Художественный мир пушкинских сказок 5 класс конспект урока

Лучшие проекты по искусству 9 класс пушкин наше вс!муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа 1 г. углегорска сахалинской областиисследовательский

Лучшие проекты по искусству 9 класс «Пушкин — наше всё!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Углегорска Сахалинской области

Исследовательский проект

«Пушкин — наше всё»

по теме «Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях»

Автор: ученица 9Б класса Евдокимова Ольга, ученица 9Б класса Ю Валерия

Проверил: Головко Ольга Николаевна

г. Углегорск

2018

Введение:

Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего.

Вообще же не только в мире художественных, но и в мире общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономиями.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

В многогранном и обширном мире русской культурной жизни одним из самых ярких и выдающихся явлений был и есть Александр Сергеевич Пушкин, творческое наследие которого интегрирует практически все виды искусства. Об этом и наш проект.

Цели проекта:

-Исследовать биографию и творчество поэта.

-Формирование духовного мира школьника, его идейно-моральных убеждений, эстетической воспитанности путем воздействия разных видов искусства в их взаимосвязи.

Задачи проекта:

-Развитие творческого потенциала личности учащегося, формирование познавательной компетентности в области искусства.

-Развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения, коммуникативных навыков.

-Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности, умением анализировать произведения искусства, высказывать собственное суждение о них.

-Освоение знаний об искусстве как о способе эмоционально-практического освоения окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры.

Объект исследования:

Творчество А.С. Пушкина, его биография и произведения.

Произведения искусства, связанные с именем А.С. Пушкина.

Глава № 1

Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях:

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся

19 октября 1811 г. учебное заведение — Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров «Пушкин в Царском Селе», картина И. Репина, 1911.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.

9 июня состоялись выпускные экзамены. Лицей был закончен — детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств в разное время. В селе Болдина Нижегородской губернии в 1830 году написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка опопе и его работнике Балде». Там же в 1833 году созданы «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», возник замысел «Сказки о золотом петушке». Эти периоды называются первой и второй Болдинской осенью.

Сказки Пушкина – это не только своеобразный взгляд на мир и человека в нём, но и отражение собственной судьбы поэта. «Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы.

Один известный русский художник мечтал проиллюстрировать все сказки А.С. Пушкина, но смог выполнить рисунки лишь к двум, его иллюстрации поражают зрителей точностью линий, красочностью, декоративностью. Но самое главное в этих работах, по словам искусствоведов, то, что художник смог достигнуть единства и целостности образного мира сказок Пушкина и своих иллюстраций.

Сказка о медведихе» послужила толчком к созданию одного из шедевров русской живописи.

И.И. Шишкин в 1889 году написал картину «Утро в сосновом лесу»

Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…»

Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. «Он все с ней, коли дома», вспоминали дворовые люди с. Михайловского.

Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок (в стихах).

Сказки Пушкина – это не только своеобразный взгляд на мир и человека в нём, но и отражение собственной судьбы поэта. «Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы.

Глава II «Практическая часть исследования»

Глава II «Практическая часть исследования»

Среди многочисленных высказываний поэта мы находим такие, в которых он предстает перед читателями XXI в. как пророк и неиссякаемый оптимист, человек, наделенный глубокими чувствами: «Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой»; «Дана мне лира от богов, поэту дар бесценный…»; «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»; «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…».

Для работы над исследовательским проектом, надо разделиться на небольшие группы (5—7 человек) и выбрать одну из тем.

Разрабатывая содержание этой темы, обратитесь в первую очередь к поэзии и прозе А. Пушкина, к уже знакомым и новым для вас его сочинениям.

Найдите произведения различных искусств, в которых воплощены образ самого поэта и образы его литературных произведений. Представьте изученный вами материал в виде реферата, компьютерной презентации, виртуального путешествия по пушкинским местам.

Защита каждого мини-проекта должна превратиться в увлекательное событие, в котором могут быть представлены различные виды художественной деятельности: выразительное чтение, пение, театрализованная постановка, видео- и фотокомпозиции, хореография, выставка творческих

художественных работ.

илюстрация

Заключение:

Память о Пушкине. Она проявляется в названиях улиц, школ, музеев, городов, планет, заявляет о себе в памятниках великому поэту России. Всё это – крупицы огромной любви к А.С. Пушкину, сердце которого взволнованно откликалось на все события общественно-политической и культурной жизни страны.

Моя исследовательская работа «Увековечение имени А.С. Пушкина в топонимике, памятниках, в названиях общественных организаций» и презентация к ней могут быть использованы на уроках предмета «Искусство», литературы, при изучении творчества А.С. Пушкина, на уроках краеведения и классных часах, посвящённых великому поэту.

Таким образом, цели проекта, на мой взгляд, достигнуты. Очевидно повышение уровня общей культуры.

Список литературы

https://kupidonia.ru/spisok/spisok-proizvedenij-pushkina

Ссылки:

Статья о Пушкине — https://pushkin.niv.ru/pushkin/text/articles/article-153.htm

Книги о Пушкине — https://pushkin-live.ru/o_pushkine/

Семья Пушкина — https://pushkin.niv.ru/pushkin/family/semya.htm

Список литературы — https://kupidonia.ru/spisok/spisok-proizvedenij-pushkina

Приложение 1

Список произведений Пушкина

  1. Поэмы:
  • Анджело
  • Бахчисарайский фонтан
  • Братья — разбойники
  • Гавриилиада
  • Граф Нулин
  • Домик в Коломне
  • Кавказский пленник
  • Езерский
  • Медный всадник
  1. Сказки:
  • Сказка о золотом петушке
  • Жених
  • Песнь о вещем Олеге
  1. Повести:
  • Барышня – крестьянка
  • Выстрел
  • Гробовщик
  • Египетские ночи
  • История села Горюхина
  • Капитанская дочка
  • Кирджали
  • Метель
  1. Романы в стихах:
  • Евгений Онегин
  1. Трагедии:
  • Борис Годунов
  1. Стихотворения:
  • Александр Радищев
  • Андрей Шенье
  • Анчар
  • Арион
  • Батюшкову
  • Беги, скройся от ночей
  • Бесы
  • Битва у Зеницы – Великой
  • Бородинская годовщина
  • Будь подобен полной чаше
  • Вот здесь лежит больной студент
  • В древние времена при объявлении войны
  • В дыму, в крови, сквозь тучи стрел
  • В надежде славы и добра
  • В начале жизни школу помню я
  • В пещерах Геликона
  • В раю, за грустным Ахероном
  • В Сибирь
  • В сиянии и в радостном покое
  • В стране, где я забыл тревоги прежних лет
  • Вакхическая песня
  • Вдали ты зришь утёс уединённый
  • Великий день Бородина
  • Весёлый мир
  • Видение короля
  • …Вновь я посетил
  • Война
  • Княгине З.А. Волконской
  • Вольность. Ода
  • Вольтер
  • Ворон к ворону летит
  • Воспоминания в Царском селе
  • Восстань, о Греция, восстань
  • Все в таинственном молчаньи
  • Генералу Пущину
  • Герой
  • Кн. Голицыной, посылая ей оду «Вольность»
  • Город пышный, город бедный
  • Гроб Анакреона
  • Добрый свет
  • Друзьям
  • Если ехать вам случится
  • Есть роза дивная: она
  • Желал я душу освежить
  • Здесь Пушкин погребён, он с Музой молодою
  • Зимнее утро
  • Из Байрона
  • Из Пиндемонти
  • Из Alfieri
  • К вельможе
  • К Лицинию (с латинского)
  • К морю
  • К ней
  • К Чаадаеву
  • Кавказ
  • Как по Волге реке, по широкой
  • Как счастлив я, когда могу покинуть
  • Клеопатра
  • Когда б не смутное влеченье
  • Когда порой воспоминанье
  • Конь
  • Король ходит большими шагами
  • Краёв чужих неопытный любитель
  • Кривцову
  • Леда
  • Лициний , зришь ли ты? На быстрой колеснице
  • Лук звенит, стрела трепещет
  • Любви, надежды, тихой славы
  • Мадонна
  • Меж тем, как изумлённый мир
  • Мне бой знаком — люблю я звук мечей
  • Мне не спится, нет огня
  • Моё беспечное незнанье
  • Моему Аристарху
  • Мой голос для тебя и ласковый и томный
  • Монах и юбка
  • Мордвинову
  • Моя родословная
  • Моя эпитафия
  1. Публикации:
  • Возражение критиками «Полтавы»
  • Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»
  • Возражение на статью А. Бестужева «Взгляд на русскую словесность и в начале годов»
  • Заметки по русской истории
  • Заметки по русской истории XVIII в.
  • Замечания на черноморских и донских казаков
  1. Отрывки произведений:
  • Бова
  • Записи народных сказок
  1. Историческое произведение:
  • История Петра
  • История Пугачёва
  1. Пьесы:
  • Каменный гость
  • Маленькие трагедии
  • Моцарт и Сальери

14

Проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Проект для старшей группы «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Тип проекта:

познавательно — творческий.

Участники проекта:

дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Недостаточные, малочисленные знания детей о сказках А. С. Пушкина. Устный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки А. С. Пушкина, небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказкам А. С. Пушкина.

Цель проекта

:

Формирование целостного восприятия окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина. Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С.Пушкина;

Развитие творческих способностей, фантазии детей;

Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

Задачи:

1. Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина

2.Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.

3. Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью.

2. Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.

3. Организовать заучивание некоторых стихов А. С. Пушкина.

4. Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.

5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.

6. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

7. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.

8. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

9.Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Участники проекта:

Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Продолжительность проекта:

1 неделя

Ожидаемый результат:

Расширение знаний детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Знание сказок, стихов А.С. Пушкина.

Обогащение предметной среды группы.

Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.

Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей.

Вызвать интерес детей и родителей к чтению, к русской поэзии, к творчеству А. С. Пушкина.

Работа с родителями

Расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия детьми литературных произведений разной сложности;

Помочь почувствовать и понимать язык сказок А.С.Пушкина;

Помочь увидеть красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания, метафоры, поговорки и т.п.);

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Художественные средства в рассказе родинка шолохов
  • Художественные особенности сказки сивка бурка
  • Художественные средства в сказках про ивана дурака
  • Художественные приемы салтыкова щедрина в сказках
  • Художественные и исторические рассказы и очерки 3 класс