Материалы для сочинения на тему: «Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?» 11 класс
Источник: 4ege.ru
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
Искусство – это неотъемлемая часть нашей жизни. Оно даёт человеку пищу для размышлений, помогает в трудной ситуации и просто доставляет эстетическое наслаждение читателю или зрителю. Вдохновение можно отыскать даже в мелочах: в шелесте листьев кто-то услышит прекрасную музыку, чьи-то выразительные черты лица могут стать потрясающим портретом, а реплики случайных прохожих – поэзией. Нельзя допускать, чтобы в погоне за материальными ценностями, мы забывали о духовных, потому что они обогащают человека и делают его интересной личностью и яркой индивидуальностью. Именно поэтому нужно смотреть спектакли, ходить на выставки и концерты, читать книги. Мне бы хотелось остановиться на двух произведениях художественной литературы, которые, на мой взгляд, достойны внимания моих сверстников.
Во-первых, это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором переплетается несколько сюжетных линий. Писатель размышляет о вечном противостоянии добра и зла, причём Воланд, «князь тьмы, дух зла и повелитель теней», не вызывает у читателя неприятия. Напротив, булгаковский герой оказывается достаточно мудрым и во многих ситуациях очень справедливым. Так, например, он держит свои обещания и помогает Маргарите увидеться с возлюбленным, после того как девушка согласилась стать королевой бала Сатаны. Кроме того, М.А. Булгаков создаёт правдоподобный портрет жителей Москвы 30-х годов. Он подчёркивает, как тяжело приходилось творческому человеку, чьи произведения не публиковались по цензурным соображениям. На мой взгляд, вымышленное литературное общество МАССОЛИТ – это и есть настоящее воплощение зла, потому что по вине бездарных членов этой организации разрушаются судьбы по-настоящему талантливых писателей. Также в повествование органично вплетаются главы из романа самого мастера. Мы узнаём историю бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Иешуа считает, что люди по природе своей добры, но сами не осознают этого. По его мнению, трусость – самый страшный порок, который убивает человечность, именно с ним нужно бороться в первую очередь. Малодушие проявляет и прокуратор, потому что он не смог спасти Иешуа, и до конца своих дней испытывал из-за этого угрызения совести. Нельзя также не восхититься силой любви главной героини, которая отказывается от безбедного существования рядом с состоятельным мужем ради несчастного мастера и в конечном счёте разделяет его судьбу. Таким образом, в романе М.А. Булгакова поднимается множество важных философских проблем, и он заставляет задуматься о многих вещах, не теряющих актуальности. На мой взгляд, с этим произведением следует ознакомиться каждому человеку, который хочет научиться лучше понимать других людей и самого себя.
Во-вторых, я бы хотела порекомендовать своим друзьям роман немецкого писателя Э.М. Ремарка «Три товарища». Автор рассказывает о жизни так называемого «потерянного поколения» – это молодые люди, на мировосприятие которых оказала значительное влияние Первая мировая война. Солдаты-фронтовики, буквально вырванные из обычной мирной жизни и брошенные в жерло страшных событий, не могли справиться со своими душевными травмами после войны. Они чувствовали себя опустошёнными и не видели смысл своего дальнейшего существования. Главные герои произведения Э.М. Ремарка пытаются просто жить, выполняя привычные действия, любить и ценить друг друга. Наверное, именно эта взаимопомощь и поддержка помогала Роберту Локампу, Отто Кестеру и Готтфриду Ленцу выживать в тяжёлых условиях. Когда читаешь этот роман, то понимаешь ценность настоящей дружбы. Для персонажей Э.М. Ремарка – это священный и нерушимый союз, и ради своего товарища можно пожертвовать самым ценным, что у тебя есть. Главные герои работают в автомастерской, и ещё одним настоящим другом они считают гоночный автомобиль, которого называют Карлом. Именно эта старая машина совершенно неожиданно для всех оказывается непобедимой на любых гонках. Вовсе не удивительно, что Отто, владелец Карла, очень ценил его и ни за что на свете не согласился бы лишиться верного товарища. Однако герой, не задумываясь, продаёт автомобиль, чтобы прислать деньги Роберту. Кестер надеется, что тем самым он сможет на какое-то время продлить жизнь больной туберкулёзом возлюбленной лучшего друга. «Три товарища» – это трагическая история, которая никого не сможет оставить равнодушным. Я бы порекомендовала её друзьям, потому что этот роман доказывает, насколько бесценны для человека любовь и дружба, преданность и сострадание.
В заключение хочется сказать, что чтение художественной литературы может быть не только полезным, но и весьма увлекательным занятием. Читателю запоминаются те произведения, которые вызывают у него сильные эмоции, заставляют сопереживать героям. На мой взгляд, «Мастер и Маргарита» и «Три товарища» держат в напряжении до самой последней страницы, а также позволяют переоценить свои ценности и взглянуть на мир с другого ракурса.
Купить Мастер и Маргарита. Коллекционное иллюстрированное издание
Связанные страницы:
Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут)
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского» (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)
Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар» (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница» (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота» (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка» (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»
Рубрика: Сочинения по литературе
Короткие и несложные эссе по книгам из школьной программы по литературе. Здесь день ото дня копятся все темы, которые веками задают Нины Васильевны.
Автор: Самый Зелёный · Published 24.10.2021
Сочинение: Мое отношение к героям «Слова о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» — один из самых древних памятников русской литературы. Это произведение полно загадок и тайн, которые до сих пор пытаются разгадать лингвисты и литературоведы. Также оно имеет интересную и удивительную историю:…
Автор: Самый Зелёный · Published 24.10.2021
Сочинение: Особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов)
(399 слов) Чтобы разобраться в особенностях поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», следует определить само понятие поэмы как литературного жанра. Поэма – это значительное по объёму лиро-эпическое или лирическое стихотворное произведение. Для этого…
Автор: Самый Зелёный · Published 24.10.2021
Сочинение: Описание Дона в романе «Тихий Дон» (М. А. Шолохов)
(589 слов) Роман «Тихий Дон» получил своё название благодаря великой и могучей реке. Образ Дона в произведении пропитан мифологичностью. Как отмечали многие исследователи, Дон боготворили древние славяне и даже приносили ему жертвы. Это река,…
Автор: Самый Зелёный · Published 24.10.2021
Сочинение: Позиция автора в романе «Тихий Дон» (М. А. Шолохов)
(602 слова) М. А. Шолохов воссоздал целую галерею образов, которые настолько сильны и выразительны, что встали в ряд с основными гигантами мировой литературы. «Тихий Дон» — это роман о судьбе народа в переломную эпоху….
Автор: Самый Зелёный · Published 23.10.2021
Сочинение: Характеристика одного из героев повести «Бедная Лиза» (Н.М. Карамзин)
(556 слов) Николай Михайлович Карамзин был известным российским историком и литератором эпохи сентиментализма. Одним из главных произведений этого писателя является повесть «Бедная Лиза«. Автор очень наглядно продемонстрировал раскрытие чувств персонажей. Чтобы сделать это, Карамзин…
Автор: Самый Зелёный · Published 23.10.2021
Сочинение: «И крестьянки любить умеют» (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)
(553 слова) Известная повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» была опубликована в 1792 году в «Московском журнале». Именно это произведение принесло русскому автору небывалую славу. Николай Михайлович затронул моральную, философскую и социальную проблематику в…
Автор: Самый Зелёный · Published 23.10.2021
Сочинение: Берг и Вера в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
(596 слов) Одним из наиболее грандиозных произведений мировой литературы является роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Над его созданием писатель трудился на протяжении семи лет. В своем романе автор описал жизнь русских людей…
Автор: Самый Зелёный · Published 22.10.2021
Сочинение: Деревня в рассказе «Матренин двор» (А.И. Солженицын)
(457 слов) Александр Исаевич Солженицын был известным русским писателем и правозащитником. Многие творения этого писателя рассказывают читателю правдоподобно историю великой страны. В своих произведениях Александр Исаевич стремился рассказать о непростых условиях жизни простого народа, о…
Автор: Самый Зелёный · Published 22.10.2021
Сочинение: Русская природа
(288 слов) Леса дремучие, реки, озера, горы высокие и холмы, степи и поля, животные необычайной красоты, в недрах земли нефть и газ, полезные ископаемые – богата русская природа и уникальна. Россия занимает огромную территорию,…
Автор: Самый Зелёный · Published 21.10.2021
Сочинение: Тимохин в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
(461 слово) Одной из важнейших книг Льва Николаевича Толстого является роман-эпопея «Война и мир», который получил мировую славу и принес выдающему писателю невероятную популярность. Роман-эпопея «Война и мир» является уникальным произведением не только в…
Итоговое сочинение: структура, регламент, подготовка
Итоговое сочинение по русскому языку — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ.
Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы.
Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить.
Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику:
✅ допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку,
✅ до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).
При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы.
Существует пять критериев оценивания:
- соответствие теме,
- аргументация (привлечение литературного материала),
- композиция и логика рассуждения,
- качество письменной речи,
- грамотность.
Итоговое сочинение позволяет оценить грамотность, начитанность, умение анализировать. Чтобы хорошо его написать, нужны крепкая база по русскому языку и развитый литературный кругозор. В этом вам помогут курсы «Экстерната Фоксфорда». По промокоду RUS102021 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка за 10 класс, а по промокоду LITERA112021 неделю бесплатного доступа к курсу литературы за 11 класс. Готовьтесь к итоговому сочинению вместе с нами!
Из чего состоит итоговое сочинение
Структура работы предполагает вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение должны занимать примерно треть всего текста.
Если ваш ребёнок не знает, как писать итоговое сочинение, расскажите ему про примерный план работы.
План итогового сочинения
Часть 1. Вступление
Нужно написать главную идею и тезис будущей работы. Как правило, варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года. Это может быть согласие или несогласие с цитатой либо собственное мнение по теме. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. Вот несколько типичных клише для начала работы.
✅ «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этим понятиям».
✅ «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу».
Часть 2. Основной текст
Дальше в подкрепление тезиса приводятся аргументы с опорой на источники литературы. Нужно привести минимум два довода. Для плавного перехода к основной части можно использовать шаблонные фразы:
✅ «Хотелось бы вспомнить произведения художественной литературы, где раскрывается тема. ».
✅ «В доказательство рассуждений обращусь к художественной литературе. ».
Переход ко второму аргументу может звучать так:
✅ «Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. ».
Часть 3. Заключение
В конце необходимо подвести итоги и обобщить вышенаписанное. Возможные клише:
✅ «Обобщая сказанное, хочу сказать, что. ».
✅ «Таким образом, можно сделать вывод. ».
Как проходит итоговое сочинение
Как правило, итоговое сочинение пишут в стенах родной школы. Время написания итогового сочинения — три часа 55 минут. При проведении нельзя пользоваться какими-либо литературными источниками — нужно брать всё из головы.
Блоки направлений, которые ждут школьников в 2020–2021 учебном году:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Пять конкретных тем станут известны непосредственно на экзамене — за 15 минут до начала. Как правило, они сформулированы в виде вопросов: «Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла — сердце человека?» или «Должен ли человек смирять свою гордость?». Можно выбрать любую тему для написания сочинения.
Как готовиться к итоговому сочинению
Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать.
Изучите сайт ФИПИ
На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила.
Чтение литературы
Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом.
Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению.
Тренироваться
Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой.
В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.
Пишите подростку письма
Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.
Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.
Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.
Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом.
Резюме
Итоговое сочинение — допуск к ЕГЭ. Работа длится три часа 55 минут. Подростку нужно будет обозначить проблему в выбранной теме, раскрыть её с помощью аргументов и опоры на литературные источники, а затем сделать выводы.
Чтобы помочь ребёнку подготовиться к сочинению, вместе изучите сайт ФИПИ, разберите план написания и образцы, обсуждайте прочитанные книги и попробуйте вести переписку в бумажных письмах. Так одиннадцатиклассник научится выражать мысли в письменном виде, привыкнет к шаблону и придёт на сочинение во всеоружии.
Сочинения
В сочинение идет речь о восхищении природой и родной землей известного писателя.
Повесть «Тарас Бульба», написанная Николаем Васильевичем Гоголем, по праву считается одной из самых прекрасных в русской литературе. В центре повести мы видим героический и бесстрашный образ народа, который сражается за независимость и свободу. Никогда прежде народная жизнь не была .
08 декабря 2016
Краткое содержание рассказа Артура Конан Дойля «Горбун»
«Горбун» – история о маленьком человеке, которому испортили жизнь завистливые люди и предатели.
Рассказ повествует историю о жизни в небольшом городке Ольдершот, где была размещена воинская часть. Здесь убили полковника Джеймса Барклея, смерть которого всколыхнула всех жителей. Он был примерным семьянином и просто без ума был от своей жены Нэнси. Убитый пользовался уважением у своих .
28 октября 2016
Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
История о мелком незначительном человеке, который хоть и после смерти, но отомстил своему обидчику, отобрав у него его шинель
К теме «маленького человека» обращались многие писатели и художники. Первым писателем, который затронул в своих работах эту тему, считается А.С. Пушкин. Именно его «Повести Белкина» являются началом развития «маленького человека» и представителем нового, .
28 октября 2016
Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «Прощание с Матерой»
Дарья Пинигина –сильная по духу женщина, которая притягивает к себе людей, и рядом с ней они набираются силы.
В основе сюжета произведения Распутина «Прощание с Матерой» лежит расставание с «малой родиной», где ранее жили деды и прадеды. А теперь этот кусочек земли, у которого есть свой незримый Хозяин, должен исчезнуть из-за строительства ГЭС. Автор талантливо показывает, как новый .
28 октября 2016
Внутренний мир «петербургского мечтателя» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»
История о добром и романтическом человеке, который восхищает своей чистой душой и интересным внутренним миром
Повествование в произведении Ф.М. Достоевского «Белые ночи» ведется от имени романтического героя. Его неспроста назвали «петербургским мечтателем», ведь он живет в своем маленьком мире отстраненно от всех. Таких людей, как он, сейчас довольно редко встретишь, да и .
28 октября 2016
Идея сказки в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»
Идея автора заключается в том, что счастье приходит к тем, кто «видит скрытое» в повседневных заботах и мелочах
В пьесе бельгийского писателя Мориса Метерлинка «Синяя птица» описываются приключения брата и сестры из семьи бедного дровосека. Митиль и Тильтиль отправляются на поиски волшебной синей птицы. Говорят, что эта птица является символом счастья и любви. По сюжету сказки синяя птица .
28 октября 2016
Мое впечатление от книги В. Тендрякова «Хлеб для собаки»
Сочинение описывает колоссальные впечатления после прочтения рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки».
Произведение В. Тендрякова «Хлеб для собаки» является автобиографичным и пронизано страшными воспоминаниями событий 1933 года. Это было страшное время голода и нищеты. Страна переживала процесс «раскулачивания». Людей, так называемых «врагов народа», отправляли .
28 октября 2016
Краткое содержание В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
Рассказ «Хлеб для собаки» создан на реальных событиях, а именно из воспоминаний автора о своем тяжелом детстве, на которое оставил свой отпечаток период послереволюционной России.
Детство Владимира Тендрякова проходило в период послереволюционной России, поэтому в его памяти сохранился весь ужас того времени. Именно эти воспоминания и послужили основой для рассказа. На примере одного поселка автор показал жизнь всего государства. Действие произведения разворачиваются в .
28 октября 2016
Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»
Матрена – главное действующее лицо рассказа, которой пришлось пережить немало горя и несправедливости
В центре произведения А.И. Солженицына «Матренин двор» простая деревенская женщина – Матрена Васильевна, которая проработала всю жизнь в совхозе и прожила в нищете. Замуж героиня вышла еще до революции. С первого дня супружеской жизни она принялась за домашние хлопоты. Но на .
28 октября 2016
Характеристика литературного героя Чимши-Гималайского Николая Иваныча (по рассказу А.П. Чехова «Крыж
Главный герой Николай Иванович – человек, которому присущи алчность и самолюбие, поэтому ради мечты стать богатым помещиком он отказался от семейного счастья и друзей
Чимша-Гималайский Николай Иваныч является главным героем произведения. О нем рассказывает своим друзьям – учителю гимназии Буркину и помещику Алехину –его брат, ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Заветной мечтой Николая Иваныча, доброго и кроткого человека, становится .
28 октября 2016
Тема первой любви в произведении И.С. Тургенева «Первая любовь»
Повесть «Первая любовь» покоряет своей искренностью, эмоциональностью и задушевностью, где показана самая первая и настоящая любовь.
Произведений, которые описывают тему любви и расставаний, представлено очень много. Все они разные: это и комедии, и трагедии, и мелодрамы. Тему первой и самой настоящей любви раскрыл особенно ярко и красиво в своем произведении И.С. Тургенев под названием «Первая любовь». С одной .
28 октября 2016
Краткое содержание повести Тургенева И. «Первая любовь»
«Первая любовь» – история о возникновении и развитии самой прекрасной и светлой любви главного героя.
Действия повести разворачиваются в 1833 году. Главный герой – Володя, шестнадцатилетний парень, который живет со своими родителями в подмосковной даче. Он тщательно готовится к экзаменам в университете. По соседству с ними поселяется княгиня Засекина со своей дочерью. Парень сразу обратил .
ПОДЕЛИТЬСЯ
Как путешествия могут изменить человека? тема №101 3 примера готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022 с аргументами из литературы и литературными произведениями.
Посмотреть аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», а также вы можете посмотреть темы итогового сочинения 2021-2022.
Итоговое сочинение ЕГЭ 2022 на тему как путешествия могут изменить человека?
В жизни человека может быть много путешествий. Больших и маленьких, интересных и утомительных, лёгких и сложных. Есть мнение что из путешествия люди возвращаются не такими, какими были раньше. Действительно ли путешествие меняет человека?
Однозначно ответить нельзя, так как как человеком преследуются разные цели. Путешествие обогащает личность, делает разносторонней, оставляет в памяти приятные воспоминания, расширяет кругозор, даёт возможность познакомиться с новой культурой.
Странствия открывают новые имена и тайны, меняют отношение к жизни. Попробую в этом разобраться. Литература прославилась немалым количеством произведений, в которых герои путешествовали, познавая мир, меняя свои взгляды и совершенствуясь. Например, в произведении А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» главный герой путешествует от одной планеты к другой. Во время странствий он знакомится с жителями этих планет, их привычками, укладом жизни, системой ценностей. Все они очень разные и вместе помогают понять принцу важное. Например, то, что самого главного невозможно увидеть глазами. Более того, он приобрёл важный опыт и понимание истинных ценностей, освоил важность заботы в своём доме и о тех, кто ему доверился. Каждый из жителей планет — иллюстратор к определённому восприятию смысла жизни. Так лис научил его дружить. Чтобы подружиться, нужно создать узы, нести ответственность за отношения. Мальчик понял, что не хочет, как пьяница, находиться в плену своей страсти и в тоже время страдать от неё. Маленький принц освоил много полезных вещей и изменил своё отношение к жизни. В произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» главный герой также отправляется в путешествие. Он знакомится с истинным положением народа, наблюдает вседозволенность помещиков и чиновников. Конечно, для героя это встреча с ужасами и несправедливостями крепостного права стала нравственным потрясением. Жители деревни рассказывают, что шесть дней круглосуточно и без отдыха работают на барщине и только седьмой посвящают себе и своей большой семье.
Плачевное состояние дорог, городских построек, рассказы местных наводят повествователя на размышления о корыстолюбии, вреде чинопочитания, причинах пьянства. Путешествие преображает личность рассказчика, открывает ему глаза на беззаконие, порождённое крепостным правом. Главным героем овладевает внутреннее негодование, огорчение и ужас.
Таким образом, путешествия играют важную роль в жизни человека, помогают понять её смысл, увидеть то, что может изменить его мировоззрение, дают понять, какие ценности следует искать на жизненном пути и как относиться к неудачам и потерям. Путешествия — это уникальная возможность познать себя и открыть новые грани окружающего мира.
Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №2
Мир полон приключений и интересных памятников культуры. Путешествовать любят многие люди. Это закономерно, ведь хочется отдыхать, узнавать новое в культуре народов, стран. Но может ли путешествие изменить мировоззрение человека, повлиять на его мысли? Для ответа на данный вопрос стоит рассмотреть некоторые тезисы.
Путешествие – способ расширить представления о жизни. Это мнение находит подтверждение в русской литературе.
Стоит вспомнить повесть «Очарованный странник», которую написал Н.С. Лесков. В неё герой по фамилии Флягин много путешествует по стране. Он был в разных землях, видел жизнь кочевых татар, познакомился с их обычаями. В сцене, когда Иван Флягин видит соревнование татар, он решает сам попробовать себя и свои силы в непростом «задании». Он садится напротив татарина, и они бьют друг друга кнутами. Победителем стал Флягин. Он оказался у татар, где ещё лучше узнал их позицию. С ней он был не согласен, т.к. имел свои взгляды на жизнь. Однако Иван научился у татар тому, что нужно ценить свою землю и своих людей, чтить традиции. Также Флягин осознал мысль о том, что важно уважать других людей. Иван изменил мировоззрение, потому что он попадал в разные ситуации. И они были возможны благодаря путешествиям, в которых был герой повести. Оставался бы он на одном месте, то вряд ли смог бы расширить свои взгляды и осознать многие важные для честной жизни истины.
Как видно, путешествие позволяет увидеть обычаи других народов, что способствует осознанию многих вещей. Включая и любовь к своей земле. Путешествие способно не просто повлиять на взгляды человека, но и может научить его разбираться в людях.
Примером написанному выше служит роман «Мёртвые души», который нередко величают поэмой в прозе за красоту и величие описания русской природы. Николай Гоголь сумел показать глазами пройдохи Чичикова Русь. Герой путешествует. Он оценивает характеры и нравы. Города и поместья помещиков всегда отличаются друг от друга, потому что имеют свой темп жизни, свои условия проживания. И всё это влияет на характеры людей. Чичиков учится находить подходы к разным людям. И в этом плане ему помогают путешествия. Павел Чичиков изучает характеры. Он интересуется ситуациями, происходящими во владениях помещиков. Чичиков хитёр, но он постоянно узнает новое, потому что человек – существо уникальное, которое можно годами изучать, так и не поняв полностью его природу и ход неординарных мыслей. Чичиков также оценивает местность. Он начинает многое понимать в поведении людей, анализируя их места проживания. При этом Павел открывает для себя красоту природы. И это важный момент, который помогает ему отдыхать от дел.
Путешествия помогут любому человеку увидеть много нового, научиться разгадывать характеры людей.
Завершая свои мысли, напишу вывод. Мировоззрение человека может поменяться, если он будет много путешествовать. Новые люди, обычаи, другая обстановка – всё это накладывает печать перемен на людей. Путешествия вдохновляют, позволяют видеть то, что раньше осталось незамеченным людьми.
Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №3
Путешествия меняют мировоззрение человека — это факт, который известен с давних пор. Веками люди отправлялись в дорогу, чтобы набраться ума и опыта, узнать много нового и интересного. В пути мы находим себя и новые пути реализации того, что в себе открыли. Подтверждение этому мы находим в литературных произведениях.
Изменения в характере путешественника мы можем наблюдать в диалектике души Ивана Флягина, героя повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Персонаж всю жизнь провел в странствиях и извлек много полезного из своих приключений. Сделать это ему помогла феноменальная открытость. Он охотно общался с людьми и был восприимчив к их мудрости. Это и помогло ему усвоить уроки, данные ему дорогой. Он изучал традиции и характеры окружающих, мотал на ус поучительные эпизоды и делал выводы. Несмотря на то, что образования Иван не имел, он стал зрелым и умным собеседником, знающим жизнь не понаслышке. Он побывал и среди татар, и в средней полосе России, и на Кавказе, и в столице. Его богатый опыт был интересен слушателям. Благодаря ему Иван стал хорошим проповедником и состоялся на духовном поприще. В путешествии он приобрел такие качества характера, как открытость, терпимость, любознательность.
Метаморфозы характера путешественника мы видим и в образе Макара Чудры, героя одноименного рассказа М. Горького. Он отличается внимательностью, любознательностью и нестандартным мышлением. Его взор проникает в суть вещей. Так, он вовсе не завидует тем, кто ведет оседлый образ жизни. Макар утверждает, что они — рабы своей земли, собственность своей собственности. Они зависимы от зоны комфорта и привязаны к ней так, будто ею ограничивается весь мир. В этом их главная ошибка. Они сознательно лишают себя шанса узнать о том, что происходит вокруг, поэтому в их судьбе ничего не меняется. Они не знают о новых возможностях и перспективах. Совсем по-другому живет Макар. Он счастлив и свободен, ведь странствует по свету и узнает новую информацию каждый день. Это помогло ему стать мудрее. Каждый его день — это открытие, а не рабское преклонение перед материальными ценностями.
Таким образом, путешествия могут изменить человека в лучшую сторону. Он приобретает в дороге опыт и уникальные знания, которые развивают его личность. Те, кто повидал мир, отличаются высоким уровнем эрудиции и многочисленными навыками адаптации в иных условиях.
Аргументы для сочинения:
А. Грин в повести «Алые паруса» описал жизнь Артура Грэя — юноши, который предпочел морское дело дипломатической службе. Артур ушел в море юнгой, многому научился и со временем стал капитаном своего собственного судна. Читатель становится свидетелем эволюции его характера. Инфантильный мечтатель, рожденный с серебряной ложкой во рту, превращается в сильного мужчину, который сам может себя обеспечить. Если бы Артур остался под родительским крылом, его мир был бы ограничен поместьем и бытом аристократа с его условностями и рамками. А в море он увидел многое и освободился от предрассудков своей среды. Поэтому он не увидел ничего плохого в союзе с обычной девушкой из Каперны. Богатый дворянин избрал дочь бедного моряка себе в спутницы. Кроме того, мы видим и необыкновенную мудрость героя: он научился делать чудеса своими руками. Высокий уровень развития Артура — это следствие его кочевого образа жизни.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы отчетности в 2021 году итоговое Сочинение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В рамках данного направления нужно будет продемонстрировать знание книг, в которых поднимается тема дороги. Задание не из простых! Зато тематика достаточно узкая, что позволяет абитуриенту сориентироваться и правильно организовать подготовку. Конкретные темы, понятные аргументы, известные книги — тут все прозрачно, а это главное.
Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир». Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы все еще остаются непредсказуемыми и коварными. Помните, что каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые варианты тем и сочинений для подготовки, так что заходите к нему.
Направления итогового сочинения 2021-2022 года (+ комментарий)
Считать цивилизацию трагедией может только пещерный человек, так что не совсем ясно, зачем это слово присутствует в формулировке. Если кто-то так думает, то может смело отказываться от смартфона, интернета, туалетной бумаги и других атрибутов цивилизации, которая столь трагична и безысходна. А если серьезно, то в рамках данного направления итогового сочинения 2021-2022 года нужно продемонстрировать знание книг, где речь идет о научном прогрессе и его влиянии на природу, человека, общество, планету, будущее. А их в школьной программе можно пересчитать по пальцам, так что мы опять будем креативить и искать аргументы в других источниках.
Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо четко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.
Литрекон предполагает, что для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.
Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть все что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем не ясно, что может придти в голову тому, кто придумает по нему темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска. Пока оно кажется максимально провальным.
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления. Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: «Портрет», «Анна Каренина», «Тапер», «Гранатовый браслет», «Лес», «На дне», «Господа Головлевы», «Чайка», «Ионыч» и т.д.
По опыту выпускников прошлых лет, темы сочинений могут быть неоднозначными и непонятными. Готовясь только к одному направлению итогового сочинения, выпускник рискует на экзамене получить сложную цитату, неправильно определить её смысл и получить незачет.
Можно сделать упор на 2-3 направления и проработать остальные, чтобы представлять, какие произведения можно привести в аргументации в форс-мажорной ситуации.
Как писать итоговое сочинение 2021: план действий и лайфхаки
Во-первых, прочитать и проанализировать необходимую литературу.
Во-вторых, научиться правильно оформлять каждую часть сочинения (отработать план итогового сочинения).
Чтобы успеть подготовиться ко всем направлениям, рекомендуем начинать подготовку с сентября и в ноябре уже активно практиковаться.
Какие произведения прочитать для итогового сочинения
Забвению не подлежит
- М.Ю. Лермонтов “Бородино” (читается за 2 минуты)
- А.А. Ахматова “Реквием” (4 минуты)
- “Слово о полку Игореве” (18 минут)
- М.А. Шолохов “Судьба человека” (38 минут)
- А.С. Пушкин “Капитанская дочка” (150 минут)
Я и другие
- А.И. Куприн “Чудесный доктор” (читается за 15 минут)
- К.Г. Паустовский “Телеграмма” (15 минут)
- М. Горький “Старуха Изергиль” (34 минуты)
- В.И. Солженицын “Матренин двор” (38 минут)
- А.И. Куприн “Олеся” (120 минут)
Время перемен
- С.А. Есенин “Я усталым таким ещё не был” (читается за 2 минуты)
- А.А. Блок “Двенадцать” (6 минут)
- Н.А. Некрасов “Поэт и гражданин”” (25 минут)
- А.П. Чехов “Ионыч” (25 минут)
- М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени” (200 минут)
Разговор с собой
- “Война и мир” (фильм 2016 от ВВС)
- “Герой нашего времени (2006)
- “Мастер и Маргарита” (2005)
- “Отцы и дети” (2008)
- “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” (1979)
“Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”
- А.П. Чехов “Тоска” (читается за 6 минут)
- А.П. Чехов “Душечка” (25 минут)
- А.П. Чехов “Попрыгунья” (35 минут)
- В.П. Астафьев “ Конь с розовой гривой” (40 минут)
- Дж.Роулинг “Гарри Поттер”
Идеальный объем декабрьского сочинения – 350-400 слов
- Мысли по выбранной теме, подводящие к тезису
- Тезис
- Речевой мостик к аргументу
- автор и название произведения
- пересказ четкой ситуации
- микровывод
Вступление лучше не делать большим, потому что оно лишь подводит к самому важному – к своей позиции (тезису).
Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:
- Пример тезиса: “Я считаю, что важно и нужно помогать человеку в трудной ситуации, потому что в такой ситуации может оказаться каждый из нас”.
- Пример речевого мостика: “Для доказательства своей позиции приведу примеры из литературы”.
То есть в тезисе нужно обозначить своё мнение по теме. Распространенная ошибка: чрезмерное расширение тезиса. Помните: всё сказанное в тезисе должно быть проиллюстрировано в аргументе. Нужно показать абсолютно все аспекты: если вы в аргументе покажете только часть тезиса, то будут сняты баллы по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения». Поэтому не нужно стараться написать своё мнение на несколько предложений. Скорее всего, подобрать такой аргумент просто не получится.
Какие произведения можно использовать для аргументации? Подойдет русская, зарубежная, современная или несовременная литература. Можно использовать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.
Идеальное количество аргументов в итоговом сочинении – 2. Так мы набираем нужное количество слов и не растягиваем сочинение, не используем слабые аргументы и не допускаем ошибки.
В аргументе нужно пересказать определенную ситуацию, не нужно пересказывать всё произведение. Также не нужно писать размыто: “В этом произведении главный герой проявил доброту по отношению к своим друзьям”. Нужно показать конкретную ситуацию, что он сделал.
В микровыводе мы описываем, как приведенный аргумент доказывает нашу позицию (не тему сочинения!).
- Кроме произведений можно посмотреть фильмы и сериалы. Они помогут освежить в памяти прочитанные произведения.
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку наполовину состоит из итогового сочинения. Отличия лишь в том, что в сочинении ЕГЭ по русскому авторскую позицию мы формулируем самостоятельно, а в итоговом сочинении она уже дана. Готовясь к итоговому сочинению, вы готовитесь и к сочинению ЕГЭ.
- Можно не читать 4 тома “Войны и мира”, а обойтись короткими рассказами А.П. Чехова, Рэя Брэдбери и других авторов. Так за несколько вечеров сможешь сделать базу для аргументации в итоговом сочинении.
- Ведите литературный дневник. Вписывайте в него все прочитанные произведения и ситуации, которые можно использовать для аргументации.
- Не гонитесь за количеством прочитанных произведений. Главное – уметь пользоваться литературным материалом для аргументации. Одно произведение ≠ одно направление итогового сочинения. Используйте каждый текст по максимуму.
- Используя план итогового сочинения, не забывайте про творчество. Эксперт выше оценит работу, от которой не будет ощущения, что её писал робот.
Темы итогового сочинения 2021-2022
Как известно, итоговое сочинение пишут у себя в учебном заведении, то есть в школе, лицее
Разрешено взять:
— документ, удостоверяющий личность;
— ручка (гелевая или капиллярная с чёрными чернилами);
— лекарства и питание;
— специальные технические средства (для участников ОВЗ, детей инвалидов, инвалидов).
Запрещено брать:
— средства связи;
— фото-, аудио-, видеоаппаратуру;
— справочные материалы;
— письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
— собственные орфографические и толковые словари;
— тексты литературного материала для использования в сочинении.
Тогда тебя имеют право не допустить к экзамену. Время никак не продлевается, инструктаж не проводится. В общем, опаздывать на итоговое сочинение нельзя.
А если нарушить порядок во время экзамена?
Нарушитель удаляется из аудитории, и на него составляется акт. Работа в таком случае не проверяется, а вопрос о повторном допуске к экзамену решает педагогический совет.
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение. Оно должно состоять из трёх основных частей:
I. Вступление (60−70 слов). Здесь нужно отразить идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (200−250 слов), включающая несколько подпунктов:
а) Тeзис 1 (20−30 слов):
— дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нecкoлькo);
— микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo);
— лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли.
б) Тeзис 2 (20−30 слов):
— дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нecкoлькo);
— микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo);
— лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли.
III. Заключение (60−70 слов)
Также в интернете ты легко найдёшь готовые клише, аргументы, примеры введения и заключения для итогового сочинения и другие полезности. Литературу, которая пригодится в подготовке к каждому из направлений итогового сочинения 2020/2021 учебного года, мы собрали в этом документе.
Итоговое сочинение 2021-2022 ЕГЭ официальные направления для тем
За итоговое сочинение можно получить «зачёт» и «незачёт». Прежде чем начать проверку ИС по установленным критериям, смотрят на его объём и оценивают, самостоятельно ли оно было написано.
Рекомендуемый объём итогового сочинения — от 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается, а вот если в сочинении менее 250 слов (включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачёт».
Итоговое сочинение нужно выполнять самостоятельно, списывание (даже небольших фрагментов) строго запрещено, как и воспроизведение по памяти чужого текста (чужой работы, текста, опубликованного в бумажном или электронном виде
Как получить высокую отметку за списанное сочинение: 5 шагов
Далее, если требования № 1 и № 2 выполнены, итоговое сочинение оценивается ещё по пяти критериям: «Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность». Критерии «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» также обязательны для получения «зачёта».
Сочинение должно соответствовать двум основным требованиям:
- Объём не менее 250 слов
Рекомендуемый объём — 350 слов, максимальный не оговаривается, но чем больше вы напишете, тем лучше. Если в сочинении будет 250 слов или меньше, его просто не будут проверять.
- Самостоятельность
Сочинение должно быть написано самостоятельно, без подсказок, списывания или использования заученных фрагментов чужого текста. Важно излагать собственные мысли. Цитирование допускается в небольших количествах.
Незачёт ставится, если на 100 слов допущено более 5 ошибок любого вида — и пунктуационных, и орфографических.
Советы по подготовке
Читайте
Чем больше вы прочитаете самых разных книг, тем больше у вас будет материала для рассуждения и аргументов.
Начните с литературы по школьной программе. Не бойтесь использовать «банальные» произведения и аргументы. Главное — не блеснуть оригинальностью, а правильно аргументировать мысль и не наделать фактических ошибок. Поэтому берите те произведения, в которых точно уверены. Если сомневаетесь — лучше не надо.
Используйте готовые списки произведений по направлениям итогового сочинения. Они уже подготовлены специалистами и выложены в интернет.
Не старайтесь найти универсальное произведение, в котором найдутся аргументы для всех тем. Такого не существует. Конечно, в объёмных произведениях — например, в «Войне и мире» — поднимается больше проблем. Но есть и короткие книги с разными темами и конфликтами: рассказы Чехова, «Котлован» Платонова.
Итоговое сочинение 2021: всё, что нужно о нём знать
Если не можете придумать, о чём написать, оглянитесь и посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один, напишите историю от лица предмета. Этот способ помогает снять напряжение и писательский блок.
Дальше переходите к более серьёзной подготовке. Выберите 5–10 тем из списка итогового сочинения 2020 года и к каждой напишите тезисы. Затем составьте план аргументов, как описано выше. Это нужно для того, чтобы не потерять мысль и не сделать логическую ошибку.
Если не получается логично и связно выразить свои мысли письменно — попробуйте наговорить ваши мысли на диктофон, а потом послушайте, запишите и отредактируйте то, что получилось.
Пишите так часто, как получается. Вы сформируете навык, перестанете бояться чистого листа, научитесь быстро формулировать тезисы и подбирать аргументы.
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
Разберемся, о каких же событиях, деятелях, достижениях и явлениях можно написать. Это могут быть исторические сражения, восстания, революции:
- Восстание декабристов
- Первая мировая война
- Гражданская война
- Великая Отечественная война
- Научные открытия, полет в космос
Хорошо, если вы собираете в свою копилку разные материалы. Выберите направление и начинайте набрасывать формулировки — темы-вопросы, темы-понятия, тезисы, темы-провокации, темы-цитаты.
Создайте банк произведений по сформулированным темам. Выберите небольшие произведения — очерки, рассказы. Между прочим, короткий литературный жанр действует на ребят сильнее, особенно очерки, ведь это практически документальный материал с элементами художественного произведения. К тому же, небольшие жанры читаются легче и быстрее.
«Дайте ребятам возможность формулировать личное мнение — без клише, без взрослых мыслей, без сочинительства — чтобы не порвать ткань настоящего сочинения».
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
Произведение Юрия Полякова «Сто дней до приказа» до сих пор интересно всем ребятам, даже тем, кто не очень любит читать. А с особым увлечением его читают молодые люди в армии.
«Какой еще опыт может быть у юного человека? Конечно же, опыт взаимодействия с ровесниками. Сюда же можно отнести тему отцов и детей. Обратите внимание на соединительный союз и — он означает, что начинать стоит не с противостояния, а, наоборот, с поиска точек соприкосновения».
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
Посмотрите вместе с детьми постановки по классическим произведениям:
- видеоспектакль-мюзикл «Бедная Лиза» Театра у Никитских ворот;
- видеоспектакль Театра Наций «Рассказы Шукшина».
Вспомните «Женский разговор» Валентина Распутина, дневники Печорина в «Герое нашего времени» Лермонтова, «Горе от ума» Грибоедова.
Итоговое сочинение 2021: как подготовиться
- А. Воронков объяснил школьные линейки без участия родителей
- Онищенко заявил о грандиозном изменении в ЕГЭ: учителя попросили
- Пензенские родители приняли участие во всероссийском собрании
- В Пензе назвали допустимую длительность школьных линеек
- В Пензенской области определились с форматом Дня знаний
- А. Воронков о средствах на антитеррор: Сразу найти невозможно
- Эхо осквернения: А. Воронков рассказал о патриотизме в школах
- В минобре назвали число школ с низкими результатами обучения
- В области следователи не подтвердили ни одного факта поборов в школах
- Пензенцам рассказали, перейдут ли школы на дистанционные уроки
В 2021 году тебе предстоит писать итоговое сочинение по русскому языку? Чек-лист (Инструкция) «Как написать итоговое сочинение в 2021 году» подготовлена специально для тебя! Ты сможешь легко и быстро понять структуру сочинения, как сформулировать тезис, найти подходящие аргументы (примеры из литературы), сделать правильные «связки», заключение. Уникальные (то есть, не списанные откуда-то, а специально созданные для Инструкции) сочинения-примеры помогут увидеть, как все эти структурные элементы используются в тексте сочинения и полностью раскрывают тему. Будь уверен в том, что с нашей Инструкцией ты отлично справишься с заданием «написать итоговое сочинение» и получишь высокие баллы!
Чек-лист (Инструкция) «Как написать итоговое сочинение в 2021 г.»
Вы легко справитесь с написанием итогового сочинения и получите высокие баллы, ведь в Чек-листе:
- приведены в качестве примеров эксклюзивные сочинения, написанные только для данной Инструкции по разным направлениям и чья уникальность подтверждена программой «Антиплагиат», (примеры четырех сочинений).
- понятно и просто рассматривается структура итогового сочинения;
- на примере конкретного сочинения подробно разбирается вступление, основная часть, заключение;
- четко показано, какие лучше использовать клише для формулирования зачина, тезиса, аргументов (примеров из литературы), как осуществлять связку между примерами и делать промежуточные выводы, как писать исчерпывающий вывод – общий по всей теме сочинения;
- Инструкция включает формулировку требований к итоговому сочинению 2021 года, направления сочинений, критерии сочинения, основные принципы подсчета слов в вашем сочинении, речевые клише (слова, которые можно использовать в сочинении), приведен список литературы по направлениям сочинения.
Помимо детального разбор сочинения на тему «Что помогает человеку верить в добро?», для рассмотрения предлагаются итоговые сочинения на следующие темы:
Направление: Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).
Итоговое сочинение (изложение) в 2021 году перенесено на 15 апреля.
Регистрация на участие в экзамене производится на основании письменного заявления учащегося. Заявление на участие в промежуточном экзамене (и на обработку персональных данных) необходимо написать не позднее чем за 2 недели до даты проведения экзамена. В некоторых регионах, например в Москве, подать заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) можно самостоятельно через онлайн-сервис.
Сам экзамен проводится обычно в школе. Проверка экзаменационных работ осуществляется школьными учителями, но могут быть привлечены и независимые эксперты.
В нормативных документах прописано, что проверка экзаменационных работ должна завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения). Оценивается итоговое сочинение (изложение) по системе «зачёт – незачёт». Если учащийся получает неудовлетворительный результат, то он может переписать работу, но не более двух раз в дополнительные сроки (первая среда февраля и первая рабочая среда мая). Дополнительные сроки предусмотрены также и для того, чтобы итоговое сочинение (изложение) смогли написать те учащиеся, которые отсутствовали на экзамене по уважительной причине.
Выбрать изложение вместо итогового сочинения могут следующие выпускники:
— обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
— обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
— обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Направления итогового сочинения 2021-2022
1. Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
2. Я и другие
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
3. Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
4. Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
1. Объём итогового сочинения – от 350 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов), итогового изложения – 250-300 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов).
2. Не допускается списывание из любых источников. Экзаменационная работа должна выполняться самостоятельно.
3. Экзаменационные работы должны оцениваться по критериям: для сочинения – 5 критериев, для изложения – 3.
В 2021 году, итоговое сочинение было перенесено с 5 апреля на 15 в связи с нестабильной эпидемиологической обстановкой. В РФ такого вида тестирование проводят несколько раз в году:
- 15 апреля 2021 года — основной срок;
- 5 мая 2021 года — дополнительная дата для учеников, получивших отрицательный результат, либо не явившихся на сочинение или не завершившие его написание по уважительным причинам в основной срок;
- 19 мая 2021 года — дополнительный день для учеников, получивших отрицательный результат, либо не явившихся на сочинение или не завершившие его написание по уважительным причинам 2 декабря или 3 февраля.
Чтобы принять участие в сочинении (изложении) в указанные выше даты, нужно подать заявление директору школы не позднее, чем за 2 недели до даты проведения:
- с 9 по 18 ноября 2021 года — для участия 2 декабря 2020 года;
- с 11 по 20 января 2022 года — для участия 3 февраля 2022 года;
- с 12 по 21 апреля 2022 года — для участия 5 мая 2022 года.
Для детей-инвалидов и учеников с ограниченными возможностями вместо сочинения проходит изложений. При этом темы (направления) не меняются.
Во время написания итогового сочинения выпускникам разрешается пользоваться толковыми и орфографическими словарями. Правда, их нельзя приносить из дома. Вся справочная литература выдается в школе. Также запрещается пользоваться коммуникационными устройствами: смартфонами, планшетами, аппаратурой, воспроизводящей аудио, фото и видео. Всевозможные заметки, личная литература и т.п. под запретом. Если они будут замечены на экзамене, выпускника удаляют из класса.
Сочинение является тестом на знание литературы. Как к любому экзамену, к нему предъявляются определенные требования. Например, сочинение не может содержать меньше 350 слов. Если выпускник сдал работу, объем которой не дотягивает до такого критерия, то он может не получить зачет по данному экзамену.
Особые требования предъявляются к тексту. Он не может быть заимствован, даже частично. Если комиссия заметит, что вы выучили чей-то текст и отразили в сочинении, вам не видать успешной сдачи экзамена. Члены комиссии могут любое сочинение проверить на плагиат.
Также не поощряется использование большого числа цитат. Применяя их, нужно обязательно указывать источники.
Если сочинение лишено логики и не соответствует теме, то выпускник вероятнее всего получит двойку. Тезисы и аргументация должны быть грамотно оформлены. Также оценивается умение использовать термины.
Официальные темы (направления) итогового сочинения на 2021-2022 учебный год
Министр просвещения России Сергей Кравцов объявил пять открытых направлений для тем итогового сочинения, которое все выпускники 11 классов будут писать в декабре. «Зачет» по итоговому сочинению является допуском к ЕГЭ.
В 2021 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (10 декабря) и Ф.М. Достоевского (11 ноября), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом году. Сами темы выпускники традиционно узнают уже непосредственно перед написанием, сообщили в пресс-службе ведомства.
— Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
— Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
— Преступление и Наказание — вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
— Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника).
— Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Выберите шрифт Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой
- Черным по белому
- Белым по черному
- Темно-синим по голубому
- Коричневым по бежевому
- Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель Вернуть стандартные настройки
Объявлены направления тем итогового сочинения для выпускников школ
Итоговое сочинение ворвалось в школьное образование в 2014 году. С тех пор оно ежегодно проводится в 11 классе в качестве допуска к единому государственному экзамену. Основной целью сочинения является проверка способности школьника самостоятельно мыслить и аргументировать свою точку зрения, опираясь на художественную литературу. Выпускники имеют право участвовать в ЕГЭ, получив зачет по декабрьскому сочинению.
В день проведения итогового сочинения выпускники должны прибыть в ППЭ для участия в испытании. Процедура проведения итогового сочинения идентична проведению ОГЭ и ЕГЭ. Перед тем, как попасть в аудиторию, каждый выпускник должен пройти через пропускной пункт: металлоискатель и паспортный контроль. Затем следует занять свое место в аудитории. Номер аудитории и место можно узнать у организаторов вне аудитории или на специальном стенде в ППЭ. Войдя в аудиторию, необходимо занять свое место. Рассадка происходит в шахматном порядке, чтобы каждый выпускник был в поле зрения камеры. Затем следует ждать указаний организаторов. Во время испытания выпускники имеют право выходить из аудитории по разрешению организаторов. При этом рабочие материалы необходимо сдать организаторам, а при возвращении взять обратно и продолжить работу.
Этот вопрос очень волнует школьников. Они надеются на то, что будут писать сочинение в стенах родной школы. Ведь итоговое собеседование как допуск к ОГЭ в 9 классе проходило именно в школе. Однако в 11 классе формат работы немного другой: он не требует индивидуальной беседы с каждым школьником. Поэтому проходить испытание будет в пункте проведения экзаменов. Такие пункты формируются в зависимости от количества участников экзаменов, территориальной доступности и аудиторной вместимости. Как узнать, где находится ППЭ? Об этом сообщит школьная администрация. Скорее всего, это соседняя школа, в которой задействованные в качестве аудиторий кабинеты оборудованы средствами видеонаблюдения.
Темы итогового сочинения формируются в соответствии с пятью направлениями. Направления озвучиваются в выступлении министра просвещения в начале сентября. С этого момента можно начинать интенсивную подготовку. Для начала необходимо разобраться с понятиями, которые станут основой для формулировки темы. Актуальные направления вы можете посмотреть у нас на сайте в разделе «К итоговому сочинению». Мы стараемся сделать жизнь выпускников более комфортной, поэтому разработали примерные темы в соответствии с направлениями, чтобы вы начинали готовиться уже сейчас.
Точные темы сочинения станут известны за 15 минут до начала испытания. Выпускник узнает их из контрольно-измерительных материалов, которые получит в аудитории. Материалы будут содержать 5 тем в соответствии с 5-ю направлениями. Выпускник может выбрать любую тему для написания работы. Важно верно вписать номер темы в бланки, чтобы проверяющие смогли правильно оценить работу.
Наступает самый волнительный момент – ожидание. В течение нескольких дней школьники не находят себе места от неизвестности и волнения. Ведь результаты будут доступны лишь через неделю. Все дело в том, что проверяет работы специально сформированная комиссия, члены которой прошли специальную подготовку. Состав комиссии небольшой, а работ выпускников много. Чтобы результаты были объективными, работы требуется тщательно проверить. Затем происходит подведение итогов и внесение результатов в электронную базу. Узнать свою участь выпускники смогут в образовательной организации, которую посещает выпускник. Кроме этого можно самостоятельно посмотреть количество набранных баллов на специальном электронном ресурсе для выпускников, введя свои данные (ФИО и дату рождения). Кроме самих результатов там публикуются и отсканированные бланки с сочинениями. На электронном ресурсе результаты появятся немного позднее, с разницей в 1-2 дня.
Объявлены темы итогового сочинения выпускников российских школ
Давно стало фактом то, что при несогласии выпускников с оценкой их экзаменационных работ они могут подать апелляцию. Иногда перепроверка работы может показать другой результат. Но этот результат не всегда является удовлетворительным: баллы могут измениться в меньшую сторону или остаться такими же. Несмотря на это выпускники часто используют такую возможность. В нашей ситуации всё по-другому. Процедура апелляции при проведении итогового сочинения не предусмотрена. Это связано с тем, что выпускникам дается максимум три попытки. Однако при получении повторного незачета школьники могут написать заявление о перепроверке работы другими экспертами.
“Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передаётся от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах…”
А теперь превратим это в темы.
“При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми…”
“Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задаёт сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя…”