Оформление цитат в сочинении по литературе

Обновлено 23 сентября 2021 умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два

Обновлено

Как правильно писать итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ по русскому языку

Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Читайте также:

Оформление цитат в сочинении по литературе

Как писать итоговое сочинение

Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.

На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.

Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):

  1. Вступление (2-3 предложения).
  2. Комментарий вступления (4–6 предложений).
  3. Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
  4. Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
  5. Заключение (75 слов/3–5 предложений).

Критерии оценивания итогового сочинения

Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.

1. Соответствие теме направления.

Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.

Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):

«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».

Читайте также:

Оформление цитат в сочинении по литературе

2. Аргументация с привлечением литературного материала.

Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.

Из документов ФИПИ:

«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».

 3. Композиция и логика рассуждения.

Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.

Из документов ФИПИ:

«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».

4. Качество письменной речи.

В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.  

Из документов ФИПИ:

«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».

Читайте также:

Оформление цитат в сочинении по литературе

5. Грамотность

«Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.

При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:

  • две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
  • первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
  • две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.

Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.

Из документов ФИПИ:

«Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».

Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.

Направления и темы итогового сочинения

Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.

Тема может выглядеть по-разному:

  • как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
  • как вопрос, на который нужно ответить.

Оформление цитат в сочинении по литературе 

Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»

Читайте также:

Оформление цитат в сочинении по литературе

Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):

  • Направление 1: «Забвению не подлежит»

Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?

  • Направление 2: «Я и другие».

Тема: «Что мешает доверию между людьми?»

  • Направление 3: «Время перемен».

Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»

  • Направление 4: «Разговор с собой».

Тема: «Почему люди обманывают себя?»

  • Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»

В чем заключается разница между направлением и темой?

Критерии сравнения Направления Темы
Когда становятся известны? В начале учебного года Во время экзамена
Вариативность Общие для всех регионов Разные комплекты для каждого часового пояса

Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.

Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ 

  1. Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
  2. Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
  3. Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
  4. Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
  5. Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
  6. Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
  7. Проверяем написанное сочинение на ошибки:
    • орфографию (ошибки в написании слов);
    • пунктуацию (знаки препинания);
    • фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
    • лексические повторы (речь);
    • остальные речевые ошибки;
    • грамматические ошибки;
  8. Переписываем сочинение на чистовик.

Читайте также:

Оформление цитат в сочинении по литературе

Оформление цитат в сочинении по литературе

Структура итогового сочинения 

  1. Вступление и раскрытие темы направления. 

Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять). 

Например:

  • Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
  • Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
  • Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.

Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:

  • В виде вопроса:

«Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»

  • В виде утверждения:

«Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»

  • По ключевым словам темы:

«Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»

  1. Аргументация с привлечением литературного материала. 

Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента. 

Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой. 

Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст. 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.

  1. Тезис.

Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.

Пример тезиса:

  • «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».

Читайте также:

Оформление цитат в сочинении по литературе

  1. Логический переход.

Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.

В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.

Пример подводки:

  • «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
  1. Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.

Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.

В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.

Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!

Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:

  • конкретную ситуацию;
  • конфликт между героями;
  • взгляды героя;
  • характер героя и его поступки.

Клише к эпизодам:

  • «Автор повествует о…»;
  • «Автор описывает…»;
  • «Писатель обращает наше внимание на…»;
  • «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
  1. Микровывод.

Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.

Клише к микровыводу:

  • «Писатель считает, что…»;
  • «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
  • «Писатель подводит нас к мысли…»

Читайте также:

Оформление цитат в сочинении по литературе

Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):

  • Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
  1. Общий вывод

В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.

Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.

Оформление цитат в сочинении по литературе

Пример итогового сочинения

Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?

«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.

Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.

Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.

Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.

Читайте также:

Оформление цитат в сочинении по литературе

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.

Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы

  • Формулировка проблемы – 1 б.
  • Комментарий к проблеме – 6 б.
  • Позиция автора по проблеме – 1 б.
  • ​Отношение к позиции автора – 1 б.
  • Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
  • Речевое оформление – 2 б.
  • Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
  • Этика – 1 б.
  • Фактическая точность – 1 б.

Всего – 25 баллов.

В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.

Структура сочинения

  1. Вступление (опционально).
  2. Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
  3. Комментарий к проблеме:
    • пример из текста с пояснением 1;
    • пример из текста с пояснением 2;
    • связь между примерами.
  4. Позиция автора.
  5. Отношение к позиции автора и его обоснование.
  6. Заключение

Формулировка проблемы

  1. Проблема проходит через весь текст.  
  2. Разбираем только одну проблему, а не несколько.
  3. Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.

Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ

  1. Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
  2. Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.

Читайте также:

Оформление цитат в сочинении по литературе

Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:

  1. Пример из текста →
  2. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
  3. Пример из текста →
  4. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
  5. Указание на тип связи между примерами →
  6. Комментарий к связи между примерами.

Оформление цитат в сочинении по литературе

Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.

Проблема:

  • В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.

Комментарий:

  • Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.

Связка

В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.

Связка должна содержать:

  1. Отсылку к информации из первого примера.
  2. Отсылку к информации из второго примера.
  3. Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)

Читайте также:

Оформление цитат в сочинении по литературе

Позиция автора

В сочинении на ЕГЭ:

  • формулируем одновременно с проблемой;
  • отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
  • часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
    • не высказываем собственное мнение.

Как сформулировать позицию автора:

  • Автор считает…
  • Цитата из текста.

Объем – 1-2 предложения. 

Оформление цитат в сочинении по литературе

Отношение к позиции автора и его обоснование

  1. Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
  2. Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
  3. Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.

Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.

Вывод

  1. Пересказ первого абзаца сочинения.
  2. Ответ на вопросы, если они были поставлены.
  3. В нем не должно быть новой информации.
  4. Служит для закольцовывания текста.

Читайте также:

Оформление цитат в сочинении по литературе

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)

Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.

В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.

Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.

Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.

По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.

С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.

Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.

Разница между сочинениями 

Критерии сравнения

Итоговое сочинение

Сочинение ЕГЭ

Время написания

3 часа 55 минут только на сочинение

3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий

Период написания

Декабрь

Июнь

Объем (минимум)

250 слов

150 слов

Тема направления

На выбор

Предоставленная в тексте

Аргументация

Из литературы

Из текста

Количество критериев оценивания работы

5

12

Читайте также:

Оформление цитат в сочинении по литературе

Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.

Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.

Сочинение — не просто авторское высказывание на какую-либо тему. Это одна из работ, с помощью которой оценивают итоговые знания студента по предмету. В частности, сочинение-рассуждение — часть итогового экзамена и ЕГЭ. Поэтому важно знать, какие базовые элементы в нем важны.

Один из таких элементов — аргументация. В этой статье я расскажу, как приводить аргументы в сочинении грамотно.

Аргумент — это доказательство, которое приводят в поддержку тезиса. Вместо слова «аргумент» также используются такие понятия как объяснение, подтверждение, доказательство и др.

К аргументам предъявляются особые требования. В частности:

  • они не должны друг другу противоречить. Здесь я пишу во множественном числе, потому что по требованиям в сочинении должно быть минимум два аргумента;
  • аргумент должен быть достаточным для тезиса, к которому он относится;
  • аргумент должен быть связан с темой и тезисом, а не быть сам по себе.

Все элементы сочинения — тезис, аргументы и выводы — оцениваются отдельно: каждый по своим критериям. С нюансами оценивания лучше разобраться заранее, чтобы потом не было никаких неожиданностей. Тем более, что правила оценки нередко меняются.

После 2020 года правила оценки аргументов тоже изменились. Для оценки аргументов использовался критерий К4. До этого за правильную аргументацию можно было получить 3 балла. После изменений — всего 1.

Изменились и требования к источникам, используемым для аргументации. Это критерий К2. Раньше обязательно нужно было приводить 2 аргумента: один из художественной литературы (лучше всего в виде цитаты), а второй — из любого другого источника. После изменений стало проще. Количество аргументов осталось прежним. Но теперь аргументировать собственную точку зрения можно с помощью каких угодно источников и примеров, в том числе — личного характера.

Важное условие для любого аргумента — соответствие теме, проблематике и позиции автора.

Если вы откроете КИМ ЕГЭ и почитаете критерии оценивания работы, то не увидите там слова «аргумент». Теперь вместо него используется пример-иллюстрация.

Я уже упоминал о том, что аргументов два. Раньше, когда один из аргументов обязательно должен был быть из художественной литературы, приходилось нелегко. Теперь и первый, и второй аргументы можно приводить даже из личного опыта. Для этого не нужно прикладывать каких-то невероятных усилий. Правда, оцениваются такие аргументы ниже.

Многие задаются вопросом, как ввести второй аргумент в сочинении. Каких-то специальных правил нет. Просто имейте в виду, что все должно быть связано и последовательно.

Главное, чтобы и первый, и второй аргументы соответствовали теме и приведенным тезисам.

Для подтверждения или опровержения какого-либо тезиса, выражения согласия или несогласия с автором, используют следующие виды аргументов:

  • этические. Такая аргументация предполагает опору на культурные, нравственные и общечеловеческие нормы. Во всем этом читатель может увидеть себя и, соответственно, больше проникнуться;
  • логические. Эти аргументы апеллируют к разуму, поэтому важно их строить на причинно-следственной связи;
  • личный опыт. Это могут быть случаи из жизни, рассказы друзей и др. Единственный минус таких примеров-иллюстраций — в субъективности. Как правило, доказать или опровергнуть ими что-то объективное невозможно;
  • ссылки на авторитетные высказывания. В частности, на слова лидеров мнений и уважаемых в своей области деятельности персон;
  • народная мудрость. Все, что относится к пословицам, поговоркам, устойчивым мотивам и т. п.

Вот 3 совета, которые помогут справиться с формулировкой аргументации:

  1. Избегайте общих формулировок. Продумывая ответ, постарайтесь найти небанальные и интересные примеры. Обязательно, связанные с темой сочинения.
  2. Используйте иллюстрированные примеры. К таким примерам относятся ссылки на известные произведения, фильмы, высказывания знаменитых людей.
  3. Придерживайтесь логических переходов. Абзацы должны плавно перетекать из одного в другой и быть связанными. Так вы продемонстрируете, что умеете мыслить логически и последовательно.
  4. Не допускайте перефразирования. Тезис и аргументы — разные вещи. Поэтому не стоит объяснять тезисы ими же, но в собственной интерпретации.
  5. Убедитесь, что рассуждения не «размыты». Не стоит писать обо всем и ни о чем. Каждое слово должно нести смысл.

Вот несколько примеров, которые помогут понять, как грамотно аргументировать свою точку зрения:

пример аргумента в сочинениипример аргумента в сочинении-рассуждениикак приводить аргумент пример

Надеюсь, эта статья поможет вам написать подобрать правильно аргументы и написать сочинение, которое будет высоко оценено.

Слайд 1

Итоговое сочинение Литература 11 класс

Текст слайда:

Итоговое сочинение

Литература 11 класс


Слайд 2

Критерии оценивания Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерий №1 «Соответствие теме»Критерий №2 «Аргументация.

Текст слайда:

Критерии оценивания

Сочинение оценивается по пяти критериям.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Критерий №2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала»

Критерий №3 «Композиция»

Критерий №4 «Качество речи»

Критерий №5 «Грамотность»

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).


Слайд 3

Как выглядят темы сочинения на экзамене? Направление 1.«Разум и чувство» Литература Шекспир «Гамлет»; М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»;

Текст слайда:

Как выглядят темы сочинения на экзамене?

Направление 1.«Разум и чувство» Литература Шекспир «Гамлет»; М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»; А.Н. Островский «Гроза»; Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»; М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»  
Темы
Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин).
«Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь).


Слайд 4

Общие направления предполагают формирование тем, которые позволяют размышлять о конфликте, как внешнем, так и внутреннем, вызванном проявлением

Текст слайда:

Общие направления предполагают формирование тем, которые позволяют размышлять о конфликте, как внешнем, так и внутреннем, вызванном проявлением двух или одного из двух противоположных начал.
Этот конфликт может быть выявлен через комментированный рассказ о персонаже литературного произведения, стоящем перед выбором или переживающем период определения собственной жизненной позиции и принципов.
Персонаж в одном лице может являть пример личности, находящейся в эпицентре борьбы противоречащих друг другу желаний, мотивов, целей.
Но конфликт может проявляться и через столкновение с внешним миром, людьми с иными ценностями, представлениями о жизни.


Слайд 5

Интересными примерами в работе над сочинением могут оказаться и биографии известных личностей. На основе рассказа об их

Текст слайда:

Интересными примерами в работе над сочинением могут оказаться и биографии известных личностей. На основе рассказа об их судьбе, поступках, принимаемых решениях можно построить собственное рассуждение, которое позволит сформулировать собственную позицию.


Слайд 6

Помимо судеб конкретных людей, творческое исследование можно построить и на примере события, через которое выявляется сущность человека,

Текст слайда:

Помимо судеб конкретных людей, творческое исследование можно построить и на примере события, через которое выявляется сущность человека, многих людей. Это дает возможность говорить о закономерностях, выявлять причинно-следственные связи.


Слайд 7

Можно работать над сочинением, предпринимая попытку раскрыть парадоксальную природу взаимосвязи между двумя понятиями, Тематические направления ориентируют

Текст слайда:

Можно работать над сочинением, предпринимая попытку раскрыть парадоксальную природу взаимосвязи между двумя понятиями,
Тематические направления ориентируют на размышления о полярных понятиях, так или иначе противоречащих друг другу, но отношения между понятиями не всегда можно трактовать как антонимичные.
Готовясь к написанию сочинения, можно уделить внимание выявлению сути понятий, определению смыслового поля, которое они задают, исследованию отношений между ними.
Например, работая над сочинением тематического направления , можно поразмышлять о взаимосвязи и взаимозависимости понятий, о том, что всё взаимосвязано. Эти темы всегда была интересны писателям разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором…


Слайд 8

Работа над итоговым сочинением.ЭТАПЫ РАБОТЫ: 1. Выбор и обдумывание темы. 2. Определение ключевых слов и главной мысли

Текст слайда:

Работа над итоговым сочинением.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Выбор и обдумывание темы.
2. Определение ключевых слов и главной мысли сочинения.
3. Подбор примерного литературного материала (аргументация).

4. Создание и выстраивание текста высказывания.


Слайд 9

1. Выбор темы Обдумай тему - объясни значение каждого слова в формулировке темы (найди ключевые слова)

Текст слайда:

1. Выбор темы

Обдумай тему — объясни значение каждого слова в формулировке темы (найди ключевые слова)
Уясни, в чем суть вопроса, который заключен в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ.
Помни: Нельзя отклоняться от темы.
Нельзя расширять ее до рамок тематического направления.
Нельзя уходить от проблемы, заданной формулировкой темы сочинения.
Несоответствие теме влечет за собой выставление за сочинение «незачета» по критерию №1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением некоего литературного материала.


Слайд 10

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТЕМЫ от направления до заданного в теме аспекта рассуждения. НАПРИМЕР, определим ключевые

Текст слайда:

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТЕМЫ
от направления до заданного в теме аспекта рассуждения.

НАПРИМЕР, определим ключевые слова в теме:
«Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?»
— О чём требуется рассуждать?
ключевым будет не слово «вопросы» и не слово «волнуют», а словосочетание «в любую эпоху» (нужно размышлять не о сиюминутных проблемах, а о вопросах вечных, которые остаются важными для человека независимо от того, в какую историческую эпоху он живет).
-Какие вопросы следует называть вечными?
Вечными принято называть вопросы, которые на протяжении долгих лет не теряют своей актуальности. Они, как правило, не имеют единственно правильных и исчерпывающих ответов, потому и называются вечными.
Это вопросы о первичности материи или сознания, о том, что есть человек, истина, душа, мир. О взаимоотношений людей (любви, дружбы, взаимопонимания), связей личности и общества, единства мира и человека, свободы личности и др. Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем (судьба, память, принцип, личность, опыт, нравственные ценности, трагедия, счастье, ответственность, честь, выбор, самолюбие, благородство, познание, ориентир, актуальность, классика и др.)


Слайд 11

2. Определение проблемы будущего высказыванияСформулируй главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения. Как это сделать?

Текст слайда:

2. Определение проблемы будущего высказывания

Сформулируй главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения. Как это сделать?


Слайд 12

3. Выбор литературного материалаЗАДАЧА: доказать главную мысль сочинения. НЕЛЬЗЯ перечислять авторов и названия произведений. НУЖНО применить анализ

Текст слайда:

3. Выбор литературного материала

ЗАДАЧА: доказать главную мысль сочинения.
НЕЛЬЗЯ перечислять авторов и названия произведений.

НУЖНО применить анализ созвучных теме проблем в одном литературном произведении:
— аргументации своих мыслей;
— комментировании литературных примеров;
— примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам;
— размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д.

НЕЛЬЗЯ
увлекаться пересказом содержания книги


Слайд 13

4. Создание и выстраивание текста высказывания Определить смысловые части и продумать их содержание, то есть решить: какие

Текст слайда:

4. Создание и выстраивание текста высказывания

Определить смысловые части и продумать их содержание, то есть решить:
какие проблемы, вытекающие из темы сочинения, нужно сформулировать во вступлении,
какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут рассмотрены проблемы, поставленные во вступлении,
какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью работы.
ВНИМАНИЕ! В заключение следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести сжатый итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения.
Перед написанием заключения перечитай вступление, вспомни, какие проблемы в нем поставлены, и сделай так, чтобы заключение обязательно перекликалось с ним.
Работы, в которых соблюдена эта связь, отличаются логико-композиционной завершенностью , а отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.


Слайд 14

Структура работыСформулировать проблемы, вытекающие из темы сочинениявступление доказать главную мысль и рассмотреть проблемы, поставленные во вступленииосновная часть

Текст слайда:

Структура работы

Сформулировать проблемы, вытекающие из темы сочинения

вступление

доказать главную мысль и рассмотреть проблемы, поставленные во вступлении

основная часть

заключение

Дать ответ на вопрос темы
(выводы из вступления и основной части работы)


Слайд 15

Содержание каждого абзаца основной части тезис (мысль, требующую доказательств), 2) аргументы (доказательства), 3) необходимые примеры (с

Текст слайда:

Содержание каждого абзаца основной части

тезис (мысль, требующую доказательств),

2) аргументы (доказательства),

3) необходимые примеры (с использованием литературного материала),

4) промежуточные выводы.


Слайд 16

5. Редактирование текста (читаем два раза) проверить логические переходы между смысловыми частями выказывания; обнаружить содержательные, смысловые повторы

Текст слайда:

5. Редактирование текста (читаем два раза)

проверить логические переходы между смысловыми частями выказывания;
обнаружить содержательные, смысловые повторы и откорректировать эти части сочинения;
исключить все сомнительные случаи, которые могут привести к фактическим ошибкам;
заметить и устранить все речевые ошибки и недочеты;
проверить по орфографическому словарю слова с возможными орфографическими ошибками;
выявить синтаксические особенности текста для предупреждения пунктуационных ошибок.


Слайд 17

Пошаговая памяткаШаг I. Выбор темы. 1. Задать себе вопросы: — Что от меня требуют предложенные темы? (надо

Текст слайда:

Пошаговая памятка

Шаг I. Выбор темы. 1. Задать себе вопросы:
— Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)
— На каком материале можно раскрыть данные темы?
— Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?
2. Выбрать одну из предложенных тем. При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.


Слайд 18

Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы Тема выбрана! Что делать дальше? 1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на

Текст слайда:

Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы Тема выбрана! Что делать дальше?
1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.
2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:
ЧТО (О ЧЁМ) писать?
1. Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план.
2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема.
Обдумываю аргументацию.
3. Обдумываю композицию и форму сочинения
ЗАЧЕМ писать? 1. Определяю основную мысль сочинения.
2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения
КАК писать?
1. Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение)
2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации
3. Пишу заключение (выводы из вступления и основной части)


Слайд 19

Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть: — высказывание своего взгляда на проблему; —

Текст слайда:

Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему).

Это может быть:
— высказывание своего взгляда на проблему;
— вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;
— обоснование причин обращения к этой теме;
— эмоционально ввод в тему сочинения;
— использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);
— проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;
— проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);
— оформление вступления в виде вопросов


Слайд 20

Основная часть – доказательство того, о чем говорилось во вступлении из произведения (или двух)из жизни

Текст слайда:

Основная часть – доказательство того, о чем говорилось во вступлении
из произведения (или двух)
из жизни


Слайд 21

Обдумать заключение. Это может быть так: — обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный

Текст слайда:

Обдумать заключение. Это может быть так:

— обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений. — возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания») — взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).
— обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.
— обращение к оригинальной цитате.


Слайд 22

Шаг 3. Тактика работы над сочинением 1. Пишу сочинение на черновике. 2. Пересчитываю количество слов (не

Текст слайда:

Шаг 3. Тактика работы над сочинением

1. Пишу сочинение на черновике.
2. Пересчитываю количество слов (не менее 250) (рекомендованное количество — 350 слов). Максимальное количество слов не устанавливается).
3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы:
— Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме?
Сформулирован ли тезис? (Это критерий 1, обязательный для получения оценки)


Слайд 23

Памятка для участников итогового сочинения 1.Внимательно ознакомьтесь со всеми предложенными темами итогового сочинения. Определите, к какому тематическому

Текст слайда:

Памятка для участников итогового сочинения

1.Внимательно ознакомьтесь со всеми предложенными темами итогового сочинения. Определите, к какому тематическому направлению относится каждая из них. Выберите из предложенных тем только одну.
2.Определите, какие фундаментальные понятия помогут вам раскрыть выбранную тему.
3.Выберите литературный материал, на который вы будете опираться при написании сочинения. Наряду с художественными произведениями отечественной или мировой литературы можно использовать дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники.
4.В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
5.Напишите сочинение-рассуждение на выбранную вами тему. Рекомендуемый объём сочинения — не менее 350 слов (при подсчёте учитываются все слова, в том числе и служебные). Если в сочинении менее 250 слов, то за работу ставится «незачёт».
6.Выполняйте работу самостоятельно. Не допускается списывание сочинения или его отдельных фрагментов из любых источников (работы другого участника, чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде и др.). Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за работу в целом выставляется «незачёт».
7.Допускается использование прямых или косвенных цитат. Не забывайте ссылаться на источник цитаты (ссылка даётся в свободной форме). Следите за тем, чтобы объём цитирования не превышал ваш собственный текст.
8.Хорошо продумайте композицию сочинения и логику его построения. Выдерживайте соотношение между тезисами и доказательствами.
9.Помните, что при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
10.Сочинение пишите чётко и разборчиво. Следите за соблюдением речевых и орфографических норм. Используйте разнообразную лексику. Избегайте речевых штампов. Не забывайте, что при написании итогового сочинения участникам разрешается пользоваться орфографическим словарём. 


оформление вкр 1_Монтажная область 1.png

Написание выпускной квалификационной работы – это первый шаг. Второй шаг – ее оформление. И здесь точно не справиться без подсказок. Студенты часто не уделяют должного внимания оформлению и делают его на «авось». Но визуальная составляющая играет большую роль при выставлении итоговой оценки и если отступы в вашей работе будут 2, а не 1,5, то члены комиссии ГЭК имеют полное право снизить вам баллы.
Мы рассмотрим все пункты оформления по порядку, чтобы ничего не упустить и в конце получить отличную работу.

Оформление титульного листа ВКР

Титульный лист – это главная страница ВКР, он имеет все сведения, которые помогут идентифицировать студента и его работу. Поэтому ошибаться в его оформлении категорически нельзя. В ГОСТ 7.32-2017 прописаны все правила, по которым оформляется титульник. Но мы заранее подскажем и покажем наглядно, как оформляется титульный лист ВКР.

Прежде чем приступить к написанию всей информации на титульном листе, удостоверьтесь, что правильно установили отступы и поля. Лучше сделать это заранее, чтобы при форматировании в конце, текст никуда не съехал.

Итак, приступим:

  • В программе Microsoft Word кликаем по вкладке «Разметка страницы» или «Параметры страницы» (название зависит от года версии вашей программы).
  • Выставляем поля следующим образом: левое – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм и верхнее – 20 мм.
  • Шрифт выбираем стандартный Times New Roman и 14 кегль. Интервал между строками – 1,5.

Когда все параметры заданы, можно приступать к самому оформлению текста на титульном листе.

  1. Первым делом ставим выравнивание по центру и пишем название министерства: «Министерство образования и науки Российской Федерации». Ниже – название университета, факультета и кафедры, каждое новое наименование на новой строке.
  2. Примерно в центре страницы нужно написать тип работы: «Выпускная квалификационная работа» и ее тему. Все это пишется буквами верхнего регистра (заглавными).
  3. Далее делаем отступ и ставим выравнивание по правому краю. Здесь нужно указать информацию об исполнителе: «Студент ФИО»
  4. Ниже указываем информацию о руководителе: «Научный руководитель ФИО, должность, степень».

Обратите внимание, что в некоторых вузах допускается указывать информацию о студенте и преподавателе с выравниванием по центру.

  1. Внизу страницы снова устанавливаем выравнивание по центру и указываем город и год защиты.

Несмотря на то, что мы указали все требования к оформлению титульного листа, обязательно уточните на кафедре в вузе, какие есть правила оформления титульного ВКР и загляните в ГОСТ, это поможет сделать все максимально точно.

Пример титульного листа ВКР

титульный ВКР.png

Шрифт ВКР

Размер шрифта и сам шрифт играют большое значение в оформлении. Важно придерживаться стандартов. В ГОСТе есть требование, которое гласит, что ВКР должна быть написана шрифтом Times New Roman, размер допускается 12 и 14.

Выбрать шрифт и кегль лучше заранее, чтобы не редактировать уже написанный текст. Чтобы это сделать, необходимо кликнуть в панели управления Microsoft Word по названию шрифта и выбрать его размер.

Поля и отступы

Для того, чтобы ВКР была читабельна и при сшитии всех листов текст не потерялся, нужно учитывать правила оформления полей и отступов. Они выставляются таким образом:

  • слева – 30 мм
  • справа – 15 мм
  • сверху и снизу – 20 мм.

Для того, чтобы установить поля, кликните по вкладке «Параметры страницы» и установите нужные значения в окошках.

Обычно отступы между абзацами не регламентируются и они устанавливаются автоматически – 1,5 мм, как и между строками.

Но между заголовками раздела и подраздела, а также между заголовком и текстом отступ должен быть не менее, чем три высоты шрифта. Расстояние между заголовком и текстом до него устанавливается отступ не менее, чем четыре высоты шрифта.

Однако советуем ставить «Разрыв страниц» и начинать главу уже с новой страницы. Чтобы установить его, нужно: нажать на вкладку «Вставка», далее выбрать «Страницы» и в выпадающем списке выбрать «Разрыв страницы». Программа сразу перенесет курсор на следующую страницу и вам не придется ставить «лишние знаки», которые отображаются в «скрытых символах» и их наличие является ошибкой.

Нумерация

Все страницы ВКР обязательно должны быть пронумерованы. Начинается нумерация с третьей страницы, обычно это страница «Введения» – ее номер 3. Так как номер 1 – это «Титульный лист», номер 2 – это «Содержание».

Чтобы нумерация была правильной, нужно знать функции Microsoft Word.
**Рассмотрим все шаги по порядку: **

  • Нажмите на вкладку «Вставка»;
  • Выберите функцию «Номер страницы»:
  • Укажите место номера. Как правило для ВКР используется нумерация внизу страницы справа или внизу страницы по центру. Этот вопрос следует уточнять в методических указаниях кафедры вуза.

Если вы пройдете все эти шаги, то в итоге получите правильную нумерацию и одобрение комиссии ГЭК.

Ссылки

Обязательными элементами ВКР являются ссылки и сноски. Они являются показателем того, то тема действительно глубоко проработана. Ссылки превратят чужие слова в заимствования и цитаты, а значит на проверке «Антиплагиат» вычитки из монографий и статей не уменьшат процент оригинальности.

Что такое ссылка в ВКР

Немало студентов путают ссылки и сноски и мы предлагаем разобраться, что к чему и запомнить. Ссылки – это сведения о первоисточнике. Как правило, в тексте она обозначается номером, который является номер в списке использованной литературы, и он ставится после заимствованных слов.

Как оформить ссылку ВКР по ГОСТу

Ссылки имеют сквозную нумерацию. Иногда требуется указание страницы, откуда взята информация и тогда ссылка оформляется таким образом: [ 5, c. 97] – это значит, что первоисточник находится в списке литературы под номер 5, а слова, написанные в тексте, взяты со страницы 97 источника под номером 5.

Пример оформленной ссылки

ссылка вкр.png

Сноски

Это еще один важный элемент, без которого вам не поверят, что некоторые элементы текста не сплагиачены, а заимствованы.

Что такое сноска в ВКР

Сноска – текст внизу страницы, который находится под разделительной чертой. Туда включается информация о библиографической ссылке.

Как оформить сноску ВКР по ГОСТу

Проще всего оформлять сноски в Microsoft Word:

  • Нажмите на вкладку «Вставка» и выберите элемент «Ссылка»;
  • Далее выберите нужный формат сноски и она появится внизу страницы. Сноски нумеруются по порядку только в рамках одной страницы.
  • После появления сноски, заполните ее нужными данными.

Таким образом вы получите верно оформленные сноски.

Сегодня большинство вузов отказалось от использования сносок в работах и перешло полностью на ссылки, поэтому этот вопрос необходимо уточнять на кафедре вуза.

Пример оформленной сноски

сноска вкр.png

Оформление списка литературы ВКР

Этап оформления работы, который пугает почти всех студентов. Список литературы – это страшная, непонятная и совершенно неизведанная чаща, которую приходится проходить и тратить немало сил, нервов и времени на это.

Разберемся, как же все-таки оформить список литературы и не сойти с ума:

  • Литература в списке должна расставляться по алфавиту (по первой букве автора) или по упоминанию источника в тексте (это реже). Порядок уточните на кафедре в вузе.
  • Каждый источник имеет свой шаблон оформления и его нужно строго придерживаться.

Правила оформления разных источников ВКР по ГОСТу 2021

Рассмотрим каждый источник отдельно:

Книги, монографии, учебники, многотомные издания, энциклопедии
шаблон оформ книги.png

Научные статьи
шаблон науч стат.png

Законы, законодательные акты, указы
законод шаблон.png

Авторефераты и диссертации
авторееф шаблон.png

Рецензия
резенция шаблон.png

Документы в интернете
интернет шаблон.png

Если вы будете следовать правилам в шаблонах, то в итоге получите грамотно оформленные список литературы, который не стыдно представить в ВКР.

Пример списка литературы

список литры вкр.png

Оформление реферата ВКР

Нет, это не тот реферат, который просят сделать преподаватели, чтобы вы получили зачет. Реферат ВКР – это краткое изложение диплома. Буквально на одной странице. Он нужен для того, чтобы слены комиссии ГЭК сразу поняли, о чем речь и вникли в вашу защитную речь уже с осознанием темы.
Оформляется реферат достаточно просто. По центру указывается название: «Реферат дипломной работы» ниже пишется тема ВКР в кавычках. Далее сам реферат. Оформление стандартное: выравнивание текста по ширине, шрифт Times New Roman, размер 14.

Пример реферата ВКР

реферат вкр.png

Цитирование в ВКР

Правильно оформленные цитаты показывают, что вы действительно обращались к первоисточникам при написании работы.
Есть два вида цитирования: косвенное и прямое. Оба вида можно использовать в работе.
Косвенное – это пересказ чужих слов с указанием источника в виде ссылки.
Прямое – текст в кавычках с указанием источника и ссылки прямо в тексте.
Чтобы оформить цитату, не нужно изобретать велосипед. Достаточно лишь заключить ее в кавычки и далее указать с чьих слов вы взяли информацию.

Пример цитаты ВКР

цитата вкр.png

Оформление содержания ВКР

Обязательным элементов ВКР является содержание. Здесь вы указываете, какие разделы есть в вашей работе. Можно набрать содержание вручную, а можно воспользоваться специальной функцией Microsoft Word.

Инструкция по оформлению содержания:

  • Кликните по вкладке «Ссылки»;
  • Выберите пункт «Оглавление»;
  • Выберите формат оглавления: настраиваемое.
  • После этого включите все элементы диплома, которые должны быть в содержание в нужную форму.
  • После этого вы получите правильное содержание с отступами, нумерацией и гиперссылками.

Пример содержания ВКР

содержание вкр.png

Оформление презентации ВКР

Презентация – это дополнительный элемент ВКР, который понадобится на защите. Вот несколько правил хорошей презентации:

  • Презентация должна состоять из 10-15 слайдов, на этом количестве нужно уместить всю необходимую информацию.
  • Вынесите на презентацию наглядный материал: иллюстрации, схемы, таблицы.
  • Не используйте много текста.
  • Презентация должна перекликаться с защитной речью.
  • Светлый фон и темный шрифт: черно-белое сочетание – отличный вариант.
  • Презентацию лучше составить в Power Point.

Не нужно на презентации показывать все свои дизайнерские таланты. Слайды должны отражать суть вашей речи и служить вспомогательным материалам к словам.

Подробнее об оформлении презентации можно прочитать тут.

Как оформить приложение ВКР

Приложения ВКР – это иллюстрационный материал, который указывается в конце работы. Приложения имеют свою нумерацию и правила оформления.

Алгоритм оформления достаточно прост:

  • Ставим выравнивание по центру и пишем буквами верхнего регистра: ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Каждое приложение нумеруется и имеет название. Имя имеет арабские или римские цифры.
  • Нумерация страниц сквозная по всем приложениям.

Виды приложений:

  • иллюстрации;
  • таблицы;
  • схемы и диаграммы;
  • графики.
    Каждый вид имеет свое оформление. Подробнее можно прочитать тут.

Ищете ВКР на заказ? У нас вы можете заказать выпускную квалификационную работу по низкой цене!

Скачать пример оформления ВКР

В чем особенность сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ и чем оно отличается от итогового сочинения? Какие изменения внесены в формулировки заданий и критерии оценивания письменной работы? Рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.

Два вида сочинения на ЕГЭ

При прохождении итоговой аттестации по русскому языку участники пишут сочинение по прочитанному тексту (задание 27). Условием допуска учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку является успешное написание ими итогового сочинения. Что объединяет эти письменные работы?

Оба сочинения — это способ проверки умения создавать связный письменный текст, раскрывать заданную тему, рассуждать по предложенной проблеме, доказательно предъявлять свою позицию по отношению к предмету речи, связно и последовательно оформлять свои мысли в соответствии с речевыми и грамматическими нормами современного русского литературного языка.

Отличия итогового сочинения от сочинения по русскому языку

Особенностью итогового сочинения является литературоцентричность, что предполагает обязательное обращение к литературному произведению, построение аргументации с опорой на материал.

В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критериям:

  • Соответствие теме
  • Аргументация
  • Привлечение литературного материала

    и минимум по одному из трех оставшихся критериев:

  • Композиция и логика рассуждения
  • Качество письменной речи
  • Грамотность

Написание сочинения в рамках сдачи ЕГЭ по русскому языку имеет свои особенности. Участник работает с исходным публицистическим или художественным текстом и строит свои рассуждения с опорой на авторский текст. Это предполагает определение и формулировку проблемы, поставленной автором исходного текста, написание комментария к сформулированной проблеме, выявление авторской позиции, а также выражение своего отношения к ней и обоснование собственной точки зрения.

Важно не допускать смешения понятий «тема» и «проблема». Тема — это то, о чем текст: «Автор раскрывает тему памяти», «Автор пишет о чести», «В этом тексте рассказывается о героизме». Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор; он спорный, общественно значимый.

Проблему лучше всего формулировать в виде вопроса: «Можно ли человеку прожить без любви?», «Какую роль играет музыка в жизни человека?», «Что является подлинной красотой человека?» Обращаясь к авторскому тексту, нужно выделять ключевые слова, опорные фразы, которые раскрывают смысл авторских рассуждений. Прежде чем отражать позицию автора, необходимо написать комментарий к сформулированной проблеме.

Роль комментария в сочинении

Комментарий — это толкование текста, его анализ. Комментарий включает в себя два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы, и пояснение к каждому из них, указание и анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями.

Новым в 2021 году является требование не только указать логическую связь между примерами, но и проанализировать ее

Обращение к авторскому тексту может иметь форму его аналитического пересказа, а также прямого или косвенного цитирования. Пояснение примеров — это раскрытие смысла, расшифровка, интерпретация слов автора и сюжетной линии текста. Пояснить — значит рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, выразить свое отношение к ним. Пояснение — это текст участника экзамена. В этом и состоит диалог автора и пишущего, что является одним из важных показателей понимания прочитанного текста. При комментировании нужно избегать чрезмерного цитирования исходного текста, не допускать простого пересказа, нарушения логической связи между заявленной проблемой и комментарием, фактических ошибок, связанных с пониманием текста.

Отношения между привлеченными для анализа примерами

Смысловая связь может заключаться в противопоставлении событий (фактов, героев), их сопоставлении, указании на причинно-следственные отношения между ними, переходе от общих рассуждений к конкретным примерам и др. На эту связь можно указывать как в начале комментария, так и в конце, а также в середине — между примерами-иллюстрациями.

Анализ связи (новое требование к структуре комментария) является показателем умения видеть основание для отбора текстового материала, означает раскрытие смысла этих логических отношений, ответ на вопрос, как они помогают глубже понять содержание привлеченных фрагментов авторского текста.

Одной из частых ошибок при выявлении логической связи между примерами-иллюстрациями является ее подмена общими словами: «Также автор приводит еще один пример…», «Развивая свою мысль, автор акцентирует внимание на следующем примере…», «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…»

Полный, содержательный, без фактических ошибок комментарий оценивается в 6 баллов — это весомый вклад в итоговую оценку, учитывая, что максимальный балл за сочинение равен 25. Но если участник экзамена не сформулировал или неверно сформулировал проблему исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается в 0 баллов.

Авторская позиция в тексте

Комментарий текста должен логично подводить к авторской позиции, то есть к ответу на проблемный вопрос, положению, которое доказывается или опровергается в тексте; это мнение автора, его точка зрения на поставленную проблему. Проблема и позиция автора логически связаны. Нужно формулировать авторскую позицию ясно и точно, избегая сложных синтаксических конструкций и метафорических выражений.

Кроме того, выпускник должен выразить свое отношение к позиции автора и обосновать его. В обосновании, в отличие от итогового сочинения, не обязательно опираться на художественное произведение.

Это может быть апелляция к историческим или научным фактам, к обобщенным наблюдениям или собственному жизненному опыту

Важно помнить, что работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается в 0 баллов.

Нужно следить за тем, чтобы изложение мыслей было последовательным и логичным, без нарушения абзацного деления текста. Для этого важно продумать план сочинения, логические связки между предложениями и абзацами.

Речевое оформление сочинения

Сочинение должно быть оформлено грамотно с точки зрения орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм. Особое внимание необходимо уделить речевому оформлению своего текста: следить за точностью, ясностью, чистотой словоупотребления, не допускать неоправданного повтора слов, лексической несочетаемости, речевой недостаточности или избыточности, стремиться к выразительности и лексическому разнообразию. После написания текста сочинения уделите внимание самопроверке.

Для развития письменной речи рекомендуем читать хорошую литературу, совершенствовать устную речь, расширять словарный запас, учить наизусть стихи, анализировать образцовые тексты.

Таким образом, написание сочинения по исходному тексту — работа сложная, так как требует аналитических умений, и одновременно интересная, поскольку позволяет выпускнику проявить себя как самостоятельную личность со своими взглядами, убеждениями, собственной точкой зрения на предложенную проблему.

Полезные ссылки для самоподготовки

При самоподготовке к экзаменам рекомендуем пользоваться проверенными учебными материалами и информационными ресурсами — такими, как, например, открытый банк заданий Федерального института педагогических измерений. На сайте МЦКО размещены видеозаписи вебинаров по разбору заданий Единого государственного экзамена, а на «Московском образовательном» телеканале можно посмотреть видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ.

А еще можно подключаться к трансляциям «Суббот московского выпускника». Там ведущие эксперты МЦКО в прямом эфире МосОбр ТВ разбирают решения заданий ЕГЭ и ОГЭ и проводят видеоконсультации по различным темам для подготовки к ГИА. У школьников есть возможность самим выбрать тему ближайшей программы. Каждую субботу на сайте МЦКО проходит голосование. А трансляции всех записей можно найти на портале МосОбр ТВ.

Самодиагностики в МЭШ помогут проверить свой уровень подготовки по каждому школьному предмету. В Библиотеке доступны работы разных уровней сложности: стартового, базового, профильного и олимпиадного.

Источник: МЕЛ

  • Оффенбах баркарола из оперы сказки гофмана ноты
  • Оформление цитат в тексте сочинения
  • Оформлено или оформленно как правильно пишется
  • Оформление эпиграфа в сочинении
  • Оффенбах сказки гофмана либретто