Очарованный странник истории в рассказе

Конспект урока литература 10 класс урок 27. тема странничества в повести очарованный странник и в истории русской литературы. перечень

Конспект урока

Литература

10 класс

Урок № 27. Тема странничества в повести
«Очарованный странник» и в истории

русской литературы.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Знакомство с судьбой главного героя повести
    Н. С. Лескова «Очарованный странник».
  2. Рассмотрение мотивов странничества и
    праведничества у Лескова.
  3. Сопоставление образов странников в
    творчестве других классиков.

Глоссарий:

Композиция повести
предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, спад действия, развязка.

Национальный характер — исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт
нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их
отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.

Праведник — человек,
ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали; человек,
придерживающийся заповедей, предписаний какой-либо религии; человек, святой,
который прославился подвигами и святостью жизни в обычных мирских условиях.

Странник — странствующий
человек, путешественник, не имеющий определённой цели своего путешествия.

Основная литература по теме урока

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература.
Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый
уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015. 368 c.

Дополнительная литература по теме урока

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий
пересказ. Русская литература. 9-10 классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. 278 с.

Теоретический материал для самостоятельного
изучения:

Художник слова, Николай Семёнович Лесков, в
своих произведениях описывает важные вехи истории страны, передаёт черты
русской культуры и самобытности народа. В повести «Очарованный странник» автор
показывает человека, в котором сочетаются качества обычных людей и
самоотверженных, высоконравственных героев.

Ивана Северьяновича Флягина, который был
дворовым, а затем беглым, пленником, солдатом, монахом, сравнивают с былинным
героем Ильёй Муромцем: «Это был (человек) огромного роста, со смуглым открытым
лицом и густыми волнистыми волосами свинцового света… он был в полном смысле
слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь,
напоминающий дедушку Илью Муромца…».

«Но при всём этом добром простодушии, не много
надо было наблюдательности, чтобы видеть в нём человека много видевшего и, что
называется, «бывалого». Он держится смело, самоуверенно, хотя и без неприятной
развязности…», — таким изображён Иван Флягин в молодости.
У героя на протяжении рассказа несколько раз меняется имя, это связано с
разными событиями: «Голован» — прозвище в детстве и юности; «Иван» — так зовут
его татары; под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в
солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока
службы уже не может вернуть себе своё имя. Он становится иноком, зовётся отцом
Измаилом.

Неуёмная энергия толкает Флягина на
безрассудные поступки. Он виновен в гибели людей: Грушеньки, татарина, старого
монаха, который потом будет являться Ивану во снах: «А вот тебе знамение, что
будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая
погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдёшь в чернецы».
Герой осуждает себя: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой
грешник…». Флягин совершает в своей жизни множество неблаговидных поступков, но
под конец раскаивается.

Тема странничества заявлена автором в самом
названии повести и словно даёт отсылку к фольклору, к древней культуре России.
Флягин идёт по своей земле. Он путешествует по разным местам: Подмосковье, Карела,
Орловщина, Пенза, Николаев, Астрахань, Кавказ, Петербург, Соловецкие острова.
На своём пути он знакомится с разными людьми. Так, по замыслу автора, Иван
Северьяныч пытается найти своё место в жизни и ответить на вопрос «Зачем я
пришёл в этот мир?». А мотив пути, за которым душевная неугомонность, поиски
правды, внутренняя борьба и вера в Бога, помогает определить, что нужно-то жить
по совести и соблюдать заповеди. Так о нём говорят: «…знаешь ли ты, что ты
моленый сын? …а знаешь ли ты, что ты ещё и Богу обещанный?».

Ивана Флягина можно отнести к
героям-правдоискателям. Все события, которые с ним происходят, помогают ему
преобразиться, понять, что он теперь обязан помогать страждущему, любить
ближнего своего, как самого себя. Так он говорит: «…дух одолевает… Всё своё
внушает: «Ополчайся»… Мне за народ очень помереть хочется».

Праведник Лескова — большей частью человек
невысокого звания, который живёт среди людей, скромный, незаметный, чистый
душой.

Тема праведничества встречается в рассказе
«Матрёнин двор» Александра Солженицына. Образ Матрёны представляет всю
православную Русь, которая под ударами судьбы будет стоять, «пока есть
праведники на земле её». Автор пишет: «…выплыл передо мною образ Матрёны,
какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок. Не гналась она за
обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей
жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не
понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой
общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других
бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Все мы жили рядом с ней и не
поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит
село. Ни город. Ни вся земля наша».

Многие писатели и поэты обращаются к этой теме
в своих произведениях: самыми известными являются «Путешествие из Петербурга в
Москву» А. Н. Радищева; «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова; «Мёртвые
души» Н. В. Гоголя, роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. И каждый
литератор предложил свой образ странника: у Некрасова это правдоискатель; у
Гоголя — авантюрист; у Лермонтова — скиталец-изгнанник.

В стихотворении «Странник» Александра
Сергеевича Пушкина герой — «духовный труженик», который понимает быстротечность
человеческой жизни. Лермонтовские «тучки небесные, вечные странники» являются
отголоском жизненного пути самого автора. А путешествия Печорина из романа
«Герой нашего времени» символизируют неустроенность его жизни, поиски истинного
смысла бытия. Образ странствующего героя позволил Николаю Васильевичу Гоголю
показать в своём романе «Мёртвые души» «всю Русь»:чиновничью, помещичью,
народную. Вместе с Чичиковым читатель посещает дворянские усадьбы: наблюдает
нравы, царящие в конторах, убеждается в том, как тяжело живётся крепостным.
Герои Некрасова отправляются странствовать в поисках ответа на вопрос «Кому
живётся весело, вольготно на Руси?». Мужики-правдоискатели олицетворяют русский
народ, стремящийся к истине.

Также большое количество стихотворений, в
которых затрагивается эта тема, есть у Сергея Есенина. Например, в ранних «Шёл
господь пытать людей в любови», «По дороге идут богомолки» мотив дороги тесно
связан с образом странствующего монаха, монашки, богомольца. Богомолки идут на
канон туда, где на вратах надпись: «Успокою грядущих ко мне». Они идут
помолиться, посмотреть, счастливы ли люди на земле, и сам лирический герой,
двойник поэта, выходит в путь «смиренным иноком иль белобрысым босяком»:
«Глядя за кольца лычных прясел,
Я говорю с самим собой:
Счастлив, кто жизнь свою украсил
Бродяжной палкой и сумой».

Примеры и разбор заданий тренировочного
модуля

  1. Выделение цветом.

Сколько лет Ивану Флягину?
48 лет
52 года
54 года
60 лет
Правильный вариант / варианты:
52 года
Подсказка: «…Я уже стар: пятьдесят третий год живу…».

2. Единичный выбор.

Кем по профессии был отец Ивана Флягина?

Поваром;

Сапожником;

Портным;

Кучером.

Правильный ответ: кучер.

Обратимся к тексту. Так Иван Флягин говорил об
отце: «Мой родитель был кучер Северьян…».

На чтение 25 мин. Просмотров 88 Опубликовано

Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для подросткового возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся специфические знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.

analiz-ocharovannyy-strannik-leskov-50334.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.

Год написания – 1872-1873 год, впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.

История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.

Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизма.

Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.

Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.

Направление – романтизм.

История создания

В “Очарованом страннике” анализ не будет полным без предыстории написания. Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.

Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же году.

Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.

Тема

Повесть затрагивает много животрепещущих тем, она описывает временной отрезок 1820-30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.

Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.

Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает истинной чистой любви, его опыт общения с женщинами печален – судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь – есть движение в этом направлении.

Композиция

“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя – рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.

Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка ещё только предстоит герою, он едет сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передачи определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Очарованного странника».

Жанр

Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.

Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в 19 веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.

С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каких годах было написано произведение Лескова «Очарованный странник»?</h3>

    • <label>1871 – 1873;</label>
    • <label>1872 – 1873;</label>
    • <label>1872 – 1875;</label>
    • <label>1973 – 1874.</label>

(новая вкладка)

«Очарованный странник» — повесть со сказовой формой пoвecтвoвания. Форма сказа — устной речи от1го лица — необходима автору для создания образа героя-рассказчика. Повесть ведется от лица нескольких рассказчиков — повествователя и caмoгo Ивана Флягина, рассказывающего о себе во время плавания с Валаама на Соловецкие острова. Речь повествователя, от лица котopoгo ведется вступление и заключение, литературно оформленная, в отличие от сказовой речи Флягина, характеризуемой воспроизведением устной, разговорной интонации. сказ — не единственная форма повествования. Она является средством выражения характера главного героя.

Вместе с тем сказовая форма определяет сюжет и композицию произведения. «Очарованный странник» является хроникой жизни одного героя, где нет центрального события, к которому стягивались бы все остальные, но где разнообразные эпизоды свободно следуют друг за другом. Вступление к повести является экспозицией, в которой читатель с помощью повествователя знакомится с местом действия и с героями. Основная часть — pacсказ Ивана Флягина о своей жизни. Завершается произведение заключением повествователя: «Проговорив это, очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни единым новым вопросом. Да и о чем было eгo еще больше расспрашивать? повествования cвoeгo минувшего он исповедал со всею откровенностью своей простой души, а провещания eгo остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам». Таким образом композиция представляет собой рассказ в рассказе. Сюжет повести строится как процесс рассказывания, в котором участвуют слушатели, путешествующие по Ладожскому озеру, и повествующий им о своей жизни Иван Флягин. Сам рассказ героя о своей жизни имеет свой сюжет, состоящий из различных жизненных эпизодов. 1. Спасение Флягиным семьи графа. 2. Наказание, бегство от графа. 3. Присмотр за ребенком и бегство с матерью ребенка и ее любовником. 4. Битва с Савакиреем и уход в степь. 5. Возвращение в Россию. 6. Служба при князе, отношения с Грушенькой. 7. Солдатская служба. 8. Скитания и приход в монастырь. 9. Жизнь в монастыре.

Фабула «Очарованного странника» пестра: приключения следуют за приключениями. «Обещанный» матерью Богу, Иван Флягин должен был по ее обету стать монахом, но уклонился от cвoeгo предназначения, и потому наказывается, принимает тяжелые испытания. Видимо, материнский завет будет исполнен: герой на определенном этапе жизни придет в монастырь. Сказовое построение повести значимо для автора. Во-первых, рассказу Флягина придается достоверность. Bо-вторых, такая форма позволяет автору скрыться за гepoeм, не навязывать читателю собственную интерпретацию и оценку событий. В-третьих, появляется возможность глубоко раскрыть сложный внутренний мир героя: рассказчик самовыражается в слове. Сказовая форма определяет стилистическое своеобразие повести. Рассказ от лица повествователя характеризуется литературно оформленной речью, в отличие от речи Флягина, наполненной разговорной интонацией, просторечиями, диалектизмами. Многозначен и смысл так называемой рамки — рассказа, обрамляющего повествование Флягина. Это постепенное преодоление дистанции между гepoeм и eгo слушателями, ждущими в нaчале от нeгo лишь забавных и интересных историй. Кроме тoгo, рассказ о поездке на пароходе придает символический смысл жизненному пути Флягина: он путешествует по России и вместе с Россией плывет к нeвeдомой ни ему, ни ей цели. В литературоведении понятие сказ имеет еще одно значение: сказ как жанр. Сказ-жанр — это форма xyдoжественной литературы, построенная в основном как монологическое повествование с использованием xapaктерных особенностей разговорно-повествовательной peчи. Повествование ведется не от лица нейтрального и объективного автора; eгo ведет рассказчик, обычно участник сообщаемых событий. Речь художественного произведения как бы имитирует живую речь устнoгo pacсказа. При этом в сказе рассказчик — это обычно человек иного социального Kpyгa и культурного слоя, чем писатель и предполагаемый читатель произведения.

Тема урока: «Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра»

План

Повесть «Очарованный странник»(для прочтения переходите по ссылке)https://briefly.ru/leskov/ocharovannyj_strannik/

Особенности композиции и жанра

Домашнее задание(написать анализ повести)

</ol>

99762283_1.jpeg

1 Повесть «Очарованный странник»

«Очарованный странник» был написан Лесковым в 1872. В этом же году Лесков предпринимает поездку по Ладожскому озеру, давшую ему фон для рассказа. Полученный материал Лесков использовал дважды. Он создал целую серию очерков « Монашеские острова на Ладожском озере», а затем обратился к художественному произведению.

Как всегда, форма повествования была такой, какая свойственна только Лескову. Она предполагала идеального рассказчика и идеальных слушателей. Лесков сознательно использует такие литературные приемы, которые уже давно разрабатывались до него и в западной литературе, и в русской. Рассказ Ивана Флягина о своих приключениях напоминает и просветительский роман 18 века с его формой жизнеописания одного лица, и романы — приключения, столь популярные в русской литературе 30-х годов 19 века.

Писатель искал свою форму повествования, откликаясь не только на литературные образы. Герой повести — бывший крепостной. В сущности, «очарованный странник» Иван Флягин — это народ, ищущий правды и справедливости на самых неизведанных дорогах. Для писателя он имел непосредственную связь с другим любимым персонажем — «Несмертельным Голованом», который в самую лютую чуму сознательно и добровольно спасает своих односельчан от жестокой напасти. Оба они — и Иван Флягин, и Несмертельный Голован — из Орловской губернии, где прошло детство писателя.

Лесков, как всегда, опирается на какие-то личные впечатления и воспоминания об уездной русской глуши, в которой попадались люди, -5- подобные Ивану Флягину.

«Очарованный странник» больше напоминает былинный эпос, герой которого «всю жизнь свою … погибал, и никак не мог погибнуть».

Лесков не стремился запечатлеть эту провинциальную жизнь как сплошное царство мрака и беззакония. Не умалчивая о тягостных сторонах этого быта, он выводил на сцену героев, в которых отражался сам народный инстинкт, дух народа – «жизнестроителя». Таким и был Иван Флягин, сын кучера из дворовых графа Каменского Орловской губернии — жестокого крепостника, упоминаемого и в других произведениях Лескова. На жизненном пути Ивана встречаются тяжелые испытания, но, несмотря на них, остается жив.

Иван Северьянович — натура незаурядная, страстная. Его поступки сродни человеку экспансивному, несмотря на мужицкое обличье и простонародное одеяние. Еще в юности он спасает княжескую чету, остановив шестерку взбесившихся коней на краю пропасти, но в благодарность получает жестокую порку, «обидев» любимую барышней кошку. И так будет складываться вся его дальнейшая жизнь. Потерпев незаслуженную обиду, он бежит на юг страны, куда уходили многие крепостные; затем проходит через новые испытания, пробуя себя в самых разных «профессиях»: он на своем месте в любом положении — может быть и нянькой при больном ребенке, и опытным ремонтером по лошадиной части, и лекарем.

Лесков нисколько не идеализирует своего героя. Сам Флягин не выше сознанием тех обычаев, среди которых живет, не понимает смысла некоторых своих поступков, но всегда выбирает трудную дорогу и остается неизменным в своей цели — быть в полном согласии с совестью и долгом.

Праведник Лескова рассказывает о себе, ничего не скрывая,- «развязку» с цыганкой Грушей, и трактирные похождения, и тягостную жизнь в десятилетнем плену у татар. Но с ходом повествования все мелкое и бытовое в герое отходит на задний план. Действительно, мы видим сколько страданий перенес Иван, он рассказывает о своих негативных поступках, но впечатление о нем складывается положительное. В конце повести образ русского странника вырастает в монументальную фигуру. Лескову дорого в ней как раз героическое начало, оно обещало какие-то неизведанные горизонты в самой судьбе народа.

Жанрово-композиционное своеобразие повести

«Очарованный странник» — произведение сложного жанрового характера. Это повесть, использующая мотивы древнерусских жизнеописаний святых (житий) и народного эпоса (былин), переосмысляющая сюжетную схему распространенных в литературе XVIII в. романов приключений.

«Пережив с гибелью цыганки глубокое нравственное потрясение, Иван Северьяныч проникается совершенно новым для него нравственным влечением «постраждовать». Если раньше долгие годы своей жизни он сам ощущал себя вольным сыном природы, то теперь он впервые преисполняется чувством долга перед другим человеком. По его собственному признанию, смерть Груши всего его «зачеркнула». Думает он «только одно, что Грушина душа теперь погибшая» и его обязанность — «за нее отстрадать и ее из ада выручить». Следуя этому убеждению, он и берет на себя добровольно тяжесть чужой рекрутчины, сам просит отправить его в опасное место на Кавказ, а там идет под пули, налаживает переправу через горную реку». Лесковский странник, как и святой — герой жития, уходит в монастырь, и это решение, как он считает, предопределено судьбой, Богом.

Правда, уход в монастырь имеет и обыденную мотивировку: » в контексте повествования тот жизненный шаг, который как бы должен неминуемо свершиться в жизни Ивана Северьяныча независимо ни от каких житейских перипетий, — уход в монастырь — обретает не столько провиденциальный смысл, сколько смысл социально─психологический, почти бытовой. «Совсем без крова и без пищи было остался, — объясняет он свой поступок слушателям, — так и взял и пошел в монастырь». «От этого только? — удивляются его попутчики и слышат в подтверждение сказанного: «Да ведь что же делать-с — деться было некуда». Итак, момент свободы, выбора начисто отсутствует, действует диктат житейской необходимости, а не собственное желание и воля героя»

Это истолкование справедливое, но несколько одностороннее. Обыденная мотивировка, очевидно, не исключает в повести второго, провиденциального плана: Божий замысел о Флягине проявляется через внешне обыкновенные события. Жития святых знают и более неожиданные случаи воплощения промысла. Так, в житии преподобного Феодосия Печерского мать святого, препятствуя, в частности, удалению сына в Святую Землю, одержима непросветленной, эгоистической привязанностью к Феодосию, и действует она по наущению дьявола. Однако, в конечном счете, сама того не ведая, она служит исполнению провиденциального замысла о Феодосии, которому Бог предначертал стать «великим светильником» Русской земли, одним из основателей русского общежительного монашества.

Повесть сближают с житиями и пророчески сны и видения, открывающие герою, подобно святому, его грядущее. Святой в житии пред-избран на служение Богу. Так, в житии преподобного Феодосия Печерского, написанном Нестором, будущность младенца при его крещении прозревает священник; этот эпизод восходит, вероятно. К переводному греческому житию преподобного Евфимия Великого, составленному Кириллом Скифопольским. А в житии преподобного Сергия Радонежского о предначертанном святому призвании быть особенным почитателем Святой Троицы свидетельствует троекратное возглашение еще не рожденного младенца из чрева матери на литургии. В повести Лесковаэтим мотивам соответствует видение, в котором Флягину явлен монастырь на Белом море — Соловецкая обитель, куда он и направляет сейчас свой путь. Традиционный житийный мотив – искушению святого бесами – в повести также отражен, но в комическом преломлении: это «докучания бесов» Флягину, ставшему послушником.

А такой ключевой мотив, как рождение Ивана по молитвам родителей, восходит, в конечном итоге, к ветхозаветному библейскому рассказу о чудесном рождении Исаака – обетованного сына Авраама и Сарры. К этому библейскому сказанию как бы отсылает монашеское имя Ивана – Измаил, тождественное имени первого (не обетованного) сына Авраама от рабыни Агари. Но Измаил – прародитель диких, не ведающих истинного Бога кочевых народов. По-своему «дик» и Флягин, и он многого не постиг в христианской вере.

Обладающие жанрообразующими признаками сюжет и герой повести Лескова напоминают событийную канву и персонажей не только житийной литературы, но и романа приключений. Флягина постоянно подстерегают превратности, он вынужден поменять множество социальных ролей и профессий: крепостной, форейтор, дворовый графа К.; нянька-«смотритель» при малолетнем ребенке; невольник в татарских кочевьях; объездчик лошадей; солдат, участник войны на Кавказе; актер в петербургском балагане; справщик столичного адресного стола; послушник в монастыре. И эта же, последняя в повести, роль, служение Флягина, не является окончательной в кругу его «метаморфоз». Герой, следуя своему внутреннему голосу, готовится к тому, что «скоро надо будет воевать», ему «за народ очень помереть хочется».

Флягин никогда не может остановиться, застыть, закоснеть в одной роли, «раствориться» в одной службе, подобно герою романа приключений, который вынужден менять профессии, должности, по рой даже свое имя, чтобы избегнуть опасности и приспособиться к обстоятельствам. Мотив странствий, постоянного движения в пространстве также роднит «Очарованного странника» с романом приключений. Авантюрный герой так же, как и Флягин, лишен родного дома и в поисках лучшей доли должен скитаться по свету. И странствия Ивана Северьяныча, и скитания авантюрного героя имеют лишь формальное завершение: у персонажей нет определенной цели, достигнув которую, они могут успокоиться, остановиться. Уже в этом — отличие повести Лескова от житий — ее прообразов: житийный герой, обретая святость, остается затем неизменным. Если он уходит в монастырь, то этим завершаются его странствия в миру. Путь же лесковского странника открыт, незавершен. Монастырь — лишь одна из «остановок» в его бесконечном путешествии, последнее из описанных в повести мест обитания Флягина, но, возможно, не последнее в его жизни. Не случайно жизнь Флягина (который, кстати, исполняет обязанности послушника, но не постригается в монахи) в обители лишена умиротворенности и душевного спокойствия («явления» герою бесов и бесенят). Проступки, совершенные послушником по рассеянности и невниманию, навлекают на него наказание игумена («благословили меня без суда в стой погреб спустить»). Из монастыря Флягина не то отпускают, не то «прогоняют» в Соловки на поклонение мощам святых Зосимы и Савватия.

Ивана Северьяныча автор сближает не только с героями житий романов приключений, но и с былинными богатырями. Флягина роднит с героями былин любовь к лошадям, искусство объезжать их. Он повторяет слова, которыми бранит своего коня былинный Илья Муромец: «Ну, тут я вижу, что он (конь. — А. Р.) пардону просит, поскорее. с него сошел, протер ему глаза, взял за вихор и говорю: „Стой, собачье мясо, песья снедь!» – да как дерну его книзу – он на колени и пал…».

В «Очарованном страннике» есть и несколько трансформированный сюжетный мотив, характерный для былин: поединок русского богатыря с воином-басурманином, степняком. Флягин «порется», сечется нагайками с «татарином» (казахом) Савакиреем; наградой за победу в состязании служит караковый жеребенок, который скачет, «будто едет по воздуху» (ср. полет под облаками богатырского скакуна в былинах).

Не случайно в рассказе Флягина о своей жизни упоминаются близкие к былинам богатырские сказки о Бове Королевиче и о Еруслане Лазаревиче.

Повесть Лескова — «средний» (в сравнении с рассказом, с одной стороны, и романом — с другой) жанр, обретающий черты большой эпической формы, героического эпоса. Показательно, что Лесков первоначально намеревался назвать «Очарованного странника» «Русский Телемак» и «Черноземный Телемак», сближая Флягина, ищущего смысл жизни и свое место в ней, с героем гомеровской «Одиссеи», разыскивающим отца. Однако, несмотря на эпическую установку, судьба Флягина не теряет своей единичности, конкретности.

Лесков в письме к литератору и публицисту П. К. Щебальскому от 4 января 1874 г., по-видимому, не соглашаясь с мнением адресата о недостаточной прорисованности характера Флягина, затененного подробными описаниями «среды», замечал: «…почему же лицо самого героя должно непременно стушевываться? Что это за требование? А Дон Кихот, а Телемак, а Чичиков? Почему не идти рядом и среде, и герою?»

И. 3. Серман в преамбуле своего комментария к повести Лескова так интерпретировал эти строки: «Форма рассказа о приключениях в „Очарованном страннике» действительно напоминает и разъезды Чичикова по окрестным помещикам, и выезды Дон Кихота в поисках соперников, и даже в какой-то мере роман Фенелона (французского писателя XVIII века) о странствиях Телемака в поисках Одиссея» (Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1956. Т. 4. С. 552).

Важно, однако, не только сходство «формы рассказа» в повести Лескова и в «Мертвых душах», «Дон Кихоте» и «Приключениях Телемака». Упомянутые в письме Лескова произведения отличает установка на максимально полное, многостороннее изображение реальности и символическое осмысление героя и его странствий. Это истории, в которых описан человек вообще, меняющийся или преображающийся в поисках истины. Параллели к «Очарованному страннику», приводимые Лесковым, — это примеры «эпоса», большой эпической формы в новоевропейской словесности.

Очарованный странник

Николай Семёнович Лесков

Краткое изложениеЧитается примерно за 7 минутСочинения92 сочиненияГлавные героиИ их характеристикаСочинение

Другие сочинения по этому произведению

Загадочная русская душа» в повести Н. Лескова «Очарованный странникАнализ эпизода из повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»)В чём очарование Ивана Флягина? (поповести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»)В чём смысл названия повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»?Женские образы в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Жизненный путь Ивана Флягина (по повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»)Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник»Иван Флягин — главный герой повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характераКто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник?Мир образов ЛесковаОбраз Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Образ Ивана Флягина в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник».Образ ФлягинаОчарованный странник — самый значительный герой Н. С. ЛесковаПочему повесть <nobr>Н. С. Лескова</nobr> названа «Очарованный странник»?Праведен или грешен Иван ФлягинРоссия в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»Русский национальный характер в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Русский национальный характер — цель изображения повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Русский характер в рассказах Н. С. ЛесковаСвобода и необходимость в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и «Очарованном страннике» Н. С. ЛесковаСвоеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова «Очарованный странник»Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник»)Странник ЛесковаТворчество Н.С. Лескова (Рассказ «Очарованный странник»)Тема странничества в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник».Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Анализ текста повести «Очарованный странник»Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче ФлягинеХарактеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник»Житие русского грешника в повести «Очарованный странник»Смысл слова «Странник» в одноименной повети ЛесковаРусские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник»)Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник”Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник»Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник»Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбыЗагадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник»Законы художественного мира ЛесковаФлягин — характеристика литературного герояРусские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник»)Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова «Очарованный странник»Образ Флягина в повести «Очарованный странник»Сюжет повести Лескова «Очарованный странник»Повествовательная организация повести «Очарованный странник»Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник”Образ Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник»Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник»Иван Флягин правдоискатель земли русскойИстория создания повести «Очарованный странник»Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник»Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения «Очарованный странник»).Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести “Очарованный странник”В чём драма Ивана ФлягинаИван Флягин в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»Образ правдоискателя в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»Повесть «Очарованный странник» Николая ЛесковаИдейно художественное своеобразие повести Лескова «Очарованный странник»Русский характер и судьба народа в повести “Очарованный странник”Поэтичность прозы Лескова («Очарованный странник»)Странник Лескова (по повести «Очарованный странник»)Кульминация духовной драмы или в чем смысл странствий Ивана Флягина«Очарованный странник» повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбеСочинение по сюжету повести «Очарованный странник»Школьное сочинение по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Критика о повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»“Загадочная русская душа” в повести Лескова “Очарованный странник”Русский национальный характер в изображении Лескова (по повести «Очарованный странник»)Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Лескова «Очарованный странник» 2Очарованный странник — самый значительный герой ЛесковаДуховная красота русского человека в повести «Очарованный странник»Смысл названия произведения «Очарованный странник»Жизнь и судьба Ивана Флягина – дорога к людям во искупление грехаИван Флягин в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»«Очарованный странник» как образ РоссииЗагадочная русская душа в повести “Очарованный странник”Краткая характеристика произведения «Очарованный странник» Лескова Н.С.«Очарованный странник» Н. С. ЛесковаОбраз скитальца Ивана ФлягинаСмысл странствий Ивана ФлягинаТрадиции фольклора и древнерусской литературы в повести «Лескова Очарованный странник»Духовная красота русского человека в повести Николая Лескова «Очарованный странник»Я хочу рассказать вам о книге, о повести Очарованный странникОбраз Ивана Северьяныча ФлягинаОписание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»

Очарованный странник
Жанр повесть
Автор Николай Лесков
Язык оригинала русский
Дата написания 1872-1873
Дата первой публикации 1873
15px-Wikisource-logo.svg.pngТекст произведения в Викитеке

«Очаро́ванный стра́нник» — повесть Николая Семёновича Лескова, написанная в 1872—1873 годах. Входит в цикл легенд о русских праведниках.

История создания и публикации

im184-360px-%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9D._%D0%A1._%D0%9B%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_4.jpg

Бронзовые скульптуры героев повести — Ивана Северьяновича и Грушеньки, у памятника Н. С. Лескову в Орле

Летом 1872 года Лесков совершил путешествие по Ладожскому озеру на остров Валаам, где жили монахи, и город Корелу. Именно тогда родился замысел истории о русском страннике. К концу года рассказ был написан, озаглавлен «Чернозёмный Телемак» и предложен к публикации редакции журнала «Русский вестник». Однако главный редактор журнала М. Н. Катков отказал, ссылаясь на «сыроватость» произведения.

Повесть впервые была опубликована в газете «Русский мир», с 8 августа по 19 сентября 1873 года, под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения» и с посвящением С. Е. Кушелеву (именно в его доме Лесков впервые читал повесть).

Художественные особенности

Повествовательная организация повести представляет собой сказ — воспроизведение устной речи, имитацию импровизационного рассказа. Причем воспроизводится не только манера речи рассказчика, Ивана Северьяновича Флягина, но и речевые особенности тех персонажей, о которых он рассказывает.

Повесть делится на 20 глав, первая представляет собой своеобразную экспозицию, пролог, остальные повествуют о жизни героя и являются отдельными, более или менее законченными историями. Логика повествования определяется не хронологией событий, а воспоминаниями и ассоциациями рассказчика («что вспомню, то, извольте, могу рассказать»).

Формально повесть обнаруживает сходство с каноном жития: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями.

Инсценировки

modif.png

Эта страница в последний раз была отредактирована 27 октября 2020 в 16:47. Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/ocharovannyy-strannik/analiz-proizvedeniya-leskova.html
  • https://studwood.ru/1347640/literatura/osobennosti_syuzheta_kompozitsii
  • https://videouroki.net/razrabotki/poviest-ocharovannyi-strannik-osobiennosti-kompozitsii-i-zhanra.html
  • https://www.allsoch.ru/sochineniya/26818
  • https://wiki2.org/ru/очарованный_странник

Николай Семёнович Лесков был знаменитым русским писателем, публицистом и литературным критиком. В отличие от многих писателей-современников, Лесков не относился к дворянству. Возможно, именно поэтому он поднимал остросоциальные темы и имел конфликты с цензорами. Одним из самых известных произведений Николая Семёновича является повесть «Очарованный странник». Рассмотрим поподробнее анализ данного произведения по плану.

История создания 

Замысел произведения «Очарованный странник» у автора появился, когда он путешествовал по Ладожскому озеру. К созданию повести писатель приступил в 1872 году. Через год работу над книгой Лесков закончил.

Писатель решил отнести свой труд в редакцию «Русского вестника». Когда главный редактор ознакомился с повестью, то заявил, что она недоработана, и отказался её публиковать. Затем Николай Семёнович изменил название своего произведения. Так, повесть «Чернозёмный Телемак» стала носить название «Очарованный странник». После этого автор отнёс произведение в редакцию «Русского мира», где его и опубликовали.

Известно, что свой труд Николай Семёнович посвятил генералу, который стал участником войны на Кавказе. Его звали Сергей Егорович Кушелев. 

Жанр и направление

Принято считать, что произведение Лескова «Очарованный странник» является повестью. Однако многие литературные критики и исследователи утверждают, что в произведении объединены элементы жития и приключенческого романа. Так, повесть схожа с жанром бытия страданиями главного героя и его поисками душевной гармонии. А вот признаком приключенческого романа, представленным в произведении, является смена деятельности персонажа. Он был и няней, и конюхом, и лекарем, и монахом и так далее. 

Таким образом, Николай Лесков создал поистине значимое произведение, отобразив в нем насущные проблемы современности. Данная повесть представляет собой большую ценность, ведь она смогла наставить многих читателей на правильный путь.

Композиция

Повесть «Очарованный странник» включает в себя двенадцать глав. Их объединяют воспоминания персонажа. Автор использовал приём «рассказа в рассказе» в сцене, когда монах, плывя на пароходе, рассказывает пассажирам о собственной жизни. Также он отвечает на их вопросы. Это позволяет Лескову выразить свое собственное мнение, подчеркнув наиболее важные моменты повествования. 

Кульминацию повести составляет момент духовного перерождения персонажа, дар пророчества, а также испытания тёмных сил. Композиция произведения «Очарованный странник» имеет свои особенности. Так, рассказчик, передавая конкретную историю, использует подходящую лексику. 

Смысл названия 

Смысл названия произведения «Очарованный странник» указывает на невероятную способность персонажа восхищаться окружающим миром, несмотря на тяжелый жизненный опыт. По воле судьбы герой стал странником — монахом, который путешествует по святым местам и проповедует Божье слово. Как известно, это призвание ему дала мать, которая предназначила долгожданного сына для религиозного служения. Несмотря на то, что Иван далеко не сразу принял свою судьбу, он всю жизнь прожил подобно страннику и шел к своей цели, даже не зная о ней. Многие поступки он совершил, повинуясь чарам (вина, любви, татарской магии и цыганского влияния), но все они магическим образом привели его к монашескому обету и приобретению новых способностей. 

У писателя получилось создать настоящую легенду о русском характере и нравственной силе. Николай Семёнович утверждал, что ему удалось создать произведение легко и непринуждённо, буквально «на одном дыхании». 

Суть

Автор и его друзья на палубе знакомятся с монахом, который рассказывает необычную историю своей жизни.

Иван родился в семье крепостного крестьянина. Его мать долго не могла родить и в молитвах обещала Богу, что ее сын станет его слугой. И тогда родился мальчик. Но Иван не проявлял склонности к религиозной службе. Ему нравились лошади графа. Со временем он стал управлять упряжкой и ходить за ними. И однажды он из озорства ударил кнутом монаха, который упал и умер. Тот стал являться мальчику во снах и предрек, что тот будет несколько раз умирать, но восстановится и придет к духовному призванию.

Предсказание сбылось. У Ивана была бурная жизнь. Он сбежал от графа с цыганом, затем в бою убил человека, а после и вовсе оказался в плену у татар, которых лечил. Освободившись, Иван устроился к графу на службу и влюбился в цыганку, которая стала содержанкой графа. Груша умолила его убить ее, когда граф ей изменил. Отчаявшийся Иван нашел себе применение в армии, где дослужился до чина офицера и совершил подвиги. После этого он служил чиновником, но подлинную гармонию с собой нашел на духовном поприще. 

Теперь он стал странником и просвещал людей. Более подробно о его приключениях Вы можете прочитать в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика 

Многомудрый Литрекон перечисляет главных героев повести «Очарованный странник» и представляет их характеристику:

  1. Главным героем произведения является Иван Флягин. В его образе автор воплотил сына кучера. Флягин был очень сильным и крепким, что делало его похожим на богатыря. Мать главного героя умерла во время родов. Мальчика воспитывал отец. Иван учился ухаживать за лошадьми и очень любил их. Однажды из-за главного героя умер один монах. Неожиданно во сне к персонажу явился погибший. Он заявил Ивану, что тот не сможет умереть и что он сам будет монахом. Иван Флягин неоднократно спасал и губил жизни людей, ему пришлось пережить все тяготы плена, бегства, алкоголизма и несчастной любви. На протяжении всей жизни Флягин пытался найти свой смысл. К концу своего жизненного пути персонаж стал странником и обрел его. Характеристика Флягина проявляется во всех его поступках. В начале повествования он беспечен, инфантилен, глуповат и даже жесток (чего стоит одна его расправа с кошкой — от отрубил ей хвост). Он проявляет агрессию к монаху и ведет себя ужасно непоследовательно и безответственно. Но со временем эти его черты сглаживаются горьким жизненным опытом. Иван становится мудрее, добродетельнее, отзывчивее. Он помогает многим людям и воспитывает в себе честность, справедливость, гуманность. Но жизнь в миру не приносит ему счастья, и он сближается с Богом, чтобы найти состояние душевной гармонии. У Флягина говорящая фамилия: фляга — это походная чаша, и странник выпивает свою чашу до дна.
  2. В образе Грушеньки изображена красивая и страстная цыганка. За приличные средства девушку выкупил князь — начальник Флягина. Цыганка стала настоящим другом главному герою, однако князь довольно быстро охладел к девушке. Вскоре героиня начинает подозревать мужчину в предательстве. Князь принял решение отвезти Грушеньку за город, где за ней присматривали три женщины. Героине удаётся сбежать от них. Судьба уготовила Грушеньке встречу с Флягиным. Главный персонаж заявляет, что они могут жить как брат с сестрой. Темпераментная и решительная девушка отвечает отказом, ведь она мучается от сильных чувств к избраннику. Она боится, что убьет князя и его невесту. Грушенька обращается к Ивану с просьбой, чтобы он сбросил её с обрыва, и он соглашается. Девушка периодически стала являться главному персонажу, подсказывая ему будущее и спасая его на фронте.
  3. Главным героем произведения является также князь. Сладострастный и порочный дворянин отличается в то же время добротой и широтой души. Он уважительно относится к Флягину, прощает ему растрату денег и даже планирует выдать за него Грушеньку. Он одержим жаждой денег, а потому не считается с чувствами девушки, когда появляется вариант жениться на дочери предводителя дворянства. Он пускает пыль в глаза и тратит последнее, чтобы всех обмануть. Ведь в реальности князь может только пить и купить, и зарабатывать деньги он не умеет. Все его предприятия заканчиваются крахом.

Темы 

Тематика произведения «Очарованный странник» представлена в списке. Литрекон ее расширит, если Вы напишите, чего не хватает. В своем произведении Николай Лесков затронул множество важных тем. Автор описал временной промежуток с 1820 по 1830 годы. Так, Николай Семёнович поднял тему праведничества, смысла жизни и предназначения, патриотизма и веры. Несмотря на то, что персонаж был вымышленным, его образ получился очень правдоподобным и живым. 

  1. Тема смысла жизни — основная в повести. Герой с самого начала получает напутствие от матери и монаха, но ищет свое место в мире самостоятельно, никому не доверяя. И правильно делает, ведь только его индивидуальный опыт просветил его и подготовил к принятию сана. Благодаря такой насыщенной жизни Иван стал отличным проповедником. Все его приключения стали подготовкой к его истинному призванию.
  2. Тема судьбы. Иван блуждал по всему свету, испробовал десятки профессий, достиг и успеха, и падения, но но не смог уйти от своего предназначения. Его судьба была предопределена, а о был лишь актером в ее спектакле.
  3. Тема любви. Далеко не всегда любовь приносит человеку счастье. Страсть Груши разрушила ее жизнь, а любовь Ивана получила свое воплощение в убийстве Груши. Но духовная связь этих двоих вышла за рамки земной жизни. Груша являлась Ивану во снах и даже принимала участие в его судьбе.
  4. Тема патриотизма. Даже когда Иван жил у татар и был обеспечен всем необходимым, даже двумя женами, он все равно стремился домой и был готов пожертвовать собой ради возвращения. А на войне он проявил это чувство в действии, когда не жалел жизни в бою за интересы Родины.
  5. Тема праведничества. Автор рассказал читателю увлекательную историю о православии и праведничестве. Николай Семёнович описал непростой жизненный путь праведника, который наполнен ошибками и трудностями. Однако их них и складывается человеческое существование. По мнению Лескова, праведником является тот человек, который понимает необходимость осознавать собственные ошибки и каяться. 
  6. Тема смелости. В военных действиях Флягин проявляет себя храбрым и мужественным солдатом. Главный герой не страшится смерти, при этом, удача улыбается ему. 

Проблемы

Проблематика повести «Очарованный странник» тоже будет расширена и дополнена, если читатель напишет в комментариях, чего не достает в этом списке:

  1. Проблема жестокости нравов. Иван начал свой путь с ошибок. Он был агрессивен и не раз становился виновником чужих смертей. Но он смог преодолеть в себе это звериное начало и стать добродетельным человеком.
  2. Проблема безнравственности. Иван крал, убивал, пропивал чужие деньги, потому что ему не доставало ответственности и совестливости. Он не всегда мог отличить хорошее от плохого, ведь не получил нравственного воспитания. Но со временем он научился разбираться в этом и делать правильный выбор.
  3. Проблема алкоголизма. Даже честный человек вроде Ивана нарушит все клятвы и потеряет все возможности, если даст зелёному змию власть над собой. Ведь Иван пропил деньги своего благодетеля.
  4. Проблема нравственного падения дворянства. Князь разбрасывается унаследованными деньгами и ведет праздный образ жизни, от которого страдают другие люди. Он покупает людей, как свечи на базаре, и рушит их судьбы себе на потеху. Он же обманывает невинную девицу и хочет использовать ее, чтобы получить приданое и новые возможности для порочных развлечений. И никто ему не мешает, что он же дворянин, а значит, неприкасаемый для правосудия.
  5. Социальная несправедливость. В мире Лескова нет равенства и законности. Грушу продают против ее воли в тот век, когда рабство уже повсеместно осуждалось. Иван не может устроиться на нормальную службу, потому что он не дворянин. В то же время сами дворяне ничего не делают, а только пользуются своим могуществом.

Основная идея

Главная мысль повести «Очарованный странник» заключается в том, что каждый человек со временем находит свое истинное предназначение и осознает свой смысл жизни. Какими бы путями ни вела нас судьба, в финале нас ждет осознание собственных возможностей и целей. Только ради этого важно работать над собой и повышать уровень восприятия, иначе призвание так и останется тайной за семью печатями.

Кроме того, смысл повести «Очарованный странник» заключается в обретении особого жизненного предназначения. Иван Флягин осознает необходимость в бескорыстном служении своему народу. Праведность персонажа состоит в посвящении себя людям. 

Чему учит?

Автор в своем произведении утверждает, что христианская мораль будет актуальной в каждом столетии. Главный герой, выбрав грешные увеселения, отрекся от Бога. На примере главного героя писатель продемонстрировал, насколько нелепой и никчемной может быть жизнь без веры. «Очарованный странник» заставляет задуматься о том, что каждому из нас нужна опора в виде морали и нравственности, веры и любви к людям.

Нравственные уроки повести актуальны и в наши дни. Люди ищут свое место в мире, но забывают о том, что все взаимосвязано, и если они будут идти по головам и сеять зло, то их итогом станет разоренная донага земля. Ведь князь, например, был богат и влиятелен, но был ли он счастлив? Нет. Все развлечения быстро надоедали, а гнетущая тоска от неправильно выбранного курса его тяготила.

Критика 

Произведение «Очарованный странник» вызвало множество споров в литературных кругах. Рецензенты и ругали, и хвалили книгу. Рассмотрим обе стороны медали:

«В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.» (Н. К. Михайловский, статья в журнале «Русское богатство», 1897, №6) 

А вот так выглядит первоначальный отказ печатать повесть:

«…Михаил Никифорович* <…> после колебаний пришел к заключению, что печатать эту вещь будет неудобно. Не говоря о некоторых эпизодах, как например, о Филарете и св. Сер­гии, вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фи­гур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего. <…> (письмо Н. А. Любимова — Н. С. Лескову, 8 мая 1873 г.) 

Но многие критики возразили в ответ на это обвинение и привели в качестве аргумента реакцию публики:

Вы нашли это чем-то недоделанным, «материалом» более, чем окон­ченным произведением, но я позволю себе не разделить этого мнения. <…> интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения! <…> Вы его [Лескова] теперь как бы отстраняете (и неосновательно, по-моему) от «Русского Вестника».» (письмо Б. М. Маркевича — М. Н. Каткову, 15 мая 1873 г.) 

Многие авторы отметили, что автор передал основные черты русского менталитета:

«В русской жизни, растекающей­ся на огромные пространства, с различною природою и различными на­родностями — драгоценный и далеко еще не исчерпанный материал для литературы… <…> …Лесков, с его впечатлительностью и от­зывчивостью, не мог не чувствовать художественной стороны… <…>… распространенный в среде русского народа характер, в котором простодушие довольно привлека­тельно сочетается с фаталистическою покорностью судьбе. (Р. Дистерло, очерк «Н. С. Лесков», «Неделя», 1890 г.) 

Автор: Виктория Комарова

  • Очарованный странник сочинение декабрьское
  • Очарованный остров новые сказки об италии
  • Очарование осени как пишется
  • Оцифрованные ревизские сказки церквей талицкого района свердловской области
  • Оценки в сочинении за что ставятся