Я очень люблю читать русские народные сказки. Есть у меня и любимая сказка – это «Царевна-лягушка». Больше всего в этой сказке мне нравится Иван-Царевич. Правда, в первой половине сказки он вызывает скорее не симпатию, а жалость. Из-за его необычной жены Иван становится предметом насмешек старших братьев и их жён. Очень тяжелы для него приказы царя, ведь они почти невыполнимы.
Однако уже в начале сказки мы понимаем, что Иван – герой положительный и способен на многое. Он не обижает свою жену, несмотря на её необычный облик. И очень переживает из-за того, что хочет угодить своему отцу, который был царём.
Особое восхищение Иван-Царевич вызывает во второй половине сказки, когда он отправляется на поиски жены. Здесь он предстаёт перед читателем как настойчивый, целеустремленный, сочувствующий чужой беде юноша, готовый вынести любые испытания, лишь бы вернуть свою возлюбленную. Несмотря на усталость и сильный голод, Иван не стал убивать ни медведя, ни селезня, ни зайца, ни щуку. И доброта его была справедливо вознаграждена – в нужный момент все они пришли ему на выручку, помогли справиться с Кощеем Бессмертным.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
Сочинение на тему «Мой любимый герой»
Сочинение на тему «Мой любимый литературный герой»
Поделиться:
Я очень люблю читать русские народные сказки, а особенно мне нравятся те из них, в которых среди прочих персонажей есть Баба Яга. Она хоть и всегда страшновато выглядит, но есть у неё свой ни с чем несравнимый колорит. Часто её называют «Костяной ногой».
Бабу Ягу во всех сказках обычно изображают с длинным носом крючком и лохматыми седыми волосами. На ней длинная юбка, старый фартук, а голова Бабы Яги повязана платком. Жилище коварной Яги располагается в чаще дремучего леса, все свои «злостные» дела она творит в избушке на курьих ножках. Баба Яга передвигается по воздуху в своей деревянной ступе, помогая себе метлой. Избушка у бабки живая, она умеет поворачиваться кругом и даже бегать по лесу на своих курьих лапах.
В основном у читателей складывается мнение об этом персонаже как о злой старушке, но на самом деле она такая не всегда. В некоторых сказках эта героиня действительно злая, она постоянно норовит отправить в печь какого-нибудь сказочного персонажа. К примеру, с такой недоброй Бабой Ягой мы познакомились в сказке «Гуси-Лебеди».
Но иногда Яга, наоборот, помогает другим. Например, в сказке про молодильные яблоки эта героиня спасает Ивана-царевича от погони. Она топит баню, кормит уставшего Андрея-стрелка в известной сказке «Пойди туда, не знаю куда». А подарок от Яги в виде волшебной лягушки даже помогает Андрею перебраться через огненную реку.
Некоторые сказки знакомят нас с дочерью Бабы Яги – это Василиса Прекрасная или Марья-кудесница. Дочь Яги всегда очень красивая. А вот откуда взялась сама Баба-Яга – это настоящая загадка. Хоть и вид у этой героини всегда немного отпугивающий, но без неё трудно представить народные сказки. Поэтому она – мой самый любимый герой русской народной сказки!
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
Сочинение на тему «Мой любимый писатель»
Наверное, каждому в детстве родители читали сказки. Мы засыпали под них, мы учились читать с помощью сказок. Эти волшебные истории так завораживают, что нет человека, который не любил бы их. В своей жизни я прочитал очень много сказок, среди них и волшебные, и о животных, и многие другие. Но объединяет их одно – в каждой сказке есть свой урок, своя мораль. Больше всего мне нравятся волшебные сказки, а именно “Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке”, которую я прочитал, когда был еще совсем маленьким.
Самый любимый мой персонаж в этой сказке – это Иван-царевич, самый младший и любимый сын царя Выслава Андроновича. Вот почему он мне нравится. Для начала, Иван-царевич – самый ответственный среди своих братьев: он единственный, кто старается выполнить просьбы отца и единственный, кто не заснул при охоте на жар-птицу. К тому же Иван-царевич очень хитрый, ведь все добытые им для царей трофеи остались при нем. Отличается он и искренностью, а также отважной смелостью, ради любви он рисковал своей жизнью. Есть у Ивана-царевича, конечно, и минусы. Например, это желание все делать по-своему. Он не послушался предостережений волка и именно из-за этого у него возникли проблемы.
История этого персонажа показывает нам, что нужно жить по совести, никогда не бояться рисковать всем ради любви и уметь работать в команде, ведь без волка Иван-царевич ничего бы не смог.
Несмотря на то, что сказка – это выдумка, она учит нас многим жизненным урокам, поэтому читать сказки полезно в любом возрасте.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
Сочинение «Моё любимое время года – осень»
Сочинение на тему «Зачем я изучаю русский язык», 5 класс
Сочинение на тему «Моё любимое животное», 5 класс
Хочу вам рассказать про моего любимого героя сказок – Ивана-царевича. Очень часто его можно встретить на страницах книжек и следить за его увлекательными приключениями в волшебных историях.
Я думаю, что этот персонаж включает в себя большинство самых лучших черт характера. Он благородный и добрый, всегда готов прийти на помощь нуждающимся людям, смело вступает в борьбу со злом. Иван-царевич всегда поступает справедливо и не требует вознаграждений за свои поступки, именно поэтому, в конце любых приключений, его всегда ждет хорошее вознаграждение. Мне кажется, что такие истории учат тому, что на злые поступки всегда отвечают злом, а вот добро вознаграждается намного больше.
Как и любой человек, Иван-царевич имеет и не очень хорошие качества. Иногда он начинает сомневаться в своих силах, но другие герои, которые окружают его, помогают Ивану поверить в себя. И тогда царевич продолжает свой путь.
Еще мне очень нравится его мужественный и твердый характер. Иван-царевич очень хорошо понимает как общаться с людьми и животными, где можно попросить, а кому нужно приказать.
Со страниц сказок Иван-царевич дает нам урок, что многих результатов в жизни приходиться упорно и смело добиваться, показывая не только свое трудолюбие и упорство, но и используя смекалку и хитрость. Особенно это помогает ему в борьбе со злыми героями. А еще он показывает, что всегда и во всем нужно поступать справедливо.
Для меня образ Ивана-царевича очень похож на образы современных и модных супер-героев. Я считаю, что каждый ребенок, прочитав сказку об Иване-царевиче, задумывается о том, что добрые дела всегда ценятся больше.
Карлсон
Любимая книга моего детства – “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”. Эта очень добрая история, которая мне особенно полюбилась благодаря одному из главных героев – Карлсону.
Карлсон – довольно смешной маленький человечек с рыжими волосами, упитанным тельцем и пропеллером на спине. У него на животе есть большая красная кнопка, и если на нее нажать – заведется моторчик, пропеллер весело зажужжит и поднимет Карлсона в воздух. Но просто так моторчик работать не будет – Карлсону обязательно нужно подкрепиться чем-то сладким. Когда дело касается еды, он бывает довольно вредным – например, когда Малыш попросил его не трогать варенье, Карлсон назвал его противным и притворился самым больным человеком на свете.
Мой любимый герой русской народной сказки – Иван-Царевич. Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным. Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».
Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым. Нередко в начале сказки Иван-Царевич беден, его преследуют враги и он ничего не подозревает о своём царском происхождении. В подобных сказках Иван-Царевич совершает героические поступки и, в конце концов, он находит своих царственных родителей, получает царство и трон. Но даже если он изначально был царевичем, то в конце сказки за его добрые заслуги ему достаётся своеобразная награда в виде чужого полцарства, королевской дочери, волшебного или дорогого коня, ценных предметов или волшебных умений.
В некоторых сказках Иван-Царевич предстаёт перед читателем как отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, к примеру, Ивану-рыбацкому сыну. Такой Иван-царевич является злым и коварным персонажем, он всячески пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженные награды. Но в конце он получает по заслугам, его не убивают, но он оказывается посрамлён и наказан.
Без Ивана-Царевича трудно представить многие известные народные сказки. Он всегда молод и прекрасен, может подружиться со всеми, даже с животными, которые в благодарность помогают ему.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки» читают:
Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс
Сочинение на тему «Мой любимый писатель»
Сочинение на тему «Моя любимая сказка»
Мой самый любимый герой русской народной сказки – обычный кот из сказки «Кот и Лиса». Когда кота выгнали из дома и он начал жить в лесу, мне было его очень жалко и казалось, что ему было очень страшно и неуютно остаться без дома и в полном одиночестве. Но кот не растерялся. Он нашёл в лесу заброшенную избушку, питался мышами и птичками и очень весело проводил время, потому что он не тосковал о доме. И когда он встретился с лисой, он снова не растерялся. Он мог бы рассказать ей, какой он бедный и несчастный, как ему одиноко жить в заброшенном доме в лесу. Но вместо этого он представился воеводой из сибирских лесов, сделал вид, что он теперь в лесу самый главный, поэтому лисица сразу стала его уважать. Потом она вышла за него замуж. Так бездомный кот обрел дом и семью, потому что он проявил решительность и уверенность в себе.
Также мне очень нравится ситуация, когда кот напугал медведя и волка. Он ведь не собирался никого обманывать и, скорее всего, он и сам испугался бы таких опасных зверей, если бы увидел перед собой. Но его уверенность в себе и гордость лисицы за своего мужа сыграли ему на руку: медведь и волк заранее его боялись и поэтому решили не показываться ему на глаза. Кот урчал от жадности или от голода, а им от испуга послышалось, что он говорит: «Мало! Мало!». Поэтому медведь и предположил, что если кот не наестся – он накинется на них. А волку стало интересно посмотреть на такого ненасытного зверя, и он стал потихоньку выбираться из-под листвы. Кот не видел, кто там шуршит, но коты прирожденные охотники, поэтому он бросился в сторону непонятного шума. А потом, когда он увидел, что это волк, он испугался и прыгнул на дерево. Но куда ему было деваться? Он испугался и хотел спастись, а получилось, что напугал двух опасных хищников и заслужил их уважение.
Конечно, если быть до конца честными, надо признать, что кот – врунишка и на самом деле он никакой не воевода и не имеет власти над другими животными леса. Но я думаю, что именно этот герой является примером поговорки «Смелость города берет». Потому что его смелость, хитрость и находчивость помогли ему устроиться в жизни, обрести дом, семью и уважение окружающих.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
Сочинение на тему «Моё любимое животное», 5 класс
Сочинение на тему «Моё хобби»
Сочинение на тему «Моя любимая книга», 5 класс
Вариант 1
Моя любимая сказочная героиня – это хитрая лиса. Как же так, вы скажете, ведь она всех обманывает? Но ведь своими хитростями лиса учит других быть умнее. И еще Патрикеевна может наказать тех, кто ее обижает.
Лиса любит жить припеваючи. В сказке «Кот и Лиса» рыжая хитрунья сделала своего мужа, кота, воеводой в лесу. И они зажили в довольстве. Всего-то порассказала лиса волкам и медведям, что муж ее страшный и грозный. Они и испугались сразу. Ну не глупцы ли?
И разве волки и медведи были такими уж хорошими? В самом начале сказки они хотели отобрать у лисы утку. А лиса сама ее поймала и несла домой, чтобы кормить мужа.
Лиса – самая умная в русских сказках. Ведь только ей удалось съесть хвастливого Колобка. Больше этого не удалось никому. В другой сказке она обманула деда, притворилась мертвой и сбросила с его воза всю рыбу. А когда волк хотел отобрать рыбу, послала его ловить рыбу в проруби хвостом.
Не всегда лиса в сказках – хорошая. Она и чужое берет, и зайку выгнала из его домика.
Но за плохие поступки Патрикеевна всегда получает по заслугам. Ей приходится уносить ноги. А вообще лиса в русских сказках – смешная и забавная. О ее хитростях читать очень весело. Поэтому она мне нравится.
Вариант 3
Мой любимый герой русской народной сказки – это Андрей-стрелок. О нем можно прочесть в сказке «Пойди туда, не знаю куда». Это храбрый и отчаянный воин.
Злой царь хотел отобрать у него жену и послал Андрея «принести то, не знаю, что». Царь надеялся, что Андрей не сможет задачу выполнить. Но не тут-то было.
Андрей не похож на супермена. Он обычный солдат. Но только добрый и ничего не боится. Поэтому ему помогают все, даже злая Баба-Яга. И мне он за это нравится.
Стрелок преодолевает все преграды. Сначала он привозит царю злого кота Баюна. Того самого, который по дубу «по цепи кругом» ходит. С этим диким котом, кроме Андрея, и справиться-то не может никто. Но царю все мало.
А потом Андрей встречает «то, не знаю, что». Это оказывается сват Наум, невидимка. И он тоже станет другом Андрею, полюбит его за добрую душу. Ведь Андрей даже невидимку хотел накормить. «Корки мне горелой никто не давал, а ты меня за стол посадил» – сказал сват Наум стрелку и предложил дружить.
Невидимка оказался волшебником и помог Андрею победить злого царя. Стрелок вернул себе жену. И сказка кончилась хорошо. Так что надо быть таким же добрым душой, как Андрей. И у тебя тогда будет много друзей, они спасут в беде и всегда помогут.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Этапы урока
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению
планируемых результатов
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
УУД (кодификатор УУД)
1.Организационный
момент
Психологическая
и
мотивационная подготовка
к усвоению
изучаемого материала
Приветствует
учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; настраивает на учебную
деятельность.
Слушают
учителя.
Демонстрируют
готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника,
рабочей тетради, школьных принадлежностей)
Фронтальная,
индивидуальная
Л-организация
форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества
2. Проверка
домашнего задания
—
Представьте небольшой спектакль по сказке «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
Предлагает
продемонстрировать 1 часть сказки группе учащихся
Представляют
инсценирование 1 части сказки.
Групповая
Л -проявляют интерес к урока литературного чтения
3.
Мотивация учебной деятельности (Постановка цели и задач)
-Вы
узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если отгадаете загадку:
Легенда,
приданье народное,
Ребята её
обожают,
Родители,
если свободные,
Её тебе на
ночь читают. (Сказка)
— На уроке
мы познакомимся с замечательной сказкой «Иван-царевич и Серый
волк». В сказках очень часто главным героем выступает волк. Попробуем
вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:
1.»
Красная Шапочка»
-Кто автор
сказки? Дать характеристику волку. (Ш.Перро, волк злой, хитрый).
2.»Три
поросёнка»(Ш.Перро, волк злой, хитрый).
3.»Волк
и семеро козлят» (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)
4.»Волк
и лиса» (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)
— Вы
обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы
думаете, почему?
— Во многих
русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с
участием Иванушек:
1.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка,
Иванушка добрый, ласковый, непослушный)
2.»Иван
Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка, Иван храбрый,
смелый, добрый)
3.»Сивка-
Бурка» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)
— Что общего
у героев сказок? (они добрые, помогают людям)
Предлагает
отгадать загадку.
Озвучивает
тему урока.
Предлагает
сформулировать цель.
Предлагает
вспомнить сказки, в которых главными героями были: волк, Иванушка. Дать им
характеристику.
Отгадывают загадку.
Формулируют цель урока.
Отвечают на
вопросы
.
Вспоминают
сказки, и авторов этих сказок. Дают характеристики героям.
Фронтальная,
индивидуальная
К –
планируют учебное сотрудничество
с учителем
и сверстниками.
Л –
понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют
интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
4.
Актуализация знаний
Но вернемся
к нашей сказке. Знакома ли вам эта картина? (показ иллюстрации на слайде)
-Её написал
замечательный русский художник В.Васнецов.
-Кто
изображён на картине?
— Где
находятся герои?
-Какие
чувства испытываете вы, глядя на картину?
— Что вы
можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает
Ивану царевичу)
— Как вы
думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал
верным другом? (Хорошее отношение).
— Какие
пословицы о хорошем отношении вы знаете? ( Доброе слово и камень точит; Плохо
тому, кто добра не делает никому)
Физкультминутка
Предлагает
рассмотреть иллюстрацию сказки, ответить на вопросы.
Предлагает
вспомнить пословицы о хорошем отношении
Организует
проведение физкультминутки
Рассматривают
иллюстрацию, вспоминают, если кому-то из учеников уже знакома данная сказка.
Отвечая на
вопросы учителя, описывают иллюстрацию к сказке.
Вспоминают
пословицы о хорошем отношении
Выполняют
движения согласно инструкции учителя
Фронтальная
Р — постановка
учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимся
К –
обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для
партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью
получения необходимой для решения проблемы
5.
Первичная проверка понимания
Учебник
с.28-38
Словарная
работа по ходу сказки:
Караулы
(учебник)
Похитник (
похититель, кто ворует) устар.слово
Задолит
(одолевает)
Позарился
(пожелал владеть этим)
Наутек
(учебник)
Предлагает
открыть учебник.
Следить и
слушать внимательно сказку.
Предлагает
объяснить значения слов
Открывают
учебник. Слушают. Следят за чтением.
Дают
объяснения непонятным словам
.
Индивидуальная
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно
рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с
усилиями, трудолюбием
6.
Первичное закрепление
—
Понравилась вам сказка?
-Изменилось
ли ваше отношение к героям?
— Можно ли
назвать эту сказку волшебной? Почему?
1.
волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)
2.предмет
из золота (яблоки, клетка, уздечка)
3.Наличие
числа 3 (3 испытания, 3 сына)
— На какие
3 части можно разделить текст?
1.
Похищение яблок. (с. 28 – 29 до слов Это, батюшка…)
2.Испытания
Ивана- Царевича.(с.29 -37 я тебе еще пригожусь)
3.
Справедливость. (до конца)
Предлагает
ответить на вопросы
Предлагает
разделить текст на смысловые части
Отвечают на
вопросы учителя.
Делят текст
на смысловые части
Фронтальная,
индивидуальная
П –
осуществляют
анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификацию, поиск необходимой информации,
моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.);
устанавливают причинно-следственные связи;
7. Домашнее
задание
-Дочитать
сказку до конца, нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
Дает
комментарий к домашнему заданию
Задают
уточняющие вопросы.
Записывают
домашнее задание в дневники.
Фронтальная
Р –
принимают
и сохраняют
учебные задачи
8.
Рефлексия (подведение итогов уроков)
Сказка
ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
-Чему
научила вас эта сказка?
– Как вы
оцениваете свою деятельность на уроке?
– Как
оцениваете деятельность класса?
Побуждает к
высказыванию своего мнения.
Отмечает
степень вовлеченности учащихся
в работу на
уроке.
Рассуждают,
отвечают на вопросы учителя
Фронтальная,
индивидуальная
П –
ориентируются
в своей
системе
знаний.
Р –
оценивают собственную деятельность
на уроке.
Л –
проявляют интерес к предмету
Советы библиотекаря: с малышами читаем истории о животных, а с ребятами постарше обсуждаем первую любовь.
По выходным сотрудники московских библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах, которые помогут скрасить любой вечер. Главный библиограф методического организационно-аналитического отдела Централизованной библиотечной системы Южного административного округа Наталья Пяткова рекомендует произведения Ирины Коршуновой, Луиджи Баллерини, Николая Пономарева и других.
Малышам
«Неленивый ленивец и его соседи» Фани Виталь
Самым маленьким читателям я рекомендую очень добрую, смешную и веселую сказку про ленивца по имени Лека. Однажды в лесу он упал с дерева, на котором провисел всю свою жизнь. Лека никогда не задумывался, кто живет там, внизу, и поэтому очень удивился, когда узнал, сколько интересных зверей бродит по земле.
Звери тоже отнеслись к нему с любопытством — они никогда не видели ленивцев, потому что те могут не спускаться на землю по несколько лет. Автор, российская писательница Фани Виталь, подробно об этом говорит. Также она рассказывает о многих экзотических животных и растениях — дереве цекропии, фрукте гренадилле, обезьяне мармозетке, тапире, броненосце. Все самое интересное о них дети узнают вместе с Лекой.
«Мама для лисенка» Ирины Коршуновой
Книжка, написанная немецкой писательницей русского происхождения Ириной Коршуновой, учит состраданию, доброте, помощи слабому на примере отважной лисы, которая, несмотря на все трудности, не бросила на произвол судьбы чужого лисенка. Она услышала его жалобный голодный плач, когда пробегала мимо, и решила взять детеныша с собой, поняв, что с его мамой случилась какая-то беда.
Их путь был длинным и очень сложным. Всюду враги — то злой барсук, то собаки. Лиса достойно выдержала все испытания. Она принесла малыша в свою нору, где жили ее собственные дети. А приемыша полюбила так же, как и своих лисят.
Ребятам постарше
«Синьорина Корица» Луиджи Баллерини
Кондитерская Синьорины Корицы — настоящая находка для тех, кто любит сладкое. Но чтобы ее отыскать, нужно постараться: она стоит рядом с заброшенной фабрикой в глубине пустынной улицы. 12-летняя Марта случайно оказалась здесь и зашла внутрь — не смогла устоять перед соблазнительными запахами свежих булочек и пирожных.
Оказалось, что выпечку тут готовят по индивидуальному заказу. Она может не только поднять настроение, но и помочь в трудных жизненных ситуациях. Здесь и тартинка «Подберу-правильные-слова-чтобы-помириться», и пирожное «Мне-бы-не-помешала-хорошая-идея», и много чего еще. Однако кондитерскую хотят снести, и Синьорине Корице вместе с учениками предстоит спасти ее.
Итальянский писатель Луиджи Баллерини любит готовить так же, как и писать книги. У себя на родине он даже издал несколько кулинарных энциклопедий. В «Синьорине Корице» соединились оба его увлечения.
«Южное небо» Сергея Георгиева
В сборнике Сергея Георгиева можно найти истории про самых обычных ребят, у которых, как у всех детей, есть свои мечты и стремления. В книжке всего 16 рассказов — вы прочтете их очень быстро. Одно из самых запоминающихся произведений — «Музик». Действие разворачивается во время войны. Папа уходит на фронт, и дочка отдает ему самую большую свою драгоценность — плюшевого медведя Музика. Мишка познает все тяготы войны и будет постоянно напоминать своему хозяину о том, кто ждет его дома.
Герой другого рассказа, обычный мальчишка, случайно находит под мостом умирающую собаку. Ему становится жаль ее, и он пытается облегчить последние минуты животного: заслоняет от палящего солнца, ласково гладит.
Все рассказы в сборнике по-своему хороши, они учат быть добрее к людям и животным. После прочтения я рекомендую обязательно обсудить их со своими детьми.
Подросткам
«Вальхен» Ольги Громовой
Главная героиня романа — 13-летняя девочка Валя, которая мечтает стать врачом. Она проводит летние каникулы в Крыму, готовится к учебе и совсем не подозревает о том, что скоро случится. 22 июня 1941 года вся ее прежняя жизнь рушится как карточный домик — начинается война.
Через несколько месяцев Валя попадает в Германию в трудовой лагерь. Оттуда ее выкупает семья фермера Клауса, которой нужна помощница по хозяйству. Клаус и его жена Марта не разделяют идеологию нацизма и хорошо относятся к девочке. Они называют ее по-немецки — Вальхен — и, рискуя жизнью, пытаются помочь ей.
«Вальхен» — новый роман писательницы Ольги Громовой. Предыдущая ее книга «Сахарный ребенок» вошла в лонг-лист премии «Книгуру», шорт-лист литературной премии имени Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и была переведена на другие языки.
«Точка бифуркации» Николая Пономарева
«Точка бифуркации» — книга о первой любви. Десятиклассник Тимофей — настоящая школьная звезда, танцор, постоянный участник различных соревнований, в том числе всероссийских. Марина — неприметная тихоня, которая лишний раз не выходит из дома. Казалось бы, между ними нет ничего общего, однако они начали дружить. На страницах книги вы найдете интересные мысли, неподдельные эмоции, трогательные истории о свиданиях влюбленных. Произведение понравится и девочкам, и мальчикам. Повествование ведется от лица Тимофея.
«Точка бифуркации» попала в шорт-лист литературной премии имени В.П. Крапивина. Если вам понравится, прочтите и другие книги Николая Пономарева — фантастическую повесть «290 миллионов лет назад и далее» и роман «Город без войны», который он написал вместе со своей женой Светланой.
Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей
Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».
Классный
час “В гостях у сказки”
Ведущая: —Сегодня,
ребята, мы с вами побываем в гостях у сказки. С самого раннего детства мы
слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка
тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и
в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и
взрослые. Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят
чудеса, где добро всегда побеждает зло.
Сегодня мы постараемся
вспомнить сказки и сказочных героев, поиграем в игры, порисуем, потанцуем,
узнаем много нового и интересного.
-Какие сказки вы знаете?
Есть сказки волшебные. Они могут всё. Превратить
лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца
в комара. А есть еще сказки про зверей. В них нет волшебных превращений. Но эти
сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая.
Волк злой. А есть еще сказки про солдат, про жизнь в деревне. Это всё бытовые
сказки.
-Я знаю, что вы все очень
любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства,
в мир сказок.
— А путешествовать нам
поможет цветик – семицветик. Каждый цвет будет соответствовать определенному
заданию. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Отвечать нужно
только при помощи поднятой руки, не выкрикивая, либо ответ не будет засчитан. В
конце викторины кто больше наберет жетонов, тот лучший знаток сказок.
— Итак, мы отправляемся в
путь, но, чтобы попасть в сказку мы должны найти средство передвижения.
Вспомним, на чем ездили герои сказок?
— Представьте, что вы
сели на одну из названных средств передвижения и все отправились в страну
сказок.
-Сейчас мы отрываем
первый лепесток. Только розовый лепесток мы оставим напоследок.
— Выбирая лепесток, вы
должны сказать: «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через
юг, возвращайся, сделав круг».
Красный лепесток:
“Рифмоплёт”
— Ну что, ребята, поиграем? Я начну, а вы
продолжайте, только в рифму отвечайте!
1. От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался…(колобок) | 2 В реках Африки давно Злое плавает бревно. Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит…(крокодил) |
3. Про уютный некий дом Разговор мы заведем. Там богатая особа Проживала, чай пила, Дом весь выгорел дотла. Что ж, подумайте немножко… Верно, это тётя…(кошка) | 4. Повстречала я в лесу Очень хитрую…(лису) 5. В сказке – лошадь непростая Чудо – грива золотая, Удивительный конек, По прозванью…(Горбунок) |
6. Злой разбойник…(Бармалей) | 7. Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. Добротою знаменит, Это доктор…(Айболит) |
8. Для него прогулка – праздник, И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник Медвежонок…(Винни – Пух) | 9. В козлятине он знает толк, Ужасный, страшный серый…(волк) |
— Закройте глазки. Отправляемся дальше в
путешествие на волшебном транспорте.
-Произнесите волшебные слова.
-Отрываем следующий лепесток.
Желтый лепесток «Повтори-ка».
1. Вместо носа – пятачок, Вместо хвостика – крючок. (поросенок) | 2. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал. (медведь) |
3. У него 4 лапки, Лапки – цап – царапки, Пара чутких ушей. Он – гроза для мышей. (кошка) | 4. Где болот зеленых тина, Появилась балерина. На одной ноге она Простояла до темна. (цапля) |
5. Над цветком цветок летает И порхает, и порхает. (бабочка) | 6. Лежит – молчит, Подойдешь –рычит. (собака) |
7. Серовато, зубовато, По полям рыщет, Телят, ягнят ищет. (волк) | 8. |
— Закройте глазки. Отправляемся дальше в
путешествие на волшебном транспорте.
-Произнесите волшебные слова.
-Отрываем следующий лепесток.
Зеленый лепесток “Мозаика”
-Мне от бабушки должно прийти письмо, но по
дороге с ним что-то случилось и я не могу его собрать. Помогите мне, собрать
письмо.
Вы должны поделиться на две команды, подойти к
столу и собрать письмо, а потом еще и рассказать, что там изображено.
— Закройте глазки. Отправляемся дальше в
путешествие на волшебном транспорте.
-Произнесите волшебные слова.
-Отрываем следующий лепесток.
Оранжевый лепесток «Устное народное творчество».
— Вам нужно угадать о какой сказке идет речь.
Кто –то за кого-то ухватился цепко, Ох, никак не вытянуть, Ох, засело крепко. Но еще помощники скоро прибегут, Победит упрямицу дружный общий труд! («Репка») | Ах ты, Петя – простота, Оплошал немножко, Не послушался кота, Выглянул в окошко («Петушок – золотой гребешок») |
Нет ни речки, ни пруда, Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке из копытца. («Аленушка и братец Иванушка») | Красна девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. («Снегурочка») |
По-щучьему По Ну | — Тепло ли тебе, девица, — Тепло ли тебе, красная? («Морозко») |
Колотил да колотил по тарелке носом, Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса | А дорога далека, а корзина нелегка, Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. («Маша |
— Закройте глазки. Отправляемся дальше в
путешествие на волшебном транспорте.
—Произнесите волшебные слова.
-Отрываем следующий лепесток.
Синий лепесток “Портрет”
— Отгадайте загадку.
Он знаком всем
малым детям,
Обожают все
его,
Но таких на
целом свете
Не найдешь ни
одного.
Он ни лев, ни
слон, ни птица,
Ни тигренок, ни синица,
Ни котенок, ни
щенок, ни волчонок, ни сурок.
Но заснята для
кино
И известна всем
давно
Эта милая
мордашка,
А зовется …(Чебурашка)
-А теперь представьте, что вы художник.
Разделитесь на 4 команды по 7 человек. Каждый из вас должен подойти к доске и
нарисовать Чебурашку, но задание не простое, мы завяжем вам глаза.
— Закройте глазки. Отправляемся дальше в
путешествие на волшебном транспорте.
-Произнесите волшебные слова.
-Отрываем следующий лепесток.
Сиреневый лепесток “Угадай персонажа”
-Дети, посмотрите на доску, что вы там видите?
-Один из героев потерялся, ваша задача назвать
этого героя и название сказки.
— Закройте глазки. Отправляемся дальше в
путешествие на волшебном транспорте.
-Произнесите волшебные слова.
-Отрываем следующий лепесток.
-У нас остался последний лепесток, розовый.
—Лепесток
называется “Танцы”
-Я уверена, что вы все хорошие танцоры, сейчас мы
с вами потанцуем.
(танцуют)
Ведущая: -Ой, ребята, какие вы все большие
молодцы! А теперь настало время узнать, кто же лучший знаток сказок. Посчитайте
свои жетоны.
-У кого больше 15 жетонов? (награждение)
-Вы все были активны, поэтому медали получают
все! (награждение)
-Спасибо всем за активное участие. До свидания.