Художник маврина татьяна алексеевна иллюстрации к сказкам

Библиотечный урок тема: художественное оформление книги. иллюстрации. цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о видах и значении иллюстрации. оборудование: книжная

Библиотечный урок

Тема: Художественное оформление книги.
Иллюстрации.

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о видах и значении
иллюстрации.

Оборудование: книжная выставка, компьютер,
мультимедиа-проектор, экран.

Ход урока:

     Сегодня на уроке мы с вами расскажем
о своих любимых книгах, вспомним, что же такое иллюстрация, поговорим о её роли
и значении в книге, познакомимся со знаменитыми детскими
художниками-иллюстраторами, и попробуем себя в их роли.

     Книжная иллюстрация появилась с
книгопечатаньем, в виде гравюр на дереве в 15 веке. Первые иллюстраторы Дюрер,
Кранах, Гольбейн. С этого времени начинается история иллюстрации, области
искусства, которая привлекает к себе немало выдающихся художников.

     Первые книжки, первые сказки. Еще
совсем несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Вначале незатейливые
песенки-потешки, потом, позже, настоящие сказки «жили-были…». Когда
ребенок становится чуть старше, уже с удовольствием рассматривает яркие
картинки в книжке. На самом деле это картинки «подсказывают» и
«говорят» вместе с малышом. В детской книге они важны не менее чем
текст.

     История детской книжной иллюстрации
насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых
книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей.
Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства.

     Первой иллюстрированной детской
книгой в России был «Букварь» Кариона Истомина, целиком вместе с
текстом гравированный на меди Леонтием Буниным. Вышел он в Москве в 1692-94
годах. Каждой букве в нем отводилась отдельная страница, листы были украшены изображениями
людей, животных, предметов быта, растений, построек. Все это было призвано
привлечь учащихся к изучению азбуки. 

     Новые возможности иллюстрации
появились в девятнадцатом веке с изобретением фотомеханического способа печати.
К середине девятнадцатого века иллюстрации становятся цветными. Над детскими
книгами работали известные писатели, живописцы и графики. Создавались яркие,
запоминающиеся рисунки для детских книг.

     В настоящее время растёт интерес к
коллекционированию оригинальных иллюстраций, использованных в книгах, журналах
и 
постерах. Многие музейные выставки, журналы и
галереи искусств выделяют места для иллюстраторов прошлого.

     С одним из художников иллюстраторов
вы уже знакомы, это    Евгений Иванович Чарушин (1901-
1965) создал множество иллюстраций к текстам Виталия Бианки, а также М.М.
Пришвина, С.Я. Маршака и других известных писателей Евгений Чарушин оформлял и
собственные сочинения, такие как: В 1930-е годы он стал одним из лучших
художников детской литературы. Его первой книгой с собственным текстом стал
рассказ «Щур».

     Собственная техника легкого
акварельного рисунка без использования сковывающего контура, делает его
иллюстрации запоминающимися. Он умел показать индивидуальность животного
простым пятном и штрихом, передав при этом всю палитру чувств и великолепия
этого создания. Как художника-анималиста его притягивали пушистые, мягкие и еще
совсем беспомощные создания. Со всей добротой и обаятельностью он изображал их
для детей. Герои его иллюстраций реалистичны. Как писателя его отличают
богатство и образность языка, юмор и то, как живо описаны звуки в его
рассказах.

     Также Евгений Иванович создавал
станковые литографии для детей, занимался росписью по фарфору, а также
использовал свой талант анималиста в настенной живописи и скульптуре. Его
привлекала музыка и поэзия, театр и живопись, а за страсть к изобретательству
его наградили прозвищем «Евгеша-изобретатель».

     Иллюстратором русской сказки был
замечательный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Он
получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров
графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата
тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь
являлся не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги —
обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений. 

     В 1901-1903 годах Билибин создает
иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка»,
«Василиса-прекрасная», «Марья Моревна», «Белая
уточка» и др. 

    Известны его работы к сказкам А. С.
Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом
петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке».

     Одна из особенностей иллюстраций
Билибина – это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна
для русских народных сказок. Билибин увлеченно работает над эскизами к первой
постановке «Золотого петушка» Римского-Корсакова. Сказочные герои —
добрые и злые, прекрасные и безобразные — волновали нас с детства, учили любить
добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость.

     Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — один из первых
русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал
сказочный мир, озаренный поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых
русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в
живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть
певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае.
Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих
людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника,
«заставили на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во
многом определили мой путь». Уже в начале своего творчества он создал ряд
иллюстраций к Коньку-Горбунку и «Жар Птице». Кроме сказок, у него
есть произведения, посвященные героическим образам былин. «Витязь на
распутье», «Три богатыря.

     Знаменитое полотно «Иван Царевич
на сером волке» написано на сюжет одной из самых известных и распространенных
сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века.

     Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973)
— иллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки, а также
книги известных детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака и др.

     Его по праву называют художником
русской сказки. «Три медведя», «Конек-горбунок», «
Теремок» и многие другие.
Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской
природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной
действительности.

     Единственная из российских писателей
и художников высшей награды в области литературы для детей в 1976 году
удостоена русская художница, книжный график Татьяна Алексеевна
Маврина 
(1902-1996).

     Много раз иллюстрировала она для
детей сказки А. С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях», 1946; «Руслан и Людмила», 1960; «У лукоморья»,
1961), русские народные сказки. И с каждым разом в ее книжках плотнее и ярче
становился цвет, свободнее и узорнее плоскостной рисунок, фантастичнее и
забавнее сказочные персонажи, особенно звери. Рисует их она уже не пером, а
широкими взмахами кисти.

     В 1969 г. выходит в свет изумительная
по красочности и богатству фантазии «Сказочная азбука» Мавриной. От
начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо
весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве — свой маленький
сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и
сердечности, как и все искусство художницы.  

     Карьера художника-иллюстратора Владимира
Сутеева
 началась с детских и подростковых периодических журналов:
«Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда» и др.
Его по праву считают метром отечественной мультипликации.

     Изданные книги, с иллюстрациями
Владимира Сутеева не перечислить. Среди них, такие как: «Это что за птица?»,
«Под грибом», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал мяу?»,
«Палочка-выручалочка», «Усатый-полосатый», «Дядя Стёпа», «Веселое лето»,
«Приключения Чипполино», «Веселый Новый год», «Крошка Енот и тот, кто сидит в
пруду», «Приключения Пифа», «Айболит», «Яблоко», «Разные колеса», «Тараканище»,
«Мойдодыр», «Медвежонок-невежа», «Упрямый лягушонок», «Котeнок, который забыл,
как надо просить есть», «Одни неприятности», «Спускаться легче», «Где лучше
бояться?», «Середина сосиски», «Так не честно», «Хорошо спрятанная котлета»,
«Меня нет дома», «Эхо», «Тень все понимает», «Секретный язык», «Однажды утром»,
«Ромашки в январе», «Помощник», «Как щенок Тявка учился кукарекать», и многие,
многие другие детские книжки.

     Так же Владимир Сутеев, проявил себя
с хорошей стороны и в качестве детского писателя, издав книги: «
Под грибом», «Яблоко», «Мешок яблок», «Кто сказал
мяу?», «Разные колеса», «Палочка-выручалочка», «Это что за птица?» и другие
произведения .

     Сегодня я хочу, чтобы и вы, ребята,
попробовали себя в роли художников-иллюстраторов. Каждый из вас
выберет сейчас понравившуюся книгу и попробует проиллюстрировать её. Лучшие
рисунки мы с вами оформим в выставку, чтобы ваши родители, друзья и
одноклассники смогли оценить ваш талант.

Практическая работа: «Сегодня мы художники!»

Подведение итогов урока.

«А тут во всю силу краски прямо из тюбика. Чтобы все сливалось, свивалось…»

Татьяна Маврина о работе художника.

Моим первым соприкосновением со стихами Александра Пушкина была книга «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» с рисунками Татьяны Мавриной – её самобытный почерк врезался в память и с тех пор ассоциируется с понятием «русское». Впоследствии я узнала, что моё детское ощущение – истинно. «Пока вдоволь не набродилась по московским улицам, разглядывая всякую старину, не поездила по старым городам; не посмотрела вдосталь народное искусство в музеях, книгах, в деревнях; не нарисовалась всего этого всласть, я не принималась за сказки», — вспоминала Маврина и добавляла, что занимается «изучением своей национальности». Русская о русском и по-русски. Даже имя звучит, как сказ – Татьяна Маврина. Сразу видится долгая коса и шитая златом душегрея, загадочность, плавность и, как выразился Александр Блок: «А ты все та же — лес, да поле, / Да плат узорный до бровей».

Но реальность сложнее – на всех автопортретах мы видим динамичную и уверенную в себе женщину — то с модной в 1930-х годах стрижкой-завивкой, то в послевоенной шапочке и в пальто с каракулевым воротником. Фотографии разных лет изображают современницу тех быстро менявшихся эпох, что вихрями налетали в XX столетии. Она прожила долгую, интересную жизнь, достойную биографического романа о поисках гармонии.

Художник маврина татьяна алексеевна иллюстрации к сказкам

двойной клик — редактировать изображение

Художник маврина татьяна алексеевна иллюстрации к сказкам

двойной клик — редактировать изображение

В Государственной Третьяковской Галерее открылась экспозиция «Ода к радости», где впервые за много лет (а последняя крупная монографическая выставка состоялась в 1996 году в той же Третьяковке) представлены все значимые работы Мавриной – реалистки и сказочницы, с детских лет истово любившей Россию. Всё, что она делала, тут же наполнялось дыханием, солнцем и лёгким, добросердечным юмором, а наибольший ужас таился для неё в «…невозможности нарисовать то, что видишь». Художница обладала каким-то феноменальным чувствованием цвета – подобное зрение было и у Роберта Фалька, одного из её наставников: «Цветом со времен Вхутемаса ушиблена и я. И сейчас не буду писать, если мне неинтересно цветовое решение». Она обо всём, что наблюдала, рассказывала через осознание цвета: «Хороша, с широкой красной волной ворот, коричнево-красная церковь на Якиманке. Уютная на Ордынке. Чёрные купола и парчовые ворота у Донского монастыря. Розово-фиолетовая высокая церковь на Донской улице». Или вот так: «Тихий, очень пейзажный вечер незаметно перешел в полубелую ночь. Все белые стены засияли чуть лимонной белизной, все остальное — провально тёмное».

Ровесница века, Татьяна Маврина родилась в семье интеллигента-разночинца Алексея Лебедева и небогатой, но знатной дворянки Анастасии Мавриной. Оба – преподавали, музицировали, не были чужды литературно-художественных изысков. Место действия – Нижний Новгород, сердце купеческой Руси. Богатый и сытый, но щедрый город. Всероссийская ярмарка – местный аналог международных Expo – это шик и яркость, многоцветье и разнотравье, ало-златые шали купчих и бледная тишь аристократических шляпок. В этой насыщенно-пряной атмосфере и росла Таня Лебедева. Как и все даровитые мастера, с юных лет рисовала, поощряемая родителями, вовсе не считавшими, что девичий удел – раннее замужество и «целомудренная» безграмотность.

После Революции семья Лебедевых переехала в Москву, а Татьяна поступила во ВХУТЕМАС – главную кузницу большевистских талантов. Бралась за всё – от композиции у одного из братьев Весниных, до работы с текстилем. Вхутемасовская наука – это не академизм, а беспрестанное пробование себя в искусстве. Студенты переходили от наставника к наставнику, меняя направление, играя со стилями, а в результате Маврина скажет: «Несмотря на долгие годы учения (1922–29) — мы все самоучки. Учились главным образом, в двух галереях французских художников: Щукинской и Морозовской. Счастливые годы». Тем не менее, в этой «сплошной лихорадке буден», как прокричал Владимир Маяковский, выкристаллизовывались будущие гении. Первые работы Мавриной ещё неловки и подражательны. В них – море эпатажа. На выставке – целый ряд натюрмортов и пейзажей в этаком парижском духе, и – довольно откровенные «ню», за которые её крепко бранили в газетах.

Ещё во время учёбы Таня взяла материнскую фамилию – Маврина, как более звучную, дабы не потеряться на фоне Лебедевых, многочисленных на Руси. Вышла замуж за иллюстратора – Николая Кузьмина. Молодые супруги участвовали работе «Группы тринадцать», объединении с типичной формулировкой: «Искание пластического языка, адекватного современности» и «борьба с академизмом — старым и новым». Их мероприятия вызывали споры и презабавные скандалы, а сама Татьяна Маврина удостоилась гневного отзыва в журнале «За пролетарское искусство», в №6 за 1931 год: «Маврина продолжает традиции Матисса, особенно это чувствуется в её картине «Барыня в бане». Но если у Матисса были острота, красочная свежесть и оригинальность в трактовке, то у Мавриной — бледность, бездарность, наглый и неприкрытый буржуазный эротизм, гнилой буржуазный эстетизм». Она и не скрывала, что предпочитает импрессионизм и – постимпрессионизм.

В 1930-х Маврина вела, по сути, богемный образ жизни, зарабатывая в детских издательствах, куда её устраивал муж, имевший солидную клиентуру. Тогда же Кузьмин и Маврина стали коллекционировать иконы, ряд которых также представлен на экспозиции. В творчестве художницы начался новый период – она обрела свою уникальную манеру, будто у Жар-Птицы выросли крылья. Это совпало с общими тенденциями в советской эстетике, когда на смену шумным дискуссиям и космополитическим «-измам» пришли классические формы и национальное самосознание.

Отдельная страница – Москва-военная. Причём, глядя на эти быстрые и воздушные рисунки, невозможно понять, что идёт великая битва! Лишь даты – 1943-1944 — сигнализируют нам о тяготах и лишениях. Откуда взялась эта серия? Маврина испугалась, что ошеломляющая красота может быть разрушена бомбёжками и взялась зарисовывать всё, что возможно – церковки, переулки, особняки. Она буквально бегала по центру города и фиксировала каждый уголок старомосковского бытия. Рисовать объекты было строжайше запрещено – любого человека с альбомчиком и красками, патруль мог принять за немецкого шпиона, а потому художница заручилась разрешительными бумагами. Так в памяти остались её акварели – храм Вознесения в Кадашах, Всесвятская в Кулишках, церковь святого Филиппа близ Арбата, домики, фонарные столбы и силуэты людей.

После войны Маврина обратилась к сказкам – к пушкинским, русским-народным, европейским и современным. Её иллюстрации – смесь лубка, иконописи, авангарда 1910-1920-х – всего того, что составляло её личностный и творческий бэкграунд. На выставке – знакомые развороты книг. Всё в гроздьях рябин или в снежной пыли. Царевны в кокошниках, румяные витязи, дворцы, напоминающие шкатулки с драгоценностями, запредельные птицы-Феникс и — обычные вороны. И, разумеется, коты. Ища образ для Кота Учёного, что бродит по цепи кругом, Татьяна Маврина долго подбирала ему характер: «Делаю такой длинный перечень всяких котов, чтобы яснее себе представить кота пушкинского. Он кот вещий, страшный, но Пушкину не враждебный».

Изумительно её сотрудничество с детско-юношеским писателем Юрием Ковалем, человеком совсем иного поколения. Однако их тандем был чудодействен. Всё дело в цвете! Коваль – сказочник-импрессионист, у него каждая мысль – это настроение, оттенок, нюанс. Ещё один важный мавринский кот – на этот раз весенний и желтоглазый. Он — персонаж Юрия Коваля: «Пришла весна, зацвели мать-и-мачеха и незабудки, под коричневыми корнями леса явились подснежники, а в соседнем доме неожиданно расцвёл Кот. Подснежниками заголубели котовьи усы, мать-и-мачехой и листом черёмухи зазолотели глаза, а на лапах и на груди объявились белые вербные серёжки. Разукрашенный, цветущий, полёживал он на новой траве, посиживал на старом заборе, блистал глазами на крыше сарая». Только Мавриной оказалось под силу явить это фантастическое существо в пору цветения.

Художница любила не лишь Москву и родной Нижний – ей нравились все русские города, без изъятья. Она путешествовала с блокнотом, отмечая всё новые жемчужины и бриллианты. Маковки, наличники, улочки, автомобили. Воздух! Её зарисовки 1950-1970-х, даже с «Волгами» и телефонными будками, всё равно кажутся древними, словно бы прямиком из летописей. Но более всего её тянуло в Абрамцево и Сергиев Посад – эти места она исходила вдоль и поперёк – там русский дух, там Русью пахнет. За гремящей славой она не тянулась и не входила в число «придворных» живописцев. Государственную премию получила в середине 1970-х, когда на книжках с её царевичами-королевичами выросло несколько поколений советских дошколят, а Заслуженного художника РСФСР ей дали в 1981 году. До конца дней жила интенсивно – сценография, росписи досок и стеклянных бутылок (их можно увидеть на выставочных стендах), тканевые узоры. Была скромна в своей интеллигентной тонкости: «Я не берусь определить, что такое творчество и что ремесло, мастерство, уменье, самовыражение. Пишу, когда светло». Умерла в 1996 году, прожив целую вечность. Её питала сила цвета.

Художник маврина татьяна алексеевна иллюстрации к сказкам

Художник маврина татьяна алексеевна иллюстрации к сказкам

Художник маврина татьяна алексеевна иллюстрации к сказкам

Художник маврина татьяна алексеевна иллюстрации к сказкам

Художник маврина татьяна алексеевна иллюстрации к сказкам

Художник маврина татьяна алексеевна иллюстрации к сказкам

Художник маврина татьяна алексеевна иллюстрации к сказкам

Художник маврина татьяна алексеевна иллюстрации к сказкам

двойной клик — редактировать галерею

Татьяна Алексеевна Маврина (Tatiana Alekseevna Mavrina; 20 декабря 1900 — 19 августа 1996 гг.) — советская и русская художница ХХ века, талантливый график и иллюстратор детских книг. Творчество и биографию Татьяны Мавриной незаслуженно обошли вниманием официальные советские каталоги, видимо, из-за ее пылкой любви к импрессионизму. А вот знатоки искусства по достоинству оценили картины яркого и нетипичного советского мастера — ее портреты, пейзажи и натюрморты хранятся в Русском музее и в музее имени Пушкина. Художница работала в стиле, близком к примитивизму, смело экспериментировала с акварелью, гуашью и станковой графикой.

Татьяна Маврина. Картина «Автопортрет на фоне картин», 1939

Биография Татьяны Мавриной

Татьяна Маврина появилась на свет 20 декабря 1900 года в Нижнем Новгороде. Ее отец, Алексей Лебедев, преподавал, а мать, потомственная дворянка из рода Мавриных, служила директором училища. Во время гражданской войны семейство Лебедевых переехало в Москву. В 1922-ом Татьяна поступила во ВХУТЕМАС, где мастерству рисования ее обучал авангардист Роберт Фальк (Robert Rafailovich Falk). Но особенно усердно она занималась в музеях, проводя долгие часы в залах, посвященных импрессионизму и постимпрессионизму. Нежную любовь к Сезанну (Paul Cézanne), Моне (Oscar-Claude Monet), Матиссу (Henri Émile Benoît Matisse), Ван Гогу (Vincent Willem van Gogh) и Пикассо (Pablo Picasso) художница сберегла до конца своей жизни.

Татьяна Маврина. Картина «Цветы», 1989

Татьяна Маврина окончила вуз, вступила в сообщество художников «Тринадцать» и принялась с упоением рисовать озорные портреты, пейзажи с пронзительно звонким солнечным светом и томные ню, во многом подражая любимым французам Матиссу и Ван Гогу. Натурщицей чаще всего была Ольга Гильдебрандт, одна из участниц группы «Тринадцать». Печально, но картины обнаженной натуры, созданные художницей, массовый зритель так и не увидел — в Советском Союзе осуждали откровенный жанр и не приветствовали публичные демонстрации нагого тела, пусть даже и на холсте.

Татьяна Маврина. Иллюстрация к книге А. С. Пушкина «Сказки», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 1977

Во второй половине 1930-х Татьяна Маврина окунулась в любовь. Благо, муж, Николай Кузьмин, тоже был художником, и супругов соединяли не только чувства, но и общие интересы, и страсть к работе. В этот период Маврина уже занимается созданием иллюстраций к детским книгам, отгородившись от тревожного большого мира лубочными рисунками с чудными зверями и сказочным персонажами.

Татьяна Маврина. Иллюстрация к книге А. С. Пушкина «Сказки», «Сказка о медведихе», 1977

Переключиться на окружающую действительность и заняться зарисовкой городских пейзажей заставила война. Однажды Татьяна Маврина осознала, что вот эти любимые московские улочки, старинные дома и храмы могут быть разрушены, а значит, исчезнут навсегда. И она решила сохранить облик старой Москвы хотя бы в своих рисунках. Художница много гуляет и делает карандашные зарисовки в блокноте.

Татьяна Маврина. Картина «Новодевичий монастырь», 1943

Татьяна Маврина. Картина «Церковь Ильи Пророка в Черкизово», 1943

Татьяна Маврина. Иллюстрация из книги «Наша Москва. (На Варварке)», 1947

После войны Маврина полностью отойдет от классической живописи, посвятив себя иллюстрациям, графике и изучению фольклора. Она ездит по отдаленным от столицы городам, зарисовывает старые постройки Подмосковья и архитектуру Золотого кольца, знакомится с народным творчеством — хохломским, городецким и палехским промыслами. Позже по рисункам Татьяны Мавриной будут изучать быт провинции. К тому же она не только рисовала, но и привозила с собой глиняные игрушки, вышивку, прялки, расписные подносы, резные пряничные доски, иконы, изразцы. Интересную коллекцию старинной утвари Маврина и Кузьмин подарили Русскому музею.

Татьяна Маврина. Картина «Коломенское», 1946

Татьяна Маврина. Картина «Церковь Николая Чудотворца в Пыжах (Большая Ордынка)», 1944

Татьяна Маврина прожила долгую и интересную жизнь, до конца дней не переставая рисовать. По рассказам близких людей, она с нетерпением выпроваживала гостей, которые приносили ей цветы, чтобы сразу взяться за работу и перенести красоту букета на бумагу. Художница скончалась 19 августа 1996 года, пережив супруга на 9 лет.

Татьяна Маврина. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна. Три зятя», 1970

Татьяна Маврина. Иллюстрация к рассказу Юрия Коваля «Черные ушки», 1978

Татьяна Маврина. Иллюстрация к рассказу Юрия Коваля «Снег», 1982

Самые известные картины Татьяны Мавриной

Художница создала множество ярких и самобытных работ, но настоящей вершины мастерства достигла в оформлении детских книг, за что в 1976 году была удостоена международной премии Андерсена. Давайте посмотрим еще раз на самые известные картины и иллюстрации Татьяны Мавриной:

  • «Обнаженные с синим чайником» (середина 1930-х) — две темы, запрещенные в советское время — импрессионизм и ню. Работа-подражание французским импрессионистам выполнена в нежных перламутровых тонах.
  • «Портрет Ольги Гильдебрандт» (1937) — постоянная натурщица и близкая подруга художницы. Картина написана в тревожный исторический период, изображает обнаженную красавицу с неприступным лицом.
  • «У лукоморья дуб зеленый», А. С. Пушкин, «Сказки» (1977) — иллюстрации к книге любимого поэта. Образы сказочных персонажей легко узнаваемы и были любимы многими советскими детьми.
  • Ю. Коваль, «Бабочки» (1987) — художница не делала отдельных иллюстраций к этой книге, она просто подобрала к каждому рассказу старую картину, созвучную с темой повествования. Коваль и Маврина часто работали в тандеме и создали множество сказочных историй для детей, среди которых «Стеклянный пруд», «Жеребенок».

Татьяна Маврина. Картина «Обнаженные с синим чайником», середина 1930-х

Татьяна Маврина. Картина «Портрет Ольги Гильдебрандт», 1937

Татьяна Маврина. Иллюстрация к книге А. С. Пушкина «Сказки», «У лукоморья дуб зеленый», 1977

Татьяна Маврина. Иллюстрация к рассказу Юрия Коваля «Бабочки», 1984

Татьяна Маврина при жизни завоевала признание как автор и была удостоена звания заслуженного художника РСФСР. Также она стала номинантом государственной премии СССР.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2020; проверки требуют 11 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Маврина и Лебедева.

Татья́на Алексе́евна Ма́врина (Ма́врина-Ле́бедева) (7 (20) декабря 1900, Нижний Новгород — 19 августа 1996, Москва) — русская советская художница-живописец, график, иллюстратор. Заслуженный художник РСФСР (1981). Лауреат Государственной премии СССР (1975).

БиографияПравить

Татьяна Алексеевна родилась 7 (декабря) 1900 года[2][3][4] в Нижнем Новгороде в семье учителя и литератора Алексея Ивановича Лебедева. Мать, Анастасия Петровна, происходила из дворянского рода Мавриных и тоже занималась преподавательской деятельностью. Младший брат Сергей — академик, основатель советской компьютерной промышленности. В 1920 году семья переезжает в Москву.

В 1921—1929 годах училась во Вхутемасе-Вхутеине (учителя — Н. В. Синезубов, Г. В. Федоров, Р. Р. Фальк). Была членом группы «Тринадцать». С 1930 года использовала в качестве псевдонима девичью фамилию матери — Маврина.

В послевоенные годы стала писать в яркой и открытой манере, близкой примитивизму, древнерусскому и народному искусству. Много работала не только в живописи, но и в книжной иллюстрации (оформила более 200 книг). Некоторые рисунки Мавриной послужили основой небольших рассказов, написанных Юрием Ковалём. Известны её работы для театра и кино. Татьяна Маврина умерла 19 августа 1996 года. Похоронена в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища (секция № 148).

Муж — художник Н. В. Кузьмин (1890—1987).

Награды и премииПравить

  • Государственная премия СССР (1975) — за цикл иллюстраций к книгам «Русские сказки», «Сказочная азбука», «Лукоморье», «За тридевять земель», «Ветер по полю гуляет…», «А. С. Пушкин. Сказки» и станковую графическую серию «Сказка, Родина, Красота»
  • Премия имени Г. Х. Андерсена (1976) — за вклад в иллюстрирование детских книг.
  • Заслуженный художник РСФСР (1981)

ТворчествоПравить

Ранние творческие поиски отличались смелостью, вызывавшей неудовольствие ортодоксальной критики[5].

В годы войны Маврина, оставаясь в Москве, много рисовала. Созданный ею образ города спокоен и красочен; угадать в нём военное время практически невозможно[6].

Много путешествовала по старинным русским городам. Результатом путешествий Мавриной стала изданная в 1980 году книга-альбом «Пути-дороги», в которой были собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России — Звенигорода, Углича, Ростова, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и других городов.

Много раз иллюстрировала сказки А. С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1946); «Руслан и Людмила» (1960); «У лукоморья» (1961) и М. А. Булатова «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» (1953), «Морозко» (1956), «Сивка-бурка» (1956), «По щучьему веленью» 1958, «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» (1960). В 1969 году вышла в свет «Сказочная азбука». О своём отношении к сказкам и их собирателю А. Афанасьеву Маврина рассказала Р. Армееву, который записал её рассказ «В сказках — душа и совесть народа» и напечатал его в газете «Известия» (№ 208, 27 июля 1986 г. С. 5).

Большая коллекция живописных и графических произведений Мавриной находится в Русском музее.

Многолетний друг Т. А. Мавриной и Н. В. Кузьмина художественный критик Владимир Иванович Костин написал книгу о Т. А. Мавриной, которая была выпущена в свет московским издательством «Советский художник» в 1966 году. Богато иллюстрированная, в том числе цветными, репродукциями работ Мавриной, книга содержит списки её основных работ: живопись и станковая графика, иллюстрации (1928—1964 гг.) и работы для театра и кино (1951—1963 гг.), список основных выставок, в которых участвовала Т. А. Маврина (1928—1963 гг.), и список иллюстраций (Костин В. И. Татьяна Алексеевна Маврина. М.: Советский художник, 1966 г. 180с. Тираж 15 000 экз., переплёт, суперобложка).

ВыставкиПравить

Персональные выставки прошли в Москве (1946/1947, 1959, 1963, 1973, 2012, 2013, 2021), Ленинграде (1960) и Загорске (1978).

ПроизведенияПравить

  • Станковый цикл «По старым русским городам» (1942—1968)
  • Гори, гори ярко (1957)
  • Книги Т. А. Мавриной
  • Маврина Т. Сказочные звери. — М.: Дет. лит., 1965.
  • Маврина Т. Пряники пекутся, коту в лапы не даются. — М.: Малыш, 1966.
  • Маврина Т. А. Сказочная азбука. — Гознак, 1969. — 100 000 экз. — ISBN 985-428-419-0.
 — Описание (от издателя; фрагмент): Иллюстрации заглавных букв русского алфавита у художника Т. Мавриной необычны: внутри каждой буквы изображены персонажи русской сказки, имена которых начинаются с этой буквы. Название сказки дано ниже, приведены примеры героев других сказок, в именах которых присутствует данная буква. В исполнении художника Т. Мавриной «Азбука» получилась сказочной, яркой…
 — Описание (от издателя; фрагмент): Настоящее издание «Пути-дороги» (Из путевых альбомов художника) представляет Москву, Подмосковье, древние приволжские и приокские чудо-города. Первые рисунки, выполненные в 1941—1942 гг. в Москве, работы 60—70 гг. составили богатую коллекцию изображений старинных русских городов.
  • Маврина Т. А. Москва. Сорок сороков. — Московские учебники и Картолитография, 2001. — 120 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7853-0157-1.
 — Описание (от издателя; фрагмент): В книге замечательной русской художницы Т. А. Мавриной собраны воспоминания, дневниковые заметки, пейзажи и рисунки военных лет. Т. А. Маврина тонко чувствовала красоту московской архитектуры. Кремль, монастыри, церкви, уютные особняки, улицы, бульвары и переулки, — всё увиденное зорким глазом художника, моменты жизни, захваченные врасплох, в неразрывном единстве современности и старины, Т. А. Маврина переосмыслила и превратила в живописную летопись города. Большинство представленных в книге работ репродуцируются впервые. Долгие годы пролежали они в мастерской художницы и лишь однажды, в 1995 году, некоторые из них были показаны на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Уникальность книги в запёчатлённой на её страницах атмосфере военных лет, проступающей в бытовых деталях, неярких красках городских пейзажей и живых впечатлениях лирических дневников художницы…
  • Маврина Т. А. Цвет ликующий: Дневники. Этюды об искусстве. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 364 с. — (Библиотека мемуаров: Близкое прошлое). — 3000 экз. — ISBN 5-235-02676-4.
 — Описание (от издателя; фрагмент): Настоящая книга — первое издание дневников замечательного, самобытного художника Татьяны Алексеевны Мавриной, лауреата Государственной премии СССР, международной премии им. X. К. Андерсена и др. Живописец, график, иллюстратор книг, она обладала ещё и незаурядным литературным даром, о чём свидетельствуют её искусствоведческие этюды, включенные в эту книгу…
  • Маврина Т. А. Гуси-лебеди да журавли. — Московский рабочий, 1983. — 144 с. — 50 000 экз.
  • Очерковые книги:
  • Маврина Т. А. Загорск. — Л., 1968.
  • Маврина Т. А. Городецкая живопись. — Л., 1970.
  • Маврина Т. А. Между Волгой и Двиной. — Лейпциг, 1977.  (нем.)
  • Маврина Т. А. Пути-дороги. — Художник РСФСР, 1980. — 178 с. — 20 000 экз.
  • Книги иллюстрированные Т. А. Мавриной:
  • Сытин П. В. Из истории московских улиц (очерки). — М.: Московский рабочий, 1948. — 320 с.
  • Царевна-лягушка. Рус. нар. сказка. в обработке А. Н. Толстого. Рисунки Т. Мавриной. М., Росгизместпром, 1951, 200 000 экз. (обложка).
  • Ivan fecior de taran si zmeul zmeilor. Basm popular rus. Preluclare de М. Bulatov. Traducere de: Sarina Casvan. Desene de: T. Mavrina. — Timisoara (?), Editura Tineretului, 1953. — 22 с. (обложка).
  • Иван — крестьянский сын и чудо-юдо. Рус. нар. сказка. Рассказал М. Булатов. М.-Л., Детгиз, 1954. 20 с. 100 000 экз. (обложка).
  • Морозко. Рус. нар. сказка в обработке М. Булатова. Рисунки Т. Мавриной. М., Детгиз, 1956. 20 с. 100 000 экз. (обложка).
  • Сивка-бурка. Рус. нар. сказка. Обработал М. Булатов. Рисунки Т. Мавриной. М., Детгиз, 1956. 20 с. 500 000 экз. (обложка).
  • По щучьему веленью. Рус. нар. сказка в пересказе М. Булатова. Рис. Т. Мавриной. М., Детгиз, 1958. 24 с. 300 000 экз. (обложка).
  • Сорока-белобока. Рисунки Т. Мавриной. М., Детский мир, 1958. 10 с. 100 000 экз. (картонаж).
  • Солнце, Месяц и Ворон Воронович. Рус. нар. сказка. Пересказ М. Булатова. Рисунки Т. Мавриной. М., Детский мир, 1960. 16 с. 200 000 экз. (обложка).
  • Из сборника Афанасьева А. Н. Народные русские сказки. — М.: Художественная литература, 1979.
  • Коваль Ю. И. (в соавторстве с Мавриной Т. А.). Заячьи тропы. — М.: Детская литература, 1980.
  • Коваль Ю. И. ((в соавторстве с Мавриной Т. А.). Журавли. — М.: Детская литература, 1983.
  • Коваль Ю. И. ( (в соавторстве с Мавриной Т. А.). Снег. — М.: Детская литература, 1985.
  • Коваль Ю. И.( (в соавторстве с Мавриной Т. А.). Бабочки. — М.: Детская литература, 1987.
  • Коваль Ю. И. ((в соавторстве с Мавриной Т. А.). Жеребёнок. — М.: Детская литература, 1989.

Книги о жизни и творчествеПравить

В 2020 году нижегородская детская областная библиотека им. Т. А. Мавриной стала инициатором издания первой биографии художницы для детей — к 800-летию Нижнего Новгорода и 120-летию Татьяны Мавриной.[7] Книгу о жизни и творчестве Татьяны Мавриной «Много всего кругом» написала известная детская писательница Анастасия Строкина. Издание иллюстрировано работами самой художницы, предоставленными наследником А. Г. Шелудченко и М. В. Сеславинским.[8]

ПримечанияПравить

ЛитератураПравить

Лейтес И. Путешествие в страну цвета. — Третьяковская галерея : журнал. — 2021. — № 2 (71).

СсылкиПравить

  • Живопись Татьяны Мавриной
  • Маврина Татьяна Алексеевна (1902—1996)
  • Маврина Татьяна Алексеевна в проекте krugosvet.ru
  • Краски детства. Художник Татьяна Маврина
  • Андрусенко Е. «Праздник жизни» Татьяны Мавриной (К выходу в свет новой книги художницы)
  • Шелудченко А. Г. Москва в творчестве Татьяны Мавриной. — Московские учебники, 2006. — 304 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7853-0559-3.
  • «Коллекция Т. А. Мавриной и Н. В. Кузьмина» в Государственном музее А. С. Пушкина
  • Татьяна Маврина. Много всего кругом. Строкина А. И., М.: Книжный дом Анастасии Орловой, 2020. — 56 с. — ISBN 978-5-604-52353-7

7 сентября в Российской государственной детской библиотеке открылась выставка иллюстраций Татьяны Мавриной и Игоря Олейникова, российских иллюстраторов, лауреатов Золотой медали Х.К. Андерсена. Это событие приурочено к 37-му Конгрессу Международного Совета по детской книге (IBBY).

ibby-2021-1

На открытии экспозиции директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина отметила, что выставка была создана в необычном формате и получилась очень современной. За это она поблагодарила художника и дизайнера Никиту Терешина, куратора Ольгу Монину, исследователя творчества Татьяны Мавриной Александра Шелудченко, художника Игоря Олейникова. Также она выразила благодарность работникам библиотеки.

– Наши сотрудники принимали активное участие в подготовке этой выставки, а сейчас интенсивно готовятся к проведению Конгресса. Всё это хоть и очень интересные, но в то же время не простые задачи: ведь организация международного мероприятия такого масштаба – не самая характерная для библиотеки деятельность, – отметила Мария Веденяпина.

Художник и дизайнер выставки Никита Терёшин поделился, что в процессе создания экспозиции не только получил удовольствия от работы с произведениями Татьяны Мавриной и Игоря Олейникова, но и  открыл для себя много нового в их творчестве.

– Я буквально с придыханием перекладывал все эти листы с оригиналами работ. Любовался, как художники кладут мазок, как лепят форму. Самым сложным было такие разные работы сгруппировать в единую выставку, – поделился Никита Терёшин.

Формат экспозициинапечатанные на больших баннерах иллюстрации и живописные работы. В процессе создания выставки организаторы волновались, что из-за увеличения размеров картин, изменения структуры холстов исчезнет уникальная атмосфера произведений. Но поскольку обращались с работами максимально внимательно и бережно, использовали специальное оборудование, результатами остались довольны не только посетители выставки, но и профессионалы.

– Эти работы сделаны на современных принтерах, они при качественном освещении производят очень яркое впечатление на зрителя. Их с определенного угла зрения даже не отличишь от оригинала, – рассказал исследователь творчества Татьяны Мавриной Александр Шелудченко.

Куратор выставки Ольга Монина заметила, что сама тема свободы невероятно важна как для Татьяны Мавриной, так и для Игоря Олейникова.

– Ни Татьяна Алексеевна Маврина, ни Игорь Олейников никогда в жизни не думали о том, чтобы следовать какой-либо художественной традиции: старинной ли или модной, современной. В их творчестве – настоящая, чистая свобода самовыражения,  – отметила Ольга Монина.

Игорь Олейников присутствовать на открытии выставки не смог, но прислал гостям специальное послание: “Я очень рад, что вы пришли на эту  выставку, которая  называется — “Свобода быть собой”. Поэтому всё, что я хотел бы сказать вам на открытии этой выставки — “Ходите и смотрите!” И находите каждый то, что ему по душе. И радуйтесь найденному…. или не радуйтесь))))”

Посетить выставку может любой желающий до середины сентября. Посещение бесплатно. 

Справка

Татьяна Маврина родилась 20 декабря 1900 года в Нижнем Новгороде. В 1917 г. окончила Нижегородскую Мариинскую женскую гимназию. В 1921 году вся семья переехала в Москву. Татьяна поступила учиться в легендарный ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Её учителями были выдающиеся живописцы Николай Крымов и Роберт Фальк.

Уже в середине 1920-х годов Татьяна Маврина стала работать как художник-иллюстратор. Чуковский, Барто, Маяковский, Лермонтов, Фонвизин, классики зарубежной литературы Стендаль, Франс, Золя – она иллюстрировала разных авторов, оттачивая мастерство и открывая для себя секреты книжного искусства. В середине тридцатых годов для художников наступили тяжёлые времена, свободную и смелую манеру Татьяны Мавриной критиковали за инаковость, за несоответствие нормам социалистического реализма.

Военные годы Татьяна с мужем провели в Москве. Художница делала антифашистские плакаты и лубочные картинки для издательства «Искусство».

В послевоенные годы сказочные темы заняли главное место в книжной работе Татьяны Мавриной. Она проиллюстрировала сказки Пушкина, русские народные сказки, а позже стала рисовать свои авторские книги: “Сказочные звери” (1965), “Пряники пекутся, коту в лапы не даются” (1966), “Сказочная азбука” (1969).

Искренняя дружба связывала Татьяну Алексеевну с писателем Юрием Иосифовичем Ковалем. В творческом содружестве два талантливых человека создали шесть изумительных книг: “Стеклянный пруд” (1978), “Заячьи тропы” (1980), “Журавли” (1983), “Снег” (1985), “Бабочки” (1987) и “Жеребёнок” (1989).

В 1975 году Татьяне Мавриной была присуждена Государственная премия СССР за иллюстрации к детским книгам и за серию станковых работ “Сказка, Родина, Красота”. В 1976 году за международный вклад в дело иллюстрации детских книг она была награждена медалью Ханса Кристиана Андерсена.

Работы Татьяны Мавриной хранятся в собраниях крупнейших музеев России. Детские книги и альбомы с живописью переиздают крупнейшие российские издательства.

Игорь Олейников родился 4 января 1953 года в городе Люберцы. В 1970 году, после неудачной попытки поступить на графический факультет Московского полиграфического института, Игорь стал студентом Московского института химического машиностроения и, выйдя из него дипломированным инженером-проектировщиком, три года проработал в научно-исследовательском институте “Гипрокаучук”.

В 1979 году, по совету отца, со стопкой рисунков он пришел на студию “Союзмультфильм”. Его приняли на работу, и инженер Олейников стал ассистентом художника-постановщика в съёмочной группе “Тайны третьей планеты”, первого советского полнометражного научно-фантастического мультфильма по повести Кира Булычева “Путешествие Алисы”. А потом были мультфильмы “Халиф-аист” (1981), “Жил-был пес” (1982), “Мартынко” (1987) и другие. Над лентами “Сказка о глупом муже” (1986), “Мы с Шерлоком Холмсом” (1987), “Поползновение” (1987) Олейников работал уже в качестве художника-постановщика.

Судьба художника-мультипликатора Игоря Олейникова складывалась очень удачно, его фильмы не раз были отмечены наградами на фестивалях. В какой-то момент чёткий ритм работы съёмочных групп стал давать сбои – проекты запускались, надолго зависали и замораживались.

Новый виток судьбы Олейникова-иллюстратора разворачивался стремительно – с 2001 по 2008 год он сотрудничает с ведущими иностранными издательствами, его книги выходят в Канаде, США, Бельгии, Швейцарии, Италии, Корее, Японии и на Тайване. За несколько лет художник проиллюстрировал двадцать пять изданий, многие из которых – “Джек и бобовый стебель”, “Бременские музыканты” и другие, позже были напечатаны и в России.

Профессиональный опыт, приобретённый в анимационном кино, Игорь Олейников с умом, талантом и остроумием стал применять в иллюстрации. В своих книжных работах он, прежде всего, режиссёр-постановщик, который строит визуальный ряд как полноценный киносценарий. Сложные пространственные мизансцены, резкая смена масштабов и ракурсов – эти кинематографические приёмы не входят в противоречие с условностью книжного пространства, наоборот, они помогают художнику передавать динамику сюжета и выстраивать напряжённый ритм повествования.

Игорь Олейников любит придумывать и вплетать в основное повествование свою, авторскую сюжетную линию. Так в “Балладе о маленьком буксире” Иосифа Бродского в самом начале книги изображена девушка-буфетчица, а через несколько страниц, внимательный зритель видит её маленькую фотографию, прикрепленную к стеклу кабины рабочего-крановщика. Художнику совсем не безразличны его герои, поэтому он сочинил им этот маленький романтический сюжет.

Игорь Олейников – мастер новых, порой очень неожиданных, интерпретаций классического текста. Например, работая над иллюстрациями к Библейским текстам, Олейников перенёс описываемые события из знойной Иудеи на заснеженные северные равнины.

Весной 2018 года Игорь Олейников стал вторым в России после Татьяны Мавриной обладателем Золотой медали Ханса Кристиана Андерсена.

Среди его работ: три книги о Братце Лисе, роман Алексея Толстого “Аэлита”, лимерики Эдварда Лира, “Король Артур и рыцари круглого стола”, “Баллада о маленьком буксире” и “Азбука рабочих профессий” Иосифа Бродского, “Все бегут, летят и скачут” Даниила Хармса, “Конёк-горбунок”, “Рождественская песня в прозе” Диккенса и “Библейские истории для детей”, сказки Пушкина и Владимира Даля, “Вересковый мёд” Стивенсона, “Снежная королева”, три книги известного нидерландского писателя Тоона Теллегена и две авторские графические новеллы – “Лиса и Заяц” и “Теремок”.

В 2019 году “Волшебная Колыма”, совместный проект с поэтом Андреем Усачёвым, стал девяносто седьмой по счету книгой Игоря Юльевича. В 2020м он нарисовал “Охоту на Снарка” Льюиса Кэрролла, “Синюю птицу” Мориса Меттерлинка, “Огниво” и четвертую книгу Тоона Теллегена “Счастье кузнечика”.

Из истории IBBY

Международный совет по детской книге (IBBY) – старейшая и самая авторитетная международная организация в области литературы для детей. Он был создан в 1953 году и объединил тысячи специалистов со всего мира, которые с момента основания IBBY встречаются на Конгрессах раз в 2 года.

Конгрессы проходили в разных странах: Греции, Новой Зеландии, Мексике, Великобритании, Китае, Норвегии, США, Швеции, ЮАР, трижды в Испании, трижды в Германии, дважды в Италии и в других странах – членах IBBY. В России Конгресс впервые пройдет в 2021 году.

С 1996 по 2015 гг. Национальная российская секция (Совет по детской книге России) работала под эгидой Российского Фонда Культуры в рамках программы “Деятели литературы, книжной культуры России и мира – детям”. С 2018 года деятельность Совета по детской книге России ведет и патронирует Ассоциация “Растим читателя”, одним из учредителей которой является Российская государственная детская библиотека.

Пресс-службаь 37-го Международного конгресса

  • Художник автор картины бабушкины сказки
  • Художественный и познавательный рассказ это
  • Художественные средства народной сказки
  • Художественный рассказ о великой отечественной войне
  • Художественная литература тема чтение рассказа а потаповой кто больше любит маму