Рисуем сказку
Автор: Беляева Елена Ивановна
Организация: МДОУ ДСКВ №6 «Солнышко»
Населенный пункт: Московская область, р.п. Вербилки
Цель: способствовать развитию творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы.
Задачи:
Образовательные.
- Закрепить знания детей о художниках-иллюстраторах, индивидуальной манере письма: И. Я. Билибина, В. Г. Сутеева, Б. В. Зворыкина, Ю.А. Васнецова, Т. А. Мавриной, Е. М. Рачева и др.
- Вспомнить основные средства выразительности книжной графики: цвет, характер линии, композиция.
Развивающие.
- Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.
- Учить детей отражать в рисунках сюжет из сказки, передавать перспективу, движения героев, выражать настроение и характер героев посредством цвета и линий.
- Закрепить умения работать различными художественными материалами.
Воспитательные.
- Воспитывать любовь и интерес к сказкам, сопереживание настроениям сказочных героев.
- Воспитывать самостоятельность, умение оценивать работу сверстников.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Материалы и оборудование:
- Тонированные листы плотной бумаги для рисования, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, кисти, палитра, вода, салфетки. Выставка книг по сказкам, иллюстрированные разными художниками; иллюстрации к русским народным сказкам, аудиозаписи народных мелодий, сказочный сундук, «ковёр-самолет».
Ход занятия:
Приветствие
Хорошо, когда мы утром
Всем при встрече говорим:
С Добрым утром! Добрый день!
Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются)
Вступление
«О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка».
— Дети, а вы любите сказки? (Да.).
— А что такое сказка? Ответ детей (Сказка-это история со счастливым концом, в сказке добро всегда побеждает зло, в сказках присутствует волшебство, и даже животные разговаривают, разные необычные приключения и т. д.)
— Как вы думаете, можно путешествовать в сказках? (Да)
-А, на чем можно путешествовать в сказке? (на ковре самолете, на волшебных птицах и, животных, помощью ветра).
А у нас как раз есть ковёр – самолёт. Присаживайтесь. Полетели? Мы отправляемся!
Руки в стороны — в полёт
Отправляем ковер-самолёт. Звучит музыка.
А вот и первая сказочная остановка «Сундучок».
Дети видят сказочный сундучок, в котором лежат книги с красочными картинками.
— Посмотрите, в этом волшебном сундучке живут книги со сказками, книги, очень красиво оформлены художниками. А как называются рисунки в книгах? (Ответ детей: иллюстрации).
— То есть – это рассказ в картинках, которые можно рассматривать, представлять героев сказок и узнать, что в ней происходит.
— А знаете ли вы, кто сочиняет сказки? (Автор или народ.)
— Сказку может сочинить один человек, и тогда эта сказка будет авторской, а вот когда сказка передается из уст в уста, из поколения в поколение — такая сказка называется народной.
— Посмотрите ребята, какая красивая книга – русских народных сказок, как красочно она оформлена. (Воспитатель достает книгу сказок из сундука).
— А, как вы думаете, где можно увидеть, или взять книги? ( Ответ детей: в библиотеке, в магазине).
— Нравится вам эта книга? (Да)
— Чем же она привлекает? ( Ответ детей)
— Ребята, скажите, а кто оформляет книги? (Ответы детей)
— Правильно – художник-иллюстратор. Он рисует иллюстрации к книгам, оформляет обложки для книг.
— Скажите, а каких художников-иллюстраторов вы знаете?
(Ответы детей: Татьяна Маврина, Елена Поленова, Юрий Васнецов, Борис Зворыкин, Иван Билибин, Владимир Сутеев.)
— Как вы думаете, интересно быть художником-иллюстратором?
-Тогда я вас приглашаю в творческую-мастерскую художника. А поможет нам в этом ковер-самолет. Полетели дальше.
Физкультминутка
Руки в стороны — в полёт
Отправляем ковер-самолёт,
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Шевельнулся, пошатнулся,(Руки вверх, потянуться на правой ноге.)
Выше, дальше, полетел. (Руки вверх, потянуться на левой ноге.)
На полянку тихо сел. ( Сесть на корточки).
— Ребята, мы прилетели в творческую-мастерскую художника,
занимайте свои места рабочие места.
— Итак, вы – художники-иллюстраторы и сегодня, я вам предлагаю нарисовать вашу любимую сказку.
— Обратите внимание, как одну и ту же сказку «Маша и медведь», по-разному изобразили художники-иллюстраторы.
- Медведь художника-иллюстратора Н.Кочергина – добрый, без одежды, идет и песни поет.
- Евгений Рачев «одел» медведя в костюм человека.
- Мрачным и слишком большим показал своего медведя Николай Устинов.
— Напомните, пожалуйста, как мы будем изображать героев сказки и где?
- Главное изображается более крупно.
- То, что расположено ближе, изображается внизу листа.
- Все, что на заднем фоне – меньшего размера.
Я предлагаю вам на выбор разные инструменты, а чтобы наши инструменты превратились в волшебные, мы произнесем сказочные слова:
«Карандаши, фломастеры и краски, помогите! Сказку рисовать начните!
Раз, два, три, четыре, пять – я умею рисовать!»
— Если вы правильно будете пользоваться этими инструментами, они будут для вас — отличными помощниками.
— Садитесь правильно: ноги вместе, спина прямая.
— Начинаем работу и для настроения, я включу вам волшебную музыку.
Дети рисуют свои сказки, иллюстрации. ( Звучит музыка).
В заключении НОД, пригласить детей подойти к выставленным работам.
— Свое стихотворение о сказках нам прочитает Виолетта.
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть:
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
И научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.
— А теперь, давайте рассмотрим ваши иллюстрации и постараемся узнать, какие сказки вы нарисовали?
— Ребята, есть ли на выставке сказки, с одним названием?
— Как вы догадались, что это одна и та же сказка?
— Чем похожи и чем отличаются иллюстрации одной и той же сказки, в изображении (назвать имена детей)?
— Ребята, вам понравилось наше сказочное путешествие?
Все вы справились с заданием, работы получились яркие, красочные, необычные и разные. Вы старались. После занятия мы с вами организуем выставку работ.
Спасибо вам большое!
Список использованной литературы:
- Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью М.: Педагогическое общество России, 2006. — 192 с.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. «Красота. Радость. Творчество.» Изд. 2-е, испр. и доп. –М.: Педагогическое общество России, 2002 -128 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду по всем возрастам. Планирование, конспекты, методические рекомендации (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») учебное методическое пособие. –М.: Изд. Цветной мир. 2014 -152 с.
- Расскажи мне сказку…: Сказки для детей/cост. Э.И.Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 63с.
- Комарова Т. С. Сказочные образы в детских рисунках //Дошкольное воспитание – 1991. – №2. – с.54-56.
Приложения:
- file0.docx.. 37,9 КБ
Опубликовано: 07.12.2021
Тип НОД: ознакомительное
Вид НОД: Тематическое
Тема Нод: «Художник В. Васнецов и его сказки».
Возрастная группа детей: старший возраст (дети 5-6 лет)
Задачи:
Образовательная: Знакомить с художником В. Васнецовым и его произведениями.
Развивающая: Развивать фантазию.
Воспитательная: Воспитывать интерес к творчеству русских художников.
Словарная работа: активный словарь: богатырь, царевич.
Пассивный словарь: витязь.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Интерактивная доска, слайды: «Аленушка», «Витязь на распутье», « Иван царевич на сером коне», Кот ученый, портрет В. Васнецова. Иллюстрации с изображениями сказочных героев. Письмо
Предварительная работа: Чтение сказок о богатырях, рассматривание иллюстраций.
Интеграция Образовательных областей: Художественное творчество, социализация, коммуникация, познание.
Структура и методические приемы НОД:
Вводная часть ( 3-5 мин.)
Словесный: беседа, вопросы, прием точных установок.
Практический: игровой прием «письмо»
Основная часть (15-18 минут)
- Словесный: беседа, стихотворение, прием вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий.
Наглядный: показ репродукций
Практический: Физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра «Герои сказки».
Заключительная часть (2-3 мин)
Словесный: вопросы по теме.
Наглядный: показ репродукций
Организация детей на нод:
Вводная часть – Дети находятся в активной зоне и располагаются вокруг воспитателя
Основная часть – Дети располагаются перед интерактивной доской, полукругом.
Заключительная часть — дети возвращаются в активную зону по приглашению воспитателя и располагаются вокруг него.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель сообщает, что к ним в группу пришло письмо, и предлагает его открыть всем вместе.
В: Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам Кот Ученый из Лукоморья. Я слышал, что вы любите читать сказки. И много их знаете. Я хотел бы попросить вас о помощи. Один художник подарил мне свои картины, для создания музея. На них нарисованы сказки, а вот какие, я не знаю. И поэтому подписать картины не могу. Прошу вашей помощи!»
Поможем коту?
Д: Поможем.
Основная часть:
Воспитатель приглашает детей к интерактивной доске, по ходу читая стихотворение:
Идем вперед-вперед-вперед!
Коту помочь хотим.
Все сказки знаем наизусть,
И вам их говорим.
На доске изображение Ученого кота, и рядом портрет В. Васнецова.
В: Вот мы и пришли в Лукоморье. Как вы думаете, кто это рядом с котом?
Д: Может быть художник?
В: Правильно, это и есть тот самый художник, который подарил коту свои сказочные картины. А зовут его Виктор Васнецов.
На его картинах ожили для нас почти все герои народных сказок. Широко известны его картины «Аленушка» (слайд№1) и «Иван царевич на сером волке» (слайд №2).
Художник мастерски владел искусством композиции, техникой рисунка и живописи. Он с огромной душевной теплотой создавал образы наших национальных героев.
Слайд №1 «Аленушка»
В: Перед вами картина «Аленушка». Как вы думаете, что за сказка здесь изображена?
Д: Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
В: Правильно. Ведьма позвала Аленушку купаться. Какой художник изобразил Аленушку?
Д: Красивой, задумчивой, печальной, грустной.
В: Какую композицию создал художник?
Д: Аленушка сидит на камне, смотрит в озеро, вокруг темный лес.
В: Какие цвета преобладают на этой картине?
Д: Темные: темно- зеленый, черный.
В: Давайте немного развеселим Аленушку.
Физкультминутка «Сказка»
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте (потягивание).
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно (ходьба на месте),
Он стучит в твое окно (изображают стук).
В: Пора нам и на другие картины посмотреть.
Слайд №2 « Иван царевич на сером волке»
В: А как называется эта сказка?
Д: Иван царевич и серый волк.
В: Напомните мне, пожалуйста, тот отрывок сказки, который, изображен на картине.
Д: Иван царевич посадил прекрасную царевну на волка, и поскакал прочь.
В: Да, серый волк на картине прямо как настоящий. Нравится ли вам Царевич и Царевна?
Д: Да, они нарядные, красивые, одеты в царские наряды.
В: Посмотрите какой у Ивана царевича смелый взгляд, а у царевны скромный.
Давайте-ка вспомним не только саму сказку, но и всех ее персонажей, которых на картине нет.
Дидактическая игра «Герои сказки»
Воспитатель показывает детям героев сказки (жар-птица, лисичка, колобок, царь, волшебный конь). Дети должны выбрать только тех персонажей, которые относятся к нужной сказке.
Слайд №3 «Витязь на распутье».
В: А из какой сказки этот Витязь?
Д: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
В: Да, у нас во многих сказках есть богатыри. Опишите, что же изображено на этой картине?
Д: Витязь стоит у камня и выбирает, куда ему ехать дальше.
В: Поэтому Васнецов и назвал эту картину «Витязь на распутье». Богатырь стоит и выбирает себе дорогу.
Пальчиковая гимнастика «Распутье».
Налево пойдешь, коня потеряешь.
(Поглаживают левую руку правой)
Направо пойдешь, себя потеряешь.
(Поглаживают правую руку левой)
Прямо пойдешь, судьбу свою найдешь.
(Потирают ладони).
В: Вот мы и помогли коту, но нам с вами пора и в детский сад возвращаться.
Заключительная часть:
В: Какие картины мы сегодня с вами рассмотрели?
Д: «Аленушка», «Витязь на распутье», « Иван царевич на сером коне».
В: А кто же их все нарисовал?
Д: Виктор Васнецов?
В: Какая картина вам больше всего понравилась, и почему?
Ответы детей.
Конференция «Самые сказочные русские художники» (к 145-летию со дня рождения И.Я. Билибина и к 95-летию со дня смерти В.М. Васнецова)
1. Фольклор, как явление традиционной культуры, имеет давнюю традицию изучения, основанную на сборе и обработке разнообразного материала, среди которого выделяются и устные. Тем не менее до сих пор очень сложным представляется выделение элементов такой культуры, в целом, совпадающих с компонентами культуры в широком смысле, но имеющих ряд отличительных особенностей:
-
Мифологизированные представления об историческом прошлом. Особенностью этого компонента в традиционной культуре является стремление видеть в историческом прошлом «утраченный рай». Именно поэтому современное состояние этноса рассматривается как упадок, вызванный, в том числе, отказом от следования традиции.
-
В традиционной культуре предпочтение отдаётся наиболее древним формам организации – семье и роду. Чем более глубокие корни имеет та или иная организация – тем более она приемлема для носителей традиционной культуры. Государство не считается значимой формой этнической организации, поскольку представляет собой достаточно позднее явление, к тому же стремящееся ликвидировать традиционные формы.
-
Способы ведения хозяйства наиболее значимо проявляется в сельской местности, а значит занятие сельским хозяйством считается одним из наиболее почётных и важных занятий для носителей традиционной культуры (сюда же относят скотоводство, охоту, рыболовство и собирательство).
-
В рамках традиционной культуры, как правило, существует повышенное уважение к старшим членам этноса, в частности к родителям. Основными ценностями являются семья, патриотизм, стабильность.
-
Язык в традиционной культуре, как правило, является более сложным по грамматике и более простым в области словарного запаса, по сравнению с языком современной культуры. В лингвистике считается, что общей тенденцией для современных европейских языков является упрощение грамматики и фонетики, поэтому в рамках традиционной культуры язык является более сложным для его восприятия людьми, не принадлежащими к данному этносу.
-
Религиозные верования во многих традиционных культурах воспринимаются как истинный и самый мощный носитель традиции.
-
Фольклор в узком смысле слова, по которым понимается не вся народная культура, а исключительно народное творчество в сфере искусства. Некоторые учёные в совокупность явлений, обозначаемых термином «фольклор», включают не только прикладное изобразительное искусство, но и распространяют это понятие на все известные формы народного художественного творчества, в том числе, народные знания, устное народное творчество, искусство.
2. Именно фольклор является наиболее ярким проявлением традиционной культуры, поэтому этот компонент требует более серьёзного рассмотрения. Отражая многообразие подходов к определению понятия «фольклор», К.В. Чистов предложил выделить среди них четыре основные концепции:
-
социологическую (и историко-культурную), где народная культура (фольклор в широком смысле слова) понимается как устно передаваемый простонародный опыт и знания. Народная культура здесь трактуется максимально расширительно как вся духовная культура и некоторые формы материальной культуры, относящиеся к архаическому периоду развития и имеющие социологическое ограничение («простонародность»);
-
эстетическую, где фольклор определяется как «художественная» коммуникация;
-
филологическую, акцентирующую вербальность, связанность этой традиции со словом;
-
«теоретико-коммуникативную», где фольклор понимается как знаково-символическая система, возникающая в границах дописьменной культуры.
3. В книге знаменитого исследователя фольклора Владимира Яковлевича Проппа «Поэтика фольклора» отдельная глава посвящена жанрам. Так, в рамках традиционных родов выделяются эпос, лирика и драма, при этом количество собственно жанров и их внутренняя квалификация может варьироваться. Приведем традиционную классификацию: эпос – былина, сказка, пословица, поговорка, сказ, легенда, исторические предания; лирика – песни (календарно-обрядовые, семейные, любовные, солдатские и мн.др.), малые жанры (загадки, скороговорки, частушки); драма — игры, обряды, народные пьесы. Данная классификация чрезвычайна важна для нашей мысли, потому что мы встретимся подробно с ней в работах художников, о которых идет речь, но уже в совершенно другом авторском воплощении! Заметим, что в самом традиционном фольклоре смешение жанров наблюдалось также довольно часто. Сказочно-былинный жанр имеет еще ту характерную особенность, что авторы, работающие в данном направлении, выбирали объектом изображения наиболее выразительные образы и сюжеты, которые так или иначе отражали самые известные страницы прошлого, а также передавали дух древней эпохи. Наиболее частый образ в живописи данного направления — это богатырь, воин, защитник русской земли.
4. Этапы становления «сказочных» русских художников: роль фольклора в формировании Личности. Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) – основоположник «неорусского стиля» в живописи. Родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (Кировская область) в семье священника. Отец Михаил Васильевич всю душу вкладывал в шестерых детей. Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки: читал им научные журналы, учил рисованию. Но маленький Виктор рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах явно оттуда: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса. В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова— в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год. В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был Иван Крамской.
5. Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии, а позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом. Таким образом мы можем четко увидеть эволюцию творчества В.М.Васнецова от стиля «передвижников» к прообразу модерна.
6. В.М. Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто обратился к «украшению жизни». Таким путем Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из которых была задача создание единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях. Именно поэтому художник в своем творчестве обращается к уже найденным в русском фольклоре, древнерусском искусстве и архитектуре способам выражения, прежде всего образной системе русского искусства, а затем его стилистике. Васнецов, одним из первых обратился к русскому фольклору, стремится придать своим работам эпический характер, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства. Созданные Васнецовы картины « Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» проникнуты искренней поэтичностью, исполненные веры в богатырские силы русского народа. Эти картины Васнецова знают почти все, они выставлены в Третьяковской галерее.
7. Творческое наследие Виктора Васнецова обширно и разнообразно, его долголетие позволило ему реализоваться как графику рисовальщику и живописцу, как архитектору и иллюстратору. Важной частью его творчества стала храмовая роспись и эскизы фасада художественного музея – Третьяковской галереи, эскизы к мозаике на религиозную тему, к деревянной мебели и к театральным постановкам. Этому универсализму способствовали и подход художников рубежа веков к утилитарным предметам как к произведению искусства, что давало им возможность попробовать себя во всевозможных техниках и ремеслах, и не отличающаяся зажиточностью семья художника, который был вынужден браться за всякую художественную работу. Важно рассмотреть и его монументальные росписи в православных храмах на территории современной Украины и России. Это важно, если узнать о той обстановке в стране, в которой творил Васнецов, когда разрозненное русское общество, бурлящее идеями, надо было воссоединить в гармонии восхищающего своею красотою и духовностью храма.
8. Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) родился 4 (16) августа 1876 года в поселке Тарковка (ныне — часть Сестрорецка), вблизи Санкт-Петербурга, в знатной и образованной семье. Первые упоминания о роде Билибиных датируются периодом правления Ивана Грозного. Отец Яков Иванович служил военным врачом: начинал с младшего судового врача, затем поднялся до главного лекаря морского госпиталя в латвийском городе Либаве. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Мать Варвара Александровна тоже связана с морем — она была дочерью военного инженера. Любила музыку, в совершенстве владела игрой на рояле, обучаясь у прославленного композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Родители дали Ивану достойное образование. В 1888 году мальчик поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью по математике. Юный Билибин рисовал с ранних лет, но он не считал занятие творчеством основным, поэтому поступил учиться по совету отца в Санкт-Петербургский университет по направлению юриспруденции. Но уже скоро он поступил и в художественную школу при Императорском обществе поощрения художников и всерьез задумался о карьере иллюстратора. В студенческие годы Иван Яковлевич черпал знания у Антона Ашбе в Мюнхене, у прославленного Ильи Репина — сначала в мастерской княгини Марии Тенишевской, а после получения диплома юриста, с 1900 по 1904 годы, в Императорской Академии художеств. Этот период стал важным этапом научения мастерству и выработке собственного стиля в живописи. Возможно, именно Репин наложил особый отпечаток на биографию Билибина: восхищаясь талантом Ильи Ефимовича, стараясь его поразить, молодой художник по 10 часов не выходил из-за стола, совершенствовал наброски и картины, за что получил прозвище Железная Рука. В 1898 году Иван Билибин вступил в объединение «Мир искусства», которое на первых порах помогало ему организовывать выставки.
9. По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал: «Сделанные зарисовки и эскизы окружающего русского пейзажа — огромные лапы старых елей, красные мухоморы на изумрудном мху, тихие лесные ручьи и речки, затейливая деревянная резьба на крестьянских избах в деревне Его невольно привели его к мысли иллюстрировать русские сказки». Подчеркнем значимость этнографических экспедиций, в которые ездил художник по направлению Академии наук. Их роль в становлении стиля художника невозможно недооценить!
10. Еще в начале творчества художник работал в уникальной собственной технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день. Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче…», «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так его стиль стал широко известен.
11. Выделяется важный этап иллюстрирования сказок А.С.Пушкина: использование древнерусских орнаментальных мотивов, с которых началось восхождение И.Я.Билибина на художественный Олимп. Период «Общества возрождения художественной Руси позволил развиться стилю и выработать его ключевые моменты. Интересный факт: в период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Так появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы. В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин вынужден был покинуть Новороссийск на пароходе, но из-за начавшейся на судне эпидемии высадиться в Европе не разрешили, поэтому семья остановилась в Египте. Художник путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи». В 1936 году, познакомившись и подружившись с послом России во Франции, Билибин решил вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен на кладбище профессоров Академии художеств.
12. В современном мире развитию и воспитанию у детей основных принципов нравственности отводится слишком мало времени и, зачастую, этот пласт, на котором должно основываться последующее обучение, так и остается пустующим. Для реализации программы эстетического и нравтсвенного воспитания необходимо учитывать множество разнонаправленных факторов, но воспитание книгой, культурой, искусством – всехда остается одним из значимых в педагогике. Именно поэтому в рамках данной конференции необходимо провести научно-педагогическую дискуссию о языковом воплощении художественного творчества на уроках русского языка, литературы и лингвокультурологии, обсудить значимость методического потенциала искусства, сделать вывод о необходимости сбора лучших практических наработок в копилку педагогического опыта.
Источники:
-
Ванслов Б. Эстетика. Искусство. Искусствоведение. Вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, 1983. 440 с.
-
Верижникова Т.Ф, Иван Билибин.СПб.: Аврора, 2011. 158с.
-
Галеркина 0. Художник Виктор Васнецов. Л.: Детгиз, 1957. 160 с
-
Голынец С.В., Голынец Г.В. И.Я.Билибин. М.:Изобразительное искусство, 1972.
-
Жук Э.Н. Художник Иван Билибин //Вестник культурологи, 2019, № 4(91).173-182.
-
Звонарева Л.У., Кудрявцева Л.С. Неожиданный романтизм Билибина // Х и П – Художник и писатель в детской книге. – М., 2010. – № 2. – С. 22–28.
-
Иван Билибин: Альбом / автор-сост. С.В. Голынец. – Л.: Аврора, 1987. – 287 с.
-
Косарева Е.В., Поровская Г.А. Вклад И.Я. Билибина в историю отечественной графики и развитие искусства иллюстрации // Международный студенческий научный вестник. М., 2017. № 4. С. 130–278.
-
Мельничук О. Иван Яковлевич Билибин. М.:Изд-во «Белый город», 2017.
-
Мишачёва И.В. Мир народной сказки в книжной иллюстрации рубежа XIX– XX вв.: герои и пейзажи. Герман Фогель (Германия) – Иван Билибин (Россия) // Вестник славянских культур. М., 2018. Т. 48. С. 280–290.
-
Плотников В.И. Фольклор в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1986. 552 с. Илл
-
Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании. М.: Советский художник, 1985. 304 с.
-
Пушкин, Лермонтов: Сказки и былины в иллюстрациях Ивана Билибина. М.: Бином, 2020
-
Русские народные сказки. Иллюстрации И.Я. Билибина. М.: Игра слов, 2009. 160 с.
-
Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов 1908–1929: Альбом. М.: Искусство, 1988. 252 с.
-
Сарабьянов Д.В. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века. М.: Искусство, 1955. 230 с.
-
Тарасенко О.А. Пути освоения наследия древнерусского искусства в русской живописи конца XIX начала XX вв. -Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М., 1979. — 153 с.
-
Ярославцева Н.А. Творчество В.М. Васнецова в 70-90 гг. ХIХ века: формирование и развитие стиля. Дисс.канд. культурологии. М., 1987.217с.