Очарованный странник лесков сочинение рассуждение

Сопоставить творческую деятельность лескова с другими писателями xix века тяжело, так как писатель смотрел на жизнь совсем по-другому, и свое

Сопоставить творческую деятельность Лескова с другими писателями XIX века тяжело, так как писатель смотрел на жизнь совсем по-другому, и свое видение на мир пытался изобразить в своих произведениях. Одним из ярких примеров такого видения является «Очарованный странник», где четко показана необычайная судьба главного героя Флягина.  

У Ивана Северьяновича нет конкретной цели путешествия. Его широкая душа уживается со всеми. Он легко уживается с любым человеком, и готов жить по их законам. Даже, когда его закрыли в темной келье монастыря, он совсем не ропщет на судьбу, и в этом наказании видит светлые стороны. Однако, несмотря на то, что герой уживчив, надолго нигде не задерживается, и поэтому нам кажется, что Иван — легкомыслен и неверен себе, поэтому то и он и бродит по миру. Но это совсем не так.

Много раз Флягин показал свою преданность. Это проявлялось в эпизоде спасения семьи графа, а также в отношениях с князем и Грушей. А такое стремление к путешествиям говорило о том, что герой хотел узнать жизнь как можно глубже. Бывают моменты, когда Иван не отдает отчета в своих действиях, интуитивно полагаясь на жизненную мудрость. И высшие силы, видя, как он перед ними честен, оберегают его. Флягин неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Он спасается от погибели чудом, спасая коней, вытаскивая цыгана из петли, во время бегства из плена.

Главный персонаж всегда правдив не только перед собой, но и перед другими людьми. Когда Иван рассказывает о себе, то ничего не утаивает, потому что он открыт душой не только перед Богом, но и перед попутчиками. Сам он наивный и простой, но когда ведет борьбу с несправедливостью, то становится жестоким. Видя издевательство над птичкой, Иван наказывает кошку, отрезая ей хвост. Он готов умереть за свой народ и идет воевать вместо молодого человека, которого никак не хотят отпускать от себя родители.

В конце произведения Флягин оправдан и очищен от грехов. Он нашел успокоение в монастыре, как и предсказывал ему умирающий старец. На примере Ивана автор истинно русский характер, но герой совсем не показан в идеале. Он вместе с простотой и добротой мог быть и грубым и хитрым, иногда и жестоким. Совершая безрассудные поступки, персонаж приносил людям добро. Это говорит о безграничности натуры русского человека. В таком подходе к человеку  и состояло открытие писателя.

Сочинение 2

У Лескова имеется огромное количество разных произведений, которые заставляют задуматься над своей жизнью и над тем что и как нужно делать для того чтобы жить по-другому. Кроме этого практически все его произведения оставляют неизгладимое впечатление на каждого читателя. Еще со школы многие знают его произведения и с удовольствием их читают. И одной из них является произведение «Очарованный странник».

Главным героем является молодой человек по имени Иван, которому удалось повидать на своем веку очень много всего, и это было и хорошее и плохое. А все, потому что он постоянно путешествует по всему миру и видит все, что там происходит. Кроме этого находятся люди, которым нужна и требуется помощь, и наш главный герой всем помогает и никому не отказывает. И практически везде над ним издеваются, и нет ни одного человека, который бы его пожалел или прижал к груди. Обычно от всех он слышит только оскорбления и унижения. А ведь так иногда хочется услышать доброту и ласку. Но, не смотря на это, наш главный герой не изменился и не перестал быть добрым и отзывчивым человеком, который также во всем и всегда готов помогать всем. Его невозможно было сломать под всеми этими испытаниями. Конечно, бывали у парня нервные срывы, от которых страдали все окружающие. И он даже не понимал этого и никак не хотел с этим мириться. А вот отплачивать за все эти срывы ему придется намного позже.

Мужчина становится сильным и отзывчивым как раз в тот момент, когда это требуется. А ведь это может получиться не у каждого человека. И чаще всего Иван ошибается и принимает неправильное решение, но все равно ни о чем не жалеет и уверен, что сделал все правильно и если можно было бы все вернуть, то поступил бы также.

Совершая путешествия по всему миру, он понимает, что становится все больше и больше праведником. Есть некоторые поступки, о которых он даже не задумывался когда совершал, а потом уже жалеть об этом поздно, да и незачем трепать себе душу. Кроме этого он постоянно находится в поиске того, что ищет правильный путь и готов любому человеку отыскать тот правильный путь, который обязательно должен отыскаться.

При помощи искания себя он превращается в мудрого человека. И благодаря этому автор старается показать всем, что нужно искать разные пути для того чтобы решать свои проблемы.

`

По повести Очарованный странник

Популярные сочинения

  • Основные мотивы лирики Лермонтова

    Лермонтов Михаил Юрьевич – известный русский романтик, чьи произведения навсегда останутся не только в школьной программе, но и в умах людей, в истории человечества. Это грустный человек, чьи стихотворения были пропитаны

  • Патриотизм — сочинение-рассуждение

    Одно из самых сильных человеческих качеств – это любовь к Родине. Патриотизм не приобретается, он рождается вместе с человеком, с его кровью и молоком. Это невозможно объяснить научным методом.

  • Сочинение Искусство для 9 класса

    С искусством люди сталкиваются всю свою жизнь. Несмотря на то, что многие не пишут картины и музыку, не сочиняют романы и не танцуют главные партии в балете.

В центре повествования Иван Флягин, путешествующий по русской земле. Он находится в поисках правды и спокойствия души, которое, по его мнению, является настоящим человеческим счастьем. Герой представляет собой настоящего русского мужика. Иван изображен эдаким сказочным богатырем, сумевшим преодолеть все испытания и сохранить в своей душе доброту, интерес к людям, жизнелюбие, сострадание.
Подобно известным героям русских былин, Иван наделен огромной физической силой и крепостью духа. Это могучий мужчина, который ничего не боится и готов встретиться с любыми опасностями. Он сознательно подвергает свою силу испытаниям. Автор подчеркивает, что величие героя сочетается с искренностью, добродушием и, в какой-то степени, даже наивностью.
Иван Флягин многое повидал на своем веку, он прирожденный философ и умеет спокойно воспринимать и выдерживать жизненные невзгоды. Кроме этого, он старается облегчить судьбу других людей. Это лишний раз говорит о его большом сердце. Но не только людей способен понимать богатырь, он очень любит животных.
При этом Иван – человек гордый, он наделен острым чувством собственного достоинства. Герой готов скорее расстаться с жизнью, чем покориться чужой воле и стать рабом. Именно это толкает его совершить побег из дома и стать вечным странником.
Во время странствий Флягин любуется окружающей природой, чувствуя единение с ней. В пути он встречает разных люди, каждому старается помочь. Его отзывчивость граничит с самопожертвованием. Единственно важной целью богатырь считает оказание помощи всем, кто в ней нуждается. Он мечтает о светлом будущем для России и ее народа. Пройдя множество испытаний, Иван Флягин уходит в монастырь, чтобы там продолжать творить добро.

Иван Северьяныч Флягин – “очарованный странник”, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по его мнению, в спокойствии души. Само имя героя говорит о том, что он (Иван Флягин) – типичный, настоящий русский мужик. Однако внимательный читатель сразу понимает, что в отношении героя не все так просто, как кажется. Воспитанные на народных волшебных сказках, многие читатели понимают, что часто за скромной внешностью Иванушки-дурачка скрывается настоящий богатырь. Так и в своем произведении Лесков изобразил Ивана эдаким сказочным богатырем, который сумел преодолеть все выпавшие на его долю испытания и сохранил в своей душе гуманные чувства, доброту, жизнелюбие, неподдельный интерес к людям, чувство участия и сострадание.
С первых же строк повести автор представляет Ивана Флягина могучим, богатырского вида мужчиной: “Это был человек огромного роста, со смуглым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала проседь”. Ему за пятьдесят, но он – воин в прямом смысле слова, “добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца с прекрасной картины Верещягина”. Подобно персонажам русских сказок и былин, Иван Флягин обладает огромной физической силой и удивительной мощью характера. Он ничего не боится и готов подвергнуть себя любым испытаниям и опасностям, сознательно проверяет свою силу, которая “бьет через край”.
Иван Флягин – русский богатырь, правдоискатель земли русской

Перед тем как приступить к написанию сочинения, я заглянула в словарь и выяснила значение слова «богатырь». Мне интересно узнать, что общего и чем отличается Иван Флягин от былинных богатырей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитыча.
Я узнала, кто же такой богатырь? Наверное, это человек, обладающий огромной физической силой, любящий свою родину и народ, населяющий её, готовый постоять за него.
Что же сближает героя сказа Н.С.Лескова «Очарованный странник», Ивана Флягина, с былинными богатырями. Прежде всего, конечно же, физическая сила, выносливость, богатырский вид. Он человек огромной физической силы, смелый, мужественный, бесстрашный, искренний, отзывчивый к чужому горю. Иван Северьяныч, как и былинные герои, постоянно находится в дороге, в поисках своей правды. На его пути встречается много разных людей, которым он пытается помочь или быть полезным. Цель его жизни – облегчить страдания окружающих его людей, оказывать помощь всем нуждающимся.
Иван Флягин – патриот своей страны, наиболее ярко это проявляется в тот момент, когда он десять лет живет в плену у киргизов. Там он лечит людей и лошадей. Как бы они его не уговаривали остаться у них, его всё равно тянет на родину, он скучает по ней, тоскует. Вернувшись из плена помогает выбирать коней на ярмарках.
А с годами его патриотизм проявляется больше. Переживает за то, что может начаться война, а он не сможет принять в ней участие и умереть за родную землю. Это ли не сближает лесковского героя с былинными богатырями? Конечно, да.
Иван Северьянович очень талантливый. А в чём же проявляется его талант? Ну, прежде всего в том, что с детства очень любил лошадей, так как отец его был конюхом и с малых лет он находился с ним в конюшне. Иван хорошо разбирался в лошадях, знал, как с ними обходиться, считался одним из лучших в этом деле.
У нашего героя обострённое чувство красоты. Так как он описывает коней, читателю становится ясно, как он любит этих животных. Разве это не сближает его с былинными богатырями? На полотнах русских художников мы видим богатырей, сидящих на конях. Слово «богатырь» и «конь», как мне кажется, равнозначно.

План
1. Богатыри
2.Первое знакомство с героем
3.Причины считать Ивана богатырем
4.Каков он- истинный богатырь?
Мы привыкли к образу богатыря созданную различными жанрами произведений устного народного творчества. Именно из знакомства с былинным жанром мы усвоили для себя, что были истинные защитники земли русской: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Все они отличались недюжинной силой, были изрядно крупнее других людей своего времени. А главное обладали исключительными чертами характера: честолюбие, честь, справедливость, вера, желание быть полезным своему народу. Отчасти именно в таком ключе изображен и главный герой повести Лескова « Очарованный странник» – Иван Флягин.
Знакомство с ним происходит во время путешествия на пароходе по Ладожскому озеру. Там же мы узнаем и о его нелегкой судьбе. Рожденный в крестьянской семье, изначально отличающийся от других своим крупным телом Иван сразу стал выделяться из толпы. Совершив множество грехов, в которых он раскаивается, он нашел свое истинное призвание- служение Господу, именно через него он смог исполнить свой долг- приносить пользу людям.
Конечно, в первую очередь, именно благодаря своей силе, мы имеем право именовать его богатырем. Причем эта сила была использована им пусть и не осознано, но во благо, когда он, будучи еще юнцом, остановил повозку с господами. Второе не менее важное условие это его внешний вид: крупное телосложение, седая борода, даже сам Лесков открыто сравнивает его с Ильей. Возможно потому, что современникам Ивана так не хватало истинных сильных духом защитников, способных отстоять права простого народа. Отличительными качествами Флягина-богатыря были честность, доброта, именно следуя ей, он помог воссоединиться матери и ребенку, пошел воевать вместо двух юношей, которые не могли бросить своих стариков на произвол судьбы.
Но, пожалуй, самое главное- это постоянная тяга к русской земле, желание помочь людям. Ведь именно об этом грезил он находясь в плену у Турков, глядя на степные дали. Это являлось движимой силой для него во время сражений на Кавказе и совершения подвига (обязательный элемент любой богатырской жизни), за что он даже удостоился чести быть представленным к награде, и произведению в благородный чин. Отнюдь, мы не закрываем глаза на его жестокость, иначе нельзя назвать акт лишения жизни одного человека другим, в чем, кстати, тоже была заслуга его непомерного физического развития. Но мы так же осознаем то, что человек всячески старается искупить свою вину, он пытается стать лучше не для себя, а в первую очередь для других людей, и в этом тоже заключен его личный духовный подвиг.

Метки:
Н. С. Лесков
“Очарованный странник”
старая школа №35
1
1
1
1
1
Рейтинг 4.50 [2 отличной учебы]
Повесть «Очарованный странник» по праву считается одним из лучших произведений Лескова. Ему прекрасно удались русские типажи, которые оказывают впечатление на читателя.
В центре повествования Иван Флягин, путешествующий по русской земле. Он находится в поисках правды и спокойствия души, которое, по его мнению, является настоящим человеческим счастьем. Герой представляет собой настоящего русского мужика. Иван изображен эдаким сказочным богатырем, сумевшим преодолеть все испытания и сохранить в своей душе доброту, интерес к людям, жизнелюбие, сострадание.
Подобно известным героям русских былин, Иван наделен огромной физической силой и крепостью духа. Это могучий мужчина, который ничего не боится и готов встретиться с любыми опасностями. Он сознательно подвергает свою силу испытаниям. Автор подчеркивает, что величие героя сочетается с искренностью, добродушием и, в какой-то степени, даже наивностью.
Иван Флягин многое повидал на своем веку, он прирожденный философ и умеет спокойно воспринимать и выдерживать жизненные невзгоды. Кроме этого, он старается облегчить судьбу других людей. Это лишний раз говорит о его большом сердце. Но не только людей способен понимать богатырь, он очень любит животных.
При этом Иван – человек гордый, он наделен острым чувством собственного достоинства. Герой готов скорее расстаться с жизнью, чем покориться чужой воле и стать рабом. Именно это толкает его совершить побег из дома и стать вечным странником.
Во время странствий Флягин любуется окружающей природой, чувствуя единение с ней. В пути он встречает разных люди, каждому старается помочь. Его отзывчивость граничит с самопожертвованием. Единственно важной целью богатырь считает оказание помощи всем, кто в ней нуждается. Он мечтает о светлом будущем для России и ее народа. Пройдя множество испытаний, Иван Флягин уходит в монастырь, чтобы там продолжать творить добро.

Иван Северьяныч Флягин — “очарованный странник”, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по его мнению, в спокойствии души. Само имя героя говорит о том, что он (Иван Флягин) — типичный, настоящий русский мужик. Однако внимательный читатель сразу понимает, что в отношении героя не все так просто, как кажется. Воспитанные на народных волшебных сказках, многие читатели понимают, что часто за скромной внешностью Иванушки-дурачка скрывается настоящий богатырь. Так и в своем произведении Лесков изобразил Ивана эдаким сказочным богатырем, который сумел преодолеть все выпавшие на его долю испытания и сохранил в своей душе гуманные чувства, доброту, жизнелюбие, неподдельный интерес к людям, чувство участия и сострадание.
С первых же строк повести автор представляет Ивана Флягина могучим, богатырского вида мужчиной: “Это был человек огромного роста, со смуглым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала проседь”. Ему за пятьдесят, но он — воин в прямом смысле слова, “добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца с прекрасной картины Верещягина”. Подобно персонажам русских сказок и былин, Иван Флягин обладает огромной физической силой и удивительной мощью характера. Он ничего не боится и готов подвергнуть себя любым испытаниям и опасностям, сознательно проверяет свою силу, которая “бьет через край”.
Иван Флягин — русский богатырь, правдоискатель земли русской

Лесков в своей замечательной повести “Очарованный странник” формирует абсолютно неповторимый, несопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, до такой степени органично слившегося с переменчивой стихией жизни, что ему не боязно в ней запутаться.
Иван Северьяныч Флягин — “очарованный странник”; он “очарован” сказкой жизни, ее магией, потомуто для него в ней не имеется пределов. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь — неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия.
Повесть Лескова “Очарованный странник” была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения — жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.
Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому нашему спутнику… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…”,— пишет Лесков.
Но, несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз — и тогда, когда спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, — а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует по ее течению.
Но это — не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем.
И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он “всю жизнь погибал, но не мог погибнуть”, и объясняет это тем, что он — “большой грешник”, которого “ни земля, ни вода принимать не хочет”. На его совести — смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его “искушают бесы”. Но ни один из его “греховных” поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха — результат несчастного случая, Савакирея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство… Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. “Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла”, — умоляет его несчастная Груша.
У Ивана собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост как младенец, но, когда он борется с несправедливостью и со злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему “за народ очень помереть хочется”, и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители.
Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая “так живчиком и переливается” по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки. Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.
Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя — это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва. “Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис… Тут только я опомнился и пришел в страх, и руки у меня оторвались, и я полетел и ничего уже не помню…”
Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства попадает он в плен к татарам. В плену он тоскует по родине: “… домой хочется… тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, встану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи… Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.
Флягин — недюжинно наделенный и духовной и физической силой человек, для которого ничего неосуществимого нет. Секрет его силы, неуязвимости и поразительного дарования — все время испытывать радость — состоит в том, что он в любой ситуации поступает так, как этого требует обстановка. Флягин находится в гармонии с обществом, когда окружение слажено, он готов сразиться с лихом, встающим на его дороге.
На образе “очарованного богатыря” Ивана Флягина Лесков раскрывает перед нами качества русского национального характера. Данный персонаж далеко не безупречный, ему характерна противоречивость: он бывает и добросердечен, и беспощаден; и примитивен, и хитроумен; совершенен и несерьезен; поэтичен и дерзок. Иногда свершает безумные действия, но и доставляет людям добро. В образе Флягина весьма неплохо изображена широта русской натуры, ее, если можно так сказать, безмерность.

«Очарованный странник» является одной из самых интересных и своеобразных повестей Н. С. Лескова. Первоначально повесть называлась «Русский Телемак», что подчеркивало национальный характер героя и трудность его судьбы. Известно, что Телемак — сын Одиссея. Лесков хотел, вероятно, создать отечественную «Одиссею».

И действительно, где только не побывал Иван Северьянович Флягин! И в орловских поместьях, и в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках, и в Макарьеве под Нижним Новгородом, и на южном лимане, и на Кавказе, и в Петербурге, и на Ладоге. И везде смена профессий — от кучера до солдата и артиста, везде необыкновенные приключения. Их было столько, что хватило бы на несколько жизней.

Вторым названием повести стало «Черноземный Телемак». Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека «от земли», крепостного. Но и это название было изменено. Окончательный его вариант — «Очарованный странник» — делает акцент сразу на два слова: «странник» и «очарованный». Наше внимание переносится с приключений на совсем иные вещи.

Ведь странник — это не турист, не искатель приключений, не охотник к перемене мест. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни, как это делали герои некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Не зря Флягина часто одолевают «думы», а прозвище его — Голован.

Тяжкие испытания, страдания и горести ждут героя на его нелегком пути. Это настоящее «хождение по мукам», как сказано в Библии. Но необычность лесковского странника состоит в том, что он «очарованный», он живет не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни. Не случайно сам он считает себя «восхищенным человеком». Князь называет его «артистом», а слушатели на пароходе лестно отзываются о нем как об «очарованном богатыре». Это определение по-настоящему оправданно. Уже в первой главе взору пассажиров предстает «в полном смысле слова богатырь, и притом типично русский богатырь — простодушный, добрый, напоминающий Илью Муромца». Но важно не только внешнее сходство, а то, что вся его жизнь, его поведение в преодолении несчастий исполнены богатырским подвигом.

Герой Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовностью в любой момент пойти на риск, подвиг. Его отличает необыкновенная стойкость, сопротивляемость невзгодам, живучесть. Он говорит себе: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». И это действительно так. Достаточно вспомнить случай, когда он проваливается с лошадьми в пропасть, или эпизод, когда он бросается в ледяную воду под татарские пули, или страницы его жизни, связанные с азиатским пленом. Богатырство и внутренняя безмерная сила помогают ему оставаться живым и невредимым.

Иван Северьянович становится символом своего народа, самой России. Не зря о нем сказано в повести: «Русский человек со всем справится». Возникает такое ощущение, что сама история страны стоит за Флягиным: кочевье народа, конные переходы, татарское иго, крепостничество, походы на Каспий, войны с горцами на Кавказе, религиозные искания. И все вбирает он в себя. Когда он слышит голос духа: «Ополчайся», он собирается идти воевать. Он признается слушателям: «Мне за народ очень помереть хочется».

Повесть Н. С. Лескова не только о героическом, но и о прекрасном. Ведь чтобы быть готовым мужественно отстаивать свое Отечество, надо уметь видеть и ценить его красоту. А Флягину это дано в высшей мере. Ивана Северьяновича, артиста и художника в душе, прежде всего покоряет природа. Когда он попадает к монахам, он восторгается дорогой, по краям которой выросли «саженные березы», «и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный… «Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул…» Это детское воспоминание он пронес до своих поздних лет. А вот как он рассказывает о курской ночи: «По небу звезды как лампады навешаны, а понизу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает». Даже в плену он может залюбоваться степью: «Ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется». Восхищается Флягин и всякой живностью, встречаемой им. Таково его увлечение голубями. Какие нежные слова находит он для них: «Голубь был глинистого пера, а голубочка беленькая, и такая красноногенькая, прехорошенькая!»

Иван Северьянович волею судьбы оказывается нянькой ребенка, и нет границ его привязанности к маленькой девочке. Это слабое существо Флягин защищает сколько может, пока не приходит время отдать его матери. Странник способен оценить по достоинству чужие нравы и обычаи, совершенно не разделяя при этом взглядов «инородцев». «Я все эти любопытные примеры на ум взял», — говорит Голован.

А как он умеет слушать песню, «томную-претомную, сердечнейшую», которая «так за душу и щиплет, так и берет в полон». И все же самым большим очарованием лесковского странника долго оставались лошади. Он восторгается сильным характером лошади, ее «веселой фантазией», ее тяготением к степной воле, ее грустью, но более всего — ее красотой и совершенством. «Я в лошади красоту понимаю», — признается лесковский герой.

Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: «Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется».

Сама речь героя становится выражением еще одного его очарования — красотой языка и его богатством. А вся «очарованность» Флягина объединилась в его сознании в понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы кони — все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины — родной народ. И все это достойно очарования. Вот отчего Флягину-Головану, богатырю и очарованному страннику за них «очень помереть хочется».

Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря.

Вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но и родителей. На ваши вопросы отвечает Дощинский Роман Анатольевич, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования.

Как подготовиться к итоговому сочинению и на что обратить внимание во время написания?

Роман Анатольевич: Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма).

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, которые в дальнейшем будут частью композиционного фрагмента «я-высказывание».

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевых понятий, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщаются тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (собственные доводы и примеры из литературных произведений). Заключение – это подведение итога, выводы на основе приведенных рассуждений. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные лексические средства и грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

В чем его особенность и чем оно отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ?

Роман Анатольевич: Особенность итогового сочинения – в его литературоцентричности. Оно предполагает обязательное обращение к прочитанному литературному произведению, построение аргументации с опорой на хорошо знакомый литературный материал.

В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточной считается опора на один текст.

Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критерию № 1 (раскрытие темы сочинения), критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) и по одному из критериев № 3 – № 5.

Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется, за нее автоматически выставляется «незачет».

Остается мало времени. Какие ресурсы порекомендуете использовать для подготовки? В том числе, где ребенку посмотреть важные композиционные отрывки произведений, чтобы цитаты из этих отрывков можно было использовать в качестве аргументов в сочинении?

Роман Анатольевич: При подготовке к итоговому сочинению учащиеся должны пользоваться только проверенными, надежными учебными материалами, в том числе и открытыми информационными ресурсами. Среди них:

— Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.

— Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/; https://youtu.be/D8qFDDr02HE.

— Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598; https://mcko.ru/articles/2616; http://rcoi.mcko.ru/webinars/.

— Ресурсы МЭШ. При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия и т. д.

Что касается банка важных композиционных отрывков произведений, то его каждый выпускник создает прежде всего для себя. Наверное, нет ничего опаснее изучения целостного произведения по его фрагментам, трактовка которых изначально шаблонизирована. Это может привести к серьезным фактическим ошибкам в работах. Тем более рекомендации таких фрагментов произведений, как правило, связаны с разбором тематических направлений, а не тех конкретных тем, которые будут предложены на самом итоговом сочинении.

Ирина, здесь совет может быть только один: в процессе подготовки к итоговому сочинению необходимо повторить и систематизировать содержание центральных, ключевых произведений, изучаемых на уроках литературы в 9–11 классах. Не обязательно больших и событийных. К данным произведениям, например, относятся:

  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова (для тематического направления № 5),
  • «Медный всадник» А.С. Пушкина (для тематического направления № 2),
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова (для тематических направлений № 1 и № 3),
  • «Старуха Изергиль» М. Горького (для тематического направления № 3),
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова (для тематических направлений № 2 и № 5)

Скажите пожалуйста, каковы будут основные критерии оценки работы? И как можно оспорить результат, если мнение оценивающих будет не слишком объективно? Это ведь не математика и не физика…

Роман Анатольевич: Эксперты оценивают работы участников по определенным критериям, поэтому их оценка должна быть объективной, а не субъективной.

Первый критерий – «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала зачетной по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение с опорой на литературный материал, оценку героя или его поступка. Но всё это непременно следует строго подчинить теме сочинения.

Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

Напомню, что незачет по данному критерию (а следовательно, за всю работу в целом) ставится в случаях, если: а) сочинение написано без привлечения литературного материала, б) в сочинении существенно искажено содержание произведения, в) литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для развернутой аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

Третий критерий – «Композиция и логика рассуждения» – оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Кроме того, при оценивании учитываются логические ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Четвертый критерий – «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики. Здесь также должны учитываться речевые ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Пятый критерий – «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

При возникновении конфликтной ситуации (несогласии выпускника с выставленной оценкой за итоговое сочинение) выпускник или его родитель (законный представитель) вправе написать официальное заявление на имя директора образовательной организации с просьбой инициировать перепроверку работы независимым экспертом. На основании данного заявления директор сам может назначить такого независимого эксперта или обратиться в орган исполнительной власти для осуществления перепроверки и оценки региональной независимой комиссией.

Здравствуйте, Роман Анатольевич! Можно ли использовать примеры из произведений малоизвестных авторов?

Роман Анатольевич: Выпускник имеет право использовать любой литературный материал, в том числе популярную сегодня среди молодежи литературу Интернет-изданий. Однако, если проверяющий не сможет обнаружить в открытых источниках информацию об указанном выпускником в сочинении произведении и его авторстве, он правомочен признать такое итоговое сочинение не соответствующим важному критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала).

Были случаи, когда на итоговом сочинении выпускники для анализа использовали собственные произведения. Но это индивидуальные случаи, каждый из которых требует индивидуального подхода в оценивании. В целом эксперты строго ориентируются на утвержденную критериальную базу оценивания работ.

Добрый вечер. Мы дома с ребенком уже месяца два пишем друг другу письма в бумажном виде, тренируем, так сказать, практику связанного текста. Какие еще методы посоветуете?

Роман Анатольевич: Это хороший метод! Я всегда говорю своим ученикам так: если хотите научиться писать сочинение, надо его писать. Да, поначалу будут ошибки, будет вообще не очень легко. Но лиха беда начало. Все мы когда-то на ошибках учились и, скажу честно, учимся до сих пор. Тот как раз не ошибается, кто ничего не делает. Олег, вы совершенно правильно поступаете, что с помощью естественной переписки развиваете навыки письменной речи своего ребенка.

В период подготовки также полезно заучивать афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия в сочинении, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Можно даже постараться заранее подготовить фрагмент с раскрытием основных понятий, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

Источник: Аctivityedu.ru

Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется.
Эта повесть Лескова — мое самое любимое литературное произведение из классической прозы прошлого века. Язык изумительный. Образ главного героя просто влюбляет в себя. Этот образ, пожалуй, самый значительный и сильный из всех, созданных писателем.
Иван Северьяныч Флягин — человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы. С самогр детства “предназначенный для монастыря” и постоянно помнящий об этом, он, однако, не может преодолеть чар мирской жизни и расстаться с нею.
Многочисленные увлекательные и вместе с тем драматические приключения Флягина порой представляются мне сплошной экзотикой. Но его характер время от времени фиксирует мое читательское внимание на реалистических моментах. Сам автор, как известно, сравнивает похождения своего героя с похождениями Чичикова в “Мертвых душах” Гоголя. Но в отличие от Чичикова герой Лескова, пройдя через суровые испытания, сохранил чистоту и искренность чувств, доходящую до наивности.
Некоторая детскость героя при его могучем телосложении симпатична читателю. Хочу отметить как неоспоримое достоинство героя, что все свои дела он согласовывает только с собственной совестью. “Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам”, — говорит он.
Поступая по совести, герой Лескова часто расходится с нормами общепринятой морали и готов зачислить себя в “большие грешники”. Но хотя по его вине погибает монах и он до смерти забивает плеткой татарского князя из-за кобылы, более того — сталкивает с обрыва свою любимую Грушеньку, автор утверждает, что в житейской “драмокомедии” Флягин — самый лучший и честный актер.
Мне кажется, что писатель слишком критичен по отношению к своему герою. Ведь во всех передрягах жизни Флягина виноваты, по сути, сами пострадавшие от него герои. Татарский князь, например, бился с Флягиным на хлестании друг друга плетками, потому что не хотел отдавать ему кобылу.
Грушенька сама спровоцировала’свое самоубийство. Очарованный странник был как бы заложником их трагедий. Они использовали его для разрешения своих драм, уходили, а он оставался и нес этот страшный груз по жизни, ощущая постоянно свою непременную вину. По-моему, с точки зрения нравственности Флягин •— страстотерпец и мученик Христов. А его радушное отношение к людям, которые сделали ему столько зла! Словом, для меня православное начало в образе Флягина весьма привлекательно. Но прямо на этой мысли Лесков не сосредоточивает мое внимание. Он повествует только о том, что Флягину, как и многим героям того времени, свойственны и религиозность, и сомнения в религии. Флягин говорит: “Не понимаю, отчего же мне от всех этих молитв никакой пользы нет, и, по малости сказать, хотя не верую, смущаюсь и сам молиться не стал…” В монастыре герой оказался только потому, что ему “деться было некуда”.
Именно в стенах монастыря он ощущает страх за свой народ и готовность “помереть” за него. Но опасность для своего народа Флягин видит только со стороны внешних врагов, не помышляя о борьбе против внутренних. Надо сказать, что иногда он иронично отзывается все же о начальстве, но как-то безотносительно к идее протеста против дворян-тунеядцев. Он говорит: “Наши князья… слабодушные и немужественные, и сила их самая ничтожная”.
Он говорит это так, как бы взрослый мужчина-воин мог пожурить маленьких детей, без зла и обиды на них. Мол, что с них взять, раз они такие! Вот он и собирается поехать на войну, с тем чтобы отдать жизнь за родину, потому что понимает — без него, как говорится, там вода не освятится. Собственно говоря, герой Лескова прав. Он уже доказал один раз свое мужество. Прав он и по-лесковски: тюка в обществе бушуют прогрессивные идеи и страсти, должен же кто-то защищать Дом, в котором все это происходит. Наверное, великий писатель думал, что в Доме в конце концов разберутся сами. А если этот Дом не защищать от внешних врагов, то и разбираться будет некому и не для кого.
В заключение хочу отметить, что в “Очарованном страннике” есть черты некоторых моих современников. Я знаю, что многие молодые люди, уезжая добровольцами воевать в так называемые горячие точки, в душе думают примерно так же, как герой Лескова. Это подтверждение того, что писатель верно выхватил из народа характерные черты. И поэтому его герой Флягин по значимости стоит выше остальных его героев.

Название: Очарованный странник — самый значительный герой Н. С. Лескова
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 15:23:52 22 июля 2004 Похожие работы
Просмотров: 141
Комментариев: 15
Оценило: 4 человек
Средний балл: 5
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Очарованный странник — самый значительный герой Н. С. Лескова
Реферат: Великая депрессия Англии и Франции
Доклад по теме Применение законов механики в горнолыжном спорте
Реферат: Проблема бедности в России 2
Реферат по теме Семенов Юрий Павлович
Курсовая Работа На Тему Разработка Плана Маркетинга Для Ооо «Лесной Торговый Дом»
Курсовая работа по теме Становлення релігійного виховання у школи європейських країн
Реферат На Тему Формирование Исторической Школы Германии
Ответственность Сочинение Рассуждение 9 Класс
Реферат: Экономика Алжира
Реферат: Современные лесозаготовки и их влияние на процесс естественного возобновления леса
Реферат На Тему Экономическая Безопасность Хозяйствующего Субъекта
Учебная Практика Отчет Право Социального Обеспечения
Сочинение На Тему Мое Прочтение Романа Обломов
Циклы в поэзии Цветаевой. Поэтические диалоги.
Локальная Сеть Практическая Работа
Реферат: The Andromeda Strain Essay Research Paper The
Контрольная работа: Некоторые аспекты финансового рынка
Ответственность должностных лиц органов, осуществляющих контроль на рынке ценных бумаг
Система Распределения Товаров Курсовая Работа
Современное Общество И Школа Эссе
Доклад: Дога Евгений Дмитриевич
Реферат: Квантовая механика, ее интерпретация
Реферат: Молекуляризм М.Даммита

  • Очарованный странник истории в рассказе
  • Очарованный странник аргументы к сочинению человек путешествующий
  • Очарованный странник сочинение декабрьское
  • Очарованный остров новые сказки об италии
  • Очарование осени как пишется