Хъуды абырджыта на русском рассказ

Инфоурок родная литература презентациипрезентация к уроку литературного чтения на родном языке на тему: племянник ломоносова. описание презентации по отдельным

Инфоурок

Родная литература
ПрезентацииПрезентация к уроку литературного чтения на родном языке на тему: «Племянник Ломоносова».

«Исполнен вечным идеалом,Я не служить рожден, а петь!»А.К.ТолстойПОДВИГ В...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Исполнен вечным идеалом,Я не служить рожден, а петь!»А.К.ТолстойПОДВИГ В

    Описание слайда:

    «Исполнен вечным идеалом,
    Я не служить рожден, а петь!»
    А.К.Толстой

    ПОДВИГ ВО ИМЯ ЛЮБВИ
    Литературное чтение на родном (русском) языке 4 класс

  • 2 слайд

    ПЕСНЬ О ГАРАЛЬДЕ И ЯРОСЛАВНЕ Интерес к историческому прошлому нашей Родины

    Описание слайда:

    ПЕСНЬ О ГАРАЛЬДЕ И ЯРОСЛАВНЕ

    Интерес к историческому прошлому нашей Родины всегда присутствовал в творчестве русских писателей. К истории Древней Руси обратился Алексей Константинович Толстой .
    Алексей Константинович Толстой — создатель баллад, сатирических стихотворений, исторических романов, драматических трилогий Автор проникновенной лирики.
    А что же такое баллада?
    Баллада – лироэпическое произведение, поэтический рассказ исторического, мифического, героического, мистического или волшебного характера. Жанр фольклора. Время возникновения – средние века. Страны – Шотландия, Англия, Франция, Германия, Россия…
    На прошлом уроке мы совершили увлекательное путешествие в мир баллады и познакомились с одним из таких произведений. Назовите это произведение……

  • 3 слайд

    В балладе описаны события какого века? Какие события отражены? А. К. Толстой

    Описание слайда:

    В балладе описаны события какого века?
    Какие события отражены?
    А. К. Толстой в своем произведение использует исторические сведения, на какой источник он опирается?
    Проверка домашнего задания
    ПЕСНЬ О ГАРАЛЬДЕ И ЯРОСЛАВНЕ
    Русская красавица княжна Елизавета покорила сердце норвежского принца Гарольда, в юные годы служившего ее отцу. Чтобы быть достойным Елизаветы Ярославны, Гарольд отправился в дальние страны добывать славу подвигами, о чем поэтически поведал нам А. К. Толстой. Главным источником сюжетов для исторических сочинений А.К. Толстого послужила «История государства Российского» Н.М. Карамзина.
    (1869г)

  • 4 слайд

    Елизавета (Еллисив) Ярославна (1025-1067), королева Норвегии, старшая дочь

    Описание слайда:

    Елизавета (Еллисив) Ярославна (1025-1067), королева Норвегии, старшая дочь князя Ярослава Мудрого, супруга норвежского короля Харальда Сигурдарсона.
    Весной 1031 г. 16-летний Харальд, вынужденный покинуть страну, прибыл на Русь, где прибег под покровительство князя Ярослава Владимировича. Увидя Елизавету, Харальд решил жениться, но получил отказ. В поисках богатства и славы и мечтая об Еллисив, он принял решение о поступлении на службу к византийским василевсам.
    О том, что Харальд и в самом деле испытывал к русской княжне пылкие чувства, свидетельствуют знаменитые песни написаны им — посвященные Эллисив поэтические строфы, сочиненные норвежским конунгом на обратном пути из Византии на Русь.
    После возвращения Харальда со славой и большими богатствами на Русь князь Ярослав благосклонно отнесся к его просьбе взять в жены Елизавету. Зимой 1043/44 г. состоялась свадьба. Весной молодые отправились в Швецию. В 1047 г. Харальд стал единоличным правителем Норвегии.
    Еллисив родила Харальду двух дочерей — Марию и Ингигерд. В 1066 г. Харальд взял Елизавету и обеих дочерей в свой последний поход в Англию. Весной Елизавета получила известие о гибели Харальда, случившейся еще в сентябре 1066 г., а летом 1067 г. вернулась в Норвегию. Более в источниках имя Елизаветы Ярославны не упоминается.

  • 5 слайд

    А сейчас отправимся в Древнюю Русь анализируя «Песню о Гаральде и Ярославн

    Описание слайда:

    А сейчас отправимся в Древнюю Русь анализируя «Песню о Гаральде и Ярославне» Алексея Константиновича Толстого.

    Аналитическая беседа по вопросам с.47
    Когда написана баллада?
    Какие исторические персонажи в ней описаны?
    Какая история рассказана в балладе?
    (далее вопросы учебника)
    -Что такое идея и стилизация?

    Идея – основная мысль произведения.
    Стилизация- подражание особенностям стиля или языка исторической эпохи описанной в произведении.
    Дочери
    Ярослава Мудрого
    Я уверенна, что вы с удовольствием окунулись в мир старинных народных и литературных баллад. И убедились, что этот мир достоин вашей любви и внимания.

  • 6 слайд

    ДНСКЙ НВСКЙ ДЛГРКЙ По какому признаку зашифрованы слова?

    Описание слайда:

    ДНСКЙ

    НВСКЙ

    ДЛГРКЙ

    По какому признаку зашифрованы слова?

    ДОНСКОЙ

    НЕВСКИЙ

    ДОЛГОРУКИЙ

    Чем они знамениты?
    Это выдающиеся люди России

  • 7 слайд

    – Среди выдающихся людей России есть политики, поэты, писатели, художники, уч

    Описание слайда:

    – Среди выдающихся людей России есть политики, поэты, писатели, художники, учёные, путешественники. А могут ли в одном человеке объединиться все способности?

  • 8 слайд

    Такой человек есть… Это выдающийся человек, гений, сильная личность, он сразу

    Описание слайда:

    Такой человек есть…
    Это выдающийся человек, гений, сильная личность, он сразу историк, риторик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и во всё проник…»

    А.С. Пушкин
    Это наш славный помор, наш земляк. Кто это?
    Он знаком вам по фильмам, статьям, телепередачам, его именем названы: улица города, село, университет…..

  • 9 слайд

    Напротив города Холмогор широко разлилась Северная Двина, омывая берега девят

    Описание слайда:

    Напротив города Холмогор широко разлилась Северная Двина, омывая берега девяти островов. На одном из них – на Курострове в деревне Мишанинской 19 ноября 1711года у промышленника-помора Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.
    С десяти лет был Михайло с отцом во многих плаваниях, учился у него труду поморскому промысловому и науке мореходства. Много впечатлений давали эти плавания, ещё больше вопросов вызывали у него явления окружающего мира. Почему сверкают сполохи северного сияния? Почему прилив сменяет отлив?

  • 10 слайд

    Сосед Иван Шубин посоветовал смышлёному пареньку освоить грамоту и сам помочь

    Описание слайда:

    Сосед Иван Шубин посоветовал смышлёному пареньку освоить грамоту и сам помочь вызвался. Как говорится, сперва аз да буки, а там и науки.
    Так выучился читать и писать Михайло сначала у соседа Шубина, а потом у дьяка Семёна Сабельникова.

    «Вратами учености» для Ломоносова стали «Грамматика» М.Смотрицкого, «Арифметика» Л.Магницкого и «Стихотворная Псалтырь» С.Полоцкого.
    Отец не одобрял его стремления к учёности.
    Тайно от отца Михайло получил в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт и отправился с рыбным обозом в Москву учиться.
    Больше он не вернётся домой никогда.

  • 11 слайд

    В Москве он назвал себя сыном холмогорского дворянина и был принят учиться в

    Описание слайда:

    В Москве он назвал себя сыном холмогорского дворянина и был принят учиться в Славяно-греко-латинскую академию (или Спасские школы). Крестьянских детей в академию не принимали. Но сомнений в том, что он дворянский сын, не было. Михайло показал отличные знания математики и грамоты. Его зачислили в первый класс академии со школьниками, которым было всего 12-13лет.
    «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться» — вспоминал он.
    Всего за 4 года Ломоносов прошел курс, рассчитанный на 8 лет учебы. Вскоре из Петербургской академии наук в Славяно-латинскую академию прибыло письмо с просьбой прислать в северную столицу несколько самых лучших и способных выпускников, чтобы подготовить из них российских ученых. Три года Ломоносов проучился в Петербурге.

  • 12 слайд

    В числе трёх самых способных студентов Ломоносова отправили учиться горному д

    Описание слайда:

    В числе трёх самых способных студентов Ломоносова отправили учиться горному делу и химии в Германию.
    В Россию он вернулся специалистом во многих науках.
    Главное место среди наук Ломоносов отводил химии. Эту науку он преподавал студентам, стал профессором (академиком) химии
    и создал первую в России химическую лабораторию.
    Опыты в лаборатории помогли ему сделать большие научные открытия.
    Ломоносов сделал свыше 4тысяч химических опытов, чтобы научиться изготовлять разноцветное непрозрачное стекло – смальту. Он возродил древнее искусство мозаики.

  • 13 слайд

    Ломоносов-художник создал несколько мозаичных картин. Сама

    Описание слайда:

    Ломоносов-художник создал несколько мозаичных картин. Самая знаменитая картина — «Полтавская баталия»(битва)

  • 14 слайд

    Ломоносов положил начало не только расцвету наук и литературы в России. Велик

    Описание слайда:

    Ломоносов положил начало не только расцвету наук и литературы в России. Велики его заслуги в просвещении. По его инициативе и разработанному проекту был основан Московский университет.
    «Он создал университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»
    А.С.Пушкин

  • 15 слайд

    Иностранцы- академики считали простую русскую речь «языком черни», а книжный

    Описание слайда:

    Иностранцы- академики считали простую русскую речь «языком черни», а книжный русский язык – тяжёлым и неудобным для науки. Ломоносов доказал, что основой русского литературного языка должна стать живая русская речь. Он написал «Российскую грамматику» – первую научную книгу о русском языке. Она стала популярным учебником русского языка в 18веке.
    Первый русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт.
    О нём пишут книги и снимают фильмы. Но по-прежнему трудно до конца понять: как сын неграмотного крестьянина, живший в России в 18веке, смог преодолеть все препятствия на своём пути и стать великим учёным, прославившим русскую науку? Какая
    же тайна заключена в
    судьбе Ломоносова?

  • 16 слайд

    Может быть, разгадка в том, что он любил задавать вопросы? Всю свою жизнь он

    Описание слайда:

    Может быть, разгадка в том, что он любил задавать вопросы? Всю свою жизнь он внимательно смотрел вокруг, и ему было интересно, почему происходит то, другое, третье? Сначала он находил ответы на
    свои вопросы в
    книгах или
    спрашивал у своих
    учителей.
    Но пришло время – и он стал отвечать на свои вопросы сам, щедро делясь знаниями с другими. Ведь настоящие учёные совершают свои открытия, чтобы подарить их людям.

  • 17 слайд

    Тема урока : «Племянник Ломоносова»

    Описание слайда:

    Тема урока :

    «Племянник Ломоносова»

  • 18 слайд

    Ольга Марковна Гурьян«Мальчик из Холмогор»Ольга Марковна - русская советская

    Описание слайда:

    Ольга Марковна Гурьян
    «Мальчик из Холмогор»
    Ольга Марковна — русская советская детская писательница. Автор более 50 книг для детей и подростков. Родилась 19 марта 1899 года. Ольга Марковна выросла в семье букинистов и коллекционеров, собиравших старинные редчайшие издания книг. И эту любовь к книгам она пронесла через всю свою жизнь, оставив нам, как память счастливого детства, свои книги. Одним из произведений автора является повесть «Мальчик из Холмогор», написанный в 1961 году.

  • 19 слайд

    Словарная работа:Работа по учебнику:ПСАЛТЫРЬГОРНИЦАСЛЮДА

    Описание слайда:

    Словарная работа:
    Работа по учебнику:
    ПСАЛТЫРЬ
    ГОРНИЦА
    СЛЮДА

  • 20 слайд

    Чтение фрагмента повести О.М. Гурьян «Мальчик Из Холмогор»Главный герой? Кт

    Описание слайда:

    Чтение фрагмента повести
    О.М. Гурьян «Мальчик Из Холмогор»

    Главный герой?
    Кто он?
    Где и с кем живет?
    Что любит и чем интересуется?
    Каким видит сой город? Любит ли свою Родину?
    Что узнали о Холмогорах?
    Почему заинтересовал приезд незваных гостей?
    В честь кого назвали главного героя? Почему?

  • 21 слайд

    Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было интересно? Кто такой Ломоносо

    Описание слайда:

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?
    Что было интересно?
    Кто такой Ломоносов?
    Первые научные книги Ломоносова?
    С каким произведением познакомились?
    Как это произведение связано с великим помором
    Михаилом Васильевичем Ломоносовым ?

    Домашнее задание:

    Учебник стр.48-53, читать.
    стр.50-53, пересказ.
    стр.53, вопросы.
    Итог урока:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Хъуды абырджыта на русском рассказ

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Хъуды абырджыта на русском рассказ

  • Сейчас обучается 898 человек из 81 региона

Хъуды абырджыта на русском рассказ

  • Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Рп Литературное чтение на родном языке 4 класс

  • Рп Литературное чтение на родном языке 3 класс

  • Проверочная работа по литературному чтению на родном языке для 3 класса, за I четверть

  • Рабочая программа «Чтение» 8 класс ОВЗ

  • «Тел — рухи байлыгыбыз»

  • Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке (4 класс)

  • Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке (3 класс)

  • «Царды уӕззау цалх тулы, тӕригъӕд никӕмӕн кӕны, йӕ быны чи фӕвӕййы, уый ныцъцъист кӕны» таурæгъ «Хъуды абырджытӕ» -ӕм гӕсгӕ.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454891 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»

«Рассмотрено»

Руководитель
ШМО

____________/М.В.Романова/

Протокол
ШМО

№_1_
от «_26_»_августа 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель
директора по УВР

_______________/Н.О.Чиркова/

 «_30_»_
августа
_2021 г.

«Утверждено»

И.о.директора
МБОУ «Школа №32»

____________/Е.Е.Тарасова/

Приказ №
392 от « 31 »_августа _2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»

4
класс (базовый уровень)

Срок
реализации: 1 год

Утверждена
на заседании педагогического совета

Протокол
№ _1_

от «_30
_ августа  2021 г.

  2021-2022 учебный год

г. Балашиха

Пояснительная записка

                 Рабочая программа по учебному
предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 4 классов
составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

                   
Федеральный Закон «Об
образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

                   
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.
N 373

«Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего
образования»

                   
Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»

                   
примерной программы по
предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке, 4 класс»;

                   
Положение МБОУ
«Школа №32» № 19  от 29.08.2016 г.  «О рабочей программе»

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном
(русском) языке» для 4 классов
разработана
на основе:

                   
Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования;

                   
Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности;

                   
Планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования;

        
авторской
программы ­­­по Литературному чтению на родном русском языке. Примерные рабочие
программы. Примерные рабочие программы. Кузнецова М. И., Романова В. ю., Рябинина
Л. а., Соколова О. в.—  1-е изд. — М.: Просвещение, 2021.
– 36 с.

        
учебника Литературное чтение на родном русском языке. 4 класс. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций/ (Александрова
О.М., Беляева Н. В., Кузнецова М.И. и др.
) —  1-е изд. — М.:
Просвещение, 2021. — 128 с.

УМК:

Для учителя:

1)                 
Литературное чтение на родном русском языке. Примерные рабочие
программы. Кузнецова М. И., Романова
В. ю., Рябинина Л. а., Соколова О. в.—  1-е изд. — М.: Просвещение, 2021. – 36 с.

2)                 
Литературное чтение на
родном русском языке. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций/ (Александрова О.М., Беляева Н. В.,
Кузнецова М.И. и др.
) —  1-е изд. — М.: Просвещение, 2021. – 128 с.

Для обучающегося:

— Литературное
чтение на родном русском языке. 4 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций/ (Александрова О.М., Беляева Н. В., Кузнецова М.И. и др.) —  1-е изд. — М.:
Просвещение, 2021. – 128 с.

            Целью реализации рабочей программы начального общего
образования по учебному предмету
«Литературное
чтение на родном (
русском) языке» является усвоение содержания учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке»
и достижение обучающимися
результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования и
основной образовательной программой основного общего образования 
образовательной организации.

Цели и задачи учебного курса:

Цели:

·                    
развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской
литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;

·                    
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и
приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего
народа;

·                    
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности
за сохранение русской культуры.

Задачи:

·                    
формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности;

·                    
формирование
ценностей многонационального российского общества;

·               
воспитание
ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение
обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа;

·               
формирование у
младшего школьника интереса к русской литературе как источнику
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

·                    
формирование
представлений
об основных нравственно-этических ценностях,
значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;

·                    
обогащение знаний о
художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения
произведений русской литературы
;

·                    
формирование
потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого
самосовершенствования;

·                    
совершенствование
читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении;

·                    
развитие
всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном.

Место предмета в учебном плане:      Учебный план МБОУ «Школа №32» на
2021-2022 учебный год отводит 34 часа для изучения учебного предмета
«Литературное чтение на родном
(русском) языке»
в 4
классе из расчёта 1 час в неделю. В соответствии с этим учебный предмет
«Литературное чтение на родном
(русском) языке»
реализуется
в 4-х классах в объеме 34 часов.

1. Личностные

Обучающиеся научатся:

·                    
осознание основ российской
гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности;

·                    
понимание ценностей
многонационального российского общества, осознание важности
уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

·                    
развитие эстетических
потребностей, ценностей и чувств;

·                    
развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;

·                    
принятие и освоение
социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;

·                    
совершенствование навыков
сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

2. Метапредметные

2.1. Регулятивные
УУД

Обучающиеся научатся:

·                    
развитие умения
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;

·                    
овладение начальными
формами познавательной и личностной рефлексии.

2.2. Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

·                    
освоение способов решения
проблем творческого и поискового характера;

·                    
совершенствование умений
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление,
соблюдая нормы этики и этикета.

2.3. Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

·                    
развитие умений слушать
собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;

·                    
совершенствование умений
определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности
.

3. Предметные

Обучающийся научится:

·                    
осознавать значимость
чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для
культурной самоидентификации;

·                                                          
определять позиции героев художественного текста,
позицию автора художественного текста;

·                    
совершенствовать
в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать
вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

·                    
применять опыт
чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования:
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и
подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа
(полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

·                    
самостоятельно выбирать
интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.

Обучающийся получит
возможность научиться:

·                    
воспринимать            художественную       литературу     как
один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;

·                    
писать сочинения по поводу прочитанного в виде
читательских аннотации или отзыва;

·                    
создавать проекты в виде текста или презентаций с
аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

·                    
понимать родную русскую
литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ
познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать
коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения
произведений русской литературы;

·                    
осознавать значимость
чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира,
национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для
приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы; 

·                    
ориентироваться
в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с
нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста,
позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;

·                    
владеть
элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;

·                    
совершенствовать
в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение
вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

·                    
применять опыт
чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования:
умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и
подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа
(полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать
наизусть стихотворные произведения;

·                    
самостоятельно выбирать
интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.

·                    
воспринимать            художественную       литературу     как
один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;

·                    
создавать серии иллюстраций по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения;

·                    
пересказывать литературное произведение от имени
одного из действующих лиц;

·                    
писать сочинения по поводу прочитанного в виде
читательских аннотации или отзыва;

·                    
создавать проекты в виде текста или презентаций с
аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на
слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные
ценности
, богатство русской речи; умения отвечать
на вопросы
по воспринятому на
слух тексту
и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный
переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами
вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения,
позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с
помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание
при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание
особенностей разных видов чтения.

Чтение
произведений
устного
народного творчества
: русский фольклорный текст как источник
познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих
н
равственно-этические ценности и идеалы, значимые
для национального сознания
и
сохраняющиеся
в культурном
пространстве
на протяжении многих
эпох:
любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты
русского
национальн
ого характера: доброта,
бескорыстие, трудолюбие,
честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение,
взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь,
взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской
литературе культуры православной семьи. М
ир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим
миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя
русских традиций. Эмоционально-н
равственная
оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение
к
нравственным проблемам. Поэтические представления
русского народа о
мире природы (солнце, поле,
лесе
, реке, тумане, ветре, морозе,
грозе
и др.), отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление
состояния окружающего мира с
чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный
комментари
й к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение
(культура речевого общения)

Диалогическая и
монологическая речь.
Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской
художественной литературы
. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм
и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе
национального речевого этикета. Д
екламированиетение наизусть)
стихотворны
х произведений по выбору учащихся.

Письмо
(культура письменной речи)

Создание небольших
по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых
произведениях.

Библиографическая
культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений
для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике
. Использование соответствующих возрасту словарей и
энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг
чтения

Произведения русского устного народного
творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной
отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции
русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения:
художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о
выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях,
поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры,
о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)

Жанровое
разнообразие
изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь;
художественный вымысел; сюжет;
тема; герой произведения; портрет
;
пейзаж; ритм; рифма. Н
ациональное своеобразие сравнений
и
метафор; их значение в художественной речи.

Творческая
деятельность обучающихся (на основе
изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в
творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание
собственного устного и письменного текста на основе художественного
произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой
на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

№ п/п

Разделы

Количество часов

В том числе контрольные
работы

Раздел 1.  Мир детства (21 ч)

1

Я и книги

5

2

Я взрослею

5

3

Я и моя семья

6

4

Я фантазирую и мечтаю

5

1

Раздел 2. Россия — родина моя (13 ч)

5

Родная страна во все времена сынами сильна

3

6

От праздника к празднику

4

7

О родной природе

6

1

Итого:

34

2

Календарно-тематическое планирование «Литературное
чтение на родном (русском) языке» — 4 класс, 34 часа

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

план

факт

Раздел 1.  Мир детства (21 ч)

Я и книги (5 ч)

1

1-2 неделя

С. Т. Аксаков. «Детские годы
Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»)

2

2

3 неделя

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого
прошлого» (глава «Книжка с картинками»)

1

3

4 неделя

Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент)

1

4

5 неделя

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент)

1

Я взрослею (5 ч)

5

6 неделя

Пословицы о
скромности

1

6

7 неделя

Е. В. Клюев. «Шагом
марш»

1

7

8 неделя

И. П. Токмакова.
«Разговор татарника и спорыша»

1

8

9 неделя

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».

1

9

10 неделя

И. С. Тургенев. «Голуби»

1

Я и моя семья (6 ч)

10

11-12 неделя

Е. Н.
Верейская. «Три девочки» (фрагмен
т)

2

11

13-14 неделя

М. В. Водопьянов.
«Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»)

2

12

15 неделя

О. В. Колпакова.
«Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку»,

«Про чистоту»)

1

13

16 неделя

К. В. Лукашевич.
«Моё милое детство» (фрагмент)

1

Я фантазирую и мечтаю (5 ч)

14

17-18 неделя

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент)

2

15

19-20 неделя

В. П. Крапивин. «Голубятня
на желтой поляне» (фрагменты)

2

16

21 неделя

Проверочная
работа по итогам изучения раздела

1

Раздел 2. Россия — родина моя (13 ч)

Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч)

17

22-23 неделя

Е. В. Мурашова.
«Афанасий Никитин» (глава «Каффа»)

2

18

24 неделя

Ю. М. Нагибин.
«Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»)

1

От праздника к празднику (4 ч)

19

25 неделя

А. С. Зеленин.
«Мамкин Василёк» (фрагмент)

1

20

26 неделя

А. Д.
Дорофеев. «В
еретено»

1

21

27 неделя

В. Г. Распутин.
«Саяны»

1

22

28 неделя

Сказ о валдайских
колокольчиках

1

О родной природе (6 ч)

23

29 неделя

Русские народные
загадки о ветре, морозе, грозе

1

24

30 неделя

А. Н. Апухтин.
«Зимой»

1

25

31 неделя

В. Д. Берестов.
«Мороз»

1

26

32 неделя

А. Н. Майков.
«Гроза»

1

27

33 неделя

Н. М. Рубцов. «Во
время грозы»

1

28

34 неделя

Проверочная работа по итогам изучения раздела

1

Для того, чтобы отправиться в путешествие, вовсе не обязательно куда-то ехать. Достаточно оказаться на собственном диване в компании с хорошей книгой. Собрали 5 книг, которые перенесут вас в удивительные и необычные места без дополнительных трат на билеты и гостиницы.

Вокруг света с Кларксоном. Особенности национальной езды

Джереми Кларксон

Даже если вы никогда не смотрели программу Top Gear, не стоит отказывать себе в удовольствии почитать книжку ее знаменитого ведущего Джереми Кларксона. Потому что это действительно смешная вещь, а таких почти уже не осталось в наши политкорректные времена.

Не бойтесь, – эта книга не только об автомобилях. Конечно, совсем без них не обошлось. Но Джереми уверен, – то, как люди относятся к машинам, говорит о них гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому “Особенности национальной езды” скорее напоминают дерзкие и забавные путевые заметки обо всем на свете. Например, о том, почему итальянцы так быстро ездят и так громко ссорятся, или о том, почему на Кубе так плохо готовят и заливают в машины шампунь вместо тормозной жидкости.

Шедевр Кларксона отлично идет как в бумажном, так и в электронном виде. И тот, и другой вариант можно приобрести на сайте издательства Альпина, кстати, со скидкой для владельцев карт Visa.

Земля кочевников

Джессика Брудер

Документальный бестселлер американской журналистки Джессики Брудер номинировался на несколько престижных литературных премий и лег в основу оскароносного фильма, получившего самые восторженные оценки критиков всего мира. И это нельзя назвать случайностью – мотив побега из постиндустриальной реальности, поиска нового общества, переоценки собственной жизни, – один из самых волнующих и тревожных, особенно обострившихся в пандемию.

Брудер путешествует по Америке с людьми, выбравшими жизнь на колесах, рассказывает их истории, часто пронзительные и печальные, пытается разобраться, что привело их туда, где они оказались и как они справляются с теми вызовами, которые бросает им судьба. И это, – настоящая Америка, такую вы вряд ли увидите из окон туристического автобуса.

Для тех, кто лучше воспринимает на слух, у Литрес сейчас заманчивая скидка на аудиоверсию “Земли Кочевников”, не пропустите.

Семь лет в Тибете. Моя жизнь при дворе Далай-ламы

Генрих Харрер

Сюжет кажется фантастическим: австрийский альпинист и офицер СС Генрих перед самым началом Второй мировой войны отправляется покорять один из Гималайских восьмитысячников, но вместо этого попадает в плен к англичанам, откуда бежит и следующие много лет проводит в скитаниях по Тибету, где знакомится с Далай Ламой XIV и становится его другом и наставником. Но, тем не менее, все это – описание реальных событий, а книга – автобиография.

Помимо приключенческого пафоса и описания нечеловеческих условий, в которых автору пришлось скитаться, книга любопытна описанием традиций и повседневного быта жителей докитайского, фактически закрытого для европейцев, Тибета. И, конечно же, рассказом о жизни и взрослении Далай Ламы XIV. Кстати, Его Святейшество отреагировал на издание самым наилучшим образом, ведь до конца жизни Генрих Харрер и лидер буддистов оставались друзьями.

Бумажное издание “Семи лет в Тибете” достаточно увесистое, электронная версия куда удобнее. Тем более, владельцы карт Visa могут приобрести ее на сервисе Litres с приятной скидкой.

Палоло, или Как я путешествовал

Дмитрий Быков

Поэт, писатель, публицист, Быков много путешествует, как по работе, так и удовольствия ради. Этот сборник – плод путешествий, – состоит из путевых заметок разных лет.  Когда-то они уже публиковались по отдельности, но собранные вместе, оказываются даже гармоничнее, – наблюдательность и сарказм автора раскрываются в полной мере.

Да, тут много Дмитрия Быкова, он буквально в каждой строчке, подмечает незаметное, рассказывает анекдоты о встречах с великими и просто людьми, подшучивает над собой и окружающими и походя объясняет, почему люди на данном отрезке суши живут именно так, и никак иначе.

Путешествует Дмитрий не только по дальним и экзотическим странам, в книге появляется и российская глубинка. Впрочем, из-под пера автора она выходит не менее удивительной: здесь можно встретить и целое село религиозных мистиков, и самую настоящую пророчицу.

Если хотите купить бумажную версию, советуем сделать это в “Республике”, там сейчас хорошие скидки, и книга обойдется вам дешевле, чем в любом другом онлайн-магазине.

Одноэтажная Америка

Ильф и Петров

Блестящая публицистика от авторов “12 стульев” и “Золотого теленка”, к сожалению, куда менее известная, чем знаменитые сатирические романы. Это вовсе не значит, что книга заслуживает меньше внимания. Остроумные путевые зарисовки особенно интересно читать сегодня, сравнивая Америку почти вековой давности с современной Россией.

В 1935 году Илья Ильф и Евгений Петров отправились в трехмесячную поездку по Америке по заданию газеты “Правда”. Они проехали страну поперек, от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, и обратно, в общей сложности намотав на спидометре 16 000 километров и посетив 25 штатов.

Забавные зарисовки из жизни простых американцев и выдающихся личностей, вроде Эрнеста Хемингуэя и Генри Форда, описание Голливуда, первый, пожалуй, на русском рассказ об идеологии потребления и жизни в кредит, – и все это удивительным, ярким, спокойным и чистым языком, по которому читатель наших дней уже успел соскучится.

Отлично, если книжка есть в вашей домашней библиотеке. Если нет, тоже не беда – Литрес предлагает ее по разумной цене и, к тому же, с хорошей скидкой.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Хулиганишь как пишется правильно
  • Хулиганские рассказы про баню
  • Хулиганка на английском как пишется
  • Хулахуп как правильно пишется
  • Хузин художник биография краткая для сочинения
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии