, Егор вдруг осознал, что она ледяная. Захотел бросить, но кисть никак не хотела выпадать из его руки. Испуг вызвал истерические рыдания, и он проснулся.
Больше никаких неприятностей в жизни парня следователи не обнаружили. Причин для самоубийства подростка не было. Тем более, мать разговаривала с сыном по мобильному телефону буквально за час до звонка полиции. Ребенок рассказывал о планах на вечер. Грусть, растерянность или равнодушие к собственной жизни отсутствовали. Обычный разговор, которых были сотни тысяч с момента отъезда сына на учебу.
* * *
Михаил с Полиной вырастили до совершеннолетия двух парней и были уверенны в их будущем благополучии. Старший из сыновей, Павел год назад женился, выехал из небольшой столичной квартиры в новый загородный дом, купленный родителями, а «однушка» перешла в собственность к Егору вместе со старенькой иномаркой. Как говорится, живи и радуйся. Но вышло наоборот.
Миша всегда думал, что вокруг кладбища должны кружить вороны. Птицы горя, разорения, опустошения и смерти. Но никаких ворон не было и в помине. Метрах в трехстах зеленел хвоей лес, на небе сквозь серость туч проглядывало скупое зимнее солнце. Если бы не окружившие мужчину могилы, он бы испытал чувство радости. Погожие дни так редки зимой, они с женой научились ценить внезапные, даже маленькие подарки судьбы.
Как показало вскрытие, в крови юноши были психотропные вещества. Видимо, для последнего шага за край мальчику понадобились «помощники». Узнав об этом, Михаил сдержал вздох облегчения. Все-таки его сын не смог убить себя в трезвом уме. В семье сразу решили об этом никому не рассказывать. Поселок маленький, завистников и просто злых людей достаточно.
Сразу поползут слухи о якобы наркоманской жизни в больших городах. О вседозволенности, которую порождают деньги. О беспечных родителях, дававших сыновьям неограниченные суммы бесконтрольно. Хотя, такого не было и близко. Егор всегда говорил матери, куда тратит и сколько. Занятость Михаила в последнее время вынудила передать бразды присмотра за младшим наследником Полине.
До этого, в период с рождения до окончания школы, за воспитание мальчика отвечал отец. Второй ребенок занял все место в сердце мужчины с тех самых пор, как появился на свет. Первые шаги, школа, выпускной – 18 лет пролетели в заботах о бизнесе и семье. Одно не мешало второму, как в самом начале карьеры. Егору достались вся любовь и внимание отца без остатка.
Родительская привязанность к двум детям должна быть одинаковой. С теорией все согласны, но практика показывает не состыковки. Младших всегда любят больше, жалеют сильнее, наказывают мягче и почти никогда не раздают шлепки, как старшим. Подобное случилось и в семье Миши с Полиной. Возможно, сыграла роль болезнь второго сына. До 6 лет он стоял на «Д» учете с подозрением на порок сердца.
Конечно же, его возили во все известные кардиологические центры страны. Выслушивали стетоскопами, изучали кардиограммы, исследовали состояние организма всеми доступными способами. Волнения оказались напрасными. Взросление и медицинское лечение дали свои плоды. Сердечная стенка Егора укрепилась, мальчик стал расти с удвоенной скоростью. Но усиленная страхом потери и жалости любовь никуда не исчезла.
* * *
Глядя на холм земли, спрятанной за кипой венков, Михаил стал вспоминать свою жизнь и искать причины трагедии. За что ответил сын? Какой грех лег в основу всепоглощающего горя, настигшего их с женой? Почему вместо места в автобусе, всегда привозившего Егора домой, парень занял кусок земли на поселковом кладбище?
Как и каждый молодой человек, Михаил начинал жизнь властелином мира. Где-то шел по головам, избавлялся от нерадивых сотрудников, рассчитывал за нарушение дисциплины и лень. За открытие аптек пришлось дать крупную взятку. Но никаких более сильных грехов за ним не водилось. Слава богу, крутые нравы 90-х, царившие по всей стране, обошли стороной дальний поселок. Конкуренты живы-здоровы, с некоторыми со временем удалось подружиться.
Душу беспокоил лишь один случай. Дело было летом, перед последним школьным годом. Компания одноклассников, в том числе и Миша, забрала группу девчонок с дискотеки и поехала к водоему. Как водится, с собой взяли выпить, закусить.
Девушки сначала отказывались, но потом с удовольствием присоединились к веселью. На утро Михаил обнаружил себя лежащим рядом с Леной.
Одноклассница никогда ему даже не нравилась. С чего вдруг его потянуло на приключения, парень не знал. Видимо, во всем виновата выпивка, пробуждающая низменные инстинкты. Оглядевшись вокруг, Миша нашел свои джинсы висящими на дереве. Быстро оделся и ушел со злосчастной поляны, пока Лена не проснулась. Несколько дней он порывался сходить к девушке и объясниться, но так и не осмелился.
За последние два летних месяца совесть полностью замолчала.
Мальчишки продолжали веселиться, ездить в соседние села на дискотеки. В одну из таких вылазок Михаил повстречал Полину, и пропал. Любовь вспыхнула сразу, обоюдно, всерьез. Не было нужды ухаживать и добиваться избранницу. Девушка не скрывала, что готова отдаться любимому душой и телом. По окончанию последнего класса родители заслали сватов к невесте.
Свадьба была скромной, студенческой. Общежития молодых были рядом, виделись каждый день. Уже тогда Полина знала о контрацепции, пила противозачаточные таблетки. Благодаря этому, влюбленные успешно окончили институт, вернулись в поселок. О Лене Михаил слышал мало, это его не интересовало. В 11 классе они уже не учились вместе. Поговаривали, что девушка поехала к родным в другой город доучиваться и посещать подготовительные курсы.
Положа руку на сердце, тогда Миша вздохнул с облегчением. Хоть и довольно редко, но память подкидывала ему воспоминания о той летней ночи. Еще просто мальчишка, он не представлял, как посмотрит в глаза однокласснице 1 сентября. Что скажет, как будет вести себя в ее обществе. Краска стыда покрывала его начавшие зарастать юношеской щетиной щеки при одной мысли об этом. Но судьба спасла парня от мук. Лена уехала, и слава Богу.
* * *
Набравшиеся знаний и опыта в городе, Миша с Полиной начали вести бизнес в родном поселке. Сначала открыли один магазин, потом второй. Деньги на развитие занимали у друзей, знакомых. Потом отдавали, снова брали в долг. В коне концов, торговые точки начали приносить прибыль.
Жизнь пары была счастливой во всем. Михаил искренне любил и ценил жену, она отвечала взаимность. Лишь изредка, несколько раз за все 30 лет совместной жизни, мужчина просыпался в страхе за семью. Ему снилась летняя ночь. Светила полная луна, в голове гулко стучало сердце. Миша понимал, что целует не Полину, но остановиться не мог. Только сильнее зарывался лицом в пахнущие тонкими духами волосы и продолжал начатое.
Рождение первенца Павла застало семью в старом родительском доме, но большая квартира уже ждала их неподалеку. Оставалось доделать ремонт в ванной и вставить новую входную дверь. Именно за ней поехал Михаил, когда вдруг встретил на строительной базе ту самую Лену. Девушка была в черном платке, вся в слезах. Мужчина предположил, что умер кто-либо из ее родных.
Пройти мимо не получилось, бывшие одноклассники заговорили друг с другом:
— Привет, Лена. У тебя кто-то умер?
— Здравствуй, Миша. Да, неделю назад потеряла сына.
— Прими мои соболезнования. Очень жаль. Я и не знал, что ты вышла замуж. Но хорошо, что рядом с тобой в таком горе любящий мужчина.
— Ну да, — произнесла Лена, утерла скатившуюся на кончик носа слезу и пошла прочь.
Случайная встреча встревожила Михаила. Он поспрашивал одноклассников и узнал, что Лена действительно была мамой чудесного мальчишки. На момент смерти ему было 7 лет. Жизнь ребенка забрал рак головного мозга. Позднее диагностирование и стремительное течение заболевания ускорили кончину. Горю матери не было предела. Говорили, что она уходила с кладбища домой только переночевать.
В тот момент Миша посочувствовал Лене. Мысль о том, что это мог быть его ребенок, не закралась в голову. По его мнению, одна ночь не могла окончиться беременностью. А если и так, она сказала бы ему о ребенке. Одним словом, успокоить себя получилось сразу и надолго. Последовавший за этим случаем переезд, дела бизнеса завертели в круговороте, не оставляя времени на бессмысленные раздумья.
* * *
Перебрав все возможные грехи перед людьми, состарившийся на десять лет от огромного горя Михаил остановился именно на случае с Леной. Вдруг защемило сердце, пришло осознание того, что подспудно было понятно давно — отцом умершего мальчика одноклассницы был именно он.
Силой заставив себя уйти от ставшей вмиг родной могилы мужчина решил разыскать отдавшую ему девственность женщину. Спросить, не ее ли проклятия стали причиной смерти другого, уже его с женой мальчика?
Мать Лены жила в той же самой квартире, что и много лет назад. В поселке мало что менялось кардинально. Люди прирастали кожей к родным стенам домов, работали на одних и тех же местах десятилетиями. Узнав у женщины адрес дочери, Михаил поехал к ней вместо поминок ребенка в центральном кафе. Волнение мешало вести машину, капли пота, несмотря на холод за окном, скатывались на шелковый галстук. Мужчина за два часа домчал до адреса.
Дверь открылась практически сразу после звонка. Казалось, женщина стояла около двери в ожидании сигнала. Давнее горе состарило, но не обезобразило Лену. В чертах ее лица угадывалась та девчушка, которую Миша страстно целовал пьянящей летней ночью и забыл так же быстро, как она покинула поселок.
С трудом и долгими паузами начался тяжелый диалог между двумя познавшими потери родителями.
Первой заговорила женщина:
— Ты знаешь, я ожидала твоего приезда, Миша. Мама рассказала мне о том, что случилось с твоим сыном. Но не надеялась встретиться именно сегодня, в день похорон.
— Да, я тоже не подозревал о предстоящей поездке, но не смог жить без немедленного выяснения отношений. Мне тяжело далось осознание собственной вины перед тобой. Ведь тогда, 25 лет назад умер мой сын?
Женщина взглянула на собеседника полными слез глазами и сразу перевела его на закрывавший окно зала тюль. Пара вздохов понадобилась ей для переведения духа. Руки, лежавшие поверх юбки, била мелкая дрожь. Когда она заговорила в следующую минуту, ее голос переполняло раскаяние:
— Да, ты правильно догадался. Сережа был моим самым дорогим и любимым сыном, и родила я его от тебя. После той ночи мне было стыдно до поры, пока я не узнала о беременности. Потом роль матери-одиночки меня захватила, захотелось иметь ребенка от любимого человека. Я знала о твоем равнодушии в мой адрес, не питала пустых надежд о замужестве. Хотела отдать все сердце малышу.
Решила никогда не говорить тебе о Сереже. Переезд был на руку. Никто не понял, от кого и когда я забеременела. Роды прошли прекрасно, мы зажили маленькой семьей дружно и весело. Проклятая болезнь и скорая потеря затмили мой разум. Я стала молить Бога о возмездии для тебя. Просила забрать самое любимое, дорогое, без чего жизнь покажется адом. Господу понадобилось столько лет, чтобы мои молитвы воплотились в жизнь…
— При чем же здесь я? Чем виноват и почему отвечаю за твои горести, Лена?
— Тут ты прав. В первый год после смерти сына я была сама не своя, делала много дурных поступков. Молилась о том, о чем и думать нельзя. Теперь я это осознаю и сожалею. Конечно же, тогда до меня дошли слухи о рождении у тебя ребенка. Мне казалось, вы с женой отняли мое счастье. Все последующие годы я пыталась вымолить просьбы обратно, но не помогло. Мне очень жаль, Миша. Прости меня, дуру.
Взбешенный разговором мужчина выбежал на площадку без верхней одежды. Впрыгнул в машину и поехал обратно домой, к жене и еще одному сыну, невестке, собственной жизни. Отступивший гнев вызвал слезы отчаяния, но изменить что-либо Миша был не в состоянии. Теперь он видел последствия того, о чем слышал и не верил: молитвы матерей всегда достигают ушей Всевышнего.
Где-то глубоко внутри мужчина признавал собственную вину. Видимо, нужно было встретиться с девушкой до отъезда, поговорить по душам. Не оставлять ее так грубо, а попытаться окончить отношения дружелюбно. Но сделанного не воротишь. Сын с лихвой заплатил за ошибку молодости отца.
Дзен рассказы, читать на дзене истории из жизни, реальные случаи из жизни людей в бане. Деревенские смешные случаи читаем Яндекс. Трогательные до слёз откровения. Истории измен, о любви, предательстве. Свёкр и сноха. Тёща. Астрология. Гороскоп. Снегурочка. Новый год. Снохачество. Бабушка и внучка. Жена и муж. Измена. Здесь можете читать онлайн бесплатно.
- Слайд 1
- Слайд 2
- Антон Павлович Чехов «О любви»
- Слайд 3
Проблема любви в расс казе А.П.
Чехова «О любви» Цель: определить идейное содержание рассказа, формировать навык анализа произведения
Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. А.П.
Чехов Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. Пифагор Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье. Л.Н.Толстой
Слайд 4
Анализ Три рассказа входят в трилогию: «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Объединены одной проблемой – проблемой футлярной жизни. Объединены общими героями: Бурыкиным , Иваном Ивановичем Чимшой -Гималайским.
С самого начала, в завязке, речь идет о любви (Повар и Пелагея) Завязка завершается умозаключением Алехина: любовь – тайна великая, она индивидуализирована.
В любви человек задает себе много вопросов: хорошо это или плохо – неизвестно, но это мешает, раздражает.
Слайд 5
Композиция – рассказ в рассказе Сам рассказ – это рассказ Алехина о своей любви Начинается с фразы:… Предваряется картиной природы По какой причине Алехин поселился в деревне? Как это повлияло на него? Знакомство с Лугановичами
Слайд 6
Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей , и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»
Слайд 7
Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине ? Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». Он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца.
Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу».
«Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении
Слайд 8
О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».
Слайд 9
Как развивались отношения между героями? Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.
- Слайд 10
- Знакомство с Лугановичами Рассказывая о Лугановичах , характеризует супругов: Дмитрий Луганович Анна Алексеевна Милиейшая личность, добряк, простодушный, верящий всему, неинтересный человек, почти старик, с скушным здравомыслием, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, верит в свое право на счастье Молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная, приветливые, умные глаза, изящная, благородная рука, прическа, прическа, платье, голос – все производило неизгладимое впечатление Мужа характеризует скупо, больше отрицательно, он соперник
- Слайд 11
Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.
Слайд 12
Почему не состоялась любовь П.К.
Алехина и Анны Алексеевны? Рассуждения Алехина Рассуждения Анны Алексеевны «Куда бы я мог ее увести?» «Принесет ли мне счастье ее любовь?» Думала о муже, о детях, о матери Страшно и неудобно сказать им правду.
Итог любви: Анна Александровна заболела, и спытывает раздражение по отношению к Алехину, который ничего не предпринимал и продолжал приходить в гости. Лугановичи уезжают. В вагоне состоялся разговор перед р азлукой навсегда.
Слайд 13
Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним.
Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин.
Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».
Слайд 14
Словарная работа. Что такое счастье? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения». В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».
Слайд 15
Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку: «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.» Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
Слайд 16
Что понял Алехин? «Я понял, что когда любишь…» ДОСКАЖИТЕ ЗА НЕГО – Ваш взгляд на проблему? – Точка зрения автора? Пейзаж в рассказе – ответ на этот вопрос.
Слайд 17
Какое значение имеют картины природы в рассказе? « НАЧАЛО Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало».
Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои
Слайд 18
В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? Например, в повести И.С.Тургенева «Ася» Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди ? О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»? К каким выводам вы пришли?
Слайд 19
Обрамление в рассказе Картина природы: выглянуло солнце, прекрасный вид на сад и плес, который блестел, как зеркало. Слушатели любуются картиной природы., жалеют Алехина, доброго, умного, чистосердечного (он один рассказал о себе), который не занимается наукой, а вертится, как белка в колесе.
Слайд 20
Почему рассказ отнесен к циклу рассказов о футлярной жизни? Жизнь Алехина – это тоже футляр, в который он загнал себя добровольно.
Слайд 21
ВЫВОД Алехин понял необходимость чего-то высшего, но обрести его не смог.
Чехов завершает трилогию картиной радостной природы, что вселяет надежду на то, что перемены неизбежны и близки, но добиться этого нелегко: надо бороться за красоту, любовь, свободу, за осмысленную и духовную жизнь Но герои трилогии, понимая это, не способны, к сожалению, что-либо изменить ни в своей жизни, ни в чьей-либо вообще. Автор высказывает протест против футлярной жизни, против социального испуга и надеется на изменение жизни к лучшему. По его мнению, каждый должен сам определять важное и высшее в своей жизни.
Слайд 22
Домашнее задание Написать сочинение – письмо в будущее «Быть счастливым я смогу, если…» (5 человек)
Анализ рассказа Чехова О любви
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Анализ рассказа О любви
Рассказ А. П. Чехова «О любви» — это одно из небольших произведений автора, относящихся к циклу «Маленькая трилогия».
История создания. Прототипом главной героини стала Авилова Лидия, которая заняла в сердце А. П. Чехова с 1889 года особое место. Молодой человек был влюблен в замужнюю даму, которой помогал в литературной деятельности. На страницах этого рассказа представлен образ девушки, которая стала источником вдохновения для написания произведения.
Жанр и направление.
Сюжет рассказа, наполненный деталями и эпизодами, напоминающими реальные события, четко указывает на то, что автор выбрал для того, чтобы представить на суд читателя историю любви, направление — реализм.
Для этого он изложил историю в виде миниатюрного рассказа. Несмотря на краткость в изложении мысли, читатель заинтересован в его сочинении. Кроме того, в тексте нет ничего скрытного, непонятного.
Суть представлена в незамысловатом сюжете. Алехин Павел Константинович поселяется в имении Софьино, где проявил себя добросовестным тружеником.
Знакомство с Лугановичем стало роковым для него, так как за этим последовала влюбленность в его супругу. Каждая встреча стала для Павла и Анны Алексеевны источником наслаждения друг другом и головокружительного счастья.
Не известно, чем могла бы закончится их связь, если бы семейная пара не покинула город.
Композиция рассказа. Встреча на семейном обеде рассказчика с Анной Алексеевной, их взаимная симпатия – завязка произведения.
Эмоциональные переживания героев, связанные с настоящей страстью, искрой любви, которая переросла в любовь стали пиком отношений Павла и Анны. Это кульминационный момент очередной чеховской истории.
Незабываемое расставание героев в вагоне поезда навсегда становится трагедией для того и другого. Их пути расходятся навсегда. Такова развязка рассказа.
Главные герои и их характеристика. Уроженец дворянского гнезда – Павел Константинович перебирается в имение, становится безотказным работягой. Он не брезгует никакой работой («пахал, сеял, косил»).
Благодаря занимаемой должности судьи, знакомится с семьей Лугановских. В отношениях со своей возлюбленной, которой является замужняя женщина, проявляет себя порядочно до момента расставания.
Хотя Павла ни на минуту не покидают мысли соединить сердца с Анной, он не разрушает брак.
Анна Алексеевна– 22-летняя девушка приятной внешности. Она имеет детей. Павел представляет ее интеллигентной, обаятельной девушкой. Со временем раздражительность Анны в отношениях с гостем становятся понятны. Ее сердце занято им, но у женщины нет выхода, кроме того, как следовать за супругом.
Темой рассказа является любовь в одном из своих проявлений – любовный треугольник, образовавшийся из-за существующего брака и связи на стороне.
Вечной проблемой рассказа становится тема «человека в футляре». Автор подчеркивает, что жизнь становится невыносимой из-за своих качеств, таких как нерешительность, нежелание следовать зову сердца.
Смысл рассказа заключен в том, что человек, проявляя свою слабость, неумение принимать правильные решения в жизни, теряет ключ к счастью.
Вывод. А. П. Чехов представил на суд читателя ситуацию, в которой любовь стала инструментов для обличения пороков человека.
Анализ 3
Произведение является частично автобиографичным, поскольку в образе возлюбленной главного героя угадываются черты одной их любимых женщин писателя. Рассказ является заключительной составной частью прозаического сборника писателя под названием «Маленькая трилогия».
Жанровая направленность произведения представляется собой краткий миниатюрный рассказ, отличающийся глубокой философией авторского мыслительного процесса, раскрывающегося посредством использования реалистического метода.
Сюжетная линия рассказа повествует об истории главного героя, испытавшего чувство недостижимого счастья, являющегося следствием запретной любви.
Композиционная структура произведения представляет собой рассказ в рассказе, обуславливающий достижение объективного повествования, а также способствующий экономии языковых художественных средств. Отличительная особенность повествования представляется в применении автором монологов главного героя.
- Главным героем рассказа является Павел Константинович Алехин, представленный в образе сорокалетнего мужчины, дворянина, оставшегося без средств к существованию, не принимающего физический труд, ставшему мировым судьей, должность которого и приводит его к знакомству с женой Лугановича, в которую герой влюбляется.
- Второстепенными персонажами рассказа являются супруги Лугановичи, Дмитрий, представленный в образе лучшего друга главного героя, состоятельного дворянина, и его жена Анна Алексеевна, изображенная в качестве помещицы, имеющей двоих детей, отличающейся молодостью, добротой, умом, отвечающей Алехину взаимностью на его чувство, однако не дающей воли страсти, страшась гнева семью и не принимая ложь.
- Основная тема рассказа представляется в изображении простого человеческого счастья, которое часто является недостижимым.
- Проблематика произведения является отражением чеховского человека в футляре.
Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении человеческих слабостей, запрещающих слушать внутренний голос. С точки зрения автора, человек способен на убийство высокого, светлого чувство под воздействием общественного мнения и законов.
Рассказ повествует о любовной философии, передавая противоречивость, неоднозначность, двойственность данного чувства, что выражается открытым финалом произведения.
История написания
Процесс создания произведения, которое было написано автором в 1898 году, берет начало в его биографии.
Дело в том, что в персонаже Анны, в которую до беспамятства влюблен Алехин, прослеживается схожесть с русской мемуаристкой Лидией Авиловой.
Последнюю с Чеховым познакомил Сергей Худяков — главный редактор «Петербургской газеты». На момент написания мемуаров девушка знала все произведения автора наизусть.
Когда Лидия познакомилась с писателем, она состояла в браке с Михаилом Федоровичем. Последний не понимал увлечения супруги писательством и литературой. Женщина выбирала спутника жизни «как вещь». Конечно же, она уважала своего избранника, но не испытывала нежных чувств к нему.
Мужчина знал о переписке супруги с Чеховым, даже читал некоторые письма. Писатель помогал Авиловой с публикацией ее творений, был критиком и рецензентом. Теплота в переписке была разбавлена нечастыми встречами. Глубину отношений с Антоном Павловичем женщина отразила в одном из своих произведений. Однако последнее опубликовали лишь в 1940.
Личные переживания писателя также отразились в его работах. Произведение «О любви» — литературное выражение непреодолимого светлого чувства, которое автор испытывал к Лидии.
Тема любви в рассказе А. П. Чехова «О любви». Психологизм прозы Чехова
Тема любви в рассказе А. П. Чехова «О любви». Психологизм прозы Чехова
Самое великое чувство, которое подарил Господь человеку, это любовь. И если мы встречаем большую любовь на своем жизненном пути, уверена, не стоит размышлять о том, как поступить. Ответ очевиден.
В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» А.П.Чехов как раз и рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых людей, потому что каждое движение сердца подвергалось сомнению, анализу.
Начинается рассказ с разговора главного героя Павла Константиновича Алехина с его гостем Буркиным о тайне любви. Поведав историю о том, как в невзрачного пьяницу повара Никанора влюбилась красавица Пелагея, Алехин недоумевает, как можно было влюбиться в «это мурло».
Как зарождается любовь? Размышляя над этим таинственным явлением, герой понимает, что человечество не дало ни одного ответа, тем более что любовь индивидуальна в каждом отдельном случае, для каждой пары – своя.
Собеседники приходят к выводу, что мы, русские, убиваем любовь «роковыми» вопросами: честно это или не честно, умно или глупо, к чему приведет эта любовь и так далее.
Алехин рассказывает другу свою трагическую историю. После университета приехал он в имение отца, «на котором было много долгов». Павел решил остаться в деревне и возродить имение, он чувствовал себя обязанным, так как отец много тратил, платя за его обучение.
Алехин развил бешеную деятельность: «Я не оставлял в покое ни одного клочка земли, я сгонял всех мужиков и баб из соседних деревень, работа у меня тут кипела неистовая; я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы».
Алехина выбрали в мировые судьи, пришлось выезжать в город, что было для него праздником после тяжелого сельского труда. В одну из поездок Алехин знакомится с Лугановичем, товарищем председателя окружного суда, который пригласил его к себе обедать. Так герой познакомился с Анной Алексеевной, женой Лугановича, которой было не более двадцати двух лет.
Сейчас, после многих лет, Алехин не может объяснить, что же такого было в этой женщине.
Он вспоминает: «Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то…»
Муж Анны был простодушный добряк, жили они мирно и благополучно, полгода назад родился ребенок. Алехина они принимали со всем возможным гостеприимством. Уехав к себе в Софьино, Алехин все лето видел перед собой стройную белокурую женщину, Анну. Встреча глубокой осенью в театре еще более сблизила их.
Алехин стал часто бывать в доме Анны, стал там своим человеком, его любили и слуги, и дети Лугановичей. Герой с горечью говорит: «Есть пословица: не было у бабы хлопот, так купила порося. Не было у Лугановичей хлопот, так подружились они со мной».
Новые друзья очень заботились об Алехине, жалели, что он, такой умный человек, вместо интеллектуального труда вынужден крутиться в деревне, вечно без денег, предлагали ему взять у них в долг, но Алехин не брал никогда.
Герой в тоске думает: что такого в муже Анны, человеке уже за сорок, примитивно мыслящем, скучном, вялом добряке? Почему Анна не встретилась ему, Алехину, раньше, почему произошла такая ошибка? Любовь Алехина взаимна.
Анна с нетерпением ждет его приездов, но о своих чувствах они не говорят. Алехин думает, что сломает жизнь Анны, ее мужа, детей.
Куда приведет он ее? Кто он такой? Что он может ей дать? Что будет с ней в случае его болезни или если они разлюбят друг друга? И Анна рассуждала в том же духе.
А годы шли. Алехин и Анна ходили вместе в театр, о них говорили уже бог знает что, но после театра они прощались и шли в разные стороны. И Алехина, и Анну совершенно вымотали такие отношения, Анна нервничала и раздражалась. И тут пришло известие, что Лугановича переводят служить в другой город.
Анна уезжала в Крым, куда советовали ей ехать доктора, а ее муж оставался распродавать вещи, дачу и прочее. Когда Анна уже села в купе, Алехин вбежал, чтобы поставить на полку еще одну корзинку.
«Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить». Герой понял, что о любви «не нужно рассуждать вовсе». Поезд уже шел, Алехин поцеловал свою Анну в последний раз, и они расстались навсегда. Он зашел в соседнее пустое купе, сидел и плакал до первой остановки поезда, а потом пошел к себе в Софьино пешком. Так печально заканчивается история двух несчастливых людей, которые могли быть счастливы.
Чудо любви – величайший дар Бога. И если это чувство дано вам свыше, нужно за него бороться.
Идейный замысел
К какой мысли хотел подтолкнуть автор читателей и что его тревожило больше всего в период написания рассказа «О любви»? По мнению авторитетных литературоведов, идея наполненного лирикой произведения заключается в обличении человеческой трусости и слабохарактерности, которые мешают человеку обрести истинное счастье. На суд читательской публике представлены персонажи, чья воля скована внешними обстоятельствами.
Лишь мужественно преодолев общепринятые нормы и пожертвовав своей деловой репутацией, герои могли образовать крепкую пару, но они слабы и вынуждены влачить бессмысленное существование, проживая чужую жизнь. Оказывается, одной лишь добропорядочности недостаточно для обретения душевной гармонии, а сладкие грезы, оказавшиеся лишь иллюзией, уходят, не оставив и следа.
На примере представителей общества конца XIX века Антон Павлович Чехов наглядно показал, как общественный строй и царящие в нем правила мешают порядочному и нерешительному человеку быть с тем, кого он беззаветно любит.
Жанр и композиция
В пользу того, что перед читателем рассказ, а не повесть, говорит, во-первых, малый объем произведения, а во-вторых, наличие только одной сюжетной линии. Как известно, Антону Павловичу, как мастеру краткой литературной формы, нравилось писать в духе реализма, не стало исключением и это творение автора. Композиционную структуру рассказа образуют:
- завязка — первое посещение Алехиным дома Лугановичей и встреча с его прекрасной супругой — Анной Алексеевной;
- кульминация — внезапно возникшее между молодыми людьми взаимное чувство и осознание невозможности быть всегда вместе;
- развязка — наполненное трагизмом и печалью эмоциональное расставание героев в купе поезда, на котором Анна навсегда уезжает от Павла.
Характеристика главных героев
Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. Сюжетная линия строится вокруг следующих героев:
- Павел Алехин. Центральный персонаж произведения. Автор не посчитал нужным подробно описывать внешний вид мужчины. О герое известно лишь, что он небогатый дворянин, получивший после смерти отца в наследство земельные угодья. Павел отличается трудолюбием, благодаря чему быстро дорос до должности мирового судьи. Этот глубоко несчастный и одинокий помещик не может набраться смелости, чтобы признаться замужней девушке в любви, потому что боится испортить свою репутацию.
- Дмитрий Луганович. Зажиточный дворянин, хороший товарищ Павла Алехина. Сначала он показался главному персонажу милейшим человеком, однако ближе к концовке рассказа герой недоумевает, чем этот непримечательный и скучный мужчина заслужил находиться рядом с такой прекрасной женщиной.
- Анна Алексеевна. Супруга Дмитрия Лугановича, молодая красавица с приветливыми и умными глазами. Автор подчеркивает, что девушка с такой выразительной внешностью и интеллектуальными способностями никогда раньше не встречалась главному герою. Она заботится о Павле, интересуется его делами и всегда готова отправиться с ним на прогулку. Точно так же, как и Алехин, девушка не дает волю своим чувствам, боясь осуждения общественности.
Вывод
Небольшой по своему размеру рассказ включает в себя множество важных тем, заставляет задуматься о смысле жизни. Главные герои весьма противоречивы и неоднозначны, их нельзя отнести к однозначно положительным или отрицательным.
Это, прежде всего, живые люди, со своими слабостями, страхами, комплексами. Не до конца выраженной остается и авторская позиция. Писатель как бы дает читателям возможность вынести свою субъективную оценку описанной истории, сделать личные выводы.
Для Чехова важным было донести мысль, что любовь неподвластна никаким законам, и нужно относиться к ней с особой бережностью.
«О любви», Чехов. Краткое содержание и анализ. Горькие сожаления… :
«О любви» завершает вышеупомянутый цикл «Маленькие трилогии», рассказ был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль».
В своих записных книжках Чехов упоминал об этом рассказе, задумка появилась еще в 1895 году, но он начал работать над ним только в 1898.
Кроме «О любви», он также писал известный «Крыжовник», оба произведения появились на страницах «Русской мысли» в августе того же года.
В биографии Чехова присутствовала Лидия Александровна Авилова, их судьба схожа с судьбой героев рассказа – нелюбимый, но уважаемый муж Авиловой, тайные переписки и периодические встречи с Чеховым, и в итоге невозможные любовные отношения.
Она считала, что в «О любви» описаны именно эти взаимоотношения, но некоторые критики утверждают, что воспоминания Лидии Александровны о былой любви с Чеховым достаточно субъективны, поэтому нельзя утверждать, что рассказ является автобиографичным.
Жанр и направление
Заявлено, что это рассказ, и это абсолютно так. Об этом говорит, во-первых, краткость произведения. Во-вторых, в рассказе присутствует одна сюжетная линия, в данном случае это развитие взаимоотношений между главными героями, которых, кстати, в рассказе мало, в «О любви» их двое.
Выбранный автором жанр для описания этой истории как нельзя кстати подходит, потому что в этом лаконичный рассказ-миниатюру он смог уместить глубокую философскую мысль и раскрыть реалистический метод, то есть правдивое изображение действительности.
Композиция
Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе».
То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах.
Тайна Мари Роже – краткое содержание романа Эдгара По
- Завязка его повествования – это приглашение на обед от Лугановича и знакомство с его молодой женой – Анной Алексеевной.
- Кульминация – это возникшее между Алёхиным и Анной Алексеевной взаимное чувство и осознание абсолютной невозможности признаться друг другу и начать отношения.
- Развязка – трагичное, печальное и эмоциональное прощание героев в поезде, на котором навсегда уезжает Анна Алексеевна.
Суть
Название рассказа говорит само за себя, это рассказ о таком прекрасном, но в то же время необъяснимом чувстве, как любовь. Алёхин со своими приятелями рассуждает о том, что у русских есть глупая привычка – они не могут просто любить, им нужно усложнять себе жизнь, постоянно задавая множество вопросов – хорошо это или плохо, честно или нечестно.
Мне кажется, суть рассказа в борьбе чувств и разума. С одной стороны, мы видим красивую горничную Пелагею, которая влюблена в неотёсанного пьяницу Никанора, она периодически получает от него унижения и побои, но всё же любит. В этом случае побеждают чувства и желание любить человека, несмотря ни на что.
А с другой стороны -любовь главных героев. Здесь побеждает разум, потому что оба понимают, что их отношения невозможны из-за моральных устоев. Оба героя постепенно начинают страдать из-за этой желанной, но запретной любви.
Анна Алексеевна уже не похожа на себя, из жизнерадостной красивой девушки она превращается в вечно недовольную, язвительную женщину, она начинает срываться на Алёхина, возможно, обвиняя его в том, что он появился в её жизни, и она вынуждена испытывать то, что она испытывает.
Но она не может уйти от мужа, это будет предательством. Побеждает разум, она уезжает в Крым, рыдая на груди у её возлюбленного, и дарит на прощание первый и последний поцелуй.
Анализ рассказа А.П.Чехова «О любви»
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса»
Технология «Способ диалектического обучения»
Вопросы-суждения по рассказу А.П. Чехова «О любви» для 1 курса (10 класса)
- подготовила
- Азарова Светлана Васильевна,
- преподаватель русского языка и литературы
- г.Зеленогорск
- 2016
1.Чем объяснить, что Алёхин и Анна Алексеевна долгие годы не признавались друг другу в любви?
2.Как доказать, что Алёхин по-настоящему, глубоко любил Анну Алексеевну?
3.Когда Алёхин признался Анне Алексеевне в своей любви?
4.В каком случае взаимная любовь может доставлять страдания ? (на примере героев рассказа «Любовь»)
5.Каким образом произошло объяснение в любви?
6.Вследствие чего Алёхин плакал в пустом купе?
7.Почему Анне Алексеевне «являлось сознание неудовлетворённой, испорченной жизни»?
Ответы:
1.Алёхин и Анна Алексеевна «не признавались друг другу в любви и скрывали её робко, ревниво». « Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим».
Полюбив, Алёхин просчитывает все последствия, будучи порядочным человеком, он беспокоится за будущее любимой женщины, не хочет причинить боль мужу Анны Алексеевны и её детям: « я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвёт счастливое течение жизни её мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести её? … Из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь её в… ещё более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или, просто, если бы мы разлюбили друг друга?».
Кроме того, Алёхин предполагает
, что и Анна Алексевна «рассуждает подобным же образом».
« Она думала о муже, о детях, о своей матери… Если б она отдалась своему чувству, то пришлось бы лгать или говорить правду… то и другое было бы одинаково страшно и неудобно.
И её мучил вопрос: принесёт ли мне счастье её любовь, не осложнит ли она моей жизни… Ей казалось, что она уже недостаточно молода для меня, недостаточно трудолюбива и энергична, чтобы начать новую жизнь».
2.Алёхин, открывая гостям душу, сам говорит о том, что он «любил нежно, глубоко», был несчастлив, «и дома, и в поле, и в сарае думал о ней», старался понять, почему они не встретились раньше, до её замужества. «Я.. чувствовал, что она близка мне, что она моя, что нам нельзя друг без друга».
Главные герои и их характеристика
- Алёхин Павел Константинович – от его лица ведётся повествование. По происхождению он дворянин, но после смерти отца он вынужден отправиться в деревню, чтобы приводить в порядок поместье, которое получил в наследство.
Из интеллигентного дворянина он превращается в обычного работягу, сам выполняет всю хозяйственную работу, поэтому времени на чтение и занятие наукой у него нет. Это очень трудолюбивый и уважаемый человек, поэтому в Софьино он приобрёл статус мирового судьи.
Несмотря на это, он производит впечатление несчастного мужчины, который занимается совершенно не тем, что ему хочется, он тонет в болоте рутины и однообразности, поэтому знакомство с семьёй Лугановичей – это свежий глоток воздуха для него.
В его жизни появились люди, которые искренне и по-доброму к нему относились, бескорыстно ему помогали и просто являлись приятной компанией, а он в это время был всегда желанным гостем в их доме.
- Дмитрий Луганович – состоятельный дворянин и товарищ председателя окружного суда.
Описывается как добрый и отзывчивый человек, который всегда готов прийти на помощь главному герою. С одной стороны он симпатичен Алёхину, так как является хорошим другом, но с другой стороны из-за ревности он называет Лугановича старым, неинтересным и ничем непримечательным мужчиной.
- Анна Алексеевна – жена Дмитрия Лугановича и возлюбленная Алёхина.
Она с первого взгляда понравилась герою, она была молода, красива и умна, заботливо и бережно относилась к своим детям и к Алёхину. Она была интересной собеседницей. Они часто подолгу разговаривали с главным героем, ходили вместе в театр, она показывала заинтересованность в нём. Но спустя время из-за постоянных душевных терзаний она совершенно поменялась – стала грубой и раздражительной, ей даже пришлось лечить свои нервы.
Темы и проблемы
- Основная тема чеховского рассказа – это, конечно же, любовь, то на недоступная любовь, которая не приносит человеку никакого счастья и удовлетворения, её исходом являются только страдания. Запреты, установленные обществом и моралью, не дают героям в полной мере насладиться возникшим взаимным чувством. Нельзя тайно встречаться с замужней женщиной, нельзя лгать и предавать своего законного мужа, от которого у тебя двое детей. Именно это не позволяло Алёхину и Анне Алексеевне любить друг друга и быть счастливыми.
- Тема счастья тоже нашла отражение в рассказе. Даже если бы они признались и сделали шаг навстречу друг другу, их репутация была бы испорчена. Счастье наряду с общественным осуждением и укорами совести было, казалось бы, невозможно. Поэтому они предпочли не допускать этого и смириться с болью, которая появилась из-за любви.
- Тема раскаяния также важна для понимания произведения. После прощания с любимой Алёхин осознаёт, что он должен был дать волю чувствам, которые были в его сердце на протяжении многих лет. Он понимает, что не стоило жертвовать любовью ради спокойной жизни и долга.
Проблематика рассказа «О любви» не менее интересна. Проблемы «футлярности» и «маленького человека» присутствует и в этом рассказе.
Герои страдают из-за чувств друг к другу, кажется, что постепенно от них уходят их энергия и жизненные силы. Да, они часто общаются, проводят время друг с другом, вместе ходят в театр, но при этом герои продолжают жить по инерции, они не хотят менять свой привычки и комфортный образ жизни.
Им не хватает уверенности в себе, чтобы отбросить все запреты и дать волю своим эмоциям и чувствам, в то же время им не хватает смелости, чтобы окончательно прекратить все встречи и общение, поэтому они так и плывут по течению, мучая самих себя и друг друга.
Анна Алексеевна
Простая женщина почему-то казалась необъяснимо прекрасной и нужной – и движение руки, и взмах ресниц, и даже молчание рядом с ней были необходимы. Шло время. Алехин был полон горечи, так как в городе он видел, что и Анна Алексеевна ждет его приезда.
Но оба молчали. Что они могли изменить в своей жизни? Им обоим не хватало решимости, такой, какая была у героев Л. Н. Толстого, у Анны Карениной и Алексея Вронского. Что считал сам Чехов о любви? Анализ чувства, приносящего одновременно и радость, и горечь, и муку, и невыразимое счастье, он дал в этом рассказе.
Героев терзали вопросы о семье, о лжи и правде, об уходящей молодости. Могло ли дальше продолжиться счастье, построенное на разрушении всего, что у них было? В их отношениях со стороны Анны Алексеевны появилась раздражительность.
Это можно объяснить только постоянной неопределенностью, которую и хочется, и страшно изменить.
Смысл
Главная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что человек по своей природе труслив и не может осмелиться делать то, что он действительно хочет. Герои рассказа позволили внешним обстоятельствам пересилить их внутренние чувства.
Во имя предрассудков они отказались от самого сакрального и личного, что только может быть у человека.
Просто взаимных чувств недостаточно для счастья, для этого ещё нужны действия и отсутствие множества вопросов, которые люди задают самим себе, тем самым лишая себя своего собственного счастья.
А основная идея заключена в словах, сказанных самим Алёхиным :
Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.
Содержание финальной части
Оставаясь наедине с объектом своего восхищения, Павел видел, как девушка смотрит на него взглядом, полным любви и сдержанной страсти. Несмотря на обоюдное притяжение, они боялись раскрыться. Алехин был уверен, что он ничего не сможет дать своей возлюбленной, а Анна, в свою очередь, не верила в счастливый конец их любви.
Так незаметно пролетело несколько лет. У замужней женщины появилось двое детей, которые привязались к Алехину, как к родному отцу. Никто из влюбленных так и не рискнул признаться в своих чувствах. Анна стала раздражительной и нервной. Между героями пробежал холодок.
Настало время разлуки, потому что перед Дмитрием Лугановичем замаячила перспектива повышения по службе, и семья начала готовиться к переезду в западную губернию. Перед этим Анне предстояла поездка в Крым, куда ее отправили поправить пошатнувшее здоровье.
Прекрасная Дама в лирике А. А. Блока
Уже на перроне, забыв отдать девушке одну из ее корзинок, Павел забежал в вагон и, не сдерживая эмоций, признался ей в любви. Из их глаз потекли слезы.
Они поцеловались и расстались навсегда.
Только в этот трогательный момент к герою пришло осознание, что бессмысленно рассуждать о возможных последствиях любви, а нужно полностью отдаваться этому светлому чувству, не обращая внимания на второстепенные вещи.
Символы и художественные детали
В «О любви» чётко прослеживается психологизм – описание душевного состояния героя. Чехов не пишет об эмоциональном состоянии Алёхина и Анны Алексеевны открыто, но читатель ясно видит то, что каждый из них чувствует, это можно понять по маленьким деталям, о которых упоминает автор.
Например, когда герои были в театре – они сидели рядом и их плечи едва соприкасались, но Алёхина в это время переполняли эмоции, он понимал, что любит её. Показаны ожидаемые двумя моменты встречи, то, как Анна Алексеевна интересовалась его здоровьем.
Все их диалоги, действия по отношению друг другу кажутся со стороны такими обычными, но при этом читатель прекрасно понимает, что именно они чувствуют.
Также в рассказе «О любви» значительна роль пейзажа. Когда Алёхин начал рассказывать свою печальную историю о любви, то за окном было серое небо, что указывает на настроение повествования. Но когда он закончил, то «дождь перестал и выглянуло солнце», то есть герой отпустил события тех дней, и в его душе больше нет былой тоски.
Поднятые темы
Судя по тому, какое название дано рассказу, нетрудно догадаться, что в тексте пойдет речь о любви — трагической, грустной, запретной. Ключевая тема произведения — человеческое счастье и препятствия на пути к его достижению.
Главных героев «О любви» Чехов изобразил привыкшими к комфортной и оседлой жизни людьми. И Павел, и Анна скованы тяжелыми цепями обыденности, что даже такое всепоглощающее чувство, как любовь, не способно заставить их пойти наперекор устоявшимся привычкам.
Отсюда вытекают темы «футлярной» жизни и «маленького человека». Запреты, продиктованные общественным мнением и моральными принципами, мешают влюбленным обрести настоящую близость, ведь замужняя дама не имеет права обманывать законного супруга, который является отцом ее детей. Именно это послужило преградой для их взаимного счастья.
Любовь сжигает героев изнутри, кажется, что земля постепенно уходит из-под ног. Да, Павел и Анна проводят много времени вместе, посещая театры и разговаривая обо всем на свете, но при этом продолжают жить по инерции. Никто не хочет приносить в жертву свой привычный образ жизни. Вместо радости любви, они испытывают:
Герои могли бы поставить жирную точку в своих ни к чему не ведущих отношениях, но для этого у них не хватает смелости, поэтому они предпочитают плыть по течению, мучая друг друга.
Не менее важна для понимания сути и проблематики рассказа тема раскаяния. Лишь в момент расставания с любимой, главный герой приходит к выводу, что законы любви не поддаются логике, не вписываются в узкие рамки и не терпят лишних вопросов. Бесконечные рассуждения — главная помеха высшему счастью, но, к сожалению, эта истина открывается Алехину с большим запозданием.
Чему учит?
Какие выводы может сделать человек после прочтения этого рассказа? Финал произведения остаётся открытым, позиция автора не ясна.
Это позволяет нам самим подумать о том, правильно ли поступили герои, что бы каждый из нас сделал, оказавшись в подобной ситуации, стоит ли давать волю чувствам или лучше помнить о долге и честности? Возникает множество вопросов, но от этого произведение становится только интереснее.
Но всё же, я думаю, что каждый человек, прочитавший рассказ «О любви», должен понять, что всё-таки стоит дать шанс любви, какие бы последствия не имела эта капитуляция.
Анастасия Бурмистрова
Идейный замысел
К какой мысли хотел подтолкнуть автор читателей и что его тревожило больше всего в период написания рассказа «О любви»? По мнению авторитетных литературоведов, идея наполненного лирикой произведения заключается в обличении человеческой трусости и слабохарактерности, которые мешают человеку обрести истинное счастье. На суд читательской публике представлены персонажи, чья воля скована внешними обстоятельствами.
Лишь мужественно преодолев общепринятые нормы и пожертвовав своей деловой репутацией, герои могли образовать крепкую пару, но они слабы и вынуждены влачить бессмысленное существование, проживая чужую жизнь. Оказывается, одной лишь добропорядочности недостаточно для обретения душевной гармонии, а сладкие грезы, оказавшиеся лишь иллюзией, уходят, не оставив и следа.
На примере представителей общества конца XIX века Антон Павлович Чехов наглядно показал, как общественный строй и царящие в нем правила мешают порядочному и нерешительному человеку быть с тем, кого он беззаветно любит.