Очарованный странник аргументы к сочинению человек путешествующий

Человек путешествующий: дорога в жизни человека поэма м. лермонтова мцыри главный герой: мцыри, монах, грузинка, барс. мцыри сидел в заточении

Человек путешествующий:
дорога в жизни человека

Поэма М.
Лермонтова «Мцыри»

Главный
герой:

Мцыри, монах, грузинка, барс.

Мцыри
сидел в заточении и мечтал о свободе. Он представлял, как вернётся на Родину
и будет счастлив.
Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных
исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк
и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые
горизонты.

Александр
Сергеевич Грибоедов пьеса «Горе от ума».

Герои:
Александр
Андреевич Чацкий,
Павел Афанасьевич Фамусов, Софья
Фамусова, Алексей Молчалин, Скалозуб, Лизанька

3 года
«странствий по свету», хорошее образование, оказали огромное влияние на
мировоззрение главного героя. Если бы Чацкий не отправился за границу, он бы
остался близок с Софьей, так как стал бы типичным представителем
«фамусовского общества».

Путешествия расширили кругозор Чацкого
и сделали его совершеннее.

Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны
комфорта и не пробует что-то новое.

Роман
Ивана Александровича Гончарова «Обломов».

Герои: Илья Ильич
Обломов, Ольга Сергеевна Ильинская, Андрей Иванович Штольц,

Илья
Ильич  мечтает о том, как поедет за границу, будет путешествовать, у него
окажутся жена-красавица и дети. Но мечты трудноосуществимы, поскольку Обломов
не строит никаких планов, не предпринимает какие-либо действия. Воображаемая
дорога дарила покой и радость, а реальная дорога вызвала лишь негативные
чувства.

 

А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

Герои: Петр Андреевич Гринев, Марья Ивановна Миронова,
Архип Савальев (Савельич), Алексей Иванович Швабрин, капитан Миронов.

Гринев уехал из
родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и
нашел свою судьбу.

 

 

 

Максим Горький «Старуха Изергиль».

Герои: Старуха Изергиль, Ларра,
Данко.

Данко решил, что необходимо браться за дело и
добиваться решения проблемы. Он
пожертвовал собственной жизнью ради
счастья и свободы целого народа.
Как бы люди
не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно
пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным
им на достижение успеха.

 

Максим Горький пьеса «На дне».

Герои: Сатин,
Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня,
Алешка, Кривой Зоб и Татарин («кривая дорожка»).

Жители
костылевской ночлежки мирятся с тем положением, в котором они оказались из-за
нежелания что-либо менять. Одни герои с рождения живут бессмысленной жизнью,
но есть и те, которые раньше жили весьма неплохо, однако даже они не хотят
ничего делать для того, чтобы вернуть свое прежнее положение.
Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть
«кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и
установок.

 

Иван Алексеевич Бунин рассказ
«Господин из Сан-Франциско».

Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

Всю жизнь он стремился к богатству, примером
для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же
благополучия. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец,
пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие.

 

Михаил Александрович Шолохов  роман-эпопея «Тихий Дон».

Герои: Григорий Пантелеевич
Мелехов, жена Наталья, Аксинья Астахова.

Новые
знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной
и незрелой.
Смятения
в душе сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская
война. Григорий: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как
навоз в проруби».

Михаил Александрович Шолохов рассказ «Судьба
человека».

Герои: Андрей Соколов, жена Ирина, дети
Анатолий, Настенька и Олюшка.

Особое внимание в рассказе уделяется описанию
жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Одним из главных
военных испытаний был плен у немцев. Но самая болезненная трудность, которая
настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему
дорог-свою семью.

 

Антон Павлович Чехов  рассказ
«Крыжовник»

Герои: Николай
Иваныч, рассказчик Иван Иваныч
Чимша-Гималайский,
Буркин (друг И.И.), Павел Алехин.

Николай Иванович всю
жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Чтобы осуществить
задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом.

Автор описал путь к цели,
который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович пришел к
своей цели и чувствовал себя счастливым человеком.     Идя к своему идеалу по
головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией
дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела
человека к нравственному падению, а не триумфу.

 

Повесть А.И. Куприна «Олеся».

Герои: Иван, Олеся, Мануйлиха.

Иван поехал в Полесье для поиска материала
для повести или романа. Он познакомился с Олесей и полюбил ее, получив много
ярких впечатлений. В поездке человек узнает себя лучше, и новые сведения об
окружающем мире расширяют горизонты личности, помогают определить дальнейшие
пути развития.

 

Николай Васильевич Гоголь, поэма «Мертвые души».

Герои: Павел Иванович Чичиков, Господин Манилов, Настасья Петровна
Коробочка, Господин Ноздрёв, Михаил Семёнович Собакевич, Степан Плюшкин.

Павел Иванович Чичиков ездил по
окрестностям города, чтобы договориться с помещиками о фиктивной покупке
крестьян, которые уже умерли. Новые впечатления и открытия заставляли его
задумываться о своем будущем. Приобретенные сведения и опыт помогли бы герою
и дальше развивать свою авантюру, если бы его не разоблачили. Путешествие
дарит человеку новые возможности, но то, как он ими распорядится, зависит
только от него.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». В путешествии по губернии Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.

А.С.Пушкин
«Капитанская дочка»
. Герои: Петр Гринев, Маша Миронова,
Савельич, Пугачев, Зурин.

На
протяжении повествования система ценностей Петра претерпевает важнейшие
изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к
состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое
отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно
чистым человеком.

М.Ю. Лермонтов психологический
роман «Герой нашего времени»
. Григорий Печорин
разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом —
путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.

А.С. Пушкин роман
«Дубровский».

Герои: Андрей Гаврилович Дубровский —
помещик, имение которого пытается отобрать Троекуров. Кирила Петрович
Троекуров — помещик. Маша Троекурова — молодая девушка.

Владимир Дубровский смог
получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного
дома сделал его человеком просвещенным и развитым.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Рэй Брэдбери
рассказ «Улыбка»

Герои: Том — мальчик
с чуткой душой,
Григсби — типичный представитель разрушенной цивилизации.

Мона Лиза
(Джоконда )
Леонардо да Винчи.

Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического
прогресса стала деградация человечества.

Р.
Брэдбери, рассказ «Вельд».

Герои:
Джордж и Лидия Хедли – родители, Питер и Венди
–дети.

В рассказе говорится о том, как изменилась
жизнь семьи Хедли, когда появился умный дом «Всё для счастья». Достижения
науки и техники произведены для того, чтобы облегчить жизнь людям, но они не
могут дать счастье, скорее наоборот — это уничтожит всю человечность: забота
и искренность во взаимоотношениях между людьми совсем исчезнут.

Андрей Платонов
«Песчаная учительница».

Герои: Мария Никифоровна Нарышкина. . Она
стала изучать новейшие способы борьбы с песком и получила технические знания. Новые технологии
позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
Прогресс
открыл им научные методы борьбы с неблагоприятными погодными условиями и
практические советы по сооружению баррикад от песка.

А.П. Чехов рассказ «Крыжовник»

Герои: Николай Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский, Буркин (друг И.И.), Павел
Алехин.

Смыслом
жизни Н.И. была покупка участка с собственным насаждением крыжовника. Пришлось
ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели Н.И. решается на
подлость, женится по расчету.
Идя к своему
идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с
манией дворянского величия.

Александр
Беляев «Человек-амфибия»

Герои: доктор Сальватор, Ихтиандр, Гуттиэра, Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра.

С одной
стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями,
спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию.
Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и
выходить на сушу на непродолжительное время. Однако человек существо
социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом
психологических и эмоциональных особенностей.

Михаил Афанасьевич Булгаков повесть
«Собачье сердце»

Герои: пес
Шарик
, профессор
Филипп Филиппович Преображенский, Доктор Борменталь,
алкоголик и дебошир Клим
Чугункин (Полиграф Полиграфович
Шариков).

В повести продемонстрировано настоящее явление научно-технического
прогресса: над псом Шариком известным ученым была проведена уникальная
операция по пересадке человеческого гипофиза, благодаря чему собака
превратилась в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Эксперимент
оказался неудачным, поскольку профессору удалось лишь физически перевоплотить
собаку в человека, человечностью Шарика ему наделить не удалось. Чтобы быть
человеком, важно обладать человеческими качествами, которые развиваются в
процессе социализации, рядом с другими людьми.

 

Валентин Распутин повесть «Прощание с Матерой»

Герои:
Дарья Пинигина —
самая старая и крепкая жительница Матеры, Павел Пинигин (сын Дарьи, тракторист), Андрей Пинигин младший сын
Павла Пинигина,
Настасья – старуха.

На месте деревни-острова Матеры собираются
строить гидроэлектростанцию (ГЭС). С одной стороны, данное событие идет на
благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой
стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую
деревню.

 

Рассказ А. П. Чехова «Хирургия»

Герои: Сергей Кузьмич Курятин –
фельдшер земской больницы, сорокалетний толстый мужчина. Ефим Михеич
Вонмигласов – дьячок, высокий коренастый старик.

Александр
Иванович Египетский – богатый и образованный помещик, которому Курятин рвал
зуб. В рассказе показано
насколько важны знания для врача.
Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать
ему зуб.

Главная
функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и
дети»

Герои: Евгений
Васильевич Базаров, Аркадий Николаевич Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов,
Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова.

Практическое
применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров
действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал
науку вперед.

Иван Алексеевич Бунин
рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

Природа,
ее естественность является силой, противоположной богатству, человеческой
самоуверенности, цивилизации. За деньги можно попытаться не замечать ее
неудобств, но это не всегда получается. И переезд на Капри становится для
всех пассажиров “Атлантиды” страшным испытанием.

 

А.И. Куприн «Олеся»

Герои:
Иван Тимофеевич, Олеся, Мануйлиха, слуга Ярмола.

Вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им
оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что
общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно
перемолоть их.

А.С.Пушкин «Евгений
Онегин» (К ДОРОГЕ)

Герои: Евгений Онегин (около
26 лет) — молодой повеса, страдающий от скуки. 

Татьяна Ларина, Владимир Ленский, 

Ольга Ларина.

 

А. Платонов  «В прекрасном и яростном мире».

·        
Герои: Александр
Васильевич Мальцев
 – опытный
машинист, который всем сердцем любит свое дело.

·        
Константин – помощник
Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.

Новые технологии — это вызов
для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.

 

 

p17 knopka1 knopka4

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

В центре повествования Иван Флягин, путешествующий по русской земле. Он находится в поисках правды и спокойствия души, которое, по его мнению, является настоящим человеческим счастьем. Герой представляет собой настоящего русского мужика. Иван изображен эдаким сказочным богатырем, сумевшим преодолеть все испытания и сохранить в своей душе доброту, интерес к людям, жизнелюбие, сострадание.
Подобно известным героям русских былин, Иван наделен огромной физической силой и крепостью духа. Это могучий мужчина, который ничего не боится и готов встретиться с любыми опасностями. Он сознательно подвергает свою силу испытаниям. Автор подчеркивает, что величие героя сочетается с искренностью, добродушием и, в какой-то степени, даже наивностью.
Иван Флягин многое повидал на своем веку, он прирожденный философ и умеет спокойно воспринимать и выдерживать жизненные невзгоды. Кроме этого, он старается облегчить судьбу других людей. Это лишний раз говорит о его большом сердце. Но не только людей способен понимать богатырь, он очень любит животных.
При этом Иван – человек гордый, он наделен острым чувством собственного достоинства. Герой готов скорее расстаться с жизнью, чем покориться чужой воле и стать рабом. Именно это толкает его совершить побег из дома и стать вечным странником.
Во время странствий Флягин любуется окружающей природой, чувствуя единение с ней. В пути он встречает разных люди, каждому старается помочь. Его отзывчивость граничит с самопожертвованием. Единственно важной целью богатырь считает оказание помощи всем, кто в ней нуждается. Он мечтает о светлом будущем для России и ее народа. Пройдя множество испытаний, Иван Флягин уходит в монастырь, чтобы там продолжать творить добро.

Иван Северьяныч Флягин – “очарованный странник”, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по его мнению, в спокойствии души. Само имя героя говорит о том, что он (Иван Флягин) – типичный, настоящий русский мужик. Однако внимательный читатель сразу понимает, что в отношении героя не все так просто, как кажется. Воспитанные на народных волшебных сказках, многие читатели понимают, что часто за скромной внешностью Иванушки-дурачка скрывается настоящий богатырь. Так и в своем произведении Лесков изобразил Ивана эдаким сказочным богатырем, который сумел преодолеть все выпавшие на его долю испытания и сохранил в своей душе гуманные чувства, доброту, жизнелюбие, неподдельный интерес к людям, чувство участия и сострадание.
С первых же строк повести автор представляет Ивана Флягина могучим, богатырского вида мужчиной: “Это был человек огромного роста, со смуглым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала проседь”. Ему за пятьдесят, но он – воин в прямом смысле слова, “добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца с прекрасной картины Верещягина”. Подобно персонажам русских сказок и былин, Иван Флягин обладает огромной физической силой и удивительной мощью характера. Он ничего не боится и готов подвергнуть себя любым испытаниям и опасностям, сознательно проверяет свою силу, которая “бьет через край”.
Иван Флягин – русский богатырь, правдоискатель земли русской

Перед тем как приступить к написанию сочинения, я заглянула в словарь и выяснила значение слова «богатырь». Мне интересно узнать, что общего и чем отличается Иван Флягин от былинных богатырей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитыча.
Я узнала, кто же такой богатырь? Наверное, это человек, обладающий огромной физической силой, любящий свою родину и народ, населяющий её, готовый постоять за него.
Что же сближает героя сказа Н.С.Лескова «Очарованный странник», Ивана Флягина, с былинными богатырями. Прежде всего, конечно же, физическая сила, выносливость, богатырский вид. Он человек огромной физической силы, смелый, мужественный, бесстрашный, искренний, отзывчивый к чужому горю. Иван Северьяныч, как и былинные герои, постоянно находится в дороге, в поисках своей правды. На его пути встречается много разных людей, которым он пытается помочь или быть полезным. Цель его жизни – облегчить страдания окружающих его людей, оказывать помощь всем нуждающимся.
Иван Флягин – патриот своей страны, наиболее ярко это проявляется в тот момент, когда он десять лет живет в плену у киргизов. Там он лечит людей и лошадей. Как бы они его не уговаривали остаться у них, его всё равно тянет на родину, он скучает по ней, тоскует. Вернувшись из плена помогает выбирать коней на ярмарках.
А с годами его патриотизм проявляется больше. Переживает за то, что может начаться война, а он не сможет принять в ней участие и умереть за родную землю. Это ли не сближает лесковского героя с былинными богатырями? Конечно, да.
Иван Северьянович очень талантливый. А в чём же проявляется его талант? Ну, прежде всего в том, что с детства очень любил лошадей, так как отец его был конюхом и с малых лет он находился с ним в конюшне. Иван хорошо разбирался в лошадях, знал, как с ними обходиться, считался одним из лучших в этом деле.
У нашего героя обострённое чувство красоты. Так как он описывает коней, читателю становится ясно, как он любит этих животных. Разве это не сближает его с былинными богатырями? На полотнах русских художников мы видим богатырей, сидящих на конях. Слово «богатырь» и «конь», как мне кажется, равнозначно.

План
1. Богатыри
2.Первое знакомство с героем
3.Причины считать Ивана богатырем
4.Каков он- истинный богатырь?
Мы привыкли к образу богатыря созданную различными жанрами произведений устного народного творчества. Именно из знакомства с былинным жанром мы усвоили для себя, что были истинные защитники земли русской: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Все они отличались недюжинной силой, были изрядно крупнее других людей своего времени. А главное обладали исключительными чертами характера: честолюбие, честь, справедливость, вера, желание быть полезным своему народу. Отчасти именно в таком ключе изображен и главный герой повести Лескова « Очарованный странник» – Иван Флягин.
Знакомство с ним происходит во время путешествия на пароходе по Ладожскому озеру. Там же мы узнаем и о его нелегкой судьбе. Рожденный в крестьянской семье, изначально отличающийся от других своим крупным телом Иван сразу стал выделяться из толпы. Совершив множество грехов, в которых он раскаивается, он нашел свое истинное призвание- служение Господу, именно через него он смог исполнить свой долг- приносить пользу людям.
Конечно, в первую очередь, именно благодаря своей силе, мы имеем право именовать его богатырем. Причем эта сила была использована им пусть и не осознано, но во благо, когда он, будучи еще юнцом, остановил повозку с господами. Второе не менее важное условие это его внешний вид: крупное телосложение, седая борода, даже сам Лесков открыто сравнивает его с Ильей. Возможно потому, что современникам Ивана так не хватало истинных сильных духом защитников, способных отстоять права простого народа. Отличительными качествами Флягина-богатыря были честность, доброта, именно следуя ей, он помог воссоединиться матери и ребенку, пошел воевать вместо двух юношей, которые не могли бросить своих стариков на произвол судьбы.
Но, пожалуй, самое главное- это постоянная тяга к русской земле, желание помочь людям. Ведь именно об этом грезил он находясь в плену у Турков, глядя на степные дали. Это являлось движимой силой для него во время сражений на Кавказе и совершения подвига (обязательный элемент любой богатырской жизни), за что он даже удостоился чести быть представленным к награде, и произведению в благородный чин. Отнюдь, мы не закрываем глаза на его жестокость, иначе нельзя назвать акт лишения жизни одного человека другим, в чем, кстати, тоже была заслуга его непомерного физического развития. Но мы так же осознаем то, что человек всячески старается искупить свою вину, он пытается стать лучше не для себя, а в первую очередь для других людей, и в этом тоже заключен его личный духовный подвиг.

Метки:
Н. С. Лесков
“Очарованный странник”
старая школа №35
1
1
1
1
1
Рейтинг 4.50 [2 отличной учебы]
Повесть «Очарованный странник» по праву считается одним из лучших произведений Лескова. Ему прекрасно удались русские типажи, которые оказывают впечатление на читателя.
В центре повествования Иван Флягин, путешествующий по русской земле. Он находится в поисках правды и спокойствия души, которое, по его мнению, является настоящим человеческим счастьем. Герой представляет собой настоящего русского мужика. Иван изображен эдаким сказочным богатырем, сумевшим преодолеть все испытания и сохранить в своей душе доброту, интерес к людям, жизнелюбие, сострадание.
Подобно известным героям русских былин, Иван наделен огромной физической силой и крепостью духа. Это могучий мужчина, который ничего не боится и готов встретиться с любыми опасностями. Он сознательно подвергает свою силу испытаниям. Автор подчеркивает, что величие героя сочетается с искренностью, добродушием и, в какой-то степени, даже наивностью.
Иван Флягин многое повидал на своем веку, он прирожденный философ и умеет спокойно воспринимать и выдерживать жизненные невзгоды. Кроме этого, он старается облегчить судьбу других людей. Это лишний раз говорит о его большом сердце. Но не только людей способен понимать богатырь, он очень любит животных.
При этом Иван – человек гордый, он наделен острым чувством собственного достоинства. Герой готов скорее расстаться с жизнью, чем покориться чужой воле и стать рабом. Именно это толкает его совершить побег из дома и стать вечным странником.
Во время странствий Флягин любуется окружающей природой, чувствуя единение с ней. В пути он встречает разных люди, каждому старается помочь. Его отзывчивость граничит с самопожертвованием. Единственно важной целью богатырь считает оказание помощи всем, кто в ней нуждается. Он мечтает о светлом будущем для России и ее народа. Пройдя множество испытаний, Иван Флягин уходит в монастырь, чтобы там продолжать творить добро.

Иван Северьяныч Флягин — “очарованный странник”, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по его мнению, в спокойствии души. Само имя героя говорит о том, что он (Иван Флягин) — типичный, настоящий русский мужик. Однако внимательный читатель сразу понимает, что в отношении героя не все так просто, как кажется. Воспитанные на народных волшебных сказках, многие читатели понимают, что часто за скромной внешностью Иванушки-дурачка скрывается настоящий богатырь. Так и в своем произведении Лесков изобразил Ивана эдаким сказочным богатырем, который сумел преодолеть все выпавшие на его долю испытания и сохранил в своей душе гуманные чувства, доброту, жизнелюбие, неподдельный интерес к людям, чувство участия и сострадание.
С первых же строк повести автор представляет Ивана Флягина могучим, богатырского вида мужчиной: “Это был человек огромного роста, со смуглым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала проседь”. Ему за пятьдесят, но он — воин в прямом смысле слова, “добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца с прекрасной картины Верещягина”. Подобно персонажам русских сказок и былин, Иван Флягин обладает огромной физической силой и удивительной мощью характера. Он ничего не боится и готов подвергнуть себя любым испытаниям и опасностям, сознательно проверяет свою силу, которая “бьет через край”.
Иван Флягин — русский богатырь, правдоискатель земли русской

Лесков в своей замечательной повести “Очарованный странник” формирует абсолютно неповторимый, несопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, до такой степени органично слившегося с переменчивой стихией жизни, что ему не боязно в ней запутаться.
Иван Северьяныч Флягин — “очарованный странник”; он “очарован” сказкой жизни, ее магией, потомуто для него в ней не имеется пределов. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь — неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия.
Повесть Лескова “Очарованный странник” была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения — жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.
Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому нашему спутнику… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…”,— пишет Лесков.
Но, несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз — и тогда, когда спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, — а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует по ее течению.
Но это — не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем.
И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он “всю жизнь погибал, но не мог погибнуть”, и объясняет это тем, что он — “большой грешник”, которого “ни земля, ни вода принимать не хочет”. На его совести — смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его “искушают бесы”. Но ни один из его “греховных” поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха — результат несчастного случая, Савакирея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство… Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. “Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла”, — умоляет его несчастная Груша.
У Ивана собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост как младенец, но, когда он борется с несправедливостью и со злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему “за народ очень помереть хочется”, и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители.
Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая “так живчиком и переливается” по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки. Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.
Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя — это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва. “Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис… Тут только я опомнился и пришел в страх, и руки у меня оторвались, и я полетел и ничего уже не помню…”
Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства попадает он в плен к татарам. В плену он тоскует по родине: “… домой хочется… тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, встану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи… Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.
Флягин — недюжинно наделенный и духовной и физической силой человек, для которого ничего неосуществимого нет. Секрет его силы, неуязвимости и поразительного дарования — все время испытывать радость — состоит в том, что он в любой ситуации поступает так, как этого требует обстановка. Флягин находится в гармонии с обществом, когда окружение слажено, он готов сразиться с лихом, встающим на его дороге.
На образе “очарованного богатыря” Ивана Флягина Лесков раскрывает перед нами качества русского национального характера. Данный персонаж далеко не безупречный, ему характерна противоречивость: он бывает и добросердечен, и беспощаден; и примитивен, и хитроумен; совершенен и несерьезен; поэтичен и дерзок. Иногда свершает безумные действия, но и доставляет людям добро. В образе Флягина весьма неплохо изображена широта русской натуры, ее, если можно так сказать, безмерность.

2 февраля 2022 года предусмотрен дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) для участников, которые получили «незачёт» или не смогли принять участие в нем в основной срок (1 декабря 2021 года) по уважительным причинам (например, по причине болезни).

Как «подтянуться» за оставшееся время, что повторить и на что обратить внимание – рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.


Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма) – последняя часто содержит метафору, предполагает неоднозначность суждения и требует перевода на общеупотребительную лексику, чтобы была понятна проблема, по которой будет развернуто рассуждение.

Пример названия-утверждения – «Путешествовать – это значит изменяться». Оно является законченным суждением, и автор сочинения должен высказать свое согласие или несогласие с тезисом. Эта формулировка требует аргументированного подтверждения или опровержения заключенной в названии позиции.

Вопросный тип формулировки названия – «Технический прогресс – это надежда или опасность для человечества?» – требует самостоятельного ответа на вопрос и его доказательства.

Самым, пожалуй, сложным является вариант названия в форме цитаты, например «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский). В цитате содержится метафора, которую нужно понять и объяснить, в данном случае – что означает «рушится человек».

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, что будет частью композиционного фрагмента «я-высказывание». Можно порассуждать о том, что такое дорога, человек путешествующий, жизненный путь, новые технологии, риски цивилизации, экологические проблемы, преступление, совесть, раскаяние, вечные темы, шедевры литературы, гражданин, долг, личная ответственность, социальная справедливость и другое. Автор должен изложить свое понимание основного понятия, и в этом случае ученику поможет обращение к толковому словарю. Можно рассмотреть родо-видовые характеристики понятия, противопоставление к нему, понаблюдать за тем, как оно представлено в малых фольклорных жанрах (пословицах, поговорках), в повседневной речи, что позволит глубже и полнее раскрыть значение ключевого слова в своем рассуждении.

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Аргументация вначале может включать собственные доводы, а уже потом примеры из литературных произведений. Важно при доказательстве своего мнения не ограничиваться общими суждениями или пересказом произведения, а анализировать конкретный эпизод, ситуацию, конкретного героя, которые имеют отношение к проблеме сочинения и делают приведенные доводы убедительными.

Примеры аргументации:

По направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно обратиться к таким произведениям, как:
  • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова,
  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова,
  • «Вишневый сад», «Степь» А.П. Чехова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А. Шолохова и др.
В сочинениях направления «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» могут быть использованы:
  • «Гроза» А.Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М.А. Булгакова,
  • «Песчаная учительница» А.П. Платонова,
  • «Мы» Е.М. Замятина,
  • «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина,
  • «Кысь» Т.Н. Толстой,
  • «1984» Дж. Оруэлла,
  • «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери и др.
Приводя аргументацию по направлению «Преступление и наказание – вечная тема», можно привлечь:
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского,
  • «Войну и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Темные аллеи» И.А. Бунина,
  • «Олесю» А.И. Куприна,
  • «Старуху Изергиль» М. Горького,
  • «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова,
  • «Гамлета» У. Шекспира и так далее.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня». Это тематическое направление предполагает рассуждение о произведениях искусства, наиболее близких ученику, и размышления о том, почему они стали для него таковыми. Темы в рамках этого направления позволяют лучше понять себя, разобраться со своими внутренними проблемами. Важно помнить, что, обращаясь к фильму, спектаклю, музыкальному произведению или живописи, нужно говорить о литературе, которая стала основой для их создания.

В сочинениях направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» при доказательстве своего суждения можно опираться на такие произведения, как:
  • «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова,
  • «Недоросль» Д.И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова,

«Историю одного города», сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.

Советую обращаться при аргументации своей позиции не только к объемным произведениям (романам, повестям, драмам), но и к малым жанрам художественной литературы, публицистическим произведениям, в том числе современным. Например, можно использовать цикл миниатюр в прозе А.И. Солженицына «Крохотки», краткие по форме и выразительные по содержанию литературно-философские эссе Ю.В. Бондарева «Мгновения», короткие рассказы В.П. Астафьева «Затеси», В.М. Пескова «Окно в природу», «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева, в которых авторы обращают читателя к темам и проблемам, волнующим человека. Писатели размышляют о цели и смысле жизни, времени, выборе, совести, тайнах природы, отношении к родине, сложных человеческих отношениях, нравственных ценностях.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщается тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (свои доводы и примеры из литературных произведений). В этой части (или во вступлении) можно раскрыть значение ключевых понятий. Заключение – это подведение итога, выводы по своим рассуждениям. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

Таким образом, для успешного написания итогового сочинения учащимся нужно развивать свои аналитические умения, хорошо изучить литературный материал и научиться ясно выражать свои мысли в письменной форме.

  • Очарованный странник сочинение декабрьское
  • Очарованный остров новые сказки об италии
  • Очарование осени как пишется
  • Оцифрованные ревизские сказки церквей талицкого района свердловской области
  • Оценки в сочинении за что ставятся