Хъуыбады сочинение на осетинском

24 апреля 2021 года исполняется 135 лет со дня рождения бориса андреевича алборова лборты барысби, 1886 1968 первого

Хъуыбады сочинение на осетинском24 апреля 2021 года исполняется 135 лет со дня рождения Бориса Андреевича Алборова (Æлборты Барысби, 1886 – 1968) — первого советского профессора на Северном Кавказе (1924), ученого-осетиноведа, поэта, драматурга, собирателя и исследователя осетинского фольклора, общественного деятеля, организатора и первого директора Осетинского научно-исследовательского института краеведения (ныне — Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева).

Борис Андреевич Алборов родился 24 апреля 1886 г. в сел. Ольгинское восьмым ребенком в семье малоземельных крестьян Андрея Хамурзаевича Алборова и Зарады Далаткоевны Дзусовой.

Из автобиографии Б.А. Алборова: «Я родился 24 апреля 1886 года в тяжелый период для моих родителей. Рос и воспитывался дома почти нагишом и босиком. Еще в детстве я отморозил себе ноги  из-за «прогулок» по снегу босиком. Рубцы на ногах и ревматические боли сохранились до сих пор. Эту бедную  жизнь скрашивало обаяние богатого осетинского фольклора, народных сказаний, песнопений. Как отец и мать, так и все  дети, а впоследствии и я, знали хорошо памятники осетинского фольклора и умели исполнять их на различных осетинских музыкальных инструментах. Мужчины  исполняли  на  двухструнных   смычковых фандырах,  а  две сестры и мать на русской  вятской  гармошке. Мужчины  особенно любили исполнять исторические песни и нартские сказания.  Женщины  же, в том числе и мать, плясовые  и  бытовые песни  и  мелодии.  Кроме того, мать моя была большая  мастерица сказывать сказки и причитать. Сколько душевной теплоты было в ее манере  сказывать  сказки,  и с каким  лирическим  подъемом  она исполняла  тексты  причитаний,  часто  импровизированные. Мать происходила из музыкальной семьи Дзусовых, которые из  поколения в  поколение  считались  лучшими певцами  исторических  песен  и сказителями нартовских сказаний. Все  это,  вместе взятое, прививало мне любовь к  осетинскому языку и фольклору, к осетинским народным песням».

Хъуыбады сочинение на осетинскомВ 1909 г. окончил Владикавказскую классическую гимназию. В 1914 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета и был назначен преподавателем русского языка в Винницком реальном училище Каменец-Подольской области. Из автобиографии Б.А. Алборова: «Первая  моя  научно-популярная  статья под заглавием «Ирон æвзаг» («Осетинский  язык») появилась в печати в 1912 году в осетинском журнале «Хуры тын» («Луч   солнца»), издававшемся в Санкт-Петербурге известным осетинским писателем Е. Бритаевым. Первая моя научная работа относится ко времени пребывания в университете,  а именно к 1911 году, когда в рукописи появилось сочинение  на тему «Песни северных осетин» (к вопросу  собирания памятников  осетинской народной словесности). Эта работа была доложена на заседании осетинского студенческого  кружка. Впоследствии  эта  работа  послужила  основанием  для  сочинения «Народные песни осетин».

В 1917 г. Б.А. Алборов вернулся в Осетию и влился в организаторскую деятельность в системе просвещения. Один из  организаторов  Первого всеосетинского учительского съезда 10 июля 1917 года. Будучи преподавателем Моздокского реального  училища,  одновременно избран членом Северо-Осетинского училищного совета, возглавлял культурно-просветительное общество «Рухс», основной работой которого были театральные постановки, сбор с которых шел на помощь нуждающимся ученикам среди осетин. Благодаря ходатайству Б.А. Алборова в местных средних учебных заведениях было введено преподавание осетинского языка для учащихся-осетин. В 1918 г. по инициативе Б.А. Алборова Осетинская второклассная женской учительская школа преобразована в Северо-Осетинскую учительскую семинарию для обоих полов, где организованы кабинет осетиноведения и библиотека, которая впоследствии  легла  в  основу библиотеки Осетинского  историко-филологического  общества (ныне – СОИГСИ).

Б.А. Алборов активно участвовал в организации во Владикавказе Политехнического института, преобразованного впоследствии в сельскохозяйственный институт, Горского  центрального  архивного  управления,  а также Горского педагогического института (ныне — Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова), который возглавил в 1922 г., одновременно являясь заместителем наркома просвещения Горской республики. Будучи заведующим  Владикавказского (осетинского) округа, организовал два  учительских  съезда  в  1920 и 1921  годах,  педагогические курсы,  первые  осетинские хор и драматическую  группу,  наладил научную запись  текстов  осетинского  фольклора. В 1924 году утвержден в звании профессора.

Б.А. Алборов – член Совета  Ассоциации  горских  краеведческих организаций,  член-корреспондент центрального бюро краеведения и член  Русского   общества естествознания, археологии и этнографии (с 1920 года). В  1927–1934  гг. – руководитель нескольких «научных  экспедиций аспирантов  и  студентов  Северо-Осетинских педагогического и научно-исследовательского институтов в разные ущелья Осетии и в Моздокский район для сбора этнолого-лингвистического и фольклорного материала и для привития  участникам  навыка  сбора народного  фольклора. Этими экспедициями  собран  ценнейший  материал,  произведены записи уникальных  текстов  осетинских  народных  песен  и  первобытных народных молитвословий на валиках фонографа, переведенных  затем на  бумагу мной. Сделаны зарисовки памятников древности  и  быта осетин».

Хъуыбады сочинение на осетинском

В 1934—35 годах находился в научной командировке в Сталинабаде Таджикской ССР для изучения ягнобского языка. В ходе почти двухгодовой работы собрал материалы по ягнобскому, шугнанскому, язгулемскому, ваханскому, ишкашимскому, сарыкольскому языкам и фарси. Во время научной командировки в Сталинабаде Борис Андреевич Алборов исполнял обязанности заведующего учебной частью, а также ректора Таджикского педагогического университета.

В 1938 году осужден на 8 лет по обвинению в причастности к контрреволюционной организации. Отбывал срок в Ивдельлаге (г. Ивдель). Пребывая в местах заключения, Борис Алборов написал около 40 работ по лингвистической тематике.

Материалы о Б.А. Алборове:

Борис Алборов. Автобиография

Ученый, не сломленный обстоятельствами

Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б.А. Алборова

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

Большой этнографический диктант Северная Осетия

Северная Осетия

Республика Северная Осетия-Алания расположена на Северном Кавказе и занимает часть Центрального Предкавказья на северных склонах Главного Кавказского хребта.На долю горной полосы приходится 3 850 кв. км, то есть 48 процентов всей площади. Республика граничит на юге с Республикой Южная Осетия и Грузией, на западе и северо-западе – с Кабардино-Балкарской Республикой, на северо-востоке – с Чеченской Республикой, на севере – со Ставропольским краем, на востоке – с Республикой Ингушетия.

Название «Кудар» происходит от самоназвания:

Кобанцев
Персов
Сарматов
Скифов

Кудар, Кударское общество – историческая область на юго-западе Осетии. В расширительном смысле так называют всю Южную Осетию. Скифы именовали себя «скуда», а свою страну «Скудара». В современном осетинском языке это имя звучит как «Кудар». Как известно, скифы и сарматы говорили на разных наречиях того иранского языка, от которого происходит современный осетинский язык. См.: Дзиццойты Ю. А. К этимологии топонима K’wydar «Южная Осетия» / Дзиццойты Ю. А. Вопросы осетинской филологии. Т. Ш. Цхинвал: Республика, 2017. С. 8–36.

Правильный ответ: Скифов

Главное направление хозяйственных занятий в Осетии в XV–XVIII вв.:

Кочевое скотоводство
Бортничество
Отгонно-пастбищное скотоводство
Пашенное земледелие

Осетия XV–XVIII вв. – горная страна. Главное богатство ее природы и основу горного хозяйства составляли разнотравные альпийские луга. Поэтому ведущей отраслью сельского хозяйства стало отгонно-пастбищное скотоводство. Стада овец и коз были в горах главным источником существования. Летом отары овец паслись на альпийских лугах. Весной и осенью их старались перегнать к предгорьям. См. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. Владикавказ: Ир, 2000. С. 126–128.

Правильный ответ: Отгонно-пастбищное скотоводство

Какое из названных сословий считалось самым знатным в Дигорском обществе?

Хехезы
Баделиата
Уездоны
Косаги

Высшую феодальную знать Дигорского общества называли «баделиата». Простой народ делился на четыре сословия: уездоны (свободные общинники), хехезы (чужаки-переселенцы), кумайаги (потомство господских наложниц), косаги (холопы). См. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. Владикавказ: Ир, 2000. С. 156–160.

Правильный ответ: Баделиата

Какое из названных горных обществ не имело собственного выхода на равнину?

Дзауское
Кудское
Тагаурское
Дигорское

На северном склоне осетинских гор располагались Тагаурское, Куртатинское, Алагирское и Дигорское общества. В центральном высокогорье – Туальское, Урс-Туальское, Кударское, Тырсыгомское и Кудское. На южном склоне – Дзауское и Ксанское. Северные и южные общества имели выход на предгорные равнины, соответственно, Северного Кавказа и Закавказья, а центральные высокогорные общества не имели. См. Исторический атлас Осетии. Владикавказ: Ремарко, 2002. С. 24–25.

Правильный ответ: Кудское

Какой из указанных терминов обозначал сосуд для ношения воды?

Уат
Хадзар
Гогон
Галуан

Уат – это помещение с лучшей мебелью и убранством, предназначенное для гостей. Хадзаром называли большую комнату с очагом, делившим её на мужскую и женскую половины. Гогон – высокий кувшин для воды. Галуан – замок, состоявший из боевой башни, жилых и хозяйственных построек, обнесённых высокой каменной стеной. См. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. Владикавказ: Ир, 2000. С. 174–176.

Правильный ответ: Гогон

Кто из названных ученых был первым собирателем осетинского фольклора?

Андрей Шегрен
Василий Цораев
Максим Ковалевский
Всеволод Миллер

Андрей Шёгрен – автор первой «Осетинской грамматики», изданной в 1844 г. Василий Цораев первым начал сбор народных сказаний, сказок, пословиц и загадок, впервые изданных в 1868 г. Максим Ковалевский – выдающийся социолог и этнолог, изучавший общественный строй осетин. Всеволод Миллер – выдающийся филолог, изучавший осетинский язык и фольклор. История Северо-Осетинской АССР. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С.179–181.

Правильный ответ: Василий Цораев

Кто из литераторов написал классический этнографический очерк об осетинах?

Блашка Гуржибеков
Василий Цаголов
Коста Хетагуров
Илас Арнигон

Этнографический очерк об осетинах «Особа» принадлежит перу великого поэта Коста Хетагурова. Блашка Гуржибеков и Илас Арнигон – выдающиеся осетинские литераторы конца XIX – начала XX в. Василий Цаголов – известный беллетрист второй половины XX в. Коста Хетагуров. Особа / Коста Хетагуров. Собрание сочинений в пяти томах. Т. IV. С. 311–371.

Правильный ответ: Коста Хетагуров

Кто из названных персонажей фольклора относится к сыновьям Ос-Багатара?

Чермен
Курта
Кусагон
Бадели

Чермен – героем народных песен и преданий, он не согласился с положением кавдасарда и восстал против порядков своего общества. Курта – легендарный предок Куртатинской гражданской общины. Кусагон – один из сыновей Ос-Багатара, которого этногоническое предание называет прародителем осетин. Бадели – легендарный предок высшего сословия в Дигорском обществе. См. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. Владикавказ: Ир, 2000. С. 132, 145, 154–155, 157.

Правильный ответ: Кусагон

Каково значение самоназвания «аланы»?

Арии
Горцы
Кочевники
Земледельцы

«Арии» – это самоназвание и научное обозначение индоиранских народов. От слова «ариана», что означает «арии», «арийский», происходят и название государства Иран, и средневековое имя осетин – аланы. Первоначально «аланы» – это общее название близкородственных скифо-сарматских племён, которые до начала новой эры выступали под разными именами. Объединившись, они вернулись к наиболее общему древнему имени. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. I. М.–Л.: Изд-во АН СССР. С. 47.

Правильный ответ: Арии

Какой из народных праздников отмечается летом?

Неделя Уастырджи
Ногбон
Цыппурс
День Хетага

Праздничная неделя Уастырджи приходится на осень. Ногбон и цыппурс – праздники зимнего цикла. Летом отмечается еще один праздник в честь святого покровителя Уастырджи – день Хетага. Уарзиати В. С. Народные игры и развлечения осетин. Орджоникидзе: Ир, 1987. – 160 с.

Правильный ответ: День Хетага

Happy

1

Sad

10

Excited

1

Sleepy

Angry

6

Surprise

1

                           СЦЕНАРИЙ
МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ:

«Иры бæрзонд стъалы»

Учитель осетинского языка и литературы МБОУ СОШ №15им.Героя
Советского Союза Мильдзихова Х.З.г.Владикавказа

Хадикова Лариса Владимировна

Оформление сцены: портрет Коста
 Хетагурова, выставка книг, надписи с высказываниями о поэте и картины
Коста. В углу сцены трехногий круглый столик и стул.

Оборудование: проектор, костюмы
для выступающих, декорации для сценок, фынг  и стул.

Звучит песня «Кубады» на слова
Коста  Хетагурова.

Стихотворение – Рождение Коста.

1ведущий

 Сӕдӕ фӕндзай ӕхсӕз азы размӕ
Нары комӕй, Нары хъӕуӕй ратахт амонды стъалы. Ныррухс кодта ирон адӕмы царды
фӕндаг. Уыцы рухсӕй разынд нӕ адӕмы уӕздандзинад, фарн ӕмӕ куырыхондзинад.

2-й в е д у щ и й:

Высокогорное селение Нар…

Оно расположено на скалистом выступе, и,
когда по утрам рассеивается туман, напоминает корабль посреди вековых
нагромождений хребтов, горных расщелин и теснин. Нар окружен белоснежными
вершинами и альпийскими лугами, кажется, очарованию природы его нет границ.
Здесь сто шестьдесят шесть лет  назад явился на свет славный сын
осетинского народа Коста Хетагуров.

( Стихотворение на русском языке о Коста
Хетагурове)

1 ведущий: Хорз адæймагæн, йæ дзыллæты
амондыл тохæй чи нæ бафæллайы, йæ адæмæн цæрæнбонты лæггад чи фæкæны, ахæм
лæгæн мæлæт нæй. Ис ын æрмæст райгуырæн бон. Æмæ уыцы бон свæййы
Адæмон бæрæгбон. Ахæм кадджын бон Ирыстонæн ссис 15 октябрь – Къостайы
райгуырæн бон. Уымæн æмæ Къоста æнустæм цæргæйæ баззад йæ адæмы
зæрдæты, зонды, хъуыдыты.

Ӕмдзӕвгӕ Памяти К.
Хетагурова.

В стране орлов и горных туров,

Где воздух свеж, вода чиста,

Родился мальчик – Хетагуров,

Поэт по имени Коста.


Ещё не знал окрестный житель,

Что рядом с ним в ауле Нар

Рождён народный просветитель,

Несущий в сердце Божий дар.


И вскоре будущий художник,

И публицист и драматург,

Искусства основоположник

Учиться едет в Петербург.


Пройдя тернистые дороги,

Он, не богатый человек,

Живя без чьей-либо подмоги,

Взошёл на творческий Казбек.


Он пел без модных выкрутасов,

Не сторонясь народных бед,

А как же Лермонтов, Некрасов

Ему смотрели строго в след.


Он не был в роли демиурга,

Зато в нужде бывал не раз…

Душа звала из Петербурга

Неудержимо на Кавказ.


Прощайте серые громады,

Привет, страна любимых гор!

Как все поэту были рады!

И лишь одна отводит взор.


Но лишь она одна желанна,

Одна зовёт лишь за собой…

Не свяжет Цаликова Анна

Свою судьбу с его судьбой.


Гоня душевную усталость,

Он не плутал в житейской мгле.

«Скорбящим ангелом» осталась

Попова Анна на земле.


В его поэмах и полотнах

Бушует жизнь, любовь и страсть,

Но власть на это неохотно

Глядит, – на то она и власть.


Опала, ссылка, возвращенье…

С рожденья милые места,

Как свет, как символ вдохновенья

Носил в душе поэт Коста.

Он не был льстивым златоустом,

Не слыл светилом из светил, —

На осетинском и на русском

Он пел, как Бог ему судил.


Он был открытым и свободным

Для честных искренних сердец,

Он был поистине народным –

Поэт, художник и борец.


Его судьба неповторима,

И входят в двадцать первый век

Его прекрасная «Фатима»,

«Перед судом», «Се человек».


Не нахожу я иноверца

В себе, и мысль моя чиста,

Когда читаю «Думы сердца»

Поэта с именем Коста!

(видео ролик  «Наш Коста» )

2-й в е д у щ и й:

        Сложившись
как мастер слова и кисти, Коста встал на защиту интересов обездоленных горцев,
проповедуя свободу, братство и равенство народов.

1 ведущий.

 Дзырдтӕ «Къоста» ӕмӕ
«Ирыстон» систы синонимтӕ сӕ кад ӕмӕ намысӕй. Ирон адӕм сӕхи скодтой ӕмбар ӕмӕ
цӕсгомджын ӕппӕт дунеты дзыллӕты ӕхсӕн.

 2-й в е д у щ и й:

        Он
не мог не родиться и не внести с собой в жизнь золотые россыпи мудрых слов.
Горцы потеряли бы дар речи, не будь стоголосой «Осетинской лиры». Без нее
пастушья свирель сиротливо умолкла бы. В саклю бедняка никогда не заглянуло бы
жаркое солнце. Буря замела бы пути-дороги нашего скитальца без поводыря.:

1ведущий

 Бонӕй-бон хуыздӕр ӕрттивӕд
Ирыстон!  Бонӕй-бон тынгдӕр хъуысӕд ирон дзырд! Фӕлтӕрӕй- фӕлтӕрмӕ тынгдӕр
нӕрӕд Къостайы ном! Кӕдмӕ уа зӕххы къорийыл цӕрӕг, уӕдмӕ цӕрдзӕн ирон дӕр!
Цӕрӕд нӕм уӕдмӕ ирондзинад, фарн ӕмӕ ирон ӕгъдау!

2 в е д у щ и й:

        Необычайно
многообразно творческое наследие Коста Хетагурова – неустрашимого рыцаря
свободы, который не уставал ратовать за революционное переустройство мира.

«… Коста Хетагуров является своего рода
Леонардо да Винчи осетинского народа, — писал Александр Фадеев.

 – Какую силу любви к своему народу
нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и
прозаиком, и драматургом, и общественным деятелем…

( инсценировки – басни Коста)

 1ведущий.

Сӕххӕст нӕ уарзон поэты бӕллиц.
Ныззарыди йӕ зӕрдӕйы дзаг ӕцӕг нӕртон лӕгау ӕмӕ йӕ «Ирон фӕндыры» зӕлтӕй кӕй
зӕрдӕ нӕ бацагайдта, ахӕм нал баззад. Йе стыр уарзондзинад зӕрдӕйӕ-зӕрдӕмӕ
ахъардта адӕмы хсӕн ӕмӕ сӕууон стъалыйау цӕхӕртӕ калы абон дӕр Прометейы артау
нӕ зӕрдӕтӕ хъармгӕнгӕйӕ.

1-й в е д у щ и й:

        «Осетинская
лира» – энциклопедия жизни горца о былом. Каждое произведение – жемчужина, плод
раздумий над страданиями народа. Окропленные слезами и кровью, они светятся
пламенем разгоравшейся битвы за свободу, исполнены энергии и движения,
нарождающейся революционной энергии масс и исторического движения.

( видео ролик – «Осетинская лира»)

2-й в е д у щ и й:

 Къостайӕн йӕ риуы цы стыр
уарзондзинад уыд, уый уыд ӕнӕхъӕн дунейы фаг дӕр. Фӕлӕ уый уӕддӕр йӕ бирӕ
лӕггӕдты фӕстӕ йӕхи диссаджы хӕсджыныл нымадта йӕ адӕмы раз.

1в е д у щ и й:

        Имя
Коста – поэта так называемого «маленького» осетинского народа – войдет в ряд самых
высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в
сокровищнице многоцветной культуры России будут играть краски и цвета,
вызванные к жизни таким художником, как Коста Хетагуров.

2ведущий.

Мах, ирон адӕм, абон хӕсджын стӕм
Къостайӕ, ӕмӕ куыд зӕдтӕн, афтӕ кад кӕнӕм Къостайӕн дӕр. Ацы хъуыддаг йӕхӕдӕг
райдыдта Къоста. Чи нӕ зоны йӕ сызгъӕрин «Ирон фӕндыр»-ы фыццаг ӕмдзӕвгӕйы, та

2 ведущий: 

Жизнь народа, обездоленных, борьба
за свободу и братство людей труда были основой жизни и деятельности Коста. Он
был по натуре добр и щедр. Поэт не жалел своего сердца. «Страдать за других
невозможно, если ты не изведал страдания», — говорил Коста. Вдохновенного певца
и борца не могли сломить ни аресты, ни ссылки. Всю тяжесть горькой судьбы
своего народа Коста изобразил в стихотворении «Додой», «Мать сирот».

Стихотворение «Додой», «Мать
сирот», видео ролик «Мать сирот».

1ведущий

Кӕд Къоста йӕхӕдӕг Нары комӕй
рацыд, уӕддӕр ын арфӕйы ныхӕстӕ кодой Иры алы кӕмтты дӕр. Удӕгас адӕймагӕн арфӕ
кӕнынмӕ ирон адӕм нӕртон не сты, фӕлӕ, диссаг ӕрцыдау хаттӕй-хатт адӕм дӕр
аивынц сӕ фӕтк. Къостайыл йӕ удӕгасӕй скодтой зарӕг

(песня – «Ма Иры фасивад».

2 ведущий:

 Поэзия Коста пронизана музыкальным
восприятием жизни: Музыка и поэзия переплелись чудесным образом, ярко,
красочно, неотразимо; для будущих поколений она является богатой сокровищницей,
как для поэтов, так и для музыкантов.

1ведущий

 Хетӕджы фырт махмӕ зӕды
хуызӕн кӕсы, фӕлӕ уый уыд зӕххон адӕймаг, уарзта адӕмы, уарзта цӕрын зарын ӕмӕ
кафын. Уымӕн афтӕ рӕсугъд рауайынц Къостайы ӕмдзӕвгӕтыл фыст зарджытӕ.

2 в е д у щ и й:

Создатель осетинской национальной
художественной литературы, Коста стал одним из главных ее героев. Образ поэта привлекал
и поныне привлекает внимание буквально всех последующих осетинских литераторов.

1ведущий.

Къостайӕн йӕ риуы цы стыр уарзондзинад
уыд, уый уыд ӕнӕхъӕн дунейы фаг дӕр. Фӕлӕ уый уӕддӕр йӕ бирӕ лӕггӕдты фӕстӕ
йӕхи диссаджы хӕсджыныл нымадта йӕ адӕмы раз.

(стихи о Коста)

2в е д у щ и й:

Завершить наш сегодняшний вечер,
посвященный Коста Хетагурова, хотелось бы словами нашего знаменитого земляка
Васо Абаева: «Англичане говорят: у нас есть Шекспир, немцы говорят: у нас есть
Гете, русские говорят: у нас есть Пушкин, а мы, осетины, говорим: у нас есть
Коста. Махæн та ис Къоста».

1 ведущий

Ирыстоны зӕххыл ахӕм къуым нӕй,
ӕмӕ Къостайы кӕм нӕ зыдтой, йе мдзӕвгӕтӕ йын кӕм нӕ бакастысты, зарджытӕ ӕмӕ
йыл кадджытӕ кӕм нӕ кодтой. Уӕвгӕ… куыд бирӕвӕрсыг у Къостайы сфӕлдыстад! Кӕй
зӕрдӕмӕ не ссардта уый фӕндаг; кӕй зӕрдӕ не схъарм кодтой йӕ поэзийы фӕлмӕн
тынтӕ.

(стихи о Коста)

2 ведущий

Коста вечно будет жить в памяти
народа!

Коста это солнце Осетии,
путеводная звезда на его небосклоне!

Коста стал основоположником
осетинской  литературы.

На небосклоне, в созвездии Дракона
появилась звезда ,названная именем  КОСТА.

1ведущий

Цалынмӕ ирон адӕм цӕрой, ирон
дзырд хъуыса, уӕдмӕ цӕрдзӕн Къостайы ном дӕр. Ирон адӕм се нтыстыты ӕмӕ сӕ хорз
хъуыддӕгты стыр кад кӕндзысты Къостайӕн, уымӕн ӕмӕ ӕнӕкӕрон у Къостайы раз нӕ
хӕс.

2 ведущий

 Великий
поэт не умер. Коста вечно будет жить в памяти своего народа. Коста – это солнце
Осетии, путеводная звезда на ее небосклоне. И не только на небосклоне
Осетии. 

В созвездии Дракона 15 октября 1999 года появилась звезда, названная именем
Коста. Об этом свидетельствует документ, выданный Международным звездным
регистром. 

Настоящее заверяется подписями и печатью Международного звездного регистра от
15 октября 1999 года. В соответствии с этим, Международный звездный регистр
присваивает звезде в созвездии Дракона – 18 час 24 мин 48 град 05сек – имя
Коста. Эта звезда будет отныне именоваться этим именем.

-Песня «Хъуыбады»


 осетинский танец

Хъуыбады сочинение на осетинскомС ДНЕМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!

В фойе Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева есть памятная табличка с надписью: «ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ – СОТРУДНИКАМ И АСПИРАНТАМ СОНИИ, ПОГИБШИМ В БОЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.», увековечившая 6 имен: Гутнов Канимат (старший научный сотрудник, кандидат филологических наук), Хубецов Александр (аспирант), Саутиев Мурат (аспирант), Караев Ибрагим (аспирант), Караев Герман (аспирант), Музыкин Михаил (бухгалтер).

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ! ВЕЧНАЯ СЛАВА!

Хъуыбады сочинение на осетинском

В «Бессмертном полку» СОИГСИ также имена участников ВОВ, которым было суждено вернуться с фронта и продолжить свое служение Отечеству на ниве науки.   

Хъуыбады сочинение на осетинскомАрдасенов Хадзыбатыр Навиевич (1911-1968) 

Родился 15 сентября 1911 г. в с. Кадгарон Ардонского района СО АССР в семье крестьян. В десятилетнем возрасте остался круглым сиротой. Впоследствии Хадзыбатыр Навиевич, познавший тяготы сиротства и нехватку родительской заботы, удочерил осиротевшую в годы ВОВ девочку Светлану. 

Оставшись на попечении родственников, был вынужден совмещать учебу в кадгаронской школе с поиском заработка. Затем окончил железнодорожный техникум во Владикавказе, а в 1933 году завершил учебу на филологическом факультете Северо-Осетинского педагогического института, после чего два года занимался преподавательской деятельностью. С 1940 года до конца своей жизни Х.Н. Ардасенов работал в Северо-Осетинском научно-исследовательском институте: с 1943 по 1953 гг. – ученым секретарем, с 1953 – заведующим литературным отделением. 

Хъуыбады сочинение на осетинскомЛитературным трудом Х.Н. Ардасенов занялся еще в студенческие годы. В 1931 году вышел сборник стихов молодого поэта под названием «Заря». В последующие годы Ардасенов больше увлекался переводом, литературной критикой и литературоведением. Его многочисленные статьи посвящены прозе, драматургии, поэзии, театру, литературной критике. Другая область интересов Ардасенова – история осетинской литературы, ее связи с литературами других народов. В 1959 году литературовед публикует книгу «Очерк развития осетинской литературы». В 1960 г. Х.Н. Ардасенов защитил диссертацию на соискание степени кандидата филологических наук. 

Х.Н. Ардасенов внес существенный вклад в исследование истории осетинской литературы, переводил на осетинский язык русскую и зарубежную классическую литературу. Результаты его исследований отражены в более чем 50 научных трудах, среди них – «История  осетинской литературы». Ардасенов является одним из составителей библиографического справочника «Писатели Северной Осетии» (1992), на основе которого составлена и представленная на суд читателей книга «Писатели Осетии», а также автором перевода поэмы Коста Хетагурова «Фатима» (1934). В его работах собран большой историко-литературный материал, который зачастую впервые был введен исследователем в научный оборот. Его книги – надежный источник для изучения истории осетинской литературы и современного её состояния. 

За литературно-творческую деятельность награжден двумя орденами «Знак Почёта» (1949, 1968). Х.Н. Ардасенов был членом Союза писателей СССР.

Во время Великой Отечественной войны (1942-1943 гг.) был политруком истребительного взвода при войсках НКВД. Награжден медалями: «За оборону Кавказа» (1944) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946),

Х.Н. Ардасенов воспитал двух дочерей и двух сыновей. Умер в 1968 г.

Биография Х.Н. Ардасенова (на осет.яз.)

Хъуыбады сочинение на осетинскомАким Казбекович Джанаев (1909-1990)

Аким Казбекович Джанаев внес значительный вклад в изучение новой и новейшей истории Осетии и Северного Кавказа. Разнообразна и интересна насыщенная, многогранная общественная деятельность ученого.

Родился в ауле Сындзысар Туалгомского общества Владикавказского прихода в 1909 году. В 1911 году его семья переселилась в равнинное селение Кадгарон, где Джанаев учился в школе. В 1925 году поступил в Осетинский педтехникум. Затем была учеба в Казанском Политехническом институте (с 1930 г.), продолженная в Московском плановом институте им. Г.М.Кржижановского на факультете планирования научно-исследовательской работы (до 1934 г.).

Работал в научных институтах в Москве, в плановой комиссии ЦИК Юго-Осетии, в Грозненском плановом техникуме, где его программа по специальности, которую он вел, на долгие времена стала важным методическим пособием.

В 1936 году стал аспирантом СКНИИ в г. Пятигорск, им была выбрана специализация «История народов Северного Кавказа». В 1937 году переведен в аспирантуру СОНИИ. В 1939 году стал членом КПСС и был утвержден в должности ученого секретаря СОНИИ. Одновременно работал ассистентом на кафедре истории СССР СОГПИ.

В начале 1941 года завершил работу над кандидатской диссертацией по теме «Феодальное землевладение в нагорной полосе Дигории», защитить ее смог только в 1945 году в Азербайджанском государственном университете им. С.М.Кирова.

С июня 1941 года по апрель 1942 г. Джанаев находился на Западном фронте. Воинский опыт и звание офицера запаса, которые он приобрел в 1934 году во время службы в РКК, помогли ему командовать топографическим взводом, быть начальником штаба артдивизиона. В апреле 1943 года, получив тяжелое ранение, оказывается в госпитале (Средняя Азия) а затем увольняется по инвалидности в запас. После войны возвращается к научно-педагогической работе на кафедре истории СССР СОГПИ, одновременно занимает должность директора учительского института.

Хъуыбады сочинение на осетинскомС 1952 по 1955 годы Джанаев работает заведующим кафедрой истории СССР на истфаке СОГПИ. В 1955 году решением Правительства переведен в СОНИИ на должность заместителя директора по научной работе.  Многие годы Аким Джанаев работал над докторской диссертацией по теме «Народы Терека в первой русской революции».

Велика значимость участия Джанаева в написании «Истории Северо-Осетинской АССР» (т. 1, 1987 г.) и как автора, и как члена редколлегии. Он принимал деятельное участие в подготовке и написании 2 тома «Истории народов Северного Кавказа», в составлении и издании сборников документов «Съезды народов Терека. 1918 г.» (тома I-III), «Революция 1905-1907 гг. на Тереке» (том 1) и др.

Джанаев был членом авторского коллектива Большой Советской Энциклопедии. Так же был участником трех Международных научных форумов в Москве: ХХУ Международного Конгресса востоковедов (1960), V Международного Конгресса антропологических и этнографических наук (1961), VIII Международного Конгресса исторических наук (1960 г.).

Будучи депутатом Орджоникидзевского городского Совета депутатов трудящихся (1957-1963 гг.), занимался активной общественной деятельностью. За боевые заслуги и труд на благо Отечества был награжден орденом «Красная Звезда», орденом «Отечественной войны» I степени и 11 медалями.

Статья Г.И. Цибирова об А.К. Джанаеве в журнале «Известия СОИГСИ».

Статья об открытии мемориальной доски А.К. Джанаеву в г.Владикавказе 

Хъуыбады сочинение на осетинскомТотоев Михаил Сосланбекович (1910-1979)

Михаил Сосланбекович Тотоев родился в 1910 г. в семье крестьянина, окончил рабфак Тимирязевской академии, затем в 1938 г. с отличием окончил СОГПИ (ныне СОГУ). В 1941 г. окончил аспирантуру СОНИИ.  В 1942 г. служил в составе Главного Политического управления Красной Армии в г. Иваново, затем в составе 197-й стрелковой Брянской Краснознаменной дивизии на Белорусском фронте, являлся завотделом агитации и пропаганды, агитатором политотдела дивизии. В 1943 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Тбилисском государственном университете на тему «Нерушимая дружба народов СССР в Великой Отечественной войне». 

Хъуыбады сочинение на осетинском

С января 1950 г. являлся заведующим историческим отделением СОНИИ. Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории СССР Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, заслуженный деятель науки Северо-Осетинской АССР, автор более 300 научных, научно-популярных и публицистических трудов по различным аспектам истории Осетии, Кавказа.Один из самых талантливых и масштабных ученых Кавказа, признанный патриарх исторической науки Осетии, входил в плеяду выдающихся ученых СОНИИ наряду с Г.А. Кокиевым, Б.Б. Гардановым, Б.В. Скитским, А.К. Джанаевым. Под научным руководством М.С. Тотоева защитили кандидатские и докторские диссертации более 20 ученых из Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, других республик и областей бывшего СССР. Среди них известные и признанные ученые, доктора исторических наук, профессора: Михаил Ильич Гиоев, Борис Мухарбекович Мостиев, Батырбек Хаджумарович Ортабаев, Юрий Владимирович Хоруев, Батраз (Юрий) Павлович Березов и другие.

М.С. Тотоев избирался депутатом Верховного Совета Северо-Осетинской АССР. До конца своих дней работал в СОГУ. Воспитал троих детей. Умер в 1979 г., похоронен в Пантеоне г. Владикавказа.

Награжден Орденом «Знак Почета», медалями: «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией», «За доблестный труд в 1941-45 гг.», «50 лет Вооруженных Сил СССР», «60 лет Вооруженных Сил СССР», «20 лет Победы над фашистской Германией» и др.

Вклад профессора М.С. Тотоева в науку и в развитие научного потенциала Северного Кавказа

Хъуыбады сочинение на осетинскомГутиев Казбек Цицкаевич (1918-2001)

Родился 21 июня 1918 г. в с. Кадгарон Ардонского района СО АССР в семье крестьян. В 1939 году окончил литературно-лингвистический факультет СОГПИ. С 1939 по 1946 гг. находился в рядах Советской Армии.

Война застала его на артиллерийских курсах в городе Днепропетровск. По окончании специальных курсов Гутиев К.Ц. работал в 8-ом управлении Генерального штаба Советской Армии, а затем в штабе Ленинградского фронта. В ноябре 1944 года был назначен старшим помощником начальника 6-го отделения штаба 24 артиллерийской дивизии прорыва Резерва Главного Командования Советской Армии. Был шифровальщиком Генерального штаба. Закончил войну Гутиев К.Ц. в Чехословакии, в звании старшего лейтенанта.

Гутиев К.Ц. награжден: Орденом Красной Звезды (1945), Орденом Отечественной войны I степени (1985), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др. Трижды получал благодарности Приказами Верховного Главнокомандующего Советской Армии.

С 1946 г. по 1949 г. был аспирантом СОНИИ. Работал преподавателем осетинской литературы СОГПИ, являлся председателем Союза советских писателей СО АССР.

В 1956 году принят на должность старшего научного сотрудника СОНИИ. Научные интересы Казбека Цицкаевича сосредоточены на изучении и издании осетинского фольклора и произведений осетинских поэтов и писателей. Также им были подготовлены 5 томов осетинского нартовского эпоса.

Хъуыбады сочинение на осетинскомХазби Саввич Черджиев (1908–1988)

Родился  27  декабря  1908  года  в  с. Кадгарон Ардонского района СО АССР в крестьянской семье. 

В   1923   году, будучи студентом  первого курса  педагогического  техникума, направлен председателем бюро гизельдонского окружкома ВЛКСМ. По  окончании второго  курса техникума поступил на хозяйственно-правовой факультет (позже – экономический институт) Иркутского государственного университета.

В  1931  году  успешно окончил институт и был приглашен в качестве преподавателя политэкономии. В 1932 году направлен в аспирантуру Ленинградского института народного хозяйства им. Энгельса. После  окончания  аспирантуры  по направлению Управления  кадров наркомторга  СССР  направлен  в  Восточно-Сибирский институт советской торговли, где проработал до 1938 года. В том же 1938 г. преподает политэкономию в Северо-Кавказском педагогическом институте. Проявив себя как исключительно одаренный организатор учебного процесса, Хазби Саввич получил известность среди экономистов Кавказа.

В начале Великой Отечественной был утвержден лектором Северо-Осетинского обкома КПСС и заместителем заведующего отделом пропаганды обкома, заместителем начальника управления трудовых резервов по политчасти, одновременно лектором Дома Красной Армии Орджоникидзевского гарнизона, комиссаром  8-го строительного  батальона 1-ой саперной армии, комиссаром 1-го строительного батальона по строительству оборонительных сооружений. Читал лекции в воинских частях, среди  ополченцев, появлялся на оборонительных рубежах и убежищах среди населения. Награжден медалью «За оборону Кавказа».

В  послевоенные годы назначен заместителя председателя Совета Министров СО АССР, занимался восстановлением образования, науки, культуры и здравоохранения республики. Лично  руководил  восстановительными работами школ, больниц, детских лагерей, проводил собирательную работу для истории о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории Северной Осетии. Четыре тома его рукописей стали бесценным историческим источником. В 70-х годах их использовал в своей  книге крупный ученый из института военной истории в Москве Ибрагим  Бейли –  как  опровержение издаваемой на западе литературы  о  «гуманном» поведении немцев на Кавказе в Великой Отечественной.

Будучи  заместителем  председателя Совета  Министров  республики,  Х.С. Черджиев  по  совместительству  заведовал кафедрой политэкономии совпартшколы при обкоме ВКП(б).

В 1958 году назначен  директором научно-исследовательского института и вскоре вернулся в правительство в качестве председателя Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР, сохранив должность  директора СОНИИ.

В  60-х годах благодаря жесткой позиции Х.С. Черджиева на совещании в Москве был снят вопрос о закрытии научно-исследовательских институтов  в  автономных  областях.      Первое,  на  что  обратил внимание Хазби  Саввич,  когда  стал директором института – это история древних алан. «Она не изучена, – сказал он, – и этого нам не простят потомки». По  его  инициативе  и  при его непосредственном  участии  был разработан  и  осуществлен комплекс актуальных мер для ликвидации белых пятен в разработке истории Осетии. Он стал  искать специалистов  в  других  городах страны, находил  их  и  приглашал. В их числе замечательный археолог, ученый-самородок В.А. Кузнецов, который и возглавил созданное отделение  археологии. Именно Х.С. Черджиев пригласил в СОНИИ К.Ц. Гутиева, оживившего разработку  академического текста  Нартского  эпоса, а также первого в Осетии кандидата искусствоведения А. Бациева в новый отдел искусства в целях изучения и развития культуры республики. На новую ступень поднялось осетинское литературоведение, благодаря осуществлению академических изданий собраний сочинений К. Хетагурова, Э. Бритаева, И. Джанаева. Привлек для работы в институте лауреата Ленинской премии С.М. Абаева,  который  одним  из  первых в республике  стал  исследовать вопросы экологии, проблему нерудных ископаемых в Северной Осетии.

При Х.С. Черджиеве в СОНИИ были созданы фундаментальные труды: «История Северной Осетии», «Научная грамматика осетинского языка» в двух томах, «Очерки осетинской литературы», академическое издание пятитомника Коста и т.д.

За  годы  работы директором СОНИИ Х.С. Черджиев  подготовил  к изданию  и  отредактировал  19 томов «Известий  СОНИИ»,  учебников, книг,  монографий по разной тематике. В числе их авторов были такие известные ученые, как Е.И. Крупнов, Б.В. Скитский,  Л.Т.  Семенов, В.И. Абаев, М.И. Исаев, В.К. Гарданов и другие.

В  1949  году в Академии общественных  наук  при  ЦК ВКП(б) Х.С. Черджиев защитил диссертацию на тему: «Влияние потребительской  кооперации  на колхозно-базарную  торговлю». Он создал два капитальных труда: «Очерки  по  истории народного  образования  в  Осетии» и «Народное хозяйство СОАССР», множество крупных проблемных статей: «Северо-Осетинская АССР. Административно-экономическая характеристика», «Культурное строительство в Северной Осетии 1933–1941 гг.», «Народное образование Северной Осетии за 40 лет», «Просвещение   и здравоохранение  Северной  Осетии»,  «Возникновение  и   укрепление советской  государственности  в  Северной  Осетии»,  «Экологическая структура Северной Осетии», «Северо-Осетинская нация» и т. д. Особого  внимания к себе требуют статьи: «Карл Маркс», «Теория трудовой  стоимости  Маркса», «Изучим экономику республики»,  «Цены колхозного рынка» и другие.

Хъуыбады сочинение на осетинскомХ.С. Черджиев  переписывался  с  учеными  Японии,  Германии, Чехословакии,  Франции  и других стран. Среди  его  корреспондентов были  Х.  Мугуев,  М. Шагинян, Н. Атаров, ученые и военные.  Долгое время  дружил  и  сотрудничал с редакцией БСЭ,  писал  для  них статьи,  как и  для  институтских  сборников.

В  1975  году Х.С. Черджиеву за заслуги в науке было присвоено звание заслуженного деятеля науки Северо-Осетинской АССР. Его вклад в  науку  отмечен  орденом Трудового Красного  Знамени.  Необычайно широкая  и  плодотворная деятельность Х.С. Черджиева  –  это  целый пласт  в истории Осетии и осетинской культуры; он показал, что его народ имеет свою древнюю историю, очень интересную, очень разнообразную  и  что она является неотъемлемой  частью  Российской истории.

Умер в 1988 году. В 2015 году во Владикавказе в доме №28 по улице Маркуса, где Х.С. Черджиев проживал долгие годы, установлена мемориальная доска.

Источник: Таутиева Л. «Как много жизней в жизнь твою вмещается!»// Дарьял. 2002

Хъуыбады сочинение на осетинскомХудалов Темирсолтан Темирболатович (1921-2001)

Худалов Темирсолтан Темирболатович родился 20 февраля 1921 в с.Архон Алагирского района СО АССР в семье крестьян.

В 1941 году Темирсолтан Темирболатович работал учителем истории в Мизурской средней школе. С 19 ноября 1941 г. по 19 мая 1942 г. – курсант Урюпинского военно-пехотного училища. Июнь-август 1942 г. – командир пулеметной роты 667 стрелкового полка 218 моторизованной дивизии, август 1942 г.- ноябрь 1942 г. – командир роты противотанковых ружей 344 стрелкового полка 319 стрелковой дивизии 58 армии, февраль 1942 г.- апрель 1943 г. – командир роты противотанковых ружей 2 гвардейской стрелковой дивизии, июнь 1943 г. — август 1943 г. – командир роты противотанковых ружей 80 гвардейского стрелкового полка 32 гвардейской дивизии, сентябрь 1943 г.- ноябрь 1943г. – зам. командира и командир стрелкового батальона 82 гвардейского стрелкового полка 32 гвардейской стрелковой дивизии.  Участвовал в обороне Кавказа. Несколько раз был ранен.

После ВОВ Т.Т. Худалов продолжал службу в Советской Армии и вышел в отставку в 1971 г. в звании гвардии полковника. 

Награжден орденом Красной Звезды (1943), орденом Отечественной войны II степени (1943), медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За безупречную службу I степень», «За безупречную службу  II степени», «30 лет Советской Армии и Военно-Морского флота», «40 лет Советской Армии и Военно-Морского флота», «50 лет Советской армии и Военно-Морского флота», «20 лет победы над фашистской Германией».

С октября 1971 г. Темирсолтан Темирболатович – старший научный сотрудник исторического отделения Северо-Осетинского научно-исследовательского института. 

В 1974 г. Т.Т. Худалов защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук на тему «Участие трудящихся Северной Осетии в партизанской борьбе в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Научные изыскания Худалова были связаны с историей Великой Отечественной войны, которой посвящено около 30 его научных трудов, в том числе монография – «Трудящиеся Северной Осетии в партизанском движении в период Великой Отечественной войны».

Воспитал дочь и двух сыновей. 

Умер 11 января 2001 г.

Меликов Султан Темболатович (1919-2001) 

Меликов Султан Темболатович родился в 1919 г. в с. Зильги Правобережного района СО АССР.

Война застала Султана Темболатовича студентом Северо-Осетинского педагогического факультета. В июле 1941 г. он был призван на фронт и прошел всю войну до Победы. Затем продолжил службу в рядах Советской Армии до 1958 г. В годы ВОВ был награжден орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги, еще семью медалями – в послевоенные годы.

С 1962 г. по 1978 г. С.Т. Меликов работал на кафедре истории КПСС Северо-Кавказского горно-металлургического института в должности доцента. В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию по отечественной истории. С июля 1978 г. – старший научный сотрудник исторического отделения Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Научные исследования С.Т. Меликова связаны с историко-политическими процессами в регионе во второй половине ХХ века. Автор более 20 научных трудов, в том числе «Развитие активности масс в партийной и советской работе после ХХ съезда КПСС».  

Воспитал дочь и сына. 

Умер 14 марта 2001 г.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ! ВЕЧНАЯ СЛАВА!

НАШ ВЕТЕРАН 

Хъуыбады сочинение на осетинскомКузнецов Владимир Александрович 

Родился 25 июля 1927 г. в г.Пятигорске в семье служащих. Отец В.А. Кузнецова погиб на фронте в 1943 г. в г.Минеральные Воды. 

В 1944 г. окончил СШ №1 в г.Минеральные Воды, с 1943 г. подрабатывал в железнодорожном клубе станции «Минеральные Воды» в качестве ученика художника и рабочего. В ноябре 1944 г. призван в Красную Армию, служил до 1947 г. в различных артиллерийских частях. В августе 1945 г. участвовал в войне с Японией. Награжден: орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За Победу над Японией» и др.

После демобилизации 2 года работал в Минераловодском РВК в должности заведующего секретной частью. В 1954 г. с отличием окончил исторический факультет Пятигорского государственного педагогического института. В 1954-1955 гг. работал директором НСШ №8 Зеленчукского района Ставропольского края в с. Нижняя Ермоловка. Летом 1955 г. поступил в очную аспирантуру Института археологии АН СССР в Москве по специальности «археология Кавказа». Успешно окончил аспирантуру и был оставлен в должности младшего научного сотрудника в штате Института археологии, где работал до декабря 1964 г. В 1961 г. защитил кандидатскую диссертацию «Аланские племена Северного Кавказа».

С декабря 1964 г. по май 1965 г. работал заведующим отделом Кабардино-Балкарского НИИ. В мае 1965 г. был приглашен с предоставлением квартиры в Северо-Осетинский НИИ, где занимал разные должности – от старшего научного сотрудника до заместителя директора по науке. В 1971 г. защитил докторскую диссертацию «Алания в X-XIII веках». В 1988 г. В.А. Кузнецову присвоено звание Заслуженного деятеля науки РСФСР. Награжден также медалью «За трудовую доблесть», Золотой медалью Макарьевского фонда, Серебряная медалью Советского фонда Мира и др. Почетный гражданин города Минеральные Воды.

Автор более 150 работ, в том числе 13 монографий, более 30 лет вел активную полевую работу в археологических энциклопедиях. 

Женат, имеет двух детей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21 им. Героя России Семенова Д.В.

99765759 1

99765759 2

99765759 3

Учитель музыки:

Дряева Генриета Акакиевна

г. Владикавказ

2021 год

99765759 4

26.01.2021г.

Урок музыки в 5 «А» классе

Учитель: Дряева Г.А.

Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении»

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс.

Цели урока:

Образовательные:

Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме;

Развивающие:

Способствовать развитию образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия музыки; развитие вокально-хоровых навыков.

Воспитательные:

Отработать коммуникативные навыки; формирование интереса к предмету.

Задачи урока:

1.Актуализировать знания учащихся по теме.

2.Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятия «музыкальный фильм».

3.Создать обучающимся условия, необходимые для представления в разнообразных видах музыкальной деятельности образов киномузыки (слушание музыки, хоровое пение).

4.Способствовать развитию мотивации на продуктивную музыкально-творческую деятельность.

5.Развивать образно-ассоциативное мышление, музыкальную память и слух.

6.Развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыки, желание высказываться о музыке.

7.Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

8.Формировать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки.

9.Организовать работу в группах.

Планируемые результаты:

Личностные:

выявление ассоциативных связей музыки с кино, театром, телевидением в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира; осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

Регулятивные:

владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;

планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства.

Познавательные:

размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

использование различных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством.

Коммуникативные:

Общение, взаимодействие с учителем и сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметные:

Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

Технические средства: музыкальные колонки, компьютер, проектор, экран, фортепиано.

Экранно-звуковые пособия: презентация к уроку, интерактивная игра «Угадай мелодию», видефрагмент песни 33 коровы из к/ф «Мэри Поппинс», фонограммы для слушания и исполнения музыки:

  1. Фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского – «Вальс цветов».

  2. «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты»

  3. Фрагмент из фильма «Мэри Поппинс, до свидания» — «33 – коровы»

  4. Презентация по теме.

  5. «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка»

  6. «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Кот Леопольд»

  7. «Я — водяной» из мультфильма «Летучий корабль»

  8. А.И.Крылов басня «Стрекоза и муравей»

  9. «Песенка Винни-пуха» из мультфильма «Винни-пух» на осетинском языке.

  10. «Улыбка» из мультфильма «Крошка енот»

  11. «Чунга — чанга» из мультфильма «Катерок»

  12. «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения Электроника»

  13. «Голубой вагон» из мультфильма «Крокодил Гена и чебурашка»

План урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Целеполагание. Постановка учебной задачи.

4.Открытие нового знания.

5.Физминутка.

6.Закрепление знаний и умений по изучаемому материалу. Вокальная работа.

7.Рефлексия. Подведение итогов урока

Ход урока:

  1. Организационный момент.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Генриетта Акакиевна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Сегодня у нас необычный урок. Вы заранее получили пригласительные билеты, заняли места на тех рядах и партах, которые указаны в билетах. Покажите пожалуйста, все с билетами? Спасибо! Для того, чтобы у нас получился интересный, добрый урок, чтобы у всех было хорошее настроение, нам нужно подружиться. Давайте начнем урок с веселой «Песенки друзей». Я думаю, вы все знаете эту песню, текст на слайде поможет вам.

Открывается презентация

(текст 1 куплета «Песенки друзей»)

Исполнение песни

1.Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги.

Нам любые дороги дороги.

Нам любые дороги дороги.

2.Мы свое призванье не забудем:

Смех и радость мы приносим людям!

Нам дворцов заманчивые своды

Не заменят никогда свободы.

Не заменят никогда свободы

3.Наш ковер – цветочная поляна,

Наши стены – сосны-великаны,

Наша крыша – небо голубое,

Наше счастье – жить такой судьбою.

2.Актуализация знаний.

В путешествие отправляться лучше всего с друзьями и так как мы уже подружились, мы отправляемся в увлекательное путешествие.

Но, увы, вход путешественникам в страну музыки пока закрыт, если вы правильно отгадаете загадки, мы с вами отправимся в путь!

Итак, слушаем вопрос и смотрим на экран:

1. Он работает играя.

(Есть профессия такая!)

Он на сцене с давних пор.

Та профессия – (актер).

2. Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать? (режиссер)

3. Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши (зритель)

4. Есть у каждого в квартире

Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время – «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну, а я, – «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень! (телевизор)

В каких видах искусства можно встретить все эти слова? (кино, театр).

Предположите, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

Действительно, тема нашего урока «Музыка в театре, кино, на телевидении».

Молодцы, мы отправляемся с вами в путешествие!

Ребята, какой вид искусства является для вас самым любимым? Кино? Театр?

(Ответы детей)

А чем вам нравятся они?

(Ответы детей)

В каждом звуковом кино обязательно звучит музыка.

Мы так привыкли к этому, что даже не задумываемся?

Зачем нужна она в фильме, каково её назначение??

Может ли музыка являться главным действующим лицом фильма??

Является ли композитор одним из равноправных авторов фильма или просто

подчиняется режиссёру и сценаристу?

Наша цель сегодня на уроке узнать, какую роль играет музыка в этих видах искусства.

На все эти вопросы мы постараемся ответить в течение урока.

3. Сообщение нового материала.

2016 год в нашей стране был объявлен Годом Российского кино.

Кино – это довольно молодой вид искусства. Оно появилось чуть больше ста лет назад. Изобрели его французы – братья Люмьер.

99765759 5

Сначала кино называли «Великим немым». Почему?

(Не было звука).

Но неужели зрители смотрели фильм в абсолютной тишине?

(ответы детей)

Как вы думаете было бы интересно фильм смотреть без слов?

(ответы детей)

В те времена обычно в кинотеатре работал тапёр.

Тапер – пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма.

Записать в тетради слово тапер.

Иногда таперы стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. После появления звукового кино необходимость в наличии тапёров отпала, и к 1930-м годам они практически исчезли.

И каждый раз, на каждом сеансе его музыка менялась. Он импровизировал (то есть придумывал «на ходу» мелодии для каждого фрагмента фильма)

Импровизация — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра.

Записать в тетради слово импровизация.

Как вы думаете, зачем понадобилась музыка в немом кино?

(она помогала лучше воспринимать фильм).

Конечно же, музыка помогала понять и пережить события фильма. Она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране. Как и герои фильмов, музыка бывала нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной.

Сегодня мы посмотрим фрагмент из очень известного российского кинофильма, музыку к которому написал Максим Дунаевский «Мэри Поппинс, до свидания!»

и послушаем шуточную песню из этого кинофильма «33 — коровы».

Существует великое множество фильмов, в которых герои поют свои замечательные песни. О музыке в таких случаях говорят, что она звучит «в кадре». Многие из таких песен как бы «слетают» с экрана и становятся любимыми песнями целых поколений.

Вспомните фильмы, которые невозможно представить без музыки.

(ответы детей)

Попробуйте, подражая актерам той эпохи, создать немой фильм по басне А. И. Крылова: «Стрекоза и муравей».

Вы будете актерами, а я тапером.

А кто такой тапер?

Давайте вспомним кто это?

Инсценирование басни

Пожалуйста выйдите ко мне.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет;

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» —

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах* у нас —

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило». —

«А, так ты…» — «Я без души

Лето целое все пела». —

«Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

Спасибо.

Сейчас, перед вами какое действие происходило, что показали вам ваши друзья? ответы детей (спектакль)

А спектакль где играют? В театре.

Следовательно наша следующая остановка ТЕАТР.

У: Я думаю, что каждый из вас когда-то был в театре.

1.Государственный академический Большой театр России

2.Московский драматический театр им. Пушкина

Какие театры есть у нас?.

(ПЕРЕЧИСЛИТЬ)

1.Дигорский драматический театр

2. Академический русский театр им Е. Вахтангова

3. Северо- Осетинский театр оперы и балета филиал Мариинского театра

4. Северо – осетинский академический театр имени Тхапсаева

5.Театр «Саби»

Театр оперы и балета им. Тхапсаева Вот в этом театре какие ставятся спектакли? Музыкальные.

Опера, балет, оперетта.

А какие вы знаете музыкальные спектакли?

Опера это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

Балет это музыкальный спектакль, где все действующие лица танцуют.

Эти виды музыкальных направлений называютсяЖАНРОМ.

Жанрэто вид произведения, который имеет свои отличительные черты, свое содержание, форму и название.

Я бы хотела остановиться на жанре балета.

Кто– нибудь может мне назвать балетный спектакль?

Ответы детей

Давайте рассмотрим подробней балет «Щелкунчик»

Балет «Щелкунчик» — написал русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Слайд)

99765759 6

У: Балет написан на сюжет сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Эрст Гофман – немецкий писатель, композитор и художник.

Вспомним, что такое балет – музыкально-танцевальный спектакль, в котором все действующие лица только танцуют.

99765759 7

Пётр Ильич Чайковский — великий русский композитор, чьи гениальные сочинения восхищают меломанов всего мира. Его музыкальное наследие насчитывает множество произведений в различных жанрах, которые, завоевав непомерную любовь публики, приобрели статус международных хитов. К таким совершеннейшим творениям Чайковского относится сказочный балет «Щелкунчик», ставший чудесным символом самого любимого праздника — Нового Года. Завораживающе прекрасная музыка волшебного спектакля насыщена яркими номерами.

Давайте просмотрим фрагмент из этого балета.

«Вальс цветов» — эта романтичная, чувственная и нежная композиция причисляется к самым узнаваемым произведениям великого Петра Ильича Чайковского. Она выделяющееся сказочной красотой, звучит подтверждением, что зло будет повержено, а добро обязательно одержит победу.

Содержательным языком балета является танец, и попробовать потанцевать у нас есть прямо сейчас, для того, чтобы мы взбодрились, подняли себе настроение на последующие уроки. Эта песня вам знакома с детства и движения тоже. Давайте попробуем, а в помощь вам будут утята. Вставайте!

ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ УТЯТ

Ребята кто из вас последний раз был в театре, посещал кинотеатр?

Иногда нам не хватает времени ходить в театр или в кино по каким-то определенным обстоятельствам. А в данный момент почему мы вынуждены ограничить посещение этих заведений?

Ответы детей: Пандемия

.

Но нам хочется смотреть фильмы, спектакли, концерты и тогда что нам приходит на помощь?

Телевидение.

Таким образом, следующая остановка у нас ТЕЛЕВИДЕНИЕ.

История создания

Нам трудно представить свою жизнь без телевидения. Даже если мы его не смотрим, оно все равно составляет важнейшую часть нашей культуры. Между тем этому изобретению чуть более 100 лет. Телевидение, история возникновения и развития которого укладывается в такой небольшой по меркам истории период, радикально изменило наше общение, отношение к информации, наши государства и культуру.

С давних времен человечество мечтало о передаче изображений на расстояния. Все мы слышали сказки и легенды про волшебные зеркала, тарелочки с яблочками, и все тому подобное. Но прошло не одно тысячелетие, прежде чем эта мечта осуществилась.Первые телевизоры, пригодные для массового производства появились в конце 30-х годов прошлого столетия. Однако этому предшествовало несколько десятилетий упорных исследований и множества гениальных открытий. 

У истоков стоит Уиллоуби Смит, изобретший фотоэффект в селене. Следующий этап открытия связан с именем русского ученого Бориса Розинга, который запатентовал электрический способ передачи изображений.

Ребята, в каких передачах на телевидении вы встречаетесь с музыкой?

Д: Это концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов.

Передачи «Две звезды», «Один в один», «Точь в точь», «Минута славы», «Голос», «Голос дети».

У: А про «Угадай мелодию» забыли?

Я предлагаю поиграть в эту игру.

Тема: Песни из мультфильмов и кинофильмов.

Нужно назвать мультфильм или кинофильм, где звучит эта песня.

Мы с вами поделимся на три команды.

определим название команд

(Поделить на 3 команды)

Пусть названием команд будут НОТЫ (до, ре, ми)

Давайте выберем капитана команды, который будет поднимать свою нотку, если вы знаете правильный ответ.

Выберем самого ответственного в классе, назначим его жюри. Он будет ставить плюсик за каждый правильный ответ.

Та команда, которая даст больше правильных ответов, та и выйграет.

И так начинаем.

Победила команда……

Ребята, за время нашего урока я надеюсь мы подружились с вами, мы начали с вам урок «Песенкой друзей» и закончить наш урок тоже хочется песней друзей.

Исполнение песни.

7. Рефлексия.

Давайте подведем итог нашего урока.

У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке, что слушали, что исполняли?

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении.

У: Тогда какую роль играет музыка в этих видах искусства?

Музыка играет совершенно разные роли:

служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.

У: Закончить наш урок помогут ваши пригласительные билеты. На обратной стороне написаны предложения, которые помогут вам высказать свое мнение об уроке, своем участии в нем. Выберите то предложение, которое вам хочется закончить, мы всех выслушаем.

Отлично! Мне тоже очень понравился сегодняшний урок! Вы все были молодцами. Справились со всеми заданиями, так красиво пели, узнали много нового, я думаю! Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами! Урок окончен, всем большое спасибо! Билетики оставьте на память о сегодняшнем уроке.

99765759 8

99765759 8

99765759 8

Я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Я хочу сказать …

Мне больше всего удалось…?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Я хочу сказать …

Мне больше всего удалось…?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

  • Хургада по английскому как пишется
  • Хухлаева терапевтические сказки для детей 3 4 лет
  • Хумико сказка о химико дорама
  • Худший день в моей жизни сочинение на английском
  • Хургада на английском как пишется