Охарактеризовать главного героя рассказа уроки французского

Главным героем рассказа уроки французского валентина распутина является 11-летний мальчик. смотрите: все материалы по рассказухарактеристика главного героя рассказа уроки французского:

Главным героем рассказа «Уроки французского» Валентина Распутина является 11-летний мальчик.

Смотрите: Все материалы по рассказу

Характеристика главного героя рассказа «Уроки французского»: образ, описание мальчика, внешность, характер, портрет

Имя главного героя не указано в рассказе. Известно, что возраст мальчика — 11 лет. Он учится в 5-ом классе:

«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…» 

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году…»

Внешность главного героя выглядит так:

«…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках* ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги…» (*чирки — обувь) 

«…от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый* пиджачишко…» (*кургузый — короткий, тесный)

Действие рассказа происходит в 1948 году, в тяжелое время после войны 1941-1945 гг. В это время многие люди живут бедно:

«…в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время…» 

Главный герой рассказа — мальчик из бедной семьи. Судя по всему, его отец умер и мать одна содержит троих детей:

«Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда…» 

«…ведро картошки — под весну это было немалое богатство…»  

«Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось…»

Он является старшим ребенком в семье. У него есть младшие сестра и брат:

«…нас у матери было трое, я самый старший…»

Семья мальчика живет очень бедно и питается только хлебом, картошкой, горохом и репой. Они никогда не покупают макароны или гематоген (сладкий батончик):

«Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает… <…> Совсем не бывает <…> Горох бывает. Редька бывает…» 

«Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу…»

Семья мальчика настолько бедна, что сам он никогда не пробовал яблоки. Он видел их только на картинках:

«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они…»

С 11 лет главный герой живет самостоятельно. Он учится в школе в райцентре, а его семья живет в деревне:

«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…»

В райцентре мальчик живет у своей знакомой — тети Нади. Тетя Надя и ее дети воруют у мальчика продукты, которые ему дает мать:

«Привезут кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил — так и есть: был — нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тетя Надя ли, <…> кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, — я не знал…»

Бедный мальчик постоянно голодает, живя у тети Нади:

«Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь…» (учительница о нем) 

Главный герой является робким, стеснительным, молчаливым и замкнутым мальчиком:

«И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка…»

«От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости…»

Живя один в чужой семье, мальчик тоскует по дому, по своей деревне:

«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой…»

У главного героя есть много товарищей в его родной деревне. Теперь, когда он живет в райцентре, он не имеет возможности видеться с друзьями:

«…в деревне, там у меня товарищей много…»

Главный герой является способным мальчиком, по мнению его учительницы французского Лидии Михайловны:

«…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя…»

Он является упорным, настойчивым мальчиком и не отступает от своей цели:

«Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…» 

«А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата — десять из десяти…»

Главный герой считает себя упрямым мальчиком:

«Она сделала еще попытку посадить меня за стол — напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых…»

Он страдает малокровием, из-за чего у него иногда кружится голова. Поэтому врачи советуют ему пить молоко:

«Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова…» 

«Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше…»

Мальчик хорошо учится в школе. У него по всему предметам пятерки кроме французского:

«Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея…» 

«Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки…»

Мальчик хорошо знает грамматику французского языка, но у него плохое произношение:

«С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена…»

Добрая учительница французского Лидия Михайловна занимается с ним отдельно на дому. В результате он начинает лучше говорить по-французски. Он улучшает свое французское произношение:

«…я продолжал ходить к Лидии Михайловне. Но теперь она взялась за меня по-настоящему… <…> постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова…»

«Хорошо, — подбадривала меня Лидия Михайловна. — В этой четверти пятерка еще не получится, а в следующей — обязательно…» 

Добрая Лидия Михайловна узнаёт, что мальчик живет далеко от мамы и часто голодает. Ей становится жалко бедного ребенка:

«Я знаю, что ты голодаешь…» (учительница о нем) 

Во время одного из уроков Лидия Михайловна показывает мальчику игру в «замеряшки» и предлагает ему играть на деньги. Мальчику нравится эта игра, у него получается выигрывать. Благодаря игре он зарабатывает себе деньги на еду. Так учительница добивается того, чтобы ее любимый ученик не голодал и имел деньги на продукты:

«И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко… заедая куском черного хлеба…»

К сожалению, директор школы узнает об этих играх на деньги между учительницей и учеником. Директор осуждает Лидию Михайловну за «развращение» ученика, не понимая, что добрая женщина таким образом спасала ученика от голода. Строгий директор не вникает в суть проблемы. В итоге учительница оказывается вынуждена навсегда уехать к себе домой на Кубань:

«Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь…»

Спустя несколько месяцев добрая Лидия Михайловна присылает мальчику посылку с макаронами и яблоками. Так главный герой в свои 11 лет впервые видит настоящие яблоки.  

Это был цитатный образ и характеристика главного героя из рассказа «Уроки французского» В. Распутина: цитатный портрет главного героя, описание внешности и характера мальчика.

Смотрите: Все материалы по рассказу

Главные герои

В рассказе «Уроки французского» герой первого этажа — одиннадцатилетний подросток, который также играет роль рассказчика. Распутин дал ему следующее описание:

  • одиночный;
  • скромный;
  • дикий;
  • умышленно.

Мальчик происходил из очень бедной семьи, в которой часто не было даже еды, потому что мама все несла на плечах. Из-за вечного недоедания он был худым, как прозрачный. Несмотря на свое жалкое существование, мальчик не пошел воровать, он умел оставаться честным, справедливым и добрым.

Мальчик настаивает на том, чтобы пойти в школу

Он упорно продолжает посещать школу и получать знания, чтобы стать гордостью своей семьи. В подростке чувствуется сила, ведь он никогда не жалуется, не просит помощи. Молодой учитель поражается его самостоятельности и гордости. Девушка видит, сколько она хочет съесть, поэтому предлагает ему бутерброд, но он отказывается, чтобы не выглядеть жалко.

Учителя истории «Уроки французского» звали Лидия Михайловна. К тому же она была доброй 25-летней женщиной. Автор дает следующее описание внешности героини:

  • адекватные черты лица;
  • слегка заметная коса в темных глазах;
  • черная стрижка.

Лидия Михайловна жила в городе из обеспеченной семьи, поэтому ни в чем не чувствовала нужды. Она признается, что в детстве была плохим ребенком, из-за чего доставляла много хлопот родителям. Воспитатель сумел увидеть в голодном и тихом мальчике положительные качества, пытается помочь ему выйти из сложной жизненной ситуации.

Кроме того, главный герой — мать мальчика. Помимо сына у него есть еще двое детей. Женщина их поднимает и держит в покое. Автор наделяет ее волевым характером, силой духа.

Чтобы обеспечить ребенку достойное будущее, мать в ущерб себе, потому что по хозяйству некому будет помогать, отправляет мальчика в районную школу. Она не бросает его, но по возможности передает еду и немного денег.

Характеристика героев рассказа «Уроки французского»

  • Главный герой, Володя — 11-летний мальчик пятого класса
  • Лидия Михайловна — учитель французского языка, 25 лет
  • Федя — сын хозяйки тети Нади
  • Тишкин — одноклассник
  • Дядя Ваня — водитель грузовика
  • Вадик — старшеклассник, инициатор игры
  • Птаха — старшеклассник, друг Вадика
  • Василий Андреевич — директор школы, очень строгий мужчина средних лет

В городе

Попав в город, мальчик, на самом деле еще ребенок, растерялся. Ему всего 11 лет, и он оказался в незнакомой среде, непонятном образе жизни. Он не знает и многого не понимает в городе. Здесь он один, грустно и мрачно вдали от дома, от семьи, от друзей. Даже у матери есть «душа не на своем месте», потому что ребенок вынужден жить вдали от нее, с чужими, с недоеданием, жаждой. Но когда она хочет вернуть сына в деревню, она показывает силу характера и остается в городе.

В деревне все проще: и люди, и отношения. Они не воровали друг друга, не обманывали друг друга, не обманывали. В герое проявляются новые черты характера: гордость, упрямство, боевой дух, чувство справедливости.

Первым врагом, с которым столкнулся мальчик, был невыносимый голод. В деревне добывать пищу было проще: «что-то перехватить, откопать, поднять…» Здесь пищу можно получить только при наличии денег, которых у него не было.

Герой жил у чужих людей, где его не только не кормили (ну хоть приютили, дали уголок), но еще кто-то (сын хозяйки Федьки) притащил продукты, принесенные его мамой: хлеб и картофель. Здесь проявляются такие черты характера, как гордость и застенчивость. Из гордости никому не жалуется, отказывается от незаслуженных подарков (посылки от Лидии Михайловны), зарабатывает деньги.

Застенчивость проявляется в силе образования и жизни в деревне. Он не понимает, как отобрать это у своих людей, поэтому ему стыдно жаловаться. А если он неправ, он клевещет на невиновного.

Его смущает его внешний вид: он плохо одет и обуты, он не понимает законов местного суда.

В городе ярко проявляется еще одна черта характера мальчика: обостренное чувство справедливости. Не терпит лжи, обмана, читерства (в игре местного авторитета Вадика), лжи даже во благо (как в случае с Лидией Михайловной во время игры со стенкой и пачками с макаронами).

он упрям ​​в достижении своей цели, но не жаден или безрассуден. Он не хочет никого обманывать, играет честно и только до тех пор, пока не выиграет необходимую сумму денег. С ними вы покупаете чашку молока, чтобы избежать головокружения и хоть немного утолить голод.

Рассуждения по теме

В основе произведения — автобиографический рассказ автора, поэтому неудивительно, что история рассказана с точки зрения подростка. В 1947 году, когда эта история разворачивается в сюжете, Распутин был ребенком того же возраста, поэтому не понаслышке знал о тяжести жизни и разрухах послевоенных лет.

Возможно, сегодня многое из описанного в сказке покажется читателю нелепым или даже неприемлемым, но тогда так было. Мужчин было мало, своих воспитывали только женщины, а иногда и чужие дети. Старшие в семье заботились о малышах, и некому было заботиться о них. Подростки росли одни:

  • работал и учился;
  • пытались помочь мамам;
  • причастен к неприятным историям.

Описанная в сюжете игра на деньги — самое безобидное, чем может увлечься подросток. На самом деле все было намного хуже. Не все мальчики были упрямыми учениками и честными людьми как главные герои рассказа. В стране процветала детская преступность.

Может быть, поэтому автор решил описать хорошего парня, чтобы показать, что не все отказались от своих принципов даже ради пустого желудка. Герои произведения «Уроки французского» учат взаимопомощи и доброте, что делает этот рассказ интересным даже для современного читателя.

Второстепенные персонажи

В рассказе «Уроки французского» много второстепенных персонажей. Автор дает им следующую характеристику:

Василий Андреевич

  1. Василий Андреевич — директор школы, он громко говорит, поэтому ученики относятся к нему со страхом. Он заставил виновных детей объяснить причину своего преступления, сделав это публично. Застав учителя и ученика играющими в позорную игру, он, не понимая сути проблемы, объявляет его преступником.
  2. Дядя Ваня — водитель. Мужчина периодически приносит главному герою еду. Это добрый и ответственный человек.
  3. Вадик — ученик седьмого класса, автор создал для него образ хитрого и злого подростка. Он улыбается младшим мальчикам, обижает слабых. Рассмотрим хулигана по прозвищу Птах, его лучшего друга, постарайтесь во всем подражать ему. Вместе с ним Вадик несколько раз обыгрывает главного героя за то, что ему удается победить в «стене».
  4. Тишкин — одноклассник рассказчика. Это трусливый мальчик, который присутствует во всех играх, но не решается в них участвовать. Он рассказывает учителю, откуда у его друга синяки и как он зарабатывает деньги на еду.
  5. Федька — сын хозяина квартиры, в которой живет рассказчик. Подросток знакомит его с группой мальчиков, которые играют в тику на деньги. Федька и ее семья часто воруют еду у главного героя, когда он уезжает учиться или играть.

В рассказе «Уроки французского» главные герои другие. Распутин создал настоящую галерею персонажей. У каждого из них свой характер, цель, положительные и отрицательные качества. Все они сыграли важную роль в судьбе подростка.

Вариант 2

Одно из самых сложных для понимания советских произведений — повесть В. Распутина «Уроки французского». Писатель создал ее на собственном опыте: в детстве Валентин приехал в другой город, еще неизвестный, но благодаря помощи своей учительницы Лидии Михайловны смог преодолеть жизненные трудности и пережить тяжелый период.

Стоит обратиться к главным героям произведения, портреты которых скопированы с реальных людей.

Динамик. Писатель не назвал имя главного героя, но повествование ведется от первого лица, как если бы сам автор рассказывал о событиях своей жизни. Мальчику 11 лет, он учится в пятом классе районной школы. Он был вынужден покинуть дом и семью, чтобы получить образование. По этой причине герой живет у подруги своей тети Нади.

Мальчик хорошо учится, но живет плохо, из-за недоедания и анемии он худой и бледный. Мама иногда присылает ему еду с друзьями, но ее крадут дети хозяина квартиры. Герой скромен и тих, но в то же время горд и отказывается принимать помощь учителя.

Лидия Михайловна. Прототипом послужил учитель самого Валентина Распутина, имя которого было точно таким же. Он вспомнил, как пробудил в нем интерес к литературе. Публикация рассказа в журнале «Советская Молодежь» помогла автору найти Лидию Михайловну и возобновить общение. По сюжету она молодая учительница лет 25, красивая и добрая. У него короткие волосы, а в глазах, по словам героя, еле заметная «коса». Девушка приехала с Кубани, выросла в городе, всегда была хорошо обеспечена и ни в чем не нуждалась.

Это заботливый и внимательный педагог, старается вникнуть в проблемы учеников. Он умел различать способного и умного мальчика, но голодного. Впоследствии он хитростью пытался помочь герою с едой, уступил игре в «стенку», чтобы у него были деньги на еду и молоко.

Главные герои составляют основу произведения, но без несовершеннолетних они не смогли бы раскрыть себя, полностью раскрыть личность читателю.

Директор школы. Его зовут Василий Андреевич, он суровый и грозный человек. Скорее всего, благодаря этому он проработал в школе 20 лет. Ученики школы его боялись, так как он заставлял виновных на глазах у всех учеников рассказать о причинах плохого поступка. Режиссер увольняет Лидию Михайловну, когда она узнает, что играла со студентом. Он не понимает причин своего действия.

Вадик. Мальчик ходит в ту же школу, что и главный герой, но в седьмом классе ему 13 лет. Он зол и жесток, он пугает младших мальчиков. Дружит с другим «вором» — Птахом. Вместе ребята обыграли главного героя.

Птах — это просто ник героя, настоящее имя неизвестно. Мальчик учится в одном классе с главным героем, но ему 12 лет — он проучился 2 года. Он постоянно начинает спорить и везде бежит за Вадиком.

Герои произведения Уроки французского

Главные герои

Главный герой — мальчик около 11 лет. Он вырос в очень бедной деревенской семье. Регулярно недоедает. Несмотря на некоторую отстраненность от окружающего мира, изоляцию и пустыню, он довольно способный ученик. В юности он уже обладает характером стойкого, справедливого, честного и доброго человека. Хотя логичнее было бы отказаться от уроков, мальчик не сдается и тянется к новым знакомствам. Он очень внимательный и рассудительный. Как бы плохо это ни было, студент очень горд: ничьи подачки не принимает.

Мать главного героя — трудолюбивая женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Накормить их не так-то просто. Кстати, именно она хочет, чтобы ее сын получил образование. На самом деле, несмотря на бедность, очень важно быть образованным человеком. Иногда он дает ребенку еду и деньги, но, учитывая финансовую ситуацию, это «непостоянно».

Лидия Михайловна — учитель французского языка. Ему около 25-30 лет. У него короткие черные волосы. Способен на сочувствие и сострадание. Он видит, что происходит со студентом, и очень хочет помочь. Однако он должен использовать уловки, потому что ребенок не просто берет еду и финансовые ресурсы из-за его порядочности. Она довольно умная, открытая и честная.

Читайте также: Как Пушкин относится к Андрею Дубровскому (старшему) и Троекурову

Василий Андреевич — директор школы. Всегда громко общайтесь. Поэтому ученикам и учителям всегда кажется, что он злится и на всех кричит. Он посчитал ярким фактом игру учителя с учениками «в стенку» и, сам того не осознавая, выгнал девочку с работы.

Второстепенные герои

Дядя Ваня — трудолюбивый водитель. Доставляет в областной центр различные виды грузов. Раз в неделю приносите еду главному герою. Незначительный трудоголик. Относитесь к главному герою хорошо.

Федька — сын хозяина квартиры, в которой жил главный герой. Он довольно подлый парень — в конце концов, он крадет еду и парня, пока не увидит его.

Вадик — умный и злой подросток. Он всегда готов унизить тех, кто физически или умственно слабее. Вместе со своим другом, хулиганом Птахом, он бьет ребенка, потому что он лучше всех играет на «чика». Однако сам боится что-то делать, поэтому привлекает более сильного друга — ведь даже если авария станет известна, Вадик надеется «выбраться из воды».

Птах — несмотря на репутацию бойца и хулигана, мальчик не имеет мнения и слушается своего друга Вадика, который использует свою силу в своих целях. Однако он никогда не признается себе в этом. Ему кажется, что он успешен и у него есть все, чего, как правило, хотят мужчины: сила и мощь.

Тишкин, студент, рассказал Лидии Михайловне, что ее «любимца» избили Вадик и Птах. Следите за азартными играми, но не участвуйте. Довольно «скользкий» и осторожный. Вот почему это выглядит слишком лукавым. Со стороны кажется, что он друг главного героя, но это далеко не так. Этот парень «в своем уме», а потому уважает и любит только себя.

Другие произведения: ← История создания повести Матрёна двор ↑ Другое

Основная мысль и анализ

Валентин Распутин написал свое знаменитое произведение в 1973 году. Практически сразу оно было опубликовано в газете «Советская молодежь». Этот рассказ отчасти автобиографичен, так как у писателя был учитель, сыгравший в его жизни огромную роль. Он даже позаимствовал у нее имя героини.

Эта женщина прочитала творчество писателя, напомнила ей ее собственный рассказ. Он нашел своего бывшего ученика, когда они познакомились, они давно вспомнили, через какие трудности им пришлось пройти. Все это легло в основу прекрасного литературного произведения. В своем рассказе Распутин затрагивает множество важных тем:

  • человеческая доброта;
  • важность учителя в жизни ребенка;
  • равнодушие.

Ученики читают рассказ «Уроки французского»

Проблема заключается в моральном выборе каждого. Воспитатель ставит под угрозу свою репутацию и работу, играя с мальчиком. Но для нее гораздо важнее помочь ему, пусть и не совсем педагогическим путем.

Основная идея, которую хотел передать автор, — помогая другим, человек помогает себе.

Подробная характеристика героев

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему взаимоотношений ученика и учителя. Лидия Михайловна изображается писателем как очень талантливый педагог и наставник.

Видя, что мальчик не хочет принимать такую ​​помощь, он находит способ помочь ему в игре. Этим женщина буквально спасает мальчика от голода, не задев его гордости.

Главные герои:

  1. Мальчик-сказочник. 11-летний мальчик из бедной деревенской семьи. Худеет от постоянного недоедания. Одинокий, дикий, скромный и очень способный ученик. Он живет вдали от семьи, по которой очень скучает. Честный, отважный, отважный, упорный, с сильным характером. Несмотря на голод и безденежье, он не бросает учебу и пытается оправдать доверие семьи. Независимый и умный не по годам. Гордый, он не жалуется и не принимает пищу от учителя, готового помочь.
  2. Мать мальчика. Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волонтер, умный, но безграмотный. Благодаря ей автор смог учиться, несмотря на голод и бедность. Он решил отдать сына в школу в центре района, жертвовал еду, а иногда и деньги.
  3. Лидия Михайловна, учитель французского языка. Милая и добрая молодая женщина лет 25. У нее правильные черты лица, еле заметная «коса» в глазах, короткие черные волосы. Родом с Кубани. Она родилась и выросла в городе, за ней хорошо ухаживают, ей ничего не нужно. Ему удалось увидеть мальчика голодным и очень способным, он хитро помогал ему едой и деньгами. Она призналась, что с детства вела себя не по правилам, что доставляло ее родителям массу проблем. По ее словам, человек стареет, когда перестает быть ребенком.
  4. Василий Андреевич, директор школы. Суровый человек, говорящий громко. В школе его очень боялись дети. Виновный ученик в присутствии всех учеников был вынужден директором школы объяснить, что побудило его к плохому поступку. Обнаружив в «стене» учителя и автора, играющих на деньги, режиссер от возмущения не находит слов. Он не понимал сути поступка учителя, считая его преступлением.

Второстепенные персонажи:

  1. Дядя Ваня. Водитель, который везет товары в райцентр на работу. Раз в неделю дядя Ваня приносит мальчику еду.
  2. Федерика. Сын хозяина квартиры, в которой проживал главный герой. Федька познакомил его с компанией, которая разыграла Чику на деньги. Федька и ее семья крадут еду у главной героини, когда она учится в школе.
  3. Вадик. Городской мальчик из седьмого класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый и злой подросток, который насмехается и оскорбляет тех, кто моложе и слабее. Он дружит с хулиганом Птахом. Главного героя несколько раз бьют за то, что он играет лучше всех.
  4. Птах. Друг Вадика, который второй год учился в пятом классе, ходит в школу по мере необходимости. Драчун, хулиган, у которого нет мнения.
  5. Тишкин. Одноклассник автора, который часто присутствовал на денежных играх, но лично не участвовал. Он первым «передал» мальчика учителю французского, рассказав, где у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» персонажи настолько различаются по своему внутреннему и внешнему содержанию, что перед читателем предстает целая галерея персонажей.

Действия главных героев «Уроков французского» стали их жизненными уроками. Очень трогательно и мощно в повести Валентина Распутина описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского.

Как педагог

Учителю удалось пробудить интерес рассказчика к французскому языку, который ему давался с большим трудом. Она совершенно бескорыстно занимается с мальчиком, желая помочь ему не только в деле, но и материально, спасая от голода.

В своей работе Лидия Михайловна не только умело преподавала свой предмет, но и отмечала все изменения, которые происходили со школьниками: «Она вошла, поздоровалась, но прежде, чем класс расселся, она внимательно осматривала почти каждого из нас, делая шутливые, но обязательные комментарии ». Итак, Лидия Михайловна вела себя не только как учитель, но и как человек, которому небезразлична жизнь своих учеников.

Источники

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/kharakteristika-geroev-uroki-frantsuzskogo.html
  • https://KicksContest.ru/sochineniya/rasputin-uroki-francuzskogo-glavnye-geroi.html
  • https://ru-shkola.ru/sochineniya/uroki-francuzskogo-geroi.html
  • https://kakoy-smysl.ru/characteristic/harakteristika-glavnogo-geroya-iz-rasskaza-uroki-frantsuzskogo/
  • https://jiyuu.su/kratkie-soderzhaniya/uroki-francuzskogo-kak-zvali-malchika.html
  • https://VzryvMozga.ru/sochineniya/geroi-rasskaza-uroki-francuzskogo.html
  • https://litfest.ru/writings/geroi-urokifrantsuzskogo.html

«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина, написанный от лица мальчика-пятиклассника, имя которого в тексте ни разу не упоминается. Герою рассказа пришлось очень рано повзрослеть — окончив начальную школу, он вынужден продолжать учёбу в райцентре, вдали от своей семьи. За свой короткий век ему довелось пережить множество несчастий: бедность, разлуку с родными, унижения со стороны сверстников и голод, жуткий голод.

Герой рассказа — одарённый ребёнок, который всеми силами тянется к знаниям. Жители деревни, в которой жил мальчик, ценили его за пылкий ум и помощь с выигрышем денег на облигациях. Они и убедили маму отправить сына учиться в райцентр: «Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.»

Мальчик очень привязан к своей семье, к родной деревне. Он стойко переносит все тяготы бедности, обучение в школе даётся ему легко. Однако переезд из дорогого сердцу места ребёнок переживает очень тяжело: «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой». Тоска по дому мучает его сильнее, чем все те лишения, с которыми он вынужден мириться.

В свои одиннадцать лет герой рассказа обладает невероятной силой духа. Страдая от голода, он понимает, что жаловаться на это своей и без того несчастной матери нельзя: «Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду». В столь юном возрасте ребёнок осознаёт, что нужно справляться с неприятностями самому, а не ждать помощи от других.

Присуща мальчику и застенчивость, в которой он сам признаётся, говоря о себе как о человеке «от природы робком и стеснительном». Эта застенчивость не позволяла ему прикоснуться к еде в присутствии учительницы, заставляя забыть о чувстве голода: «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит.»

Но вместе со стеснительностью герою свойственны гордость и чувство собственного достоинства. Мальчик готов стоять за свою честь, даже если ему приходиться из-за этого пострадать. Так, повздорив с Вадиком, парнем, руководившим игрой на деньги, он стоял на своем, зная, что его за это будут бить: «Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел». Даже когда мальчика избивали двое других, он продолжал отстаивать свою правоту. После того, как ситуация стала известна классному руководителю, мальчик боялся исключения из школы во многом потому, что подвёл бы этим и близких, и себя самого: «Лучше бы сразу выгоняли. Я мельком, чуть коснувшись этой мысли, подумал, что тогда я смогу вернуться домой, и тут же, словно обжегшись, испугался: нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу… Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

О гордости мальчика говорит и то, что он не принимал помощь от своей классной руководительницы. Лидия Михайловна, достаточно обеспеченная молодая учительница, видела, что ребёнок голодает, и искренне желала помочь ему. Поскольку ученик отказывался есть у неё дома, она попыталась пойти на хитрость, передав ему коробку с едой. Но, догадавшись о том, что в коробке вовсе не переданные из дома продукты, герой отказывается в дальнейшем принимать такие «посылки». Тогда Лидия Михайловна решила играть с ним на деньги, тем самым давая ему возможность покупать себе еду. Это была единственная возможность помочь бедному, но гордому мальчику.

Главный герой рассказа «Уроки французского» — человек с тяжёлой судьбой. Но, несмотря на это, ему не чужды честь, достоинство, уважение к себе и окружающим. Будучи смышлёным не по годам, он способен нести ответственность за свои поступки и терпеливо переносить любые трудности на своём пути.

Характеристика главных героев из рассказа «Уроки французского»

Мать мальчика из рассказа «Уроки французского»

Женщина, воспитывающая троих детей, без мужа. Волевая, умная, но безграмотная. Благодаря ей автор смогла учиться, несмотря на голод и бедность. Она решает отдать сына в школу в райцентре, пожертвовала еду, а иногда и деньги.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая женщина лет 25. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косичку» в глазах, короткие черные волосы. Родом с Кубани. Она родилась и выросла в городе, она обеспечена, ей ничего не нужно. Ей удалось увидеть голодного и очень способного мальчика. Она призналась, что с детства вела себя не по правилам, доставляла родителям много проблем. По ее словам, человек стареет, когда перестает быть ребенком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой говорить громко. В школе его очень боялись дети. Виновный ученик в присутствии всех учеников был вынужден директором школы объяснить, что побудило его к плохому поступку. Обнаружив в «стене» учителя и автора, играющих на деньги, режиссер от возмущения не находит слов. Он не понимал сути поступка учителя, считая его преступлением.

Федька

Сын хозяина квартиры, в которой проживал главный герой. Федька познакомил его с компанией, разыгравшей Чика на деньги. Федька и его семья крадут еду у главного героя, когда он учится в школе.

Вадик

Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и оскорбляет тех, кто моложе и слабее. Он дружит с хулиганом Птахом. Главного героя несколько раз бьют за то, что он играет лучше всех.

Птаха

Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин

Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

Конспект открытого урока. Литература. 6 класс.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема. Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского.

Средства обучения:

Дидактический материал: учебник, индивидуальные карточки, лист самоконтроля, смайлики

Материально-техническая база: мультимедийный проектор,

презентация.

Учебник: Литература. 6 класс. В.П. Полоухина, В.Я. Коровина и др. М.: «Просвещение». 2016 г.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Цели урока:
образовательные:

проанализировать нравственные проблемы рассказа ; раскрыть духовные ценности, по которым живут герои В. Распутина.


развивающие:
1)продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения
2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст
3) развивать коммуникативные навыки , их творческие способности.
4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся
воспитательные:
1) подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
2) продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Планируемые результаты обучения.

Личностные:

иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

формировать познавательную и социальную мотивацию;

оценивать действия субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

устанавливать последовательность событий в тексте;

осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей).

Познавательные УУД:

выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;

формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их решения;

классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

умение участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;

сотрудничать в совместном решении проблемы.

Формы контроля знаний учащихся: индивидуальный, фронтальный.

Приемы работы: создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, прием рефлексии.

Технологии:

-здоровьесберегающие технологии,

-технологии коллективного сотрудничества,

-технологии личностно-ориентированного образования,

-компьютерные технологии;

— технология оценивания результатов достижений учащихся.

Методы обучения:

  • Словесный;

  • объяснительно-иллюстративный: представление информации разными способами (беседа, демонстрация слайдов презентации);

  • репродуктивный: повторение изученных сведений;

  • частично-поисковый: работа над анализом текста, нахождением нужной информации из текста;

  • проблемный (проблемная ситуация);

Ход урока
I. Орг.момент. Мотивация учебной деятельности учащихся

Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с

вами во время работы на уроке покорим сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач! 

2. Сообщение темы и целей урока

-Ребята, каждый день мы встречаемся с определенными проблемами, трудностями, пытаемся их разрешить…

— Дайте, пожалуйста, определение слову «проблема».

(Закрепляется на доске слово на листе «проблема»).

— Работа с понятием Посмотрите в толковом словаре значение понятия «проблема».

Проблема — это  в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения..

— Какие виды проблем вы знаете

Виды проблем:

  • нравственные;

  • экологические;

  • социальные;

  • философские;

  • психологические.

— Как можно назвать проблемы, при решении которых человек опирается на душевные, внутренние качества личности?

(Нравственные проблемы).

-Какие проблемы относятся к нравственным проблемам? (проблема одиночества;

взаимоотношения детей и взрослых; проблема войны и детей;проблема человеколюбия, доброты;проблема нравственного выбора;)

— Как это словосочетание соотносится с произведением, которое мы с вами изучаем?

(Автор в рассказе затрагивает, отображает ряд нравственных проблем).

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»).

-Сформулируйте цели нашего урока нашего урока (проанализировать нравственные проблемы рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина)
II. Актуализация знаний

Вы дома к этому уроку полностью прочитали рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского». Рассказ автобиографический. На прошлом уроке мы поговорили кратко об истории создании рассказа, смысле названия и рассказа и поговорили о писателе.

— Когда и где происходят действия, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания В.О.войны в 1948 году в далёкой сибирской деревне)

-Кто является главным героем рассказа? (деревенский мальчик из бедной семьи, оказавшийся один в райцентре).

-Какого он возраста? (примерно пятиклассник).

Упоминается ли имя мальчика в рассказе? (нет, повествование ведется от его лица, читаем начало рассказа.).

— Почему главный герой рассказа оказался в райцентре? Найдите в тексте, прочитайте. Стр.87 ( в деревне была только начальная школа, нужно было продолжить обучение дальше)

-Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный персонаж?

(У Лидии Михайловны есть прототип. Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем)

— Как он чувствовал себя на новом месте? Найдите в тексте, прочитайте на стр.89 (плохо, скучал по дому, голодал)

III. Первичное усвоение новых знаний

3. Работа с текстом.

В райцентре герой оказался в очень сложной ситуации.

-Есть ли у него друзья? Почему? Легко ли ему живется? (на новом месте друзей мальчик не нашел, на новом месте тяжело, постоянно думает о доме, недоедает)

— Почему он ввязался в игру на деньги?

( был болен, понял, что может выигрывать и тратить деньги на молоко, чтобы утолить голод).

— Как даются ему выигрыши? (мальчик понял все хитрости игры, стал выигрывать деньги, покупая на них молоко)

-Почему Вадик и Птаха избили героя?

(Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)
— Как ведет себя герой в драке и после неё?

(Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость).

-Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?

(Честным и принципиальным).

— Обратим внимание на то, что вступая в конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два счёта выгнать из школы.

Итак, какие нравственные проблемы можно выявить в общении главного героя с другими детьми? ( проблема жестокости сверстников, проблема подлости, проблема предательства, проблема безысходности, проблема одиночества)

Работа в группах
— А сейчас я предлагаю проверить, насколько внимательно прочитана вами данная часть рассказа. Каждая группа (ряд) получает задание: по описанию узнать героя произведения.
Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.
1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».
2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».
3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»
Ответы учащихся:
1. Вадик.
2. Тишкин.
3. Птаха.

-Кто же приходит на помощь мальчику?

(Лидия Михайловна – главная героиня рассказа, её образ занимает центральное место в произведении – это авторский идеал учителя)

-Какие черты Лидии Михайловны запомнились мальчику? (Ум, красота, молодость, отсутствие жесткости в лице.)

-Почему Лидия Михайловна среди других отстающих по ее предмету учеников, например, Тишкина, выбрала главного героя?

(Лидия Михайловна прониклась пониманием и сочувствием к голодающему, но способному ученику. Она оценила его целеустремленность, порядочность и решает дополнительно заниматься, чтобы не только помочь в произношении французских слов, но и просто покормить ребенка.)

-Какие чувства вызвал у Лидии Михайловны мальчик?

( учительнице необычайно жалко голодного мальчика)

-Какой представлялась мальчику Л.М.? Почему?

( Возвышенным, почти неземным существом).

— Какой выход находит Лидия Михайловна, чтобы помочь герою? (Приглашает на дополнительные занятия, пытается накормить ужином, отправляет посылку с макаронами)

_ Почему мальчик не принимает посылку от учителя?

(мальчик с детства понимает, что в жизни ничего не дается легко, надо заслужить!)

-Какие нравственные качества проявляются у мальчика при общении с учительницей?

( гордость, непреклонность, упрямство, порядочность, стеснительность, честность, жажда справедливости)

_Почему учитель начинает играть с мальчиком в игру на деньги?

(Учительница хочет помочь мальчику, стараясь не обидеть его юношеское самолюбие и максимализм)

-Давайте посмотрим этот эпизод из фильма (просмотр видеоролика)

— Какие нравственные проблемы раскрывает автор в общении с учителем Л.М. ?(проблема сострадания, милосердия, доброты)

— Кто из школы узнал об этой игре на деньги учителя и ученика? (директор школы)

-Каково же решение директора? ( он увольняет учительницу Лидию Михайловну за игру на деньги с учеником).

-Прав ли был директор?

Директор формально прав, но он слепо следует готовым нормам морали, не в состоянии понять трудностей жизни ребенка, за этим скрывается безнравственность и отсутствие человеколюбия. Доброта, милосердие и любовь к ребенку, стремление его спасти иногда важнее всех Уставов)

— Какая же проблема выявляется в общении Л.М. и директора? (проблема педагогической нравственности)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :
Мы попробуем вырастить Дерево Доброты.
— Дерево растить сложно, но мы попробуем. Я буду говорить, какое оно, а вы показывайте .
БОЛЬШОЕ, ВЫСОКОЕ, ШИРОКОЕ, КРЕПКОЕ, ТЯНЕТСЯ, КАЧАЕТСЯ, СГИБАЕТСЯ, ВЫПРЯМЛЯЕТСЯ, К СОЛНЦУ ПОДНИМАЕТСЯ.

IV. Первичное закрепление.

Итак, какие же нравственные проблемы раскрывает автор в этом рассказе? Составим кластер и поработаем в группах. Каждая группа должна в свой кластер вписать нравственные проблемы в рассказе. Лидер каждой группы прикрепляет свой кластер на доску.

  1. Нравственные проблемы в общении со сверстниками.( проблема жестокости сверстников, проблема подлости, проблема предательства, проблема безысходности, проблема одиночества)

2. Нравственные проблемы в общении с учителем( проблема сострадания, милосердия, доброты)

  1. Нравственные проблемы в общении с директором (проблема пед. нравственности)

— Во время презентации своей работы каждая группа оценивает, полностью ли справилась с работой данная группа, вносит коррективы)

V. . Подведение итогов занятия

— — В конце хочу прочитать несколько строчек из стихотворения М.Садовского «Родной человек»:

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают.

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

— Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика?

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Домашнее задание:написать сочинение- миниатюру на тему «Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика» или написать мини-сочинение «Чему научил меня рассказ «Уроки французского»

VI. Рефлексия.

Оцените свою деятельность на уроке, выберите смайлик – зеленый (на уроке было комфортно и все понятно , желтый -на уроке немного затруднялся, не все понятно, красный- на уроке было трудно, ничего не понял.

Поставьте себе оценку в листах самоконтроля по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.

Домашнее задание

На выбор (письменно в тетради):

1. Написать письмо Лидии Михайловне от лица главного героя.

2. Ответить на вопрос: осуждает или оправдывает автор главного героя?

3. Ответить на вопрос: каким, на ваш взгляд, должен быть учитель?

Спасибо большое за работу! Оцените свою деятельность на уроке. (Ученики заполняют лист)

Приложение к уроку

Работа в группах

Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.
1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».

2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».

3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»

Лист самооценивания

Поставьте себе оценку по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.

Оценка за урок ____________

  • Ох уж эти сказки ох уж эти сказочники видео
  • Охарактеризовать героев сказки бык баран гусь петух и волк
  • Оформление обложки книги сказок
  • Оформление рассказа на листе а4
  • Оффенбах сказки гофмана баркарола слушать