Охарактеризуйте тип личности и тип старости героини рассказа т толстой милая шура

После создания документа не забудьте открыть доступ к материалу.1. настройки доступа правый верхний угол2. расширенные. изменить.3. пользователям, у которых есть

После создания документа не забудьте открыть доступ к материалу.

1. Настройки доступа (правый верхний угол)

2.  Расширенные. Изменить.

3. Пользователям, у которых есть ссылка. Доступ «Читатель».

4. Сохранить.

5. Готово.

28
октября (9 ноября) 1818, Орел — 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль,
близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.
 

 
       По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду,
мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении
Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские
годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и
ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале
Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей,
затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского
университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет
Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней
юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту
пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь»
(1860).

 
            В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в
романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому
профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный
вечер, а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения
«Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано
около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая
поэма «Стено»).

 
          В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание
пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада,
основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на
котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883;
на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает
лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи,
общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого
пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840
по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным.  В
январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

           В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В.
Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу, сближение с
его окружением  изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он
обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе
1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).

          1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо ,
любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае
1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за
границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции
1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно
общается с П.
В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж.. Санд, П. Мериме, А.;
пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850),
комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка»
(обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).

 
          Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл
лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч»
(1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым
для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное
двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец
Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное
многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не
замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о
бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой
личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой
природной гармонии, враждебной человеку, но неспособной уничтожить
душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив
начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки
охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества
Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего
человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к
осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника
с душащей его обыденностью («Певцы»).

 
           В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в
Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению
посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в
Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом,
повестью «Два приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.

 
         До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в
Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция
«Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским.

 
         «Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов,
компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога,
журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую
проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом
неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий
аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно
грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на
счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859;
события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»);
«железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником
героини (то есть России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне»,
1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический
бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается от
вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а
захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж «реакционной» и
«революционной» пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник
Нежданов, еще более «новый» человек, но по-прежнему неспособный
ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они, вкупе с
второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии
нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени
близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных
пропорциях черты двух вечных психологических типов героического
энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср.
программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).

 
         Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный
водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже
дочерью. После трудной парижской зимы  он отправляется в Англию, затем в
Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, осень и
зиму проводит в Италии. 

 
         После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова
«Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с
«Современником». Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом
«Отцы и дети» .

           В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем  в Париже. 

 
          Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870;
«Пунин и Бабурин», 1874) в последние годы жизни Тургенев обращается к
мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и
«Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все
основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в
присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора
года мучительной болезни (рак спинного мозга). 

   Он кинул папиросу, закурил другую… Ух, и умен эта бестия, Макарка! А раз умен, разве не может он предугадать — кого, что и когда ждет! Его же, Тихона Ильича, ждет непременно что-нибудь скверное. Ведь уже не молоденький! Сколько его сверстников на том свете! А от смерти да старости — спасенья нет. Не спасли бы и дети. И детей бы он не знал, и детям был бы чужой, как чужд он всем близким — и живым и умершим. Народу на свете — как звезд на небе; но так коротка жизнь, так быстро растут, мужают и умирают люди, так мало знают друг друга и так быстро забывают все пережитое, что с ума сойдешь, если вдумаешься хорошенько! Вот он давеча про себя сказал: Мою жизнь описать следует…
   — А что описывать-то? Нечего. Нечего или не стоит. Ведь он сам почти ничего не помнит из этой жизни. Совсем, например, забыл детство: так, мерещится порой день какой-нибудь летний, какой-нибудь случай, какой-нибудь сверстник… Кошку чью-то опалил однажды — секли. Плетку со свистулькой подарили — и несказанно обрадовали. Пьяный отец подозвал как-то,— ласково, с грустью в голосе:
   — Поди ко мне, Тиша, поди, родной! И неожиданно сгреб за волосы… Если б жив был теперь шибай Илья Миронов, Тихон Ильич кормил бы старика из милости и не знал бы, едва замечал его. Ведь было же так с матерью, спроси его теперь: помнишь мать? — и он ответит: помню какую-то гнутую старуху… навоз сушила, печку топила, тайком пила, ворчала… И больше ничего” (Бунин И.А. Деревня. Челябинск, 1976. С. 61-63, 66-68).

ЗАДАНИЕ 2

   Охарактеризуйте тип личности и тип старости героини рассказа Т. Толстой “Милая Шура”, обоснуйте свое мнение ссылками на текст.
   “В первый раз Александра Эрнестовна прошла мимо меня ранним утром, вся залитая розовым московским солнцем. Чулки спущены, ноги — подворотней, черный костюмчик засален и протерт. Зато шляпа!.. Четыре времени года — бульденежи, ландыши, черешня, барбарис — свились на светлом соломенном блюде, пришпиленном к остаткам волос вот такущей булавкой! Черешни немного оторвались и деревянно постукивают. Ей девяносто лет, подумала я. Но на шесть лет ошиблась. Солнечный воздух сбегает по лучу с крыши прохладного старинного дома и снова бежит вверх, вверх, туда, куда редко смотрим — где повис чугунный балкон на нежилой высоте, где крутая крыша, какая-то нежная решеточка, воздвигнутая прямо в утреннем небе, тающая башенка, шпиль, голуби, ангелы, — нет, я плохо вижу. Блаженно улыбаясь, с затуманенными от счастья глазами движется Александра Эрнестовна по солнечной стороне, широким циркулем переставляя свои дореволюционные ноги. Сливки, булочка и морковка в сетке оттягивают руку, трутся о черный, тяжелый подол. Ветер пешком пришел с юга, веет морем и розами, обещает дорогу по легким лестницам в райские голубые страны. Александра Эрнестовна улыбается утру, улыбается мне. Черное одеяние, светлая шляпа, побрякивающая мертвыми фруктами, скрываются за углом.
   Потом она попадалась мне на раскаленном бульваре — размякшая, умиляющаяся потному, одинокому, застрявшему в пропеченном городе ребенку — своих-то детей у нее никогда не было. Страшное бельишко свисает из-под черной замурзанной юбки. Чужой ребенок доверчиво вывалил песочные сокровища на колени Александре Эрнестовне. Не пачкай тете одежду. Ничего… Пусть.
   Я встречала ее и в спертом воздухе кинотеатра (снимите шляпу, бабуля! ничего же не видно!). Невпопад экранным страстям Александра Эрнестовна шумно дышала, трещала мятым шоколадным серебром, склеивая вязкой сладкой глиной хрупкие аптечные челюсти.
   Наконец она закрутилась в потоке огнедышащих машин у Никитских ворот, заметалась, теряя направление, вцепилась в мою руку и выплыла на спасительный берег, на всю жизнь потеряв уважение дипломатического негра, залегшего за зеленым стеклом низкого блестящего автомобиля, и его хорошеньких кудрявых детишек. Негр взревел, пахнул синим дымком и умчался в сторону консерватории, а Александра Эрнестовна, дрожащая, перепуганная, выпученная, повисла на мне и потащила меня в свое коммунальное убежище — безделушки, овальные рамки, сухие цветы, — оставляя за собой шлейф валидола. Две крошечные комнатки, лепной высокий потолок; на отставших обоях улыбается, задумывается, капризничает упоительная красавица — милая Шура, Александра Эрнестовна. Да, да, это я! И в шляпе, и без шляпы, и с распущенными волосами. Ах, какая… А это ее второй муж, ну а это третий — не очень удачный выбор. Ну что уж теперь говорить… Вот, может быть, если бы она тогда решилась убежать к Ивану Николаевичу… Кто такой Иван Николаевич? Его здесь нет, он стиснут в альбоме, распялен в четырех картонных прорезях, прихлопнут дамой в турнюре, задавлен какими-то недолговечными белыми собачками, подохшими еще до японской войны. Садитесь, садитесь, чем вас угостить?.. Приходите, конечно, ради бога, приходите! Александра Эрнестовна одна на свете, а так хочется поболтать!” (Толстая Т.Н. Милая Шура // Любишь — не любишь: Рассказы. М., 1997. С. 42).

ЗАДАНИЕ 3

   Каково отношение героя А. де Сент-Экзюпери к физиологическим особенностям старения? О каком психологическом новообразовании старости идет речь в данном отрывке?
   Волны памяти бередят сознание, омывают пережитым, приносят и уносят воспоминания, но переживания уже оставили сердце… Меня утешили за то, что я состарился, за то, что стал раскидистым деревом с узловатым стволом и морщинистой корой, которую так трудно поранить, за то, что от пергамента моих пальцев веет запахом времени, будто я успел сбыться. Вот оно, мое утешение: я подумал, что нет больше тирана, который устрашил бы меня, старика, запахом пытки — у пытки запах кислого молока — ничего не изменить тирану в том, что уже состоялось, какова бы ни была моя жизнь, она уже есть у меня, она позади, словно плащ, и держится на тонкой тесемке. Люди уже запомнили меня, и отрекайся — не отрекайся — ничего уже не изменишь.
   Утешало меня и то, что вскоре я избавлюсь от своих тягостных пут, мне казалось, что я уже обменял заскорузлую плоть на легкие неосязаемые крылья. Будто разрешился от времени самим собой и гуляю наконец подле ангела, которого искал так долго. Словно сбросил старую оболочку и снова стал юнцом. Но не порывы, не желания сопутствуют моей юности — безмятежная ясность. Моя юность тяготеет к вечности, а не к сумятице жизни. Новая моя юность была пространством и временем. Мне показалось, я стал вечным” (Сент-Экзюпери А. де. Цитадель // Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. М., 2002. С. 131-132).

Дополнительная литература:

   Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.,
   1974.
   Бороздина Л.В., Молчанова О.В. Особенности самооценки в позднем возрасте //
   Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 1. С. 23-41.
   Бороздина Л.В., Спиридонова М.А. Возрастные изменения временной транспективы субъекта // Психологический журнал. 1998. № 2.
   Грегор О. Жить, не старея. М., 1992.
   Кемпер И. Легко ли не стареть? М., 1996.
   Пожилые люди — взгляд в XXI век / Под ред. З.М. Саралиевой. Н. Новгород, 2000.
   Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. М., 2003.
   Bromley D.B. Human ageing: An introduction to gerontology. Harmondsworth: Penguine, 1988.
   Schaie K.W. The Seatle Longitudinal Study: A 21-year exploration of psychometric intelligence in adulthood // Schaie K.W. (ed.). Longitudinal Studies of Adult Psychological Development. New York: Guilford Press, 1983. P. 64—135.342

Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Инструкция по составлению комплекта тестовых заданий по учебной дисциплине…
Иерархически сформированная структура учебной дисциплины (по типу оглавления) включает перечень разделов и тем, понятий структурированных…
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Пояснительная записка Структура документа
Примерная программа включает пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание тем учебного курса,…
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку;…
Минобразования России«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего…
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Документация об аукционе включает перечень частей, разделов, подразделов, пунктов, по
«Здание Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области, г. Арзамас»
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Название разделов и содержание тем
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Дипломный проект выполнен на 148 страницах машинописного текста,…
Авторское выполнение научных работ на заказ. Контроль плагиата, скидки, гарантии, прямое общение с
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Статистики
В связи с этим наряду со знанием специальных дисциплин экономисту необходимо владеть современным статис­тическим инструментарием…
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Инструкция по выполнению работы Работа по английскому языку состоит…
Аудирование включает 14 заданий, из которых первое – на установление соответствия и 13 заданий с выбором правильного ответа. Рекомендуемое…
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Конкурс 2015 года По Программам ран программа фундаментальных исследований Президиума ран №1
Программа включает в себя три Подпрограммы (I – III). Подпрограмма I «Физика и технология наноструктур, наноэлектроника и диагностика»…
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право…
Конкурсная документация включает перечень частей, разделов, подразделов и форм, а также изменения и дополнения, вносимые в конкурсную…
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Учебник по устройству автомобиля вступление
Итак, вы подошли к своему (или к учебному) автомобилю. Давайте разберемся с тем, что такое автомобиль и каковы составные части этого…
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Инструкция по выполнению работы Письменная часть экзаменационной…
Задания по чтению включает 9 заданий на понимание прочитанных текстов. Рекомендуемое время на выполнение заданий – 60 минут
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon В. И. Добреньков, А. И. Кравченко методы социологического исследования учебник
Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник)
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Учебник для вузов Учебник посвящен анализу и современной интерпретации…
Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих…
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Тематическое планирование по английскому языку Классы
Вирджинии Эванс и Ольги Афанасьевой. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам…
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем icon Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право…
Документация о конкурсе включает перечень частей, разделов, подразделов и форм, а также изменения, вносимые в документацию о конкурсе…

ЗАДАНИЕ 2

Охарактеризуйте тип личности и тип старости героини рассказа Т. Толстой «Милая Шура», обоснуйте свое мнение ссылками на текст. «В первый раз Александра Эрнестовна прошла мимо меня ранним утром, вся залитая розовым московским солнцем. Чулки спущены, ноги — подворотней, черный костюмчик засален и протерт. Зато шляпа!.. Четыре времени года — бульденежи, ландыши, черешня, барбарис — свились на светлом соломенном блюде, пришпиленном к остаткам волос вот такущей булавкой! Черешни немного оторвались и деревянно постукивают. Ей девяносто лет, подумала я. Но на шесть лет ошиблась. Солнечный воздух сбегает по лучу с крыши прохладного старинного дома и снова бежит вверх, вверх, туда, куда редко смотрим — где повис чугунный балкон на нежилой высоте, где крутая крыша, какая-то нежная решеточка, воздвигнутая прямо в утреннем небе, тающая башенка, шпиль, голуби, ангелы, — нет, я плохо вижу. Блаженно улыбаясь, с затуманенными от счастья глазами движется Александра Эрнестовна по солнечной стороне, широким циркулем переставляя свои дореволюционные ноги. Сливки, булочка и морковка в сетке оттягивают руку, трутся о черный, тяжелый подол. Ветер пешком пришел с юга, веет морем и розами, обещает дорогу по легким лестницам в райские голубые страны. Александра Эрнестовна улыбается утру, улыбается мне. Черное одеяние, светлая шляпа, побрякивающая мертвыми фруктами, скрываются за углом. Потом она попадалась мне на раскаленном бульваре — размякшая, умиляющаяся потному, одинокому, застрявшему в пропеченном городе ребенку — своих-то детей у нее никогда не было. Страшное бельишко свисает из-под черной замурзанной юбки. Чужой ребенок доверчиво вывалил песочные сокровища на колени Александре Эрнестовне. Не пачкай тете одежду. Ничего… Пусть. Я встречала ее и в спертом воздухе кинотеатра (снимите шляпу, бабуля! Ничего же не видно!). Невпопад экранным страстям Александра Эрнестовна шумно дышала, трещала мятым шоколадным серебром, склеивая вязкой сладкой глиной хрупкие аптечные челюсти. Наконец она закрутилась в потоке огнедышащих машин у Никитских ворот, заметалась, теряя направление, вцепилась в мою руку и выплыла на спасительный беpeг, на всю жизнь потеряв уважение дипломатического негра, залегшего за зеленым стеклом низкого блестящего автомобиля, и его хорошеньких кудрявых детишек. Негр взревел, пахнул синим дымком и умчался в сторону консерватории, а Александра Эрнестовна, дрожащая, перепуганная, выпученная, повисла на мне и потащила меня в свое коммунальное убежище — безделушки, овальные рамки, сухие цветы, — оставляя за собой шлейф валидола. Две крошечные комнатки, лепной высокий потолок; на отставших обоях улыбается, задумывается, капризничает упоительная красавица — милая Шура, Александра Эрнестовна. Да, да, это я! И в шляпе, и без шляпы, и с распущенными волосами. Ах, какая… А это ее второй муж, ну а это третий — не очень удачный выбор. Ну что уж теперь говорить… Вот, может быть, если бы она тогда решилась убежать к Ивану Николаевичу… Кто такой Иван Николаевич? Его здесь нет, он стиснут в альбоме, распялен в четырех картонных прорезях, прихлопнут дамой в турнюре, задавлен какими-то недолговечными белыми собачками, подохшими еще до японской войны. Садитесь, садитесь, чем вас угостить?.. Приходите, конечно, ради бога, приходите! Александра Эрнестовна одна на свете, а так хочется поболтать!» (Толстая Т.Н. Милая Шура // Любишь — не любишь: Рассказы. М., 1997. С. 42).

ЗАДАНИЕ 3

Каково отношение героя А. де Сент-Экзюпери к физиологическим особенностям старения? О каком психологическом новообразовании старости идет речь в данном отрывке? «…Волны памяти бередят сознание, омывают пережитым, приносят и уносят воспоминания, но переживания уже оставили сердце… Меня утешили за то, что я состарился, за то, что стал раскидистым деревом с узловатым стволом и морщинистой корой, которую так трудно поранить, за то, что от пергамента моих пальцев веет запахом времени, будто я успел сбыться. Вот оно, мое утешение: я подумал, что нет больше тирана, который устрашил бы меня, старика, запахом пытки — у пытки запах кислого молока — ничего не изменить тирану в том, что уже состоялось, какова бы ни была моя жизнь, она уже есть у меня, она позади, словно плащ, и держится на тонкой тесемке. Люди уже запомнили меня, и отрекайся — не отрекайся — ничего уже не изменишь. Утешало меня и то, что вскоре я избавлюсь от своих тягостных пут, мне казалось, что я уже обменял заскорузлую плоть на легкие неосязаемые крылья. Будто разрешился от времени самим собой и гуляю наконец подле ангела, которого искал так долго. Словно сбросил старую оболочку и снова стал юнцом. Но не порывы, не желания сопутствуют моей юности — безмятежная ясность. Моя юность тяготеет к вечности, а не к сумятице жизни. Новая моя юность была пространством и временем. Мне показалось, я стал вечным» (Сент-Экзюпери А. Цитадель // Собр.соч.: В 3 т. Т. 2. М., 2002. С. 131-132).

Дополнительная литература:

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.

2. Бороздина Л.В., Молчанова О.В. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 1. С. 23-41.

3. Бороздина Л.В., Спиридонова М.А. Возрастные изменения временной транспективы субъекта // Психологический журнал. 1998. № 2.

4. Грегор О. Жить, не старея. М., 1992.

5. Кемпер И. Легко ли не стареть? М., 1996.

6. Пожилые люди — взгляд в XXI век / Под ред. З.М. Саралиевой. Н. Новгород, 2000.

7. Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. М., 2003.

8. Bromley D.B. Human ageing: An introduction to gerontology. Harmondsworth: Penguine, 1988.

9.Schaie K.W. The Seatle Longitudinal Study: A 21-year exploration of psychometric intelligence in adulthood // Schaie K.W. (ed.). Longitudinal Studies of Adult

10. Psychological Development. New York: Guilford Press, 1983. P. 64—135.

Комплект лекций по курсу:

«Возрастная психология»

для студентов, обучающихся по дополнительной квалификации «Преподаватель»

Конспект лекций по курсу «Возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.


| следующая страница>


Романтизм и реализм в творчестве Пушкина: периоды и произведения

Содержание:

Романтизм – распространенный жанр литературы, искусства. Для него характерно утверждение ценностных ориентиров в сфере творческого, духовного развития человека. Произведение романтического характера построено на отображении бунтарского нрава, сильного характера персонажа, страсти, всеобъемлющей любви. Пушкин в период романтизма воспевал одухотворяющую, целительную силу природы, светлые взаимоотношения между влюбленными.

Реализм – это литературное направление, основанное на правдивом воссоздании реальных картин из типичной жизни. Романтический стиль был популярен в период восемнадцатого века. Позже поэт проникся реалистической направленностью. Манера его творчества немного изменилась.

18260461b762fbed310f7744fe552ce94d041f82

Романтизм в творчестве Пушкина

С 1820 до 1824 года, в период раннего творчества Александра Сергеевича, его произведения были наполнены романтическим настроением. Среди известных работ этого времени следует выделить:

  • «Погасло дневное светило»;
  • «К морю»;
  • «Цыганы»;
  • «Кавказский пленник».

У Пушкина главной отличительной чертой романтизма было отсутствие высокопарных взглядов, близость к реальности. Произведения любовного цикла имели особенное содержание, смысл. Они кардинально отличались от работ других писателей в жанре романтизма. Особенности романтических произведений Александра Сергеевича:

  • Необыкновенный стиль достигался автором благодаря частому обращению к мифологическим образам. Примеры: стихи «Нереида», «Муза», «Прозерпина»;
  • Пейзажная лирика помогает подчеркнуть страсть или, наоборот, унылый облик героя;
  • Лирический герой Пушкина бросается в омут страстей, переживает мятежные чувства, горькие разочарования, душевные терзания;
  • Поэт старался писать о человеческих взаимоотношениях понятно, доступно. Ситуации, описываемые в стихах, близки каждому;
  • Всякий герой Александра Сергеевича – это яркий персонаж с набором уникальных черт характера, отражающих его моральные ценности. Писатель тщательно прорабатывал образ всех действующих лиц.

Для Пушкина жанр романтизма – это исключение рамок, ограничений классики. Его эстетическая теория гласила: романтик отказывается от общепринятых шаблонов, традиционных норм.

Романтизм и реализм в творчестве Пушкина

Для сравнения поэзии Александра Сергеевича в ранний период его творчества и во время реалистических настроений, рассмотрим особенности произведений с примерами. Характерные черты реализма:

  • Естественное развитие окружающего мира – стих «Зимний вечер»;
  • Новое правило поэзии – борьба с кризисом мировоззрения: «Анчар», «Арион»;
  • Объективная реальность, отражающая трудности жизни, противоречия – произведение «Памятник».
  • Отличительные особенности ранней лирики:
  • Лирические, свободолюбивые мотивы. Примеры: «Веселый мир», «К Чаадаеву»;
  • В основе произведений – романтический герой со своими переживаниями, душевными страданиями – «Желание», «Певец»;
  • Появление эпикурейских настроений – «Друзьям», «Городок».
  • Признаки работ михайловского, петербургского периодов в творчестве Пушкина:
  • Окончание романтического периода. Завершающее произведение – «К морю»;
  • Разрушение иллюзорного мира, появление скептических взглядов, потеря веры в надежду, мечты – «Демон», «Свободы сеятель пустынный»;
  • Преобладание темы свободы, проблем нравственности – «Узник», «Кинжал»;
  • Появление противоречий в описании любви, разочарование в романтическом герое – «Я пережил свои желанья».

Романтизм в поэзии Пушкина

Романтизм явился фокусом всех главнейших течений эстетической мысли.
А.Ф. Лосев

Что такое романтизм? Это направление в искусстве явилось реакцией на французскую революцию и появившееся в связи с ней Просвещение. То есть само возникновение романтизма было очень тревожным. В центре всего мира теперь стояла человеческая индивидуальность. Человеческое “я” стало трактоваться как основа и смысл всего бытия. Человеческая жизнь стала рассматриваться как художественное произведение, искусство. В XIX веке романтизм был очень распространён. Но не все поэты, называвшие себя романтиками, передавали сущность этого течения. Сейчас, в конце XX века, мы уже можем классифицировать романтиков прошлого столетия по этому признаку на две группы. Одна и, наверное, наиболее обширная группа — та, которая объединяла в себе “формальных” романтиков. Их трудно заподозрить в неискренности, напротив, они очень точно передают свои чувства. Среди них можно выделить Дмитрия Веневитинова (1805-1827) и Александра Полежаева (1804-1838). Эти поэты пользовались романтической формой, считая её наиболее подходящей для достижения своей художественной цели. Так, Д.Веневитинов пишет:

Я чувствую, во мне горит
Святое пламя вдохновенья,
Но к тёмной цели дух парит.
.
Найду ли я утёс надёжный,
Где твёрдой обопрусь ногой?

Это типичное романтическое стихотворение. В нём использована традиционная романтическая лексика — это и “пламя вдохновенья”, и “парящий дух”. Таким образом поэт описывает свои чувства. Но не более того. Поэт скован рамками романтизма, его “словесным обликом”. Всё упрощено до каких-то штампов.

Представителями другой группы романтиков XIX века, безусловно, были А.Пушкин и М.Лермонтов. Эти поэты, напротив, романтическую форму наполняли собственным содержанием. Романтический период в жизни Пушкина был коротким, поэтому романтических произведений у него немного. «Кавказский пленник» (1820-1821) — одна из наиболее ранних романтических поэм Пушкина. Перед нами классический вариант романтического произведения. Автор не даёт нам портрета своего героя, мы не знаем даже его имени. И это не удивительно — все романтические герои похожи друг на друга. Они молоды, красивы. и несчастны. Сюжет произведения тоже классически романтический. Русский пленник у черкесов, в него влюбляется молодая черкешенка и помогает ему бежать. Но он безнадёжно любит другую. Поэма заканчивается трагически — черкешенка бросается в воду и погибает, а русский, освободившись от “физического” плена, попадает в другой, более мучительный плен — плен души. Что мы знаем о прошлом героя?

В Россию дальный путь ведёт.
.
Где обнял грозное страданье,
Где бурной жизни погубил
Надежду, радость и желанье.

Он пришёл в степь в поисках свободы, пытался убежать от своей прошлой жизни. И теперь, когда счастье казалось таким близким, ему снова приходится бежать. Но куда? Обратно в тот мир, где он “обнял грозное страданье”.

Отступник света, друг природы,
Покинул он родной предел
И в край далёкий полетел
С весёлым призраком свободы.

Но “призрак свободы” так и остался призраком. Он вечно будет преследовать романтического героя. Ещё одна романтическая поэма — «Цыганы». В ней автор снова не даёт читателю портрета героя, мы знаем лишь его имя — Алеко. Он пришёл в табор, чтоб познать истинное наслаждение, истинную свободу. Ради неё он бросил всё, что раньше его окружало. Стал ли он свободен и счастлив? Казалось бы, Алеко любит, но с этим чувством к нему приходят лишь несчастье и презрение. Алеко, который так жаждал свободы, не смог признать воли в другом человеке. В этой поэме проявилась ещё одна из чрезвычайно характерных черт мировоззрения романтического героя — эгоизм и совершеннейшая несовместимость с окружающим миром. Алеко наказан не смертью, а страшнее — одиночеством и презрением. Он был одинок в том мире, откуда он бежал, но в другом, столь желанном, он снова остался один. Перед тем как написать «Кавказского пленника», Пушкин однажды сказал: “Я не гожусь в герои романтического стихотворения”; однако в то же время, в 1820 году, Пушкин пишет своё стихотворение «Погасло дневное светило. ». В нём можно найти всю лексику, присущую романтизму. Это и “берег отдалённый”, и “угрюмый океан”, и “волнение и тоска”, мучающие автора. Через всё стихотворение проходит рефрен:

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Он присутствует не только в описании природы, но и в описании чувств героя.

. Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

То есть природа становится ещё одним действующим лицом, ещё одним лирическим героем стихотворения. Позже, в 1824 году, Пушкин напишет стихотворение «К морю». Романтическим героем в нём, как и в «Погасло дневное светило. », снова стал сам автор. Здесь Пушкин обращается к морю как к традиционному символу свободы. Море — это стихия, а значит — свобода и счастье. Однако Пушкин строит это стихотворение неожиданно:

Ты ждал, ты звал. я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

Можно сказать, что это стихотворение завершает романтический период жизни Пушкина. Его пишет человек, который знает, что после достижения так называемой “физической” свободы романтический герой не становится счастливым.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы.

В это время Пушкин приходит к выводу, что истинная свобода может существовать только внутри человека и только она может делать его по-настоящему счастливым.

Романтизм в творчестве А.С. Пушкина

Александр Михайлович Гуревич

«Свободная стихия»: статьи о творчестве Пушкина

© Гуревич А. М., 2015

© Языки славянской культуры, 2015

Предлагаемая читателю книга – итог многолетнего изучения творчества Пушкина. В ней обсуждаются вопросы, которые до сих пор остаются недостаточно проясненными и вызывают серьезные разногласия среди пушкинистов.

Это, во-первых, вопрос о своеобразии пушкинского романтизма, о соотношении в пушкинском творчестве доромантических, собственно романтических и реалистических начал. И, во-вторых, – о смысле и сути общественно-политической позиции поэта, о его отношении к верховной власти.

Известно, что развитие русской литературы нового времени приняло «неклассический» характер, что оно во многом отличалось от развития литературы западноевропейской. Показательна в этом отношении и судьба русского романтизма, в котором собственно романтические начала выражены не столь определенно и отчетливо, как, скажем, в романтизме немецком или английском. Ибо русский романтизм был гораздо теснее связан с явлениями доромантическими – традициями предшествующих литературных направлений. С другой стороны, художественное наследие романтизма в гораздо большей мере, чем это было на Западе, сохраняло живое значение для последующей литературной эпохи – творчества крупнейших русских писателей-реалистов.

В многообразном творчестве Пушкина, в его художественных созданиях и теоретических суждениях национально-исторические черты русского романтизма запечатлены чрезвычайно рельефно и целостно. Оно может быть поэтому названо типичным и одновременно исключительным явлением в истории отечественного романтизма, во многом определившим его судьбу в русской литературе.

Всем сказанным обусловлено содержание первого раздела книги – «Романтизм Пушкина». В двух первых его статьях русский романтизм рассматривается как сложная и дискуссионная историко-литературная проблема, выясняется взгляд на нее самого поэта. В трех последующих – охарактеризовано творчество Пушкина романтической поры: романтическая лирика и цикл так называемых «южных поэм»; показано принципиальное различие пушкинского и лермонтовского романтизма. За ними следуют две статьи, где речь идет о роли романтического начала в зрелом творчестве Пушкина. Наконец, в заключительной статье сопоставлены поэма «Цыганы» и повесть Л. Толстого «Казаки», подчеркнута роль пушкинской традиции в развитии русской литературы XIX в.

Главная тема второго раздела – общественно-политическая позиция Пушкина и ее воплощение в его художественном творчестве. Здесь критически рассматриваются и решительно отвергаются три устойчивых мифа о поэте. Прежде всего – это миф о Пушкине как о «чистом художнике», далеком о актуальных общественных проблем; затем – о Пушкине как истинном христианине и убежденном монархисте, лично преданном царю; и, наконец, о Пушкине как безусловном единомышленнике декабристов. В противовес этим устоявшимся представлениям здесь предлагаются наблюдения над текстами ряда важнейших произведений Пушкина зрелой поры, выявляются потаенные, скрытые смыслы этих произведений, их острозлободневный, взрывной характер, ускользающий обычно от внимания читателей, исследователей, критиков, но совершенно необходимый для понимания сути общественной позиции поэта.

Наконец, третий раздел книги составляют шесть больших статей, написанных для двухтомной «Онегинской энциклопедии» (М.: Русский путь, 1999; под общей редакцией акад. РАО Н. И. Михайловой), посвященных центральным персонажам и важнейшим особенностям построения пушкинского романа в стихах.

Все цитаты и ссылки на тексты произведений Пушкина, за исключением особо оговоренных случаев, приводятся по изданию: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. 4-е изд. Ленинград: Наука, 1977–1979.

В тексты включенных в книгу статей – по сравнению с первоначальными публикациями – внесены некоторые исправления, изменения и дополнения.

Книга адресована не только специалистам-литературоведам, но и учителям-словесникам, студентам-филологам и любителям отечественной словесности вообще.

Судьба русского романтизма

Историка русского романтизма буквально с первых же шагов подстерегают серьезные трудности. С одной стороны, по издавна установившейся традиции, освященной еще именем Белинского, началом романтизма в России принято считать творчество Жуковского и Батюшкова. С другой стороны, хорошо известно, что романтизм в Европе – явление послереволюционное, выразившее неудовлетворенность тем общественным строем, который сложился в результате грандиозных социальных и политических катаклизмов на рубеже XVIII–XIX вв.

С Пушкиным в Кишинёве-3. Романтизм в творчестве П

Романтизм в творчестве А. С. Пушкина кишинёвского периода (часть -1)

В эти годы Пушкин переживал полосу наиболее острого увлечения Байроном. Все представлялось ему необыкновенно обаятельным в английском поэте: и колоссальные образы фантазии, и мелодия стихов, и буйный дух мятежа, их наполнявший, и личная судьба добровольного изгнанника, судьба, которую Пушкин с некоторой натяжкой сравнивал со своею собственной.
По признанию Александра Сергеевича, он «сходил с ума» от Байрона, и первым стихотворением, созданным Пушкиным в ссылке, стала элегия «Погасло дневное светило…», в подзаголовке которого он отметил: «Подражание Байрону».
Пушкин написал элегию «ночью на корабле» при переезде из Феодосии в Гурзуф 19 августа 1820 г., по пути в Кишинёв.

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Стихотворение «Погасло дневное светило» — одно из самых ярких и значительных произведений, открывших романтический (южный) период в творчестве Пушкина.

Через месяц после приезда в Кишинёв, в октябре, была написана «Чёрная шаль», с подзаголовком «молдавская песня», которая благодаря музыке А. Н. Верстовского стала популярнейшим романсом.
В виде кантаты «Чёрная шаль» с успехом исполнялась в столичных театрах лучшими артистами, в том числе — М. С. Щепкиным. Верестовский часто пел «Чёрную шаль» сам, «с особенным выражением, своим небольшим баритоном, аккомпанируемый Грибоедовым, — вспоминает одна из современниц, — жители Москвы не наслушаются очаровательных звуков, вполне выражающих силу стихов Пушкина».
«Молдавская песня» стала народной и в России: «. В деревнях поют его «Чёрную шаль»,- писал журнал «Московский телеграф».

Гляжу как безумный на чёрную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил.
Прелестная дева ласкала меня;
Но скоро я дожил до чёрного дня.
Однажды я сОзвал веселых гостей;
Ко мне постучался презренный еврей.
«С тобою пируют(шепнул он)друзья;
Тебе ж изменила гречанка твоя».
Я дал ему злата и проклял его
И верного пОзвал раба моего.
Мы вышли; я мчался на быстром коне;
И кроткая жалость молчала во мне.
Едва я завидел гречанки порог,
Глаза потемнели, я весь изнемог…
В покой отдаленный вхожу я один…
Неверную деву ласкал армянин.
Не взвидел я света; булат загремел…
Прервать поцелуя злодей не успел.
Безглавое тело я долго топтал,
И молча на деву, бледнея, взирал.
Я помню моленья… текущую кровь…
Погибла гречанка, погибла любовь!
С главы её мёртвой сняв чёрную шаль,
Отёр я безмолвно кровавую сталь.
Мой раб, как настала вечерняя мгла,
В дунайские волны их бросил тела.
С тех пор не целую прелестных очей,
С тех пор я не знаю весёлых ночей.
Гляжу как безумный на чёрную шаль,
И хладную душу терзает печаль.

Молодой гречанкой Пушкин, действительно, был сильно увлечён.
Вот что писал позже в своих воспоминаниях его современник :
«Я, почти ежедневно, встречал их в городском парке. Я узнал, что молодой человек в феске был поэт А.С. Пушкин, тот русский Байрон, трагически окончивший впоследствии свою жизнь, а девушка в шали была куртизанкой, бежавшей из Ясс. Имя её было Калипсо Полихрони, но обычно её называли «Прекрасная гречанка». Калипсу окружал ореол любовницы Байрона. Известное стихотворение «Гречанке» связывают с именем Калипсы».

Ты рождена воспламенять
Воображение поэтов
Его тревожить и пленять
Любезной живостью приветов,
Восточной странностью речей,
Блистаньем зеркальных очей
И этой ножкою нескромной…

«Если летом ты поедешь в Одессу, — пишет Пушкин Вяземскому 5 апреля 1823 года,- не завернёшь ли по дороге в Кишинёв? Я познакомлю тебя с героями Скулян и Секу, сподвижниками Иордаки, и с гречанкою, которая целовалась с Байроном».

Впрочем, интимных связей у Пушкина в те годы, по воспоминаниям современников, было множество.
Свои связи с женщинами Пушкин регистрировал в «донжуановском списке», и Калипсо Полихрони там записана. Случайность это или рок быть любовницей двух великих поэтов?

Из дневников – воспоминаний современников Пушкина мы можем узнать много подробностей о его увлечениях женщинами разного круга, он был молод, свободен и влюбчив. Поэт привлекал женщин своей бешеной энергией, остроумием и талантом. И те, кто попадал под его обаяние, вполне серьёзно писали: «Пушкин был очень красив: рот у него — прелестный, с тонко и красиво очерченными губами, и чудные голубые глаза. » Поэтому сто тринадцать побед на любовном фронте кажутся вполне реальным числом.
Его друзья-лицеисты вспоминали, что ему было достаточно одного прикосновения к руке партнёрши по танцам, как внутри него начинал клокотать вулкан. Его необычность, неординарная внешность, слухи, окутавшие его происхождение, рискованность и несомненный талант творили с женщинами чудеса. (К 1830 году «донжуановский список» Пушкина включал 112 имён, 113-ой стала Н.Н. Гончарова).

По авторитетному свидетельству М. Н. Волконской, «как поэт он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел. » Таково свидетельство умной женщины, которую часто прочат в героини «утаенной любви» Пушкина.

А вот слова наблюдательного и близко знавшего поэта в Кишиневе И. П. Липранди:
«Пушкин любил всех хорошеньких, всех свободных болтуний. но ни одна из всех бывших тогда в Кишиневе не могла в нём порождать ничего, более временного каприза».
«Он вносил страсть во все свои привязанности и почти во все сношения с людьми. Самый разговор его в спокойном состоянии духа ничем не отличался от разговора всякого образованного человека, но делался блестящим и неудержимым потоком, как только прикасался к какой-нибудь струне его сердца или к мысли, глубоко его занимавшей».

Брат Пушкина утверждает, что «беседа его в подобных случаях была замечательна почти не менее его поэзии. Особенно перед слушательницами любил он расточать всю гибкость своего ума, всё богатство своей природы. Он называл это, на обыкновенном насмешливом языке своём, «кокетничаньем с женщинами». Вот почему, несмотря на известную небрежность его костюма, на неправильные, хотя и энергические черты лица, Пушкин вселял так много привязанности в сердцах, оставлял так много неизгладимых воспоминаний в душе. »

«Встречи с женщинами и приобщение к очень высокой в ту пору культуре чувств и сердечных переживаний развивали душевную тонкость, способность ощущать, чувствовать, замечать и выражать нюансы чувств, а не только их примитивную гамму». Очень много любовных стихотворений отражают чувства увлекающегося до беспамятства поэта, связанные с женщинами, которых он встретил на юге:
«Гречанке», «Иностранке», «Дионея», «Кокетке», «Дева», «Муза», «Ночь», «Желание», «Умолкну снова я», «М. А. Г(олициной)», «Христос воскрес, моя Ревекка!», стихи к Амалии Ризнич, Каролине Собаньской, Елизавете Воронцовой. и другие.
Три года, проведенные в Кишиневе и, позднее, в Одессе, открыли новый этап в жизни и творчестве поэта. Именно здесь, на Юге, начинается его «серьёзная» любовная лирика, оставившая долгий и глубокий след в русской поэзии.

Судить по стихам Пушкина о его действительных увлечениях трудно: случайная встреча могла породить прекраснейшие стихи, а сильная страсть — не оставить почти никаких следов. Сам поэт признавался, что, в отличие от Петрарки, «любя, был глуп и нем. Прошла любовь — явилась Муза, и прояснился тёмный ум. »

. Пушкин в жизни и Пушкин в поэзии — это совершенно разные личности. Весь возвышенный, нежный, мечтательный и страстный тон его лирики, его музыкальная стройность — всё это мир его поэтического гения, определённого психического настроя, в котором преломлялись земные страсти и его необузданная чувственность, а порою и вовсе непристойное отношение к любви.

Как тут не вспомнить мудрые слова Гоголя: «Даже в те поры, когда он метался сам в чаду страстей, поэзия была для него святыня, — точно какой-то храм. Не входил он туда неопрятный и неприбранный; ничего не вносил он туда необузданного, опрометчивого из собственной жизни своей; не вошла туда нагишом растрепанная действительность. А между тем всё там до единого есть история его самого. Но это ни для кого незримо».

Романтические поэмы А.С. Пушкина: герой и автор. — Конспект лекций по русской литературе.

Романтические поэмы А. С. Пушкина

1. Цикл южных поэм А. С. Пушкина. 2. Жанр романтической поэмы и образ романтического героя. 3. «Кавказский пленник». 4. «Цыганы». 5. Общее значение романтического периода.

Где бурной жизнью погубил Надежду, радость и желанье,

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил. А. С. Пушкин Гениальность великого русского поэта А. С. Пушкина, чьи произведения переведены на более чем 50 языков, неоспорима. Творчество поэта и писателя невероятно разнопланово. Огромное количество тем было им поднято в произведениях, множество проблем было оговорено и решено. Но особое значение, особенно для молодого Пушкина, имеет так называемый романтический период. Эта направленность и лиричность произведений характерна для южных поэм писателя.

Цикл южных поэм включает в себя всего четыре произведения, не связанных друг с другом единством содержания или героями, но близкие за счет внутреннего смыслового стержня каждой из поэм. «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники», «Цыганы» — главные герои всех четырех поэм сильные, уверенные в себе люди. Объединяет также произведения тема свободы, так или иначе всплывающая по ходу действия. Создавался цикл первоначально из трех произведений на протяжении 1820—1823 годов. И только «Цыганы» были написаны и включены намного позже — после написания Евгения Онегина. Необузданные и свободолюбивые, страстные, порой жестокие и холодные, герои поэм привлекают к себе внимание читателей и исследователей не только своей самобытностью и реалистичностью, но и закономерным появлением в сложный для истории России и российской литературы период. Поэмы созданы автором по всем канонам романтизма, но герои несколько иные. Более сильные и целостные образы населяют эти произведения. В отличие от классического понимания жанра романтического произведения в поэмах Пушкина полностью отсутствует предыстория. Герой находится в полном отрыве от прошлой жизни, о которой читатель может судить только по обрывочным воспоминаниям и фразам. Он действует и живет в настоящем времени. Герой поэмы «Кавказский пленник», человек «без прошлого», оказывается свободолюбивым и непокоренным. О его прошлом можно только догадываться, однако в тексте есть намек — он представитель высшего общества, которому наскучил свет. От него в поисках внутренней свободы он сбежал на Кавказ, но попал в плен: Свобода! Он одной тебя Еще искал в пустынном мире. Страстями чувства истребя. Охолодев к мечтам и лире… Свершилось… целью упованья Не зрит он в мире ничего… Он раб… И жаждет сени гробовой. Свобода лишь приятная иллюзия, к которой стремился герой. Настоящая свобода внутри человека, и ничто не может укротить ее. Внешняя свобода обманчива: герой, думавший, что не сможет жить в неволе привык и к плену: Казалось, пленник безнадежный К унылой жизни привыкал. Тоску неволи, жар мятежный В душе глубоко он скрывал. И на челе его высоком Не изменялось ничего. Любовь молодой черкешенки дарует герою возможность бежать из плена: «…ты волен, — дева говорит, — беги». Герой убегает, обрекая деву гор на самоубийство от неразделенной любви. Душа героя остается холодной в отличие от жаркого сердца черкешенки, действительно вольнолюбивой и свободной. «Цыганы» перекликаются с «Кавказским пленником» главным образом в лице героев. Однако похожий на первый взгляд образ Алеко оказывается сложнее и тщательнее проработанным. Он покидает мир, «преследуемый законом» — эта скудная фраза дает пищу читательскому уму Скорей всего герой — беглый каторжник или преступник. Ему кажется, что покой и счастье он может обрести в цыганском таборе, среди свободного, не связанного ничем, кроме чувств, нарда: Подобно птичке беззаботной,

И он, изгнанник перелетный. Гнезда надежного не знал И ни к чему не привыкал… Но табор не принимает его — он лишь попутчик, совершено чуждый и неспособный понять душу свободного народа, предупреждением звучат авторские слова: Но Боже! как играли страсти Его послушною душой! Рассказывая Земфире, цыганке, в которую Алеко влюблен, герой бросает следующие слова о высшем обществе: Там люди, в кучах за оградой, Не дышат утренней прохладой. Ни вешним запахом лугов; Любви стыдятся, мысли гонят. Торгуют волею своей, Главы пред идолами клонят И просят денег да цепей. Герой, влюбившись в цыганку, готов вечно делить с ней «досуг и добровольное изгнание», однако его душа во власти темной страсти. Он по-прежнему не может понять и принять внутреннего духа цыганского народа. Старый цыган говорит о нем: Он любит горестно и трудно… А сердце женское — шутя. Рассказ цыгана о своей неразделенной любви и уходе жены к другому становится пророческим для Алеко. Однако он не способен постичь мудрость рассказа и на слова «Кто в силах удержать любовь?» отвечает резко и грубо: «Я не таков!». Он готов сражаться за остывающие чувства, но в корне неверно это делает. Глаза застилает пелена ревности, он убивает неверную цыганку. Свободолюбивый народ отвергает человека с таким жестоким сердцем: Оставь нас, гордый человек! Мы дики; нету нас законов; Мы не терзаем, не казним — Не нужно крови нам и стонов, Но жить с убийцей не хотим… Добросердечные и мудрые люди, однако, способны понять страсть Алеко, поэтому оставляют ему жизнь: Ты для себя лишь хочешь воли… — говорит ему табор, а потому и этот герой оказывается недостойным подлинной свободы чувств. Пушкину удалось создать особый тип романтического героя — мятежного, сильного, но в чем-то ущербного и потому недостойного того, что хочет обрести. В отличие от классических романтических произведений, финал которых отмечен победой героя и счастливым завершением описываемых событий, поэмы Пушкина не имеют счастливого конца. Это делает их не только более жизненными и реалистичными, но и драматичными, а драматизм позволяет лучше понять характер героя.

Описываемые поэтом образы сильных и мятежных духом людей будут существовать и далее, постепенно усложняясь и приобретая многогранность. Новую жизнь образ романтического героя получит в лице Евгения Онегина. М. Ю. Лермонтов многое переймет от пушкинского романтического типа, но характеристика его главных героев будет иметь другие оттенки.

Общий смысл поэм

Южные поэмы Пушкина, список которых включает в себя такие произведения, как «Братья-разбойники», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и т.д., приносят в русскую литературу совсем новое направление, которое стало называться передовым революционным романтизмом. В нем выражались поэтические чувства и взгляды современной дворянской молодежи, наиболее активными в которой являлись декабристы. В этой среде зрело недовольство жизненным укладом и всем политическим строем тогдашней России. Жизнь для таких людей была хуже тюрьмы, а человек представлялся как узник, пламенно стремившийся к свободе, которая была вообще культом революционных романтиков 20-х годов. Однако их социальное одиночество и отсутствие как таковой связи с народом, страданиям которого они так сильно сочувствовали, зачастую придавало крайне субъективный и трагический характер мировоззрению романтиков.

Лицейская лирика Пушкина: стихи, подражающие легкой французской поэзии

Почему стихотворения Пушкина выглядели необычными и новыми? Главным образом из-за языка. Пушкин выбирает особый поэтический стиль. Больше нет тяжеловесных фраз, длинных строк, трудных для восприятия синтаксических конструкций, которые были так характерны для поэтов классицизма. Александр Сергеевич перенимает стиль таких французских поэтов, как Парни и Вольтер, чье творчество принято называть «легким». Однако легкость проявлялась не только на уровне стиля, но и на уровне тематики. Лицейская лирика Пушкина – это утверждение эпикуреизма, свободного отношения к жизни. Этот мотив Пушкин заимствует у своего соратника по перу- Батюшкова. Еще одним известным стихотворением лицейского периода становится послание 1814 г. «К Батюшкову». В этом тексте поэт называет друга «ленивцем», «резвым философом». Пушкин дает дружеские советы Батюшкову: наслаждаться жизнью, любовью, но не забывать муз.

Поэма «Кавказский пленник»

Удивительны и по-своему уникальны поэмы Пушкина, список его включает и знаменитую поэму «Кавказский пленник». На примере ее анализа можно сказать, что это первая поэма, написанная поэтом в 1821 году, где ярко выражен романтизм.

Герой, охладев сердцем и устремившись за «призраком свободы», попадает в плен к черкесам. Черкешенка, влюбленная в него, освобождает героя, но сама бросается в бурную воду реки Терек.

До этого времени подобного рода произведения никто не создавал, поэтому поэма принесла Пушкину большой успех, так как отражала романтичного героя — пленника, сбежавшего из цивилизованного общества и принявшего незаслуженные страдания. Он попал в плен из-за своей утонченной и чувственной натуры, которую не у каждого обычного человека найдешь. Здесь Пушкин в полном заточении видит свободу души. Его пленник считает многообразный мир совершенно пустым и никчемным. Он нашел свободу духовную, но так и не нашел счастья в ней. Вот так образно можно истолковать весь смысл этого произведения.

Поэма «Бахчисарайский фонтан»

Эта поэма была написана Пушкиным в 1823 году, и она оказалась самой романтичной, так как насыщена весьма глубоким драматизмом и остротой переживаний. В ней рассказывается история любви хана Гирея к польской красавице Марии, но у него гарем, и одна из красавиц наложниц по имени Зарема ревнива, страстна и решительна. Отступать от своих целей она не желала. А вот Мария в неволе только и молилась перед иконой Божьей Матери. Смерть была дня нее самым лучшим спасением, что и случилось через некоторое время. В память об этой любви хан построил прекрасный бахчисарайский фонтан. Вот так в поэме отражены не просто две абсолютно разные натуры женщин, но и культуры.

Перемены в лирике

Уже в последние годы обучения в лицее Пушкин начинает писать стихи, в которых появляются нотки грусти. Эту перемену ознаменовало послание «К Жуковскому» (1816 г.). Больше у Пушкина не будет анакреонтического раздолья, беззаботности. Поэт останется таким же оптимистом, но жизнь ради наслаждения он не приемлет. В послании к Жуковскому Пушкин выражает свое почтение к творчеству этого великого поэта. Элегические стихотворения становятся основным направлением в позднем лицейском периоде. В пример можно привести стихотворения «Разлука», «Желание», «Певец».

Анализ лирики Пушкина невозможен без проведения параллелей между его творчеством и творчеством других поэтов его времени. Александр Сергеевич ведет своеобразный диалог со своими современниками, предметом которого является искусство, а именно — каким оно должно быть, о чем должен писать поэт, как писать.

Пушкин Александр Сергеевич: поэмы (список)

Пушкин, создавая романтические образы людей и природы в своих поэмах, практически не выдумывал их, так как очень часто он опирался на свои личные и живые впечатления, например, о Крыме, Кавказе, бессарабских степях и т.д.

Вот, собственно, очень кратко о том, что несли в читательские массы поэмы Пушкина. Список этих произведений составили такие произведения как «Анджело», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонан», «Вадим», «Гаврилиада», «Домик в Коломне», «Граф Нулин», «Езерский», «Кавказский пленник», «Полтава», «Медный всадник», «Тазит», «Руслан и Людмила», «Цыганы». Это, конечно, не все поэмы Пушкина ‒ список можно и дальше продолжать, но в большинстве своем эти произведения уже будут неоконченными, так как очень быстро и трагически оборвалась жизнь этого великого литературного художника.

Исторические

Поэмы Пушкина, список которых следует начать с наиболее известных сочинений, посвящены разным темам. Но больше всего автора интересовали сюжеты прошлого и актуальные для его времени темы.

Название Характеристика
«Полтава» Одно из наиболее значимых сочинений в творчестве Александра Сергеевича. В этом произведении он описывает ключевой эпизод из Северной войны. Красной линией через всю поэму проходит восхваление правления Петра I, его личности и успехов. Важную роль играет любовная линия дочери Кочубея и Мазепы.
«Борис Годунов» Поэмы Пушкина, список которых невозможно представить без этого монументального исторического полотна на сюжет из Смутного времени, отличались как по сюжетам, так и по идеям. Названное произведение посвящено одной из самых противоречивых фигур в истории России. Книга была написана под впечатлением от пьес У. Шекспира и многотомной работы историка Н. Карамзина.
«Бахчисарайский фонтан» Это произведение посвящено любовной теме, действие развернулось на Востоке. Достоинство книги — тонкое и убедительное описание экзотики местности, где разворачивается интрига.

Итак, поэт уделял большое внимание сюжетам истории.

Вопрос 13. Романтизм в творчестве А, С. Пушкина

Вопрос 23. Поэмы А. С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник».

В поэме «Полтава» (краткое содержание) Пушкин обращается к событиям более чем 200-летней давности: битва русских со шведами под Полтавой состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года.

В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам. При чтении поэмы чувствуется влияние на её содержание и характер изображения персонажей народных песен, сказочных мотивов.

Поэма посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку.

Героями «Полтавы» становятся как исторические лица: Петр I, Карл XII, Мазепа, Кочубей, Орлик и др., так и лица частные: дочь Кочубея Мария и её мать.

В своей поэме поэт показывает, что не слепая сила судьбы и случая играет решающую роль в истории, что для исторической и моральной оценки Петра I и Карла XII, Мазепы и Кочубея существуют объективные исторические и нравственные критерии. Исход борьбы в конечном счёте определяется нравственным обликом борющихся сторон, их способностью учитывать уроки истории, историческими и личными мотивами их поступков. Именно их Пушкин стремился раскрыть в своём произведении, где показал, что поражение Карла XII под Полтавой явилось неизбежным следствием достижения русским народом и государством исторической зрелости, следствием нравственного превосходства Петра и его «птенцов» над Карлом XII и Мазепой.

Героем, стоящим в центре исторической темы в «Полтаве», является Петр, а центральными эпизодами – Полтавский бой и пир после победы. Свое понимание величайшего значения Полтавской битвы в ходе русской истории Пушкин сформулировал в предисловии к первому изданию поэмы: «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем».

В поэме«Медный всадник» Пушкин продолжает тему Петра, но если в «Полтаве» в центре внимания был Пётр-полководец, то в «Медном всаднике» поэт говорит о нём как о реформаторе, дальновидном политике, заботящемся о безопасности и процветании государства.

Поэт и исследователь поэзии В. Я. Брюсов так изложил сюжет этого произведения: «В поэме рассказывается о бедном, ничтожном петербургском жителе Евгении, глуповатом, не оригинальном, ничем не отличающемся от своих собратьев. Он был влюблен в Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенес этого несчастья и сошёл с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своем безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер».

Во Вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин рисует монументальный образ Петра, который предстаёт перед нами в тот момент, когда принимает важнейшее для всей российской истории решение о строительстве Петербурга:

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам…

Вступление к поэме «Медный всадник» – это и гимн творению Петра, и признание в любви к «юному граду», перед блеском которого померкла «старая Москва».

Вопрос 13. Романтизм в творчестве А, С. Пушкина

Гениальность великого русского поэта А. С. Пушкина, чьи произведения переведены на более чем 50 языков, неоспорима. Творчество поэта и писателя невероятно разнопланово. Огромное количество тем было им поднято в произведениях, множество проблем было оговорено и решено. Но особое значение, особенно для молодого Пушкина, имеет так называемый романтический период. Эта направленность и лиричность произведений характерна для южных поэм писателя.

Цикл южных поэм включает в себя всего четыре произведения, не связанных друг с другом единством содержания или героями, но близкие за счет внутреннего смыслового стержня каждой из поэм. «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники», «Цыганы» — главные герои всех четырех поэм сильные, уверенные в себе люди. Объединяет также произведения тема свободы, так или иначе всплывающая по ходу действия.

Проблема героя: Пушкин ставит целью не изображение своего внутреннего мира в виде исповеди, а создание характера с чертами, присущими молодежи двадцатых годов, а именно: «равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, преждевременную старость души» (в письме Горчакову в 1822г.): Эта новая задача требовала иной формы, отличной от общеизвестного представления о байроновских образцах. Поэтому жанр Пушкин определит как повесть.

Главная тема — поиски свободы. В этом причина бегства Пленника из привычной (европейской) жизни. Родственность душевных устремлений героя и вольных горцев подчеркнута в поэме. Описание природы и нравов дополняет характеристику героя. Для Пушкина — «черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть повести».

topr

Центральный эпизод — объяснение Пленника с Черкешенкой. Трагическая развязка заложена в характерах героев: Пленник еще не исцелился от прежней любви, любовь Черкешенки наивна. Противоречия намечены резко — слова Черкешенки «Свободу, родину забудь» Пленник принять не может. Успокоение души, усыпление чувств не для него. Отсюда берет начало будущий характер Онегина.

Отдавая дань проблеме народности на уровне ее тогдашнего понимания, Пушкин во все южные поэмы вводит народную песню. Ее эволюция может служить еще одним доказательством развития творчества Пушкинаот романтизма к реализму.

Другой особенностью пушкинского романтизма (как романтического направления, требующего необычного, экзотичного места событий) становится образ Востока, по-разному присутствующий в южных поэмах. Восточный колорит подчинялся для него следующим требованиям: «Слог восточный был для меня образцом, сколько возможно нам, благоразумным, холодным европейцам. Европеец и в упоении восточной роскоши должен сохранить вкус и взор европейца» (в письме Вяземскому 1825 г.). Так в «Бахчисарайском фонтане» — исторические неточности и условность «восточного колорита», изображение Крыма вообще на основе фантазии и личных впечатлений, а не историко-археологических разысканий.

Осенью 1824 г. уже в Михайловском Пушкин закончил поэму «Цыганы». Герой продолжает Пленника из первой южной поэмы. Вторжение его, .европейца, в жизнь племени, чуждого цивилизации, приводит к гибели героини. Алеко, как и Пленник, имел некоторые автопортретные черты (выбор имени). Прошлое героя также неизвестно, но конфликт в прошлом очерчен точно: его преследует закон. Авторское отношение к герою исключительно новаторское — осуждение индивидуализма и эгоизма. Современные Пушкину романтики, как Жуковский и Рылеев, не приняли Алеко как героя романтической поэмы, хотя и по разным причинам (для Жуковского Алеко жесток, для Рылеева «низок» — ходит, т. е. выступает с медведем). В своем романтизме Пушкин обогнал современные представления.

Характеристика Земфиры не совпадает с характеристикой. Совершенно новым характером является старый цыган. Он проповедует гуманистические идеалы, которые вдохновляли пушкинских современников — лучших представителей эпохи. Его речи умудренного жизнью человека отражают опыт не только индивидуальный, но и коллективный.

Особенностью поэмы явилась ее новая форма. Если «Руслан и Людмила» -поэма в шести песнях с посвящением и эпилогом, «Кавказский пленник» — повесть в двух частях с посвящением и эпилогом, то эта поэма представляет драматический диалог. Таким образом в самой форме выступает драматическая природа поэмы.

Чувство современности руководило Пушкиным при создании поэмы. Она рассказывала о современном человеке и для современного человека. Отказ от цивилизации не мог сделать героя счастливым. Причина зла — в отношениях человека к человеку, в извечных его страстях.

«Цыганы» — не только последняя из южных поэм, но и завершающая, самая зрелая. «Пушкин исчерпал романтическую тему» (Томашевский).

  • Охарактеризуйте главного героя рассказа используя цитаты свои наблюдения и выводы
  • Охота в сибири рассказы бывалых охотников
  • Ох уж эти сказки ох уж эти сказочники откуда эта фраза
  • Охарактеризовать мачеху из сказки морозко
  • Охарактеризуй героев сказки разноцветная бабочка мама анисия и тимоша