Охарактеризовать падчерицу из сказки морозко

Автор на чтение 13 мин. просмотров 4 опубликовано 01.03.2021 жанр: сказка главные герои: старик, его дочь, мачеха и ее дочь

На чтение 13 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Жанр: сказка   Главные герои: Старик, его дочь, мачеха и ее дочь

В одной деревне жил одинокий старый мужчина, который сам воспитывал дочку, так как жена его давно умерла. Со временем старик решил жениться. Новая жена оказалась очень строга к стариковой девочке, постоянно ее бранила и попрекала. Своей же родной дочери позволяла долго спать, ничего не делать по дому и всячески потакала ее прихотям.

Как-то решила мачеха сжить со свету свою падчерицу и придумала план. Стала она говорить своему мужу, что девочка ее совсем не слушается, что не ужиться им всем вместе и попросила увезти ее в дремучий лес. Старик долго отнекивался, спорил со старухой, но в итоге, согласился.

А на улице в то время стояла суровая зима. Но делать было нечего, запряг старик лошадь, посадил свою любимую дочь в сани и повез в лес. Оставил девочку под сосной, да и уехал домой. Тяжело было у отца на душе, но назад за дочкой он не вернулся.

Сидит девочка на снегу, замерзла, вдруг слышит, что-то потрескивает недалеко. Оказалось, это сам Морозко пожаловал. Морозко увидал девочку, да как дунет на нее холодом студеным и спрашивает при этом: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?». А девочка хоть и замерзла вся, но крепится, отвечает: «Тепло-тепло, батюшка». Так Морозко три раза дул на падчерицу, а она все терпела и отвечала, что совсем не замерзла.

А дома мачеха радуется, что падчерица погибла, послала старика привезти ее косточки из лесу. Старик поехал в лес и с радостью обнаружил, что дочь его жива и здорова. Сидит девочка в шубе соболиной, которую ей Морозко подарил, да еще и сундук драгоценностей при ней.

Чему учит: Эта сказка учит смиренности и покорности, именно эти качества способствовали получению падчерицей подарков. Так же сказка повествует о предательстве отцом своего родного ребенка в угоду женщине.

Подробный пересказ

Русская народная сказка «Морозко» рассказывает нам про мужика и бабу, у каждого из которых была своя дочь. Мужикова дочка, Настенька, была трудолюбива и послушна. Бабина дочка, Федукла, была ленивой и неряшливой. Как увидят её на улице, так и начинают шептать: «Вон она, Федукла-ленивица, вон она, Федукла-грязнуля!»Мачеха и без того Настю не любила, а от таких разговоров только пуще клевала: не нравилось ей, что мужнина дочь во всём лучше, чем её, родная.Вот и решила она Настюшу извести — послала в лес за хворостом лютою зимой, авось, не вернётся. Настена покорная была, собралась, да и пошла.Забралась поглубже в лес, села в сугроб, и задумалась над своей долюшкой горькой. Тут-то Морозко и прискакал. Спросил у Анастасии, чего это она в такой лютый мороз в лесу позабыла. Та ответила, что за хворостом её мачеха послала.»Не за этим тебя послали, девица красная…» — начал было Морозко, да промолчал: видно, жаль стало Настасье правду говорить. Горькая она, правда-то, как и вся Настина жизнь.»Ты вот что: сшей мне рубаху за единую ночь, там увидишь, что будет». — сказал Насте Морозко, дал кудель и прялку, и ушёл.

Баба и пироги собаке бросала, и кочергой её била, а та знай себе тявкает: «Тяв-тяв! Мужикова дочка подарки везёт, а бабину дочку никто замуж не берет, тяв».В эту самую минуту появляются на пороге Настенька с отцом, у Насти ещё и полный сундук с подарками. Мачеха с Федуклой то увидели, схватили сундук, подарки на лавке разложили, любуются.- Подумаешь, подарки она привезла! — говорит Федукла — да я ещё больше привзу!- И то правда! — согласилась мачеха. В общем, одели девку потеплее, да и в лес. Сидит Федукла в снегу, бранится: «Где ж он, такой-сякой, замёрзла я уже!» — ну, Морозко тут как тут:- Зачем ты, девица, в мой лес пришла?- За подарками! — ответила Федукла, — да отдай уже быстрей, а-то я окоченела тут сидеть!- Погодь, сначала свяжи мне рукавицы за единую ночь. Вот, бери! — протянул ей Морозко ниток клубок, да пару спиц.- Ещё чего! Стану я на таком морозе работать! — выбросила ленивица спицы в снег, клубок ногой отбросила.

— Ну, какова работа, такова и награда будет. – усмехнулся Морозко, топнул ногой, и закружила вьюга, завыла метель. Федукла попробовала было найти обратную дорогу, да только пуще заблудилась; упала в овраг, да там её снегом и засыпало…

По утру рано будит старуха старика, чтоб тот за Федуклой в лес ехал, а сама за пироги принялась. Уехал старик, а собачка из-под лавки гавкает: «Гав-гав, старикова дочка весной замуж пойдёт, а старухина дочь домой не придёт». – старуха и кормила собачку, и кочергой била – без толку. «Может, и в самом деле беда?» – подумала женщина и тоже в лес отправилась, да так больше и не вернулась.

Вернулся домой мужик, ни жены, ни дочки её не нашёл. Всей деревней их искали – толку нет. Вот и остались в избе Настёна с отцом.

Как пришла весна – к Насте парень посватался, она замуж вышла. Парень из простых, из кузнецов, хороший такой, толковый. По сей день живут они в мире и согласии, детей растят.

Сказка – ложь, да в ней намёк: терпение и спокойствие всегда вознаграждаются. А лень ни в сказках, ни в реальном мире до добра не доведёт.

Оцените произведение: Голосов: 180

Читать краткое содержание Сказка Морозко. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Сказка Морозко

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Исповедь Руссо

    Повествование начинается с описания смерти матери героя при родах. В дальнейшем следует рассказ о проведенных детских годах у дяди, периоде получения образования и неразделенной любви к представительницам женского пола

  • Краткое содержание Бажов Кошачьи уши

    П.П. Бажов в самом начале своего рассказа повествует о Полевой-маленьком и глухом населенном пункте. В деревне Полевой не происходило ничего интересного, потому что она

  • Осеева

    Валентина Осеева является известной на просторах постсоветского пространства детской писательницей. Она писала свои рассказы и истории для детей на русском языке.

  • Краткое содержание Николай Носов Заплатка

    У мальчишки по имени Бобка были любимые штаны. Он ими гордился очень, перед ребятами хвастался, называл солдатскими, потому что они были защитной расцветки. Больше ни у кого во дворе таких штанов не было

  • Краткое содержание Лесков Несмертельный голован

    Рассказ «Несмертельный Голован» входит в цикл произведений Николя Семеновича Лескова «Праведники». Целью создания автором данного цикла было выявить и показать читателю наличие в русских людях лучших черт

Русская народная сказка «Морозко» Жанр волшебная сказкаГлавные герои сказки «Морозко» и их характеристика

  1. Падчерица, дочь старика, трудолюбивая, добрая, вежливая. За скромность и доброту получает большие дары.
  2. Мачехина дочь, злая, ленивая и грубая. За грубость заморожена.
  3. Морозко, зимний волшебник, властелин морозов. Справедливый, могущественный.
  4. Дед, старик, безвольный, слабохарактерный
  5. Мачеха, злая, коварная, жестокая.

План пересказа сказки «Морозко»

  1. Дед и мачеха
  2. Падчерицу везут в лес
  3. Морозко
  4. Вежливость Падчерицы
  5. Богатые дары
  6. Пророчество собаки
  7. Мачехину дочь везут в лес
  8. Грубость девицы
  9. Возвращение замерзшей девицы

Кратчайшее содержание сказки «Морозко» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили старик и новая его жена, да две их дочери.
  2. Мачеха хочет сжить падчерицу и отправляет ее в лес
  3. Морозко пытается заморозить падчерицу, но та остается вежливой
  4. Возвращение падчерицы с богатыми дарами
  5. Мачеха отправляет в лес свою дочь
  6. Мачехина дочь грубит Морозко и возвращается трупом.

Главная мысль сказки «Морозко» Будешь вежливо обращаться с другими, будет тебе слава и почет.Чему учит сказка «Морозко» Сказка эта учит не желать зла другому. Учит любить своих детей одинаково, неважно, родные они или приемные. Учит вежливости и справедливости. Учит не завидовать чужому.Отзыв на сказку «Морозко» Сказка эта мне очень нравится, хотя немного жаль родную дочь мачехи. Все-таки наказание для нее вышло слишком жестоким. Любой человек должен иметь шанс исправиться. Но зато доброта и вежливость Падчерицы оказались сильнее злого мороза, она показала чудеса терпения и покорности, а за это и награду получила великую.Пословицы к сказке «Морозко» Вежливость ничего не стоит, а приносит много. Схватилась мать о падчерице, когда лед прошелКраткое содержание, краткий пересказ сказки «Морозко» Жил дед с новой женой и было у них две дочери. Одна мачехе приемная, вторая родная. Родная дочь как сыр в масле каталась, а приемную дочь в черном теле держали. Вот решила мачеха совсем приемную дочь со свету жить, и велела деду везти ее в лес и там оставить. Отвез дед, оставил дочку под елочкой. Сидит она в снегу, мерзнет. Тут Морозко по веткам спускается, спрашивает «Тепло ли тебе, девица». А девица вежливо отвечает, что тепло. Сильнее морозит Морозко, но девица все вежливой остается. Понравилось это Морозко, сжалился он, одел приемную дочь в шубу и богатые дары оставил. А мачеха требует деда в лес ехать за костями падчерицы. Сама в это время блины печет. А собака лает, что вот, привезут  старикову дочь в злате и серебре. Мачеха на собаку ругается, говорит что косточки привезут. А тут и дочь старикова входит в золоте и серебре, да с богатыми дарами. Мачеха велит старику везти в лес родную дочь, в шубе конечно. Отвез старик, посадил под елочкой. Пришел Морозко, морозить начал девицу. А мачехина дочь ругается, обзывается. Рассердился Морозко и насмерть ее заморозил. Привез старик мачехину дочь, мачеха рогожу открыла, а дочь мертвая лежит.Признаки волшебной сказки в сказке «Морозко»

  1. Волшебное существо — Морозко.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Морозко»

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: русская народная

Год написания: неизвестен

Жанр произведения: сказка

Главные герои: пожилая супружеская чета и две их дочери от разных браков

Вспомнить мудрую сказку, поколениями передающуюся из уст в уста, всего за пару минут поможет краткое содержание сказки «Морозко» для читательского дневника.

Сюжет

У супругов, старика и старухи, было по одной родной дочери. Мачеха падчерицу очень не любила. Работой самой чёрной изводила, ругала, обижала, а под конец решила совсем от девушки избавиться.

Приказала мужу увезти её зимой в лес и бросить там. Девчонка под ёлкой почти замёрзла, когда её нашёл старичок Морозко. Он поинтересовался, тепло ли ей. Покладистая девушка ответила, что тепло. Пожалел добрый волшебник девчушку, подарил ей богатую шубу и другие подарки.

Спустя время, старуха отправила мужа за останками падчерицы, а он привёз из леса живую и одаренную дочку. Мачеха разозлилась, зависть заставила её и свою родную дочь в лес отправить за дарами от Морозко.

Мачехина дочка груба и плохо воспитана была, она нахамила доброму дедушке и в наказание он её заморозил. Вместо подарков привёз старухе супруг холодное тело родной дочки. Запричитала мать, но уже ничего не исправить.

Вывод (моё мнение)

Нельзя желать зла другим, перечить и грубить старшим, завидовать.

Добавить в избранноеWant create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Краткое содержание — Морозко — русская народная

Автор, жанр, год издания, главные герои

Автор: русская народная

Год написания: неизвестен

Жанр произведения: сказка

Главные герои: пожилая супружеская чета и две их дочери от разных браков

Вспомнить мудрую сказку, поколениями передающуюся из уст в уста, всего за пару минут поможет краткое содержание сказки «Морозко» для читательского дневника.

Краткое содержание

У супругов, старика и старухи, было по одной родной дочери. Мачеха падчерицу очень не любила. Работой самой чёрной изводила, ругала, обижала, а под конец решила совсем от девушки избавиться.

Приказала мужу увезти её зимой в лес и бросить там. Девчонка под ёлкой почти замёрзла, когда её нашёл старичок Морозко. Он поинтересовался, тепло ли ей. Покладистая девушка ответила, что тепло. Пожалел добрый волшебник девчушку, подарил ей богатую шубу и другие подарки.

Спустя время, старуха отправила мужа за останками падчерицы, а он привёз из леса живую и одаренную дочку. Мачеха разозлилась, зависть заставила её и свою родную дочь в лес отправить за дарами от Морозко.

Мачехина дочка груба и плохо воспитана была, она нахамила доброму дедушке и в наказание он её заморозил. Вместо подарков привёз старухе супруг холодное тело родной дочки. Запричитала мать, но уже ничего не исправить.

Главная мысль (вывод, мнение)

Нельзя желать зла другим, перечить и грубить старшим, завидовать.

Рисунок к произведению

detski-risunok-skazka-Morozko.-min-800x585.jpg

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.avatar.png

9 месяцев назад

Краткое содержание сказки Морозко 5-6 предложений.

Краткое содержание сказки Морозко в читательский дневник.

Краткое содержание сказки Морозко русская народная сказка 2-3 предложения.

Кто автор? Вариант для 1 класса, для 4 класса.

Как написать краткое содержание сказки Морозко на английском языке?

11 ответов:

Краткое содержание сказки «Морозко».

Жили-были старик со старухой. И у каждого было по дочери от первого брака. Старуха сразу невзлюбила падчерицу, хоть та всю работу по дому делала. Приказала старуха старику отвезти его дочь в лес на погибель. Сидит Настенька в лесу, а Морозко еще больше мороза нагоняет и спрашивает, тепло ли ей. На что Настенька его благодарит и говорит, что тепло. Понравилась Морозку Настенька. Одарил он ее подарками и домой отправил. Захотелось старухе, чтобы и ее дочь так одарили. Но Морозко не любит грубых и ленивых и заморозил дочь старухи.

Красивая сказка со смыслом — именно так можно охарактеризовать произведение Морозко.

Для читательского дневника можно написать короткие пересказ в 5 — 6 предложений. Он покажет учителю, что ребенок читал и осмыслил книгу.

  1. Женщина без мужа и мужчина — решают создать семью. У каждого есть по ребенку от первого брака — обе девочки.
  2. Первая, Настенька, трудолюбива и во всем помогает отцу, мачеха ее не долюбливает.
  3. Вторая, Марфа, то и дело красуется перед зеркалом и ничего по дому не делает.
  4. Однажды старуха желает извести падчерицу и зимой старик отвозит ее в лес.
  5. Морозко встречает девушку и морозит, но та говорит, что не холодно и просит его не беспокоиться.
  6. Дух одаривает ее богатством. Алчная старуха посылает свою кровную дочь. Но та хамит — и ее Морозко не щадит.

Используемые источники:

  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/skazka-morozko
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_5.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1891-morozko.html
  • https://svetlica-mama-blogger.ru/читательский-дневник-1-класс-готовые-о/морозко-кратко-содержание-для-читате.html
  • https://otvet.ws/questions/1813663-kratkoe-soderzhanie-skazki-morozko-chto-napisat-dlja-chitatelskogo-dnevnika.html

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 10

города Фрязино Московской области

Конспект Викторина

подготовительная группа

по сказке «Морозко»

Подготовила

Воспитатель

Шенгелиа В.В.

2021г.

Задачи:

Формировать умение различать жанры художественной литературы.

Развивать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Формировать умение моделировать сказку с помощью иллюстраций, пересказывать ее.

Развивать фонематическое восприятие, формировать грамматический строй речи.

Развивать внимание, память, логическое мышление, умение отстаивать свое мнение в обсуждении, мелкую моторику.

Активизировать словарь по теме «Зима».

Предварительная работа: чтение сказки «Морозко», рассматривание иллюстраций, беседы, проведение игр на развитие логического мышления.

Содержание организованной деятельности

1.Организационный момент (Воспитатель)

Где можешь ты увидеть чудеса?

Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои.

Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди, говорят?

И добрые волшебники там чудеса творят?

Ты ответишь без подсказки.

Ну, конечно, это … (Сказки)

2. Отгадывание загадок.

— Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о сказке, а как она называется, вам помогут понять загадки.

Без рук рисует,

Без зубов кусает (мороз)

Не огонь, а жжётся (мороз)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады (мороз)

Кто без брёвен мосты строит? (мороз)

– Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один – Мороз. Скажите ласково. (Морозко). И сказка наша называется «Морозко».

3. Беседа по сказке (Воспитатель)

— Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились со сказкой Морозко.

— Понравилась вам сказка? (Да)

— Почему это произведение относится к жанру сказка?

(Сказка начинается словами жили-были. Как во всех русских народных сказках. Потому что в ней есть сказочные персонажи: Морозко, говорящая собачка, волшебная дорога).

– Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.

– Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим) .

– А родной дочке бабы? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим) .

– На кого бы вы хотели быть похожими? И почему? (На Настеньку)

– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

– Как жилось дочке старика? И почему? (Плохо)

– Почему старик повез свою дочь в лес? (Мачеха приказала)

– Почему Морозко пожалел Настеньку? (Потому что она добрая, скромная и отнеслась к нему с уважением) .

– Почему старуха отправила свою дочь в лес? (Из жадности, она хотела, что бы Морозко ее дочери тоже дал сундук серебра) .

– Чему же учит нас сказка?

(Сказка учит нас доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам.)

— Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

4.Физминутка

По дорожке, по дорожке,

Скачем мы на правой ножке,

А по этой по дорожке,

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем

Сказку продолжать пойдем. (Выполняют движения по тексту) .

5.Подбор однокоренных слов к слову зима и эпитетов.

— Какое время года описывается в сказке?

Дети. В сказке описывается зима.

— Как мы говорим о зиме, если холодно, много снега, мало снега, нет снега, тепло?

Дети. Холодна, снежная, малоснежная, бесснежная, теплая.

— Дети, подберите слова, похожие на слово зима.

Дети. Зимушка, зимуют, озимые, зимний, перезимовать.

— Какой слышим первый звук, какой он?

Дети. Звук «З»-

6. Проблемная ситуация (Воспитатель)

В сказку можно не поверить,

Сказку можно и проверить,

Сказка может правдой быть,

Сказку нужно не забыть.

— Я приготовила картинки-подсказки для того чтобы мы могли посмотреть их и вспомнить сюжет сказки. Но, что это все картинки из моей сказки пропали, это, наверное, Баба Яга все картинки перепутала.

Что же теперь делать?

7. Выбор иллюстраций по сказке «Морозко» среди иллюстраций к другим сказкам.

— Ребята, в нашей сказке есть и положительные герои и отрицательные. Давайте вспомним и назовем положительных персонажей. (Настенька, Морозко) .

— Отрицательных персонажей. (Мачеха, Марфуша, старик) .

8. Пальчиковая гимнастика

Зимой

Снег пушистый лег на ветки.

Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их.

Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки.

Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном,

Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком.

Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»

Лыжи,

Скользить по столу ладонями вперед-назад

Санки

Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать

И коньки

Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед по столу.

Мчатся наперегонки.

9.  Пересказ сказки с опорой на иллюстрации.

10Рефлексия (Воспитатель)

Вы старались, мастерили, трудно было не устать! Потрудились от души, все ребята хороши!

— Какую сказку сегодня вспомнили?

— Что было самым запоминающимся в этой сказке?

— Чему же нас учат русские народные сказки? (Доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию, не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам)

— Ребята, подумайте, а лично вам можно чему-нибудь научиться из этой сказки?


C:UsersnicasDesktop20201211_100058.jpg

C:UsersnicasDesktopаттестация20211009_203359.jpg

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80. 

УКМ «Перспектива»

1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.

Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:

  1. Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
  2. Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
  3. Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
  4. Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
  5. Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.

Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.

2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.

Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.

Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.

3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?

Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.

Морозко хотел испытать падчерицу.

4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.

Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.

Слова с ласкательными суффиксами:

Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.

5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.

Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.

6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?

Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника. 

Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.

7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?

Этот герой — собака под столом.

Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.

Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.

8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.

Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.

Опорные слова для пересказа:

Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.

План пересказа сказки «Морозко»

  1. Жизнь с мачехой.
  2. Требование мачехи.
  3. Падчерица под елью.
  4. Разговор с Морозко.
  5. Старик находит дочь.
  6. Предсказание собаки.
  7. Возвращение падчерицы.
  8. Старухина дочь и Морозко.
  9. Второе предсказание собаки.
  10. Мертвая старухина дочь.

9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.

Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса

Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.

Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.

А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.

Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.

Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.

А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает. 

Сжалился Морозко над девушкой.

А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.

А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.

Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.

Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.

Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.

Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.

Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.

Заголосила старуха, да только поздно.

10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.

Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.

Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.

Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.

Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.

1

Исследователи давно доказали, что у фольклорных мотивов разных стран есть общие корни. А с развитием художественной литературы писатели осознанно стали перерабатывать чужие произведения. Иногда — чтобы сюжет другой страны прижился в новой культуре, иногда — чтобы расставить новые акценты и поместить героев в другие обстоятельства. А порой считая, что оригинал недостаточно интересен и его можно улучшить.

Охарактеризовать падчерицу из сказки морозко

Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935 г.)

В 1923 году Алексей Толстой редактировал для берлинского издательства «Накануне» перевод сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Итальянский первоисточник вышел в свет еще в 1881 году. А в 1930-е годы советское издательство «Детгиз» заказало вернувшемуся на родину писателю пересказ «Пиноккио». Алексей Толстой писал Максиму Горькому: «Я работаю над «Пиноккио», вначале хотел только русским языком написать содержание Коллоди. Но потом отказался от этого, выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему. Мне очень хочется почитать эту книжку в Горках — посадить Марфу, Дарью и еще кого-нибудь, скажем Тимошу, и прочесть детям» (Марфа и Дарья — внучки Горького; Тимоша — прозвище их матери Надежды Пешковой. — Прим. ред.)

Толстой взял из первоисточника имя Буратино: по-итальянски burattino и есть «кукла, марионетка». Но сюжеты двух сказок во многом не совпадают: у Буратино не растет из-за лжи нос и он не превращается в финале в настоящего ребенка. В сказке про Пиноккио нет нарисованного на холсте очага и золотого ключика, а приключения заводят его в тюрьму, Страну Развлечений и цирк.

Самуил Маршак. «Двенадцать месяцев» (1943 г.)

Сюжет о двенадцати месяцах, помогавших бедной падчерице раздобыть зимой сначала фиалки, затем землянику, а в третий раз — яблоки, известен в словацком фольклоре. В конце 1850-х — начале 1860-х годов легенду опубликовал словацкий фольклорист Павол Добшинский. В то же время народную сказку «О двенадцати месяцах» записала чешская писательница Божена Немцова, а уже в 1862 году ее перевел на русский язык Николай Лесков. Благодаря Лескову этот вариант стал известен в России, а сказку ошибочно посчитали чешской и даже богемской. На самом деле Божена Немцова указывала, что услышала ее в окрестностях Тренчина — словацкого города, никогда не входившего в состав Богемии.

Самуил Маршак уверял, что к моменту написания своей пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» не был знаком с переводом Лескова, а лишь слышал «чешскую легенду» в чьем-то пересказе. К созданию сказки его подтолкнуло письмо юного читателя: «Мой шестилетний корреспондент спрашивает меня, почему я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им, и в последний год писал только для больших».

В 1943 году вышла прозаическая версия «Двенадцати месяцев» с подзаголовком «Славянская сказка». А в 1947 году ныне известную всем пьесу поставили в Московском ТЮЗе. В отличие от словацкой сказки у Маршака мачеха и сестрица отправили падчерицу в лес за подснежниками, чтобы исполнить приказ капризной принцессы. В финале злодейки превратились в собак. Народный вариант менее затейлив: красивую падчерицу решили извести, чтобы она не переманивала женихов у некрасивой родной дочери. А закончилась сказка гибелью мачехи и ее дочери в лесу.

Владимир Одоевский. «Мороз Иванович» (1841 г.)

В 1841 году в сборнике Владимира Одоевского «Сказки дедушки Иринея» вышла сказка «Мороз Иванович». Часто говорят, что автор переработал русский сюжет о Морозко, но это не совсем так. У «Мороза Ивановича» есть немецкий прототип — «Госпожа Метелица», впервые изданная фольклористами братьями Гримм в 1812 году. Ее сюжет практически идентичен сказке Одоевского: добрая трудолюбивая сестра через колодец попадает в иной мир. Там она встречает повелителя зимы и служит у него в доме. При взбивании перины Госпожи Метелицы на земле идет снег, а перина Мороза Ивановича накрывает траву, чтобы она не замерзла зимой. В обеих сказках за хорошую службу повелитель зимы отправляет девушку домой с богатыми дарами. Ленивая сестра, позавидовав награде, тоже прыгает в колодец. Но для нее история заканчивается плачевно: у братьев Гримм она возвращается домой, облитая смолой, а у Одоевского — с глыбой льда вместо бриллианта и замерзшей ртутью вместо серебра.

В русской же народной сказке о Морозко девушку отправляют в лес, чтобы сжить со свету. Фольклорист Владимир Пропп считал Морозко и Госпожу Метелицу родственными персонажами, которые воплощают зиму. Оба они были популярны в народе: русских сказок о Морозко известно около 40, а немецких о Метелице и того больше. Братья Гримм записали лишь одну из версий, с которой Одоевский был знаком.

Лазарь Лагин. «Старик Хоттабыч» (1938 г.)

Лазарь Лагин задумал историю про приключения джинна Хоттабыча в Москве, познакомившись с двумя зарубежными произведениями на эту тему. Первое он упомянул в предисловии к изданию 1955 года — это «Сказка о рыбаке» из знаменитого арабо-персидского цикла «Книга тысячи и одной ночи». Второй источник — повесть 1900 года «Медный кувшин» английского писателя Томаса Энсти Гатри (псевдоним — Ф. Энсти). В домашней библиотеке Лагина хранился русский перевод этой повести. В отличие от «Старика Хоттабыча» «Медный кувшин» был написан для взрослых и рассказывал про приключения джинна и вызволившего его лондонского джентльмена. Архитектор Гораций Вентимор мечтал завоевать сердце девушки из высшего света, а джинн Факраш-эль-Аамаш больше усложнял ему задачу, а не помогал.

Из-за радикального различия сюжетов повесть про Хоттабыча адаптацией можно назвать с натяжкой. Это самостоятельное произведение, в котором отразились современные автору советские реалии. Джинна освободил из заточения пионер Волька Костыльков. Из-за устаревших представлений Хоттабыча о мире друзья постоянно попадают в нелепые ситуации. В конце концов джинн решает выучиться и стать радиоконструктором. Обе повести с успехом экранизировали. В СССР был популярен фильм 1956 года «Старик Хоттабыч», а на Западе — голливудская комедия 1964 года «Медный кувшин» («The Brass Bottle»).

Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» (1939 г.)

На момент написания «Волшебника Изумрудного города» Александр Волков преподавал высшую математику в Институте цветных металлов и золота. Книгу Лаймона Фрэнка Баума «Удивительный волшебник страны Оз» (в другом варианте — «Мудрец из страны Оз»), вышедшую в США в 1900 году, он прочитал на английском. Переводов этой сказки на русский язык тогда просто не существовало, и Волков решил сделать перевод так, как рассказывал эту историю своим сыновьям — поменяв имена и введя новых героев. Первый вариант рукописи, опубликованный в 1939 году «Детиздатом», имел подзаголовок «Переработки сказки американского писателя Фрэнка Баума». К концу 1941 года общий тираж книги составил 227 тысяч экземпляров.

В 1959 году вышла новая редакция повести, именно ее знают современные читатели. Волков ознакомился и с другими книгами Баума о стране Оз. Но они ему не понравились, поэтому остальные повести о Волшебной стране не имеют ничего общего с американскими. В 1971 году автор признавался: «Я написал повести «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Семь подземных королей», которая должна была стать последней в цикле сказок о Волшебной стране. Но воля читателей оказалась сильнее воли автора. Посыпалось множество писем с протестами. <…> Цикл сказок о Волшебной стране продолжается, но Элли уже не пересекает Великую Пустыню, ее заменила младшая сестра Энни, о ней и ее друге Тиме О’Келли повествуют следующие сказки: «Огненный бог Марранов» и «Желтый туман».

В 1976 году вышла последняя повесть из цикла об Изумрудном городе — «Тайна заброшенного замка».

  • Офшорный или оффшорный как пишется
  • Ох и золотая табакерка белорусская сказка
  • Охарактеризовать героев сказки спящая царевна
  • Охарактеризовать героев сказки летучий корабль
  • Охарактеризовать главного героя рассказа уроки французского