Орфография
VII. Правописание НЕ и НИ
§ 88. Не пишется слитно:
1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостает (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый.
2. С существительными, если отрицание придает слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придает слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский, например: разногласия между марксистами и немарксистами; всем неспециалистам доклад понравился; нерусский взглянет без любви на эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу (Некрасов).
3. С полными и краткими прилагательными и с наречиями на -о (-е) , если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия, например: нездоровый вид (т. е. болезненный), невозможный характер (т. е. тяжелый), море неспокойно (т. е. волнуется), дело нечисто (т. е. подозрительно), приехать немедленно (т. е. сразу, безотлагательно), поступил нехорошо (т. е. плохо).
4. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: неоконченный (труд), нераспустившийся (цветок), нержавеющая (сталь), нелюбимый (ребенок), нескрываемая (злоба), несжатая (полоса) (в таких случаях причастие близко к прилагательному); но: не оконченный вовремя труд, не распустившийся из-за холода цветок, не любимый матерью ребенок, еще не экзаменовавшиеся студенты (в таких случаях причастие близко по значению к глаголу).
Примечание. При пояснительных словах, обозначающих степень качества, не с причастием пишется слитно (в этих cлучаях причастия с не близки к прилагательным), например: крайне необдуманное решение, совершенно неподходящий пример, но: совершенно не подходящий к правилу пример (не пишется раздельно ввиду наличия пояснительного слова к правилу).
5. В местоимениях, когда не от последующего местоимения не отделено предлогом, например: некто, нечто, некого, нечего (но: не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за что).
В местоименных наречиях, например: некогда, негде, некуда, неоткуда.
6. В наречиях незачем (в значении «бесцельно», например: незачем туда идти), нехотя; в предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на; в вопросительной частице неужели.
Написание наречий и наречных сочетаний, в состав которых входят отрицание, предлог, существительное или прилагательное (например, невдомек, невпопад, невзначай, не под силу), определяется правилами, изложенными в § 83, пп. 5 и 6.
7. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы), недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), недосыпать (спать меньше нормального).
Примечание. От глаголов с приставкой недо- надо отличать глаголы с приставкой до-, имеющие впереди cебя отрицание не и обозначающие не доведенное до конца действие, например: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.
§ 89. Не пишется раздельно:
1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьет, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша.
О слитном написании несмотря, невзирая и глаголов с приставкой недо- см. § 88, пп., 6 и 7.
Примечание. Употребительные в просторечии глагольные формы нейдет, неймет, неймется пишутся слитно.
2. При причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен, дом не достроен, пальто не сшито; б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова (см. § 88, п. 4), а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принес не законченную работу, а только отдельные наброски.
3. При существительных, прилагательных и наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: не удача привела нас к успеху, а выдержка и хладнокровие; не смерть страшна – страшна твоя немилость (Пушкин); утро настало не ясное, а туманное; поезд идет не быстро и не медленно (подразумевается: «с какой-то средней скоростью»); не завтра (здесь не может не быть противопоставления).
Примечание. Следует обратить внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы не. Частица не пишется раздельно: а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни, например: никому (ни для кого и т. п.) не нужная вещь, никогда не встречающаяся ошибка, никому не выгодно за это браться; б) если не входит в состав усилительных отрицаний далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не и т.п., предшествующих существительному, прилагательному или наречию, например: он вовсе не приятель нам, далеко не единственное желание, отнюдь не справедливое решение, нисколько не лучший выход, далеко не достаточно.
4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так.
О случаях слитного написания не с местоимениями и местоименными наречиями см. § 88, п. 5.
Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.
5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из…, не под…, не то… не то.
Раздельно пишется выражение не раз, например: Не раз он oбвинял себя в излишней осторожности (Фадеев).
6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль.
7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.
§ 90. Ни пишется слитно:
1. В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим, но: ни у кого, ни с каким и т. п.
2. В наречиях никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нимало, нипочем, ничуть и в частице -нибудь.
§ 91. Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно.
Об употреблении частицы ни см. § 48.
Примечание. Следует отличать обороты не кто иной, как…, не что иное, как… от оборотов никто иной не…; ничто иное не… , например: это был не кто иной, как твой родной брат, нo: никто иной не мог этого сказать; это было не что иное, как пожар, но: ничто иное не могло бы меня испугать.
1.
… ли он особенно переживал утрату нелюбимой и неудобной тещи и еще более вряд ли будет расстраиваться …
Потоцкие Светлана. Убийство и дама пик
2.
… и преуспел в этом. Будучи нелюбим своей семьей, он не мог по-настоящему понять горя Лорен … что. Марша охватила внезапная дрожь. Нелюбимое дитя судьбы, он решил обойти самые известные салуны на Побережье …
Поттер Патриция. Романы 1-5
3.
… нехорошо, — это был урок истории нелюбимой им Надежды Петровны. Она готовила ребят по экзаменационным билетам — диктовала …
Попов Александр. Новая Земля
4.
… и объяснялось его присутствие на нелюбимом месте. Как только первая новизна пооботрется и Элли вдосталь накрасуется …
Портер Кэтрин Энн. Полуденное вино
5.
… нужные и ненужные, любимые или нелюбимые начальником и т.п. Подобное состояниедел мгновенно отражается на взаимодействии …
Прикладная Юридическая Психология
6.
… В Озерцах решил спрятаться, у нелюбимого деда Яромира? — Я чародея не боюсь. — Ратмир продолжал смотреть Олегу …
Прозоров Александр. Ведун 1-2
7.
… бить недруга. Не зря козел — нелюбимое в русском языке животное. Стоило Борыске открыть дверь в ванную …
Прокопьев Сергей. Швейцария на полкровати
8.
… на то, что мы употребляем «нелюбимые» некоторыми термины, я ничего существенного не услышал. Мы не считаем …
Проблемы интеллектуальной собственности в ГК РФ
9.
… Петр Иванович Шуйский принадлежал к нелюбимому царем боярскому роду и собирался воспользоваться шансом, чтобы проявить себя …
Прозоров Александр. Боярская сотня
10.
… это цепи, которые привязывают к нелюбимому человеку. — Я тебе никогда не говорил, что не люблю жену …
Поляков Юрий. Замыслил я побег
11.
… утренний остаток макияжа на лице нелюбимой женщины. По этой печальной, но уважительной причине книги писателям он …
Поляков Юрий. Козленок в молоке
12.
… ведь пасынки России, и притом нелюбимые, — говорил мне Саша. — Нас призывают служить Родине, которая не признает …
Полетика Николай. Воспоминания
13.
… вот кто если и остался — нелюбимые. Нас никого не любили, и были мы никому не нужны …
Полунин Николай. Дождь
14.
… от нее. Понимаешь? Пусть лучше нелюбимый защитник, чем любимый — как это Машенька сказала? — бабатя… И Алла …
Поляков Юрий. Парижская любовь Кости Гуманкова
15.
… кресла у рояля, расправлялась с нелюбимым, вторичным миром вещей, настроений и инстинктов, затыкая им всем глотки …
Полянская Ирина. Прохождение тени
16.
… нестерпимой _размазней_ (жидкая гречневая каша), нелюбимому учителю вшей (*1) напустили в шубу, свинье инспектора переломали ноги …
Помяловский Николай. Очерки бурсы
17.
… вешал: на самом деле в нелюбимом доме он появляется довольно часто. Как считаешь? — Так же. Врал …
Полякова Татьяна. Капкан для спонсора
18.
… что муж, хоть теперь и нелюбимый и даже вроде бы бывший, способен на такое злодеяние. Мучаясь …
Полякова Татьяна. Список Донжуанов
19.
… и деятельных дочерей, известных и нелюбимых в публике чиновников и банкиров. Все это вызывало мучительное, гадливое …
Проханов Александр. Господин Гексоген
20.
… с невеселою вестью: приходилось впустить нелюбимого князя не только в город, как волка в овчарню, но … доказывали ему, что следует низвергнуть нелюбимого ими князя… К тому же и народ предпочитал видеть на … тайно. Они хотели снова прогнать нелюбимого князя, но боялись делать это на свой собственный риск. Было …
Равита Франтишек. На красном дворе
21.
… Да, он действительно был очень нелюбим — свергнутый император. И если бы его освободили — у освободителей наверняка …
Радзинский Эдвард. Николай II
22.
… лет скитаться по давно уже нелюбимой им жизни. Эбер сказал, что видел, как московский Михаил Иванович …
Пятигорский А.. Вспомнишь странного человека
23.
… любить меня. Изумленное сердце, любящее нелюбимое сердце, сердце бессердечного мира, безумное сердце умирающего мира. Играя в …
Р_Д_Лэнг — Расколотое Я
24.
… государем, объезжающим страну», — вспоминал он. НЕЛЮБИМАЯ Но оказалось, была еще одна жертва дуэли, еще одна женщина — на сей раз нелюбимая, но любившая. И навсегда сохранившая любовь к Николаю, воистину безответную …
Радзинский Эдвард. Распутин жизнь и смерть
25.
… олицетворял грубую физическую силу, столь нелюбимую Робертом, он походил на зверя, готового к прыжку — великолепного, отлично … снова Роберту Уайту придется заниматься нелюбимым делом. А может, плюнуть на все и выпустить одних роботов …
Райт Джорж. Охота за островом (Пилот с границы)
26.
… гонимый, Похоронить любовь, женясь на нелюбимой! Орест А Гермиона что? Ей, гордой, каково Безропотно сносить презрение …
Расин Жан. Драмы
27.
… Так он ударил по двум нелюбимым людям. Документ переписывается секретарем. Черновики сжигаются. Копии укладываются в конверты … ему сюрприз и другой сын — нелюбимый. Из дневника М. Сванидзе: «17.11.35. Яша вторично вступил …
Радзинский Эдвард. Сталин
28.
… олицетворял грубую физическую силу, столь нелюбимую Робертом, он походил на зверя, готового к прыжку — великолепного, отлично … снова Роберту Уайту придется заниматься нелюбимым делом. А может, плюнуть на все и выпустить одних роботов …
Райт Джон. Охота за островом
29.
… об отряде Народного Ополчения и нелюбимой работе в школе, о связях с шикарными женщинами и тягомотине … из России. Людмила. Любимая дочь нелюбимой сестры. В истребителе оставалось только одно место, и ему пришлось …
Прошкин Евгений. Слой
30.
… гражданин, но, несмотря на это, нелюбим всеми, ибо имеет несчастье быть иудеем… Вообще вот уж с … другое — брак по расчету с нелюбимым человеком, — возразила председательша, глядя в землю и барабаня пальцами по …
Прус Бореслав. Кукла
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Когда не с прилагательными пишется слитно
Если без не слово не употребляется
Не с прилагательными пишется слитно, если такое слово нельзя употреблять без не.
Примеры: ненасытный, ненастье, негодовать, недоумевать, небылицы, ненавидеть.
Если есть сопоставление
Когда слова не противоречат друг другу, а по-разному описывают предмет или ситуацию, прилагательное и частица не пишутся слитно. Часто такой случай можно узнать по союзам но, и.
Примеры:
-
Холл небольшой, но уютный.
-
Холл небольшой и уютный.
-
Холл небольшой, уютный.
По этому предложению ясно, что холл маленький и все же уютный. Эти слова не противоречат друг другу, а дают разную информацию.
Если пояснительные слова — это наречия меры и степени
Когда прилагательное поясняют наречия меры и степени, не пишется слитно. Такими словами могут быть:
-
почти,
-
отчасти,
-
весьма,
-
довольно,
-
гораздо,
-
вполне,
-
полностью,
-
очень,
-
абсолютно,
-
слишком,
-
крайне,
-
совершенно,
-
в высшей степени и т. д.
Примеры:
-
Эта ситуация в высшей степени несправедлива.
-
Человек напротив был крайне нескладным и угловатым.
-
Тайник оказался слишком незаметным.
Когда не с прилагательными пишется раздельно
Если есть противопоставление
Когда в предложении ясно, что одну его часть автор утверждает, а другую — отрицает, не с прилагательными пишется раздельно. Такие случаи можно узнать по союзу а. При этом оба слова должны противоречить друг другу, то есть быть антонимами. Это же правило касается и кратких прилагательных.
Примеры:
-
Это дерево не высокое, а низкое.
-
Дом на холме не близок от деревни, а далек.
-
Он встретил нас не гостеприимно, а грубо.
Иногда противопоставление автор не пишет, а лишь подразумевает. В этом случае не с прилагательным тоже пишется раздельно.
Пример:
-
Отношения между ними были не дружескими.
Если есть отрицательные местоимения и наречия
Когда в предложении есть отрицательные местоимения и наречия, не с прилагательными пишется раздельно.
Такими словами могут быть:
-
вовсе,
-
далеко,
-
отнюдь,
-
ничуть,
-
нисколько и т. д.
Примеры:
-
Ремонт оказался вовсе не дорогим.
-
Хоть отец и не приехал, мне было ничуть не грустно.
Если у краткого прилагательного нет полной формы
Когда к слову нельзя подобрать полную форму и сохранить его значение, написание частицы не с прилагательным будет раздельным.
Примеры:
-
Я не готов к такому повороту событий.
-
Он явно был не рад видеть мою семью.
Если не используем с относительными прилагательными
Иногда предложение отрицает свойство предмета с помощью относительного прилагательного с не. В этом случае не следует писать раздельно.
Примеры: не каменный забор, не серебряные серьги, не шелковый шарф, не деревянный стол.
Если прилагательное передает цвет или вкус
Когда предложение отрицает цвет или вкус предмета с помощью качественного прилагательного, не пишется раздельно.
Примеры: не кислая вишня, не зеленый учебник, не синее пальто.
Если не используем с притяжательными прилагательными
Когда предложение отрицает, что предмет кому-либо принадлежит, не пишется раздельно. Такие прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьи? чье?
Примеры: не мамина сумка, не отцов дом.
Если предложение отрицает два одинаковых признака сразу
Когда сразу несколько прилагательных отражают одно и то же качество предмета, не пишется раздельно.
Пример:
-
Она не молода и не стара.
Особые случаи, когда не с прилагательными пишется раздельно или слитно
Не с пояснительным словом совсем
В случае со словом совсем написание не с прилагательными может быть и слитным, и раздельным.
Если слово совсем мы используем в значении очень, совершенно, то не с таким прилагательным пишется слитно.
Пример:
-
Совсем некрасивый человек (очень некрасивый).
Если же под совсем мы имеем в виду отнюдь или никоим образом, то прилагательное с не пишется раздельно.
Пример:
-
Совсем не красивый человек (отнюдь не красивый).
Если прилагательное в сравнительной степени
Обычно прилагательные в сравнительной степени с не пишут раздельно.
Пример:
-
Все детство я был не выше своей сестры.
Но бывают и исключения. Когда прилагательное в сравнительной степени образовалось от другого прилагательного с приставкой не, такое слово пишется слитно.
Пример:
-
Лекция была еще непонятнее, чем обычно.
Здесь прилагательное непонятнее образовано от слова непонятная. Противопоставления нет, и слово можно заменить синонимом без не — запутанная, сложная. Значит, не — это приставка.
Проверьте себя
Как пишется не с прилагательными в этих случаях? Для самопроверки можно использовать таблицу правописания частицы не с прилагательными ниже.
-
И он ушел, высокий, (не) складный, никем (не) понятый.
-
Перед нами открылась (не) крохотная полянка, а целое поле.
-
Это была (не) обычная новогодняя ночь: за окном светило совсем (не) зимнее солнце.
-
Он оказался (не) готов к такой резкой смене событий.
-
Ее (не) ряшливый вид кричал о тяжелом периоде в жизни.
Подготовка к ОГЭ по русскому онлайн — отличный способ разобрать реальные экзаменационные задания в комфортной обстановке с внимательным преподавателем.
СЛИТНО
1. Не- с именами прилагательными пишется слитно, если слово не употребляется без не-. Например:
Неряшливый, нелепый, неразлучный, непобедимый.
2. Не- с именами прилагательными пишется слитно, если не- служит для образования нового прилагательного, которое можно заменить близким по смыслу словом или выражением. Например:
Небольшая речка, т.е. маленькая.
Неинтересный концерт, т.е. скучный.
Невысокий домик, т.е. низкий.
Примечание. Подобрать подобный синоним не всегда удается, поэтому если при прилагательном имеются слова очень, весьма, крайне, довольно, абсолютно и некоторые другие, усиливающие степень проявления признака, тогда не- с именами прилагательными пишется слитно. Например:
Абсолютно неинтересный концерт.
Совершенно неважный документ.
Наличие зависимого слова не влияет на правописание не- с прилагательными. Например:
Неизвестный мне автор.
Непонятное для меня правило.
РАЗДЕЛЬНО
1. Раздельно с не- пишутся прилагательные, если есть противопоставление однородных членов, связанных союзом а. Например:
Не весёлый, а грустный рассказ; не молодые, а старые листья, проблема не простая, а сложная.
В этом случае не- является частицей.
Молоко не кислое, мясо не свежее, взгляд не добрый, задание не срочное.
2. Раздельно пишется не- с относительными прилагательными, поскольку они не могут, в силу своего лексического значения, образовывать с не- новые слова, противоположные по смыслу. Например:
Дом не блочный, погода не кавказская (среди качественных прилагательных таким свойством обладают лишь прилагательные со значением цвета: чернила не синие, небо не голубое, цветы не красные; но: цветы неяркие, т. е. блеклые, утратившие яркость).
СЛИТНО ИЛИ РАЗДЕЛЬНО?
1. Если относительное прилагательное способно переходить в качественное (при отвлечении от конкретного значения), частица не- пишется по общему правилу. Например:
У брата с сестрой несердечные отношения (плохие, холодные, недружелюбные).
Это была не сердечная боль.
2. Следует учитывать и синтаксическую роль относительного прилагательного: прилагательное с не- в функции сказуемого передает общеотрицательный смысл предложения и потому пишется раздельно, а прилагательное с не- в функции определения может и не передавать отрицательного смысла — такие прилагательные, как и качественные, называют новые понятия, с противоположным смыслом, хотя к ним обычно бывает затруднительно подобрать синонимы без не-. Например:
Сумма не круглая. — Счет на некруглую сумму.
Этот человек не здешний. — Кто-то нездешний в часовне сидит.
3. Иногда слитное или раздельное написание не- с прилагательным определяется возможностью двоякого толкования текста:
Яблоко невкусное (утверждается, что оно плохое). Яблоко не вкусное (отрицается, что оно вкусное).
4. Однако если в предложении появляется противопоставление, выраженное союзом но, то не- с именами прилагательными пишется слитно. Например:
Квартира небольшая, но уютная.
Также различается противопоставление, выраженное союзом а, и противопоставление, выраженное союзом но. При первом один из двух противоположных друг другу признаков отрицается, а другой утверждается. Например:
Река не глубокая, а мелкая.
5. Отрицание не с краткими прилагательными пишется в основном так же, как и с полными: слитно при отсутствии противопоставления и раздельно при его наличии, например:
Непривлекательный интерьер – интерьер непривлекателен, непонятный вопрос – вопрос непонятен, недействительная страховка – страховка недействительна; роман не интересен, а скучен; комната не большое, а маленькая.
Сравните написания при наличии различных пояснительных слов:
Поиски картин малоизвестных художников для него несложны.
Николай Трофимович со своей семьей были не уверены в своем страховом агенте.
Он совершенно незнаком с последними картинами Рембрандта.
Они ни в чем не похожи друг на друга.
Эта река всегда неспокойна. – Эта река никогда не спокойна.
6. Краткие прилагательные, имеющие в полной форме иное значение или те, которые не употребляются в полной форме, с не пишутся раздельно. Например:
Он был совсем не готов к такому повороту событий.
Ученик не должен себя вести, как ябеда.
— Я больше не намерена молчать. Завтра же все доложу начальству.
— Если сегодня Петр Николаевич помог, то считай, что это проявление доброты. Он не обязан помогать постоянно, он же тебе не муж!
Михаил подошел ко мне вплотную и я увидела в его глазах, что он вовсе был не рад этой встрече.
— Я не склонен подозревать Марию во лжи, но все же, присмотреться к ней надо.
Когда Степан Валерьевич сел в кресло, я поняла, что он вовсе не расположен к беседе.
Примечание.
Не с краткими и полными прилагательными пишется то слитно, то раздельно в зависимости от смысла.
Сравните:
Наша семья небогата (примерно то же, что бедна) – наша семья не богата (т.е. среднего достатка).
Эта девушка некрасива (утверждается отрицательный признак) – Эта девушка не красива (отрицается положительный признак).
Адрес неизвестен (утверждается «неизвестность») – Адрес не известен (отрицается «известность»).
Невелика беда. – Не велика, казалось бы, эта дистанция для стайеров.
Чаще встречается раздельное написание в парах: не нужен – ненужен, не прав – неправ, не согласен – несогласен, не способен – неспособен (здесь больше чувствуется отрицание положительного признака, чем утверждение отрицательного).
7. Не с прилагательным в вопросительном предложении пишется раздельно, если отрицание логически подчеркивается, например:
Не ясно ли эта аксиома без всяких доказательств?
Кому не известны имена наших космонавтов?
Примечание.
Если отрицание не подчеркивается, то употребляется слитное написание, например:
Разве это положение неясно?
Разве это утверждение неверное! (возможна замена: Разве это утверждение ошибочное?)
8. Двоякое написание встречается и в сочетаниях не со сравнительной степенью прилагательных, например:
Эта сумка некрасивее той (более некрасива). – Эта сумка не красивее той (не обладает большей красотой).
В эту ночь сон больного был неспокойнее, чем в прошлую (был еще более неспокойным). – В эту ночь сон больного был не спокойнее, чем в прошлую (был не более спокойным).
Пишется раздельно: не ниже, не выше, не лучше, не хуже, не ближе, не беднее.
Также раздельно пишется не с формами больший, меньший, лучший, худший, например:
C не меньшим успехом, с не лучшими шансами.
9. Следует различать написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на –мый. Если имеются пояснительные слова, то первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), а вторые – раздельно, например:
1) необитаемый с давних пор остров, нерастворимый в воде сахар, неразличимые в темноте образы.
2) не посещаемые людьми рестораны, не читаемые неспециалистами научные статьи, не любимый матерью ребенок.
К прилагательным на -мый относятся слова, которые образованы от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т.е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов, а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы).
Однако, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не, то мы получаем следующую картину:
Любовь это ни с чем не сравнимое чувство.
Их дети — ни от кого не зависимые люди.
Это отнюдь не растворимые кристаллы.
Это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо.
Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например:
Никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.
Примечание. Не стоит путать написание не со с словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: они могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором – слитное). Они являются причастиями, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение).
Сравните: не любимый матерью ребенок – нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает примерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом – невидимая с Земли сторона Луны.
К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, незримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Сравните их написание при наличии пояснительных слов:
Неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.
10. Пояснительные слова не влияют на слитное написание не- с прилагательными. Например:
Непонятные ученику слова, ненужные для дела подробности, непохожий на другие; поведение, недостойное порядочного человека; неизвестные науке факты, неуместное в данных условиях замечание, незаметная на первый взгляд ошибка, незнакомый нам автор (написание не с причастиями); невидное за лесом; случай, непохожий на другие, недостойное порядочного человека, непонятные ученику слова (утверждается отрицательный признак, а не отрицается положительный).
Примечания:
1. Прилагательные с частицей не- пишутся раздельно, когда они имеют при себе пояснительные слова. Встречается:
1) при прилагательных, которые в полной и краткой форме имеют разное значение. Например:
Не склонный к простуде ребенок; не готовый к выходу актер.
2) при наличии в качестве пояснительных слов отрицательных местоимений и наречий, начинающихся с ни или сочетаний отнюдь не, вовсе не, далеко не, нисколько не, ничуть не, никому не. Например:
Вовсе не продуманное решение, еще не прочитанная книга, отнюдь не плохой вариант, совсем не безнадежная ситуация, вовсе не бесплодные поиски, отнюдь не новый сюжет; неведомыми мне путями – никому не ведомыми путями.
но:
В жизни ничего нет невозможного.
В том, в чем обвиняется мой сосед, нет ничего незаконного.
Никем не одобренное решение, ничем не отличающийся, ничуть не горький, ни в чём не повинные люди.
3) при постановке прилагательного с зависимыми словами после определяемого существительного, например:
Предприятия, не подведомственные тресту (в условиях обособления конструкция с прилагательным приближается по значению к причастному обороту).
Сравните: шахматист играл в несвойственном ему стиле – черты, не свойственные нашей молодежи.
4. Если наречие меры и степени (весьма, крайне, очень, почти) выступает в качестве пояснительного слова, то не с прилагательным пишется слитно, например:
Весьма непосредственный юноша, крайне неуместное замечание, очень неудачное интервью, почти незнакомое письмо, в высшей степень неумелый работник.
5. Если наречие совсем стоит в качестве пояснительного слова, то не с прилагательными можно писать как слитно, так и раздельно:
1) совершенно, очень;
2) отнюдь, никоим образом.
В тот тихий вечер он оказался совершенно ненужным.
Мне она не нравилась. Она была очень некрасивой дояркой.
Отнюдь нехорошую весть в тот вечер принес Петр Иванович.
Никоим образом немыслимый об этом, он быстро прошел в палату.
Сравните: совсем ненужная встреча (совершенно ненужная, лишняя) – совсем не случайная встреча (отнюдь не случайная, на не падает логическое ударение).
Иногда возможны оба толкования и, как следствие, оба написания, например:
Совсем небольшие достижения (маленькие, скромные) – совсем не большие достижения (отнюдь не большие).
Слитное написание чаще встречается в информативных текстах, а раздельное – в полемических.
Наречие вовсе также имеет двоякое толкование:
- отнюдь;
- совсем, совершенно – в разговорном стиле речи;
Сравните:
Так как он был в нетрезвом состоянии, доводы, которые он приводил, были вовсе не убедительные.
В музее были представлены картины вовсе неизвестных художников.
Как и в случае с совсем, окончательное решение зависит от характера текста.
Будем честны: даже родители, верящие, что воспитывают гения, понимают, что большинство детей писателями не станет — или не станет хорошими писателями. Но при этом большинство детей хочет писать – это так же нормально, как хотеть рисовать или петь – дети наблюдательны, они во всём видят вокруг себя искусство и хотят ему подражать. Вот что нам рассказали в школе CWS, где есть детские литературные мастерские.
Основы писательского мастерства закладываются у ребенка еще в доречевой период – это способность наблюдать за миром и удивляться его красоте. Дети хотят пробовать новое – чтобы понять, что им нравится или не нравится. Лучше попробовать много разных хобби, чем ходить годами в нелюбимый кружок и так и не найти своё призвание.
Кстати, в литературных мастерских занимаются не столько написанием романа, сколько воспитанием грамотного читателя. Дети не только учатся писать, они получают общую литературную практику, выходят за пределы школьной программы и домашней библиотеки, растут как читатели. Очень важно иметь доступ к хорошим книгам и большой выбор – ведь те книги, которые мы читаем первыми, в основном и формируют нас как личность.
В литературных мастерских и школах можно отточить умение вести дискуссию, оно пригодится во всех сферах жизни. Это те самые навыки эмоционального собеседования и soft skills, которые сейчас требуют на каждом собеседовании.
Часто на уроках литературы ученикам не хватает слов для обсуждения книг не в формате нравится/не нравится, а занятия писательским мастерством как раз формируют литературоведческую грамотность. Владение специальным языком: сюжет, развязка, клише метафора — конечно, повлияет на хорошую оценку по литературе, но и это не главная цель занятий.
Важнее умение критиковать так, чтобы не обидеть – не «чушь и ерунда», а «мне здесь не понятен логический переход» — это уже другой уровень дискуссии, который пригодится во всех сферах жизни. Это те самые навыки эмоционального собеседования и soft skills, которые сейчас требуют на каждом собеседовании – и которым взрослому научиться не под силу, а у ребенка еще есть такая возможность.
Писательское мастерство – это постоянна работа над речью, её ясностью, точностью, выразительностью. Детская речь мозаична, в ней много сленга и языковых неправильностей, почерпнутых из видео на youtube и в tik-tok, при этом много диалектизмов, доставших по наследству от старших родственников. Забавно, что как только детям в школе говорят, что так не пишут контрольную или так не пишут прозу, они сразу переключаются со своего мозаичного языка на официально-деловой стиль, практически канцелярит – и со многими он вырастает и дальше идет по жизни – в рабочих мейлах, например.
Поэтому учить ребенка отличать штампы, разные стили речи важно – для приятного и понятного общения с ним в будущем.
Часто дети приходят на занятия с запросами вроде: я легко придумываю, но не знаю, как начать, что делать дальше, скучно писать. Что делать, чтобы идея стала книжкой? Как доводить историю до конца? На занятиях дети понимают, что важно постоянно переделывать тексты, слушать замечания, делать упражнения. Не обязательно все тексты будут опубликованы и получат признание, но обязательно каждый день писать – труд и вдохновение идут рука об руку.
Таким образом, дети приобретают привычку к труду, ясно понимают место своего творчества, формируют адекватную творческую самооценку.
При огромной жажде познания детское представление о мире очень ограничено – и занятия писательством помогают наблюдать за миром, учат писать портреты и пейзажи, разрабатывают умение слушать.
Рано проявляющиеся навыки рефлексии формируют здоровую психику. Регулярные занятия формирует у ребенка понимание – а чего он хочет сам? Какие у него цели? Хочет ли он стать профессиональным писателем? Что удается, а что трудно?
Напоследок важно сказать, что при огромной жажде познания детское представление о мире очень ограничено – и занятия писательством помогают наблюдать за миром, учат писать портреты и пейзажи, разрабатывают умение слушать, формируют важнейший навык — показывать, а не оценивать. Всегда находить вокруг себя что-то достойное восхищение. Переживать творческий опыт – и становиться творцом собственной жизни.
4 книги для развития литературного таланта у детей 9-13 лет
Стругацкий Борис «О литературной технике — молодым писателям»
Это, конечно, интервью, а не книга, но оно полно практических знаний – как работать в соавторстве, как редактировать собственные тексты, как найти идею, как преодолеть сопротивление и начать писать.
Стивен Кинг «Как писать книги: мемуары о ремесле»
Автобиография «короля ужасов» перемежается советами по грамматике, а учит прежде всего упорству и дисциплине – пиши каждый день, несмотря на отказы, среди всех дел на первое место ставь писательство – и твой труд будет вознагражден.
Александр Митта, «Кино между адом и раем»
Из книг по сценарному мастерству писателям обычно рекомендуют Роберта Макки, но Митта куда больше зацепит школьников – здесь много примеров из Чехова и Гоголя, юмор и шутки, наглядные карикатуры.
Рэй Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»
Это сборник писательских самонаблюдений, которые Брэдбери фиксировал на протяжении жизни. Из сборника мы узнаем, что подражание – необходимый этап творчества, научимся будить свою внутреннюю музу (она есть у всех!), и – да, да – писать надо каждый день, здесь все наставники и авторы сходятся во мнении.
***
Текст: Ксения Яковлева, по вебинару Ирины Лукьяновой.