Прежде чем основательно разобрать этот вопрос, можно сразу сказать, что однозначного ответа на вопрос нет. Написание этого слова полностью зависит от контекста. В одном случае пишется слитно, а в другом – раздельно. А вот когда и как — надо разбираться отдельно.
Слитное написание
Разберем случаи слитного написания приставки «не» с прилагательными.
Первый вариант, когда прилагательное пишется вместе с «не» — это когда данное слово никогда не употребляется без этой приставки. То есть не существует в русском языке слова, которое может получиться, если отсечь приставку «не» от слова. Например, прилагательное «незыблемый». Даже если мы сомневаемся, что может быть от каких-то старорусских вариантов изложения где-то в словарях осталось слово «зыблемый», а мы этого просто не знаем, тогда надо просто обратиться к толковым или даже орфографическим словарям. После некоторого количества времени потраченного на поиски мы убедимся, что слова «зыблемый» в русском современном языке нет. Есть слово «зыбкий», его мы можем найти, например, в Толковом словаре Ефремовой. Часто оно употребляется в словосочетании «зыбкий песок», но это не слово «зыблемый». Поэтому в данном случае мы всегда, независимо от контекста, пишем слово «незыблемый» слитно.
Другими примерами слитного написания прилагательных с приставкой «не» по причине несуществования слов без этой приставки в русском языке можно назвать такие слова, как «нерадивый», «небрежный», «неистощимый», «ненастный», «неуклюжий», «невзрачный».
Если мы посмотрим на наше слово «неплохой», тогда сразу видно, что данное правило к нему не подходит. Слово «плохой» в русском языке существует и даже очень часто употребляется. Значит, мы не можем сказать, что слово «неплохой» всегда в любом контексте пишется слитно, по причине неупотребления слова без «не». Однозначно, это не тот случай, который мы разбираем.
Второй пункт правила – это когда прилагательные пишутся слитно с приставкой «не», если по контексту в предложении можно подобрать к слову такой синоним, который сам не содержит приставку «не».
Примеры:
- За домом был неглубокий овраг. В этом предложении мы легко можем заменить прилагательное с приставкой «не» «неглубокий» на прилагательное без этой приставки – например, «мелкий».
- Ваня был очень неорганизованным мальчиком. То же самое — в этом предложении без особого изменения смысла мы можем поставить вместо слова «неорганизованный» слово «рассеянный», «распущенный», «расхлябанный».
- У него был тяжелый, недобрый взгляд. Заменяем слово «недобрый» на прилагательное «злой».
- Клиент оказался невысоким, полноватым, средних лет человеком. По тому же принципу меняем слово «невысоким» на «маленьким» или «низким» и убеждаемся, что в данном контексте прилагательное надо писать слитно с приставкой «не».
- Песня была невесела. Прежде чем разобрать данное предложение надо сказать, что правила, с которым мы подходим к полным прилагательным такие же и для кратких прилагательных. То есть полностью сохраняются. Тогда в нашем предложении краткое прилагательное «невесела» заменяем на прилагательное «печальна» или «грустна».
Теперь возвращаемся к нашему слову «неплохой». Согласно озвученному правилу, если по контексту мы сможем поставить в предложении слово «хороший», или «замечательный», или «прекрасный», тогда пишем «неплохой» слитно.
Примеры:
- По прогнозу весь месяц будет стоять неплохая погода.
- В конце квартала мы получили неплохую премию.
- Арсений совсем неплохой человек, просто со странностями.
Раздельное написание
Далее рассмотрим случаи, когда слово «неплохой» необходимо разделить с частицей «не».
Первый случай – в предложении имеется противопоставление с союзами «а», «но», «и».
Примеры:
- Вечеринка получилась не веселой, а грустной и неинтересной. В этом предложении мы имеем противопоставление с союзом «а» и антонимом слова «веселый» — «грустный».
- Задача была не сложной, но, и не сказать чтобы, совсем простой.
- Этот стол не деревянный. В этом предложении противопоставление подразумевается, но даже если мы его не озвучиваем, а просто подразумеваем, все равно надо писать прилагательное и частицу «не» раздельно.
Теперь рассмотрим наше слово «неплохой». Если в предложении имеется противопоставление, то прилагательное «неплохой» подчиняется общему правилу и пишется раздельно.
Например:
- Неправда! Мой папа не плохой, а очень, очень хороший!
- Этот фильм не плохой, но достаточно интересный и стоящий того, чтобы его посмотреть.
Вариант второй – наличие в предложении усиления отрицания с такими зависимыми словами, как «отнюдь», «совсем», «далеко» или подобными словами. Еще усиление отрицания может быть достигнуто при помощи частицы «ни» или слов, которые начинаются с «ни». Таких как «ничуть», «нисколько» и других.
Например:
- У вас совсем не плохое английское произношение.
- Это ничуть не интересная книга.
- Дядя вовсе не строг в общении.
- Его работа была нисколько не презентабельна на фоне остальных.
Возвращаемся к слову «нехороший». Учитывая все вышесказанное, если по контексту имеется усиление отрицания, тогда нужно писать «не хороший» — раздельно.
Пример: Он совсем не хорошего мнения о твоих способностях.
Подобные вопросы:
- Как писать правильно в связи или всвязи?
- Несвоевременно — слитно или раздельно пишется? Как выделить корень слова?
Слайд 1
Презентация к уроку в 7 классе
Слайд 2
Кто быстрее? Ответьте на вопросы: Каково грамматическое значение причастия? Обозначает признак предмета по действию. Каковы постоянные признаки причастия? Вид, действительное или страдательное, возвратность, время. Какие времена есть у причастия? Настоящее и прошедшее. Какого времени нет? Будущего. Каковы непостоянные признаки причастия? Род, падеж, число, у страдательных – полная и краткая форма. Какие признаки глагола есть у причастия? Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом. Какие признаки прилагательного есть у причастия? Род, число, падеж, полная и краткая форма, обозначает временный признак, бывает определением.
Слайд 3
Причастие Действительные Страдательные Наст. вр. Прош. вр. УЩ-ЮЩ АЩ-ЯЩ Ш ВШ ОМ-ЕМ-ИМ Н-НН-ЕНН Т Несовершенный вид Совершенный вид
Слайд 4
1 — действительное причастие 2 — страдательное причастие Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами. Код: 1,2,2,1,2,1,2,2. Проверь себя
Слайд 5
1. Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. 2. И радуют пестреющие клумбы, и резкий крик вороны в небе черном. Проверь себя
Слайд 6
1 вариант 2 вариант (Над) трепещущей (осиною)- 1. причастие, (какой?), обозначает признак предмета по действию. 2. Н.Ф. трепещущий. Пост. пр.: действит., несов.вид, наст. вр.; непост. пр.: в ед. ч., в ж. р., в Т.п. 3. Над осиною (какой?) трепещущей Пестреющие (клумбы) – причастие, (какие?), обозначает признак предмета по действию. 2. Н.Ф. пестреющий. Пост. пр.: действит., несов.вид, наст. вр., непост. пр.: во мн. ч., в И. П. 3. Клумбы (какие?) пестреющие
Слайд 7
Задание: Исправить ошибки в окончаниях причастий. 1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. 2. Над болотом, поросшей осокой и камышом, кружили птицы. 3. Грозовая туча, пришедший с запада, закрыла всё небо. 4. Никто не знал о письмах, хранящиеся на чердаке дома.
Слайд 8
1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросш их кувшинками. 2. Над болотом, поросш им осокой и камышом, кружили птицы. 3. Грозовая туча, пришедш ая с запада, закрыла всё небо. 4. Никто не знал о письмах, хранящ их ся на чердаке дома.
Слайд 9
Задание: Исправить ошибки в употреблении причастных оборотов. 1. Прочитанная книга мною лежала на столе. 2. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. 3. Росшие незабудки у ручья уже зацвели. 4. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.
Слайд 10
1. Прочитанная мною книга лежала на столе. 2. На деревьях, растущих около дома , распустились первые листочки. 3. Росшие у ручья незабудки уже зацвели. 4. Появившиеся на деревьях почки говорили о наступившей весне.
Слайд 11
Употребляется слово без НЕ или не употребляется? НЕ употребляется Употребляется Слитно Краткое или полное? Краткое Полное Раздельно Есть ли зависимое слово? ДА НЕТ Есть ли противопоставление? ДА НЕТ
Слайд 12
Перед вами 10 предложений. Раскройте скобки (слитно или раздельно), объясните свой выбор. Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер. Поэма состоит из (не)завершённых глав. Нужная книга (не)прочитана. (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны. Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой. Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда. Ответ на запрос до сих пор (не)получен. Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов. Объяснительный диктант.
Слайд 13
1 вариант 2 вариант Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно. 1. вовсе (не) избалованный ребенок 2. окно (не) завешено шторой 3. (не) достоверная информация 4. (не) лишенный юмора 5. (не) помогающий никому 6. (не) зависимый кандидат 7. (не) устрашимый боец 8. (не) удачная шутка 9. отнюдь (не) праздничный 10. никогда (не) хвастающийся Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно. 1. еще (не) появившийся 2. далеко (не) лукавый 3. (не) ограниченные возможности 4. свобода (не) провозглашена 5. ничем (не) обладающий 6. (не) слушающий никого 7. (не) мечтающий о богатстве 8. средства (не) изысканы 9. гармония (не) достигнута 10. очень (не) учтивый 3,6, 7, 8 3, 10
Слайд 14
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н — НН ? Отточе … ый карандаш, выструга … ые половицы, беле .…ые мелом стены, купле … ый товар. гружё…ый вагон. нн нн нн нн н
Слайд 15
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы Н — НН ? посея… ое зерно — сея…ая мука, кипечё…ая вода — вскипячё… ое молоко, краше…ый пол — подкраше… ый забор. н нн н н нн нн
Слайд 16
В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я: А)люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т Б)стро..щийся дом, иголки кол..тся В)крас..щие вещества, травы стел..тся Г)пен..щиеся волны, соседи разбуд..т 2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И: А)дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья Б)подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду В)та..щий снег, постро..нное здание Г)выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы
Слайд 17
3. В каком ряду в обоих случаях пишется НН: А) подсуше…ое бельё, тушё…ое в горшочке мясо Б)не выуче…ы уроки, связа…ый свитер В)нечая…ый взгляд, вяза…ая кофта Г)подсоле…ая вода, кова…ая лошадь 4. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю: А)ненавид..щие войну, бор..щийся за мир Б)мягко стел..щий, разделя..щий людей В)та..щий на солнце, плохо вид..щий Г)пил..щий бревно, се..щий семена 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН: Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.
Слайд 18
6. Ошибка допущена в слове: А) с вечно шелестящими листьями Б) к подплывающиму спортсмену В) на пылающем горизонте Г) золотящийся купол 7. Укажи правильное объяснение написания выделенного слова в предложении На лакирова_ой поверхности были видны мелкие трещины. А) Пишется Н, т.к. образовано от глагола несов. вида Б) Пишется НН, т.к. это прилагательное с суффиксом –АН- В) Пишется НН, т.к. есть суффикс –ОВА-
Слайд 19
8. Выбери предложение, в котором на месте пропуска (-ов) ставится запятая: А) Кружащаяся высоко в небе птица _ привлекла внимание. Б) Занимающаяся охраной природы _ наука называется экологией. В) Лиса пробиралась _ в пожелтевшей от дождя _ траве. Г) Впереди уже виднелись огоньки _ причудливо разбросанные на холмах. 9. Укажи предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. А) Ярко блеснувшая молния, режет гущу облаков. Б) Избушки, занесённые снегом, сверкали на солнце. В) Похожие на лапы листья клёнов выделялись на жёлтом песке. Г) По дороге медленно брели дети, утомлённые долгой прогулкой.
Слайд 20
Ответы. Г А А Б 2,3 Б В Г А
Слайд 21
Подведем итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему. Причастие – это …………………………. форма ………………………………., которая совмещает в себе признаки ………………… (время, вид) и признаки …………………………… (изменяется по родам, числам и падежам). Причастия образуются от ………………………… с помощью специаль-ных суффиксов: …………………………………………………………………….. . Причастия в предложении обычно бывают …………………………………………… и отвечают на вопросы: …………………………………………………………………………………… При них часто находятся зависимые слова и образуют ………………………………………, который может находиться как перед определяемым………………………, так и после него. Если причастный оборот стоит перед…………………………………….., то он …………………………..запятой, если же он стоит после ………………………………… слова, то он всегда выделяется запятыми. Причастия могут быть страдательными и …………………………………………………. Страдательные причастия имеют полную и ………………………..формы. Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли ………………………… и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется …………… буква Н. особая глагола глагола прилагательного глаголов -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-; -вш-, -ш-; -енн-/-ённ-, -нн-,-т- определениями какой? какая? какое? какие? причастный оборот словом определяемым словом не выделяется определяемого действительными краткую сказуемого одна
Автор Андрей Измаилов На чтение 11 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Закрепление знаний
Узнать в теории, как пишется — «в последствии» или «в последствии», разобрать смысл выражения — уже большая часть, но еще не все. Для лучшего понимания, нужно посмотреть, как слово используется в предложении. Для этого приведем примеры.
- Впоследствии общество не задавалось вопросом, какой ценой балерина достигла успеха.
- Я подумала вначале, что он некрасивый, неуклюжий и неприметный, но рассмотрела его лучше, а впоследствии — влюбилась.
- Самое прекрасное создание впоследствии не оправдало моих надежд.
- Операция была мне уроком, и впоследствии я не экономил на здоровье.
Для того чтобы закрепить полученные знания, можно составлять подобные предложения. Чтобы было удобнее для восприятия, первое время можно мысленно заменять «впоследствии» синонимом («потом», «далее»), задавать вопрос «когда?». «Впоследствии» часто используется в книгах и газетах, поэтому чтение — хорошее упражнение для закрепления знаний.
Как писать: «в последствии» или «впоследствии» теперь стало ясно. Это правило требует понимания и умения логически размышлять.
Запятые нужны или нет?
Вопрос о запятых с данным словом не так прост. Каждый случай употребления требует отдельного рассмотрения.
Предлог «вследствие»
Производный предлог «вследствие» может обособляться вместе с оборотом, в состав которого входит. На постановку запятых влияет расположение оборота в предложении, его распространённость и наличие внутри него знаков препинания, а также задумка автора.
Союз «вследствие того(,) что»
Союз «вследствие того, что» чаще всего разделяется запятой. При этом одна его часть входит в главную часть предложения, а вторая — в придаточную. Однако встречаются случаи, когда запятая стоит и до, и внутри союза.
В некоторых предложениях (чаще всего, когда придаточная часть стоит перед главной или внутри неё) союз может не разделяться запятой. Тогда знак препинания стоит только перед ним.
Союз «вследствие чего»
Что касается союза «вследствие чего», то он всегда стоит в начале придаточной части или присоединяет однородный член предложения, поэтому перед ним ставится запятая.
Сочетание предлога «в» и существительного «следствие», являясь в предложении дополнением, обособления не требует.
Написание форм существительного «следствие» с предлогом «в»
Существительное единственного числа среднего рода «следствие» многозначное. Согласно (М. Рус. яз., 2000) оно обозначает:
- то, что следует, вытекает из чего-либо; вывод//Суждение, выводимое из одного или нескольких суждений по определенным правилам (в логике), заключение.
- Результат, последствие чего-либо.
- Выяснение обстоятельств, связанных с целью установления фактов преступления и виновных лиц.
Проследим, как интересующее нас существительное изменяется по падежам:
- и.п. что? следстви-е
- р.п. ведение чего? следстви-я
- д.п. обратимся к чему? к следстви-ю
- в.п. добавим факты во что? в следстви-е
- т.п. интересуюсь чем? следстви-ем
- п.п. разберусь в чём? в следстви-и.
В форме винительного падежа с непроизводным предлогом «в» это существительное имеет окончание -е, например:
Это существительное заканчивается на -ие, поэтому, как и ряд подобных слов среднего рода, в форме предложного падежа имеет окончание -и. Сравним:
- собирать васильки (в чём?) в пол-е;
- плавать (в чём?) в озер-е;
- сообщить (о чём?) о бедстви-и;
- работать (на чём?) на телевидени-и;
- написать (в чём?) в заявлени-и.
Существительное с предлогом пишется раздельно, в чем можно убедиться, вставив синтаксический вопрос или определение (прилагательное, местоимение, причастие и пр.) между предлогом и словом:
- включить в (какое?) следствие;
- в это следствие.
В последствие, впоследствие, в последствии или впоследствии
- Вариант 3 самый верный.
- Чаще всего (в значении «потом»,»в дальнейшем») встречается четвртый вариант. Третий тоже теоретически возможен, хотя пример подобрать не возьмусь. Первые два — отбросьте.
- первые два варианта вообще не существуют в русском языке. а со вторыми двумя нужно разбираться, написание зависит от части речи — если существительное с предлогом, то ваш третий вариант, а если это наречие — последний. нужно посмотреть на предложение.
- http://pravilaforexamen.ru/впоследствии-или-впоследствие-употр/
- Ага
-
Вопрос 198728
Правильно ли написание предлога «впоследствие» в приведенном ниже предложении и почему? «Вниманию посетителей предлагались 126 авторских работ, часть из которых впоследствие, по выбору жюри и публики, должна была войти в постоянную экспозицию музея. »
Ответ справочной службы русского языка
Здесь
- Вопрос 198728
Правильно ли написание предлога «впоследствие» в приведенном ниже предложении и почему? «Вниманию посетителей предлагались 126 авторских работ, часть из которых впоследствие, по выбору жюри и публики, должна была войти в постоянную экспозицию музея. »
Ответ справочной службы русского языка
_Впоследствии_ — наречие, и единственный вариант написания — с конечным _и_: _Вниманию посетителей предлагались 126 авторских работ, часть из которых впоследствии…
Русский язык сложен, существует много нюансов при его изучении, которые играют важную роль. Даже у тех, кто изучает русский с детства, встречаются затруднения – правила, тяжелы для понимания. Часть речи, которая чаще всего ставит каверзные “подножки” – наречие. На первый взгляд, все выглядит просто, но нередко при письме обнаруживаются проблемы. И их не решить без помощи учебника и словаря.
Яркий пример этому решение вопроса, как правильно написать “впоследствии”: слитно или раздельно. Действительно, это выражение часто встречается в жизни, гармонично звучит, способно точно передать смысл. Также оно впишется в текст любого стиля, а поэтому требует безошибочного употребления.
Значение слова
Чтобы понять и запомнить, как пишется “в последствии” или “впоследствии”, нужно четко понимать, что означает это слово. Не разыскивая длинное объяснение в словаре, можно просто подобрать синонимы. Давая четкое представление о слове, они способствую легкому усвоению материала.
К синонимам этого слова относят:
- далее;
- по прошествии;
- после;
- в дальнейшем.
А также другие (в том числе точные: “спустя год”, “после двух месяцев”) обозначения времени.
Правильное написание
Чтобы узнать, как нужно писать “в последствии” или “впоследствии”, обратимся к правилам русского языка. Сначала нужно понять словообразовательный процесс этого слова.
“В” – предлог, “последствии” – существительное. Но объединяясь, они образуют одно наречие. По правилам, если между предлогом и существительным можно вставить слово, то в таком случае слово пишется раздельно. Проведем эксперимент, пробуя вставить какую-либо часть речи. Не существует ни одного варианта, который бы подошел. Следовательно, делаем вывод – “впоследствии” пишется слитно. Также не получится задать падежный вопрос к существительному, его форма не меняется.
А значит, выбирая между “в последствии” или “впоследствии”, используем второй вариант. Следует обратить внимание, что на конце всегда пишется “и”. В этом выражении легко допустить ошибку, поэтому нужно просто запомнить правильное написание.
Похожее выражение
Иногда, люди путают “впоследствии” с “вследствие”. Нужно знать, что эти выражения имеют отличный друг от друга смысл. Во втором случае есть два варианта написания: слитное и раздельное. Если под словом “следствие” подразумевают “расследование”, “разбирательство”, то выражение пишется раздельно. Между предлогом и существительным можно без проблем вставить слово. Пример:
- В следствии по делу появились новые факты.
Выражение “вследствие” пишется слитно, если в контексте легко заменить синонимом “в результате”:
- Вследствие возникших обстоятельств, заседание переносится.
Закрепление знаний
Узнать в теории, как пишется – “в последствии” или “в последствии”, разобрать смысл выражения – уже большая часть, но еще не все. Для лучшего понимания, нужно посмотреть, как слово используется в предложении. Для этого приведем примеры.
- Впоследствии общество не задавалось вопросом, какой ценой балерина достигла успеха.
- Я подумала вначале, что он некрасивый, неуклюжий и неприметный, но рассмотрела его лучше, а впоследствии – влюбилась.
- Самое прекрасное создание впоследствии не оправдало моих надежд.
- Операция была мне уроком, и впоследствии я не экономил на здоровье.
Для того чтобы закрепить полученные знания, можно составлять подобные предложения. Чтобы было удобнее для восприятия, первое время можно мысленно заменять “впоследствии” синонимом (“потом”, “далее”), задавать вопрос “когда?”. “Впоследствии” часто используется в книгах и газетах, поэтому чтение – хорошее упражнение для закрепления знаний.
Как писать: “в последствии” или “впоследствии” теперь стало ясно. Это правило требует понимания и умения логически размышлять.
Содержание статьи: скрыть 1Вследствие, в следствии или впоследствии? 2В течение или в течении? 3В продолжение или в продолжении? 4В заключение или в заключении?
В русском языке есть служебные части речи (предлоги и союзы), которые «маскируются» под самостоятельные: существительные, деепричастия, наречия. Разные части речи слышатся и произносятся одинаково. Отличить «самозванцев» можно только в предложении: эти слова имеют различное написание и значение.
Научиться определять «кто есть кто» нетрудно. Рассмотрим примеры с такими омонимами, чтобы перестать их путать и начать писать правильно.
Вследствие, в следствии или впоследствии?
Предлог «вследствие» можно заменить предлогом «из-за». Например: «вследствие (из-за) дождя мы не пошли на прогулку». Этот предлог пишется всегда слитно и с буквой Е на конце.
«В следствии» – это существительное, у которого меняется окончание в зависимости от падежа: «в следствии по уголовному делу», «в следствие по делу о хищении добавили улики». А существительные с предлогами пишутся раздельно.
Наречие «впоследствии» – неизменяемая часть речи, которая всегда пишется одинаково (слитно и с ИИ на конце). В предложении можно заменить это слово наречием «потом»: «впоследствии (потом) очень жалел».
В течение или в течении?
«В течение» – предлог со значением времени, отвечающий на вопрос КАК ДОЛГО? Всегда употребляется в застывшей форме – раздельно и с буквой Е на конце: «ждать (как долго?) в течение часа».
Существительное «в течении» встречается в предложениях, где речь идет о направленном движении: «увидеть в течении реки», «перелом в течении болезни». Можно изменить слово, выбрать другой предлог. Например: «унесло с течением реки».
В продолжение или в продолжении?
Предлог «в продолжение» – дублер предлога «в течение». Они взаимозаменяют друг друга: «отдыхать в продолжение (в течение) часа». Употребляются с существительными, связанными со временем. Пишутся одинаково – раздельно и с Е на конце.
«Читайте о дальнейших приключениях героя в продолжении книги» – в этом предложении существительное «продолжение» можно изменять по падежам. Сравните: «с продолжением романа», «о продолжении истории».
В заключение или в заключении?
Завершить любой текст можно словами «в заключение» или «в заключении». «В заключении» пишется обязательно с последующим существительным, а «в заключение» – без существительного.
«В заключении (чего?) статьи хочется сказать, что…», но «В заключение хочется сказать, что…».
Добра Вам!
[wpViralQuiz id=35649] РАЗМЕСТИТЬ ТЕКСТ ДЛЯ РАЗБОРА У вас есть текст подобного формата? Бесплатный разбор качества текстов на форуме ForCop
значение, определение слова
ВПОСЛЕДСТВИИ, нареч. Потом, после.
Морфология
- Наречие
Книги
Федор Сологуб
«Знакомство мое с Сологубом началось довольно занятно и дружбы не предвещало. Но впоследствии мы подружились…»
Алмазные фантазии
…в увлекательной форме рассказывает об алмазных историях, описанных в мировой и русской литературе. Читатель с интересом узнает, как фантазии именитых писателей впоследствии удивительным образом воплощ…
Одинаковые разные
…роткая сказочная история о двух похожих, но совершенно разных небольших народцах. Жили они давным-давно, переживали радости и удары судьбы, а впоследствии стали… А вот кем стали – вы узнаете из книги.…
Бом-Динь
… старый советский фонарь, проживающий в спальном районе шумного города. Тридцать первого декабря он становится свидетелем необычного происшествия, впоследствии перерастающего в настоящую романтическую…
Золото Кахамарки
…дующий рассказ был записан рыцарем, впоследствии монахом, Доминго де Сориа Лусе в одном из монастырей города Лимы, куда он, отрекшись от мира, удалился тринадцать лет спустя после покорения страны Пер…
Слова близкие по значению
Автор: Гильфиева Алсу Раифовна
Организация: МБОУ Байлянгарская средняя школа
Населенный пункт: Республика Татарстан, с. Байлянгар
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока: «Не с именами существительными» Тип урока: урок «открытия» новых знаний | ||
Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу. Задачи урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правописание не с именами существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу; развивающая: помочь учащимся развить познавательные процессы (речь, воображение, восприятие), творческие способности; умение применять логические операции(анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение); воспитательная: содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают ка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: ноутбук, мультипроектор, презентация, текст, пословицы, тест, алгоритм написание сказки и синквейна, лото, оценочные листы, орфографический и толковый словарь С.И. Ожегова . УМК: Учебник русского языка 6 класс. Методические рекомендации к учебнику по русскому языку 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на работу. «Верь в себя, в свои силы, в возможность бесконечного творчества, и тогда всё получится» Аристотель | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. Организация рабочего места. Демонстрируют готовность к уроку. | |
II. Актуализация знаний и этап мотивации. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия. | Задание. Прочитайте данные предложения, объясните написание выделенных слов. Какая мысль объединяет эти пословицы. Врагу (не)кланяйся, для друга жизни не жалей. (Не)имей сто рублей, а имей сто друзей. Крепкую дружбу и топором (не)разрубишь. Истинный друг радуется успехам ближнего, мнимый – за них его (не)навидит. Нам сегодня на уроке будет помогать дружба. Работа с текстом. (Не)настье длилось трое суток. После (не)погоды небо прояснилось, тучи рассеялись, и из-за горизонта показалось ласковое солнышко. Метель сотворила чудо: природу не узнать. Все вокруг укрыто снежным одеялом. Сосны и ели, словно снежные бабы. А береза? Да это (не)береза, а снегурочка настоящая! Вот так чудеса! — Что перед нами? — Назовите стиль речи.Тип речи Ребята, внимательно посмотрите на текст. Мы можем сказать, как нужно написать частицу -НЕ? Правильно. Этому мы должны научиться сегодня. Значит, как будет звучать тема нашего урока? | Работа в парах. Пары обсуждают правописание выделенных слов, отвечают на вопрос, участвуют в определении темы урока. Не кланяйся, не имей, не разрубишь – пишем раздельно, потому что это глаголы; ненавидит – слитно, так как этот глагол, который без НЕ не употребляется. Эти пословицы о дружбе. Работа в парах. Чтение текста. Текст. Художественный. Повествование с элементом описания. Нет. Мы не знаем, когда частица –НЕ- пишется слитно, а когда – раздельно с существительными. Не с именами существительными. | Обсуждают, осуществляют контроль и оценку Извлекают нужную информацию, выполняют логические операции, делают умозаключение |
III. Этап целеполагания и плани- рования | Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего урока. — Что необходимо для того, чтобы научиться писать имена существительные с НЕ? | Пары участвуют в постановке цели урока. Научиться писать НЕ с именами существительными. Необходимо выяснить, при каких условиях существительные с НЕ будут писаться слитно, а при каких – раздельно. | Умеют слушать. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Высказывают и аргументируют свое мнение по заданию. |
IV. Проблемное объяснение нового материала Цель: Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи. | Работа в парах (Каждая пара получает карточку со словами и фишками) По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой. Над существительным – фишкой с буквой «С». -Относящийся невнимательно к своей работе ( небрежный). -Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (невзлюбить) . -Не очень много, в некоторой степени, слегка(немножко) . -В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (небылица). -Неизвестный человек(незнакомец). -Оставшийся неповреждённым (невредимый) . -Неаккуратный человек (неряха). -Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться(неугомонный) . -Грубый, невоспитанный человек (невежа) . -Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области(невежда) . -Растение с мелкими голубыми цветками (незабудка) -Горе, несчастье (невзгода) . -Неожиданный, случайный; гость, например(неожиданно-негаданно) . -Непривлекательный с виду, некрасивый (невзрачный) . -Находиться в недоумении (недоумевать) . -Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (недотрога) . Что объединяет слова в ваших карточках? Как написано Не с этими словами? Найдите все существительные . Подумайте, почему Не с этими существительными написано слитно? Запишите их в тетрадь Игра «Я работаю волшебником» К данным существительным запишите новые слова с приставкой НЕ, а к ним подберите синонимы. Если у вас будут трудности, обратитесь к волшебнику. О б р а з е ц : друг – недруг (враг) Счастье – несчастье (горе.) Внимательность – невнимательность (рассеянность). Воля – неволя (рабство). Погода – непогода (слякоть). Противник – неприятель (враг). Правда – неправда (ложь). Уверенность – неуверенность (сомнение). — Сделайте вывод, когда ещё частица НЕ пишется слитно с именами существительными ? 3. Работа в парах Игра «Собери пословицы». Каждой паре раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать. (Не) работа сушит, а забота. (Не) печь кормит, а руки. Глупость (не) порок, а беда. Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью. (Не) друг поддакивает, а друг спорит. — Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах? — Когда –НЕ- приставка, часть корня, частица? Начертите схему правила: правописание не с существительными. | Игра «Лото». По лексическому значению определяют значение слова и закрывают его фишкой, а существительные закрывают с фишкой С. Знакомятся с результатами работы. Взаимопроверка. В классе выбирают волшебника. При необходимости он помогает подбирать слова с частицей не- или синонимы. Потом слова записывают в тетрадях. Существительное с –НЕ пишется слитно, если к нему можно подобрать синоним или слово, близкое по значению. Работа в парах. Ребята собирают пословицы. Если в предложении есть противопоставление с союзом –а, то частица –не пишется раздельно. -НЕ приставка — к слову можно подобрать синоним; -не часть корня –слово без – НЕ не употребляется; частица пишется раздельно – есть противопоставление с союзом –а. Рисуют схему. Таким образом, выводят правило правописания НЕ с существительными | Извлекают необходимую информацию из различных источников. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Осуществляют логические действия |
V. Первичное закрепление изученного Цель: закрепление предметных умений, универсальных действий ( решение предметных задач) | Физкультминутка Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с НЕ слитно, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с НЕ раздельно, вы хлопаете в ладоши над головой. Игра «Веришь ли ты…» Веришь ли ты, что НЕ является у существительного приставкой, частью корня или просто частицей?» Веришь ли ты, что не с именами существительными всегда пишется слитно? Почему?» Работа по учебнику. Предлагает выполнить упражнение 285 Игра «Корректор» Что это такое? Лексическое значение слова выясняется по толковому словарю Ожегова. В каких предложениях неверное написание не с существительными. Исправьте ошибки, как учитель, только карандашом. 1. Все с не терпением ожидали решающей минуты. 2. Случившееся мне показалось настоящим не счастьем. 3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью. 4. В любом ожидании страшнее всего не известность. 5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей. Игра «Аукцион знаний» Кто больше назовёт слов, которые без –НЕ- не употребляются. Незнайка неверие Негодник невольник Недоделка недоросль Недотёпа неистовство Неурядица нехватка Эти слова нужно запомнить! | Работают по толковому словарю Ожегова Учащиеся работают в парах. Проговаривают правило. Находят ошибки. Учащиеся называют слова. Оценку «5»получает ученик, который больше всех назовёт слов на данное правило. При необходимости учащиеся могут пользоваться орфографическими и толковыми словарями. Учащиеся проговаривают слова в парах. | Формулируют ответы на вопросы. Логически мыслят. Извлекают нужную информацию |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Предлагает выполнить задание теста (Приложение) | Выполняют тест. Осуществляют самопроверку | Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания на уроке. | 1 группа составляет синквейн по теме урока. 2 группа отвечает на вопросы. – Над какой темой мы работали? – Каких успехов вы достигли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? — Кого и за что хотели бы вы поблагодарить после уроков? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: 1. Выполнить упражнение 291; 2. Из произведений художественной литературы выписать 3 предложения, в которых не с существительными употребляется раздельно; 3. Написание сказки «Не с существительными» Дерзайте! Творческих вам успехов! | Выполняют предложенное задание. Формулируют ответы на вопросы. Учащиеся выбирают из предложенного материала домашнее задание.Записывают задания, задают уточняющие вопросы. Знакомятся с алгоритмом написания сказки (Приложение) | Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск способов их решения |
Используемая литература
Для учителя
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2016г.
2. Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс к учебнику Т.А.Ладыженской и др.- М.: «Экзамен», 2011.
3. Егорова Н.В. Русский язык: 5 класс. Контрольно – измерительные материалы – М:ВАКО, 2011. –с. 96.
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс.- М.: «Вако», 2015. – 407 с.
4. Ларионова Л.Г. Русский язык. Карточки –задания. 5 класс . – М.: Просвещение, 2011. – 174 с.
Для учащихся
1.Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы.- М: ТЦ Сфера,2012.-208с.
2.Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М: ТЦ Сфера,2010.-96с
Приложение
Раздаточный материал :
1. Игра «Лото»
НЕБРЕЖНЫЙ | НЕВЗЛЮБИТЬ | НЕВЕЖА | НЕМНОЖКО |
НЕЖДАННО- НЕГАДАННО | НЕБЫЛИЦА | НЕУГОМОННЫЙ | НЕЗНАКОМЕЦ |
НЕВЕЖДА | НЕВЗРАЧНЫЙ | НЕВЗГОДА | НЕРЯХА |
НЕДОТРОГА | НЕЗАБУДКА | НЕДОУМЕВАТЬ | НЕВРЕДИМЫЙ |
2. Работа с текстом
(Не)настье длилось трое суток. После (не)погоды небо прояснилось, тучи рассеялись, и из-за горизонта показалось ласковое солнышко.
Метель сотворила чудо: природу не узнать. Все вокруг укрыто снежным одеялом. Сосны и ели, словно снежные бабы. А береза? Да это (не)береза, а снегурочка настоящая! Вот так чудеса!
3. Тест
1. «НЕ» с существительными пишется слитно:
1) если существительное с «НЕ» может быть заменено синонимом без «НЕ»;
2) если в предложении есть противопоставление с союзом «А»;
3) если слово без «НЕ» не употребляется.
2. Слово не употребляется без «НЕ» в предложении:
1) Он всё время рассказывал (не)былицы.
2) девочка в (не)решительности стояла перед дверью.
3) по (не)осторожности мы едва не попали в аварию.
3. Слово с «НЕ» можно заменить синонимом в предложении:
1) В (не)счастье важна поддержка друга.
2)На его лице было написано (не)годование.
3) (Не)вежливость – это нарушение правил поведения.
4. Слово с «НЕ» пишется слитно в предложении:
1) Он никогда (не)видел моря.
2) (Не)приятель был разгромлен.
3) Счастье и (не)счастье по кругу ходят.
5. слово с «НЕ» пишется раздельно в предложении:
1) Дурное слово друга делает его (не)другом.
2) В небесах туча – на земле (не)счастье.
3) (Не)знания ценны, а умения их использовать.
6. Допущена ошибка в написании «НЕ» в предложении:
1) Не вежливость вызывает возмущение.
2) В сочинении надо было отметить недочёты.
3) В жизни часто помогает неудача, а упорный труд.
Ключи:1-1,3; 2- 1; 3- 1,3; 4 – 2,3; 5 – 3; 6 – 1,3.
4. Алгоритм написания сказки:
1.Выберите объект, о котором будете писать.
2.Найдите литературу, желательно выйти за рамки учебника. Порой мимоходом прочитанный отрывок о живом существе или природном объекте наталкивает на тему сказки.
3.В сказке полагается быть зачину, кульминации и развязке. Не забывайте о связи зачина и развязки.
4.Продумайте сказочный сюжет:
4.1.Используйте термины;
4.2.Не забудьте о волшебных предметах и волшебных превращениях ;
4.3. Не забудьте, что в сказке всегда торжествует добро, а зло бывает наказано.
5.Продумайте жанр вашего произведения. Это может быть сценарий, стихотворение, баллада, музыкальное шоу и т.д.
6.Продумайте характеры героев и постарайтесь быть последовательными в их изображении.
Предупреждение об ошибках:
1.Не заменяйте сказку простым пересказом правила или описанием объекта.
2. Не забывайте, что имена героев пишутся с заглавной буквы.
Дерзайте! Творческих вам успехов!
5. Правила написания синквейна
- Первая строка — одним словом обозначается тема (НЕ с существительными).
- Вторая строка — описание темы двумя словами (имена прилагательные).
- Третья строка — описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
- Четвертая строка — фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
- Пятая строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
6. Схема «Не с существительными»
7. Лист самооценки
Задания | Задание выполнено верно(+) | Задание выполнено не точно(?) |
1.Задание на листочках (не с глаголами) | ||
2.Игра «Лото» | ||
3.Упражнение 285 | ||
4.Игра «Я работаю волшебником» | ||
5. Игра «Собери пословицы» | ||
6. «Веришь ли ты…» | ||
7. «Корректор» | ||
8. Аукцион знаний | ||
9. Тест |
8. Синквейн ( возможный вариант)
Не с существительными
Необычная, загадочная
Отделяется, соединяется, запоминается
Не с существительными пишется и слитно, и раздельно.
Чудеса!
Приложения:
- file0.docx.. 120,6 КБ
Опубликовано: 05.12.2021
Статья поможет быстро вспомнить все орфограммы по русскому языку за 3 класс после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.
Сочетания букв
- Сочетания, пройденные в 1 классе:
жи — ши пиши букву и;
ча — ща пиши букву а;
чу — щу пиши букву у. - В сочетаниях НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН, РЩ никогда не пишется Ь.
Ы—И после Ц
- Буква И пишется после Ц в корнях слов и в словах на -ЦИЯ: цирк, мотоцикл, лекция.
- Исключения: цыган, цыплёнок, цыц, цыкнуть, на цыпочках, цыпки.
Считалочка: У Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!» - Буква Ы пишется после Ц в случаях:
окончания существительных множественного числа: огурцы, лестницы;
окончания прилагательных: бледнолицый;
суффиксы прилагательных на —ЦЫН (лисицын хвост, сестрицына подружка, курицыно перо).
Безударные гласные в корне слова
- Чтобы проверить безударную гласную А—О или Е—И—Я в корне, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением: деревья (дерево), косить (косит), колосок (колос, колосья), дитя (дитятко).
- Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать.
Примечание: При изменении формы слова меняется только окончание.
Буквы О и Ё после шипящих в корне слова
- После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится. Пример: пчёлы — пчела, жёлтый — желтеть.
- В остальных случаях пишется буква о. Пример: шорты, шорох.
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
- Существуют парные согласные по глухости — звонкости: Б—П, В—Ф, Г—К, Д—Т, Ж—Ш, З—С.
Чтобы правильно написать согласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стояла бы гласная или согласные Л, М, Н, Р: дуб — дубы, круг — кругла, круглый.
Непроизносимые согласные в корне слова
- Чтобы проверить написание слова с непроизносимой согласной в корне, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором проверяемая согласная произносилась бы чётко. Примеры: звёздный — звезда, местный — место, здравствуй — здравие, солнце — солнышко, участник — участие, агентство — агент и др.
- Если в сочетаниях СН—ЗН согласных при изменении слова не слышится, то писать их не нужно: железный — железо, ужасный — ужасен.
- Слова, которые нельзя проверить: чувство, лестница.
Удвоенная согласная
- Удвоенные согласные могут образовываться в словах на стыке корня и суффикса: матросский, белорусский, русский, индусский.
- Слова с удвоенными согласными в корне слова, кторые нужно запомнить: касса, сумма, аллея.
- При переносе слов с удвоенными согласными нельзя оставлять или переносить в начало следующей строки две одинаковые согласные, которые стоят между гласными: груп-па, Ан-на.
Мягкий знак
- Ь пишется у существительных женского рода единственного числа после шипящих на конце слова: дочь, мышь.
- без Ь пишутся существительные мужского рода единственного числа после шипящих на конце слова: грач, плащ.
- во множественном числе у существительных с шипящей на конце Ь не пишется: (много) крыш (мн.ч.), (много) куч (мн.ч.).
Твердый знак
- Ъ пишется только после приставок, оканчивающихся на согласные, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я: подъезд, съёмка, объявление, предъюбилейный,
- Ъ пишется в сложных словах: двухъярусный, четырёхъязычный.
- При переносе слов с твёрдым знаком нельзя отрывать букву Ъ от предшествующей согласной: объ-ём, подъ-езд.
Написание предлогов со словом
- Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Я живу в доме. Я живу в (красивом) доме. У меня есть кошка. У (кого?) меня есть кошка.
- Предлогов у глаголов не бывает, могут быть только приставки: вбежать.
Частица НЕ с глаголами
- НЕ с глаголами пишется раздельно: не бегать, не бегал, не бегаю.
- Исключения: НЕ пишется слитно только с теми глаголами, которые не употребляются без НЕ: ненавидеть, негодовать, недолюбливать, недоумевать, невзлюбить, недомогать.
Приставки
- Гласная А пишется в неизменяемых приставках ЗА-, НА-, НАД-: закрыть, нарисовать, надписать.
- Гласная О пишется в неизменяемых приставках: СО-, ПРО-, ВО-, ДО-, О-, ОБ-, ОБО-, ПО-, ПОД-, ПОДО-, ОТ-, ОТО-: соскочить, проводить, восклицательный, добавить, обстрел, обошёл, побег, подосиновик, подобрал, отдать, отойти.
- Приставка ПРА- пишется, если речь идёт о родственниках: прадедушка, прабабка. Во всех остальных случаях пиши ПРО-: прогуляться, прорыв, промок.
- Большинство приставок (С-, В-, ВУ-, ПЕРЕ-, ДО-, ЗА-, ПО-, НА- и пр.) пишется всегда одинаково: добежать, забрать, поесть, перевезти.
- Есть только приставка С. Приставки З- не бывает.
- Согласная З пишется на конце приставки перед корнем, который начинается на звонкую согласную или гласную: ВЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, БЕЗ-, РАЗ-, НИЗ-, ЧРЕЗ-: разбег, возложить, низложить, взлёт.
- Согласная С пишется на конце приставки, если корень начинается на глухую согласную: ВС-, ВОС-, ИС-, БЕС-, РАС-, НИС-,ЧЕРЕС-: бесшумно, рассказ, чересполосица, воспеть.
- Правописание слов с корнями -СЧИТ-(-СЧЁТ-) и -ЧЁТ-. Писать: рассчитать, бессчётный, расчёт, расчётливый.
- Приставка ПРЕ- только в двух случаях:
1) высшая степень качества, можно подставить слово ОЧЕНЬ: прехитрый — «очень хитрый», пресмешной — «очень смешной»;
2) значение, близкое значению приставки ПЕРЕ-: прервать — это значит «перервать»; во время битвы у воина преломилось копье, то есть «сломалось», «переломилось». - Приставку ПРИ- пишется во всех остальных случаях:
1) присоединение, прибавление, близость к чему-нибудь: пристроить террасу к дому — значит «присоединить, прибавить террасу к дому»; присказка — это «рассказ перед началом сказки», то есть «вступление в неё, добавление к ней»; пришкольный участок — это «участок, расположенный возле школы, при школе»;
2) неполнота действия: притупить — «затупить немного, слегка»; приоткрыть — «открыть не полностью, чуть-чуть».
На сайте также есть примеры слов с различными приставками.
Суффиксы
- Суффиксы -ИК- -ЕК-, -ИЦ- -ЕЦ-.
Чтобы узнать, гласную Е или И писать в суффиксе существительного, надо просклонять это слово.
— Пишется Е (-ЕК- -ЕЦ-), если при изменении формы слова в суффиксе исчезает гласный: горошек — горошки, комочек — комочка, морозец — морозцы.
— Пишется И (-ИК- -ИЦ-), если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный: носик — носика, сестрица — сестрицы, медведица — медведице. - Гласные буквы перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени.
В прошедшем времени перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме: посеял (посеять), клеил (клеить).
Запомнить написание слов: лаял, лелеял, реял, веял, сеял.
На сайте также есть примеры слов с различными суффиксами.
Заключение
Памятка включает в себя все орфограммы по русскому языку за 3 класс. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками.