Официальные направления итогового сочинения 2022

Список направлений тем итогового сочинения 2022 человек путешествующий цивилизация и технологии преступление и наказание книга музыка, спектакль, фильм кому на

Список направлений тем итогового сочинения 2022

    1. Человек путешествующий
    2. Цивилизация и технологии
    3. Преступление и Наказание
    4. Книга (музыка, спектакль, фильм)
    5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина     

Полезные ссылки

    • Всё про итоговое 2022
    • Все темы для итогового 2022
    • Литература для итогового 2022
    • Аргументы для сочинения 2022
    • Реальные темы прошлого года 2021

    О темах, направлениях и комментариях на 2022-2022 год (кликайте для деталей)

        1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
        2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
        3. Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
        4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
        5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

    Официальные комментарии по направлениям итогового сочинения 2022

    Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

    Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

    Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

    Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

    Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

    Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

    Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

    Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

    Преступление и наказание — вечная тема.

    Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

    Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

    Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

    Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

    Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

    В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

    Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

    Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

    Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

    Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

    При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

    Рекомендации по подготовке ко всем направлениям

    Ожидаем…

    Важное примечание про итоговое 2022

    Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».

    Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

    Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

    Автор:
    Самый Зелёный
    ·

    Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!

    «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

    Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:

    • Что человек ищет в путешествиях?
    • Почему люди хотят путешествовать?
    • Как путешествия развивают личность?
    • Что человек ищет на своем жизненном пути?
    • Куда ведет жизненный путь человека?
    • Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
    • Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
    • Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
    • Дорога к счастью — какая она?
    • Можно ли идти к цели «по головам»?
    • Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
    • Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
    • Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
    • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
    • Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
    • Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
    • Как не сбиться с жизненного курса?
    • Что означает фраза «сбился с пути»?
    • Что направляет человека на жизненном пути?
    • Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
    • Какие качества необходимы для первооткрывателя?
    • Какие качества необходимы для путешественника?
    • Чему человек может научиться в путешествии?
    • Как определить свой путь в жизни?
    • Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
    • Как не потерять свою дорогу в жизни?
    • Для чего люди путешествуют?
    • Как путешествовать, не выходя из дома?
    • Что мешает человеку двигаться вперед?

    «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

    А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:

    • Технический прогресс — зло или благо?
    • Чем опасен технический прогресс?
    • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
    • Что такое технический прогресс?
    • Как развитие технологий влияет на общество?
    • Как развитие технологий влияет на человека?
    • Как развитие технологий влияет на экологию?
    • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
    • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
    • Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
    • Почему люди отстают от цивилизации?
    • Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
    • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
    • Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
    • Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
    • В чем заключается опасность технократии?
    • Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
    • Для чего необходим прогресс?
    • В чем заключается личностное развитие?
    • Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
    • Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
    • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
    • Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
    • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
    • Почему обществу необходим прогресс?
    • Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
    • Какие люди способны стать двигателями прогресса?

    «Преступление и Наказание — вечная тема»

    Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:

    • Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
    • Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
    • Может ли преступление иметь законное основание?
    • Можно ли оправдать преступление?
    • Какое преступление никак нельзя оправдать?
    • Достоин ли преступник сочувствия?
    • Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
    • Месть — это преступление или восстановление справедливости?
    • Может ли преступление быть справедливым?
    • Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
    • Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
    • Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
    • Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
    • Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
    • Почему люди совершают преступления?
    • Какие преступления нельзя простить?
    • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
    • Почему люди становятся преступниками?
    • Что мешает человеку преступить закон?
    • Какое наказание для преступника является самым страшным?
    • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
    • Можно ли оправдать убийство человека?
    • Жестокость по отношению к животным — это преступление?
    • Может ли преступник исправиться?
    • Как бороться с преступностью в обществе?
    • Какие преступления нельзя прощать?
    • Может ли справедливость быть жестокой?
    • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
    • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
    • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
    • Чувство вины — это хорошо или плохо?
    • Что толкает людей на преступления?

    «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

    Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):

    • С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
    • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
    • Как искусство влияет на личность?
    • Способно ли искусство врачевать душевные раны?
    • Магия классической музыки — в чем она заключается?
    • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
    • Что лучше: книга или фильм?
    • В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
    • Как музыка влияет на людей?
    • Может ли кино заменить литературу?
    • Может ли кино заменить театр?
    • В чем разница между спектаклем и фильмом?
    • Может ли творчество помочь человеку найти себя?
    • Чему учит читателя классическая литература?
    • Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
    • Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
    • Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
    • Может ли книга помочь разобраться в себе?
    • Может ли чтение быть опасным?
    • Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
    • Какие качества помогает воспитать в себе литература?
    • Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
    • Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
    • Верно ли, что музыка — это язык чувств?
    • Почему люди в 21 веке не перестают читать?
    • Могут ли новые технологии заменить искусство?
    • Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
    • Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
    • Зачем человек слушает музыку?
    • Зачем человек читает книги?

    «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

    Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?

    • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
    • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
    • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
    • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
    • Кто счастлив на Руси?
    • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
    • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
    • Кому на Руси жить плохо и почему?
    • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
    • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
    • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
    • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
    • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
    • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
    • Что значит «любить Родину»?
    • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
    • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
    • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
    • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
    • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
    • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
    • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
    • Как научиться ценить свою Родину?
    • Как сделать Россию лучше?
    • Чего не хватает на Руси для полного счастья?
    • Кто виноват в бедах русского человека?
    • Почему люди на Руси страдают?
    • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
    • Что мешает нам найти счастье на Руси?
    • Какого человека можно назвать патриотом?
    • Что объединяет нас в одну страну?
    • Как нужно относиться к своей Родине?
    • В чем польза и опасность патриотизма? 
    • В чем польза и опасность критики России?
    • Какими качествами обладает русский человек?

    Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС

    Читайте также:

    Официальные (реальные) темы итогового сочинения 2021-2022 учебный годДля 11-ти классников (выпускников 2021 года) выложены официальные темы 2021-20212 учебного года. Итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года

    Темы, аргументы и готовые сочинения по каждому направлению: Купить

    Зона 1. Часовой пояс MSK UTC+2 (-1 час к Москве)
    Калининградская область
    111.Чем путешествие может обогатить человека?
    205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
    308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
    410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
    501.Что значит быть гражданином?


    Зона 2. Часовой пояс MSK UTC+3 Московское время
    Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ, Волгоградская область

    110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

    213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
    309.Когда слово становится преступлением?
    407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
    505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?


    Зона 3. Часовой пояс MSK UTC+4 (+1 час к Москве)
    Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область

    113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
    207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
    303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
    404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
    509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?


    Зона 4. Часовой пояс MSK UTC+5 (+2 часа к Москве)
    Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

    104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
    206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
    310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
    405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
    508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?


    Зона 5. Часовой пояс MSK UTC+6 (+3 часа к Москве)
    Омская обл

    108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
    210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
    301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
    409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
    510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?


    Зона 6. Часовой пояс MSK UTC+7 (+4 часа к Москве)
    Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Респ. Хакасия, Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область

    109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
    208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
    302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
    406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
    504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?


    Зона 7. Часовой пояс MSK UTC+8 (+5 часов к Москве)
    Республика Бурятия, Иркутская область

    112.О чём может рассказать дорожный дневник?
    203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
    311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
    408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
    513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?


    Зона 8. Часовой пояс MSK UTC+9 (+6 часов к Москве)
    Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край

    106 Книга как путешествие в прошлое.
    202 В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
    306 Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
    412 Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
    507 Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?


    Зона 9. Часовой пояс MSK UTC+10 (+7 часов к Москве)
    Республика Саха (Якутия) (Верхоянский, Оймяконский и Усть-Янский районы), Приморский и Хабаровский край, Еврейская автономная область

    105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
    201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
    307.Что такое преступление против самого себя?
    413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
    511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?


    Зона 10. Часовой пояс MSK UTC+11 (+8 часов к Москве)
    Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область, Магаданская обл.

    101 Как путешествия могут изменить человека?
    212 Шаги цивилизации: обретения и потери.
    305 Можно ли заставить человека раскаяться?
    402 К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
    503 Является ли богатство необходимым условием счастья?


    Зона 11. Часовой пояс MSK UTC+12 (+9 часов к Москве)
    Камчатский край, Чукотский автономный округ

    102. В чём ценность путевых впечатлений?
    204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
    312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
    411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
    502 . Что такое гражданский долг?

    Готовые сочинения, темы и аргументы:

    Итогового сочинение (темы, аргументы, готовые сочинения и литература)


    * Олимпиады и конкурсы
    * Готовые контрольные работы
    * Работы СтатГрад
    * Официальные ВПР

    Поделиться:

    Пушкин был прав: звезда пленительного счастья взошла, и на обломках самовластья мы видим направления итогового сочинения 2021-2022 года. Не сахар, но и не деготь в чистом виде, конечно. Многомудрый Литрекон рад представить Вашему вниманию не такие уж скверные темы для аргументов, какими они могли бы быть. В нашей копилке Вы можете найти литературные примеры по ним, варианты тем, списки литературы и образцы сочинений, проверенных экспертами из школ и вузов. А пока вот направления наших совместных усилий. Каждое из них снабжено комментарием, чтобы было понятнее, с чем мы имеем дело. Как говорится, «если бы мы знали, что это такое, мы бы знали, что это такое». Кстати, направления и темы итогового сочинения 2021-2022 Вы найдете в этом списке.

    «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

    В рамках данного направления нужно будет продемонстрировать знание книг, в которых поднимается тема дороги. Задание не из простых! Зато тематика достаточно узкая, что позволяет абитуриенту сориентироваться и правильно организовать подготовку. Конкретные темы, понятные аргументы, известные книги — тут все прозрачно, а это главное. 

    Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир». Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы все еще остаются непредсказуемыми и коварными. Помните, что каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые варианты тем и сочинений для подготовки, так что заходите к нему.

    «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

    Считать цивилизацию трагедией может только пещерный человек, так что не совсем ясно, зачем это слово присутствует в формулировке. Если кто-то так думает, то может смело отказываться от смартфона, интернета, туалетной бумаги и других атрибутов цивилизации, которая столь трагична и безысходна. А если серьезно, то в рамках данного направления итогового сочинения 2021-2022 года нужно продемонстрировать знание книг, где речь идет о научном прогрессе и его влиянии на природу, человека, общество, планету, будущее. А их в школьной программе можно пересчитать по пальцам, так что мы опять будем креативить и искать аргументы в других источниках.

    Конечно, на труды Руссо и Вальтера ссылаться совсем не обязательно. Проблему цивилизации затронул, например, М.А. Булгаков в книгах «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита». Она же поднимается на страницах романа Чернышевского «Что делать?». Интересен взгляд Шолохова на механизацию хозяйства в «Поднятой целине». Если покопаться, можно найти хороший материал и в пределах школьной программы. Но иностранные и отечественные антиутопии тоже нужно включить в свой список. Прослушайте их хотя в виде аудиокниг.

    «Преступление и Наказание — вечная тема»

    Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо четко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.

    Литрекон предполагает, что для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.

    «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

    Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть все что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем не ясно, что может придти в голову тому, кто придумает по нему темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска. Пока оно кажется максимально провальным.

    «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления. Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: «Портрет», «Анна Каренина», «Тапер», «Гранатовый браслет», «Лес», «На дне», «Господа Головлевы», «Чайка», «Ионыч» и т.д.

    «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

    Точно не выпускнику этого года! Но с данным направлением ему почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счет. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — все это будет на экзамене в том или ином виде.

    Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти все), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.

    Начнем подготовку вместе с Многомудрым Литреконом! Приятного просвещения!

    Итоговое сочинение 2021 - 2022. Темы

    Итоговое сочинение 2021 — 2022. Темы

    01.12.2021

    Итоговое сочинение 2021 — 2022. Темы

    Где узнать темы сочинений?
    Вот здесь http://topic.ege.edu.ru/
    Уже начинаем ждать темы Урала и средней полосы.

    Пока мы имеем несколько наборов тем. Если вдруг кто никогда не видел карту страны, это Дальневосточный федеральный округ.

    Начинаем собирать коллекцию этого учебного года.

    Темы итогового сочинения по регионам

    Калининградская область 

    111.Чем путешествие может обогатить человека?
    205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
    308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
    410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
    501.Что значит быть гражданином?

    Астраханская область, Самарская область, Саратовская область, Удмуртская республика, Ульяновская область

    113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
    207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
    303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
    404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
    509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?

    ЦФО (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области), СЗФО (Ленинградская, Мурманская, Архангельская, Вологодская области Ненецкий авт. окр., Псковская область, республика Карелия, Республика Коми, Санкт-Петербург), ЮФО (Волгоградская область, Краснодарский край, республика Адыгея, республика Калмыкия, республика Крым, Севастополь), Кировская, Нижегородская, Пензенская области, республика Марий Эл, республика Мордовия, Чувашская республика, республика Татарстан, СКФО (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика)

    110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
    213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
    309.Когда слово становится преступлением?
    407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
    505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

    Уральский Федеральный округ (Свердловская область, Курганская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский авт.окр., Челябинская область, Ямало-Ненецкий авт.окр.), Оренбургская область, Пермский край, республика Башкортостан

    104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
    206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
    310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
    405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
    508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?

    Омская область

    108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
    210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
    301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
    409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
    510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

    Сахалин, Магадан

    101.Как путешествия могут изменить человека?
    212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
    305.Можно ли заставить человека раскаяться?
    402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
    503.Является ли богатство необходимым условием счастья?

    Амурская область, Забайкальский край, Якутия

    106.Книга как путешествие в прошлое.
    202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
    306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
    412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
    507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

    ЕАО, Приморский край, Хабаровский край, некоторые р-ны Якутии

    105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
    201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
    307.Что такое преступление против самого себя?
    413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
    511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

    Камчатка, Чукотка

    102.В чём ценность путевых впечатлений?
    204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
    312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
    411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
    502.Что такое гражданский долг?

    Бурятия и Иркутская область

    112.О чём может рассказать дорожный дневник?
    203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
    311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
    408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
    513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

    Алтай, Кемеровская область, Томская область, Красноярский край, Тыва и Хакасия.

    109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
    208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
    302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
    406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
    504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?

    Темы итогового сочинения по направлениям

    1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

    101.Как путешествия могут изменить человека?
    102.В чём ценность путевых впечатлений?
    104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
    105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
    106.Книга как путешествие в прошлое.
    108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
    109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
    110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
    111.Чем путешествие может обогатить человека?
    112.О чём может рассказать дорожный дневник?
    113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

    Вопреки ожиданиям, почти все темы этого направления касаются путешествия, а не жизненного пути. Это неприятный сюрприз не только для тех, кто готовился к первому направлению, но и для всех остальных. Примеры к этим темам подобрать будет не так-то легко.

    2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

    201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
    202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
    203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
    204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
    205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
    206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
    207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
    208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
    210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
    212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
    213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

    Эти темы есть в нашей таблице по направлению. То ли нам удалось угадать, то ли составители тем всё-таки списывают :))) В любом случае темы ожидаемые и достаточно широкие, 202 и 212 прямо вторят самому направлению.

    3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

    301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
    302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
    303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
    305.Можно ли заставить человека раскаяться?
    306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
    309.Когда слово становится преступлением?
    307.Что такое преступление против самого себя?
    308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
    310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
    311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
    312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

    Пока в этом наборе виден явный акцент на наказании, а не на преступлении. Вот всё, что было в скобках, надо было внимательно читать. Совесть и стыд, ответственность,
    раскаяние и т.п.

    4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

    402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
    404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
    405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
    406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
    407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
    408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
    409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
    410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
    411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
    412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
    413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

    Ну, тут не книга (фильм, музыка, спектакль) про меня. Тут про то, что я думаю об этих произведениях и об искусстве вообще. Явно сполз акцент направления. То ли направление криво было сформулировано, то ли темы как-то сильно от него отступают. Посмотрим, какие ещё появятся формулировки, вечером обсудим.

    5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

    501.Что значит быть гражданином?
    502.Что такое гражданский долг?
    503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
    504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
    505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
    507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
    508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
    509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
    510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
    511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
    513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

    Хоть и и трудные, зато ожидаемые темы. Долг, нравственность, помощь людям.

  1. Оутлук как пишется по английски
  2. Отшельник рассказ на дзен часть 12
  3. Отьеду или отъеду как пишется
  4. Отыграюсь как пишется правильно
  5. Отыскать подлинник как пишется