Охарактеризуй володю подтверди свое мнение цитатами из текста по рассказу мальчики

Государственное автономное профессиональное учреждение саратовской области саратовский областной педагогический колледж конспект урока чтения на тему: рассказ а.п. чехова ванька выполнила

Государственное автономное профессиональное учреждение Саратовской области «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока чтения

На тему: Рассказ А.П. Чехова «Ванька»

Выполнила студентка 30 группы

Специальности: Преподавание в начальных классах

Белякова Ирина
Методист: Русина Т.В. ______

Учитель: Перепросова В.К.____________

Оценка__________

Саратов, 2020 г.

Тема: А. П. Чехов «Ванька». Изобразить жизнь и внутренний мир мальчика, героя рассказа.

Тип урока: изучение рассказа

Цель: создать условия для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька». Изобразить жизнь и внутренний мир мальчика, героя рассказа.

Задачи:

-формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения:

-Учить выделять главное; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; видеть идею, смысл; совершенствовать умение работать с иллюстрациями и цитатами рассказа.

-повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;

-знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;

-развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;

-воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, парная

Оборудование: презентация, учебник.

Ход урока.

1.Организационный момент

-Здравствуйте! Меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

2. Вступительная беседа

— Ребята, скажите, пожалуйста, мы можем оставаться к равнодушными к чужой беде? А почему нельзя? (Оставаться равнодушным нельзя, потому что людям нужно помогать, ведь когда-нибудь и тебе может понадобиться помощь. Нужно уметь сочувствовать, сопереживать, пытаться помочь)

— Как вы думаете, все ли всегда помогают другим людям? (не всегда люди могут помочь другому человеку в беде). Во всех ли ситуациях человеку можно помочь? (Нет, не всегда человеку можно помочь)

Когда-то давным-давно детей использовали, как рабочую силу. Дети этого поколения были лишены самого главного – детства. В те годы Россия переживала нищету и разруху. Родители были вынуждены отдавать своих детей в обучение к сапожникам, портным, плотникам, в чужой дом. Как вы думаете, а почему родители отдавали своих детей?

— Верно, для родителей было главным, что их ребенок будет сыт, обучен и даже немного подзаработает. Но часто случалось, что хозяева обращались с ребенком весьма жестоко, особенно если ребенок был сирота, то жизнь его была тяжела, ведь никто не мог встать на его защиту.

— О жизни одного из таких детей повествуется в рассказе «Ванька».

— Написал это произведение Антон Павлович Чехов.

— Скажите, встречались ли вы раньше с произведениями данного писателя? (ответ учащихся)

3. Сообщение о А.П.Чехове
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.

После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.

Пьесы Чехова “Чайка, “Вишнёвый сад”, “Три сестры”, “Дядя Ваня” и сегодня ставятся в разных театрах мира.

4. Словарная работа

Цель: Ознакомить учащихся с незнакомыми словами.

Ребята, прежде чем, мы начнём читать, давайте разберем незнакомые слова.

заутреня – ранняя служба в церкви

клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом

кучер, ямщик – работник, который правит лошадьми;

подпасок – мальчик, помогающий пастуху;

шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут

ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов;

выволочка – наказание;

5. Первичное восприятие текста.

-Ребята, откройте учебник страница 23. Приступим к чтению текста.
Я начну читать текст. Ваша задача- как только я остановлюсь, продолжит тот, кого я спрошу.

-С каким настроением вы читали этот рассказ? Менялось ли оно? Когда и почему?

— Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет? ( 9- летний мальчик – сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье к сапожнику ).

6.Физкультминутка

7.Вторичное восприятие текста.

— Я вам буду задавать вопросы, а вы эти ответы должны будете найти в тексте и зачитать.

1. Какая была жизнь Ваньки в деревне и в городе? Где он был счастлив и почему?

2..Прочитайте, как жилось ему у сапожника?

3.. Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)

4. Какие исторические факты мы узнали из этого отрывка? (Москва в 19 веке была большим городом, дома были очень добротные, как выражается Ванька «господские», на улицах можно было увидеть много лошадей, много магазинов, которые назывались лавками, собаки бегали по улицам).

5. Найдите отрывок о том, как и когда Ванька собирался писать письмо(Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на тёмный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. )

8.. Кому писал письмо Ванька? (Ванька писал письмо дедушке).

— Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? (Милый дедушка, Константин Макарыч!)

9.. Почему дедушка не может взять Ваньку к себе? (Деду 65 лет, он всю жизнь проработал на господ, сбережений у него нет; ночью он сторожит барскую усадьбу, а днем спит в людской кухне; без разрешения господ дед не может взять Ваньку к себе, а господа не разрешают, так как сами отправили мальчика в Москву, избавились от сироты.)

10. Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).

8. Обобщение. Рефлексия

1. Как вы думаете, что самое важное в рассказе, который мы прочитали? (письмо Ваньки) Почему? (он надеялся, что дедушка его заберет)

2. Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Прочитайте.

(Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.)

4. Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?

5. Как вы думаете, получит дедушка это письмо? (Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату)

6. Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Ванька пишет письмо накануне Рождества)

7. Как вы думаете, почему именно в ночь под Рождество пишет Ванька это письмо? — Почему Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?-(Очень хочется, чтобы все мечты сбывались, ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне зажигается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают, надо только в это верить)

9. Итоговый этап урока

К какому виду литературного произведения мы можем отнести этот рассказ?

— комедии

— трагедии

— детективу

— Почему вы так считаете?

(Т.к. в произведении описана горькая сиротская судьба мальчика. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира)

-Что хотел показать автор своим произведением? (тяжёлую жизнь детей раньше)

— Как вы думаете, если бы дед получил письмо, он бы забрал Ваньку домой? Почему?

— А теперь давайте вернёмся в наше время.

— Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (учатся, не работают, живут в семьях и т.д.)

— С творчеством какого писателя вы сегодня столкнулись?

— Назовите произведение, с которым познакомились.

— Итак, наш урок подходит к концу, давайте ответим на главный вопрос :

Для чего А.П.Чехов написал это произведение? ( Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом.

Он как бы говорит нам : «Цените своё детство! Цените что имеете! »

10. Домашнее задание.

Давайте представим, что письмо Ваньки дошло до его дедушки. Напишите письмо от дедушки для Ваньки. На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!

⭐⭐⭐⭐⭐ «О чем плачут лошади» за 2 минуты и подробно за 4 минуты. 

Короткий рассказ Федора Абрамова «О чем плачут лошади» наполнен глубоким смыслом и болью. В нем идет речь о тяжелой жизни крестьянских лошадей, верой и правдой служивших человеку долгие века, но вместо благодарности и заботы получающих одни лишь побои да окрики.

Очень краткий пересказ рассказа «О чем плачут лошади»

Рассказчик повествует о том, как во время одной из прогулок по деревне он заглянул на выгон, где паслись колхозные лошади. Конюх Миколка, чьим заботам были вверены животные, практически не ухаживал за ними: они были всегда голодные и томились от жажды. Грустные чувства вызывали колхозные лошади. Рассказчик, жалея животных, подкармливал их хлебом.

Среди лошадей была у него любимица –«выносливая и неприхотливая» Рыжуха (второе имя, которое ей дали в колхозе, – Клара). Но рассказчик называл ее Рыжухой – по-простому, с любовью.

Рыжуха, вопреки обыкновению, не стала его встречать, нисколько не обрадовалась и не взяла угощение. Приглядевшись, рассказчик заметил в глазах лошади слезы. Она плакала.

И на его настойчивые расспросы поведала, что между лошадьми завязался спор: было ли время, когда с ними обращались ласково и бережно, ценили, лелеяли, отдавали последний кусок хлеба? Она узнала об этом от старой кобылы Забавы.

А остальные лошади не поверили ей, закричали, что она врет про счастливые лошадиные времена.

И вспомнил рассказчик: да, такие времена были. До того, как появились колхозы, каждый хозяин берег своего конька пуще глаза. И в колхозе каждый прибегал смотреть за своей лошадкой, пенял конюху за не вовремя поданную воду и корм, за плохой уход. Завязывались даже драки.

Но шло время, в колхозах появилась техника, а лошади – общие, «ничьи» – стали уже особо и не нужны. И их поручали надзору какого-нибудь забулдыги-конюха, гнали на тяжелые работы, не жалея.

Но не мог рассказчик честно сказать обо всем этом лошадям. Он попытался ответить весело и беспечно, перевести все в шутку. Торопливо оделив Рыжуху и других хлебом, он ушел.

Тоска навалилась на рассказчика, «тяжелая лошадиная тоска». Он обманул Рыжуху и понимал, что искренности в отношениях с кобылой больше не будет.

И сам себе он стал казаться таким же «нелепым, отжившим существом», как пасущиеся на сухом изглоданном лугу лошади-доходяги.

Главные герои и их характеристика:

  •  Рассказчик  – мужчина средних лет (прожил на свете полвека). Носит «модные джинсы». Пережил войну. Родом из деревни, любит свою малую родину, по-крестьянски тепло относится к кормильцу крестьянина – рабочей лошадке.
  •  Рыжуха  – колхозная лошадка, 4-5 лет, еще крепкая, но уже измученная постоянным тяжелым трудом: со сбитой спиной, начинающими распухать венами в паху. Не поддается своей трудной доле, сохраняет бодрость, веселый нрав.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Миколка  – конюх, вечно пьяный, опустившийся мужичок. Его поставили ухаживать за лошадьми, но он совершенно о них не забоится: не поит, не чистит, не выводит кормиться на хорошие луга.
  •  Забава  – старая кобыла, не утратившая оптимизма, несмотря на тяжкую жизнь. Пела Рыжухе песни о старых добрых временах, когда люди еще любили лошадей, подбадривала ее в особо сложные моменты.
  •  Карько  – любимый конь рассказчика, конь его детства, когда-то бывший надеждой и опорой многодетной семьи. Дети рано потеряли родителей. Но любимый Карько помогал им выживать.

Краткое содержание рассказа «О чем плачут лошади» подробно

Краткое содержание рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади» Федор Александрович Абрамов 

Рассказчик отправляется с деревенского угора на луг. Там пасутся измотанные работой и вечным недоеданием уставшие колхозные лошадки, каждая у своего кола, к которому ее привязал постоянно пьяный и часто отсутствующий на работе Миколка.

Рассказчик берет с собой хлеб, чтобы хоть как-то облегчить участь несчастных животных, которых вывели на луг попастись, но есть им нечего. Животные обречены на полуголодное существование.

Он спешит встретиться со своей любимицей Рыжухой (Кларой) – еще молодой, сильной, но уже измотанной лошадью. Рыжуха одна из всех не поддавалась тоски и грусти, она не опустилась подобно своим сородичам, по-прежнему была весела, игрива и старалась не унывать.

За стойкий характер ее и любил рассказчик. Кормил, стриг ей челку, дружелюбно похлопывал по спине.

Но сегодня он отметил с тревогой изменение в настроении Рыжухи: лошадка не совершала свой привычный круг радости, завидев «приятеля», не подавала звонкий голос.

От хлеба она отказалась. Рассказчик встревожился: уж не заболела ли любимица, ведь сегодня она ничем не отличалась от унылых, опустившихся товарищей?

Краткое содержание рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»

Рыжуха рассказала: 2 недели работала она на далеком покосе, где успела познакомиться со старой кобылой, ходили они в паре. Работа была каторжная, на износ. Но кобыла как будто легко переносила все. Звали ее Забавой.

Она знала много старых песен о хорошей сытой жизни лошадей, о любви и заботе, которыми окружали их люди. Эти песни Забава пела Рыжухе, подбадривая ее и давая пасть духом на тяжелой работе.

Песни о «золотых временах» помогали выжить.

Вернувшись домой, Рыжуха начала петь песни старой кобылы своим подругам и товарищам, а те ей не поверили, кричали, чтобы она замолчала. Рыжуха обращается теперь к рассказчику с просьбой разрешить спор, сказать, бывали ли такие времена, не обманула ли ее старая кобыла.

Рассказчик в смятении. Он помнит, что такие времена и правда были. Хозяева старались хоть как-то облегчить жизнь свои верным помощникам – лошадям. Кормили, от себя кусок отрывая, следили, чтобы конь всегда был напоен, по ночам вставали проведывать. И в будни, и в праздники конь всегда был рядом.

С детства рос ребенок рядом с конем: первой игрушкой его был деревянный конь, мать рассказывала сказки про коня-богатыря. Достигнув юношеских лет, мальчик сам делал прялку для невесты, украшая фигуркой коня. Почти на каждом крыльце висела конская подкова, как символ счастья.

Даже на иконе был конь: молились истово Георгию Победоносцу.

Рассказчик вырос в многодетной семье, где настоящим кормильцем был конь Карько. А после войны, вернувшись в 1947 году в деревню, рассказчик узнал у местного конюха, что Карько погиб в День Победы, не выдержав тяжелого груза, который ему нужно было перевезти.

Лошади стояли на лугу и с мольбой смотрели на рассказчика, а он глядя в мокрые печальные глаза Рыжухи, понял: ничего не сможет сказать ей в утешение. Увидел в глазах кобылы отражение свое: маленького человечка. Насколько мал, низок и жалок он себе показался!

Напустив на себя показную беспечность, раздал рассказчик всем лошадям хлеб, сказал, мол, не грустите, а живите, пока живется, все равно «в энтом деле» «без банки» не разобраться. И ушел с деланно беззаботным видом, «развязной походкой», положив руки в карманы модных джинсов.

Он чувствовал себя предателем по отношению к кормилице-лошади. Отныне рассказчик навсегда лишился доверия любимицы Рыжухи, из их отношений ушли искренность и теплота.

Рассказчик хотел услышать знакомый хруст хлеба, но царило тяжкое молчание: никто из лошадей не ел хлеб.

Тогда такая тоска навалилась на рассказчика и казалось ему, что все его существо из той же «лошадиной породы», отжившее, никому не нужное и незаслуженно брошенное.

Кратко об истории создания произведения

Рассказ Абрамова Федора Александровича «О чем плачут лошади» был написан в 1973 году. Писатель, выросший в северной деревне в Архангельской области, описывает собственные впечатления о тяжкой доле крестьянского конька, переработав их в полуфантастическую форму.

«О чем плачут лошади»: краткий пересказ рассказа Ф. Абрамова

Произведение имеет композицию «рассказа в рассказе», в котором автор пытается утешить свою любимую лошадь по кличке Рыжуха и придается воспоминаниям о коне Корьке, которого погубили во время войны. Главным действующим лицом рассказа Ф.

Абрамова «О чем плачут лошади», представленного на суд читателей в начале 1970-х годов, является человек с доброй душой, деревенский житель, вспоминающий моменты из своего детства.

Краткое изложение рассказа Абрамова «О чем плачут лошади» способно донести до читателя смысл, который вложен в произведение.

Очень краткий пересказ

В кратком содержании произведения «О чем плачут лошади» важно отметить, что рассказ ведется от лица автора, который вернулся в родную деревню. Главный герой с сочувствием повествует о лошадях, забытых местным конюхом.

Они голодают и мучаются от гнуса. Между рассказчиком и его любимой кобылой идет внутренняя беседа, в которой заключена основная проблематика.

Когда-то труд лошадей уважали и ценили: конь являлся главным кормильцем крестьянской семьи, а породистые скакуны были гордостью помещиков.

Повествователь не знает, как объяснить животным природу человеческой несправедливости, которая существует в настоящее время, и молча уходит.

Рассказчик задается многими вопросами: почему с животными так обращаются, как могли люди забыть об их заслугах? На все эти вопросы есть только один возможный ответ: сельская жизнь тяжела и никого не щадит.

Человек или лошадь нужны только до тех пор, пока могут принести пользу.

Краткое содержание рассказа

Краткое содержание рассказа начинается с прихода главного героя на луг. Всякий раз, когда персонаж оказывается здесь, он, глядя на лошадей, предается воспоминаниям о своем далеком детстве.

Животные мирно пасутся поблизости. Нередко он приносил с собой угощение для них. Чаще всего это был обычный кусок хлеба.

Даже если угостить лошадей ему было нечем, он всегда подходил к ним, чтобы погладить и приласкать.

Краткое содержание рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»Лошади, пасущиеся на лугу

После этого на руках оставался характерный запах, который казался ему особенно приятным. Животные одновременно радовали героя, наводили на него тоску и вызывали чувство вины.

Конюх, который должен был следить за лошадьми, редко исправно исполнял свои обязанности из-за пристрастия к выпивке. Животные из-за этого часто страдали: у них не было свежей травы, они мучились от жажды и гнуса.

Местные жители также не бросали коней на произвол судьбы и часто подкармливали их. Он встречает на лугу лошадь по кличке Рыжуха – свою любимицу.

Краткое содержание рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»Встреча с Рыжухой

Она была невзрачной, но очень трудолюбивой и выносливой. Тяжелая работа сделала ее уродливой, но Рыжуха по-прежнему не теряла радости к жизни. В этот раз лошадь даже не обратила внимание на угощение: в ее глазах были слезы. Рассказчик спросил, что же так расстроило ее? Оказалось, что животные тоже умеют плакать.

Ему показалось, что Рыжуха ему даже ответила: причиной ее печали стала досада. Ведь раньше лошадей оберегали и жалели! Об этом она узнала от старой кобылы по кличке Забава. Когда Рыжуха рассказала об этом остальным, но они стали насмехаться над ней. Животные просят открыть им правду. Он подтвердил сказанное Забавой: когда-то коню могли отдать последний кусочек хлеба.

Коней, которые тяжело трудились, старались хорошо кормить, вся семья встречала их с трепетом и благодарностью. Лошади всегда были сыты и досмотрены. Однако, со временем все изменилось: коня Карько, который работал на лесопилке во время войны, люди просто съели. Но главный герой не стал рассказывать этих подробностей.

Покидая луг, он осознает свою вину, что не открыл всей правды и теперь никогда уже не будет таким искренним с Рыжухой.

Главная мысль рассказа

Произведение учит читателя быть благодарным. Важно ценить тех, кто когда-то оказал помощь, поддержал в трудную минуту. Полезная техника может заменить практически все, лишь одно ей неподвластно – заменить человеческие душу и сердце.

Рассказ показывает суровую действительность: лошадь нужна лишь до тех пор, пока может принести пользу. Эта истина актуальна не только для животных, но и для людей. Повествование учит человечности. Рассказ не теряет своей актуальности и сегодня.

Даже прочитав краткое содержание произведения Абрамова «О чем плачут лошади», человек надолго задумается о проблемах, описанных в пересказе этого произведения.

Абрамов – О чем плачут лошади: краткое содержание, пересказ для читательского дневника – РуСтих Кратко

Северная деревня, начало 1970-х годов. 50-летний рассказчик с университетским образованием, но «крестьянским сердцем», подкармливает на лугу колхозных лошадок. Все они из породы неказистых, но выносливых «мёзенок». «Добрых, умных животных», о которых теперь, в эпоху тракторов, плохо заботятся. И лошадки приуныли, сгорбились, смирились со своей участью.

Только Рыжуха (Клара) смотрит бодро и всегда приветствует своего покровителя. В этот раз она стояла и плакала. А потом объяснила, что на дальнем покосе услышала от старой кобылы Забавы удивительные песни про «счастливые лошадиные времена», когда конь человеку был кормильцем, сокровищем. Лошадей любили, берегли, благодарили.

Правда ли, что так было? А то здесь Рыжухе никто не верит.

Рассказчик размышляет, что значил конь для крестьянина еще не так давно. И в работе, и в дороге, и в гулянье. Ребенок рос, играя деревянной лошадкой, на крыше дома – конек, подкова – символ удачи.

Он вспоминает Карько, любимца их семьи, кости которого искал, как «пушкинский вещий Олег», на месте «лесного фронта», где лошади тоже «ковали победу». Рассказчик решил не растравлять правдой боль кляч. Обманул их доверие. Сказал не забивать голову ерундой. Кинул хлеб и сбежал.

Лошади смотрели ему вслед и не ели. И рассказчику стало не по себе от их тоски, будто он и сам нелепое «отжившее существо» лошадиной породы…

Читательский дневник по рассказу «О чем плачут лошади» Абрамова

Сюжет

50-летний рассказчик, оказавшись в деревне, кормит хлебом колхозных кляч. Конь уступил трактору. А когда-то был для крестьян кормильцем. И воевал, как конь рассказчика Карько, труженик «лесного фронта».

Кобыла Рыжуха хочет знать: правдивы ли старые песни о «счастливых лошадиных временах»? Рассказчик не хочет ранить кляч правдой. Он кидает им хлеб и сбегает.

От стыда он и себя чувствует ненужной, «отжившей» лошадкой…

Отзыв

Плач лошадей по временам, когда они с человеком вместе шли по жизни: трудились, радовались, печалились, воевали, зависели друг от друга. Тогда человек берег лошадь, как сокровище, делился с ней последним куском. Теперь лошади не нужны, есть «железные кони» (техника, трактор). Бездушная машина заменила живого кормильца. Увеличилась пропасть между человеком и природой.

Рассказчик чувствует себя трусом, предавшим детство, деревню, память о добром коне Карько. Без корней он и сам в этой жизни лишний, «отживший» свое.

Рассказ учит быть благодарным, ценить жизнь, близость к природе, быть честным, сострадательным, отвечать за тех, кого приручил, призывает помнить тех, кто веками служил человеку верой и правдой, не повторять ошибок, дорожить связью с историей народа, родной природой.

План «О чем плачут лошади»

  1. Память героя о крестьянском детстве.
  2. Ненужность лошадей.
  3. Дружба с Рыжухой.
  4. Плач Рыжухи о лошадином счастье.
  5. Труд лошади и в поле, и на войне.
  6. Трусость и стыд героя.

Вопросы по рассказу «О чем плачут лошади»

  1. Каким было сердце рассказчика? (крестьянским).
  2. Чем герой подкармливал лошадок? (хлебом).
  3. Как звали недобросовестного конюха-пьяницу? (Миколка).
  4. Каким было имя любимицы рассказчика? (Рыжуха, Клара).
  5. От кого Рыжуха узнала правду о прошлом? (от старой кобылы Забавы).
  6. Как лошадь смотрела на рассказчика, ожидая ответа? (с мольбой и надеждой).
  7. На что были похожи слезы животного? (на фасолину).
  8. Кого герой разыскивал после войны? (коня Карько).
  9. Что потерял герой после вранья? (доверие Рыжухи).
  10. Каким почувствовал себя рассказчик? (нелепым, отжившим).

Краткое содержание рассказа «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамова

Рассказ «О чем плачут лошади» Абрамова был написан в 1973 году. Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «О чем плачут лошади». Форма этого произведения – «рассказ в рассказе», в котором автор утешает любимую кобылу Рыжуху и вспоминает своего коня Корька, загубленного во время войны.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Рассказчик – деревенский житель, добрый человек с чутким, любящим сердцем.

Другие персонажи:

  • Миколка – вечно пьяный конюх, безответственный и ленивый работник.

Абрамов «О чем плачут лошади» очень кратко

Краткое содержание «О чем плачут лошади» Абрамов для читательского дневника:

Лошадь спрашивает у человека: правда ли, что когда-то их племени жилось легко и привольно. Человек не может признаться лошади, что это правда, и теряет её дружбу и доверие.

Рассказчик любит лошадей, которым живётся очень нелегко: конюх за ними плохо ухаживает, забывает кормить и поить, к тому же их донимает гнус. Когда может, он заходит к ним и старается их подкармливать. В одно из таких посещений повествователь замечает, что Рыжуха плачет. Из рассказа лошади он узнаёт, что у лошадей был спор о лошадиной жизни.

Рыжуха услышала песню о тех временах, когда лошадям жилось хорошо. Песни эти пела ей старая кобыла, которая услышала их от своей матери, а та от своей.

Когда Рыжуха слушала эти песни, ей было легче работать, она забывала про жару и другие трудности лошадиной жизни. Выйдя на луг, молодая лошадь начала петь песни старой кобылы своим товарищам.

Но другие лошади подняли Рыжуху на смех, они говорили, что это всё враньё, просили не травить душу.

Лошадь спрашивает у человека, правда ли то, что говорится в песне. Рассказчик не может выдержать взгляда Рыжухи. Он знает, что это всё правда, но не может сказать об этом своей четвероногой подруге. Человек уходит. Только потом он понимает, что совершил непоправимую ошибку, и что у него больше никогда не будет такой искренности и доверия в отношении с Рыжухой.

Рассказ «Лошадиная фамилия» Чехова был написан в 1885 году. Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Лошадиная фамилия». В произведении описана анекдотичная ситуация, когда необходимо было срочно вспомнить фамилию человека, умевшего исцелять больных даже по телеграфу.

Короткий пересказ «О чем плачут лошади»

Краткое содержание Абрамов «О чем плачут лошади»:

Рассказ повествует о жизни лошадей. Наблюдение ведется глазами молодого человека, вернувшегося домой, в деревню. Он с теплотой рассказывает о табуне лошадей, который всеми забыт, и даже пастух редко о них вспоминает. Рассказывает о тяжелой лошадиной жизни, и о любимой кобыле – Рыжухе, с которой и происходит внутренний диалог, составляющий основную проблему рассказа.

Когда-то, давным-давно, лошадей почитали и любили, холили, как главных кормилиц. Ничего не жалели для них – ибо без лошади и жизни у простого крестьянина не было. А помещики меж собой хвалились табунами породистых скакунов и конюшнями, полными мощных тяжеловозов.

А нынче, после внедрения технологического прогресса, лошади стали никому не нужны. И стоят они, всеми покинутые, умирают от холода и голода, лишь молчаливый вопрос читается в их глазах: за что? Пронизывает насквозь читателя печальный взгляд умных лошадиных глаз.

Герой рассказа не в силах объяснить лошадям человеческую несправедливость. Да и, если посудить, никто не сможет. И он уходит, но мысли его все еще прикованы к лошадиной проблеме.

За что же так с животными, которые верой и правдой служили нам много лет? Как люди могли забыть их, просто бросить умирать? И проглядывает за этими вопросами единственно верный ответ: деревенская жизнь жестока, и нужен ты, лишь пока ты полезен.

Рассказ Абрамова «О чем плачут лошади», во-первых, учит нас быть благодарными. Все его рассказы пытаются направить читателя к мысли, что есть человек. Помнить и ценить заслуги тех, кто помогал нам – вот качество настоящего человека, настоящей душевности. Бездушная техника может заменить многое, но одного, пока что, она не смогла повторить – душу человеческую. Но надолго ли?

А во-вторых – показывает читателю суровую истину. Ты будешь нужен, пока ты жив и шевелишься, пока есть силы, пока ты можешь работать. Верно это, к сожалению, не только для лошадей.

краткое содержание рассказа «Изумруд» А. Куприна, который написан в 1907 году. Главный герой – конь по кличке «Изумруд». Краткое содержание рассказа «Изумруд» для читательского дневника покажет мир человека глазами жеребца, пострадавшего от людской жестокости и подлости.

Сюжет рассказа «О чем плачут лошади» с цитатами

Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади» краткое содержание с цитатами из произведения:

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек». Нередко он берет с собой кусок хлеба, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.

Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «Конюх Миколка, вечно пьяный» может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.

Среди других лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка, прекрасно приспособленная к жизни на Севере. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она была удивительно равнодушной. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба, и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.

Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез, и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.

Ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Рыжуха хотела подбодрить своих товарок этой песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.

Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными, выразительными глазами в лицо рассказчика, и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?

Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».

В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый День Победы». Колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна», чтобы отметить праздник.

  • Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…
  • Заключение
  • Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людям.

Это интересно: Рассказ Лескова «Зверь» написан в 1861 году. Кого подразумевал автор, давая название произведению, – человека или животного, вы узнаете, когда прочитаете краткое содержание «Зверь» для читательского дневника.

Видео краткое содержание О чем плачут лошади

Густым, ярким, по-деревенски сочным языком написан этот рассказ, как и многие другие произведения Абрамова.

Дух старого, деревенского быта, печальные, но в то же время светлые, насыщенные описания повседневности, – основные признаки его рассказов.

Даже безысходность ежедневной, круглосуточной работы, однообразной, но необходимой для выживания, воспринимается с его слов как правильное и нужное средство для формирования человека как индивидуума.

О чём плачут лошади краткое содержание рассказа абрамова

Воспоминания автора о своём коне Корьке, который погиб во время войны. Автор утешает кобылу Рыжуху. Краткое содержание рассказа «О чем плачут лошади» подойдет для заполнения читательского дневника.

Краткое содержание для читательского дневника

Лошадь интересуется, всегда ли лошадям жилось трудно и безвольно или когда-то им жилось счастливо. Человек захотел признаваться, что когда-то лошадям жилось вольно и легко. После этого он потерял доверие у лошади и дружба с ней была под угрозой.

Название: О чём плачут лошади.Автор: Абрамов Ф.Год написания: 1973.Жанр: рассказ.Главные герои — рассказчик, проживающий в деревне, человек добрый и чуткий.Другие персонажи — Миколка — конюх-пьяница, очень ленивый и безответственный.

Рассказчик любит лошадей. Он жалеет их, ведь пьяница-конюх очень не заботится о животных.Микола иногда совсем не приходит на луг, тогда лошадям приходится голодать без еды и жаждать без воды.

Поэтому рассказчик начинает захаживать к лошадям, чтобы поухаживать и покормить их немного. У него всегда с собой есть хлеб для животных.

Среди всех лошадей есть одна неказистая лошадка Рыжуха, к которой у рассказчика особенно тёплое отношение. И сама лошадь очень привязалась к рассказчику.

Однажды он видит, что Рыжуха плачет. Она поведала о разговоре между лошадьми о их лошадиной жизни.

Началось всё с того, что одна из старых кобыл затянула песню про радостное житьё-бытьё лошадей в прошлом. Под эту песню Рыжухе даже работать было в удовольствие.

Эта песня так полюбилась Рыжухе, что она запела эту песню в поле другим лошадям.

Другие лошади начали ржать над песней Рыжухи.

И вот Рыжуха спросила у рассказчика, действительно ли слова песни правдивы о счастливой и сытой лошадиной жизни. Рассказчик вспомнил своего коня Карько, который погиб на войне.

Он сказал, что раньше лошадей берегли и ценили. Не смог сознаться, что слова песни правдивы, и ушёл. Позднее он понял, что не надо было так делать, надо было признаться. А теперь он потерял доверие у своей лошадиной подруги Рыжухи.

План пересказа

  1. Воспоминания автора о детских годах и размышление о лошади.
  2. Описание Рыжухи.
  3. Разговор человека и лошади.
  4. Печаль автора об ушедшем времени, когда лошади были незаменимы для людей.
  5. Кормление лошадей и дума автора, как их утешить.

ТЕСТ «О чем плачут лошади»

А ещё я организовала опрос на тему. Предлагаю и вам оставить своё мнение, плачут ли лошади и о чём. Свой ответ дай через комментарий.

Вот как отвечают наши читатели. 

О чем плачут лошади? Лошади плачут.Просто у них нет слез.Мы не знаем, почему.Иногда они лижут свои морды и тяжело вздыхают, а иногда, когда им совсем уж плохо, они трут мордочку руками.Но мы не можем с уверенностью сказать, о чём же всё-таки плачут лошади…Они никогда не говорят.Слёзы это слишком личное.Поэтому иногда мы можем заметить только следы от слёз — тёмные пятна на морде.

Или мокрые ресницы.………О чем плачут лошади? Лошади не умеют разговаривать, но они всегда плачут, когда идут дожди, когда дует холодный ветер или идет снег.Почему?У лошадей нет слезных желез.Когда лошадь плачет, ее глаза увлажняются, чтобы слезы не замерзали и не щипали глаза.Но слезные железы располагаются еще и в уголках глаз, а не только на ресницах.

Поэтому когда лошади плачут, по их щекам текут две параллельные слезы.Вот почему лошади не могут смотреть в небо.………..О чем плачут лошади? Когда я спрашиваю своего сына, почему плачут лошади, он отвечает: «Когда они не справляются и сбиваются с дороги».Что-то не так.О чем плачут собаки?«Когда им больно».

Почему бы лошади не плакать, когда ей больно?Я спросил своего кота, почему он всё время плачет, на что он ответил: «Потому что я чувствую себя ненужным, я плачу, потому что мне грустно, а ты наблюдаешь за мной».Он прав.………О чем плачут лошади? Лошади плачут как люди.Когда лошади рождаются, они ничего не видят в темноте, по крайней мере несколько часов.

Они должны полагаться на уши, чтобы слышать и распознавать, где они находятся.Но когда лошадь взрослеет, она также учится полагаться на зрение.И тогда все меняется.Лошадь плачет, когда ей больно, или когда она скучает по своему любимому, или даже когда она видит, что ее жеребенок попал в беду.……….

О чем плачут лошади? О том, что люди испортили лошадей, и поэтому лошади больше не могут ходить на задних ногах.А еще о том, что лошади больше никогда не будут есть из мусорных баков.И о многом другом.……….О чем плачут лошади? Они молчат.А если и плачут, то только от счастья.………..О чем плачут лошади? Лошади не плачут.

Лошадь может о чем-то подумать, а потом расплакаться, но это не является следствием какой-либо печали или горя.У лошадей очень крепкое сердце, и они умеют плакать.На самом деле, их слезы — это просто способ охладиться.Слезы помогают им остыть в жаркие дни, уменьшают температуру тела, защищают глаза и нос от песка и пыли.………….

О чем плачут лошади? О том, что люди, которые их оседлали, называют себя их друзьями………….О чем плачут лошади? На самом деле — о всякой фигне.О выдранной щетке из гривы, например.Или о том, как она в очередной раз проиграла соревнование по бегу.Ну а больше всего они плачут в два часа ночи, когда не могут заснуть и им кажется, что под кроватью кто-то есть.Они просто плачут и все.Так вот.

Лошади тоже плачут.Просто они очень сильные, и не показывают своих слез.………..О чем плачут лошади? Лошади не плачут.Они лижут руки человека, работающего с ними, и фыркают от удовольствия.В этом смысле лошадь похожа на собаку.Когда мы спешиваемся и уходим, лошадь не понимает, что мы не вернемся никогда.Не стоит ее за это винить.Лошадь бы поступила так же.……….

О чем плачут лошади? У меня есть друг, у него в гараже есть лошадь.Она уже давно не жеребенок, но до сих пор у нее очень смешная мордочка.Он сказал, что если ее погладить, то она закрывает глаза.Наверное, они плачут, когда их гладят?Нет, лошади не плачут.Я знаю.……….О чем плачут лошади? У них нет слез.Они не понимают, что такое «Больно».

И никогда не узнают, что значит пройти триста километров по раскалённой пустыне ради того, чтобы поспать в прохладной, чистой траве под пение цикад.……….О чем плачут лошади? Лошади не плачут.Единственное, что вызывает у них слезы — это грязь на щеках.Когда лошади плачут, их ресницы слипаются и образуются корочки, которые со временем отваливаются.

А затем появляются новые ресницы, а с ними и новые слезы.……….О чем плачут лошади? — О чем плачут лошади? — в который раз переспрашиваю я свою бабушку.— Ну как же, внучек, о лошадях.Вот ты, например, хочешь на лошадке покататься? Я качаю головой.— Вот видишь, а лошадка не хочет, чтобы ты катался.А еще они очень быстро бегают.

Ты когда-нибудь пробовал их догнать? Я опять качаю головой:— Нет, не пробовал.…………О чем плачут лошади? О многом.О сладкой траве, о свободе, о том, что они не завиcят ни от кого, кроме хозяев.Лошади очень cерьезные и мудрые животные.Они всегда понимают, что происходит вокруг, иногда даже слишком хорошо.С ними можно поговорить.За что мы их любим?А вот только за то, что любим.

И они отвечают нам взаимностью.В конце концов, лошади так похожи на нас самих…………..О чем плачут лошади? Лошади не умеют плакать.Если бы они могли, они бы плакали о своей короткой жизни.И все же иногда они плачут.……….О чем плачут лошади? Лошади не умеют плакать.Но они очень чувствительны.Они чувствуют страх, боль, гнев и разочарование человека.А еще — тоску.

Лошади способны сочувствовать и переживать, как люди.И они плачут.Когда человек груб с ними, лошади закрывают глаза и стараются его не замечать.Иногда они могут начать бить хвостом по лицу грубияна, когда он толкает их или бьет по ногам.Для лошадей физическое насилие — это самый эффективный способ выразить свой протест.………..О чем плачут лошади? Не о боли, когда их бьют, не о насилии, от которого они страдают, а о пустоте, которая образуется в сердце от разлук с нами.Они не могут представить, что их кто-то ударил, просто отпустил…Что их бросили, предали…И теперь они плачут о том, что им это не объяснили.О том, как больно быть преданной.

О боли, которую причиняют, чтобы получить свое.

Краткое содержание Абрамов О чём плачут лошади за 2 минуты пересказ сюжета

  • Краткие содержания
  • Абрамов
  • О чём плачут лошади

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он вспоминает детство и наблюдает за лошадьми, пасущимися привязанными к колу.

Нередко он брал кусочек хлеба с собой, чтобы подкармливать лошадей.

Даже если хлеб прихватить не удавалось, он все равно не проходил мимо лошадей – подходил к ним, похлопывал по-дружески, подбадривал словом или трепал по губам, после чего на руках оставался лошадиный запах, который ему нравился.

С одной стороны, лошади радовали рассказчика; с другой, он испытывал к ним жалость или даже вину перед лошадьми.

Конюх, будучи часто пьяным, плохо ухаживал за лошадьми. Он мог не появляться по несколько дней, тогда у лошадей заканчивалась трава, они хотели пить и страдали от гнуса.

Лошадей кормили и деревенские жители.

Однажды на лугу рассказчик увидел свою любимую лошадь, по имени Рыжуха. Она была небольшой по размеру и невзрачной лошадью, выносливой и привыкшей к северным условиям. Изнурительный труд изуродовал ее, но Рыжуха оставалась веселой и неунывающей.

  Краткое содержание О. Генри Обращение Джимми Валентайна

При виде рассказчика она становилась радостной, однако на этот раз не посмотрела даже на хлеб.

Рассказчик заметил в ее глазах слезы и спросил у нее, что с ней? Ему будто слышались слова лошади о том, что когда-то лошадей берегли и щадили (по словам старой лошади Забавы), а другие лошади только посмеялись над этими мыслями, когда Рыжуха поделилась с ними.

Рыжуха и остальные лошади просят рассказчика раскрыть правду. Человек подтвердил эти слова: раньше лошадям отдавали последний хлеб, кормили хорошо, возвращавшуюся с работы лошадь встречала вся семья с благодарностью, лошадей каждый день чистили и мыли. Лошадь была оплотом крестьян.

Первой игрушкой крестьянского мальчика был конь из дерева. В интерьере дома можно увидеть коня на прялке, на крыше. Мать пела своим детям песни про сивку-бурку. Лошадиная подкова – символ счастья – раньше висела над каждым порогом.

Теперь не так. Например, Карько, служившего во время войны на лесоповале коня, в День Победы отправили в котел.

После того как рассказчик ушел с луга, он почувствовал, будто обманул лошадей и теперь никогда не сможет быть таким искренним с Рыжухой, как раньше. На рассказчика напала лошадиная тоска. Он почувствовал себя таким же отжившим свое животным, как и лошади.

Рассказ учит бережному отношению к животным. На примере рассказчика можно научиться не только хорошо относиться к лошадям, но и быть искренним и человечным.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Абрамов «О чем плачут лошади» очень кратко

Краткое содержание «О чем плачут лошади» Абрамов для читательского дневника:

Лошадь спрашивает у человека: правда ли, что когда-то их племени жилось легко и привольно. Человек не может признаться лошади, что это правда, и теряет её дружбу и доверие.

Рассказчик любит лошадей, которым живётся очень нелегко: конюх за ними плохо ухаживает, забывает кормить и поить, к тому же их донимает гнус. Когда может, он заходит к ним и старается их подкармливать. В одно из таких посещений повествователь замечает, что Рыжуха плачет. Из рассказа лошади он узнаёт, что у лошадей был спор о лошадиной жизни.

Рыжуха услышала песню о тех временах, когда лошадям жилось хорошо. Песни эти пела ей старая кобыла, которая услышала их от своей матери, а та от своей.

Когда Рыжуха слушала эти песни, ей было легче работать, она забывала про жару и другие трудности лошадиной жизни. Выйдя на луг, молодая лошадь начала петь песни старой кобылы своим товарищам.

Но другие лошади подняли Рыжуху на смех, они говорили, что это всё враньё, просили не травить душу.

Лошадь спрашивает у человека, правда ли то, что говорится в песне. Рассказчик не может выдержать взгляда Рыжухи. Он знает, что это всё правда, но не может сказать об этом своей четвероногой подруге. Человек уходит. Только потом он понимает, что совершил непоправимую ошибку, и что у него больше никогда не будет такой искренности и доверия в отношении с Рыжухой.

Смысл произведения

Рассказ Абрамова затрагивает разные темы. В нем идет речь не только об отношении человека к природе. Животные символизируют людей. С развитием прогресса все отдалились друг от друга, озлобились и стали недоверчиво относиться друг к другу.

Писатель умело вплетает в рассказ сказочные мотивы. Произведение начинается с того, что герой посещает табун, но однажды кобыла с ним заговорила. Это смотрится естественно и вполне логично.

Печальные глаза животных наполнены болью и отчаянием. Они не понимают, что случилось, и почему они заслужили такое отношение к себе. Герой тоже не знает ответа на этот вопрос. Ему хочется плакать, так как он понимает, что жестокое отношение к лошадям не имеет оправданий.

Рассказ Абрамова учит милосердию, состраданию, доброте. Ничто не мешает ухаживать за домашними животными. Но это может сделать только сознательный человек.

Короткий пересказ «О чем плачут лошади»

Краткое содержание Абрамов «О чем плачут лошади»:

Рассказ повествует о жизни лошадей. Наблюдение ведется глазами молодого человека, вернувшегося домой, в деревню. Он с теплотой рассказывает о табуне лошадей, который всеми забыт, и даже пастух редко о них вспоминает. Рассказывает о тяжелой лошадиной жизни, и о любимой кобыле – Рыжухе, с которой и происходит внутренний диалог, составляющий основную проблему рассказа.

Когда-то, давным-давно, лошадей почитали и любили, холили, как главных кормилиц. Ничего не жалели для них – ибо без лошади и жизни у простого крестьянина не было. А помещики меж собой хвалились табунами породистых скакунов и конюшнями, полными мощных тяжеловозов.

А нынче, после внедрения технологического прогресса, лошади стали никому не нужны. И стоят они, всеми покинутые, умирают от холода и голода, лишь молчаливый вопрос читается в их глазах: за что? Пронизывает насквозь читателя печальный взгляд умных лошадиных глаз.

Герой рассказа не в силах объяснить лошадям человеческую несправедливость. Да и, если посудить, никто не сможет. И он уходит, но мысли его все еще прикованы к лошадиной проблеме.

За что же так с животными, которые верой и правдой служили нам много лет? Как люди могли забыть их, просто бросить умирать? И проглядывает за этими вопросами единственно верный ответ: деревенская жизнь жестока, и нужен ты, лишь пока ты полезен.

Рассказ Абрамова «О чем плачут лошади», во-первых, учит нас быть благодарными. Все его рассказы пытаются направить читателя к мысли, что есть человек. Помнить и ценить заслуги тех, кто помогал нам – вот качество настоящего человека, настоящей душевности. Бездушная техника может заменить многое, но одного, пока что, она не смогла повторить – душу человеческую. Но надолго ли?

А во-вторых – показывает читателю суровую истину. Ты будешь нужен, пока ты жив и шевелишься, пока есть силы, пока ты можешь работать. Верно это, к сожалению, не только для лошадей.

Действующие лица

Рассказ Абрамова «О чем плачут лошади» был написан в 1973 году. Повествование ведется от лица рассказчика, который утешает кобылу Рыжуху и вспоминает о временах войны. Основные личностные качества главного героя:

  • доброта;
  • чуткость;
  • любовь ко всему живому.

Остальные действующие лица рассказа — лошади. Главный герой особенно вспоминает коня Карька, который был с ним во время войны. У рассказчика смешанное отношение к непарнокопытным животным.

С одной стороны они его радуют, а с другой — вызывают чувство вины. Есть в рассказе и второстепенные герои, например, конюх Миколка. Он часто бывал пьяным и мог сутками не заглядывать к лошадям.

Его не беспокоило, что табун стоит без еды.

Жанр произведения Абрамова — рассказ. В небольшом объеме текста писатель смог скрыть важный смысл. С урбанизацией люди стали далеки от природы.

Когда-то лошади были кормильцами, их уважали и ценили. Но с развитием научно-технического прогресса все изменилось.

Сюжет рассказа «О чем плачут лошади» с цитатами

Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади» краткое содержание с цитатами из произведения:

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек». Нередко он берет с собой кусок хлеба, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.

Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «Конюх Миколка, вечно пьяный» может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.

Среди других лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка, прекрасно приспособленная к жизни на Севере. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она была удивительно равнодушной. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба, и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.

Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез, и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.

Ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Рыжуха хотела подбодрить своих товарок этой песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.

Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными, выразительными глазами в лицо рассказчика, и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?

Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».

В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый День Победы». Колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна», чтобы отметить праздник.

  • Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…
  • Заключение
  • Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людям.

Это интересно: Рассказ Лескова «Зверь» написан в 1861 году. Кого подразумевал автор, давая название произведению, – человека или животного, вы узнаете, когда прочитаете краткое содержание «Зверь» для читательского дневника.

Краткое содержание рассказа

Краткое содержание рассказа начинается с прихода главного героя на луг. Всякий раз, когда персонаж оказывается здесь, он, глядя на лошадей, предается воспоминаниям о своем далеком детстве.

Животные мирно пасутся поблизости. Нередко он приносил с собой угощение для них. Чаще всего это был обычный кусок хлеба.

Даже если угостить лошадей ему было нечем, он всегда подходил к ним, чтобы погладить и приласкать.

Лошади, пасущиеся на лугу

После этого на руках оставался характерный запах, который казался ему особенно приятным. Животные одновременно радовали героя, наводили на него тоску и вызывали чувство вины.

Конюх, который должен был следить за лошадьми, редко исправно исполнял свои обязанности из-за пристрастия к выпивке. Животные из-за этого часто страдали: у них не было свежей травы, они мучились от жажды и гнуса.

Местные жители также не бросали коней на произвол судьбы и часто подкармливали их. Он встречает на лугу лошадь по кличке Рыжуха – свою любимицу.

Встреча с Рыжухой

Она была невзрачной, но очень трудолюбивой и выносливой. Тяжелая работа сделала ее уродливой, но Рыжуха по-прежнему не теряла радости к жизни. В этот раз лошадь даже не обратила внимание на угощение: в ее глазах были слезы. Рассказчик спросил, что же так расстроило ее? Оказалось, что животные тоже умеют плакать.

Ему показалось, что Рыжуха ему даже ответила: причиной ее печали стала досада. Ведь раньше лошадей оберегали и жалели! Об этом она узнала от старой кобылы по кличке Забава. Когда Рыжуха рассказала об этом остальным, но они стали насмехаться над ней. Животные просят открыть им правду. Он подтвердил сказанное Забавой: когда-то коню могли отдать последний кусочек хлеба.

Коней, которые тяжело трудились, старались хорошо кормить, вся семья встречала их с трепетом и благодарностью. Лошади всегда были сыты и досмотрены. Однако, со временем все изменилось: коня Карько, который работал на лесопилке во время войны, люди просто съели. Но главный герой не стал рассказывать этих подробностей.

Покидая луг, он осознает свою вину, что не открыл всей правды и теперь никогда уже не будет таким искренним с Рыжухой.

Разговор с животными

С одной стороны, кони очень радовали рассказчика, а с другой, он чувствовал к ним сильную жалость и испытывал перед ними вину. Конюх, находясь вечно в пьяном состоянии, плохо ухаживал за животными. Бывало, что он пропадал на много дней. Из-за этого у кобыл заканчивалась пища, они испытывали жажду и страдали от насекомых, поэтому их подкармливали местные жители.

Однажды на пастбище рассказчик заметил своего любимого коня, которого звали Рыжуха. Он был маленьким по размеру и довольно невзрачным. Но животное обладало хорошей выносливостью, потому что привыкло жить в северных условиях. Тяжелая работа изуродовала его, но оно оставалось радостным и неунывающим.

При виде мужчины Рыжуха становится веселым, но на этот раз даже не смотрел на угощение. Человек заметил в его больших глазах слезы и попытался узнать, в чем дело. Ему словно слышались слова коня о том, что раньше животных берегли и ухаживали за ними. Остальные лошади лишь смеялись над такими мыслями, когда им рассказывали эту историю.

Рыжуха и другие животные просят мужчину рассказать им правду. Он уверенно подтвердил эти слова, потому что в давние времена им отдавали последнюю еду, часто кормили.

Возвращающегося с работы коня встречали всей семьей и благодарили, а потом его тщательно чистили и вымывали. Лошадь являлась самой большой ценностью крестьян.

Об авторе

В двадцатом веке широкое распространение получила так называемая деревенская проза.

Она повествовала о судьбе крестьян, затрагивала проблемы, которые до этого момента не были настолько глубоко освещены литературой. Одним из представителей этого течения стал Федор Александрович Абрамов.

Прежде чем мы начнем краткий пересказ рассказа «О чем плачут лошади», стоит поведать о самом авторе этого произведения.

Жизнь писателя была поистине сложной. В раннем детстве он перенес потерю отца. Многодетная семья осталась с одной матерью. Казалось, что они никогда не смогут выкарабкаться из нищеты. Но его мама, очень смелая и волевая женщина, сумела наладить свой быт и вместе с детьми из бедняков перешла в «середняки».

Мальчик смог окончить начальную школу, при этом довольно успешно. В средних и старших классах он также отучился, но позднее.

С началом войны он сам попросился на фронт. Участвуя в боевых действиях, он был дважды ранен. Чудом остался жив. Воевать он больше не смог из-за ранений. Но времени писатель даром не терял: он пошел учиться в педагогический институт. Таким образом, после войны он получил филологическое образование и стал настоящим профессионалом в литературной сфере.

Он не остановился на достигнутом и вскоре окончил аспирантуру, защитив диссертацию.

Несомненно, в его произведениях главной темой стала жизнь русской деревни. Он знал о ней не понаслышке. Все трудности быта простого крестьянина он описывал с неимоверной точностью. Благодаря его творениям все смогли узнать, какие проблемы волновали русского мужика в то время.

  • Охарактеризовать старика и старуху из сказки о рыбаке и рыбке
  • Охарактеризовать магуль мегери из сказки ашик кериб
  • Охарактеризовать золотую рыбку из сказки о рыбаке и рыбке
  • Охарактеризовать ивана царевича из сказки иван царевич и серый волк
  • Охарактеризовать жилина из рассказа кавказский пленник 5 класс