Очарование осени как пишется

Автор андрей измаилов на чтение 8 мин. просмотров 2 опубликовано 01.07.2021 языковые средства создания образности метафорические эпитеты : мрачная зелень,

На чтение 8 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Языковые средства создания образности

  • метафорические эпитеты : мрачная зелень, поникшие ели, отважный зверь;
  • изобразительные эпитеты : нависшая скала, полуденные труды, тусклый месяц;
  • метафоры (скрытые сравнения): поле серебрит, ели хранят зелень.

Для синтаксической структуры стихотворения характерны развернутые сопоставления – на них и «держится» композиция. Например, параллелизм конструкций встречается в 1 и 3 четверостишиях, для них характерно настоящее время. Это придает композиции цельность, единовременный план описываемого действия. В прошедшем времени употреблен только глагол пожелтели, поникшие (ели), нависшая (скала).

Читайте также:  Анализ стихотворения цветаевой глаза. Анализ стихотворения Цветаевой «Глаза»

Ритмический строй формируется многочисленными инверсиями, прямой порядок слов присутствует лишь единожды:

Ночью месяц тускл(1), и поле Сквозь туман лишь серебрит(2).

В стихотворении действует простая система изобразительных средств, скорее направленная на линейность сюжета, намек на «цикличность» лишь подразумевается (описание смены времен года, дня и ночи). Стих «Осень» это лирическое описание чувства утраты, которое охватывает человека, внимательно созерцающего осеннюю увядающую природу.

Самые популярные материалы февраля для 5 класса.

«Осень»

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.

«Солнце осени»

Люблю я солнце осени, когда, Меж тучек и туманов пробираясь, Оно кидает бледный, мертвый луч На дерево, колеблемое ветром, И на сырую степь. Люблю я солнце, Есть что-то схожее в прощальном взгляде Великого светила с тайной грустью Обманутой любви; не холодней Оно само собою, но природа И всё, что может чувствовать и видеть, Не могут быть согреты им; так точно И сердце: в нем всё жив огонь, но люди Его понять однажды не умели, И он в глазах блеснуть не должен вновь И до ланит он вечно не коснется. Зачем вторично сердцу подвергать Себя насмешкам и словам сомненья?

«Блистая, пробегают облака»

Блистая, пробегают облака По голубому небу. Холм крутой Осенним солнцем озарен. Река Бежит внизу по камням с быстротой…

«Когда с дубравы лист слетает пожелтелый»

Когда с дубравы лист слетает пожелтелый, То вихрь его несет за дальних гор поток — И я душой увял, как лист осиротелый… Умчи же и меня, осенний ветерок!..

«Последний сын вольности» (отрывок)

Приходит осень, золотит Венцы дубов. Трава полей От продолжительных дождей К земле прижалась; и бежит Ловец напрасно по холмам. Ему не встретить зверя там. А если даже он найдет, То ветер стрелы разнесёт. На льдинах ветер тот рожден; Порывисто качает он Сухой шиповик на брегах Ильменя. В сизых облаках Станицы белых журавлей Летят на юг до лучших дней; И чайки озера кричат Им вслед, и вьются над водой, И звезды ночью не блестят, Одетые сырою мглой. Приходит осень! — уж стада Бегут в гостеприимну сень; Краснея догорает день В тумане. Пусть он никогда Не озарит лучом своим Густой новогородский дым, Пусть не надуется вовек Дыханьем тёплым ветерка Летучий парус рыбака Над волнами славянских рек! Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна, И песня вольности святой (Какая б ни была она) Уже забвенью предана. Свершилось! дерзостный Варяг Богов славянских победил; Один неосторожный шаг Свободный край поработил! — Но есть поныне горсть людей, В дичи лесов, в дичи степей; Они, увидев падший гром, Не перестали помышлять В изгнаньи дальном и глухом, Как вольность пробудить опять; Отчизны верные сыны Еще надеждою полны: Так, меж грядами темных туч, Сквозь слёзы бури, солнца луч Увеселяет утром взор И золотит туманы гор.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пушкина Вновь я посетил по плану 9, 10 класс

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.

Стихотворение написано М.Ю.Лермонтовым в 1828 году, когда ему было 14 лет. В то время юный поэт периодически обращался к теме родной природы. Вдохновение к нему приходило, когда он бывал в родовом имении под Москвой, в перерывах между учебой в пансионе. Поэт в ту пору испытывал глубокие переживания из-за невозможности общаться с отцом, и его душевное состояние влияло на восприятие мира: его часто посещало чувство раздражения, разочарования в людях, бессмысленности жизни. И все это отражалось в его творчестве.

Стихотворение «Осень» не имеет посвящения конкретному человеку, оно отражает душевный настрой Лермонтова.

Осень не была любимым временем года Михаила Юрьевича. Будучи очень наблюдательным, он видел в ней не только прелесть и очарование, но замечал и невеселые признаки увядания. Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев: Ели – «поникшие» Зелень этих елей –«мрачная» Месяц – «тусклый» Даже скала – и та «нависшая», как будто таЯщая в себе угрозу обрушения

Лирический герой произведения – сам автор. Именно его наблюдения и становятся темой произведения. Он видит не только унылые краски окружающей природы, но замечает, что жизнь постепенно замирает, людям и зверям больше не комфортно быть на природе: пахарю уже не хочется «отдыхать меж цветов», устав «от полуденных трудов», а дикий зверь, мелькнувший среди редеющего леса, «скрыться где-нибудь спешит».

Лирическое стихотворение не наполнено радостью и восторгом, как в стихотворениях Пушкина; оно довольно мрачно, в нем больше подчеркнуты темные стороны этого времени года, за которым неизбежно наступит холодная зима. Легки лишь первые две строки («Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят»). Может быть, они нужны здесь для контраста.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, рифма перекрестная.

Читается стих легко, словно на одном дыхании.

Определяющими здесь являются слова: «поникли», «мрачную», «не любит», «скрыться», «тускл». Именно они создают грустный эмоциональный фон стихотворения, передают ощущение какой-то потери, которую поэт не называет. Удачи

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.

Организация поэтической речи

Стихотворение написано в традиции силлабо-тонической системы четырехстопным хореем с усеченной четной строкой. Чередование усеченных строк придает произведению неповторимую поэтическую интонацию, а сочетание хорея с вспомогательной безударной стопой – пиррихием – создает ритмические колебания внутри строки:

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Читайте также:  Сравнительный анализ стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям» И 81 библейского псалма царя Давида

Зелень мрачную хранят.

? U – U U U – U U U – UU U –

U U – U? U – U

? U – UU U –

Рифма перекрестная, с чередованием женской и мужской закрытой(аБаБ), точная, достаточная. Стихотворение состоит из трех четверостиший.

Тема

Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов, как у А. С. Пушкина.

» onload=»$(document).ready(function(){ga(‘send’, ‘event’, ‘AdsImpressions’, window.location.href, ‘video_essay_center’, {nonInteraction: true});});»/>

Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи – не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней смерть и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.

У М. Ю. Лермонтова с детства был дар к наблюдательности, особому поэтическому мышлению, художественному преобразованию окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и даже раздражительность, “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Демоверсия диагностической работы МЦКО 2021 по русскому языку для 11 класса вариант с ответами, официальная дата проведения диагностики в Москве 11.11.2021 (11 ноября 2021 года).

Ссылка для скачивания демоверсии: скачать

Ссылка для скачивания вариантов и ответов: скачать

Каждый вариант диагностической работы состоит из 22 заданий: из них одно задание с развёрнутым ответом, одно задание с выбором ответа и 20 заданий с кратким ответом. На выполнение всей работы отводится 60 минут.

МЦКО по русскому языку 11 класс 11 ноября 2021 демоверсия с ответами:

(1) Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих крыльев Запад и Восток. (2) Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лугов, ветреных и цветущих. (3) Россия – это бесконечные снега, над которыми поют серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники… (4) Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в её глухих недрах. (5) Россия – могучий хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времён в бездну времён, неохваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания… (6) Россия грандиозна. (7) Неповторима. (8) Россия – полярна. (9) Россия – мессия новых времён…

1)Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Обведите их номера.

  • 1) Для текста характерны открытая оценочность и эмоциональность, ярко выраженная позиция автора (например: страна неслыханных, богатейших сокровищ; Россия грандиозна).
  • 2) Цель автора текста – сообщение объективной информации, описание предмета речи (например: Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами).
  • 3) В тексте часто используются такие изобразительно-выразительные средства языка, как сравнения (например: бесконечных лугов; нежными вёснами; могучий хрустальный водопад).
  • 4) В тексте встречаются имена существительные в родительном падеже, употреблённые в роли несогласованных определений (например: Россия – это океан земель; щетина бесконечных лугов).
  • 5) Основной функционально-смысловой тип речи текста – описание, так как автору важно передать впечатления о предмете, создать образ с помощью выделения признаков и деталей, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своём сознании (например: меховая щетина бесконечных лугов; ярки платки русских женщин; серебряные метели).

Ответ: 145

2)Продолжите фразу. Самостоятельно подберите термин, который должен стоять на месте пропуска. Запишите этот термин. Текст относится к <…> стилю речи.

Ответ: публицистический

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Укажите ответ, в котором приведено правильное значение слова. ЗЕМЛЯ, -и, ж. 1) (в терминологическом значении З прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. Земля – планета людей. 2) Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. 3) Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.). 4) Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Земля с песком и глиной. 5) Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная земля. Русская земля. Чужие земли.

Ответ: 5

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • начАлся
  • созЫв
  • кУхонный
  • углубИть
  • партЕр

Ответ: начался

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 1) ВРАЖЕСКАЯ пехота была уничтожена благодаря грамотному командованию и решительным действиям солдат. 2) Правила ДЕЛОВОЙ переписки требуют краткости, информативности, ясности, а также проявления уважительного отношения к партнёру. 3) ДЛИТЕЛЬНАЯ поездка пошла не на пользу больному. 4) Премьера в молодёжном театре имела огромный ЗРИТЕЛЬСКИЙ успех. 5) Во время обучения в консерватории наш сокурсник неоднократно становился лауреатом и ДИПЛОМАТОМ музыкальных конкурсов.

Ответ: дипломантом

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Оркестр завершил своё выступление пьесой в весёлом мажоре, чтобы у публики осталось приподнятое настроение.

Ответ: весёлом

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • нет САПОГ
  • ИХ заслугами
  • ПОДСТРИЧЬСЯ (в парикмахерской)
  • известные ТРЕНЕРЫ
  • ЖАРКИЙ Сочи

Ответ: постричься

8)Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 31524

9)Укажите все варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Обведите их номера.

  • 1) выровнять, берёзовый, загорать
  • 2) перила, постелить, озорной
  • 3) прикоснуться, приложить, заросли
  • 4) опираться, принимать, собирательство
  • 5) поклониться, вскочить, пловчиха

Ответ: 345

10)Укажите все ряды, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква. Обведите их номера.

  • 1) пр..добрый, пр..творить (дверь), пр..клонение (перед талантом)
  • 2) чере..чур, и..подтишка, бе..конечный
  • 3) пр..советский, непр..будный, нед..считаться
  • 4) вз..скать, сверх..нтересный, пред..юльский
  • 5) меж..языковой, с..езжая, под..ём

Ответ: 235

11)Укажите все ряды, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква. Обведите их номера.

  • 1) никел..вый, забол..вать
  • 2) доверч..вый, пристра..вать
  • 3) кресл..це, пальт..цо
  • 4) оранж..вый, дешёв..нький
  • 5) утр..чко, нян..чка

Ответ: 1245

12)Укажите все ряды, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква. Обведите их номера.

  • 1) засе..нный, пристрел..нное (ружьё)
  • 2) ка..щийся, (они) наде..тся (на лучшее)
  • 3) невид..мый (глазом), обвал..нный (в муке)
  • 4) обезголос..ть, прикле..л
  • 5) постро..вший, (рассвет) брезж..т

Ответ: 125

13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Часто для завершения начатого дела (НЕ)ДОСТАЁТ терпения. Ребятишки бегали босяком по ещё (НЕ)СКОШЕННОЙ траве. Я был НЕ(ГОТОВ) к этой встрече. В тарелке осталась никем (НЕ)ТРОНУТАЯ еда. Данный проект был (НЕ)ПОД силу одному человеку.

Ответ: недостаёт

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Переговоры (НА)СЧЁТ продажи дома продолжались (В)ТЕЧЕНИЕ месяца. (В)ПОСЛЕДСТВИИ они часто встречались и общались (ПО)ПРИЯТЕЛЬСКИ. Если говорить (В)ОТКРЫТУЮ, то я на его месте поступил бы ТАК(ЖЕ). Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА обсуждая предстоящее торжество по вечерам. (ОТ)ТОГО здания до нашего дома (НА)ПРЯМУЮ полтора километра.

Ответ: вполголоса в тайне

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Основные персонажи картины В.М. Васнецова «Богатыри» были написа(1)ы в соответствии с были(2)ыми образами. Позже картина была приобрете(3)а П.М. Третьяковым и выставле(4)а на всеобщее обозрение публике, восторже(5)о принявшей произведение живописи. Идеи, воплощё(6)ые в картине, – богатырская сила и величие русского народа.

Ответ: 256

16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Обведите их номера. 1) Трава и ёлочки и сосенки на первом плане картины как бы останавливают бег крупных наплывающих планов. 2) Пейзаж исполнен широкой кистью и редкие вкрапления подробно выписанных нежных полевых цветов вносят в его могучее дыхание лирическую ноту. 3) «Богатыри» стали не только своеобразным итогом творческой деятельности самого В.М. Васнецова но и выражением «главного тезиса» его «веры в искусство». 4) Было тихо темно и только на вершинах сосен дрожал яркий свет и переливал радугой в сетях паука. 5) Из окна поезда были видны засеянные пшеницей широкие поля.

Ответ: 23

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Он(1) смеясь одними только глазами(2) рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке(3) выработанном долгими упражнениями в остроумии(4) и давно уже вошедшем у него в привычку.

Ответ: 123

18)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Женя думала, что я, как художник, знаю очень многое и могу(1) будто бы(2) угадывать то, чего не знаю. Вероятно(3) ей хотелось, чтобы я ввёл её в область вечного и прекрасного, в этот высший свет, в котором(4) по её мнению(5) я был своим человеком, и она говорила со мной о боге, о вечной жизни, о чудесном.

Ответ: 345

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Воздух за день так раскалился(1) что(2) когда наступила ночь(3) мы даже не почувствовали прохлады(4) наступившей после столь изнуряющего жарой дня.

Ответ: 1234

20)Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Куршская песчаная коса – узкая и длинная песчаная полоса суши (коса) саблевидной формы, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. (2)Название косы происходит от названия древних племён куршей, живших здесь до колонизации Пруссии немцами. (3)Длина – 98 километров, ширина колеблется от 400 метров до 3,8 километров. (4)Куршская коса – уникальный природный ландшафт, территория исключительного эстетического значения – входит, наряду с Хельской и Вислинской, в балтийский комплекс песчаных кос, аналогов которому нет в мире. (5)Высокий уровень биологического разнообразия, обусловленный сочетанием различных ландшафтов – от пустынного до тундрового, – даёт представление о важных и длительных экологических и биологических процессах в эволюции. (6)Ежегодно весной и осенью над косой пролетает от 10 до 20 млн птиц, значительная часть которых останавливается здесь на отдых и кормёжку. (7)Благоприятные климатические условия позволяют отдыхать на Куршской косе в период с мая по ноябрь.

Ответ: 13

21)В приведённых ниже примерах даны различные способы развития мысли во фрагментах текстов. Укажите все примеры, в которых способом развития мысли является определение понятия. Обведите их номера.

  • 1) Пение в хоре – коллективное творчество, способствующее выработке певческого дыхания, воспитанию гибкости голоса, всестороннему музыкальному развитию. А ещё, как установили учёные, пение в хоре улучшает настроение, укрепляет иммунную систему и даже помогает организму бороться с серьёзными болезнями.
  • 2) Чтобы творить, то есть создавать что-то новое, человек должен иметь вдохновение – состояние душевного подъёма, сильной увлечённости. К.Г. Паустовский писал, что «вдохновение – состояние свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы». Вместе с тем вдохновение – это ещё и строгое рабочее состояние человека.
  • 3) Шум моря подобен колыбельной песне, которая завораживает и дарит ощущение душевного покоя. Звуки морского прибоя можно сравнить с произведениями Моцарта, Шопена, Вивальди, Мендельсона, которые помогают снять эмоциональное напряжение, чувство тревоги и ощутить душевную радость и гармонию.
  • 4) Здание Большого театра является образцом русской классической архитектуры. Оно представляет собой прямоугольное строение с двухскатной крышей и восьмиколонным портиком, выдвигающимся в сторону Театральной площади. Высота колонн портика – 15 метров. Пятиярусный зал Большого театра славится великолепной акустикой и вмещает в себя до 2150 человек.
  • 5) Осень… Этимологически – «время жатвы»; по толкованию Даля, от «осенять» – затенять: наступление сумрака. «Унылая пора, очей очарование…» – так написал об осени А.С. Пушкин. «Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами», – а это уже слова из песни современного рок-музыканта.

Ответ: 25

22)Согласны ли вы с утверждением, что КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ПОЛЕЗНЫ? Приведите один аргумент, который подтверждает вашу точку зрения. Аргумент должен содержать не только общее суждение, но и конкретный пример, факт, обращение к вашему личному опыту, авторитетному источнику и т. д. Ответ на задание 22 должен содержать не менее 20 слов.

Другие тренировочные работы ЕГЭ 2022 по русскому языку для 11 класса:

Пробный вариант ЕГЭ 2022 №211101 по русскому языку 11 класс с ответами

21.10.2021 русский язык 11 класс варианты РЯ2110601 РЯ2110602 ЕГЭ 2022 статград с ответами

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

  • проверяемые;

  • непроверяемые.

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

  • приставка;

  • корень;

  • суффикс;

  • окончание.

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

  • Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

    дождливый — дождь, лесной — лес.

  • Измененная форма этого же слова.

    грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

  • молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

  • соло́ма;

  • украше́ние;

  • при́городный.

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

  1. Приставки:

    • на́дпись

    • о́тсвет

    • вы́линять

  2. Суффикса:

    • отпили́ть

    • свежо́

    • удивле́ние

  3. Окончания:

    • золото́й

    • трава́

    • морско́й

Все эти слова объединяет то, что без ударения остались гласные корня, которые слышатся плохо. По этой причине могут возникать сомнения в выборе букв «о» или «а», «е» или «и».

Способы проверки безударных гласных в корне

Самый простой способ для проверки безударных гласных в корне — найти однокоренное слово, где сомнительный звук будет под ударением.

Алгоритм проверки безударного гласного звука в корне выглядит так:

  1. Поставить в слове ударение.

  2. Выделить корень.

  3. Найди гласную, которая нуждается в проверке.

  4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение:

    • Найти однокоренное слово.

    • Пешком — пеший.

    • Изменить грамматическую форму.

    • Написать — напишет.

  5. Если проверочное слово подобрать не удалось, значит это непроверяемая безударная гласная. В этом случае поможет словарь.

Методы проверки безударных гласных в корне слова:

  1. Подобрать другое число. Вместо единственного — обратное, множественное и в обратную сторону.

    Трава — травы.

  2. Найти родственное слово по принципу «большой — маленький».

    Трава — травка.

  3. Подобрать уменьшительно-ласкательную форму.

    Трава — травушка.

  4. Найти другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие.

    Трава — травяной.

Эти правила можно применять не всегда. Бывают случаи, когда ими нельзя воспользоваться — тогда можно обратиться к орфографическому словарю или выучить правила написания чередующихся гласных.

Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Рассмотрим оба варианта.

Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью подобранных родственных слов:

  • входи́ть — вход;

  • хитре́ц — хи́трый, хи́трость;

  • раздели́ть — разде́л;

  • загада́ть — зага́дка, зага́дочный.

Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью изменения грамматической формы слов:

  • накорми́ть — нако́рмит;

  • хвали́ть — хва́лит;

  • нога́ — но́ги;

  • зализа́ть рану — ли́жет.

Теперь мы знаем, как определить безударную гласную в корне слова.

Чередующиеся безударные гласные

В русском языке часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Это правило проходят в 5 классе.

Написание чередующихся гласных зависит от таких условий:

  • ударение,

  • конечные согласные корня,

  • наличие суффикса -а-,

  • смыслового значения.

Корень

Правило

Примеры

-гар-

-гор-

Под ударением пишется А,

без ударения — О.

уга́рный, зага́р

загоре́лый, погоре́лец

Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь.

-клан-

-клон-

Без ударения пишется буква О,

под ударением то, что слышится

кла́няться

склоне́ние, укло́н,

наклони́ться

-твар-

-твор-

Без ударения пишется буква О,

под ударением в соответствии с произношением

тварь, сотвори́ть,

затво́р, притво́р

Исключение: у́тварь.

-зар-

-зор-

Без ударения пишется А,

под ударением то, что слышится

зарни́ца, за́рево

зо́ри, зо́ренька

Исключение: зорева́ть.

-плав-

-плав-

Всегда пишется буква А,

кроме двух слов: пловец, пловчиха

сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь

-кас-

-кос-

Буква А пишется, если за корнем следует -а-, О — в остальных случаях

касание, касательная

коснись, прикосновение

-мак-

-мок-

Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость»

макать

вымокнуть, намокнуть

-равн-

-ровн-

А пишется в корне со значением «одинаковый, равный», О — при значении «ровный, прямой»

равноправие, сравнять,

подровнять

Исключение: равнина,

уровень, поравняться,

поровну.

-раст-

-ращ-

-рос-

Буква А пишется перед ст, щ,

О — перед остальными буквами

отрасти, наращенный, поросль

Исключение: отрасль,

росток, ростовщик,

Ростов, Ростислав.

-скак-

-скоч-

Буква А пишется перед к, О — перед ч

скакалка, выскочка

Исключение: скачок.

-лаг-

-лож-

Буква А пишется перед г, О — перед ж

полагать, облагать

отложить, обложение

-бер-/-бир-

-дер-/-дир-

-мер-/-мир-

-пер-/-пир-

-тер-/-тир-

-жег-/-жиг-

-блест-/-блист-

-стел-/-стил-

-чет-/-чит-

Буква И пишется, если за корнем следует -а-, Е — в остальных случаях

набирать — наберу

отдирать — отдерешь

отмирать — отмереть

отпирать — отпереть

стирать — стереть

прижигать — прижег

блистать — блестящий

застилать — застелить

вычитать — вычеты

-им-/-а(я)

-ин-/-а(я)-

Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а-

пережимать — пережать

занимать — занять

начинать — начать

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне

Приведем примеры слов с безударными проверяемыми гласными А, О, И, Е, Я.

Буква «А» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;

  • частота́ — ча́стый;

  • накали́ть — накал;

  • испаре́ние — пар;

  • сократи́ть — кра́ткий;

  • плати́ть — опла́та, пла́тный;

  • окати́лась водой из ведра — ка́тит;

  • шаловли́вый — ша́лость;

  • начала́ — на́чал.

Букву «О» в корне слов проверим ударением:

  • наколи́ бабочку — ко́лет;

  • поглоща́ть — гло́тка;

  • угрожа́ть — угро́за;

  • умолять — мо́лит;

  • вышколи́ть — шко́ла;

  • топта́ть — то́пчет;

  • опоздать — по́здно

  • угомони́ть — го́мон.

Проверим букву «Е»:

  • учени́к — уче́ба;

  • обежа́ть дом — бег;

  • вперёд — спе́реди;

  • прореди́ть посевы — ре́дкий;

  • потеря́ть — поте́ря;

  • серьга́ — се́рьги;

  • освеще́ние — свет.

Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении поставим букву «е»:

  • пестрота́ — пёстрый;

  • весна́ — вёсны;

  • по́черк — зачёркнутый;

  • подвести́ — подвёл.

Буква «И» пишется в корне слов:

  • обижа́ть малыша — оби́да;

  • прожива́ть в доме — жить;

  • чистота́ в кухне — чи́стый;

  • списа́ть слова — пи́шет;

  • едине́ние — еди́нство.

Проверим букву «Я»:

  • разряди́ть ружьё — разря́д;

  • пристяжна́я лошадь — пристя́жка;

  • иссяка́ть — исся́кнуть;

  • посвятить поэму — свя́тость;

  • мячи́ — мяч;

  • увяда́ть от жары — вя́лый.

Примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне

Непроверяемую гласную в корне проверить нельзя — такие слова нужно просто запомнить. Нет правил, которые контролируют их написание. Часто это могут быть слова иностранного происхождения.

Слова с непроверяемым безударным гласным звуком в корне:

  • собака;

  • молоко;

  • карандаш;

  • картина;

  • диван;

  • бегемот;

  • человек;

  • горшок;

  • помидор;

  • огурец;

  • стакан;

  • крокодил;

  • потолок;

  • колодец;

  • кенгуру.

Примеры слов с безударной в суффиксе

Чтобы проверить безударную гласную в суффиксе, нужно подобрать слово с аналогичным ударным суффиксом:

  • умник (ученик);

  • говядина (осетрина);

  • платьишко (домишка);

  • бездельник (ученик);

  • смелость (злость);

  • храбрость (злость);

  • воспитанность (злость);

  • громко (хорошо);

  • радость (злость);

  • апельсиновый (дубовый);

  • резиновый (дубовый);

  • медведица (сестрица);

  • совесть (злость);

  • царапина (морщина);

  • сверстник (ученик).

Примеры слов с безударной гласной в окончании

Безударную гласную в окончании прилагательных можно проверить через вопрос: какая гласная стоит в вопросе — такую и пишем в окончании прилагательного.

Если нужно проверить безударную гласную в окончании существительного, нужно подобрать существительное этого же склонения и рода с ударным окончанием: точно такое же окончание пишется в проверяемом слове.

Примеры слов с безударной гласной в окончании:

  • высокого (какого?);

  • озеро (село);

  • кони (пони);

  • колено (окно);

  • синим (каким?);

  • поле (ружье).

Безударные гласные со смыслом

При изучении безударных гласных можно заметить слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу. Вот примеры таких слов:

  • отварить (варить) — отворить (открыть).

  • полоскать (полощет) — поласкать (ласка).

  • посидела (сидеть) — поседела (седина).

  • примирять (мирить людей) — примерять (мерять одежду).

  • обежать (беш) — обижать (обида).

  • слезать (слезь) — слизать (облизывать).

  • запивать (пить) — запевать (петь).

  • посветить (свет) — посвятить (святость).

  • разредить (редкость) — разрядить (разряд).

  • спешите (спешить) — спишите (списать).

  • развевается (развеять) — развивается (развитие).

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Уважаемые коллеги! Спасибо за внимание к моей работе и отзыв о ней!

Какая милота! Какая прелесть! Вы нашли для ёлочки прекрасный наряд, во-первых. В…

Тематике Ваших ресурсов нет границ. такие разнообразные, удивительно разного фор…

С точки зрения практичности Ваши материалы всегда отличаются высокой востребован…

Категория Времена года, Погода содержит материалов: 237

Страницы: 1 2 3 11 12 »

Шаблоны для создания презентаций «Зимний мир»

s31512218

Шаблоны для создания презентаций «Зимний мир» созданы в программе PowerPoint.
В архиве представлено 3 шаблона на зимнюю тему. Этот ресурс можно использовать для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям. Он предназначен для обучающихся 1 — 11 классов.

Шаблоны для создания презентаций «В гости к осени»

s51267939

Шаблоны для презентаций «В гости к осени» созданы в программе Microsoft PowerPoint 2010. С их помощью учителя могут создавать презентации как к урокам окружающего мира, МХК, так и к внеурочным мероприятиям.
Ссылки на интернет-источники указаны.

Шаблоны для презентаций «Зимние 2»

s22104153

Шаблоны «Зимние» помогут педагогу в подготовке презентации, посвящённой этому удивительному времени года. В шаблоне есть титульные слайды, а также рабочие с большой рабочей площадью.В архиве три зимних шаблона, объединённых общей темой, но отличающиеся элементами оформления.

№76177 |
20.12.2020 |
Эрика

| 1.2Mb

Шаблоны для презентации «Осенние 6»

s26454460

Осень уступила свои права зиме, но в памяти многих она осталась ярким всполохом, буйством осенних красок. У многих осталась частичка золотой осени в виде осенних композиций. Именно осенним воспоминаниям посвящены данные шаблоны.

№76102 |
09.12.2020 |
Эрика

| 2.8Mb

Шаблоны для презентаций «Зимние 1»

s43798468

Шаблоны «Зимние» помогут педагогу в подготовке презентации, посвящённой этому удивительному времени года. В шаблоне есть титульные слайды, а также рабочие с большой рабочей площадью.В архиве три зимних шаблона, объединённых обей темой, но отличающиеся элементами оформления.

№76100 |
09.12.2020 |
Эрика

| 1.9Mb

Шаблоны для презентации «Осенние 5»

s97591498

В осеннем календаре множество праздников, которые отмечаются в образовательных учреждениях: День Знаний, День учителя, Осенний бал, праздник Урожая, Мисс и Мистер Осень, всех и не перечислить. В помощь педагогам созданы данные шаблоны, которые призваны помочь в создании презентации к осеннему мероприятию.

№75951 |
16.11.2020 |
Эрика

| 1.3Mb

Шаблоны для презентации «Осенние 4»

s53275478

В осеннем календаре множество праздников, которые отмечаются в образовательных учреждениях: День Знаний, День учителя, Осенний бал, праздник Урожая, Мисс и Мистер Осень, всех и не перечислить. В помощь педагогам созданы данные шаблоны, которые призваны помочь в создании презентации к осеннему мероприятию.

№75901 |
09.11.2020 |
Эрика

| 1.4Mb

Широкоформатные тематические шаблоны «Осенние фантазии-2»

s38374508

Тематические широкоформатные шаблоны «Осенние фантазии-2» предназначены для создания работ на осеннюю тематику по предметам и внеклассной работе. В архиве содержится три разных широкоформатных шаблона, объединенных общей темой, но разным цветовым оформлением.

Шаблоны для презентации «Осенние 3»

s58250688

В осеннем календаре множество праздников, которые отмечаются в образовательных учреждениях: День Знаний, День учителя, Осенний бал, праздник Урожая, Мисс и Мистер Осень, всех и не перечислить. В помощь педагогам созданы данные шаблоны, которые призваны помочь в создании презентации к осеннему мероприятию.

№75602 |
05.10.2020 |
Эрика

| 1.5Mb

Шаблоны для презентации «Осенние 2»

s95760353

В нынешнем календаре на осень приходится множество праздников, которые отмечаются в образовательных учреждениях: День Знаний, День учителя, Осенний бал, праздник Урожая, Мисс и Мистер Осень, всех и не перечислить.

№75600 |
05.10.2020 |
Эрика

| 0.8Mb

Шаблоны для создания презентаций «Очарование осени»

s74328363

Осень — яркая, солнечная, богатая красками — вступила в свои права! Она дарит радость и очарование от последних цветов, разноцветных листьев.
Шаблоны для создания презентаций «Очарование осени» выполнены в программе Microsoft Office Power Point 2010.

Шаблоны для презентации «Осенние 1»

s90867257

В нынешнем календаре на осень приходится множество праздников, которые отмечаются в образовательных учреждениях: День Знаний, День учителя, Осенний бал, праздник Урожая, Мисс и Мистер Осень, всех и не перечислить.
В помощь педагогам созданы данные шаблоны, которые призваны помочь в создании презентации к осеннему мероприятию.

№75373 |
30.08.2020 |
Эрика

| 0.3Mb

Шаблоны для презентаций «Летняя палитра 2»

s51073384

Универсальные шаблоны «Летняя палитра» созданы в помощь учителю для размещения материалов к урокам, а также для создания презентаций к внеклассной работе, воспитательным мероприятиям.

№75212 |
11.08.2020 |
Эрика

| 1.0Mb

Шаблон для создания презентации «Аромат лета — подсолнухи»

s22059954

Данный ресурс создан для создания презентаций PowerPoint к классным часам и праздникам, внеклассным занятиям и урокам. При создании фонов и слайдов использовались различные клипарты, переработанные в цветовом и композиционном решении.

№74844 |
30.06.2020 |
дети

| 3.5Mb

Шаблон для создания презентации «Аромат лета — ромашки»

s35586911

Данный ресурс создан для создания презентаций PowerPoint к классным часам и праздникам, внеклассным занятиям и урокам. При создании фонов и слайдов использовались различные клипарты, переработанные в цветовом и композиционном решении.

№74798 |
26.06.2020 |
дети

| 5.9Mb


Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Эта картина отличается от других своей яркостью, нехарактерной для картин этого художника.

Сочинение по картине Левитана Золотая осень

Сочинение по картине «Золотая осень» И.И. Левитана

Картина «Золотая осень» была написана И. Левитаном в 1859 году. Большую часть своих картин художник посвятил осени. Я думаю, именно осень было любимым временем года у Левитана. Эта картина отличается от других своей яркостью, нехарактерной для картин этого художника. Оказывается, художник не был доволен своим творением и спустя год, нарисовал другой пейзаж, назвав его также, но совершенно отличную от этой.

На картине мы видим солнечный осенний день. Бежит ручеек и ветерок еле, еле колышет верхушки березок. И даже вода в реке изображена тихой и гладкой. Ничто не может нарушить тишину. Выбрав за основу желтый цвет, художник зарядил свою картину радужным настроением. Хочется на миг забыть о городской суете и окунуться в этот теплый осенний день. Прогуляться по берегу реки, почувствовать запах осенней листвы и потрогать воду в реке. Если закрыть глаза, можно услышать пение птиц, которые совсем скоро улетят в теплые страны. Люблю такие дни. Они вдохновляют на какие-то поступки, новые. Хочется творить и создавать шедевры.

Сочинение по картине «Золотая осень» И.И. Левитана

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как пейзажист. Левитан — создатель так называемого «пейзажа настроения». Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве.

На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью.

Сочинение-описание картины «Золотая осень»

На картине Левитана И.И. «Золотая осень» мы видим зелёный бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в речке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Трава ещё зелёная, только-только начала желтеть. А вот, берёзы, на своих тоненьких ножках, уже вовсю принарядилась. Автор постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.

Глядя на картину, создаётся впечатление, что жёлто-рыжие берёзки прямо горят под лучами осеннего солнца. Автор нарочно нигде не прорисовывал чёткого контура, поэтому вся его картина будит различные иллюзии и фантазии. Вдалеке, присмотревшись, можно увидеть дома. Скорей всего, это село. От этого сразу становится теплее на душе. Вся картина не оставляет впечатление грусти или меланхолии, наоборот, от такого обилия красок сразу становится как-то весело и появляется бодрость.

«Золотая осень» — сочинение по картине И.И.Левитана

Знаменитый русский художник Исаак Ильич Левитан прославился более всего, как создатель уникальных пейзажей, которые создают настроение у каждого, посмотревшего картину. Его гениальный талант заключался в необычном умении вкладывать в свои картину столько души и наблюдательности, что природа на картинах Левитана выглядит живой, настоящей.

Художнику, несомненно, удавалось передавать состояние, настроение и красоту окружающего нас мира. Одной из лучших картин Левитана я считаю пейзаж «Золотая осень». На ней изображён березовый лес, опадающая листва, которую осень украсила в различные яркие и приятные глазу краски. На заднем плане вырастают кустарники, на земле виднеется желтеющая листва. Тихая и спокойная гладь реки радует глаз. На одном из её берегов раскинулись ещё зелёные ивы, которые, кажется, пытаются оказать сопротивление надвигающемуся увяданию. Золотая осень на одноимённой картине Левитана – это самое настоящее «бабье» лето, полное красок, света и тепла.

Cочинение по картине «Золотая осень» И.И. Левитана

Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: «Художник воспел красоту природы». Это выражение означает, что в свои картины он вложил всю силу любви. Картины Левитана действительно полны любви к родной природе. Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию.

Глядя на картину Левитана «Золотая осень», вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. «Очей очарование», «в багрец и золото одетые леса» — эти слова Пушкина очень подходят к «Золотой осени». На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды.

Мини-сочинения по картине «Золотая осень» (3 варианта)

1 вариант. Осень – сказочное время года. Подобно художнику, она раскрашивает разными цветами листья деревьев, кустов. Многие художники были очарованы красотой осени, обилием красок. Исаак Ильич Левитан был впечатлен неповторимостью осенний природы и увековечил её в своих картинах.

Его картина «Золотая осень» наполнена яркими красками. Осень, изображенная на этом полотне, праздничная, торжественная, обладающая пленительной силой. Разнообразие оттенков создаёт приподнятое настроение. На картине изображены золотые, багряные, словно пропитанные солнцем деревья. Тёмно-синяя река течёт вдоль луга с изумрудно-зелёной травой. В чистом и прозрачном воздухе чувствуется дыхание осени. Лазурное небо с белыми лёгкими облаками вторит осеннему настроению.

Краски на картине «Золотая осень» – говорящие. Они рассказывают об удивительном времени года – осени, передают настроение осенней природы. Поэтому мне так нравятся эти картины.

Важно знать: Сочинения представлены в ознакомительных целяx. Используйте данный материал в качестве идеи для написании уникальной работы. Всё получится! Успехов и хороших оценок!

Описание картины Золотая осень Левитана сочинение

В Третьяковской галере в Москве, среди прекрасных полотен великих художников, можно увидеть и одну из великолепных картин И.И.Левитана «Золотая осень», написанную в 1895 году.

На своем полотне художник изобразил самый разгар осени, уже вступившей в свои права, но еще не совсем распрощавшейся с летом.

На переднем плане виднеется река, по тихой и спокойной глади которой можно определить, что автор успел запечатлеть последние теплые безветренные деньки. В чистой, прозрачной воде отражаются плывущие по небу облака.

С темно-синими водами реки резко контрастирует ярко-желтая листва деревьев, растущих на обоих ее берегах.

На левом берегу реки раскинулась березовая роща. Стройные деревья окрасились в желтый цвет. Золотистая листва, с пробивающимися кое-где, уже красноватыми проблесками, ярко сияет в лучах солнца. Две озябшие осинки, оставшиеся почти без листвы, навевают грустные нотки по ушедшему лету.

На правом берегу реки бросается в глаза одинокая березка, одетая в золотой наряд. На том же берегу опустили к воде свои ветви чудесные ивы, все еще сохранившие свое зеленое одеяние.

Трава, укрывающая землю, также покорилась осени и пожелтела. Кое-где еще виднеются зеленые пролески, напоминающие о лете. Однако уже можно увидеть на траве опавшие желтые и багряные листья, говорящие о том, что летняя пора прошла.

На заднем плане картины еле заметны дома и видны обработанные людьми поля. Можно догадаться, что там находится небольшая деревушка. На полях люди высадили озимые, сочную зелень которых художник сопоставляет с желтыми и коричневыми цветами, говорящими о наступлении осенней поры.

Голубое небо, с медленно двигавшимися по нему облаками, удивительным образом сочетается с золотистым лесом. Нежная небесная голубизна гармонично вписывается в холодный цвет воды в реке и теплые оттенки листвы. Отсутствие линии горизонта создает впечатление бескрайнего простора.

В своей картине Левитан передал незримую борьбу времен года между собой. Он показал, как осень настойчиво вступает в свои права, заставляя лето отступить. Несмотря на присутствие зеленых пятен на картине, зелень уже не настолько яркая и насыщенная, как летом.

Любуясь картиной, невольно проникаешься ощущением покоя, и хочется продлить это состояние.

И.Левитан в своих картинах, в том числе и в «Золотой осени», изображал красоту русской природы, призывая людей ценить и беречь все прекрасное, что окружает их.

Благодаря таланту великого мастера, его картины пробуждают любовь к родной земле и ее великолепной природе.

Описание 2

Эта картина находится в знаменитой Третьяковской галерее. Левитан, наверное, любил осень. А точнее – начало сентября. В народе этот период называют «бабьим летом».

На переднем плане с левой стороны картины, на пригорке мы видим берёзовую рощу. Ниже пригорка протекает небольшая, но довольно глубокая речушка с обрывистыми берегами. Она неторопливо несёт свои воды. На её левом берегу растут какие-то кустики с пожелтевшей листвой. В её холодной воде отражается голубое небо с плывущими по нему белыми облаками. Берёзы уже принарядились в золотые одежды. Только в их компанию попало дерево с зелёной листвой.

Немного подальше, в глубине картины расположилась ещё одна группа берёз, одетых в золотые наряды. Среди них выделяется тёмно-зелёным пятнышком какое-то другое дерево.

Зелёный пригорок как-будто припорошило жёлтой опавшей листвой. Дует пока ещё не холодный ветер и листочки трепещут, как-будто перешёптываются. Стройные длинноногие берёзки, в белых с чёрными чёрточками, стволами так похожи на стайку молодых девушек, куда-то собирающихся и примеряющих один наряд за другим. Упавшая жёлтая листва у их ног похожа на непонравившиеся наряды.

На правом берегу реки одиноко стоит, одетая в золотой наряд, берёзка. Как-будто отстала от подружек, не смогла перебраться через речку. Трава ещё зелёная, и небольшая рощица пока не поменяла наряд. Она резко контрастирует с жёлтыми берёзками. На заднем плане видно зелёные поля и небольшие домики. Жёлтые вперемешку с зелёными леса тянутся до самого горизонта.

Смотришь на эту картину, и тебя посещает грусть по уходящему лету. Природа как-будто понимает настроение человека, и оттягивает приход дождей и холодных ветров. Как добрая волшебница, она на какое-то время способна вернуть летнее тепло. Снова пригревает солнышко, всё вокруг радуется теплу, душа поёт. Но всё в природе быстротечно. Закончится бабье лето – начнутся дожди и слякоть. Листва облетит окончательно – природа заснёт до весны.

Это время очень любил наш замечательный поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он не любил летнюю жару с комарами и мошками. Мне тоже нравится это время. Я люблю бродить по опавшей листве, идти и загребать её ногами. Мне нравится запах жжёной листвы и вкус печёной на костре картошки.

Сочинение по картине Левитана Золотая осень

Исаак Ильич Левитан — русский художник пейзажист, самый лирический среди художников своего времени. Большую роль в формировании личности Левитана сыграл его любимый учитель Алексей Саврасов — талантливый художник и прекрасный педагог.

Как обладатель большого таланта, Левитан уделял внимание всему, что его окружало. В своих работах он умело передавал общее поэтическое настроение, не упуская при этом саму суть явления. Левитан требовательно относился к своему творчеству. Он чувствовал себя бессильным, если не удавалось передать в тонкостях задуманное. Искусство для Левитана было чем-то святым.

Природа — разнообразная и прекрасная — всегда была неизменным источником вдохновения для поэтов, композиторов, художников. Поэтичность природы овладевала их сердцами.

Русскую природу Левитан любил превыше всего. В ней он хотел выразить свое настроение, внутреннее состояние, раствориться в ее гармонии. Художник имел способность пробуждать глубокие человеческие чувства с помощью пейзажной живописи.

Картина «Золотая осень»(1895г.) — один из шедевров Левитана.

На ней изображен типичный русский пейзаж: узкая река, березовая роща в осеннем наряде, вдали — поле, деревня, лес.

Все картины Левитана не создают ошеломляющего эффекта, а требуют медленного и тщательного рассмотрения.

Солнечный осенний день. Солнца на картине нет, но его невидимые лучи отражаются в образах. Небо голубое, по нему одиноко проплывают белые тучи. Вокруг тишина, возможно, небольшое дуновение ветра создает трепет листьев.

В центре картины — неширокая река, которая разделяет эту местность на две части. Слева — осень, справа — уходящее лето. Вода немного темновата, но в ней отражается голубое небо и прибрежные кусты.

На левом берегу реки — березовая роща. Береза — символ России. Невозможно представить русский пейзаж без этой красавицы. Стройная, белоствольная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной — она привлекательна во все времена года. Осень раскрасила каждый листик берез. Здесь буйство красок: багряный, золотой, оранжевый, желтый. Чуть дальше справа, над рекой — одинокая береза. Одетая в ярко желтое убранство, она контрастно смотрится рядом с еще зеленеющими ивами. Трава на картине зеленая, но цвет ее не весенний, а темный. Она выглядит немного пестро, так как прикрыта разноцветными опавшими листьями.

А вдали виднеется зеленое поле, засеянное на зиму. На горизонте — деревенские дома на фоне осеннего леса.

На картине нет ничего особенного. Такие простые образы русской природы. Но главное здесь — настроение, которое так искусно сумел передать художник. Картина вызывает чувство восторга перед такой красотой природы. Полотно выглядит необычно ярким. В нем чувствуется возбуждение и радость, которые не были свойственны гениальному художнику. Во время создания картины Левитан жил в Тверской губернии. Здесь у него начался бурный роман. Не потому ли его «Золотая осень» как некий символ этому высокому чувству?

В настоящее время картина «Золотая осень» — собственность Третьяковской галереи.

Вариант №4

Наверное, в мире не найдется ни одного художника, который бы не восхищался такой прекрасной и романтичной порой года, как осень. Несмотря на всю свою уникальность и многогранность дара, Исаак Левитан не был исключением. Его картина «Золотая осень» способна в полной мере пробудить те эмоции и чувства, которые испытывает человек, созерцая красоту увядания природы.

Художник показывает нам водоем, слева от которого находится небольшая березовая роща. Деревья уже облачились в желтые одеяния. Трава еще остается зеленой, но в то же время, и она начинает терять былую красоту и великолепие. Берега невысокие, но довольно крутые.

Скорее всего, изображена именно сельская местность. Цвета и оттенки подобраны достаточно реалистично. А дар живописца, в свою очередь, позволяет насладиться даже мелкими и, казалось бы, не особо важными деталями.

День погожий. Рощу и воду освещает яркое солнце. Впрочем, его свет уже не так греет, как в былые времена. Ветер дарит спокойствие, умиротворение и прохладу.

Невольно создается впечатление, что зритель стоит на берегу реки вместе с автором, показывающим ему невероятную прелесть данного времени года.

В целом, ранняя осень просто поразительна! Несмотря на некую нотку удрученности, она дарит большое количество вдохновения творческим людям, а также пробуждает в человеке новые мысли, эмоции и чувства – именно те, которые можно прочувствовать лишь в ее календарные месяцы.

Достаточно детально прорисован и сам ручей – на некоторых его участках вода светлее, на других напротив – темнее. Тоже самое и с травой – кое – где она уже начинает обретать желтизну, а на иных участках лето еще упорно борется, не желая отдавать осени пальму первенства.

Березки, словно юные девушки, хвастаются новым нарядом. Такое впечатление, что природа вовсе не грустит в новом качестве – а, наоборот, чувствует себя обновленной и готовой к изменениям.

Картина довольно позитивна. Она словно заряжает жизненными силами, и энергией, необходимыми для того, чтобы пережить межсезонье, а впоследствии и холодную зиму. Зритель вместе с творцом словно замирает в ожидании теплой весны, что принесет лишь только положительные перемены.

2, 3, 4, 5, 6, 9 класс

Золотая осень

Популярные сочинения

Сегодня каждый человек проводит несколько часов своего дня в интернете. Я, конечно, не исключение. Как я провожу время в интернете, и какую роль он играет в моей жизни, я расскажу далее.

Меня с детства восхищали истории о великих путешественниках, что покоряли новые земли и исследовали неизвестные места. Со временем я узнал, что все земли уже покорены, но это не отменило моего восхищения.

Произведение представляет собой повествование об истории жизни главного героя, который в восемнадцатилетнем возрасте покидает родительский дом и до момента попадания на необитаемый остров переживает много трудностей и приключений.

Сочинение-описание картины «Золотая осень» Левитана И.И.

Осень раскрашивает природу ярко-желтыми красками. Это цвет золота. Пейзажист Исаак Левитан изобразил на полотне «Золотая осень» листопад во всей его красоте. Еще теплый осенний день радует глаз теплой палитрой оттенков. По ярко-голубому небу плавно летят белоснежные облака. Ближе к линии горизонта небосвод светлеет, приобретает полупрозрачные оттенки.

Небо отображается в зеркальной глади извилистой лесной речки. Поэтому вдалеке она кажется светлой, почти белой как облака. А в правом углу картины, на переднем плане, она темно-зеленая, почти коричневая на вид. Возможно, тут кроется омут или сильное течение. Пейзажист использует прохладные оттенки. Ощущается, что наступает холодное время года. Над водной гладью склонился куст с ягодами красного цвета.

Золотой наряд деревьев расшит желтыми, оранжевыми, багряными узорами. Они изображены хаотичными мазками. Беспорядочные штрихи отображают структуру и направление трав, листьев, стволов, водного потока. Слева виднеются белые свечи березовой рощи. Ближе к нам расположены две осинки. Листья на них изрядно поредело, в отличие от других деревьев. Невысокие молодые березки украшены пышными кронами. Они сверкают на солнце, как монетки из золота.

В основном полянки и пригорки раскрашены по-осеннему. Они гармонично вписываются в лесное царство желтизной пожухлых трав и опавшей листвы. Кое-где травинки сохранили летнюю зелень. Но они пригнулись к земле, приобрели темные, зеленовато-бурые и коричневатые оттенки.

На заднем плане выделяется изумрудно-зеленый лоскуток обработанного людьми дальнего поля. Это проросли всходы озимых культур. Позади них еле-еле просматривается миниатюрные домики на холме. Небольшая деревушка похожа на кукольный городок. Она теряется на фоне царства природы. За аккуратными строениями, на линии горизонта, снова пылает осеннее пламя.

Картина Левитана вызывает у меня радостные, оптимистические чувства. Пейзаж наполнен тишиной, спокойствием, кристально-чистым воздухом и умиротворением. Художник передает искреннее восхищение красотой яркого осеннего дня. И учит подмечать изумительные особенности увядающей, но огненной и колоритной природы.

Вариант 2. Пример сочинения к учебнику 6 класса

Внимательно рассмотрите репродукцию картины Левитана «Золотая осень». Какое впечатление производит она на вас? Расскажите, как изображены деревья?

Примерный план сочинения:
1. Сюжет репродукции «Золотая осень»
2. Описание деревьев
3. Использование цветов в изображении листвы, травы, реки и неба
4. Мои впечатления от картины

Художественная красота осенней природы

Обыкновенный осенний день стал вдохновением для Левитана. Художник написал поэтический, по-настоящему праздничный пейзаж с легкой ноткой ностальгии. Он пропитан ярким солнцем и прозрачной тишиной. Мы видим березовые рощи и позолоченные луга. Равнинный ландшафт разрезает надвое небольшая извилистая речушка. Она спокойна и медлительна. Но в ней чувствуются холод и глубина.

Художественная палитра смешана из теплых и холодных красок. Русская природа расстается с летом, и устраивает на прощание пышный бал растительности. Слева и справа расположились маленькие белоствольные березки. Их пышные, золотисто-огненные кроны напоминают пламя свечи. Некоторые деревца спустились близко к воде. Яркое солнце заставляет золотистые кроны сверкать еще ярче.

В листве и травах просматриваются проблески изумрудной летней зелени, светло и темно-коричневые пятна увядшей растительности, красные и багровые пятна. Темно-зеленые ветви елей остаются неизменными. На линии горизонта можно увидеть поле с сочной зеленью всходов озимых культур.

В зеркальной, ровной глади речки отображается окружающий ландшафт. Пологие берега отбрасывают темно-коричневые и черные тени. Возможно, в этом месте сильное течение или омут. Сероватые и белые пятна – это отображение легких, пушистых облаков. Поразительно: в изображении этого водоема нет синего цвета. Чистое лазоревое небо объединяет детали картины. В небосводе смешаны белоснежные, голубые, светло и темно-синие оттенки.

Я думаю, что осень – это главная героиня лирического сюжета. Умиротворенная и величественная, она прекрасна в своем разнообразии. Мы редко замечаем такое чудесное превращение. Меня поразило насыщенное, огненное и природное сочетание красок на полотне. Репродукция вызывает восхищение, наполняет сердце внутренней радостью. Вспоминаются последние теплые дни середины осени. Еще немного – опадет золотая листва, завянут травы. И на смену золоту придут грустные, серовато-темные полутона.

Вариант 3. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Информация об авторе и его произведении
2. Сюжет картины
3. Что мы можем увидеть на переднем и заднем планах
4. Краски, использованные художником
5. Мои эмоции от полотна Левитана

Картина «Золотая осень» была написана известным художником Исааком Ильичом Левитаном в 1895 году. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. На полотне изображен яркий осенний пейзаж, от которого у зрителя уже с первого взгляда создается радостное, светлое впечатление. Сочные краски осеннего дня указывают на разгар этого времени года. Наверное, еще довольно тепло. Чувствуется огромный простор, который хотел донести до нас живописец.

На переднем плане — маленькая извилистая речка. По берегам стоят березы с белыми стволами и золотой листвой ветвей. Справа видны еще совсем зеленые деревья. А чуть поодаль — кусты, окрашенные бордовым и оранжевым. Они прекрасно смотрятся на фоне ярко-зеленого поля, к которому примыкает деревушка. Нам видны всего три домика, с темно-коричневыми покатыми крышами.

Художник выбрал для этой картины максимально теплые оттенки красок. Желтые, оранжевые, бордовые цвета подчеркивают кристально-чистую воду. Хочется потрогать ее рукой и ощутить приятную прохладу. Атмосфера этого осеннего дня чувствуется очень ясно и живо. И хоть на полотне мы не видим живых существ, кажется, что в водоеме водится рыба, в лесу растут грибы и вольно расхаживают звери. А в далекой деревушке трудятся крестьяне, ведь осень — очень напряженная пора для них.

Живописцу удалось донести до нас свое приподнятое настроение. Оно возникает у многих людей, при виде такого яркого осеннего дня, наполненного журчанием реки и легким шумом от шевеления листвы, вызванного дуновением ветерка.

Глядя на работу великого Левитана, мне захотелось попробовать нарисовать свой осенний пейзаж. В такие солнечные, погожие дни нас окружает столько ярких красок и волшебных звуков, особенно, если мы находимся вдали от городского шума и безликих серо-белых высотных строений. Я благодарен автору полотна за новые чувства, которые он подарил мне этой картиной.

Вариант 4. Сочинение Золотая осень своими словами

Примерный план сочинения:
1. История создания лирического пейзажа
2. Описание сюжета, его разноплановость
3. Цветовая гамма как воплощение золотой осени
4. Небо и река – единство голубой палитры
5. Особенности художественной техники живописца
6. Описание заднего плана
7. Мое мнение о картине

Золото осенней природы

Исаак Левитан написал около ста пейзажных сюжетов. В 1895 году он создал картину «Золотая осень». Она стала классическим образцом в направлении «русский лирический пейзаж». В центре сюжета – ранняя осень в лучших ее проявлениях. Изображено переходное состояние природы. Листья уже пожелтели, но еще не опали.

На полотне мы видим речку, которая разделяет пейзаж на две части. Слева, на пригорке, раскинулась роща белоствольных берез. Справа – деревья, которые еще не утратили летней зелени. Общая цветовая гамма напоминает яркую и нарядную одежду. Она состоит из желтых, оранжевых и красных тканей. Доминирует огненно-желтый – цвет золота. На эту особенность указывает название картины.

Светло-голубое небо украшено белоснежными облаками. Его чистота и нежность свидетельствуют о хорошей, солнечной погоде. Также солнце усиливает сияние золотых красок. Придает им теплоту и поразительную яркость, контрастно выделяет тени. Осень еще называют «багряной». Насыщенно-красноватый цвет можно увидеть на линии горизонта и среди золотой листвы берез. Он украсил небольшой кустик, который склонился к воде в правом нижнем углу.

От поверхности извилистой реки веет холодом. Интересно то, что на переднем плане она насыщенно-темная. Создается впечатление, что под водной гладью скрывается омут. А вдалеке эта же река светлая и прозрачная, как зеркало. На ее поверхности отображаются проплывающие вверху облака. Художник обозначает движение течения тонкими штрихами-мазками.

Автор передает не только цвет, но и объём. Он мастерски прорисовывает маслом на холсте колыхание трав и осенней листвы. На линии горизонта виднеется еще зеленое поле, окруженное лесом. Оно вызывает ощущение безграничного простора. Эта картина напоминает мне разноцветный ковер, сплетенный из листьев, трав и небесно-водной голубизны. Благодаря отсутствию четких контуров и силуэтов, передается динамика происходящего.

Я люблю осень больше, чем лето. Интересно наблюдать за тем, как одинаково зеленые деревья и кусты постепенно «одеваются» в разные цвета и оттенки. В картине ощущается умиротворение, покой и легкая грусть. Не зря в народе это время года называют «бабьим летом» и «бархатным сезоном». Художник сумел передать и красоту осенней природы, и свою любовь к русскому краю.

Вариант 5. Пример подробного сочинения для старших классов

1. Исаак Левитан в истории пейзажной русской живописи известен как создатель «пейзажа настроения». Этот живописец уникален своим умением точно и тонко передавать самые разные состояния природы. Каждое полотно мастера проникнуть особым незабываемым настроением. Учителями Левитана были прославленные мастера реалистического пейзажа – Перов, Саврасов и Поленов. В работах Левитана к реализму нередко примешивались отголоски импрессионизма. За свой недолгий творческий путь художник создал почти тысячу полотен. Она из наиболее известных его картин цвета – «Золотая осень». Ей любуются зрители со всего мира, посещая Третьяковскую галерею.

2. Задумывалась эта картина Левитаном во время прогулок по изумительно красивым окрестностям усадьбы Горка в Тверской губернии. Здесь художник гостил в 1895 году в семье видного чиновника Турчанинова. В этом же году и была создана знаменитая картина. Многочисленные этюды к ней живописец создавал с натуры возле речки Съежа.

3. На полотне изображен осенний пейзаж среднерусской полосы. Мы видим солнечный день бабьего лета и деревья в ярком наряде. Березовая роща и небольшая спокойная река полны умиротворения.

4. На переднем плане расположены небольшая река, склон невысокого холма с ещё не увядшей зеленью травы, почти облетевшие осины и желтые березки. В синей воде реки отражаются землистого цвета берега. Прямо над водой наклонился кустик с багровыми листьями. Слева на холме виднеется рощица березок и ярко-красный кустарник. Река утекает вглубь картины и поворачивает налево.

5. На заднем плане мы видим справа одинокую желтую берёзу и ещё зелёные заросли ивняка. На другом берегу реки осенняя роща в ярко-золотистом убранстве. Вдали можно разглядеть крестьянские избы и засеянные озимой рожью ярко-зелёные поля. Вдоль линии горизонта протянулся осенний золотой лес и зелёная полоска хвойных деревьев. Почти треть пейзажа занимает серо-голубое небо с лёгкими облаками. Оно говорит зрители о том. Что день солнечный и тёплый.

6. В картине мастер сделал доминирующими три цвета – золотой, синий, зелёный. Такая цветовая гамма символизирует праздник бытия, радость и полноту жизни. Желтое и красное золото заполнило пространство. Глубокий синий цвет реки уравновешивает общую мажорность красок. Художник также использует огромное количество цветовых оттенков. Они делают колорит картины особенным. Она словно дышит негой и тихо светится золотом.

7. На этой картине совсем не чувствуется грусти. Её настроение радостно и беззаботно. Левитан часто писал мрачноватые осенние пейзажи. Но здесь его задумкой было изобразить осень торжественной и спокойной. Он показал природу одновременно величественной и беззащитной.

8. Мне близко настроение автора этой картины. Короткий период золотой осени всегда прекрасен. День на полотне полон света. Художник прекрасно передал эту воздушность и лёгкость. Ощущается медленное движение воды и легкий трепет листьев. В этом осеннем пейзаже всё гармонично и очень знакомо.

Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.

  • Оцифрованные ревизские сказки церквей талицкого района свердловской области
  • Оценки в сочинении за что ставятся
  • Оцинкованное ведро как пишется правильно
  • Очарованный странник аргумент к сочинению
  • Оцинкованный как пишется и почему