Наталья КИРИЧЕНКО
ОСТАНЬСЯ В ПАМЯТИ, ВОЙНА…
Антология: Великая Отечественная война в русской поэзии*
2021 год. Под капельный перезвон всё острее ощущается приближение мая – уже в семьдесят шестой раз со Дня Великой Победы над фашизмом советского народа. Сколько всего сказано и написано за эти годы о войне. И какое счастье, что с каждым годом всё обширнее объём доступных архивных документов.
Передо мной на столе девятый по счёту семисотпятидесятистраничный том многотомной антологии поэзии о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов «Война и Мир». Её уже почти десять лет издаёт санкт-петербургский Литературный Фонд «Дорога жизни».
На титульном листе обращение к читателям двух поэтов – автора идеи антологии, президента Фонда Дмитрия МИЗГУЛИНА и главного редактора-составителя Бориса ЛУКИНА, – которое раскрывает смысл проекта: «Поэты, чьи произведения представлены в антологии, сказали своё слово не только о самой Великой Отечественной войне (1941-1945), но и о памяти этих событий в последующих поколениях. Они – люди разных возрастов и национальностей… Три поколения русской поэзии… Мы условно назвали авторов: отцы, дети и внуки. Впервые их творчество собрано и представлено столь широко и полно, объединенное одной темой – Великой Отечественной войны и памятью о ней. Хотя правильнее будет сказать – темой войны и мира. Неразрывное единство этих противоположностей пытались осмыслить поэты, а мы – собрать…».
Перелистываю пахнущие типографской краской страницы, начав от оглавления. Есть у меня странная привычка детства – бегло осматривать новые книги именно так. Когда я несколько лет назад взяла в руки первую увесистую книгу «отцов» в красном переплёте с изображением монумента Воину Освободителю в Трептов-парке, то порадовалась этой своей особенности.
Сотни биографий, сотни лиц поэтов: фронтовиков и тыловиков, выживших и погибших, смотрят со страниц на читателя – мирного жителя вот уже более семидесяти пяти лет. Всматривалась в них, затем вчитывалась в их судьбы, и ощущала, как холодок пробегает по коже. На одном из снимков кажущийся сорокалетним мужчина с проседью, в реальности – погибший в первые годы войны молодой поэт двадцати с хвостиком лет. Эта трагичность в судьбах и ранняя взрослость на многих фотографиях поэтов-отцов. И неслучайно, своя лейтенантская группа, столь знаменитая среди прозаиков, была и среди поэтов-фронтовиков, поэтических выразителей пережитого на фронтах и в тылу.
За первыми пятью книгами «отцов» (родившихся до 1927 года) следуют четыре тома со стихами «детей», авторов с 1927 по 1945 год рождения; ранняя взрослость с лиц не уходит, но они уже не только полны трагедией страны и семьи, но и светятся надеждой и верой в будущее.
Невероятное только на первый взгляд количество поэтов со всех краёв огромной страны в каждом томе… Тысячи строчек, чаще всего незнакомых широкому читателю, не оставляющих равнодушными, повествующих о нашем великом и трагическом прошлом… И это кардинально отличает данное издание от всех предыдущих, переиздающих одни и те же тексты от праздника к празднику.
…Литературоведение не должно быть скучным. Немного лирики не помешает. Я никогда не сомневалась в героическом жизненном пути своих дедов. Хотя в детстве выудить из них даже каплю информации о фронтовой поре и послевоенном времени было почти невозможно. Они молча отводили глаза в сторону или опускали их долу, искра жизни в них пригасала. И каждый раз при очередной попытке розовощекого внука или внучки прицепиться с просьбой: «Дед, ну расскажи, а ты немцев убивал? А тебе страшно было?» – они тихим голосом отвечали: «Война и есть война, что о ней рассказывать…».
Лишь в дни цветущего мая наши деды одевали парадный пиджак с орденами, пробовали вытянуться в струнку, как в молодые годы по команде «Смирно!», готовясь предстать перед ровесниками и потомками… И тут же сгибали свои старые спины, вспоминая о ранах; а позже смахивали дрожащей рукой накатившуюся слезу, услышав из уст внука знакомую правду военной поры в строчках стихов или песни. Таким мне запомнился и мой дед-победитель.
Может быть, я и не заметила бы это издание за суетой. Но в последние годы тема военного прошлого особенно остро стала меня волновать. Сын решил выбрать путь профессионального военного. Думы, мысли, переживания о незнании таких важных моментов из жизни поколения дедов тревожили всё сильнее.
На помощь пришла антология «Война и Мир». Вычитанные в ней стихи постепенно раскрывали картину неведомой жизни.
И вот я словно вижу деда в белорусском партизанском отряде, читая стихотворение Пимена Панченко «Глаз снайпера»:
В его зрачок, как будто в дом просторный,
Входили сосны, тучи, плёс озерный.
Косая тень вороньего крыла
С размаху глаз делила пополам.
Хотел бы снайпер в зёрнышке зеницы
Собрать, как прежде, всех своих друзей,
Простор широких улиц, площадей,
Сады, луга, озера и криницы –
Но только снег вокруг волной сыпучей
Да чёрный враг в зрачок вползает с кручи.
В одно мгновенье, как змею, врага
Клещами сжали жесткие ресницы.
Короткий треск – и синие снега
Засыпали двухсотого «арийца»…
И вновь открыто снайперское око
Для птиц, друзей, деревьев, звёзд высоких.
Его, рядового-стрелка (по записи в военном билете, а по воспоминаниям мамы – партизана-снайпера, часами, а то и сутками поджидавшего одного меткого выстрела), я в живых уже не застала. А прочитав строки Льва Гаврилова, сразу же «вспомнила» и «узнала» его, никогда не виденного и такого дорогого через память родителей:
Солдат повесил на пиджак
Последнюю медаль
И сделал шаг, последний шаг
В расстрелянную даль.
Туда, где ждут его давно,
Кто пал на той войне,
Где не было ему дано
Сгореть в её огне.
Когда склонилась голова,
Услышала Земля
Его последние слова:
«Здорово. Вот и я».
В каждом томе стихи о сожженных белорусских деревнях (и не только, конечно), угнанных в Германию жителях, партизанах и их помощниках, тяжёлых боях за освобождение родной земли и о счастье от вновь обретённой свободы.
Стихи о горе и счастье! О, как много их выстрадано поэтами и с болью и любовью пропето, сокровенно вышептано, выкрикнуто для нас.
Всё это – летопись моей белорусской многострадальной Родины! Летопись страны моего детства – Советского Союза.
В книгах плечом к плечу эпические, героические, лирические строки о боях на Украине, на Псковщине, под Москвой и Ленинградом, Сталинградом, Курском и Орлом, Смоленском и Вязьмой, Одессой и в Крыму… А ведь впереди у героев-защитников была Европа и Япония. Всё-всё в стихах антологии «Война и Мир».
В новых четырёх томах перед нами память детей, которые и захотели бы да никогда не забудут свою «Песню о детстве», так назовёт своё стихотворение Борис Вахнюк, и вторит ему Дмитрий Блынский:
Мне было в том году неполных десять,
Когда пришёл фашист в начале дня,
Чтобы меня в моём саду повесить
Или в моей же хате сжечь меня.
Некоторые из чудом выживших станут поэтами. Как Юрий Беличенко, чьи стихи стоят эпиграфом к 6 тому:
Я родился на берегу войны,
где берега другие не видны…
Я переплыл те пять великих лет.
Жестоких лет, неповторимых лет…
Кем мог я стать в эпоху тишины?
Не знаю сам – спросите у войны.
Как Олег Алексеев, рассказавший в «Видение войны»:
Привыкнув к голоду и боли,
Живу тростинкой, тонок, слаб,
Мальчонка в волчьем лихоборье,
В полях расстрелов и облав…
Или Адольф Беляев, засвидетельствовавший на века:
Дорога уходила на восток,
И гулкая, и горькая дорога.
По ней катился беженцев поток
От самого российского порога…
…А «мессеры», как рыжие шмели,
Железным жалом жалили дорогу.
А люди шли и падали в пыли,
Окрасив в кровь ромашку-недотрогу…
Я помню всё, я это видел сам,
Как с ликами, калёными, как камень,
Библейские старухи небесам
Библейскими грозили кулаками.
Или выразившего за сотни тысяч сверстников благодарность судьбе Виктора Батраченко, родившегося в 1943 году:
Я живу потому, что мильоны солдат
в безымянных и братских могилах лежат.
Их, расстрелянных, павших в бою, не вернёшь,
но они задают мне вопрос: «Как живёшь?
И все поэты-«дети» из поколения моих родителей, а многие матери у родственников-одногодков умирали от голода или были расстреляны фашистами. Об этом у Николая Карпова:
Жить и выжить в неволе,
Вдалеке от родных.
Видеть русское поле
Под ногами чужих.
Но однажды когда-то
Сквозь метели струи
В громогласных раскатах
Вдруг услышать: «Свои!».
Перечислять авторов со схожими судьбами, объединяя их в группы, сейчас не имеет смысла (оставим эту работу учёным филологам); главное: поколение «выжило» «и душа осталась в теле», и очень многие стали настоящими людьми «у страны военной на виду» (Юрий Каплунов).
Так что, исходя из личного опыта, совершенно точно могу посоветовать неравнодушному современнику, которому, как и мне в своё время, не хватило исторических рассказов из первых уст, взять в руки бесценные тома, впитывая во всех цветах и красках войну: сером – от взрывов и дыма неба, чёрном – от «вспаханной» снарядами земли, алом – от крови погибших…
Но это ещё не всё… В этом фактически энциклопедическом издании можно прочесть не только про бои и фронтовые будни. Проникновенно повествуется и о жизни тыла, по-своему не менее тяжёлой и драматичной. Отдельный огромный художественный пласт – тяготы в военные и послевоенные годы женщин матерей, жён, сестёр, вдов. Много в антологии про их судьбу… Женщина ведёт свой бой. Женщина самоотверженно сохраняет детей от смерти для будущей жизни.
Очень точно подобраны иллюстрации для этих четырёх томов. На них – дети, девушки, женщины, «кующие» своим трудом победу. Они за плугом. Они сутками за станками. Они выстаивают бесконечные очереди за хлебом. Они плачут и смеются… Они находит в себе силы плясать после очередной победы наших войск, хотя не чувствуют под ногами земли от смертельной усталости и совсем недавно полученной похоронки. А в оккупации они остаются матерями и жёнами, отдавая последний кусок хлеба партизанам или автомат, украденный у пьяного немецкого солдата. Об этом можно прочитать у Евгения Шанина и ещё у многих-многих…
Женщина ждёт, надеется и верит в Победу. Женщина молится… Это и о моих бабушках пишет Борис Лапузин:
Я помню тот военный год:
Топтался голод у ворот.
Еда – макуха да вода.
Беда, на всю страну беда.
«Не умереть бы до весны», –
Мать шепчет, как молитву.
И сны, безжалостные сны
Из булок ситных.
Ни крошки хлебной после сна…
Но фронт – война,
И тыл – война.
А после Войны настал Мир. О Мире после войны будет в следующих томах «детей» (родившихся с 1945 по 1955) и «внуков». Всего в планируемых к изданию пятнадцати томах окажутся стихи около пяти тысяч авторов! Пять тысяч человеческих судеб, талантов, осмысливших историю нашей Родины.
Главный редактор-составитель Борис Иванович Лукин продолжает собирать стихи и биографии для живущих и будущих поколений читателей. А ещё и переводить стихи с разных языков – якутского, белорусского, татарского, украинского… Ведь у многих авторов произведения оказались не переведенными на русский.
2021 год. За 8 лет издано девять томов! Каждый от пятисот до семисот с лишним страниц ценнейших, изъятых у забвения, житейски-правдивых стихотворений! Две тысячи фотографий и биографий… И вспоминаются строки Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
К моему удивлению этот фундаментальный труд, такой необходимый сейчас неокрепшим и целенаправленно разрушаемым душам наших детей, остаётся почти незамеченным прессой. И если интервью с главным редактором ещё появлялись в печати, то рецензий – нет.
С каким удовольствием прочитала бы я стихи из антологии моему деду, раненому на Одере, но дошедшему с пехотой до Берлина. Только нет его уже с нами. Поэтому по возможности читаю вслух своим детям. Может, дед на небесах слышит нас…
Почти в каждом уголке страны найдутся земляки авторов из антологии «Война и Мир», значит – наследники и хранители памяти о них. А если будут помнить поэтов, никогда не забудут их стихи. Навечно прав Роберт Рождественский: «Это надо – живым!».
————————
* ВОЙНА И МИР. Антология: Великая Отечественная война (1941-1945) в русской поэзии XX-XXI вв./ Идея: Дмитрий МИЗГУЛИН. Главный редактор, редактор-составитель: Борис ЛУКИН. В 15 книгах. Книга VI-IX (Дети; А – Я, авторы с 1927 по 1945 г.р.). – Первый ИПХ, 2020. (Некоммерческое издание)
Рассказы о Великой Отечественной Войне.
Лев Кассиль «Твои защитники»
«Воздух!»
Бывало так. Ночь. Спят люди. Тихо кругом. Но враг не спит. Высоко в черном небе летят фашистские самолеты. Они хотят бросить бомбы на наши дома. Но вокруг города, в лесу и в поле, притаились наши защитники. День и ночь они на страже. Птица пролетит — и ту услышат. Звезда упадет — и ее заметят.
Припали защитники города к слуховым трубам. Слышат — урчат в вышине моторы. Не наши моторы. Фашистские. И сразу звонок начальнику противовоздушной защиты города:
— Враг летит! Будьте готовы!
Сейчас же на всех улицах города и во всех домах громко заговорило радио: «Граждане, воздушная тревога!»
В ту же минуту раздается команда:
— Воздух!
И заводят моторы своих самолетов летчики- истребители.
— Воздух!
И зажигаются дальнозоркие прожектора. Враг хотел незаметно пробраться. Не вышло. Его уже ждут. Защитники города на местах.
— Дай луч!
И по всему небу загуляли лучи прожекторов.
— По фашистским самолетам — огонь!
И сотни желтых звездочек запрыгали в небе. Это ударила зенитная артиллерия. Высоко вверх бьют зенитные пушки.
«Вон где враг, бейте его!» — говорят прожектористы.
И прямые светлые лучи гонятся за фашистскими самолетами. Вот сошлись лучи — запутался в них самолет, как муха в паутине. Теперь его всем видно. Прицелились зенитчики.
— Огонь! Огонь! Еще раз огонь!
И снаряд зенитки попал врагу в самый мотор.
Повалил черный дым из самолета. И рухнул на землю фашистский самолет. Не удалось ему пробраться к городу.
Долго еще потом ходят по небу лучи прожекторов. И слушают небо своими трубами защитники города. И стоят у пушек зенитчики. Но тихо все кругом. Никого не осталось в небе.
«Угроза воздушного нападения миновала. Отбой!»
Таран
Прилетел в наше небо большой самолет. Черно-желтые кресты на крыльях. Сзади — фашистская метка, как репей-колючка на собачьем хвосте. Вражеский самолет. Бомбардировщик.
Но есть у нас всех и у тебя храбрые защитники — славные летчики наши.
Словно буря пронеслась по полю. Только мелькнули красные звезды на крыльях — и вот уже в небе они! И ревет мотор, и воздух воет, ветер отстал, облака — в клочья! Это махнул навстречу врагу маленький и быстрый самолет-истребитель. Сердитый, острый, как пуля, «ястребок».
Догнал фашистов наш быстрый «ястребок» и стал клевать врага, бить из пулеметов: в крыльях у него пулеметы.
Отбивались фашисты. Палили из пушки, стреляли изо всех своих пулеметов.
Ранила одна пуля нашего летчика в руку. Больно было летчику, но ни за что не хотел он упускать врага. Как рассерженная пчела, жужжал «ястребок» и вился над фашистским самолетом. Залетал сбоку и заходил спереди. Нагонял сзади и бросался на врага сверху. Вертелся фашист, плевался огнем из пушки, огрызался пулеметами.
Долго шел бой в небе.
Вдруг замолчали пулеметы «ястребка».
Что такое?..
Кончились патроны. Нечем больше стрелять.
Обрадовались фашисты: «Что он может с нами сделать без патронов!»
«Нет, не уйдешь от меня! — сказал наш летчик, разогнал что есть духу свой маленький «ястребок» и смело полетел прямо к самому хвосту вражеского самолета. — Не уйдешь! »
Отчаянно стреляли в него фашисты. Целые стаи пуль неслись навстречу.
Но «ястребок» с налету ударил своим винтом по рулю бомбардировщика и перерубил фашисту хвост — словно острым мечом отсек.
Разом рухнул вниз фашистский самолет. Ткнулся с размаху носом в землю и взорвался на своих бомбах.
А у «ястребка» только пропеллер погнулся от удара. Раненый летчик дотянул машину до своих и доложил командиру, что задание выполнено: враг уничтожен.
— Вы ранены, сядьте, — сказал командир. — Благодарю за службу. Отличный таран!
А таран — это и есть тот смелый удар, которым наш «ястребок» разрубил фашиста.
Прямой наводкой
Приказ: не пропускать фашистов на дорогу! Чтобы ни один не прошел! Важная это дорога. Гонят по ней на машинах снаряды для боя… Походные кухни обед бойцам подвозят. И тех, кто в бою ранен, отправляют по этой дороге в госпиталь.
Нельзя на эту дорогу врага пускать!
Стали наступать фашисты. Много их собралось. А у наших здесь только одна пушка, и всего-то наших четверо. Четыре артиллериста. Один снаряды подносит, другой орудие заряжает, третий целится. А командир всем управляет: куда стрелять, говорит, и как пушку наводить.
Решили артиллеристы: «Умрем, а не пропустим врага».
— Сдавайся, русские! — кричат фашисты. — Нас много, а вас только четверо. В два счета всех перебьем!
Отвечают артиллеристы:
— Ничего. Много вас, да толку мало. А у нас в каждом снаряде по четыре ваших смерти сидит. На всех вас хватит!
Рассердились фашисты и бросились на наших. А наши артиллеристы выкатили на удобное место свою легкую пушку и ждут, чтобы фашисты ближе подошли.
Есть у нас пушки тяжелые, огромные. В длинное дуло телеграфный столб влезет. На тридцать километров бьет такая пушка. Ее только трактор с места свезет. А здесь у наших — легкое полевое орудие. Его вчетвером повернуть можно.
Выкатили свою легкую пушку артиллеристы, а фашисты прямо на них бегут. Ругаются, сдаваться велят.
— А ну, товарищи, — скомандовал командир, — по наступающим фашистам прямой наводкой — огонь!
Навели артиллеристы дуло пушки прямо на врагов.
Вылетел из дула огонь, и меткий снаряд уложил сразу четырех фашистов. Недаром говорил командир: в каждом снаряде по четыре смерти сидит.
Но фашисты всё лезут и лезут. Отбиваются четыре артиллериста. Один снаряды подносит, другой заряжает, третий целится. Командир боем управляет: говорит, куда бить.
Упал один артиллерист: убила его фашистская пуля. Упал другой — раненный. Остались у пушки двое. Боец снаряды подносит, заряжает. Командир сам целится, сам по врагу огонь ведет.
Остановились фашисты, стали назад отползать.
А тут к нашим подмога пришла. Еще пушек привезли. Так отогнали артиллеристы врага от важной дороги.
Саперы
Речка. Через речку мост.
Решили по этому мосту фашисты свои танки и грузовики перевезти. Узнали про то наши разведчики, и командир послал к мосту двух отважных бойцов-саперов.
Саперы — умелый народ. Дорогу проложить — зови саперов. Мост построить — посылай саперов. Взорвать мост — опять саперы нужны.
Залезли саперы под мост, заложили мину. Полна мина взрывчатки. Только брось туда искру — и страшная сила родится в мине. От этой силы земля дрожит, дома рушатся.
Положили саперы мину под мост, вставили проволоку, а сами незаметно уползли и спрятались за бугром. Размотали проволоку. Один конец под мостом, в мине, другой — в руках у саперов, в электрической машинке.
Лежат саперы и ждут. Холодно им, но они терпят. Нельзя пропустить фашистов.
Час лежат, другой… Только к вечеру показались фашисты. Много танков, грузовиков, пехота идет, тягачи пушки везут…
Подошли враги к мосту. Вот передний танк уже загремел по доскам моста. За ним — второй, третий…
— Давай! — говорит один сапер другому.
— Рано, — отвечает другой. — Пускай все на мост войдут — тогда уж сразу.
Передний танк уже до середины моста дошел.
— Давай скорей, пропустишь! — торопит нетерпеливый сапер.
— Погоди, — отвечает старший.
Передний танк уже к самому берегу подошел, весь фашистский отряд на мосту.
— Теперь время, — сказал старший сапер и нажал рукоятку машинки.
Побежал по проволоке ток, соскочила искра в мину, и так грохнуло, что за десять километров слышно было. Гремучее пламя вырвалось из-под моста. Высоко вверх взлетели танки, грузовики. С треском взорвались сотни снарядов, что везли на грузовиках фашисты. И все — от земли до неба — закрыл густой черный дым.
А когда ветер сдул этот дым, не было там ни моста, ни танков, ни грузовиков. Ничего от них не осталось.
— В самый раз, — сказали саперы.
Сестра
Пошел в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперед ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно: пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал.
Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то легко это. Смерзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест, — медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану — осторожно, чтобы не больно.
«Кругом бой, а она приползла», — подумал Иван и спросил:
— Умру?
— Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.
— Спасибо, сестрица! — говорит Иван Котлов. — Дозвольте узнать, как вас зовут.
— Надя зовут, — отвечает, — Надя Балашова.
Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползет и раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова!
Как наши подводники победили врага под облаками
В далекое плавание ходила наша подводная лодка. Два вражеских корабля потопила она и скрылась в волнах моря.
Долго гонялись за лодкой фашистские самолеты. Миноносцы врага рыскали по морю, подстерегая ее. А лодка опустилась на морское дно и лежит там, притаившись. Фашистские миноносцы не дождались лодки, ушли к своим берегам. Тихо в морской глубине. Только рыба иногда стукнется о железный борт подлодки.
Прошло много времени. В подлодке стало трудно дышать. Нужно проветрить лодку, впустить в нее чистый, свежий воздух. А для этого надо подняться на поверхность моря. Командир приказал всплывать. Лодка стала осторожно подниматься с морского дна.
А там, наверху, кружили под облаками два фашистских самолета и высматривали, не покажется ли из моря советская лодка. Как только лодка вынырнула, ее сразу заметили вражеские летчики. И стали фашисты бросать в лодку бомбы и стрелять из пулеметов. Закипела вода вокруг нашей подлодки. Не успеть ей уйти глубоко под воду. Достанут ее глубинные бомбы.
Но не растерялись наши краснофлотцы- подводники. Сразу бросились к зенитной пушке. Стоит пушка на мокрой площадке, как на тарелочке. Верти, целься, стреляй во все стороны.
— Огонь! — скомандовал командир с капитанского мостика.
Тах, тах, тах, тах!.. Снаряд за снарядом — в небо.
Не увернулся фашист. Достала его зенитка подводников. Загорелся вражеский самолет — и кувырком в море. Только брызги вверх да вода зашипела.
И нет самолета.
А другой фашист испугался, повернул самолет и пустился удирать.
Подводники надышались свежего воздуха, проветрили лодку, потом завинтили все люки и двери, закупорились плотно, чтобы ни капельки воды не просочилось внутрь. И ушла лодка в морскую глубину. И снова не видно ее.
Вперед, танкисты!
Не хотели фашисты с нашей земли уходить. Вырыли окопы, спрятались в них. Из толстых бревен крыши сделали, тяжелыми камнями дорогу перегородили и все кругом опутали колючей проволокой. Навезли пушек, наставили пулеметов. Как подступишься! Ни слева обойти, ни справа объехать.
Ударили по этому месту наши тяжелые пушки. Затряслась земля, задрожали враги. И пошли тогда в бой наши танки. Вот он — железный «всех давишь», наш могучий советский танк. Проволоку — толстую, колючую, — как нитки, рвет. Деревья и бревна, словно спички, ломает. Пушку — в лепешку. Ружья — в щепки. Камни — в порошок.
За тяжелой, прочной броней сидят наши танкисты и бьют по врагам из пушек и пулеметов. А вражеские пули — как горох о стену. Похваливают танкисты свои машины:
— Эх, спасибо рабочим нашим! Крепкую сталь нам сработали: и пуля не берет.
По грязи, по снегу, по воде проберутся наши танки. На колесах у них железные гусеницы надеты. Танк сам себе дорогу подстилает. Яма впереди — яму переползет. Лес на пути — сквозь лес проломится. Гора крутая — на гору взберется. Широкую реку переплывет. А если надо, под воду уйдет и по дну переползет. И ударит по врагам на другом берегу.
Смелые люди, умелые бойцы славные наши танкисты!
Пешком с неба
Снег идет. Падают с неба белые пушинки. Только что-то уж очень большие они. Все больше и больше делаются хлопья. Каждый как облачко стал. И под каждым облачком человек качается. Вот уже землю ногами достает. Стал на землю. Шагнул…
Что за люди? Кто с неба пешком? Парашютисты.
Высоко над тем местом, где засели фашисты, пронеслись большие наши самолеты. В самолетах — бойцы с лыжами. Все в белых халатах. Сзади и спереди белые сумки-ранцы. Высмотрели наши летчики подходящее место далеко позади фашистов. Открыли дверцы самолетов — за дверцами пусто. Только ветер гуляет да облака мимо пролетают. Землю внизу еле видно. Прыгай!
Бросились смельчаки вниз головой один за другим. И сразу за спиной у каждого белый шелк вырвался. Ветер выхватил парашюты из ранцев, расправил, развернул, словно зонтики, — и медленно плывут, качаются в небе парашютисты. Снежинки летят кругом, и парашюты вместе со снежинками опускаются на землю.
Сразу за дело! Быстро! На лыжи! В бой! Ставь пулемет!
Заметались фашисты. Не сразу поняли, откуда за спиной у них советские бойцы взялись. С неба, что ли, свалились?
С неба!
Богатыри
Есть такая сказка. Как выходили на берег из моря тридцать три богатыря… А сейчас не сказку услышишь. Расскажу, что вправду было.
Захватили фашисты один город наш на морском берегу. Прорвались они в этот город с суши. А с моря к нему не подступишься: острые камни у берега — разобьет волна корабль.
«Нет таких смельчаков на свете, чтобы с моря к нам сюда явились! — решили фашисты. — Ни в одной сказке еще таких богатырей не придумали!»
В сказке не придумали, а в Советской армии есть такие богатыри. И не тридцать три их, а в тридцать тысяч раз больше! Морская пехота.
Ранним утром появился на море советский корабль. Близко к берегу подходить не стал. Но спустили с корабля шлюпки-лодки. Сели на шлюпки наши бойцы и тихо поплыли к берегу.
Прошли лодки между камнями, стали пробираться между минами. А дальше уже и лодке ходу нет. Прыгнули бойцы в холодные волны. Вода по грудь. Руки над головой, чтобы не попала соленая вода на оружие. Граната в одной руке, винтовка — в другой. Зашатала наших бойцов морская волна. Загремели фашистские пушки. Но устояли наши богатыри. Сквозь огонь прошли — не дрогнули. Через волны пробились — и ружей не замочили. Вылезли на берег, кинулись к городу. А на подмогу им наши самолеты прилетели. Не пришлось в то утро фашистам выспаться. Выгнали их из города. И подняли богатыри над городом красный флаг.
Собирались генералы на совет
Собирались в одном селе генералы на совет. А фашисты перед этим все село пожгли. Осталась цела только одна изба: не успели ее враги спалить.
Пришла в село наша армия. Выбили вон фашистов. Устроили в избе походный штаб. Положили штабные командиры на стол свои карты. Поставили телефон. Провода во все стороны протянули. И радиостанцию наладили. Чтоб можно было отсюда приказы давать, войсками командовать.
Приспело время наступать на врага.
К этому дню давно уже готовились.
К вечеру приехали в село генералы. Устроили военный совет. Как лучше наступать на противника, с какой стороны ударить, где пушки поставить, где конницу пустить, а куда танки. Всё рассчитали по минутам и часы сверили. В Москву главному командованию о том, что задумано, доложили.
Пошли по телефонным проводам приказы. И по радио — тайные сигналы. Тире-тире. Точка… То-то-то… Ти-ти-ти…
Помчались в полки верховые с секретными пакетами.
Артиллеристам тайный приказ: чтобы ночью из всех своих пушек ударили.
Летчикам секретный приказ: чтобы в нужный час бомбы на фашистов бросили.
Пехоте приказ: чтоб грянула к утру на врага.
Танкистам: чтобы моторы проверили, горючим заправились, снарядами орудия зарядили.
Кавалеристам приказ: чтоб с вечера коней хорошо покормили для похода.
Докторам и санитарам приказ: чтобы лекарства и бинты для раненых готовили.
Поварам и походным кухням приказ: чтоб щи бойцам пожирнее сварили.
До самой ночи засиделись генералы на военном совете.
Потом встал старший генерал, взглянул на часы:
— Пора. Приказываю начать наступление! В добрый час!
И ударили в тот час наши пушки. Полетели с бомбами ночные самолеты.
А чуть свет загудела земля под танками, поднялась из окопов пехота. Пошли полки в атаку.
Двинулся весь фронт в наступление.
«Катюша»
Словно тысяча коней за лесом заржала. Будто десять тысяч труб сразу затрубили. То заговорила наша «катюша».
Прозвали ее так наши бойцы. Знали «катюшу» по имени во всем мире. Но не многие видели ее своими глазами на войне. Она ото всех пряталась.
Кто из врагов хоть раз глянул на «катюшу», тот ослеп. Кто из фашистов голос ее близко слышал, навсегда оглох. А кто из них с «катюшей» в бою встретился, от того и костей не собрали.
Как услышат, бывало, фашисты, что «катюша» близко, попрячутся куда попало: «Ой, ой, “катюша”! Капут!»
Значит, конец их пришел — спасайся!
Охнет, заговорит «катюша» своим неслыханным голосом. Словно тысяча коней заржет. Будто десять тысяч труб сразу затрубят. И гудят в небе тугие огненные струны. Целой стаей летят каленые снаряды. За каждым — хвост из огня. Рухнули на землю, рвутся, шипят, молнией брызжут, дымом кроют.
Вот она какая, «катюша»!
Придумали «катюшу» советские инженеры, чтобы неповадно было врагу на нашу землю лезть. И только наши верные гвардейцы, храбрые из храбрых, знали, как действует «катюша» — гвардейский миномет.
Теперь-то уж все знают: это ракетами «катюша» стреляла. Сейчас у нас уже не отдельные машины «катюши», а целые ракетные войска. Самые грозные для врагов.
Главное войско
Не гром ударил — «ура» загремело.
Не молния блеснула — штыки засверкали.
Пошла в бой наша пехота.
Главное войско, без него победы нет.
Самолет бросит бомбы — улетит.
Танк дорогу проложит и уйдет.
А пехота всем завладеет, каждый дом отобьет, из-под куста врага выгонит, под землей его достанет.
Велика сила у советского солдата. А храбрости и умения еще больше. Один на один против танка выходит с гранатой.
На все руки мастер. Где штыком врага не достанет, там пулей не промахнется.
Оружие бережет, лопату уважает.
В бою смерти не боится.
В походе отдыха не просит.
Солнце жарит, пыль — идет пехота.
Мороз трещит, снег — идет пехота.
Дождь льет, грязь — идет пехота.
День светлый — идет пехота.
Ночь темная — идет пехота.
Пришла пехота, залегла, окопалась. Ждет приказа, чтобы в наступление идти. Пулеметы — на место, патроны — в ружье, гранату — в кулак.
Самолеты наши разведали, где враги.
Пушки наши продолбили путь, танки дорогу расчистили.
Вперед, пехота! Поднялись…
— Ура!
Не гром гремит, не молнии блещут — идет пехота в наступление.
Вот так про пехоту нашу во время войны говорили. А с тех пор она стала еще сильнее во много раз. И оружие у нее теперь новое. И в поход она уже не пешком идет, а на быстрых машинах мчится. Солдаты в них надежной броней укрыты — пуля не пробьет.
И зовутся теперь эти солдаты не пехотинцами, а мотострелками, войска же — мотострелковыми.
Наши пулеметчики
Сожгли, разгромили фашисты станцию. Только собрались дальше бежать, сели в вагоны, сейчас тронутся…
— Стоп! Станция Березайка! Ну-ка, враг, вылезай-ка!
Заработали наши пулеметы: та-та-та-та-та!.. то-то-то-то-то!..
Не заметили фашисты, как подкрались к станции наши бойцы. Как окружили поезд. Справа — станковый пулемет, тяжелый, на колесах. Патроны на длинной ленте. Глотает эту ленту пулемет и выплевывает из дула пулю за пулей. Сто, двести, триста пуль…
А слева — бойцы с легкими, ручными пулеметами. У этого патроны в круглой коробке, как семечки в подсолнухе. Вставил коробку пулеметчик, нажал курок — защелкал пулемет свинцовыми семечками.
Бросились фашисты бежать со станции, а вдогонку им сзади, слева, справа: та-та-та-та- та-та!.. то-то-то-то-то-то!..
Наша станция! Не вернутся сюда больше фашисты.
— Дежурный, открывай семафор! Путь свободен!
Важное сообщение
Знаешь ли ты, дружок, почему в праздничный вечер с тихого, ясного неба вдруг бухает двадцать раз подряд гром? Над крышами разноцветные звезды то взойдут в один миг, то растают… И каждый раз на улице то как днем видно, то словно все зажмурилось…
Это — салют. Добрая огненная памятка о силе и славе наших защитников. Часто во время войны слышали мы, бывало, вечером слова: «Сейчас будет передано по радио важное сообщение». И по всей стране — везде, на всех улицах, в каждом доме — раздавалось: «Говорит Москва! Приказ Верховного Главнокомандующего.. .»
Победа! Новая победа! Наши войска освободили от фашистов большой город. Враг бежит. Сотни танков и пушек достались нам. Тысячи фашистов попали в плен. Сейчас будет салют.
И в Москве со всех сторон люди спешили к Кремлю. Стемнело давно. Но красные, желтые, зеленые огни светофоров указывали дорогу.
Пробили часы на кремлевской башне: бим- бом-бум-бом, бэ-бам!.. Все небо шарахнулось от пламени. Дрогнула земля. Дррам-рамм-ба-ба- барах!!! Ударили разом триста пушек. И вдруг будто все огни московских светофоров взлетели в небо. Рассыпались шипучие, веселые ракеты. Красные, желтые, зеленые…
Светло стало как днем. Все кругом видно: Кремль, Москву-реку… На плечах у взрослых Дети прыгают, радуются. А те, кто поменьше, уже легли спать.
И снится ребятам, что огромный добрый великан, по имени Салют, громко шагает по крышам, сыплет с неба цветные огни и стучит во все окна: «Драм-ба-ба-бах! Выходите, люди добрые, на улицы! Важное сообщение! Победа и слава!»
И много-много раз мы слышали по вечерам эти важные сообщения.
А когда просыпались дети наутро, то узнавали хорошую весть.
— С добрым утром, дружок! С добрым утром! Победа и слава!
Вот в память этих побед и сейчас в Москве и в других наших больших городах несколько раз в году грохочет салют. Празднуют свой день артиллеристы — салют им! Пришел день танкистов — им салют! И летчикам в их день — салют. И морякам. А в День Советской армии — самый главный салют всем солдатам, офицерам и генералам, всем храбрым защитникам страны нашей и крепкого мира на всем свете.
Сергей Михалков «Нет войны»
Спать легли однажды дети —
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете —
В окнах свет, и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы!
И смешались на платформах
С шумной радостной толпой
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.
Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель —
Красной Армии солдат!
Кадр из фильма «У твоего порога». Режиссер В. Ордынский. 1962 год
Показы пройдут в кинотеатрах «Сатурн», «Тула», «Спутник» и «Полет», а главной площадкой станет кинотеатр «Художественный». Зимой 1942-го на его сцене зачитывали вести с фронта.
Сеть кинотеатров «Москино» подготовила серию кинопоказов, приуроченную к 80-летию битвы за Москву. 5 декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление, что привело к первому серьезному поражению немецких войск в Великой Отечественной войне. Советским бойцам удалось отбросить врага на сотни километров от столицы.
В честь этого памятного события 5 и 6 декабря на большом экране покажут фильмы, посвященные обороне города. Центральной площадкой станет кинотеатр «Художественный». Также показы пройдут в «Сатурне», «Туле», «Спутнике» и «Полете». Все сеансы бесплатны, чтобы посетить их, нужно предварительно зарегистрироваться. В помещениях посетители должны соблюдать социальную дистанцию и носить маски. Рассадка гостей предусмотрена в шахматном порядке, допустимая заполняемость залов не превысит 50 процентов от общего числа мест.
«“Художественный” — старейший кинотеатр в Москве. Он продолжал работать даже в годы войны. С его сцены звучали последние сводки о ходе сражений за столицу. Зимой 1942 года, когда Красная армия перешла в контрнаступление, новости с фронта зачитывали прямо перед началом киносеансов. Потому очень символично именно в стенах этого кинотеатра посетить показы, приуроченные к 80-летию битвы за Москву, которые пройдут 5 декабря», — рассказал руководитель столичного Департамента культуры Александр Кибовский.
Зарегистрироваться на мероприятия можно на сайте сети кинотеатров. Программа начнется с демонстрации рабочих материалов военной драмы «Первый “Оскар”» режиссера Сергея Мокрицкого, премьера которой запланирована на 2022 год. В основе сюжета — подлинная история съемок знаменитого фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) Леонида Варламова и Ильи Копалина. Речь идет о подготовке Москвы к боевым действиям, о том, как жители добровольно уходили на фронт и как Советская армия освобождала подмосковные города и села. Труд Варламова и Копалина стал первой советской картиной, получившей премию «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм».
Фильм «Первый “Оскар”» посвящен подвигу фронтовых кинооператоров. В центре событий — студенты-операторы Лев Альперин и Иван Майский. Они отказываются эвакуироваться вместе с остальными жителями и отправляются на передовую, чтобы запечатлеть на камеру грандиозное сражение, ставшее впоследствии одним из ключевых в Великой Отечественной войне. Показ зарисовок со съемочной площадки и отрывков фильма пройдет в 14:00. После покажут саму оскароносную ленту «Разгром немецких войск под Москвой».
5 и 6 декабря тематические кинопоказы пройдут в кинотеатрах «Сатурн», «Тула», «Спутник» и «Полет». Для участия нужно предварительно зарегистрироваться.
5 декабря на большом экране можно будет посмотреть фильм Маргариты Захаровой и Алисы Насртдиновой «Москва 1941–1945. Хроники будней» (2020). Это своеобразный сборник архивных видеоматериалов о жизни москвичей в годы войны. Картину покажут в 14:00 в кинотеатре «Сатурн» и в 15:00 в «Полете».
Увидеть киноповесть Василия Ордынского «У твоего порога» (1962) можно будет в кинотеатре «Сатурн» 6 декабря в 10:30. Фильм рассказывает об обороне столицы. Несколько зенитных батарей срочно перебросили к Лобне, чтобы предотвратить прорыв немецких танков. Один из орудийных расчетов занял позицию на развилке возле дома, где живет женщина с тремя детьми. А фильм «Зоя» (1944) Лео Арнштама рассказывает историю московской школьницы Зои Космодемьянской, которая стала партизанкой, попала в плен к немцам и была казнена. Киносеанс состоится в кинотеатре «Тула» 6 декабря в 15:00.
Завершится программа показом военной драмы «Небо Москвы» (1944) в кинотеатре «Спутник» 6 декабря в 14:00. Юлий Райзман снял ее по одноименной пьесе драматурга Георгия Мдивани. Действие происходит в столице в 1941 году. Только что окончивший летное училище лейтенант Илья Стрельцов получает назначение в полк истребителей, охраняющих небо Москвы. Главному герою предстоит провести множество боевых вылетов и встретиться лицом к лицу с врагом, а еще завоевать любовь девушки Зои, в которую он влюблен с детства.
В мае на mos.ru заработал специальный проект «80 лет битве за Москву». Здесь не только сохранена память о спасении города, но и опубликованы интересные подробности о жизни людей в то время, о том, какой была Москва в 1941–1942 годах. А увидеть ветеранов Великой Отечественной, живущих в столице, и послушать их воспоминания можно в специальном проекте mos.ru «Слово солдата Победы». Здесь есть видеозаписи и фотографии.
«Москино» — учреждение в структуре Департамента культуры Москвы, управляющее сетью из 13 городских кинотеатров. В них ежегодно организуют кинопоказы, приуроченные к памятным датам, проводят фестивали авторского кино, премьеры новых фильмов и встречи с известными режиссерами. В синематеке «Москино» хранится около девяти тысяч пленочных копий классики советского кинематографа.
Открытие приурочено к 80-летию начала контрнаступления советских войск под Москвой
Сергей Собянин открыл в Центральном музее Великой Отечественной войны новую постоянную экспозицию «Битва за Москву. Первая победа!». В церемонии открытия, приуроченной к 80-летию начала контрнаступления советских войск под Москвой, приняли участие ветеран войны Василий Кузьмич Коровкин, оборонявший столицу, и учащиеся кадетских классов школ города.
«Наверное, до сих пор не все понимают значение этой битвы, все считают, что была какая-то локальная история. Но даже цифры впечатляют: 75 процентов всех танков вермахта, задействованных на Восточном фронте, были здесь сосредоточены, половина всей авиации участвовала здесь в сражениях. То есть это была глобальная битва, которая стала определяющей во всей войне», — сказал Сергей Собянин.
По его словам, для создания выставки в Музее Победы привлекли большое количество специалистов из федеральных и городских музеев, а также сценаристов и волонтеров. Благодаря этому удалось создать уникальную экспозицию. «Битва за Москву — это величайшее сражение в истории человечества. Такого сражения за всю историю не было. Достаточно сказать, что в этой битве участвовало 3,5 миллиона войск участвовало в этой битве солдат, она длилась семь месяцев», — отметил ветеран Василий Коровкин. Он подчеркнул, что память об этом событии останется на века. Ветеран рассказал, что для него война началась на Бородинском поле. Тогда Василию Коровкину было 19 лет. При первой же бомбежке из почти 40 человек в его взводе выжили только 19.
«С годами значение этой битвы мы понимаем все больше и больше. На самом деле она не уходит куда-то в тень, наоборот для всех становится очевидным, что это одно из ключевых сражений в истории войны, в истории человечества», — заявил Мэр Москвы. В лице Василия Коровкина он поздравил всех ветеранов с юбилеем великого сражения.
Подвиг защитников столицы
Экспозиция «Битва за Москву. Первая победа!» создана по инициативе московских ветеранов войны, поддержанной Сергеем Собяниным. Для реализации проекта был сформирован творческий коллектив — более 700 человек, в который вошли специалисты Музея Победы, Государственного музея обороны Москвы, а также военные историки, архитекторы, дизайнеры, декораторы, реквизиторы. В течение двух месяцев на киностудии «Военфильм» шла съемка четырех фильмов-реконструкций, в работе над которыми приняли участие более 500 человек, в том числе 10 каскадеров и 169 реконструкторов.
Новая экспозиция занимает площадь более 1200 квадратных метров в выставочной галерее главного здания Музея Победы и состоит из девяти тематических разделов. В пространстве декораций, созданных с удивительной исторической достоверностью, с помощью современных интерактивных технологий рассказывается о жизни предвоенной Москвы и героической обороне города, о подвиге защитников столицы.
Мультимедийные проекции и информационные экраны содержат большое количество исторических материалов. Среди них воспоминания участников Московской битвы, подлинные фотографии и электронные образцы документов, статистические сведения о жизни города в первые месяцы войны, ходе боев, оборонительной и наступательной частях важнейшего сражения.
Уникальные архивные документы представляют Москву как центр организации сопротивления агрессору, рассказывают о самоотверженном труде ее жителей. В считаные дни жизнь города была переведена на военные рельсы. Тысячи москвичей ушли на фронт, были сформированы дивизии народного ополчения, построены оборонительные сооружения, развернута противовоздушная оборона, выполнена маскировка важных городских объектов, проведена эвакуация мирного населения и организаций. Но при этом продолжали работать городские службы, библиотеки, театры, музеи.
В мультимедийных витринах демонстрируются личные вещи советских полководцев — участников обороны столицы. Это шинель генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова, командовавшего войсками 33-й армии, освободившего Наро-Фоминск, Боровск, Верею. Это письмо, которое написала на фронт своему отцу, командиру 32-й стрелковой дивизии Виктору Ивановичу Полосухину, дочь Аврора. Дивизия Полосухина стояла насмерть недалеко от Бородинского поля — там, где почти 130 лет назад русские войска сражались с армией Наполеона. Письмо пробито пулей, которой полковник был убит 18 февраля 1942 года в боях под Можайском.
Здесь же вооружение ополченцев и бойцов Красной армии, предметы городского быта, оригиналы работ Кукрыниксов, выпуски информационных плакатов «Окна ТАСС» 1941–1942 годов и другие свидетельства эпохи.
В числе раритетов военного времени — чернильный прибор академика адмирала-инженера Акселя Ивановича Берга. Его уникальные разработки перед войной послужили основой для оснащения кораблей Военно-морского флота локаторами и приборами связи. В 1943 году он фактически руководил советом по радиолокации при Государственном комитете обороне.
На экранах можно посмотреть фильмы-реконструкции о боях под Москвой.
Новая экспозиция позволяет прикоснуться к героической истории Отчизны и больше узнать о том, как ковалась победа у стен столицы, имевшая судьбоносное значение для страны и всего мира. Разгром фашистов под Москвой окончательно похоронил гитлеровский план молниеносной войны и придал нашему народу огромные силы для победы над врагом.
Фронтовик, прошедший от Москвы до Кенигсберга
Ветеран войны Василий Кузьмич Коровкин родился в 1922 году в деревне Солонихино Кич-Городецкого района Вологодской области.
В 1940–1941 годах обучался в Куйбышевском военно-политическом училище. Осенью 1941-го после досрочного выпуска направлен на передовую. Боевое крещение младший политрук Коровкин принял под Москвой, на Бородинском поле, в составе 32-й дивизии, которой командовал полковник Виктор Полосухин.
Фронтовыми дорогами Василий Кузьмич прошел от Москвы до Восточной Пруссии. Закончил войну под Кенигсбергом 9 апреля 1945 года.
Дальнейшую судьбу связал с военной службой. После окончания Военно-политической академии служил в Группе советских войск в Германии и других военных округах. Ушел в отставку в звании генерал-майора. Кандидат военных наук.
Василий Кузьмич Коровкин — активный участник ветеранского движения. Более 35 лет возглавляет совет ветеранов 5-й Краснознаменной армии. Проводит большую патриотическую работу с подрастающим поколением, активно участвует в мероприятиях, проводимых Московским комитетом ветеранов войны.
Награжден боевыми орденами и медалями, среди которых особое место занимает медаль «За оборону Москвы».
Как Москва отмечает знаменательную дату
Столица достойно отмечает 80-ю годовщину начала контрнаступления советских войск под Москвой.
Ветераны получили единовременную материальную помощь, размер которой по решению Мэра Москвы Сергея Собянина был увеличен по сравнению с прошлым годом в два раза — до 40 тысяч рублей. Получателями выплаты стали более 3,7 тысячи москвичей, в их числе инвалиды и участники Великой Отечественной войны, участники обороны Москвы.
В память о подвиге защитников столицы был учрежден нагрудный знак «80 лет битвы за Москву». Награду вручили более 1100 ветеранам, принимавшим непосредственное участие в обороне города в 1941–1942 годах и ныне проживающим в разных регионах страны и за рубежом. Среди них 704 ветерана-москвича.
Участники битвы за Москву также получили подарочные наборы.
По случаю знаменательной даты прошли многочисленные памятные, культурные, научные, просветительские и другие мероприятия.
7 ноября состоялась торжественная церемония возложения венков и цветов к Могиле Неизвестного Солдата в честь 80-й годовщины военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года.
5 декабря — в годовщину начала контрнаступления советских войск — венки и цветы торжественно возложили к Могиле Неизвестного Солдата и памятнику маршалу Г.К. Жукову.
В рамках патриотической программы «Памяти московского народного ополчения» состоялось пять экскурсионных поездок по местам боев с посещением монументов ополченцам и другим участникам Великой Отечественной войны, проведением патронатных акций. Среди экскурсантов — родственники ополченцев и члены ветеранских организаций, руководители образовательных организаций и школьных военно-патриотических музеев, учащиеся московских школ и вузов.
Молодежь и студенты побывали на экскурсиях по местам сражений в ходе контрнаступления Западного и Калининского фронтов (Тверская, Тульская, Смоленская, Калужская, Московская области). Всего прошло 15 экскурсий офлайн и 14 — онлайн.
Состоялись две выездные акции памяти к местам сражений под Москвой, в программу было включено посещение мемориалов героям-панфиловцам, сибирским дивизиям, мемориальному музею Зои Космодемьянской.
В течение этого года были торжественно открыты памятные знаки, посвященные 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения, 18-й дивизии народного ополчения Ленинградского района, 21-й дивизии народного ополчения Киевского района города Москвы.
Продолжается традиция увековечивания памяти героев. В 2021 году были установлены мемориальные доски Герою Советского Союза Ивану Цапову, дважды Герою Советского Союза Владимиру Коккинаки, дважды Герою Советского Союза Николаю Рукавишникову, Герою Советского Союза Ивану Злыденному, а также основателю и многолетнему руководителю Московского дома ветеранов войн и Вооруженных сил генерал-лейтенанту авиации Вячеславу Михайлову.
Волонтеры привели в порядок художественные надгробия и захоронения участников Великой Отечественной войны.
Вышел в свет 22-й том Книги Памяти. В общей сложности в мемориальное издание вошли имена около 500 тысяч погибших и пропавших без вести воинов, призванных военными комиссариатами города Москвы.
Реализована большая культурная и научная программа.
В Государственном музее обороны Москвы прошла выставка «Судьба ополченца», организованная совместно с поисковыми отрядами и общественными организациями потомков ополченцев. На выставке было представлено 94 экспоната из собрания музея, а также архивные материалы семей потомков ополченцев.
В Музее Победы на Поклонной горе открылась новая постоянная экспозиция «Битва за Москву. Первая победа!».
В Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации разместилась экспозиция «Москва в судьбах полководцев Великой Отечественной войны. 1941–1945 годы. Подвиг и память. К 80-летию Московской битвы».
В музее-панораме «Бородинская битва» открыта выставка «Мир хочет знать, кто мы такие», на которой представлены графические портреты защитников Москвы, зарисовки боевых действий в полосе Калининского и Западного фронтов, жанровые военные сцены.
В музее ВДНХ проведены экскурсии «Помните ушедших в битву за Москву».
Тематические фотовыставки, развернутые на Никитском и Страстном бульварах, в парках «Красная Пресня», «Фили», Таганском, возвращают жителей и гостей столицы в Москву 1941 года.
В кинотеатре «Художественный» был организован показ документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Леонид Варламов, Илья Копалин). Фильм был создан Центральной студией кинохроники в 1941–1942 годах и в 1943-м стал первой советской картиной, получившей премию Американской киноакадемии «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм».
«Большая история» — так называется онлайн-концерт военно-патриотической песни, который состоится на портале битваподмосквой.рф 12 декабря, в День Конституции Российской Федерации.
В рамках международного военно-исторического форума «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова…» в онлайн-формате прошла научно-практическая конференция «Мы беспощадный путь к Берлину открыли битвой за Москву».
Большое внимание привлекли выступления ведущих историков на стенде «Столица добрых дел — Москва» на Международном форуме гражданского участия #МыВместе в Центральном выставочном зале «Манеж».
Студенты вузов и колледжей столицы прослушали 30 онлайн-лекций об этапах битвы под Москвой.
Тысячи молодых москвичей приняли участие в офлайн- и онлайн-квестах, посвященных истории Великой Отечественной войны и ее первому победному сражению у стен Москвы.
В рамках молодежного патриотического онлайн-форума «Москва — город героев», приуроченного ко Дню героев Отечества, проходят образовательные мастер-классы и диалоги с героями России.
В мемориальном кабинете-музее маршала Советского Союза Георгия Жукова (улица Знаменка, дом 19) состоялось торжественное посвящение юных москвичей в кадеты-жуковцы, приуроченное к 25-летию кабинета-музея, 125-летию со дня рождения маршала Победы и 80-летию битвы под Москвой.
Знаменательное историческое событие нашло отражение в оформлении улиц города — для этого выделены десятки рекламных площадей. Социальная реклама размещается на экранах и билбордах. К юбилею великого сражения выпущена специальная лимитированная карта «Тройка».
Музей Победы — сокровищница народной памяти
Музей Победы на Поклонной горе (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов) — крупнейший в России музейный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне.
Идею создания в Москве величественного комплекса в ознаменование победы советского народа в Великой Отечественной войне впервые высказал Георгий Константинович Жуков.
Строительство музея началось в 1985 году, а его официальное открытие состоялось 9 мая 1995 года. В торжествах приняли участие делегации из 55 государств.
Выставочные площади Музея Победы составляют свыше 110 тысяч квадратных метров. На его открытых площадках размещена одна из крупнейших в Европе коллекций военной техники, насчитывающая более 400 образцов. Всего в фондах музея хранится свыше 315 тысяч музейных предметов.
В главном здании действуют экспозиции «Подвиг народа» и «Подвиг армии», зал исторической правды, мультимедийный зал «Лица Победы», комплекс из шести диорам, рассказывающий об основных сражениях Великой Отечественной войны.
Помимо постоянных экспозиций, в музее работают тематические выставки, приуроченные к знаменательным датам и важным страницам истории войны.
В составе Музея Победы три филиала: Красногорский, Ржевский филиал «Ставка Сталина» и Музей Георгия Жукова в Калужской области.
В 2020 году завершилось строительство Ржевского мемориала советскому солдату, который стал составной частью Ржевского филиала учреждения.
Музей Победы на Поклонной горе — сокровищница народной памяти и один из ведущих институтов противодействия попыткам фальсификации истории. Коллектив учреждения насчитывает около 600 сотрудников.
Ежегодно музей посещают около одного миллиона человек. Проводится более 500 мероприятий, в том числе международного уровня.
22 июня 2021 г. в библиотеке №12 состоялась патриотическая встреча «Без объявления войны…», посвящённая 80-ой годовщине начала Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 года, 4 часа утра… Ровно восемьдесят лет назад на нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война двадцатого века. В памяти россиян этот день остался не просто роковой датой, но и рубежом — началом отсчёта долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной войны.
Рассказать детям, отдыхающим в летнем городском лагере школы №32, о первых днях войны в библиотеку пришли представитель Каменск-Уральского отделения Свердловской региональной общественной организации «Содействие ветеранам боевых действий и военных конфликтов» Сергей Родионов и руководитель Музея воинской славы ЦДО Алексей Кузнецов.
С неподдельным интересом мальчишки и девчонки слушали эмоциональный рассказ о доблести защитников Брестской крепости, героизме советских солдат и знаменитом Уральском добровольческом танковом корпусе, его формировании и славных победах, а также примеряли танковый шлем и солдатскую каску из личной коллекции Сергея Родионова, рассматривали ордена и медали далёких сороковых.
Низкий поклон и вечная память нашим соотечественникам, которые отдали собственные жизни за свою страну, за свободу и мир, за каждого из нас. Мы – потомки героев Великой Отечественной войны — обязаны хранить память о подвиге предков, уважать их стойкость, мужество, беззаветную любовь к своему Отечеству и воспитывать эти качества в следующих поколениях.
Библиотекари будут рады встрече с новыми читателями в библиотеке № 12 по адресу: ул. Кирова, 45а. Телефон для справок: 530-539.
Источник: Централизованная библиотечная система Каменск-Уральского ГО (им. А.С. Пушкина)
22 июня 2021 г. в детской библиотеке им. Н. Островского для детей летнего лагеря школы №20 состоялся патриотический час, посвященный Дню памяти и скорби.
Этот день пропитанный болью, надеждой и героизмом. Эта дата знакома каждому, ведь именно «сегодня» началась Великая Отечественная война, унесшая тысячи жизней, забравшая близких людей, оставившая вечный след в наших сердцах и душах.
Сотрудник библиотеки рассказала детям о том, сколько горя принесла война нашему народу, о тяжести испытаний, выпавших в те годы на детские плечи. Ребята слушали стихи о войне писателей-фронтовиков, просмотрели видеофрагменты о военных письмах, о воспоминаниях Героя Советского Союза М.П. Девятаева.
Под звуки метронома, минутой молчания, почтили память, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на Земле.
Детская библиотека №8 имени Н. Островского находится по адресу: ул. Алюминиевая, 14 (пл. им. Горького), т.: 8 (3439) 530-544.
Источник: Централизованная библиотечная система Каменск-Уральского ГО (им. А.С. Пушкина)
25 мая 2021 г. в библиотеке №12 состоялся час воинской славы «Стояли, как солдаты, города-герои», посвящённый 76-ой годовщине Победы, а также присвоению Каменску-Уральскому почётного звания «Город трудовой доблести».
История Великой Отечественной войны — это не только ежедневные подвиги бойцов Красной армии, но и примеры непостижимой массовой доблести, где безымянные Герои плечом к плечу вставали на защиту родной земли. Города, где шли самые кровопролитные сражения, и защитники живой стеной преграждали путь врагу, впоследствии были удостоены высшей степени отличия — «Город-герой».
Гости библиотеки – ученики школы №60 – познакомились с боевой летописью двенадцати «Городов-героев» и Брестской крепости, самостоятельно выбирая на интерактивной карте маршрут изучения и выполняя увлекательные задания, развивающие смекалку, зоркость и изобретательность – качества, необходимые каждому солдату.
В продолжение встречи школьники узнали о том, что с 2020 года по указу Президента Российской Федерации городам, которые внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне, присваивается почётное звание «Город трудовой доблести». На данный момент этой чести удостоились 32 города России, среди которых наш Каменск-Уральский.
Прочесть достойные издания о Городах-героях и трудовом подвиге Каменска-Уральского в годы Великой Отечественной войны можно в библиотеке №12.
Источник: Централизованная библиотечная система Каменск-Уральского ГО (им. А.С. Пушкина)
21 мая 2021 г. в библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась творческая встреча студентов КУПК с каменскими авторами, пишущими стихи о Великой Отечественной войне.
Накануне стало известно о присвоении Каменску-Уральскому звания «Город трудовой доблести». В Пушкинском зале была оформлена книжная выставка «Каменск — фронту» и в начале встречи заведующая отделом краеведческой литературы Лилия Глинских провела обзор книг, в которых рассказывается о героическом труде жителей нашего города в годы войны.
Память о Великой Отечественной войне передается из поколения в поколение. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулась эта беда. Эхо войны звучит много лет. В том числе и в поэтических строчках жителей нашего города. Не смотря на то, что даже старшие авторы в суровые военные годы были детьми или подростками.
На встречу с читателями пришли каменские авторы: Нина Буйносова, Галина Окулова, Ирина Шляпникова, Диана Ахмедулова, Анна Кобелева. Они прочли свои стихи о войне и рассказали историю их создания. Каждый из авторов пришел к этой теме своим путем, но всех их объединяет неравнодушие к событиям военных лет и сегодняшних дней. Стремление сохранить память и передать ее последующим поколениям, чтобы не допустить новых войн. Рефреном на встрече звучали слова о мире.
Участникам встречи представили книгу «Вечный огонь. Поэты одного города о войне», в которой собраны стихи, написанные поэтами нашего города и раскрывающие живую, трагическую и одновременно славную историю военного и послевоенного лихолетья.
Почетный гражданин города, Член союза писателей России – Нина Буйносова поделилась воспоминаниями о создании книги «Война была у каждого своя», рассказала о работе заводов в годы войны и потерях, которые понесло население города. Прочла свои произведения о войне и стихи Юрия Каплунова.
Все меньше остается живых носителей Истории – участников и свидетелей той смертельной битвы. Тем ценнее становится Память об этих событиях, которая сохраняется, в том числе и в поэтических произведениях. И даже, если в этих стихах нет прямых свидетельств о боях, если там воспоминания о военном и послевоенном детстве, это не менее выразительно и не менее страшно. Все эти стихи – это тоже частичка Памяти народной, которая сейчас приобретает особенное значение.
——
Источник: Централизованная библиотечная система Каменск-Уральского ГО (им. А.С. Пушкина)
Почётное звание присваивается городам, жители которых «внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность» (Указ Президента РФ № 304 от 20.05.2021).
Жители города сражались на фронтах Великой Отечественной войны и самоотверженно ковали Победу в тылу. Во имя будущего своих детей, внуков и правнуков. Во имя Победы совершали ежедневный подвиг. В войну в городе работали заводы, больницы, школы, клубы и библиотеки. Небывалыми темпами Каменск строил цеха и целые заводы, выпускающие продукцию для фронта.
О подвиге горожан и работе предприятий в годы Великой Отечественной войны:
- Каменск – фронту!: книжная выставка
- «Наследники Победы. Помним. Гордимся. Будем достойны!»: анонс книги
- «Через все прошли и победили»: онлайн-викторина
- «Трудовой подвиг Каменска-Уральского». Онлайн версия альбома.
Поздравляем жителей города с присвоением почетного знания! Помним и городимся!
Источник: Централизованная библиотечная система Каменск-Уральского ГО (им. А.С. Пушкина)
12 мая 2021 г. отмечается Международный день медицинской сестры. В читальном зале Центральной городской библиотеки имени А. С. Пушкина прошло мероприятие, посвященное этой дате.
Кому, как ни будущему поколению рассказывать о славной боевой истории нашей Родины! Ученики 4-5классов школы № 60 узнали о зарождении профессии медицинской сестры и сестринского дела в России и за рубежом, о судьбах героических сестер милосердия Флоренс Найтингейл, Даши Севастопольской, Риммы Ивановой, Зинаиды Туснолобовой, Гули Королевой и других.
Интересный и познавательный мастер-класс по оказанию первой медицинской помощи провели гости из Каменск-Уральского филиала Свердловского медицинского колледжа педагог-организатор Отческих А.А. и студентка 3 курса Плесовских Татьяна.
В зале каталогов библиотеки все желающие познакомились с реконструкцией эвакогоспиталя – рабочее место хирурга и часть больничной палаты, предоставленной медицинским колледжем.
Источник: Централизованная библиотечная система Каменск-Уральского ГО (им. А.С. Пушкина)
Женская тема — наверное, самая главная во всех искусствах. Матери, жене, подруге, сестре – посвящены многие произведения искусства. Но женщина и война? Несовместимо?..
Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир, они были медсёстрами, врачами, санитарками, которые показали беспримерную стойкость и мужество, несгибаемую волю и преданность Родине на фронте и в тылу.
Мы надеемся, материал, подготовленный отделом литературы по искусству, в преддверии Международного Дня медицинской сестры и праздника Победы, будет вам интересен и полезен!
Софья Уранова. «Наташа Михалева в госпитале» (1942).
Софья Сергеевна Уранова (1910-1988), художник – фронтовик, ученица известного русского художника М. В. Нестерова. Чтобы основательно изучить технологию живописи, С. Уранова поступила в Реставрационные мастерские Музея изобразительных искусств, где работала несколько лет под руководством художников В. Н. Яковлева и П. Д. Корина. Большую поддержку в образовании оказал ей А. М. Горький.
Софья Уранова пошла на фронт рядовой в артиллерийский полк. Во время службы она не прекращала рисовать и создала серию портретов своих сослуживцев. Уранова рисовала и медработников дивизии, в том числе медсестру Михалеву. Художница показала ее, усталую и задумавшуюся, в полевом госпитале, рядом с двумя ранеными. Уже после войны, в 1966 году, по своим рисункам она написала картину «Медсанбат. Военная медсестра Наташа Михалева». Когда полотно экспонировалось на выставке, художница как-то увидела возле него плачущую женщину. Подойдя ближе, она узнала в ней изображенную ею медсестру!
Марат Самсонов. «Сестрица» (1954).
Марат Иванович Самсонов (1925 — 2013) — советский и российский живописец, художественный руководитель Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Участник боевых действий в 1941-1945 гг., выпускник военного училища, он преуспел в жанре батальной живописи и сумел воспитать целое поколение художников.
Среди военных произведений особо выделяется картина, названная коротко, с любовью — «Сестрица» (1953). Автор создал удачный образ русской девушки-медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой и несет также его оружие. В ее глазах — вера в победу. Вокруг — напряженный боевой пейзаж: горит подбитая пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. А пейзаж для этого художника — важный сопутствующий элемент, который призван усиливать драматизм происходящего. Этот стиль Марата Самсонова прослеживается во многих его произведениях.
——
Источник: Централизованная библиотечная система Каменск-Уральского ГО (им. А.С. Пушкина)
Сегодня, в день Великой Победы, к мемориалам и обелискам горожан, павших на полях сражений Великой Отечественной войны, жители Каменска-Уральского возлагали живые цветы. Этой церемонии почти полвека. Первыми память воинов, ушедших на фронт в 1941-1945 годах, погибших в боях и умерших от ран, скончавшихся в застенках фашистских концлагерей, почтили глава города Алексей Герасимов и председатель Думы Валерий Пермяков, депутаты ЗССО Виктор Якимов и Михаил Голованов, руководители предприятий и ветеранских организаций.
В нашем городе семь памятных мест, к которым обязательно в День Победы приходят жители, где 9 мая проходят митинги с участием фронтовиков и тружеников тыла. Мемориальный комплекс в деревне Волкова, мемориал уральским алюминщикам, памятник Герою Советского Союза Григорию Кунавину и мемориал железнодорожникам «Звезда». Мемориальные комплексы синарским трубникам и работникам завода по обработке цветных металлов, памятник Герою Советского Союза Илье Абрамову. В этом году местом поклонения стала скульптурная композиция героям фронта и труженикам тыла на Аллее славы.
С 1965 года здесь собираются тысячи людей, с детьми и внуками и возлагают цветы. Минута молчания и слова благодарности, кто вслух, кто про себя.
Каждый понимает, кому обязан жизнью на этой земле. 76 лет без войны, четыре поколения родилось и выросло, не провожая на фронт отцов, мужей, братьев и сестер.
В этом году День Победы прошел скромно: официальная церемония возложения венков и красных гвоздик. Знакомые с детства мелодии военных лет. Минута молчания. Троекратный ружейный залп прозвучал у двух мемориалов ― уральским алюминщикам и синарским трубникам.
В Великую Отечественную предприятия Каменска-Уральского обеспечивали военные заводы СССР стратегической продукцией: от алюминия и взрывчатки до авиационных колес и гильз для Катюш. УАЗ, например, производил крылатый металл и силумин, Синарский трубный (завод № 705) гильзы для артиллерийских снарядов, пулеметные ленты, пружины для автоматов и кровати – для госпиталей.
Как отметил зам председателя ЗССО Виктор Якимов, желание горожан пойти на фронт удовлетворялось с большим трудом: первое и главное тогда было обеспечить военные заводы цветным металлом, полуфабрикатами из него, изделиями для производства танков и самолетов, артиллерийских орудий и стрелкового оружия.
У главы Алексея Герасимова дед прошел всю войну ― служил в десантных войсках, бабушки приближали Победу в тылу: одна на УАЗе, другая ― на Синарском трубном. Тяжело было везде, на фронте и здесь, за тысячи километров от передовой, считает он. Победа – ради этого воевали и работали, не щадя своей жизни.
Сегодня великий праздник для всех, подчеркивают каменцы. Все, кто хотел и горел желанием почтить память своих прадедов и прабабушек, дедов и бабушек, с утра посещают мемориалы и обелиски, семьями, с цветами, многие ― с портретами самых близких и родных людей. Много гвоздик напротив фамилий, высеченных на гранитных плитах мемориалов. Память жива…
Источник: Пресс-служба администрации Каменск-Уральского городского округа Свердловской области
Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших воинов, кланяется живым. 30 апреля детская библиотека №14 (ул. Тевосяна,13) пригласила учащихся 3 «Б» класса школы №60 на литературно – музыкальную композицию «Война. Победа. Память».
Звучал рассказ о том, что День Победы был и остается священным днем для всех людей нашей страны. Ребята узнали, какой ценой она была завоевана. Еще раз вспомнили о тех событиях военных лет, и о тех людях, которые завоевали для нас мир на земле.
Мероприятие сопровождалось показом видеоролика «О той весне», специально снятого к торжественной дате. Сюжет переносит героев в самое пекло сражения – под взрывы снарядов, на передовую, где навсегда остались миллионы советских солдат. Он вызвал большой интерес и отклик в душах наших читателей, а его кадры помогли им прожить историю «той весны».
В заключении состоялась презентация книг серии «Великие битвы. Великой Отечественной» Сергея Алексеева. В них автор рассказывает о главных битвах, описывает подвиг нашего народа в освобождении родной страны и Европы от фашистских захватчиков.
Хотя прошло более 75 лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Мы должны хранить уважение и чувство глубокой благодарности к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны, любовь и бережное отношение к ветеранам.
Источник: Централизованная библиотечная система Каменск-Уральского ГО (им. А.С. Пушкина)