Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Школа-лицей №2»
Поэзия М.
Цветаевой как лирический дневник эпохи
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Абдурафеева Э.Р.
Белогорск,2021
Тема урока: Поэзия М. Цветаевой как
лирический дневник эпохи
Тип урока: урок –
исследование нового материала.
Цели урока: познакомиться с фактами
биографии Цветаевой, оказавшими влияние на творчество; рассмотреть разнообразие
тематики ее поэзии; развить навыки анализа поэтического текста.
Планируемые
образовательные результаты: понимать образную природу литературы как явление
словесного искусства, устанавливать связи произведения с эпохой создания,
понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней, уметь определять
понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы; смысловое чтение,
уметь работать самостоятельно и в группе, соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации; воспитывать любовь и уважение к русской
литературе, эмоциональную отзывчивость, развивать эстетический вкус.
Ход урока:
Стихи – есть бытие.
М. Цветаева
Предтекстовый
структурный элемент урока.
Этап
1. Вхождение в тему урока.
Ориентация
учащихся на тему урока. (Поэзия М. Цветаевой как
лирический дневник эпохи)
Сообщение об учебном материале урока, об использование на уроке
ИКТ, о формах и видах работы. Выводы и обобщения в соответствии с темой и
целями урока (изучение творчества поэтессы в контексте времени. Использование
презентации с фотографиями из семейного альбома М. Цветаевой; записей стихов М.
Цветаевой в исполнении А. Фрейндлих, слушание музыкальных композиций),
Учитель
сообщает и ориентирует учеников на средства обратной связи в конце урока.
Этап 2. Подготовка к вхождению в текст.
Актуализация ранее полученных знаний, фрагментарная проверка
домашнего задания (учащиеся дают краткую характеристику к. 19 – н. 20 в.).
Слайд 1
Учащимся представляется
портрет М. Цветаевой на фоне романса «Мне нравится…»
Учитель
просит учащихся назвать автора слов. (Ответ учащихся.)
Учитель Я
думаю, вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром»,
но, наверно, не все знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой.
Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны
Ахматовой яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Живя в грозное время,
невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни, поэтесса
видела смысл своего существования в служении поэзии.
Учитель: Запишите: Тема
нашего урока…
Посмотрите на эпиграф к нашему уроку.
Это слова Цветаевой. Как понимаете слова Цветаевой? Что значит слово
«бытие»?
Лексическая работа.
—
Бытие (книжное) – 1. Жизнь, существование. 2. Совокупность материальных условий
жизни общества. Здесь слово употреблено в 1-м значении. Запишите в тетради.
Почему
они избранны в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? (Предполагается ответ,
что стихи есть отражение жизни автора)
Текстовый
элемент урока
Этап
3.
Учитель:
Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы жизни и творчества, проследим,
как в стихах отразилась ее судьба. На доске записаны вопросы, ответы на которые
вы сформулируете в конце урока.
Запись
на доске:
1.
Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?
2.Какие
темы звучат в ее поэзии? В каких стихотворениях?
Учитель: А начать рассказ о жизни
поэтессы предоставим самой Цветаевой, послушайте строки из ее автобиографии:
Слайд
2
Ассистент: «Кто создан из камня,
Кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена,
Мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская…»
Учитель: Марина Цветаева
– эффектно, даже вычурно. Похоже на псевдоним, но за цветочным именем – душа
скитальца в бесконечности страстей. Везде – не дома, всегда – небогато. В общем
– то не слишком удачлива.
3 слайд
Ассистент читает
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов…
Учитель: Кто знает, о
каком празднике идет речь? (Иоанн Богослов — вошел
в историю христианской религии как один из апостолов и евангелист, сумевший
донести миру свидетельства о жизни и благочестивых делах Иисуса Христа.)
Учитель: А какой праздник
сегодня? (19 декабря Русская Православная Церковь отмечает
День святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай считается покровителем
путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых
в православном мире.)
Ассистент: Я родилась 26 сентября (по старому стилю) 1892
года в Москве.(«Лунная соната» Л. Бетховена)
4 слайд Мой отец – сын священника, филолог, доктор
Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в
Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель и единоличный
собиратель первого в России музея изящных искусств в Москве. Герой труда. Умер
в Москве, вскоре после открытия музея. Библиотеку, огромную,
трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей.
5 слайд Мать – польской княжеской крови, ученица
Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от нее,
библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас, Цветаевых,
досталось Москве три библиотеки. Отдала бы и свою, если бы за годы революции не
пришлось продать.
…Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и
немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…
Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи,
одиночество.
6 слайд Учитель:
У Цветаевых была большая библиотека, и любовь к книгам проявилась у Марины
очень рано. Это была первая и пожизненная любовь. Любовь к книгам не могла не
отразиться и в творчестве М. Цветаевой. Вот одно из первых ее стихотворений
«Книги в красном переплете». Учитель обращает внимание, что данное
стихотворение вынесено для групповой работы.
Книги в красном переплете (Ассистент читает наизусть)
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам, бывало.
— Уж поздно! – Мама, десять строк! ..
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки …
Как хорошо за книгой дома
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Tома.
Темнеет … В воздухе свежо …
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры …
О, золотые времена:
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Учитель
Какие чувства вызывает у вас это произведение? (Необходимо
отделить чувства автора от эмоций учащихся)
7
слайд
Учитель: В печати произведения М.
Цветаевой появились в 1910 году, когда она в 18 лет издала на собственные
средства свою первую книгу стихов «Вечерний альбом».
Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно
демонстрировала собственную независимость. Писание стихов она представляла не
как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное
самовыражение.
Учитель:
Подумайте и ответьте на вопросы:
Как
отразились воспоминания о детстве в творчестве М. Цветаевой? В каких
стихотворениях? Укажите темы, чувства.
8
слайд (фон цикл «Времена года» «Октябрь»)
Учитель: 5 мая 1911 года, Цветаева приехала в Коктебель в
гости к поэту Максимилиану Волошину. На берегу Черного моря Цветаева
встретила Сергея Эфрона. Это была любовь с первого же дня — и на всю жизнь.
Вдумайтесь:
— Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, но
Марина была годом старше.
— 16 октября 1941 года расстреляли Сергея.
— В этом же 1941 году покончила с собой Марина.
Если кто-то скажет, что это — случай, совпадение —
ошибется. Это судьба. Горькая судьба!
Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей
на коктебельском берегу сердоликовую бусину …
Письма, которые они писали друг другу всю жизнь,
невозможно читать бесстрастно, это – образцы эпистолярного жанра, в них
потрясение, невозможный накал страстей…
Учитель: что такое эпистолярныйжанр? В каких произведениях мы его
встречали?
Ассистент: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет
жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать — мне ничего не нужно,
кроме того, чтобы Вы были живы.
Берегите себя, заклинаю Вас … Храни Вас Бог. Ваша М.»
Учитель: Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие
кухни, нищий быт, в лохмотьях — но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность,
а гордость с уверенностью в ближнем, с уважением к нему.
Учитель: Чувством гордости,
уважения и любви пронизаны стихотворения Марины Цветаевой, посвященные мужу
Сергею Эфрону. Послушайте одно из таких стихотворений, написанное в 1914 году,
через 2 года после их венчания.
Ассистент:
С.Э.
Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге!
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны!
Под крыльями раскинутых бровей
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху!
Такие — в роковые времена-
Слагают стансы — и идут на плаху.
Учитель: Каким
предстает перед нами лирический герой? Как Цветаева «рисует» портрет Эфрона? Какие
ассоциации у вас возникают?
Ответы
учащихся В образе героя нет ничего мужественного и
выдающегося, но хорошо прорисован портрет:
«…Его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови…
…Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны!
Под крыльями раскинутых бровей
Две бездны…»
При
всей внешней непритязательности образа, перед нами образ рыцаря
«…В его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху!
Такие — в роковые времена-
Слагают стансы — и идут на плаху».
Лексическая работа со словами: стансы, плаха.
9
слайд
Учитель: Да, действительно,
строки про плаху оказались пророческими: в 1941г. он был расстрелян. Своему
мужу М. Цветаева посвятила много стихов, она любила и гордилась своим мужем.
10 слайд
Семейное счастье
было недолгим, его разрушила Гражданская война. Сергей Эфрон вместе с Белой
армией эмигрировал, Цветаева осталась в Москве одна с двумя дочерями. Это были
тяжелейшие годы в жизни Цветаевой. Её томила разлука, полная
неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы спасти от
голода, но голод был везде. При одной мысли о гибели мужа её пронизывал ужас.
Так она жила, каждый день, ожидая развязки. Спасало лишь одно – поэзия. Все
силы стиха, жившие в ней, словно бросились на помощь.
В 1920 году Цветаева
пишет стихотворение «Писала я на аспидной доске» послушаем
его в исполнении А. Фрейндлих.
Лексическая
работа: значение выражения «аспидная доска» — доска из черного сланца,
обрамленная деревом, на которой учились писать грифелем. То же, что «грифельная
доска».
В эти годы появился цикл
стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
Учитель: Давайте посмотрим, как поменялось лирическое настроение в
стихотворениях М. Цветаевой? Сопоставьте события и тематику стихов. (пачаль, отчаяние) Какие темы можно
выделить? (Тема
любвии одиночества)
11 слайд
Учитель: В 1922 году Марина
Цветаева с дочерью уехали в Берлин, где после долгой разлуки встретила мужа.
Позже семья переехала в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие
метания по Франции.
Ассистент: По всем своим городам и пригородам (не об
оставленной России говорю) я прошла инкогнито, твеновским нищим принцем, не
узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем…
Если бы я была (а не слыла!) эмигранткой, то как-нибудь,
авось да небось, притулилась бы на чужбине среди «своих».
Если бы я была просто женой своего мужа и матерью своих
детей, то не все ли равно, в конце концов, — где, лишь бы вместе?
Если бы я была «поэтом-трансплантантом», умеющим
приспособиться, как иные прочие, то богемные кафе богемных кварталов послужили мне
убежищем …
Если бы я не была собой! Но я всегда была собой!
Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу.
Здесь я не нужна. Там невозможна…
Учитель: Да, она всегда была
собой! Будучи истинным патриотом своей родины, Цветаева не могла найти себе
места в чужой стране.
Она
не просто тосковала по России, она гордилась ей и мечтала вернуться. Послушаем
стихотворение «Тоска по Родине» в исполнении А. Фрейндлих.
Запись стихотворения
Учитель: Что является
символом Родины в данном стихотворении? (Рябина) Почему стихотворение
заканчивается многоточием? (Автору одиноко на чужбине. Читатель
сам додумывает, какие воспоминания хранит поэтесса в своем сердце. (Светлые,
воздушные воспоминания)
С помощью каких
выразительных средств переданы переживания лирической героини? (Свое
страдание поэтесса передает через выразительные средства, такие как эпитеты: «быть
вытесненной», «быть непонимаемой»,»быть одинокой». К нынешнему
месту жительства поэтесса испытывает нерасположенность, даже некую неприязнь)
Учитель: Цветаевой было настолько тяжело
выживать, что она вовсе потеряла интерес к происходящему. Об этом
свидетельствуют такие фразы: «Мне совершенно все равно», «Мне
едино», «Мне безразлично», «Мне все — равны, мне всё —
равно».
12, 13 слайд
Учитель: В 1937 году Сергей Эфрон, ради
возвращения в СССР, становится агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным
в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939г. вслед
за мужем и дочерью Ариадной возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием.
В том же
39-м
году дочь и муж были арестованы. Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни
работы; ее стихи в это время не печатались. Но, несмотря на это, она продолжала
писать и надеяться, что когда-нибудь, в далеком будущем ее поэзия будет востребована.
Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» стало пророческим. После
более чем полувекового молчания настало время ее стихов.
14 слайд
Ассистент Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Ассистент: Все чаще вспоминаю
Константина Бальмонта, с которым делила последний кусок хлеба во время
гражданской войны, Валерия Брюсова, Максима Горького… Маяковский, Пастернак,
Ахматова – мои талантливейшие друзья прошлой жизни! Им посвящены мои стихи.
Жизнь моя – две страсти: стихи и любовь, творчество мое неотделимо от судьбы!
15 слайд
Учитель: Наконец, настало
время ее стихов, когда мы по достоинству можем оценить талант поэтессы. Значит,
жизнь была прожита не зря, хоть и завершилась она очень трагично. 31 августа
1941г в Елабуге М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Одиночество,
состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели. Последние стихотворения Цветаевой полны философских размышлений о
жизни и смерти, об одиночестве и даже о самоубийстве.
Учитель:
Как меняется тематика стихов? (От светлых воспоминаний
детства к размышлениям о жизни и смерти.)
Слайд
16
Этап
4
Практикум
1. Выполнение
групповой работы (анализ стихотворений по плану).
2. Ответы
групп.
3. Обсуждение.
Посттекстовый
элемент урока
Этап
5
Учитель:
Итак, ребята, мы познакомились с наиболее
интересными фактами биографии М. Цветаевой, которые не могли не отразиться в ее
творчестве. Давайте ответим на вопросы, которые я назвала в начале урока.
1.
Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?
2.Какие
темы звучат в ее поэзии? В каких стихотворениях?
Ребята,
вспомните эпиграф к уроку: «Стихи
– есть бытие». Как вы можете теперь объяснить эти строчки? («Жизнь моя –
две страсти: стихи и любовь, творчество мое неотделимо от судьбы!») (Стихи для
Цветаевой есть сама жизнь. Мы видим, что вся ее жизнь отразилась в стихах.)
Этап
6.
Рефлексия
Какие
цели мы достигли?
Познакомились
с фактами биографии Цветаевой, оказавшими влияние на творчество.
Рассмотрели
разнообразие тематики ее поэзии.
Развили
навыки анализа поэтического текста.
Какой
вклад в общее дело может внести изучение этой темы?
Рассмотрели творчество
Цветаевой в контексте времени.
Получили представление о
жизненном и творческом пути Цветаевой, которое иллюстрирует литературный и
общественно-культурный контекст конца 19 – первой половины 20 вв., выявляет
масштаб личности поэта и ее значение в русской культуре, позволяет лучше и
полнее представить ее семейное и литературное окружение.
Я вас оценила,
теперь группы выставят оценки в соответствии с вкладом каждого члена группы.
Домашнее
задание.
На
дом дается письменный ответ на вопрос: «Как я воспринимаю стихи М. Цветаевой
после изучения её биографии?». (Домашнее задание
базируется на знаниях и информации полученной на уроке, при этом носит
творческий характер.)
В 2020 году вышел мультсериал «Полночные откровения» («Midnight gospel»), состоящий из 8 небольших серий, укладывающихся в 20 с лишним минут каждая. О сериале, исполненном насилия, психоделической эстетики, нецензурной лексики, скатологических мотивов и примитивного раблезианства не стоило бы писать вовсе, если бы не одно фундаментальное «но»: этот коммерческий продукт создан с претензией. В чем состоит эта претензия? В том, чтобы дать философию современному усталому сознанию. Наше внимание равно оправдывает тот факт, что и с обратной стороны, со стороны зрителя, превращенного в потребителя контента, сегодня существует запрос на подобную продукцию. Спрос и предложение здесь взаимно формируют друг друга. Почему это происходит?
Идея смерти человека, сформулированная европейской философией в XX веке и нашедшая сегодня своих проповедников в среде постгуманистов, не состоятельна ни в теоретическом, ни в практическом плане. Говоря о том, что человек умер, то есть о том, что он перестал существовать в качестве феномена и не обладает исключительностью, европейская философия изначально предполагает отсутствие человека, мысля его как эпифеномен некоего целого, будь то природа, структуры знания и проч. Иными словами, тот, смерть кого объявлена, и не существовал вовсе. В основе идеи смерти человека лежит интеллектуальный подлог, непродуктивная логическая тавтология: умер тот, кого не было.
Насколько бы мощна ни была сегодня постгуманистическая пропаганда, человек остается человеком, то есть тем, кто обременен сознанием, той первичной хаотичной свободой, которая указывает на то, что он не исчерпывается описанием на языке природы. В человеке есть роковая метафизическая избыточность, которая беспокоит его и составляет предмет его исконной заботы. Человек не имеет роскоши осуществить желание расстаться со своей человечностью, он вынужден овладеть сферой своего сознания, установив правила в той области, в которой ему не способен помочь инстинкт. История человечества – это история великих традиций, тех символических систем, посредством которых человек обживает свой внутренний мир. Слом культур, безвременье обнажают перед человеком его главную задачу. «Моя жизнь была лучше, чем у большинства миллениалов, которые сейчас крутятся, пытаясь понять, кто они есть и что они будут делать. Я такого не переживал. Я всегда знал, кто есть я, я всегда знал, что я должен делать. Я это принял», — заявляет один из ключевых персонажей мультсериала. Вот это завидное и не доступное знание о том, кто ты есть, и составляет суть послания авторов сериала. Великие цивилизации и локальные культуры одна за другой канули в Лету, современный человек среднего возраста испытывает недоумение относительно того, кто он есть. Он ни во что не верит, он не обременен идеей, даже страсти его ослабли. Вот к такому среднестатистическому «миллениалу» обращен мультипликационный гуру, который буквально предлагает «духовную пищу» его истощенному внутреннему миру.
Из чего состоит эта пища? Ее состав прост и предсказуем. Это смесь несложных рассуждений по мотивам буддизма и оккультизма. В ходе мульт-проповедей ненавязчиво упоминаются Тибет и популярный маг XX века Алистер Кроули, тантра и Библия, поэт-суфий XIII в. Джалаладдин Руми и американский автор ньюэйджевского толка Рам Дасс, идея промежуточных состояний, именуемых в буддизме «бордо», и буддийская концепция «сеть Индры», суть которой можно свести к тезису «все во всем». Неудивительно, что при таком синкретичном подходе, опирающемся на самих по себе синкретичных авторов, отождествляются Христос и индуистское обезьяноподобное божество Хануман, магические практики и медитации, Библия и оккультные книги. Откровения мультсериала сводятся к нескольким утверждениям: о принятии смерти как данности, пребывании в режиме осознанности, отказе от эго, стремлении к просветлению и саморазвитию. Как резюмирует один из персонажей, «в магии просветление именуют солнечным самосознанием. Солнечное сознание означает, что ты полностью в настоящем моменте… Смысл жизни состоит в том, чтобы максимально приблизиться к божественному, а затем распространить эти лучи человечеству». Вот это солнечное сознание и предлагается авторами сериала как новая благая весть, «gospel». Апофеозом проповеди, разворачивающейся на фоне вселенского фарша, в котором все буквально оказывается во всем, не исключая человека, на глазах превращающегося в космические котлеты, является визуальная метафора преодоления уробороса. Мы видим известный древний символ змеи, кусающей себя за хвост, и мультипликационную пифию, заканчивающую свое чревовещание пересечением этого магического кольца. Отныне свободная от циклической природы жизни, вечного чередования рождений и смертей, приносящих только страдания, она растворяется в манящей неизвестности.
Синкретизм симпатичен и востребован современным сознанием не только потому, что в своей поверхностности не взыскателен к знаниям и образованию своих последователей, но главным образом потому, что по существу своему состоит в том, чтобы удерживать человека от принадлежности традиции. Традиция требует решительности, она требует перемены ума и по-двига. Она работает с человеком во всей его тотальности, изнутри организуя его жизнь. Эта организующая сила не знает исключений, все подчинено ее логике. Синкретизм позволяет остаться на берегу, вне этой внутренней работы, наедине со своим пресловутым «эго», от которого на словах призывают отказаться. Синкретизм оберегает наше маленькое «я», раздувая его в нашем воображении до целого мира. Мультсериал свидетельствует о том, что XXI век ушёл не далеко от века XX с его интересом к божественному и сакральному по ту сторону Бога, с западным любопытством к фасадам восточных религий, привлекательным именно тем, что они лишены Бога в христианском понимании этого слова, а потому будто бы индифферентны к фигурам власти. Но власть – это, прежде всего, внутренняя власть над собой, способность себя упорядочить. Эта способность сполна реализуется только в традиции, открывающей горизонт трансцендирования и спасающей от ограниченности собственной субъективности. Традиция – это то, что в тебе, но больше тебя и независимо от тебя. Это то, чему ты принадлежишь. Знать, кто ты есть, можно лишь тогда, когда ты находишься в традиции, ибо традиция есть сознание, которое предшествует индивидуальному. Только собор обладает привилегией упаковать бесконечное в конечные символические формы. Только в пространстве «мы» открывается Бог. Адресаты современных «евангелий» не готовы к самовозрастанию, к установлению внутренних законов, имеющих опору в трансцендентном и абсолютном. Страшась радикализма внутренней жизни, они принуждены скользить по поверхности тел и слов. Неудивительно, что героями проповедей рассматриваемого мультсериала оказываются мистики сердца, как Руми, или, как Кроули, сторонники учения телемы, провозгласившего: «Твори свою волю, таков да будет весь закон». Иными словами, все те фигуры и доктрины, которые в оптике синкретизма могут быть оценены как принципиально пластичные, приспосабливающиеся к скромным запросам индивида, не готового увидеть себя в перспективе онтологического расширения. Или, говоря иначе, глазами Бога.
Чем вызвана необходимость преподносить эту несложную философию в столь специфической упаковке? Помимо возможного желания увлечь и развлечь неискушенную аудиторию, дать ей «зрелищ», говорить с ней «на одном языке», очевидно, что окружение основного нарратива скабрезным визуальным рядом и обсценной лексикой является чистосердечной попыткой авторов сериала работать с сознанием зрителя. Парадокс, преувеличения, нарушенная логика, картинки, подрывающие социальные и эстетические нормы, смакование насилия и эффектов телесного низа вкупе преподносятся как способ прорвать ткань обыденного восприятия, настроить на восприятие предлагаемой «духовной пищи». Форма поистине соответствует содержанию. Там, где когда-то человек обнаруживал интимное, сегодня орудуют молотом дизайнеры нашего восприятия, не требующего нашего присутствия по отношению к себе. Любая религия имеет технику, но эта техника, как бы экзотична она ни была, — будь то епитимья в православии или удар палкой от мастера дзен, — направлена на то, чтобы оборотить человека к самому себе, запустить внутреннюю работу в нем. Техника плотно вплетена в символическую ткань традиции, каждый ее элемент осмыслен. Сериал идет по известному пути, пропагандируемому одним из его идейных вдохновителей Рам Дассом, который в рамках своего учения утверждал, что наркотический опыт открыл ему истину. Транслируемая эстетика ЛСД готова заполнить последние поры внутреннего, предав забвению беспокойную тоску современного человека по самому себе.
3
0
Наречное предложно-падежное сочетание «по достоинству» является похожим внешне на какое-нибудь несуществующее «по-достоински». Или на теоретически возможное «по-достойному».
Предлог «ПО» как бы обеспечивает необходимое для дефисного написания начало.
Тем не менее, мы обязаны рассматривать не только подходящее начало, но и концовку. А она в сочетании «по достоинству» не соответствует известным «-ОМУ» или «-ЕМУ«. Поэтому даже с формальной точки зрения дефис невозможен.
Но он не нужен и по логике. Семантика анализируемого сочетания может быть немножко разной:
- Как? — По достоинству.
- По чему? — По достоинству.
Но в обоих случаях мы видим имя существительное «достоинство», которое нельзя назвать вросшим в какие-то устойчивые выражения и потерявшим при этом знаменательность.
Писать «по-достоинству» (с дефисом) нельзя.
Возможно и необходимо только «по достоинству» (раздельно).
Предложение:
- «Пусть по достоинству оценят нас наши потомки».
1
0
Наречие «по достоинству» образовано от существительного, поэтому пишется раздельно, в отличие от наречий, образованных от прилагательных, и имеющих окончание -ому, -ему, -цки, -ски, -и.
Например, «Судьи оценили по достоинству выступление гимнастки».
0
0
Добрый день. Вопрос такой возникает из предлога «по», так как некоторые части речи пишутся со словами через дефис с ним. Поэтому важно понимать, какой части речи относится слово «(по)достоинству». Это существительное, мы знаем, что это часть речи пишется раздельно с предлогами: «по достоинству».
Пример.
Аркадий принял неожиданные новости по достоинству.
«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
_
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
- «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».
«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
- «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
- «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
- «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.
- «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
- «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
- «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
- «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
- «Весёлый — веселее — повеселее».
- «Весело — веселее — повеселее».
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.
Например.
- «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».
ВикиЧтение
48 советов по обретению любви
Правдина Наталия Борисовна
ОЦЕНИВАЙТЕ СЕБЯ ПО ДОСТОИНСТВУ
Научитесь ценить себя так, как ценит наслюбящая, добрая и мудрая сила, создавшая этот прекрасный мир. Вы – часть этой силы, и вы несете в себе часть Высшего Предназначения. Поэтому, отказываясь уважать и ценить себя, вы обесцениваете свою жизнь и проявляете неуважение к Божественной силе.
Люди, отказывающие себе в уважении, попросту не научились ценить щедрый подарок жизни!
Благодарите Творца за радость жизни, цените себя по достоинству, относитесь к себе с уважением. Знайте, Вселенная с любовью смотрит на вас!
Всегда повторяйте:
• Я люблю себя, я уважаю свою уникальную личность, я высоко ценю свою благоустроенную жизнь.
• Я верю в себя. Я верю в свою способность создавать то, что мне нужно для жизни.
• У меня все получается великолепно. Все, что я делаю, я делаю с радостью и наслаждением. Я делаю то, что мне нравится.
Такие убеждения – это лучшие инвестиции в вашу жизнь!
Читайте также
ОЦЕНИВАЙТЕ МУЖЧИНУ
ОЦЕНИВАЙТЕ МУЖЧИНУ
Одна из основных причин неудачных браков состоит в том, что люди недостаточно знают тех, с кем вступают в брак. Мы встречаем незнакомцев, которые чудесны, но мы часто выходим замуж за незнакомцев, что приводит к несчастью. Лучше вовремя прекратить
Гнев на самого себя с целью убедить себя, что вы что-то делаете
Гнев на самого себя с целью убедить себя, что вы что-то делаете
Фред потерял работу пять недель назад. Однажды утром он сказал жене: «Я так зол на себя! Я до сих пор не нашел работу. Что со мной случилось?» Жена решила поддержать его: «Все нормально, милый. Ты ведь пытался».
Гнев на самого себя с целью заставить себя что-то сделать, чтобы улучшить ситуацию
Гнев на самого себя с целью заставить себя что-то сделать, чтобы улучшить ситуацию
Муж Марджи позвонил с работы и сказал ей, что они с шефом заедут домой пообедать. Она согласилась, хотя ей ужасно не хотелось готовить. Ей пришлось отказаться от своих планов на этот день для
Первый шаг: оценивайте себя объективно
Первый шаг: оценивайте себя объективно
Что значит «быть объективным»? Объективность – это умение видеть ситуации и людей такими, какие они есть, а не такими, какими хотелось бы их видеть. Быть объективным – значит быть полностью честным с самим собой.Требуется мужество,
Глава 45. Не оценивайте девушку с точки зрения собственных затрат на ваше общение!
Глава 45. Не оценивайте девушку с точки зрения собственных затрат на ваше общение!
Нет ничего более отвратительного, когда парень, пытаясь затащить свою новую знакомую в кровать, начинает принуждать ее к сексу фразами типа: «С первого дня знакомства я вожу ее по клубами и
Шаг 4. Оценивайте уровень дискомфорта каждые пять минут
Шаг 4. Оценивайте уровень дискомфорта каждые пять минут
Используя график, приведенный ниже, оцените свой уровень дискомфорта по десятибалльной шкале, где 1 балл означает полное отсутствие дискомфорта, а 10 — самые ваши худшие ощущения. Ставьте отметку в
Не оценивайте себя. Лучше просто цените
Не оценивайте себя. Лучше просто цените
Наша жизнь полна оценок. Люди постоянно оценивают друг друга. Знакомясь, мы оцениваем человека как возможного любовника или просто приятеля, с которым интересно провести время. В профессиональной деятельности и учебе оценка нужна
Оценивайте мужчину
Оценивайте мужчину
Одна из основных причин неудачных браков состоит в том, что люди недостаточно знают тех, с кем вступают в брак. Мы встречаем незнакомцев, которые чудесны, но мы часто выходим замуж за незнакомцев, что приводит к несчастью. Наша методика поможет вам
46. Любить себя – это значит принимать себя таким, какой ты есть?
46. Любить себя – это значит принимать себя таким, какой ты есть?
Что же это значит – принять себя? Часто можно услышать такие слова: «Нужно научиться принимать себя такой, какая ты есть». Часто за этими словами кроются просто лень, нежелание убрать в себе тот или иной
8. Оценивайте результат
8. Оценивайте результат
Есть два типа людей: те, кто доводит начатое до конца, и остальные.
Роберт
Оценка вашей особенности по достоинству
Оценка вашей особенности по достоинству
Надеюсь, вы уже представили себе всю пользу, которую сверхчувствительность может принести в вашей работе – не важно, предприниматель вы или наемный работник, но я обнаружила, что требуется немало стараний, прежде чем СЧЛ удается
Правильно оценивайте свои возможности
Правильно оценивайте свои возможности
Может, вы помните, как в фильме «Высшая сила» главный герой, детектив Гарри Каллахан (роль которого исполняет Клинт Иствуд), держа злодея на мушке пистолета, произносит одну из самых знаменитых кинофраз: «Человек должен правильно
2. Реалистично оценивайте длину этого периода
2. Реалистично оценивайте длину этого периода
Страх и сомнения сейчас твердят вам, что это навсегда. Вы останетесь безработным не на неделю, месяц или даже год, а до конца жизни. Вы никогда больше не найдете работу. Работодателям не нужны пятидесятилетние или
Правило № 6 Правильно оценивайте свои силы
Правило № 6
Правильно оценивайте свои силы
Самое время поговорить о самооценке. Незаменимое знание, когда дело касается формирования уверенности в себе. Самооценка может быть нормальной, заниженной и завышенной. Какая из них может привести к развитию неуверенности в
Не оценивайте то, как вы хотите себя чувствовать
Не оценивайте то, как вы хотите себя чувствовать
Я хочу быть невероятно богатым! Разве это жадность?Я хочу быть любимым! Разве это зависимость?Может быть. А может быть, вами управляет то, что буддисты называют «голодным духом». Голодный дух – это хищная часть нашей
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.