Очень краткий пересказ сказки о рыбаке и рыбке

Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале сказки о рыбаке и рыбке а.с.пушкина. задачи: образовательные: найти в сказке имена

Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.
  • формировать умение проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.
  • повторить грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж
  • формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.

Развиваюшие:

  • развивать умение извлекать информацию из художественного текста;
  • развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
  • формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.

Воспитательные:

  • формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.

Предметные результаты:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
  • образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;
  • распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;
  • выявлять роль и значение прилагательных в речи;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
  • извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

Личностные:

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

Оборудование: карточки со значками настроения, карточки-светофоры, рисунки с отрывками сказки, рисунки с толкованием устаревших слов, карточки со словами-выводами по проекту, карточки с самостоятельной работой; мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа:

  • прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
  • нарисовать рисунки к отрывкам сказки;
  • нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.

Ход урока

1. Организационный этап

— С каким настроением вы сегодня пришли в школу?

Учащиеся по карточкам показывают свое настроение: радостное, хорошее настроение, скучное настроение, грустное настроение.

— Вы видите, что настроение бывает самым разным:

веселым, и грустным.

— Я вам, ребята, желаю только хорошего, веселого настроения!

— Очень рада вас видеть! Давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам.

2. Актуализация знаний

1) Логическое упражнение.

Вокруг доски на стене наклеены буквы (есть лишние): С З К Ч А М К А

— Ребята, посмотрите на буквы, соберите слово. (СКАЗКА)

2) Чистописание.

— Откройте тетради, оформите классную работу.

— У вас прописано слово СКАЗКА карандашом, обведите его, пропишите два раза.

Самопроверка.

— Сравните свое написание с первым словом, если у вас нет замечаний, покажите зеленый светофор, если вы чем-то недовольны, то красный.

— Что бы ты исправил (а) в своем написании….?

3) Орфографическая минутка.

— Разберите по составу слово сказка.

— Найдите орфограмму в корне этого слова. (Парная согласная в корне слова буква З)

— Подберите проверочное однокоренное слово имя прилагательное. (Сказочный)

— Как получилось слово сказочный из слова сказка? (Взяли корень -сказ и добавили суффиксы -оч и -н)

— Докажите, что здесь два суффикса, а не один -очн. (сказ/оч/к/а)

3. Объявление темы урока

— Обозначьте, чем отличаются слова сказка и сказочный, кроме их состава? (Слово сказка — имя существительное. Слово сказочный — имя прилагательное.)

— Что обозначают имена прилагательные, для чего они нужны в речи?

— Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное.

— Продолжим разговор о сказке.

— Все любят сказки, и дети, и взрослые. Какую сказку вы читали и рисовали к ней рисунки? («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.)

— Сегодня на уроке мы поговорим об именах прилагательных на примере этой сказки и выполним эту работу в виде проекта.

4. Работа над проектом

1) Постановка цели и выдвижение гипотезы проекта.

— Для постановки цели проекта, что постараетесь определить в сказке? (Определить, какие имена прилагательные А.С.Пушкин употребляет в сказке.)

— Чтобы выдвинуть гипотезу, подумайте, что можно предположить о количестве прилагательных в этой сказке, о том какие это прилагательные с точки зрения лексики? (А.С.Пушкин использовал много прилагательных в сказке, в том числе устаревших, слов в переносном значении, чтобы приблизить авторскую сказку к народной и подробно описать своих героев, их внешний вид и характер, природу.)

2) Работа над лексическим составом сказки.

— У вас есть на парте рисунки и на обратной стороне отрывки из сказки, прочитайте их, подчеркните все прилагательные. Работаем в паре.

— Откройте учебник упр. 2 с.28, составьте словосочетания.

Примечание: в упр.2 с.28 заданы существительные, задание требует подобрать соответствующие прилагательные из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

— Значения всех ли слов вам известно? (Нет.)

— Приведите примеры таких слов. (парчева́я кичка, столбовая дворянка и т.д)

— Как они называются? (Устаревшие)

— Почему их так называют? (в современном языке их не употребляют, так как не используют предметы, которые они обозначают)

На доске заранее выполненные детьми рисунки и толкование устаревших слов, любое из них учитель может зачитать и проиллюстрировать, в зависимости от пожеланий учеников.

— Как вы думаете, почему в сказке много встречается устаревших слов? (Эти слова приближают сказку к народной. Мы знаем, что свои сказки Пушкин написал на основе народных сказок, услышанных в детстве от своей няни. Устаревшие слова помогают описать внешний вид героев, их характер.)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «устаревшие слова»
  • «приблизить свою авторскую сказку к народной»
  • «красочно описать жизнь героев того времени, их характер»

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. Какие слова употреблены в сказке в переносном значении?

  • Золотая (рыбка) — покрытая золотой чешуёй.
  • Сердитые (волны) — большие, высокие.
  • Чёрная (крестьянка) — бедная.
  • Печатный пряник — с отпечатанным рисунком.
  • Чёрная (буря) — сильный ветер и высокие волны на море.

— Почему Пушкин использовал такую лексику? (Чтобы точно и ярко передать чувства и героев и характер природы)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «слова в переносном значении»
  • «точно и ярко передать чувства и героев и характер природы»

5. Физминутка

На уроке отдохнём —

На рыбалку мы пойдём!

Накопаем мы червей,

Удочку возьмём скорей,

И вприпрыжку побежим —

Порыбачить мы хотим.

В воду удочку закинем,

Посидим тихонько.

Рыбка, кажется, клюёт?

Вытащим легонько.

Ах, какая красота —

Рыбка небольшая.

Пусть живёт себе в реке,

Выпущу тебя я!

Быстро в школу побежим —

Вот такой у нас режим.

6. Обобщение знаний об имени прилагательном

С обратной стороны доски записаны некоторые словосочетания из упр.2 с.28.

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, царские палаты, чёрная буря, сердитые волны.

— На какие две группы вы можете разделить эти прилагательные? (Ед.ч. и мн.ч.)

— Как определить число прилагательного? (по существительному)

— Я читаю словосочетание, если это множественное число, то зеленый кружок поднимаем, если единственное, то красный.

— На какие три группы вы можете разделить прилагательные ед.ч.? (м.р, ж.р., с.р.)

— Приведите примеры прилагательных каждого рода.

— Почему мы делим на три группы только прилагательные в ед.ч.? (во мн. ч. прилагательные по родам не изменяются)

— Как определить род прилагательного? (по существительному)

— Прочитайте отрывки из сказки и найдите одно прилагательное, но разного рода.

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

— Как еще изменяются прилагательные? (по падежам)

— Как определить падеж прилагательного? (по существительному)

— У вас есть карточка с окончаниями прилагательных. На доске записаны словосочетания из сказки, где прилагательные без окончаний: обсудите в паре, куда можно прикрепить ваши окончания.

у синего моря

синее море

грозная царица

ласковое слово

в море синее

к синему морю

новое корыто

сварливая баба

высокий терем

разбитое корыто

глубокое море

в ветхой землянке

чёрной крестьянкой

пряником печатным

На доске записаны словосочетания, дети выходят по одному из пары и крепят свои карточки с окончаниями прилагательных.

Проверка правильности с помощью светофора.

Если есть ошибки, следует их исправить. Может возникнуть ситуация, когда на одно слово окажется две карточки (если окончания одинаковые), а на другое ни одного. Следует разобраться и обсудить, куда можно перенести карточку.

— Какое прилагательное в этом наборе изменено по падежам? (синее море)

— Определите падежи прилагательного синее.

Сделаем общий вывод: как изменяются имена прилагательные? (по падежам, числам, в единственном числе по родам)

7. Физминутка для глаз

  • Смотри сначала вправо, затем влево.
  • Делаем круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  • Смотрим сначала вверх, потом вниз.
  • Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза.
  • Все повторяем по три раза.

8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа выполняется по карточке, запись ведется в рабочей тетради. Взаимопроверка. Оценка светофором. Разбор ошибок.

Запишите предложения, вставив слово золотой в нужной форме. Укажите над ним число, род, падеж, выдели окончание.

1. Закинул старик в море невод и поймал ……… рыбку.

2. На руках у столбовой дворянки сверкали …….. перстни.

3. Пошел старик опять к ………… рыбке.

4. На голове у старухи ………… кичка.

9. Работа над проектом

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. В самостоятельной работе вам встретилось прилагательное, которое относилось к разным существительным. А наоборот есть ли в сказке моменты, где одно существительное описывается несколькими прилагательными?

— Для чего А.С.Пушкин использует такой прием? (чтобы точно и красочно описать предметы, природу, людей)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы. «несколько прилагательных к одному существительному»

10. Домашнее задание

Из упр.2 с.28 задание: подобрать антонимы и синонимы к прилагательным из сказки.

11. Итог урока

— Вспомните цель и гипотезу нашего проекта

— Пользуясь словами на доске, составьте вывод о том, какие прилагательные А.С.Пушкин использовал «Сказке о рыбаке и рыбке»

Вывод: в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин использовал много прилагательных, чтобы дать яркую характеристику предметам, характерам людей, природе, точно и красочно описать происходящие события. С этой же целью он использовал и слова в переносном значении. Пушкин использует много устаревших слов, что приближает авторскую сказку к народной и позволяет точно передать нравы и быт представленной в сказке эпохи.

12. Рефлексия

Дополните предложения, выбирая любую фразу из предложенного перечня.

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я понял что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Меня удивило…

Список литературы

1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2020. — 159 с., [2] л.: ил. — (Школа России).

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.

3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090

4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь — детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/

5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа

/https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ сказки «Дикие лебеди», в котором изложены основные события произведения. Сюжет сказки в сокращении станет удобным способом подготовки к занятиям, а также пригодится в выборе аргументации при написании сочинений.

Краткий пересказ

(940 слов) Сказка «Дикие лебеди» начинается с описания короля и его семьи. У него было одиннадцать сыновей и дочь Элиза. Принцы уже ходили в школу, а Элиза лишь листала книгу с картинками. Дети не знали бед, пока их отец не женился на злой королеве. Женщина пакостила детям: подавала песок в чашке вместо угощений, отправила Элизу на воспитание в деревню и наговорила королю много нелестных вещей о сыновьях. Так, оклеветав принцев и убедив короля в их злобе, королева приказала им покинуть дворец. Тогда сыновья превратились в одиннадцать диких лебедей и улетели.

Лебеди пролетали над избой, где жила их сестра, стремясь обратить на себя внимание. Но их не слышали. Шло время, Элиза скучала по братьям, но больше их не видела.

В пятнадцать лет Элизу отправили домой. Королева сразу невзлюбила падчерицу за её красоту и хотела было и её превратить в лебедя, но король жаждал встречи с дочерью. Однако злая мачеха придумала другой план: она поцеловала трёх своих жаб, наказав им передать принцессе свои внешние и внутренние качества — тупость и лень, безобразность, злонравность. Королева позвала Элизу искупаться. Когда принцесса зашла в воду, одна жаба села ей на голову, вторая — на лоб, а третья — на грудь. Выйдя из купальни, Элиза увидела лишь три красных мака на поверхности воды. Невинность и набожность принцессы спасли её от чар мачехи.

Королева, увидев провал своего колдовства, не успокоилась: она всячески измазала принцессу, чтобы её никто не узнал. Даже родной отец не признал собственную дочь. Тогда Элиза подумала о своих братьях и покинула дворец, решив разыскать их, во что бы то ни стало.

Элиза долго скиталась по лесу, заблудилась и уснула. Ей снились братья. Проснувшись, принцесса осмотрелась вокруг и направилась к пруду. В отражении она увидела своё измазанное лицо и поспешила умыться. Затем Элиза продолжила свой путь по лесу, думая о том, что бог не покинет её.

На следующий день принцесса встретила в чаще старушку с корзиной ягод. Она рассказала девушке, что вчера видела неподалёку одиннадцать лебедей в золотых коронах.

Простившись со старушкой, принцесса продолжила своё странствие и оказалась у бескрайнего моря, на котором не было ни одной лодки. Беспрестанность волн, шлифующих камни, вдохновила Элизу и она решила не сдаваться. Кроме того, на берегу девушка обнаружила одиннадцать лебединых перьев, а уже вечером увидела стаю лебедей, летящих друг за другом. Птицы обосновались недалеко от Элизы, их оперение спало, и вместо птиц на берегу оказались одиннадцать прекрасных принцев — это были братья девушки.

Принцесса вскрикнула, узнав родных, и они узнали сестрицу. Все обрадовались и бросились в объятия друг друга. Лишь когда эмоции поутихли, братья поведали, что сотворила с ними злая королева: весь день братья вынуждены быть лебедями, превращаясь в людей лишь ночью. Элиза же гадала, как освободить принцев от чар мачехи.

На следующий день принцы снова стали птицами и улетели. Лишь самый младший из них остался с Элизой. Но уже вечером прилетели и все остальные. Братья объяснили: проблема заключалась в том, что принцы могут возвращаться на родину лишь раз в году, когда день достаточно длинный, чтобы успеть перелететь море. Ведь если лебеди превратятся в людей над водой — им не выжить. И сейчас, когда они наконец-то нашли свою сестру, принцы должны улетать. И они предложили Элизе отправиться с ними, на что девушка ответила согласием. Целый день через непогоду и опасные горы летели лебеди с сестрой. И в последний момент перед закатом солнца принцы успели приземлиться на крошечный утёс, тем самым обезопасив себя. Лишь утром лебединая стая отправилась дальше. Под вечер они приземлились на скале с пещерой, где и заночевали.

И приснилась Элизе фея, удивительно похожая на повстречавшуюся ей в лесу старушку. Она рассказала, как спасти братьев: нужно нарвать особой крапивы, которая растёт у пещеры и на кладбищах, размять её, изготовить нити и сплести из них одиннадцать рубашек для братьев. Главное условие — молчать на протяжении всей работы. Любое слово, произнесённое девушкой, погубит принцев. Проснувшись, Элиза принялась за работу. Братья поняли, что принцесса стала немой ради их спасения и сочувствовали ей всем сердцем. Девушка стала работать не покладая рук.

Случилось однажды охотникам наткнуться на убежище принцессы и принцев, когда там была только Элиза. Присутствовавший среди них король был восхищён красотой девушки и решил помочь ей, увезя в свой дворец. Из-за того, что принцесса не могла говорить, ей пришлось повиноваться. Во дворце Элиза лишь плакала и думала о братьях. К тому моменту король уже огласил принцессу своей невестой. Чтобы порадовать Элизу, король сделал комнату, всю завешанную зеленью и крапивой, чтобы это напоминало девушке о прошлом жилище.

Элиза полюбила доброго и красивого короля, но не забывала и о своей работе. Ей пришлось пойти на кладбище, чтобы раздобыть ещё крапивы. Там она видела ужасных ведьм, пожирающих тела из свежих могил.

На кладбище Элизу заметил архиепископ, ранее высказавший своё предположение о том, что немая красавица — ведьма. Сейчас же он был уверен в её нечестивости и рассказал об этом королю. Король не хотел верить в это, но после слежки за принцессой ему ничего не оставалось, как поверить. Он отдал право решения народу, а они решили сжечь красавицу. Пока Элиза находилась в заточении, её отыскал младший брат. И уже на заре у дверей замка появились братья-принцы, требовавшие разговора с королем. Но взошло солнце — братья исчезли.

Красавицу везли к месту казни, но даже тогда она не прекращала своей работы и молилась. Телегу окружили одиннадцать белых лебедей, чтобы помешать народу причинить вред принцессе. Наспех завершив работу, девушка надела на братьев рубашки, и перед всем народом предстали принцы. Лишь у младшего оставалось лебединое крыло, потому что принцесса не успела доделать рукав рубашки.

Элиза объявила о своей невинности — ей поверили, ведь чудо, произошедшее с её братьями, видели все. Старший из братьев рассказал обо всём, что произошло с ними. И тогда рядом расцвёл благоухающий куст с белым цветком на верхушке. Именно его сорвал король, а затем приложил к груди Элизы, чтобы возлюбленная пришла в себя.

Отзыв 

(370 слов) Моё мнение о сказке «Дикие лебеди» неоднозначно. С одной стороны, конфликт разрешился удачно: братья были спасены, а Элиза обрела любовь. С другой стороны, злая королева не была наказана за свои поступки, король так и не узнал о судьбе своих детей. Именно поэтому концовка сказки вызывает двойственные чувства – радость и недоумение. Однако же можно предположить, что Андерсен намеренно оставил финал открытым.

Подробные описания природы, яркие детали, драматизм событий и наличие волшебных мотивов во многом поспособствовали формированию моего впечатления о сказке «Дикие лебеди». Автор подчёркивает контраст красоты и благодетельности принцессы и ужас ситуации, в которую она попала. Ведьмы на кладбище, жабы, злая королева – всё это противопоставлено «доброму» миру: принцам, Элизе и неизвестной старухе. Это и привлекло моё внимание, ведь динамичность и многоплановость произведения держит читателя в напряжении до самого финала сказки.

Кроме того, главная мысль произведения Андерсена «Дикие лебеди» актуальна и по сей день: добро всегда побеждает зло и именно хорошие поступки приводят героев к обретению счастья. Судьба братьев-принцев заставляет задуматься над тем, что не стоит доверять слухам. Ведь король поверил лишь словам злой королевы, отказавшись от своих сыновей. То же самое произошло с Элизой, когда она вернулась домой: королева натёрла её соком грецкого ореха так, что даже король не признал в ней собственную дочь. Но если бы он приложил усилия, ситуация могла бы сложиться иначе. Отсюда следует мораль сказки «Дикие лебеди»: доверяй только тому, что сам видел и слышал, и не спеши принимать решение, ведь от этого может зависеть чья-то судьба. 

Чему же учит автор в сказке «Дикие лебеди»? Андерсен заставляет задуматься над тем, что добро всегда оборачивается добром. Несмотря на все трудности и препятствия на пути, Элиза и её братья были спасены. Также автор намеренно подчёркивает, что именно Элиза спасла братьев и именно принцы спасли её. Если бы их не было друг у друга, возможно, дети короля навсегда бы остались несчастными.

Мне понравилась сказка Андерсена, потому что она несёт в себе важный для общества посыл. Более того, запоминающиеся детали, разнообразие персонажей и ситуаций, необычный сюжет делают сказку интересной и интригующей. Открытый финал позволяет читателю самому поразмыслить над тем, как в дальнейшем сложится судьба героев: будет ли наказана королева, признает ли свои ошибки король, останется ли младший брат с одним лебединым крылом. Таково мое отношение к сказке «Дикие лебеди».

Автор: Татьяна Булычева

Сказки Братьев Гримм известны по всему миру своими захватывающими сюжетами и тонко выверенными нравственными поучениями. Фантастические создания, борьба добра со злом и стремление к справедливости – всё это является отличительными характеристиками произведений немецких братьев-писателей. Многомудрый Литрекон представляет краткое содержание одной из самых занимательных сказок Братьев Гримм. Сюжет произведения «Живая вода» поможет узнать обо всех основных событиях сказки в сокращении, а также познакомит с главными героями. 

Краткий пересказ

(628 слов) Произведение «Живая вода» начинается с тяжёлой болезни одного короля, которому уже и не пророчили выжить. Трое его сыновей были опечалены происходящим и пытались найти способы помочь умирающему отцу. В королевском саду один старик подсказал им, что королю помочь может лишь живая вода – волшебная жидкость, которая быстро вылечит короля. 

Несмотря на предостережения старика о том, что достать магическую воду очень трудно, и на наказы отца остерегаться опасностей, старший из сыновей отправился на поиски спасительного средства. Однако королевич стремился не вылечить отца, а завоевать его признание, чтобы престол впоследствии достался именно ему. 

Разыскивая живую воду, старший сын повстречал карлика. Недолгий диалог закончился тем, что королевич оскорбил карлика, а тот, разозлившись на гордеца, «послал ему вслед недоброе пожелание». Вскоре после этого королевич застревает в горном ущелье, не имея никакой возможности выбраться.

И больной король, и младшие братья ждали старшего королевича, но он так и не возвращался. Тогда средний сын отправился на поиски живой воды. Но и этот королевич жаждал заполучить престол, а не помочь собственному отцу. Второй сын отправился по тому же пути, встретил того же карлика и также грубо обошёлся с ним, получив недобрые пожелания вслед. Как и старший брат, средний застрял в ущелье. 

Тогда и младший из братьев отправился искать спасительное средство. Однако младший королевич не повёл себя высокомерно, не оскорбил карлика и за это получил от него наставление о том, как найти путь к живой воде. Карлик сказал найти заколдованный замок, прутом, который он дал, трижды постучать в дверь, тем самым открыв её, бросить хлеб львам, найти и набрать живую воду, а затем уйти до двенадцатого удара, после которого ворота закроются снова.  

Королевич сделал всё так, как ему было сказано. Однако внутри он нашёл заколдованных принцев и забрал у них хлеб и меч. Королевич также повстречал девицу-красавицу, которая пообещала стать его женой и отдать ему своё королевство, если он вернётся сюда через год. Младший сын также увидел прекрасную постель и уснул на ней, чуть не проспав время закрытия ворот. Королевич чудом успел проснуться, набрать воду и убежать, когда ворота начали закрываться, оторвав кусок его пятки. 

На обратном пути королевич вновь встретил карлика, указавшего на великую силу меча и хлеба, которые прихватил из замка младший сын: хлеб никогда не кончается, а меч побеждает всех врагов. Королевич попросил карлика указать ему путь к братьям. Карлик освободил старшего и среднего сыновей, но наказал младшему опасаться их. 

По дороге домой братья застали три страны в разрухе и упадке. Тогда младший королевич предложил каждому из властителей хлеб и меч, которые помогли их государствам восстановиться. Братьям также плыли на корабле, где средний и старший задумали подставить младшего, чтобы завоевать любовь отца, а после его смерти – и престол. Королевичи подменили живую воду на морскую, оставив спасительное средство у себя. И так, когда братья прибыли домой и младший подарил воду отцу, тот выпил лишь горькой воды, захворав ещё сильнее. Старшие же братья дали отцу настоящую живую воду, убедив короля в том, что младший желал навредить ему. Братья угрожали младшему королевичу, грозились через год отобрать и его суженую. 

Король со всем своим двором приняли решение убить младшего королевича. Для этого с ним на охоту послали егеря, но тот не смог так поступить с королевичем и отпустил его. Тем временем в королевство доставили три повозки с драгоценностями от трёх королей, которым когда-то помог младший из сыновей. Когда король понял, что его обманули, он призвал вернуть младшего королевича домой. 

Оба брата по очереди отправились за невестой, но ни одного из них к ней не пустили. А вот младший королевич добрался до девицы-красавицы, где они и сыграли свадьбу. Вскоре молодая королева рассказала мужу о том, что его разыскивает родной отец. Младший королевич поехал к отцу и рассказал о том, что же на самом деле произошло, когда братья отправились на поиски живой воды. Что касается старшего и среднего сыновей – они сбежали и больше никогда не возвращались в королевство. 

Отзыв

(258 слов) Сказка «Живая вода» – это история о  героизме и бескорыстности младшего королевича, который стремился спасти жизнь своему отцу. Преодолевая трудности и рискуя собственной жизнью, младший из сыновей оказывается единственным, кто преследует благородные цели.

Моё впечатление о сказке «Живая вода» сложилось лишь в самом конце произведения, когда всё встало на свои места. Сказка в очередной раз показывает, что добро побеждает зло, несмотря на все препятствия. Произведение наполнено глубоким эмоциональным подтекстом. Каждое из событий заставляет читателя переживать, пугаться и даже недоумевать — мое мнение о героях менялось на протяжении всего повествования.

Сказка, наполненная элементами фантастики, обращает внимание читателей на весьма жизненные темы. Одна из них – тема горделивости и высокомерия. Старшие братья поплатились за свою грубость и тщеславие, а младший – вежливый и доброжелательный – был вознаграждён. Этот пример показывает, что люди получают то, что заслуживают. Но чему учит сказка «Живая вода»? Тому, что нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Королевич или простолюдин – всегда нужно оставаться человечным. Такова главная мысль сказки.

Сказка «Живая вода» заставляет задуматься над проблемой корыстолюбия. Алчные старшие братья готовы оклеветать младшего королевича, присвоить его заслуги, жениться на его избраннице лишь ради владения престолом когда-то в будущем. А младший из братьев совершает подвиги, чтобы помочь отцу. Он даже вызволяет горделивых братьев из ущелья, хотя мог бы один купаться в лучах славы. И главное – все получают по заслугам. Отсюда и мораль сказки – за добром следует награда, а за злом – наказание. 

Мне понравился посыл Братьев Гримм, пронесённый через всё произведение: даже если правда сокрыта под ложью, она обязательно обнаружится позднее. Таково мое отношение к сказке «Живая вода». 

Автор: Татьяна Булычева

«Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина была написана в 1833 году.  В ее основе лежит простонародный сюжет, который автор облачил в стихотворную форму. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке», которое пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы. Это история о том, до чего может довести человеческая жадность и потакание собственным прихотям.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Старик – добрый, слабовольный мужчина, рыбак.
  • Старуха – жена старика, жадная, сварливая женщина.

Другие персонажи:

  • Золотая рыбка – волшебная рыбка, морская владычица.

О чем «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина?

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» краткое содержание для читательского дневника:

Старый рыбак умудрился поймать волшебную рыбку, та стала просить его отпустить ее на волю. Рыбак был добрым человеком и выпустил рыбку. Но когда он рассказал об этом своей жене, та страшно рассердилась и сказала, что нужно было попросить хотя бы другое корыто.

Рыбак попросил у рыбки деревянное корыто, но вслед за корытом бабке понадобилась изба, потом она захотела барствовать, затем быть правительницей, и, наконец, владычицей всех морских глубин и чтобы рыбка ей подчинялась.

Когда рыбка услышала последнюю просьбу, то молча вернулась в море. А старик увидел старуху перед жалкой избенкой и с разбитым корытом.

Вывод:

Правильно говорят, что жадность человеческая не знает предела. А добрый старик подчинялся жадной и злой старухе, которая его совершенно не ценила. Если добро будет подчиняться злу, то подобное добро страшнее всякого зла.

Другая «Сказка о золотом петушке» Пушкина была написана в 1834 году. Это последнее сказочное произведение писателя, в котором он обнажает многие человеческие пороки и напоминает, что за все свои поступки рано или поздно придется держать ответ.

Короткий пересказ «Сказки о рыбаке и рыбке»

Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин:

У синего моря жил старик со своей женой. Жили они в ветхом доме тридцать лет и три года. Муж, чтоб питаться занимался ловлей рыбы, в один из дней он вылавливает рыбку, да не простую, а золотую. Эта рыбка молвила человеческим языком и могла выполнить три любых желания поймавшего ее человека.

Старик отпускает рыбку в море, не требуя от нее никакой награды, исполнения желаний и возвращается в свой дом. Дома он все рассказывает старухе – жене и та как принялась бранить его, заставляя вернуться к морю, чтобы хоть корыто у рыбки выпросить новое. Старик повинуется супруге и идет к морю, там рыбка его успокаивает и говорит, что все исполнит: «Не печалься, ступай себе с Богом».

Вернувшись к своему дому, он действительно видит у старухи новое корыто. Но алчность жены становится все сильнее и сильнее, запросы ее становятся все выше и выше. Она вновь отправляет мужа к морю и требует сначала для них двоих, а потом только для себя все больше и больше благ.

В момент прихода старика к рыбке, море от спокойного превращается в штормящее. Став дворянкой старухе становится этого мало. Она начинает призирать своего мужа, забыв о том, что данный мужчина источник ее успеха и изгоняет его в конюшню конюхом.

Одно из последних желаний, с которым старик должен идти к рыбке, было таковым, что жена не хочет оставаться просто вольною царицей, она хочет быть «владычицей морскою», а сама рыбка золотая должна у нее быть в услужении. Рыбка, услышав такое желание, ничего не сказав скрылась глубоко в воду. Придя домой, муж увидел вновь ветхую избу, разбитое корыто и свою старуху.

Данная сказка учит ценить то, что у нас есть. Не перегибать палку в своих желаниях, т.к. все может вернуться на круги своя. Так же в произведении можно увидеть, как человек получая власть, не может справиться с собой и становится алчнее и злее. Сказка учит тому, что нельзя добиваться цели ущемляя другого. Читая это произведение Пушкина, вспоминается пословица – остаться у разбитого корыта – что значит погнаться за большим и в итоге остаться ни с чем.

Всеми любимая и известная с детства сказка, имеющая глубокий смысл. Поэт в стихах четко передал характер каждого героя, а также поучение.

Читайте также: Произведение в стихах «Сказка о царе Салтане» Пушкина, написанное в 1831 году. Произведение представляет собой удивительно лирическую, яркую и образную историю. Краткое содержание сказки «О царе Салтане» для читательского дневника повествует об истории царя, которого пытались, разлучить с семьей, но справедливость восторжествовала.

Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» с цитатами

Рассмотрим подробнее, о чем «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин краткое содержание:

«У самого синего моря» в ветхой землянке жил старик со своей старухой. Вместе они прожили долгую жизнь – ровно «тридцать лет и три года». Старик промышлял рыбной ловлей, а старуха пряла пряжу – тем и жили.

Однажды старик отправился к морю ловить рыбу. Дважды он закидывал невод, но вытаскивал лишь тину да траву морскую. На третий раз в неводе оказалась рыбка, но не простая, а золотая.

Рыбка принялась умолять старика отпустить ее обратно в море. Взамен же она обещала выполнить любое его желание. Старик не на шутку испугался – он рыбачил много лет, но никогда «не слыхивал, чтоб рыба говорила». Сжалившись над рыбкой, он отпустил ее в синее море без откупа.

Старик рассказал о великом чуде своей старухе, и та принялась его что есть силы бранить – их старое корыто раскололось, а он даже не подумал попросить у рыбки новое.

Отправился старик на берег и увидел, как «море слегка разыгралось». Он принялся «кликать золотую рыбку», и та явилась на его зов. Старик попросил у нее новое корыто для старухи, и она согласилась выполнить его просьбу. Но, получив корыто, жадная старуха еще сильнее принялась ругать своего мужа-простофилю, который не догадался попросить у волшебной рыбки новую избу.

Делать нечего, вновь побрел старик к синему морю, которое еще более помутилось. Он позвал золотую рыбку, поклонился ей в пояс, и передал просьбу жены. Та согласилась выполнить и это желание.

Вернулся старик, и вместо старой землянки увидел прекрасную новую избу. Но и этого было мало сварливой старухе. Едва увидев мужа, она тут же погнала его назад, к морю: «Не хочу быть чёрной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!».

Отправился старик опять звать рыбку. Та спокойно выслушала новую просьбу старухи, и пообещала выполнить ее. Старик был немало удивлен, когда увидел вместо избы прекрасные хоромы, в которых восседала его жена «в дорогой собольей душегрейке» и командовала многочисленными слугами. Увидев мужа, старуха прикрикнула на него и «на конюшне служить его послала».

Но и этого оказалось мало жадной и завистливой женщине. Спустя время она вновь послала старика к синему морю передать рыбке новое свое желание: «Воротись, поклонися рыбке: не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей».

Старик испугался, просил супругу одуматься, но та и слышать ничего не хотела. Пошел он к потемневшему морю на поклон рыбке. Она пожалела старика, и пообещала сделать старуху царицей.

Вернувшись обратно, старик с удивлением увидел вместо боярского терема царские хоромы. Старуха в роскошных одеждах восседала на троне, возле нее стояли грозные стражники, а прислуживали ей «бояре да дворяне». На старика она даже «не взглянула, лишь с очей прогнать его велела».

Прошло время, «ещё пуще старуха вздурилась». Послал она слуг за мужем, и приказала немедленно передать рыбке, чтобы та сделала ее «владычицей морскою». Узнав, что старуха возжелала стать ее царицей, рыбка ничего не ответила, «лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море».

Старик еще долго стоял на берегу, дожидаясь ответа. Когда же он вернулся обратно, то увидел свою старую землянку, а на пороге – старуху с разбитым корытом…

Заключение

Сказка учит добру и справедливости. За хорошие поступки человек всегда получает вознаграждение, в то время как жадность, коварство и зависть способны разрушить его жизнь.

Это интересно: Сказку «Цветик-семицветик» Катаев написал в 1940 году. Краткое содержание сказки «Цветик-семицветик» для читательского дневника поможет задуматься над идеей рассказа о волшебном цветке и вспомнить подробности истории.

Видео мультфильм Сказка о рыбаке и рыбке

Краткое содержание сказки «Золотая рыбка» или «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника расскажет поучительную историю о добром, но бесхарактерном человеке и его сварливой хозяйке. Сказка учит тому, что, если запросы всё растут, можно остаться у разбитого корыта.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 141. 

Маленькие и большие секреты страны Литературии

УКМ «Перспектива»

Смотри также:

5. Подготовьтесь к конференции на тему «Чистые родники русской классики»

Найдите портреты русских писателей и поэтов.

Коллаж портретов русских писателей можно посмотреть в конце статьи.

Составьте краткий рассказ о жизни и творчестве полюбившегося писателя.

Краткий рассказ о жизни и творчестве Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в своём имении Ясная поляна. Он был четвёртым ребёнком в семье.

Будущий писатель рано осиротел. Ему не было 3 лет, когда умерла мать, а когда мальчику было 9 лет, умер и отец.

Семья переселилась в Казань, где Лев поступил в Императорский университет, который так и не закончил.

В 1847 году Толстой возвращается в Ясную поляну, а позже переезжает в Москву. 

Важной вехой его биографии стала служба на Кавказе, которая подарила писателю множество ценнейших наблюдений. Он участвовал во многих сражениях, а когда началась Крымская война, отправился в Дунайскую армию.

Свои впечатления писатель выразил в «Севастопольских рассказах».

За храбрость писатель получил несколько орденов и медалей.

Оставив военную службу, писатель много путешествует по Европе. А потом сосредотачивается на литературной деятельности.

Одновременно Толстой занимается вопросами народного образования. Он устраивает в Ясной поляне школу, пишет «Азбуку» состоящую из множества поучительных рассказов и басен для детей.

Вершиной творчества писателя стал выход в 1873 году романа «Война и Мир». Позже появляются не менее известные его произведения «Анна Каренина» и «Воскресенье». Они закрепили за Толстым звание лидера отечественной и мировой литературы.

В конце жизни Толстой занялся проповедничеством. Он стал вегетарианцем, занимался физическим трудом, раздал большую часть своего состояния. Он помогал голодным и критиковал православную церковь, за что был отлучён.

7 ноября 1910 года великого писателя не стало.

Краткий рассказ о жизни и творчестве Александра Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье.

Детство писателя большей частью прошло в имении Захарово. Он рос мечтательным, малоподвижным ребёнком.

Всё изменилось, когда в 1811 году Пушкин отправляется учиться в Царскосельский лицей. Там он находит верных друзей и талантливых педагогов, которые помогли поэту выбрать правильный путь в жизни.

В лицее появляются первые стихотворения Пушкина, которые высоко оценил Гавриил Державин, светило русской поэзии.

После окончания лицея, Пушкин остается в Петербурге, поступает на службу, но все силы бросает на творческую деятельность.

Его острые стихотворные произведения приводят к конфликту поэта с властью, и Пушкина несколько раз ссылают. Сперва в Кишинёв, откуда поэт поехал на Кавказ через Крым. Потом в Михайловское, имение семьи Пушкиных.

Во время ссылок поэт не прекращал литературной деятельности. На юге были написаны «Бахчисарайский фонтан» и «Руслан и Людмила». В Михайловском писался «Евгений Онегин».

В начале 1830-х годов поэт увлекается народными сказками и пишет несколько стихотворных сказок, в которых легко угадываются народные мотивы.

Он живет в имении Болдино и много работает. Этот период жизни поэта стал самым продуктивным в его творческой деятельности. В Болдино были написаны многие прекрасные стихотворения, «Медный всадник», «Пиковая дама», и многие сказки.

Умер Александр Сергеевич Пушкин очень рано. Он погиб на дуэли 10 февраля 1837 года. Ему было всего 37 лет.

Краткий рассказ о жизни и творчестве Михаила Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. В детстве он много болел, а его образованием и лечением занималась строгая и властная бабушка. 

В 16 лет Лермонтов поступил в Московский университет, но отучился там всего два года. После этого Лермонтов переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков.

Там он начал писать свои первые стихотворения, в том числе ставший знаменитым «Парус».

Когда в 1837 году Лермонтов услышал о смерти Пушкина, он написал гневное стихотворение «На смерть поэта», вызвавшее сильное недовольство властей. Лермонтова арестовали и сослали на Кавказ.

Он пробыл на Кавказе всего несколько месяцев, но полюбил горы. Там поэт начал писать поэмы «Мцыри» и «Демон».

Спустя несколько месяцев Лермонтов возвращается в столицу, но через два года его вновь отправляют на Кавказ. На этот раз после незаконной дуэли.

Именно там Лермонтов начинает работу над романом «Герой нашего времени», ставшим вершиной его литературного творчества.

Но 27 июля 1841 года Лермонтов погибает на очередной дуэли. Великому поэту было всего 26 лет.

Прочитайте наизусть запомнившиеся стихотворения.

Можно прочитать наизусть стихотворения Лермонтова «Утёс» и «Парус», Пушкина «Зимний вечер», Тютчева «Гонимы вешними лучами», Фета «Осень» и любые другие.

Кратко перескажите 2-3 прозаических произведения.

Пример пересказа полюбившихся произведений Льва Толстого можно посмотреть по ссылке.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

Старик жил в ветхой избушке со своей старухой. Из всего добра у них было только разбитое корыто.

Однажды старик поймал в море золотую рыбку, но пожалел её и отпустил, ничего не прося взамен.

Старуха отругала старика и отправила его к морю просить у рыбки новое корыто.

Но этим дело не ограничилось. Следом старуха потребовала новый дом, потом пожелала стать дворянкой.

С каждой просьбой золотая рыбка всё менее охотно помогала старику, а старуха всё нещаднее его угнетала.

Она стала царицей и захотела быть морской владычицей, чтобы властвовать над золотой рыбкой.

Этого рыбка не стерпела и ничего не ответила старику на последнюю просьбу. А когда тот вернулся назад, то увидел свою старую избушку и разбитое корыто, возле которого горько плакала старуха.

Сделайте выставку книг.

Список книг для выставки «Чистые родники русской классики»

  1. Пушкин А. «Сказки»
  2. Лермонтов М. «Бородино»
  3. Лермонтов М. » Стихотворения»
  4. Толстой Л. «Рассказы и сказки».
  5. Толстой Л. «Детство»
  6. Тютчев Ф. «Избранная лирика»
  7. Крылов И. «Басни»
  8. Некрасов Н. «Железная дорога».
  9. Одоевский В. «Мороз Иванович»
  10. Гарин-Михайловский Н. «Детство Тёмы»

1

  • Очень короткий рассказ хемингуэй
  • Очень краткий пересказ рассказа дубровский
  • Очень короткие сказки на ночь для детей
  • Очень красивая по английски как пишется
  • Очень короткие сказки пушкина