Охарактеризовать ивана царевича из сказки иван царевич и серый волк

Технологическая карта урока литературного чтения класс 3 тема урока: русская народная сказка иван царевич и серый волк, характеристика героев. тип

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Класс 3

Тема урока: Русская народная сказка «Иван Царевич и серый волк», характеристика героев.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знания

Цель урока: Обобщить знания по пройденному произведению.

Задачи урока:

Дидактические: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Иван Царевич и серый волк»

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, связную речь; развивать познавательный интерес; развивать навыквыразительного чтения.

Воспитательные:воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать уважительное отношение к русским народным произведениям; воспитывать любовь к чтению.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Методы и приемы работына

этапе урока

Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование на каждом

этапе урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р— регулятивные,

К — коммуникативные)

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»).

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Александровна, сегодня я проведу у вас уроклитературного чтения.

— Посмотрите на иллюстрации. Как вы думаете,

какими качествами обладает первый/второй

школьник? На кого из них вы хотели бы быть

похожи?

— Надеюсь, вы сегодня на уроке проявите такие же

качества, которыми обладает хороший школьник.

Приветствуют учителя.

Воспринимают и выражают свое отношение к учебному процессу.

Характеризуют школьников (плохого и хорошего).

Словесные (вступительная беседа)

Устный ответ

Фронтальная

Интерактивная доска, презентация

Осознавать нравственное содержание
мудрых изречений, соотносить их нравственный смысл с жизнью.

Росознавать смысл и назначение позитивных установок науспешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке,
проговаривая во внутренней речи.

П — строит речевое высказывание в устной форме.

Ксоздавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

Оформлять свои мысли в устной форме. Выражать интерес к учению.

  1. Актуализация знаний (5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;

2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов (указать, в какой форме);

3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие;

4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

-Начнём наш урок с речевой минутки

-Прочитайте текст про себя.

hello_html_14a5a431.png

-Прочитайте все вместе хором по моей указке вместе со мной

-Прочитайте шепотом.

Кто прочитает с выражением? (2-3 чел)

— Мы приготовились с вами к нашему уроку, а

теперь давайте продолжим работу.

Организует проверку домашнего задания.

-Вспомните, с каким произведением вы работали на прошлом уроке?

-Кто написал сказку «Иван Царевич и серый волк»??

-Кто главные герои сказки?

-Сегодня мы продолжим работу над данной сказкой.

Выполняют речевую разминку.

Читают текст на слайде про себя

Читают с определенным заданием

Отвечают на вопросы учителя

-Мы познакомились с русской народной сказкой «Иван Царевич и серый волк»

-Эту сказку написал народ.

Словесные (репродуктивная беседа); Наглядные ( показ иллюстрации на слайде)

Устный контроль (фронтальный опрос, выступление)

Фронтальная, индивидуальная

Интерактивная доска, презентация, учебник

Осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; уметь пересказывать текст от имени главных героев.

Р — формулировать вместе с учителем учебную задачу урока
в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

П — проявлять индивидуальные творческие способности при составлении пересказа произведения;

С гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов.

  1. Отработка умений и навыков(15-18 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности;

3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;

4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне.

На слайде слова: караулы, похитник, позарился, задолит, наутёк.

-Объясните значение слов.

2. Работа по содержанию сказки. Выборочное чтение. Все ответы на вопросы дети зачитывают.

— С чего начинается сказка?

— Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками?

— Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу?

— Кто из братьев самый ответственный? Почему?

— Какой вы представляете себе Жар-птицу?

— Слово похитник от слова похищать, воровать.

Позарился – зариться – смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.

Задолит – одолеет.

Наутек – бегом (спасаясь от кого-либо)

Караулы – воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать

Все три брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду

Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.

Самооценка, оценка учителя

Фронтальная

Интерактивная доска, презентация, учебник, рабочая тетрадь

Отвечать на вопросы по прочитанным произведениям, сопоставлять автора и название произведения, объяснять значения трудных слов.

П — строят речевое высказывание в устной форме;

Р — умеют ставить и сохранять учебную задачу;

К — слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

Проявление познавательного интереса

ФИЗМИНУТКА

1.Руки вверх, правую ногу назад на носок Руки вверх, левую ногу назад на носок.

2.Круговые движения плечевым суставом

3. Наклоны вправо-влево

-Как вы можете охарактеризовать Ивана?

-Иван и его братья похожи или отличаются?

-Иван — положительный персонаж или отрицательный? Почему?

-А братья?

— Кого еще из героев можно назвать положительным?

-Что вы можете сказать о Сером волке?

-Какие задания должен был выполнить Иван? (зачитать)

— Как он с ними справился? Все ли у него получалось? (Зачитать)

— Кто был ему верным помощником?

-Кто вызволил Елену Прекрасную? Почему?

— Какую поговорку использует Волк после того, как Иван не справился с первым заданием?

-Как вы ее понимаете?

(Взялся за гуж – буквально значило “впрягся”, а переносно – “взялся за дело”, “дал слово, пообещал что-нибудь”. Теперь становится понятной и вторая часть пословицы, содержащая нравоучение: не говори, что не дюж, т. е. не отговаривайся, что ты слаб, немощен.)

В нашем выражении гуж – это часть упряжи, кожаная (или веревочная) петля у хомута, служащая для скрепления оглобли с дугой. Здесь слово дюж – краткая форма прилагательного дюжий в значении “сильный, здоровый, мощный».)

Выполняют движения физминутки.

Читают слова Царей, которые его посылали за заданиями.

Читают места, где Иван попадал в опасность, дотрагиваясь до клетки итд.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Если начал какое-то дело, доводи его до конца, даже если это непросто!

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой(7 мин.).

Образовательная задача этапа урока:проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом.

Задание на карточках.

-Выпишите слова и выражения из сказки, которые характеризуют этих персонажей.

-Теперь давайте проверим, что у вас получилось.

-Сейчас я буду показывать иллюстрации, связанные с нашей сказкой. Ваша задача зачитать из текста соответствующий момент из сказки.

Выполняют задание.

Иван-царевич — главный герой сказки. Он храбрый, мудрый, сильный

Серый волк — храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.

Братья Ивана — негативные персонажи: коварные, завистливые. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство и убийство.

Выполняют взаимопроверку

Выполняют задание.

Практические (упражнение), Наглядные (демонстрация), Словесные (объяснение)

Письменный контроль (самостоятельная работа); взаимопроверка

Индивидуальная

Интерактивная доска, презентация, проверочная тетрадь

Пользоваться элементарными приёмами анализа текста.

Р — Фиксировать по ходу урока удовлетворённость/
неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументироватьпозитивное отношение к своим успехам,

проявлять стремлениек улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

П – соотносить литературное произведение с его фрагментом;

К — определять совместно критерии оценивания выполнения
того или иного задания (упражнения); оценивать достижения
сверстников по выработанным критериям.

Оценка достижений

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2-3 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;

3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание.

Подведение итогов.

На столах у вас кружочки разных цветов: красный, зелёный и желтый.

Если вы выполняли все задания, внимательно слушали и вы довольны своей работой поднимите зелёный кружочек.

Если у вас возникали трудности во время выполнения заданий, но вы старались, чтобы все получилось, поднимите желтый кружочек.

Если вам было трудно выполнять задания, вы допускали ошибки, поднимите кружок красного цвета.

— Наш урок подошел к концу, запишите домашнее задание.

Отвечают на вопросы

Проводят самоанализ.

Записывают домашнее задание

Словесные (объяснение, беседа)

Устный контроль, самооценивание

Индивидуальная

Интерактивная доска, презентация

Умение соотносить цели и результат своей деятельности

Р — предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; П-контроль и оценка процесса и результатов деятельности; К-высказывают свою точку зрения; слушать и понимать других

Выполняет самооценку результата учебного труда.

ГероиПравить

  • Волк — слуга царя-батюшки. Добрый, немного хитрый. Готов помочь в трудную минуту. Верит, что является заколдованным человеком; по ходу сюжета узнаёт, что на самом деле он суслик, и предпочитает остаться волком.
  • Иван — простой деревенский парень. Мечтает стать пожарным. Из-за своей мечты был выгнан из тридесятого царства в тридевятое царство, где очень удивлялся многим предметам, устроенным совсем иначе, нежели на его родине. Любит присваивать всему степени.
  • Василиса — единственная дочь царя-батюшки. Очень красива и умна. Окончила Оксфорд и Сорбонну. Хочет выйти замуж только по любви. Увлекается романтическими историями. Носит прическу, как у принцессы Леи Органы-Соло из «Звёздных войн».
  • Царь-батюшка — правитель тридевятого царства. Властный, но мелочный. Безумно любит свою дочь. Имеет секретный ключ.
  • Баба Яга — легко поддаётся лести и ест тех, кто ей не нравится. Одна из трёх злодеев.
  • Змей Горыныч — злой персонаж, но учится у Ивана делать добрые дела. Помогает героям одолеть Тень.
  • Царь-император — правитель тридесятого царства. Любит принимать парады. Выгнал Ивана из своего царства, однако в финале присутствует среди гостей на свадьбе.
  • Тень — главный антагонист мультфильма. Тень, которая в результате некоего побочного эффекта ожила. Использовал Министра, чтобы украсть у царя шапку-невидимку. Обретя с её помощью плоть, превратился в монстра и стал поглощать местных жителей, превращая их в тени. Любимая фраза — «Бу!». Неоднократно обзывал министра идиотом за недопонимание.
  • Министр — официально «первый министр» (и по-видимому, единственный, так как других «госчиновников», не считая Волка, не показано, однако во сне Царя есть отсылка к казначею); отрицательный персонаж. Слуга своей Тени. Пытался жениться на Василисе, а также по приказу той же Тени заполучить для себя царство, а для Тени — секретный ключ. В финале разоблачён и арестован.
  • Сова — герой второго плана. Участвует в создании сюжетной линии второго плана, особенно «там, не знаю где».
  • Кот-учёный — живёт на дубе. Очень умный. Помогает Ивану, снабжая советами и волшебным зеркалом.
  • Русалка — герой второго плана. Постоянно падает с ветвей дуба, комментируя это фразой «Ну я же соскальзываю!». Полная. Имеет веснушки.
  • Щенок — герой второго плана. Постоянно ворует у Волка мясо.
  • Кощей Бессмертный — злой герой. Обожает рассказывать истории, этим способом он насмерть заговаривал своих гостей.
  • Белка – герой второго плана, отбивалась от совы. Волк спас её от атаки совы сзади и она помогла им.

«Царевна-Лягушка» (1954)

Этот рисованный фильм был снят на студии «Союзмультфильм» режиссером Михаилом Цехановским по мотивам одноименной русской сказки.

Охарактеризовать ивана царевича из сказки иван царевич и серый волк
Кадр из мультфильма «Царевна-Лягушка», 1954 год

Кащей Бессмертный похищает Василису Прекрасную, а когда она отказывается выйти за него замуж, превращает ее в лягушку.  Тем временем на Руси царь решил женить своих сыновей — куда стрела из лука попадет, там и найдет каждый из них свою невесту. Стрела младшего сына упала в болото, где жила лягушка, так что ему пришлось на ней жениться. Чтобы выполнять пожелания царя, например, соткать ковер, Василиса сбрасывала лягушачью кожу и на время становилась прекрасной девицей. Но муж хотел, чтобы она всегда была такой, поэтому нашел и сжег ее лягушачью кожу в печке. После этого Василиса сказала: «Ищи меня у Кащея Бессмертного!», превратилась в лебедя и улетела. Иван прошел через множество испытаний и трудностей, но все-таки вернул свою возлюбленную, и жили они, как водится, долго и счастливо.

Герои мультфильма говорят голосами Маргариты Куприяновой (Василиса Прекрасная), Алексея Вербицкого (Иван Царевич), Александра Румнева (Кащей Бессмертный), Георгия Милляра (Баба-яга), Алексея Грибова (дед Кондрат), Бориса Чиркова (царь) и Владимира Грибкова (старичок).

Интересные факты

  • Иван-царевич, как и прочие персонажи русского фольклора, не раз вдохновлял художников. Особенно полюбился персонаж Виктору Васнецову, мастеру фольклорной живописи (картины «Бой Ивана Царевича со Змеем», «Иван-царевич на Сером Волке»). Знаменита также картина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», принадлежащая кисти Ивана Билибина, художника конца XIX – первой половины ХХ века.
  • В 1975 году студия «Диафильм» выпустила цветной диафильм по сказке «Иван-царевич и серый волк», созданный художником П. Багиным.

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

  • Имя Ивана-царевича взяла себе как название российская фолк-метал-группа, основанная в 1999 году. Группа работает на стыке тяжелого металла и фольклорно-былинных мотивов. Выпустила три студийных альбома. Знаменитая песня группы — «Живой металл».
  • Среди персонажей писателя-фантаста Кира Булычева, создателя цикла книг об Алисе Селезневой, есть некий гражданин по имени Иван Иванович Царевич.

Иван-царевич в игре «Свадьба Василисы»

  • Иван-царевич стал персонажем «девочковой» компьютерной игры «Свадьба Василисы». Игра сделана по мотивам мультфильмов студии «Мельница». В игре Василиса выбирает платье и всячески готовится к собственной свадьбе, для которой нужно украсить палаты, испечь торт, разослать приглашения и так далее.
  • В 2012 году издательство «Эгмонт Россия Лтд» выпустило детскую книжку «Иван Царевич и серый волк. В Тридевятом царстве» авторства Сергея Георгиева.

Спектакль «Иван-Царевич, серый волк и другие»

  • Московский театр Содружество актеров Таганки под руководством Николая Губенко поставил сказочный спектакль для детей «Иван-Царевич, серый волк и другие» с оригинальными костюмами. К примеру, Кощей в постановке ходит в форме немецкого офицера времен Второй мировой войны.
  • Мастера уральской камнерезной мастерской «Святогор» выпустили в 2012-2015 годах серию ювелирных статуэток необычайно искусной работы из поделочного камня, окаменелого дерева и металла. Статуэтки изображают персонажей русских народных сказок. Среди них есть одна, изображающая Ивана-царевича верхом на сером волке, который несется прочь от погони вместе с похищенной Еленой Прекрасной.

«Волк и семеро козлят» (1957)

Этот рисованный мультфильм, основанный на известной русской народной сказке «Волк и семеро козлят», был снят на студии «Союзмультфильм» режиссером-мультипликатором Петром Носовым.

Охарактеризовать ивана царевича из сказки иван царевич и серый волк
Кадр из мультфильма «Волк и семеро козлят», 1957 год

Сюжет этой сказки знает, кажется, каждый: маме Козе нужно срочно отлучиться из дома. Как и любая мама, она переживает за своих детей, поэтому строго-настрого запретила козлятам открывать дверь кому-то, кроме нее. Коза научила их простой песенке, по которой они сразу бы узнали свою маму. Но злой Волк подслушал их разговор и, прибегнув к хитрости, решил похитить козлят. Волк попросил кузнеца Медведя сделать ему тоненький голосок, как у Козы, маленькие козлята попались на эту уловку и впустили Волка в дом, тот положил их в мешок и побежал в лес. Но друзья помогли Козе вернуть детей.

В 1975 году по мотивам сказки был снят еще один мультфильм — «Волк и семеро козлят на новый лад». В картине режиссера Леонида Аристова все герои общаются песнями, написанными Юрием Энтиным.

Образ и сюжет

Образ Ивана-царевича в русских народных сказках имеет двойственную характеристику. Как положительный персонаж Иван-царевич предстает в тех сюжетах, где борется со злом и помогает слабым. Сам герой при этом может не знать о том, что он — царский сын, быть потерянным в детстве.

В начале сказки героя преследуют враги, Иван беден. Царское достоинство герой возвращает себе в конце сказки. Как награду за совершенные подвиги, он получает трон, находит потерявших его родителей.

Иван-царевич и Царевна-Лягушка

Если герой начинает путь, уже будучи царевичем, то в конце сказки Ивана ждет жена-царевна, половина чужого царства, волшебный конь или волшебный предмет в качестве награды.

В тех сюжетах, где Ивану-царевичу противопоставлен герой «из народа», например, рыбацкий сын, сам царевич становится отрицательным персонажем. Тут Иван-царевич демонстрирует злобу и хитроумие, пытается отнять у положительных героев награду, которую те заслужили, или вовсе погубить их. В финале царевич остается жив, но наказан и посрамлен.

Список источников

    Юным гостям сайта рекомендуем читать краткое содержание сказки «Иван-царевич и Серый Волк» – итогового произведения В. А. Жуковского в жанре литературной сказки. Поэт оригинальным образом переработал и объединил два фольклорных сюжета, сохранив верность народным сказочным традициям. П. А. Плетнев писал, что при чтении этого произведения «чувствуешь около себя действительно сказочную Русь».

    Главные герои

    Иван Царевич – младший сын Демьяна Даниловича; честный, смелый, добрый и находчивый юноша.

    Серый Волк – мудрый волшебный зверь, друг и главный помощник Ивана.

    Елена Прекрасная – дочь царя Касима.

    Клим и Петр – ленивые, злые и жадные старшие братья Ивана.

    Краткое содержание

    Давным-давно в одном царстве правил Демьян Данилович, у которого было три взрослых сына: Клим, Петр и Иван. Гордостью царя была росшая в саду яблоня с золотыми яблоками.

    Однажды царь заметил, что золотые плоды стали бесследно исчезать. Он повелел сыновьям изловить вора, назначив наградой за поимку половину царства и статус главного наследника.

    Братья решили по очереди нести караул. Первым отправился Клим. Он проспал всю ночь, а утром заявил, что в саду никого не было. На вторую ночь точно так же «просторожил» и Петр.

    Иван твердо решил не смыкать глаз. В полночь в сад прилетела жар-птица и начала срывать яблоки. Царевич ухватил ее за хвост, но не смог удержать. Жар-птица скрылась, оставив в руке сторожа огненное перо.

    Утром Иван обо всем рассказал царю и показал улику. Он хоть и не поймал птицу, но отпугнул ее: яблоки больше не пропадали.

    Вскоре царь пожелал увидеть жар-птицу в своем дворце. Он призвал к себе Клима и Петра и повелел им разыскать воровку, вновь пообещав наградить половиной царства.

    Старшие братья уехали, а Иван стал упрашивать отца тоже отпустить его на поиски. Демьян Данилович уговаривал младшего сына остаться, но царевич настоял на своем.

    Иван сел на коня и отправился в путь. Он долго ехал и оказался на распутье из трех дорог. На столбе было написано, что ждет всадника на каждом выбранном направлении. Поехав прямо, он подвергнется разным лишениям; повернув направо – потеряет коня; отправившись влево – погибнет. Иван подумал и выбрал правую дорогу.

    Вскоре из леса выскочил Серый Волк. Он бросился на коня, загрыз его и скрылся. Опечаленный Иван пошел дальше пешком. Волк опять появился и предложил царевичу сесть на него верхом.

    Узнав о цели путешествия Ивана, Волк сказал, что знает, где найти жар-птицу. Он быстро помчался вперед и в полночь доставил царевича к высокой стене. За ней висела золотая клетка с жар-птицей. Волк предупредил царевича, что клетку нужно оставить.

    Иван перелез через стену и вытащил жар-птицу. Забыв о предупреждении, он хотел унести ее вместе с клеткой. Как только царевич дотронулся до клетки, раздался громкий звон. Появилась царская стража и схватила вора.

    Ивана отвели к царю Далмату. Царевич объяснил, что хотел украсть птицу, потому что она воровала яблоки его отца. Далмат согласился отдать воровку, но взамен желал получить коня Золотогрива. Этим прекрасным конем владел царь Афрон, правивший в тридесятом царстве.

    Иван вернулся к Волку. Тот пообещал помочь и к следующей ночи доставил царевича к конюшне Афрона. Волк сказал, что Иван легко выведет Золотогрива, если не будет трогать его уздечку.

    Царевич проник в конюшню и уже повел Золотогрива, но вдруг увидел красивую уздечку и снял ее со столба. Тут же прибежали слуги Афрона, схватили конокрада и отвели к царю. Владелец коня выслушал Ивана и согласился обменять Золотогрива на дочь царя Касима – Прекрасную Елену.

    Узнав о новом поручении, Волк пустился в путь и добрался с царевичем до царства Касима. Попросив Ивана подождать, Волк пробрался в сад и выкрал красавицу. Усадив царевну и царевича на спину, он быстро оторвался от погони. Молодые люди сразу же влюбились друг в друга.

    Волк догадался, что Иван не хочет расставаться с любимой. Обернувшись Еленой, он вместо нее пошел к Афрону. Царевич получил Золотогрива и ускакал на нем вместе с настоящей царевной. Афрон устроил свадьбу с Еленой, но Волк принял свое истинное обличье, укусил царя и убежал к Ивану.

    Таким же образом был обманут Далмат. Верный помощник превратился в Золотогрива, а после обмена на жар-птицу сбежал.

    Царевич добрался до места первой встречи с Волком. Тот простился с Иваном, пожелал ему всего хорошего и посоветовал никому не доверять, даже родным братьям.

    Иван продолжил путь и достиг своего царства. Неподалеку от дворца он неожиданно встретил Клима и Петра. Увидев «добычу» младшего брата, они позавидовали ему и замыслили злодейство.

    Братья радушно предложили Ивану отдохнуть в своем шатре. Когда царевич уснул, они закололи его мечами и отправились к отцу с Еленой, Золотогривом и жар-птицей.

    Полакомиться мертвым Иваном прилетел ворон. В это время, почуяв беду, подоспел Волк. Он схватил падальщика и потребовал, чтобы его вороненок раздобыл мертвой и живой воды.

    Вечером прилетел вороненок. Волк побрызгал Ивана сначала мертвой, а затем живой водой. Раны затянулись, и царевич очнулся. Волк сказал, что Клим и Петр убиты Кощеем. Этот чародей погрузил Демьяна Даниловича и все его царство в непробудный сон и похитил Елену, Золотогрива и жар-птицу. О том, как убить Кащея, знает только Баба Яга, живущая в непроходимом лесу.

    Волк рассказал Ивану, как найти богатырского коня, который сможет найти дорогу к избушке Бабы Яги.

    Богатырский конь был спрятан колдуном в глубоком подземелье за двенадцатью чугунными дверями. Иван освободил его и попросил отвезти в логово Бабы Яги.

    После долгого пути Иван встретил двух дравшихся Лешаев. Драка шла за три волшебные вещи: драчун-дубинку, скатерть-самобранку и шапку-невидимку. Царевич пообещал разрешить их спор. Он сказал, что пустит стрелу. Кто принесет ее обратно, тот получит два любых волшебных предмета.

    Глупые Лешаи с радостью согласились на состязание. Иван выпустил стрелу, а когда спорщики убежали, одел шапку-невидимку, взял дубинку и скатерть и поехал дальше.

    Наконец, конь довез Ивана до затерянной в глухом лесу избушки. Царевич вошел в нее и увидел Бабу Ягу. Он потребовал принять гостя: напоить, накормить и уложить спать. Хозяйка оценила смелость Ивана и выполнила его требования.

    На следующий день царевич рассказал Бабе Яге о злодействе Кащея. Она согласилась помочь Ивану. Смерть Кащея заключена в яйце. Яйцо находится в утке, утка – в зайце, а заяц – в сундуке. Сундук же закопан под дубом на далеком острове Буяне. Добыв яйцо, Иван должен поехать во дворец Кащея. Дубинка поможет ему справиться со сторожем – двенадцатиголовым драконом. Одев шапку-невидимку, царевич беспрепятственно пройдет к Кащею и убьет его, раздавив яйцо.

    Баба Яга добавила, что Ивану нужно будет взять из дворца гусли-самогуды. Только они смогут снять сонные чары с царства Демьяна Даниловича.

    Иван добрался до безбрежного моря Окиана. На берегу он освободил из невода щуку, которая пообещала свою помощь. Богатырский конь с царевичем на спине бесстрашно бросился в воду и поплыл к острову Буяну.

    Конь достиг острова. Иван повалил дуб, вытащил из ямы сундук, достал из него зайца и разорвал его. Из зайца выпорхнула утка и полетела прочь от острова. Царевич попал в утку стрелой, но выпавшее из нее яйцо упало в море и пошло на дно. Тут и пригодилась спасенная щука, которая нашла яйцо и приплыла с ним к берегу.

    Взяв яйцо, Иван на коне добрался до замка Кащея. Он надел шапку-невидимку, осторожно подошел к дракону и приказал дубинке поколотить его. Осыпаемый градом ударов сторож разъярился и в бессильной злобе разодрал себя когтями.

    Царевич расстелил перед усталым конем скатерть-самобранку и пошел искать своего недруга. В саду он увидел Елену, очарованную игрой гуслей-самогудов. В это время к девушке подошел Кащей и стал уговаривать ее на свадьбу.

    Иван приказал дубинке побить чародея, а затем снял волшебную шапку и раздавил яйцо. Избитый Кащей тут же умер.

    Царевич забрал Золотогрива, жар-птицу и гусли-самогуды. Влюбленные сели на коней и поскакали прочь. Гора, на которой стоял замок Кащея, рухнула. На ее месте осталось озеро. Иван и Елена, не спеша, поехали домой. Волшебные вещи облегчали им путь.

    Все жители царства Демьяна Даниловича крепко спали. Царевич и царевна добрались до дворца и увидели перед ним убитых Кащеем Клима и Петра. Дойдя до царских покоев, где спал мертвым сном отец и его приближенные, Иван приказал играть гуслям-самогудам.

    При первых волшебных звуках все люди очнулись и пустились в пляс. Сам царь бросился плясать с невестой сына и повелел объявить, что завтра приглашает всех подданных на свадьбу наследника Ивана с Еленой Прекрасной.

    Праздник удался на славу. Скатерть-самобранка накрыла столы для огромного количества людей. Дубинка следила за порядком.

    В разгар свадьбы раздался громкий звук трубы. К дворцу подъехала роскошная карета, в которой сидел Серый Волк. Иван с восторгом встретил своего верного помощника и предложил ему остаться жить у него.

    После смерти Демьяна Даниловича царем стал Иван. Он много лет мудро правил царством, во всем советуясь с Волком.  

    Сочинение по картине “Иван Царевич на сером волке”

    Вариант №1

    Виктор Михайлович любил сказки и былины, поэтому частенько создавал иллюстрации к этим произведениям. Полотно «Иван царевич на сером волке» художник писал несколько месяцев, несмотря на то, что занимался в это время росписью Владимирского собора. Автор в 1889-ом году даже приостановил иконопись и занялся написанием фольклорного полотна, на котором он и воспроизвел персонажей русской народной сказки.

    На картине изображена сцена погони, а серый волк пытается уберечь своих друзей от угрозы быть настигнутыми преследователями. Иван и Елена прекрасная, сидящие на спине громадного зверя, выглядят встревоженными, да и настроение полотна довольно пессимистическое.

    Больше всех взволнована Елена – красавица вверила свою жизнь Ивану и волку, и теперь смиренно ожидает, когда им всем удастся оторваться от погони. Ей страшно, поэтому она кротко склонила свою голову на грудь Иванушки, а её сложенные руки демонстрируют покорность судьбе. Девушка очень красива, даже когда выглядит притихшей, и на ней роскошные одежды, что свидетельствует о её высоком происхождении.

    Иван тоже выглядит презентабельно – он в богатом одеянии, юноша красив, но выглядит серьезным. Он намерен защищать царевну и в любую минуту готов выхватить меч, дабы дать отпор преследователям. Царевич не испуган, но он настороженно вслушивается в лесные звуки и внимательно всматривается в чащу.

    И только волк написан в движении – он несется через лес и осознает всю опасность положения. Но живописец изобразил его уверенным и сильным зверем, который приустал, но не намерен останавливаться. Волк очень крупный, с крепким телом, но больше всего привлекают его глаза, своей осмысленностью напоминающие человеческие.

    Живописное полотно мрачновато, однако есть в нем некая таинственность. Темный волшебный лес, окружающий героев, выглядит страшновато, главным образом из-за темных оттенков. Мы видим ветви, расположенные на заднем плане, они чем-то напоминают лапы диковинных чудищ, пытающихся помешать продвижению персонажей вперед. Зато на переднем плане живописец разбросал по стволу цветы розового цвета, что вселяет надежду в то, что беглецам удастся уйти от погони, и они найдут свое счастье.

    Несмотря на недосказанность и таинственность, все-таки автор полотна надеется на то, что зло будет побеждено, а светлые оттенки свидетельствуют о том, героев впереди ждет счастливое будущее. Мы верим, что скоро жуткий лес закончится, и волк-волшебник успешно справится со своей главной задачей – спасти друзей от преследования.

    Охарактеризовать ивана царевича из сказки иван царевич и серый волк

    Сочинение по картине “Иван Царевич на сером волке”

    Вариант №2

    Картина «Иван Царевич на Сером волке» написана в 1889 году. Художник в ней использует мотив русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк». Это не единственная работа Васнецова с использованием сказочного сюжета, например, он написал картины «Аленушка» и «Богатыри».

    На картине мы видим Ивана-царевича, который прижимает к себе Елену Прекрасную, а сидят они на Сером волке. Это и есть главные герои картины. Иван царевич пристально смотрит по сторонам, он взволнован. Его меч находится в стороне от него, показывая с какой скоростью они передвигаются. Одежды его очень богатые. На нем шапка, кафтан, рукавицы. Меч очень красивый, с орнаментом. Елена прекрасная оперлась на плечо Ивана. Она доверяет ему, но , возможно, боится чего-то. Она немного отрешена от реальности и покорилась судьбе. Герои невесёлые. Елена прекрасная тоже в богатых одеждах, длинные волнистые волосы развеваются, но руки безвольно сложены на коленях. Волк смел и решителен, он несется сквозь дремучий лес, стараясь спасти друга.

    Лес очень темный, но мы видим цветущее дерево, видимо, дело происходит весной. Весна – время обновления, надежды на лучшее будущее. Именно это дерево подсказывает нам, что у героев картины все будет хорошо, все лучшее еще впереди.

    Вариант №3

    Картина Виктора Михайловича Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» была написана в 1889 году по мотивам русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк». Виктор Васнецов – мастер фольклорной живописи. Он написал множество картин и иллюстраций к книгам на сюжеты разных народных сказок. Самые известные из них – это «Аленушка» и «Богатыри».

    На картине «Иван-царевич на Сером волке» изображены три главных героя – это сам Иван, Елена Прекрасная и Серый волк, когда они мчатся по дремучему лесу, спасаясь от погони. Все мы читали эту замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк» еще в детстве. Поэтому сюжет сказки известен, и нам легко догадаться, какой именно момент запечатлен на картине.

    Взгляд Ивана-царевича внимателен и сосредоточен. Это и объяснимо – он опасается погони. У Елены Прекрасной отрешенный задумчивый вид – она как бы покорилась судьбе. Но вместе с тем, в ее лице нет страха – она доверилась Ивану-царевичу.

    Серый волк, на самом деле, – это главный помощник и союзник Ивана. Он выручает его из всех опасностей и бед, встречаемых на его пути. На картине видно, как бесстрашно волк мчится через глухую лесную чащу. Мы не сомневаемся, что мчится навстречу любви и счастью. Об этом нам подсказывают синие васильки и цветущие кусты на переднем плане картины.

    План сочинения

    1. Художник-сказочник
    2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства
    3. Тайны волшебного леса
    4. Вера в счастливый конец

  • Охарактеризовать жилина из рассказа кавказский пленник 5 класс
  • Охарактеризовать елисея из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Охарактеризовать героев сказки о рыбаке и рыбке 2 класс
  • Охарактеризовать героев сказки ашик кериб
  • Ох уж эти сказки ох уж эти сказочники картинка