Очки рассказ история возникновения

Выполнила: вовк о.ю. 1. анализ поэтического произведения береза сергей есенин белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. на

Выполнила:
Вовк О.Ю.

1.    
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

«Береза»
Сергей Есенин

Белая
береза

Под
моим окном

Принакрылась
снегом,

Точно
серебром.

На
пушистых ветках

Снежною
каймой

Распустились
кисти

Белой
бахромой.

И
стоит береза

В
сонной тишине,

И
горят снежинки

В
золотом огне.

А
заря, лениво

Обходя
кругом,

обсыпает
ветки

Новым
серебром.

1.                
История
создания.
Стихотворение
«Береза» было написано Сергеем Есениным в 1913 году, когда поэту едва минуло 18
лет. В это время он уже жил в Москве, впечатлившей его своими масштабами и
невообразимой суетой. Однако в творчестве поэт остался верен родному селу
Константиново и, посвящая стихотворение обычной березе, словно бы мысленно
возвращался домой, в старую покосившуюся хату.

2.                
Выбор
жанра.

По жанру это стихотворение на первый взгляд можно отнести к пейзажной лирике,
но, зная особое отношение поэта к березе-Руси, его также можно отнести и к
лирике гражданской.

3.                
Основная
тема.

Именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания
детства. Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую
листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно
береза является неотъемлемым символом России, достойным того, чтобы быть
увековеченным в стихах.

4.                
Смысл
названия.

Название стихотворения Есенина «Берёза», казалось бы, выглядит слишком просто,
но это совсем не так. Поэт вкладывал в название глубокий смысл. Как и для
многих других творческих людей, для Есенина берёза – это не просто дерево, она
очень символична. Во-первых, берёза для Есенина – это символ России, которую он
бесконечно любил! Во-вторых, неоднократно в своём творчестве поэт сопоставлял
ей образ женщины.

5.                
Лирический
герой произведения.
Стихотворение Есенина «Берёза» — это
немного грустное, очень красивое и трогательное описание пейзажа, которым
любуется лирический герой произведения из своего окна. И несмотря на то, что
основное в этом произведении – описание пейзажа, мы всё же видим и самого
лирического героя. Скорее всего, это ещё юный человек, ибо подобным образом
восторгаться старому человеку невозможно. Лирический герой стихотворения
Есенина «Берёза» очень любит природу, он способен видеть красоту, любоваться
ей. Кроме того, в его характере прослеживается много ноток наивности и инфантильности.

6.                
Лирический
сюжет и его движение.
От стихотворения идет положительная
энергия, несмотря на то, что написано оно о типичном зимнем утре, когда
достаточно холодно, от стихотворения веет каким-то теплом и нежностью.
Большинство стихов Сергея Александровича воспевают поистине красивую русскую
природу. особенно ему это удалось в стихотворении «Береза». Само по себе
стихотворение пропитано русским духом. Читая это стихотворение, невольно перед
глазами создается образ русской глубинки, зима, мороз, тихо, под ногами скрипит
снег. Именно такая картинка создается в голове при прочтении этого
стихотворения

7.                
Средства
выразительности.
Основные средства выразительности, используемы в
тексте – эпитеты, то есть определения, придающие красочность и выразительность
поэтической речи автора:


пушистые ветки; — снежная кайма; — сонная тишина; — горят снежинки (эпитет
выражен глаголом «горят»); — золотой огонь. Олицетворение, то
есть придание неодушевлённым предметам и явлениям признаков и качеств живых существ:
— берёза принакрылась; — берёза стоит; — заря, обходя кругом, обсыпает. Сравнение:
— снег точно серебро. Метафоры, скрытые сравнения, употреблённые в
переносном значении: — снежною каймой распустились кисти белой бахромой; —
обсыпает ветки новым серебром. Инверсия, то есть нарушение порядка слов,
когда, к примеру, подлежащее стоит после сказуемого для придания большей
выразительности и соблюдения стихотворного размера: — распустились кисти; —
стоит берёза; — горят снежинки.

8.                
Собственные
впечатления.

Белая береза, – сам по себе белый цвет, цвет чего-то невинного непорочного
чего-то начинающегося может быть это новый день или новая жизнь которые подарил
нам Бог. Сам по себе образ невесты из стихотворения напоминает мне нарядную
русскую девушку перед свадьбой, которая наряжается и готовится к главному
таинству в своей жизни.

9.                
Поэт
в одной из строк так же сравнивает раннюю утреннюю зорьку с золотом, что лишний
раз говорит о богатстве красок русской природы даже в такое унылое время как
зима. В стихотворении Есенина «Береза» очень много метафор что делает его очень
ярким выразительным, заметьте, что с первых его строк его хочется читать уже с
выражением и спокойствием.

10.           
 Стихотворный
размер:

Стихотворение Сергея Есенина «Белая береза». на первый взгляд, кажется
незамысловатым. Наверное, из-за этой кажущейся простоты его учат все, начиная с
детского сада. Действительно, всего четыре четверостишия, четырехстопный
хорей
. Никаких заковыристых, непонятных метафор – вот что делает восприятие
этого стихотворения таким упрощенным.

2.    
Анализ Басни

Крылов
И.А Басня «Мартышка и очки»

Мартышка
к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К
несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

1.    
История создания.  Басню «Мартышка и очки»
Крылов написал не позднее 1815 года. В том же году она была опубликована в
собрании басен великого баснописца. Так как название животного написано с
большой буквы, можно считать, что на самом деле в ней рассказывается не про обезьянку,
а про человека

2.    
Жанр-басня.
Басней называется краткий рассказ, обычно написанный в стихотворной форме,
имеющий ироническую направленность. Этот жанр литературы имеет особенность:
хотя рассказывается в нем обычно о зверях, птицах, насекомых, надо понимать,
что это иносказание, а на самом деле речь  идет о том, что волнует общество.
Басня Крылова «Мартышка и очки» как раз является ярким примером
такого вида произведений. Еще одним характерным свойством басни является
использование приема  аллегории. Определенное животное на самом деле символизирует
некоторые черты, присущие скорее  человеку. В самом конце басни содержится
небольшое заключение — это мораль. Неудивительно, что основанные на них сценки
часто разыгрываются на школьной сцене. Ведь басни по своей структуре похожи на
короткие пьесы, все подается очень образно, а голос за кадром комментирует
действия героев.

3.    
Тема(ТЕМАТИКА).  Басня
Крылова Мартышка и очки замечательна в первую очередь тем, что главная мысль в
ней выражается не только в морали, основная ирония находится в тексте. Внимательный
читатель без труда поймет, что Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую
ассоциируются с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке,
дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех
вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех
окружающих. Ирония в том, что свою простоту и недалекость у них скрыть не
получается.

4.    
Основная идея. Басня
«Мартышка и очки» высмеивает недальновидность, невежество. Особое место в басне
Крылов отводит «невеждам познатней». Их близорукая позиция опасна для общества,
и клонит не к добру, а к худу.

5.    
Проблематика. Басня
«Мартышка и очки» не потеряла своей актуальности и в наши дни. И сегодня
находятся невежды, которые ругают и осуждают хорошие вещи только потому, что
сами по неумению никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу.

6.    
Художественные образы.
Способы создания образов (портрет, биография,
характеристика, описание) Художественный образ не только отражает, но обобщает
действительность.
В этой басне под очками автор
подразумевает знания. Но со знаниями надо уметь обращаться толково, применять
их, как полагается, тогда будет польза от знаний. Так и в басне Мартышке с
очками следовало обращаться с умом – не лизать их, не надевать на хвост, а
надеть, как положено, на глаза. К просвещению надо идти смело, и не стоит
слушать всяких «мартышек», которые испытывали «очки» только языком и хвостом и
толкуют, будто в них нет проку.
Басни
Крылова напоминают драматические сценки, герои которых – живые образы, они
говорят, думают и ведут себя в соответствии с характерами.

7.    
Конфликт. Как и любое произведение подобного жанра, эта
басня весьма иронична. Сразу становится понятно, что речь идет о невеждах, не
разбирающихся в науке. В произведении высмеиваются определенные пороки и
недостатки, имеющиеся у человека. Басня Крылова «Мартышка и очки»
говорит о том, что автор смеется не над этой конкретной обезьяной, а над всеми
невеждами, не желающими разбираться в очевидном.

8.    
Герои. Главное действующее лицо басни — мартышка. Она вертлява,
нетерпелива, поверхностна. Услышав о пользе очков, она тут же попыталась
исправить своё ослабевшее зрение с их помощью. А вот каким образом это сделать
— не уточнила. Про таких «товарищей» говорят: «тяп-ляп» или
«слышал звон да не знает, где он». Понять мартышкину торопливость
можно — она скорей хочет видеть мир здоровыми глазами. Но торопливость и
невежество ещё никогда и никому не приносило пользы, а также горячность и
злость.

9.    
Композиция сюжета. Заглавие. Басня Крылова
«Мартышка и очки» повествует об обезьяне, у которой с возрастом
возникли проблемы со зрением. Она поделилась своей бедой с окружающими. Добрые
люди поведали, что очки могут помочь ей видеть мир четче и лучше. К сожалению,
как именно надо ими пользоваться, они объяснить забыли. Развязка. Мартышка
достала несколько очков, но правильно их применить так и не сумела. Она
пытается их нанизать на хвост, плотно прижимает к темени, пробует на вкус, на
запах. Разумеется, все эти действия не привели к тому, что она стала видеть
лучше. Тогда обезьянка приходит к выводу, что люди ей налгали, а на самом деле
нет в них никакого прока. Раздосадованная Мартышка разбивает очки так, что
брызги от стекол разлетелись во все стороны.

10. Стилистические фигуры.  Крылов
мастерски использует  иронию. Читая ее, мы понимаем, что дело идет о невежде,
который взялся за дело, которое ему незнакомо. Автор высмеивает в этой басне не
самого героя, а всех невежд, которые так себя ведут.

11. Героем данной басни
выступает животное (примат) со своими особенными чертами характера и поведения,
присущие человеку. Автор показывает нам негативные стороны людей и высмеивает
их, что бы читатель понимал как правильно надо себя вести.Я думаю, что герой
басни Крылова был подобран правильно, так как в реальной жизни мартышка
олицетворяется с глупым приматом. А в литературной среде ее часто используют
для данного образа. 

Урок 1

Тема:
«А.С.Грибоедов: личность и судьба».

Цели урока:

  • дать
    представление о личности А.С. Грибоедова и его трагической судьбе;
  • развивать
    умение выстраивать обзор (биографию) жизни и творчества писателя;
  • стимулировать
    интерес учащихся к чтению художественной литературы;
  • воспитывать
    твердую гражданскую позицию учащихся.

Оборудование:

1.     Презентация к уроку.

2.     Запись вальса, автором которого
был А.С. Грибоедов.

3.     Тынянов Ю.И. Смерть Вазир —
Мухтара.

4.     Попов И.В. Путник. Повесть из
жизни Грибоедова.

5.     Литература. 9 класс. Учеб. для
общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И.
Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной.- 17-е изд.- М. :
Просвещение, 2010.

Ход урока

I. Вступительное
слово учителя.

Слайд 1

Именем А.С. Грибоедова открывается одна из
самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и
глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей
национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного
дарования, создал лишь одно действительно великое произведение, бессмертное.
Значение и влияние таких произведений выходит далеко за пределы исторической
эпохи. Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством «Горе от
ума», блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью
образов.

Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и
таинственна. Достоверно неизвестно, в каком году он родился, и погиб поэт при
загадочных обстоятельствах.

Кто он был: драматург? военный? дипломат?
музыкант? политик? Может быть, все вместе?…

 —
Запишите в тетради тему урока «А.С.Грибоедов: личность и судьба» и вопрос, на
который должны будете ответить в конце урока: «Что поразило меня в личности и судьбе
Грибоедова?»

II. Лекция с элементами беседы.

1.
Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной, родовитой семье. Окружающих
поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. Он
получил прекрасное домашнее образование, продолжил обучение в Московском благородном
пансионе. В 1806 году поступил в Московский университет. Через два года окончил
философский факультет и продолжил обучение на юридическом факультете. В 1810
году заканчивает обучение, но не уходит из университета, а поступает на
факультет математики и естественных наук. Война 1812 года помешала закончить
третий факультет, а также сдать экзамены на получение ученой степени доктора
юридических наук.

Слайд 2

Грибоедов
добровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем был переведен
в Иркутский полк. В военных действиях ему не пришлось участвовать, так как оба
полка находились в резерве.

В
1815 году Грибоедов перевёл с французского пьесу Мариво и выпустил её под
названием «Молодые супруги». Она стала литературным и сценическим дебютом
драматурга.

В
1816 году Александр оставляет военную службу и определяется в Коллегию
иностранных дел, куда по окончании Лицея был зачислен и Пушкин. Грибоедов был
очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками
(английским, французским, немецким, итальянским), изучал древние и восточные
языки (знал персидский, арабский, турецкий, учил санскрит), много читал (почти
наизусть знал Гете, Шиллера, Шекспира в подлинниках), занимался музыкой
(любимыми композиторами были Моцарт, Бетховен, Гайдн, Вебер и др.), но не
только был знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял. До нас дошли 2
вальса Грибоедова. Один из этих вальсов я предлагаю вашему вниманию.

Звучит грибоедовский вальс

2.
После такой замечательной музыки хочется обратиться к портретам этого
удивительного человека: каким он был?..

Слайд 3

Если
внимательно всмотреться в портреты, может невольно прийти мысль: а не разные ли
эти люди? Повторяется только одно — очки.

Слайд 4, 5, 6, 7

— А каким вы увидели Грибоедова на
портретах Крамского и Каратыгина, на гравюре Уткина, на акварели Машкова?

Примерные ответы:

На
знаменитой гравюре Уткина (1829 г.) — задумчивый молодой человек с грустным и
спокойным взглядом, твердо сжатыми губами, аккуратно причесанный и одетый по
моде.

На более раннем портрете П. Каратыгина (1828
г.) — надменный профиль с длинным носом, несколько презрительным выражением
лица, с застывшей усмешкой — холодный, уверенный в себе чиновник.

На
акварели Машкова (1827 г.)- тонкогубый, задумчивый человек с аккуратно
зачесанными вперед височками, с каким-то растерянным выражением лица.

А
вот портрет Крамского, более поздний (1873
г.) — высокий гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови,
оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы,
язвительно сжатые в полусмешке «Холодный лик».

3.
Каким же он был на самом деле? Каким его видели современники?

Слайд 8, 9, 10

4. Значит,
не было у Грибоедова «холодного лика»? Принято считать, что домом
Грибоедовых управляла мать, которая была жестока с крепостными. Поэтому с юных
лет Александр жил «умом и сердцем» в другом мире, где господствовали
совершенно иные мысли, настроения, интересы. Он принадлежал к тому кругу
передовой дворянской молодежи, которая заявила себя противницей насилия и жадно
мечтала о новой свободной жизни.

Уже
в университетском пансионе Грибоедов тесно общался со многими будущими
декабристами.

5. В
1817 году Грибоедов участвует в дуэли «четверых» в качестве
секунданта. После этого тяжело пережитого события он чувствует необходимость
проститься с Петербургом и «праздной рассеянностью». Ему предложили
отправиться на дипломатическую службу в Соединенные Штаты Северной Америки,
либо в Персию. Он выбрал Персию.

Назначенный
секретарем новообразованной русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов
отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои
лучшие годы. «Секретарь бродячей миссии» — так окрестил себя сам
Грибоедов. Именно в Персии созрел окончательный замысел «Горе от
ума».

Грибоедов
постоянно вращался в декабристском кругу. Когда восстание произошло, драматург
находится на Кавказе. Здесь, в крепости «Грозная», он был арестован
22 января 1826 года по подозрению в принадлежности к тайному обществу. В
заключении он провел 4 месяца, но за неимением улик был освобожден с
«очистительным аттестатом».

Вскоре
после освобождения Грибоедова из-под ареста начинается русско-персидская война.
Александр Сергеевич возвращается к месту службы в Тифлис, участвует в походе.
Персы были вынуждены вступить в мирные переговоры. С русской стороны переговоры
вел Грибоедов. Переговоры продолжились, а затем в местечке Туркманчай был
подписан мирный договор.

Грибоедов
с почетом был принят императором в Петербурге, награжден чином статского
советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев; был назначен на высокий пост
полномочного министра в Персии.

Грибоедов
был выдающимся дипломатом, мог бы принести огромную пользу государству, но все
его последующие пожелания и планы не были одобрены правительством Николая I.
Грибоедов тяготился государственной службой, уверял друзей, что рожден для
другого поприща, но его заставили служить, упрятали в «политическую
ссылку».

В
1828 году Грибоедов женился на грузинке, княжне Нине Чавчавадзе.

Слайд 11

 Но
он вынужден снова ехать в Персию и вести сложные переговоры, вступать в
политические споры, конфликты. Гибель Грибоедова была результатом продуманного
и тщательно проработанного плана, хотя персидское правительство уверяло, что
произошла нелепая случайность, недоразумение (всего лишь!). А русское
правительство, в свою очередь, не сделало ничего, чтобы восстановить истину.

30
января 1829 года огромная толпа, вооруженная чем попало, подстрекаемая
религиозными фанатиками, напала на дом, занятый русским посольством. Говорят,
что Грибоедов узнал о возможности нападения, но не в его правилах было
отступать перед опасностями, он гордо отвечал осведомителям, что никто не
посмеет поднять руку на посла. Небольшой отряд конвойных казаков, чиновники
посольства и сам посол защищались героически. Но силы были слишком не равны.
Все русское посольство — 37 человек — было растерзано. По некоторым версиям,
обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течение 3 дней таскала по улицам
Тегерана. Потом его бросили в яму. Когда русское правительство по настоянию
жены Грибоедова потребовала выдачи тела посла, говорят, его удалось опознать
только по кисти руки, в свое время простреленной на дуэли. Николай I за
убийство Грибоедова благосклонно принял извинения и подарок иранского шаха —
огромный бриллиант. «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское
дело» , — заявил русский император.

Слайд 12

В алмазном фонде России хранится рядом с портретом А. С. Грибоедова один красивый и необычный
камень — алмаз в форме октаэдра, на котором сделана гравировка на персидском
языке. Бриллиант под названием «Шах» весом 88,7 каратов не огранен, а просто
отполирован, абсолютно прозрачный и имеет небольшой желтоватый оттенок.
 

11 июня 1829 года А. С. Пушкин, направляющийся в действующую против турок
армию, по дороге из Тифлиса в Карс, встретил простую арбу, запряженную двумя
волами. Несколько грузин сопровождали ее. «Откуда вы?» — спросил
Пушкин. «Из Тегерана». — «Что вы везете?» —
«Грибоедова…»

Незадолго
до отъезда в Персию Грибоедов, как бы предвидя свою гибель, говорил жене:
«Не оставляй костей моих в Персии: если умру там, то похорони меня в
Тифлисе, в монастыре Давида». Там он и похоронен.

Слайд 13

Учитель читает отрывок из стихотворения Я.Полонского «Н.А.Грибоедова»

7. Вот
такая загадочная, трагическая судьба необычайно одаренного человека. Если она
вас заинтересовала, вы можете прочитать две очень интересные книги о жизни
Грибоедова (это художественные произведения):

1.     Тынянов Ю.И. Смерть Вазир —
Мухтара.

2.     Попов И.В. Путник. Повесть из
жизни Грибоедова.

III. Обобщение. Итоги.

В начале урока вы получили задание
подумать над вопросами: «Что поразило вас в личности и судьбе Грибоедова?»

Послушаем ваши ответы, ваше мнение, ваши
суждения.

Домашнее задание.

1.     Составить связный рассказ о судьбе
Грибоедова, пользуясь конспектом или учебником с.141-147.

2.     Прочитать об истории создания
комедии «Горе от ума» (учебник с. 144, 147)

3.     Прочитать комедию А.С.Грибоедова
«Горе от ума».

Урок 2

Тема:
«А.С.Грибоедов «Горе от ума». Прототипы комедии и история создания».

Цели урока:

   закрепить знания о личности А.С.Грибоедова ;


 проследить историю создания комедии «Горе от ума»;

    начать знакомство со своеобразием комедии А.С.Грибоедова –
в

  
сравнении с традициями классицизма.

   пробудить интерес к личности А.С.Грибоедова и желание  

 
самостоятельно изучать его жизнь и творчество.

Оборудование:

1. Презентация к уроку.

2. Литература. 9 класс. Учеб. для
общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И.
Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной.- 17-е изд.- М. :
Просвещение, 2010.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Слайд
1

 Сегодня
мы начнём знакомство  с
гениальным и бессмертным творением А.С.Грибоедова «Горе от ума».

а)
записывается тема урока;

б) сообщение цели урока:

— проследить историю создания
комедии;

— начать знакомство со своеобразием
комедии А.С.Грибоедова – в сравнении с традициями классицизма.

II. Проверка знаний,
полученных на предыдущем уроке и в ходе подготовки домашнего задания
(опрос)

Задание: подтвердить
или опровергнуть следующую информацию, дополнить её.

1.      Грибоедов родился в Москве, в
обедневшей дворянской семье.

2.      В 13 лет поступил в университет.

3.      Закончил за 6,5 лет 2 факультета.

4.      Знал 4 языка: английский,
французский, немецкий, итальянский.

5.      Грибоедов – замечательный
композитор.

6.      Грибоедов – известный дипломат.

7.      Участвовал в войне 1812
г.

8.      В Персию сослан за причастность к
восстанию декабристов.

9.      Грибоедов щедро награждён
правительством за подписание мирного договора с Персией.

  10. Гибель его была
случайной.

11.    Погиб в Тегеране.

12.    Похоронен в Тифлисе, в монастыре
Давида.

13.    «Горе от ума» — трагедия.

III. Изучение нового материала.

 а)
Работа с понятиями.

Учитель:
Мы говорим,
Грибоедов создал бессмертное драматическое произведение, давайте вспомним, что
собою представляют драматические произведения? чем они отличаются от
других жанров?

(Ответ
подготовленного ученика.)

Драматические
произведения отличаются от лирики и эпоса, прежде всего тем, что предназначены
для исполнения на сцене. Их содержание составляют речи, разговоры действующих
лиц в форме диалога и монолога. Речи действующих лиц сопровождаются ремарками,
т.е. авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии
героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется
режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим
героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни
персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, музыка…)
усиливают впечатления от спектакля.

В
драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба
противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряженно. В то же
время сами события могут быть очень просты и обыкновенны, но каждое слово,
каждое движение раскрывает характер персонажа, его побуждения, его общественное
лицо, место в жизни.

Учитель:  Назовите основные виды
драматических произведений.

 (Трагедия, драма, комедия).

           
—        Каковы
отличительные признаки комедии?

 (В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни,
отрицательные черты и свойства характеров людей)

                   -Грибоедов
создал комедию. Какие стороны общественной жизни, отрицательные черты и
свойства характеров людей  в
ней осмеиваются, мы узнаем в ходе анализа произведения (на последующих уроках),
а вот какова история её создания, нам расскажет…

б)
История создания комедии.

(Рассказ подготовленных учеников об истории
создания комедии)

1
ученик

Лучший
друг Грибоедова С. Н. Бегичев писал: «Известно мне, что план этой комедии был
сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен,
но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил
некоторых действующих лиц…»

2
ученик

В.
В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что
Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует,
хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или
перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно
допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

3
ученик

Существует
и такая версия, что сюжет комедии приснился Грибоедову. Причем сам автор в
письме из Тегерана от 17 ноября 1820 г. (адресат письма не известен)
подтверждает ее: «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я
дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство,
затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; ВО
СНЕ ДАНО, НА ЯВУ ИСПОЛНИТСЯ!»

Учитель:
Комедия была
завершена к осени 1824 года. Сохранилась и первая (черновая) редакция пьесы,
которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.

Слайд
2

 Грибоедов
очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен
цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это
напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей
России в виде «описков». Успех был потрясающий: « Грому, шуму, восхищению,
любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год).

Только
после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое
отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году (с цензурными
купюрами). Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет
его на «Горе от ума».

Работа
с учебником

             
— Прочитаем в учебнике о комедии «Горе от ума». Откройте стр. 147.

           
( чтение вслух)

в)
Прототипы комедии.

Учитель: — Настоящему уму горе причинить
нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Одной из основных задач автора было не просто отразить в комедии черты
современного общества, но вынудить общество себя в зеркале узнать.

Современный читатель (в идеале — зритель) комедии
немедленно соображал, о ком идет речь: «узнавал по портрету». И
исчезала пропасть меж сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о
лицах, узнаваемых публике, у зрителя и персонажа оказывались «общие
знакомые» — и достаточно много. Таковым образом, Грибоедову удалось
сделать умопомрачительный эффект: он стирал грань меж настоящей жизнью и
сценической реальностью.

В видах неких второстепенных героев и внесценических
персонажей вполне узнаются черты настоящих современников автора.

 Так, Репетилов обрисовывает Чацкому одного из тех, кто
«шумит» в Английском клубе:

Не нужно именовать, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, возвратился
алеутом,

И прочно на руку нечист.

Большая часть читателей «узнавали по портрету»
колоритную фигуру того времени: Федора Толстого — Американца. Занятно, к слову,
что сам Толстой, прочитав «Горе от ума», себя вызнал и при встрече с
Грибоедовым попросил изменить последнюю строку следующим образом: «В
картишках на руку нечист». Он своими руками переправил так строчку и
приписал пояснение: «Для верности портрета сия поправка нужна, чтоб не
поразмыслили, что ворует табакерки со стола».

Помните, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь
возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых,
над которыми оба они три года назад потешались. В частности, поминает он и
некоего «черномазенького»:

А этот, как его, он турок либо грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и гостиных.

Оказывается, удалось установить, что был во времена
Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к
описанию Чацкого.

О прототипе Чацкого нельзя сказать с той же
определенностью, однозначностью, что о прототипах внесценических персонажей.
Образ Чацкого — меньше всего портрет того либо другого настоящего человека; это
собирательный образ, социальный тип эры, своеобразный «герой времени».
И все же в нем есть черты двух выдающихся современников Грибоедова — П.Я.
Чаадаева (1796-1856) и В.К. Кюхельбекера (1797-1846).

Слайд 3

 Фамилия «Чацкий», непременно, несет в себе
зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эры: Петра
Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах «Горя от
ума» Грибоедов писал имя героя по другому, чем в окончательном:
«Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже часто произносили и писали с
одним «а»: «Чадаев».

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном
антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821-м
внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное
общество. С 1823 по 1826 год Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новые философские
учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в
Россию в 1828-1830 годах написал и издал историко-философский трактат:
«Философические письма». Взоры, идеи, суждения — словом, сама система
мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась так неприемлема для
николаевской России, что автора «Философических писем» поняло
небывалое и ужасное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом
он был объявлен сумасшедшим. Так случилось, что литературный персонаж не
повторил судьбу собственного прототипа, а предсказал её.

Пушкин писал П.А.
Вяземскому
:
“Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чадаева; в
теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны.

Слайд 3(в этом же слайде по щелчку
открываются и другие портреты)

Развернута аргументация об отражении в образе
Чацкого характера и биографии В.К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера,
вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого, Ю.Н. Тынянов писал в
статье “Французские отношения Кюхельбекера”.


Несомненно,
что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого
Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников:
горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов
вложил всё лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать,
что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание
иноземцам и т.п. – подлинные взгляды Грибоедова.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное
столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его
дворянской средой. В итоге «Горе от собственного ума» полной мерой испил сам
герой. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности
Грибоедова. В дальнейшем для него наступает пора
напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал:
«…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей
комедии».

г) Литературное направление в комедии

Учитель:
А теперь
обратимся к изученному ранее литературному направлению – классицизму.

                  —
Расскажите о правилах классицистической драмы.

                  —
Мы вспомнили правила, в соответствии с которыми строили свои произведения
писатели-классицисты. Дома вы читали комедию Грибоедова, проследим, какие из
этих законов сохранены в «Горе от ума», а какие нарушены.

               
 — Проследим соблюдается ли в комедии “принцип трёх единств”.

•   Сохраняется
единство времени? (Да,
действие укладывается в рамки одного дня).

•   Сохраняется
ли единство места? (Да,
события развиваются в доме Фамусова).

•   А
единство действия сохранено? (Нет,
в пьесе уже не один конфликт, а два: любовный и социальный,
и полного их
разрешения мы не наблюдаем). 

Учитель:
 Совершенно верно, автор в комедии касается множества серьёзных
вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о
крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и
независимости человеческой личности, об общественном признании человека и его
гражданском долге, о силе человеческого разума, о задачах, путях и средствах
просвещения и воспитания и т.д.

•   Соблюдается
ли в комедии композиционный принцип?

    (Да,
в пьесе 4 действия: в 3-кульминация, в 4 — развязка).

•   Какие
ещё классицистические черты  можно
отметить в комедии?

 (Любовный треугольник (их целых
три);

присутствие резонёра (выразителей
авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза );

 сохраняет автор и говорящие фамилии:
Репетилов, Молчалин, Хлестова, Хрюмин, Скалозуб, Тугоуховский);

 Вывод:
Таким образом, Грибоедов лишь формально сохраняет классицистические рамки

   
  Какие черты
реализма мы можем увидеть в комедии?

(По словам Гончарова, в комедии Грибоедова, “как в зеркале”
отразилась Москва того времени, её обычаи, нравы. Героев мы не можем оценить
однозначно как положительных или отрицательных. Даже в Чацком наряду с его прекрасными
душевными качествами мы можем обнаружить недостатки, например, отсутствие
знаний о человеческой душе, неумение разобраться в чувствах любимой девушки.
Все характеры изображены очень точно, мы можем проследить, почему у них
сложились те или иные представления о жизни, об обществе, их внутренний мир
показан полно и правдиво. Поэтому комедию “Горе от ума” мы можем смело назвать
реалистическим произведением)

       
•Какова роль романтических мотивов в комедии “Горе от ума”?

      
 • Какие черты
романтического героя мы видим в Чацком?

(Чацкий в комедии разыгрывает роль романтического героя:
несчастный влюблённый, бунтарь-одиночка, не понятый “светом”: “все гонят, все
клянут, мучителей толпа”, в его монологах присутствует мотив странничества).
      
 В монологах ещё какого героя мы встречаем
отсылки к романтизму?

(В Софье также можно найти черты романтической героини.“Ей сна нет
от французских книг” – говорит Фамусов. Мы можем предположить, что это
сентиментальные и романтические французские романы. Кроме них, Софья,
по-видимому, воспитана и на таких произведениях как баллада Жуковского
“Светлана”. Это видно из сна, придуманного Софьей для Фамусова).

Вывод: Несмотря на то, что романтические черты присутствуют в образах
Чацкого и Софьи, мы не можем воспринимать эти черты всерьёз в комедии. Таким
образом, автор использует романтические мотивы для того, чтобы дать более
полную характеристику внутреннему миру главных героев, но в то же время
относится к ним иронически.

 IV. Итог урока.

Учитель:
 
Итак, сегодня на уроке мы начали
знакомство с гениальной комедией «Горе от ума», по средствам которой Грибоедов
внес неоценимый вклад в историю русской литературы. А чтобы подтвердить эти
слова, прочитайте насколько высказываний современников Грибоедова.

Слайд
4, 5, 6,

Учитель: — Мы доказали, что “Горе от ума” является комедией, познакомились с
художественным своеобразием этого жанра. Сделали вывод о том, что в комедии
“Горе от ума” сочетаются классицистическая (в основновном) форма, романтические
мотивы и реалистическое содержание.

Выставление
и комментирование оценок.

V. Домашнее задание.

 Проанализировать список действующих лиц, выделить говорящие
фамилии, определив их значение.

(задание для девочек)

 Подготовить сравнительную
характеристику Чацкого и Молчалина по плану (опираясь на текст)

        возраст;

        происхождение;

        положение в обществе;

        общественные взгляды и
идеалы;

        личные
качества;

        проявление в любви

(задание для мальчиков)

 Образ Софьи.

Дайте характеристику по плану:

возраст;

происхождение;

положение в обществе;

взгляды на жизнь и идеалы;

личные качества.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение фразеологизма

В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Например:

  • реветь белугой — громко и долго плакать;
  • задеть за живое — вызвать переживания, оскорбить самолюбие;
  • играть в жмурки — обмануть, утаить истинные намерения.

На примерах видно, что значение фразеологизма не связано с семантикой каждого отдельного слова в его составе. Компоненты фразеологизма теряют все самостоятельные признаки слова, кроме звукового облика: лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию. Связь между словами в составе фразеологизма тесная, можно сказать — неразделимая.

Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.

Фразеологизмы с названиями частей тела

Виды фразеологизмов в русском языке

Выделяют три основных вида фразеологизмов: идиомы, фразеологические единства и фразеологические сочетания.

Фразеологические сращения (идиомы) — устойчивые выражения, которые имеют смысл только в неизменном виде. При замене или перестановке слов смысл идиомы потеряется. Например: «бить баклуши», то есть бездельничать.

Фразеологические единства — устойчивые образные выражения, смысл которых понятен из смысла отдельных слов. Например, обороты «грызть гранит науки» или «попасться на удочку» можно понять даже при переводе на другой язык. Смысл фразеологического единства не потеряется, если заменить «удочку» на «крючок» или вставить в оборот лишнее слово.

Фразеологические сочетания — устойчивые, но гибкие обороты, смысл которых определяется через отдельные ключевые слова. При этом не ключевые слова можно заменять синонимами. Пример: можно «умирать от любви», а можно «умирать от восторга» — смысл обоих словосочетаний понятен.

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

Признаки фразеологизмов

Как мы уже выяснили, фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение из двух и более слов. У фразеологизма как самостоятельной лексической единицы языка есть свои отличительные черты.

1. Фразеологизм состоит из двух и более слов

Например:

  • играть на нервах — специально раздражать, нервировать кого-либо;
  • семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы;
  • биться как рыба об лед — бороться с нуждой, бедствовать.

2. У фразеологизмов есть устойчивый состав

Лексический состав фразеологизма нельзя никак изменять, так как при этом теряется его смысл.

Для примера попробуем поменять слова в устойчивом выражении «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении»:

  • летать в воздухе (про пыль);
  • висеть в открытом воздухе (про воздушного змея);
  • висеть на канате (про акробата).

В результате этого языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как карточный домик, из которого неосторожно вытащили одну карту. Глагол «висеть» потерял свое переносное значение, и смысл фразеологизма испарился.

3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость

Мы не придумываем фразеологизмы в процессе диалога, а берем их из языковой памяти, как готовые кирпичики для построения образной и выразительной речи. Именно поэтому в школьные годы важно много читать, чтобы пополнять словарный и фразеологический запас.

В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали (И. Тургенев).

Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее (А. Пушкин).

Я, Софья Павловна, день целый

Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.

По должности, по службе хлопотня,

Тот пристает, другой, всем дело до меня!
(А. Грибоедов)

Задачка: попробуйте понять, какие русские фразеологизмы изображены на картинках. Правильные ответы — в конце статьи.

Фразеологизм «водить за нос»
Фразеологизм «развесить уши»
Фразеологизм «не в своей тарелке»

4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически

Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.

Например, фразу «на козе не подъедешь» трудно понять, особенно иностранцам, которые изучают русский язык. На самом деле оно тесно связано с речью шутов и скоморохов, которые в старину веселили народ на ярмарках и праздниках, наряжаясь в козу, медведя и других персонажей. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала, с тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о неприступных, гордых, важных людях.

5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения

Рассмотрим пример: «Сегодня мы (что делали?) работали до седьмого пота». Фразеологизм «работали до седьмого пота» выполняет роль сказуемого.

Фразеологизм может быть синонимом одному слову:

Фразеологизм

Значение

тьма-тьмущая

много

ставить точку в споре

закончить

слово в слово

точно

во все лопатки

быстро

втирать очки

обманывать

Фразеологизмы делают нашу речь образной и живой, они помогают передать больше смысла и сделать это эмоционально и выразительно.

Примеры фразеологизмов с объяснением

Вот несколько примеров фразеологизмов, которые пришли к нам из древних мифов, и их значений в русском языке.

  • «Троянский конь» — скрытая ловушка. По легенде, в деревянном коне спрятались греки, чтобы завоевать Трою.
  • «Авгиевы конюшни» — большой беспорядок. Один из подвигов Геракла заключался в том, что герой за один день очистил огромные конюшни царя Авгия.
  • «Дамоклов меч» — нависшая угроза. Еще одна история из Древней Греции, в которой придворный Дамокл позавидовал царю Дионисию и захотел занять его место. Тот согласился, но повесил над его головой меч на конском волосе, чтобы показать, что быть царем еще и опасно.
  • «Ахиллесова пята» — слабое место. Фразеологизм происходит из древнегреческой легенды о воине Ахиллесе, которого в детстве окунули в воду бессмертия. Единственным незащищенным местом Ахиллеса осталось пятка, так как за нее его держали, когда опускали в ванну.
  • «Манна небесная» — нечто необходимое и спасительное. Корни выражения надо искать в библейской истории о том, как Моисей выводил иудеев из Египта. В какой-то момент у странников закончилась еда, и Бог послал им манну небесную.
  • «Сизифов труд» — бесполезное занятие, которое точно не принесет пользы. Герой древнегреческих мифов царь Сизиф за свою распутную жизнь был осужден на вечную муку — вкатывать на гору огромный камень, который потом тут же скатывался вниз.
  • «Гомерический смех» — громкий хохот над какой-нибудь глупостью. Так смеялись боги в поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада».
  • «Кануть в лету» — оказаться забытым. Лета — в древнегреческой мифологии река в царстве мертвых, которым правил бог Аид.
  • «Ящик Пандоры» — источник несчастий и бед. Согласно древнегреческой легенде, Зевс послал на землю женщину по имени Пандора и дал ей ларец, в котором содержались все человеческие несчастья. Та не удержалась и открыла его, выпустив беды на волю.

Ответы на задачку из статьи:

  1. Водить за нос;
  2. Развесить уши;
  3. Не в своей тарелке.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе

«История возникновения города Новокузнецка»

Задачи:

1. Познакомить воспитанников с историй возникновения родного города.

2. Закрепить и конкретизировать знания детей о городе, гербе Новокузнецка

3.Способствовать развитию речи детей, обогащению словаря.

4. Развивать познавательный интерес к истории родного города, к его прошлому и настоящему.

5. Воспитывать уважение и гордость за свой народ и город.

Предварительная работа: рассматривание альбомов, книг, фотографий о Новокузнецке.

Чтение статей из книги «Новокузнецк». Рассказ воспитателя о достопримечательностях города, чтение стихов о родном городе.

Проведение циклов бесед, познавательных занятий, занятий по ИЗО деятельности,

«Достопримечательные места города», «Коренные жители родного края», «Богатства родного края», «Новокузнецк — город металлургов, «Новокузнецк — город строителей, «Новокузнецк — культурная столица края». «О чем рассказывает герб города?», «Флаг, герб — символы города», «Достопримечательные места города», «Праздничный салют»…)

Оборудование:

мультимедийное оборудование,

презентация» Письмо от Домовенка Кузи»,

флаг, герб Новокузнецка,

цветные фишки,

иллюстрации достопримечательных мест современного Новокузнецка

наглядный материал к заданию «Буква потерялась».

Аудиозапись «Космическая музыка.»

Организационный момент. Двигательно-ритмическая часть занятия.

Дети заходят в группу, идут по кругу друг за другом и читают стихотворение про декабрь. ( На экране заставка зимнего города Новокузнецка)

В декабре, в декабре

Пляшет вьюга во дворе,

И снежинкой на ладошку

Опускается ко мне.

Новый год у ворот.

За окошком дремлет кот.

Мёрзнут звёздочки на небе,

И всю ночь снежок идёт.

1.Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей, поприветствуем их. Дети здороваются.

А я предлагаю вам игру «Круг дружбы» (дети хором произносят текст стихотворения и выполняют соответствующие движения)

Ты мой друг и я твой друг,

Встанем все в огромный круг

Шаг назад и два вперед,

Влево, вправо поворот,

Покружимся, повернемся,

Снова за руки возьмемся.

Лучше нет в мире круга,

Поприветствуем друг друга.

Указательные движения двумя руками.

Взяться за руки

Выполнять движения по тексту стихотворения.

Поднять сцепленные руки вверх

Воспитатель: Сегодня, когда я шла на работу, вдруг налетел ветер, закружил меня, и я подумала, не отправиться ли нам с вами в путешествие. А вы, ребята, любите путешествовать? Ответ детей.

Я приглашаю вас в необычное путешествие — в путешествие во времени. Мы отправимся в прошлое нашего города Новокузнецка. Заставка — «Новокузнецк».

А помогут нам ваше воображение, смекалка, фантазия и, конечно же, ваши знания о Новокузнецке.

— К путешествию готовы? (ответ детей)

( звучит Космическая музыка, воспитанники рассаживаются за столами по местам, напоминаю о правильной осанкой за столами.

2. Показ презентации. Слушайте очень внимательно и запоминайте. Рассказ воспитателя об истории возникновения Новокузнецка.

В давние времена на Руси ходил слух о богатых землях нашего края, где была найдена железная руда, из которой в кузнецах ковали метал,

Слайд № 1 Кузница, посмотрите, как выглядела кузница того времени, в кузнецах из металла делали оружие, подковы для лошадей, наконечники для копий.

Наш край был богат лесами, из дерева мастерили лодки, корабли, в лесах водились ценные породы пушных зверей — соболь, норка, горностай, их меха можно было продавать в разные страны или обменивать на всевозможные товары.

Огромные поля для пастбищ скота, реки были полны различной рыбы, и русский царь Михаил Федорович решил закрепиться на земле Сибирской, чтобы завладеть ее богатствами. Царь издает указ о строительстве острога, так называли раньше крепость, и отправляет в наш край боярского сына Астафия Харламова с 45 казаками и военными людьми.

Слайд № 2

Отряд Харламова плыл на судах, путь был трудный и долгий, но отряд смог добраться до земли Кузнецкой и на левом берегу реки Томи недалеко от реки Кондомы был построен острог, его называли крепостью.

Слайд № 3 Кузнецкий острог.

Воспитатель: Посмотрите, как хорошо был укреплен острог. Стены крепости были сделаны из толстых бревен, их высота составляла 2 метра, на стенах находились сторожевые башни, откуда следили за тем, чтобы враг не подошел к крепости. Сам Харламов был назначен первым правителем острога, а первыми жителями ее стали военные люди, они несли здесь службу и защищали крепость и местное население — шорцев, телеутов их от набегов врагов — киргизских князей. Острог нужен был для защиты земель русского государства. Местное население: кузнецкие татары, шорцы, телеуты дружелюбно встретили приход военных людей на землю сибирскую, они научили их выращивать хлеб и защищали от врагов, местное население продолжало заниматься охотой, разводили скот, рыбной ловлей, плавили железную руду.

Шло время, военные люди создали семьи, за стенами острога стало селиться местное население так образовалась целая деревня.

И очень скоро Кузнецкий острог стал городом, наш город образовался в 17 веке и в следующем году мы все вместе будем отмечать его 400-летие.

По указу царя кузнецкий острог стал называться городом Кузнецком ему был присвоен герб. Герб, это отличительный знак любого города нашей страны)

Посмотрите, в начале герб был похож на печать с изображение волка,

слайд № 4 изображение волка на гербе означало, что наш край был диким, необжитым, суровым.

Затем на гербе стали изображать кузнечную наковальню с молотом и щипцами. ( Слайд 5) наш город славился своими кузнецами, хорошими

мастерами отсюда и название города – Кузнецк.

.

А вот как выглядит современный герб нашего города слайд №6

Ребята, кто сможет описать сегодняшний герб города Новокузнецка. Ответ ребенка

Описание: Наш герб сделан в форме щита и состоит из двух частей. Верхняя часть герба в зеленом цвете на ней изображена бегущая белая лошадь, она так и называлась «Кузнецкая лошадь», порода была очень выносливая, трудолюбивая. Зеленый цвет, это символ надежды, свободы, радости, цвет травы.

В нижней желтой части, или золотой части, символизирующей богатство нашего края изображена кузница как принадлежность к кузнечному делу.

Воспитатель: герб изображен в центре флага нашего города, флаг представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное по центру черной полосой, как символ того, что у нас есть уголь. Верхнее поле серебристое — символ чистоты, нетронутости этого края. Нижнее зеленое поле — символ изобилия и свободы.

Воспитатель:в нашем городе есть замечательная традиция — каждый год день рождения города мы начинаем праздновать в Кузнецкой крепости ведь это начальная точка истории нашего города. Если бы не построили 400 лет назад Кузнецкий острог — не было бы и нас с вами. Сегодня на месте кузнецкой крепости находится музей, в котором хранятся различные документы, оружие, одежда, рисунки. Слайд № 7.

Да, богатая история у нашего города, ведь вначале наш город назывался Кузнецк, затем Сад-город, потом Новокузнецк, позже Сталинск, опять Новокузнецк.

Воспитатель: Я предлагаю вам немного отдохнуть, встанем и выполним физминутку. «Мой город»

Физминутка

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть,

Люблю считать.

Площадь — раз,

Театр — два,

Три — речка Томь-красавица,

Четыре — цирк,

А пять — фонтан.

Наш город всем нам нравится!

Шагать на месте

Показать «очки»

2 хлопка в ладоши.

Загибать пальцы, начиная с больших, на каждое название объекта города.

Раздается стук в дверь, входит почтальон и передает письмо.

Воспитатель, нам пришло письмо от Домовенка Кузи слайд № 8

Воспитатель читает письмо: «Дорогие дети я знаю, что вы очень любите свой город и много о нем знаете, прошу вас расскажите мне о родном Новокузнецк, используя задания викторины. Ну что, дети, порадуем Кузю нашими ответами и знаниями о городе Новокузнецке. Ответ: Да!

В викторине участвуют две команды за правильный ответ команда получает фишки. Отвечайте полными предложениями и ответы не должны повторяться. Будьте очень внимательными.

4.Викторина «Знатоки родного города»

По очереди задаются командам вопросы, ответы к заданию № 9 прикрепляются к доске

1.Чем привлекали русского царя наши земли?

2.Для чего был построен Кузнецкий острог?

3.Что было изображено на самом первом, гербе нашего города?

4.Какие народы проживали на кузнецкой земле?

5.Как местное население встретило приход военных людей в наш край?

6.Что изображено на современном гербе города? Ответ ребенка.

7.Назовите важные, значимые, любимые места нашего города.

8.Чем славится наш город?

9.Задание » Буква потерялась» ( На доску вывешиваю поочередно слова Г..р..д, г..рб, фл…г, , г..мн,

Подведение итогов конкурсов.

Воспитатель: Я думаю, что Домовенок Кузя доволен вашими знаниями и ответами о родном городе Новокузнецке.

«Ребята, а вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось»?

Что вы запомнили из сегодняшнего занятия? Ответы детей.

Воспитатель: Мне тоже понравилось, вы были внимательными, умными, уверенными, показали хорошие знания и свою любовь к родному городу.

Я люблю этот город и хочу, чтобы он с каждым годом становился все краше и современнее.

Воспитатель: Домашнее задание, ребята, посетите вместе с родителями музей Кузнецкая крепость, и поделиться своими впечатлениями об увиденном. Наше занятие подошло к концу.

Воспитатель:

Спасибо за старание, ведь главное — желание

А навыки и знания с годами к вам придут.

Дети:

И ваше одобрение поможет, без сомнения

Поверить, что учение большой и яркий свет.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/440353-konspekt-poznavatelnogo-zanjatija-v-podgotovi

Определение

Басня – это небольшое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера (в стихах или прозе), героями в котором выступают животные, предметы или растения.

История возникновения (зарождения) басни

Жанр басни зарождается в V в. до н. э.

В Древней Греции к этому жанру обращается Эзоп. Древнегреческий поэт пишет сборник басен в прозе, который состоит из 426 басни («Две лягушки», «Курица и Яйцо», «Олень и Лев», «Собака и Волк» и др.).

Ещё один древнегреческий поэт-баснописец Бабрий (II век н. э.) известен стихотворным переложением басен Эзопа и написанием собственных («Зевс и дубы», «Мул», «Собака и повар», «Старый конь» и др.). В своих баснях Бабрий пишет об олимпийских богах с иронией. Нравоучительность и обличение пороков в его произведениях практически отсутствует.

В Древнем Риме разрабатывает жанр басни Федр (I в. н. э.). Он переводит произведения Эзопа, подражает им и пишет собственные («Корова, Коза, Овца и Лев», «Воробей и Заяц», «Лиса и Аист», «Орёл и Ворона» и др.).

В начале V в. в этом жанре работает римский поэт Авиан. Его перу принадлежат 42 басни, из которых 37 восходят к Бабрию («Краб и его мать», «Верблюд и Юпитер», «Козёл и Бык», «Дуб и Тростник» и др.). В основе произведений Авиана лежит не нравоучение, а развлечение. Он пишет: «…пришёл мне на ум басенный слог: ведь басни не чуждаются изящного вымысла и не обременяют непременным правдоподобием».

Во многих странах Европы, начиная с XVI века, писатели увлекаются переводами античной литературы. С начала XVII века басня активно развивается и переходит в разряд литературного жанра. К известным европейским баснописцам причисляют немецкого поэта Г. Лессинга и Х. Геллерта, французского поэта Ж. де Лафонтена, английского поэта Т. Мура.

И. А. Крылов, портрет

И. А. Крылов, портрет

Французский баснописец Нового времени (XVII в.) Ж. де Лафонтен создал новый жанр, заимствуя содержание произведений у древних авторов («Кузнечик и муравей», «Заяц и Черепаха», «Лягушка и Крыса», «Шершни и Пчёлы» и др.).

Первые попытки писать басни в России делают С. Полоцкий (XVII в.), А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский (начало XVIII в.). Однако развитие басни приходится на середину XVIII – начало XIX вв. К этому жанру обращаются А. Е. Измайлов, А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер.

Русский поэт А. П. Сумароков заложил основы национальной басенной традиции. Его поэтическим девизом становятся следующие слова: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану…».

Вершиной в развитии жанра благодаря произведениям И. А. Крылова становится XIX в. Басни писателя вобрали в себя опыт двух с половиной тысячелетий. Он написал 236 басен, которые вошли в 9 сборников, опубликованных ещё при жизни автора.

По словам критика В. Г. Белинского: «Басни Крылова – это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня».

Вслед за И. А. Крыловым создают басни B. А. Жуковский, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, К. Прутков и др.

В советский период басня не утратила своей популярности. Известны революционные басни Д. Бедного, который высмеивал остатки буржуазного менталитета.

Позднее к басенному жанру обращается С. В. Михалков. Писатель находит собственный интересный стиль современной басни. Он наделяет своих героев выраженным сатирическим характером, который направлен на разоблачение подхалимства и других низких с точки зрения нравственности поступков.

Основоположники басни

Основоположником басни считается легендарный древнегреческий поэт Эзоп (ок. 600 г. до н. э.). Его произведения дошли до нас в позднейших поэтических переработках Федра, Бабрия и Авиана. Иносказательная форма повествования Эзопа получила название «эзопов язык».

Характерные особенности басни

Эзоп, скульптура

Эзоп, скульптура

Басня имеет ряд характерных особенностей:

  1. Наличие морали.
  2. Небольшой объём.
  3. Изображение одного события.
  4. Непродолжительное время действия.
  5. Преимущественно разговорный, простой язык.
  6. Диалогичность.
  7. Аллегорический (иносказательный) смысл.
  8. Несколько персонажей (обычно животные и растения).
  9. Типичность описываемой ситуации.
  10. Осмеяние общественных и человеческих пороков.

Особенности построения сюжета и композиции в басне

Композиция басни включает две части: рассказ и моральный вывод (мораль, назидание). По объёму эти части могут быть разными. Мораль может располагаться как в конце (С. В. Михалков «Две подруги»), так и в начале произведения (И. А. Крылов «Ворона и Лисица»).

И. А. Крылов, «Ворона и Лисица», иллюстрация

И. А. Крылов, «Ворона и Лисица», иллюстрация

В басне авторская речь обращена к читателю. Диалог между героями присутствует почти всегда. Обычно в таких произведениях высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни (жадность, трусость, невежество и т.д.).

Художественные приемы в басне

Самым частым приёмом в басне является аллегория, с помощью которой баснописец изображает какие-либо понятия через образы растений, животных или других неживых существ. Например, за образом Лисы часто угадывается хитрость, ложь и коварство, а за образом Свиньи – невежество.

Кроме того, в баснях нередко используются народный разговорный язык с обильным включением просторечий, фразеологизмы. Баснописцы умело включают в произведения сравнения, метафоры, пословицы и поговорки, уменьшительно-ласкательные слова и преувеличения.

Также многим басням свойственна ирония – тонкая скрытая насмешка. Например, в басне И. А. Крылова «Лисица и Осёл» Лиса спрашивает Осла: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?». Однако на самом деле Лиса считает Осла глупым.

Аудитория жанра

Впервые дети знакомятся с басней в начальной школе. Благодаря чтению произведений этого жанра они учатся отличать плохие поступки от хороших, начинают понимать юмор и делать выводы.

Чтение басен интересно и взрослым. Ведь в современном мире люди не избавились от пороков, описанных в баснях прошлых веков.

Схожесть с другими жанрами

Своей повествовательной манерой басни сближаются со сказками, анекдотами и новеллами, а моралистической частью басни схожи с пословицами. Также басни имеют такие общие черты с притчами и сказками: поучительный характер, аллегорическая форма, главными героями могут быть животные, растения.

Яркие представители

Мастерами басенного жанра являются: Эзоп, Федр, Авиан, Бабрий, Ж. де Лафонтен, Л. Хольберг, А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, И. И, Хемницер, А. Е. Измайлов, И. И. Дмитриев, В. К. Тредиаковский, И. А. Крылов, Л. Н. Толстой, Д. Бедный, С. В. Михалков.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу включены многие басни И. А. Крылова: «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Чиж и голубь», «Свинья под дубом», «Кукушка и петух», «Волк на псарне», «Зеркало и обезьяна», «Ларчик», «Слон и Моська», «Обоз», «Квартет», «Волк и журавль», «Осёл и соловей», «Кукушка и петух», «Два мальчика», «Волк и ягнёнок», «Лисица и виноград» и др.


Список литературы
  1. Гаспаров М. Л. Античная литературная басня. – М., 1972.
  2. Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И., Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2011.
  3. Кожин, А.А. Самобытность басенного слова // Русская речь. — 2000. — №2. — С. 40-44.
  4. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2019 – 307 с.
  5. Пронин В. А. Теория литературных жанров. Алгебра и гармония жанра

Ирина Мещерякова | Просмотров: 944 | Оценить:

  • Очочки или очечки как правильно пишется
  • Очень хорошие сказки на ночь для детей
  • Очень страшные сказки слушать
  • Очень строгие госпожи рассказы
  • Очень шумный пес главная мысль рассказа