Очень краткий рассказ про пушкина

Здесь даны основные сведения о повести в. о. богомолова иван, представлено е краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который

Здесь даны основные сведения о повести В. О. Богомолова «Иван», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

«Иван» — это первая повесть Владимира Осиповича Богомолова. Она написана в 1957 году. После опубликования в 1958 году этого произведения в журнале «Знамя» к писателю пришло признание и успех. По мотивам повести режиссёром А. Тарковским снят фильм «Иваново детство».

Главный герой повести

  • Иван Буслов (Бондарев) — мальчик лет одиннадцати. Упрям, настойчив, решителен. Мужественный разведчик. Ненавидит фашистов, которые убили его родных.

Другие персонажи

  • Гальцев — старший лейтенант. Смел, решителен, деликатен. Рассказ ведётся от его имени.
  • Холин — капитан разведывательного отдела штаба армии. Бесцеремонный, даже иногда циничный человек. Очень ценит Ивана, сочувствует ему. Смелый и умный командир.
  • Катасонов — старшина разведчиков, друг Ивана. Вежливый, тихий человек и умелый разведчик.
  • Грязнов — подполковник, начальник разведотдела армии. Суров и справедлив.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Старшему лейтенанту Гальцеву ночью сообщили, что возле берега Днепра задержан мальчик. Оказавшись в блиндаже, мальчик требует, чтобы о нём сообщили в штаб армии. Это оказался юный разведчик, вернувшийся с задания. Гальцев был поражён его силой воли, героизмом. В конце войны старший лейтенант узнал, что Иван был расстрелян фашистами.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Ночью старшего лейтенанта Гальцева разбудил ефрейтор из взвода, находящегося в боевом охранении. Он сообщил, что задержан человек, который ползал возле берега в воде. У дверей Гальцев увидел дрожавшего от холода мальчишку лет одиннадцати. На нём была мокрая одежда, босые ноги были в грязи.

Гальцев сказал ему стать к печке и назвать себя. Мальчишка сказал, что он Бондарев и чтобы прямо сейчас сообщили в штаб армии пятьдесят первому, что он находится здесь. Гальцев спросил, штаб какой армии ему нужен. Мальчик назвал номер полевой почты штаба их армии.

Гальцев сказал, чтобы он разделся и растёрся. Мальчик снял мокрую одежду и бросил в угол. Лейтенант спросил: «А сушить кто будет?» Мальчик ответил, что ему всё привезут.

Он встал сушиться к печке, и Гальцев увидел у него под лопаткой шрам от пулевого ранения. На вопрос, откуда он и зачем попал к реке, мальчик не ответил, но поняв, что Гальцев иначе не сообщит в штаб, сквозь зубы выдавил: «С того берега». Лейтенант спросил, чем он докажет, на что мальчик сказал, что больше ничего не скажет. Гальцев дал ему ватник вместо мокрой одежды. Он не сообщил о мальчике в штаб армии, а доложил по телефону начальнику штаба полка. Тот, узнав, что мальчик говорит, будто он с того берега, из немецкого тыла, не поверил этому и приказал лейтенанту самому разобраться с ним.

В ходе разговора с мальчиком Гальцев понял, что ему известны начальник разведотдела армии Грязнов и офицер разведотдела Холин. Тогда он снова позвонил в штаб полка и попросил разрешения сообщить в штаб армии о мальчике.

Полковник Грязнов по телефону сказал, чтобы Гальцев выгнал всех из землянки для того, чтобы мальчика не видели и не расспрашивали. Велел дать мальчику бумагу и чернила и распорядился, чтобы то, что он напишет, в пакете сразу отправили в штаб полка с надёжным человеком. Также велел создать пареньку все условия, чтобы помылся, поел и поспал.

Мальчик есть не стал, а сразу начал что-то писать, пересчитывая зёрнышки, семечки и хвою, которые достал из кармана штанов. Писал он около часа, затем положил листы в конверт, который тщательно заклеил. Гальцев отдал пакет связному и велел немедленно доставить его в штаб полка. Затем дал мальчику тёплую воду, и тот стал мыться, потом поел и лёг спать.

Глава 2



Вскоре приехал Холин и, бросившись к мальчику, воскликнул: «Иван!» Они обнялись. Холин сказал мальчику, что Катасонов ждёт его с лодкой на берегу Днепра у Диковки. Мальчик сообщил, что там немцев много на берегу, пришлось добираться вплавь. Холин был изумлён, ведь это чудо, что ночью, в холодной октябрьской воде мальчик всё же выплыл.

Холин сказал Гальцеву, чтобы подогнал машину поближе и приказал часовому никого не пускать сюда. Когда лейтенант вернулся, то увидел, что Иван был одет в военную форму по его росту, а на груди был орден и медаль.

Когда стали есть, мальчик ел немного, сказал, что отвык есть помногу. Холин сказал, что хочет, чтобы Ваня поехал в суворовское училище, но мальчик хотел учиться только после войны, а сейчас — ходить в разведку.

«Ну, Ванюша, прощай!» — сказал Гальцев. «Не прощай, а до свидания!» — поправил мальчик.

Глава 3

В расположение Гальцева пришёл командир взвода из разведроты дивизии Катасонов. Он на наблюдательном пункте смотрел в стереотрубу немецкие позиции на другом берегу Днепра.

Гальцев спросил его о Бондареве. Катасонов ответил: «Чудный малец! Только характерный, беда с ним!» Оказалось, что вышел приказ командующего, чтобы его послать в суворовскую школу, а он твердит, что будет учиться после войны, а теперь хочет воевать, быть разведчиком. Ему жжёт душу ненависть. Не пошлют в разведку — сам уйдёт, уже один раз уходил.

На третье утро приехал Холин и пошёл с Гальцевым осматривать передовую. Когда вернулись в землянку, подъехала машина с Катасоновым и Иваном.

Глава 4

Мальчик выглядел поздоровевшим, настроение у него было бодрое. С Гальцевым он вёл себя дружелюбно, а не насторожённо, как в прошлый раз.

Из разговора Катасонова с Холиным Гальцев понял, что они должны переправить Ивана через Днепр во вражеский тыл. Собираясь за лодкой, Гальцев пристегнул к ремню финку. Мальчику нож очень понравился, и он попросил его у Гальцева. Тот сказал, что не может отдать, так как это подарок. Нож был для Гальцева памятью о его погибшем лучшем друге. Но лейтенант пообещал мальчику подарить другой нож, точно такой.

Когда Холин, Катасонов и Гальцев пошли за лодкой, Холин рассказал Гальцеву, что Иван был и в партизанах, и в лагере смерти. Его отец и сестрёнка погибли, и у мальчика одно на уме — мстить.

Ещё сказал, что два дня уговаривали Ивана поехать в суворовское училище. Командующий разрешил сходить в разведку последний раз. Если не посылать — сам уйдёт. Когда Иван впервые пришёл к разведчикам, они не стали его посылать в разведку, но он сам ушёл. При возвращении наши обстреляли его, ранили в плечо — «ночь была тёмная, а никто ничего не знал!..»

Иван в разведку ходил под видом бездомного побирушки и добывал такие сведения, какие не могли добыть взрослые разведчики.

Холин сказал, что Катасонова срочно вызвал комдив, и он уехал в дивизию. Вместо него Холин взял Гальцева провожать Ивана в разведку.

Глава 5



Холин несколько раз инструктировал мальчика, как пробираться в тыл немцев от берега реки. Затем Иван облачился в гражданскую одежду и стал выглядеть как бездомный мальчишка-беженец. В карманы он спрятал складной ножик и немного затёртых немецких оккупационных марок. Холин положил ему в котомку немного продуктов не армейского, а домашнего приготовления.

По дороге к лодке Гальцев зашёл на пост охранения, чтобы отвлечь находящегося там ефрейтора. Холин с мальчиком незаметно проскользнули к лодке. В траншее Гальцев увидел убитого Катасонова. Ефрейтор сказал, что он был убит наповал, а Холин приказал никому не говорить. Гальцев понял, что мальчика, уходящего на задание, нельзя расстраивать — он не должен знать о гибели своего друга.

Гальцев сел в лодку к Холину и Ивану, и они поплыли на другой берег.

Глава 6

Когда плыли в лодке, лейтенант тихо разговаривал с мальчиком, и тот сказал, что у него осталась одна мать, но где она — неизвестно, а фамилия его настоящая — Буслов.

Спрятав в кустах лодку, они осторожно продвигались к оврагу, по которому мальчик должен пробраться в тыл врага. Холин хотел проводить его по оврагу, но Иван сказал, что Холин — большой, и с ним его заметят. Мальчик неслышно исчез в темноте.

Глава 7

Через насколько минут с той стороны, куда ушёл Иван, послышались шаги — это шёл немецкий боевой дозор. Затем минут через двадцать Холин облегчённо вздохнул: «Ну, кажется, прошёл».

Он с Гальцевым сел в лодку, но они ещё долго не отплывали, чтобы, если будет нужно, высадиться на берег и прийти на помощь мальчику. Когда они вернулись в землянку, Холин упрекнул, что Гальцев пожалел нож для Ивана.

Глава 8



Гальцев не мог отдать этот нож, единственную уцелевшую личную вещь погибшего друга. Но по его просьбе в дивизионной артмастерской слесарь-умелец выточил такую же рукоятку, как у понравившегося Ивану ножика. Эту рукоятку слесарь поставил на новенькую десантную финку. Её Гальцев хотел передать мальчику через Холина или подполковника Грязнова.

Наконец лейтенант встретил Грязнова и попросил передать ножик Ивану. Оказалось, что мальчик ушёл, скорее всего, к партизанам, ушёл сам. Утром должны были отправить в суворовское училище, а ночью он ушёл. Грязнов сказал, что нет Ивану покоя, так как в нём не перекипела ненависть к фашистам.

Глава 9

Гальцев был ранен, и его перевели служить переводчиком разведотдела корпуса.

В Берлине он был в составе группы, созданной для захвата немецких документов и архивов. В одной из папок лейтенант увидел на бланке фотографию Ивана. Из документа узнал, что его задержали около железной дороги, где он наблюдал за движением эшелонов. Показаний Иван никаких не дал, на допросах не скрывал ненависти к фашистам. Мальчика расстреляли, а полицаю, выследившему его, дали денежное вознаграждение (сто марок).

Заключение к краткому пересказу

В повести В. О. Богомолова «Иван» освещена тема участия детей-героев в Великой Отечественной войне.

Идея этого произведения состоит в том, что война является тяжёлым испытанием для детей, от которого они быстрее взрослеют.

Краткое содержание повести «Иван» может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

На чтение 11 мин. Просмотров 3 Опубликовано

«Сказка о золотом петушке» Пушкина была написана в 1834 году. Это последнее сказочное произведение писателя, в котором он обнажает многие человеческие пороки и напоминает, что за все свои поступки рано или поздно придется держать ответ.

На нашем сайте рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказки о золотом петушке», а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Царь Дадонпрестарелый правитель, в прошлом грозный воин, позабывший обо всем под влиянием Шамаханской царицы.

Золотой петушокволшебный персонаж, который зорко следил за границам царства Дадона.

Другие персонажи

Звездочетстарый мудрец, подаривший Дадону Золотого петушка.

Шамаханская царицабезжалостная красавица, за внимание которой поплатились сыновья Дадона, сам царь и звездочет.

Краткое содержание

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» жил царь Дадон. В молодости он был грозным правителем, который постоянно воевал с соседями. Но с возрастом он захотел «покой себе устроить» и отдохнуть от постоянных войн.

Чтобы обеспечить себе спокойную, мирную жизнь, царь Дадон обратился за помощью к мудрецу-звездочету. Тот подарил ему волшебного петушка, который зорко следил за царскими владениями и предупреждал в случае приближения опасности. В свою очередь царь Дадон пообещал звездочету исполнить любое его желание.

Петушок Золотой гребешок всегда был начеку, и «соседи присмирели, воевать уже не смели». Так прошло несколько лет, но однажды петушок, повернувшись на восток, стал громко кукарекать, предупреждая об опасности. Царь отправил войско во главе со старшим сыном. Не получив никаких вестей, Дадон послал на выручку младшего сына с отважными воинами. Так и не дождавшись никаких известий от своих сыновей, царь сам возглавил «третью рать» и повел ее на восток.

Каково же было его удивление и горе, когда он увидел мертвых своих сыновей, заколовших друг друга у входа в шелковый шатер. Царь горько заплакал, но он быстро позабыл о своей утрате, когда увидел, как из шатра вышла «девица, Шамаханская царица». Ослепленный красотой девушки, Дадон полностью ей покорился.

Вскоре царь вернулся домой с войском и Шамаханской царицей. Увидев красавицу, звездочет обратился к Дадону и напомнил о его обещании выполнить любую просьбу: «Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу».

Разгневанный царь ударил старика жезлом по лбу, и тот упал замертво. «Вся столица содрогнулась», а красавица лишь весело рассмеялась. В этот миг Золотой петушок спорхнул со спицы и так сильно клюнул царя в темя, что тот скончался на месте. И Золотой петушок, и Шамаханская царица исчезли, будто вовсе их и не бывало…

Заключение

В своей сказке Пушкин сделал акцент на том, как важно отвечать за свои поступки и сдерживать данные обещания. В противном случае расплата будет весьма суровой.

После прочтения краткого пересказа «Сказки о золотом петушке» рекомендуем ознакомиться с полной версией сказки.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Сказка о золотом петушке»?</h3>

    • <label>Николай Гоголь</label>
    • <label>Александр Пушкин</label>
    • <label>Петр Ершов</label>
    • <label>Юрий Лермонтов</label>

(новая вкладка)Содержание

Сказка о золотом петушке – один из редких примеров сатирических произведений для детей. Это произведение является одной из последних сказок Пушкина. В отличие от других сказочных произведений, здесь гораздо меньше волшебства и чудесных превращений. Это видно из даже из «Сказки о золотом петушке», кратко пересказанной. Центральное место в книге занимает изображение характеров главных героев – их слабостей и пороков. Действующие лица весьма своеобразны.

Главные герои

Центральное место в произведении занимает образ глупого, незадачливого и охочего до женских прелестей царя по имени Дадон. Однако в произведении есть и другие интересные типажи героев:

  • Придворный мудрец, который любит честность и уважает людей, держащих свое слово;
  • Знойная восточная красавица – Шамаханская царица;
  • Сыновья Дадона – отважные воины, готовые отдать жизнь за отца и родину;
  • Птица-талисман – петушок, сделанный из золота, который разговаривает и кукарекает, как живой.

skazka_o_zolotom_petushke_kratkoe_soderzhanie_01.jpg

Пушкин подробно описывает каждого персонажа, дает героям развернутую характеристику. Главный герой любит власть и деньги. Он очень жаден, имеет склонность к сребролюбию и накопительству, а также привык, чтобы его воля всегда беспрекословно исполнялась. Также поэт дает интересную характеристику мудреца: это человек с большим жизненным опытом, по всей вероятности, монах (так как Пушкин упоминает, что он был «скопцом»). Царица, из-за которой произошел главный конфликт в сказке – это гордая восточная красавица, которая знает цену своим чарам. Такие типажи могут встретиться и в современной жизни.

Автор относится к своим героям без особой симпатии и изображает их в насмешливо-сатирическом стиле. В отличие от многих других пушкинских сказок, это произведение не было навеяно народными сказками старой Арины Родионовны. Автор придумал весь сюжет самостоятельно, от начала до конца.

Очень краткий пересказ

Даже в кратком содержании «Сказки о золотом петушке понятно, что главный герой произведения – ленивый и корыстолюбивый царь Дадон. Однако пересказ не содержит многих интересных подробностей. Краткий сюжет и сжатое содержание повествования представлены ниже:

  • У царя есть золотой петушок, который предсказывает опасность – набеги иноземцев;
  • Однажды петушок ошибается, и монарх посылает своих сыновей на восток, где они пропадают и куда затем оправляется сам Дадон;
  • Старый похотливый царь влюбляется без памяти в восточную красавицу – Шамаханскую царицу;
  • Не поделив предмет своей любви с придворным мудрецом, царь погибает. Гибель ему приносит его же любимый петух.

Писатель старался сделать образ царя нелепым, даже гротескным, поэтому многие литературные критики относят эту историю к жанру политической сатиры.

Более подробное содержание

В этом примере сатирической сказки рассказывается о том, как владыка государства, польстившись на прелести заморской царицы, лишился и правления, и жизни. В этом плане сюжет произведения немного напоминает другую сказку Пушкина – «О рыбаке и рыбке».

Царь Дадон, недовольный набегами иноземцев, обращается к мудрецу и получает флюгер в виде покрытого золотом петуха. Поворачиваясь в ту или иную сторону, птица предупреждает царя о том, с какой стороны должна прийти опасность.

skazka_o_zolotom_petushke_kratkoe_soderzhanie_02.jpg

Однажды петух подает ложную тревогу. И на восток с войском едут сыновья царя, где и пропадают. Отправившись искать детей, ушедших воевать, Дадон находит лишь их тела: сыновья вонзили мечи друг в друга. Дадон впадает в горе, но тут же забывает обо всем на свете, увидев Шамаханскую красавицу. Дадон доставляет ее к себе во дворец и вспоминает о том, что когда-то обещал придворному мудрецу исполнить любое его желание.

Мудрец все еще помнит об этом обещании, попросив у царя в жены царицу. Дадон уничтожает мудреца и гибнет сам, клюнутый в лоб золотым петухом.

Чему учит сказка

В сказке можно увидеть очень много важных уроков:

  1. Всегда нужно держать свое слово;
  2. Глупость и жадность не доведут до добра;
  3. В любой ситуации нужно думать самостоятельно, а не надеяться на помощь чудесного «петушка»;
  4. Страсть к порокам может привести к гибели.

Сказка не входит в обязательную программу для начальной и средней общеобразовательной школы, но ее часто читают на уроках внеклассного чтения или дома. В целом, история написана легким и понятным языком. Возможно, именно поэтому волшебный петушок на долгие годы стал любимым персонажем советских мультфильмов, детских спектаклей, диафильмов.

Эта сказка будет интересна всем, кто неравнодушен к творчеству великого русского поэта и любит читать фантастические истории. Пример незадачливого и неблагодарного царя Дадона, любящего золото и женщин, покажет детям, к чему приводит слепое следование своим желаниям. Прочтение книги рекомендуется совместить с просмотром мультфильма или прослушиванием аудиокниги, тогда удивительный рассказ надолго отложится в памяти.

Год написания: 1835    Жанр: сказка

Главные герои: царь Дадон и шамаханская царица

«Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина знакомит читателя с царством, где правит царь Дадон. Он обращается к «мудрецу, звездочету и скопцу» с просьбой о помощи в защите границ царства. Оказавшись неблагодарным за оказанную мудрецом услугу – золотого петушка, предупреждающего об опасности, не сдержав своего обещания, царь лишается жизни.

Смысл сказки о золотом петушке

Не давай обещаний, которых не сможешь выполнить. Желая получить всё, ты рискуешь остаться ни с чем. Соблазнов много, но не один из них нельзя ставить выше своей семьи, Отчизны.

Краткое содержание Пушкин Сказка о золотом петушке

Сказка, в стихотворной форме, повествует о грозном Царе Дадоне, которого утомили войны с соседними государствами. Хитрый царь заключает сделку с мудрецом. Тот дает ему золотого петушка, который должен охранять границы его владений, оповещая о нападениях непрошеных гостей. В свою очередь, Царь, обещает исполнить любую волю мудреца.

По возвращению домой он встречает на своем пути мудреца, который напоминает ему о данном царем обещании. Мудрец просит отдать ему Шамаханскую царицу. Царь отказывается, ударяет старика жезлом, отчего тот падает замертво. Золотой петушок, спорхнув со спицы и приземлившись на темя царя, клюет царя в темя и царь Дадон расплачивается жизнью за свой обман и неблагодарность.

Оцените произведение: Голосов: 938

Читать краткое содержание Сказка о золотом петушке. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Пушкин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Сказка о золотом петушке

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Драгунский Красный шарик в синем небе

    Однажды к Дениске в дом прибежала девочка Алена. Она ворвалась как молния, громко кричала, как будто кого-то убили. А, как оказалось, всего-то – в магазине открывается что-то в виде ярмарки под названием весенний базар.

  • Краткое содержание Вольтер Кандид, или оптимизм

    Повесть Вольтера рассказывает от биографии главного героя, Кандида. Жизнь парня насыщена множеством различных бедствий и несчастий, которые настигают его в путешествии по миру.

  • Краткое содержание Жуковский Людмила

    Тоскующая Людмила ждёт своего возлюбленного, гадая, может, разлюбил он её и поэтому покинул, или вовсе погиб. Вдруг у горизонта она видит облака пыли, и до неё доносятся лошадиное ржание и топот копыт

  • Краткое содержание Бунин Сны Чанга

    Действие рассказа происходит в зимнее время года в Одессе. Шесть лет назад в такую же стужу на свет появился рыжий щенок, который получил кличку Чанг. Теперь его хозяин — старый капитан. Жизнь для животного видится не той, какой была несколько лет назад

  • Краткое содержание Носов Приключения Толи Клюквина

    Толя Клюквин ученик четвертого класса. Мальчик очень добрый и общительный, поэтому у него много друзей. Однажды после школы Толя решает сходить в гости к своему хорошему другу, чтобы вместе поиграть в шахматы.

«Сказка о золотом петушке» краткое содержание сказки Пушкина для читательского дневника напомнит сюжет и героев.

Краткое содержание сказки «Золотой петушок»

Жил царь Дадон, стал он стар, и стали его соседи беспокоить. Звездочет подарил ему золотого петушка, тот сидел на спице и показывал, когда приближались враги. Но вот раз стал опять беспокоиться петушок, послал Дадон одного своего сына туда с отрядом, чуть позже второго.

Когда сыновья не вернулись, поехал Дадон туда сам. Там встретил Шамаханскую царицу, которая окалдовала его. Дадон позвал её замуж. Приехали они в царство Дадона. Встретил их звездочет. А давно Дадон обещал выполнить любую просьбу звездочёта. Звездочет попросил в жёны царицу Шамаханскую.

Желание обладать царицей оказалось сильнее царского слова. Как ни пытался откупиться царь от старика, тот был неумолим в своём желании, и Дадон в сердцах убивает его. А золотой петушок клюнул царя в темечко. Дадон умер — так петушок отомстил царю за обман и за смерть своего хозяина.

«Сказка о золотом петушке» краткое содержание для читательского дневника

Мудрец подарил царю Дадону петушка, который всегда начинал кричать в случае нападения врагов. Послал царь двух своих сыновей на битву. Но они не вернулись.

Тогда царь сам поехал к месту битвы и увидел своих сыновей мертвыми. Там же он встретил шамаханскую царицу, влюбился в неё и привёз к себе во дворец.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/pushkin/skazka-o-zolotom-petushke
  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/skazka-o-zolotom-petushke.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/pushkin/skazka-o-zolotom-petushke
  • https://kratkoe.com/kratkoe-soderzhanie-skazki-zolotoy-petushok/

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1

Конспект
урока для 2 класса на тему:
«А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке
и рыбке».

Цель: создать
образовательное пространство для знакомства и понимания учащимися стихотворения
А Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя..»

Задачи
урока: ф
ормирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие
особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного
произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную
иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

Ход
урока

1.
Организационный момент.

2.Активизация
на познавательную деятельность.

О
чем-то скрипит половица,

 И
спице опять не спится,

Присев
на кровати, подушки

Уже
навострили ушки.

И
сразу меняются лица,

Меняются
звуки и краски…

Тихонько
скрипит половица,

К
нам снова приходит сказка.

Учитель:
Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке».
Познакомимся с героями этой сказкой.

3.
Изучение нового

Чтение
сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

А)
Прочитайте название произведения.


Что можно узнать из заголовка?


Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана
сплошным текстом, а поделена на части.

 Каждая
часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Б)
Первая часть (читает учитель).

Словарная
работа до чтения.

Ветхая
землянка
 – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод –
рыболовная сеть.

Откуп –
плата.

Простофиля –
глупый, несообразительный человек.

В)
Вторая часть (читают хорошо читающие дети).

Словарная
работа до чтения.

Кликать –
звать.

Пуще –
больше.

Корысть –
выгода.

(
Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).

Дворянка
— женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.

Работа
над текстом.


Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.


Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.

-Почему
старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.


Как вы думаете, хорошо быть жадной?


К чему приводит жадность.

-Обрадовалась
ли старуха новому корыту? Что она сказала?

Словарная
работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен
ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют
«корыстолюбивые».


Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.


Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.


Объясните, кто такая дворянка.

Работа
в паре.


Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из
текста.


Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она  в самой дорогой одежде.
В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?


Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.


Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.

Физкультминутка

А сейчас мы
отдохнем,

По тропиночке
пойдем.

Между сосен и
березок,

В Лукоморье
попадем.

Мы глазами
миг-миг;

Мы плечами
чик-чик;

Мы руками
хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два –
сюда,

А потом – вокруг
себя

Надо низко
поклониться,

Чтобы в сказке
очутиться

Чтение
«по цепочке».

Словарная
работа.

Чупрун –
чуб.

Е)
Чтение детьми вполголоса.

Работа
над текстом.

Кем
теперь захотела быть старуха?


Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из
текста. ( Работа в паре).


Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?


О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?


Кто такая царица?


Какой должна быть царица?

 —
Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.


Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?


Почему народ над старичком насмеялся?

(
Не садись не в свои сани!»


Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).


Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?


Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.

Обоснуйте
сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)

Линия
сравнения

(на что обращаем внимание)

Народная сказка

Литературная (авторская) сказка

Автор (известен или неизвестен)

Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял)

Автор известен

Время создания

Раньше, более древнее произведение

Позже, может быть современным произведением

Язык сказки: слова, выражения…

Старинные слова…

Может быть разным (в том числе и современным)

Вид сказки

Соответствует одному из трёх видов сказок

Может сочетать признаки нескольких видов

Композиция

Соответствует виду сказки

Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может
внести свои изменения

Смысл сказки

(главная мысль)

Добро побеждает зло

Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие
варианты.


Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.

1. Каким в сказке показан старик, а
какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик
робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.

«Отпустил
он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,
«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,
«Смилуйся, государыня рыбка»,
«Ей старик с поклоном отвечает»,
«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,
«Не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить».

Старуха 
скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.

«Старика
старуха забранила»,
«Еще пуще старуха бранится»,
«Дурачина ты, простофиля»,
«На чем свет стоит мужа ругает»,
«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,
«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,
«Еще пуще старуха вздурила»,
«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».

2. Подумай, на чьей стороне
симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.

Симпатии
автора на стороне старика, автор уважает его скромность и доброту. 

3. Можно ли рыбку назвать
благодарной, справедливой, доброй?

Да, можно.
Рыбка от души хотела отблагодарить старика, но ей пришлось наказать злую и
жадную старуху.

4. Сравни начало и конец сказки.

Старуха в
конце сказки осталась у разбитого корыта, как и в ее начале.

5. Какова основная (главная) мысль
сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто
употребляется?

Основная
мысль: всему есть предел, нужно уметь довольствоваться тем, что есть.
Пословицы: «Кто малым не доволен, тот большого не достоин»,
«Жадность — всякому горю начало».

Часто
употребляется выражение «Остаться у разбитого корыта».

6. Проследи, как постепенно
менялось море:
море слегка разыгралось;
помутилось синее море;
не спокойно синее море;
почернело синее море;
на море чёрная буря.
Почему так происходило?

С каждым
новым пожеланием старухи море становилось суровее. Старуха не знала меры и
на это реагировала морская стихия.

7. Что было в сказке сначала, что —
потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.

План для
пересказа:

1. Старик
поймал золотую рыбку
2. Договор с рыбкой
3. Новое корыто
4. Столбовая дворянка
5. Царица
6. Желание быть владычицей морскою
7. Разбитое корыто.

Пересказ
сказки о рыбаке и рыбке

Жили
старик со старухой. Старик каждый день ходил на рыбалку. Однажды он поймал не
простую рыбку, а золотую. Попросила рыбка отпустить ее в море в обмен на
желание. Сжалился старик и выпустил ее просто так.  Вернулся старик к
старухе и рассказал о рыбке. Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто.
Старик послушался. Рыбка исполнила желание. Старуха захотела стать
столбовой дворянкой,  а потом и вовсе царицей. Все выполнила рыбка.
Последним желанием старухи было стать владычицей морскою. Старик попросил это у
рыбки, на что та ничего не ответила и ушла в синее море. Когда рыбак вернулся
домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.

8. Вспомни, как обычно
заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина?
Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».

Народные
сказки всегда заканчиваются победой добра над злом, такой конец имеют и сказки
Пушкина. Очень часто в конце народных сказок говорится о пире, пышной
свадьбе. У Пушкина есть и такие концовки.

Например
народная сказка «Белая уточка» заканчивается словами : «стали жить-поживать да
добра наживать», «Сивка-Бурка» имеет конец: «веселым пирком да за свадебку»,
«Василиса Прекрасная»: «там и свадебку сыграли», «Царевна-лягушка»: «Жили
вместе и долго и счастливо». В сказках «О мёртвой царевне и о семи богатырях»
и «О царе Салтане» в конце говорится: «Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь
обмочил.»

9. Придумай небольшой рассказ,
смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю
начало».

Коля шел
по улице и вдруг увидел киоск с мороженым. Там проходила дегустация новых
сортов. Продавец предложил бесплатно попробовать мороженое. Коля с радостью
попробовал, а потом еще и еще, пока не попробовал все сорта мороженого по
несколько раз. Когда  он пришел домой, у него сильно разболелось горло и
поднялась температура. Коля заболел. Вот так-то, жадность всякому горю
начало.

Рефлексия
учебной деятельности на уроке

Давайте вспомним,
какие цели мы ставили перед собой?

Достигли мы их?

Мы познакомились….

Мы узнали ….

Мы научились….

— На партах у вас
лежат листочки того волшебного дуба из Лукоморья

(жёлтый, зелёный,
коричневый).

-Возьмите листок,
цвет которого выражает ваше настроение и ваше

отношение к нашему
уроку.

Жёлтый цвет-
радостное, светлое, хорошее настроение.

Зелёный цвет —
спокойное, уравновешенное.

Коричневый —
грустное, печальное, тоскливое.

Жёлтый цвет-
радостное, светлое, хорошее настроение.

Зелёный цвет —
спокойное, уравновешенное.

Коричневый —
грустное, печальное, тоскливое.

Жёлтый цвет-
радостное, светлое, хорошее настроение.

Зелёный цвет —
спокойное, уравновешенное.

Коричневый —
грустное, печальное, тоскливое.

— Давайте
прикрепим наши листочки к макету дуба и посмотрим какое общее

настроение нашего
урока у нас складывается.

Краткое содержание повести «Майская ночь или утопленница», которую написал Николай Васильевич Гоголь, позволяет в короткий срок понять основную мысль произведения и познакомиться с основными героями.

Главные герои

  • Левко – молодой человек, который очень любит Ганну.
  • Ганна – молодая девушка, которая очень любит Левко.
  • Панночка – утопленница, которая приходит во сне к Левко.

Часть первая. Ганна

Стоял вечер и весь народ собирался попеть песни, утомленные повседневным трудом. Единственный козак по имени Левко, который был сыном местного головы, не принимал участие во всеобщих гуляниях. Он подошел к дому своей любимой Галины. Спев песню под окном, он так и не дождался ответа. Левко уже решил, что девушка решила показать свою гордость, поэтому собрался уйти. Но тут дверь открылась и робко вышла Галя. Она выказала свое недовольство, что её жених отличается нетерпением. Да и время для встречи он выбрал не самое удачное. На что козак заверил её, что и часа без неё прожить не может. Галя так же призналась, что в чужой стороне ей жилось веселее, а здесь все её держат под контролем. Поэтому они не смогут видеться так часто.

Далее Галя начинает расспрашивать козака о том, говорил ли он с отцом об их свадьбе. Левко сразу впал в уныние, потому что отец его не дал согласия. Но он убеждает любимую в том, что сможет договориться и решить эту проблему

Неподалеку стоял старый заброшенный дом, который выглядел очень мрачно и устрашающе. Галя припомнила, что еще в детстве слышала рассказ о том, что с этим домом была связана какая-то нехорошая история. Поэтому она просит, чтобы Левко рассказал ей о том событии.

А история гласила следующее. Много лет назад жил в той хате сотник, у которого была дочь-красавица. Будучи вдовцом, он решил жениться на другой женщине. Панночка очень переживала, что с женитьбой отношение отца может к ней измениться. Но он уверял её в обратном.

Когда приехала новая жена, панночка очень испугалась. Ночью к ней пришла черная кошка, которая начала на неё нападать. Панночка отцовской саблей отрубила лапу кошке, только после этого она убежала. Утром мачеха не вышла. Появилась она только на третий день, и рука у неё была перевязана. Панночка поняла, что мачеха её ведьма. На следующий день отец приказал ей мести дом, а потом и вовсе выгнал из дома без ничего. Панночка не выдержала такого предательства и кинулась в воду с самого высокого берега. Слухи говорили, что после все утопленницы ночью приходили в сад к пану, а главной у них была – его дочь. Однажды она утащила в воду и свою мачеху, но та сумела спастись, превратившись в одну из них. Так же слухи говорят, что панночка заставляет встреченных людей помочь ей узнать мачеху, а если те не соглашаются – грозится их утопить.

Услышав возвращающихся людей, Левко быстро уходит.

Часть вторая. Голова

Стояла тихая и прекрасная украинская ночь, которой невозможно было не восхититься. Все в ней было прекрасно. Только Каленик отплясывал гопака людям на смех, а после и вовсе перепутал свою хату. Девушки решили подшутить над ним, и указали ему на хату головы.

Голова имел полную власть, и ему было позволено очень многое. Когда-то он сопровождал в Крым царицу, о чем неоднократно повторял. Голова имел много недоброжелателей.

Каленик же, подходя к дому головы, на все лады рассказывал о нем не лестные вещи.

Часть третья. Заговор

Левко, распрощавшись со своими товарищами, шел домой. Проходя мимо дома Ганны, он услышал, что она с кем-то разговаривает. Левко притаился в кустах, чтобы лучше рассмотреть незнакомца. Тот начал рассказывать Ганне о своей любви, и что Левко ему не соперник. Левко не смог больше сдерживаться, и когда подошел ближе, то увидел своего отца.

Левко возвращается к своим товарищам, рассказывая, что готов с ними всю ночь напролет гулять. Он предлагает хорошенько отомстить голове за то, что тот засматривается на молодых чужих девушек. Все с радостью поддерживают эту идею, предлагая тогда уже и писаря проучить.

Часть четвертая. Парубки гуляют

В доме головы был гость, тот самый винокур, которого он вызвал для строительства. Винокур пообещал открыть винницу на месте дома утопленницы до Покрова.

Тут в хату к голове пожаловал Каленик. Он сразу и не понял, что пришел не к себе домой и начал давать указания жене. Голова хотел выгнать Каленика, но винокур остановил его. Он был очень суеверным человеком, поэтому знал, что выгнать человека с лавки – к беде. Каленик же продолжал на все лады говорить гадости про голову. Голове это очень не понравилось, но в этот момент в дом залетел камень. Голова разразился проклятиями в адрес кидавшего, но был резко остановлен винокуром. Тот объяснил, что слова могут исполниться и даже привел тому доказательство.

Тут под окном начали играть на бандуре и петь. В песне голова поддался острой критике. Выскочив на улицу, голове удалось схватить одного из гуляк, и запереть его в коморе. Голова решает пойти к писарю, но встречает его на пути. Писарь рассказывает, что к нему тоже приходили дебоширы и пели нехорошие песни про голову. Писарь рассказал, что поймал одного из нарушителей порядка и запер его. Голова же ответил, что в его коморе сидит такой же. Открыв комору – они увидели лишь бранившуюся свояченицу.

Голова негодует от того, что хлопцы, учинившие злую шутку, совсем его не уважают и считают ровней. Голове не терпелось узнать, кто же зачинщик всего этого, поэтому они отправляются к писарю. Но открыв замок, они все пришли в ужас, потому что за дверью стояла свояченица.

Все присутствующие решили, что перед ними никто иной как Сатана, поэтому решили сжечь дом. Но в последний момент писарь предложил проверить их догадки, заставив свояченицу перекреститься. Она тут же перекрестилась, чем сняла с себя подозрения. Она рассказала, что это промыслы хлопцев, которые запихнули её в окно. Так же она упрекнула голову, что он только рад был сжечь её. Пан голова приказал поймать всех бунтовщиков и привести к нему для расправы.

Глава пятая. Утопленница

Левко возвращался домой после ночного бунта, и решил отдохнуть на берегу. Сон начал смыкать его глаза. В отражении воды он увидел господский дом, который выглядел как новый. Так же он увидел, что отворилась ставня и выглянула прекрасная головка. Он тут же отвел глаза и посмотрел на дом, который выглядел по-прежнему мрачно и загадочно. Тогда козак решил сыграть на бандуре. Но тут он увидел в окне опять ту же девушку, которую до этого видел в отражении. Она попросила спеть ей песню.

Позже панночка начала просить, чтобы Левко нашел её мачеху. Она рассказала, как та изводила её. Обещая озолотить козака, панночка умоляла найти ту, которая загубила её.

Она рассказала, что её мачеха играет вместе с другими утопленницами на берегу. Козак увидел хоровод девушек, которые были очень легкими и прозрачными, как тени. Но в его планы входило отыскать злую мачеху. Девушки начали играть в Ворона, причем Вороном вызвалась быть одна из них. Парубок присмотрелся к ней и понял, что она и есть ведьма. Он сказал об этом панночке, которая в знак благодарности сказала, что отец больше не помешает его женитьбе и передала записку. Левко проснулся.

Глава шестая. Пробуждение

Проснувшись, Левко не сразу понял, что ему это все привиделось во сне. Заброшенный дом все так же мрачно стоял над водой. Но когда он разжал кулак – то увидел в нем записку. За спиной раздались голоса, которые искали зачинщиков бунта. Они схватили Левка, но тот сказал отцу, что у него для него записка. Писарь узнал почерк комиссара. В записке говорилось о том, что голова слишком вольно стал себя вести. И что он должен женить своего сына на Ганне, отремонтировать мосты, и не давать в пользование лошадей. Так же комиссар писал о том, что приставит голову к ответу, если увидит, что тот не выполнил хоть какое-то его распоряжение. Левко соврал, что ездил в город, где комиссар и передал ему записку.

Голова пообещал женить сына на следующий день, и счастливый Левко отправился к знакомой хате, по пути вознося благодарность панночке.

  • Очень краткое содержание рассказа станционный смотритель
  • Очень краткий рассказ о ломоносове
  • Очень краткий пересказ рассказа недоросль
  • Очень краткий пересказ рассказа станционный смотритель
  • Очень краткий рассказ горе от ума