Оформление итогового сочинения 11 класс

5 декабря все ученики 11 классов пишут итоговое сочинение. выпускнику предлагается пять тем сочинений, из которых ему нужно выбрать одну.

5  декабря все ученики 11 классов пишут итоговое сочинение.
Выпускнику предлагается пять тем сочинений, из которых ему нужно
выбрать одну. Конкретные темы становятся известны за
15 минут до начала экзамена
.

В 2017/2018 учебном году даны http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/News/itogovoe.jpg следующие направления: «Верность и измена»«Цели
и средства»
«Смелость и трусость»«Равнодушие и
отзывчивость»
, «Человек и общество»

Данное сочинение было введено совсем недавно, поэтому многие выпускники
задаются вопросом: «Как же писать это сочинение?». Для получения зачёта по
сочинению необходимо, чтобы выпускник раскрыл предложенную тему,
написав не менее 250 слов, и привёл хотя бы один
литературный аргумент

Если вы ищете короткую инструкцию по написанию итогового сочинения,
то вот она:

1) Написать Введение, в котором нужно плавно подвести читателя к
тому, что Вы будете доказывать в Основной части.

2) Написать Основную часть, в которой нужно доказать своё мнение
с помощью литературных аргументов.

3) Написать Заключение, которое содержит главный вывод всего
сочинения.
Если Вы ищете подробную инструкцию по написанию сочинения,
то приступаем:
При подготовке к сочинению учащиеся часто спрашивают: можно ли
готовиться только по одному из заявленных тематических направлений
? Наш
ответ: нет, нет и нет! А если конкретная тема покажется вам
сложной? Вы попадёте в затруднительное положение: не сможете перестроиться и
подобрать необходимый материал.

1. Алгоритм работы над сочинением

Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе темы сочинения
главное – иметь ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА
ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ
. Поэтому не стоит выбирать тему, в
рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент
, подтверждающий
вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках
нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему. 

Писать сочинение вы можете по следующему алгоритму:

http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s10618444.jpg

2. Как работать с черновиком и планом сочинения

Черновик — это листы для предварительных, черновых записей.
Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке
сочинения. 

Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпускники
привыкли полностью писать текст на черновике, а затем после
правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с
отдельными частями
: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а
затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу
записывают текст в чистовик
. Последний способ нежелателен: текст всё
равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу
неаккуратной
. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё
сочинение даётся почти 4 часа; этого времени хватит, чтобы
переписать сочинение даже несколько раз. 

На этапе выбора темы вы можете набросать на черновике названия
художественных произведений
, необходимых для раскрытия темы. После того
как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис —
мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться
от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались
изначально выбранной мысли
 и отвечали на поставленный вопрос

Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения.
Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис
— это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал
будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения,
конкретизации, аргументации основной мысли.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов
значения не имеет):

http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s60512113.jpg


Например, раскрывая тему «Какой должна быть цель жизни?», можно
нарисовать такую схему:
http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s39037922.jpg

Работа над сочинением едва ли возможна без построения
плана. План сочинения — это концепция и структура вашей
работы, кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в
сочинении. План — это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и
доказательства в работе — другими словами, всё то, что делает сочинение
сочинением. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию
плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика
развёртывания мысли. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в
котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты,
достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические
переходы между частями. 

Приведём два примера составления плана:


http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s95341381.jpghttp://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s97404796.jpg

3. Работа над композицией сочинения

Критерием оценки сочинения №3 является композиция,
т.е. смысловая целостность сочинения, насколько
продумано построение
 работы. 

Традиционно выделяют три части сочинения: 
1) введение, задача которого — ввести в тему, дать
предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной
темой; 
2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема
сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного
произведения; 
3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.


Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции
рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении
баллов. 

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом: 

Введение

Подготовка
к восприятию основных мыслей работы

Основная
часть

Тезис
1

Доказательства, примеры (один или несколько)
Микровывод (обобщение написанного)
Логический переход к новой мысли

Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Логический переход к новой мысли

Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод

Заключение

Обобщение
по всей теме. Выводы (если их несколько, то каждый вывод пишется с новой
строки)

3.1.  Как писать введение 
Варианты введения

Вид введения

Описание

Пример

Историческое

Предполагает
краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических,
нравственных, политических или культурных особенностей того времени.

XX
век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных
заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем
— нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и
культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX
века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт,
любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека,
требовала, ломала, подчиняла… Куда идти? Каких держаться истин? Все эти
вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей. 

Аналитическое

Может
содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война,
совесть, милосердие и т.п.).

Согласно
толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по
отношению к чему- либо или кому-либо, способность твёрдо, непоколебимо
выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству,
предательству, измене, обману. Верность не ждёт ничего взамен, о ней не
договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь
то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями,
верой.

Биографическое

Содержит
факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к
поднятой в нём проблеме.

Вся
жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого — это
бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через
ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на
минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для
ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы
обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Цитатное

В
своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме
сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли.

«Равнодушие
— это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона
Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей.
Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты,
безразличия, с которым всё чаще приходится сталкиваться в обществе?

Личностное

Предполагает
заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.

Я
не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует
меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего
времени и своего поколения…

Введение должно быть не очень большим. Следите за
тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу
и стилистически.

3.2 Как писать основную часть

Основная часть — это проверка того, насколько верно
понята тема
. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию
конкретной темы
, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то
универсальные рецепты. 

Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста
на абзацы
. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац
должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с
одной идеи и заканчиваться другой
. Предложения должны быть логически
связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у
читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится
возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац
не согласован, предложения не следуют логически друг за другом. Новый
абзац — это новая мысль
, так или иначе связанная с
предыдущей
, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от
одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания
для выражения связи между абзацами: 
● вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и
др. (последовательность развития мысли)
● однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения
противоречия, противопоставления)

● следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме
того, к тому же
 (причинно-следственные отношения)
● обратимся к…, вспомним также, остановимся на…, перейдём
к…,необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть…
(переход
от одной мысли к другой)

● итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё
сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать…
 (итог,
вывод)
.

Использование литературных аргументов

В сочинении необходимо использовать литературный материал для
построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции,
поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и
умение правильно включать литературный материал в текст своего
сочинения. 

При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не
имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст
литературного произведения.

3.3 Как писать заключение 
Варианты заключения

Вид заключения

Описание

Пример

Обобщение
написанного

Самая
типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы
возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и
эмоционально.

Итак,
как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная
цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даѐт
остановиться на пути вечного стремления к идеалу.

Риторический
вопрос

Вопросительное
предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает
читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её
актуальность.

Итак,
настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда
нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь
наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?

Призыв
к читателю

Призыв,
обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают
читателя изменить своё отношение к проблеме.

Завершая
своё сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите вокруг себя,
подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи,
просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным
эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим?

Цитата

Следует
помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно
быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль.

Бернард
Шоу однажды сказал, что равнодушие – это величайший грех против ближнего.
Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной
литературы, именно равнодушие постепенно внутренне опустошает человека,
обрекая его на одиночество.

Заключение должно подводить итог всей вашей работе,
логично завершать ваши размышления над темой сочинения.
Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным
текстом. 
Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как
это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая
информация, имеющая обобщающий характер
.

4. Типичные ошибки в сочинении

Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5
«Грамотность»
. Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в
сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:

http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s38353362.jpg

Фактические ошибки

Фактическая ошибка — это искажение информации о
событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

Вид
ошибки

Пример

1

Искажение
жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства
произведений и т.д.)

Живя
за границей
, Пушкин ни на минуту не забывал о
родине.
 (Пушкин никогда не бывал за границей)

2

Искажение
информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.)

В романе
«Отцы и дети» И.С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове,
который примкнул к нигилистам. 
(Речь
идёт об Аркадии Кирсанове)

3

Неверная
интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения

Когда
вернулся Тихон, Катерина проговорилась ему и свекрови о
своих встречах с Борисом.
 (Катерина
прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает
«нечаянно сказать то, чего не следовало говорить»)

Речевые ошибки

Речевая ошибка — это нарушение норм употребления и
сочетаемости
 слова.

Вид ошибки

Пример

1.

Употребление
слова в несвойственном ему значении

Если
мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.

2.

Нарушение
лексической сочетаемости слов

Кабаниха
старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной.

3.

Смешение
паронимов

Детство
Максима Горького прошло в бедноте.

4.

Неразличение
синонимичных слов

Рабочие
за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм.

5.

Употребление
слов иной стилистической окраски

Кулигин поначитался стихов
Ломоносова и Державина.

6.

Неоправданное
употребление просторечных, жаргонных слов

Плюшкин зациклился на
почве жадности.

7.

Употребление
лишних слов

Иван
Денисович привык беречь каждую минуту времени.

8.

Употребление
рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Писатель подробно описывает своего
героя.

9.

Неоправданное
повторение слова

Автор создаёт
образ столичного города. Автор показывает людей, погружённых
в будничную суету.

10.

Ошибки
при употреблении фразеологизмов

Глава
«Сон Обломова» играет большое значение в художественной
структуре романа.

11.

Неудачное
употребление местоимений

Это
произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество
актуальных проблем.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой
единицы
: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки
связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообразовательной,
морфологической, синтаксической.

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное
словообразование

Упрямость вместо упрямствонадсмехаться вместо насмехаться.

2

Ошибочное
образование формы существительного

Земные недры вместо недраопытные шофера
вместо шофёры.

3

Ошибочное
образование формы прилагательного

Более ярче вместо более яркийсамый важнейший
вместо самый важный.

4

Ошибочное
образование формы числительного

Более пятиста вместо пятисот.

5

Ошибочное
образование формы местоимения

Ихней помощи вместо их помощи.

6

Ошибочное
образование формы глагола, причастия, деепричастия

Заказует вместо заказываетездиют вместо ездятнакормящий вместо кормящий или накормивший.

7

Нарушение
согласования

Я
благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты»
 (правильно: людям, воспитавшим в
себе…
)
.

8

Нарушение
управления

Я
хочу привести к примеру Петра I
 (правильно: привести в пример)Многие
люди не имеют своё мнение
 (правильно: не
имеют своего мнения
)
.

9

Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым

Все,
кто совершают подвиги, следуют зову сердца
 (правильно: Все, кто совершает…).

10

Нарушение
способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все
были рады, счастливы и весёлые
 (правильно: … и веселы).

11

Ошибки
в построении предложения с однородными членами

Автор не
только
 осуждает жестокость, а также призывает нас
делать добро
 (неправильная пара
союзов; правильно: не только, но и)
.

12

Ошибки
в построении предложения с деепричастным оборотом

Вернувшись
домой, мне вспомнилась эта история
 (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться
к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю)
.

13

Ошибки
в построении предложения с причастным оборотом

Поставленная
проблема автором
 очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная
автором проблема
)
.

14

Ошибки
в построении сложного предложения

Рассказ
написан Александром Солженицыным, в котором поднимается
важная проблема…
(правильно: В
рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема…)

15

Смешение
прямой и косвенной речи

Не
случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими
спинами.
 (правильно: Не случайно герой говорит, что он
никогда не прячется за чужими спинами.
)

Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения
согласования, является невнимательность при переписывании текста.
Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать
текст сочинения
 и внести необходимые исправления. 

Стало известно, что Рособрнадзор опубликовал официальные данные по поводу написания итогового сочинения на будущий учебный год. Для выполнения работы предоставляется несколько дней, основным днем является 1 декабря 2021 года. Дополнительно выделяется 2 февраля 2022 и 4 мая 2022 года. Какая тематика будет предоставлена для написания итогового сочинения, и как подготовиться к экзамену, узнаете здесь.

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

До итогового сочинения осталось меньше 1 месяца! А подготовка к нему включает в себя общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата, особенно в такие сжатые сроки. Вам нужна четкая система: сегодня вы разбираете речевые ошибки, завтра — орфографические, а послезавтра подбираете интересные аргументы.

Итоговое сочинение для 11 классов - 1 декабря 2021: прием заявлений, темы, правила написания, подготовка к изложению

На курсе подготовки к итоговому сочинению в MAXIMUM Education вас ждет именно такая система: за оставшийся месяц вы научитесь писать логичные и интересные тексты без грамматических и орфографических ошибок. А главное — вы поймете формат итогового сочинения и самостоятельно напишете 2 пробника, которые наши преподаватели проанализируют с вами индивидуально. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к итоговому сочинению системно.

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Какие темы предоставлены для написания сочинения в 2021 году

Как правило, тематика для написания итогового сочинения предоставляется ученикам на выбор. Известен список литературы, который поможет подготовиться к сочинению на любую из выбранной темы. Предлагаются на выбор такие тематики:

  • цивилизация и технологии;
  • преступление и наказание;
  • кому на Руси жить хорошо;
  • книга – про меня;
  • дорога в жизни человека.

Каждая из тем рассматривается с точки зрения ученика, раскрывается основная проблематика сочинения, или посвящается любимому произведению. Также это тесно связано с российской литературой, в частности, произведениям писателя Достоевского. Рассматривается положительное или отрицательное влияние технологических достижений на человечество и описание своего мировоззрения, опираясь на персонажей из литературы.

В зависимости от интересов, каждый ученик сможет выбрать для себя подходящую тему, заранее подготовиться, прочитать литературу и отлично сдать экзамен.

Как подготовиться к написанию сочинения

В первую очередь необходимо определиться с темой. Не стоит выбирать несколько, лучше определиться с одной, и узнать рекомендуемый объем написания. Как правило, на выполнение данного задания даётся не более 3 часов, оно не должно превышать более чем 350 слов. Но и сочинение, где будет написано меньше 250 слов, не будет рассматриваться.

Ученикам стоит обратить внимание на свою чёткую позицию в плане литературы, рассмотрения персонажей и своего мировоззрения. Как правило, можно опираться на цитаты из литературы, на мнение персонажей, всё же комиссия будет рассматривать именно точку зрения и раскрытие проблематики со стороны ученика. Не стоит забывать, что все сочинения тщательно проверяются на антиплагиат, поэтому полностью цитировать абзацы из любимого произведения не стоит.

Наверняка каждый понимает, что и орфография, исправления и любые помарки также недопустимы, заранее стоит поработать над почерком, чтобы у комиссии не возникало вопросов. Не нужно откладывать в долгий ящик подготовку: если начать сейчас, то к моменту написания сочинения гарантированно получится справиться с любой выбранной темой.

Завершается прием заявлений на участие в итоговом сочинении

-Подать заявление необходимо до 17 ноября. Это можно сделать в своей школе.

-Итоговое сочинение писать обязательно, оно является допуском к ГИА.

-Темы сочинений будут известны выпускникам за 15 минут до начала.

-Дополнительные даты проведения – 2 февраля и 4 мая 2022 года.

Читать еще…

источник

Итоговое декабрьское сочинение по литературе: примеры сочинений по всем направлениям для 11 класса.

НАПРАВЛЕНИЯ 2021-2022 ГОДА

Примеры сочинений по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»:

1 Путешествовать – значит развиваться
2 Что значит «идти своей дорогой»?
3 Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу?
4 Для чего человеку нужны путешествия?
5 Почему человек всегда стремится вернуться домой?

Примеры сочинений по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»:

1 С какими вызовами сталкивается человек 21 века?
2 Чем опасны технологии в руках безнравственных людей?
3 Как технологии меняют жизнь человека?
4 Что значит «быть цивилизованным человеком»?
5 «Прогресс — закон природы» (Вольтер)
6 Как технологии меняют общество?

Примеры сочинений по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»:

1 Всегда ли за преступлением следует наказание?
2 Какого человека можно назвать опасным для общества?
3 Почему люди совершают преступления?
4 Может ли раскаяние помочь человеку встать на путь исправления?

Примеры сочинений по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»:

1 Какую роль играет искусство в жизни человека?
2 С каким героем произведения вы себя ассоциируете?
3 Книга, которая изменила мою жизнь
4 Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
5 Какое произведение вы бы хотели внести в школьную программу по литературе?

Примеры сочинений по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»:

1 Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
2 Может ли общество полностью избавиться от пороков?
3 Кто такой гражданин?
4 Что такое гражданский долг?
5 Каковы истоки социальных пороков?

НАПРАВЛЕНИЯ 2020-2021 ГОДА

Примеры сочинений по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ:

1 «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»
2 «Каковы источники формирования исторической памяти?»
3 «Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?»
4 «Культура – это память человечества»
5 «Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?»

Примеры сочинений по направлению Я И ДРУГИЕ:

Примеры сочинений по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН:

1 «Почему люди боятся перемен?»
2 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 1)
3 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 2)
4 «В чем причины изменений, происходящих в душе человека?»
5 «Можно ли меняться, оставаясь собой? »

Примеры сочинений по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ:

1 «Что значит быть самим собой?»(пример 1)
2 «Что значит быть самим собой?» (пример 2)
3 «В чем состоит опасность душевного разлада?»
4 «Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? »

Примеры сочинений по направлению МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ:

1 «Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка?»
2 «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?»
3 «Кого можно назвать героем XXI века? »
4 «Каков он: портрет современного человека?»


НАПРАВЛЕНИЯ 2019-2020 ГОДА

Примеры сочинений по направлению ВОЙНА И МИР

1 «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»
2 «Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.»
3 «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…»
4 «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
5 «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей»
6 «Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть»
7 «Какова роль личности в истории?»
8 «Что объединяет людей в годы войны?»

Другие литературные сочинения по роману «Война и мир»

«Роль народа и личности в истории по роману Толстого «Война и мир»

Примеры сочинений по направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

1 «Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?»
2 «Какова роль надежды в жизни человека?»
3 «Надежда — лучший врач из всех, какие известны»
4 «Бывают ли надежды напрасными?»
5 «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»
6 «Надежда — это единственное, что нельзя отнять у человека»
7 «К чему может привести отчаяние?»
8 «Отчаяние не есть отрицание надежды. Отчаяние — это отрицание жизни»
9 «Те, кому есть на что надеяться и нечего терять, — самые опасные люди на свете»

Примеры сочинений по направлению ДОБРО И ЗЛО

1 «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»
2 «Когда Добро бессильно, оно — Зло»
3 «Искусство — одно из средств различения доброго от злого»
4 «Высшая мудрость — различать добро и зло»
5 «Делать добро легче, чем быть добрым «
6 «Что помогает человеку верить в добро? «
7 «Кто не пресекает зло — дает ему свершиться»
8 «Может ли добро существовать без зла?»

Сочинения и анализы на тему: ДОБРО И ЗЛО в разных произведениях:
«Зло в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско?»
Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Добро и зло в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Примеры сочинений по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ

1 «Гордость без смирения — тщеславие, смирение без гордости — униженность»
2 «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»
3 «Гордость — это положительное или отрицательное чувство?»
4 «Чем отличается гордость от гордыни»
5 «Когда лучше проявить гордость, а когда смирение?»
6 «К чему может привести «непомерная гордыня»?»
7 «В каких ситуациях смирение – отрицательное чувство?»
8 «Можно ли научиться смирению?»

Примеры сочинений по направлению ОН И ОНА

1 Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?
2 Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
3 «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»
4 «Может ли любовь быть эгоистичной?»
5 «Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить»
6 «Может ли любовь изменить человека?»
7 «Как связаны понятия любовь и прощение?»

НАПРАВЛЕНИЯ 2018-2019 ГОДА

Направление «Доброта и жестокость»

Тема сочинения: «Кого можно назвать идеально добрым человеком?»

Направление «Мечта и реальность»

Тема сочинения: «Как связаны между собой мечта и реальность»
Тема сочинения: «Всегда ли мечта становится реальностью?»
Тема сочинения: «Что происходит, когда мечта сталкивается с реальностью?»
Тема сочинения: «Всегда ли достижение мечты приносит человеку счастье?»

Направление «Отцы и дети»

Тема сочинения: «Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?»
Тема сочинения: «Кого называют «отцами» и «детьми» в науке и искусстве?»
Тема сочинения: «Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?»

Направление «Искусство и ремесло»

Тема сочинения: «Что такое истинное искусство?»
Тема сочинения: «Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека?»

Направление «Месть и великодушие»

Тема сочинения: «Может ли отмщение принести счастье»

НАПРАВЛЕНИЯ 2017-2018 ГОДА

Направление «Смелость и трусость»

Тема сочинения: «Может ли смелый человек бояться?»

Направление «Цель и средства»

Тема сочинения: «Можно ли утверждать, что цель оправдывает средства»

Направление «Равнодушие и отзывчивость»

Тема сочинения: «Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?»

НАПРАВЛЕНИЯ 2016-2017 ГОДА

Направление «Разум и чувства»

Тема сочинения: «Должен ли разумный человек жить чувствами?»


Итоговое сочинение 2021-2022. Критерии оценивания итогового сочинения ФИПИИтоговое сочинение 2021-2022 учебный год. Официальные критерии от ФИПИ по которым проверяется итоговое сочинение в этом учебном году. К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Прежде чем проверять сочинение по критериям, эксперт смотрит чтобы оно соответствовало двум важным требованиям.

Требование №1. «Объём итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».

Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №5 «Грамотность»2

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных3.

1 При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

2 Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется.

3 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках

Скачать в формате PDF: Скачать

Смотреть документ онлайн в PDF

Вам будет интересно:

Итоговое сочинение 2021-2022. Все примеры темы итогового сочинения 2021-2022


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

После того как наши репетиторы проверили несколько сочинений и дали свои критические, а порой даже строгие комментарии, к нам начали приходить сочинения от учащихся из разных городов и образовательных проектов с просьбой проверить и прокомментировать их тексты. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике.

Татьяна, Владимирская область

Направление: «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»


Какие литературные герои вам нравятся и почему?

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Постараюсь дать свой ответ. Мне нравятся многие литературные герои. Как и главные так и второстепенные. Но есть такие персонажи, которые захватили моё сердце и душу.

И первый герой, который покорил моё сердце из серии Джон Роулинг «Гарри Поттер». Во всей своей красе он появляется лишь в третьей книге «Гарри Поттер и уздник Азкабана». И это Сириус Блэк. Крёстный главного героя, который был преданным другом родителей Гарри. У Сириуса очень печальная судьба. Его не любила семья так как он не поддерживал их взгляды и поступил не на тот факультет. За счет этого стал изгоем в собственной семье. Потом он встретил дорогих ему сердце людей, которые погибли в дальнейшем. Отсидел двенадцать лет в самой страшной тюрьме магического мира просто так. Прожил два года в бегах, а затем погиб, защищая своего крестника.

Довольно трагическая судьба для человека. И всё же, чем он так нравится? Этот человек был предан своим друзьям, он бы умер за них. Сбежал из тюрьмы, чтобы защитить своего крестника и умер за него. А ещё он чертовски красив и умён. Разве он не может не нравится? Не вызывает восхищение? Это один из самых лучших литературных героев.

Вторым любимым персонажем является – Гермиона Грейнджер из той серии романов. Она лучшая подруга Гарри Поттера и Рона Уизли. Девочка поступает в школу чародейства и волшебства, до этого она ничего не знала о магии. В магическом обществе к ней относятся довольно скверно из-за того, что её родители обычные люди. Но она доказывает, что стоит на самом деле. Смелая, решительная и очень умная. Вот, чем мне нравится Гермиона Грейнджер. Она всегда добьется всего, чего захочет, поставит цель и достигнет её. Лучшая в данном романе.

Все приведенные мной аргументы убеждают нас в том, что мне нравятся преданные, решительные, амбициозные и очень умные литературные герои.


Оформление итогового сочинения 11 класс

Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

Сложно оценивать подобное сочинение, особенно если учитывать, что зачёт оно, скорее всего, получит. Просто потому что первые два критерия соблюдены: всё же и с К1 (соответствие теме), и с К2 (аргументация) все более-менее в порядке.

Для зачета необходимо выполнение еще какого-то одного критерия К3-К5. И в принципе по К3 (композиция) можно придраться только из-за отсутствия как такового тезиса, потому что утверждение «мне нравятся многие литературные герои» – это не тезис.

Осмелюсь дать совет: тезис надо прописывать четко и емко. Здесь во введении можно было бы добавить «Литературные персонажи мне нравятся за умственные способности, справедливое отношение к людям и свою жизненною позицию».

Но, конечно, с К4 (качество речи) в этом сочинении большая беда. Сочинение написано, во-первых, очень наивно. Видно, что вселенную Гарри Поттера автор любит, но анализировать текст глубоко пока еще сложно.

Во-вторых, очень много повторов одних и тех же слов и одних и тех же мыслей, много пересказа и минимум анализа. Если в итоговом сочинении на зачет это скорее всего не повлияет, то при сдаче ЕГЭ по русскому на количество баллов будут влиять все ошибки и неточности.

К тому же для сочинения подобного рода текст слишком эмоциональный. Слишком. Я тоже люблю Сириуса и Гермиону. Но первого мы любим явно не за то, что он по глупости своей отсидел в Азкабане двенадцать лет, а ко второй никто, кроме Малфоев, в первых шести книгах не относился скверно за ее магловское происхождение.

Явный перегиб и про «чертовски красив и умен» по отношению к Сириусу, потому что после тюрьмы он был уже явно не таким красивым, да и сама фраза слишком экспрессивна. Итоговое сочинение подразумевает публицистический стиль изложения, поэтому слова с ярко выраженной эмоциональной окраской лучше не использовать.

Ну и с грамматикой тоже все не очень хорошо. Много грамматических и пунктуационных ошибок (я насчитала 10). Опять же, на зачет это скорее всего не повлияет (на такой объём – 295 слов – в итоговом сочинении можно допустить около 14 ошибок), но в дальнейшем такое небрежное отношение к языку и в плане построения предложений и их взаимосвязи, и в плане обращения с грамматическими правилами может сильно навредить при сдаче экзамена по русскому.

Комментировать все ошибки и неточности не вижу смысла, тут их очень много. Посоветовала бы автору после итогового сочинения обратиться к хорошему репетитору по русскому языку, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ, иначе приличных баллов за сочинение получить не удастся.

  • Оформление группы в детском саду к новому году своими руками в едином стиле по сказке
  • Оформление волшебной сказки 3 класс
  • Офлайн версия как пишется
  • Оформление группы в детском саду к новому году по сказке снежная королева
  • Офлайн встреча как пишется