Ищешь, что значит слово чувство? Пытаешься разобраться, что такое чувство? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «чувство» в словарях русского языка
Чувство это:
Чувство
Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.
Википедия
Чувство
I ср.
1.Способность живого существа воспринимать внешние впечатления.
2.Сам процесс ощущения, восприятия чего-либо. II ср.
1.Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает.
2.Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни.
3. разг.Любовь, испытываемая кем-либо к кому-либо.
4. разг.Волнение, душевный подъем, порыв.
Большой современный толковый словарь русского языка
Чувство
ср.
1) Способность живого существа воспринимать внешние впечатления.
2) Самый процесс ощущения, восприятия чего-л.
3) а) Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает. б) Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни.
4) а) разг. Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л. б) Волнение, душевный подъем, порыв.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Чувство
эмоция, переживание Ч. радости. Ч. огорчения. чувство == любовь N1 Первое ч. Большое ч. Нежное ч. чувство осознанное отношение к чему-нибудь Ч. собственного достоинства (самоуважение). Ч. юмора (способность видеть и понимать смешное). Ч. долга. Ч. ответственности. Ч. нового. чувство ! способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. болт. Шестое ч. (чутье, интуиция). чувство способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. болт. Шестое ч. (чутье, интуиция). чувство состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее Лишиться чувств (упасть в обморок, впасть в бессознательное состояние). Привести, прийти в ч. Без чувств кто-н. (без сознания).
Словарь русского языка Ожегова
Чувство
чувство ср.
1) Способность живого существа воспринимать внешние впечатления.
2) Самый процесс ощущения, восприятия чего-л.
3) а) Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает. б) Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни.
4) а) разг. Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л. б) Волнение, душевный подъем, порыв.
Толковый словарь Ефремовой
Чувство
чувства, ср.
1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Органы чувств….Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение… Ленин.
2. преимущ. мн., ед. в том же знач., что мн. состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. Лишиться чувств (от какого-н. потрясения). Привести кого-н. в чувство. Прийти в чувство. Упасть без чувств. Он покачнулся и без чувств повалился на ступени. Чехов. Чувство жизни ни когда не покидает его (т. е. он всегда чувствует жизнь). Чувство жизни вечно ново. К. Аксаков. Он обладал редкой способностью чувства новизны (умел чувствовать новое).
4. чего и какое. Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает. Чувство голода. Чувство сытости. Чувство холода. Чувство боли. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни. Чувство любви. Чувство жалости. Чувство гордости. Чувство собственного достоинства. Чувство злобы. Чувство зависти. Чувство скуки ему незнакомо. Чехов. В душе твоей кроткой и нежной злое чувство проснулося вдруг. Некрасов. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. Пушкин.
5. Любовь, испытываемая кем-н. к кому-н. (разг.). Выдумал это, чтоб испытать ее, узнать, есть ли в ней чувство к нему. Гончаров.
6. преимущ. мн. Способность деятельно переживать что-н.,
Толковый словарь русского языка Ушакова
Чувство
чувство, -а
Полный орфографический словарь русского языка
Чувство
способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь преимущ. мн., ед. в том же знач., что мн. состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями чего, самый процесс ощущения, восприятия чего-нибудь чего и какое, психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни; эмоция любовь, испытываемая кем-нибудь к кому-нибудь преимущ. мн. способность деятельно переживать что-нибудь, откликаться на жизненные впечатления, сочувствовать чему-нибудь
Викисловарь
Где и как употребляется слово «чувство»?
Кроме значения слова «чувство» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «чувство».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «чувство» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «чувство»
Со своей стороны, женщина, понимая, как нелегко её детям, начинает испытывать чувство вины за то, что не уделяет им должного внимания и они растут без её участия.
Добавьте к этому ген юмора, личные переживания и страдания предков, и вы получите собственное чувство юмора.
Чёрная туча боли и горя витала над деревней, заставляя испытывать неуютное чувство собственной вины и ненужности.
Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «чувство»
Синонимы к слову «чувство»:
- вкус
- влечение
- впечатление
- душа
- зрение
- любовь
- обоняние
- осязание
- отношение
- ощущение
- переживание
- сентимент
- слух
- смак
- сознание
- страсть
- такт
- чувствие
- чувствование
- эмоция
Гиперонимы к слову «чувство»:
- способность
- состояние
Гипонимы к слову «чувство»:
- слух
- зрение
Разбор слова «чувство»
(физиология и психофизика) — в широком смысле представляет особое психическое состояние или внутреннее бытие, вызываемое возбуждением определенных частей нашего нервного вещества разнообразными внешними и внутренними раздражителями. С этой точки к области О. относятся не только первые чувственные реакции нашего сознания на раздражения наших специальных органов чувств (глаза, уха, кожи, языка, носа) различного рода внешними раздражителями, но и те состояния нашего духа, источники которых лежат во внутренних физико-химических раздражителях нашего тела. К первой категории относятся специальные О. наших пяти органов чувств, т. е. О. зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые и обонятельные; ко второй же — мышечные О., О. голода, жажды, сытости, здоровья, недомогания и т. д. и вообще самочувствия человека, т. е. так называемые общие чувства. Первая категория О., происходящая по преимуществу на почве внешних раздражений, отличается своей наклонностью к объективированию, т. е. к отнесению О. к предметам и свойствам внешнего окружающего нас миpa, тогда как вторая категория отличается своей резкой субъективируемостью, т. е. связывается с тем или иным состоянием собственного тела. Итак специальные О. наших органов чувств характеризуются резкой объективируемостью, а О. общего чувства — своей субъективируемостью. Почему? Нативисты (см. Нативизм) утверждают, что с О. из сферы органов чувств уже от природы неизбежно связана проекция О. к внешнему миру, а противники их, эмпирики, полагают, что сперва все О. рассматриваются нами как изменения сознания и тогда все они бывают субъективными и только затем, путем опыта, мы знакомимся с отношениями их к внешнему миру. Большая часть физиологов придерживается последнего мнения, более доступного экспериментальной проверке. Факты из истории развития пространственных представлений, в особенности касательно оценки расстояний предметов и т. д., всего более говорят в пользу того, что объективирование О. достигается путем продолжительного опыта и притом тем легче, чем О. более поддаются контролю и проверке со стороны различных органов чувств и чем более они изменяются при разнообразнейших произвольных движениях человека. Двигательные иннервации, сопровождающие различные перемены в О., играют, по-видимому, важную роль в психическом акте объективирования О. Вот почему зрительные О., доставляемые столь подвижным органом, как глаз, отличаются высокой объективируемостью, тогда как О. голода, жажды или боли, мало изменяемые от произвольных движений вообще, плохо локализируются и отличаются высокой субъективностью. Всякое О. представляет психологическое явление, несомненно элементарного характера, из которого происходят все другие продукты сознания. Мы не станем разбирать здесь отношения О. к образующимся из них представлениям, понятиям и т. д. и всей чисто психологической стороны дела и ограничимся здесь только одной физиологической и психофизической стороной вопроса. Из определения О. ясно следует, что общей причиной их служат чувственные раздражения, данные всевозможными внешними и внутренними раздражителями, действующими на всевозможные окончания чувствительных нервов тела. Прежде думали, и в это верят еще многие, что О., отражая в себе свойства действующих на чувствующие поверхности тела реальных предметов и явлений, представляются так сказать зеркалом или копией их и, следовательно, наши органы чувств суть своеобразные фильтры, через которые свойства предметов достигают до сознания. И. Мюллеру первому привелось разрушить это заблуждение, на основании исследований о субъективных чувственных явлениях Пуркинье, а также и своих; он первый начал доказывать, что светлое, темное, цветное, соленое, теплое, холодное и т. д, присуще вовсе не внешним предметам, а самому веществу нерва и мозга, воспринимающих впечатления и потому О. не есть проведенное до сознания качество или состояние внешнего тела, а лишь достигающая до сознания реакция наших нервов и центров на внешнее раздражение. С этой точки зрения О. являются чисто субъективными, условными знаками или сигналами, соответствующими определенным внешним или внутренним раздражениям и не имеющими с ними по существу своему ничего общего, кроме одного только соответствия. И. Мюллер признавал далее, что каждый нерв специального органа чувства реагирует на любые раздражения, вызывая в сознании всегда одно и тоже присущее ему специфическое О.; так раздражение зрительного нерва, чем бы оно не вызывалось, механическим, электрическим, химическим, термическим путем и т. д. всегда вызывает О. света, раздражение слухового нерва при тех же условиях — О. звука и т. д.; в этом и заключается его учение о специфической энергии органов чувств, составляющее неоспоримый вывод из данных опыта. И. Мюллер приписывал эту специфичность энергии исключительно нервам органов чувств, т. е. зрительному, слуховому, обонятельному и т. д., представляя себе, что каждый из них, начиная oт концевых органов и вплоть до центров, состоит из специфически различного чувственного вещества, которое какой бы формой раздражения не возбуждалось, вызывает всегда присущее ему специфическое О. С тех пор, однако, как было доказано, что все нервы суть только проводники центростремительных или центробежных возбуждений, специфичность реакции органов чувств стали искать только в особенностях нервных центров головного мозга, с которыми связаны нервы органов чувств. Так, допускается в сфере головного мозга такая группа зрительных нервных центров, которая реагирует на все возбуждения, доносимые до них возникновением в них световых О.; другая группа слуховых центров, где все формы возбуждения вызывают звуковые О. и т. д. Поэтому, если, перерезав слуховой и зрительный нервы, можно было бы заставить срастить центральный конец одного нерва с периферическим концом другого, то оперированный ощущал бы концерт в виде хаоса красок, а картину — как хаос различных тонов и шумов (Дондерс).
Закон о специфической энергии органов чувств, имевший немало противников, начинает все более укрепляться и распространяться все на больший и больший круг О., относившихся ранее к области общих чувств, как то: температурные, осязательные О. и т. д. И тут, по-видимому, существуют как специальные периферические аппараты, так и центральные механизмы, определяющие своей специфической энергией возникновение специальных осязательных и термических О. Так, существуют точки на коже, которые как бы не раздражались — механически, электрически или термически, а вызывают всегда О. тепла; другие О. холода и т. д. Эти факты как нельзя более наглядно доказывают всю условность возникающих О. и ошибочность мнения, признающего тождество между О. и вызвавшим его раздражением. Итак анатомическим механизмом или субстратом О. служат, строго говоря, специфически определенные нервные центры О., расположенные в определенных извилинах серой коры мозговых полушарий и для возникновения О. требуется неизбежно возбуждение этих сенсорных центров. Это возбуждение в громадном большинстве случаев исходит из чувствующей периферии тела, т. е. органов чувств и других чувствующих нервных окончаний или из других сенсорных нервных центров путем иррадиации, давая «совместные» О. или, наконец, возникает прямо центрально в самом мозгу в силу каких-нибудь патологических изменений мозгового кровообращения, центральных воспалительных процессов, служащих непосредственными раздражителями нервных центров О. Первый способ возбуждения центров О. с чувствующей периферии теми или другими раздражителями считается вполне нормальным и ведет к возникновению разнообразнейших как специальных О., так и О. из области общих чувств; тогда как последний способ ведет лишь к галлюцинациям и сновидениям. Наиболее типичным механизмом возникновения О. служит сфера наших органов чувств. Во всех них нервная сенсорная клетка О. приводится в возбуждение специальными раздражителями (световыми колебаниями эфира, звуковыми волнами и т. д.), воспринимаемыми специальными же периферическими концевыми аппаратами нервов чувств, как то: сетчаткой глаза, Кортиевым органом внутреннего уха и т. д.; благодаря последним такие раздражители, как свет и звук, не действующие прямо на нервный ствол, воспринимаются глазом и ухом и переводятся в нервное возбуждение соответствующих нервов чувств, т. е. зрительного и слухового нервов, возбуждение же это, донесясь по этим нервам до соответствующих центров О., вызывает в них световые и слуховые О. Из всех звеньев этого механизма возникновения О. только один момент крайне трудно поддается изучению и человеческому пониманию — это процесс перехода материального движения нервного возбуждения в самое элементарное психическое явление О. Явления эти столь различного порядка и так мало соизмеримы между собой, что Дю-Буа-Реймон выразил мнение, что мостик связывающий их, останется для ума человеческого навеки закрытой тайной. Что же касается до остальных звеньев механизма О., то физиология и психофизиология внесли уже немало ценных фактов, бросающих свет на эту область явлений. Во-первых, было выяснено, что раздражители, которыми возбуждаются нервы О., бывают двоякого рода: одни из них адекватные или специфические, как напр. свет, звук, пахучие, вкусовые вещества и т. д., действуют только на концевые аппараты органов чувств: сетчатку, Кортиев орган уха, обонятельные клетки, вкусовые сосочки и т. д. и вовсе не возбуждают самих нервных волокон на их протяжении; другие же общие нервные раздражители — механические, химические, электрические, термические — являются общими раздражителями нервного вещества, след. возбуждают и нервные стволы, и мозг; но благодаря приспособлению периферических концевых аппаратов различных органов чувств к восприятию различных специфических раздражений, как то: глаза к свету, уха к звуку, носа к пахучим веществам и т. д., выходит так, что нервы известных О., как то: зрительный нерв, слуховой, обонятельный, вкусовой и т. д. —вступают в связь только с известными внешними материальными движениями (света, звука и т. д.), и так как каждый нерв О. при возбуждении дает только известное специфическое О. (либо света, либо звука и т. д.), то и выходит, что адекватным внешним раздражениям соответствуют всегда специфические О. света, звука, запаха и т. д., хотя во всех нервах О. процесс возбуждения представляется вероятно одинаковым. Физиология, в связи с микроскопической анатомией, тончайшим образом изучает строение концевых аппаратов органов чувств, предназначенных к восприятию адекватных раздражителей, способ, которым последние приводят эти аппараты в деятельность и переход этого возбуждения с этих аппаратов на нервы органов чувств (об этих подробностях см. Зрение, Слух, Осязание, Обоняние, Вкус). Что касается нервного возбуждения, распространяющегося по специальным нервам органов чувств, т. е. зрительному, слуховому, обонятельному, вкусовому нервам и чувствующим нервам кожи, проводящим к мозгу осязательные, термические раздражения, то оно по природе своей везде одинаково и представляет форму волнообразного молекулярного движения частиц нервного вещества, распространяющегося со скоростью 30—40 метров в сек. и сопровождающегося электродвигательными явлениями, обнаруживаемыми чувствительными гальванометрами (см. Нервы, Нервное возбуждение). Такое движение нервного возбуждения, достигая до специфических центров О. головного мозга, вовлекает и их вещество в движение, вызывает в них физико-химические перемены, сопровождающиеся возникновением специфических О. Непосредственные гальванометрические опыты над головным мозгом собак, обезьян и др. доказали, что сенсорные площади полушарий головного мозга, заключающие нервные центры различных специальных О., при возбуждении соответствующих органов чувств изменяют свое электрическое состояние в том смысле, что каждая возбужденная площадь принимает отрицательное электрическое напряжение сравнительно с покоящейся площадью, имеющей положительное напряжение. Так что деятельный, в смысле игры О., мозг должен обнаруживать целую сеть гальванических токов, пронизывающих его в самых разнообразных направлениях; вполне же покоящийся во время напр. глубокого сна мозг, напротив того, должен быть свободен от подобного рода токов. Термоэлектрические измерения над мозгом ясно доказали, что акт возникновения О. зрительных и др. сопровождаются согреванием мозга (Шифф). Все это ясно доказывает, что в основе возникновения О. лежат физико-химические перемены их анатомического субстрата. Электрическими изменениями мозга, уловимыми тонкими гальванометрами, пытались воспользоваться с целью определения локализации центров специальных О. в серой коре мозговых полушарий. Те точки мозга, которые при раздражении определенного органа чувства (глаза, уха и т. д.) обнаруживали отрицательное электрическое напряжение, и признавались местом локализации в мозгу центров соответствующих О. Но локализация, основанная на этом методе (Цыбульский, Бэк, Горслей и др.) не дала вполне точных указаний и последние добыты другим способом — исключения центров из сферы мозга путем операции. Из серой коры полушарий мозга вырезывались маленькие площади мозгового вещества и затем исследовалось, которого из высших чувств лишалось животное — зрения ли, слуха, осязания и т. д., и какой стороны или участка тела. Тщательные наблюдение такого рода показали, что зрительная сфера локализируется в затылочной доле больших полушарий, слуховая сфера — в задней части первой и второй височно-клиновидных извилин и вообще в височной доле полушарий; локализация обонятельной и вкусовой сфер еще плохо установлена; осязательная сфера по одним находится в сфере гипокамповой извилины, а по другим распространена по всей поверхности мозговых полушарий. Чем ниже по своей организации стоят животные, тем слабее выражена у них локализация различных площадей О. Дальнейшее изучение отношения раздражителей к органам О. показало, что раздражение должно иметь известную величину, для того, чтобы вызвать О. Фехнер назвал «порогом раздражения» ту силу последнего, при которой получается минимальное заметное О. Раздражения, лежащие ниже этого порога, т. е. субминимальные раздражения, протекая вне нашего сознания, называются незаметными; лежащие на уровне порога, т. е. минимальные раздражения, уловимые нашим сознанием называются заметными, а все раздражения, переступающие порог раздражения, уже являются чрезмерными. Конечно, в этой области наблюдается известное нарастание О. с ростом раздражения; но Вундт указал, что с известной границы повышение раздражения уже не вызывает более заметного повышения О. и предел этот назван им «высотой раздражения». Конечно, высота «порога раздражения» колеблется в зависимости от степени чувствительности органов О., от совершенствования их путем упражнения и т. д.; в общем можно сказать, что как «порог раздражения» Фехнера, так и «высота раздражения» (Вундта) тем ниже, чем чувствительнее и совершеннее органы О.
Интенсивность всякого О. колеблется, конечно, соответственно силе раздражения, но эти отношения О. к раздражению оказываются далеко не простыми. Вебер формулировал эти отношения так: если какое-либо раздражение постепенно усиливается, то наименьшее усиление О., которое мы можем заметить, остается одним и тем же до тех пор, пока отношение, существующее между усилением раздражения и всей величиной раздражения, остается одним и тем же; так, наименьшая разница в яркости света, которую мы можем еще различать при помощи зрения, оказывается постоянной дробной величиной, приблизительно 1/100 всего употребленного света. Фехнер, рассматривающий О. за суммированный эффект целого ряда минимальных усилений О., соответствующих усилениям раздражения, превратил Веберовский закон, служивший лишь выражением отношения между усилением возбуждения и усилением О., в формулу, гласящую, что О. растет пропорцюнально логарифму раздражения. Математически Веберовский закон можно выразить след. образом: Δ S = K(Δ x/x), где Δ S представляет наименьшее заметное усиление О., обусловленное Δ x, т. е. соответствующим усилением раздражения х, а К представляет постоянную величину. Если мы имеем дело с бесконечно малыми усилениями раздражения, то путем интегрирования получаем уравнение S = Klogx + c. Если х будет уменьшаться, то мы дойдем до величины предельной интенсивности, при которой всякое О. прекращается; назвав эту величину х’, получим:
S = (Klogx’) + c
c = —(Klogx’)
S = Klogx — Klogx’
S = Klog (x/x’)
Это последнее уравнение представляет наиболее полную формулу Фехнера. Таким образом в то время как раздражение нарастает в геометрической прогрессии — О. растет лишь в арифметнческой. Впрочем, весь этот Вебер-Фехнеровский закон оказывается неприменимым, когда раздражение оказывается или очень слабым, или очень сильным, да притом против верности самой формулы Фехнера приводятся и другие серьезные возражения (Тротер). Еще одна важная особенность О. это то, что оно длится дольше вызывающего его раздражения, последнее оставляет в органах О. как бы след. Последний может длиться различное время, начиная от 1/100 сек. и доходя до 1 и более сек., смотря по качеству, силе раздражения и тем или другим органом О. (подробности см. в ст. Зрение, Слух, Осязание, Обоняние и Вкус). На почве этих следов возникают сновидения. Возбуждение органов О. и вообще чувствующих нервов может не ограничиваться соответствующими им группами нервных клеток, а переходит с одних клеток на другие, т. е. может иррадиировать; это ведет к образованию так наз. совместных О. Так, звук может вызывать одновременно зрительные О., музыкальные тоны могут у некоторых вызывать цветовые О.; то же, хотя и реже, наблюдалось в области вкусовых, обонятельных и кожных О., вызывавших совместные цветовые О., но известны и случаи обратного воздействия зрительных и слуховых О. на О. давления и температуры. Но вообще явления эти относятся к исключительным. Что же касается до качества, силы и чувственного оттенка О., то в общем можно сказать следующее: качество О. зависит прежде всего от природы того органа чувства, результатом деятельности которого оно является, согласно с законом специфической энергии органов чувств. Глаз — дает свет, ухо — звук, нос — запах и т. д. Качества О. след. прежде всего определяются различными видами так наз. наших пяти чувств. Затем в области каждого чувства могут быть даны условия для различения каких-нибудь основных качеств: так, в зрительных органах допускается существование специальных окончаний для восприятия трех основных цветов: красного, зеленого и фиолетового; во вкусовом органе для восприятия 4 основных вкусов: кислого, соленого, сладкого и горького и т. д.; наконец, все остальные бесчисленные качественные оттенки О. являются продуктами смешения в различных пропорциях этих основных по качеству О. (подробности см. в соответствующих органах чувств). Нет сомнения, что и сила раздражения определяет в известной степени качество О., доводя их в максимальных степенях раздражения до невыносимого чувства боли. Сила или интенсивность О. зависит прежде всего от степени раздражения и возрастает до известного предела с ростом раздражения, далее которого О. остается неизменным, несмотря на дальнейшее усиление раздражения. Предел этот, в отношении раздражения, называют «высотой раздражения». При неизменной силе раздражения интенсивность О. зависит от величины раздражаемой чувствующей поверхности: чем она больше, тем сильнее О. Наконец, сила О. ближайшим образом зависит от степени раздражительности или возбудимости всех звеньев, входящих в состав чувствующих органов тела и в особенности их периферических и центральных аппаратов; чем выше эта раздражительность, тем при той же силе раздражения сильнее ощущение. Что касается чувственного тона О., т. е. той стороны их, которой они затрагивают сферу наших чувствований с приятным или неприятным оттенком, то он, в сущности говоря, должен был бы сопровождать в той или другой степени все наши О.; оно конечно так и есть на самом деле, но несомненно что О., доставляемые нам внешними органами чувств, для составления представлений о внешних предметах, сравнительно слабо осложняются чувственным тоном, отступающим на задний план перед более сложными представлениями, к которым ведут эти О., тогда как О., источник которых лежит в состоянии самого тела, в общем чувстве, характеризуются резким чувственным тоном, из которого складывается общее самочувствие человека. Во всяком случае, сила и качества О. являются первичными факторами, от которых трудно отвлечься, тогда как чувственный тон О. совершенно теряется, если рассматривать последнее без отношения к сознанию, в котором оно возникает и следовательно чувственный тон является фактором вторичным. О. крайне склонны к ассоциациям, а через это к образованию представлений; но тут мы у порога психологии. О. в гнозеологическом смысле — см. Познание.
И. Тарханов.
1.
… войны, над всем преобладает одно ощущение. Ощущение нелепости. Все трещит. Все рушится. Все без исключения — даже смерть … действий. У меня нет ни ощущения великой опасности (снаряжаясь в полет, я волновался куда сильнее), ни … постепенно я познавал это странное ощущение, иногда сопровождающее неизбежность близкой смерти: вдруг тебе становится нечего делать … медленное изматывание притупило в нас ощущение жизни. Мы стареем. Задание старит. Чего стоит полет на большой … же создавали бы в нем ощущение вечности. Эта точка, в которую я всматриваюсь, на расстоянии десяти …
Антуан Сен-Экзюпери. Военный летчик
2.
… Кайхосро, и от этого неприятного ощущения как-то не по себе стало молодому правителю. Вон там … злорадствовала. О, с каким бы ощущением сладости нуги на губах она закончила б песенное восхваление дерзостью … будничные проступки не приносит острых ощущений, и кровь слишком спокойно течет в толстых жилах Али-Баиндура … а потому, что приносили одинаковое ощущение легкости и безоблачности жизни. Иногда среда наполнялась обильной охотой или … и заговор? Какие-то неясные ощущения кружили голову, толкали на дерзкие поступки: «Царь Теймураз! Быть первым …
Антоновская А.А.. Время освежающего дождя
3.
… вызвав у придворных князей неприятное ощущение перемены досель безоблачной погоды. Стража едва успевала вскидывать копья с … в лощину, подернутую трепетной светотенью. Ощущение постоянной опасности не оставляло Русудан. Нередко она и Хорешани сменяли … ему отрешено на всю жизнь. Ощущение какой-то зыбкости в Метехском замке передавалось даже прислужникам, они … приближение опасности. И именно это ощущение целиком охватило князей. Невидимый огонь бедствий вплотную приблизился к замкам … Знакомые вещи возвращали к реальному ощущению наступающего дня. И еще более неправдоподобным казалось посещение Шадимана. Арчил …
Антоновская А.А.. Великий Моурави 1-6
4.
… вместе со скрепами они потеряют ощущение целостности царства и перестанут его любить; ничего не любя больше … предела своих возможностей и обогатив ощущением величия. Я — дурной пастух, у меня короткий плащ, и я … они облагородились благодаря доверию и ощущению собственной силы. Я одарил их упоением, не похожим на бедное … существует слов, чтобы выразить это ощущение? Как капле почувствовать себя рекой? Но течет все-таки река … времена говорили: «деревня», и возникало ощущение прочности быта, устоев, неизменности обрядов. Устоями поддерживалось усердие деревни. Но …
Антуан Сен-Экзюпери. Цитадель
5.
… Нельзя купить за деньги то ощущение новизны мира, что охватывает после трудного перелета: деревья, цветы, женщины … мне не говорила. И даже ощущение вечности, оказывается, исходило совсем не от нее. Передо мною вновь … почему, у меня возникает нелепейшее ощущение, что я в безопасности. Море принадлежит миру, мне чужому. Вынужденная … Ухожу к своему самолету. Но ощущение нависшей угрозы не оставляет меня. И скоро я вновь услышу … у нас вода, все эти ощущения, конечно, как рукой бы сняло, но я и не припомню …
Антуан Сен-Экзюпери. Планета людей
6.
… своды. Он не удивился этому ощущению величия. Небо Сантьяго — небо чужой страны; но самолет идет в … испытывает обманчивое чувство безопасности; подобное ощущение бывает у человека в каюте корабля, когда волны перекатываются через … много говорить на эту тему. Ощущение великого братства избавляло их от необходимости произносить громкие слова. Мешки …
Антуан Сен-Экзюпери. Ночной полет
7.
… философствования частные и низшие сферы ощущений и внешнего опыта, дробя дух человека. Рационализм и критицизм делают … крайний сенсуалист должен признать в ощущениях человека его микрокосмическую природу. И самый крайний рационалист типа корейского … человека, ибо пучок восприятий, смена ощущений, дробная часть круговорота природы не есть человек. В позитивизме исчезает … лучистое) и посредством этого последнего — ощущения, которые напоминали смесь осязательных, слуховых и зрительных ощущений«. «Существо, предназначенное сделаться человеком, медузообразный гермафродит, полурыба, полузмея палеозойской эры … Декадентское и символическое искусство культивировало «ощущения» и «переживания». Католический модернизм хотел всю религию свести к религиозному …
Антонович М.А.. Единство физического и нравственного космоса
8.
… установки. И у меня возникло ощущение, что кто-то там, там навеpху, сейчас смотpит на меня … лотки, прилавки. И было такое ощущение, что минуту назад здесь кипела торговля, ходили и приценивались к …
Антонов Дмитрий. Рассказы
9.
… Что «почему»? — Андрей отвлекся, поглощенный ощущением постепенно открывающегося женского тела. — Почему ты этого хочешь? — Потому, что … Андрея мелькнули обрывочные мысли, но ощущение скорости, простора, встречного ветра, бьющего под рубаху, слитности своего тела … по степи мгновенно сменилось острым ощущением опасности. Андрей огляделся. Чуть поодаль, у самой воды, стояла группа … не думал о нем, захваченный ощущением внутренней победы: гниловатый осадок, появившийся в ночь пленения, растворился без … мелькнула странная мысль, или, скорее, ощущение абсолютного соответствия этому времени, которое виделось в Чене. В самом …
Антонов Вячеслав. Китайская петля
10.
… доставляет наслаждения и страдания: эти ощущения преходящи, они налетают и исчезают — выноси их мужественно, о Бхарата … все. 13:14. Обладающий всеми ощущениями, не имея органов чувств, не связанный ни с чем и … доставляет наслаждения и страдания; эти ощущения преходящи, они налетают и исчезают — выноси их мужественно. 2:15 … все. 13:14. Обладающий всеми ощущениями, не имея органов чувств, не связанный ни с чем и … и есть вся вселенная. Полное ощущение этого более, чем Богоподобного состояния, как открыли способные мистики, сопровождается …
Антонов Владимир. Бог говорит
11.
… приоткрывать, а ты — вспоминать свои ощущения. Мы провели следственный эксперимент, но ничего не выяснили, так как … воздух приятно остужал разгоряченные щеки. Ощущение легкости и свободы придавало мне бодрости и ускоряло шаг. Редкие … Я сбросила одеяло в паническом ощущении, что проспала и опоздала на работу, тряхнула головой и вспомнила … пользу диеты и про болезненные ощущения в области поясницы. — Люк задвинули, скорее всего, сундуком. Боюсь, приподнять … стриптиз для некоего любителя острых ощущений, вооруженного фотоаппаратом с мощным объективом. Хотя, как мужчина, я вполне …
Антонова Саша. Продавец фокусов
12.
… мотала головой и бренчала сбруей. Ощущение нереальности происходящего не покидало меня. Чтобы отогнать наваждение, я дотронулась … на окнах. Все впечатление портило ощущение, что здесь произошло нечто драматичное. Почти все книги из книжных … и переключился на свои болевые ощущения. Рыбина воспользовалась моментом, выдернула хвост из моих рук и ринулась … покрываясь мурашками. Меня не покидало ощущение, что кто-то наблюдал за нами из-за кустов орешника … ежика на голове и смутным ощущением, что мы с ним когда-то встречались. Чаще всего мы …
Антонова Саша. Несерьезные размышления о жизни
13.
… по цвету, но и по ощущению точ- но совпадало с неживым лосевым гипсом. Но изумительное совпадение мог- ло …
Антонов Сергей. Свалка, повесть
14.
… ужас его самого. С необъяснимым ощущением бессилия и пустоты он наконец разжал пальцы. Она неторопливо отстранилась … молота, рушащего породу; у нее ощущение какого-то неудержимого бегства. А это молчание, когда она старается …
Антуан Сен-Экзюпери. Южный почтовой
15.
… душные запахи вызывали у нее ощущение, что она проклята, на ее природную теплоту словно налагалась епитимья … тайну женщины: есть наслаждение в ощущении любви, которая сливается, будто жар двух противолежащих очагов, с ощущением быть любимой. Поток женской любви, раз хлынувший, может быть запружен … протоусы, Герута, еще более терзаемая ощущением отчуждения от всего, что должно было служить ей источником радости … спросил ее: — Как тебе это ощущение — убийство у тебя на запястье? Солнечные лучи загораживались, тучи над … от гнева из-за внезапного ощущения вины. Она сказала Горвендилу: — Я всего лишь высказываю мысли о …
Апдайк Джон. Гертруда и Клавдий
16.
… замурлыкала от накатившего на нее ощущения счастья. — Тихо, — мгновенно рявкнула Урсула, казалось, прямо в ухо Изабель … Неужели бедняки постоянно испытывают эти ощущения? Она пересчитала людей в хижине, и у нее получилось шесть … официальной помпезной церемонии. Это пафосное ощущение пришло к Изабель и Тристану после ночи, в кромешной тьме … же как, судя по твоим ощущениям, этот парень создал тебя. Печальная истина состоит в том, что … улицу. Свежий воздух, ночное небо, ощущение близости его мускулистого тела — это было мороженое совсем иного рода …
Апдайк Джон. Бразилия
17.
… реальной слабостью породила разочарование и ощущение ненадежности. Столкнувшись с непрерывным внутренним брожением, а также с труднопреодолимыми … Заливе вызывало у иранского руководства ощущение изоляции и безнадежности. К счастью для Хусейна, «мирный лагерь» внутри … ему принадлежит по праву. Помимо ощущения крайней необходимости и нетерпения, Хусейн, должно быть, и без того …
Апдайк Дж. Робин. Саддам Хуссейн
18.
… его грудь; ученики давали кентавру ощущение завершенности. Они нетерпеливо поглощали его мудрость. Холодный хаос знаний, хранившийся … пищеварительного тракта вызывает боль и ощущение наполненности в заднем проходе. Так что, пока не сделан рентген … ввысь. И хотя порой терялось ощущение дистанции между учителем и классом — столь полным и безраздельным было … трепещут, как гибкие плавники. Это ощущение так взволновало меня, что я почти утратил дар речи. Задыхаясь … лбу, глотает слюну, и это ощущение исчезает. Колдуэлл идет к лестнице, пьяный от скорби. Питер. Ему …
Апдайк Джон. Кентавр
19.
… движениями рта и челюсти, а ощущение какой-то неестественности речевого аппарата странно усиливалось ускользающим выражением лица … Клайдом. Но ее преследовало материнское ощущение, что она могла бы сделать его здоровым. Казалось, он тонул … отношения, испытывая какое-то ускользающее ощущение, словно мир проходит сквозь нее или она сама приводит его … быть, — сказал он, потягиваясь, — фантастическое ощущение. — Да тебя так накачивают лекарствами, что ничего не замечаешь, — раздраженно … физиологическую параллель — вызвать в памяти ощущения, которые не могут испытывать женщины. Мы ведь и совокупляемся иначе …
Апдайк Джон. Иствикские ведьмы
20.
… ему на лицо. Чувство покоя, ощущение, что они достигли долгожданного апогея, наполняло его, словно он погружался … него на секунду замерло от ощущения опасности, но когда она опустила бутылку, лицо у нее было … у Джерри часто возникало порочное ощущение тщательно продуманных извивов и усилий, а с Салли — хоть она … это прошла — всегда было бесценное ощущение изумленной невинности. Ее осыпанное веснушками, запрокинутое в экстазе лицо, с … когда вся была еще наполнена ощущением бескрайнего небесного простора, хотя под ногами блестели кусочки слюды, а …
Апдайк Джон. Давай поженимся
21.
… быть (МОЖЕТ БЫТЬ!), Ржановский, томясь ощущением, что моя, вернее, наша схема верна потому, что хороша — это … не находя логического подтверждения этому ощущению, пришел получить подтверждение нелогическое. В нем тоже есть своя логика … Ведь я же доверяю своему ощущению, когда смотрю на эту незнакомую мне еще девушку,- я понимаю … между стогами сена. Он, томимый ощущением закона, высшего, чем простые «да» и «нет», мучаясь, ошибаясь, вглядываясь …
Анчаров Михаил. Теория невероятности
22.
… Опять не годится. Описать свои ощущения может каждый, а изобрести нечто новое — только некоторые. И тогда … личными делишками отвык от этого ощущения. Да, здорово все-таки узнать вдруг, что ты произвел впечатление … телевизор и все старался забыть ощущение, которое пронизало меня, и когда я пожимал эту тихую вежливую … ночное небо в облаках и ощущение того, что где-то уже ведутся бои… — Ночь. Вдруг все … так для того, чтобы создать ощущение перспективы и пространства, ныряющего куда-то за дальние гряды домов …
Анчаров Михаил. Голубая жилка Афродиты
23.
… и разбитым. Не мог забыть ощущения холодной стеклянной твердости тела жены, которого ему пришлось касаться руками … слово вслух. Скафандр не резонировал. Ощущение было такое, как если бы уши и нос кто-то … Никак не мог отделаться от ощущения ожидания. Начертил на снегу свое функциональное уравнение и несколько минут … зрение, но и другие чувства, ощущения. А ему — передать свои. Или, скажем, совмещать зрение, слух разных … вы. Галкина говорила про болевые ощущения участников опытов, про чрезмерность нагрузок, анализировала энцефалограммы. Минут пять она …
Анфилов Глеб. Рассказы
24.
… В. П. Звеков), сколько явное ощущение узости существующего структурного статуса МЧП и предвосхищение перспектив роста. *(30 …
Ануфриева — Соотношение международного публичного и международного частного права2
25.
… не замечаешь, вчерашняя радость вызывает ощущение неловкости (чего радовался, дурак), вчерашняя радость — это вчерашняя наивность, а … в памяти все и вспомнишь ощущение руки, которая коснулась чужого тела, — вдруг вспомнишь, поймешь: это оно, это ощущение, имя ему — нежность. Все оттенки этого ощущения, этого понятия: от свирепой нежности воина, который, опустив меч, взял … ЭТО СОБЕСЕДНИК? У меня такое ощущение, что я кому-то подрядился рассказать историю и даже увлекся …
Анчаров Михаил. Сода — солнце
26.
… интересно, может ли так быть? Ощущение богатства вызывал у него районный универмаг, а конкретно новый магазин … такое богатство, по его примитивному ощущению. Сапожников любил грубую пищу без упаковки, пищу, которую едят, только … от него не исходило тягостное ощущение бездарности. Ему надо было объяснять самые простые вещи, и он … Павлов, — на первую, которая для ощущений, и на вторую, которая заведует речью человеческой. Потому что ведь … Подожди, — сказал Глеб. — Первая заведует ощущениями, грубо говоря… Вторая — речью. А третья? — Вдохновением, — сказал Сапожников. — Оно …
Анчаров Михаил. Самшитовый лес
27.
… ящика на штативе и отвратительное ощущение накрахмаленной рубахи. Что делать? Ужасы не забываются. А лет мне … какими обедами кормили. Я помню
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.